Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию Наша дружная семья (подготовительная группа). Конспект тематического занятия «Моя семья» (подготовительная группа)

Задачи:

Приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в условиях ДОУ;

Укрепление детско-родительских отношений;

Способствовать воспитанию взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу;

Помогать становлению нравственных представлений о внутрисемейных отношениях, сплачивать детей и родителей.

Место проведения : музыкальный зал.

Участники : ведущий, дети и родители.

Родители с детьми входят зал и берут билетики: красные и зеленые, с помощью которых они разделяются на команды

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Добрый вечер ребята!

Рада приветствовать вас нашем семейном развлечении «Наша дружная семья»

Сегодня наша программа посвящена всем вам: пожилым и молодым, взрослым и детям!

Мы собрались здесь, чтобы еще раз рассказать всем, какие дружные семьи у наших ребят и какие дружные мы все вместе с вами.

А. чтобы это подтвердить, мы проведем несколько конкурсов.

У нас есть две команды, предлагаю вам придумать им названия.

(ведущая называет участников команд и выбирает капитанов)

Вот и познакомились. Теперь я хочу представить вам жюри, которое будет оценивать все конкурсы и определять победителей.

1. Кандалинцева Татьяна Александровна.

2. Деряжная Татьяна Александровна

3. Клетнева Мария Юрьевна.

Игра – веселая спутница всей нашей жизни. Ведь любую новую жизненную роль, любые затруднительные действия лучше всего начать осваивать « играючи», благодаря этому и результат лучше.

Предлагаю всем поиграть в игру. Это наш первый конкурс

Под музыку обе команды играют в игру «кто первый сядет на стул» ?

Жюри оценивает.

Конкурс «Доскажи пословицу о семье»

Когда семья вместе, и …. (душа на месте)

Дом вести – не …. (руками трясти)

Дети не в тягость, а …. (в радость)

Семейные не лады …. (доведут до беды)

Ведущая: жюри оценивает выступление, а мы со зрителями поиграем.

Активные зрители получают баллы, которые они потом могут подарить своей любимой команде.

(ведущая называет отрицательные слова, дети заменяют положительными)

Игра «Замени слово»

Зло (добро)

Обман (правда)

Грубость (вежливость)

Ненависть (любовь)

Молодцы, ребята! Эти слова волшебные.

Когда в семье царят добро, правда, вежливость и любовь к друг другу, она крепкая и благополучная.

(Ведущая предлагает по 1-2 балла командам)

3 конкурс

Каждой команде предлагается по две пословице (текст на карточке)

Нужно показать свою пословицу пантомимой.

Семеро одного не ждут.

Не рой другому яму, сам в нее попадешь.

Смеется тот, кто смеется последний.

Дареному коню в зубы не смотрят.

Ведущая. Жюри считает баллы, а мы смотрим танец в исполнении наших детей « Губки бантиком».

Танец «Губки бантиком»

Следующий конкурс «Что нам стоит дом построить»

Перед вами мольберты. На чистый лист бумаги.

А около вас маркеры. По сигналу вы должны взять маркер, добежать до мольберта и нарисовать одну деталь дома, затем бежать к своей команде и передать маркер следующему игроку. И так до тех пор, пока не будет нарисован ваш дом. Победит та команда, которая нарисует его быстро и по возможности красиво. Участвуют все члены команды.

Ведущая хвалит участников.

А пока жюри подводит итог у нас музыкальная пауза.

Подведение итога.

Следующий конкурс очень прост называется он «Угадай сказку»

В конкурсе зачитывается описание сказки. А участники должны угадать ее название. Отвечает по очереди каждая команда. Если команда не знает - вопрос переходит к соперникам.

Послушал лисьего совета

Сидел на на речке до рассвета.

Рыбешки, правда не поймал,

Лишь хвост, бедняга потерял.

(«Волк и лиса»)

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

Как зовут мальчика, которому нужно было из льдинок сложить слово «вечнось»? (кай)

Как называется сказка, в которой благодаря дружной работе всей семьи удалось убрать большой урожай («Репка»)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?

(«Теремок»)

Вы очень ловко справились с заданиями! Молодцы!

А сейчас поиграют дети.

«Урок вежливости» Участники дети. Отвечаем хором.

Необходимо продолжить:

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…. (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитий

Говорит при встрече …. (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (простите пожалуйста)

И во Франции и в Дании

На прощанье говорят… (до свидания)

Молодцы!

А сейчас последний конкурс «Моя танцевальная семья»

Ребята, приглашают своих родителей на танец в круг.

Все исполняют танец маленьких утят.

Ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча! В игре участвовали самые смелые, ловкие умелые!

По мнению жюри победила дружба.

Молодцы кто играл.

Сегодня вы узнали о главных семейных сокровищах.

Это совместный труд, отдых, занятия спортом.

Главное, чем бы вы не занимались вы всегда были вместе.

Как в каждой сказке, в конце пути нас ждет награда. Награда ваши знания и хорошее настроение. Теперь вы знаете много игр, пословиц, которые помогут вам дома в кругу семьи не только тренировать внимание, но и уделять друг другу больше внимания!

А сейчас приглашаю участников в группу где нас ждет праздничный стол.

