Фотографии чеченок. Суровые красавицы. SmartNews составил портрет настоящей чеченки

Пишет Сергей Анашкевич: Почему на свидания они ходят только с подругами, сколько мужчин бывает в их жизни, насколько меняется девичья жизнь после свадьбы и почему на свадьбе не бывает родственников со стороны невесты?

Обо всем этом во время поездки в Чечню мне много рассказывали местные жители - друг Исмаил, гид в Цой-Педе Саид и несколько чеченских девушек, с которыми удалось поговорит на эти и другие, не менее волнительные темы касательно их жизни, отношений в семье и секса...

А начался разговор о чеченских девушках с вот этого барельефа около родника по дороге из Грозного в Аргун.

Мы набирали воду и наш гид Саид показал на барельеф, вот как в Чечне принято ходить на свидание. Ну и пошло-поехало...

Оказывается, чеченка никогда не пойдет на свидание, как это принято у нас, один на один. Это может быть очень и очень плохо воспринято родней и знакомыми. На свидания чеченки ходят только в компании 2, а иногда и больше подруг. Это ее свидетельницы, что ничего лишнего на свидании не происходит - ни касаний, ни тем более поцелуев!

Парни тоже не приходят на свидание в одиночку. По той же самой причине. В общем, свидание по-чеченски - это целое дело с массой условностей. Главное, чтобы никто ничего лишнего не дай бог не подумал и не заподозрил!

Из свиданий проистекает следующая история. Чеченская свадьба.
Естественно, это логичное продолжение свиданий между парнем и девушкой.

Период встречания пары перед свадьбой может длиться довольно долго. И все это все так же при свидетелях, все также нельзя ни прикоснуться, ни поцеловать возлюбленную. О сексе до свадьбы речь вообще не идет, это очень жестко не одобряется обществом и родней. Понятия жить вместе до свадьбы или гражданского брака, само собой, тоже не существует.

В общем, жених берет невесту как кота в мешке. Так же, как и невеста выходит замуж за такого же кота в мешке. Ни он не знает какова она в постели, ни она о нем. Нравится, не нравится, им придется приспосабливаться, ведь впереди вся жизнь.

Разводы ислам не одобряет и они случаются в Чечне крайне редко.

Как уже стало понятно из текста, у правильной чеченки в жизни бывает только один мужчина. Которого она впервые пробует только после свадьбы. Кстати, это совсем не означает, что у чеченца-мужчины в жизни только одна женщина. До свадьбы им совершенно не возбраняется иметь половые связи. Вот и ездят горячие кавказские парни в Пятигорск и города подальше погудеть и отточить свои навыки с девушками не-чеченками. Но я отвлекся...

Интересна и сама чеченская свадьба. Знаете, что на ней гуляют только родственники и гости со стороны мужа? Да-да, именно так.

Со стороны невесты нет НИ ОДНОГО человека, даже родителей! Так что если у мужчины, к примеру, 5 дочерей и ни одного сына, он ни разу не погуляет на свадьбе своих детей...

Родители и близкие невесты только спустя месяц после свадьбы в индивидуальном порядке приходят в гости к новобрачным поздравить их с бракосочетанием и подарить свой подарок.

После свадьбы женщина полностью переходит из-под опеки своей родни под опеку жениха и его родни. Теперь они полностью за женщину в ответе и всячески защищают ее. Удивительно, но если по каким-то делам женщине нужно куда-то ехать, очень часто муж бросает свои дела и едет с ней (например, на заочную сессию в другой город). Пока она учится и сдает экзамены, он находится рядом, чтобы никто к ней не приставал и не дай бог не обидел.

Вот такие интересные особенности жизни чеченских женщин рассказали мне в Чечне.

Из комментариев по теме:

А ещё, если девушка окажется не девственницей, её возвращают, и если у неё есть сёстры, то им никогда не выйти замуж. А ещё муж может вернуть жену обратно, если ему что-то не понравится, она тоже больше не выйдет замуж, если только за вдовца с детьми или неликвидного мужчину, а в родной семье она будет изгоем и предметом для насмешек и издёвок. И никакого кота никто не берёт. Все друг друга знают. Хорошие родители справки наводят и т.д.

Пару неточностей...

"у чеченца-мужчины в жизни только одна женщина. До свадьбы им совершенно не возбраняется иметь половые связи".
Возбраняется. Еще как возбраняется. Как по адату, так и по шариату. Просто, парням сходит с рук гулянка на стороне, если предъявы не будут со стороны родни девушки. Потому, чаще все на выезде.

