Зачем рожать детей: психология и причины. Счастливое материнство: зачем нужны дети

Возник вопрос: зачем рожать детей?

Давайте разберемся, действительно ли каждому человеку необходимо оставить после себя потомство .

Зачем людям нужны дети?

Ребенок — это продолжение рода .

Считается, что у женщин присутствует материнский инстинкт, даже если она пока еще не стала матерью.

Эволюция приспособила нас таким образом, что мы стремимся оставить после себя потомство .

Бессознательно мы понимаем, что человечество должно продолжать жить, а значит, для этого необходимо рожать детей.

Это высокие цели , о которых многие не задумываются, но они как бы вшиты в наши гены.

Помимо сохранения человечества на Земле, существуют и личные причины, почему люди стремятся завести детей.

Для женщины — реализация инстинкта материнства. Если ты родила ребенка, значит, ты чего-то стоишь. Для мужчины — посеять свое семя, оставить свои гены.

Почему и для чего рожают?

Рождение ребенка сопровождается достаточно большими трудностями . Начиная от необходимости заботиться о здоровье, заканчивая материальным вопросом обеспечения семьи.

Однако даже пары, не имеющие высокого заработка, все-таки решаются на рождение ребенка.

Основные причины :

Каждая ли женщина должна стать матерью?

Обязательно ли рожать детей? Действительно ли надо рожать ребенка? На вас давит общество, муж, родители, но вы внутренне сопротивляетесь и не хотите быть матерью.

Если посмотреть на процент нежелательных детей и отношение к ним родителей, то можно увидеть, что возникновение в этом случае выше, чем, если ребенок желанный.

Не у всех женщин присутствует материнский инстинкт . Иногда он не появляется даже после рождения малыша.

Это не хорошо, и не плохо, а просто особенность личности.

Значит, эта женщина может реализовать себя в другой деятельности , и совершенно необязательно, что ей надо рожать ребенка.

Дети должны быть желанны, тогда они .

В каком возрасте лучше обзаводиться потомством?

Менструация начинается у девочек с 12-13 лет, но это совершенно не значит, что она готова к зачатию. К сожалению, статистика последних лет неутешительна , и встречается все больше несовершеннолетних матерей.

Есть и обратная тенденция — женщины, решившие рожать уже после 35 лет, когда достигнут высокого заработка, состояться в карьере.

Однако надо помнить, что чем старше роженица, тем больше риска для нее и ребенка. Особенно это касается тех, у кого предстоят первые роды.

Девушка, рожающая до 20 лет, должна понимать, какие изменения произойдут в ее жизни , в том числе социальной. Вполне вероятно, придется бросить учебу или взять академический отпуск, уйти в декрет, сделав перерыв в карьере.

В 18 лет чаще всего дети получаются незапланированные, и не все родители психологически готовы к появлению у них ребенка.

К 25 годам человек уже достаточно зрелый , способен ставить цели и реализовывать их.

Время между 20 и 30 годами наиболее благоприятно для появления детей — организм еще сильный, здоровье позволяет, а зарплата, как правильно, уже приемлемая для обеспечения ребенка.

Стоит ли заводить ребенка для себя?

Не каждая женщина удачно выходит замуж . Бывает так, что ей уже 30, 35, а семейная жизнь не сложилась. Женщине хочется ребенка, и встает вопрос: не родить ли для себя.

Здесь важно оценить свои возможности. Никто, кроме тебя, не будет обеспечивать этого ребенка финансово.

Если понадобится его с кем-то оставить, то придется просить не мужа, а маму, подругу или нанимать няню.

Рожать для себя стоит, если вы полностью уверены в том, что сможете воспитать и обеспечить ребенка . Никто за вас не решит — надо или не надо. Если отец ребенка отказывается участвовать в воспитании, а вы хотите его оставить, то это ваше право.

Нужно ли рожать, чтобы сохранить брак, удержать мужчину?

