Национальный костюм нанайцев рисунок для детей. Шитье и украшение одежды, обуви, головных уборов. Традиционный костюм нанайцев

Преобладание того или иного промысла у разных групп нанайцев отражалось в прошлом на материале, употреблявшемся для одежды. Жители притоков Амура, т. е. киле, у которых охота доминировала над рыболовством, одежду делали главным образом из лосиных и оленьих шкур и кож. У насельников долины Амура, где ведущее значение имело рыболовство, изготовлялась, главным образом, летняя одежда из рыбьих кож. Торговля с китайцами способствовала проникновению к нанайцам тканей и одежды китайского происхождения . Значительное распространение эти предметы получили у «верхних» нанайцев, акани.

Шелковые материи, дорогие китайские халаты и шубы были только у богатых нанайцев. Нанайские старшины носили халаты из шелка высшего качества, специальные шапки и обувь. Одежда этих нанайцев резко отличалась и по материалу и по покрою от одежды всей остальной массы. Во второй половине XIX в. получили некоторое распространение материалы и одежда русского происхождения . Но несмотря на китайское и русское влияние, самобытная одежда нанайцев из рыбьих и звериных кож сохранялась вплоть до Октябрьской социалистической революции.

Существовало несколько видов нанайской национальной одежды - повседневная, праздничная, промысловая, обрядовая и т. д. Основные части мужской и женской одежды следующие: халат (тэтуэ) с запахивающейся направо полой, отличающийся от китайского отсутствием стоячего воротника и более узкими рукавами, пояс (омол), узкие и короткие штаны (пэру) и ноговицы (гарон), оригинальная часть женского костюма - особого вида нагрудник (лэлу) с металлическими подвесками, который некоторые женщины носили под халатом. Зимой носили несколько халатов, а также ватную и подбитую мехом одежду.

Национальная обувь (ота) имела невысокое голенище, с разрезом спереди. Внутрь обуви вкладывали стельку из уссурийской осоки. Зимняя обувь делалась из рыбьей, а летняя - из звериной, преимущественно кабаньей, кожи. Среди горинских киле распространена была обувь эвенкийского покроя . Обувь надевали поверх чулка (доктон) матерчатого (иногда на вате), мехового или кожаного.

Рукавицы (качама) покрывали рыбьей кожей или материей. Руку у запястья обматывали нарукавником (хуэптун) из материи или рыбьей кожи, обычно орнаментированным.

Головные уборы (апун) нанайцев очень разнообразны: меховые шапки с наушниками, поярковые шапки китайского типа, летние берестяные шляпы (невысокий конус с широким основанием), китайские широкополые соломенные шляпы и пр. Женские головные уборы, особенно зимние, по форме отличались от мужских. Широко распространена была прежде зимняя стеганая шапка на вате, имеющая вид шлема, с шишечкой на макушке. Женщины носили также фетровые шапки в форме колпака, с отогнутыми вверх краями, а летом - берестяные конусовидные головные уборы. С приходом на Амур русских распространились головные платки.

Из промысловой одежды своеобразием отличался костюм охотника на соболя. Он состоял из небольшой, богато орнаментированной шапочки с наушниками, увенчанной собольим или беличьим хвостом, головного и наплечного покрывала, меховой безрукавки (миата), наголенников из рыбьей кожи, обуви и орнаментированного передника.

Праздничная одежда отличалась от повседневной главным образом лучшим качеством материала и обилием украшений. Среди обрядовой одежды множеством своеобразных деталей и богатством орнаментировки особенно выделялся женский свадебный костюм.

Украшения были довольно широко распространены среди зажиточных нанайцев. Получали их главным образом от маньчжуров и китайцев, отчасти от якутов и русских. Из старинных украшений следует отметить кольца, браслеты, женские ушные и носовые серьги. Последние продергивались через перегородку и боковые крылья носа.

Мужчины нанайцы, начиная с середины XVII в., стали придерживаться маньчжурского обычая брить или коротко выстригать переднюю часть головы от виска до виска, заплетая остальные волосы в одну косу. Женщины стали заплетать волосы в две косы и плоско укладывать их вокруг головы, по примеру маньчжурок. Женская маньчжурская прическа распространена была больше среди «верхних» нанайцев; у других нанайцев замужние женщины обычно заплетали волосы в две косы, а девушки носили одну косу.

Еще в конце XIX в. у нанайцев существовала татуировка. Она была распространена главным образом среди акани. Татуировали руки, переносье и лоб. Производили татуировку, продергивая сквозь кожу нитку, окрашенную китайской тушью или соком особого растения (дафаро).