"Так что если у мужчины, к примеру, 5 дочерей и ни одного сын, он ни разу не погуляет на свадьбе своих детей..."
В семье девушки тоже свадьба бывает, своя. Только она не такая пышная и шикарная бывает, как у жениха. Типа, нескромно радоваться, когда девушка переходит в другую семью. Скорее, как проводы.

И жениха на своей свадьбе не бывает. Он где-то досягаемо с друзьями типа мальчишника организует. А невеста в это время в его семье в углу стоит)).

к свадебным традициям могу добавить, что невеста весь день свадьбы стоит на высоких каблуках, не двигается и не разговаривает. Если свадьба длиться 3 дня, то 3 дня она и стоит. Все это время к ней подходят друзья жениха и говорят всякие разности. Отвечать она не имеет право. А жениху кайфово. Он все это время празднует с друзьями (типа мальчишник). Затем несколько дней он не должен показываться родственникам на глаза. А ходить в гости к теще вовсе считается неприлично.

Люблю восточных девушек, 1,5 года с азербайджанкой встречался. Все таки совсем другой менталитет. И отношение к семье другое. Но увы для таких девушек до фанатичного уровня важно наличие мужчины, детей, семьи в жизни (т.е. в загс почти при первой возможности), а вот чувства вторичны. Это не очень хорошо. Семья это не цель. Это результат любви двух людей, а не итог похода в загс.

А традиции в исламе жесть. По крайней мере судя по вышеописанному. Мне жаль и девушек и парней. В этом плане ислам очень тяжелая культура. Ничего против не имею, но я бы так жить не хотел.
Ну почему кто то кому то навязывает как жить и что делать? С детства какие то вещи должны родителями в голову вкладываться, а как жить и с кем спать это ЛИЧНОЕ дело каждого и каждой. И вопрос тут даже в недобрачном сексе (а он нужен. потому что должна быть совместимость у людей и в сексе тоже), а в совместной жизни до свадьбы. У моих знакомых и друзей было много примеров когда люди несколько лет встречались, а потом месяц-два жили вместе и все. Конец. Понимали, что разные люди. Быт расставляет все точки над i.
А представьте ситуацию: молодым по 18-20 лет (еще гулять и гулять), они еще толком ничего не видели,в жизни не определились, вместе не жили и даже наедине не были, а тут свадьба (еще и не дешевая!), быт... И вдруг понимание, что НУ ВООБЩЕ НЕ МОЕ! И что делать? Ему по бабам ходить, ей молча страдать? и нафига такая жизнь?

Пы.Сы. а еще меня прикалывают комменты кавказцев, которые по другому не жили, но пытаются доказать что у них там все правильно построено.
Ребята, раз уж вы мужики и свобода у вас есть, то попробуйте по другому пожить. Найти девушку с которой комфортно во всех планах, с которой быт в радость и вот после этого понимания реально хочется на руках ее в загс нести. А жениться вслепую.... ну хз. Если просто что бы дома была женщина-домохозяйка-секс рабыня, то наверное можно. Но ведь еще для души что то надо. А знаете вы на Кавказе что такое любовь и для души? Вряд ли. Не так это просто как хотелось бы. Нельзя про так женится на первой встречной (тем более отобранной родителями) и быть счастливым. Это иллюзия счастья для 99,9%.

Свадьба тысячелетия: почему плакала Луиза

Суровые красавицы

Большинство россиян считают, что современная чеченка - черноволосая, черноглазая женщина, запуганная мужем или отцом. Однако на самом деле настоящие чеченские женщины совсем иные. Давайте посмотрим портрет настоящей жительницы Чечни и восхитимся этими нежными и верными женщинами.

Вопреки устоявшемуся мнению, что чеченки, как многие представительницы Кавказа, смуглые и с черными волосами, это абсолютный миф. Достаточно пару часов погулять по Грозному, чтобы удостовериться в этом.

Экспертное мнение

Сайд-Магомед Хасиев
ученый-этнограф

"- Для антрополигической внешности чеченки характерны светлые глаза, светлые волосы, безволосый покров кожи, округлое лицо. Чеченки высокие, и у них пропорциональное тело, с длинной и узкой талией. Характер чеченок, как у представительниц земледельческого народа, проповедующего изысканную миролюбивость, мягкий и неагрессивный. В целом можно сказать, что у чеченок в обыденной жизни легкий, необременяющий характер."

