Кофе с бриллиантовой пылью. Бриллиантовая пыль

Предисловие.

Всяк алмаз был породой бесформенной.

Ум и сердце кладу на весы...

Бриллиантовой пылью заполнены

Моей трудной карьеры часы.

От души мы крупицу истратили -

Пал песок на стеклянную гладь.

Это - наше уменье эмпатии.

Это - жажда другим сострадать.

Это - нашей души неспокойствие.

Это - страх, что исход предрешен.

Это - как мы порою геройствуем,

Лишь бы только другой был спасен.

Это - наши надежды на светлое.

Это - наше тепло и любовь.

Постараюсь, чтоб чистое, белое

Не запятнала алая кровь.

Лягут радугой наши желания,

Растворится печаль в небесах.

Есть предел моего сострадания.

Есть число у песчинок в часах.

Все, что дышит - то жизнью пресытится.

Есть начало - наступит конец:

Бриллиантовой пылью осыпятся

Боль и слезы из наших сердец.

Е.Романенко. Апрель 2016

Чем отличается бриллиант от алмаза? Алмаз - это вещество, невзрачная бесформенная драгоценность, облепленная со всех сторон ненужной породой, которой еще не касалась рука ювелира. А вот когда мастер возьмет эту породу в свои руки и начнет действовать, то постепенно из неопределенного куска возникает прекраснейшее творение. У каждого ювелира свои секреты, и каждый новый ограненный бриллиант блестит по-своему и по-своему красив.

Поначалу мастер откалывает грубую породу, очищая драгоценную сердцевину. А вот когда вещество уже очищено, начинается самое сложное. Нужно сделать так, чтобы форма была безукоризненной. Все, что мешает этой форме, откалывается тончайшим буром и в виде пыли осыпается на рабочий стол. И нет такого алмаза, после огранки которого не осталось бы этой пыли. Вот только самое главное, чтобы не обратилось в нее больше драгоценной породы, чем нужно, и это в работе ювелира - самое сложное.

В любом случае, если есть пыль, то есть и бриллиант, от которого ее откололи. И наоборот - если есть бриллиант, то не бывает такого, чтобы когда-нибудь с него не сдували мелкую, невзрачную, но по-прежнему бесценную пыль.

Собаку с энтеритом удалось вылечить. И вон те люди с аллергией у котенка тоже вроде бы остались довольны лечением. И тем не менее, Ира готова была выть волком. У нее болела голова от постоянного недосыпа и стресса, руки тряслись от того же, а сама она, казалось, тонет в огромном темном омуте своего незнания. Всего недели четыре с небольшим назад она стала ветврачом, а ее уже нагружали по полной. Директор клиники и по совместительству ее главный врач Сергей Николаевич решил, что с него хватит работы без выходных, повысил ее, на тот момент фельдшера, до врача и сказал, что с понедельника по пятницу включительно и видеть не хочет всех этих пушистых тварей рядом с собой. Впрочем, ему все равно приходилось регулярно выслушивать, кто как поносит и чем блюет и, выдохнув для успокоения, рассказывать своей паникующей подчиненной, что нужно назначить в каждом таком случае.

Паникующая подчиненная же по сто раз на дню молилась небу, чтобы к ней больше записывались на стерилизации или кастрации, или на какую другую хирургию. По барабану, кто именно, кошки или собаки, главное, чтобы нужно было резать, перевязывать или шить - этому она, слава богу, научилась еще тогда, когда ассистировала Сергею Николаевичу на операциях. Тем более, было очень неловко выписывать лечение для тех, кто уже на протяжении двух лет привык видеть ее за спиной главврача и никак в принадлежащем ему кресле за приемным столом.

Сейчас же, получив больше свободного времени, Сергей Николаевич имел возможность расширять свой крошечный подвальчик из двух с половиной отремонтированных комнат, чтобы наконец завести собственный рентген и УЗИ. Пока же приходилось сотрудничать с другой клиникой, а это было не очень хорошо - примерно половина из тех, кто уходил туда на исследование, там же и оставались. Директор возлагал на Иру большие надежды, ожидая, что она научится хорошо хотя бы чему-то одному из этих двух видов диагностики и хоть немного повысит рейтинг клиники. Девчонка-то она была, вроде бы, талантливая, да и учиться хотела. Сергей Николаевич регулярно напоминал ей об этом, даже разрешил взять купленную им литературу по ультразвуковой и рентген-диагностике в качестве домашнего чтива. Он, разумеется, понимал, что сейчас голова у нее занята совершенно другим, и ничему из данных материалов в ней пока не было места, но все равно торопил ее с изучением методов визуальной диагностики. Ира, кивая головой на автомате, смотрела на него уставшими опухшими глазами и соглашалась со всем, что он скажет. На большее она пока была не способна.

Зазвенел телефон. Ира подняла трубку, искренне надеясь, что это кто-то запишется на стерилизацию. Но нет - спросили, сколько стоит прием. Обреченно выдохнув сумму, она встала с приемного кресла, положила трубку и направилась в операционную, где стоял шкаф с различными сыпучими продуктами и холодильник - выпить чаю с горя. Через полчаса она впервые увидела Степу.

Степе, серому котенку "дворянской" породы, было пять месяцев, весил он половину килограмма, хрипло дышал и почти беззвучно мяукал. Первым, что сказали хозяева, появившись с порога, была фраза "Ой, а мужчины-врача нету сегодня, да?", и это сразу опустило настроение почти под ноль. Пришлось объяснять, что его смены теперь в субботу и воскресенье, а все остальное время на приеме царствовала она. Протянув задумчивое "Ааа", женщина, принесшая котенка, помолчала немного, после чего все-таки соизволила рассказать дожидающейся ответа Ире, что же все-таки случилось (наверное, думала, доживет ли котенок до выходных, с досадой решила девушка). Новоиспеченная горе-врач подумала, что надо бы взять кровь на анализ и уколоть какой-нибудь спазмолитик, но, как всегда, ощутила острую нужду проконсультироваться с начальником. Вообще-то она уже с неделю пыталась перебарывать в себе это желание, но иногда (особенно часто под вечер, когда думать уже не хотелось, или в таких случаях, когда шли к Сергею Николаевичу, а попадали к ней) подобные попытки заканчивались неудачей. Например, сейчас.

Попросив хозяев подождать немного, пока она сходит за материалами для анализов (что было только для отвода глаз), она судорожно натыкала в телефоне номер главврача.

Да, Ир? - раздался после нескольких гудков усталый голос Сергея Николаевича. Сегодня это был уже третий звонок.

Сергей Ни-николаич... у меня котенок здесь на приеме, он плохо дышит, недовес и голоса почти нет. Чего делать ему? Я анализ крови возьму и папаверин у-у-уколю?

Нахрена тебе там папаверин? Бери анализ крови, смотри эозинофилы. Они его от гельминтов обработали?

Эээ... не спросила.

А почему не спросила? Спрашивай. Смотри эозинофилы.

А па... папаверин?..

Да забудь ты про папаверин! Не поможет он тебе. Антибиотик сделай, амоксоил вон какой-нибудь. Он хорошо при бронхитах помогает.

Поняла. До свидания.

А стул какой? - уточнила Ира, подписывая шприц с только что взятой кровью. Осталось только уколоть амоксоил. - Понос был?

Нет, не было, - судя по тону, у хозяйки кончалось терпение. - Если бы у него были глисты, я бы заметила, наверное?

Не... необязательно, - ветврач покачала головой. - Иногда даже очень опытные специалисты не могут сказать сразу, есть глисты или нет. Эм, ну... нужно для верности глистогонить раз в квартал. Тем более если вы его нашли на улице, так ведь? Вот. Надо было сразу обработать, а то... неизвестно, может у него и есть... ну, глисты.