Старинная женская одежда. 1 - халат из рыбьей кожи; 2 - головной убор из бересты; 3 - обувь

"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956

Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название

Этноним «нанай» состоит из двух частей: «на» переводится как земля, и «най», что означает человек. Вместе название народности означает земляной человек или человек земли. Ранее русские и европейцы называли нанайцев гольдами, тазами и ходзенами. В Китае народ называют хэчже и хэцзен.

Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.

Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины - пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.


Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа - землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище - дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома - это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.


Еда

Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.


Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

  • верхняя - небесный мир
  • средняя - земной мир
  • нижняя - подземный мир.

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

  • сиуринку саман занимался врачеванием;
  • нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
  • касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Язык

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь - систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

  1. бикинский
  2. горинский
  3. кур-урмийский

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу - мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор - сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман - волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн - приговорки, скороговорки;
  • намбокан - загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.


Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

Существовал у народа культ огня. Дома каждый день «кормили» огонь очага, в тайге - огонь костра. В каждом жилище была фигурка духа покровителя дома и семейства диулин. Нанайцы верили, что он оберегал здоровье всей семьи и помогал при охоте на пушного зверя.

По умершему проводили ряд поминок. Первые - сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.

Нанайцы считали, что душа умершего человека после смерти в течение года находится в маленькой куколке из дерева, которая называется «пане». Каждый день эту куколку кормили, а через год шаман отправлял душу в загробный мир. До конца 19 века умерших хоронили в больших наземных «домах».

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.


Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины - 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй - в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

Рождение ребенка всегда считается у нанайцев большим праздником. А если женщина рожала двойню, это было еще более радостным событием. С древних времен у нанайцев существует культ «адау» в честь близнецов. Всю жизнь их считают священными людьми и верят, что один из них обладает властью над животными, второй является покровителем духов воды.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-1.jpg" alt=">Нанайцы ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-2.jpg" alt=">Старинная женская одежда ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-3.jpg" alt=">Традиционная одежда нанайских детей ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-4.jpg" alt="> Традиционная женская одежда ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-6.jpg" alt="> Зимние- жилище нанайцев ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-7.jpg" alt="> Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в"> Расселяются по обоим берегам Амура ниже Уссури, а также по его притокам, в основном на территории четырех административных районов Хабаровского края.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-8.jpg" alt="> Численность по переписям: 1897 - 5016, 1926 - 5860. 1959 - 8026,"> Численность по переписям: 1897 - 5016, 1926 - 5860. 1959 - 8026, 1970 - 10005, 1079 - 10516, 1989 - 12023.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-9.jpg" alt=">Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л"> Наряду с общим этнонимом, для отдельных территориальных групп применялись свои названия. К и л е (территория Приамурья в районе Комсомольска), вероятно, эвенкийского происхождения. А к а н и (левые притоки Уссури и Сунгари, КНР), х э д з э н и др.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-10.jpg" alt="> Нанайцыявляются носителями байкальского антропологического типа с небольшой примесью северного китайского антропологического компонента. ">

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-11.jpg" alt="> нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо- маньчжурских"> нанайский: Нанайский язык относится к южной (маньчжурской) подгруппе тунгусо- маньчжурских языков. Он содержит элементы общетунгусской и маньчжурской лексики; наряду с орочским и ульчским, реликты древнеалтайских языков, в нем прослеживается влияние фонетики корякского, незначительная доля китайской лексики.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-12.jpg" alt="> В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский"> В 1884 году миссионер П. Протодъяконов создал букварь нанайского языка. Современный нанайский язык младописьменный. В 1931 г. был разработан алфавит на основе латинской графики, который в 1936 г. переведен на кириллицу.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-13.jpg" alt="> Православие: Православные. См. «Нивхи» . Традиционная одежда Традиционный костюм"> Православие: Православные. См. «Нивхи» . Традиционная одежда Традиционный костюм нанайцев также имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного кроя с правосторонним запахом, который носился с поясом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. В зависимости от хозяйственной направленности, в качестве основного материала могла использоваться рыбья кожа, шкуры зверей, часто различные материалы комбинировались.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-14.jpg" alt="> Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по"> Многочисленные селения нанайцев (102, по данным 1860 г.) располагались по берегам Амура, от ульчской территории вверх более чем на 500 км. до устья Уссури. Жилая среда представлена сезонными поселениями и разнообразными типами построек: землянки, полуземлянки, наземные каркасные жилища с кановой системой отопления, русская изба.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-15.jpg" alt="> В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения"> В системе питания нанайцев преобладала рыбная пища, дополняемая мясом и продуктами растительного происхождения (дикоросы, зерно, овощи). Широко распространена консервация рыбы способом вяления.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-16.jpg" alt="> Традиционная экономика Нанайцы, живущие по нанайцев носила комплексный характер, но,"> Традиционная экономика Нанайцы, живущие по нанайцев носила комплексный характер, но, притокам Амура, в в зависимости от большей степени расселения, значимость занимались отдельных хозяйственных составляющих менялась. охотничьим Так, в амурских селениях, промыслом, уходя за ведущей была добыча пушным зверем на проходной рыбы лососевых сотни километров в и осетровых пород. тайгу.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-17.jpg" alt="> Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты. Нанайский транспорт в большей степени"> Атрибутика нанайской охоты имеет общесибирские черты. Нанайский транспорт в большей степени свидетельствует о рыболовецких основах их культуры (собачий транспорт амурского типа, специализированные лодки для передвижения по различным водоемам).

