Возмещение за детсад. Как получить компенсацию за детский сад

Обучение и воспитание детей в детских садах Москвы является бесплатным для родителей и финансируется из бюджета. А вот за услуги по уходу и присмотру за ребенком устанавливается отдельная плата, которая ложится на плечи родителей.

Материалы по теме:

Порядок установления родительской платы за детский сад

Закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 01.09.2013 года, не ограничивает образовательное учреждение при установлении суммы, — процентный объем от годового содержания ребенка в дошкольном учреждении — которую должны уплачивать родители. Ранее верхняя граница составляла 20% от стоимость годового .

Однако, московских детсадов это нововведение особенно не касается. В соответствии с решением мэра Москвы С.С. Собянина, для москвичей ограничение размера родительской платы 20% стоимости затрат на уход за детьми в дошкольных учреждениях сохраняется.

Важно! В соответствии со ст. 65 закона «Об образовании» родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных ДОУ.

Процедура установления платы за детсад

Размер платы, взимаемой с родителей устанавливается ежегодно окружными управлениями Департамента образования на основании расчетов каждого образовательного учреждения в округе. Окружное управление образования издает приказ об установлении родительской платы в учреждении на весь учебный год, исходя из фактического размера затрат на присмотр и уход за ребенком за предшествующий год.

Расчет платы:

  • исходит из фактических затрат на присмотр и уход за ребенком за предшествующий год;
  • согласуется с органом администрацией детского сада (совет педагогов и родительский комитет);
  • утверждается окружным управлением образования.

Размер родительской платы в детских садах (равно как и в дошкольных отделениях школ) устанавливается в начале года на весь календарный год и не может быть изменен. Таким образом, плата за детский сад, установленная в январе 2014 года, с 1 сентября 2014 года не меняется.

Участие администрации ДОУ в установлении родительской платы

Родители в лице управляющего совета, совместно с администрацией детского сада, принимают решение, будут ли родители финансово участвовать в дополнительном поощрения педагогического коллектива за качество услуг по присмотру и уходу за детьми.

По решению Управляющего совета ДОУ, отдельным категориям граждан может быть установлена дополнительная льгота по родительской плате.

Возврат родительской платы

Если ребенок пропустил дни в детском саду по уважительной причине, подтвержденной соответствующим документом (например, справкой из больницы), родительская плата за дни непосещения ребенком может быть возвращена. Возврат родительской платы производится на основании договора между ДОУ и родителем, и осуществляется по письменному заявлению родителя, внесшего плату за содержание ребенка, на его счет.

Компенсация за оплату дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)

Каждый родитель, внесший плату за содержание ребенка в ДОУ, имеет право на обращение за компенсацией части родительской платы.

Порядок выплаты компенсации части родительской платы за содержание ребёнка в ДОУ утверждён постановлением Правительства Москвы от 27 июля 2010 г. № 590-ПП (в редакции постановления № 634-ПП — постановление № 634-ПП можно найти в ).

Для родителей, оплачивающих детский сад, столичный бюджет предусматривает компенсации: на первого ребенка — 20%, на второго — 50%, на третьего и последующих детей — 70% от внесенной суммы.

При назначении компенсации части родительской платы за второго и третьего ребенка в составе семьи учитываются дети в возрасте до 18 лет. Размер компенсации рассчитывается пропорционально фактически внесенной родительской плате, определенной с учетом льгот (если таковые имеются).

Для получения компенсации родитель, внесший плату за детский сад, должен письменно обратиться в администрацию «своего» ДОУ, и предоставить:

  1. Паспорт и его копию.
  2. Свидетельство о рождении ребенка или детей, входящих в состав семьи, и копии свидетельств.
  3. Номер лицевого счета с указанием реквизитов.

В настоящее время многочисленные родители московских детей находятся в тревожной панике, ведь все уже наслышаны об очередном поднятии цен для дошкольных учреждений. И, естественно, всех тревожит самый главный вопрос: сколько теперь стоит детский сад, расположенный в Москве?

Подорожание действительно ожидается и, может, даже не одно. Следует отметить, что в начале прошлого года уже была поднята оплата за детский сад в Москве и в других регионах России. Уже с того момента многим родителям было тяжело вносить оплату за ребенка, а если в семье имеется не один несовершеннолетний член, а двое или даже трое, то это становится и вовсе не разрешимой проблемой.