Сам русский, мне почти 47 лет, «повидал» множество женщин, к чеченкам отношусь непредвзято, так же, как и своим женщинам. Сказать по правде, среди чеченок большая редкость смуглая (я имею в виду очень смуглая) кожа. Они имеют либо телесный, либо совершенно белый цвет лица. И среди них достаточно часто можно встретить очень красивую девушку. Они, как правило, редко бывают полными, они самые высокие на Кавказе девушки, самые статные, с осанкой. У них большие миндалевидные глаза, красивые брови, редко встретишь узкогубых или большеротых, как правило, точеные скулы, ни у одной нет больших щек. Есть у некоторых чеченок и черты, которые их портят, это лишние волосы, однако если этот фактор есть у большинства чеченок, то у меньшинства он заметен, то есть чаще всего он не имеет ярко выраженный характер. Красоту чеченок воспевали русские классики. Не у всех из них большие носы, и даже у кого нос крупноват, не факт, что он портит такую девушку. В целом они томные, чувственные, скромные, сдержанные."
Mykola alex, обсуждение на сайте lovehate.ru




Чеченские женщины и по нравам, и по одежде сильно отличаются от жительниц соседних регионов. К примеру, вместо брюк, которые с удовольствием носят мусульманки соседних регионов, чеченки всегда носят юбки или платья. На протяжении долгих лет в республике остаются в моде юбки, зауженные книзу, из-за которых женщины не могут ходить широкими шагами. Вообще, несмотря на то что в выборе одежды женщин Чечни никто не ограничивает, они стараются соблюдать скромность. Сейчас в моду вошла мусульманская одежда и все чаще на улицах Грозного и в деревнях можно встретить женщин в хиджабах.

Модельеры из Чечни удивили любителей роскоши

Характерно, что даже во время активных военных действии на территории республики женское население сумело сохранить в одежде национальные традиции. В наряде чеченки на первое место ставят женственность, а не практичность. В любую погоду - в снег, в жару - даже если чеченка выскочит на минутку в соседний магазин за хлебом, то оденется как на праздник.

"В конце XX - начале XXI века внешний образ чеченской женщины, ее роль в семье и обществе претерпели заметные изменения. Связано это с неизбежными процессами развития общества и изменениями в соответствии со временем поведенческих стереотипов. Изменения коснулись прежде всего внешней стороны, и наиболее заметно они отражаются на тех поколениях, которые выросли в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Молодые чеченские девушки и женщины начала XXI века отличаются большей эмансипированностью, причем проявляется это во многих аспектах их жизни и быта, начиная с внешнего облика. Если в традиционном чеченском обществе роль и статус девушки, женщины (замужняя она или нет, вдова, разведенная) можно было определить по одежде и ее деталям (по фасону, цветовой гамме, украшениям, манере завязывать платок и т. д.), то в современном обществе молодые чеченские девушки, женщины часто одеваются сообразно моде, не соблюдая прежних условностей."
Сулейман Демилханов, историк

Современные чеченки самодостаточны и неуязвимы перед суровыми реалиями жизни. Во время войны много семей осталось без глав семей, и именно женщинам пришлось в одиночку поднимать детей и делать из них полезных членов общества. В республике даже отмечают День чеченской женщины, имеющий статус общенационального праздника. Если в сравнительно недавнем прошлом чеченская девушка из-за предрассудков была ограничена в получении высшего образования, то теперь она вольна в своем выборе наряду с мужчинами. И хотя в Чечне принято, чтобы женщины слушались отцов, старших братьев, а после свадьбы - мужей, забитыми и безвольными их назвать никак нельзя.

"В традиционном чеченском обществе девушка, выходя за порог дома, всегда должна была оставаться в поле зрения родственников и односельчан, чтобы ни на секунду не могло возникнуть и тени сомнений в ее чести и целомудренности. Одной из причин того, что девушек не пускали учиться в средние и высшие учебные заведения, располагавшиеся в основном в городе Грозном, было именно это обстоятельство. Даже свидания молодые назначали в людном месте - возле родника, откуда сельчане брали воду. Сегодня, конечно, такая практика почти повсеместно ушла в прошлое и чеченки получают образование даже в европейских вузах."
Сулейман Демилханов, историк

13 июля 2014, 21:55

Чеченцы - народ численностью около 1,7 миллионов человек, из которых 1,4 млн. живут в России, в том числе 1,2 млн. - в Чечне. В Москве проживают 14,5 тысяч чеченцев. Чеченские диаспоры есть в Казахстане (31 тыс.), Турции (25 тыс.) и других странах.