В разделе на вопрос Самой страшной казнью на древнем Востоке считалась чашка кофе с бриллиантовой пылью. Почему? заданный автором Капля Турецкой Крови лучший ответ это Провинившегося или неугодного придворного султан лично поил кофе в который предварительно насыпали мелкую бриллиантовую крошку. Считалось, что это даже делало кофе особенно вкусным. В течение дня почти невесомые бриллианты наносили тысячи мельчайших порезов на стенки кишечника и пищевода несчастной жертвы. Через неделю обреченный умирал от внутреннего кровотечения и перитонита.
Источник: казни

Ответ от Простецкий [гуру]
Если я неошибаюсь,
то что - то с машонкой...


Ответ от Невропатолог [гуру]
Брильянтовая пыль, как и табачная закупоривает мельчайшие сосуды, но только гораздо быстрее 🙁


Ответ от философичный [гуру]
Наверняка пыль под воздействием кофе собирается в цельный бриллиант и разрезает человеку внутренности.


Ответ от ПОЛИНА [активный]
она кровообращение нарушает - резет сосуды причем мелко и человек умирает от внутреннего кровотечения


Ответ от Мексиканский Негодяй Антонио [гуру]
После чего срали бриллиантами. Этакая курочка - ряба.:)) 0



Ответ от Алла_ЧКА [гуру]
Я думаю, что стенки желудка превращались в решето и человек умирал от внутреннего кровоизлияния


Ответ от Бумага Марака [гуру]
Потому, что тогда но-шпы не было))



Ответ от ЀОМАН [гуру]
Сильно скрепит на зубах:)


Ответ от Алексей [гуру]
Не бриллиантовую, а алмазную, она не растворяется. Почки засоряются и погибают. Без работы почек жизнь коротка и мучительна.
Кофе, быстро усваиваемый продукт и является хорошим тонизатором, т. е. кофе активно всасывается организмом.
Если эту пыль добавить в стакан воды, человек даже и не заметит, всё пройдёт через пищевод.


Ответ от Vitek [гуру]
Ужасные муки могут вызвать почки. Ведь все жидкости проходят через них. Скорей всего почки не могут фильтровать алмазную пыль.

Надежда Александровна Лохвицкая.

Алмазная пыль

Пьеса в 1 действии

Из репертуара Петербургского Литейного Театра.

Действующие лица:

Ми (молоденькая певица). Вор . Банкир . Поэт . Музыкант . Горничная .

Хорошо обставленная комната гостиницы. Направо большое окно, завешенное кружевной шторой. В глубине дверь. Налево альков. Всюду сундуки, картонки, большие корзины с цветами и венки, ленты. Посреди комнаты круглый стол: накрыт ужин. За столом Ми , банкир , поэт и музыкант .

Музыкант (Ми) . А по-моему, вы сегодня пели еще лучше, чем вчера. Уверяю вас. Банкир . О? Всегда отлично! Все равно. Поэт . Ах, я бы сказал... у вас всегда такой металлический звук и это в лучшем смысле этого слова... А сегодня ваш голос был еще метал... металличнее. Банкир . Ха-ха! Это оттого, что он вырабатывался при посредстве презренного металла. Ха-ха-ха! О? Правда? Ми (сидит боком на стуле, руки на спинке стула, голова опущена) . Ску-учно! Музыкант . Как может быть скучно после такого успеха? Успех окрыляет. Когда я выходил за вами на эстраду и слышал, как они там ревели от восторга, я прямо готов был заплакать от счастья. А его светлость! Вы видели, что с ним делалось? Ха-ха-ха! Банкир . Глаз не сводил. Поэт . Мучительно! Я не хочу! (Наивно.) Зачем это так? Музыкант . А вы все печальны! Ну, полноте! Вы устали? Дайте ручку! (Хочет поцеловать ее руку.) Ми (отстраняясь) . Ску-учно! Банкир . Странно! Чего же скучать! Мы приехали в самый разгар сезона. Пятьсот человек купающихся в море. Одних ревматиков более ста. И с желудочными болезнями много. Не понимаю, чего тут скучать. О? Поэт (банкиру). Там, кажется, есть еще немного вина в бутылке? Пожалуйста. Благодарю. Ми! Я пью за ваши глаза, темные и длинные, как две ночи любви... Банкир . О? Музыкант . Как вы сегодня пели! Там есть еще вино? Я люблю с грушей. Банкир . Вот зимой здесь, я полагаю, скучно. Курорт закрывается, все разъезжаются. Остается маленький гнилой городишко. Скверно! Ми . Нет - хорошо! Я знаю. Я здесь родилась... Банкир . О? Музыкант . Я пью за родину Ми! Так вам здесь, значит, все знакомо? Ми . Нет. Я восемь лет не была здесь. С тех пор все так изменилось. И курорт тогда был совсем маленький. Кургауза не было... Музыкант . Восемь лет тому назад. Да вы тогда, верно, были совсем крошечной девочкой! Да? Позвольте вашу ручку. Банкир . Ха-ха! Закрутил комплимент, так сейчас требует и вознаграждения! Ха-ха! А ты не давай руку, пусть не работает в кредит. Ха! Ми . Ну, полно! Мне было уже пятнадцать лет, когда барон увез меня в город учиться петь. Поэт . В пятнадцать лет! В пятнадцать лет! (Закрывает глаза рукой и задумывается ). Ми . Как странно, что вдруг пригласили сюда... Как сказка. Банкир . Ну, какая же сказка, когда это правда. О? Если правда, то, значит, уже не сказка, потому что сказка не есть правда, а есть выдумка. Правду я говорю? Нужно уметь рассуждать правильно! Музыкант (встает и рассматривает корзину с цветами). Какая роскошь! Бездна вкусу! Это, вероятно... от его светлости? Ми . Нет. Он мне ничего не прислал. Музыкант . Странно! Это меня удивляет! Он так смотрел на вас... Банкир . Смотрел, смотрел, а денег дать не хотел! Ха-ха! (Поэту). Это как по-вашему - стихи? Видите, вам за это деньги дают, а я могу просто так, даром. Ха-ха! Смотреть смотрел, а денег дать не желал. О? Сбился! Как-то прежде лучше выходило. (Закуривает сигару и подходит к музыканту.) Все нюхаете цветы? А они не вам предназначались. Ха-ха! Я шучу. Поэт (Ми, тихо) . Скоро ли они уйдут, эти скучные люди! Ми! Дорогая! У вас золотые ресницы! У вас золотые волосы! Я брошу вас на красный шелк подушки, брошу, как горсть червонцев!.. Ми! Неужели... Вы подумайте! Вот я, как черный раб, за вами следую всюду... вдыхаю пыль ваших сандалий... Ми . Чего? Пыль? Поэт . И слышу только "нет"! Черное "нет" с стальными копытами. Ми! Тогда зачем же вы поете? Зачем вы поете? Тогда не смейте петь! Ми . Вот еще! - У меня контракт!

Поэт закрывает лицо руками и так стоит.

