Индийский костюм. Традиционная одежда Индии. Как сделать костюм индейца своими руками

Как бы мы не делали юбку или штаны (или дхоти), веер (fan) от этого почти не зависит.

Что такое веер?

Это прямоугольный отрез ткани (чаще это - паллав), который собирается в вертикальные складки и подвешивается к поясу. Боковые его части незаметно фиксируют к одежде, чтобы при приседании или ином разведении коленей, веер раскрывался, радуя зрителей неожиданным великолепием костюма (особенно, если он представляет собой паллав - самую яркую и интересно расшитую или расписанную часть сари). Какой ширины складки? Некоторые мельчат по 4см, некоторые закладывают те самые широкие складки по 10-12см., что характерны для драпировки сари.

Предлагаю избрать золотую середину. Крупные складки буду слабо создавать эффект веера, а слишком мелкие будут напоминать западную плиссировку, юбки из которой Вы, может быть, носили в далеком советском детстве. Средний вариант - 15-20 складок. Ширина веера - это ширина сари, то есть 110-115см. Можно взять чуть шире, но уже - не советую. Иначе, когда Вы присядете, веер станет "колом" совсем не по-индийски. То есть, складки получаются 5,5 - 7,5 см. Когда Вы соберете складки и выверите их, заколите пачку складок английской булавкой в начале, в середине и в конце. А затем пройдитесь наметкой по середине получившейся толстой полосы. Так Вам будет намного легче заглаживать складки, потому что они не будут разъезжаться. Потом Вы, конечно, эту наметку распустите.

Есть два способа создания складок.

  • Первый: Вы непрерывно собираете складки. Как пришить, чтобы все они не были направлены в одну сторону и сделать веер симметричным? Пройдемся очень мелкими стежками, как будто наметывая, по той линии, что должна собрать наш веер. Теперь затянем нити, получится, что мы собрали веер так, что Вам не пришлось разворачивать заутюженные складки в одну из сторон, то есть ассиметрично, и все грани складок смотрят точно вперед.
  • Второй способ: создаем вертикальную полосу без складок 8-12см посередине веера путем пришивания там яркой каймы. А затем и слева, и справа закладываем складочки, направляя грани к этой полосе. Получается зеркальная картинка. Что, уже мучаетесь, что выбрать? Это - только начало. Веер - прекрасное поле для фантазии.

(на фото Divadance слева - юбочный костюм с двумя веерами, основной веер - паллав, является частью юбки; как сделать этот костюм - описано ниже).

Конечно, у Вас должен возникнуть вопрос: а что же будет, когда мы постираем костюм? Снова веер заглаживать? Ужас какой-то! Можно и так поступить. А можно застрочить каждую грань каждой складки, отступив не больше миллиметра от грани. Один раз напрячься, но зато потом разгладить - плевое дело. Выбирайте, что Вам проще.

Приделали выбранный веер - получили "одновеерный" костюм. Кстати, веер может быть не отдельным куском материи, а неотделимой частью юбки. Это мы рассмотрим в крое юбки. Но и в этом случае собирать в складки, заметывать и заглаживать его мы будем так же, как описывалось выше.

Чаще всего делают костюм с двумя веерами (как на последнем фото). Второй веер - маленький или "верхний". Он может являться логическим продолжением перевязи в драпировке, при которой паллав перекидывается не назад, а вперед и закрывает грудь. Мы можем сделать его из того же материала, что и основной, а можем сделать другим. Длина его сильно варьируется: от 5 и до 25 см. Замечу лишь, что длинный верхний веер зрительно нередко увеличивает таз или нарушает гармоничные пропорции. Поэкспериментируйте с его длиной, сокращая и увеличивая ее, чтобы понять при какой длине Ваша фигура будет смотреться гармоничнее.

Есть еще костюм из трех вееров, расположенных друг над другом. Они могут быть все одинаковыми и их кайма может идти на равной удаленности друг от друга. Но можно поступить и по-другому: верхний веер будет отличаться и находиться, так сказать, особнячком. Видите, чем дальше, тем больше возможности выбора фосона.

С чоли и веером мы разобрались. Может быть даже определились. Теперь о самом главном: юбка, дхоти или брюки плюс, прилагающиеся к этому, перевязь и набедренник.

В отношении к ним рассмотрим три способа создания костюма:

  • 1). Драпировка и только драпировка сари,
  • 2). Драпируем, но кое-где разрезаем , кое-где сшиваем и т.п.образом "хитрим"
  • 3). Современным образом сшитый костюм (штаны так штаны и все детали шьются отдельно).