12-е место: Милана Бахаева

Чеченская журналистка и писательница (Милана Терлоева - творческий псевдоним), автор книги "Danser sur les ruines. Une jeunesse tchétchène" (Танцуя на руинах. Чеченская молодость) в которой она рассказала жителям Европы о пережитом во время первой и второй чеченских войн.
Номинирована на конкурс "Кавказского узла" "Герой Кавказа-2013".

Родилась 30 декабря 1979 года в селе Орехово Ачхой-Мартановсокго района Чечено-Ингушской АССР. Во время первой чеченской войны семья Миланы Бахаевой бежала из родного села в Грозный. Во время второй чеченской войны Милана и её семья бежали в Ингушетию. После окончания войны Милана поступила в ЧГУ (Чеченский госуниверситет) и попала в число восьми чеченских студентов, выбранных правозащитной организацией "Обучение без границ" для получения образования в Парижском университете политических наук по программе «Обучение без границ». Получив высшее образование в престижном европейском вузе возвращается на родину. Планирует основать собственное независимое печатное агентство и центр европейской культуры.
Творческие достижения
В 2006 году Милана Бахаева, издает на французском языке автобиографическую повесть "Danser sur les ruines. Une jeunesse tchétchène", построенную на своих переживаниях времени первой и второй чеченских войн.
В настоящее время Милана Бахаева работает над второй книгой, посвященной судьбе чеченской женщины. Владеет чеченским, русским, английским и французскими языками, читает на арабском, увлекается живописью и интересуется русской литературой.
Общественная правозащитная деятельность
В 2008 году Милана Бахаева в качестве сотрудника грозненского представительства ПЦ "Мемориал" и трое сотрудников правозащитной организации были задержаны спецназом УФСИН и доставлены в Урус-Мартановский РОВД. Поводом для задержания явилась якобы несанкционированная видеосъемка здания, принадлежащего госхозу "Солнечный", где ранее размещалось поселковое отделение милиции (ПОМ). В здании РОВД милиционеры, узнав, что задержаны сотрудники "Мемориала", М.Бахаеву и других задержанных сотрудников обвинили их в сборе и передачи информации "на различные сайты". Сотрудники РОВД утверждали, что "мемориальцы" не имели права вести съемку без разрешения местных властей. Запрет видеосъёмки милиционеры оправдывали ссылками на обострение обстановки в республике. Задержанным правозащитникам угрожали расстрелом. После распространения информации о задержании правозащитников агентствами "Интерфакс", радио "Эхо Москвы" а также сигнала из аппарата Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республики задержанные были отпущены.
В ноябре 2013 года Милана Бахаева, являясь членом республиканской Общественной наблюдательной комиссии по надзору за уголовно-исполнительной системой Чеченской Республики, сообщила о применении насилия в отношении 10 осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе исправительной колонии №2 в поселке Чернокозово Наурского района Чечни.
Рабочая группа Общественной наблюдательной комиссии посетила ИК-2 и подтвердила информацию о применении насилия. Были установлены факты избиения спецназовцами колонии осужденных, три случая вскрытия вен в знак протеста против насилия. "Осужденные рассказывали мне: "Мы слышали, как он кричит. Но поскольку ничего не могли сделать, мы перерезали себе вены, чтобы это остановить", - отметила Милана Бахаева.

11-е место: Асет Вацуева (род. 3 августа 1977, Грозный) - журналистка, работала ведущей на НТВ с 2002 по 2006 год, потом уволилась из-за несогласия с политической цензурой на канале и уехала учиться в Лондон.

10-е место: Асет Абубакарова - чеченская певица.

9-е место: Линда Идрисова - чеченская певица.

8-е место: Замира Джабраилова (род. 8 февраля 1992) - победительница конкурсов красоты "Краса Чечни 2006" и "Краса Северного Кавказа 2006", обладательница приза зрительских симпатий на конкурсе "Краса России 2006".

7-е место: Тамила Сагаипова (род. 2 декабря 1993, Грозный) - чеченская певица. Тамила - младшая (сводная) сестра другой чеченской певицы - Макки Сагаиповой.

Фотограф Диана Маркосян, работая на московское агентство в 2010 году, попросила, чтобы ее направили в Чечню. Диане, которая выросла в России, но училась в США, на тот момент было всего двадцать лет, она проявляла интерес к истории печально известного региона.

«Агентство отказалось направлять меня в Чечню, поэтому я решила поехать туда сама. Грозный стал моей целью, а затем и домом».