Провела: воспитатель высшей категории Николаева Любовь Борисовна.

МБДОУ детский сад №42 «Солнышко» п Свердловский Щелковского района, Московской области.

Задачи:

  • формировать убеждения о важности семьи, о роли семьи в жизни человека, представление о важности каждого члена семьи
  • Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
  • помочь установить эмоционально-тактильный доверительный контакт друг с другом родителей и детей
  • расширять у детей двигательный опыт, развивая функциональные системы, координацию движений, ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость, выносливость
  • способствовать эмоциональному сближению взрослого и ребёнка, созданию доброжелательной атмосферы общности интересов сотрудников, родителей и воспитанников.

Звучит песня «Гимн семьи» -участники входят в зал и рассаживаются на свои места.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые родители и все присутствующие.

Мы рады приветствовать вас на нашем конкурсе «Самая дружная семья» .

ЛБ: Семья –это счастье, любовь и удача.
Семья –это летом поездки на дачу.
Даша: семья- это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты,

Свят: Семья-это труд, о друге забота
Семья-это много домашней работы.
Л.Б. Семья-это важно, Семья-это сложно.
Но счастливо жить одному невозможно.

Даша: Всегда будтье вместе, любовь берегите.
Обиды и ссоры подальше гоните.
Свят: Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
Все: какая хорошая эта семья!

Ведущий: У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы не были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом и уютом.

Даша: Помните, дом –это не только крыша над головой. Это твоя семья, самые близкие тебе люди: мама,папа, бабушка, дедушка, брат, сестра..

Свят: Семья -это наша пристань, наша крепость, она может защитить нас от всех невзгод и дать новые силы

Ведущий: А сейчас мы познакомимся с главными героями нашего конкурса. Это наши семьи. Наши участники готовы выступить, показать себя. А болельщики готовы?. И так, мы начинаем!

  1. Семья Анциферовых
  2. Семья Соловьевых
  3. Семья Филатовых.
  4. Семья Шаталенковых.
  5. Семья Калугиных.

Разрешите представить жюри нашего конкурса:

Методист детского сада: Таисия Ивановна

Муз Рук: Инна Владимировна.

Инструктор по плаванию: Алла Николаевна

1 конкурс «Представление семьи» .

В этом конкурсе участникам необходимо как можно ярче представить свою семью. Жюри оценивает творческую находчивость, искусство представления каждой семьи.

Название команды, девиз, герб семьи.

Разминка «Паравоз»

К нам приехал паровоз
-Что с собою он привез?
-Он устал, он глух и нем.
-Он привез подарок с чем?

С топотушками (топают)
_с хлопушками (хлопают) и т д

Слово жюри.

2 конкурс: «Книга в семье»

Проверим, как вы внимательно читаете детям сказки. Этот конкурс только для родителей.

1. В гости к бабушке пошла
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил.
Обманул и проглотил. (Кр шапочка. Шарь Перро)

2. Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет. (Федорино горе. К. И Чуковский)

3. И зайчонок и волчица
Все бегут к нему лечиться. (Доктор Айболит К.И Чук)
4. Уплетая калачи.
Едет парень на печи.

Прокатился по деревне.

И женился на царевне. (р. н. с По щучьему веленью)

5. Эта девочка малышка-в белой лилии спала

Ее ночью злая жаба к себе в болото унесла. (Г-Х АндерсенДюймовочка)

6. Но однажды корнеплод

Все тянули-градом пот

Мышь мала, но все ж она вырвать овощ помогла (р н с Репка)

7. Мы себе построим дом.
Будем жить мы дружно в нем
Не боимся волка мы
Мы втроем и мы сильны. (англ народная сказка Три поросенка)

8. А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой бабарихой
Извести ее хотят. перенять гонца велят
(Пушкин. О Царе Салтане)

9. Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом. (р. н. с «Волк и семеро козлят» )

10. Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать. а ее и след простыл. Целую ночь провозился волк у проруби, не мог вытащить хвост. (Лиса и волк р н сказка)

Для детей перевертыши. Дети должны найти ошибки.

Волк и семеро ягнят (козлят)
-Петушок и гороховое зернышко (Бобовое)
-Утки –лебеди (Гуси –лебеди)
-По рыбьему веленью (по щучьему веленью)

Девочка и лиса (девочка и лиса) .

3. Конкурс «Улыбка семейного счастья»

Надуть воздушный шарик (папа) , повязать на него платочек (мама) и нарисовать улыбку, глазки, носик (ребенок) . И выстроиться в ряд. Кто быстрее.

Ведущий: У мамы самое доброе сердце. самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. В верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям. А папа надежда и опора семьи. Папа готов совершить подвиг ради своего ребенка. И вы сейчас увидите этот подвиг: наши папы согласились станцевать со своими дочками.

Танец ОТЕЦ и ДОЧЬ.

