Аспекты эмоционального развития дошкольника: воспитываем успешного ребенка. Конспект занятия по коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста Занятия для детей эмоциональное развитие

Цель занятия:

Закрепить знания детей об эмоциях (радость, печаль, гнев, страх, удивление) научить детей различать эмоции по схематичными изображениями;

Научить понимать свои чувства и чувства других людей;

Упражнять детей в умении передавать эмоциональное состояние используя мимику и жесты, а также развивать способности чувствовать настроение в музыке;

Развивать эмпатию и воображение, дружелюбие и коллективизм.

Материал: пиктограммы эмоциональных состояний , и , письмо из «Страны Настроения», музыкальные отрывки из мультфильмов, картинки с изображением сказочных героев, «кубик настроения», музыкальные ноты со схематическим изображением различных эмоций.

Ход занятия психолога со старшими дошкольниками:

1. Упражнение-приветствие «Я люблю»

Цель: снятие эмоционального напряжения, образование положительного состояния

Дети под спокойную музыку заходят в зал. Зал оформлен в виде лесной поляны.

: Дети, посмотрите, какая замечательная лесная полянка. Как хорошо и уютно на ней.

А давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом волшебными словами. Чтобы не только на полянке, но и у каждого из нас на душе стало тепло-тепло и уютно. (Дети говорят слова, движениями рук, показывая на того к кому обращаются).

Я люблю - себя,

Я люблю тебя,

Я люблю - всех,

В этом мой успех.

Психолог: Какие красивые слова. Давайте скажем их еще раз ласково и нежно, чтобы мы все почувствовали эту любовь (дети эмоционально повторяют слова дважды). От ваших волшебных слов стало ясно и уютно не только на этой полянке, но и у каждого на сердце.

Психолог: Дети, у меня для вас есть сюрприз. Вот посмотрите, что в моих руках? Да, это письмо, но письмо необычное, это письмо из «Страны Настроения». Вы слышали о такой Стране? Давайте прочитаем его.

«Дорогие дети! Если вы любите все интересное, сказочное, и умеете удивляться, вас приглашает в гости «Страна настроения»!»

Ну что, детки, отправимся в путешествие? Так как нас ждет дальняя дорога, путешествовать мы будем на волшебном поезде. Скажите, а что нам нужно для того, чтобы сесть в поезд? Верно, нам нужны билеты. А купить мы их можем вот в этой билетной кассе.

2. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: научить детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Так как путешествие наше необычное, то и кассиры у нас также необычные. Посмотрите, это колобочки и каждый из них показывает нам разное настроение. Как мы можем определить настроение у каждого кассира? У людей также бывает разное настроение, какое именно? Дети, становитесь в очередь и покупайте себе билет у кассира, изображающего такое же настроение, как у вас в настоящее время (дети становятся в очередь и берут у кассиров-колобков пиктограмму со схематическим изображением своего настроения). Все билеты получили? Я буду в этом путешествии вашим проводником. Сдайте все билеты мне и отправляемся. (Дети строят поезд и под музыку начинают двигаться по залу).

Первая наша остановка станция «Сказочная».

Психолог: Скажите мне, вы любите сказки? А много сказочных героев вы знаете? Сейчас мы с вами поиграем в игру.

3. Упражнение «Найдите сказочного героя»

Цель: развитие умения распознавать эмоциональные состояния персонажей и соотносить их с графическими изображениями.

Психолог: У меня есть картинки с героями сказок и мультфильмов. А еще волшебный «кубик настроения». Посмотрите, у всех героев одинаковое настроение? Да, разное. Попробуем рассмотреть и изобразить различные настроения наших героев.

Каждый ребенок по очереди бросает кубик, называет эмоцию, которая выпала на кубике и находит картинку сказочного героя, изображающего такое же эмоциональное состояние. Правильно выбранную картинку ребенок оставляет у себя, а неправильную кладет обратно.