Кроме того, не каждый государственный детский сад в Москве может предоставить многодетным семьям скидки, поэтому оплату приходится производить в полном объеме на каждого ребенка. В связи с этим возникает желание точно знать: сколько стоит сейчас учреждение, и какие тут нужно учитывать нюансы?

Бесплатные дошкольные сады – миф или реальность

Как заявляют чиновники, дошкольное обучение детей в Москве и по всей территории России было, есть и будет совершенно бесплатным. Ведь деньги на обучение выделяет государственный бюджет, конечно, этот момент не касается частных детских учреждений, а относится только к государственным садам. Так за что тогда родители платят деньги, а суммы, ко всему прочему, постоянно возрастают, и никто не знает, сколько стоит точно посещение.

В дошкольных заведениях с детьми проводятся специальные подготовительные занятия, которые помогут при поступлении в первый класс. Стоит отметить, что эти занятия совершенно бесплатные, а вот за другие услуги приходится платить родителям. В список входят такие пункты:

  • питание детей;
  • надлежащий присмотр как в помещении детского сада, так и на улице;
  • предоставление дневного отдыха.

Вышеперечисленные услуги должны быть своевременно оплачены, такое постановление предусмотрено в законодательстве страны. Оплата услуг должна исходить от родителей детей, причем от той категории, которая не имеет никаких специальных льгот по уходу.

Средства, полученные от родителей, поступают в бюджет детского заведения, используются деньги на усмотрение руководства заведения в Москве, к примеру, можно выделить определенную сумму и премировать отличившегося воспитателя.

В чем причина подорожания оплаты за детский сад

Чтобы полностью ответить на вопрос «Сколько стоит дошкольный сад в столице?», нужно разобраться в причинах повышения оплаты. Их несколько:

  • подорожание продуктов питания;
  • необходимость оплаты дополнительных услуг персоналу детских учреждений.

Вторую причину подорожания уже разобрали. А вот для первой нужно внести некоторые пояснения. Любой детский сад в Москве, впрочем, как и в другом регионе России, обязан полноценно кормить ребенка на протяжении целого дня. Для приготовления блюд используются только свежие качественные продукты. В рационе ежедневно должны быть фрукты, овощи, продукты, богатые минеральными веществами и витаминами. Такой рацион на сегодняшний день требует немалых денежных средств, так как произошло довольно резкое подорожание продуктов питания. В ежедневном меню детей должны быть такие продукты:

  1. Цельное молоко или его производные.
  2. Мясо нежирных сортов.
  3. Разные виды круп.
  4. Сок, компот, фрукты.

Два раза в неделю вместо мясного блюда для детей готовят рыбу, творожные блюда. Трудно опровергнуть очевидный факт – такой рацион требует немалых денежных средств, которых постоянно не хватает в бюджете дошкольных учреждений. Именно подорожание продуктов поспособствовало поднятию оплаты дошкольных садов.

Какой детский сад выбрать для ребенка – частный или государственный

Многие родители после того, как узнали, сколько стоит детский сад, стали задумываться над тем, чтобы переводить своего ребенка в частный пансион. Разумеется, каждый вправе выбирать именно то детское заведение в Москве, которое более всего подходит ребенку и его родителям. Но не стоит наивно думать, что оплата за частное заведение не будет повышаться, ведь в таком учреждении также нужно полноценно питаться. Кроме того, частные заведения предусматривают стоимость на порядок выше, чем государственные, так как услуги каждого педагога должны быть оплачены выше. Зачастую в список услуг входят такие, которые оплачиваются отдельно.

Примерная сумма к оплате детского сада в 2019 году

Законодательными органами было принять решение – дать полное право дошкольным учреждениям и управляющему совету решать, какая необходима сумма для содержания ребенка в саду и предоставления ему полноценного ухода. С учетом этой цифры стоимость пребывания в детском заведении способна возрасти, но не более чем на двадцать процентов.

После примерных подсчетов оказалось, что оплата за детский сад варьируется в пределах от 1300 до 1500 рублей в месяц. Если оставить оплату на нынешнем уровне, воспитателям детских учреждений просто не смогут поднять заработную плату, которая и так крайне мала.

В рамках нашего сайта действует специальное предложение - вы можете быстро получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно, просто заполнив форму ниже.

Статья 65. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .

Что еще почитать