Бережная Т. Н. Музыкальные игры и пляски в детском саду Музыкальные произведения, стихи, загадки для детей, классифицированные по темам в трёх частях

Музыкальные произведения, стихи, загадки для детей,
классифицированные по темам
в трёх частях

Сборник содержит более 1000 музыкальных произведений, стихов, загадок для детей, классифицированных по темам, и может быть использован на музыкальных занятиях и в часы досуга в детском саду и в начальной школе.

Пособие составлено с целью подготовки будущих музыкальных руководителей и учителей музыки к их практической работе.

Издание рассчитано на музыкальных руководителей детских садов, воспитателей, учителей музыки, а также студентов и преподавателей музыкальных отделений педагогических учебных заведений.

Рецензенты : Шевченко А. В., заведующий музыкального отделения Донецкого педагогического колледжа, преподаватель высшей категории, «преподаватель-методист».
Шеховцова Н. В., заместитель директора по учебно-производственной работе, преподаватель высшей категории, «преподаватель-методист».
Рогова М. В., председатель предметно-цикловой комиссии фортепиано и игры на музыкальном инструменте Донецкого педагогического колледжа, преподаватель высшей категории, «старший преподаватель».
Рассмотрено на заседании методического совета колледжа. Протокол № 1 от 31.08.2007 г.
Бережная Тамара Николаевна, 2008 г.
Донецкий педагогический колледж

Музыкальное воспитание –
это не воспитание музыканта,
а прежде всего воспитание человека.
В. Сухомлинский

Предисловие

Музыкальное воспитание является важным средством формирования личности, духовного мира человека. Правильно организованное слушание музыки развивает музыкальные способности ребенка. Яркая, эмоциональная музыка привлекает внимание детей, вызывает интерес, развивает воображение, помогает лучше понять содержание. С ещё большим интересом дети слушают музыку, которая сопровождает рассказ.
Материал этого сборника предназначен для слушания музыки с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Почти все музыкальные пьесы сопровождаются стихами, загадками и рисунками на общую тему. Это поможет создать положительное, приподнятое эмоциональное настроение и вызвать определенные ассоциации, которые будут способствовать более полному восприятию музыкального произведения, пониманию его характера. Особенно ценным для русскоязычного региона является то, что литературные приложения представлены на украинском и русском языках.
Музыкально-литературный материал подан по темам: «Лесные животные», «Зоопарк», «Птицы», «Лягушки», «Насекомые», «Домашние животные», «Домашние птицы», «Рыбки», «Сказка. Сказочные герои», «Игрушки», «Цирк», «Музыкальные портреты», «Явления природы», «Игра», «Путешествие. Средства передвижения», «Настроение, озвученное музыкой», «Часы», «Музыкальные инструменты».
Предложенные музыкальные произведения написаны разными композиторами. Многие из них имеют одинаковые названия. Они контрастны, разнохарактерны. Слушая их, дети научатся различать средства музыкальной выразительности, находить черты сходства и различия настроения. Всё это обогатит их музыкальные впечатления.
Собранный здесь материал поможет подобрать нужные иллюстрации к рассказам и сказкам для детей. Образцы таких музыкальных повествований, созданных студентами Донецкого педагогического колледжа, предлагаются вашему вниманию.
Материал этого сборника можно использовать на музыкальных занятиях, уроках музыки и в часы досуга, а также в семье, если кто-то из её членов умеет играть на фортепиано.
Много лет я собирала этот материал и буду рада, если он поможет вам пополнить программный репертуар, сделает музыкальные занятия с детьми ещё более интересными.