Музыкант (вполголоса банкиру) . Я счастлив, что разговор об этом букете свел нас с вами вместе... сблизил... то есть я хотел сказать, что вообще ценю... (Быстро.) Не сможете ли одолжить мне небольшую сумму на короткий срок? На самый короткий, уверяю вас! Банкир (с досадой) . Я положительно не понимаю вас, молодой человек! Это такая бестактность... Здесь, в присутствии дамы, вы позволяете себе... Нет и решительно нет. (Поспешно отходит к поэту.) Ми (подходя к музыканту). Вы чем-то встревожены? Музыкант . О, нет! Впрочем, все то же. Я люблю вас, Ми! Поэт (не открывая лица) . Не пойте! Я молю вас только об этом сострадании... Зачем вы поете? Банкир . О? Когда же я пел? Поэт (открывает лицо, удивленно озирается) . Ах! Это вы! (Трет себе лоб.) Я хотел сказать вам что-то очень интересное... Банкир . О моем пении? Поэт . Гм... да... нет, вы можете петь... Ах, да - не можете ли вы одолжить мне до завтра пятьдесят... Банкир . О? Дорогой мой, что же вы не сказали раньше! Я только что отдал вашему товарищу все, что имел при себе! Какая досада! Музыкант (Ми) . Хоть бы они ушли скорее: я хотел бы побыть с вами вдвоем. Вы бы спели для меня. Для меня одного, Ми! Ми . А знаете, мне уже надоело все только петь да петь. Точно уж я не человек, а канарейка. Скучно. Музыкант . Ми! Не говорите так. Ах, если бы вы знали! Вчера вы пели с распущенными волосами, они так колыхались, ваши волосы, как струны. Мне казалось, что они звенят и поют. Вы вся певучая, Ми! Сегодня я не буду спать всю ночь. Я напишу музыку, новый романс для вас, Ми! Ми (указывая на поэта) . На его слова? Музыкант . Да, на его последние стихи к вам. Уплыли мои корабли Голубые в тумане... (Садится к роялю и берет аккорды). Уплыли... уплыли... Горничная (входит) . Там пришел из магазина посыльный. Спрашивает барышню. Банкир . О? Что такое? Пойдем, посмотрим. Может быть, надо уплатить...

Все уходят. Тихо приоткрывается окно. Осторожно озираясь, влезает вор , подкрадывается к письменному столу, шарит, пробует открыть ящики отмычкой. Слышатся шаги и голоса возвращающихся. Вор прячется за занавеску алькова.

Ми (впереди всех. Идет к зеркалу. Держит в руках большое ожерелье из разноцветных камней) . Да, это красиво! Банкир . О? Еще бы! Вот это я понимаю! Что там цветы и всякая э... дрянь! Вот это подарок так подарок! Дай, я тебе застегну. Ты не умеешь. С такими вещами нужно уметь обращаться... Музыкант . Бездна вкуса! Я предчувствовал, что его светлость окажется тонким знатоком! Ми . А я не люблю драгоценностей! Я никогда ничего не ношу. Если подносят, всегда продаю. Банкир . Ну, уж эту вещь продать не придется! Во-первых, завтра нужно непременно надеть ее на концерт. А в антракте пойти поблагодарить его светлость. Непременно! Иначе - скандал! Музыкант . Ах, для карьеры это очень важно. Какой шик! Завтра весь город будет говорить об этом! Послезавтра вся Европа! Какой безумный успех! Они завтра взбесятся от восторга! Как будут на нее смотреть. А потом - портреты во всех газетах, описания! А я - я буду ей аккомпанировать. И на эстраде - я и она! Поэт (тихо Ми) . Он только о себе! Вечно о себе! Заметьте. О своей презренной маленькой карьере... Банкир . Жалко, что он послезавтра уже уезжает. Может быть, еще раскошелился бы. Ми (поэту) . А вам нравится? Поэт . Да... Ваше лицо может украсить даже бриллианты. Музыкант . Эта фраза, кажется, уже напечатана вами? Поэт . Что вы хотите этим сказать? Музыкант . Только то, что сказал. Банкир . Превосходные камни! Поэт . Что вы хотите сказать? Музыкант . Я сказал, что эту фразу вы говорили уже много раз при других обстоятельствах, то есть другим женщинам, а потом, может быть, даже напечатали в книге, посвященной той старой плясунье... впрочем, мы поняли друга друга. Поэт . Плясунье? Это той, для которой вы писали свою легенду вальса? Музыкант . Потом. Потом мы поговорим подробнее. Поэт (пожимает плечами, подходит к банкиру) . А как вы полагаете, это дорого стоит? Банкир . Эта штучка-то? Да, как вам сказать... Я бы ее купил тысячи за две, а с его светлости содрали и все три. Музыкант . А я буду аккомпанировать. За здоровье его светлости! Ура! (Чокается с Ми.) Но вам надо быть повеселее. Непременно надо! Поэт (надменно) . Откуда вы берете ваше "надо"? Я хотел бы знать. Музыкант . Из своего сердца, господин поэт. Из своего сердца. Кажется, источник хороший. Ми! Вы царица этого источника. В нем вечно звенит ваше верхнее "до". Рыдает ваше глубокое "ля". Как жаль, что он не подарил вам цветов вместо этих камней. Я бы тогда мог попросить у вас один на память. А камни нельзя. (Наивно.) Ведь, правда, нельзя? Ми снова подходит к зеркалу. Банкир (Ми) . Неужели ты не можешь выпроводить этих двух жирафов? Возмутительно! Они, кажется, расположились ночевать здесь. О? Дай, я спрячу твое ожерелье в свой чемодан. У меня замок секретный. Ми . Оставьте меня в покое! Ведь не вы мне его подарили, так нечего вам и волноваться. Вот, назло оставлю его у себя! Банкир . О? А на ночь нужно же снять. Ми . И спать так и буду в нем. Поэт . Божественно! Нет, вы всегда должны носить камни. Вы должны - понимаете? Банкир . Я всегда это говорил. Сколько раз уговаривал. Мне самому неловко. Все знают, что я покровительствую молодой артистке, а у артистки ни одного камушка. Это мне портит кредит! Отзывается на делах. Еще подумают, что у меня нет денег. Ну, если не хочет принимать в подарок, то может просто поносить, а я потом спрячу. У меня много прекрасных вещей еще от покойной жены. От второй. Она имела свое состояние. Я понимаю, что, если женщина влюблена, то она не требует ничего, но раз уже все равно вещи есть, то уж это глупо. Поэт . Ми влюблена! Подвиньте мне лампу. Мне холодно! (Опускает голову.) Банкир . Электрическая лампа плохо греет. У вас верно насморк. Нужно насыпать горчицы в носки... Поэт (ежится) . Оставьте! Мне больно! Молчите! Я не могу... Банкир . Ну, да. Это простуда. (Ми.) И почему не носить хорошие камни, настоящие камни. Я знаю, что все наши этуали {Звезды (от фр . etoile).} носят подделку. Большинство. Их теперь так ловко фабрикуют. Прямо стекло. Шлифуют алмазной пылью. Издали и не отличишь. Поэт . Алмазной пылью? Банкир . Ну, да. А я бы дал ей поносить настоящие. Я бы позволил репортерам освидетельствовать их хотя через лупу. Можно было бы даже пригласить оценщика. О? Поэт . Алмазная пыль... Как это красиво. Она летит, блестит, сверкает, осыпает стекло, и оно делается бриллиантом, живым, радостным камнем... Толпа смотрит на него издали, верит его красоте и ценности. Ах, тише, тише! Не стряхните алмазную пыль! Не обнажайте тусклого стекла! Алмазная пыль! прекрасная! Я плачу! Банкир . Вино здесь скверное, но очень крепкое! Ха-ха! Не правда ли, господин музыкант? (Подмигивает на поэта.) Ми . Ну, что же вы все сидите! Уходите. Я спать хочу. Банкир . Прекрасная хозяйка намекает нам, что она утомлена. Музыкант . Я ухожу. Простите! Спокойной ночи. Поэт . А я уже ушел... Давно ушел и далеко, далеко. Банкир . Прощайте, господа. А я с разрешения хозяйки выкурю еще сигару. Ми . Нет, нет! Нельзя. Я устала. Уходите все вместе. Я позвоню прислуге, она закроет за вами двери и посветит. Внизу уже темно. (Подходит к звонку и долго звонит ).

Входит горничная .

Ми . Проводите их. Только всех. Не забудьте кого-нибудь на лестнице. Смотрите хорошенько! И заприте покрепче. Банкир (искусственно смеется) . Ха-ха! Это забавно! Поэт может на крыльях пролезать в дверную скважину. Заткните пробкой. Ха-ха! (Уходят.)

Ми одна перед зеркалом. Через некоторое время возвращается горничная .

