Какой порядок в процессе раскроя изделия. Раскрой изделия на материале. Что такое раскрой изделия. Раскрой изделия – простые правила

Раскрой – один из важнейших процессов пошива одежды, от его правильного выполнения зависит многое, и прежде всего, качество пошитого изделия. Он делится на два этапа: подготовку к раскрою и сам раскрой.

Подготовка ткани к раскрою

К подготовительным работам принадлежат:

  • декатировка ткани;
  • определение лицевой стороны материала;
  • настил ткани;
  • раскладывание выкроек изделия на ткани;
  • обмеловка деталей и припуски на шві.

Рассмотри каждый пункт подготовки к раскрою более детально.

Декатировка

Самый простой способ декатировки ткани состоит из увлажнения ткани; просушивания; легкой утюжки. Декатируют преимущественно натуральные ткани, которые могут дать усадку при стирке и глажке: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые. Синтетические ткани достаточно прогладить с изнаночной стороны слабо нагретым утюгом.

Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани

Перед раскладыванием выкроек на ткани, надо определить ее лицевую сторону. У тканей, которые имеют ярко-выраженный рисунок, легко различить изнаночную и лицевую сторону - где рисунок ярче – там и лицо. А как же определить лицо и изнанку у тканей, где невыраженный рисунок?

  • Однотонные хлопчатобумажные (ситец, бязь и т. д.), некоторые натуральные шерстяные и шелковые ткани, а также искусственный шелк имеют преимущественно полотняное переплетение нитей и потому изнаночная и лицевая сторона у таких тканей мало различима. Определяют лицевую сторону у таких тканей методом сравнения – где качественнее визуально выглядит ткань – там и лицевая сторона (отсутствуют узелки, нитки, катыши).
  • У тканей саржевого переплетения лицевую сторону определяют по рубчику – на лицевой стороне (если смотреть вдоль основы) он располагается снизу вверх и слева направо.
  • Лицевую сторону атласного переплетения отличить легко по более гладкой поверхности по сравнению с изнаночной стороной.

Настил ткани

После определения лицевой стороны ткани, переходят к настиланию ткани. Кроить можно на любой горизонтальной ровной поверхности. В домашних условиях это обычно большой стол или пол. Существует четыре основных способа настилки ткани:

  • Способ № 1"В сгиб": Ткань перегибают вдоль нити основы и складывают так, чтобы кромки совпадали. Таким способом кроят парные детали и детали со сгибом.
  • Способ № 2 "В два слоя": Ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали. Подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.). Такие способы раскладки имеют одинаковые плюсы и минусы. Минус такой раскладки: не экономичный расход ткани. Плюс: можно сэкономить время на раскрое, т. к. выкраиваются сразу две детали.
  • Способ № 3 "Ткань развернута по ширине": Такой способ используют для раскроя одиночных деталей. Минус такой раскладки: не экономичен по времени, приходится обводить и разрезать ножницами каждую деталь отдельно. Плюс: можно сэкономить ткань, остается мало отходов при такой раскладке деталей.
  • Способ 4 "Комбинированный": Сочетает в себе все вышеописанные способы. Минус такой раскладки: нет. Плюсы очевидны: можно сэкономить ткань и время на раскрой деталей, остается мало отходов при такой раскладке деталей.

Раскладывание выкроек на ткани

  • Раскраивают детали по выкройкам или лекалам. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.
  • Во время раскладывания выкройки на ткани следует учитывать направление ворса, оттенок, рисунок и тому подобное. Если рисунок ткани направлен в одну сторону, то выкройки раскладывают так, чтобы росток, горловина, окат рукава и верхняя часть юбки были размещены в одном направлении.
  • Выкройки деталей изделий из бархата, вельвета раскладывают против направления ворса (если провести ладонью по ворсу – он приподнимается), а из всех других тканей - по направлению ворса (если провести ладонью по ворсу – он лежит гладко), чтобы во время ношения сохранить гладкую поверхность изделия.
  • При раскрое изделий из парчи, тафты, габардина необходимо определить оттенки ткани. Для этого складывают два отрезка ткани по поперечной нитке и выбирают желаемый оттенок.
  • Раскладывая выкройки на ткани в полоску или в клетку, необходимо следить, чтобы полоски совпадали по цвету и ширине в боковых швах и посередине каждой детали. Причем детали выкройки могут быть размещены не только вдоль, но и поперек или по косой нити, в зависимости от фасона.
  • На однотонных тканях или на тканях с неопределенным рисунком выкройки можно раскладывать в разных направлениях, учитывая направление основной нити в деталях и наиболее экономное расходование ткани.
  • На ткани сначала раскладывают основные выкройки изделий (полочки, спинку, рукава, передние и задние полотнища юбки), а потом - более мелкие (манжеты, воротник, пояс и тому подобное), используя свободное место между большими деталями, следя за тем, чтобы направление долевой нити на выкройке совпадало с нитью основы на ткани.

Припуски на швы

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом, чудо-мелком и т. д.), учитывая припуски на швы.

По умолчанию припуски на швы в швейных изделиях таковы:

  • для обтачных швов припуски составляют 1,0 см;
  • для стачных швов: плечевые – 1,0-1,5 см, боковые – 1,5-2,5 см, швы втачивания воротников, рукавов и т. д. 1,0-1,5 см, стачивания верха и низа изделия – 2,0-3,0 см;
  • для подшивки низа – от 1,0 до 5,0 см в зависимости от модели и способа обработки.

При подгонке изделия по фигуре (при отсутствии точной выкройки), при выкраивании деталей в клетку, полоску, с явно выраженным рисунком - все припуски надо увеличить.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

Одежда должна радовать человека. В ней хорошо, когда ты одет по погоде, когда она к месту, когда используется красивая и качественная ткань, когда она сидит на тебе хорошо. Говорят: "Театр начинается с вешалки, а красивое изделие с кроя. И какая бы красивая ткань не была, но если изделие сидит на фигуре плохо, то его уже ничего не спасет. Посадка изделия на фигуре зависит и от качества построения выкройки, и от качества раскроя: подготовки ткани, положения выкройки относительно долевой нити, наличию контрольных меток и т. д. Поэтому мы сегодня узнаем, как правильно раскроить ткань, чтобы изделие было качественным?