Большое заблуждение многих женщин, что, родив ребенка, они тем самым удержат мужчину возле себя.

У мужчин не так развит инстинкт обеспечения потомства.

Для них более важен сам факт появления на свет ребенка, а не .

Очень небольшой процент мужчин именно по причине того, что родился ребенка. И это не гарантирует того, что когда малыш подрастет, мужчина все равно не уйдет.

Более того, неблагополучная атмосфера в семье , когда родители друг друга , негативно сказывается на развитии детей.

Психология многодетных

Зачем некоторые рожают много детей? Интересен тот факт, что рожают часто много детей семьи с небольшим достатком и низким социальным статусом .

Возможно, здесь дело в умении грамотно планировать свое будущее и будущее детей.

Каждый ребенок — это большие финансовые затраты , но некоторые семьи об этом не задумываются, им важен сам факт появления его на свет.

Причины появления многодетных семей:

Веские причины, чтобы не иметь детей, по мнению психологов

Есть причины, по которым ребенка рожать не стоит:

Кто такие чайлдфри?

Чайлдфри — это идеология, движение, характеризующееся сознательным нежеланием иметь детей. В переводе термин означает «свободный от детей», возник достаточно недавно, примерно в 70-х годах прошлого века.

У людей этого социального движения присутствует убеждение, что им не нужны дети, они не хотят их иметь по определенным причинам.

Термин был придуман для того, чтобы отличать тех, кто не может иметь детей по состоянию здоровья, от тех, кто добровольно отказывается от рождения потомства.

Почему люди делают такой выбор. Условно чайлдфри можно поделить на два вида:


Чайлдфри могут не рожать детей по самым разным причинам:

  • карьера — она важнее, чем необходимость провести несколько лет дома, ухаживая за малышом, теряя навыки и социальный статус;
  • личная свобода — люди просто не желают ее ограничивать;
  • , детские травмы — эта категория не желает заводить ребенка, боясь, что не сможет нести ответственность за него, воспитывать, содержать;
  • — подорвать свое здоровье, родить ребенка с отклонениями и проблемами со здоровьем;
  • считают, что современный мир слишком опасен и неустойчив , чтобы заводить ребенка — войны, плохая экология, преступность.

В любом случае, жизнь без детей — это личный выбор человека, и никто не вправе его осуждать.

Прогноз и последствия для бездетных

Выбирая, рожать или нет ребенка, необходимо понимать, чем грозит отсутствие детей:


У женщин гораздо меньше времени на то, чтобы стать матерью, чем у мужчин, чтобы стать отцом.

Срок женщины ограничен, тогда как большинство мужчин способно к оплодотворению до преклонного возраста, и если муж сейчас говорит, что он не хочет ребенка, это не значит, что у него не появится это желание в будущем.

Рожать или нет — это должен быть сознательный выбор, тщательное планирование . Случайный ребенок тоже может стать любимым, но все же лучше, когда он рождается в нужное время и по желанию обоих родителей.

Зачем рожать детей? Мнение психологов:

Наверное, каждый человек слышал фразу о том, что полная семья возможна только с детьми. И это убеждение испортило жизнь многим парам, которые решились родить ребенка только потому, что так нужно. Но на самом деле, далеко не каждые супруги могут внятно ответить, зачем им нужны дети. Они не представляют себя родителями в полном смысле этого слова, и не могут понять, какие именно функции они должны выполнять. Попробуем рассуждать более подробно о том, зачем нужны дети в семье. А также ответим на вопрос: зачем детям нужны родители?

Зачем в семье ребенок?

Существует довольно много мотивов для рождения малыша. Некоторые супружеские пары решаются на роды, чтобы поправить здоровье, ощутить себя самостоятельными, обрести новый статус родителей, отделаться от собственных родителей и пр. Также в обществе принято заводить детей, чтобы вырастить себе помощников, воспитать хороших людей либо дать ребенку соответствующий социальный статус.