Следующая наша остановка станция «Музыкальная». (Обратить внимание на деревце с нотами на ветвях).

class="eliadunit">

4. Упражнение «Угадай мелодию»

Цель: развивать способности чувствовать настроение в музыке.

Дети садятся на подушки, у каждого стоит блюдце с двумя нотами.

Психолог: сейчас мы будем слушать с вами музыкальные отрывки, ваша задача угадать, какое настроение они передают и поднять соответствующую ноту (вспомнить какой бывает музыка?)

Наше путешествие еще не закончилась, на очереди новая станция «Цветная

5. Упражнение «Укрась озеро»

Цель: научить детей передавать эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

(Вспомнить какими цветами мы изображаем радость, а какими грусть)

Психолог: Дети, вот посмотрите на это лесное озеро, оно кажется вам печальным. Давайте украсим его, каждый возьмите по одному цветочку такого цвета, который изображает ваше настроение сейчас.

Психолог: Мы сегодня были активными, пришло время нам немного отдохнуть.

6. Упражнение-релаксация

Цель: психоэмоциональная разгрузка

Веки хотят спать,

Закрываются глаза.

Мы тихо засыпаем,

Мы погружаемся в сон.

И руки сонные стали,

И ноги задремали,

И мы в эту минуту

Легкие как пушинка.

Итог занятия.

Психолог: Пока мы отдыхали, наше путешествие постепенно подошло к концу. Пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой нам нужно кое-что вспомнить.

Беседа психолога с детьми:

Какую страну мы сегодня посетили?

Какая игра была интересная?

Что наиболее запомнилось во время путешествия?

7. Упражнение «Определи свое настроение»

Цель: закрепить умение детей определять свое эмоциональное состояние

Психолог: Ну что, детки, соскучились по детскому саду. Пора нам возвращаться назад. Подойдите к кассирам-колобкам, и получите билетики обратно в садик (дети подходят к кассирам и берут билетики с изображением своего настроения).

Психолог: Я желаю вам, детки, чтобы у вас всегда было хорошее настроение и вы чаще улыбались, так же как и сегодня во время нашего путешествия.

Разделы: Работа с дошкольниками

Эмоции являются «центральным звеном»
психической жизни человека
и, прежде всего – ребенка.

(Л. Выготский)

Роль и значение эмоций в жизни человека столь велики, что возникает вопрос о возможной обслуживающей связи эмоций с первичными потребностями человека. По мнению К. Изарда эмоции удивления, страха, отвращения обслуживают потребности организма в самосохранении (себя, вида, результатов своей деятельности). Эмоции гнева, презрения, стыда и горя возникают в связи с потребностями взаимодействия (принадлежность к группе, желание занимать в ней определённое место). Эмоции интереса, радости связаны с потребностями в познании, с любознательностью и исследовательским поведением. Это свидетельствует о большом значении эмоций в жизни ребёнка.

Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов, т.к. нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, характеризующие взрослого человека, не даны ребёнку в готовом виде от рождения.

Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом.

Характерная особенность формирования эмоциональной сферы заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Совместная деятельность ребенка с педагогом, со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу.

Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь – один из решающих факторов. Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств – в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, педагогу необходимо уметь «смотреть на себя со стороны», проявляя эмоциональную культуру и такт. Он – образец для ребенка.

Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта» (Л.С. Выготский).

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. В связи с тем, что эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве и играет решающую роль в становлении личности ребёнка, поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы, очень актуальной и важной. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции организуют восприятие, мышление и действие».

Из всех видов искусства, на мой взгляд, музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека и занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов), «языком чувств, моделью человеческих эмоций» (В.В. Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нём и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает её одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребёнка.

Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду, которые являются основной формой музыкального воспитания. Основной задачей музыкальных занятий является развитие музыкальности, понимаемое как способность ребёнка эмоционально отзываться на музыку (Б.М. Теплов). Именно здесь он может приобщиться к искусству, от которого, по словам Гёте, «расходятся пути по всем направлениям».