Ми . Ушли? Посмотрите-ка! Хорошо? Еще бы. От его светлости. Горничная . Вот красота! Господи! Чего только на свете нет! Ми . Завтра поеду его благодарить, а послезавтра он уже уедет. Тогда продадим! Продадим! Накупим всякой дряни. Ты получишь новую кофточку. Горничная . Лучше передничек. Здесь продаются такие хорошенькие! Все на вздержку и сбоку бантик. Ми . Сбоку? Ну, ладно. Куплю передник. Только бы продать подороже. Горничная . За этакую штуку немало денег отвалят. Ми . Еще бы! Она, говорят, тысяч десять стоит... А может быть, и двадцать. Горничная . Ого! Ми . Ну, иди спать. Мне ничего не надо. Завтра уберешь. Горничная . Спокойной ночи! (Уходит ).

Несколько минут Ми ходит по комнате, смотрится в зеркало. Затем подходит к алькову и одергивает занавесь. Вскрикивает, бежит к звонку, хочет звонить, но вор вскакивает и хватает ее за руку, зажимает ей рот и защелкивает дверь на замок. Несколько минут борются молча.

Вор . Молчи! Молчи!.. Попробуй только!.. Я тебя, подлая... Ага!.. Убью на месте!.. (Ми вдруг перестает бороться, смотрит на вора пристально, опустив руки.) Вор . Ну, то-то! Не будь дурой! (Отпускает ее.) Ми . Ты! Это ты!.. Нет, быть не может. Подожди... Глаза твои... Никас! Никас! Да, ну же! посмотри же на меня как следует! Вор (удивленно) . Н-нет. Я вас не знаю. Ми . Ха-ха-ха! Ты не узнал меня? Ну, вспомни! Миленький, вспомни! Ну, взгляни на мои волосы! Волосы! Уж они-то не переменились, Никас! Вор . А, ну тебя к чёрту! Не знаю я вас. Сказал, что не знаю. Ми . Ну, подумай еще! Помнишь, забор на площади? Зеленый забор с калиткой. Ну? А помнишь, на нем три девчонки сидели, давно... лет восемь тому назад... Одна была Эрли, другая... Вор . А, вот оно что! Ну, как я могу помнить всех девчонок, которые сидят на заборе! Выдумала тоже. Так вы, стало быть, сидели прежде на заборе? Ми . Ну да! Никас, милый! Ведь я - Ми. Помнишь, долговязая Ми! У меня тогда были такие длинные ноги, а теперь я небольшая. Посмотри, Никас, видишь, какая я? Вор . Н-да... теперь как будто ростом не вышла. Ну-с, так значит, ты теперь богатая. А мы что же, баловались вместе, что ли? Как будто я припоминаю... Ми . Ах, нет! Ты на меня и смотреть не хотел. Ты такой был важный! Учился у слесаря. Передник носил, на голове ремешок... Дрался с самыми сильными парнями. Помнишь, на площади с сыном сапожника? Он тебе глаз подшиб. Господи, как я плакала! Кажется, как никогда в жизни!.. Знаешь, Никас, ты мне так нравился! Так нравился! Больше всех на свете. Сижу, бывало, на заборе и мечтаю: вот вырасту я большая, стану красавицей, лучше всех и богатой-богатой. Приду, или нет - приеду к тебе в карете. Ты удивишься - это кто? Это я, известная вам Ми! А ты скажешь - вы еще красивее, чем были на заборе. И... ты меня поце... Ха-ха! Вот смешно! Вор . А ты теперь богатая? Ми . И знаешь, когда я ехала сюда, я все думала, всю дорогу думала, неужели я увижу Никаса! Вот мы здесь уже несколько дней. Я все потихоньку бегала по улицам, искала тебя на прежних углах. Такая глупая! Точно ты так сидишь там до сих пор, это восемь-то лет! Ха-ха! Спрашивала про тебя в лавке на углу, хозяин меня не узнал, а про тебя сказал, что давно не видно. Старая прачка умерла. Прямо не знала, куда сунуться. И вдруг! Ха-ха! Ну какая я, право, счастливая! Ну, подумай только. Искала, и вдруг ты приходишь воровать прямо ко мне! Ну точно сказка! Удивительно. Вор . Ну, чего же тут! Мало ли, где я бываю. Всегда можно встретиться. Раз как-то напоролся на агента сыскной полиции. Он, понимаешь ли, оделся купцом и валяет из себя богача. Ну-с, а я подсел к нему - то да се... Ми . Нет, это прямо сказка! Знаешь, я бы тебе прежде никогда и не посмела всего этого рассказать про это... Ну, словом, что ты мне нравишься. Ты только подумай! Как я об этой минуте мечтала. А ведь теперь все это сбылось! Сбылось! Никас! Ну, взгляни же на меня! Вор . Да ведь я уже смотрел же! Откуда, скажи, ты разжилась всем этим, деньжонками и прочим? А? Ми . Ты прямо удивительный, Никас! (Смотрит на него восторженно.) Сколько я за эти годы народу перевидала! И все такие образованные, важные, знатные! Ухаживают! Любезничают! Но знаешь, Никас, нет, это правда - ни одного не было такого, как ты! Серьезно! И красивые, и молодые, и всякие, - но все не то. Какие-то манеры у них не такие, как у тебя. У тебя, Никас, замечательные манеры. Вор . Н-да... говорят. Ну, да ладно. Скажи мне лучше, с чего ты так разжилась и за что тебе подарки дарят. Вот какие штучки. (Трогает ожерелье ). Ми . Ах, да, ведь ты и не знаешь! Я пою. Я чудесно пою! Знаешь, они прямо плачут, когда я пою, так это у меня хорошо выходит. Они говорят, что меня нельзя не любить, что когда я пою... Слушай, Никас, я спою тебе, для тебя... Милый! Я хочу, чтоб и ты... (Подбегает к роялю.) Вор (хватает ее за руки) . Ни-ни! Одурела! Ночью горланить! Чтоб все сбежались. Вот курица! Ничего не понимаешь! Должен тебе объяснить, голубушка, что у меня со здешним хозяином нелады. Ми . Да? Что такое? Вор . Да так, из-за ерунды! Две шубы и золотые часы принци... пиально. Словом, нам неприятно было бы встретиться после этой размолвки. Ми . Да он не придет сюда. Я имею право петь, когда мне вздумается. Вор . Много ты понимаешь! Да я и сам не желаю. Ночью слушать пение - это расстраивает нервы. Я нежный. Ми . Как жаль!

Вор подходит к столу, берет две ложки и стучит одну о другую.

Вор . Серебро? Ми . Нет, дрянь.

Вор бросает ложки, берет полупустую бутылку и вливает остатки себе в рот, закусывает пирожным.

