Депрессия в 15 лет. Депрессия у подростка: Что делать

Интенсивный ритм жизни, высокие требования действительности, жесткие стандарты соответствия социума, непрекращающийся поток разноплановой информации стали для многих современников привычными явлениями. Однако существующий в обществе уклад вещей является для организма человека интенсивным, непрерывным, длительно воздействующим, накапливающим свое негативное воздействие на психику стрессовым фактором.

Головной мозг многих взрослых адаптировался к воздействию определенных стрессоров и в состоянии обеспечить адекватную защиту организма, задействовав различные механизмы «оборонительных» реакций. Однако полностью несформированная, неокрепшая, незрелая психика детей и подростков зачастую становится беззащитной перед многими стрессовыми факторами. К тому же, присоединения гормонального хаоса в период полового созревания не лучшим образом сказывается на эмоциональной сфере подростка, нередко выливаясь в разнообразные пограничные невротические реакции или трансформируясь в психические патологии, зачастую проявляясь в виде депрессии.

В пубертатном периоде происходит масштабная переоценка и замена идеалов: подросток перестает идеализировать своих предков, стремится к отдалению от родителей, однако в большинстве случаев он психологически не готов совершить такое символическое «убийство» бывших кумиров. Истинная физиологическая «разбалансированность» эмоционального фона проявляется в беспрестанной смене настроения: приступах плаксивости, периодов хандры, моментов гнетущей тоски, которых сменяет фаза психомоторного возбуждения и эйфоричного ликования.

В юношеском возрасте даже незначительные трудности воспринимаются как непреодолимые проблемы, приносящие невыносимую боль. Смерть родителей, неблагополучная атмосфера в семье, разрыв отношений с «первой любовью», неудовлетворительная успеваемость в школе, социальная изоляция, неудачи в начинаниях вызывают у детей сильнейшую негативную эмоциональную реакцию, формируя депрессию и нередко подталкивая к акту отчаяния – попыткам самоубийства.

Согласно многочисленным источникам статистических данных, депрессия у подростков различной степени тяжести наблюдается у 60-80% подростков, причем в большинстве случаев меланхоличные состояния, длящиеся более двух недель, требуют оказания профессиональной медицинской помощи. В детском и отроческом периоде проблема суицидального поведения стала предметом пристального внимания ученых всего мира. Согласно данным американской психиатрической ассоциации именно самоубийства являются основной причиной смертности среди детей и молодежи: ежегодно более 500 000 представителей молодого поколения делают суицидальные попытки, из них 5 000 случаев оборачиваются летальным исходом.

Расстройство пубертатного возраста несет в себе высокий риск развития депрессий в период зрелости. Исследования, проводимые в больнице Модсли, показали, что следствиями депрессии у взрослого индивида часто являются долгосрочные проблемы с адаптацией в социуме, стойкие трудности в личностных отношениях, повышенный риск суицидального поведения (у более 44 % участников выборки).

Депрессия у детей и подростков: причины

Установлены и подтверждены многочисленные факторы, влияющие на формирование депрессии. В большинстве клинически зафиксированных случаев, расстройство, возникшее в возрастном периоде от 12 до 25 лет, имеет наследственную природу (генетическая предрасположенность к патологиям психической сферы). Депрессия у детей и подростков значительно чаще наблюдается в тех случаях, когда в семье один или оба родителя страдают данным недугом в тяжелой форме и периодически проходят психотерапевтическое лечение.

Вторым по значимости фактором, провоцирующим депрессию у подростков, выступает неблагополучная атмосфера в семье. Взросление в неполной семье, пьющие родители, отсутствие единой стратегии воспитания наследников, частые ссоры и выяснения отношений между родственниками, завышенные, несправедливые требования к ребенку оказывают огромное негативное влияние на детскую психику.

Толчком для развития расстройства у подростка являются разнообразные факторы, в основе которых – влияние окружающей среды при изъянах личной идентификации ребенка (неадекватный либо неверное представление о самом себе). Непонимание близких, недостаточный уровень успеваемости в школе, низкий социальный статус семьи, отсутствие авторитета среди сверстников, искаженная сексуальная ориентация, невозможность достичь видимых высот в спорте – веские аргументы для сознания отреагировать на происходящее депрессией.

Ювенальный возраст - кризисный период психологического взросления, совпадающий с масштабной гормональной перестройкой в ходе полового созревания. Гормональные изменения вызывают сбой в работе нейромедиаторов, управляющих эмоциональной сферой, и возникающий дефицит определенных химических веществ запускает механизмы развития депрессии. В пубертатный период отчетливо проявляется подростковый комплекс:

  • подростки сверхчувствительны к оценке посторонними их внешности и способностям,
  • их поведение сочетает крайнюю самонадеянность и ультимативные суждения,
  • душевная чуткость и внимательность уживаются с бездушием и черствостью,
  • застенчивость и скромность чередуются с развязностью и вульгарностью,
  • стремление быть признанным обществом соседствует с демонстративной независимостью и свободолюбием,
  • непринятие общепринятых норм и правил, отрицание авторитетов идет в ногу с сотворением и обожествлением кумиров.

Важным фактором в формировании расстройства является неустойчивость и конфликтность самооценок, имеющих ригидный (негибкий), сильно колеблющийся, дезорганизующий характер. Низкий уровень самооценки, образование самомнения под влиянием внешних оценок, отрицательный окрас ретроспективного, актуального и прогностического взгляда на свою личность – идеальная платформа для психических патологий.

Депрессия у подростков: симптомы

Зачастую симптомы депрессии у подростков проявляются изменением поведения и частой сменой настроения. Ребенок, страдающий расстройством, избегает социальных контактов, прерывает отношения с друзьями, предпочитает быть в одиночестве. Ниже приведены ведущие симптомы депрессии у подростков:

  • Частые болевые синдромы: головная боль, дискомфорт в эпигастральной области;
  • Трудности с концентрацией внимания, рассеянность, забывчивость, чрезмерная отвлекаемость;
  • Невозможность самостоятельно выработать верное решение;
  • Безответственное отношение к своим обязанностям;
  • Снижение аппетита или неумеренная потребность в пище;
  • Скандальная, бунтарская манера поведения;
  • Чувство гнетущей тоски;
  • Беспричинное беспокойство;
  • Ощущение безнадежности и бесперспективности будущего;
  • Бессонница, прерывистый сон, сонливость в дневное время;
  • Внезапная утрата интересов;
  • Употребление алкогольных напитков, наркотических средств;
  • Раздражительность, агрессивность;
  • Возникновение навязчивых мыслей о смерти.

Вынесение диагноза подростковая депрессия проходит на основании проводимых психиатром собеседований с ребенком и его окружением, учитывая результаты специально адаптированных для детского возраста психологических тестов. Стадия и тяжесть расстройства, наличие риска суицидальных действий и, соответственно, построение схемы лечения определяется после детального изучения клинической картины заболевания.