К сожалению, ни одна из приведенных причин не способна отобразить ценность детской жизни, как таковой. Дети становятся средством достижения целей своих родителей и уже только поэтому не могут жить полной собственной жизнью.

Люди, которые задумываются о рождении детей, должны раз и навсегда осознать, что ребенок не является их собственностью либо частью государства. Малыш – это свободная личность с самого рождения, и он имеет право на выбор своей судьбы, поиск смысла и цели жизни своими путями.

Родители берут на себя огромную ответственность, приводя ребенка в этот мир. Дети приходят в нашу жизнь для нашего же собственного развития и полноценного раскрытия. Они помогают родителям познать себя и мир, через общение и совместную деятельность. У родителей есть возможность посмотреть на жизнь глазами ребенка, учитывая прожитый опыт, пересмотреть определенные выводы и понять что-то новое.

Принимая эту информацию как аксиому, стоит дать малышу полную свободу для возможного проявления себя в жизни. Душа ребенка приходит в этот мир, чтобы получить собственный жизненный опыт. Соответственно, мы растим свободного человека, отдельную душу в маленьком теле.

Общее состояние малыша является отражением, как в зеркале, родительского уровня развития. По нему можно судить о состоянии ума мамы и папы, о раскрытии их сердца, чистоте мыслей, балансе духовного, а также материального проявления, и наличии счастья.

Таким образом, можно сделать вывод, что дети нужны нам для того, чтобы разделить с ними нашу жизнь. Не для решения различных проблем и задач, а для того, чтобы стать счастливыми и научиться быть лучше.

Зачем родители ребенку?

Зачем нужны детям родители такой же важный, как и тот, зачем дети в семье. Однако его родители задают себе гораздо реже. На самом деле, папа и мама для ребенка – это целый мир и вся Вселенная. Как раз они становятся материалом для построения малышом самого себя и всего остального мира. Родители являются не только источником удовлетворения каких-то потребностей ребенка, они играют роль средства и способа построения себя и всех представлений о жизни.

В раннем детском возрасте ребенок полностью сливается с мамой, использует ее, чтобы понять себя, свои состояния и научиться их оценивать. Во многом такое сливание продолжается до окончания детства, а частично – и до юности. По мере взросления крохи мама начинает играть немного другую роль, малыш отделяется и осваивает половую роль.

Для девочек мать становится образцом, к которому они проявляют повышенное внимание и даже иногда и ревность. А для мальчиков мама – это центр мира, она должна давать им достаточно ласки, сочувствия и признания «мужского достоинства».

Роль отца в жизни детей также очень высока. На раннем этапе жизни ребенка папа берет на себя многие функции матери, но со временем он становится настоящим эталоном социальных понятий, воплощая требовательную и оценочную функции. Также отец играет роль защитника, помогает становлению личности малыша и его отделению от матери. Папа крайне важен для ребенка, как образец роли мужчины в семье и за ее пределами. Для мальчиков отец становится примером, которому он будет сознательно или подсознательно следовать в дальнейшей жизни. А для девочек папы нужны в семье как образец будущего партнера, поэтому крайне важно, чтобы каждый папа видел и высоко ценил в дочери все женские качества.

Родители – это центр мира малыша. Именно от качеств мамы и папы зависит то, каким человеком вырастет ребенок. В семьях, где царит покой, душевная теплота, уважение, оптимизм и доброжелательность, дети вырастают спокойными и уверенными, ощущают поддержку близких людей и их принятие себя как отдельной личности.
И наоборот, если кроха растет в атмосфере тревожности, ссор, конфликтов и напряжения, он будет чувствовать себя потерянным, ненужным, может стать агрессивным либо, наоборот, замкнутым.

К сожалению, научиться быть хорошими родителями очень сложно. Ведь большинство семейных пар переносят стиль воспитания их же на свою семью, что приводит к повторению одних и тех же ошибок. Конечно же, всем нам хочется, чтобы наши дети были действительно счастливыми, успешными и здоровыми. Но для этого нужно постараться и понять, зачем они даны нам, а мы им.

«Зачем нам нужны дети?» - это очень странный и невероятно сложный вопрос, который иногда задают друг другу молодые супруги. Большинство будущих родителей рожает детей, совершенно не задумываясь о том, зачем это нужно. Тем не менее, некоторыми парами движут определенные цели, о которых мы расскажем вам в нашей статье.

Зачем нужно рожать детей?

  1. Наиболее часто супруги, отвечая на вопрос, зачем в их нужны дети, говорят: «Ну какая же семья без детей?» Такие родители решают родить ребенка просто потому, что так надо, чтобы никто не осуждал, и по другим аналогичным причинам. К сожалению, иногда молодые мамы и папы не готовы к появлению на свет своего продолжения, и не достаточно серьезно относятся к рождению малыша. Нередко в такой ситуации ребенка воспитывают бабушки, а родители не проявляют должного внимания по отношению к своему чаду.
  2. Во время исследования вопроса, зачем нужны дети мужчине, самым популярным ответом становится: «Так хочет жена». Такие папы принимают рождение ребенка как должное, не считают необходимым заниматься с малышом и полностью перекладывают всю заботу о крохе на свою супругу. В дальнейшем такие семьи очень часто распадаются из-за недостаточного
  3. Наконец, на вопрос, зачем дети нужны женщине, можно получить огромное количество разнообразных ответов. Нередко молодая девушка решает родить ребенка, чтобы было о ком заботиться, чтобы было кому помочь в старости и так далее. Одной из самых распространенных и, одновременно, глупых причин является желание сохранить семью и удержать мужа. В большинстве случаев семьи распадаются независимо от количества в них детей, а женщину в дальнейшем начинает тяготить рождение еще одного ребенка.

Ответить на этот сложный вопрос можно по-разному. Каждый взрослый человек решает для себя самостоятельно, нужны ему дети или нет, и если да, то зачем. Но неужели необходимость продолжения рода хотя бы кто-то ставит под сомнение? Никто доподлинно не знает, есть ли жизнь после жизни, поэтому очень важно оставить после себя продолжение – своих детей. Ведь любые материальные ценности – ничто, по сравнению с новой жизнью.

И, кроме того, ребенок нужен, чтобы разделить с ним свою собственную долгую и счастливую жизнь. Чтобы делиться с ним мелкими и крупными радостями, показать мир, в котором он будет жить. Чтобы учить его ходить, говорить, читать, считать, сопереживать своим близким. И, наконец, чтобы услышать заветное: «Мама и папа, я вас люблю!», ведь ничто и никогда не заменит этого счастья.

Очень интересно, почитайте)

Этот странный и сложный вопрос родители задают себе редко, ещё реже они готовы себе честно на него ответить. Детские психологи Галина Тимошенко и Елена Леоненко много раз задавали этот вопрос своим клиентам, и выявили несколько типичных ответов, каждый из которых имеет разные неприятные последствия для растущих детей.

«Семья без детей – не семья» (варианты: «У всех есть дети, а я чем хуже?», «Зачем же тогда выходить замуж/жениться?»)

Родившись у родителей с подобной мотивацией, ребенок оказывается необходимой деталью семейного интерьера, знаком, подтверждающим полноценность и нормальность семьи. В таких случаях родители часто ожидают от ребенка вполне определенного поведения, «подравнивают» его под семейный идеал. К психологу они чаще всего обращаются с запросом сделать их ребенка таким, каким они хотят его видеть. Однако ни один ребенок не рождается с задачей реализовать ожидания своих родителей.

«Это же инстинкт, совершенно естественная для всех женщин потребность!»