Вор . Ну-с, так значит, тебе платят за пение. Гм! И много? Кто же тебя этому научил? Ми . Да просто я как-то пела, а старик барон услышал, спросил у бабушки, да и повез меня в город в школу. Сам-то он умер, ну, а уж они меня там выучили. Вор (подходит к столу, трогает ящики) . У тебя есть деньги? В долг мне нужно. Ми . Ну, конечно. Сколько тебе? (Берет со стола сумочку.) Да вот бери все! Здесь - два, три... восемь! Вор . Ты шутишь! Мне нужны большие деньги. Сколько у тебя всего? А? Всего состояния здесь с тобой? Ми . Да вот - восемь. Вор . Валяй дуру! Ми . Честное слово! Импрессарио мне заплатит только по возвращении в город. А здесь все расходы взял на себя банкир. У меня больше ничего нет, Никас! Вор . Черт! Вот вляпался! Ну, а драгоценности есть у тебя? Ми . Ничего нет! Может быть, ты возьмешь мои платья, Никас? Ты не сердись. У меня такие дорогие платья! Ты можешь их продать. Ты все возьми, все. Оставь мне самое простенькое. Право! За них дадут много денег! Здесь таких и не видали! Вор . Тьфу! Вот гусыня! Я пойду по базару с ее тряпками, чтобы меня сразу сцапали! Разве их можно здесь продавать? Из-за них пришлось бы тащиться черт знает куда на пароходе и где подальше. А мне некогда. Мне деньги нужны к завтрему до зарезу. Завтра большая игра. Шулер один приезжает. Ну, да ты все равно не понимаешь. Ми . Как досадно, что именно завтра... Подождал бы несколько дней или завтра вечером. Я бы выпросила у банкира. Вор . Ну, да, вот еще! Есть мне время ждать! Завтра потащут в казино миллионы! Я бы подмазался, подкрасился, оделся бы с иголочки - дура! Ведь я мог бы там пошнырять с полчасика, я бы состояние составил! Они, когда играют, совсем ошалевают. Как индюки. Все карманы нараспашку. Только мне в этом платье никак нельзя. И достать негде. Из-за тебя только ночь даром потерял. Ми . Ах, не говори так. Это больно! Я все бы для тебя сделала. Вор . Дай мне ожерелье. Ми . Что? Вор . Ну, да - ожерелье. У меня есть тут один человек. Он уж сам его дальше сплавит, а мне заплатит. Ну? Ми . Ах, ожерелье! Я про него и забыла. Правда, чудное ожерелье? Это подарок его светлости! Знаешь, я совсем не гордилась, когда он мне его прислал. Мне было все равно. А вот теперь я рада. Я горжусь, что ты видишь меня такой важной персоной. Подумать только. Его светлость сам мне прислал! Это что-нибудь да значит! Теперь ты веришь мне, что я совсем особенная. Видишь, как все меня любят! И вовсе не потому, что я в моде. Ты... А я... одного тебя... Да, да, я отдам тебе ожерелье, только не сегодня. Сегодня я еще не могу. Подожди, не сердись! Видишь ли, я завтра непременно должна надеть его, когда поеду благодарить его светлость. Иначе нельзя. Понимаешь? Этикет. Вот приходи завтра ночью - я тебе его отдам. Никас! Милый! Ведь мне не жаль! Ты не подумай! Завтра, после концерта... Вор . Она все свое! Ведь я же тебе говорю, что мне нужно будет до вечера приодеться и все. Ми . Как же быть... Никас, ну ты подожди. Ты потом приедешь ко мне в город. Я тебе много, много дам денег... все, что у меня будет. Ты увидишь! Там так хорошо! У меня такие красивые комнаты. Вся моя жизнь блестит, как драгоценные камни. Мы вместе будем... Банкира прогоню. Я знаю, что они все с горя повесятся. Пусть! Ну, посмотри на меня! Разве я не красивая? Вот я какая! Вот мои волосы... Видишь? Один говорил, что они, как золотые струны, что они поют. Вор . Волосы? Волосы поют? (Прыскает от смеха.) Вот врет-то! Так, значит, не даешь ожерелья? Ну, пропало мое дело. Ми . Никас! А ты не хочешь меня хоть раз... Никас, милый! Ты и не знаешь, как нам будет хорошо в городе. Вот ты опять не смотришь на меня. (Обнимает его.) Хоть раз! Хоть один разок! Видишь, какая - я вся золотая. Ты положишь меня на красную подушку... как горсть червонцев... Вор . Ха-ха! Вот выдумала. (Целует ее и, тихонько отстегнув ожерелье, прячет его к себе в карман.) Но, однако, мне пора! Если кто-нибудь войдет... Ми . Нет, нет, никто не войдет. Ведь ты сам запер двери... Ну, еще, еще, Никас... Ведь я так ждала тебя, всю жизнь... Меня уже целовали... но я тебя целую первого... Вор . Если меня застанут, - я пропал. Слышишь ты или нет? Ми . Ты единственный... единственный! Я оттого так хорошо пела, что я ждала тебя... Вор . Ну, пусти... Ведь я же вернусь еще. (Обнимает ее одной рукой, другую закидывает за спину и нажимает пуговку звонка.) Ми . Так значит, любишь!.. Милый, милый... Еще! (Стук в дверь и голос горничной.) Горничная . Я здесь! Я здесь! Что случилось? Ми . Нет, нет, ничего! Зачем ты пришла?

Вор вырывается, делает знак молчать и прыгает в окно.

Ведь ты вернешься? Да? Горничная . Вы звонили... Что там? Я позову людей! Ми (открывая двери) . Что с тобой? Горничная . Да как же. Слышу звонок, бегу, смотрю, двери заперты, стучу, а вы что-то шепчете, а меня не пускаете. Уф, прямо коленки дрожат. Ми . Пустяки! Тебе все это показалось. Я и не думала звонить... Помоги мне раздеться... Распусти волосы... Постой - отстегни сначала ожерелье, а то все спутается... Ах! Горничная . Ожерелье? Да где же оно? Вы сняли. Ми (растерянно улыбается, отряхивает платье, заглядывает за стулья и, вдруг ударив себя по лбу, начинает хохотать) . Ха-ха! Ах, ты глупенькая! Ну, пропало ожерелье и баста. Может быть, кому-нибудь оно непременно было нужно... Ты видишь - мне не жаль! Ну, чего ты смотришь? Ведь мы искали вместе - нет его. Значит, пропало и баста. Ха-ха! Прыгнуло в окошко! Горничная . Ах, Боже мой! Вот горе-то. И как это вы только смеяться можете! Значит, кто-нибудь украл! Ай-ай-ай! Такую вещь драгоценную! Я посторонний человек, и то мне до смерти жалко. Сам его светлость прислал. Посыльный, который из магазина приходил, говорил, что этой вещи цены нет! В ней, говорит, золото французское, самое чистое и ни одного простого камушка нет - все искусственные. Вот как! Ми . Что? Что ты сказала? Горничная . Ага! Теперь, небось, жалко стало? Ми . Искусственные... поддельные... Горничная . Только не знаю, что это значит - искусственные... Ми . Это значит... это значит, что он никогда не вернется. (Закрывает лицо руками и плачет.)

Занавес.

А еще в самом уголке сейфа лежал странного вида мешочек – с завязками, из плотной ткани, расшитой якутскими узорами и оленьим мехом. Естественно, любопытный Зойкин нос не мог пропустить столь интригующий воображение предмет: она раскрыла мешочек. И обнаружила там пузырек темного стекла с притертой пробкой и трудночитаемой этикеткой на латыни «Eleuterococcus». «Это еще что за зелье такое? – думала Зоя, вертя его в руках. – Лекарство? Вряд ли… Стала бы тетка его в таком мешочке держать, да еще и в сейфе!» – удивлялась она.

Девушка вытащила стеклянную пробку и заглянула в пузырек. Он был доверху полон поблескивающим порошком. Глаза ее расширились от недоверчивого удивления, а сердце екнуло в недобром предчувствии: «Не может быть… Вот тебе и тетушка – безупречная репутация…»

* * *

В пузырьке была бриллиантовая пыль .

Зойка, дочь алмазодобытчика и внучка геолога, до двадцати одного года прожившая в якутском городе Мирном – центре богатейших алмазных месторождений, – прекрасно знала, что это такое. Что с этим делают. И сколько это стоит.

Этим убивают людей!

Вот только зачем это понадобилось ее тетке?


Само собой, Зоя сунула пузырек в карман куртки – так же как до этого деньги. В глубокой задумчивости она встала из-за теткиного стола. Заперла сейф, позабыв при этом ввести в него код, спрятать ключи и вернуть все в исходное положение – как поступил бы на ее месте любой здравомыслящий человек. Но Зойка, иной раз, может, и отличавшаяся излишней сообразительностью, в то утро явно была под воздействием каких-то потусторонних сил, а может, просто слишком взвинчена, чтобы действовать разумно.