Сегодня мы освоим профессию портного на стадии кроя, то есть профессию закройщика .

Правила раскроя для любого изделия универсальны. И их нужно соблюдать.

Правила раскроя

Подготовка ткани к раскрою

  1. Во избежание усадки в процессе носки и стирки перед раскроем ткани подвергают декатированию - особой обработке, которая обеспечивает их предварительную усадку.

Большая часть тканей при увлажнении дает усадку по длине и несколько меньшую по ширине, что влечет за собой изменение размеров и искажение формы одежды при носке или после стирки. Усадке подвержены натуральные ткани: хлопок, лен, шерстяные ткани. Натуральные шелковые ткани тоже усаживаются при стирке, но декатировать их нельзя – они не любят влагу и высокую температуру.

Процесс декатирования заключается в увлажнении ткани, пропаривании ее и в последующем просушивании.

В домашних условиях декатирование производят следующим образом: шерстяную ткань равномерно увлажняют с помощью, например, пульверизатора, а затем проутюживают через влажный проутюжильник в долевом направлении до полного просыхания. Еще существуют рекомендации по замачиванию в воде тканей из искусственного волокна с последующим высушиванием в сухой простыне и проглаживании утюгом по изнаночной стороне. Я этого не делаю и вам советовать не буду.

Перед декатированием тканей с набивным рисунком рекомендуется проверить стойкость красителя путем замачивания образца.

Также есть рекомендации НЕ декатировать хлопчатобумажные, льняные и шелковые ткани, а только проглаживать для удаления помятостей и сгибов. Я, кстати, именно х/б ткани для личного применения перед пошивом намачиваю полностью в воде для принудительной усадки, затем сушу и проглаживаю. При этом хочу отметить, что в качественных тканях значительной усадки не происходит: до 2-х см. на метр длинны, но чем реже и мягче ткань, тем усадка больше.

Особо хочу остановиться на одном примере. Это было давно. Я как-то купила трикотаж с ангоркой. Материал в то время такой не выпускался, это была новинка. Трикотаж шерстяной с синтетикой, я и не подумала, что он может дать усадку. Когда дело дошло до утюжки в процессе пошива, то материал «уселся» вдвое, что ввергло меня в шок. Мне пришлось дошить свое модное платье и продать соседке, которая была на два размера меньше и на 30 см. ниже меня. Поэтому перед раскроем весьма рекомендую проверить материал на действие воды и температуры.

  1. Определить качество ткани на наличие ткацких пороков, к которым относятся, в частности, дыры и пробоины, пятна, утолщенные нити, неравномерность окраски и т.п. Лучше всего просмотреть отрез на свет, нет ли ткацкого дефекта или дырочек. Если дефект обнаружен, то необходимо отметить эти участки мылом (мелом) или цветной нитью, чтобы при раскрое дефектные участки ткани поместить между выкройками или использовать для скрытых деталей, таких как подворотник, подманжеты, обтачки и др.
  2. Обязательно проверить рисунок, нанесенный на ткань, или какое-то специальное покрытие. Как он нанесен: симметрично или нет, насколько далеко от кромки? Часто с изнаночной стороны это не видно и вы можете положить выкройку так, что она не полностью попадет на рисунок. В этом случае изделие будет испорчено. Об этом показано в ролике статьи « ». Сделать пометки с изнаночной стороны.
  3. стороны. Особо обратить внимание на характер лицевой поверхности: наличие ворса, рисунка, вида переплетения.

Рисунок ткани.

Ткани с рисунком в клетку или в полоску относятся к числу трудных для раскроя, так как подгонка клеток или полосок при последующем соединении деталей изделия требует от исполнителя внимательности и известного опыта. кроме того, необходимость подгонки полосок и клеток влечет за собой дополнительный расход ткани, и это необходимо учитывать, приобретая материал в магазине.

Ткани с крупнофигурным цветочным или геометрическим рисунком тоже вызывают трудности в раскрое. Раскладывая выкройки на такой ткани, необходимо заботиться уже не только о совпадении частей рисунка в швах, но и внимательно следить за правильным размещением рисунка на деталях выкроек: центры рисунков должны совмещаться с центральными линиями изделия или располагаться симметрично относительно них. Желательно вообще не резать рисунки на видных местах изделия.Цветочные рисунки на тканях могут быть направленными и разносторонними. Первые характерны тем, что стебельки цветов у них направлены в одну сторону, тогда как у вторых - в разные стороны.

Раскладка на ткани с односторонним рисунком

На тканях с направленным рисунком выкройки всех деталей должны быть расположены в одном направлении. Такое расположен выкроек обычно несколько увеличивает расход ткани. Однако детали изделия, раскроенные без соблюдения этого правила, т. е. без учета направленности рисунка, значительно снижает качество изделия.

Раскладка выкроек на ткани с разносторонним рисунком

На тканях с разносторонним цветочным рисунком, также гладкокрашеных или с мелкофигурным рисунком (в горошек и т. п.) выкройки можно раскладывать в любом направлении.

Ворс . При раскрое ворсовых тканей выкройки деталей должны располагаться на тканях в одном направлении, так как различное направление ворса на соединенных деталях изделия влечет за собой разнооттеночность.

В изделиях из длинноворсовых тканей, таких, как вельвет, бархат, панбархат, плюш и бобрик, ворс должен быть направлен снизу вверх. Напротив, коротковорсовые ткани (фланель, байка, замша, шерстяная с ворсом) раскраиваются с таким расчетом, чтобы в готовом изделии ворс на всех деталях был направлен сверху вниз.

Также при раскрое атласных тканей выкройки деталей должны располагаться на тканях в одном направлении, так как различное направление переплетение нитей основы на соединенных деталях изделия влечет за собой разнооттеночность.

5. Мы уже знаем, как определить Все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению. Поэтому направление нитей основы на выкройках основных деталей, как правило, намечают по длине. В этом случае изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы.

Направление нитей основы всегда обозначается на выкройках соответствующими линиями (ДН- долевая нить). Долевая нить всегда идет вдоль кромки и вдоль рулона новой ткани. Положить ткань долевой нитью вдоль стола, так чтобы она не свисала и не скатывалась со стола. Лишнюю ткань закатать в рулон с одного края.