Если биологический императив настолько силен, что женщина не может воспользоваться разумом, то существует риск, что всё дальнейшее воспитание ребенка она предоставит своему «инстинкту». Ребенок будет расти «как трава», и родители просто не будут замечать развивающиеся у малыша проблемы (нервный тик, сложности в общении, нереализованные таланты и т.д.). К психологу им чаще настоятельно рекомендуют обратиться более наблюдательные воспитатели или школьные учителя, которые видят проблемы ребенка, неосознаваемые родителями.

«Ребенок в подарок» (варианты: «Очень хотели родители», «Очень хотел муж»).

Часто за этим скрывается подсознательное возражение женщины: «Я-то ребенка не хотела». Если ребенок был подарком для родителей, то бабушки и дедушки часто слишком активно участвуют в воспитании малыша, но ведь им самим он тоже нужен для какой-то своей цели, например, добиться того, чего не смогли, когда воспитывали собственного ребенка. Если «подаренный» ребенок все-таки живет со своими биологическими родителями и с бабушками-дедушками видится редко, то родители часто не могут наладить контакт с малышом, ведь особенного желания его установить они в своем сердце не находят.

«Дети – это смысл жизни»

Это мотив является одним из самых страшных для ребенка. Представьте, что вам кто-то говорит: «От тебя зависит счастье всей моей жизни. Всё, что ты делаешь, немыслимо важно для меня. Если ты ошибешься, я никогда не буду счастлив». Даже взрослому человеку не по себе от такой несвободы и ответственности, каково же ребенку? В таких семья возможны два варианта развития событий. Ребенок может стать абсолютным идолом и центром семейной вселенной, который с трудом адаптируется в социуме и способен сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Либо у родителей возникает стремление «вырастить гения», и ребенок с раннего детства вынужден посещать всевозможные группы развития, секции и курсы. Такое усердие может привести к элементарному физическому истощению. Но самое печальное – ребенок привыкает делать не то, что хочет он, а то, что хотят его родители. Такие семьи обращаются к психологу с жалобами на то, что ребенок «ничего не хочет».

«Он сможет то, чего не смогли мы» (варианты: «Он будет достойным продолжателем рода», «Он унаследует мое дело»).

Здесь задача ребенка только одна – стать таким, каким его хотят видеть родители. Его жизненный выбор изначально крайне ограничен ожиданиями предков. Его собственные желания и стремления родители обесценивают или жестко подавляют.

Ребенок нужен, чтобы было кому подать воды в старости.
Ребенок подсознательно воспринимается как вложение капитала, т.е. должен будет вернуть заботу, тепло и любовь, которые получил от родителей. Малыша воспитывают в атмосфере того, что он ответственен за благополучие и хорошее настроение мамы и папы. «Ты меня очень огорчил», «Постарайся не расстраивать маму», «Мама ночей не спала, за тобой ухаживала». Такие дети быстро теряют способность самостоятельно принимать решения и не понимают, что хорошо, а что плохо лично для них. Ребенок живет с постоянным чувством вины, а естественная потребность заботиться о ком-то заменяется обязанностью заботиться. Тут возможны два противоположных исхода – либо выросший ребенок забросит родителей, либо не сможет создать собственную семью, поскольку энергии на родительскую и собственную семью не хватит. В таких случаях к психологу часто обращаются, когда ребенок отказывается выполнять навязываемые обязанности и проникаться чувством «дочернего/сыновнего» долга.

«Я думал/думала, что ребенок укрепит нашу семью (удержит супруга, соединит нас)».

Для ребенка это очень гибельный вариант. Достичь успеха в этой задаче ребенок по определению не может. Отношения между родителями не могут наладиться без их личного желания и личных усилий. С рождением «спасителя», чаще всего, к уже имеющимся проблемам прибавляется ещё одна. А если семья распадается, то ребенок растет с ощущением, что развод родителей – его вина. К психологу обращаются с длинным списком претензий к ребенку, скрывающих одну-единственную суть – ребенок не справился с функцией спасателя семьи.