Исходя из вышесказанного, была определена доля участия каждого педагога по формированию развитию эмоций у детей дошкольного возраста. Логопед уделяет особое внимание развитию мимических и артикуляционных мышц, помогая с помощью образных описаний постепенно осваивать мимику лица. Инструктор по физической культуре развивает у детей мускулатуру тела, осанку, согласованность, чёткость и выразительность движений. Музыкальный руководитель обучает детей умению передавать через мимику и пантомимику различное настроение человека, имитировать движения животных, птиц, развивает чувство ритма. Учитель-дефектолог на занятиях и совместной деятельности с детьми учит их «видеть» себя и окружающих, составлять описательные рассказы о себе, сравнивать себя с окружающими, видеть своё сходство с родителями. Психолог способствует укреплению эмоциональной устойчивости, развитию раскованности, самоконтроля его коммуникативных способностей. Педагог по изодеятельности «рисует» с детьми эмоции, помогает учиться видеть, чувствовать оценивать и созидать по законам красоты и добра. Воспитатели направляют самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный на музыкальных занятиях материал.

Поэтому содержание коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:

  1. Комфортная организация режимных моментов. Эта работа во многом зависит от воспитателя и помощника воспитателя.
  2. Оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий: оздоровительно – профилактической гимнастики; физкультминуток; спортивных игр; подвижных игр (в том числе народных); игровых заданий и упражнений; досугов. Данное направление реализуют в комплексе музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию.
  3. Игротерапия: сюжетно-ролевые игры; игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт; коммуникативные игры; дидактические игры. Эта работа проводится воспитателями и психологом.
  4. Арттерапия: рисование; ритмопластика; танец; музыкально – ритмические движения; слушание музыки. Данное направление реализовывается музыкальным руководителем совместно с воспитателями.
  5. Занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия.
  6. Психогимнастика: этюды; мимика; пантомимика. Эта работа осуществляется музыкальным руководителем, воспитателями, инструктором по физическому воспитанию.
  7. Психомышечная тренировка, проводится инструктором по физическому воспитанию.
  8. Посещение комнаты психологической разгрузки осуществляется психологом.
  9. Задания, направленные на: организацию совместной деятельности; составление рассказов; организацию театрализованных игр и т.п. Эти задания проводятся воспитателями.
  10. Использование наглядных пособий: фотографий; рисунков; схем; символов; графических изображений. Эту работу осуществляет весь персонал ДОУ.

Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяются по мимике, пантомимике и вокальной мимике. Исходя из этого, была поставлена цель: развивать эмоциональную сферу ребенка средствами мимики, пантомимики и интонации на музыкальных занятиях.

Работа над эмоциональным развитием детей дошкольного возраста опирается на возрастные возможности детей, используются сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение. Детям очень нравятся игры, направленные на развитие эмоциональной экспрессии: они с охотой передают ситуации жизни животных, их повадки; эмоциональные состояния путем персонификации. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер. Например, игры «Медвежата», по стихотворению П.Воронько; «Кошка и котята», «Обезьянки и тигр», «Аист и лягушата», музыка Г. Насауленко. Всем текстам соответствует музыкальное сопровождение, которое определяет эмоциональный характер движений. Удачно подобранное музыкальное произведение помогает ребенку более глубоко проникнуть в содержание образа, способствует умению передавать свои чувства мимикой и пантомимикой.

Работа по развитию эмоциональной сферы делится на три этапа:

1 этап – младший возраст (3-4 года) – работа над развитием эмоций, мимики через игру, образы, движения, голосовые упражнения, пальчиковую гимнастику.

В младшем возрасте помогают работе наборы карточек и сюжетных картинок с изображением главного героя в разных эмоциональных состояниях. Детям предлагается подобрать картинку с сюжетом, который соответствует характеру услышанной музыки. В этом возрасте дети с удовольствием выполняют этюды – подражания (птиц, животных)

2 этап – средний возраст (4-5 лет) – обогащение эмоционального словаря, работа с масками-пиктограммами, цветом, пантомимикой, мимикой, логоритмические и логопластические игры, этюды на выражение эмоций.

