Индивидуальный подход в воспитании детей. Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста Понятие индивидуальный подход в доу

Объект исследования – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей Дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследование: предполагается, что использование индивидуального подхода будет способствовать более успешному процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предмет: использование индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Цель исследования – изучить теоретические аспекты индивидуального подхода к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада.

Для достижения цели контрольной работы, были поставлены задачи: - изучить понятие индивидуального подхода, его значение в процессе воспитания и обучения детей; - изучить психофизиологические аспекты индивидуального подхода в воспитании и обучении.

1.Понятие индивидуального подхода и его роль в процессе обучения и воспитания детей в детском саду.

Индивидуальность как неповторимое своеобразие личности каждого ребенка определяется совокупностью черт и свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов. Индивидуальность - это обобщенная характеристика психологических особенностей человека, обеспечивающая более или менее успешное выполнение деятельности. Сущность индивидуальности связана с целостным представлением об индивиде, взятом в единстве всех его свойств и признаков. Индивидуальность человека заключается в том, что он неповторим, это отдельный, самобытный мир, который, будучи включенным в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и другие. К. Д. Ушинский писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. В современной педагогической литературе встречается понятие «индивидуализации обучения», под которым понимается «…организация процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика». Отметим, что индивидуализация, как правило, вовсе не предполагает обязательного учета особенностей каждого ребенка, чаще всего ученые ограничиваются учетом групп детей, сходных по какому-либо комплексу качеств. Соответственно, следует различать понятия «индивидуальный подход» и «индивидуализация». В первом случае мы имеем дело с принципом обучения, во втором – с осуществлением этого принципа, которое имеет свои формы и методы. Так, Е.С. Рабунский дает в своей монографии «Индивидуальный подход в процессе обучения» следующее определение: «…Индивидуальный подход означает действенное внимание к каждому обучающемуся, его творческой индивидуальности в условиях групповых и индивидуальных занятий…». Отметим, что индивидуальный подход следует понимать не как личную опеку ребенка со стороны педагога, но как «создание равных психолого-педагогических, интеллектуальных условий для развития всех и каждого». Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Так, например, физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека. Итак, индивидуальный подход в настоящее время назван обязательным в процессе обучения и воспитания. Кроме того, в современном мире возрастает интерес к конкретным стратегиям работы с информацией, благодаря которым информация будет восприниматься не как перегружающая, а как обучающая. В такой ситуации одной из важнейших задач является развитие умений ребенка воспринимать информацию. Это возможно только в рамках индивидуального и дифференцированного подходов.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.

А.С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.

Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.

Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей.

Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.

Индивидуальный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.

Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.

Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода.

В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллектива детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.

Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Применение индивидуального подхода в трудовом воспитании дошкольника. В решении задач дошкольного воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение в формировании у дошкольников трудовых навыков. В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества. Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу. Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании. Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества. Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего. Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда. Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других. В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию у детей трудовых навыков. Однако в основном во всех программах учитываются только возрастные особенности и не принимаются во внимание индивидуальные проявления развития каждого ребенка. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог постоянно должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребенке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Работа педагога высококвалифицированная, она требует постоянного повышения педагогической и общей культуры. Чтобы правильно воспитывать детей, надо четко усвоить в полном объеме уровень требований, предъявляемый к воспитанию подрастающего поколения. В процессе игровой деятельности. В игре проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняется в игре, обогащается и его личность. Именно в игре воспитываются такие нравственные качества, как скромность, гуманность. Индивидуальность ребенка в играх проявляется в самостоятельном развитии его замысла и умения организовать его игру, в настойчивости достижения поставленной цели. Для индивидуального подхода к детям в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Большое значение имеет индивидуальный подход при руководстве подвижными играми с правилами. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В процессе проведения дидактических игр выясняется степень умственного развития детей, их сообразительность, смекалка, а также решительность или нерешительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Осуществляя индивидуальный подход к детям в игре, воспитатель должен развивать в них такие нравственные качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Руководство воспитателей игрой всегда должно сочетаться с индивидуальным подходом к детям. Это две стороны единого воспитательного процесса. Зная индивидуальные особенности детей,их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В развитии индивидуальных особенностей детей большое значение имеет дидактические игры. Они способствуют расширению представления в окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т.д. В дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к обобщению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитанию сосредоточенности, внимания, усидчивости. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. Таким образом, в игровой деятельности, в правильной организации ее заложены большие возможности для эффективного индивидуального педагогического воздействия на детей. И воспитатель, совместно с семьей, должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребенка. При обучении При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на занятии и общая работоспособность. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Светлана Гринина
Индивидуальный подход - залог успешного развития дошкольника

Как вы знаете, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФГОС ДО. Положения настоящего стандарта могут использоваться родителями для получения детьми дошкольного образования .