4 Конкурс «ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ»

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Сколько всего башен Кремля? (20) Самая Высокая? (Троицкая)
-Самая старая башня Кремля? (Тайнинская)
-Самая молодая башна? (Царская)
-Самая низкая башня Кремля? (Кутафья)

Самая главная башня Кремля (Спасская)
-Самое быстрое животное в мире? (Гепард)
-Самое сильное насекомое? (муравей)
-Птицы, которые улетают на юг по одиночке (Кукушка, зарянка)

Когда рождаются медвежата? (февраль
-Чем питается еж? (мышатами, червячками, улитками)
-Самая большая планета? (Юпитер)
-Спутники Марса? (Фобус и деймос)

Планета, названная в честь Бога войны? (Марс)
-Планета названная в честь Бога любви и красоты? (Венера)
-Сколько всего планет твердой формы?
-Самый большой океан? (Тихий)

Кто доказал что Земля Круглая? (МАГелан)
-Самый маленький материк? (Австралия)
-Самый большой материк? (Евразия)
-Самый холодный материк? (Антарктида)

Появляется Карлсон.

Ой, решил заняться спортом, решил немного похудеть.

Ой, Карлсон вот и опять ты у нас в гостях. Как рады мы тебя видеть, озорной наш шалунишка.

Я Карлсон озорной, поиграйте –ка со мной.
На Улице спортивной,
Все двигаться должны
Лентяи, лежебоки, Здесь вовсе не нужны.

Ведущий: Да здесь и нет лентяев и лежебок, Карлсон. Здесь одни спортсмены.

Карлсон: Это хорошо. Спортсмены-верные друзья

И Летом и зимой
Пусть будет каждая семья
Спортивною семьей.
Прежде чем заняться спортом. давайте проведем разминку.

Спортивный танец сидя!

Поразмялись немного, а теперь за дело.

5 конкурс «Семейная эстафета» . (Проводит Карлсон)

Сейчас посмотрим, как в семье поддерживают друг друга, помогают.

Дети прыгают на мячах до определенного места. возвращаются обратно, передают эстафету маме. Мамы прыгают на скакалке. передают эстафету папе. Папы прыгают в мешке, возвращаются. Папа с мамой делают руками замок, усаживают на него ребенка, бегут до указанного места, возвращаются обратно.

Карлсон хвалит. Пока жюри подчитывает баллы. Карлсон проводит Танец «Дружба» После танца Карлсон уходит.

Слово жюри.

6 конкурс. «Что нам стоит дом построить.»

В роли строителей будут папы. Папам дается конверт с геометр фигурами. Из геометрических фигур нужно составить и склеить картинку своего дома счастья. Кто, красивее и оригинальнее. Пока папы работают, мы с детьми покажем нашу театральную деятельность. Какие мы театралы. Папам дается на постройку дома минут 79пока дети ставят сценки, а их 4). После сценок работы собираю.

1). Сценка «Бабушка и Катя» Играют Даша и Соня.

У Кати два глаза, две руки, два уха, две ноги, а нос только один, и язык один. Непонятно это Кате интересно. Пошла она к бабушке за ответом.

Бабушка, а почему у меня все по два, а нос один и язык один?

А потому моя внученька, чтоб ты больше видела, больше слышала, больше ходила, меньше болтала и нос свой курносый куда следует не совала. Поняла?

2). Сценка про Андрюшу

Где же яблоко, Андрюша?

Я уже скушал!

Ты не мыл его похоже?

Я с него очистил кожу.

А куда очистки дел?

Ах, очистки? Тоже съел!.

3) «Где ты брат, Иван?» .

Где ты брат Иван?

В горнице!

А что делаешь?

Петру помогаю!

А Петр что делает?

На печи лежит.

Эх, вы, 2 лодыря!

4) «Калоши» .

Зачем калоши обуваешь?

Я в них на улицу пойду.

Но там нет грязи, понимаешь?

Не бойся папа, я найду!

Пока жюри подводит итог по этому конкурсу мы с вами поиграем. «Наковальня» . «Строчат пулеметы» .

Слово Жюри.

7. Конкурс по художественному творчеству. «Модельер»

Все участники танцует вокруг стульев, музыка -стоп, надевают на себя вещь, пока все вещи не закончатся. Затем встают своей командой. Придумывают название своего наряда.

8. Конкурс «Интервью»

Охарактеризовать на предложенные буквы какой должна быть семья.

1команда: АБВ,

2 команда: ГДЕ

3 команда: ИКЛ

4 команда: МНО

5 команда: ПРС

8. Задание: пословицы и поговорки о доме, о семье.

  • Держись друга старого… (а дома нового)
  • В гостях хорошо… (а дома лучше)
  • Дома и… (стены помогают)
  • Мой дом… (моя крепость)
  • При солнце тепло… (а при матери добро)

Нет лучше дружка… (чем родная матушка)
Вся семья вместе, … (так и душа на месте) .
Семья без детей, что… (часы без гирьки) .
Где любовь да совет, … (там и горя нет) .

Муж без жены - … (что гусь без воды) .
На что и клад, коли… (в семье лад) .
В каждой избушке… (свои погремушки) .
Семья сильна, когда… (над ней крыша одна) . И т д.

