Семья и быт краткий конспект. Семья и быт план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему. Характер распределении домашних обязанностей

Семья является одним из самых древних форм социальных объединений. История семьи как социального института насчитывает более 4 тысячелетия.

Семья как социальный институт

Семья является первой ступенькой социального взаимодействия, именно из-за этого семью часто называют ячейкой общества. Как и другие социальные институты (например, государство), семья подчиняется социальным законам общества.

Исходя из истории развития института семьи, мы видим, что ни одно общество не могло обойтись без этой социальной группы.

Более того, семья является на данный момент единственным социальным институтом, который обеспечивает воспитание и подготовку к социализации нового поколения.

Семья и быт, бытовые отношения

Между членами семьи в процессе ежедневной жизни складываются бытовые отношения. Бытовые отношения представляют собой систему непроизводственных связей, которые направлены на удовлетворение первичных потребностей (необходимость жилья, пищи и одежды).

Бытовые отношения в семье следует воспринимать в двух аспектах – в зависимости от времени, которое каждый член семьи тратит на совместный быт, а также в зависимости от того, каким образом обязанности разделены между супругами и детьми.

Одна из самых важных нравственных основ благоприятной жизни семьи – взаимная помощь в ведении хозяйства. Во многих семьях, к помощи в бытовых вопросах активно приобщаются дети.

Согласно статистическим данным, в решении семейных бытовых вопросов задействованы исключительно женщины.

Согласие в бытовых отношениях – не менее важная составляющая счастливой семьи, нежели взаимопонимания между супругами и духовная близость. Причиной подавляющего большинства разводов являются разногласия супругов в бытовых отношениях.

Семья в современном обществе

Огромное влияние на жизнь семьи оказывает общественность. В разные исторические времена институт семьи переживал разные качественные трансформации.

В современном обществе семья также переживает некоторые изменения. Главным образом они связаны с такими процессами как урбанизация и индустриализация. Немаловажное значение в жизни современной семьи имеет и наступление информационной эпохи: все новшества, которые приходят в общество отражаются на традициях и характере внутрисемейного взаимодействия.

В последнее время мы также можем наблюдать кардинальное изменения в социальных ролях членов семьи.

Так, если в начале 20 века семейным бюджетом распоряжались только мужчины, то в наши дни, бюджет семьи находится преимущественно под женским контролем, что говорит о постепенной трансформации традиционной патриархальной модели семьи.

Урок обществознания в 10 классе по теме: Семья и быт

Тип урока: Урок-дисскусия

Цель: формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге и обязанностях; показать ценность и важность семьи в жизни человека; формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Оборудование: выставка рисунков на тему “Моя семья”; выставка фотографий “Что имеем и храним…” (о традициях семьи); материалы для проведения игры “Рождение семьи”; мультимедийное оборудование и презентация к уроку.

Раздаточный материал: выдержки из Библии; ситуационные задачи.

Термины и понятия: семья, психологический климат в семье, стиль семейных взаимоотношений.

Все счастливые семьи похожи друг на друга,
а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”

Л. Н. Толстой

Ход урока.

Перед нами стоит цель: ….

Так же я хотела, чтобы вы ответили мне на вопрос в конце урока - согласны ли вы с цитатой Виктор Гюго

И для начала я предлагаю вам прослушать фрагмент гимна Семье, прошу вас посмотреть небольшой видеоролик.

(гимн семье ) 1 мин. 37 сек

В гимне мы услышали два имени Петр и Февронья. Кто же это такие?

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтоб не множилось беззаконие
Петр и Феврония.

Презентация Петр и Февронья

На прошлом уроке мы с вами знакомились с тем, что семья является социальным институтом. Давайте вспомним. Нам расскажет…

Семья как социальный институт.

(Индивидуальная работа)

Семья - один из наиболее древних социальных институтов.

Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так формировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт— институт брака.

Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир , основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

А теперь поговорим о функциях семьи. Нам расскажет….

Функции семьи.

(Индивидуальная работа)

Репродуктивная -биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

Социализации -передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Экономическая -совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Социально-статусная - передача детям определенного социального положения

Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи.

Семья в современном обществе.

(Работа в группе)

На мир семьи оказывает влияние целый мир факторов, идущих от общества. Типы семей?

Какие проблемы есть у современной семьи?

дисскуссия

Бытовые отношения.

(Работа в группе)

Дом, в котором мы живем.

(Работа в группе)

Назвать 10 заповедей, которые придумали сами. И могли бы посоветовать своим друзьям.

Заключение.

Возможно предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

Что нового о семье Вы сегодня узнали на уроке?

Какие выводы вы сделали для себя?

Написать синквейн на тему «семья».

«Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад - не нужен и клад.
Счастье.

Вернемся к нашей цитате.

Виктор Гюго «Семья - это кристалл общества»

И в конце урока я бы хотела, чтобы вы посмотрели бы еще один видеоролик. Называется Детская молитва.

Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Агния Барто

Любили тебя без особых причин.
За то,что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то,что - малыш,
За то, что растешь,
За то,что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей"

В. Бересов

Семья - это счастье, любовь и удача…
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.

На этот вопрос у нас есть сообщение. Прошу послушайте.