Сначала задумаемся о происхождении костюма для бхаратанатьям. Думаете, древние индийцы шили столько предметов: перевязь, штаны, набедренник, да еще два веера? Нет, конечно. Так как основной одеждой в Индии была, и, пожалуй, еще остается сари, то и танцевальный костюм представлял из себя драпировку сари, только несколько отличную от обыденной, учитывая особенности движений в танце.

Драппировка сари для танцовщицы

Самая традиционная драпировка сари называется "ниви".

Сначала одевается чоли и нижняя юбка. Затем мы начинаем создавать "юбку" из сари. Если сари по сути прямое, а не "клеш", то как, спросите Вы можно ходить в длинной и прямой юбке без вытачек? За счет складок. Вы начинаете с правого бока и "мотаете" сари налево. При этом Вы закладываете верхнюю кромку за пояс нижней юбки, чтобы сари с Вас не спадало. Вот Вы прошли один круг. Теперь на левом боку или спереди соберите 5-7 складок на сари, каждая по 10-12 см. Для надежности, их можно закрепить с помощью булавки. Заправьте кромку собранных Вами складок за юбку. Складки должны смотреть в левую сторону. Еще раз оберните вокруг себя сари, а затем свободный край перекиньте через левое плечо. Если он спадает с плеча, то его можно прикрепить к чоли булавкой. Если в таком сари хотят танцевать или работать по дому (то есть свободный край будет мешать), то его проводят под правым плечом к левому бедру и затыкают за одежду в районе левого бедра.

Вот теперь представьте, что Вам активно двигаться надо, да еще и присаживаться глубоко в плие, опускаться на пол. Надо эту одежду укоротить. Так мы загибаем сари вдоль верхней кромки так, чтобы длина его была намного короче. Или же отрезаем лишнее. Плюс начинаем обматываться не с правого бока а почти с середины переда, тогда затыкаемый за пояс конец станет чуть длиннее, а мы его заткнем не у левого бедра, а посередине: вот Вам и веер из паллава получился. Если все-таки конец мы оставляем маленький, то получится маленький веер, а складки, которые мы закладывали - и есть главный веер в юбочном драпировочном костюме.

Есть и другой вариант: начинаем формировать юбку с середины или с правого бока, но идем в другом направлении - слева-направо. Обойдя круг, складки закладываем такие же и там же, а дальше ведем конец сари по правому бедру назад, затем по спине вверх, через левое плечо вперед на грудь. Чтобы паллав, оказавшийся на груди (та самая наша "перевязь") не болтался, его прихватывают поясом.

Если у Вас тонкое и нежное по фактуре сари, то, несмотря на кучу складок, Вы получите истинно индийский юбочный костюм, в котором можно легко и удобно танцевать. Но сейчас такие костюмы - редкость. В той или иной степени и сами индийцы, и не индийцы, исполняющие классические индийские танцы, используют возможности современного, так сказать, швейного дела. Вы можете возмутиться: какого же черта мы тут в сари долго и упорно заматываемся?! Но если современный костюм является имитацией старого драпировочного, то надо знать и понимать, что мы имитируем, чтобы не дойти до костюма, который на индийский слабо будет похож!

Мы драпировали юбочный костюм, теперь надо исполнить вариант дхоти . После ряда выступлений Divadance-коллективов, как в юбке, так и в дхоти, могу сказать, что в дхоти многие движения смотрятся выигрышнее - "виднее". Но зато в юбке танцовщица выглядит женственно. Чтобы выглядеть женственно и в дхоти, надо выбирать очень нежную ткань.

Разберем драпировку "рыбий хвост" , которую еще в древние временя использовала знать и танцовщики.

Расправляем сари за спиной, так, чтобы изнаночная сторона, разумеется, прилегала к телу и натягиваем концы сари перед собой. Сторона с паллавом должна быть справа. Натягивая сари вперед руками, почти сведенными, мы словно стараемся разделить сари на две равные части (паллав в этом делении не участвует, мы его не учитываем). Когда нам удалось уравнять выведенные вперед части сари, мы захватываем ткань сари обеих половинок в районе, где обыкновенно в брюках застегивается молния, и завязываем эту ткань узлом. Получаем как бы юбку с болтающимися спереди двумя полотнищами. Теперь берем левое полотнище и пропускаем его между ног назад и влево. Оборачиваем ткань вокруг левой ноги, создавая штанину. Выводим вперед, собираем конец полотнища в складки и заправляем себе за пояс спереди - слева. То же делаем с правым полотнищем. Паллав у нас как бы лишний: вот он у нас и повиснет между ног, собранный в складки, как веер. Извернемся посмотреть, что творится сзади. А там наши бывшие полотнища, а теперь штанины расходятся вверх на наши бока буквой"V". Чтобы они не разошлись потом, где не надо, мы, не меняя созданного костюма, оттягиваем ткань этих бывших полотнищ вверх и к центру и заправляем "за пояс" (если это вообще можно назвать поясом). Не забудем про английские булавки, которые могут нам помочь в фиксации сари.

