Конспект экскурсии «В гости к деревьям» в подготовительной группе. Конспект экскурсии в подготовительной группе летом

Конспекты занятий

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Экскурсия в музей мастеров»

Программное содержание:

1. Учить детей составлять короткие описательные рассказы о людях разных профессий по предметным картинкам с опорой на схемы и вопросный план.

2. Активизировать словарь по теме «Профессии»

3. Продолжать развивать связную речь детей: умение пользоваться различными видами простых и сложных предложений.

4. Продолжить закреплять знания о труде людей разных профессий.

5. Воспитывать уважение к труду людей, понимание значимости и важности любой работы.

Ход занятия

Игра «Кто где?»

Воспитатель показывает детям картинки с профессиями людей (врач, портной, столяр, учительница, парикмахер, повар, художник):

Я побывала в разных местах и сфотографировала этих людей. Сядет на стульчик тот, кто скажет, кем и где они работают (трудятся). (Дети отвечают полным предложением, по одному и садятся на стульчики):

Врач работает в больнице (поликлинике);

Портной трудится в ателье (мастерской по пошиву одежды);

Столяр... – в столярной мастерской;

Учительница…-в школе;

Парикмахер…- в парикмахерской;

Повар… - на кухне

Художник … - в художественной мастерской.

Воспитатель обращается к детям:

Молодцы, вы все правильно рассказали. Как одним словом сказать, чем заняты эти люди? (эти люди заняты делом, трудом, работой)

Про человека, который старается и добросовестно трудится, говорят, что он- мастер своего дела!

В одном сказочном городе, который так и называется- город Мастеров, есть очень интересный музей. Хотите в нем побывать?

Нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные»слова:

Раз- и два - и три!

Мы в музее посмотри!

Пока дети выполняют задание с закрытыми глазами, воспитатель прикрепляет бейджик «Экскурсовода» ,берет указку)

Мы с вами находимся в музее города Мастеров на выставке «Все работы хороши!» Я – работник музея, проведу с вами экскурсию. Кто знает, как называется моя профессия? (экскурсовод)

Игра: «Кому это нужно?»

Воспитатель:

Вот экспонаты нашего музея (показывает орудия труда, лежащие на столе). Как по – другому их можно назвать? (это инструменты, орудия труда)

Почему их называют орудиями труда? (Их называют орудиями труда, потому, что с их помощью люди трудятся, без них не могут работать).

А вы знаете, кому и для чего нужны эти инструменты? Вот вам маленькие подсказки – демонстрирует ряд картинок с профессиями (дети по очереди подходят к столу с инструментами, берут их и рассказывают):

Кастрюля, нож, доска нужны повару для приготовления пищи;

Сантиметровая лента, материал, нитки с иглой нужны портному для шитья одежды;

Молоток, отвертка, плоскогубцы нужны для изготовления мебели столяру;

Ножницы, фен, расческа, шампунь- нужны парикмахеру, чтобы постричь, сделать красивую прическу;

Градусник, бинт, лекарства, шприц- нужны врачу для лечения больных

Кисть, краски, палитра - нужны художнику, чтобы написать картину.

Учебник, ручка, глобус, указка- учителю

Воспитатель: - картины- это тоже экспонаты музея- на них мы видим настоящих мастеров своего дела!(на доску вывешиваются картинки- профессии и результаты труда)

Игра: «Составь предложение».

Расскажите о труде наших мастеров, используя слова:

Повар - быстро – вкусный- обед (повар быстро приготовил вкусный обед);

Парикмахер – ловко- модная- стрижка (парикмахер ловко сделал модную стрижку);

Учительница – интересный- урок – математика (учительница провела интересный урок математики);

Врач- быстро-больной ребенок.