  1. Проверить качество кромки. Если кромка стягивает ткань по краю, ее необходимо срезать. Если кромка грубая. то ее следует обходить при раскрое или сразу срезать. Иногда, если ткани мало по ширине, то кромку можно включать в припуск на шов, если она не отвечает вышеуказанным условиям.

Настил ткани.

  1. Подготовленную, как указано выше, ткань раскладывают на столе для раскроя. Настил ткани можно производить двумя способами: в сгиб и в разворот.

В условиях индивидуального изготовления одежды чаще всего применяют первый из этих способов - настил в сгиб, при котором ткань складывается по длине лицевой стороной внутрь. При этом способе настила выкраивают парные и симметричные детали.

При настиле в разворот ткань расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз. Этим способом пользуются при небольшой ширине ткани, при ассиметричных выкройках, в случаях более экономной раскладки выкроек, при наличии дефектов на ткани, а также в том случае, когда ткань имеет сложный, крупный рисунок, требующий подгонки. Также этот способ настила используют при раскрое тканей с ворсом. Во втором случае настила лекала дважды зеркально накладывают для обмеловки. Ткань в разворот можно настилать сразу в два слоя лицевыми сторонами друг к другу, и тогда симметричные детали нужно выкраивать один раз.

При первом и последнем способе сложить ткань лицевой стороной внутрь, выровнять кромки.

  1. Подготовленную к раскрою ткань нужно выровнять по торцевому срезу с помощью треугольника. Срез должен быть под прямым углом.

Раскладка выкроек.

Обмеловка выкроек. Припуски на швы.


15. Обмеловку выкроек выполняют тонкой четкой линией остро заточенным мелом или мылом двойными линиями: первые линии проводят точно по контурам выкроек, вторыми обрисовывают припуски на швы. Мелом же переносят на ткань все имеющиеся на выкройках контрольные надсечки, а через вырезанные треугольники (на рисунке с раскладкой выкроек) намечают положение вершин вытачек. Стороны вытачек проводят после снятия выкроек с ткани по линейке.

Припуски на швы для всех участков разные. При использовании выкройки впервые рекомендуется дать дополнительный припуск на швы — до 2-х см., такие как, плечевые, линии притачивания лифа к юбке, боковые, рельефные, проймы. Также в индивидуальном пошиве дается больший припуск на подгибку низа изделия.

Подробнее о припусках на швы вы можете прочитать .

Правильная подрезка припусков имеет существенное значение для последующего стачивания деталей. Так, например, после соединения плечевых срезов полочек и спинки запасы на шов направляются на спинку, плечевые и боковые швы впоследствии втачиваются в шов горловины и пройм. Чтобы эти запасы смогли лежать свободно и не «затягивать» швы, нужно припуски срезать под углом к линии шва, который в точности «зеркально» повторит форму проймы и горловины, то есть, того участка, к которому дается припуск, как показано на рисунке.

Припуски на швы

Разрезание ткани.

  1. Ткань раскраивают (разрезают) остро отточенными ножницами, соответствующего номера по вторым намеченным линиям, соответствующим контурам детали с припусками на швы. Если припуск небольшой (1,0-1.5 см.) и у вас есть достаточный опыт, то разрезать ткань можно параллельно намеченной линии вокруг выкройки, без обозначения припуска на швы. Линия кроя должна быть четкой, без волнистых и рваных краев.

В домашних условиях ткань разрезают ножницами таким образом, чтобы широкое лезвие их тыльной стороны опиралось на стол.

При разрезании скользких тканей, сложенных вдвойне, надо следить за тем, чтобы не произошло сдвига слоев ткани. С этой целью оба слоя рекомендуется скрепить булавками.

К первой примерке вырезают только крупные, основные детали (спинку, полочки, рукава). Мелкие детали рекомендуется вырезать лишь после того, как на них будут перенесены все уточнения и сделаны необходимые изменения, выявленные при примерке.

Я лично вообще вычерчиваю все мелкие детали в оставшихся выпадах только после примерки. Это называется подрезкой мелких деталей.

Мелкие детали: подборта, обтачки, манжеты, воротник и прочее, выкраивают только после примерки и уточнения изделия на фигуре. Может измениться вырез горловины, глубина проймы, ширина борта и другое.

Наглядно можно посмотреть как научиться кроить видео на примере . Позже уроки по раскрою блузки, платья и другие будут содержать видео, которые будут наглядно дополнять этот урок.

В этой статье мы ответили на вопрос: ? Мы побывали в роли закройщика, узнали все тонкости и правила раскроя для пошива качественного изделия.

Что было для вас нового, а может, вы — новичок, и для вас открылся новый мир портновских знаний? Напишите в комментариях. Задавайте вопросы.

Если статья была полезной, делитесь ею с друзьями, ставьте лайки, подписывайтесь на новости и получайте книгу в подарок «Швейная машинка домашнего использования».

С любовью, Ольга Злобина

Если предстоит , то нужно учесть — почти все ткани обладают свойством усадки. Поэтому, чтобы платье в готовом виде не потеряло своей первоначаль­ной формы и размера после утюжки, во время носки или после стирки, необходимо искусст­венно вызвать усадку ткани, то есть декатировать ткань.

Шерстяные плательные ткани обычно декатируют через влажный проутюжильник (кусок плотной ткани, лучше льняной) нагретым утюгом в долевом направлении. При этом не следует водить утюгом долго, так как шерсть может стать более жесткой.

Односторонние шерстяные и крепове ткани лучше увлажнить через распылитель или обычным обрызгиванием, затем завернуть в простыню и оставить на несколько часов, после чего проутюжить с изнанки не очень горячим утюгом по долевой нити.

Штапельные ткани и тонкие искусственные шелка лучше всего опустить на 15 минут в теплую соленую воду, подкрах­малить, осторожно отжать, не перекручивая ткань. Затем завернуть ее в простыню на 2-3 часа, после чего распра­вить и просушить. Утюжить ткань надо влажной, с изнаноч­ной стороны, не очень горячим утюгом.

Следует помнить, что некоторые ткани (различные виды шерсти, крепы, бархат, искусственный шелк и др.) увлажнять нельзя, так как на них остаются пятна или морщины, которые не исчезают и после утюжки. Поэтому прежде, чем декатировать ткань, надо проверить на ку­сочке, как она реагирует на увлажнение.

