развития ребенка – детский сад № 48 «Ласточка» " align="left" width="815" height="140" style="margin-top:10px;margin-bottom:14px"/>
Сообщение для педагогов:
Тема: «Формы работы с родителями по приобщению к народному искусству»
Руководитель ГМО
по изодеятельности:
г. Серпухов
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Организуя работу с родителями по приобщению к народному искусству, мы опираемся на партнерство педагогов и родителей, единое понимание целей и задач, не только на взаимопонимание , уважение и доверие со стороны родителей, но и помощь. Содержание работы с родителями по приобщению к народному искусству реализуется через разнообразные формы. Главное – донести до родителей роль и значение народного декоративного искусства в воспитании детей. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
· родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи («Приобщение ребенка к истокам народной культуры»)
· творческие (художественные) гостиные - это модель взаимодействия родитель-ребенок-педагог. На этих встречах дети и родители вместе играют, поют, танцуют, создают индивидуальные и коллективные работы из разных материалов, с использованием традиционных и нетрадиционных техник. В основе лежит принцип взаимодействия ребенка с родителями при участии специалистов («Путешествие в Городец»)
· викторины («Угадай и расскажи»)
Наглядно-информационные (просветительские, аналитические)
· фотовыставки , в том числе и когда родители (по нашей просьбе) делают фотографии во время посещения интересных мест, выставок, музеев и предоставляют фото в нашу копилку
Перечисленные формы используются в зависимости от направления по вовлечению родителей в художественно-образовательное пространство
1. повышение компетентности родителей в вопросах ознакомления детей с народными промыслами (индивидуальные беседы, консультации, всеобучи, семинары при Родительском университете);
2. пропаганда народного искусства (информационный блок на изобразительной страничке, возможность пользования фонотекой «Художественный киоск»);
3. вовлечение в изобразительно-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них);
4. совместная изобразительно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников, безусловно, дает положительные результаты: изменяется характер взаимодействия педагогов с родителями, многие становятся активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Использование педагогами в своей работе названных форм взаимодействия с семьей позволяет успешно реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования . Сегодняшний педагог это творческий, заинтересованный, который не боится современных инновационных технологий , задумывающийся над тем, как построить свою работу в соответствии с новыми ФГТ, будет применять множество разнообразных форм работы, которые можно использовать в изобразительной деятельности с дошкольниками. Главное во всех этих видах работы – любовь к детям и настрой на творческое развитие личности в игре через интеграцию по всем направлениям
Актуальность проекта :
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Проект
«Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»
Николаева Л.Н.
Потылицина Н.В.
МБДОУ «Снежинка»
2015г.
Тип проекта: познавательно - творческий;
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта:
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей.
Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.
Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко сталкиваются с народными промыслами. В детском саду, работая по программе «От рождения до школы» количество занятий по ознакомлению детей с промыслами русского народа ограничено. Народные художественные промыслы (народное ремесло) - широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Этот традиционный вид промысла разнообразен креативными видами деятельности, где вещи, создаются собственноручно при помощи умений и смекалки. Педагогами – учеными доказано, что народное искусство пробуждает первые яркие, образные представления у детей о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает художественные способности детей. Учитывая это, мы решили провести дополнительную работу по ознакомлению детей с народным творчеством, обогащая при этом развивающую среду группы. С этой целью разработан данный проект. Работа проекта строится в трех направлениях:
Для работы были выбраны наиболее популярные виды народных росписей – дымка, хохлома, гжель, городец, якутский орнамент.
Процесс ознакомления с каждой росписью носит характер погружения, при этом мы будем стараться интегрировать каждую тему в большинство образовательных областей.
Гипотеза: если знакомить дошкольников с народными промыслами России в разных видах деятельности, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Создание развивающей среды, обогащённой народными промыслами будет способствовать развитию творческих способностей детей.
Цель проекта: Формирование и развитие художественных способностей воспитанников посредством взаимодействия с декоративно-прикладным искусством.
Задачи проекта:
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап:
Основной этап.