9. «Веселые сочинялки»

Кто удачнее и быстрее сочинит стихотворение по заданной первой строке. Примерный перечень сочинялок. (Каждой команде по 2)

  • Шла корова по Луне… (Пела песню о себе.)
  • Мы спросили попугая… (Что он сделал с кружкой чая?)
  • Стрекоза на шляпу села… (Шляпа весело взлетела.)
  • Сварен суп из топора… (Вот такие, брат, дела!)
  • Листик по ветру кружился… (и на землю опустился)
  • Снеговик глаза открыл… (нас увидел, все забыл)
  • Буратино -длинный нос… (весь сосульками оброс) .
  • Дед Мороз мешок принес.. (и обратно все унес)
  • Ежик, ежик, мой дружок.. (поиграй со мной в рожок, сколько. стоит пирожок.)
  • Л,Б, играет … (и за нами наблюдает)

Пока жюри подводит итог мы с вами поиграем.

Игры: «Летал летал воробей» , «Ива Плакучая» , «Огонь, вода» , «Вперед четыре шага» . «Две руки» .

«У жирафа пятна, пятна» .

Вот и настал торжественный момент подведения итогов. Слово для поздравления и вручения грамот предоставляется жюри.

Цель: воспитание чувства признательности и любви к своей семье.

Задачи:

— обогащать обобщенные представления о составе семьи, нормах этикета, принятых в семье;

— стимулировать проявление познавательного интереса к явлениям истории и культуры своей семьи;

— формировать навыки проявления симпатии, любви, уважения, сочувствия по отношению к близким людям;

— способствовать развитию умений самостоятельного применения полученных знаний в игровой деятельности.

Оборудование : проектор, слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном»^ Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»), настольнопечатная игра «Правильно — неправильно», аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцков- ского), аудиопроигрыватель.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, в нашей группе проводится конкурс газет на тему «Моя дружная семья». Вам нужно будет вместе с родителями рассказать в своей газете о важных и интересных событиях, которые произошли в вашей семье, семейных правилах поведения, о том, что ценится в вашей семье. А чтобы газеты получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить все, что вы знаете о семье.

Человек рождается в семье благодаря своим родителям. Скажите, пожалуйста, ваши родители всегда были родными людьми?

Дети. Нет, не всегда.

Воспитатель . Да, ваши родители не всегда были родными людьми. Где они жили до того, как встретиться друг с другом?

Дети отвечают.

Они жили в разных семьях, иногда — в разных городах и даже в разных странах. Взрослые люди, встретившись и полюбив друг друга, женятся, вступают в брак, играют свадьбу. Как их называют до свадьбы?

Дети . Женихом и невестой.

Воспитатель . Как их называют после свадьбы?

Дети. Мужем и женой.

Воспитатель . Что такое свадьба?

Дети . Это праздник, в этот день жених и невеста надевают свадебные наряды, женятся.

Воспитатель. Свадьба — обычай, благодаря которому люди соединяют свои судьбы навсегда. В день свадьбы жених и невеста обмениваются кольцами в знак любви и верности, надевают специальный свадебный наряд. Как вы думаете, в газетах, которые вы будете делать вместе со своими родителями, нужно рассказать о свадьбе родителей?

Дети . Да.

Воспитатель . Я согласна с вами, потому что этот день служит началом совместной жизни двух людей и во многих семьях его отмечают каждый год. О каких еще интересных событиях, которые происходят в жизни семьи, вы можете рассказать в своих газетах?

Дети . О дне знакомства родителей, о днях рождения: своем, сестры, брата.

Воспитатель . Ребята, в газетах нужно будет рассказать не только об интересных событиях, но и о правилах поведения, поступках, которые ценятся в вашей семье. И чтобы рассказы получились интересными, предлагаю сегодня вспомнить о том, что такое семья.

Воспитатель привлекает внимание детей к экрану проектора, на котором демонстрируются слайды с репродукциями картин (А. Ван Дейк «Семейный портрет», Я. Колокольников-Воронин «Автопортрет с женой и сыном», Ю. Кугач «В субботу», неизвестный художник «Портрет семьи Затолокиных», 3. Серебрякова «Автопортрет с дочерьми», И. Хомутова «Семья»).

Что объединяет все эти картины? Кто изображен на них?

Дети . На этих картинах изображены семьи.

Воспитатель . Почему вы решили, что на картинах изображены семьи, они ведь такие разные?

Дети. На картинах нарисованы родители и дети: мамы, папы, дочери, сыновья. Здесь есть картина, на которой изображены дедушка, бабушка, папа, мама и дети.

Воспитатель . Да, ребята, в семье бывает много людей, родственников. Слово «семья» состоит из двух частей — «семь» и «я». Семья — это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга. Как художникам удалось передать их любовь, нежность, заботу?

Дети . Родители ласково обнимают детей, у всех очень добрые лица, они вместе отдыхают, вместе делают домашние дела.

Воспитатель. В семье все любят друг друга, а это значит, что все делают так, чтобы другому человеку было хорошо: радуются при встрече, скучают, когда надолго расстаются, вместе переживают успехи и неудачи. Вместе делают домашние дела, отдыхают. Вы правильно сказали, что любовь родителей к своим детям проявляется в их заботе. А как дети могут выразить свою любовь к старшим?

Дети . Они могут быть послушными, внимательными, помогать, не капризничать.

Воспитатель. К сожалению, не каждый человек может показать, что он любит своих родственников, а ведь им это очень приятно. Послушайте стихотворение о мальчике, который любит своих родных и умеет выразить свою любовь.