Современный пошив

В драпировочном костюме есть много минусов: долго драпируемся, много складок на теле, не разгуляешься с разными фасонами. Противоположность драпировке - третий, указанные Выше способ - это исполнение костюма сугубо современными европейскими способами пошива одежды . То есть дхоти - уже не дхоти, а просто брюки, перевязь - просто передничек с одной лямкой, а набедренник - точно посаженная округлая кокетка со множеством вытачек. Как это сделать? Заказываете (или шьете) брюки прямые, но к низу зауженные (или можно собрать их в складку). Некоторые делают шальвары, как в восточных танцах. По идее они не должны были узкими и очень облегающими, но все чаще можно увидеть именно такие. Главное - чтобы точка соединения внутренних швов штанин была четко у физиологически нужного места, а не провисала вниз, иначе Вы не сможете принять одну из наиболее распространенных позиций - сесть в глубокое плие. Как понять, где должна быть длина изделия? Пойдем логическим путем. Прямо над щиколоткой, точнее, над боковой выпирающей косточкой, Вы наденете полосу ножных колокольчиков, шириной около 10 см. Если у Вас их еще нет, повяжите соответствующей ширины полоску ткани. Ваши штаны должны заканчиваться незадолго перед колокольчиками (которые, кстати, называются гхунгуру), не налезая на них.

Как сделать передничек с одной лямкой, пусть и с заложенными и заутюженными по всему его протяжению вертикальными складочками, может сообразить любая швея. То же относится и к набедреннику - фактически это полукруглый широкий пояс, похожий на кокетку у юбки, в которую можно заложить вытачки как в кокетке, по длине пустить ту самую кайму и сузить - свести "на нет" спереди, как справа, так и слева.

Но, одев почти европейские штанишки, некрасиво увеличивающие таз своим зауженным силуэтом вкупе с набедренником, а также передничек с одной лямкой, Вы рискуете потерять ту самую индийскую гармонию исконного костюма, создаваемого драпировкой. Который, кстати говоря, женскую фигуру уродливой не делает. А зрители, глядя на Вас, будут недоумевать, зачем у Вас, одетой в столь понятную и привычную западному человеку одежду между ног болтается какая-то тряпка столбиком. Смотрится веер в этом одеянии обычно очень несуразно.

Компромисс

Поэтому обратимся к среднему - компромиссному варианту . Где-то будем драпироваться, где-то шить. Сначала оговорюсь, что я приведу лишь один из возможных вариантов юбочного костюма и костюма дхоти. Проявив фантазию, можно сделать еще много интересных фасонов, которые я наблюдала в видео бхарата натьям. Фактически юбка для бхарата натьям - это прямая юбка со вставкой многочисленных складок точно спереди. Раскроим юбку как прямоугольник. Длиной будет наш объем бедер плюс ширина веера. Хотя я еще прибавляла 15 см, иначе тесновато получается. Конечно, вырезая эту часть сари, не забудьте и про подгиб. Договоримся, что впредь я о нем уже не заговорю - и так ясно, что где есть необработанный в виде каймы край, там требуется подгиб или 1-2 см на оверлок.

Шириной прямоугольника пока является ширина сари, но для нас такая юбка - длинновата. Можно сразу ее укоротить. Принцип определения длины мы уже рассмотрели, описывая штаны. Отрезаем лишнее вместе с той каймой, где будет верх изделия (кайма по низу изделия нам необходима). Это лишнее потом пойдет на пошив набедренника (его можно сшить с вытачками, как на кокетке, что мы уже обсуждали). Короткие стороны прямоугольника сшиваете почти до верха, оставив 10-15 см, чтобы потом влезать в юбку. Теперь повязываете себе широкую корсажную ленту на талию, где будет предполагаемый пояс. Заложим складки веера (делаем его, как описывалось выше), натянем получившуюся прямую юбку на бедра. Посадим верх юбки на корсажную ленту, защипывая небольшие складки там, где в европейских юбках вытачки: две на спине и две спереди, плюс там, где обычно на юбках проходит боковой шов. Снимаем юбку, дважды загибаем внутрь необработанный край ткани, чтобы наметать и одной строчкой пристрочить потом ткань сари к корсажной ленте, спрятав разволокняющийся срез ткани (а сари ой как сыпаться любят!). Осталось приладить крепеж в том месте, где мы в юбку влезать собирались в будущем. Заметим, что веером является складчатая часть юбки - туда можно пустить паллав, а можно использовать лишь обычную часть сари.