Вернувшись к себе в кабинет, Зоя еще раз прикинула свои шансы и рассудила, что с учетом всех обстоятельств не стоит ей связываться с Татьяной Николаевной. «Зачем я буду портить себе нервы? – думала девушка. – По-любому она меня отсюда выпрет. Лучше уж сохранить лицо и уйти самой. Устроюсь куда-нибудь, не пропаду. А деньги на первое время у меня есть». Она достала из карманов трофеи, взятые из теткиного сейфа. Пузырек кинула в сумку, а деньги решила пересчитать. Результат ее вполне удовлетворил – три с половиной тысячи долларов и десять тысяч рублей. «Хм… хватит и на похороны, и на то, чтобы продержаться до новой работы». Зоя немедленно собрала свои личные вещи, написала заявление об уходе и направилась в приемную, чтобы эффектно швырнуть его на стол.

Конторские служащие по-прежнему вели оживленную беседу, но, когда вошла Зоя, умолкли. Гордо следуя под перекрестным огнем трех пар глаз, девушка подошла к мымре.

– Знаете, я тут подумала, что мне трудно будет с вами сработаться. К тому же меня пригласили юристом в другое место, – придумывала она на ходу, покачивая своей бумажкой перед самым носом Татьяны Николаевны.

Та, еле скрывая удовлетворение, бегло просмотрела заявление и передала его секретарше.

– Бог мой! Что это вы засюсюкали? Да вы всерьез испугались! Насчет недоразумения – как скажете, а только вас теперь так и так проверками замучают.

И разберутся во всех ваших махинациях! – Почувствовав, что задела за живое, девушка решила ее доконать. К тому же Зоя привыкла, что последнее слово всегда остается за ней.

Взгляд Татьяны Николаевны заледенел, нижняя губа оттопырилась и задрожала. Она встала и театральным жестом указала ей на дверь.

– Вон! Вон отсюда! – прошипела она сквозь зубы.


На улице, под вновь начавшимся дождем, все еще стояли милицейские машины. Все еще лежало на мокром асфальте тело Нины Львовны Журавлевой, правда, уже прикрытое темным пластиковым покрывалом. И все еще топталась кучка обывателей, энергично обсуждавших убийство. Тот самый старлей, что недавно удерживал девушку, сейчас отбивался от вездесущих журналистов и телевизионщиков, успевших уже пронюхать о случившемся. Зоя постояла немного на пороге конторы: на сердце было тревожно, мысли в полном смятении. Когда дождь припустил сильнее, она натянула на голову куртку и побежала к метро.


Всю дорогу домой Зоя перебирала в уме варианты – почему убили ее тетку, с какой стати она продала полконторы мымре и зачем ей понадобился страшный порошок, считавшийся в Якутии сильнейшим ядом? Удивительно, но с какого-то момента ее собственная судьба отступила на второй план – как будто бриллиантовая пыль из темного пузырька сотворила с ней странную метаморфозу и она наконец начала думать не только о себе, но и замечать окружающий мир, интересоваться другими людьми.

Он воспринял ее сбивчивый рассказ обо всем, что произошло, с искренним участием и интересом. Но весьма скептически отнесся к Зойкиному предположению, что ее тетка намеревалась отравить бриллиантовой пылью «эту мымру Заварзину».

– Заварзина надумала заполучить теткину контору! Я в этом уверена! Она уже каким-то образом вынудила теть Нину продать ей часть помещений. Может, она и теткиного мужа в тюрьму упекла. Вот теть Нина и решила с ней разделаться с помощью этого порошка! – убеждала Зоя своего приятеля.

– Погоди, Зой. Это просто твоя обида в тебе говорит. Все вы были взвинчены, переругались… Здесь надо разбираться. А то уж больно фантастическая история получается.

Они сидели за кухонным столом, посреди которого стоял зловещий темный пузырек. Рядом лежала бумага с высыпанным из него желтоватым порошком, похожим на толченое стекло. Зоя горячилась, спорила, доказывала свою правоту. Геннадий же сохранял полнейшую невозмутимость, лишь иногда свысока поглядывая на Зою, как на маленькую глупую девочку.

– Ну а зачем, зачем тогда теть Нине понадобилась бриллиантовая пыль? Это же яд! – продолжала девушка, тыча пальцем в бумажку с порошком. – Неизбежная смерть! Тот, кто его примет, умирает быстро и в страшных муках. Или, наоборот, медленно. Но умрет наверняка.

– Это сказки.

– Геныч, а ты съешь и узнаешь, какие это сказки. Да вот тебе доказательство: у нас в городе нескольких высокопоставленных чиновников с его помощью убрали. Даже в газетах об этом было!

– Это в каких таких газетах? В которых пишут про инопланетян, колдунов и вампиров? Неужели ты не понимаешь, что ядовитые свойства бриллиантовой пыли – такие же предрассудки?

– Понимаешь, не понимаешь… Он действует, и все! – не сдавала позиций Зоя.

Генка решил устроить своей беспросветно суеверной подруге небольшой ликбез:

– Ну да, да… Этот способ убийства известен с древнейших времен. Причем как самый дорогой и утонченный. История упоминает случаи подобных отравлений. На Востоке и в Азии так убирали своих противников всякие ханы, падишахи, султаны, визири и паши. Считали за удовольствие поднести друг другу чашечку кофе с бриллиантовой пылью. Помнится, даже одного из римских пап пытались убить порошком из драгоценных камней – Европа тоже была во власти этого заблуждения. И кто-то из хлебнувших такого коктейля действительно умирал. Однако никогда не было доподлинно подтверждено, что смерть наступала именно от бриллиантового порошка, а не от болезни или других причин! Современная наука вообще это все опровергает. Ты сама подумай: ну как же люди работают на ювелирных заводах? Там эти алмазы килограммами обрабатывают!

– Вот ведь кретин! Заладил: наука, наука… Ты к нам в Мирный съезди, вот там тебе будет наука – причем и теория, и практика.

Генка хмыкнул:

– Как говорится, уж лучше вы к нам!

Зоя закусила нижнюю губу, как будто прикидывала в уме – какие еще найти слова убеждения для этого Фомы неверующего. Наконец с видом человека, решившего пустить в ход последние аргументы, она весьма таинственно, понизив голос до полушепота, сообщила:

– Я тебе больше скажу: я своими глазами видела, как умирает человек от парочки тертых брюликов! Их надо только приготовить правильно!

Услышав последнюю фразу, Генка внимательно и недоверчиво посмотрел на Зою – неужели она это серьезно? И, увидев ее напряженную физиономию, не выдержал и расхохотался.

Зойка, набравшись терпения, продолжала гнуть свое:

– Не смейся! Чтобы получить такой порошок, бриллиант или необработанный алмаз помещают в сок ранункулуса и нагревают всю ночь. Причем на огне из оленьих кизяков. На рассвете надо произнести имя врага и капнуть на камень три капли своей крови. Затем опустить его в бычью мочу – непременно в бычью, а не в коровью! – и снова нагревать. Так надо повторять семь дней. Потом к алмазу добавляют цикуту, перемешивают, кажется, с можжевеловыми почками и нагревают еще три раза по семь раз. Потом толкут до состояния пыли. И если эту пыль, – Зойка снова указала на рассыпанный песок на столе, – добавить в питье или пищу твоего врага, то его вскоре не станет! – торжественно заключила она.

– Ты забыла, что надо добавить корень мандрагоры и произнести волшебное заклинание «Бибоди-бабоди-бум»! – состроив заговорщицкую мину, в тон ей продолжил Генка и хмыкнул.

Зоя обиделась и с сарказмом произнесла:

– Я что-то не пойму, что тебя так веселит? Смерть моей тетки или способ получения ядовитого порошка?

– Да я просто не могу больше это слушать! Зой, извини, конечно, но я смеюсь над всеми женщинами в твоем лице. Все вы почему-то любите подобные штучки – магию там всякую, колдовство. Как это: «приворот-отворот за один день со стопроцентной гарантией», да?