После того как материал подготовлен, можно, перейти к раскрою Измятую ткань предварительно разглажи­вают.

Раскладывать выкройку на материале надо так, чтобы линии середины переда и спины в лифе и юбке, а также линии середины воротника и рукава лежали по долевой нитке ткани. При крое клиньев одежды по долевой нитке укладывается середина клина.

Отдельные детали одежды кроят из ткани проводят двумя методами: в сгиб (ткань сложена вдвое по длине, лицевой стороной внутрь) и в разворот (ткань развернута в ширину).

Сначала раскраивают крупные детали одежды: полочки, спинку, половинки рукавов, которые кроятся по долевой нитке, а затем более мелкие: воротники, карманы, клапаны, манжеты, пояс. Их можно кроить по долевой, поперечной, косой ниткам, в зависимости от фасона.

Если материал значительно шире выкройки, то, чтобы не получилось слишком много обрезков, которые потом нельзя использовать, материал складывают сначала на ширину спинки с припуском на швы, затем - на ширину переда. Из оставшихся частей выкраивают рукава и другие детали.

Надо также учитывать отдельные свойства ткани. Жесткие, упругие ткани раскраиваются проще, чем легкие и скользящие. Особенно осторожно надо подходить к раскрою тканей с направленным рисунком. При раскрое надо следить, чтобы на всех деталях платья (рукавах, лифе, юбке и др.) рисунок был направлен в одну сторону.

При раскрое ворсовых тканей необходимо проверять направление ворса. Вельвет и бархат раскраиваются с направлением ворса снизу вверх. Панбархат можно кроить и по ворсу и против ворса, но надо следить за тем, чтобы все детали были раскроены в одном направлении.

Фланель и байку кроят так, чтобы ворс был направлен сверху вниз, тогда он не поднимается во время носки. Даже если ворс слабо выражен, все равно во всех деталях он должен иметь одно направление.

На тканях в полоску или клетку детали выкройки располагают в соответствии с фасоном. Необходимо раскладывать выкройки так, чтобы в местах соединения деталей, (на швах) полоски или клетки совпадали по цвету, ширине или проходили точно по середине лифа или юбки.

Разложенные на ткани детали выкройки обводят мелом, сухим остатком мыла или карандашом. По этим линиям и производят раскрой тканей. Воротники, борта, карманы и другие мелкие детали при более сложных фасонах рекомендуется сначала выкраивать из какой-нибудь старой ткани и только после примерки и уточнения выкраивать из основной ткани. Кроме того, при необходимо делать небольшие припуски ткани к деталям выкройки, что дает возможность в случае нужды во время примерки расширить или удлинить изделие, передвинуть плечевые или боковые швы и т. д. Эти припуски намечают на ткани во время обрисовки деталей выкройки.

После по всем линиям припусков, вытачек, складок, карманов прокладывают силки. По силкам выкроенные детали соединяют между собой.

При раскрое одежды необходимо делать следующие припуски на основные швы:

Боковые - 1,5-3 см

Плечевые - 1,5-2 см

шов в пройме - 1 см

шов в горловине - 1 см

шов на линии талии в отрезном платье - 2 см

шов в рукаве - 1,5-2 см

на подгиб низа рукава- 2-4 см

на подгиб низа платья - 4-7 см

шов воротника -0,5-1 см

шов манжеты - 0,6 см

шов пояса -0,6 см.

Указанные припуски могут меняться в зависимости от сыпучести ткани.

ПРИМЕРКА

После раскроя всех деталей одежды и переноса на них всех линий их сметывают, то есть подготавливают изделия к первой примерке.

Сметка начинается с вытачек. Затем плечевой шов переда лифа сметывается с плечевым срезом спины, при этом последний несколько прип осаживается (собирается). После этого приступают к сметке боковых швов.

Рукав вметывается так, чтобы середина его отстояла на 2 см от плечевого шва в сторону передней части лифа. По линии талии приметывают юбку к лифу.

Во время примерки все исправления делают на правой стороне. Если же фигура неправильная, то исправления намечают с обеих сторон. При примерке следует уточнить следующее:

1) правильность расположения вытачек, рельефных швов, складок и т. д.;

2) середину спинки и полочки;

3) свободное облегание изделия;

4) положение плечевых и боковых швов;

5) положение линии талии;

6) вырез горловины;

7) вырез проймы;

8) положение правого рукава, приколов его так, чтобы долевая нить в нем проходила вертикально;

9) длину и ширину рукава;

10) длину изделия;

11) расположение отделочных деталей - карманов, оборок, рюшей, воланов и т. п.

Все изменения, которые необходимо сделать, отмечают прокладочным швом или булавками. После примерки их переносят на левую сторону изделия при помощи мела или силков.

Затем вытачки и плечевые швы стачивают, обрабатывают все отделочные детали и делают вторую примерку. На второй примерке уточняют:

1) общее облегание изделия;

2) положение линии талии,

3) правильность вметывания воротника, рукавов, отделочных деталей;

4) линии подгиба низа;

5) намечают места петель, пуговиц.

Какие же недостатки чаще всего встречаются во время примерки и как их устранить?

Плечевой шов переходит в сторону спинки. Это возникает в том случае, если у человека высокие плечи или при раскрое одежды спинка изделия не соответствует фигуре. Для исправления необходимо распороть плечевой шов и наколоть его булавками по линии середины плеча, для чего выпускают плечевой шов спинки и соответственно забирают плечевой шов полочки.

Плечевой шов переходит в сторону переда. Необходимо распороть плечевой шов, перенести его на середину плеча, выпустить припуск на шов со стороны полочки и соответственно забрать припуск на шов спинки.

Поперечные заломы у проймы полочки. Это может быть в том случае, если грудная вытачка не соответствует размеру груди. В данном случае вытачку увеличивают за счет припуска в пройме. Долевые заломы могут быть, если вытачка велика. В этом случае ее надо уменьшить, а образовавшийся по пройме припуск срезать.

Заломы у проймы могут быть и при посадке плеча. В этом случае необходимо поднять изделие по плечевым швам, а пройму углубить.