В средней группе эмоциональный словарь детей пополняется новыми словами, обозначающими различные настроения, состояния (горе, горевать, трусливый, обиженный, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень страшный, совсем трусливый, очень печальный).

Дети учатся по музыке определять и изображать эмоциональное состояние героя, замечать изменения в настроении. Например, «Котик заболел» и «Котик выздоровел», музыка Гречанинова. Мимикой и пантомимикой дети изображают больного и здорового котика.

Рассмотрим «Марш зайчат» А. Жилинского.

Музыка 1 части произведения носит веселый, шутливый характер. Дети в движении передают образ озорных зайчат, смело и радостно вышагивающих по лесной полянке.

В средней части музыка звучит в низком регистре, громко, отрывисто, зловеще.

Сразу становится понятно, что зайчата испугались чего-то или кого-то страшного. Передавая эмоциональное состояние испуганных зайчиков, дети оглядываются, дрожат, приседают, стараясь как бы сжаться в комочек, закрывают лицо руками. В конце пьесы мелодия быстро катится сверху вниз, передавая бегство зайцев. Дети быстро убегают с испугом на лице. Особое внимание обращается на выразительность и пластику движений.

В средней группе дети знакомятся с масками-пиктограммами, каждая из которых сопровождается музыкой, а дети перед зеркалом мимикой своего лица повторяют пиктограмму.

На комплексном занятии «Радуга настроений» предлагается детям на услышанный музыкальный фрагмент передать настроение двух девочек: радостной и печальной. Необходимо одеть девочек в платья, соответствующие их настроению (грустную девочку – в темное платье, веселую – в красное) и развеселить. Этюд «Хорошее настроение», музыка Львова-Компанейца.

3 этап – старший возраст (5-7 лет) – совершенствование опыта внешнего проявления эмоций, самобытность эмоционального самовыражения с помощью пластических этюдов, этюдов на сопоставление различных эмоций, образно игровых этюдов без слов и со словами.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо учить их понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонация голоса), определять причины того или иного настроения, развивая способность реагировать на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, содействие. Большую помощь в этом оказывают пластические этюды и игры. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. В работе используются этюды на выражение основных эмоций, на отображение и сопоставление положительных и отрицательных черт характера, этюды воплощения. Музыка является постоянным фоном, на котором передаются различные настроения, прослеживаются связи между переживаниями человека и его действиями.

В результате целенаправленной работы педагогического коллектива обогащается эмоциональная сфера детей. На музыкальных занятиях к концу подготовительной группы дети:

  • способны выразительно передавать, собственное и заданное эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимику, пантомимику, интонации);
  • умеют распознавать эмоциональные проявления людей по мимике, интонации, проявляют сопереживание;
  • проявляют способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям, описывать мимику окружающих при изображении эмоций;
  • обогатился словарный запас, обозначающий различные эмоциональные состояния.

Список использованной литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1981.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под редакцией В.В Давыдова - М.: Педагогика, 1991.
  3. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.
  4. Дошкольная педагогика. Санкт-Петербург, 2009, №3.
  5. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. «Путешествие в прекрасное».
  6. Методические рекомендации для воспитателей, учителей, родителей.- М.: «Баласс», 1999.
  7. Метлов Н.А. Музыка детям.- М., 1985.
  8. Методика музыкального воспитания в детском саду./Под ред. Н.А. Ветлугиной.- М.: Просвещение, 1982.
  9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001.
  10. Музыкальное воспитание в детском саду./Сост. О.П. Радынова и др.- М., 1994.
  11. Музыкальный руководитель.2004, №1.
  12. Музыкальный руководитель. 2004, №2.
  13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей.- Ч.1.- М. 1997.
  14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.// Избр. труды: в 2т.- М., 1985.- Т.1.
  15. Эмоциональное развитие дошкольников./Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М., 1985.- 174с.