Ребенок читает стихотворение С. Погореловского «Попробуй волшебником стать».

Ребята, кто из вас умеет превращаться дома в такого же доброго волшебника, как этот мальчик?

Дети отвечают.

Ребята, ваши мамы любят, когда вы их радуете? А вы часто их радуете?

Дети отвечают.

А как поступает мама, когда вы болеете?

Дети. Дает лекарство, покупает что-нибудь вкусненькое, говорит нам добрые и ласковые слова.

Воспитатель . А что вы делаете, если болеет мама? Или сестренка, или бабушка?

Дети отвечают.

Наверно, вам всем знакомо стихотворение «Посидим в тишине», которое написала Елена Благинина. Но я хочу, чтобы вы послушали его еще разок и ответили: кто из вас поступает так, как поступила эта девочка.

Ребенок читает стихотворение.

А можете ли вы заметить, что у мамы грустные глаза? Или только мама может заметить, что вы устали или приболели?

Дети отвечают.

Все маленькие дети очень часто плачут. Вот так, наверное, и вы, когда были маленькими, тоже часто плакали. А мамы вас утешали, успокаивали, да? А как они это делали? Что они вам говорили?

Дети отвечают.

И вот вы подросли. Можете ли вы утешить, успокоить свою маму, когда заметите, что в ее глазах блеснули слезинки? Как вы поступите? Сейчас, ребята, я открою вам один секрет: я знаю лекарство от грусти и слез. Оно помогает всем: и мамам, и бабушкам, и сестренкам. Я могу вам его подарить, но унесет его с собой только тот, кто запомнит его наизусть. Итак, если в доме кто-то плачет, вы ему скажите, что:

Ходит ежик во лесу,

Барабулька на носу!

Ежик ей ладошкой машет,

А она поет и пляшет!

Если хочешь, мы с тобою

Завтра тоже в лес пойдем

И такую Барабульку

Обязательно найдем!

Н. Пикулева

Только рассказывать эту прибаутку нужно радостным голосом. Очень важно, когда человек видит настроение другого, может сообщить о своем состоянии и его правильно поймут. Чтобы в семье жили дружно, все выполняют правила. Давайте вспомним поведения детей в семье.

Игра «Правильно — неправильно»

Воспитатель предлагает ребенку выбрать картинки, на которых изображены правила культурного поведения ребенка в семье: следит за тем, чтобы быть чистым и опрятным (стирает одежду, чистит обувь, умывается, принимает душ), следит за порядком (вовремя убирает игрушки, помогает убрать посуду).

Воспитатель. А еще какие правила культурного поведения в семье вы знаете?

Дети. Желать всем доброго утра и спокойной ночи.

Воспитатель . Почему нужно выполнять эти правила?

Дети . Чтобы у всех было хорошее настроение, ведь людям приятно слышать такие слова. Очень важно, чтобы в семье всем было хорошо и уютно.

Воспитатель. Ребята, а как в ваших семьях узнают что-то новое?

Дети. Читают книги, газеты, смотрят фильмы.

Воспитатель . Все верно, чтобы узнавать новое, родители покупают книги, газеты, читают их вместе с детьми, смотрят фильмы. А что делают в семье для того, чтобы научиться видеть красивое?

Дети . Слушают музыку, украшают дом цветами.

Воспитатель. Да, ребята, чтобы научиться видеть красивое, в семье слушают музыку, покупают картины, украшают свой дом цветами. Как в вашей семье заботятся о том, чтобы все были здоровыми?

Дети . Делают зарядку, занимаются спортом, летом купаются в речке, загорают, плавают в бассейне.

Воспитатель . Чтобы беречь свое здоровье, в семье занимаются спортом, делают зарядку, проводят выходные дни на природе, закаляются, посещают бассейн. Вот мы и вспомнили о том, что в крепкой дружной семье люди берегут друг друга, поступают так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Какие пословицы, поговорки вы знаете о таких семьях?

Дети . «Вся семья вместе, так и душа на месте», «В недружной семье добра не бывает», «Коли в семье лад, не нужен и клад», «Семья ладом полна».

Воспитатель . Молодцы, ребята, интересные рассказы придумали о своих семьях, много пословиц, стихов вспомнили! Я думаю, что у вас получатся замечательные газеты о семьях. Сегодняшнее занятие мне хочется закончить замечательной песней Ю. Антонова о дружных семьях.

Звучит аудиозапись песни «Под крышей дома твоего» (муз. Ю. Антонова, сл. М. Пляцковского).

План конспект

о бразовательной

д еятельности по окружающему миру в подготовительной группе

«Вместе дружная семья»

Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

Задачи:

Образовательные

1. Обогащать и активизировать словарь детей по тете «Семья».

2. Закреплять умение составлять рассказы о семье по сюжетной картине, по пред-ставлению.

3. Активизировать в речи прилагательные.

4. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие

1. Развивать связную речь, умение грамотно отвечать на поставленные вопросы.

2. Стимулировать развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные

1. Воспитывать интерес к истории своей семьи и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

2. Формировать в детях чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.

3. Воспитывать коммуникативные навыки.

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Социально-личностное развитие

Ведущая образовательная область:

Коммуникация

Предшествующая работа:

 Чтение русских народных сказок: «Снегурочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Морозко».