Т. Бережная

Предисловие
Примерный перечень тем для составления музыкальных повествований

ЛЕСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ
  1. М. Степаненко. Белочка
  2. Т. Ломова. Белка
  3. И. Королькова. Белочка
  4. Т. Ломова. Волк
  5. Н. Леви. Волк
  6. В. Витлин. Волки
  7. Д. Кабалевский. Ёж
  8. Т. Бережная. Ёжик
  9. Т. Ломова. Ёж
  10. Р. Валер. Ежи
  11. Ю. Слонов. Рыжая лиса
  12. Е. Тиличеева. Лиса
  13. Т. Ломова. Лиса
  14. Г. Финаровский. Танец лисички
  15. Ю. Щуровский. Хитрая лисичка
  16. Т. Вилькорейская. Лиса
  17. М. Сатулина. Лиса
  18. М. Келкел. Вороватая лисица
  19. А. Левкодимов. Лиса
  20. В. Блок. Медведь в лесу
  21. Т. Ломова. Медведь
  22. М. Красев. Медведь. Из детской оперы "Теремок"
  23. С. Халаимов. Ходит мишка лесом
  24. Г. Галынин. Медведь
  25. Т. Шутенко. Медведь
  26. М. Жербин. Мишка косолапый
  27. Е. Каменоградский. Медведь
  28. Т. Ломова. Медведь
  29. Т. Ломова. Танец медведя
  30. М. Красев. Танец медвежат
  31. В. Ребиков. Медведь
  32. Д. Шостакович. Медведь
  33. Ан. Александров. Медведь танцует под флейту
  34. Л. Сидельников. Медвежонок
  35. Т. Попатенко. Медведь
  36. Л. Мечников. Медведь
  37. В. Витлин. Медведи
  38. Г. Фрид. Медвежонок (1 вариант, 2 вариант)
  39. Ю. Виноградов. Танец медвежат. Обработка И. Визной
  40. Ю. Виноградов. Танец медвежат
  41. Д. Шостакович. Медведь
  42. А. Зноско-Боровский. Медвежонок
  43. Д. Шостакович. Медведь
  44. Е. Тиличеева. Медведь
  45. А. Муха. Белый медведь
  46. А. Николаев. Ученый медведь
  47. Н. Торопова. Полька для медвежонка
  48. А. Гедике. Зайчик
  49. Г. Финаровский. Танец зайчиков
  50. Обработка Н. Римского-Корсакова. Зайчонок
  51. В. Витлин. Марш зайчат
  52. Т. Ломова. Зайчик танцует
  53. Е. Тиличеева. Зайчик танцует
  54. М. Раухвергер. Весёлые зайчики
  55. Т. Ломова. Зайчик
  56. Т. Ломова. Зайчата
  57. Г. Галынин. Зайчик
  58. В. Волков. По заячьим следам
  59. Д. Кабалевский. Зайчик дразнит медвежонка
  60. Ю. Рожавская. Зайчики
    ЗООПАРК
  61. Т. Шутенко. Обезьянки
  62. П. Берлин. Обезьянки на дереве
  63. Н. Карминский. Носорог
  64. К. Мясков. Тигр
  65. Ж. Колодуб. Зебра
  66. М. Раухвергер. Слон
  67. К. Сен-Санс. Слон
  68. И. Королькова. Слон
  69. Т. Шутенко. Слон
  70. В. Комаров. Весёлый слонёнок
  71. А. Зноско-Боровский. Слон танцует (сокращенный вариант)
  72. А. Зноско-Боровский. Слон танцует
  73. В. Игнатьев. Бегемотик танцует
  74. Л. Тимофеев. Ленивый бегемот
  75. М. Парцхаладзе. Спящий крокодил
  76. В. Клин. Жираф
  77. Ю. Рожавская. Кенгуру
  78. Ю. Рожавская. Лев
  79. В. Баркаускас. Колыбельная моей черепашечки
  80. Ю. Щуровский. Черепаха Тортилла
    ПТИЦЫ
  81. Л. Ниамат. Пингвины
  82. Г. Галынин. Лебеди
  83. Ю. Щуровский. Маленький дятел
  84. Г. Фрид. Птенец
  85. Ю. Слонов. Кукушка
  86. М. Речменский. Кукушка
  87. В. Витлин. Кукушка
  88. М. Раухвергер. Вороны
  89. Ю. Щуровский. Чёрный ворон
  90. Ю. Щуровский. Воробышки
  91. С. Вольфензон. Воробьи на солнышке
  92. В. Беляев. Воробьи и кошка
  93. Ж. Металлиди. Воробьишкам холодно
  94. Л. Шукайло. Воробей
  95. Р. Борисов. Белые цапли
    ЛЯГУШКИ
  96. С. Слонимский. Лягушки
  97. В. Витлин. Лягушки
  98. В. Витлин. Танец лягушат
  99. Ю. Щуровский. Танец маленьких лягушат
  100. А. Петров. Танец лягушат
    НАСЕКОМЫЕ
  101. С. Слонимский. Кузнечик
  102. С. Майкапар. Бабочка
  103. А. Тиличеева. Бабочки
  104. А. Тиличеева. Бабочки
  105. И. Иордан. Охота на бабочку
  106. Н. Торопова. Пчёлка
  107. И. Красильников. Танец Цокотухи
  108. М. Шух. Жу-жу-жу жужжит жучок
  109. Н. Торопова. Жук
  110. А. Костин. Попрыгунья-стрекоза
    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
  111. В. Игнатьев. Ослик Иа
  112. Ю. Козулин. Ослик
  113. А. Гречанинов. Верхом на лошадке
  114. А. Гречанинов. Моя лошадка
  115. М. Красев. Цирковые лошадки
  116. П. Берлин. Пони "Звездочка"
  117. С. Мамонов. Пони грустит
  118. А. Флярковский. Пони
  119. М. Потоловский. Лошадки
  120. В. Витлин. Лошадка
  121. В. Витлин. На лошадке
  122. Л. Сидельников. Лошадки
  123. В. Барвинский. Телёнок
  124. Ю. Некрасов. Козёл
  125. Б. Кравченко. Упрямый козлёнок
  126. Д. Кабалевский. Хромой козлёнок
  127. П. Берлин. Поросята шагают
  128. Ю. Щуровский. Мышонок
  129. С. Соснин. Мыши
  130. А. Жилинский. Мышки
  131. Ч. Пирсон. Мышь в мусорном ведре
  132. Л. Емельянова. Щенок
  133. Т. Ломова. Щенок
  134. Н. Торопова. Биф
  135. П. Берлин. Спящий котёнок
  136. Т. Ломова. Котёнок заблудился
  137. Т. Ломова. Котёнок играет
  138. Ф. Рыбицкий. Кот и мышь
  139. М. Раухвергера. Кошка
  140. Е. Тиличеева. Кот
  141. Ж. Металлиди. Кошкино горе
  142. Н. Торопова. Мурка танцует
  143. А. Гречанинов. Котик заболел
  144. А. Гречанинов. Котик выздоровел
  145. С. Альбанези. Кошка
    ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
  146. Гр. Фрид. Цыплята
  147. Т. Ломова. Курица
  148. Д. Львов-Компанеец. Цыплята
  149. Н. Торопова. Цыплята
  150. Н. Ган. В курятнике
  151. А. Крайнюченко. Петух танцует
  152. С. Разорёнов. Два петуха
  153. Ю. Щуровский. Петух-забияка
  154. Т. Ломова. Петух
  155. Л. Шукайло. Цыплята
  156. Т. Ломова. Утка
  157. Т. Ломова. Утка
  158. Д. Львов-Компанеец. Утки идут на речку
  159. Р. Петерсен. Марш гусей
    РЫБКИ
  160. Е. Тиличеева. Рыбки

Сборники можно приобрести также в электронном формате PDF. Размер I части – 63 МБ.


То, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, - открытие не нашего времени. Это хорошо знали жители Др.Греции, Рима, восточных стран. Крупный ученый Древнего Востока Аль-Хорезми писал: «На моей родине с древних времен применяют для лечения слово, лекарство, нож, а также музыку. Я предпочитаю последнее».

В конце прошлого века русский физиолог И.Р.Тарханов, изучавший роль различных внешних воздействий на организм, в числе прочего заинтересовался музыкой. Своими исследованиями он доказал, что мелодии, доставляющие человеку удовольствие, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления.

Выяснилось также, что музыка, которую слушают с удовольствием, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит.

Замечено также, что музыка действует избирательно в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется. Игра на кларнете, например, влияет преимущественно на кровообращение, скрипка и фортепьяно лучше всего успокаивают, а самым расслабляющим действием обладает флейта.

В развитых странах, где здравоохранение достигло наиболее высокой технической оснащенности, очень широко применяют музыку. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

В Японии, например, музыка стала одним из элементов родовспоможения, в результате чего уменьшилось число осложнений в родах, а младенцы появляются на свет более спокойными.

Самый большой эффект дает музыка в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Музыка «…влияет благотворно на настроение, а так как расстройства настроения составляют важный элемент душевных болезней, то полезное ее влияние весьма возможно» – считал видный русский психиатр С.С.Корсаков.

В Мэрилендском центре психиатрических исследований (штат Балтимор), систематически используя музыку в программе психоделической терапии, убедились в ее огромных психотерапевтических возможностях. Она помогает мобилизовать эмоции, сделать их доступными для внешнего выражения.

Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли и др.

В работе с группой громкая и динамичная музыка позволяет включить участников группы в единую художественную форму. Элен Бонни, музыкальный терапевт, сотрудница мэрилендского научно-исследовательского психиатрического центра, разработала на основе своих представлений о терапевтических возможностях музыки технику под названием «Направленное воображение под музыку» (Bonny and Sawry, 1973).

Музыка в семье искусств, таким образом, занимает особое место, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию на человека: она способна влиять на психику, и на физиологию человека, она может оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис о возможности музыкального воспитания всех детей без исключения.


  1. Музыка и движение.
Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям. Занимаясь ритмикой, дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. В ходе занятий музыкальной ритмикой развивается двигательно-опорная система, эмоционально-волевая сфера, восприимчивость к внешним воздействиям (к музыке).

Педагог по музыкальной ритмике в своей деятельности опирается на данные физиологии и психологии, в которых утверждается тесная взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Об этой связи писал великий русский физиолог И.М.Сеченов в своем классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866). Он подчеркивал, что слуховое восприятие, как и мышечное, связано с временными ощущениями. В работе ученого, невролога и психиатра В.М.Бехтерева «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства» констатируется наличие динамики музыкального переживания ребенка. Как было установлено, вначале заметное воздействие на маленького ребенка оказывает ритм, а затем уже звуковысотные сочетания и тембр; поэтому развитие ребенка целесообразно осуществлять с помощью разнообразных видов движений (в хороводах, плясках).

Итак, зная, что эмоции, вызванные музыкой, создают определенную двигательную активность, педагог может направить ее в нужное русло, подобрав для этого интересный и разнообразный муз-ритмический репертуар. Свобода и непосредственность в выполнении движений составляют привлекательную особенность музыкально-ритмических занятий.

Программа «Музыкально-ритмического развития» в группе «Особый ребенок» учитывает непосредственно-эмоциональную реакцию на музыку и определенные двигательные возможности.

Музыка пробуждает у детей светлые и радостные чувства. Они получают огромное удовлетворение от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой тела и жестов. Музыкально-ритмические занятия поднимают настроение, повышают жизненный тонус. Чувства и настроения вызванные музыкой, придают движениям определенную эмоциональную окраску и выразительность.

На музыкально-ритмических занятиях не следует давать сложных движений, т.к. дети имеют различные двигательные возможности: у одних плохая осанка, у других слабая координация движений, далеко не все сразу могут согласовать движения с музыкой, а также многим присуща плохая ориентация в коллективе и пространстве. Необходимо постепенно выправлять эти недостатки, обогащать запас двигательных навыков у детей.

В музыкально-ритмические занятия включаются движения из области физкультуры (основные движения, простейшие гимнастические упражнения, упражнения с предметами, построения – шеренга, колонна, круг), из области танца (элементы народных хороводов, парные детские танцы, танцы с игрушками), используются очень широко сюжетно-образные движения (изображаются движения животных, птиц, действия людей и т.п. Кроме того, элементами музыкально-ритмических занятий в группе «Особый ребенок» являются и слушание музыки, и использование музыкальных произведений (простейшие вокальные упражнения, игра на детских музыкальных, шумовых инструментах), микробеседы о прослушанной и исполняемой музыке.

Музыкально-ритмические занятия оказывают немалое воспитательное воздействие. Выполнение заданий (музыкальных, пластических) всем коллективом развивает у детей дисциплину, чувство товарищества. Кроме того у детей развивается память и внимание, вырабатывается активное торможение (дети постепенно приучаются делать остановки с окончанием музыки, переходить от одного движения к другому: с шага на бег и т.д.)


  1. Структура урока.
Предлагаемая структура музыкально-ритмического занятия является примерной, она может варьироваться по усмотрению учителя в зависимости от используемого музыкально-двигательного материала, от готовности детей к определенному виду музыкально-ритмической деятельности.

1.Вводная часть – организационная.

В нее входят построения, различные виды шагов, бег, прыжки (легкие, танцевальные); задания на ориентацию в пространстве (ходьба колонной по кругу, с огибанием различных предметов; свободное движение по залу по одному и парами – в соответствии с характером музыки); сюжетно-образные движения (подражания животных, птиц, людей и др.)

2.Основная часть.

1)Слушание музыки.

2)Исполнение (участие в исполнении) музыкальных произведений.

А) игровые вокальные упражнения

Б) игра на детских музыкально-шумовых инструментах.

3)Ритмические задание

Выделение «пульса» музыкального произведения, а также исполнение простейших ритмических рисунков с помощью хлопков, притопываний, легких взмахов (дирижирование) руками, покачивания головой и т.д.