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-18.jpg" alt="> Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья),"> Традиционные социальные институты (родовая организация, объединение родов д о х а, семья), а также основы традиционного мировоззрения и шаманства, имеют общеамурские соответствия.

Src="http://present5.com/presentation/1/174282500_352364623.pdf-img/174282500_352364623.pdf-19.jpg" alt=">The end… ">

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.

Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.


Нанайцы. Конец 19 в.

Нанайцы, нанай, нани (самоназвание - "местный", "здешний человек"), гольды (устаревшее название), народ в России.

Живут по нижнему течению реки Амур и правым притокам реки Уссури в Хабаровском крае и Приморском крае РФ. Численность в России 10,5 тыс. человек. Небольшая часть нанайцев - хэчжэ (2 тыс. человек) живёт в Китае (между реками Сунгари и Уссури). Говорят на нанайском языке тунгусо-маньчжурской группы алтайской семьи. Имеются диалекты (или наречия), говоры. Письменность на русской графической основе. Распространён также русский язык.

В этногенезе нанайцев участвовали потомки древнего амурского населения и различные тунгусоязычные, тюркские и другие элементы.

Основные традиционные занятия - рыболовство и охота (зимой - пушной промысел). Рыбу ловили неводом, сетями, били острогой и пр. Пушнина обменивалась на ткани, металлические изделия, муку, крупу и пр. Содержали ездовых собак. Передвигались на лодках (дощатых, долблёных, берестяных), лыжах, подклеенных камусом, нартах.

Среди традиционных ремёсел особенно было развито кузнечное. Металл, дерево и кость обрабатывали мужчины, женщины выделывали шкуры, шили одежду и обувь, вышивали, плели корзины и циновки и пр.

В настоящее время традиционные промыслы развиваются в рыболовецких артелях. Многие нанайцы заняты в промышленности, сфере обслуживания, живут в городах. Сформировалась собственная интеллигенция.

Жили оседло (некоторые селения существовали десятки и сотни лет). Жилища - большие бревенчатые дома на деревянных каркасах, с двускатной крышей и отапливаемыми нарами, позже - рубленые избы, в тайге и на рыбалках - шалаши различных форм и др.

Одежду и обувь изготовляли из рыбьих кож, шкур таёжных животных. Носили также тканевые верхние и нижние халаты, ноговицы, меховые шапки-капоры, охотники - маленькие шапочки с султанами из беличьего хвоста, с тканевыми шлемами под ними, рыбаки поверх одежды - юбки или фартуки из рыбьей кожи или ткани. Женщины под халаты надевали длинные, от шеи до колен, нагрудники, украшенные бисером и металлическими подвесками.

Основная традиционная пища - рыба; лосося заготавливали впрок.

В конце XIX - начале XX вв. существовали роды численностью от 20-30 до 600-900 человек, расселённые чрезвычайно дисперсно. Крупные роды имели подразделения, члены которых могли вступать между собой в брак. Малочисленные роды образовывали экзогамные объединения доха, игравшие важную роль в жизни нанайцев. Каждое селение составляло территориально-соседскую общину, состоявшую из семей, относившихся к различным родам, и даже иноэтничных. Преобладали малые семьи, моногамные браки, хотя была известна полигиния.

Были обращены в православие во второй половине XIX века, однако сохраняли традиционные верования (вера в духов, шаманство и пр.).

А. В. Смоляк

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 364.


Нанайцы. Конец 19 в.

Что еще почитать