Художник- старательно- холст- картина

Швея – аккуратно- платье- пуговицы

Столяр –удобная- мебель – гостиная

Воспитатель в ряд выкладывает на доске картинки (парикмахер, учительница, столяр, врач), просит рассмотреть их и сказать, какая картинка лишняя и почему(учительница –у нее нет рабочей формы). Добавляет картинки с изображением повара, художника, швеи и спрашивает:

Скажите, кому рабочая форма нужна для защиты от грязи? Что это за форма? (столяру – это рабочий комбинезон)

Кто носит форму для того, чтобы их можно было узнать? (врачи)

Кому рабочая форма помогает соблюдать чистоту? Расскажите о ней.

Физкультминутка: «Такие разные дела»

Много дел на белом свете!

В школе прозвенел звонок

И учитель спешит на урок.

Вот военные стоят на посту, врага видят за версту.

А швея иглу берет и одежду людям шьет.

Повар нам обед сварил, Всех ребят он накормил.

Послушайте одну поучительную историю, которая произошла в городе Мастеров. Однажды поспорили представители разных профессий, чья работа самая важная и нужная, кто из всех мастеров –самый главный мастер. Долго спорили и решили, кто интереснее всего расскажет про свою профессию, тот и будет самым главным мастером! Воспитатель предлагает детям поиграть:- давайте мы с вами «превратимся в мастеров» и расскажем про свою любимую профессию так, чтобы все поняли – ваш труд самый важный! Чтобы вы ничего не забыли, смотрите на эти картинки (вывешивает схему описательного рассказа)

- «Знак вопроса» означает, что вначале вы расскажите кем работаете (профессия) и где (место работы).

Затем расскажите, есть ли у вас рабочая форма, какая она, для чего она вам нужна.

На третьей картинке- инструменты, вы расскажите об орудиях труда, которые нужны для вашей работы.

Если на картинке мужчина и женщина вы расскажите какая у вас профессия мужская, женская или общая.

В конце расскажите –что вы делаете на своей работе, какую пользу приносите своим трудом. Закончите свой рассказ словами: «Я самый главный мастер!»

Заслушиваются рассказы детей.

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Как интересно каждый из вас рассказал о своей профессии! Трудно себе представить, как тяжело было бы людям, если бы на земле не было бы врачей, учителей и других профессий. Давайте пофантазируем и расскажем, что было бы, если бы.

Подготовила воспитатель: Шитикова Т.В. г.п. Будогощь «Детский сад №12» 2015 год

Цель:

  • обогащать знание детей о деревьях в осеннее время.

Задачи:

  • систематизировать и закреплять знания детей о деревьях ближайшего окружения, названия частей дерева (корень, ствол, листья, образующие крону, плод с семенами) .
  • Развивать умение определить дерево по листу.
  • формировать интерес к окружающему, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому (в частности к деревьям: беречь, охранять) .
  • Упражнять детей в добром поступке.
  • развивать мышление, самостоятельность, инициативу, коммуникативные, рефлексивные, исследовательские навыки, мелкую моторику рук, ловкость, быстроту реакции в подвижных играх; совершенствовать двигательные навыки.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картин, иллюстраций на осеннюю тематику. Беседы, чтение, заучивание стихов об осени.

Ход занятия:

Ребята, отгадайте загадку:

Пришла без красок и без кисти

И разукрасила все листья.

Давайте встанем в круг. Будем передавать волшебную

палочку, и называть красивые слова: осень какая? (золотая, тихая, ласковая, разноцветная, пестрая, щедрая, богатая...)

Обратить внимание детей на красоту осени. Предложить детям самим проверить, как шуршат листья.

А вы знаете, почему листья опадают?

Нравятся ли вам цветные листочки?

Любите ли вы их собирать? Почему?

Что вы с ними делаете?

Ребята, а всегда так бывает, что на земле много листьев?

А летом так бывает?

А весной так бывает?

А в какое же время года на земле лежит «ковер» из листьев?

Листопад, листопад

Листья желтые летят

Под ногами шелестят.

И летят, летят, летят…

Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле – это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Игра «Мы осенние листочки»

Мы – листочки, мы – листочки,

Мы – осенние листочки.