Подростковая депрессия: лечение

На сегодняшний день разработано и с успехом используется множество методик лечения депрессии у подростков, включающие назначение фармакологических препаратов и проведение сеансов психотерапии.

В случае, когда депрессивное расстройство протекает в легкой форме, не отягощено суицидальными мыслями и социально-опасным поведением, первым выбором способов лечения является когнитивно-поведенческая терапия. Недуг, имеющий реальную причину его формирования – явную неблагополучную обстановку в семье, успешно преодолевается после проведения сеансов семейной психотерапии. Работа профессионального психолога с детьми с заниженной самооценкой, нерешительными, мнительными и робкими подростками направлена в первую очередь на формирование адекватного самоприятия, новых личных стандартов, активной жизненной позиции и ощущения собственной значимости.

В случаях, когда у подростка наблюдается острое либо затяжное течение депрессии, возникает необходимость в использовании медикаментозной или комбинированной схемы лечения, нередко проводимой в условиях стационарного учреждения. Назначение антидепрессантов, нейролептиков и анксиолитиков пациентам детского и подросткового возраста – серьезная и ответственная задача, так как некоторые препараты данных классов могут провоцировать возникновение или усиление симптомов иных психических расстройств. Например: торговые названия СИОЗС с действующим веществом Fluoxetine предпочтительны при депрессивных состояниях, протекающих с двигательной заторможенностью и повышенной сонливостью, в то время как они усугубляют симптоматику у больных с психомоторным возбуждением, страдающих бессонницей или испытывающих паническую тревогу, нередко вызывая маниакальные проявления. Если соблюдать все буквы закона, то существует лицензия на использование антидепрессантов в возрастной категории до 15 лет только для Amitriptylinum . Однако на практике применяют и иные более современные «щадящие» психотропные средства в эффективной терапевтической дозировке, которые обладают минимумом побочных эффектов.

Для того, чтобы подросток ощутил действенную пользу от назначаемых препаратов, он должен не только строго соблюдать все врачебные предписания, но и стать активным участником процесса преодоления депрессии.

Подростковая депрессия (что необходимо знать о расстройстве врачу общей практики)

Подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождают многочисленные физические, эмоциональные, психологические и социальные изменения. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию.

Когда дела идут плохо в школе или дома, подростки могут слишком остро реагировать на подобные изменения и стрессы. Многие молодые люди считают, что жизнь несправедлива, при этом они испытывают чувство стресса и запутанности. Еще хуже, когда подростки подвергаются «бомбардировке» противоречивых сообщений от родителей, друзей и учителей. Сегодня они видят все то хорошее и плохое, что может предложить жизнь по телевидению, в журналах, Интернете, школе и на улице. Когда настроение подростка день за днем способно нарушать его социальное функционирование, это может указывать на серьезное эмоциональное или психическое расстройство, которое требует особого внимания, - подростковую депрессию.

Около 11 % подростков страдают депрессивными расстройствами в возрасте до 18 лет. Девочки чаще, чем мальчики, склонны к депрессии. Риск развития депрессии увеличивается по мере взросления ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, большое депрессивное расстройство является ведущей причиной инвалидности среди населения в возрасте от 15 до 44 лет и одной из ведущих причин смертности в этом возрасте. Считается, что около 20 % подростков будут испытывать подростковую депрессию, не достигнув зрелого возраста, от 10 до 15 % из них постоянно имеют отдельные симптомы депрессии, а 5 % - страдают от клинически выраженной депрессии. 8,3 % подростков страдают от депрессии в течение не менее одного года. От 20 до 40 % подростков будут иметь более одного эпизода в течение двух лет, а 70 % - более одного эпизода до начала взрослой жизни.

В ряде европейских стран подростковая депрессия рассматривается как серьезная проблема. Течение депрессии у подростков очень схоже с течением у взрослых, но подростки и дети могут испытывать свои эмоции более интенсивно и с более сильными внешними проявлениями. Также они крайне редко в подобных состояниях обращаются за помощью к окружающим. Нередко проблемой является и то, что у многих врачей и психологов возникают сложности с выявлением симптомов на ранних этапах.

Эффективность оказания помощи при депрессии коррелирует со временем выявления расстройства.

Чувство тревоги ввиду грядущего экзамена нормально, однако чувство тревоги или упадка сил в течение нескольких месяцев без особой причины может быть признаком не диагностированного депрессивного состояния. Небольшой процент подростков страдает от сезонной депрессии, как правило, в зимние месяцы в высоких широтах.

Известно, что молодежь, страдающая депрессией, может проявлять признаки, которые отличаются от типичных симптомов депрессии у взрослых. Дети, страдающие депрессией, могут жаловаться на плохое самочувствие, отказываться ходить в школу, цепляться за родителей или опекуна либо чрезмерно беспокоиться, что родитель может умереть. Дети старшего возраста и подростки могут дуться, попадать в неприятности в школе, быть отрицательными или ворчливыми либо чувствовать себя непонятыми.

Последние крупномасштабные клинические исследования определили, что наиболее эффективным в помощи подросткам с депрессией является сочетание психотерапии и фармакотерапии. Для элиминации суицидальных попыток у подростков и детей используют комплекс специализированной психотерапии, которая способствует уменьшению количества попыток. Отмечаются сложности с лечением депрессии у подростков при наличии сопутствующих расстройств, таких как злоупотребление психоактивными веществами. Имеется зависимость между эффективностью лечения и временем диагностики депрессии. Также необходим строгий контроль над состоянием подростков в первые дни и недели приема антидепрессантов.

С учетом хронического характера депрессии эффективность вмешательства в раннем возрасте и на ранних этапах влияет на течение расстройства в будущем и существенно снижает риск инвалидности.

Средняя продолжительность эпизода депрессии у детей и подростков составляет от 7 до 9 месяцев.

В этот период у детей отмечается грусть, они теряют интерес к формам деятельности, которые им нравились до этого, они начинают винить себя в своих неудачах, критиковать себя и начинают ощущать, что их критикуют другие. У них появляется чувство отверженности, безнадежности, появляются мысли о том, что не стоит жить, мысли о самоубийстве. В состоянии депрессии подростки часто становятся раздражительными, что нередко может приводить к агрессии. Они теряют в себе уверенность, появляются проблемы с концентрацией внимания, они ощущают недостаток энергии и мотивации, что в конечном итоге ведет к нарушению сна. Подростки могут не уделять достаточного внимания своей внешности и собственной гигиене.

В последних исследованиях установлена связь между депрессией и морфофункциональными изменениями мозга, некоторые из них могут предшествовать началу депрессии. Это исследование помогает определить биомаркеры и другие ранние показатели, которые могут привести к улучшению лечения или профилактики.