После первой поездки Диана снова вернулась в Чечню, куда многие ее коллеги, как она призналась, не хотели ехать. В ноябре прошлого года Диана окончательно переехала сюда. По ее словам, жить и работать в Чечне достаточно рискованно и опасно, очень часты случаи похищения девушек. Хотя власти России и говорят о том, что после более чем десятилетия войн мирная жизнь в регионе наладилась, но это далеко не так.
В своем фотопроекте Маркосян попыталась продемонстрировать жизнь девушек, живущих в Чечне. «Одно дело приехать сюда на неделю, как я делала раньше. Совсем другое - остаться здесь и прочувствовать переживания местных девушек».


Чечня после распада СССР пережила волну исламизации. Для местных жителей стало обязательным ношение одежды, соответствующей религиозным канонам, участились полигамные и ранние браки, отношение к женщинам у мужчин стало более консервативным. Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров публично заявил, что женщины являются собственностью их мужей.

Кроме религиозных ограничений жизнь чеченок осложнена социальными условиями. В республике отмечается высокий уровень безработицы. Многие молодые девушки, даже становясь матерями, вынуждены жить со своими родителями.

Диане пришлось изменить свой подход к работе, так как местные люди относились к ней с недоверием и опасались демонстрировать ей свой повседневный быт. К примеру, казалось бы, невинная фотография курящей женщины может иметь самые пагубные последствия для курильщицы.

Маркосян приходилось проводить недели рядом с «моделями», прежде чем ей удавалось сделать хотя бы кадр. Те девушки и женщины, которых она включила в свой проект, являются отражением происходящих в Чечне процессов.

Свидание

15-летняя Хеди Кончиева на свидании со своим парнем в деревне Сержень-Юрт. Встреча должна проходить в общественном месте, молодые люди при этом должны сидеть на приличном расстоянии друг от друга. Любая форма интимного контакта строго запрещена, а те девушки, которые имели половой контакт до брака, рискуют быть убитыми от рук своих же близких.
Фотография: Diana Markosian

Седа Махагиева

15-летняя Седа Махагиева надевает хиджаб, прежде чем выйти из дома. Седа говорит, что это ее долг как мусульманки.
Фотография: Diana Markosian

Пара танцует на вечеринке в городе Шали, 30 км от Грозного.
Фотография: Diana Markosian

Фарида Мухаева

13-летняя Фарида Мухаева танцует на свадьбе своей подруги. Согласно традиции, чеченская невеста должна скромно стоять во время церемонии в уголке, а жених редко появляться у всех на виду.
Фотография: Diana Markosian

Гости танцуют на свадьбе, один из них при этом размахивает пистолетом.
Фотография: Diana Markosian

Школьницы

Ученицы девятого класса школы в селе Сержень-Юрт. В отличие от прошлых поколений, половина из них носит хиджаб.
Фотография: Diana Markosian

Девушки изучают Коран в подземной медресе, религиозной школе, в селе Сержень-Юрт.
Фотография: Diana Markosian

Инвалиды

Футбольная команда инвалидов, которые пострадали от противопехотных мин, тренируется в спортивном зале на окраине Грозного. Более 3000 несчастных случаев, причина которых - мины, произошло в Чечне, начиная с 1994 года.
Фотография: Diana Markosian

Девушки возвращаются домой после утренней молитвы в селе Сержень-Юрт. Они носят хиджаб уже на протяжении двух лет, несмотря на неодобрение их семей.
Фотография: Diana Markosian

На окраине Грозного во время заката 29-летний Казбек Мутсаев совершает праздничный выстрел как требует того старый свадебный обычай в Чечне.
Фотография: Diana Markosian

16-летняя Лаюса Ибрагимова читает свадебную клятву в присутствии местного имама. Согласно традиции, чеченские пары читают клятвы по отдельности
Фотография: Diana Markosian

Лаюсе Ибрагимовой укладывают волосы и делают маникюр у нее дома в городе Урус-Мартан. Ее отец отдал
Лаюсу замуж за 19-летнего Ибрагима Исаева. До свадьбы Лаюса и Ибрагим общались всего несколько раз.
Фотография: Diana Markosian

Школьницы

Школьницы сидят на скамейке у мечети «Сердце Чечни» в Грозном. Мечеть является крупнейшей в в России и в Европе.
Фотография: Diana Markosian

Чеченская девушка

Друзья Седы Махагиевой поправляют ее головной убор в ее доме в селе Сержень-Юрт. Седа носит хиджаб, несмотря на неодобрение матери.
Фотография: Diana Markosian

Гости с нетерпением ждут друзей жениха, чтобы забрать невесту из ее дома в день свадьбы.

Фотография: Diana Markosian

Что еще почитать