Сегодня даже дети знают, что 14 февраля — день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые — Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит — женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано — сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его — на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее — Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию — в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти — 8 июля (по новому стилю) — с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Данный урок относится к разделу «Основные сферы общественной жизни» и занимает пограничное положение между главами «Социальная сфера» и «Политическая сфера». Тема данного урока является актуальной, так как важно показать важность семьи в жизни человека. Специфика его заключается в том, что учащиеся должны осознать решающее значение семьи в процессе духовно-нравственного становления личности. Иметь представление о том, что без семьи прожить невозможно, помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.

Главными были воспитательные и развивающие цели и задачи, т. к. учащиеся этой возрастной категории находятся на той стадии самопознания, когда начинается переход от внешнего восприятия самого себя к своему духовному миру, желанию решить проблемы начинающегося нравственного поиска, определить роль и место свое в обществе.

Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.

Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.

Использовались инновационные образовательные технологии:

Технология проблемного обучения, ИКТ, интерактивные методы обучения: психологическая игра, метод рефлексии

Выбор данных методов и приемов не случаен. Тема достаточно личная, надо было создать соответствующий психологический климат, более доверительные отношения. Этого удалось добиться через психологическую игру и демонстрацию фото – презентации, видеоролики.

Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока.

Урок обществознания в 10 классе по теме: Семья и быт

Тип урока: комбинированный, урок - дискуссия

Цель урока:

  • формировать представление о современной семье, психологическом климате в семье, о семейном долге, об обязанностях, о нравственном воспитании;
  • показать важность семьи в жизни человека;
  • формировать знания об основных функциях семьи; формировать ответственность за семью; помочь детям глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь.
  • Показать современные проблемы семьи и пути их разрешения.

Методы урока: словесные, письменные, наглядные

Оборудование:

  • выставка фотографий учащихся 10 класса на тему «Моя семья»,
  • видеоролики,
  • презентация «Петр и Февронья»,
  • иллюстрации,
  • буклет на тему «Семья и быт»

Ход урока.

Здравствуйте, я рада видеть Вас! Как Ваше настроение? Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде - улыбнемся друг другу!

Я рада приветствовать вас, самые красивые и умные дети на свете! Настроены ли Вы на работу? Тогда в добрый путь! Но прежде - улыбнемся друг другу!


Сегодня мы проведем с вами урок обществознания по теме «Семья и быт».

Перед нами выставка фотографий семей учащихся 10 класса. Посмотрите, здесь и радость, и горе, печаль и удача. Есть все, но все ли семьи можно назвать счастливыми?

Я бы хотела, чтобы вы ответили мне на вопрос в конце урока - согласны ли вы с цитатой

Лев Толстой

На прошлом уроке мы с вами разбирали вопрос, что такое социальный институт семьи. Давайте вспомним, что это такое.

Семья как социальный институт.

(Индивидуальная работа)

Семья - один из наиболее древних социальных институтов.

Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного развития приобретал различные формы. Так формировались социальные нормы, предписывающие правила выбора и количество супругов, роль главы семейства, права и обязанности родственников, место поселения молодой семьи.

С институтом семьи тесно связан другой социальный институт- институт брака.

Брак - признанная обществом форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.

Каждая семья - это своеобразный мир , основанный на преемственности, традициях, эмоциях, чувствах, определенных ценностях.

А теперь поговорим о функциях семьи. Нам расскажет….

Функции семьи.

(Индивидуальная работа)

Репродуктивная -биологическое воспроизводство новых поколений и удовлетворение потребности супругов в детях

Социализации -передача культурных ценностей и норм следующим поколениям

Экономическая -совместное ведение хозяйства, зарабатывание средств и совместное расходование семейного бюджета

Социально-статусная - передача детям определенного социального положения

Эмоциональная - психологическая поддержка членов семьи.

А теперь я попрошу посмотреть небольшой видеоролик (гимн семье ) 1 мин. 37 сек

В гимне мы услышали два имени Петр и Февронья. Кто же это такие?

На этот вопрос нам подготовили ответ уч-ся Кожемяко Анна и Карпикова Наталья

Стихотворение наизусть

Жизнь во все времена похожа:
Те же требы у каждого века,
То же горе и счастье то же,
Искушенье у человека.
Чтобы тьма не закрыла солнце,
Чтоб не множилось беззаконие
За нас с вами усердно молятся
Петр и Феврония.

На этот вопрос у нас есть сообщение. Прошу послушайте.

Сегодня даже дети знают, что 14 февраля - день Святого Валентина, покровителя всех влюбленных. А ведь в России есть свои собственные заступники влюбленных: православные святые - Петр и Феврония... Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

И тут прослышали, что в селе Ласково в Рязанской земле живет мудрая девушка Феврония. Она умеет исцелять от недугов, предсказывать будущее и творить многие чудеса.

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония,

к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Между тем в их родном Муроме бояре передрались, как пауки в банке, желая захватить власть в свои руки. Тогда народ попросил Петра вернуться, что тот и сделал. С тех пор князь и княгиня руководили городом и слыли самыми справедливыми и кроткими правителями, принимали странников, помогали бедным.

А еще неустанно молили Бога, чтоб умереть им в один день. Даже сделали себе заранее один гроб с тонкой перегородкой.