– Угу, ты можешь смеяться сколько угодно, – сердито парировала Зоя. – Но есть такие вещи, о которых лучше не задумываться, почему и как они работают, а просто принять как должное: работают, и все. Иначе сам себе покажешься идиотом.

Она немного помолчала, разглядывая порошок на бумажке, а потом доверительно добавила:

– Кстати, чтобы получить смертельную пыль, вовсе не обязательно проделывать все это с алмазом – нагревать, добавлять все эти гадости. Можно просто растолочь такой алмаз, на котором есть кровь. Если, к примеру, из-за него кого-то убили. Он считается нечистым и – убивает. Убивает, даже если просто владеть им.

– Зоя, вот сразу видно, что ты приехала из глухой, дремучей тайги. Или из тундры – что там у вас, в Мирном?

– Тайга, – машинально уточнила она.

– Если бы я тебя более-менее не знал, подумал бы, что ты дура необразованная. Темная, как твоя тайга. Ну ты же умная, взрослая девушка. Ну ерунда это все! Е-рун-да! Легенды, понимаешь? – с нажимом произнес Геннадий.

Зойку как будто обдали ушатом холодной воды. Она откинулась на спинку стула, сложила руки на груди крест-накрест и холодно уставилась на своего друга. Генка, поняв, что терпение ее на пределе, решил пустить в ход все свое красноречие:

– Послушай меня. Бриллианты всегда были овеяны ореолом тайны и мистики – из-за их баснословной цены и редкостных качеств. О них сочиняют всякие там истории испокон веку. Но это всего лишь обычные кристаллы углерода, которые образуются под большим давлением и при высокой температуре в глубине земли. Сами по себе они не опасны для здоровья. Что же касается ингредиентов, которые ты мне назвала, – давай разберемся. К примеру, твой ранункулус – это всего лишь лютик. По-латыни. Правда, когда это простенькое растеньице цветет, сок его становится настолько едким, «лютым», что капнешь им на руку – долго будет жечь кожу. Раньше из этих цветков даже нечто вроде горчичников делали. Можешь себе представить, что будет, если такая штука в желудок попадет? Сожжет все внутренности! Цикута – тоже латинское название. В просторечии это болиголов. Известно, что вытяжкой из его ядовитого корня казнили Сократа. Но в твоем рецепте эти растения кипятят трое суток, а за это время все ядовитые вещества в них должны разложиться. Странно, кстати, что ваши шаманы употребляют латынь, ты не находишь? Дальше: оленьи кизяки – штука безобидная. Ими можно печку топить. Бычья моча – некоторые чудики мочой лечатся, даже пьют. Есть такое дело – уринотерапия называется, из области нетрадиционной медицины. Можжевеловые почки вполне съедобны. Ну а сами истолченные бриллианты теоретически, конечно, могут вызвать смерть – от внутреннего кровотечения, если у человека случится прободение желудка или кишечника.

– Чего-чего? – протянула Зойка недоверчиво.

– Прободение, – терпеливо продолжил свои разъяснения Гена. – То есть прокол. Это медицинский термин такой. Когда осколки режут или прокалывают стенки внутренних органов. Кстати, такой же эффект могут дать и обыкновенные стекла. Но твой порошок слишком мелкой консистенции. Так что как ни крути, а эта смесь даже расстройства желудка вызвать не может.

– Слушай, Геныч, и откуда ты все это знаешь? Прободение, Сократ, уринотерапия… Умный, да?

– Да. Книжки читаю.

– Но жизнь отличается от книг! Я уже тебе говорила, есть вещи, которые работают вопреки здравому смыслу. Я… знаю… по собственному… опыту… что… этот… порошок… убивает! – четко, раздельно, многозначительно произнесла Зоя. – Я выросла там, где приготовить такой порошок может самый завалящий шаман из любого якутского улуса. И я тебе сейчас докажу, что я вовсе не экзальтированная дурочка, которая верит во всякую чушь.

Зойкин голос стал колючим, жестким, ее лицо приняло выражение решительности, и Генке показалось, что в ее темно-серых глазах мелькнули какие-то стальные всполохи – как два острых кинжала. От этого взгляда ему стало даже как-то не по себе.

– Джесси! – крикнула Зоя, не отрывая своих глаз от Генкиных, точно пытаясь его загипнотизировать.

Где-то в комнате в районе дивана послышалась возня.

– Джессика, ко мне! – нетерпеливо повторила Зойка.

Неохотно, явно побаиваясь Зойку, приплелась собака. Зойка, оставив в покое Генкины глаза, метнулась к холодильнику и достала оттуда початую банку тушенки «Педигри». Быстро вывалила остатки мясных кусочков в миску бультерьерши. Взяла со стола маленькую щепоть порошка и как будто посолила им собачью еду. Геннадий, словно действительно под гипнозом, следил за каждым ее движением.

Когда щенок, обрадованный неожиданной лишней порцией еды, слизнул последнюю каплю с пластикового бока своей миски, Зойка, дабы пресечь его дальнейшие приставания насчет поиграть, грозно рявкнула:

– На место!

Бультерьерша, поджав свой поросячий хвостик, потрусила обратно под диван, а Генка, словно очнувшись, привычным движением поправил волосы и хмыкнул что-то вроде:

– Ну-ну…

– Извини, но другого способа убедить тебя я не придумала, – сказала Зоя. – Кстати, сейчас твоя собака сожрала примерно две тысячи долларов. Но ничего, здесь, – она перевела взгляд на блестящую горстку, оставшуюся на бумаге, – осталось еще тысяч на пятнадцать – двадцать.

Генка вслед за ней тоже уставился на тускло посверкивающий песок. В голове его шла какая-то мучительная работа, Зойка почти что слышала, как там скрипят извилины, нащупывая нужную ему мысль. И когда он произнес следующую фразу, Зойка поняла, что монумент его самоуверенности дал трещину и он уже не так убежден в собственной правоте.

– Да с чего ты вообще взяла, что этот порошок – бриллиантовая пыль? – выдал Генка мысль, на которую наткнулся в глубинах своего мозга.

– Мне уже приходилось ее видеть, – просто ответила Зоя.

В это он как-то поверил. Во всяком случае, своих сомнений на этот счет больше не высказывал. Поскоблив еще в своей голове по сусекам, Генка, видимо, ничего подходящего моменту не нашел.

– Н-да… в общем, чего мы привязались к порошку-то? Ну был у твоей тетушки порошок. Пусть даже бриллиантовый. Немудрено. Она ведь тоже из тайги, да? С алмазных копей. Ну, предположим, она намеревалась отравить кого-то. Но ведь главное-то сегодня что?

– Что? – повторила за ним Зоя.

– А то, что не тетка твоя кого-то убила, а убили ее саму! Так что черт с ним, с порошком. Какой бы он там ни был, – наконец нашел свою главную мысль Геннадий.

– Так я тебе и говорю, эта мымра ее убила! И я ее выведу на чистую воду!

* * *

В этот момент у Зои зазвонил мобильный. На экранчике отобразился номер конторы.

– О! Легка на помине, – сказала Зоя. – Даже не подумаю ей отвечать.

– А вот это ты напрасно. Я понимаю, что ты на нее злишься, но, может, ей что по работе нужно. Дела какие там передать, раз ты уволилась так скоропалительно.

– Нечего мне ей передавать. А на моем увольнении она сама настояла, – надув губы, обиженно произнесла девушка.

Телефон звонил еще несколько раз, но упрямая Зоя так и не приняла вызов, а на последнем звонке и вовсе его отключила.

Вдруг Генка хлопнул себя рукой по лбу:

– Да, слушай-ка… Совсем забыл: звонила же моя мать, она вечером приезжает. Мне очень неудобно, но тебе придется сегодня переночевать где-нибудь в другом месте. Она, правда, всего на одну ночь – проездом. Утром у нее самолет. В общем, сама понимаешь…

– Да понимаю, Ген, понимаю. Не волнуйся, придумаю что-нибудь.