В случае одиноких матерей: «Рожу ребенка, чтобы он меня любил». Т.е. ребенок выступает как спасение от одиночества. Здесь могут разыграться несколько из уже перечисленных выше сценариев (смысл жизни, забота в старости). Кроме того, если родился мальчик, то его задачей станет заменить отсутствующего любящего мужчину. Такие дети не взрослеют, т.к. маме это не выгодно. К психологу обращаются потому, что малыш никуда не отпускает маму, не может привыкнуть к садику, всего боится. В речи мать часто говорит «мы боимся темноты», а не «мой сын боится».

«Он сможет то, чего не смог тот» - рождение здорового ребенка после того, как первенец рано погиб или родился с выраженными физическими или психическими дефектами. Если ребенок вынужден замещать умершего брата или сестру, то возникает негласное соревнование с ним. Если ребенок рождается в качестве доказательства, что мать или отец способны родить вполне здорового и полноценного малыша, тогда он обязан быть совершенством во всех отношениях. Это заканчивается неврозом для ребенка.

Зачем же нужны дети? Существует мнение, что просто потому, что это нравится. Никому не надо получить ребенка по заказу, чтобы он по всем параметрам соответствовал родительским ожиданиям. Ребенок нужен затем, чтобы им интересоваться. Счастливые дети растут у тех родителей, которым просто интересно как устроен внутренний мир их малыша. Главным условием воспитания счастливого ребенка является наличие у родителей бескорыстного, радостного, сконцентрированного интереса к нему.

Первый вопрос, который важно прояснить супругам еще до момента зачатия, - вопрос мотивации: почему мы хотим ребенка? Зачем нам дети? Как правило, мотивов всегда несколько, и у мужа и жены они могут различаться. Часть мотивов осознается, но многие остаются спрятаны в бессознательном, и помочь их обнаружить может только специалист, используя специальные методики, в том числе опросники. Ответы, построенные на обобщении или категоричном утверждении: «Это же естественно - все нормальные люди хотят» или «Это наша обязанность, так положено, без детей невозможна полноценная семья», с психологической точки зрения свидетельствуют скорее об инфантильности будущих родителей, чем об их готовности к рождению первенца. Почему? Причин много, перечислим некоторые из них.

Во-первых, желание иметь ребенка - это не признак «нормальности» , и далеко не все «нормальные люди» хотят стать родителями, так же как не все стремятся вступить в брак. Есть разные пути и предназначения в жизни (например, монашество), различные возможности и особенности, бывают ситуации, в которых родительство хоть и желанно, но неосуществимо. Поэтому «все» и «нормально» в качестве объяснения здесь не подходит.

Во-вторых, «так положено» - в данном случае ставит под сомнение свободу выбора супругов, а вместе со свободой и ответственность. «Нам велели, мы сделали» - здесь это инфантильная позиция, ведь чтобы полноценно реализовать свое родительство, важно быть личностно зрелым: «Я готов, я могу, я хочу, я выбираю, я отвечаю».

И наконец, в-третьих, полноценность семьи не определяется наличием детей . Так, святые Петр и Феврония, которые почитаются в России как покровители семьи и брака, по преданию, были бездетными. После рождения Иисуса Христа изменилось ветхозаветное отношение к бездетности как к Божьему проклятию и наказанию. Ожидание людьми прихода в мир Мессии сменилось желанием воплотить в своей жизни его заповеди.

Конечно, это прекрасно, когда в семье есть дети, рожденные в любви, и в Библии сказано: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1: 28). Важно только не забывать и другое: в молитвах чина венчания Православная Церковь выражает веру в то, что чадородие есть желанный плод законного супружества, но вместе с тем не единственная его цель. Наряду с «плодом чрева, на пользу» супругам испрашиваются дары непреходящей взаимной любви, целомудрия, «единомыслия душ и телес» (Цит. по: Основы социальной концепции РПЦ ).