Перед смертью Петр и Феврония приняли монашество, как было заведено об ту пору у князей на Руси. Его стали величать Давидом, а ее - Ефросиньей.

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Презентация Петр и Февронья

(Зажечь свечи, когда в презентации прозвучат слова про свечи)

Что же представляет семья в современном обществе нам расскажет первая группа.

Семья в современном обществе.

(Работа в группе)

На мир семьи оказывает влияние целый мир факторов, идущих от общества. Типы семей?

Какие проблемы есть у современной семьи?

Какие проблемы испытывает современная семья?

Перечислить?

  • Насилие в семье
  • Проблема жилья
  • Материальные проблемы
  • Низкая рождаемость (1,2 ребенка)
  • Высокая смертность населения
  • Плохая экология
  • Нехватка рабочих мест, низкая з/п
  • Алкоголизм в семье
  • Проблема нравственного воспитания

Дискуссия

Ромашка Пути решения проблем семьи

По одному выходят к доске и приклеивают лепесток ромашки.

Также у нас работала творческая группа, которая подготовила буклет к уроку по теме «Семья и быт» Голенков Д. и Карпикова Н.

А теперь работает вторая группа.

Бытовые отношения.

(Работа в группе)

А теперь послушаем стихи о семье. (Склянный Е., Щуров А., Шемякова Л.)

Дом, в котором мы живем.

(Работа в группе)

стихотворение средневеково поэта Себастьяна Брандта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители пример ему.

Кто при жене и детях груб.

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит...

Стихотворение Молчанова Д.

Заключение. Закрепление.

Возможно предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам:

  • Что нового о семье Вы сегодня узнали на уроке?
  • Какие выводы вы сделали для себя?

Ладошки: синквейн + 5 пожеланий, чтобы семьи жили счастливо.

Написать синквейн на тему «семья».

«Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад – не нужен и клад.
Счастье.

Вернемся к нашей цитате.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» Лев Толстой

Подведение итогов урока, заключительное слово учителя.

« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - считал Л. Н. Толстой. Только рецепта счастливой жизни никто не знает. И Лев Толстой сказал эту фразу не потому, что был безмерно счастлив в семье. Он только знал, где должно быть счастье человека. А сам на девятом десятке жизни в панике бежал из дома и умер в казенном помещении, требуя не допускать к себе жену.

Каждый сам создает рецепт семейного счастья. Для того чтобы он оказался удачным, необходимо учитывать огромный опыт человечества. Нужно понять в первую очередь, чего семья не терпит, чего не приемлет.

Тогда, может быть, удастся избежать тех ошибок, которые приводят к разбитым судьбам, одиночеству.

Сфера семейных отношений – это не математика или химия. Здесь – каждый специалист.

Улыбнитесь все, потому что я попрошу Вас открыть дневники. Поставьте себе оценку за урок. Я распишусь. Запишите домашнее задание. Спасибо за работу!

Домашнее задание : Давайте попробуем нарисовать модель идеальной семьи. Что, по – вашему мнению, необходимо, чтобы семья была источником счастья? Напишите об этом небольшое эссе. Второе задание – написать синквейн «Какой будет моя семья?

И в конце урока я бы хотела, чтобы вы посмотрели бы еще один видеоролик. Называется Детская молитва или продолжение гимна семье.

Дома

На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.

Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное -
Домой так и тянет меня.

Агния Барто

Любили тебя без особых причин.
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что - малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей"

В.Бересов

Семья – это счастье, любовь и удача…
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!

Лада Глыбина , статья "Мамашин кураж. Жестокость по отношению к детям превратилась в обыденное явление. По мнению психологов, домашний садизм вернется к обществу новым насилием. Мы теряем поколение...". Опубл. на сайте "Учительская газета", N45 от 30.10.2000. http://www.ug.ru/t32.htm

"...Пытаясь хоть как-то согреться, Димка сворачивался в клубок на грязном одеяле у мусоропровода и старался поскорее заснуть. Сегодня повезло: соседка, решившая поздним вечером выкинуть мусор, наткнулась на него в потемках и вынесла поесть. А потом бросила в сердцах:
- Ну чего ты здесь околачиваешься? Только сердце людям надрываешь! - И пригрозила кулаком в сторону соседней двери. - Ох, Галка, накажет тебя Бог. Где это видано, родное дитя из дома прогнать!

Жестко спится на цементном полу, когда знаешь, что совсем рядом,за бетонной стенкой, стоит твоя кровать. Утром он специально дожидался, когда мать выйдет из квартиры. Ничего не просил, просто молча смотрел. Она тоже молчала и всегда смотрела мимо...
Это не сюжет для бразильской мыльной оперы, а реальная история, которая не так давно произошла в одной из панельных двенадцатиэтажек отдаленного из спальных районов


Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования семейно-брачных отношений; причины разводов; формы быта; досуг, свободное время; образ жизни; здоровый образ жизни.

Семья – это основанная на браке или родственных связях общность людей, которую объединяет совместная деятельность и взаимная ответственность . Это важнейший социальный институт , выполняющий разнообразные общественно значимые функции, в первую очередь – рождение и воспитание детей, забота о больных и престарелых. Обязательным признаком семьи является общий быт .