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Совместная работа воспитателей и родителей обеспечат ребенку интересную, содержательную жизнь и дома и в детском саду, они помогут развитию его основных способностей, эмоционального благополучия, полноценного физического и умственного развития умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

Так пункт 1.4 ФГОС ДО гласит, что одним из основных принципов ДО является поддержание инициативы детей в различных видах деятельности, сотрудничество педагогов с семьей. Одной из задач стандарта является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями , склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Задача педагога – с помощью родителей выявить и раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка, что позволяет педагогу правильно организовать работу со всей группой.

Как же реализуется индивидуальный подход в детском саду в течение дня?

Всем известно, что ребенок приходит в детский сад в различном настроении. Воспитатель старается его чем-то увлечь, исходя из его индивидуальных особенностей и увлечений. Например, предложить материал для занятия физкультурой, или настольную игру, а может просто побеседовать с ребенком и дать ему высказаться.

Что касается НОД, то здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу не только индивидуально , но и совместно с другими детьми.

На НОД все дети должны соблюдать определенные правила поведения : сидеть спокойно, слушать внимательно, не заниматься посторонними делами, не разговаривать, чтобы не мешать другим. Часть детей легко усваивают все правила их выполняют. Чаще всего нарушителями являются легко возбудимые дети – сказывается особенности их темперамента, высокая подвижность нервных процессов. Такие дети не могут сосредоточиться, вертятся, обращаются к товарищам с вопросами, отвлекают их.

Например, гиперактивным детям достаточно тяжело сидеть на занятиях по развитию речи , или математике, поэтому зная их эту особенность воспитатели дают им такие задания, чтобы они могли встать, подойти к мольберту и посчитать, найти в группе предмет определенной формы и т. д.

А детям, которые дольше включаются в работу, воспитатели дают задания индивидуально характера , стараются побуждать задуматься над своим ответом, приучают размышлять, обращаться к личному опыту.

Во время занятий часто используются игровые приемы, которые тоже способствуют развитию активности , произвольного внимания, преодолению нерешительности у робких, малоактивных детей.

Зная детей своей группы, воспитатели, стараются создать условия, чтобы все дети чувствовали себя комфортно на занятиях.

Во время дежурства труд детей направлен на нужды коллектива. Результаты труда дежурных видны сразу, и это способствует воспитанию у них чувства ответственности за порученное дело. В процессе дежурства ярко проявляются индивидуальные особенности детей и создаются благоприятные условия для осуществления индивидуального подхода к ним .

Если раньше воспитатели назначали дежурных, то в настоящее время обязательно учитывается желание детей, а воспитатель только предлагает выполнить какое-либо поручение.

В процессе наблюдения за играми детей воспитатели выявляют особенности поведения детей в разных ситуациях.

целенаправленный, систематический и индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности создаёт условия :

Для позитивных, доброжелательных отношений между детьми,

Для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками,

Для развития умения детей работать в группе сверстников,

Для организации видов детской деятельности, способствующих развитию мышления , речи, общения, воображения и детского творчества.

При проведении подвижных игр с правилами обычно принимают участие все дети, но каждый проявляет себя по-своему. Подвижные игры способствуют формированию таких нравственных проявлений, как дружелюбие, умение действовать вместе, дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива, проявить лидерство.

Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

Таким образом, можно сделать вывод, что индивидуальный подход способствует развитию в ребенке всех его скрытых качеств, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность в течение дня.

Публикации по теме:

Консультация «Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников» «Способность»- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения.

Индивидуальный подход на физкультуре В последние годы стал особенно актуальным индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку. У мальчиков стремились сформировать комплекс.

Индивидуальный подход к детям в игровой деятельности Игра – основной вид деятельности ребенка, потребность растущего организма. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: «Игра имеет.