Мы на веточке сидели,

Ветер дунул – полетели.

(Дети стоят врассыпную, руки с листочками подняты вверх – раскачивают ими) .

Мы летали, мы летали,

А потом летать устали.

Перестал дуть ветерок –

Мы присели все в кружок.

(Дети разбегаются в разные стороны, помахивая листочками - приседают, поднимая листочки над головой) .

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели.

И на землю тихо сели.

(Вновь разбегаются, помахивая листочками, подбрасывают их вверх, изображая листопад) .

Ребята, обратите внимание на то, откуда деревья начинают желтеть.

Осенью воздух холодный и поэтому деревья начинают желтеть с вершины, где они менее защищены от ветра. Раньше всех желтеет береза. Давайте, подойдем к ней поближе, сделаем круг вокруг дерева и посмотрим, какая она большая. Потрогайте кору руками, погладьте ее, понюхайте – запомните, какая она на ощупь, как пахнет. Посмотрите, как она рада, что вы к ней пришли, как качает она своими ветками, как будто с вами здоровается.

А теперь послушайте внимательно и отгадайте, про какое дерево я вам расскажу.

Гладкий и чистый ствол. Листья его похожи на короны. Это праздничное дерево. Это дерево любит яркий солнечный свет. Его плоды–крылатки. В жаркий летний день хорошо отдохнуть под развесистыми ветками этого дерева.

Распустились листья клена,

Царская у клена крона.

Лист кленовый как корона

Из корон у клена крона.

Все клены стали рыжие

Но не один не дразнится.

Все равно мы рыжие Кому, какая разница.

Ветер тихо клен качает

Вправо влево наклоняет,

Раз наклон, два наклон

Зашумел листвою клен.

Дети произносят звук «Ш-ш-ш» .

Ребята, под деревом уже много опавших листьев, возьмите их в руки, рассмотрите внимательно, погладьте листок рукой, расскажите из чего состоит лист?

Его стебелек называется черешком. К черешку прикрепляется пластинка листа, на котором хорошо заметны жилки. Весной и летом по жилкам в лист поступает вода. В нижней части осеннего листа черешок становится широким и твердым. Это помогает листу отделиться от дерева. Поищите на дереве место, где были прикреплены листья. Как вы думаете, ребята, когда листья опадают больше: в сухую погоду или во влажную, после дождя? (После дождя листья опадают больше, так как от воды они намокают, становятся тяжелыми и падают на землю. Это явление называется листопад...)

(Рассказы детей) .

А как вы догадались, что клен и береза – деревья, а не кустарники?

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Лист березы, лист рябины,

Листики тополя, листик осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет принесем.

Возьмите опавшие листочки в руки.

Слышите, как деревья шелестят ветками, настроение у них теперь радостное, потому что вы пришли к ним в гости. А как вы думаете, интересно было деревьям?

Я сейчас заколдую вас, и вы станете деревьями.

Поднимите свои руки-ветки и пошелестите листочками. Расставьте ноги по шире и представьте, что это ваши корни, чувствуете, как они крепко держатвас в земле? Да замечательные деревья выросли у нас!

Игра малой подвижности

«Кто построит самую длинную дорожку из листьев?»

Можно провести игры «Раз, два, три – к дереву беги» (по листочку догадаться, какое это дерево и бежать по сигналу к нему) , «Четыре временигода» (на слова – осень – дети кружатся, зима – приседают, весна –стоят, раскачивая руками влево-вправо, лето – руки поднять вверх)

Викторина:

  1. На каком дереве растут желуди?
  2. У каких деревьев листья не желтеют, а краснеют?
  3. У какого дерева плод крылатки?
  4. Чтонужно делать, чтобы быть стройным как березка?
  5. Почему деревья называют «Зелеными пылесосами» ?
  6. Какое дерево помогает поддерживать здоровье, не болеть?
  7. Какое дерево называют волшебным?

Молодцы! Но нам пора возвращаться в детский сад. А к деревьям в гости мы придем зимой.