Заломы по боковому шву на спинке изделия. Такой недостаток обычно бывает втом случае, если спинка узкая и длинная. Необходимо расширить спинку за счет запаса в боковых швах или за счет уменьшения глубины вытачек и укоротить спинку.

Заломы по линии горловины полочки. Необходимо углубить вырез горловины.

Заломы по линии горловины спинки. Следует распороть плечевой шов и выпустить часть запаса по плечевому шву спинки или углубить вырез горловины спины.

Воротник отстает от шеи. Это может быть в том случае, когда воротник по стойке больше выреза горловины и неправильно вметан. Нужно переметать воротник, натягивая его в средней части, а над плечевыми швами припосаживая на 0,5-0,7 см. Воротник уменьшить по длине или углубить вырез горловины.

Полы расходятся (или висит низ). Следует поднять полочку вверх по плечевому шву и соответственно углубить горловину. Если этого недостаточно, опустить боковой срез полочки вниз на необходимую величину.

Полы заходят одна за другую (или вздернут перед изделия). Необходимо распороть боковые швы, опустить спинку по боковым швам и снова сметать. Если этого недостаточно - выпустить запас ткани по плечевому шву у горловины.

Поперечные заломы в верхней части рукава. Могут быть при высоком окате и широком рукаве. Необходимо сузить рукав и срезать по окату верхней части.

Косые заломы на нижней части рукава у проймы. Значит, мала пройма. Следует углубить пройму и соответственно расширить рукав за счет припуска на швы.

Косые заломы на верхней части рукава. Это бывает из-за короткого оката. Необходимо углубить его нижнюю часть.

Боковые швы юбки переходят на перед или на зад. Необходимо распороть боковые швы, поднять боковые срезы спинки или переда и снова сметать.

В расклешенной юбке фалды падают неравномерно. Если фалды падают больше посредине юбки, то надо поднять боковые швы и, наоборот, если фалды больше по бокам, то надо поднять перед и спинку или опустить боковые швы.

В юбке, состоящей из клиньев, фалды падают косо. Это значит, что клинья при раскрое одежды , были выкроены не по долевой (не по основе ткани). Необходимо перекроить клинья так, чтобы центр клина проходил по основе.

Рассмотрим технологию изготовления плечевого изделия. Оно может быть:

  • без воротника с вырезом горловины любой формы, который обработан несколькими способами;
  • без рукавов (используйте готовую выкройку из журнала мод) или с коротким цельнокроеным рукавом (изготовьте выкройку сами по чертежу-основе);
  • прямого, расширенного книзу (блузка-туника, ночная сорочка, халат) или прилегающего силуэта с вытачками на талии и груди (платье-футляр) с оборкой внизу;
  • цельнокроеным или отрезным по линии талии, бедер;
  • без застежки или с застежкой на пуговицы спереди;
  • с застежкой в среднем шве спинки или в боковых швах.

В творческом проекте, который вы будете выполнять по своему замыслу, можно смоделировать изделие, содержащее только часть из перечисленных элементов. Знание технологии обработки остальных элементов пригодится вам в будущем.

§ 24. Раскрой изделия

Раскрой - сложная и ответственная часть изготовления швейного изделия. При раскрое материала нужна большая точность, потому что ошибки не всегда можно исправить. Прежде чем начать резать материал, необходимо несколько раз проверить, правильно ли расположены детали. Рабочее место для раскроя должно состоять из большого стола, вокруг которого можно свободно двигаться и с любой стороны подходить к разложенным деталям.

Последовательность подготовки ткани к раскрою

  1. Выровнять срезы: выдернуть вдоль среза ткани одну из нитей и срезать полосу ткани по этой разметке.
  2. Устранить перекос: ткань с выровненными срезами сложить вдоль пополам лицевой стороной внутрь, совместив кромки. Если обнаружен перекос ткани, растянуть ее по диагонали, держа за уголки.
  3. Срезать кромки ткани: они могут быть жесткими, лохматыми и впоследствии дать сильную усадку.
  4. Обнаружить дефекты: внимательно рассмотреть ткань перед настилом, чтобы выявить дыры, пятна, неравномерную окраску, утолщения нитей. Такие места следует отметить мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое они не попали на детали выкройки.
  5. Определить лицевую сторону ткани по яркости печатного рисунка, виду ткацкого переплетения, качеству поверхности ткани, кромке.
  6. Определить долевую нить - она проходит вдоль кромок ткани. Если кромок нет, ткань растягивают: в долевом направлении растяжение меньше, чем в поперечном.
  7. Настелить ткань: разложить на столе одним из способов: в сгиб или в разворот.

Правила раскладки выкроек на ткани

Чтобы изделие меньше вытягивалось при носке и не теряло своей формы, при раскладке выкройки на ткани нужно следить, чтобы направление долевой нити ткани и направление стрелки на выкройке совпадали.

Если ткань имеет односторонний рисунок, ворс или блестящую поверхность, все детали выкройки раскладывают верхними срезами в одну сторону.

Сначала раскладывают крупные детали, которые будут кроиться в сгиб. Край выкройки со словами «сгиб ткани» укладывают точно к сгибу (рис. 71).

Рис. 71. Раскладка на ткани выкроек деталей со сгибом

Детали выкроек прикрепляют к ткани булавками: сначала прикалывают к ткани уголки выкроек, располагая булавки диагонально, затем - края деталей по припускам на швы, располагая булавки вдоль линий швов. Расстояние между булавками - 7,5 см. На закругленных участках и на скользкой ткани булавки вкалывают чаще.

При разметке припусков на обработку (на швы и подгибку) их величина зависит от назначения и вида шва, а также от осыпаемости обрабатываемого среза детали или изделия.

Правила раскроя

При раскрое широкое лезвие ножниц должно опираться на поверхность стола.

Разрезают материал точно по намеченной линии, уверенными движениями, до конца смыкая лезвия ножниц. В местах закругления разрезы делают короче. Свободной рукой придерживают край бумажной выкройки.

Контрольные надсечки выполняют простым разрезом или уголком, но не глубже припуска на шов. Надсечками намечают края и середину вытачек и складок, середины переда и спинки на линии горловины.

