Упражнение «Создание маски. Методическая копилка "картотека арт-терапевтических упражнений" Маска и гримм в арт терапии

Упражнение «Маски»

Цель : Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какими Вы бываете и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.

Упражнение «Процарапывание»

Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.

Материал : лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.

Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.

Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.

Арттерапия стресса

Цель : Упражнение из практики арттерапии, задача которого – позволить выявиться и быть осознанными (при поддержке группы, в том числе при помощи полученной от группы обратной связи) стрессогенным впечатлениям и побуждениям индивида.

Процедура : Участники группы получают листы бумаги и цветные мелки, садятся за круглый стол. Руководитель предлагает им нарисовать себя на данном этапе жизненного пути (это может быть портрет, пейзаж, жанровая сценка или абстракция – что угодно) и четырех своих проводников (родственников, предков, знакомых и незнакомых, домашних животных, символические изображения хобби или личных качеств – «проводниками» тоже может считаться кто и что угодно). Завершив работу, участники группы должны дать название своим рисункам и показать их всем с необходимыми комментариями. Руководитель и участники группы могут высказывать свои ассоциации, активированные элементами и цветовой гаммой каждого изображения (руководителем сразу подчеркивается, что мастерство художника в данном случае значения не имеет).

Упражнение «Создание маски»

Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время : 30-50 мин.

Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Татьяна Данилова
Конспект арт-терапевтического занятия «Страшная маска»

«Страшная маска »

Цель : Создание условий для проявления страхов и работа по их преодолению.

Задачи :

Формировать у детей умения выражать эмоции с помощью мимики, пантомимики, понимать эмоциональное состояние другого;

Расширять представления об эмоциях, в том числе и об эмоции страха ;

Дать возможность детям спроецировать, проявить свои страхи , выразить их в виде маски (лица, побыть этим страхом ;

Дать возможность ощутить победу над страхами ;

Способствовать снятию психо-эмоционального и мышечного напряжения;

Методы и приемы : изотерапия, драма, телесно-ориентированная техника;

Контингент : дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Ход работы:

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть всех вас снова. Наше занятие мы начнем как обычно : с игры «Я сегодня вот такой!»

Игра «Я сегодня вот такой!»

Психолог : Все участники становятся в круг. Каждый участник занятия по очереди делает шаг в круг со словами «я сегодня вот такой» и показывает с помощи мимики свое настроение. Остальные участники отгадывают, какое настроение показывается, и называют его все вместе.

Музыкальный фрагмент

Психолог : Теперь я прошу всех присесть на стулья и послушать музыку, которую я для вас подготовила. Но не просто послушать, а ответить на вопрос : какую эмоцию, чувства у вас вызывает данная музыка?

Беседа :

Психолог : Вы прослушали музыку. Итак, какую эмоцию, чувства она у вас вызывала?

Ответы детей. (Если дети не отвечают, психолог задает стимулирующие вопросы) .

Психолог : Да, вы правы, эта музыка вызывает эмоцию страха . Все с этим согласны?

Ответы детей.

Психолог : Хорошо. И сегодня мы с вами поговорим о страхах . У каждого - и у взрослых, и у детей - есть свои страхи . Скажите, дети, а чего можно бояться?

Ответы детей.

Психолог : А может кто-нибудь из вас расскажет, чего боится именно он, или вспомнит, когда ему было страшно ?

Ответы детей.

Психолог : Хорошо, спасибо! Сегодня на занятии я предлагаю победить все наши страхи ! Но для этого мы должны их нарисовать. Предлагаю всем пересесть за столы.

Дети проходят за столы и садятся.

Изотерапия «Страшная маска »

Психолог : Я уже приготовила для вас лица страхов . И предлагаю каждому взять маску и раскрасить ее так , как выглядит для вас лицо страха . Маску можно также украсть - для этого есть различные лоскутки, бусинки, перышки. Сделайте свой страх . Можете начинать. Если кому-то нужна помощь, я готова помочь.