Быт (в широком смысле слова) – это вся непроизводственная сфера человеческой деятельности. В более узкой трактовке быт – это сфера удовлетворения потребностей человека в различных сферах его жизнедеятельности. Сюда относятся: жилище, одежда, питание, уход за детьми и престарелыми, а также досуг – время, которое остается у индивида после вычета необходимых затрат времени на сон и трудовую деятельность.

Понятия семьи и брака

Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не только муж и жена , но и отношения между ними. Это социальная группа, в состав которой входят также родители и дети . В семье проходит воспитание подрастающего поколения, осуществляется забота о больных и престарелых.

Семья – малая социальная группа, в основе которой лежит кровное или юридически закрепленное родство , оформленный, в соответствии с принятыми в данном обществе нормами, брак , общий быт, а также совместная деятельность и взаимная ответственность.

Родство – представляет собой совокупность социальных отношений, основанных на генетических связях или правовых нормах, регулирующих вступление в брак, его расторжение (разводы), а также процедуры усыновления, попечительства и ряд других действий, связанных с семейно-брачными отношениями.

Брак – рассматривается как исторически сложившаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, через которую общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает супружеские и родительские права и обязанности.

Принято выделять следующие основные формы брака :

моногамия – брак между одним мужчиной и одной женщиной;

полигамия – брак, заключенный между одним мужчиной и несколькими женщинами;

полиандрия – брак, который объединяет несколько мужчина и одну женщину;

групповой брак - между несколькими мужчинами с одной стороны и несколькими женщинами – с другой.

В современном обществе наиболее популярная форма брака – моногамия. Полигамия не находит широкого распространения даже там, где она разрешается религиозными нормами (ислам), поскольку соотношение мужчин и женщин приблизительно в пропорции 1:1. Это связано с тем, что число неженатых мужчин стало бы больше, чем численность мужчин, имеющих нескольких жен.

Еще реже встречается полиандрия. В горах Тибета, например, принадлежащая семье земля передается по наследству всем сыновьям вместе. Ее нельзя делить на отдельные участки, поскольку они слишком малы, чтобы прокормить несколько семей. Поэтому братья вместе используют эту землю и имеют одну общую жену.

Групповой брак в современных условиях – редкое явление. Эта форма брачных отношений встречается в обществах, находящихся на первобытнообщинной стадии развития.

Формы брака чаще связаны с экономическими причинами. Помимо экономических мотивов важную роль могут играть и другие (социальные, религиозные, психологические) факторы. Например, полигамия выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.

Семью и брак как общественное явление изучают различные науки. В отличие от экономики, права, психологии, педагогики, социология семьи сосредоточивается не на экономических, правовых, психологических или педагогических проблемах семейных отношений, а на исследовании семьи как социального института , основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции. Исследуются типы отношений в семье, состав, связи с другими общностями и сферами социальной жизни. Социология семьи анализирует мотивы браков и разводов ; факторы, порождающие конфликты в семье ; тенденции и перспективы развития семьи и брака в современном обществе.

Социальные функции и типы современной семьи

Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи , которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, общества в целом. Среди основных функций выделяются:

1) репродуктивная функция – связана с деторождением, воспроизводством населения;

2) воспитательная функция – включает целенаправленное влияние родителей (или других членов семьи) на поведение детей;

3) хозяйственно-экономическая функция – в этой функции выражена необходимость в совместном ведении домашнего хозяйства;

4) рекреативная функция – связана с восстановлением жизненных сил, организацией досуга, укреплением здоровья;

5) коммуникативная функция – реализует потребность в общении;

6) регулятивная функция – включает первичный уровень социального контроля.

Семья – более сложная система отношений, чем брак. Она объединяет не только супругов, но и их детей и других близких родственников. В зависимости от структуры родственных связей выделяют типы семей:

1) простая (нуклеарная ) семья, – включает супругов и детей, не состоящих в браке и материально зависящих от родителей;

2) сложная (расширенная ) семья, – состоит из нескольких поколений (детей, внуков, правнуков, состоящих в браке), живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

В своем функционировании и развитии семья проходит определенные этапы, или, иначе, семейные циклы (фазы):

1) формирование семьи (вступление в первый брак);

2) начало деторождения (рождение первого ребенка);

3) окончание деторождения (рождение последнего ребенка);

4) «пустое гнездо » (вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка);

5) прекращение семьи (смерть одного из супругов или развод).

Современная семья регулируется рядом правовых норм, закрепленных в законе. Среди таких норм выделяют основные принципы создания и прекращения семьи:

1) добровольность заключения брака – каждый может выбрать себе жену или мужа по своему собственному усмотрению;

2) свобода расторжения брака – право супругов на развод, регулируемое государством.

Образование семьи порождает правовую и моральную ответственность супругов за воспитание детей и их здоровье. По данным ВОЗ, в развитых странах признаки олигофрении обнаруживаются у 10 – 12 детей, а в тяжелой форме эта болезнь поражает 4 – 5% будущих граждан. В 80% случаев причину этого заболевания связывают с пьянством родителей.

Ролевые отношения и структура семьи

В семье формируются различные социальные роли , складываются определенные ролевые отношения . Каждый член семьи выполняет специфические, присущие ему ролевые функции. Это роль мужа, жены; отца, матери; сына, дочери; тестя, тещи; невестки, зятя. Традиционно в семье роль главы чаще принадлежала мужчине. Женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей. В настоящее время происходят изменения характера лидерства в семье, перераспределяются функции в ведении хозяйства и воспитании детей.