4)Пластическое интонирование, сюжетно-образные движения.

3.Общеразвивающие упражнения; упражнения с предметами; работа над элементами танцевальных движений; повторение ранее разученных танцев, хороводов.

4.Музыкальная игра.

5.Заключительная часть-слушание расслабляющей, спокойной музыки.

Примерный конспект музыкально-ритмического занятия.

Дети сидят на стульях.

Урок открывается рассказом учителя о том, что дети сегодня отправятся кататься на паровозе (показ изображения паровоза). Т.к. дети уже знакомы и с данным видом работы, и с рисунком, проводится небольшая беседа: что изображено на рисунке; что тянет за собой паровоз; о рельсах, по которым передвигается паровоз; как стучат его колеса.

Затем учитель выбирает одного из детей, который будет выполнять роль паровоза (на предыдущих уроках учитель сам выполнил эту роль), остальные-«вагончики», зацепившиеся за паровоз. Учитель с помощью стульев обозначает углы зала, в то же время эти стулья выполняют роль препятствий, встречающиеся на пути паровоза с вагонами, которые последнему необходимо огибать. Задание выполняется под маршевую музыку; ходьба сильным, бодрым шагом. (Музыкальный материал: «Марш» Э.Парлова).

Движение заканчивается вместе с окончанием музыки: паровоз остановился – дети выходят из вагонов. Проводится беседа «Где остановился паровоз?» по иллюстрации «Лесная полянка».

Дети отправляются гулять парами по лесным тропкам спокойным, мягким шагом. Движения неторопливые в свободном направлении (Музыкальный материал Т.Лемова «На прогулке»). Начало и конец движения вместе с музыкальным сопровождением, характер движений должен соответствовать музыке.

По окончании прогулки учитель рассказывает детям о том, что деревья лесной полянки, по которой мы гуляли, приветствуют детей танцами с ветром. Выполняется мягкое покачивание поднятыми вверх руками, подражающее качающимся ветвям деревьев.(Музыкальный материал: Д.Кабалевский «Вальс»). Сокончанием музыки заканчивается и движение, дети садятся на стулья.

Учитель показывает детям иллюстрацию, на которой изображены воробьи. Проводится беседа «Кто спрятался в ветках деревьев?». Учитель говорит:»Как только ветер стих, деревья перестали качаться, и воробьи радостно запели свою простую песенку.

Слушание попевки «Птица и птенчики» Е.Тиличеевой. Учитель рассказывает о том, что на веточках сидят разные воробьи: взрослые и малыши, и поют они тоже по-разному. Учитель показывает пение взрослых воробьев и малышей. После чего дети вместе с учителем исполняют всю попевку. Далее учитель предлагает отгадать, какой воробей поет: взрослый или малыш, - исполняя одну из частей попевки. Отгадав музыкальную загадку, дети исполняют эту часть попевки, прохлапывая «пульс» музыки. Учитель дает установку: «Воробей поет – мы ему хлопаем!»

Учитель продолжает сюжетную линию: «Но вот вновь подул небольшой ветер, воробушки вспорхнули и полетели стайкой искать зернышки». Звучит музыка, дети-воробышки поднимают руки-крылья в стороны и легким бегом передвигаются в свободном направлении. Со сменой музыкального сопровождения меняется движение: дети-воробышки прыгают легко на двух ногах. (Музыкальный материал: В.Серов, отрывок из оперы «Рогнеда»). Игра повторяется несколько раз. Важно, чтобы дети самостоятельно передавали в движении изменения музыки.

И вновь небольшая беседа «Почему у воробышек такие сильные крылья?» Учитель делает вывод: «Воробушки по уторам делают зарядку».

1)мягко разминают крылышки(исполняется первая часть упражнения «Мягкие и твердые руки» под музыку Гречанинова «Мазурка», 1 часть);

2)здороваются с солнышком (исполняется вторая часть упражнения: взмахи рук вперед и наклоны, - под 2 чсать «Мазурки» Гречанинова).

В дальнейшем эта зарядка воробушек перерастает в танец-упражнение, который исполняется в хороводе.

После упражнения-зарядки учитель предлагает детям вместе с воробышками и солнцем станцевать знакомый танец (исполняется сербский народный танец «Erasko kolo).

В заключение учитель рассказывает о тепле, которое дарит солнышко за то, что мы так весело танцевали. Звучит фрагмент музыки в кинофильму Эннио Марриконэ « Слушание этого фрагмента можно провести в кругу, где дети сидят на ковре, взявшись за руки и закрыв глаза.

^ Содержание музыкального материала занятия:

1)«Ходьба». Ходьба бодрым шагом, сцепившись в «Паровозик». Ходьба маршевым шагом по залу с сохранением прямых углов, обозначенных стульями. Учитель следит, чтобы дети не отцеплялись от «паровозика», передавали характер музыки характером движения, начинали и заканчивали движение вместе с музыкой.

^ Э. Парлов «Марш»

2)«Погуляем!» Дети ходят парами в свободном направлении, спокойно, неторопливо, в естественном для них темпе, с окончанием музыки останвливаются.

^ Т.Ломов «На прогулке»

3)»Деревья». Мягкие движения поднятых вверх рук из стороны в сторону. Следить, чтобы дети не раскачивались всем корпусом, сохраняли «пульс» музыкального произведения.

^ Д. Кабалевский «Вальс»

4)»Птица и птенчики». Слушание, работа над различением высоких и низких звуков, исполнение (по частям, целиком, с «пульсацией»).

^ Е. Тиличеева «Птицы и птенчики»

5)«Воробушки».

Такты 1-4. Дети-воробушки легко прыгают на двух ногах.

Такты 5-8. Воробушки полетели – дети поднимают руки-крылья в стороны и бегают в свободном направлении. С окончанием музыки присаживаются на корточки. Следить, чтобы дети не наталкивались друг на друга, передавали в движении смену музыкального сопровождения, при «полете» не забывали про движения рук-крыльев, чтобы движения были легкими.