Технологии визуализации помогают ученым определить конкретные участки мозга, которые вовлечены в патологический процесс при депрессии, и это позволяет повысить эффективность лечения и диагностики расстройств.

Такие открытия помогут снизить уровень самоубийств, который стремительно растет и является одной из ведущих причин смертности среди молодых людей. В 2007 году это было одной из ведущих причин смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет.

Хотя термином «депрессия» можно описывать и нормальные человеческие эмоции, он также может обозначать и психические расстройства. Депрессивный психоз у подростков определяется при долговременном сохранении состояния депрессии и влиянии его на способность подростка или ребенка нормально функционировать.

Депрессия является довольно распространенной в подростковом и детском возрасте. Около 5 % детей и подростков среди общей популяции страдают от депрессии. Подростки в состоянии стресса, борющиеся с потерей, или те, у кого есть нехватка внимания со стороны близких людей, имеющие сложности с обучением, проблемы с поведением или тревожные расстройства, находятся в группе риска. Девочки подростки имеют риск развития депрессии выше, так же как и юные представители национальных меньшинств. Одна из причин, которой объясняется большая распространенность депрессии у девочек подростков, состоит в том, что они более социально ориентированы, более зависимы от положительного социального отношения и более уязвимы к потерям в социальных отношениях, чем мальчики. Это приводит к увеличению их уязвимости и межличностных напряжений, которые одинаковы у подростков.

Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков.

За последние десятилетия распространенность депрессий выросла, и в настоящее время они диагностируются все в более раннем возрасте. Отмечается связь между увеличением количества депрессий у детей и подростков и ростом количества самоубийств.

Нужно учитывать, что поведение подростков и детей во время депрессии может отличаться от поведения взрослых с депрессией. Психотические черты у подростков имеют отличия от таковых у взрослых, они не так часто проявляются. Слуховые галлюцинации характернее для подростков. Бред больше встречается у взрослых. У детей и подростков в состоянии депрессии чаще встречаются страхи разделения или нежелание встречаться с людьми и соматические симптомы подобно общим болям, болям в животе, головным болям. Пессимистическое мышление нехарактерно для детей до 5 лет, ибо формируется только после указанного возраста и может служить одной из причин малого количества депрессий и суицидов у детей.

Часто первыми симптомами депрессии выступают дистимии. Признаком может служить то, что ребенок или подросток находится в подавленном состоянии в течение большей части дня или много дней и симптомы не проходят в течение нескольких лет. Средняя продолжительность периода дистимии у детей и подростков составляет около 4 лет.

Иногда дети находятся настолько долго в депрессии, что они трактуют свое состояние как норму и, таким образом, не могут жаловаться на изменения своего настроения.

Очень важно проводить дифференциальную диагностику с биполярным расстройством, так как часто первым проявлением биполярного расстройства является депрессивный эпизод. А первые признаки маниакального эпизода могут наступить спустя значительный промежуток времени.

Часто у детей и подростков, имеющих коморбидные психические расстройства, такие как поведенческие расстройства или проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами, симптомы депрессии сглаживаются или приобретают новые черты.

Некоторые из основных симптомов депрессии, такие как изменения аппетита и сна, связаны с функцией гипоталамуса. Гипоталамус тесно связан с функцией гипофиза. Аномалии функции гипофиза, такие как увеличение концентрации циркулирующего кортизола и гипо- или гипертиреоза, хорошо известны как особенности депрессии у взрослых.

Тем не менее, гораздо меньше исследований было проведено в этой области среди детей и подростков.

У взрослых нарушения регуляции серотонинергической системы могут влиять на них, делать их импульсивные действия более интенсивными и провоцировать к крайним действиям, попыткам суицида. Тем не менее, еще мало изучена связь между нарушением метаболизма серотонина и суицидальным поведением у детей и подростков.

Наиболее частые симптомы подростковой депрессии не имеют прямых аналогов с симптомами классической депрессии, но есть определенное сходство.

Подростки, у которых встречаются частые приступы грусти, плач или плаксивость, часто подвержены депрессивным расстройствам. Подростки могут проявлять свою печаль в черной одежде, написании стихов о своих болезненных переживаниях или всецело увлекаться музыкой, которая несет в себе нигилистические темы. Они могут плакать без видимых причин.

Подростки могут чувствовать, что жизнь не имеет значения или что для этого следует прикладывать усилия, даже для того, чтобы поддерживать собственную гигиену или привычный для них внешний вид. Они могут считать, что негативная или травмирующая ситуация никогда не изменится, и видеть свое будущее в пессимистическом свете.

У детей и подростков часто может снижаться или пропадать интерес к деятельности или развиться неспособность получать удовольствие от ранее любимых занятий. Подростки могут стать апатичными и часто прекращают посещать клубы, спортивные и развлекательные мероприятия, которыми они ранее увлекались.

Нередко отмечаются появление скуки и снижение жизненной энергии, отсутствие мотивации посещать занятия или частые пропуски школы. В средних классах депрессия может проявляться ухудшением концентрации внимания или замедлением мыслительных процессов.

Дети могут испытывать чувство вины или понижать свою самооценку вследствие негативных событий или обстоятельств. Они могут иметь негативное мнение о своей компетентности и не иметь самоуважения, могут чувствовать себя неудачниками. Подросткам может казаться, что они «недостаточно хороши».

Многие тинейджеры становятся чувствительными к собственным неудачам и отвержению. Дети в состоянии депрессии, полагая, что они недостойны кого-либо или чего-либо, становятся еще более подавленными с каждым отказом или при отсутствии успеха.

Часто можно наблюдать повышенную раздражительность, гнев или враждебность со стороны подростка с депрессивным расстройством. Депрессивные особы выплескивают свою раздражительность большей частью на свою семью, могут нападать на других, если их критикуют, оскорбляют. В состоянии депрессии часто формируется убеждение, что нужно первым отказываться от своей семьи, прежде чем семья отвергнет тебя. Возникают трудности в отношениях, подростки не могут общаться, как раньше, или перестают поддерживать дружеские отношения.

Дети перестают ходить на встречи со своими друзьями и звонить им.

Подростки в состоянии депрессии могут предъявлять частые жалобы на физические заболевания, такие как головные боли и боли в желудке. Они могут жаловаться на дурноту или головокружение, тошноту и боли в спине. Другими распространенными жалобами являются: головные боли, боли в животе, рвота и нарушение менструального цикла у девушек.

Характерными также являются частые пропуски школьных занятий и ухудшение успеваемости в школе. Подростки и дети, у которых возникают проблемы внутри семьи или в стенах школы, на самом деле могут находиться в состоянии депрессии, но они не знают об этом и не понимают, что с ними происходит. Так как ребенок не всегда может казаться печальным, родители и учителя не могут понять, что поведенческие проблемы являются следствием депрессии.