2.2Структура занятий по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы проходит имеет три направления Миславский Ю.А. Психология: Учебник.-СпБ «Парус», 2005. - 304 с. :

Педагог-психолог - дети. Работа включает в себя следующее:

* проводиться диагностика, где выявляется уровень развития ребенка при поступление в дошкольное учреждение

* выявляется факторы риска в развитии детей

* индивидуально обследуется каждый дошкольник по просьбам воспитателей и родителей;

* реализуются коррекционно-развивающие работы в виде занятий.

Работа психолога с детьми, строится по специальным программам, учитывается возраст детей.

Педагог-психолог - родители:

1) Установление контактов с родителями

2) Проведение консультаций с родителями

3) Проведение клубов, собраний

4) Выход по дальнейшей работе с ребенком

5) Анкетирование для родителей Важно отметить, что на всех этапах работы, нужно учитывать индивидуальность родителя, культуру воспитания.

Педагог-психолог - педагоги группы

Работа заключается в следующих задачах:

*ознакомление педагога индивидуальностью эмоционального развития ребенка 5-7 лет;

* обучение способам взаимодействия с детьми с определенными трудностями;

* помощь при создании условий, способствующих улучшению эмоционального развития ребенка, его положительные стороны. В работу психолога с педагогами входят такие формы, как индивидуальные консультации, семинары - практикумы, тренинги, с целью ознакомления с индивидуальными особенностями детей и выработки единой стратегии воспитания. Систематически для педагогов проводятся релаксационные паузы для снятия эмоционального напряжения, используем различные приемы изотерапии, ауторелаксации, музыку, упражнения-медитации. Все это способствует повышению чувства эмоционального комфорта у педагогов, что опосредованно влияет и на повышение чувства комфорта у детей.

Взаимодействие специалистов по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются центральным звеном психической жизни человека, и, прежде всего, ребенка. Согласно рекомендациям, полученным на каждого ребенка на ПМПк, разрабатывается программа работы с данным ребенком, цель занятий оказать помощь родителям, педагогам, детям помощи по предупреждению негативных последствий нарушений на эмоциональном уровне.

Работа в системе поможет ребенку осознать психические процессы как (ощущение, мышление, воображение и др.), их регуляция. В этом может помочь сенсорика, которая способна заставить ребенка полюбить мир прекрасного. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного аппаратов способствует эмоциональным проявлениям малыша.

В работе специалистам нужно также знать возрастные особенности сенситивность периодов.

Педагогическая работа идет поэтапно. Хотелось бы остановиться немного о таком виде деятельности как игра, в этом возрасте, да и в мире дошкольного возраста, она играет главную роль, Игра способствует позитивным умениям как в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, способна сформировать новые формы поведения». Игра благоприятно влияет на обстановку, отсюда происходят эмоциональные проявления, творческая самореализация. В ролевом перевоплощение ребенок 5-7 лет получает эмоциональный фон, который оформляется в экспрессивные действия. Сенсорные игры, помогают ребенку активизировать механизмы эмоционального отклика, и непосредственно приводят в действие эмоциональную сферу в целом Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник.- М.: «Академия Развития», -2007-315 с. . Нужно учесть, что данного вида игры требуют тщательной подготовки, и их положительная сторона в том, что они более привлекательны для детей этого возраста. Эмоционально-экспрессивные игры, их задача помочь раскрепостить мимику, моторику, жестикуляцию, создать благоприятную почву для проявления индивидуальности. Статистика показывает что, сейчас происходит увеличения детей с нарцшеннием эмоциональной, коммуникативной сферы, дети агрессивны, с низкой самооценкой, они пытаются показать, что у них все получается, но не могут поверить в свои сил, о сверстниками бойся общаться, стараются их избегать, а если не бояться, то часто бывают конфликты, у детей патологией речи, высокое эмоциональное напряжение, как в ожидании речевого общения, так и в процессе его. Поэтому с такими детьми нужно применять метод релаксации, который способствует снижению мышечного тонуса. Сделаем вывод в работе специалистов логопеда и психолога должна быть взаимосвязь, система работы, некий алгоритм, который поможет и позволит изменить уровень лексического развития и речевого общения детей, а также способствует преодолению общего недоразвития речи в целом. Эмоции проявляются не только в речи, но и движении, в этом помогает в образовательных учреждениях физическая культура, Здесь инструктор должен охватить всех детей, если есть малоподвижные, как можно больше удалять им внимания, при проведении игр давать таким детям роль ведущего.