Работа с детьми | Совершенствование развивающей среды группы |
|
Сентябрь - октябрь | Серии бесед: «Золотая хохлома», «Игрушки не простые – глиняные, расписные» (Дымковская роспись), «Васильковая гжель», «История возникновения городецкой росписи», «Якутский орнамент», Работа с родителями: изготовление костюмов к Дефиле «Народная роспись в одежде». (Ко Дню Матери) | Приобретение, изготовление наглядных материалов (альбомы, тематические картинки, плакаты с элементами росписи ); Разработка мнемотаблиц для рассказывания; Создание в группе уголка «Народные промыслы»; Использование народных росписей в оформлении книжного уголка. |
Ноябрь - декабрь | Дымка Рисование «Цирковое представление дымковских игрушек» Лепка из теста «Нарядные лошадки» Д/Игра «Платье для барышни» | Обогащение уголка творчества материалами для декоративного рисования, лепки по мотивам народных промыслов; Групповое новогоднее оформление в стиле народного искусства; |
Январь | Хохлома Ручной труд «Веселый хоровод» (кукла из фантиков) Декоративная роспись на ногтях - изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Салон Красоты» | Изготовление атрибутов и разработка сюжетно –ролевой игры «Салон Красоты». |
Февраль – март | Гжель Рисование «Кокошник для Царевны - лебедь»; Роспись посуды; Конструирование «Гжельский головной убор» | Оформление приемной с элементами народной росписи; Оформление мини музея «Народные умельцы» |
Апрель | Конкурс «Народная игрушка» (изготовление игрушек из соленого теста) Изготовление оберега по мотивам якутских узоров (ткань) | Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых игр «Кафе», «Магазин», «Ярмарка»; |
Май | Городец Роспись «Доски не простые – веселые расписные» | Изготовление атрибутов для Сюжетно – дидактической игры «Ателье» |
Заключительный этап:
Место проведения проекта:
Внешние связи:
Ожидаемые результаты:
Мы полагаем, что участие в проекте будет интересно и познавательно как детям, так и родителям.
Мы надеемся, что у детей будут сформированы представления о разных видах росписей предметов, как народном наследии и нравственных ценностях. Проведенная работа будет способствовать формированию и развитию художественных способностей воспитанников в дальнейшей жизни. Родители после участия в проекте будут больше уделять внимания совместному творчеству с детьми, с уважением относиться к предметам народного творчества.
Проектная деятельность в старшей группе
Народная игрушка - носитель информации
и средство воспитания.
«Народная игрушка является
Неисчерпаемым источником мудрой
и творческой педагогики».
(Е.А. Флерина - педагог, специалист в области дошк. воспитания)
Тема: «Народные промыслы, игрушки».
Актуальность проекта. Игрушка - это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Дата проведения: 3 неделя марта (14.03.2016-18.03.2016)
Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами, игрушками.
Задачи . - Познакомить детей с народными промыслами, с прекрасными творениями народных умельцев дымковских, городецких игрушек, видами русской матрёшки.
Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Народные промыслы России», презентации «Русская изба», «Богородская игрушка».
Ожидаемые результаты:
У детей проявляется заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.
У детей сформированы представления о традициях, культуре народа.
Развиты творческое воображения, творческое мышление.
Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
Этапы проведения проекта
Подготовительный этап - сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
Основной - познавательный, практический. Проведение тематических занятий.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Заключительный - презентация проекта.
Подготовительный этап выставки совместных игрушек из природного материала родителей и детей.
Анализ результативности анкетирования родителей.
Презентация проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Основной этап
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Экскурсия в «Русскую избу» (просмотр видео)
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
Рассматривание альбомов, игры с народными игрушками.
Слушание русской народной музыки и песен.
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
Заключительный этап
1.Выставка совместных работ детей и родителей из прородного материала
3.Анализ результатов анкетирования.
ТЕМА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Для успешного развития ребенка, рекомендуем Вам:
Если формирование знаний о русских народных ремеслах и промыслах будет осуществляться не только в детском саду, но и в семье, то у ребенка будет сформирована еще одна ценность - «Я и мама (папа) - одно целое, мы вместе, мы рядом!»
Расскажите ребенку сказку о хохломе:
«Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать.
Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота - посуда расписная!»
Рассказ о гжели можно начать с такой сказки:
«
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена.
В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима
с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий.
А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная " синяя " сказка - гжель.»
Рассказ о матрешке можно начать, так:
«
Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка,
А красавица-девица,
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.»
с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:
«Назови игрушку» ( образование относительных прилагательных): игрушка из дерева (какая?) – деревянная (матрешка, дудка); игрушка из глины (какая?) - глиняная (свистулька); игрушка из керамики (какая?) - керамическая (куколка).
«Сосчитай» (согласование числительных с существительными):
одна матрешка, две матрешки … пять матрешек, (игрушка, свистулька, кукла, дудка)
«Скажи какая?»
(подбор прилагательные к существительным) :
матрешка какая? - красная, красивая, ….,
игрушка какая? - ….
кукла какая? - ….
Прочитайте ребенку: «Игрушкины частушки»:
Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные, хохотушки вятские -
Щеголихи слободские, кумушки посадские.
Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни - кавалеры наши.
Отгадайте и выучите загадки:
Ростом разные подружки,
но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
но всего одна игрушка.
(Матрешка)
Все листочки как листочки,
здесь же каждый золотой,
красоту такую люди
называют… .
(хохломой) .
Составить описательный рассказ
о матрешке по плану:
Что это?
Какого цвета, размера, формы?
Из какого материала сделана?
Из скольких частей состоит?
Как в нее играют?
точник: http://nsportal.ru, http://dohcolonoc.ru/, http://www.maam.ru/,
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам