Верующая жена не желает подчиняться мужу. Какой муж — такая и жена. Но есть и обратная сторона

На одном из православных сайтов опубликовали житейский вопрос, который был связан с отношениями в семье. Женщина по имени Ирина, смутившись из-за библейской фразы о подчинении супругу, поинтересовалась: А если муж оказался не совсем порядочным, эгоистичным человеком, тогда как быть? Рядом с ним превращаться в затравленное существо, лишенное своего личного мнения?

Ему опекаться, ей — повиноваться

В браке важно соблюдать иерархию отношений. Это приводит к единомыслию супругов и счастью в семье. Там, где нет иерархии, там во всем — беспорядок и замешательство. Именно поэтому апостол Павел и призывает жен-христианок, чтобы они повиновались главам семейств.

У многих читателей может возникнуть недоумение в связи с упомянутой апостольской фразой: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Ведь Сам Христос говорит: кто не оставит жены или мужа, тот не может следовать за Мной (Лк. 19:26; Мф. 10:36-37).

На первый взгляд может показаться, что возникло некое противоречие: по словам апостола Павла, супруга должна слушаться главу семейства как Бога, тогда как в евангелиях говорится, что мужа следует оставить ради Господа. По словам святителя Иоанна Златоуста, апостол призывает жену повиноваться не ради мужа, а ради Господа. Не подчиняющаяся супругу противится повелению Божьему.

Как пишет Феофан Затворник, подчинение жены вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми. Супруга повинуется мужу как представителю власти, данной от Бога.

Вопреки женской эмансипации

В последнее время бытует мнение, что теперь отношения «более жизненные», то есть совсем не такие, как это было при апостолах. Можно ли соглашаться с рассуждениями о том, что в современном обществе положение женщины коренным образом изменилось?

Важно помнить, что апостольская этика основана на учении Христа, которое остается наивысшим авторитетом. Христос в земной жизни воплотил нравственные нормы и требования, которые и предложил своим последователям.

Все, что возвещено в Новом Завете, является вечным, относится к любой эпохе. Речь идет не столько о высоконравственном кодексе жизни, сколько о выражении великих мыслей и основоположений: их применение предоставлено каждому человеку при различных жизненных ситуациях.

Человеческая история ясно показала: любые отступления от новозаветной этики приводят к опасным последствиям не только для отдельно взятого человека, но и для всего общества в целом.

Христианская мораль касается всех людей и всех времен. Поэтому не стоит ссылаться на дух современности, связанный с женской эмансипацией. Как раз наоборот: позиция апостола Павла (относительно подчинения мужу) до сих пор является руководством к действию для достижения гармонии в семье. Об этом идет речь в Толковой Библии Лопухина:

Прежде всего нужно осознать, что апостол, как и вообще христианство, вовсе не хочет унизить женщину. Христианство, напротив, освободило женщину от того рабского положения, в каком она находилась в дохристианском мире, и признало за нею религиозное и нравственное равенство с мужчиною. Если апостол подчиняет женщину мужчине в условиях домашней жизни, то делает это согласно с творческим установлением Бога, по которому оба пола имеют свои особые преимущества и границы деятельности. Преимущество супруга — физическая сила, интеллигентность и волевая энергия, преимущество женщины — расположение к практическим занятиям, душевность и энергия пассивности

Если апостол подчиняет женщину мужчине в условиях домашней жизни, то делает это согласно с творческим установлением Бога, по которому оба пола имеют свои особые преимущества и границы деятельности. Преимущество супруга — физическая сила, интеллигентность и волевая энергия, преимущество женщины — расположение к практическим занятиям, душевность и энергия пассивности.

Стремление жены к первенству — это неудачная попытка перебрать на себя часть обязанностей мужа. Именно ему (по божественному определению) подобает главенствующее положение в семейной жизни. Ведь он призван выполнять известные обязанности, являющиеся непосильными для супруги.

Христианкам нужно понять главное: подчинение мужу — не вынужденность, а необходимость. Ведь они должны воспринимать своих мужей как представителей Господа, Который тоже присутствует в семье (через Таинство брака).

Любовь и самопожертвование

Апостол Павел также обращает свой взор и к мужчинам: свое требование важно соразмерить с любовью — возлюбить своих половинок, как и Христос возлюбил Церковь (и предал Себя за нее).

Таким образом, любовь — самопожертвование ради блага любимой и любимого. Как Христос, будучи принесенным на кресте, освятил Церковь и очистил ее в Таинстве крещения. Выступая в роли Жениха, Господь поставил Церковь как Свою невесту: она находится в ожидании брачного пира, который наступит после Его второго пришествия.

По мысли апостола, муж призван любить свою жену, поскольку она — его плоть (сделана из ребра мужчины), является собственным телом своего супруга. Как он должен заботиться о своем (и женском) теле, так и Христос питает Свое Тело — Церковь, давая хлеб жизни (в Таинстве причастия), окормляя, как добрый пастырь, своих овечек.

Каждый христианин призван быть членом тела Христова — произошел от плоти Его (как и Ева от ребра Адамова). Мы носим в себе Христа и храним образ Божий.

Поскольку жена — тело мужа, то он должен оставить родителей и прилепиться к своей любимой (как сказано в Бытии, 2:24). Апостол Павел указывает на сходство супружеского брака с отношениями Христа к Церкви. Толкуя эти библейские стихи, Иоанн Златоуст пишет: Поистине это великое Таинство, заключающее в себе какую-то неизглаголанную премудрость.

Итак, выражение жена да убоится мужа своего означает не какую-то рабскую боязнь, а именно тот благоговейный страх, который мы испытываем, когда не желаем обидеть любимого (любимую) недостойным поступком. Добровольное повиновение жены — не положение невольницы в доме хозяина.

В исламе женщин можно бить...

Следует отметить, что христианское отношение к слабому полу в корне отличается от мусульманского. Об этом гласит Коран:

Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры... Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин

Ислам разрешает женщинам трудоустроиться при соблюдении определенных условий: они не могут оставаться наедине с чужими мужчинами, а сама работа не должна мешать более важным делам, например заботе о детях.

Многодетная семья, выступающая в исламской традиции как некий эталон, служит для большинства мусульманок ориентиром: в соответствии с ним они планируют свою жизнь и выбирают профессии с учетом того, что основные усилия будут отданы семье, а не карьере.

В мусульманстве разрешается физически наказывать жену, если она ослушивается мужа и не подчиняется ему без уважительной причины. Об этом сказано в четвертой суре Корана (Ан-Ниса 4:34):

Мужья — попечители жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими и поскольку мужья расходуют (на содержание жен) средства из своего имущества. Добродетельные женщины преданы (своим мужьям) и хранят честь, которую Аллах велел беречь. А тех жен, в верности которых вы не уверены, (сначала) увещевайте, (потом) избегайте их на супружеском ложе и (наконец) побивайте

Отсюда вывод: прежде чем связывать свои брачные узы с иноверцами, нашим женщинам следовало бы хорошо подумать о возможных последствиях...

Когда у одного из супругов проходят чувства - это тяжелейший стресс. Любые изменения в отношениях в худшую сторону особенно болезненны для женщины, так как ей жизненно необходимо быть любимой и желанной. Очень тяжело признать тот факт, что мужчина разлюбил, поэтому многие жены продолжают обманывать себя и играть в идеальную семью. Такая позиция очень опасна, так как она предполагает бездействие. Гораздо мудрее признать проблему и попытаться понять, что делать, если муж не любит жену. Какие признаки могут свидетельствовать об этом?

Прямые «улики» или скрытые намеки?

Как правило, жене не обязательно наличие прямых доказательств того, что она больше не любима. Это проявляется даже в мелочах, нужно просто перестать «прятать голову в песок» и проанализировать поведение мужа. Психологи советуют обратить внимание на целый комплекс факторов, которые объясняют, как ведет себя муж, если не любит жену.

Основные признаки нелюбви


Нужно ли сохранять семью?

Если муж не любит жену, что делать ей? Вот первый вопрос, на который женщина должна ответить себе самостоятельно. Чтобы было легче принять решение, необходимо оценить все плюсы и минусы своего мужчины и понять, нужно ли за него бороться. Разводиться всегда нелегко, но и жить с мужем, у которого не осталось чувств, также тяжело. Не каждая женщина готова жить надеждой, что супруг опять полюбит ее.

Выходы из ситуации

Психологи уверяют, что, оказавшись в таком положении, женщина может выбрать один из двух вариантов:

  • Расстаться, если нет уверенности в том, что чувства вернутся, и не мучить ни себя, ни мужа.
  • Попытаться вернуть угасшую любовь.

Может ли муж опять полюбить?

Жизнь непредсказуема, поэтому такой исход вполне вероятен. Но для этого женщина должна приложить определенные усилия. Прежде всего нужно вспомнить, как начинались отношения, и что изначально привлекло мужчину. Проанализировав отношения, жена должна осознать и свои ошибки, ведь наверняка они были. Бесполезно перекладывать вину только на мужа, эта позиция обречена на провал.

Всегда присутствуют признаки того, что муж не любит жену. Какие признаки могут указывать на это - нужно разобраться. Женщина лучше всех знает своего супруга, поэтому ей не сложно будет выявить факторы, провоцирующие раздражение. Начинать работу над отношениями стоит с устранения причин, которые вызывают недовольство мужа.

Иногда в таких случаях незаменимым будет совместное путешествие или выходные, проведенные вместе. Возможность уединиться и спокойно поговорить - важный шаг к взаимопониманию.

Всегда складывается непростая ситуация, если муж не любит жену. Что делать - должна решать женщина. Когда она хочет вернуть любовь супруга, не стоит навязывать себя и становиться его тенью - это оттолкнет его и вызовет новую волну раздражения. Нельзя показывать свое одиночество и тоску. Уверенная в себе и счастливая женщина привлекает намного больше. Чтобы муж посмотрел на жену другими глазами, она должна и поверить в свою привлекательность и исключительность. Вряд ли муж захочет боготворить женщину, которая не верит в себя.

Честь и хвала

Любой мужчина обожает, когда им восхищаются. Это неотъемлемая черта их природы, и многие мудрые женщины этим пользуются. Когда жена хвалит мужа и подчеркивает его достоинства, он чувствует себя рядом с ней уверенно, и постоянно будет возвращаться за новой порцией восхищения.

Наверное, каждая женщина время от времени задумывается: если муж не любит жену, какие признаки должны присутствовать. Возобновить былые чувства помогут совместные беседы на темы, которые интересны обоим. Женщина может удивить супруга своими познаниями в различных областях и показать, что она умна и образованна.

Если принято решение уйти…

Семейная жизнь - дело непростое, поэтому часто она заканчивается разводом. Когда у людей разные ценности и восприятие мира, то им нелегко найти общий язык и сохранить любовь. В начале отношений этому факту уделяется очень мало внимания, кажется, что все сложности преодолимы. Но когда чувства остывают, оптимизм стремительно исчезает, и часто возникает ситуация, когда муж не любит жену. Какие признаки помогут это определить - знает любая жена.

Если женщина понимает, что не готова жить с мужчиной, который ее не любит, она решает уйти от него. В таких случаях обида и непонимание не дают объективно оценивать ситуацию, но стоит сделать над собой усилие и расстаться правильно. Не нужно обвинять мужа в нелюбви, лучше попытаться принять действительность и отпустить его. Возможно, тогда отношения перейдут на новый уровень, и каждый сможет жить собственной жизнью.

Что говорят специалисты?

Если муж не любит жену, советы психолога сводятся к одному - проанализировать отношения и дальнейшие перспективы. Важно понимать, что все пары в определенный период времени чувствуют охлаждение. Когда холод затягивается, женщина начинает понимать, что, возможно, муж разлюбил ее. Создается впечатление, что он живет своей жизнью, в которой ей нет места.

В каждой семье могут быть свои причины, по которым кажется, что муж не любит жену. Признаки нужно рассматривать только в комплексе. Психологи считают, что чаще всего чувства остывают из-за того, что между супругами не было достаточной эмоциональной близости. Непонимание приводит к тому, что пара не может найти компромисс и прийти к согласию. Проблемы нарастают, раздражение накапливается, и ссоры не угасают.

Что же делать?

Когда женщина понимает, что муж к ней охладел, она задумывается о том, как вернуть его чувства. Но в первую очередь стоит разобраться: а нужно ли это делать? Зачастую попытки вызвать мужчину на разговор заканчиваются провалом, так как он вряд ли будет обсуждать свои чувства.

Чтобы избежать очередного скандала, женщина должна выразить свои мысли спокойно и рассудительно, не опускаясь до оскорблений. Как ведет себя муж, если не любит жену? По его поведению, интонации и словам можно понять, есть ли шанс восстановить семью или нужно смириться с действительностью.

Когда отношения похожи на игру в одни ворота, жене необходимо подумать о себе и вспомнить, что она тоже имеет право быть счастливой. Не нужно продолжать бессмысленные разговоры и всеми силами стараться удержать мужа. Такие действия не приведут к созданию крепкой семьи, а принесут новые разочарования и крах надежды.

Женщина должна осознать, что, вцепившись в спину она никогда не будет ощущать себя нужной и желанной. Иногда одиночество намного приятнее, чем постоянные муки и страдания, поэтому не стоит его бояться. К тому же, у время обрести душевное равновесие и гармонию, которые пригодятся для построения новых отношений. Важно осознать, что собственное счастье не зависит от поступков других людей, оно достигается в результате кропотливой внутренней работы над собой.

За помощью - в церковь

Если муж не любит жену, вопросы священнику, которые задает женщина, помогут ей научиться верить в лучшее. Нужно ценить жизнь, замечать элементарные радости и знать, что Бог посылает только те испытания, которые человек может выдержать.

Священник Николай Емельянов,
заместитель декана Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

«Жена да боится своего мужа…» (Послание к Ефесянам, 5:33). Пожалуй, нет более непопулярного и сложного для современного человека представления об отношениях мужчины и женщины в браке. Неужели, счастливые семейные отношения можно выстроить на страхе?

Конечно, я не претендую на какое-то оригинальное или новое толкование, тем более что это место из послания апостола Павла к Ефессянам не раз комментировали знаменитые христианские авторы. Однако я хорошо помню, как когда-то давно обсуждал эту тему в беседе с одной юной девушкой, церковной и православной. Реакция моей собеседницы была очень характерной: «Апостол Павел много чего писал. Например, что надо обязательно платок носить на голове. Это все давно устарело, это было написано в условиях древнего патриархального общества, а современная жизнь требует совсем иных подходов и иных норм!» Из слов моей юной собеседницы следовало, что в современном обществе скорее муж должен бояться свою жену и уж в любом случае обязан ее слушаться. Несмотря на весь комизм подобных утверждений, встает очень серьезный вопрос: как же все-таки понимать эти слова современным молодым людям, вступающим в брак? Может, они действительно безнадежно устарели?

Чтобы попытаться разобраться в этом вопросе, нужно вспомнить, о чем идет речь в послании к Ефесянам. В нем апостол сравнивает отношения мужчины и женщины в браке с тем единством, которое связывает Христа с Церковью. В этой параллели есть два ключевых момента. С одной стороны повинуется Христу, как и жена должна повиноваться мужу. С другой стороны, Христос так возлюбил Церковь, что отдал Себя на крестную смерть за Нее. И муж должен любить свою жену, вплоть до готовности отдать за нее свою жизнь.

Становится понятным, что речь идет не о боязни какого-либо насилия – духовного или, тем более, физического, а об уважении к мужу, которое должно выражаться в повиновении и послушании ему. Так что, бояться нужно не мужа, а своего неуважения к нему. Однако такое понимание семейных отношений далеко не для всех является понятным или самоочевидным. Получается, что жена должна уважать своего мужа и бояться его огорчить или унизить, а муж разве не должен? Конечно, нужно, чтобы уважение и бережное отношение друг к другу в семье было взаимным. Но в чем оно должно выражаться со стороны мужа? Почему заповедь послушания как выражение истинной семейной любви относится именно к женщине?

Одна прихожанка нашего храма, между прочим, мать пятерых детей, как-то заявила: «А как же мне слушаться моего мужа, если я лучше, чем он, знаю как нам надо поступать?» Сложность этого вопроса вовсе не в том, что бывают семьи, где женщины умнее своих мужей. Как раз умной женщине слушаться бывает проще. Обычно, трудности возникают в другом случае, когда у женщины с твердым или жестким характером муж имеет характер мягкий и смиренный. В этой ситуации слушаться, а заодно и уважать мужа, гораздо сложнее. Причем внешне все может выглядеть более чем благополучно. Жена по привычке в силу своего характера настаивает на своем, муж по мягкости соглашается, и, вроде бы, все хорошо. Однако, в этой ситуации всегда скрыта некая опасность, разрушительная для семейных отношений. Для женщины это – опасность потерять уважение к мужу, без которого любить становиться очень трудно. Для мужа – опасность утратить чувство ответственности за свою семью, без которого он перестает быть ее главой, выполнять свою роль в семейных отношениях. Любому священнику приходится постоянно слышать на исповеди жалобы женщин на безответственность своих мужей. Эта безответственность всегда бывает очень болезненной, поскольку в ней проявляется неумение беречь семью и защищать свою любовь. В ответ на эти жалобы всегда хочется спросить: «А дала ли ты своему мужу шанс почувствовать эту ответственность, научила ли его беречь свою семью?» Ведь научить этому мужа должна женщина, и другого способа сделать это, кроме как через послушание мужу, просто не существует.

Опыт показывает, что твердый женский характер тут совсем не помеха. Мне хорошо знакома одна большая счастливая многодетная семья, где жена и муж обладают ярко выраженными очень твердым женским и очень мягким мужским характерами. Весь быт, все мелочи детского воспитания определяются в этой семье женой, властной, умной и образованной женщиной. Иногда со стороны может показаться, что муж в некотором смысле у нее «под каблуком». При этом те, кто знаком с этой семьей поближе, знают, что глава семьи пользуется в ней непререкаемым авторитетом. Правда, он почти всегда молчит и со всем соглашается, но как человеку мужественному и не мелочному ему чаще всего вообще все равно, что и как хочет организовать его жена в их семейном быту. Однако если уж он высказывает какое-либо замечание, что делает очень редко и только по очень важным вопросам, то и жена и дети слушаются его беспрекословно. Причем, если с мамой, жесткой и очень властной, дети могут спорить или пытаться сделать по-своему, то с мягким и смиренным папой – никогда.

Меня этот пример всегда очень удивлял и вдохновлял. Дело в том, что в этой семье муж и жена очень строго стараются следовать христианскому идеалу. Муж, человек в высшей степени ответственный, никогда не пропускает ни одного принципиального момента в семейной жизни, но, хорошо сознавая особенности характера своей супруги, уступает во всех второстепенных вопросах. Жена, в свою очередь, искренне уважая своего мужа и ценя его бережное к ней отношение, боится не выполнить малейшую его просьбу, потому что знает, как редко он ее о чем-либо просит и видит, как много он с ней смиряется. Она прекрасно понимает, что легко могла бы ослушаться мужа, причем без всякого выражения неудовольствия с его стороны, но, зная свой характер, категорически себе это запрещает.

Есть еще один не «специфически церковный», а скорее исторический пример христианской семьи, который показывает, насколько внешние условия не являются определяющими в семейных отношениях. Это семья знаменитой английской королевы Виктории и ее мужа принца Альберта. Королева Виктория с тринадцатилетнего возраста вела подробный дневник. Кроме того, она написала бесчисленное количество писем и записок – они составляют свыше ста (!) томов. Не столь огромная, но тоже многотомная переписка принца Альберта существенно дополняет картину. Поэтому развитие их семейных взаимоотношений можно проследить буквально по дням.

Поражает, в первую очередь, то, что этот брак с самого начала был очень необычный, если не сказать «неправильный». Известно, что Виктория сама сделала предложение. Если бы принц заговорил с ней первым, это было бы расценено ею как недопустимая вольность. При этом, Виктория, которой Альберт очень нравился, прекрасно знала, что он в нее не влюблен. Есть письма будущих супругов друг другу, в которых они обсуждают вопросы обустройства своего семейного быта. В них невеста всегда выступает как твердая и властная королева. Она категорически запрещает своему жениху взять себе секретаря из близких ему доверенных людей в Германии и сама выбирает ему помощника. Королева определяет, что жить они будут в Лондоне, а не в Виндзоре, чего так хотел принц Альберт. Есть в ее дневнике и такие записи, сделанные уже после свадьбы: «Я читаю и подписываю бумаги, а Альберт их промокает…»

Ситуация, в которой оказалась эта семья, была действительно парадоксальной. Жизнь королевы была настолько подчинена интересам государства, что она просто не могла принадлежать ни сама себе, ни своей семье и мужу. Положение принца в первые годы их совместной жизни было крайне двусмысленным. С одной стороны, его официальный статус никак не был определен, он не имел никакой, даже чисто формальной, функции при королевском дворе. С другой стороны, не только правительство, но и общественность ревниво следили за тем, чтобы королева даже близко не подпускала немецкого принца к своим делам, включая вопросы их общего семейного быта! Достаточно вспомнить, что уже после признания принца англичанами, во время Крымской войны, активным сторонником которой он был, его все равно обвиняли в том, что он «агент русского медведя». Казалось бы, нормальная семейная жизнь в такой ситуации просто невозможна. Однако, эти замечательные супруги сумели научиться любить друг друга.

Способ, с помощью которого им это удалось, был очень простой и, видимо, он единственно возможный. Королева научилась, поначалу переламывая свой характер, слушаться принца, а принц, забывая о своих удобстве и желаниях, а зачастую и о так называемой «мужской гордости», научился беречь королеву. Известно, что принц Альберт, уважая долг королевы перед своим народом и понимая всю сложность положения королевской власти после очень непопулярного и скандального правления Георга III , совершенно смирился со своим более чем скромным положением при дворе. При этом он искренне заботился о своей жене и сумел многое улучшить в ее личной жизни, а потом и в жизни всей своей большой семьи, состоявшей из восьми детей. Он помог королеве Виктории наладить отношения с некоторыми людьми, к которым она испытывала неприязнь, включая свою собственную мать. Он со свойственной немцам дотошностью вникал во все принципиальные вопросы воспитания детей. В свою очередь, королева в том, что касалось частной жизни, постепенно научилась слушаться и во всем доверять своему мужу.