^ А.Серов, отрывок из оперы «Рогнеда».

6)Упражнение «Мягкие и твердые ручки».

Исходное положение – основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки опущены).

Такт 1. Поднять вперед свободные, мягкие руки.

Такт 2. Развести руки в стороны.

Такты 3-4. Медленно и мягко опустить руки вниз.

Такты 5-8. Повторить движения тактов 1-4.

Такты 1-2. Рывком поднять руки вверх, поднимаясь при этом на носки, При подъеме рук следить за ними глазами.

Такты 3-4. Опустить руки вниз, опуститься на всю стопу, наклон вперед.

7)Сербский танец «Erasko kolo».

1 часть. 8 приставных шагов вправо по кругу, держась за руки. 8 приставных шагов влево.

2 часть. 8 тактов – легкий танцевальный бег вправо. 8 тактов – влево.

Материал к урокам музыкально-двигательного развития.

Первый год обучения.

Музыкально- двигательные упражнения.


№№



Музыкальное сопровождение

Программное содержание

Литература

1.

«Бегите ко мне!»

«Пляска», Е.Тиличеева

Ориентация в пространстве; смена движения на неподвижное ожидание по музыкальному сигналу (смена характера музыкального сопровождения).



2.

«Дудочка»

«Дудочка», Т. Ломова

Развитие воображения; требование спокойной ходьбы в свободном направлении, ориентация в пространстве, ходьба с мелкими движениями кистей рук, выполнение движений кистей рук, стоя на месте.

«Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». Составители: Раевская Е.Н., Руднева С.Д., Соболева Г.П., Ушакова З.Н., Царькова В.Г. Москва, 1991.

3.

«Жуки».

Венгерская народная мелодия в обработке Л. Вишкарева.

Ориентация в пространстве; восприятие двухчастной формы музыкального произведения; чередование легкого бега с отведенными в стороны руками и быстрых движений руками и ногами из положения «лежа на спине».

Дубянская Е.М. «нашим детям, Ленинград, 1971.

4.

«Воробушки»

Отрывок из оперы «Рогнеда», В.Серов

Восприятие двухчастной музыкальной формы; ориентация в пространстве; чередование легкого бега с легкими прыжками на двух ногах; развитие навыка одновременной работы и руками, и ногами, распределение внимания.

.

5.

«Качание рук» и «Мельница»

Английская народная мелодия.

Чередование спокойного покачивания (скрещивания) рук с активными упругими маховыми движениями рук.

Дубянская Е.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

6.

«Лошадки»

«Галоп», И.Дунаевский.

Высокий подъем ног во время бега; ориентация в пространстве.

Дубянская Е.М. «нашим детям», ленинград, 1971.

7.

«Качели»

Сочинение 37 «на качелях», В. Ребриков.

Чередование плавных и ритмичных движений рук; регулирование мышечного тонуса.

Дубянская Е.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

8.

«Рисование на песке»

Сочинение 31. В. Ребриков.

Развитие воображения, навыка плавных движений, умения создавать музыкально-двигательный образ».

.

9.

«На лугу»

Английская народная мелодия

Ориентация в пространстве, восприятие двухчастной формы музыкального произведения; развитие умения создавать музыкально-двигательный образ, развитие воображения; развитие гибкости, ритмичности движений.



10.

«Ходьба»

«Марш», Э.Парлов.

Реагирование на начало и окончание звучания музыки. Передача маршевого характера музыки бодрым шагом. Задания на ориентацию в пространстве: огибание предметов, ходьба по прямой линии, по кругу и др.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

11.

«Погуляем!»

«На прогулке»,

Т.Ломова


Ориентация в пространстве; передача спокойного характера музыки мягким неторопливым шагом; умение двигаться в паре; развитие воображения.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

12.

«Шагаем, как физкультурники!»

«Марш», Т.Ломова.

Развитие умения двигаться бодрым ритмичным шагом, сохраняя свое место в колонне; реагирование на начало и окончание музыки.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

13.

«ножками затопали»

«Марш», М. Раухвергер

Высокий подъем колена, развитие воображения, ориентация в пространстве.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

14.

«Ходьба и бег с флажками»

Латышская народная мелодия.

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения; развитие умения двигаться по прямой; выполнение бодрого шага в чередовании с легким бегом; формирование умения двигаться с флажками в руках.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

15.

«Мягкие и твердые руки»

«Мазурка»,

А.Гречанинов


Реагирование на смену характера музыки и передаче ее в характере движений рук: чередование плавных и энергичных движений; регулирование мышечного тонуса.

16.

«Качаются деревья»

«Вальс», Д.Кабалевский





Развитие умения удерживать руки над головой; передача вальсового характера плавными покачиваниями рук, не раскачиваясь корпусом.

«Хрестоматия к программе по музыке», 1 класс четырехлетней начальной школы. Москва, 1986.

^ Музыкальные игры.


№№

Название музыкально-ритмического задания

Музыкальное сопровождение.

Программное содержание

Литература

1.

«Кот и мыши»

Английская народная мелодия.

Развитие творческого воображения, реакции на смену характера музыки; ориентация в пространстве.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

2.

«Гуси-лебеди»

Французская песенка 18 века.

Реакция на изменения характера музыки – передача в движениях; сюжетно-образное восприятие музыки; чередование движений с остановкой; развитие в6нимания.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

3.

«Игра с лентой»

«Игра», Н.Любарский.

Восприятие трехчастной формы музыкального произведения; чередование легкого бега с ленточкой в руках с движением осторожного шага врассыпную и легкого бега вокруг своей ленточки; умение обращаться с ленточкой; развитие творческого воображения.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971.

4.

«Игра в домики», «Кто живет в лесу?»

«Игра в домики», В.Витлин, «Кто живет в лесу?» И.Манукян

Перевоплощение в образы разных зверей в соответствии с характером музыки.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971. , 1987.