Каким образом можно в естественной обстановке познакомить детей с окружающим миром, искусством, профессиями? Конечно, при помощи экскурсий. Именно поэтому они включены в программу всех дошкольных образовательных учреждений.

Экскурсии в детском саду – это увлекательные мероприятия, которые «на ура» воспринимаются детьми. С одной стороны, они имеют безусловную познавательную ценность, с другой – это возможность сменить обстановку, получить новые захватывающие впечатления.

Работниками детского сада заранее разрабатывается план экскурсий в зависимости от возраста и подготовленности детей. Важно, чтобы ребята поняли цель мероприятия, узнали что-то новое для себя.

Особенности проведения экскурсий в детсаду

Для самых маленьких первые экскурсии проводятся на участках и в помещениях детского сада. Во многих дошкольных учреждениях есть свои музеи, живые уголки, мастерские с поделками, теплицы и т.д.

По времени такие экскурсии не являются длительными, так как трех-четырехлетние сорванцы не могут удерживать внимание долго.

Воспитатель обращает внимание детей на интересные особенности растений, животных, ландшафта, видах сельхозработ (например, при наличии теплицы или учебных клумб) и т.д.

Важен краеведческий принцип и принцип сезонности, ведь во время можно изучать смену времен года, используя при этом наглядность, собирать природный материал для поделок, проводить конкурсы (например, «Конкурс осеннего букета»).

Таким образом, разрабатывая экскурсионную работу в детском саду, нужно учитывать предварительный этап (планирование), проведение самой экскурсии и постэкскурсионный этап (обсуждение, беседу, викторину и т.д. по изученному материалу)

Подготовительный этап подразумевает подготовку педагога и детей к экскурсии, объяснение того, для чего она проводится, создание нужной мотивации, вызов интереса к теме экскурсии.

Учитывая географические особенности, наличие культурных объектов, парков и скверов, музеев, предприятий, педагогический совет детского сада утверждает наиболее целесообразные направления для проведения экскурсий.

Когда время экскурсии согласовано, воспитатель должен подготовить необходимый реквизит и совершить ряд действий:

  • Красные флажки (они потребуются при переводе детей через дорогу)
  • Согласие родителей
  • Найти помощников (чаще всего из числа родителей), которые примут участие в экскурсии
  • Создать поэтапный план экскурсии, в котором подробно описывается последовательность перемещения детей по городу

Работа с детьми во время экскурсии

Самым главным во время экскурсии в детском саду является наблюдение. Воспитатель задает больше вопросов по теме, стимулирует , поощряет их за наблюдательность и правильно сформулированные ответы.

Если проводится экскурсия на предприятие (мероприятие, очень популярное в подведомственных детских садах), то предусматривается общение детей с работниками разных профессий, которые рассказывают о том, чем интересна их работа.

На прогулках в парках и скверах полезно собирать природный материал, из которого потом изготавливаются поделки.

Можно провести викторину для детей старшей группы по тематике экскурсии. Это особенно целесообразно, если экскурсия проводится повторно.

После экскурсии

Обычно после экскурсии дети возбуждены и полны впечатлений. И воспитателям, и родителям стоит поддержать эти эмоции, поговорить с ребятами, что им запомнилось больше всего, что удивило или порадовало их.

Через некоторое время проводится одно или несколько занятий по теме экскурсии, на которых она получает развитие. В результате дети должны получить полное представление, соответствующее их уровню, о предмете изучения.

Например, при прохождении темы по уходу за растениями на экскурсии можно предложить малышам полить растения в теплице, порыхлить почву, а затем во время занятий нарисовать плоды этих растений, ответить на вопросы о них.

В целом – очень перспективный вид обучения детей, хотя достаточно сложный в подготовке, если речь идет о выходе за пределы дошкольного учреждения.

Цель:

Уточнить знания детьми правил поведения пешеходов при движении по тротуару.

Познакомить детей с понятием «перекресток».

Учить распознавать сигналы светофора, закреплять умение действовать в соответствии с ним.