Дети раскрашивают и украшают лица страхов . Психолог сидит рядом и при необходимости помогает.

Психолог : Я вижу, все страхи готовы . Предлагаю взять маски и переместиться на полянку, сесть в кружок.

Дети переходят на ковер, усаживаются кругом.

Драма «Проявление страхов »

Психолог : Теперь я предлагаю вам побыть страхами ! Примерьте маски , по очереди выходите в круг и расскажите : что вы за страх ? Где вы живете? Покажите, как вы пугаете?

Дети по очереди выходят в круг, рассказывают о своем страхе . Педагог-психолог помогает, стимулирует проявления ребенка! Также у каждого ребенка педагог-психолог спрашивает, как его страх можно победить ?

Драма «Победа над страхами »

Психолог : Молодцы, какие страшные страхи у нас получились . Дети, а теперь снимите маски ! Сегодня мы с вами победим все наши страхи раз и навсегда ! Посмотрите, что я вам принесла.

(Показывается дом страхов ) .

Помните, на предыдущем занятии мы с вами раскрашивали дом для страхов .

Ответ детей.

Психолог : А теперь давайте заселим в этот дом жителей. Я предлагаю избавиться от страхов - сложить их в этот специальный дом!

Дети встают и складывают маски в дом .

Психолог : А чтоб страхи больше не появлялись, давайте произнесем волшебное заклинание. Запоминайте : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!» Все повторяйте за мной : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!» Давайте скажем очень громко, чтоб страхи в доме испугались : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!»

И чтоб страхи остались навсегда в этом специальном доме, я запру их на большой волшебный замок, который никто не сможет больше открыть. А ключ от этого замка я выброшу.

Психолог : Все страхи заперты ! Мы вместе с вами их победили! А если вдруг вам когда-нибудь станет страшно , произнесите наше заклинание : «Я сильный, я смелый, я тебя не боюсь! Я тебя запер - и к тебе не вернусь!», и все пройдет.

Телесно-ориентированное упражнение

«Сказочный дождь»

Психолог : А теперь я предлагаю вам прогуляться под дождем! Встаньте в круг друг за другом. Закройте глаза. Представьте, что вы стоите на поляне, скоро пойдет теплый дождик. А сейчас дует свежий ветерок, давайте глубоко его вдохнем, и подуем на тех, кто стоит впереди. Почувствуйте свежесть ветерка : вдох-выдох, вдох-выдох.

А теперь откройте глаза, дождик начался. Он очень осторожно капает сначала на голову (участники легким постукивающими движениями делают впереди стоящему массаж головы, затем на плечи, затем он капает по спине, опускается ниже по ногам. Немного усиливается на ногах и спине, а затем опят успокаивается на голове. Дождь закончился. А теперь давайте развернемся в другую сторону, дождик пойдет опять. (Массаж повторяется) .

Упражнение заканчивается, дети остаются в кругу.

Психолог : Спасибо, вы молодцы. А теперь давайте все возьмемся за руки. Я благодарю вас за работу и жду нашей следующий встречи. До свидания, дети.

Цель : развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки.

Материалы : бумага (белая и цветная), картон, ножницы, краски, карандаши, кисточки, клей, стразы, ленточки, пуговицы, аудиопроигрыватель, спокойная музыка, презентация или изображения масок.

Время : 30-50 мин.