5.

«Козочки и волки»

«Козочки и волки» В.Витлин

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, следование сюжету игры, развитие творческого воображения, внимания, различение темпа и динамики.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

6.

«Ладушки»

Отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», Н. Римский-Корсаков.

Переход от одного движения к другому в соответствии с характером музыки, умение выполнять неторопливый шаг в сочетании с хлопками, кружение на месте в сочетании с вращениями кистями.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

7.

«Веселые ладошки»

«Старинная полька» в обработке Н, Соколовой

Передача хлопками динамических оттенков музыки.

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

8.

«Игра с погремушками (бубнами, маракасами)»

«Экосез», А.Жилина

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, умение правильно обращаться с погремушками (бубном, маракасами).

Раевская Е.Н., Руднева С.Д и др. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду», Москва, 1991

Танцы.


1.

«Пляска зайчиков у елки»

«Зайцы»,

Е.Тиличеева»


Реагирование на смену динамики; передача в движениях сюжетно-образного содержания музыки.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

2.

«Русская пляска для малышей»

«Русская пляска»,

В.Карасева


Восприятие четырехчастного музыкального произведения, выполнение движений в парах, друг за другом, самостоятельная смена движений, плавность движений.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

3.

«Хоровод»

«Хоровод»,

Б.Можжевелов


Плавность движений, передача характера музыки, смена направления движения, совместные движения рук и ног, сохранение круга-хоровода.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

4.

«Покажи ладоши»

Французская народная мелодия в обработке В.Витлина.

Восприятие двухчастной формы музыкального произведения, передача в движении шутливого и задорного характера музыки, чередование движений ног с движениями рук.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

5.

«Хоровод»

«Метелица» (Русская народная песня).

Передача сюжетно-образного содержания песни в имитирующих движениях, сочетание движения с пением.

Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва, 1987.

6.

Танец с игрушкой

Латышская народная песня

Свободное движение – пляска с игрушкой на короткие музыкальные фразы, передача игрушки кому-либо из детей по окончании музыкальной фразы.

Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва

7.

«Хоровод»(Erasko kolo»)

Сербская народная мелодия.

Чередование бокового приставного шага с легким бегом; смена направления движения; восприятие двухчастной формы музыкального произведения.

Захарова И. Центр лечебной педагогики. Москва.

^ Вокально-исполнительская деятельность.

1.

«Лягушки и аисты».

«Лягушки и аисты» В.Витлин.

Слушание; восприятие 2х частной формы; исполнение; пластическое интонирование.

Дубянская В.М. «Нашим детям», Ленинград, 1971

2.

«Колыбельная»

«Спи, дитя мое, усни» А.Аренский.

Слушание; пластическое интонирование – укачивание куклы; участие в исполнении; игра на музыкальных инструментах.

Франио Г., Лифиц И. «Методическое пособие по ритмике» для 1 класса музыкальной школы. Москва

3.

«В школу».

«В школу» Е.Тиличеева.

Удерживать интонацию на одном звуке; чередование коротких и долгих по длительности звуков.

4.

«Бубенчики».

«Бубенчики» Е.Тиличеева.

Слушание; исполнение – пение основных звуков трезвучия мажорного; отрывистое пение – имитация звона бубенцов; пластическое интонирование; ролевое исполнение голосом, так и на инструментах.



5.

«Вверх – вниз».

«Цирковые собачки» Е.Тиличеева.

Слушание; кантилена; поступенное движение мелодии вверх и вниз – показ рукой; совмещение пения с движением руки.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

6.

«Эхо».

«Музыкальное эхо» М.Андреева.

Умение выдержать паузу, повторять за учителем.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

?.

«Вальс».

«Вальс» Е.Тиличеева.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование кантиленность пения; выработка дыхания; развитие подвижности языка; пение по цепочке.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

8.

«Скок-поскок».

Русская народная попевка.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование. Упражнение в поступенном ведении мелодии вниз; кантилена.

Орлова Т.М., Бекина С.И. «Учите детей петь». Москва, 1988.

9.

«Осмелели».

«Осмелели» С.Бодренкова.

Слушание; исполнение; показ героев песни на карточках во время исполнения; выдержка паузы; чередование пения с хлопками; прохлопывание ритмического рисунка; использование бубнов.



10.

«Обида».

«Не позвали в гости» А.Ушкарев.

Слушание; исполнение; развитие подвижности языка, выработка дыхания. Исполнение приема глиссандо; ролевое исполнение; чередование отрывистого и связного пения.

Песни на стихи Ладоншикова Г. «Первая радость». Москва, 1991.

11.

«Сорока».

Русская народная попевка.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование; чистое интонирование, развитие подвижности языка, выработка дыхания. Сочетание пения с движением; игра на детских музыкальных инструментах.



12.

«Дождик».

Русская народная попевка.

Слушание; исполнение; пластическое интонирование: чередование коротких и долгих по длительности звуков; кантилена; сочетание пения с пластическим интонированием; игра на детских музыкальных инструментах.

Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». Москва, 1990.

^ Песни - игры с элементами упражнений.


1.

« Разминка».

«Разминка» Е.Макшанцева.

Организация внимания; развитие чувства ритма; развитие мелкой моторики; сочетание пластического интонирования с пением.

Макшанцева Е.Д. «Детские забавы». Москва, 1991.

2.

« Веселый мишка».

«Тихо мишенька, сиди» Е.Макшанцева.

Умение обращаться с игрушкой; мелкая моторика; сочетание пластического интонирования с пением.

3.

«Веселый мишка».

« Мишутка пляшет» Е.Макшанцева.

Умение обращаться с игрушкой; чередование движений рук и ног; Сочетание пения с движением.

4.

«Тепловоз»

«Машинист наш, машинист» Е.Макшанцева.

Ориентация в пространстве; умение двигаться цепочкой друг за другом по кругу, обходя предметы; вести цепочку; притопывающий шаг; сочетание движения с пением.

5.

«Велосипед».

« На велосипеде» Е.Макшанцева.

Чередование пения с движением; развитие мышечного тонуса; смена позиции; передача эмоционально-образного содержания музыки в движении.

6.

«Карусели».

«Бульба» белорусская полька.

Постепенный переход от спокойного шага к легкому бегу; смена направления движения; сочетание движения с пением.

7.

Парная пляска.

«Погуляем!» Е.Макшанцева.

Развитие умения выполнять движения в парах, не размыкая рук; навыка медленного кружения на полной ступне; сочетание движения с пением. Смена движений ног на движения рук.

^ Музыка для слушания.

Композиторы:

Э.Марриконэ, К.Мишелл, М.Гудалл, Скай, М.Рауманд, Г.Филен и др. А.Вивальди, В.А.Моцарт, И.Штраус, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, Дебюсси.

Таня Ломова
Стихи «Ода региональному компоненту»

Региональный компонент - знакомые слова ,

Четыре направления включает он в себя.

Природа края нашего - прекрасна, спору нет!

Её включаем смело мы в региональный компонент .

Культурное наследие - второе направление.

И люди есть известные - Они нам интересны.

И это без сомненья есть третье направление.

Ремёсла и обряды, праздники, фольклор -

родного края промыслы конечно мы учтем!

Региональный компонент - любовью к Родине согрет!

Региональный компонент - задумок творческих букет!

Региональный компонент - в мозгах переворот.

Кипят идеи смелые,

Беремся все за дело мы!

Региональный компонет - это интересно !

Региональный компонет - в известном - неизвестное!

Региональный компонет - у каждого есть свой секрет,

Которые открывается как только мы встречаемся

на семинарах, ГМО и в клубе «Пчёлка» заодно.

Вот где раздолье для души!

Здесь все изюминки важны!

И мы нашли одну свою,

И Вам сейчас расскажем -

Как мы книжке помогали и стихи в ней оживляли .

В название проекта не просто слова - Пусть всегда будет книга! Начинаем. пора.

Публикации по теме:

Конспект НОД по национально-региональному компоненту «Мой город - Пласт» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Пласта 457020, Челябинская обл., г. Пласт, ул. Титова,.

Конспект занятия по региональному компоненту «Воробьишко» ПЛАН - КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по региональному компоненту "Воробьишка". Младший возраст Цели: Формирование.

Конспект занятия по региональному компоненту «Казачьи посиделки» Казачьи посиделки Казачий край! Во тьму веков Смотрю я, твой потомок дальний. Я вижу славу казаков, Казачек слышу плачь печальный. Святую.

Конспект занятия по региональному компоненту «Роспись осетинского кувшина» Цели: 1. Приобщение детей к традиционному декоративно - прикладному искусству, народным промыслам Осетии. 2. Развитие чувства композиции,.

Планирование работы по национально-региональному компоненту в не специально организованных занятиях МКДОУ «ЦРРДС «Звездный» Консультация для воспитателей Тема: «Планирование работы по национально – региональному компоненту в не специально.

Сценарий развлечения по региональному компоненту «Мы живём семьёй одной на Кубани родной» «Мы живём семьёй одной, на Кубани родной». Старинная мудрость гласит: «Человек, незнающий своего прошлого, не знает ничего», Без знаний.

НОД по региональному компоненту во второй младшей группе «Где мы живем» МБОУ ВМР «Куркинский центр образования» Конспект НОД по реализации регионального компонента во второй младшей группе: «Где мы живём?».

В книге говорится о задачах, содержании и методике музыкального воспитания детей первого, второго и третьего года жизни.
В пособии имеется практический материал для музыкальной работы с детьми (песни, произведения для слушания, рассказы с музыкальными иллюстрациями, музыкальные игры и пляски), а также методические указания к использованию этого материала.

ОТ АВТОРА
Настоящее пособие предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми первых трех лет жизни.
Роль воспитательницы в музыкальной работе с детьми раннего возраста исключительно велика, так как она имеет возможность использовать музыку наиболее разнообразными способами и в различные моменты пребывания ребенка в детском учреждении. Поэтому в приложении к пособию отведено большое место музыкально-двигательному материалу, который не требует инструментального сопровождения, а в методической части — работе музыкального руководителя с воспитательницами по повышению их музыкально-педагогической квалификации.
Одно лишь содержание музыкально-двигательного материала, рекомендуемого в пособии для групп раннего и младшего возраста, не может обеспечить правильного музыкального воспитания в этих группах. Необходима еще и соответствующая возрасту детей методика, т. е. умение использовать музыкально-двигательный материал так, чтобы детям было интересно слушать музыку, участвовать в подпевании и пении, играть и плясать, чтобы все эти разнообразные проявления музыкальной активности ребенка неуклонно развивали его интерес и любовь к музыке. Именно в этом состоит
ведущая задача музыкального воспитания детей раннего возраста.

Поэтому в приложении не только указаны различные способы использования музыкального материала, возможные варианты его включения в работу с детьми, но и даны методические указания к музыкальному материалу, объясняющие, как его надо давать в различных возрастных группах, чтобы побуждать детей к тому или иному проявлению музыкальной активности, соответствующей их возрасту.
Для того чтобы музыкальный руководитель имел возможность выбрать из рекомендованного материала именно то, что лучше всего подходит детям, в приложении даны пьесы, песни, музыкально-двигательные показы, игры и пляски, число которых превышает количество материала, необходимого в каждом отдельном случае проведения работы с детьми. При этом предусматриваются также различные варианты условий, в которых проводится музыкальная работа; наличие или отсутствие фортепиано (аккордеона или другого музыкального инструмента), возможные различия в музыкальной подготовке специалиста (теоретические знания, владение инструментом и т. д.).
Примерная дозировка материала указана в каждом разделе, рассматривающем содержание и методику музыкальной работы с детьми первого, второго и третьего года жизни. В конце каждого
такого раздела указан соответствующий музыкально-двигательный материал для работы с детьми. Ввиду того что одни и те же музыкальные произведения входят в содержание работы с детьми разного
возраста и рекомендованы для различных способов использования, ноты, описания музыкально-двигательного материала и методические указания к нему расположены в алфавитном порядке
названий музыкальных произведений. Это позволяет легко найти нужный материал для любой возрастной группы детского учреждения.

  • Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста
  • Содержание и методика музыкальной работы с детьми раннего возраста
  • Музыкальная работа с детьми первого года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми второго года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми третьего года жизни.
  • Планирование и учет музыкальной работы с детьми раннего возраста.
  • Пособия для музыкальной работы в группах детей раннего возраста
  • Работа музыкального руководителя с персоналом детского учреждения
  • Приложение. Музыкально-двигательный материал и методические указания к его использованию в работе с детьми

Нотное приложение (список песен) :

1. АЙДА. Музыка ВЕРХОВИНЦА
2. БАЮ. (КОЛЫБЕЛЬНАЯ). Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
3. БЕЛЫЕ ГУСИ. Слова М. КЛОКОВОЙ. Музыка М. КРАСЕВА
4. В ЛЕСУ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОИ
ЗАЙКА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
МЕДВЕДЬ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
5. ВОРОНЯТА КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ПРОГУЛКА. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ВОРОНЫ. Слова А. БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
6. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
7. ГДЕ ТЫ, ЗАИНЬКА? Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
8. ГОПАЧОК. (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
9. ГРЕЧАНЫКИ (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
10. ГРИБОК. Слова 0. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
11. ГУЛЯЕМ И ПЛЯШЕМ.Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
12. ДОГОНЯЛКИ. Музыка Я. АЛЕКСАНДРОВОЙ
13. ДОЖДИК (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
14. ДОЖДИК. Слова народные Музыка В. ФЕРЕ
15. ЕЛОЧКА. Слова М. БУЛАТОВА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
16. ЗАИНЬКА. Музыка В. ВЕРХОВИНЦА
17. ЗАЙКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Слова Т. БАБАДЖАН Обработка АН. АЛЕКСАНДРОВА
18. ЗАЙКИ ПО ЛЕСУ БЕГУТ. Музыка А. ГРЕЧАНИНОВА
19. ЗИМА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
20. ИДЕТ КОЗА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка А. ГРЕЧАНИНОВА
21. ИЗ-ПОД ДУБА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСОВАЯ МЕЛОДИЯ)
22. И КУМУШКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
23. КАК У НАШИХ У ВОРОТ. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка А. БЫКАНОВА
24. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. КРАСЕВА
25. КОРОВА. Слова О. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
26. КОШКА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
27. МУЗЫКА К ИГРЕ „КОШКА И КОТЯТА"
КОШЕЧКА. Cлова Н. НАЙДЕНОВОЙ Музыка В. ВИТЛИНА
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
28. ЛАДУШКИ (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
29. ЛОВКИЕ РУЧКИ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЯ
30. ЛОШАДКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
31. МАЛЕНЬКАЯ КАДРИЛЬ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
32. МАЛЕНЬКИЕ ЛАДУШКИ. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка ЗАРЫ ЛЕВИНОЙ
33. МАРШ И БЕГ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
34. МАРШ. Музыка В. ДЕШЕВОВА
35. МАРШ. Музыка Д. ЛЬВОВЛ-КОМПАНЕИЦА
36. МАРШ. Музыка Э. ПАРЛОВА
37. МАРШ. Музыка Р. ШУМАНА
38. МАШЕНЬКА-МАША (ПОПЕВКА)
39. МЕДВЕДЬ. Музыка В. РЕБИКОВА
40. МИКИТА. (БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка С. ПОЛОНСКОГО
41. МЯЧИК. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
42. НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
43. ОЙ, НА ГОРЕ-ТО. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
44. ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
45. ПЕТУШОК. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
46. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКОМ. Слова И. ГРАНТОВСКОЙ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
47. ПЛЯСКА С ФЛАЖКАМИ. Музыка Т. КУЗНЕЦ
48. ПЛЯШЕМ ХОРОШО. Музыка М. ЧАРНОЙ
49. ПОГРЕМУШКИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
50. ПОЛЯНКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка Г. ФРИДА
51. ПРАЗДНИК.Слова и музыка Т. КУЗНЕЦ
52. ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОГУЛКА
а) ДЕТИ КАТАЮТСЯ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
б) МАРШ
53. ПРИШЛА ЗИМА. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
54. ПТИЧКА. Слова А БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРЛ
55. ПТИЧКИ
ВСТУПЛЕНИЕ
ПТИЦЫ ЧИРИКАЮТ. Музыка Г. ФРИДА
ПОЛЕТ ПТИЦ.
ПТИЦЫ КЛЮЮТ ЗЕРНЫШКИ
ПОЯВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ СОБАКИ
56. СОБАЧКА. Слова Н, КОМИССАРОВОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
57. СОЛНЫШКО (украинская народная песня) Слова Е. ПЕРЕПЛЕТЧИКОВОИ Обработка Н. МЕТЛОВА
58. СТУКОЛКА (украинская народная мелодия)
69. УЖ Я ЗОЛОТО ХОРОНЮ. Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
60. УТРО. Слова С. ПРОКОФЬЕВОЙ Музыка Г. ГРИНЕВИЧА
61. ХОДЬБА.Музыка Г. ФРИДА
62. ЦВЕТИКИ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
63. ЦЫПЛЯТА. Слова Т. ВОЛГИНОЙ Музыка А. ФИЛИППЕНКО
64. ЮРОЧКА. Белорусская пляска Обработка Ан. АЛЕКСАНДРОВА

Что еще почитать