 Рисование: «Моя семья», «Гуляем всей семьей», «Мой брат (сестра)».

 Составление рассказов: «Однажды вечером», «За обеденным столом», «Наша дружная семья».

 Изготовление плаката «Вместе мы одна семья».

 Изготовление фотоальбома «Вот такие мы»

 Конкурс «Лучшая книга о семье».

 Изготовление Генеалогического древа.

 Изготовление стен-газеты «Веселая семейка»

 Изготовления герба семьи.

 Дидактические игры: «Какой, какая?», «Назови ласково», «Кто старше, кто младше?», «Чей, чья, чье?».

 Беседы: по сюжетной картине «Семья», «Когда огорчается мама».

 Разучивание стихов, поговорок пословиц о семье.

Оборудование:

 мультимедийный проектор;

 картинки с изображением женщин, мужчин;

 картинки с изображением членов семьи;

 цветок;

 корзинка;

 одноразовые стаканчики;

 стеклянные шарики;

 пирамидка;

 рисунки родителей.

Ход ОД

Воспитатель: Приглашаю всех детей в студию на передачу «Вместе дружная семья». У нас в студии уже много собралось зрителей. Ребята, занимайте5 места поудобнее. И начинаем.

Добрый день! Начинаем нашу передачу, и я ее ведущая А. М. приветствую всех гостей. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, дети д\с «Сказочная страна», подготовительной группы «Подсолнушки» г. Краснодар. Они пришли сегодня для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и блики людях.

(Раздается шум, появляется Карлсон)

Карлсон: Ну вот, так и знал, я, как всегда опять опоздал! Все началось уже без меня.

Воспитатель: Да кто ты такой? Столько шума от тебя!

Корлсон: Я Карлсон, который живет на крыше.

Воспитатель: Вот здорово, что ты прилетел к нам на передачу! А называется она «Вместе дружная семья». Думаю, что тебе будет интересно.

Карлсон: Постойте, минуточку. А что это такое СЕМЬЯ? Я в первый раз слышу это слово.

: Ну, раз так, то занимай место и сейчас сам все поймешь. А мы с вами ребята объясним нашему гостю, что такое СЕМЬЯ.

(Карлсон садится с детьми)

Воспитатель:

Говорят, что в старину

Так оно и было.

Много братьев и сестер

Весело дружило.

Вместе пили молоко, вместе ели сушки.

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

Сегодня мы хотим рассказать тебе дорогой Карлсон о самом главном, что есть на земле – о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Дети, что обозначает слово СЕМЬЯ?

Дети: Семья-это семь раз Я, значит мы повторяемся в своей семье 7 раз.

Карлсон: Ух, ты! А как это?

Дети: 1-прадедУшка, 2 – прабабушка, 3 – дедушка, 4 – бабушка, 5 – папа, 6 – мама, 7 – это я сам. Вот так и получилось 7 раз я, а это значит моя семья.

Карлсон: Вы что, все на одно лицо?

Дети: Нет, просто бывает так, что глаза у ребенка как у его дедушки, походка как у папы, волосы как у мамы, а улыбка бабушкина.

Карлсон: Теперь немного понятно. Я слышал недавно слово родственники. А вы не знаете, кого называют родственниками?

Дети: Родственниками называют близких по родству людей: это бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры…

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что означает слово РОД?

Дети : Род – это одна большая семья.

Воспитатель : Кто считается старшим по возрасту членом семьи: бабушка, дедушка или прабабушка, прадедушка?

Дети: Старшими считаются прабабушка и прадедушка.

Карлсон: Это почему?

Дети: Потому, что они дольше всех прожили, к ним можно обратиться за советом.

Воспитатель: Попробуем представить род человеческий в виде этих колец (пирамидка из 5-ти колец).

Логопед предлагает ребенку надеть на стержень пирамидки самое большое кольцо.

Это прабабушка и прадедушка. Как мы назовем следующее по размеру кольцо?

Дети: Дедушка и бабушка. (и так нанизать все кольца пирамидки)

Воспитатель: У нас с вами получилась пирамидка. На чем держится стержень пирамидки?

Дети: На самом большом кольце – это прабабушка и прадедушка.

Воспитатель: Многие люди знают историю своего рода. А те, кто дорожит своим родом, помнит обо всех родственниках, они берегут свои семейные альбомы и даже создают генеалогические деревья своей родословной. Вот и вы ребята тоже дома с родителями сделали такие деревья. Поделитесь с нами и скажите:

Сколько человек в вашей семье?

Назови всех членов вашей семьи.

Кто самый младший, кто самый старший в семье?

Назови фамилию, имя, отчество каждого члена семьи. (4-5 детей)

Карлсон: Что-то немного скучновато стало. Давайте немного поиграем.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «От младенца до старика» или «Собери цепочку».

На картинках изображены женщины и мужчины. Вам необходимо разложить картинки в следующей последовательности, начиная от самого рождения и до старости по порядку.

(дети работают в 2-х командах)

Карлсон: Ну, вроде бы с семьей мне все понятно. Только вот не пойму я никак, кто кому кем доводится.

Воспитатель: Сейчас мы объясним, и станет все тебе понятно.