Теперь о дхоти (на фото справа и слева - костюм - дхоти, а перевязь - по схеме см.ниже). Возьмем опять прямоугольник. Для меня подошел фрагмент сари длиной 270см (включая подгиб), учитывая 46 размер. Вы можете убавить или прибавить соответственно размеру. Ширина прямоугольника зависит от длины изделия. Если ничего не отрезать (или не заворачивать), то дхоти будут до ступней, что нам не подходит. Поэтому, как и в случае с юбкой, мы отрезаем полосу около 25см. Делаем драпировку "рыбий хвост". Отличием будет то, что из-за меньшей длины Вам некуда будет заправлять концы. Полотнища штанин кончатся где-то на середине передней поверхности бедра. Здесь-то мы их и можем прихватить в паре мест к иным слоям штанин. Не переусердствуйте: ведь при движении, слои будут "ездить" друг по другу, обеспечивая свободу движений. Именно в дхоти так легко приседать в глубокое плие, не чувствуя натяжения ткани ни в колене, ни между ног. Именно там, где кончились наши полотнища, мы и будем незаметными стежками прикреплять веер. Заодно и концы полотнищ будут спрятаны. Кстати, именно при этом способе создания костюма, мы создаем тот неровный низ у дхоти, который и должен быть: где один дугообразный фрагмент ткани перехлестывается с другим.

Теперь самое время вшить на месте завязывания молнию, а везде, где мы затыкали и заправляли ткань - подшить. Так мы сможем снимать и одевать дхоти, не заматываясь каждый раз. Перед тем, как делать все это с трудом добытым сари, можно поэкспериментировать на другой ткани. Чем хорош этот вариант - не надо быть большим специалистом в шитье, чтобы сделать такое.

Тем, кто все-таки хочет брюки, могу посоветовать найти такие выкройки брюк, что наиболее схожи по фотографии готового изделия с тем, что Вы увидите в зеркале, задрапировавшись в дхоти.


Перевязь. По сути это - полоса материи, идущая от правого бока в ту же точку, проходя через левое плечо. Можно, конечно, пустить кусок сари через плечо, но, если мы хотим избавиться от излишней толщи ткани, то схитрим: сузим эту полосу там, где она не нужна в широком виде: в задней ее части. Найдем боковую точку юбки справа, от нее измерительную ленту перекинем через левое плечо и вернемся к той же точке.

Так мы получим длину изделия. Прибавим 10-20 см на то, чтобы некоторая часть ткани ушла под одежду спереди и сзади. Или наоборот, эта часть ткани будет выглядывать из-под пояса. Вычертим вдоль каймы сари полосу этой длины шириной 15-30 см, включая кайму. Теперь найдем на полосе местояч, где будет наше плечо. Развернем ткань так, чтобы кайма была справа. Отступим от метки плеча еще 5-10 см вверх (чем шире кайма, тем больше отступаем) и проведем здесь линию, пересекающую нашу полосу. От этой линии мы будем расширять нашу перевязь, проведя косую линию от левого края полосы вверх-влево. Практически под 45 градусов (возможны колебания). Эта расширяющаяся часть будет у нас на груди. Чтобы эта часть изделия выглядела солиднее, к косой линии пришъем кайму. Полученная перевязь смотрится намного более по-индийски, чем плоский передничек, который еще и грудь делает похожий на стиральную доску: плоской и в ребрышках.

Только на первый взгляд кажется, что у всех исполнителей индийских классических танцев внутри одного стиля одинаковые по фасону костюмы. Фасонов большое множество, даже учитывая разнообразные комбинации вышеперечисленного. Смелее выбирайте, экспериментируйте, творите…

Классический индийский танец бхаратанатьям (много статей по этому стилю )

Этно-вечеринка "азрар" - март 2011г.

Здесь костюм создан с помощью настоящей драппировки дхоти, зафиксированной с помощью швейной машинки. Получился удобный, хорошо сидящий костюм, во многом за счет мягкости шифона. После оборачивания вокруг ног, оставшийся конец искусственно созданного из отреза шифона сари собран в складки, которые служат веером.