Работа с родителями

Важнейшим компонентом эмоционального развитии - привязанность к родителям это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями. Специалисты советуют родителям каждое утро начинать с проведения эмоционально-стимулирующую гимнастики. Гимнастика позволит приобрести положительные эмоции и хороший тонус на целый день, обеспечить динамику в освоение движений. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, в результате происходят нарушения в их поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах. Поэтому педагогам рекомендуют проводить работу по профилактике психоэмоционального напряжения у малышей. Основные принципы, при планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения у детей:

1. ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка;

2. учет направленности его интересов;

3. обеспечение свободы выбора и волеизъявления;

4. безоценочный подход к детям.

При встречах с родителями педагог старается донести всю важность проблемы нарушений в эмоциональной сфере детей, объясняет причины возникновения данных проблем в поведении детей. Неблагополучные взаимоотношения между родителями являются причиной возникновения детских эмоциональных проблем.

Развитие эмоциональной сферы дошкольников в различных видах деятельности. Представлена такими деятельностями как театрализованная и изобразительная, давайте их, рассмотрим, Театрализованная деятельность это источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, здесь формируются духовные ценности, которые развиваются эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым события. С этой целью в учреждениях проедят утренники, кружки, праздники, есть так называемая «театрализованная пятница». Ребенок как участник театрализованных представлений попадает в мир прекрасного, этим самым создается для него благоприятная атмосфера для развития эстетического восприятия, нравственного воспитания детей. В театрализованных постановках дети, которые активно участвуют, показывают вое отношении в мире своих персонажей, учатся критически оценивать поступки и чувства, которые значимы не только для них, но и для окружающих людей. Изобразительная деятельность также помогает развитию эмоциональной сферы ребенка 5-7 лет. На занятиях по изобразительной деятельности нужно стараться удалять вниманию не на операционную стороны рисования, а на технику владения, то, как использует материал. Применив изобразительную деятельность в процесс работы с детьми 5-7 лет можно понять детские эмоции, их внутреннее состояние, положительную или отрицательную динамику, если есть нарушения вовремя их корректировать. Благодаря видам деятельности педагог может понять мир эмоциональной сферы ребенка 5-7 лет. Будущие педагоги должны научится понимать мир ребенка, который проходит через его эмоции, помочь если что-то не получилось

Влияние игры на эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста

В эксперименте, приняли участие 13 детей старшего дошкольного возраста МДОУ д/с № 190 «Журавушка». В эксперименте были использованы методики и тесты, по диагностике уровня эмоционального развития детей дошкольного возраста...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Эмоции охватывают широкий круг явлений. Так, П.Милнер считает, что хотя и принято отличать эмоции (гнев, и т.д.), тем не менее они обнаруживают много общего и их разделение достаточно условно...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

В своих играх дети обычно отображают события, явления и ситуации, которые остановили на себе их внимание и вызвали интерес. Отражая жизнь, ребенок опирается на известные образцы: на действия, поступки и взаимоотношения окружающих людей...

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Влияние компьютерных игр на формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Цель констатирующего этапа нашего эксперимента заключается в определении уровня развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста...

Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста методами игровой терапии

Результаты наблюдения за эмоциональными проявлениями детей и результаты диагностики тревожности представлены в сводных таблицах результатов исследования (Приложение 4)...

Особенности познавательного развития детей раннего возраста

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным...

Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома

Особенности эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста (5-7 лет)

При помощи различных игр, таких как ролевые, подвижные, а также ряд техник можно развивать эмоциональную сферу ребенка 5-7 лет, однако нужно учесть следующие правила Гордеев О.С. Педагогика детства: Учебник.-М.: «Альянс», 2009.-278 с...