Систематизировать знания о видах транспорта.

Прививать культуру поведения по отношению к пешеходам и к водителям транспорта.

Воспитывать ответственность, внимательность.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за улицей.Цель: Познакомить с улицей, с ее особенностями. Закрепить знания о том, что транспорт двигается по дороге, а пешеходы по тротуару.

2. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Зеленый, желтый, красный». Цель: Уточнить знания о назначении светофора. Закрепить умение определять по сигналу светофора направление движения пешеходов.

3. Дидактическая игра «Дорожные знаки». Цель: Закрепить знания о правилах поведения на улице. Вспомнить дорожные знаки «Пешеходный переход», «Будь осторожен».

4. Продуктивная деятельность «Дорожные знаки» (Аппликация). Цель: Уточнить знания о дорожных знаках и светофоре. С помощью приемов аппликации изготовить знаки для игры «Дорожное движение».

5. Сюжетно - ролевая игра «Дорожное движение». Цель: Учить переносись полученные знания в игровые действия. Уточнить знания о видах транспорта (грузовой, легковой, пассажирский). Воспитывать коммуникативные качества.

6. Экскурсия на площадку «Дорожное движение». Цель: Уточнить представления о правилах дорожного движения для пешеходов. Рассмотреть предупреждающие и запрещающие знаки.

7. Беседа с сотрудником ГИБДД. Цель:Познакомить с работой сотрудников ГИБДД, закрепить представление об опасности дорог.

Материал: Костюм Буратино либо игрушка Буратино.

Вводная часть:

Во время свободной деятельности детей, их внимание привлекается к появлению в групповой комнате Буратино (можно использовать игрушку).

Воспитатель : Ребята, кто это?

Откуда он к нам пришел?

Давайте сядем на стульчики и послушаем, что он хочет нам сказать.

Оказывается. Буратино пришел к нам не с пустыми руками, он принес письмо от папы Карло. Вы хотите его прочесть? Ну, тогда слушайте: «Здравствуйте дорогие ребята. Я специально отправил Буратино в ваш детский сад, так как знаю, что вы дети умные, послушные, хорошо знаете правила дорожного движения, а Буратино - озорник и проказник, но он хочет стать таким же, как вы. Для этого эму нужно попасть в школу. Покажите ему, пожалуйста, дорогу до школы и научите вести себя при таком далеком путешествии».

Воспитатель : Вот такое письмо. Ребята о чем просит в своем письме папа Карло? Мы сможем выполнить его просьбу?

Ну что же, тогда места, чтобы не мешать движению транспорта и не подвергать свою жизнь опасности собираемся и отправляемся в путь.

Ход экскурсии:

Выйдя за территорию детского сада. Буратино зовет детей выйти на дорогу.

Смотрите сколько здесь места, идите скорее сюда!

Воспитатель :

Ребята, разве можно ходить по дороге?

Почему нельзя? (По дороге едут машины).

А мы кто? (Пешеходы).

Где двигаются пешеходы? (По тротуару).

По какой сторону тротуара мы с нами пойдем? (По правой).

Буратино, тебе все понятно? Мы - пешеходы. А пешеходы, чтобы не мешать движению машин, ходят только по тротуару, придерживай правой стороны. Ну что же, ребята, отправляемся в путь!

По пути обратить внимание детей и Буратино на то, что транспорт двигается на дороге по правой стороне на встречу друг другу.

Буратино : А почему все машины разные?

Вместе с детьми выясняем, что существуют различные виды транспорта (грузовой, легковой, пассажирский), а людей которые сидят за рулем машин называют водителями.

Подошли к перекрестку.

Воспитатель : Ребята и ты Буратино, послушайте, пожалуйста, мы с вами подошли к перекрестку. Перекрестком называют пересечение нескольких дорог и движение транспорта здесь очень оживленное. Давайте познакомимся с правилами перехода через дорогу на перекрестке. Ни в коем случае нельзя переходить улицу наискосок, а как необходимо двигаться? (прямо).