– Но ты уже завтра можешь вернуться. Только предварительно позвони на всякий случай.

– Я думаю, что могу у тетки на квартире переночевать. Ключи-то у меня есть.

– А ты… можешь? Ну… учитывая все случившееся?

– Вообще-то я там прописана. Тетка мне как раз недавно продлила временную регистрацию. Так что имею полное право.

– Не страшно тебе будет там? Может, лучше к подруге какой пойдешь? – беспокоился Геннадий.

– Да ничего, как-нибудь. К тому же нет у меня, кроме тебя, никаких подруг, Геныч, ты же знаешь. Где, кстати, у меня были эти ключи? – Зоя, вытряхнув все содержимое из своей сумки, занялась их поисками.

– Зой, – мялся Генка, – надо еще все твои вещички по квартире собрать и в моей комнате спрятать.

– Геныч! Тебе сколько лет? Тридцатник уже! А ты все до сих пор мамочку боишься, – поддела его Зоя.

– Да не боюсь я. Просто не хочу лишних расспросов…


Заморочнову как-то не верилось, что эта взбалмошная молодая особа в джинсовой курточке может быть причастна к смерти Журавлевой. Больше того, эту версию он считал второстепенной. Даже несмотря на то что во время осмотра кабинета убитой всплыло ее недавно составленное завещание, по которому племянница наследует шикарную квартиру в центре Москвы, нежилые помещения на Большой Татарской, то есть этот самый офис, и многое другое. Старлей усмехнулся, вспомнив, как хлопала глазами Татьяна Николаевна, когда оперативники обсуждали между собой завещание, найденное в секретере Журавлевой. Как досадливо встряхнула кудряшками блондинка. И как вытянулось лицо у этой мышки в очечках, Риты. Да, этих дамочек просто трясло от негодования. Они, как узнали об этой бумаге, готовы были Зою с землей сровнять: и такая она, и эдакая. И пришла-то сюда недавно, и со всеми перессорилась, и работала плохо, и кичилась своим родством с богатой теткой, и даже в этот страшный день думала только о деньгах… да и в сейф залезла к тому же. Своими разговорами они наддали жару оперативникам – так и толкали следствие на версию убийства из-за наследства, хотя те и без них взяли этот мотив в разработку. Но старлей все же старался быть объективным и не особенно-то брать во внимание упреки сотрудниц конторы в адрес журавлевской племянницы. Ясно было, что тетка ей благоволила, помогала, оберегала. А эти – они просто завидовали ей, молодой, удачливой, независимой девчонке, на которую вдруг свалились такие блага.

Зависть, да… чего только она с людьми не делает. Сколько раз в своей работе Заморочнову приходилось сталкиваться с наветами. Брат наговаривал на брата, дочь – на мать, подчиненный – на начальника, партнер – на компаньона и так далее. Список можно продолжать в разных вариациях. И чем только люди не руководствуются, пытаясь оговорить друг друга: кто завидует, кто мстит за старые обиды, кто из ревности, кто из ненависти, а кто-то преследует и вполне определенную выгоду. Здесь, в этом бабском нотариальном кругу, Заморочнову пока трудно было разобраться. Одно он себе уяснил четко: Зою тут все терпеть не могли. Наверное, каждой из этих дамочек она успела наступить на больную мозоль, поэтому они так упорно и пытались ее связать с этим преступлением.

И все же он не мог себе представить, что эта сероглазая худенькая девочка наняла киллера для убийства своей тетки. Во-первых, Зоя слишком многим обязана Нине Львовне. Во-вторых, Журавлева-младшая пришла сюда работать совсем недавно и рассчитывала в своей карьере именно на тетку, как говорила Заварзина. Если так, то эта смерть Зое только мешала – чуть позже Журавлева сделала бы племянницу полноценным нотариусом. В-третьих, Зоя ведь и сама юрист, хотя и начинающий. Следовательно, знает, чем ей грозит разоблачение – никакого наследства она не получит. Так зачем же было так рисковать? Да и расстройство ее, и потрясение при виде трупа были очень натуральными. Чтобы так сыграть? Это уж слишком… Однако обнаружившееся завещание, конечно, сильно играет против нее. И исчезновение денег из сейфа, и ее внезапное увольнение из конторы. «Но как-то все это нелепо для расчетливой, холодной стервы, какой ее тут пытаются выставить, – размышлял оперативник. – На ее месте надо было сидеть, убиваться по тетушке. Обеспечить себе железное алиби. Ну хотя бы разыграть удивление при виде внезапно обнаружившегося завещания… Нет, наверняка ее поступки как-то объяснимы».

В любом случае Алексею Заморочнову очень хотелось поговорить с этой горячей штучкой – если она и не организатор убийства, так очень ценный свидетель, человек, максимально приближенный к Журавлевой. Несколько раз на дню он пытался связаться с ней по телефону, просил это сделать Заварзину. Зоя же как назло на телефонные звонки не отзывалась. Где она проживала, сотрудницы конторы не знали. «Найдется, никуда не денется», – сам себя утешал Алексей. В то же время он уже не сомневался: влетит ему от Никоненко, что упустил свидетельницу.

Cтраница 3


В ряде случаев, когда изучаемые шлифы металлов и сплавов имеют весьма высокую твердость или требуется изучить строение поверхностного покрытия, имеющего резко отличную твердость от твердости основного металла, рекомендуется применять полирование с помощью алмазной пыли. Затем готовят круг для полирования: 0 025 г алмазного порошка, частички которого имеют в поперечнике не более 8 мкм, втирают в сухое тонкое сукно, натянутое на диск диаметром около 200 мм без обода, затем поверхность такого диска с нанесенным алмазным порошком смазывают легким слоем парафина, а сам диск монтируют к полировальном станке; скорость вращения при этом составляет порядка 200 об / мин.  

Известно применение измельченного в пыль алмаза в качестве присадочного материала для масел как притирочных, приработочных препаратов, а также при обработке поверхностей деталей с целью повышения их износостойкости. Алмазная пыль вкрапливается в поверхности трения, повышая их износостойкость.  

Чугун и цветные металлы обрабатывают карбидом кремния, сталь притирают электрокорундом и наждаком. Алмазная пыль и карбид бора служат для доводки инструмента из твердого сплава.  

Чугун и цветные металлы обрабатываются карбидом кремния, сталь притирается электрокорундом и наждаком. Алмазная пыль и карбид бора служат для доводки инструмента из твердого сплава.  

Последующее полирование ведется алмазной пылью. Алмазная пыль приготовляется нескольких фракций: 5 - 7; 2 - 6; 1 5 - 2; 0 2 - 0 5 мк.  

Известно применение измельченного в пыль алмаза в качестве присадочного материала для масел, как притирочных и приработочных препаратов, а также при обработке поверхностей трения деталей с целью повышения их износостойкости. Алмазная пыль просто вкрапливается в поверхности трения, повышая их износостойкость бора, тоже весьма твердое природное вещество.  


Алмазную пыль применяют для обработки алмазов.  

Шлифующая способность алмазной пыли зависит от качества сырья, из которого она изготовлена. Отходы алмазной пыли, полученные в процессе шлифования алмазов, негодны к употреблению, так как зерна ее не сохраняют острых граней и теряют поэтому свою режущую способность. Такой порошок считается мертвым. Более ценным является алмазный порошок, полученный размельчением алмазных крошек.  

Поскольку алмазная пыль является опасной для живых организмов, что известно издавна, то с целью защиты рабочих от воздействия алмазной пыли аппаратура должна быть закрытой. Выход алмазной пыли в атмосферу цехов должен быть исключен.  

Порошок высыпают в стакан с прованским маслом и тщательно размешивают стеклянной палочкой с оплавленным (закругленным) концом. Для отмучивания алмазной пыли необходимо иметь несколько толстостенных стаканов и банок с закругленным внутри дном.  

Что еще почитать