Совокупность различных ролей и видов отношений между членами семьи (родственных, духовных, нравственных, отношений власти, авторитета), нередко, определяются понятием – структура семьи. Бывают:

2) демократические структуры, – в них роли распределяются по взаимному согласованию, с учетом личностных особенностей и способностей каждого члена семьи.

По тому, как распределяются домашние обязанности , различают виды семей:

1) традиционные (обязанности делятся на «мужские» и «женские»);

2) коллективистские (обязанности распределяются демократически, по интересам и склонностям);

3) индивидуалистские (каждый занимается самообслуживанием, мало заботясь о других).

По числу детей семьи бывают:

1) многодетные (три ребенка и более);

2) среднедетные (двухдетные);

3) однодетные;

4) бездетные .

Средняя величина семьи в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси – 3,3. В республиках Средней Азии – свыше 6.

По данным социологических исследований только около 1/3 семей можно оценить как «благополучные». От 1/3 до 1/2 всех браков, по оценкам супругов, квалифицируются как «полуудачные». Остальные – «неудачные».

Более 2/3 разводов возбуждается по инициативе женщин. Вероятность создания новой семьи для женщины с детьми не превышает 10-15%. Наиболее часты разводы в первые годы жизни супругов.

Среди основных причин разводов , по данным социологических исследований, выделяются:

● супружеская неверность;

● пьянство одного или нескольких членов семьи;

● нравственно-психологическая несовместимость в семье;

● высокие притязания друг к другу;

● социально-бытовая неустроенность и ряд других.

В основе причин разводов часто лежат завышенные ожидания будущих супругов по отношению к будущим семейным отношениям. Эти ожидания начинают формироваться еще до вступления в брак. Семейные отношения часто рассматриваются как продолжение развлечений, характерных для периода ухаживания. Семейные проблемы, особенно часто возникающие после рождения ребенка, оказываются неожиданными для многих молодоженов, психологически неподготовленных к противоречиям совместной жизни.

В преодолении семейных конфликтов в последнее время заметный эффект стали давать службы психологической помощи молодым семьям. За счет вмешательства психологов нередко удается компенсировать пробелы в подготовленности молодоженов к семейным трудностям, ослабить отрицательное влияние субъективных факторов на прочность семейных отношений.

Быт и образ жизни в современном обществе

Можно выделить три основные формы быта , наиболее часто исследуемые социологами:

1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, организация досуга) – характеризуется индивидуальными и групповыми способами удовлетворения потребностей в рамках семьи.

2. Производственный быт (связан с медпунктами, столовыми, бытовками на производстве ) – это медицинское обслуживание, общественное питание, отдых непосредственно по месту работы; сюда же можно отнести и детские дошкольные учреждения.

3. Общественный быт (реализуется в парках культуры и отдыха, на предприятиях общественного питания, бытового обслуживания) – охватывает способы удовлетворения потребностей людей в рамках государственно-общественных организаций.

Понятие «быт» содержит в себя две стороны: бытовой труд и досуг . Границу между двумя последними терминами часто трудно четко провести: например, собирать грибы в лесу – это и труд (заготовка продуктов) и досуг (хобби).

Мы часто в своем языке используем слово «быт» в самых разных значениях. Бытовые потребности, бытовое обслуживание, бытовая обстановка, бытовое помещение, бытовая нагрузка, бытовые инструменты, бытовая неустроенность, бытовое пьянство, бытовое разложение, бытовой сифилис и многие другие выражения стали неотъемлемой составной частью нашего лексикона.

Термин «быт», очевидно, происходит от корня «быть», «существовать». Для многих эти слова отождествляются холодом и неустроенностью. Однако уже в молдавском, армянском, грузинском языке слово «быт» этимологически связано с корнем – «жизнь». У народов Северного Кавказа значение этого слова несколько иное – «иметь дом, иметь семью». Далее на восток, у тюркских народов «быт», ассоциируется со словами «свет, радость, удовольствие».

В западноевропейских языках, как это не покажется странным, слово «быт» отсутствует вообще. В словарях оно обычно отождествляется со словосочетаниями «способ жизни» или «образ жизни». В нашей научной литературе эти понятия имеют несколько иное значение.

Понятие «способ жизни » отражает специфику деятельности в различных сферах жизни (трудовой, общественно-политической, семейной). Употребляется этот термин в социологической науке не часто.

Образ жизни – это формы индивидуальной, или групповой жизнедеятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных условий. В понятие образа жизни вкладывают особенности поведения, общения, склада мышления (менталитет).

Иначе говоря, «образ жизни» – более широкое понятие, чем «быт» Оно объясняет, в какой социальной среде живет человек, как развиваются его индивидуальные способности и творческие силы, его отношение к окружающей социальной среде.

При анализе такого сложного явления как образ жизни учитываются социальные проблемы личности, воспитания, культуры, образования. Сюда же можно причислить вопросы, связанные с трудовой деятельностью, семьей, бытом, досугом. Можно сказать, что практически все сферы общественной жизни так или иначе связаны с понятием образа жизни.