Как называют твою маму бабушка и дедушка?

Как называют бабушку и дедушку твои родители?

Кто ты для дедушки и для бабушки?

Кто ты для мамы и для папы?

Кто для тебя мама и папа?

Карлсон: Теперь понял. Спасибо. Молодцы!

Воспитатель обращает внимание детей на красивый цветок.

Воспитатель: Дети, да этот цветок не простой, а с секретом, на его лепестках что-то написано (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, дядя, тетя, сын, дочь).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Назови ласково»

Карлсон: Ой, ребята, помогите мне еще раз. Вы же знаете, что я живу на крыше. И недавно ко мне забрались воры, но они ничего у меня не украли, а наоборот, что-то оставили. В общем, какие-то вещи. Я думаю, что эти вещи сушились на балконе, а воры их украли и спрятали у меня на крыше. А я хочу вернуть эти вещи их хозяевам. Помогите разобрать, кому они принадлежат.

В саквояже лежат вещи:

Женский шарф

Мужской шарф

Женское кольцо

Бейсболка

Воспитатель: Ну что, Карлсон, помогли тебе дети?

Карлсон: Да, спасибо вам ребята. Вы очень мне помогли. Так много рассказали мне о семье. А еще мне хотелось бы узнать, какие они, эти родственники?

Игра «Кто, какой?» - с мячом

Дети садятся в круг на ковре. Логопед прокатывает мяч каждому ребенку.

Мама какая?

Папа какой?

Дедушка какой?

Бабушка какая?

Карлсон: Все, дорогие мои дети, мне пора возвращаться домой. И я хочу раздать все вещи их владельцам. Теперь-то я знаю, кому они принадлежат. До свидания, до встречи. Я еще прилечу к вам!

(Карлсон уходит)

Воспитатель: А мы свами продолжаем нашу передачу. Ребята, в каждой семье все члены семьи выполняют разную работу по дому. Давайте назовем, что делает каждый.

Игра «Распредели обязанности»

На столе стоят одноразовые стаканчики (5 штук), на которых наклеены изображения членов семьи, коробка с стеклянн6ыми шариками. Воспитатель называет действия, а дети раскладывают камешки в тот стаканчик, кому соответствует данное действие.

Стирает

Гладит белье

Варит обед

Моет пол

Моет посуду

Пылесосит

Зарабатывает деньги

Ремонтирует бытовую технику

Делает ремонт

Стряпает пирожки

Помогает бабушке

Выносит мусор

Ходит в магазин

Ходит в детский сад

Капризничает

Воспитатель: Как много дел у взрослых, а особенно у мамы.

Вы пока еще не взрослые, но уже можете помогать и маме и бабушке и дедушке.

Я думаю, что вы это делаете.

Дети, а вы знаете пословицы о семье?

Дети: (называют пословицы)

Воспитатель: Ребята, вот картинки с изображением членов семьи. На какие группы можно поделить членов семьи?

Дети:

Взрослые и дети.

Молодые и пожилые.

Мужчины и женщины.

Воспитатель: Молодцы!

Скажите, зачем вам нужны родители? Зачем вы нужны родителям? Что должно быть в семье?

Дети:

В семье должен быть мир, благополучие, согласие, лад, счастье, достаток, уважение, забота, внимание.

Дети нужны родителям, чтоб они помогали им в старости.

Воспитатель: Встаньте в круг, предлагаю поиграть в игру «Добрые дела». Сейчас мы проверим, какие добрые дела вы делаете для своих родных.

Дети передают из рук в руки корзинку по кругу, называя добрые дела.

Полить цветы;

Мыть посуду;

Заправить свою постель;

Складывать свои вещи;

Убирать со стола;

Помочь бабушке отыскать очки;

Съесть манную кашу;

Убрать игрушки на место;

Помочь в уборке маме

Воспитатель: Русская пословица гласит: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Давайте мы будем беречь, любить свою семью, заботиться о каждом члене своей семьи. И тогда в нашей жизни будет все спокойно, благополучно и радостно.

Что бы вы хотели пожелать своей семье?

(детские пожелания)

Воспитатель:

Семья - это много счастливых минут

Семья, когда все дружно живут.

Семья, когда вместе садятся за стол,

Где любят, жалеют, прощают и ждут,

Семья это счастье, добро и уют.