Рождение ребенка - не смысл и не цель брака, но также и не «средство спасения души», как считают те, кто предпочитает ориентироваться в своей жизни на вырванные из контекста цитаты из посланий и высказываний святых отцов.

А еще существует миф о так называемом инстинкте материнства. Развенчивать мифы - дело неблагодарное, но благородное, поэтому рискнем покуситься на «святое». Начнем с определения: основной признак инстинктивного поведения у животных - оно врожденное, осуществляется автоматически, воспроизводится бессознательно, то есть без всякого участия мысли и воли . Но человек - не животное. Предположив наличие у человека инстинктов, мы ставим под сомнение его свободу. Исходя из вышесказанного, первый аргумент «против»: у человека, с точки зрения христианской антропологии, инстинктов нет и быть не может, так как это противоречило бы представлению о личности, созданной Богом по образу и подобию Своему и обладающей свободой, волей и творческим даром.

Конечно, можно сказать, что этот аргумент хорош только для верующих. Но есть и другой, понятный всем: если считать желание иметь детей инстинктивным, как тогда объяснить ситуацию с абортами? Если родительство инстинктивно, абортов не было бы вовсе, а это, к глубочайшему сожалению, не так. Инстинкт - это то, что должно быть у всех «особей данного вида», но тогда почему на сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест по количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей? Аборты делают как женщины, не имеющие детей, так и уже родившие и даже многодетные. Одно из объяснений такой удручающей картины: общепринятое отношение к детям как к «предмету желания» («хочу иметь ребенка») предполагает и противоположный полюс - «не хочу иметь ребенка». Как будто жизнь личности можно обсуждать в категориях «иметь - не иметь».

Мы не будем подробно останавливаться на описании деструктивных мотивов рождения детей , лишь перечислим некоторые из них:

Укрепить отношения в семье (привязать к себе, вернуть мужа, предотвратить его уход);

Вынудить партнера жениться;

Улучшить жилищные условия;

Вынудить родителей смириться с браком;

Родить «для здоровья» («аборт вреден, а беременность омолаживает»);

«родить всем назло», отомстить;

Получить материальную выгоду;

Изменить социальный статус и многое другое.

Такие мотивы разрушительно влияют и на супружеские отношения, и на личность каждого из супругов, и на жизнь и развитие ребенка - надеемся, что это ясно без объяснений.

Итак, все мотивации рождения детей, с нашей точки зрения, можно условно разделить на два типа: «ребенок-объект» (средство ) и «ребенок-субъект» (безусловная ценность ).

«Ребенок-объект», родившись, должен обеспечить своим родителям удовлетворение их психологических потребностей:

В безусловной, беззаветной любви и верности («Взяв ребенка на руки, я в первый раз в жизни ощутил, что кто-то любит меня просто так, ни на кого меня не променяет, и это навсегда!»; «Хоть кто-то меня будет любить»; «Я всегда буду самой лучшей и любимой женщиной для моего сына!»);

В ощущении собственной ценности («Я мать, а мать - это святое!») и полноценности («У меня, как у любого нормального человека, есть дети»);

В смысле собственной жизни («До рождения ребенка я не понимал, зачем живу»; «Если с ребенком что-то случится, мне незачем будет жить»; «Мои дети - главный и единственный смысл моей жизни»);

В самоутверждении («Мой ребенок - что хочу, то с ним и делаю»; «Я для своих детей царь и бог»);

В самореализации («Дети должны добиться всего, о чем мне мечталось»; «Дети - мое продолжение, моя гордость!»; «У моего ребенка должно быть все, чего не было у меня»);

В ощущении себя взрослым и умным («Дети - это вам не игрушки!»; «Не учите меня жить, я теперь сам родитель!»; «Сама сначала роди, а потом будешь мне советы по воспитанию давать!»);

В собственной нужности («Дети всегда будут нуждаться в родителях»; «Куда он без нас денется»; «У меня теперь есть хоть один близкий человек, о котором я смогу заботиться»);

В безопасности и защищенности («Никогда не останусь в одиночестве»; «Будет кому мне в старости стакан воды принести»).