Постепенно это доверие и любовь стали для них настолько естественными, что они научились все в своей жизни делить друг с другом. Принц Альберт активно участвовал в политической и общественной жизни и заслужил уважение англичан, а королева смогла совмещать свое общественное служение с обязанностями преданной жены и любящей матери. Хочу подчеркнуть, что их отношение и к королевским обязанностям и к семейной жизни было не просто традиционным или патриархальным, оно было осознанно христианским. Это ясно видно из переписки и дневниковых записей. Они счастливо прожили вместе более двадцати лет, до смерти принца Альберта в 1861 году. Королева Виктория царствовала после этого еще сорок лет, не снимая траура и постоянно вспоминая мужа. Умирая, принц Альберт повторял: «Любимая жена…»

В этой истории ключевой момент – это доверие, без которого настоящая любовь невозможна. Любовь предполагает взаимопроникновение, которого не бывает без открытости. Но открыться другому страшно, потому что это всегда риск. Быть открытым значит быть незащищенным. Поэтому доверие и верность друг другу и есть тот самый мостик, без которого нельзя преодолеть пропасть разделяющую людей, невозможно любить. С двух сторон этого мостика мужчина и женщина движутся навстречу любви и друг другу. Два ключевых момента, которые выделяет апостол Павел в послании к Ефесянам, указывают на концы этого мостика. Для женщины – это послушание, а для мужчины – ответственность. Как без послушания, так и без ответственности не может быть ни доверия, ни любви. Действительно, как может женщина слушаться, то есть доверять своему мужу в решении важных вопросов семейной жизни, если она не чувствует, что он готов в самом высоком смысле отвечать за последствия своих решений? И как можно требовать от мужчины ответственности, если жена его не слушается? За что и за кого ему тогда отвечать? Отвечать можно только за свой выбор и за тех, кто верен тебе, иными словами, целиком тебе доверился.

Здесь возникает еще одна очень важная проблема. Ее как-то сформулировала другая прихожанка нашего храма, живущая счастливой семейной жизнью, имеющая детей и сделавшая научную карьеру. Она как-то сказала: «Мне очень легко слушаться мужа во всем, что касается каких-то внешних сторон нашей жизни, и я ему очень доверяю и очень его люблю. Но иногда мне начинает казаться, что в своих жизненных устремлениях он перестает видеть Бога как главный ориентир своей жизни, и тогда мне становится очень трудно». Это чувство вполне естественно. Ведь абсолютное доверие возможно между людьми только тогда, когда оно чем-то подкреплено. Нельзя абсолютно доверять другому человеку как какому-то идолу. Абсолютное доверие возможно только тогда, когда он в своей жизни руководствуется не эгоизмом и даже не умом или другими талантами, а стремится к абсолютной Истине и Любви, то есть доверяет Богу. Поэтому настоящее доверие, а значит и настоящая любовь, возможны только тогда, когда и мужчина и женщина вместе учатся доверять Богу и стремиться к Нему.

Так нужно ли чтобы жена «боялась своего мужа»? У апостола Иоанна Богослова мы находим такие слова: «Боящийся несовершен в любви» (1 Послание Иоанна, 4:18). А начинается эта фраза еще более сильными словами: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение». И когда Господь призовет к Себе, Он не спросит женщину, как она слушалась и «боялась» своего мужа. Он спросит: «А как ты любила?» Здесь нет противоречия, потому что апостол Павел говорит о том единственном пути, о том средстве или способе, которым эта любовь достигается и сохраняется – через послушание, доверие и ответственность. Когда же человек достигнет или хотя бы прикоснется настоящей Любви, она «изгонит страх». То есть все эти понятия: послушание, доверие, ответственность, – вовсе не носят характер закона, которому необходимо мучительно заставлять себя подчиняться. Когда человек любит по-настоящему, все это становится абсолютно свободным и естественным выражением его любви. Именно к такой любви стремятся христиане, прекрасно сознавая, что пока еще в ней «несовершенны» и поэтому сегодня, как и две тысячи лет назад, необходимо просто очень ее беречь и «бояться» потерять.

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22–23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22–23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога» (1 Кор. 11:11–12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает семью устроенную иерархично – жена сотворена помощницей мужу: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8–9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14–25). Все сказанное относится и к «малой церкви» – семье.



Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принадлежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, например, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это единолично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех областях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в некоторых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

После подтверждения епархиальной властью канонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в качестве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епитимии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27–28, 39).

Ж ена должна повиноваться мужу. Об этом написано в 1 Пет. 3:1-6. Но чем не является подлинное подчинение мужу? Джон Пайпер приводит шесть ошибочных мнений на этот счет.

Когда около двадцати лет назад я проповедовал на эту тему, одна женщина призналась, что очень рада этому вопросу (чем не является истинное подчинение мужу), потому что мы привносим в библейский текст разные мнения, исходя из своего опыта. Полагаю, вы слышали разные точки зрения насчет повиновения – с некоторыми вы согласились без труда, а некоторые, возможно, просто ужаснули вас.

Когда мы вкладываем в библейский текст то, чего там нет, некоторых это может оттолкнуть – «О нет, это не для меня!» Но, отказываясь исполнять этот текст, мы «вместе с водой выплескиваем из ванночки ребенка» . А это очень грустно. Поэтому я записал шесть вещей, которые в действительности не являются тем подчинением мужу, о котором говорит Петр (1 Пет. 3:1-6).

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

1. Повиноваться – не значит во всем соглашаться.

Подчинение мужу не означает постоянного соглашательства. Яркий пример – вопрос веры. Предположим, муж – неверующий. И он говорит: “Я запрещаю тебе быть христианкой. В нашем доме мы поклоняемся ИГИЛ (или чему-либо иному)” . Вполне возможно быть покорной и в то же время отвергать то мышление или убеждение, которое навязывает вам муж. Без этого принципа данный отрывок (1 Пет. 3:1-6) теряет смысл. Вы поклялись верности Иисусу. Теперь Иисус является вашим Господом и Царем. Да, вы стали чужой в своей семье. Даже отверженной – потому что муж поклоняется другому богу, а вы призваны жить с ним. Не добивайтесь развода из-за религиозных различий. Если муж говорит: “Я не хочу, чтобы ты была христианкой” – что вы можете сделать? Просто скажите: “Я люблю тебя. Хочу быть послушной женой. Но в этом вопросе у меня нет выбора. Я принадлежу Иисусу” . Муж может выгнать вас. О такой возможности говорится в 1 Кор. 7. Когда неверующий муж требует развода, это может стать большой трагедией для него.

Повиновение не означает, что вы должны всегда соглашаться с вашим мужем – даже если речь идет о такой фундаментальной и серьезной вещи, как христианская вера. Бог дал вам разум. Способность думать. Вы – личность, а не просто тело или машина. Вы – мыслящее существо, способное самостоятельно понять, истинное ли вам предлагается евангелие или нет. И если – истинное, то примите его. Если же муж говорит “не верь этому”, вы смиренно и покорно не соглашайтесь.

2. Повиновение не означает, что нужно «оставить мозги у алтаря» (во время венчания)

Возможно, этот пункт дублирует предыдущий, но его следует рассмотреть с несколько иной стороны. Всякий муж, говорящий “в моей семье думать должен только я” , является в духовном смысле больным и придерживается искаженного понимания авторитета и власти (как мужа). Как-то мне пришлось иметь дело с одной семейной парой. И жена призналась мне, что муж требует от нее, чтобы она просила у него позволения даже на посещение туалета. Да, да, я не шучу. Я посмотрел на ее мужа и сказал: “У Вас серьезные проблемы. У Вас невероятно извращенное представление о жене, сонаследнице Божьей благодати. Вы не понимаете сути Библии. Вы взяли такие слова, как “власть”, “авторитет”, “лидерство” и “повиновение”, и наполнили их тем смыслом, каким сами захотели. Ваше мнение не имеет ничего общего с Библией”.

Подчинение ни в коем случае не означает, что жена должна «оставить свои мозги у алтаря». Муж должен понимать, что на протяжении всей семейной жизни рядом с ним есть «независимый мозговой центр», рождающий свои собственные мысли, к которым стоит прислушаться. Именно такой подход служит единству, достижению гармонии «одной плоти». Лидерство не означает, что вы не должны прислушиваться к мнению супруги. Лидерство даже не означает, что за мужем всегда последнее слово. Правильное лидерство часто признает свои ошибки: “Ты была права, а я был неправ”.

Лидерство – значит брать инициативу в свои руки. Иногда я задаю парам вопрос: “Кто из вас чаще всего предлагает «а давай мы…» – «Давай пойдем ужинать». «Давай приведем в порядок финансы». «Давай пойдем в следующее воскресенье в церковь» . И т.д.