Классический индийский танец в стиле бхаратанатьям (bharatanatyam)

"Джатисварам"

концерт - вечеринка "Диваданс" в клубе "Территория Ultra " 11.04.2010г.

Здесь вокруг ног сделана тоже драппировка дхоти настоящего сари (выбрано тонкое и нежное на ощупь), затем к получившимся штанам прикреплен веер, сшитый из паллу (паллава)

Елена Стеценко Хореография - старинная (традиционная)

С приближением новогодних праздников мамы все чаще задумываются о том, какой наряд подобрать дочке. Если ваш выбор пал на новогодний костюм индианки, то, надеемся, несколько советов смогут помочь вам сделать его в домашних условиях. Традиционно такой костюм состоит из чоли, юбки и сари.

Чоли – это одежда, наподобие топа или блузки, с короткими зауженными рукавами. На самом деле, эта деталь наряда может вызвать сложности у непрофессиональных портних, но вы же не собираетесь сшить одежду идентичную настоящей. Ваша задача – сделать стилизованный костюм индийской девушки. Создать чоли вы сможете из подходящей под цвет сари футболки, что плотно прилегает к телу. Ее нужно немного обрезать, так как по традиции этот топ не должен быть ниже пупка. Край после этого следует аккуратно подогнуть и прострочить на машинке. Настоящее чоли имеет V-образный вырез, но, не думаем, что кто-то вас осудит, если вы сделаете по-другому.

Несложной в исполнении будет и юбка. Шьют ее по принципу юбки полусолнце. Но следует учитывать, что по длине она должна быть немного короче верхнего наряда, приблизительно на 3-4 сантиметра.

Самый ответственный, но не самый сложный момент – это пошив сари. Шить, правда, придется совсем немного, ведь традиционная индийская одежда состоит фактически из длинного отрезка ткани. Но к выбору материала постарайтесь подойти с ответственностью. Не стоит останавливаться на жестких тканях, потому что они не слишком хорошо смотрятся на теле, и ребенку будет некомфортно в наряде. Вы можете использовать любой легкий материал. На костюм индианки для девочки нужен отрезок размером примерно 70 см на 4 м (все зависит от возраста и комплекции ребенка). Все края ткани нужно осторожно подогнуть и прогладить, а потом прострочить на машинке.

Индийские костюмы богаты на декоративные элементы. Не поскупитесь на них и вы. Стоит приобрести в магазине фурнитуры бисер и стразы, которые можно клеить утюгом. А верх и низ сари можно обшить декоративной лентой. Особое внимание уделите украшениям. Костюм требует множества браслетов на руках и ногах и украшения для волос.

Если вы хорошо управляетесь со швейной машинкой, то сможете создать и другой вариант индийского наряда – брючный костюм. Чоли в этом случае тоже необходимо, но оно уже ярче декорируется, ведь зачастую не прикрывается «хвостом» ткани. А вместо юбки и сари используются и набедренная юбка, что надевается поверх брюк. Крой таких штанишек не очень сложный.

Варианты костюмов индианки для девочки.

Махабхарата (древний индийский эпос) рассказывает, что однажды царь Пандав, играя в кости с вражеским кланом Кауравов, проиграл и свою казну, и свое войско, и мать, и братьев, и самого себя. Последней ставкой сделал жену Драупади - и тоже проиграл. Обрадованный победитель приказал привести в зал собраний, где проходила игра, прекрасную Драупади. Но она отказалась прийти, говоря, что еще не одета. Тогда слуга схватил ее за волосы и поволок, как простую рабыню. И вот все увидели горько плачущую Драупади, из последних сил она удерживала наполовину спустившееся платье. В скорби, не поднимая головы, стояли ее мужья. А враги разразились злорадным смехом. Довольны они были, что удалось им оскорбить Пандавов. Один их Кауравов решил сорвать с Драупади одежду, чтобы навеки покрыть ее имя позором. Как ни старался обнажить ее Каурав, Драупади оставалась одетой.
Тогда распутные победители схватили один конец тонкого материала, в который она была скромно и тщательно задрапирована. Они продолжали тянуть его и распутывать, но тщетно.Так, 5000 лет назад, в первый раз в письменном источнике была упомянута древняя индийская женская одежда - сари.
Самый простой способ заинтриговать мужчину - одеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.
Сари не изменилось за века. Различные народности Индии со временем лишь вносили свой вклад, употребляя разнообразные ткани для изготовления сари, применяя новые способы драпировки. Жители южной Индии традиционно драпируют девятиярдовое сари (примерно 8,2 м) в виде шароваров. У народностей, проживающих на территории центральной и южной Индии оно выглядит как длинное европейское платье. Некоторые племена носят сари без блузок. Длина классического шестиярдового сари (5,5 м) позволяет сделать складки на нижней части сари и обернуть его вокруг тела через плечо, что выглядит очень элегантно.



Сари - гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными, яркими, изысканными и невинными.
Сари - чрезвычайно гибкая одежда. Оно состоит из простого прямоугольного куска материала (обычно 8 метров в длину), который обертывают вокруг женского тела. Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
Модельеры древности, создавшие эту универсальную одежду, не предполагали, что она станет явлением в истории мировой моды. Современные дизайнеры отмечают в сари, помимо таких эстетических качеств, как красота и изящность, еще и практичность: его легко стирать и гладить, оно не стесняет движений, выгодно подчеркивает женский силуэт, и в то же время скрывает недостатки фигуры. Наблюдая со стороны, наверное, не без присущего женщинам любопытства, за бесконечной сменой тенденций мировой моды, индианки и сегодня остаются верны своей национальной одежде. Ткачество издревле было ремеслом семейным, профессиональные секреты передавались из поколения в поколение. Ткацкое ремесло тяжелое и трудоемкое, поэтому чаще им занимаются мужчины. Самый дорогой заказ выполняют юноши с чувствительными пальцами, ткут в определенное время суток, чтобы глаза могли видеть естественный цвет нити. Нити прядут из коконов шелкопряда. Потом их вываривают, окрашивают и наматывают на бобины. Окрашивают специальными красками, секрет приготовления которых каждая семья ткачей хранит в тайне. Краски славятся своей стойкостью, они не линяют и не выгорают на солнце.
Индийские ткани уникальны. Они обладают замечательными свойствами и предоставляют безграничные возможности для моделирования. Они ценятся за потрясающие сияющие расцветки и богатое украшение разнообразными орнаментами. Некоторые образцы излучают такой свет, как-будто это не ткань, а горсть самоцветов.
В древности в Индии по одежде можно было определить принадлежность к роду и сословию. Для простых людей существовали хлопковые ткани, а для членов королевских семей ткали золотую или серебрянную парчу. Индийская парча представляет собой шелковую основу с вплетенными в нее золотыми или серебряными нитями. Эти нити образуют на ткани нежные цветочные узоры. Но не только по виду материала или цвету выделяли касту — в Индии даже драпировка сари означала многое и существовали специальные правила. Сегодня, конечно, о кастовой принадлежности говорить не приходится, но способы различных драпировок до сих пор существуют.
В Индии и сегодня многие полотна ткут на станках вручную. Но в европейские страны поступают материалы, изготовленные промышленным способом, что никак не лишает их своей уникальности.
Важно заметить, что в последних коллекциях мировых дизайнеров присутствуют модели сари. Это вечерние платья ярких расцветок, расшитые золотом или серебром, а также украшенные самоцветами. В этой одежде женщина выглядит стильно, элегантно и привлекательно
Находки, относящиеся к III тысячелетию до н.э., позволяют говорить о том, что основой современной нешитой одежды как раз являются элементы древнейшего мужского и женского индийского костюма.
Переселение мусульман из Центральной Азии и нашествие иноземных народов имеют прямую связь с появлением и дальнейшим утверждением в Индии сшитых видов одежды.
У простых людей по-прежнему сохраняются традиционные элементы индийского костюма.
Шитый костюм со временем завоевывает господствующее положение в официальной жизни.
Не могло не сказаться на развитии индийской одежды сближение с западной культурой. Это явление в наибольшей степени отразилось на мужской одежде.
Женщины же до последнего времени хранили верность индийской традиционной одежде.
В XIX в. англичане привезли в Индию сюртуки, брюки и даже свои пилотки. Приобщение к европейской моде сказалось в изменении силуэта платья индийских женщин.
Например, свободная национальная рубаха, приближаясь к формам европейского платья, становится все более прилегающей.
Индийская одежда очень богата в своём разнообразии разновидностей и видов стилей и способов драпировки. Поэтому выделяют Пенджабский, Гуджаратский и другие согласно индийским штатам (районам) национальные костюмы.