Досуг как составная часть быта и образа жизни соответствует той части свободного времени, которое не связано с выполнением официальных служебных, общественных, семейных и других обязанностей. Он адекватен затратам времени «на себя», в соответствии с индивидуальными интересами конкретных индивидов.

Термин «досуг » нередко отождествляют с понятием «свободное время », считая их синонимами. Свободное время – это то время, которое остается у индивида после вычета всех необходимых затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством). В белорусских словарях «досуг» переводится как «вольны час», то есть свободное время. Однако чаще свободное время по своему содержанию приближается к понятию внерабочего времени. Внерабочее время – это все то время, которое остается у человека за пределами его основной работы.

Изучая проблемы досуга, социология соотносит его с рабочим временем, увязывает с деятельностью различных социальных институтов (семья, образование, здравоохранение), с социальными процессами (например, урбанизация).

В сфере досуга работник восстанавливает способности к производительному труду, развивает свои личностные качества, воспринимает в общении с окружающими жизненный опыт, повышает свой образовательный уровень, приобщается к культуре.

Продолжительность досуга можно увеличить за счет развития служб быта, совершенствования системы транспорта, более рационального расселения людей и др.

Досуг (свободное время) реализуется людьми в разных формах :

- индивидуальный досуг;

- групповой досуг – вмалых группах (в семье, компаниях друзья);

- коллективный досуг – в трудовых коллективах (после работы), в рамках культурно-массовых мероприятий.

В исследовании социологических проблем досуга могут быть использованы различные показатели. Среди них:

1) интересы, потребности, ценностные ориентации, нравственные установки индивидов, относящихся к различным социальным группам;

2) материально–технические возможности (число кинотеатров, наличие стадионов, спортплощадок; тиражи газет и журналов; количество телевизоров, видеомагнитофонов, фотоаппаратов на душу населения и т.п.);

3) уровень социокультурной активности людей (например, посещаемость мероприятий, степень участия в их организации).

Здоровый образ жизни

Социокультурная активность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.

Выделяют, например, такие уровни участия в досуговой деятельности:

1) участвуют в различных формах культурного досуга и стремятся расширить это участие (это тип, наиболее ориентированных на активный культурный досуг, их не трудно вовлечь в различные виды досуга);

2) участвуют, но не ориентируются на расширение этого участия;

3) не участвуют, но хотят участвовать;

4) не участвуют и не хотят участвовать.

Четвертый уровень участия, в противоположность первому, отличается отказом от участия в процессе освоения культурных ценностей. Для него характерно простое, бесполезное времяпрепровождение и неразвитые культурные потребности. Среди этого типа часто обнаруживаются лица с антиобщественным поведением (пьянство, азартные игры, хулиганство, аморальные поступки, неоднократные нарушения дисциплины труда). Что касается второго и третьего типа, они являются промежуточными по отношению к первому и четвертому. В реальной жизни именно эти два уровня участия являются наиболее распространенными.

С возрастом, с созданием семьи уровень социокультурной активности индивидов, как правило, снижается. Это сказывается на формировании здорового образа жизни, особенно подрастающего поколения.

Здоровый образ жизни – это способы жизнедеятельности людей, совместимые с устойчивым здоровьем и активным, общественно-полезным поведением. Это сложное, интегральное образование, которое включает в себя, по меньшей мере, три стороны :

1) физиологические и экологические элементы (отсутствие болезней, благоприятная среда обитания, социальное благополучие);

2) духовные составляющие, способствующие процессу культурной социализации личности;

3) социально-психологическое положение личности, характер его взаимодействия с окружающими людьми.

Важнейшим элементом здорового образа жизни является социальная среда , а также умение индивидов оптимально с ней взаимодействовать. Поэтому в состав здорового образа жизни можно включать способность самого человека создать устойчивую гармонию внутри себя на основе единства физического и психического, а также умение позитивно реагировать на внешние социальные раздражители.

В процессе формирования здорового образа жизни населения, особенно молодых людей возникают самые разнообразные проблемы . Среди них:

1. Отклонения в режиме дня и гигиенических ориентациях.

2. Частые конфликты и стрессовые ситуации.

3. Половая распущенность и угроза репродуктивному здоровью.

4. Гиподинамия и респираторная нестабильность.

5. Вредные привычки: табакокурение, употребление алкоголя, пристрастие к наркотикам (то есть, склонность к психоактивным средствам).

Многофакторность феномена здорового образа жизни требует комплексного, системного подхода к его исследованию. При этом необходимо учитывать многообразие способов поведения молодых людей в современном динамичном и плюралистичном мире. Особое место в процессе формирования здорового образа жизни занимает заинтересованное участие в этом процессе государственных учреждений и общественных организаций.

Полезными для молодежи могут стать групповые лекции и беседы о здоровом образе жизни (их поддерживают около 23% опрошенных школьников старших классов), статьи о здоровье в газетах и журналах (23%), специальные кинофильмы и видеофильмы (21%), индивидуальные советы врачей и педагогов (20%). Слушают подростки и радиопередачи на медицинские темы (13%), читают памятки, листовки , плакаты , буклеты (8%), смотрят диафильмы и слайды на эти темы (3%).