Косые бейки выкраивают под углом 45° к направлению долевой нити. Если материала для выкраивания бейки нужной длины не хватает, ее выкраивают из нескольких частей.

Бумажные выкройки сразу не откалывают, чтобы не перепутать детали кроя.

Лоскуты, оставшиеся от раскроя, не выбрасывают, а используют для пробных строчек и петель.

Практическая работа № 18

Выполнение раскроя изделия

Материалы и инструменты: ткань для изготовления проектного изделия, выкройка плечевого изделия, портновские ножницы, булавки, портновский мел, линейка, сантиметровая лента, учебник.

  1. Подготовьте ткань к раскрою.
  2. Разложите детали выкройки плечевого изделия на ткани.
  3. Произведите раскрой проектного изделия.

Контроль

  1. Выкройки расположены с учетом рисунка.
  2. Направление долевой нити на ткани совпадает со стрелкой на выкройке.
  3. Середина деталей выкройки совпадает со сгибом ткани.
  4. Припуски на обработку даны правильно по всем срезам.
  5. Все детали выкроены.
  6. Выполнены контрольные надсечки.
  7. Припуски на швы не срезаны.

Новые понятия

Раскройные работы, закройщик.

Контрольные вопросы

1. Чем отличаются детали кроя от деталей выкройки? 2. Какие требования нужно выполнять при раскрое? 3. Как выкроить косую бейку точно под углом 45° к долевой нити?

МБОУ ДОД Дом детского творчества

План - конспект по теме:

«Раскрой изделия на материале»

Разработала и провела: педагог

дополнительного образования

Сажаева Эвелина Валерьевна

Новый Уренгой

Цель: Закрепление знаний по теме раскрой изделия. Раскрой изделия на материале.

Задачи: обучающая: проверить знания о раскрое, обучить учащихся приемам раскроя на материале.

развивающая: развитие аккуратности, терпеливости, интереса к швейному делу;

воспитательная: воспитывать трудолюбие, последовательность действия.

Тип занятия: Комбинированный.

Методы и формы: индивидуальная и групповая форма, диалог, опрос, практическая работа.

Оборудование и материалы: подготовленная ткань для изготовления изделия, лекала деталей, ножницы, сантиметровая лента, угольник, мелок, булавки.

Ход работы.

I.Организация учащихся.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередное занятие над вашим проектом. Для занятия нам понадобятся: внимание, мышление и хорошее настроение.

Согласитесь, что внимание и находчивость – залог быстрого и точного выполнения работы, а улыбка и смех - это показатель здоровья и успеха в жизни. Но это не все, что нам сегодня понадобиться. Что вы должны были подготовить к нашему занятию?

II.Объявление тему занятия.

На предыдущих занятиях мы с вами выбрали изделие, которое вы будите изготавливать. У кого-то это декоративная подушка или декоративный коврик. Вы сами выбрали, нарисовали эскизы и разработали лекала деталей. Сегодня мы приступаем к раскрою изделия.

III.Повторение пройденного материала.

В начале года мы с вами проходили правила раскроя изделия. Сейчас проверим, что вы запомнили.

Давайте для наглядности напишем на доске последовательность раскроя изделия.

Последовательность выполнения:

1. Выявить дефекты ткани.

2. Определить лицевую и изнаночную стороны ткани.

3. Определить направление нити основы в ткани.

4. Проутюжить ткань с изнаночной стороны по направлению нити основы (декотирование).

5. Сложить ткань для раскроя на рабочем столе.

6. Разложить и приколоть булавками лекала деталей изделияк ткани.

7. Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы. Линии, по которым будет проводиться раскрой, и контрольные точки проводят остро заточенным мелом или мягким карандашом.

8. Потом контур выкройки обводим еще раз, отпуская от нее на ширину припуска (внешняя линия).

9. Проводим раскрой ткани по внешним линиям. Обязательно необходимо производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции раскроя, а до вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить допущенную ошибку.

Молодцы, вы все правильно помните. Но давайте разберем некоторые пункты подробней.

    Зачем необходимо декотирование ткани?

Декатирование. Некоторые ткани в процессе влажно-тепловой обработки (глажения), стирки подвержены усадке. Чтобы избежать этого, ткань нужно перед раскроем декатировать (провести влажно-тепловую обработку). Ткань утюжьте по направлению нитей основы, не растягивая. Нить основы направлена вдоль кромки ткани.

    Как надо раскладывать лекала на однотонной ткани и на ткани с рисунком?

На однотонных тканях и тканях с неопределенным рисунком лекало деталей юбки можно раскладывать верхними срезами в разных направлениях. Но если рисунок направлен в одну сторону, то лекало располагают верхними срезами в одном направлении.

При раскрое тканей в полоску или в клетку следят за тем, чтобы они совпадали по цвету, ширине, рисунку и проходили строго по середине переднего и заднего полотнища юбки.

На тканях с крупным рисунком правая и левая стороны изделия по рисунку должны быть одинаковыми.

    Как определить нить основы?

Нить основы идет вдоль кромки. Если кромка срезана, то ткань по ните основы менее растяжима.

    Мы определились с тканью, теперь необходимо определиться с раскладкой лекал.

Подготовленные выкройки деталей изделия раскладываются на ткань. Вначале крупные детали затем мелкие детали. При этом приеме необходимо видеть, где проходит долевая нить. Направление нити основы на лекалах должно соответствовать направлению нити основы на ткани.

Детали лекал располагают так, чтобы раскладка была экономичной, то есть заняла как можно меньше места на ткани.

    Зачем нужны припуски на швы?

Для возможности сшивания изделия. На одинаковых срезах он должен быть один и тот же, что бы было легче собирать изделие.

Раскраивая подушку и покрывало на всех срезах отмечают припуск 1 см.

IV.Практическая работа.

Мы с вами разобрали раскрой изделия и сейчас вы приступаете к раскрою на материале. Будьте внимательны и аккуратны, сверяйте свою работу с последовательностью действий, написанных на доске.

Вспомним о правилах техники безопасности при работе с ножницами.

Текущее инструктирование.

1 обход. Проверяется правильность определения лицевой и изнаночной стороны, правильно лиопределили направление нити основы.

2 обход. Проверяется, правильно ли прикололи булавками лекала, соответствует ли направление нити основы с указанным на выкройках направлением.