Процедура : Маски издревле создавались для того, чтобы отразить какой-то образ. Ваша маска должна отражать то, что, на ваш взгляд, видят в вас – ваши положительные и отрицательные стороны. Нарисуйте на листе овал лица, глаза, рот и, используя любые материалы, сделайте маску. Маска есть олицетворение архетипа «Персона». Я себя так презентую миру. Человек, живущий в социуме, необходимо имеет определенный набор масок как один из копинг-механизмов. Маска – это то, что дает возможность спрятаться, «замаскироваться», не показать себя настоящего. Целью процесса психологического развития, процесса индивидуации является снятие всяких и всяческих масок, идентичность самому себе, аутентичность. Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), ношу чужие маски (сценарные проблемы), путаю маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), не знаю, для чего мне эта маска (дезадаптивные паттерны поведения) и т.п. Следовательно, использование масок в психотерапии (арт-терапии) чрезвычайно широко: при работе со взрослыми и подростками, в групповой и индивидуальной работе, в работе с самым широким спектром проблем, вплоть до психосоматических расстройств. Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр. Помним, что каждый материал имеет свою внутреннюю метафору.

Другие новости по теме:

  • Коррекция страхов с помощью арт-терапевтических методов
  • Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциации.

    Маскотерапия – это метод психологической работы, основанный на выводе внутреннего глубинного состояния человека на поверхность с помощью маски. На лицо, его мимику у человека проецируется его психологическое состояние, настроение, состояние здоровья. Соответственно это можно спроецировать и на маску.

    Человечество использовало маски с давних времен, их применяли древние племена, совершая ритуалы, и каждая маска имела свое значение. В племени к маскам относились серьезно, словно к живым объектам. Иногда они олицетворяли духов-защитников, отгоняли злые силы. Позже маски стали надевать на маскарадах, те, кто надевал их, прятал за масками свое настоящее лицо.

    Маскарадные маски были красивыми, праздничными и редко несли символическую нагрузку. От этого в обществе сложилось мнение, что маска всегда скрывает лицо. Есть устоявшиеся выражения "надел маску", то есть стал не искренним, перестал быть самим собой.

    Так, в обществе психологические маски выполняют разные задачи: позволяют примерить на себя какую-то роль, скрыть лицо, не быть узнанным, усилить за счет образа какое-то качество.

    Если говорить о маскотерапии, то здесь задачи могут быть намного шире и глубже. Маски, их значение и влияние изучал еще Юнг, говоря о том, что это затрагивают глубинную природу человека. Маска помогает в исцелении, может вступать способом экспрессивной терапии. С помощью маски клиент может преодолевать страх самораскрытия, выражать внутреннее состояние, эмоции.

    Например, "надевая" маску страха, гнева или вины, символически перенося эмоцию на маску, человек учится управлять своим состоянием, надевая и снимая ее. Он может посмотреть на созданное им состояние со стороны.

    Кроме того, можно делать маски, направленные на получение ресурса: маску силы, маску уверенного человека, маску свободного и другие. Маска может быть аккумулятором энергии сотен людей, например, передавая, героический опыт. Так можно приобщаться к этим энергиям, раскрывая в себе скрытый потенциал. Маска здесь выступает проводником к ресурсам коллективного бессознательного.


    Но! Важно чтобы человек смог справиться с этой энергией, выдержать ее мощную силу. С маской можно устанавливать контакт, выстраивать диалог.

    Иногда, при работе в этом направлении арт-терапии, у клиента может включаться магическое мышление. Может присутствовать элемент самовнушения, когда человек верит в целительность самой маски.

    Можно выделить разные направления в маскотерапии:

    1. Маски, посвященной социальной роли. Создание недостатков в ролях, их предъявление, преодоление;
    2. Архетипические маски;
    3. Культурно-исторические образы, исторические личности;
    4. Гротескный образ, где юмор может быть защитой перед встречей с чем-то большим;
    5. Нечеловеческие образы, животные, силы природы, маски тотемных животных;
    6. Маска, как средство поиска своей идентичности.
    При работе со сложными масками возможно создание специального контейнера, где она может безопасно храниться.

    Маскотерапия хорошо сочетается с драматерапией , их синтез позволяет создавать более полные образы и отыгрывать их. При групповой работе возможен обмен масками и проигрывание мини-спектаклей.

    С детьми также возможна работа с помощью этого метода, но в более легком формате, с изготовлением масок животных, сказочных персонажей.

  • Что еще почитать