Каждый человек или вернее женщина, хоть раз за всю свою жизнь смотрела индийское кино. Не современное, больше похоже на голливудское творение, а то старое из нашего детства. Каждый раз мы сочувствовали героям, плакали и радовались вместе с ними. Но разве можно представить это кино без песен, танцев и конечно же красивых женщин в обворожительных сари. Неужели вам некогда не хотелось примерять на себя эту национальную традиционную одежду индианок? Именно сари много веков подчеркивало женственность и грациозность женщин живущих в Индии. Многие и по ныне носят сари. Оно скрывает все недостатки и выгодно подчеркивает достоинство женщины. Пошить такой простой, комфортный и в то же время элегантный и изысканный наряд на много проще чем вам кажется. Не стоит отказываться от мечты примерять на себя сари из-за такого пустяка, как отсутствие такового. Достаточно иметь большое желание, немного фантазии и совсем чюток умения в пошиве одежде.

Для того что бы пошить само сари нужен подходящий по размеру и цвету отрез ткани. Какую именно? Ну конечно же легкой и прозрачной текстуры. Подойдет воздушный шифон, шелк или атлас. Именно они с легкостью приобретут нужную форму для создания самого наряда. Нужны так же нижняя юбка и блузка для сари которая имеет название чоли. Немного остановимся на этих деталях.

Нижняя юбка

Сшить ее довольно таки просто. Форма её - обычная юбка полусонцеклеш. Длина на 5 - 10 сантиметров короче самого сари в подвернутом состоянии. Ткань для неё должна подходить в тон самому сари и лучший вариант - хлопчатобумажная ткань. Пояс - не в коем случаи не резинка, только шнурок или лента. Резинка не сможет удержать сари, которое заправляется в пояс нижней юбки.

Чоли

Что касается блузки, тут по сложней. Тон и ткань остается та же как и на нижней юбке, но вот покрой и пошив сложен для человека который не имеет практики. Но возможен вариант купить готовую. Блуза должна быть с коротким рукавом, облегающей и выгодно подчеркивать все достоинства женщины.

Переходим к самому важному элементу наряда и в то же время к самому простому в пошиве. Само сари это отрез ткани который правильно нужно обвернуть вокруг себя. В зависимости от полноты фигуры длина его колеблется от 5,5 - 9 метров. Вот здесь можно и нужно проявить фантазию и вкус. Края ткани обычно обрамлены орнаментом. Ткань можно расшить бисером, камнями или кружевными вставками и золотыми орнаментами. Все зависит от состояния вашего внутреннего мира. Главное - правильно намотать само сари. Способов это сделать довольно таки много. Мы остановимся на одном из них. Классический способ поэтапно.

  • Для начала нужно одеть чоли и нижнюю юбку.
  • Возьмите приготовленное сари и обведите его вокруг талии закладывая за край нижней юбки. Оборачивание начинаем всегда с правого бока. Обратите особое внимание на то, что бы край сари доходил до пола.
  • Теперь переходим к самому ответственному моменту - драпировке. Нужно сделать 7 - 10 складок. каждая приблизительно 10 - 12 см собирая их вместе таким образом
  • Сделанные складки нужно так же заложить за пояс нижней юбки. Очень важный момент - складки должны смотреть на левую сторону
  • Закончите оборачивать сари вокруг талии уже не заворачивая за пояс
  • Осталось теперь только свободный край сари перекинуть через левое плечо. Если ткань такая, что будет сползать с плеча то можно её зафиксировать булавкой к чоли

Теперь вы сможете смотреть индийские фильмы про любовь и чувствовать себя полноценным героем происходящих событий. Всегда можно найти или придумать самим повод для того, что бы одеть этот обворожительный наряд. Уверенна, мужчина оценит его. Сари вдохновляет многих кутюрье для создания незабываемых коллекций. Уверена, что и вас оно вдохновит на творчество и даст возможность выплеснуться неограниченной фантазии. Макияж и украшения конечно же необходимый антураж который прилагается к любому наряду, а не только к этому. Если все будет соответствовать вашему замыслу, возможно вы сами сможете написать свою незабываемую романтическую историю.

Сделать костюм индейца своими руками не трудно, главное, верно подобрать перья для наряда. Основой вполне может стать одежда на каждый день.

Почему данный вариант считается хорошим?

Костюм индейца считается бюджетным вариантом для проведения праздников и игр. Родителям не придется в течение долгого времени искать подходящие материалы и детали для того, чтобы вдохнуть в него жизнь. Костюм индейца для девочки и для мальчика будет считаться универсальным. Важным аспектом становится малок количество времени, которое затрачивается на создание прекрасного наряда.

Мамы, не умеющие обращаться со швейной машинкой, выигрывают дважды, так как крепление аксессуаров проходит при участии нескольких стежков или обычного клея.