3 обход. Проверяется, как обвели контуры мелом деталей и наметили ли припуски на швы. Просматривается, чтобы раскрой изделия был произведен по линиям припусков, а не по контурам лекал деталей.

V.Подведение итогов.

Мы сегодня закрепили на практики раскрой изделия на материале. Вспомнили,что перед тем как произвести раскрой, нужно знать некоторые правила. Это и то, что длинотные размеры детали всегда откладываем вдоль направления нити основы, что от цвета и рисунка так же зависит как будем производить раскрой, что всегда по изнаночной стороне ткани, что раскраиваем по линиям припусков на швы, а не по контурам лекал деталей, и убедились, что мудрая пословица « Семь раз отмерь – один раз отрежь» более чем подходит к сегодняшней нашей работе.

Указываются ошибки воспитанников – несоблюдение размеров припусков на швы по конструктивным линиям, плохо прикалывают булавками выкройки к ткани из-за чего происходит смещение слоев ткани.

По мере завершения работы принимаю и оцениваю изделия, правильность выполнения рабочих приемов и соблюдение порядка на рабочем месте.

В конце работы задаются вопросы для закрепления:

    Назовите операции при раскрое.

    Зачем припуски на швы?

VI.Уборка помещения и рабочих мест.

videouroki.net

Раскрой на производстве.

БЛОГ. Подпишитесь!

ВИДЕО КАНАЛ! Подпишитесь!

Вышивальная машина

Tajima TWMX 1501 (55 х 60)

Нашли оборудование дешевле?

Звоните 8-910-698-82-62

Предложим выгоднее!

Поможем вместе!

Раскрой на производстве.

Как только лекала для производства швейного изделия изготовлено, подобраны материалы для пошива, приступают к раскрою. Учитывают направление долевой нити, направления ворса, если таковой имеется, рисунок.

На тканях и материалах, не имеющих ворса или оттенка, гладкокрашенных, полосатых и клетчатых с симметричным расположением полосок, лекала деталей можно раскладывать в любом направлении. На тканях с рисунком в полоску или клетку лекала раскладывают так, чтобы рисунок совпадал на симметричных деталях.

В себестоимость готового изделия входит стоимость тканей и других материалов, поэтому раскладку лекал надо проводить так, чтобы площадь межлекальных выпадов была минимальной.

На помощь приходят современные компьютерные технологии. Система Автоматизированного Проектирования Одежды (САПР) облегчает работу конструктора и закройщика, убирая элементы ручного труда по разработке изделия, по раскладке лекал на материале, тем самым повышая в значительной степени эффективность работы подразделения.

После формирования настила из нескольких слоев ткани, вырезают детали по намеченным контурам. При этом настил сначала можно рассечь на части и вырезать крупные детали, а затем более мелкие. Для раскроя в небольших цехах в основном используют раскройные сабельные (или вертикальные) ножи, или их называют раскройные передвижные машины. Сабельные ножи по своим техническим параметрам могут иметь мощность 550 или 750 ватт, размер лезвия ножа зависит от высоты настила и может варьировать от 6,8,10,12 дюймов. Раскройная машина передвигается закройщиком по настилу, отлично работает по малым и большим радиусам, скорость ножа при этом составляет 3000 об/мин. Есть механизм самозаточки при работе.

Для более точного раскроя на швейной отрасли применяют стационарные раскройные ленточные машины. Модельный ряд ленточных раскройных машин очень разнообразен, без них точный крой просто невозможен. Особенность машины в том, что при высокой скорости работы, высокая точность раскроя остается неизменной. Для удобства работы с разными материалами машину оснащают функцией регулирования скорости. При работе режущая лента затачивается. Это позволяет ей работать с синтетическими тканями, не допуская спекания слоев ткани, относительно друг друга. Для облегчения перемещения настила стол может быть оборудован наддувом. По всей поверхности стола имеются отверстия, откуда поступает воздух и делает настил более легким и подвижным. В крышку стола встроен пульт для управления стационарной ленточной машины.

Широкий ассортимент оборудования для раскроя предлагает фирма Hoffman (Польша). Оснащение швейного производства современным раскройным оборудованием позволит получить высокое качество кроя, снижение трудоемкости и повышение производительности, за счет сокращения или полного исключения затрат времени на исправление неточностей кроя.

sewq.ru

Основные правила раскроя. | Творчество людей на Folomade

Вот мы уже подготовили выкройки и собираемся начать раскрой, т.е. начинаем работать не с бумагой, а с тканью. Превращаемся из конструкторов в закройщики.


Перед раскроем ткань следует продекатировать: Хлопчатобумажную и шелковую намочить, просушить, но не до полного высыхания, проутюжить в долевом направлении; шерстяную – проутюжить с изнанки через влажный проутюжильник.

Ткань из химических волокон следует замочить в воде, слегка отжать, завернуть в сухую простыню, а через 3-4 часа развернуть и проутюжить по изнанке. Затем ткань нужно просмотреть с лицевой стороны с целью выявления возможных пороков (дыр, пробоин, утолщенных нитей, неравномерности окраски и т.д.). Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое поместить их между выкройками или использовать для деталей, не видимых с лицевой стороны изделия (нижнего воротника, подбортов, обтачек и др.). Чтобы при раскрое не возникло перекоса деталей, выравнивают поперечные срезы ткани.

Подготовленную для раскроя ткань раскладывают на столе. При индивидуальном пошиве одежды чаще всего ткань складывают по длине вдвое лицевой стороной внутрь. Выкройки в этом случае выполняются на половину изделия (половина спинки, половина переда, один рукав, половина верхнего и половина нижнего воротника и т.д.). Если ткань имеет ширину не 150-120 см., а 60-70 см. или сложный рисунок, требующий подгонки, ее расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз в один слой. В этом случае количество выкроек должно соответствовать числу деталей в изделии (спинка и перед в развернутом виде, два рукава, два воротника и т.д.).

При раскладе выкроек на ткани необходимо учитывать направления нитей основы, расположение рисунка и ворса.Направление нитей основы на выкройках основных деталей изделия, как правило, намечают вдоль деталей, так как все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению (изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы). На всех деталях выкроек направление нитей основы обозначается словом «долевая». Нити основы всегда направлены вдоль кромки ткани, если же кромка оказалась срезанной, то долевое направление определяют, растягивая ткань.