У некоторых тинейджеров могут наблюдаться проблемы с концентрацией внимания. Проблемы могут проявляться при концентрации внимания во время подготовки школьных заданий, в ходе разговора или даже при просмотре телевизора либо во время игры в компьютерные игры.

Также могут наблюдаться изменения в питании, режиме сна и бодрствования. Нарушения сна могут проявляться как в просмотре телевизионных программ всю ночь напролет, так и в трудностях пробуждения и частых опозданиях в школу. Ребенок может быть сонлив на протяжении всего дня. Нарушения режима питания могут проявляться в виде потери аппетита, анорексии или булимии. Усиление аппетита и возрастание количества потребляемой пищи могут приводить к увеличению веса и ожирению.

Лица с начальными проявлениями депрессии могут совершать попытки бегства из дома или вести разговоры на тему ухода из дома. Бегство в данном контексте нужно рассматривать как крик о помощи. Это может быть первым шагом для понимания родителями, что у ребенка есть проблемы и он нуждается в помощи.

Мысли или разговоры о самоубийстве, попытки совершить суицид также свидетельствуют о депрессии у подростка. Дети, страдающие депрессией, могут говорить, что они хотят быть мертвыми, или говорить о суициде. Особы, находящиеся в состоянии депрессии, относятся к группе повышенного риска совершения самоубийства. Если ребенок или подросток говорит «я хочу покончить с собой» или «я собираюсь покончить с собой», то такие заявления нужно всегда рассматривать серьезно и настаивать на консультации психолога или психиатра и оценке состояния ребенка или подростка. Люди часто чувствуют себя не комфортно, говоря о смерти. Тем не менее, в состоянии депрессии или при затрагивании темы суицидов разговоры на подобные темы могут быть полезными. Очень важно, чтобы на подобные темы говорил специалист, имеющий опыт в подобных ситуациях, ибо подобными разговорами можно «вложить мысли в голову подростка» или дать возможность ребенку рассказать о своих проблемах.

Для улучшения собственного самочувствия подростки в состоянии депрессии могут начать злоупотреблять алкоголем или наркотическими веществами.

Дети, которым трудно говорить о своих чувствах и переживаниях, могут показывать свои эмоциональные переживания, внутреннее напряжение, физический дискомфорт в форме физического самоповреждения, например могут резать свое тело.

Своевременное и раннее выявление симптомов депрессивного расстройства влияет на исход течения расстройства и снижает риск затяжного его течения.

При адекватной помощи снижается в разы риск суицидальных попыток и улучшается прогноз для последующей жизни.

Более подробное изучение данной проблемы позволит в будущем внедрить скрининговые методики, повысить качество выявления начальных симптомов на ранних этапах расстройства.

Достаточно перспективным является изучение изменений регуляции серотонинергической системы улиц, страдающих депрессивными расстройствами.

Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка или подростка, его самочувствие, качество жизни.

В среднем депрессия встречается у 2% детей и 5% подростков.

Так как проявления депрессии у ребенка существенно отличаются от симптомов заболевания у взрослого, очень часто расстройство не диагностируется своевременно.

Причины

Выделяют следующие причины депрессии у детей и подростков:

  • Одной из причин возникновения депрессии у детей являются внутриутробные патологии. Длительная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, энцефалопатия новорожденных со временем может обернуться депрессией;
  • Нормальные взаимоотношения в семье — основной фактор формирования психически здорового ребенка. Но не во всех семьях все гладко. Одни дети растут в неполных семьях, другие — в семьях, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики, третьи — в благополучных, на первых взгляд, семьях, только чрезмерная опека родителей не позволяет ребенку нормально развиваться, взрослеть, брать на себя ответственность;
  • Школа в плане социального развития после семьи находится на втором месте. Здесь ребенок учится общаться со сверстниками, выстраивать отношения, здесь он получает знания. В школьном микросоциуме он может стать успешным или нет, почувствовать себя умным или так себе. Только родители принимают своего ребенка таким, каким он есть (и то не всегда). В школе же нужно постоянно чему-то учиться, соответствовать, что-то доказывать. И не у всех это получается. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
  • Все знают сказку о гадком утенке, который потом превратился в прекрасного лебедя. Так вот подростковый возраст — это период «гадкого утенка». Не стоит забывать о гормональных перестройках, происходящих в организме подростка. Изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
  • Часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии. Эта предрасположенность заложена в генах. Такая депрессия называется эндогенной. У детей она возникает редко, у подростков встречается чаще. Возникать она может без видимой причины или сам фактор незначительный (двойка на уроке, кратковременная ссора с подругой), вроде бы и не должен был спровоцировать возникновение депрессии, но не тут-то было. может периодически обостряться;
  • Детский и подростковый возраст — время познания себя и окружающего мира. Далеко не все получается. Первая любовь, экзамены, поступление в колледж или ВУЗ, не всегда успешное, а еще ранние беременности, браки. В общем, проблем в этом возрасте достаточно, как и причин для аффективного расстройства.

Основные проявления

Типичные проявления депрессии, такие как сниженное настроение, двигательная заторможенность и замедление мышления, детям не свойственны.

Эти симптомы встречаются в возрасте 12-14 лет и старше. Однако расстройство может развиваться и у дошкольников, описаны случаи депрессии у годовалых детей, только протекают аффективные расстройства у них атипично, маскированно.

Многие родители видят, что с ребенком или подростком происходит что-то непонятное, но даже и не подозревают, что это депрессия.

Как же тогда заподозрить наличие депрессии у ребенка, какие симптомы помогут в этом? Давайте детально остановимся на различных проявлениях детской и подростковой депрессии.

Чаще всего наблюдаются такие симптомы депрессии у детей и подростков:

  • потеря интереса к жизни и способности получать настроение, угрюмость, раздражительность;
  • изменение аппетита (может как снижаться, так и повышаться);
  • вялость, потеря энергии;
  • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения или, наоборот, чрезмерная сонливость);
  • снижение успеваемости, плохое отношение к школе;
  • агрессивность, несвойственная ранее;
  • замкнутость, нежелание общаться с друзьями, ровесниками;
  • чувство собственной неполноценности, никчемности или вины;
  • суицидальные мысли или попытки;
  • жалобы на ухудшение состояния здоровья без объективных причин для этого, при обследовании какие-либо значимые отклонения в работе внутренних органов не обнаруживаются.

Клиническая картина

В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними.

В столь юном возрасте основными проявлениями будут однообразное безрадостное настроение, выражение лица — печально-покорное. Такие дети обращают на себя внимание медлительностью, вялостью, безучастностью. Может также возникать беспричинное беспокойство, капризность, плаксивость, негативизм.

У детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.

Симптомы детской депрессии, свойственные дошкольному возрасту — нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться), сна (бессонница или сонливость), энурез (недержанием мочи), вялость, заторможенность, чередование тревожности с плаксивостью. Такие дети могут иметь страдальческое выражение лица, ходят с опущенной головой, могут предъявлять различные жалобы, что их что-то беспокоит, болит (голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют.

В младшем школьном возрасте депрессия у детей может проявляться следующими симптомами: потерей интереса к играм, замкнутостью, вялостью, нарушением внимания и связанными с этим затруднениями в учебе. Энурез, снижение аппетита или повышение, и как следствие, ожирение, запоры, расстройства сна, кошмарные сновидения, страхи также могут возникать при депрессии.

Проявления, которые могут наблюдаться у подростков

У одних подростков может наблюдаться типичная картина депрессии: сниженное настроение, двигательная заторможенность, замедление мышления, у других — подростковая депрессия протекает атипично.

В этом возрасте появляются идеи малоценности, подросток может говорить про себя «я хуже всех в классе, я неспособный и т. п.», в высказываниях отрывками могут звучать суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?»

Предшествовать депрессивному эпизоду может длительное невыраженное снижение настроения — .

Двигательная заторможенность встречается не часто.

Некоторые родители не замечают происходящих в душе подростка переживаний, изменений, а лишь обращают внимание на неуспеваемость в школе, конфликты, ругают подростка за это, наказывают, и таким своим поведением могут еще более усугубить его состояние, подтолкнуть подростка к суицидальной попытке.

Депрессия в подростковом возрасте часто маскируется психопатоподобным поведением, употреблением алкоголя, наркотических веществ. Подросток не понимает, что с ним происходит, старается подавить тягостные переживания с помощью алкоголя или наркотиков, а это может привести к возникновению .

Подростковые депрессивные эквиваленты

У многих подростков депрессия протекает атипично, на первый план выходят совершенно не свойственные симптомы, в таком случае говорят о подростковых депрессивных эквивалентах.

Выделяют 3 основных эквивалента:

  • делинквентный;
  • ипохондрический;
  • астеноапатический.

Делинквентный эквивалент

Изменения в поведении и эмоциональном состоянии начинаются внезапно.

Подросток становится угрюмым, часто конфликтует с родителями и учителями, грубит, кажется, что все «делает на зло». Забрасывает занятия, бродит по улицам. Может оказаться в асоциальной компании, начать выпивать, однако употребление алкоголя не дает ожидаемого .

На всем поведении такого подростка лежит как бы печать отчаяния. Агрессия, направленная на близких, может смениться аутоагрессией и даже суицидальными попытками. Если попробовать узнать, что не так с подростком, не беспокоит ли его депрессия, он будет отрицать ее наличие, а свое настроение определит как «обычное». Этот вариант чаще наблюдается в возрасте 13-17 лет.

Ипохондрический эквивалент

Проявляется он различными жалобами на ухудшение состояния здоровья. Имеющиеся проблемы со здоровьем, как правило, преувеличиваются. Подростки охотно соглашаются на обследования, даже на неприятные процедуры. Могут уклоняться от учебы из-за болезни, бездельничать, валяться в постели, становиться раздражительными, плаксивыми.

Такие подростки часто говорят о болезни, связывают с ней свое плохое настроение и не возражают, что заболели от нервов. Они охотно будут принимать медикаменты, но могут преувеличивают побочные действия лекарств. Этот эквивалент может наблюдаться при реактивной депрессии у подростков, имеющих признаки истерической или . Чаще всего наблюдается в возрасте 15-18 лет.

Астеноапатический эквивалент

Первыми симптомами подростковой депрессии являются жалобы на затруднения в обучении. У подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала. При попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, ухудшается продуктивность, вследствие этого занятие забрасывается.

Сам подросток становится вялым, бездеятельным, возникают . Он никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений, может жаловаться на скуку. На обвинения родных в лени реагирует раздражением.

Типичное подростковое течение расстройства

У подростков могут уже наблюдаться депрессивные расстройства, напоминающие таковые у взрослых, чаще всего это меланхолическая или тревожная депрессия.

Меланхолический вариант

Как правило, наблюдается у подростков в возрасте 15 лет и старше, преимущественно у девочек. Депрессивные расстройства представлены отчетливо: присутствует угнетенное настроение, малоподвижность, безысходная тоска. Такие подростки говорят тихим голосом, на вопросы дают короткие ответы, в подробности не вдаются. Имеющаяся заторможенность может достигать степени депрессивного ступора, когда подросток буквально замирает на месте, сидит неподвижно.

Суицидальные мысли возникают постоянно, однако двигательная заторможенность не позволяет их осуществить.

Для меланхолической депрессии, протекающей в подростковом возрасте, характерны идеи самообвинения, виновности перед родными, друзьями, учителями («это я во всем виновата», «без меня всем вам было бы легче», «от меня только одни несчастья»).

Могут присутствовать такие симптомы как бессонница, утрата аппетита, отсутствие менструации (если она уже ранее была) у девочек.

Тревожный вариант

При данной депрессии ведущим симптомом является тревога. Подросток и сам не может объяснить, что его беспокоит, тревожит, часто может испытывать беспочвенные волнения по поводу того, что на него могут напасть, убить, исключить из школы и т. д.

Тревога может сочетаться с трудностью восприятия окружающей обстановки, растерянностью, могут наблюдаться неглубокие нарушения ориентировки.

Как протекает тревожная депрессий у взрослых вы можете прочитать .

В следующей статье я остановлюсь на .

Последнее время Вера стала крайне непредсказуемой. Мало того, что она ходила зимой в короткой юбке и колготках (красота же требует жертв), так перед экзаменами совсем превратилась в нервную и вечно раздраженную особу - грубила учителям, ссорилась со сверстниками, а когда поняла, что не сдаст физику , предприняла попытку суицида. Помешали друзья…

Известно, что физическое и психическое состояние подростков развивается особо интенсивно: меняется тело, обостряются эмоции , возникает желание доказать всем свою правоту, а под влиянием стресса поведение подростков становится крайне непредсказуемым.

По данным ученых, девочки-подростки в 3 раза чаще страдают депрессией, чем мальчики. Считается, что это связано с более развитой эмоциональностью..

Как отличить обычный стресс у девочки-подростка от депрессии?

Важными критериями являются длительность проявления и тяжесть. Под длительностью понимают затяжное изменение настроения и поведения, длящееся несколько недель, месяцев, а то и лет. Под тяжестью понимают изменение качества жизни ребенка.

Например, девочка не только отказывается дружить с одним-двумя сверстниками, но и перестает общаться со всеми, не хочет/боится выходить из дома, мечтает уехать подальше ото всех.