Память как показатель готовности ребенка к обучению в школе

Название программы: программа игровых занятий по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста, с помощью совершенствования их органов чувств (см. прил. 1). Цель программы: развитие памяти детей старшего дошкольного возраста...

Психологические особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Эмоции являются особым переживанием, субъектом отдельных отражаемых объектов, явлений, а также предметов, придающим им целевую характеристику и побуждающим субъекта к решению задач о способах достижения предмета потребности. Из этого следует...

Психологические особенности эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении

1. «ЛЕСЕНКА» ЦЕЛЬ: исследование самооценки ребенка МАТЕРИАЛ: рисунок лестницы, состоящей из 10 ступенек. Рядом с лесенкой нужно расположить вырезанную из бумаги фигурку мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка)...

Развитие художественно-творческих способностей у глухих дошкольников средствами тестопластики

За последние десятилетия одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики стал способ лепки из теста, или тестопластика. Именно этот способ помогает, по возможности...

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…»
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4 . Упражнение «Музыка и эмоции».

П рослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек».

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления).
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

7.Про Таню (горе - радость).
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик (горе).
«Тише, Танечка, не плачь -
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3 . Игра «На полянке».
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?


МБДОУ "Детский сад №167 "Колокольчик", г.Чебоксары

Федорова Е.Н. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста // Совушка. 2015. N2. URL: http://www..2015.n2.00054.html (дата обращения: 16.09.2019).

Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются "индикатором" состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения — он начинает ходить в детский сад. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему детьми, осознал требования воспитателей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Организуя работу с детьми дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы, я провела диагностику уровня сформированности эмоциональной сферы, Ю.А.Афонькиной и Г.А.Урунтаевой.

Моя задача помочь ребенку разобраться с основными проблемами общения, научить узнавать и распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние взрослых и сверстников, активно реагировать на эмоции других.

Работа состояла из 2 этапов. Занятия на 1 этапе — "Давайте жить дружно!" — проводятся в сентябре-октябре. 2 этап занятий— "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" — направлен на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первого этапа. Работу я начала с октября, после завершения периода адаптации детей к дошкольному учреждению. Основная цель этих занятий — помочь детям адаптироваться к условиям детского сада. каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
— упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают напряжение);
— дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
— мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
— двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку (способствуют межполушарному взаимодействию);
— чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи (способствует развитию произвольности). В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы.

Поскольку дети любят смотреть одни и те же мультфильмы, читать одни и те же сказки по много раз, занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Полученная таким образом информация лучше запоминается. Приветствие и прощание детей носят ритуальный характер, как правило, они индивидуальны в каждой группе. Во время занятий дети сидят в кругу — на стульчиках или на полу. Круг — это, прежде всего, возможность открытого общения. Форма круга создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, позволяет им ощутить особую общность, облегчает взаимопонимание и взаимодействие.

Первые два занятия программы являются вводными. Их основу составляют подвижные, динамичные действия, дающие возможность детям привыкнуть к новой для них групповой форме работы, поэтому я проводила их в физкультурном зале.
Часть 1. Вводная Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
— элементы сказкотерапии с импровизацией;
— элементы психодрамы;
— игры на развитие навыков общения;
— игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
— рисование, кляксография, пуантилизм.
Часть 3. Завершающая Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Результаты работы психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Однако, как показывает практический опыт, после проведения занятий не сразу, не вдруг, а исподволь и постепенно положительные результаты начинают проявляться. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны.

Литература

  1. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста: практическое пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк.
  2. Белопольская И.Л. и др. Азбука настроений. Развивающая эмоционально-коммуникативная игра для детей 4-10 лет. М.: Когито-центр, 1994.
  3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки — чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия Развития, 1997.
  4. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Ленинград: Лен. Университет, 1988.
  5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия Развития, 1996.

Что еще почитать