Раскраивать ткань с рисунком сложнее, чем гладкокрашеную. Раскрой в этом случае требует особого внимания. Если ткань имеет крупный геометрический или цветочный рисунок, нужно следить за тем, чтобы центры рисунка и середины деталей совмещались, а на правой и левой сторонах изделия рисунок располагался симметрично.

Рисунок может быть односторонним и разносторонним. В первом случае выкройки всех деталей кроя необходимо располагать в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком, а также гладкокрашеных или с мелким рисунком выкройки можно раскладывать в любом направлении.

На тканях с рисунком в полоску или клетку детали выкройки можно располагать в разных направлениях в соответствии с моделью. При этом необходимо следить за совпадением рисунка по швам соединения деталей: по краю бортов, на подбортах – по внешнему краю лацканов, на спинке со средним швом – по среднему шву, на мелких деталях (клапанах, накладных карманах, листочках, воротниках, хлястиках). По верхнему и нижнему срезам. Кроме того, при широких полосках и крупной клетке середина полоски или клетки должна совпадать с серединой спинки, переда и рукава.Подгонка рисунка влечет за собой дополнительный расход ткани. При этом должны быть соблюдены следующие условия: симметричность расположения рисунка на парных деталях; совпадение рисунка на карманах, клапанах и т.д. с рисунком на основной детали (исключении – несовпадение предусмотрено моделью).

В изделиях из длинноворсовых тканей (плюш, бархат и т.д.) ворс должен быть направлен снизу вверх, а из коротковорсовых тканей (байка, фланель и т.д.) – сверху вниз.

Поэтому при раскрое ворсовых тканей выкройки деталей необходимо располагать в одном направлении.

Раскладку деталей на ткани нужно начинать с выкроек крупных деталей. Все мелкие детали размещают в промежутках между крупными деталями.

При раскладке необходимо следить за тем, чтобы направление долевой нити на выкройках совпадало с направлением нити основы ткани.

Вот, пожалуй, и все основные правила раскроя. Желаю успеха.

"Внимание!!! Всем счастливым обладателям швейных машинок, утюгов и оверлоков..."Невероятно, но факт: избавиться от страха резать ткань теперь стало возможным…

www.folomade.ru

Жестяницкие работы. Раскрой, правка, плоскостная разметка (Илья Мельников, 2013)

Раскрой материала

Листовая сталь поставляется в листах определенных стандартных размеров. В зависимости от формы заготовок, которые необходимо выкроить, различают прямолинейный, криволинейный и смешанные виды раскроя листового металла.

Заготовки на листе можно расположить так, чтобы удобно было его разрезать, однако лист в этом случае расходуется неэкономно.

Эти же заготовки можно расположить на листе таким образом, чтобы расход металла был минимальным, но разрезание в этом случае будет затруднено.

Основное правило, которое следует соблюдать при раскрое, заключается в следующем: заготовки на листе должны быть расположены так, чтобы расход металла был минимальным и лист удобно было разрезать.

При раскрое листов, помимо основного фактора (экономии металла), учитывается также технологические и организационные факторы. Например, при раскрое целесообразно разложить шаблоны на листе, но не при всякой раскладке можно воспользоваться имеющимся в цехе оборудованием.

Наиболее рационально расходуется металл при размещении на одном листе заготовок различных габаритов, причем вначале размещают наиболее крупные заготовки, затем заготовки средних размеров, а на свободные места – заготовки малых размеров.

На оборудовании для криволинейной разрезки (вибрационные ножницы) заготовки вырезают сразу по их действительному контуру.

На оборудовании для прямолинейной разрезки (рычажные ножницы, листовые с наклонными ножами и др.) листовой металл сначала разрезают на полосы, а затем на заготовки требуемых размеров.

Для сокращения отходов при раскрое листового металла используют карты раскроя. Эти карты применяют при групповом (получение из листа группы заготовок для деталей разных наименований) или индивидуальном раскрое (получение из листа заготовок для деталей одного наименования).

Перед началом процесса разрезания рассматривают множество вариантов расположения заготовок относительно друг друга, добиваясь их полного расположения на листе.

При рациональной раскладке расход металла уменьшается примерно на 20% по сравнению с нерациональным, а также облегчается операция разрезания.

При раскрое для детали определенной формы подбирают лист нужных габаритных размеров и рациональную схему расположения заготовок на листе. При этом отходы сокращаются в 1.5 раза по второму варианту по сравнению с первым.

Анализ процесса раскроя материала показывает, что в целях экономии можно внести рациональные изменения в конструкцию изделия.

Рассмотрим в качестве примера получение заготовок для конической формы поверхности диаметром 2600 мм. Заготовка проектируется, как обычно, в виде сектора круга. Для вырезки такого сектора из кровельной стали (размеры листов 710х1420 мм) необходимо израсходовать восемь листов, соединенных предварительно фальцами в картину. Ту же коническую поверхность можно образовать из нескольких секторов соединенных фальцами по направлению радиусов.

При этом из одного листа выкраиваются два сектора, и, следовательно, понадобится только шесть листов. При таком раскрое расход металла сокращается примерно на 25%.

Рассмотренные выше примеры относятся к ручному способу раскроя.

На полуавтомате СТД-11012 можно выполнять разрезку листа на заготовки по различным кривым разверток частей изделия, например, усеченных тел вращения – цилиндров и конусов, пересекающихся тел вращения – цилиндра и цилиндра, конуса и цилиндра. Длина заготовки не должна превышать 2600 мм, высота – 350 мм. Развертки деталей большой длины необходимо изготовлять частями.

При раскрое заготовок на рулонной стали получают минимальные отходы. Полуавтомат узкоспециализирован и применяется для конкретного вида работ – для криволинейной разрезки заготовок вентиляционных изделий.

Подготовка рационального раскроя материала – операция очень трудоемкая и требует больших затрат времени. При этом рабочий не в состоянии перебрать все возможные комбинации раскладки заготовок. В настоящее время для этих целей используют ЭВМ, с помощью которых рассчитывают возможные варианты и выделяют рациональный вариант раскроя материала.

Что еще почитать