Индивидуальный подход к воспитанникам младшего дошкольного возраста в процессе адаптации в детском саду Обобщение опыта воспитателя Бузановой Риммы Николаевны Ребенок, переходящий в новые условия жизни в дошкольной организации, переживает.

Одним из важнейших условий успешной реализации программы обучения детей плаванию является индивидуально – диффференцированный подход к.

Из опыта работы «Сенсорика сегодня - залог успешного завтра» В Менделеевском районе социальный приют для детей и подростков «Камские зори» функционирует с 29 августа 2001 года. Мощность учреждения.

КАМИЛА ШУКУРОВА
Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ

В условиях современного дошкольного образования главной чертой преобразования является переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Все дети, независимо от индивидуально -психологического развития, нуждаются во взрослом, который целенаправленно сознательно использует все приемы и методы для формирования характера либо определенных черт характера ребенка . Однако, по сей день некоторые стереотипы сознания педагогов и отдельные направления образовательной практики не направлены на их индивидуальный подход к ребенку и не предполагают разных способов общения с детьми. Единый режим в дошкольных образовательных учреждениях так же не дают возможности развиваться ребенку индивидуально . Дети одной группы-живые и медлительные-должны в едином темпе одеваться, засыпать, заниматься, есть и тд., у педагога возникают трудности взаимодействия с ребенком , отличающийся своеобразием. В разные периоды времени ученые проявляли большой интерес к данной проблеме (Ушинский К. Д, Сухомлинский В. А. и др.) с позиции развития индивидуального своеобразия личности ребенка . В своём исследовании Ковальчук Я. И. «Индивидуальный подход в развитии ребенка » подчеркивал, что индивидуальный подход влияет на положительное формирование личности каждого ребенка , если он осуществляется в конкретной системе :

Изучение и выявление причин формирования особенностей характера и поведения,

Определение необходимых средств и методов,

Создание четких организованных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей работе с детьми.

Принцип индивидуального подхода педагога к ребенку заключается в отведении специально организованной развивающей среде, в которой ребенок действует самостоятельно, в соответствии со своими потребностями, способностями, склонностями, интересами, темпами развития и тд. Международный опыт и зарубежные технологии вносят позитивный вклад в развитие реформы образования в нашей стране, обогащая и раскрепощая профессиональное сознание педагогов. Среда является основным средством развития личности ребенка , начало индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает различные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности. Обязанность взрослого-открыть детям весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. При создании предметно-пространственной среды образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы :

1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка

2. Особенность его эмоционально-личностного развития

3. Потребности, интересы, предпочтения

4. Исследовательский интерес, любознательность, творческие способности

5. Возраст и гендерные особенности

Каждый из этих факторов уточняется при построении предметно-пространственной среды.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, а также возникающую потребность в уединении. Для создания оптимального баланса в совместной и самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе создаются зоны для различных видов деятельности. Принимая во внимание эмоционально-личностное развитие воспитанников, проектируются зоны, где ребенок мог бы хранить свое личное имущество. В целях реализации индивидуальных способностей и интересов среда должна предоставить право ребенку на любимое занятие . Для этого необходимо периодичное обновление материала и оборудования. Полный выбор возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами формирует развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей. При проектировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать возрастные особенности ребенка . Например, для детей 3-4 лет должны быть широко предоставлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет- конструктивная зона и т. д. Учитывая гендерные особенности детей, среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Построение развивающей среды выдвигает на первый план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагога с детьми; ее эффективность становится в том случае, если она создает поддержку индивидуальности ребенка и реализацию склонностей, интересов и потребностей. Осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «поправки» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка .

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе воспитания и обучения.

Публикации по теме:

Дифференцированный и индивидуальный подход к детям с общим недоразвитием речи В старшей группе компенсирующей направленности № 8 воспитываются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР процесс овладения.

Индивидуальный подход к ребенку Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого. У всех дошкольников.

Индивидуальный подход в коррекционной работе Основные принципы психолого-коррекционной работы в нашей стране разработали Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин.

Индивидуальный подход в образовательной деятельности Индивидуальный подход в образовательной деятельности. Слайд 2. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности.

Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд В современных условиях модернизации системы образования основной.

Что еще почитать