Второй пример, когда девочка не просто перестает есть после шести , а фактически отказывается от еды, вызывает рвоту, если съела лишнего. Тоннами закупает журналы с дистрофичными моделями, часами рассматривает их фотографии, постоянно просит купить новую одежду, чтоб стать похожей на них. Устраивает истерики, если требования не выполняются.

Родителям важно распознать отклонение поведения от нормы и вовремя принять меры.

Как распознать?

Итак, если ваша дочь:

  • Внезапно бросила все увлечения, которые очень любила раньше (не переключилась на подобные, и именно бросила их);
  • Отказывается от прогулок с друзьями/с родителями, не желает выходить из дома;
  • Стала хуже учиться , труднее стала воспринимать учебный материал;
  • Чаще стала ссориться с родителями/братьями-сестрами;
  • Раздражается без видимых на то причин;
  • Мучается усталостью и одновременно бессонницей или, наоборот, чрезмерной сонливостью;
  • Ест больше, чем обычно, или истязает себя диетами. Жалуется на боли в животе;
  • Постоянно говорит фразы типа «Устала от всего», «Все достали», «Все надоело», «Меня никто не понимает», «Все такие (всеобщее оскорбление)!», намекает/угрожает суицидом, с упоением рассказывает о суицидах других, например, говорит, что «кровь из вены течет красиво».

стоит предпринимать меры - это подростковая депрессия.

Причины депрессии девочек-подростков

  1. Поло-ролевая социализация, сопровождающая половое созревание. Влияние окружающих (СМИ, сверстники) вынуждает девочек стремиться быть более привлекательными. Порой желание стать идеальной приобретает самоуничтожающий характер. Развивается нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия).
  2. Социальные перемены - переходы из начальной школы в средние и старшие классы.
  3. Снижение самооценки. Обычно в 9-10 лет девочки относятся к себе позитивно, у них словно есть установка «Я принцесса! Меня все любят». По мере взросления их самооценка падает. Одна треть девочек выносит из отрочества ущербную «Я ничто, я некрутая, я некрасивая и т.п.», меньшую уверенность в себе, своих способностях, заниженный уровень притязаний.
  4. Стрессы, проблемы в общении с ровесниками, семейные конфликты.
  5. Пережитое физическое и/или сексуальное насилие, пренебрежительное отношение родителей.
  6. Высокий коэффициент интеллекта (IQ выше 180). Считается, что дети высокого интеллектуального уровня оказываются менее приспособленными и счастливыми, чем дети, чей интеллект ниже. Кроме того, всегда добавляется негативное влияние социума. Например, в некоторых школах талантливые дети зачастую подвергаются насмешкам и унижениям. Их одноклассники следуют негласному правилу «Быть умным - немодно». Стремление идти против всех расценивается как предательство коллектива. А поскольку дети с высоким интеллектом часто не могут себя защитить, они тут же становятся изгоями и впадают в депрессию.
  7. Наследственная предрасположенность , постоянное проживание с близкими, которые страдают депрессией.
  8. Наличие серьезных физиологических заболеваний, прием определенных медикаментов (стероиды, обезболивающие средства).

Как самой не впасть в депрессию, думая, что «Я - плохая мать»

Как-то дети писали сочинение на тему «Твой лучший друг». Одна ученица, подойдя ко мне, шепнула «Мой лучший друг - мама» и заплакала от своей откровенности. Я уверена, любая мама была бы счастлива, услышав подобное.

Если ваша дочь не может сказать вам этого, если вы заметили у нее признаки депрессии, легко и самой впасть в депрессию под лозунгом «Я - плохая мать». Наслушавшись учителей, начитавшись книг, наблюдая за дочерью, у матери возникает предательское чувство вины, еще более ухудшающее положение. Как же самой не впасть в эту депрессию?

Чем вызвана депрессия у девочек-подростков?

1. Требуется осознать, что ваш ребенок - живой человек. Он может испытывать как положительные чувства, так и отрицательные. Это нормально. Если мать стремится разными способами избежать у дочери проявления этих чувств или того хуже, закрывает на это глаза - она их не принимает.

Что делать? Иногда так хочется ответить дочери: «Это все мелочи, пройдет» или «Все несерьезно, повзрослей сначала». Более выигрышным будет вариант, если вы скажете: «Я вижу, что тебе грустно/плохо/ты не хочешь никого видеть. Если захочешь поговорить, я всегда рядом».

2. Также требуется осознать, что ваш ребенок не может быть идеальным. Как бы ни хотелось его таким воспитать. На самом деле, попытка «слепить идеального ребенка» есть не что иное, как попытка реализовать саму себя такой, какой у вас когда-то не получилось стать.

Что делать? Во-первых, не стоит сравнивать вашу дочь с другими детьми по типу: «У тебя депрессия, а вот у других ее нет, другие девочки такие жизнерадостные и общительные». Ваша дочь и другие дети находятся совершенно в разных средах и реагируют на них так, как того требует их природа. Если человеку плохо, он защищается депрессией. И это тоже нормально.

Во-вторых, следует обособиться от мнения общества. Если кто-то хвалит своих детей и нападает на вас, значит, этот кто-то сам себе устроил психотерапию. У него проблемы и он решил возвыситься в собственных глазах, используя вас. Это его проблемы, но никак не ваши.

3. Нужна эмоциональная заинтересованность. «Я всегда на работе, когда заниматься дочерью?» - говорят многие мамы. Если вам кажется, что вы мало уделяли/уделяете ребенку внимания, задумайтесь, а нужно ли вашей взрослой дочери ваше максимальное присутствие рядом? Скорее всего, нет. Во-первых, это невозможно, во-вторых, быстро надоест.

Что делать? На самом деле, вашему ребенку нужно не столько ваше присутствие, сколько эмоциональная заинтересованность в вас. Не сколько интеллектуальные знания, сколько личностное общение - совместные дела, игры, спорт, дуракаваляние, разговоры по душам , кидание подушками и прочие приятные мелочи.

В чем-то я, может, утрирую, но смысл понятен. Стать для своего ребенка лучшим другом - величайшее достижение, которое возможно. Как это сделать, описано ниже.

Как предотвратить депрессию или как помочь девочке-подростку избавиться от нее?

1. Организуйте дочери крепкий здоровый сон , сделайте так, чтобы она чаще гуляла на свежем воздухе, желательно в солнечную погоду. Солнце стимулирует выработку гормона счастья - серотонина, который отвечает за хороший сон, настроение и аппетит.

2. Включите в распорядок дня девочки физические нагрузки - работу по дому, восточные или современные танцы, занятия спортом, совместные подвижные игры, выезды на природу, на пляж. С помощью активных физических нагрузок вырабатывается эндорфин - гормон радости, который помогает освободить голову от ненужных мыслей и настраивает на положительный лад.