Единственной возможной сложностью может стать поиск наволочки или мешка коричневого цвета. Также костюм индейца, своими руками создаваемый, предполагает покупку бахромы, которую можно заменить куском фетра коричневого оттенка, и перьев.

Делаем верх наряда

Для того чтобы сделать верхнюю часть костюма, потребуется обычная футболка теплого цвета, например, охристая, желтая или коричневая. Подол майки с нижними краями рукавов надрезаются таким образом, чтобы длины бахромы не превышала нескольких сантиметров. Если майка имеет короткий рукав, то прежде чем делать костюм индейца, нужно сначала обрезать утолщенные загибы на рукавах и внизу футболки.

Также можно приспособить старую водолазку, например, белого цвета. По бокам ее рукавов необходимо аккуратно приклеить при помощи клея тесемочки, а на манжеты пришить бахрому.

Создание туники для индейца из наволочки

Костюм индейца из подручных материалов дает возможность использовать всю свою фантазию в рабочем процессе. Для туники потребуется наволочка, которую не жалко пустить в ход мероприятия.

На одном из углов ткани нужно начертить полумесяц, который будет горловиной для верха костюма. Затем необходимо его аккуратно вырезать. Не рекомендуется делать это на глаз, лучше измерить шею ребенка и прибавить к этому числу еще пару сантиметров.

После этого отрезается нижняя ненужная часть наволочки. Ее стоит сделать округлой, оставляя примерно 25-27 сантиметров.

Следующим шагом станет обработка мешка. Он поворачивается верх дном, к нему прикладывается наволочка со сделанной горловиной. Края наволочки нужно обвести посредством мелка или карандаша, затем такая горловина вырезается на мешке.

Тунику необходимо примерить на модель и наметить места, которые станут в дальнейшем проймой для рук.

После того как разрезы сделаны, в ход идет бахрома, которую нужно прикрепить вдоль проймы, заранее замерив желаемую длину.

Самой лучшей длиной для платья станет метраж до колена

Завершением работы над костюмом становится его украшение, низ необходимо обработать бахромой.

Украсьте низ туники бахромой. Вдоль нижнего края мешка сделайте надрезы, равные 7-10 сантиметрам. Костюм индейца для девочки может выглядеть по-другому, если фетр или другой материал пустить также вдоль всей горловины.

Создание воротника

Если верх костюма позволяет вносить корректировки, то можно сделать воротник из найденных для этого перьев. Если данные детали не найдены, можно изготовить его из ткани или бумаги. Одним из вариантов станет выкройка воротника из ткани, вырезанной в форме круга, на который пришиваются перья. Застегнуть изделие можно будет при помощи липучки или стандартной пуговицы.

Если же использовать более простой способ с бумагой или тканью, то для начала вырезается круг, затем делается растяжка от внешнего края к середине посредством красок или маркера. Необходимо провести линии для будущих перьев, подрезать зубчатые края и подшить стойку с узорной тесьмой.

Что примечательно, почти все работы можно выполнять совместно с малышом.

Создание штанов

Когда возникает вопрос о том, как сделать костюм индейца, перед глазами сразу появляется образ штанов, обильно украшенных бахромой. При выборе низа нужно учитывать, что они должны быть стандартными, не зауженными, но и не широкими. Слишком обтягивающий фасон может испортить общее положительное впечатление от наряда.

Пришить бахрому на костюм индейца достаточно легко. Взрослый должен сделать замер длины штанов от верхней точки до самого низа, затем необходимо отрезать две одинаковые полоски фетра нужной длины. Посредством специализированного клея для одежды или, по желанию, иголки и нитки, бахрома прикрепляется по всей длине бокового шва брюк. Когда клей немного подсохнет, на ткани нужно будет сделать разрезы, не превышающие двух сантиметров.

Наличие аксессуаров и нанесение грима

Что касается обуви, то определенных рамок и критериев в данном случае не существует, подойдет любая, имеющаяся в наличии. Безусловно, лучшим вариантом станет обувь коричневого цвета.

В руки мальчику индейцу можно вручить лук и стрелы, а девочке на руки надеть самодельные браслеты из плотной бумаги, ткани или кожи. Конструкция изготовления лука также предельно проста. В основу вкладываются ветки, найденные на улице. Дома их стоит обработать и прикрепить ленту в местах соединения. Для наконечника стрел подойдет обычный отрез ткани либо листы бумаги. По другой стороне должно идти оперение из голубиных или утиных перьев.

Лицо модели необходимо раскрасить красками разных цветов, основу которых составляет красный, коричневый, белый и черный оттенки.

Что еще почитать