К перечисленным выше способам формирования здорового образа жизни проявляют интерес далеко не все молодые люди. Тем не менее, если комплексно использовать все разнообразие форм и средств убеждения молодежи в необходимости следить за своим здоровьем, есть шанс значительно уменьшить их влечение к вредным привычкам и девиантному поведению, опасному для собственного здоровья и окружающих людей.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Определите основные признаки понятия «семья».

2. Что такое родство. В каких формах оно может выражаться?

3. Понятие «брак». Какими причинами обусловлено многообразие форм брака?

4. Перечислите важнейшие социальные функции семьи:

4.1 . Какие из них, на Ваш взгляд, наиболее существенны для современного общества?

4.2. Какую из функций Вы бы назвали главной при заключении брака? Что является основным мотивом создания семьи?

4.3. Приведите примеры реализации регулятивной функции семьи.

5. Назовите основные типы семей.

6. Дайте краткую характеристику важнейшим этапам (фазам) развития семьи.

7. Какие, на Ваш взгляд, структуры семьи (авторитарные или демократические) больше способствуют сплочению семьи и сокращению количества разводов?

8. Назовите виды семей в зависимости от способа распределения домашних обязанностей.

9. Дайте классификацию семей в зависимости от численности их состава (количества детей).

10 . Правовые принципы регулирования семейно-брачных отношений.

11 . Перечислите основные причины разводов в современных семьях.

12 . Проведите мини исследование причин разводов:

12.1. Составьте краткий вопросник, направленный на выяснение мотивов распада семей.

12.2. Используя вопросник в качестве плана интервью, проведите опрос в своей группе.

12.3. Обобщите и обсудите в группе результаты Вашего исследования.

13 . Какое место среди причин развода занимают завышенные ожидания молодоженов?

14 . Попробуйте проанализировать причины более быстрого увеличения количества разводов в городских семьях в сравнении с сельскими жителями.

15 . Ознакомьтесь с вариантом рекомендаций по профилактике вредных привычек сред молодежи (см. п. 8.2 в главе 8):

15.1. Какую роль в формировании здорового образа жизни детей может сыграть семья?

15.2. Как можно, на Ваш взгляд, активизировать действия родителей по валеологическому воспитанию подростков?

В науке о семье существует множество подходов и критериев определения семьи как объекта изучения, что вполне согласуется с его сложностью и многокомпонентностью.

Среди семьеобразующих признаков выделяются прежде всего отношения между мужем и женой, родителями и детьми.

В зависимости от того или иного фактора существует множество определений семьи. Самое простое определение, понятное даже на уровне обыденного сознания, звучит так: семья – отношение между супругами, родителями и детьми. Члены этой конкретно-исторической системы связаны родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

Понятие семьи предполагает се пространственную локализацию – жилище, совместное проживание. Экономическую основу семьи составляет собственность, совместное имущество, включая жилище, дом, доход, кооперацию домашнего труда, организацию быта и потребления.

Семья – это социально-биологическая общность, основанная на триедином отношении – супружества, родительства, родства. Однако в реальной жизни наряду с конституированными формами существуют фрагментарные семейные отношения: например, отделение взрослых детей от родительской семьи; распад полного семейного союза вследствие болезни, смерти, развода; семьи молодоженов, характеризующиеся только супружеством, и т.д. Семьи с триединством названных отношений считаются основным типом семьи, при этом ядром семьи является супружеская пара. Семейные объединения, не имеющие всех трех признаков, принято называть семейными группами, отличающимися фрагментарным характером.

Семейная группа – это объединение людей, проживающих совместно, ведущих домохозяйство, связанных между собой только родством, родительством или супружеством.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенные, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Для более детальной характеристики гомогенности или гетерогенности семьи учитываются национальные, возрастные, профессиональные, образовательные и другие признаки.

Большинство семей имеют брачную форму. Брак – общественная санкция, определяющая форму семьи, принятую в данном обществе. Брак отличается историческими, традиционными и национальными особенностями, обычно юридически закрепленными. Брачные установления позволяют обществу упорядочивать и санкционировать формы семейной жизни.

Реальный семейный союз может иметь внебрачную форму, незафиксированную обществом, – внебрачная семья .

В строгом смысле слова семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей. Семья в брачной и внебрачной форме является единственным социальным институтом, в котором происходит рождение новых поколений, благодаря чему формируются основные социальнодемографические процессы и происходит передача традиционной информации от родителей к детям, во все времена и у всех народов.

За последние десятилетия получила развитие этнология – социальная антропология, раскрывшая многие тайны происхождения человека и отношений между полами. Как бы ни менялись исторические времена, репродуктивная функция неизменно проходит через вековое развитие человечества, составляя фундаментальное условие его существования.

Социальные отношения на протяжении истории формируют разные формы общения между мужчинами и женщинами, разнообразие которых составляет историю семьи (напомним, что семья подразумевает реальные отношения между супругами, родителями и детьми). В истории человечества не было общества, которое не регулировало бы отношение между полами, не навязывало им определенные формы и нормы полового общения. Это обстоятельство имеет самое простое объяснение – необходимость сохранения самого общества через воспроизводство поколений, вплоть до современной демографической политики.