Буратино интересуется у воспитателя, что это за разноцветные огоньки горят на той стороне улицы? Выясняем, что это светофор.

Воспитатель : О чем, рассказывают разные цвета светофора? (Красный - стоять, Желтый - внимание, Зеленый - можно идти).

Сейчас мы с вами дождемся зеленого сигнала светофора и начнем переходить через улицу по специально размеченной полосе, которая называется пешеходный переход. Вы знаете, как необходимо нести себя при переходе через дорогу? Расскажите об этом Буратино (быть внимательным, не торопиться, не бегать, не вести беседы друг с другом).

Переходят через улицу. Воспитатель хвалит детей и Буратино за внимательность.

Буратино : А, если я захочу перейти на другую сторону дороги, а светофора нет? Дети объясняют ему, что и в этом случае, нужно найти на обочине дороги специальный знак «Пешеходный переход», посмотреть налево, убедиться, что рядом нет машин, дойти до середины дороги, посмотреть на право и продолжить путь. Но маленьким детям, это можно делать, только в сопровождении взрослых.

Воспитатель : Какое главное правило для детей мы с вами еще не вспомнили? (Играть, кататься на велосипедах, самокатах и роликах можно только и строго отведенных для этого жизнь опасности).

Воспитатель : Буратино вот мы и дошли, это большое здание и есть школа, именно сюда тебе нужно было попасть. Но прежде чем, попрощаться, давай вместе с ребятами вспомни все правила, о которых мы говорили во время прогулки:

1 - правила для пешеходов;

2- правила перехода через дорогу;

3- о местах для детских игр.

Мы были очень рады помочь тебе Буратино, до свидания, нам с ребятами пора возвращаться в детский сад!

Воспитатель Коротина Ирина Павловна

(Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, разработка направлена на воспитание любви и уважения к родному краю, популяризация экологических знаний среди детей, привлечение их к природоохранной деятельности).

Задачи:

Образовательные:

  • Учить детей правильному поведению в природной среде.
  • Расширить представления детей о птицах и систематизировать их знания о жизненных проявлениях птиц в зимнее время года (питание, повадки).
  • Привлечь внимание детей к проблеме подкормки птиц зимой.

Развивающие:

  • Развитие у детей практической деятельности по охране и защите птиц.
  • Развитие у детей живого интереса, любознательности, речевой деятельности.
  • Развитие творческих способностей и изобразительной деятельности в семейных условиях.

Воспитательные:

  • Воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям.
  • Воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия.
  • Воспитание потребности в выражении эмоциональных переживаний в художественном творчестве.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование и материалы: кормушки для птиц, корм для птиц, письмо от птиц, картинки с изображениями птиц, буклет с мастер- классом по рисованию птицы.

Предварительная работа: подбор познавательного материала о птицах, их жизненных проявлениях в зимнее время года (питании, повадках); рассматривание иллюстраций зимующих птиц; чтение стихов о птицах; конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц.

  1. Организационный момент (в ДОУ).

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло необычное письмо. Смотрите, оно все в птичьих перышках. Как вы думаете, кто его написал? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте скорее, его прочитаем. Быть может, нашим пернатым друзьям нужна срочная помощь. (Воспитатель читает письмо).

Воспитатель: Вы готовы спасти от голода птиц, оставшихся в нашем городе на зимовку? (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда давайте поспешим. Но сначала нам нужно вспомнить правила поведения в парке, иначе мы своим шумом распугаем птиц и не сумеем им помочь. (Дети называют правила поведения в лесной зоне).

Воспитатель: А теперь займите свои места в автобусе. Помните, что нужно быть осторожными и вежливыми. (Автобус с воспитателем и детьми выезжает к месту экскурсии).

  1. Основная часть (В ПАРКЕ).