3. Организуйте правильное питание . Известно, что бананы, цитрусовые и шоколад (в умеренном количестве) являются наилучшими антидепрессантами. Бананы богаты серотонином, шоколад - фенилэтиламином (улучшает настроение , повышает концентрацию внимания), вкус и запах цитрусовых заряжает энергией, бодрит, помогает сконцентрироваться.

4. Будьте для ребенка самым лучшим другом. Исключите одиночество девочки. Не давайте ей поводов думать, что она одна на белом свете, никому не нужна, неинтересна. Общайтесь с ребенком на интересные ей темы, рассказывайте случаи из своей жизни, сейчас или потом они обязательно ей пригодятся.

Если она сопротивляется (возможно, вы раньше мало общались), закрывает дверь, протестует, скажите, что хотите поговорить о себе. Не скрывайте от дочери свои проблемы, делитесь с ней, вместе обсуждайте. Ребенок должен чувствовать себя нужным и незаменимым. Приучите дочь общаться с вами - выслушивая вас, она научится в ответ делиться с вами сокровенным, увидит в вас человека, которому можно доверять.

  • Индивидуальную или групповую психотерапию. Она поможет девочке узнать, что конкретно не так складывается в ее жизни и как можно изменить ситуацию к лучшему. Например, как избавиться от проблем в школе, как построить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
  • Прием антидепрессантов. Иногда врач назначает лекарства, помогающие вернуть психологическое и эмоциональное равновесие.

Ольга ВОСТОЧНАЯ,
психолог

Часто взрослые воспринимают плохое настроение у подростков как переходной возраст, очередные капризы. Теме лечения депрессивного состояния у подростков психотерапевты в свое время не придавали особого значения, однако огромное количество случаев суицидов, которые совершили дети и подростки за последний период во всем мире, заставило пересмотреть этот вопрос и заняться его более детальным изучением. Исследование, которое проводилось австралийскими учеными, показало, что среди 400 подростков в возрасте от 10 до 14 лет у десяти процентов наблюдается клиническая депрессия, а около половины склонны к проявлениям депрессии в будущем. Что же такое депрессия у детей и подростков? Почему она возникает и можно ли ее предотвратить?

Период между переходом из детства во взрослую жизнь является самым эмоциональным и противоречивым. В этот момент подросток подвержен различным влияниям окружающего мира, часто он может разочаровываться в друзьях, жизненных ситуациях, людях. Его психика еще очень неустойчива и ранима. Происходит глубокая перестройка организма – сексуальное созревание, которое характеризуется увеличением активности центральной нервной системы, развитием деятельности эндокринных желез. В этот момент процессы возбуждения у подростков преобладают над торможением, в результате чего они часто неадекватно реагируют на замечания взрослых, сверстников, окружающие события. Этим изменениям подвержены все молодые люди, только интенсивность протекания у каждого из них разная.

Депрессия у подростков – это тяжелое психологическое расстройство, которое характеризуется резким спадом настроения, негативными высказываниями или намерениями, расстройством в эмоциональном плане, часто мыслями о суициде. Такое психологическое состояние считается серьезным заболеванием, на которое взрослым необходимо обязательно обратить свое внимание, так как оно может привести к психологической инвалидности или смертности. Депрессии у детей и подростков достаточно распространены, однако не всегда их можно вовремя распознать. В возрасте от 11 до 16 лет дети склонны уходить в свой собственный мир, отгородиться от родных и друзей, быть в одиночестве. Иногда, чтобы вовремя выявить серьезную проблему, не хватает элементарного внимания родителей. Как и любая болезнь, депрессия имеет свои причины возникновения и симптомы, поэтому задача взрослых вовремя помочь ребенку, не пропустить начала развития недуга.

Основные признаки депрессии у подростков это:

  • раздражительность по пустякам, гнев, плаксивость, грубость, злобность;
  • переживания, волнения, тревожность, тоска, беспокойный сон, потеря аппетита;
  • усталость, нехватка сил, опустошенность, апатия, снижение успеваемости;
  • чувство вины, закрытость, прекращение общения с друзьями, близкими, желание быть в одиночестве;
  • проблемы с концентрацией внимания, забывчивость, безответственность, низкая самооценка;
  • головные, сердечные, желудочные боли;
  • отказ или злоупотребление пищей;
  • бессонница ночью и чрезмерная активность днем;
  • мысли о смерти и суициде, которые могут проявляться также в творчестве, рисунках, высказываниях, нанесение себе увечий, совершение безрассудных поступков, которые небезопасны для жизни;
  • употребление алкоголя, сигарет, наркотиков, беспорядочные половые отношения.

Родители, учителя просто обязаны обратить внимание на симптомы депрессии у подростков. И если хотя бы три пункта признаков депрессивного состояния наблюдаются у ребенка, важно направить на это свое внимание и обратиться к квалифицированному специалисту.

Для депрессивного состояния у подростков также характерны экземы, кишечные колики, анорексия, ночные крики, энурез. Такие дети чаще болеют простудными, инфекционными заболеваниями. Взрослых должно насторожить отсутствие улыбки у подростка, постоянно меланхолическое выражение лица, застывшая мимика, плач без причины. Склонные к депрессии дети могут длительное время неподвижно сидеть и лежать с раскрытыми глазами. Отличить капризность, скверный характер, подростковый бунт бывает порой сложно. Однако если плохое настроение не покидает подростка на протяжении нескольких недель, нужно обращаться за помощью, так как последствия усугубления состояния у депрессивных подростков могут быть самыми плачевными: выпады агрессии, наркомания, бродяжничество, попытки суицида.

Причины возникновения депрессии у подростков

Как правило, депрессивное состояние не возникает на пустом месте. Всегда есть какие-либо определенные факторы, которые оказали влияние на его возникновение и развитие. К основным причинам, которые могут спровоцировать подростковую депрессию, можно отнести:

  1. Гормональную перестройку в организме. В результате происходящих химических процессов у подростка могут возникать состояние тревожности, нервозности, изменения настроения. Гормональные изменения в организме у подростков принято считать основной причиной депрессии.
  2. Переосмысление внешнего мира, несоответствие представлений о реальном мире, подростковый максимализм, эгоцентризм и категоричность.
  3. Неблагополучная семейная обстановка: ссоры в семье, развод родителей, алкоголизм, наркомания, холодность и невнимание родителей, болезни и смерти близких людей.
  4. Проблемы с внешностью и восприятие себя гадким утенком. Особенно сильно проявляется у девочек.
  5. Социальный статус и обеспеченность. Часто причиной депрессивного состояния становится невозможность красиво одеваться, отдыхать за рубежом, иметь модный гаджет.
  6. Личные переживания: неразделенная первая любовь, расставание с любимым человеком. Первые сексуальные контакты могут шокировать подростка, вызвать разочарование. Отсутствие полового воспитания приводит к тому, что он делает ошибки, и это сказывается на его самооценке, ведет к замкнутости.
  7. Неудачи в школьной жизни делают подростка глубоко несчастным. Плохие оценки снижают самооценку подростка, изолируют его от ровесников.
  8. Высокие требования родителей вызывают у ребенка страх перед наказанием, чувство вины и своей никчемности.
  9. Наследственность. Если кто-то из родственников страдал от депрессии либо других психических расстройств.