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию " Наша дружная семья" (подготовительная группа)
Цель: сформировать представление детей о семье и ее членах.
Задачи:
Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата;
закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи;
Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.
Формирование первоначальных патриотических чувств.
Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2.Рассматривание семейных фотографий
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи..Оборудование: игрушка Чиполино, картинка с изображением семьи, семейные фотографии, медальоны для награждения
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это там идет?
Дети: Чиполино!
Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй Чиполино!Чиполино: Здравствуйте ребята! А я к вам пришел не с пустыми руками. Я принес картинку, вот только не могу понять, что на ней нарисовано?
Воспитатель: Не волнуйся Чиполино мы тебе сейчас расскажем что там нарисовано. Дети давайте посмотрим на картинку! Кто здесь нарисован?
Дети: Мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Как можно назвать этих людей, одним словом?
Дети: Семья
Воспитатель: Молодцы! А почему вы так решили?
Дети: Потому что они все вместе живут, любят друг друга.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом главном, что есть на земле - о семье. Что такое семья и зачем человеку нужна семья. Но сначала я предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»
Дети: Имя.
Воспитатель: Чем отличаются люди из разных семей?
Дети: Фамилией.
Воспитатель: Ребята, кто сможет представиться? (Ответы 2 – 3 детей.)
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю вас.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья.
Воспитатель: Ребята, каких родственников объединяет семья? С кем вы живете?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Семья объединяет родных: родителей, детей, дедушек, бабушек, братьев, сестёр. Это наши родственники, родня. Ребята, внимательно послушайте стихотворение, которое так и называется «Родня», написал его Яков Аким.
Мама с папой - моя родня,
Нет роднее родни у меня,
И сестренка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щетка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч сестренке, конфетка – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серега мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Все на свете ему подарю.
Воспитатель: Как вы считаете, все ли герои стихотворения являются одной семьёй? Перечислите их. (Ответы детей.)
Воспитатель: Друг Сережа, он член семьи?
Дети: Нет, он не член семьи и не родственник.
Воспитатель: Кем он приходится герою стихотворения?
Дети: Он приходится другом.
Воспитатель: Ребята, для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей.
Воспитатель: Щенок по кличке Тишка может считаться членом семьи?
Дети: Он не человек, а домашнее животное, поэтому не является роднёй герою стихотворения.
Воспитатель: Все ли семьи одинаковые или разные?
Правильно, все семьи разные: есть семьи большие, есть маленькие. И не важно, какая семья - большая или маленькая - главное, чтобы в семье были всегда мир, уважение.
Воспитатель: Ребята, родители заботятся о вас? Как проявляется их забота, что они делают?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, ребята, родители очень любят своих детей и заботятся о них.
Воспитатель: Ну а теперь давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам провести пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: А с кем вы живете?
Дети: С мамой, папой (бабашкой, дедушкой, братом, сестрой).
Воспитатель: Кем вы доводитесь маме (папе, дедушке, бабушке)?
Дети: дочкой, внучкой (сыном, внуком).
Воспитатель: Правильно! Ребята Чиполино слышал, что если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. А вы как думаете, какая это семья?
Дети: Большая.
Воспитатель: Кто живет в большой семье?
Дети: Дети, мама, папа, дедушка и бабушка.
Воспитатель: С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? А как заботятся о вас? Как вы помогаете взрослым?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь Чиполино понял, что нарисовано на этой картинки. Правда,Чиполино?
Чиполино: Да ребята спасибо вам! Давайте с вами по играем в игру с мячом которая называется «Кто как трудится в вашей семье?»
/договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я/
ходит на работу –
шьет –
зарабатывает деньги –
проверяет уроки –
ходит в магазин за покупками –
учит уроки – готовит пищу –
ухаживает за цветами –
вытирает пыль –
моет посуду –
убирает в доме –
гладит –
играет –
стирает –
читает –
мастерит –
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнем. Я сейчас буду читать стихотворение, а вы будете повторять движения за Незнайкой, хорошо?
Дети: Да!
Педагог читает стихотворение А. Костецкого. Дети вместе с Чиполино сопровождают чтения жестами и движениями:
Встань, как только солнце встанет.
(Тянут руки вверх.)
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет –
(Тянут руки вперед.)
Ты подставь скорей ладошку,
(Подставляют ладошки солнышку.)
Пусть тебя увидит мама
И умытым, и обутым.
(Проводят ладонями по лицу, наклоняются и дотрагиваются до обуви.)
Все прибрав, иди к ней прямо
И скажи ей: «С добрым утром!»
(Дети повторяют вместе с педагогом: «С добрым утром».)А потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям,
Птицам…
(Широко разводят руки в стороны.)
И веселым, интересным
День твой должен получиться!
(Улыбаются друг другу.)
5. Анализ ситуаций по сюжетным картинкам.
З а д а н и е. Определить по картинкам:
–Почему радуется мама?
– Почему сердится дедушка, как и чем ему можно помочь? И др.
Воспитатель: Ребята послушайте, какое стихотворение про семью знает Чиполино.
Чиполино: Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы –
Зато эти фото – правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
Воспитатель: Ребята, а давайте рассмотрим ваши семейные фотографии и скажем кто на них изображен.
Дети: отвечают.
Чиполино: Ребята, какие вы все красивые на этих фотографиях, а давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Какая у вас семья?» мы все по очереди будем называть характеристику семьи. Ну и конечно я буду первым – Моя семья маленькая.
Дети: большая, маленькая, дружная, заботливая, трудолюбивая, веселая, добрая, хорошая, строгая, здоровая, крепкая, счастливая.Воспитатель: Какие вы все молодцы, так хорошо играли. Ребята, а как вы думаете, что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?
Дети: не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…Воспитатель: Какие вы все молодцы, все вы знаете. Давайте с вами вспомним, о ком мы с вами сегодня говорили?
Дети: о маме, о папе….
Воспитатель: Правильно. Как можно назвать этих людей, одним словом?
Дети: семья.
Чиполино: Ребята вы так интересно и с такой большой любовью рассказали о своей семье, и я думаю, что вы все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Что еще почитать