Воспитатель: Кажется, мы прибыли на место, указанное птицами в письме. Ребята,

  • Почему именно сейчас птицы попросили нашей помощи? Наступила зима.
  • Почему летом и осенью они не нуждались в нас? Были ягоды, семена и др. корм.
  • Чем опасна зима для птиц? Они могут умереть от голода и холода.
  • Что приготовили дети и родители нашего детского сада, чтобы спасти пернатых друзей от голода? Кормушки, корм.
  • Где мы должны разместить наши кормушки? На деревьях, как можно выше.

Воспитатель (подходит к одному из деревьев): Давайте выберем дерево и разместим на нем нашу первую кормушку. Ребята, посмотрите, какое высокое дерево! Потрогайте. Чувствуете, какая шершавая и твердая у него кора?! Как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель: (Прикладывает руку к дереву, как-будто «читает его мысли»). Ребята, тише. Мне кажется, это дерево хочет нам что-то рассказать. Это дерево рассказало мне о том, что оно служит домом для маленькой птички, а какой вы угадаете сами:

Он на дереве сидит,

Чик-чирик всем говорит,

Очень любит угощенье,

Просо, зёрнышки, печенье.

Прыгает, а не идёт,

Рядом с нами он живёт,

Угадайте поскорей,

Кто же это?.. (Воробей)

Воспитатель (Незаметно достает картинку воробья): Ой, смотрите, а вот и воробушек! Давайте опишем его. Как он выглядит? (Дети описывают воробья).

Давайте отдадим воробышку одну из наших кормушек. Тем более что один воробей никогда не обедает. Овес, пшено, просо, хлебные крошки – это любимое лакомство воробья. Сейчас мы насыплем ему корма, сначала он попробует сам, а потом, когда убедится, что это вкусно, непременно позовет других воробьев. Когда воробьи пообедают, они сядут на дереве в стайку, распушат свои перышки и будут греться друг об друга. Ведь в холодную погоду они мало двигаются и стараются не чирикать. Издалека они будут похожи на большой пушистый комок. (Насыпают корм в кормушку для воробьев).

Воспитатель (Подходит к другому дереву) : А как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель (Прикладывает руку к стволу, как-будто «читает его мысли»): Здесь обедает другая птица. Послушайте и отгадайте, какая:

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня …(Синичка)

Воспитатель: Правильно, это синичка (незаметно достает картинку синички). Смотрите, и она прилетела в нашу столовую! Какая она красавица! Давайте скажем ей комплименты! (Дети описывают синичку, говоря ей комплименты).

Воспитатель: Ребята, пора накормить синичку! Скорее разместим здесь ее кормушку и дадим ей корм (размещают кормушку). Она очень любит семена подсолнечника, лебеды, полыни, конопли и конского щавеля. А еще она с удовольствием клюет овес и хлебные крошки. Но по-настоящему вкусным считает синичка, обычное несоленое сало и сырое мясо. А вот чем нельзя кормить эту птицу, так это черным хлебом. Он содержит большое количество дрожжей, которые вызывают процесс брожения в желудке маленькой помощницы. Если синица съест хоть маленький кусочек черного хлеба, она погибнет. (Насыпают корм для синицы).

Воспитатель (Подходит к другому дереву ): А как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель Сейчас оно расскажет нам, кто его облюбовал и сделал своим домом. Послушайте и отгадайте, что за птица здесь живет:

Скрипит, свистит, но так поёт,

Весной покоя не даёт,

Кафтанчик красненький на нём,

Зовётся птица …(Снегирём).

Воспитатель (незаметно достает картинку снегиря ): А вот и снегирь! А давайте, закроем глаза и представим, что сюда прилетела стайка снегирей, в которой пять птиц. Давайте их посчитаем. Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей! Молодцы! Пришло время угостить этих необыкновенно красивых птиц (размещают кормушку).