Иногда причин может быть несколько, и в комплексе они только усугубляют ситуацию. Дети нуждаются в друзьях, близких людях, которым можно довериться, открыться и общаться. В поисках самоутверждения подросток находит утешение в онлайн-общении в интернете, что сужает круг его интересов. Ребенок прячется от реальной жизни, чем еще больше усугубляет свое состояние. Подростки, которые получили травмы при родах, перенесли гипоксию, энцефалопатию, внутриутробную инфекцию, очень чувствительны к климатическим изменениям, для них характерны сезонные депрессии.

Роль родителей в решении проблемы

Большинство взрослых, столкнувшись с такой ситуацией, в панике задают себе такие вопросы: депрессия у ребенка – что делать? Как помочь подростку? Роль родителей на этом сложном для ребенка этапе является просто неоценимой. Они должны проявить максимум внимания, такта, осторожности, ведь именно от них может зависеть будущее подростка. Родители должны поговорить с педагогами о проблеме и в этот период постараться огородить ребенка от насмешек, резкой критики, окружить его вниманием и заботой. Очень важно говорить подростку о том, насколько его любят и ценят, больше общаться с ребенком, не оставлять наедине с его проблемами, быть всегда рядом, поддерживать, помочь подростку, стать настоящим другом. Однако бывают ситуации, когда родители сами не в силах справиться с создавшейся ситуацией. Как понять, что наступил именно тот момент, когда нужно обратиться за помощью к специалисту? Существуют определенные признаки, на которые взрослые просто обязаны обратить внимание:

  1. Изоляция подростка от окружающих, желание постоянно быть в одиночестве.
  2. Заметные следы самоповреждений.
  3. Одержимость темой смерти, загробной жизни.
  4. Отказ от приема пищи более пяти дней.
  5. Агрессия, конфликты, нарушение закона, аморальное поведение.
  6. Прогрессирующая апатия ко всему, что окружает подростка.

В возрасте от 10 до 12 лет у депрессивных детей, как правило, ухудшается здоровье, происходят нарушения в питании и пищеварении. Они становятся замкнутыми, теряют ко всему интерес. С 12 до 14 лет с детьми происходит некоторая заторможенность, в результате чего они могут начать хуже учиться, проводить больше времени на улице. У них появляется страх быть наказанными, возникает злоба, агрессия, протест. Однако самым проблематичным периодом считается возраст от 14 до 19 лет, когда они начинают задумываться о смысле жизни, о предстоящем выборе профессии. Именно взрослые в этот временной промежуток должны быть рядом, подсказать верное решение и быть советчиками. Родители должны обеспечить эмоциональную поддержку, слушать и слышать своего ребенка, организовать правильный режим дня, обеспечить полноценное сбалансированное питание, наполнить жизнь подростка позитивными эмоциями. Любовь, терпение и забота способны творить настоящие чудеса.

Лечение подростковой депрессии

Важно понимать, что депрессия – это серьезное заболевание, которое должны лечить специалисты. Не нужно пробовать решить эту проблему самому, особенно если она начала иметь прогрессирующий характер. Депрессивное состояние разрушает хрупкую психику подростка, поэтому не стоит надеяться, что проблема решится сама собой. Психотерапевт, психиатр проведут необходимые тесты, исследования, проанализируют выраженные симптомы и назначат необходимое лечение. Терапевтическая программа состоит из таких компонентов:

  • психологические тесты, терапевтические исследования, лабораторные анализы, неврологическое обследование;
  • витамины, антидепрессанты, гормоны при необходимости, иммунокорректоры, обезболивающие и стимулирующие препараты;
  • психотерапевтические индивидуальные и групповые занятия.

При легкой форме депрессии подросток должен оставаться в своем привычном режиме, посещать школу, заниматься повседневными делами. Лечение тяжелых случаев депрессивного состояния с попытками суицида происходит только в специализированных учреждениях под постоянным контролем. Квалифицированные специалисты назначат оптимальный вариант терапии, которая будет направлена на то, как выйти из депрессии. Иногда бывает достаточно курса психологических консультаций, чтобы выявить основные проблемы подростка, научить его бороться с негативными мыслями и контролировать себя. Если ситуация в семье сложная, то такие консультации отдельно проводятся и с родителями подростка. Если в семье были родственники, которые страдали от депрессии или какого-либо другого расстройства, важно рассказать об этом лечащему врачу.

Чтобы вывести подростка из глубокого депрессивного состояния, часто назначают антидепрессанты. Любые препараты можно принимать только по назначению врача, чтобы избежать негативных последствий. Механизм их действия заключается в выравнивании в организме подростка количества дофаминов, серотонина и норадреналина. Нехватка именно этих веществ и приводит к возникновению и развитию депрессивного состояния. Лечение антидепрессантами у подростков еще до конца не изучено, поэтому прежде чем начать их принимать, необходимо хорошо все взвесить. Эти медикаменты небезопасны для молодого организма, поэтому выбор препарата и дозы должен совершаться только квалифицированными специалистами. Дело в том, что выводить подростка из депрессии с помощью антидепрессантов нужно очень аккуратно, так как в первые два месяца их прием может увеличить риск самоубийства. Антидепрессанты имеют свойство давать побочные эффекты также в виде нарушений сна, повышенной усталости, сонливости, привыкания к ним. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением! Это очень опасно для здоровья подростка!

Пациенты должны находиться под постоянным контролем, и при усугублении их состояния необходимо пересмотреть лечение. Для того, чтобы выводить подростка из тяжелой депрессии, успешно используются антидепрессанты последних поколений с минимальным количеством негативных побочных эффектов: «Пиразидол», «Азафен», «Амитриптилин». Также успешно применяются растительные седативные препараты и транквилизаторы, такие как: «Тенотен», «Адаптол», настойки пиона, пустырника, валерианы. Наиболее успешным способом лечения депрессии у подростков является комбинированный метод, когда вместе с приемом медикаментов применяется психотерапия.

Намного быстрее выходят из депрессивного состояния подростки, которых со всех сторон окружают вниманием, обеспечивают поддержку и принятие вне зависимости от создавшейся ситуации. Рациональное питание, здоровый образ жизни, физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе, положительные эмоции, здоровые отношения в семье и с друзьями, занятие любимыми делами гарантируют мягкость протекания подростковой депрессии. Подростки могут быть выведены из депрессивного состояния намного быстрее, если в семье будет положительная атмосфера любви и взаимопонимания.

Что еще почитать