Итак, кто чаще использует слово «давай»? Если – жена, то у семьи проблемы. Точнее, проблемы у мужа. Если – муж, то, вполне возможно, жена довольна тем, что ей не приходится снова и снова брать инициативу на себя. Жены не особо любят все время тащить мужа на буксире – «ну давай». Если говорить в общем (я понимаю, что обобщаю), то хорошее лидерство означает такую инициативу мужа, под покровом которой жена расцветает. Это не диктат. Не «никого-не-слушание». Ни даже право на «последнее слово».

Если вы спросите мою жену, что означает для Пайпера повиновение жены, то, возможно, она скажет следующее: “Мы еще в первые годы нашего брака установили правило: если мы начинаем из-за какого-то вопроса ссориться, Джон идет кому-нибудь звонить” . Это действительно важно. Но сейчас такого почти никогда не происходит. И одна из причин этому – мы уже долго вместе и знаем, что думает другой. Еще одна причина – я часто соглашаюсь с женой. У меня нет потребности быть всегда правым или все всегда делать по-своему. Или требовать, чтобы последнее слово было всегда за мной.

3. Подчинение не означает, что вы не должны пытаться влиять на своего мужа.

Повиновение не означает, что вы должны оставить всякие попытки влиять на мужа или пытаться в чем-то его изменить. Общий смысл рассматриваемого отрывка заключается в слове “приобретаемы”. Жена посвящает свою жизнь тому, чтобы ее неверующий муж стал верующим. Вспомните те случаи, когда кто-то, призывая женщину к повиновению ее мужу, говорит: “Перестань пытаться изменить своего мужа!” Я, конечно, понимаю, что в этом случае подразумевается (постоянные придирки, «пиление» и т.д.). Но, с другой стороны, трудно представить, чтобы вы выбрали позицию пассивности, если ваш муж – тот, кого вы любите – живет в грехе. Кому-то покажется, что попытки влиять на мужа – это проявление непокорности. Но в действительности этот подход является библейским.

4. Подчинение не означает, что вы должны ставить волю своего мужа выше воли Божьей.

Повиновение не означает, что вы должны на первое место ставить волю своего мужа, а не Христа. Христос теперь является вашим Господом. Вы должны повиноваться мужу РАДИ ГОСПОДА, но ваш муж – не ваш господь.

Таким образом, всякий раз, когда стоит выбор между мужем и Господом, жена должна выбирать Господа. Если, например, муж предложит жене какую-нибудь аферу или групповой секс, ее выбор должен быть категоричным – в пользу Христа. Она может объяснить мужу, что ее отказ мотивируется не высокомерием. Она может отказать ему в духе кротости, подчинения с любовью и глубоким сердечным желанием, чтобы он… не делал всех этих плохих вещей, и тогда она могла бы гордиться им как хорошим лидером в семье. Вы понимаете, в чем дело? Жена как бы говорит мужу: “Я не буду подчиняться тебе в этом. Но не из упорства или гордости. Мое желание – чтобы ты увидел, что я очень хочу тебе подчиняться – но не в этом и не таким образом”.

5. Подчинение не означает полной зависимости от мужа в духовном росте.

Повиноваться мужу – это не значит получать духовную силу только через него. В рассматриваемом нами тексте не сказано, что муж наделяет жену духовной силой. При этом, она обладает многими духовными благословениями. Ее надежда в Боге. Возможно, она идет в церковь в воскресное утро, когда муж еще спит. И свою духовную силу черпает в ином месте. И в ином месте формирует свое мировоззрение.

6. Подчинение не означает жизнь в страхе.

Жена, боящаяся Бога, ничего не боится.

Я люблю Писания. И я сторонник «взаимодополнения». Я верю, что мужчина призван к уникальной роли: быть лидером в семье. Я верю также, что женщина призвана к уникальной роли: подчиняться мужу. И я уверен, что обе эти роли чудесным образом дополняют друг друга, когда муж и жена служат друг другу в любви. Если мы глубоко копнем Писание, то увидим, что многие его тексты о браке и семье могут потрясающе помочь нам в построении брака, хотя и были написаны в совершенно другие времена.

Подписывайтесь:

Итак, в свете всего того, о чем я писал в этой статье (чем не является подлинно библейское подчинение жены мужу), можно дать повиновению следующее определение: жена призвана почитать и поддерживать своего мужа как лидера, чтобы, таким образом, помогать ему в лидерстве через свои дары.

Что еще почитать