В научной литературе о семье не имеется обоснованных сведений происхождения слова "семья". Этимологический метод раскрытия известных всем понятий может принести много уточняющих сведений, касающихся истории семьи. В словаре С. И. Ожегова семья определяется как группа живущих вместе родственников . В толковом словаре В. И. Даля сказано, что само слово "семья" – древнерусского происхождения, обозначающее "челядь", "домочадцы". В восточно-славянских языках это слово связано с понятием территориальной общности. Несомненна связь слова "семья" с древнерусскими понятиями "семя" – "потомство и "семьиться" – "сходиться", "скопляться" .

Прямым свидетельством тесной связи семейных отношений с обществом является институт брака. Брак – это общественная санкция, определяющая социальный механизм организации отношений между полами. Он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами. Брак – законный союз мужа и жены, супружество .

По определению В. И. Даля, супружество – это сопряженные браком муж и жена . Многие задаются вопросом, почему слово "брак", означающий супружество, буквально совпадает с понятием, характеризующим недоброкачественный продукт, не соответствующий стандартам. Немецкое слово "брак" – изъян – является омонимом тождественного по звучанию, по отличного от него по смыслу слова "брак", означающего супружество.

Слово "брак" у древних восточных славян означало "празднество", "женитьба", "свадьба". Исходной формой является восточнославянское borkъ – "брать", "браться", "вступать в брак" .

Половые отношения и рождение детей возможны без брака и вне брака. Брачные отношения включают в себя половые, по никогда к ним не сводятся. Брачный союз обязательно фиксируется обществом, получая от него определенные гарантии безопасности. Внебрачные отношения полностью зависят от межличностного взаимодействия.

В последнее время в нашем обществе появилось понятие "гражданский брак", подразумевающее внебрачное сожительство. Это несуразное представление плохо объяснимо. Гражданский брак отличается от любого религиозного обряда, включая венчание, и является актом гражданского состояния, т.е. подразумевает фиксируемое супружество.

Семья – базовое условие существования общества, поэтому существует фамилистическое измерение истории.

Феноменологический подход к осмыслению семьи открывает ее противоречивую сущность, прежде всего как социобиологического сплава. Феномен единства социального и биологического начал делает семью явлением уникальным и неповторимым.

Методологическим ключом раскрытия феномена семьи является синхронно применяемый макро- и микроуровень его изучения. К феноменальным свойствам семьи относится дихотомия между малой социальной группой и социальным институтом. Семья как малая социальная группа является объектом микросоциологии, а как социальный институт – объектом макросоциологии.

Как малая социальная группа семья является автономной субстанцией общества, характеризующейся различной структурой, спецификой жизнедеятельности, трансляцией семейного опыта, ценностей, норм, традиций, ритуалов, межпоколенческой преемственностью. С другой стороны, семья как самостоятельная социальная единица входит в состав социума.

Семья как социальный институт представляет собой субсистему общества, т.е. его подсистему, взаимодействующую с другими институтами и обществом в целом. В стратификационную систему общества семья входит в соответствии со статусной и престижной принадлежностью, определяемой внутрисемейным и внесемейным социальным положением людей, включая взрослых и детей.

Каждый конкретный семейный союз связан с множеством социальных институтов. Если рассматривать это взаимодействие системно, становится очевидным, что семейная жизнедеятельность детерминируется основными сферами общественной жизни: экономической, социально- политической и духовной.

Дихотомная природа семьи определяет ее взаимодействие с такими социальными институтами, как труд, собственность, распределение, социальная структура, политическая система, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культура, досуговая деятельность и др.

Социокультурный феномен семьи определяет ее промежуточное положение на пересечении общественных структур, на границе макро- и микроуровней. Особенность феномена семьи как института и как группы лежит в основе ее посреднической роли между отдельной личностью и обществом.

Семья является амортизационной опорой личности по отношению к обществу. Тесное взаимодействие семьи как малой социальной группы и как социального института не исключает относительную самостоятельность ее развития, которая объективно определяется личностным характером семейных потребностей. Такая закономерность особенно рельефно проявляется в осуществлении репродуктивной функции и функции социализации. Эти функции являются определенной константой при всех изменениях, происходящих в обществе. Замечательный афоризм принадлежит Н. А. Бердяеву: "Семья родилась из необходимости, а не из свободы" .

Посредством рождения детей и их социализации, физического и социокультурного замещения поколений семья обеспечивает само существование общества и его функционирование. Таким образом, семья самостоятельно воздействует на ход исторического процесса.

Значимость семьи обусловлена не только ее уникальной ролью в воспроизводстве человеческого рода, но и важнейшей функцией в экономической сфере общества. Семья обеспечивает экономику рабочей силой и потребительским спросом, ведением домашнего хозяйства, формированием и использованием семейного бюджета.

Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с бытовой сферой. Быт, являясь подсистемой общества, представляет собой социальный институт. Быт – это сфера непроизводственной общественной жизни, включающая в себя удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилье, поддержание здоровья, а также освоение человеком духовных благ, ценностей культуры, общение, отдых, развлечения. Быт – уклад повседневной жизни.

Там же. Т. 1. С. 122.

  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. С. 362.
  • Даль В. И. Указ. соч. Т. 4. С. 362.
  • Бердяев Η. Л. Смысл творчества. Эрос и личность. М., 1989. С. 86.
  • Павленок П. Д. Социология. М., 2002. С. 731.
  • Что еще почитать