Воспитатель: А угостим мы снегирей ягодой. Они очень ее любят. Еще они объедают калину и рябину, клюют семена дыни и тыквы. Вот прилетят в эту кормушку снегири, пообедают небольшой стайкой и снова улетят туда, где много деревьев, чтобы оставаться незамеченными. Ведь если кто-то из них попадет в беду, остальные его не бросят, и будут спасать, рискуя собой. А еще эти птицы любят подражать пению других птиц, очень часто они передразнивают своих пернатых собратьев. (Насыпают корм для снегирей).

Воспитатель (Подходит к другому дереву): А как называется это дерево? (Ответы детей).

Воспитатель (Прикладывает руку стволу, как-будто «читает его мысли»): Давайте узнаем, чей это домик? А вот и загадка:

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка … (Дятел).

Воспитатель (незаметно достает картинку снегиря): Правильно, это дятел. А вот и он! Знаете, до сих пор ученые не могут понять, почему одни дятлы улетают в теплые края, а другие готовят дупла и остаются зимовать.

Дупло они не выдалбливают, а находят старое, трухлявое дерево и очень просто вырывают в нем дупло. Но, как и другим птицам, зимой дятлу тяжело найти себе пропитание. Ведь он питается личинками короеда, который живет в коре дерева и лесными ягодами. Зимой всего этого нет, и дятел с удовольствием употребляет в пищу еловые и сосновые семена. А еще, как и синичка, он любит сырое несоленое сало. Если во время обеда к нему прилетит другая птица, он не станет ее прогонять, а наоборот поделится. Давайте насыплем ему угощения и поспешим уйти, чтобы он скорее приступил к обеду. (Насыпают корм для дятла).

Воспитатель (прислушиваясь): Мне кажется, что где-то далеко я слышу странные звуки: «Кар-кар! Кар-кар!». Кто их издает, ребята? (Ответы детей).

Воспитатель: Да. Это ворона. Сейчас она летает где-то далеко, ищет мусорную свалку, чтобы там пообедать. Вот наестся она там, а остальную найденную пищу припрячет, запомнит это место, а потом, когда проголодается, вернется и доест то, что спрятала. Сюда она не прилетит до самого вечера. Когда придет время сна, ворона вернется в парк и сядет на свое любимое дерево. Она его запомнила и уже никогда не перепутает.

Ребята, а про какую городскую птицу мы забыли? Кто во дворе дома слетается к нам целыми стаями? Кто любит семечки и хлеб? Кто живет под крышами наших домов? (Ответы детей).

Воспитатель: Верно. Это голуби. Вы, наверное, очень удивитесь, но эти птицы, как и вороны, любят мусорные свалки, так как на них много пищевых отходов, выброшенных человеком. Но, конечно, самым главным лакомством для них являются семена подсолнечника, дыни, тыквы, а также зерно. Давайте, разбросаем немного корма прямо на земле. Прилетят уставшие птицы сюда на ночевку, а здесь их ожидает вкусный ужин. (Насыпают корм для ворон и голубей).

Воспитатель: А теперь давайте пообещаем, что никогда не обидим живую природу, будем заботиться о ней и беречь! (Хором произносят слово «Обещаем!»). Никогда не забывайте об этом обещании! Пришла пора прощаться с живой природой, которая раскрыла нам сегодня столько тайн о птицах. Давайте скажем ей: «Спасибо! И до свидания!». (Дети прощаются с природой).

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (В АВТОБУСЕ).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы сегодня сделали доброе дело? В чем оно выразилось? А каким птицам мы сегодня помогли? Что интересного о них вы запомнили? (Высказывания детей).

Воспитатель: На память о нашей экскурсии я подарю вам буклеты, из которых вы узнаете, как легко нарисовать птицу. Если вы внимательно изучите их, то даже без помощи взрослых очень быстро и красиво нарисуете наших пернатых друзей. (Воспитатель раздает детям буклеты).

Название: Экологическая экскурсия для детей подготовительной к школе группы «Каждой пичужке по кормушке!»
Номинация: Методические разработки для специалистов ДОУ / Педагогу по ИЗО


Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Детский сад №50»
Месторасположение: г. Ачинск, Красноярский край.

Что еще почитать