Получается, что у будущих родителей есть какой-то дефицит, какие-то неудовлетворенные желания, амбиции, страхи, с которыми они надеются справиться при помощи ребенка, и малыш, еще не родившись, уже что-то им должен . Неадекватные ожидания, возложенные на ребенка, не могут оправдаться по определению - они ведь изначально строятся на ложных идеях. Хотя «народная мудрость» с нами бы здесь поспорила, ведь фразы, которые мы приводили в качестве примеров, взяты из жизни и для многих звучат естественно, их правильность не вызывает сомнений. Но в данном случае это голос не мудрости, а «народной» глупости, так как все вышеописанные высказывания - пример эгоизма, эгоцентризма, личностной незрелости, а не взрослой родительской позиции (простите, если кто-то в этих примерах узнал себя).

Когда ребенок выступает не в роли объекта, а воспринимается родителями как субъект, как личность, отношения с ним выстраиваются на совершенно иных основаниях. Акцент ставится уже не на ожиданиях от ребенка, что он что-то даст родителям (или от чего-то избавит), но, напротив, в центре внимания оказывается способность родителей удовлетворить потребности малыша . В «сказке про норму» предполагается, что к моменту готовности супругов стать родителями у них уже есть эмоциональный и личностный «прожиточный минимум»: ощущение безусловной ценности собственной личности и жизни; осознанный смысл своей жизни; адекватная самооценка; честное знание своих сильных и слабых сторон, своих возможностей и ограничений (поэтому они не нуждаются в неограниченной власти над ребенком для самоутверждения); разнообразные способы самореализации, принятие себя, других людей и жизни во всей полноте; смелость перед непредсказуемостью и неопределенностью будущего.

То есть это двое взрослых людей.

Прочитав этот список, кто-то удивится: если у меня все это есть, я живу полноценной и интересной жизнью, зачем мне тогда ребенок? И это самое важное: не ребенок нужен родителям, а родители нужны ребенку, не малыш должен оправдывать ожидания взрослых, а взрослые должны иметь достаточный ресурс (и физический, и психологический) для удовлетворения всех основных нужд и желаний ребенка.

Когда у родителей избыток сил и взаимной любви, радости и они готовы щедро этим делиться, от всей души дарить свое богатство, тогда у их ребенка есть шанс почувствовать себя субъектом, ценной личностью, достойной безусловной любви и заботы.

Но в сознании многих современных людей детско-родительские отношения перевернуты, увы, с ног на голову. Как прекрасно было бы, если бы дети рождались от избытка родительской любви и силы, а не для восполнения их ущербности и врачевания комплексов.

Разговор с целью прояснения мотивации рождения ребенка может оказаться не из приятных. Возможно, один из супругов или оба вдруг обнаружат, что психологически совершенно не готовы к появлению младенца. «Так что же теперь - не рожать, а ждать наступления личностной зрелости? А если она до старости не наступит, то так без детей и остаться?» - это типичный вопрос на лекциях, семинарах и консультациях. Ждать или не ждать, сколько ждать и чего - решение принимают только сами супруги, так как это решение лежит в зоне их личной ответственности, и никто не имеет права ни разрешить им, ни запретить. Важно только, чтобы, принимая одно из самых важных и судьбоносных решений в своей жизни - решение о будущем ребенке, - супруги хорошо осознавали свои особенности и ограничения, понимали, какие собственные психологические потребности пока не удовлетворены, и учились находить различные способы их удовлетворения, без привлечения к этой «почетной миссии» детей.

Счастливое, полноценное родительство возможно и у несовершенных родителей (совершенных мы, честно говоря, никогда не видели). Главное, чтобы они не рассчитывали на ребенка как на избавителя от внутриличностных проблем и межличностных конфликтов. При этом дети, безусловно, в некоторой степени влияют и на родительскую самооценку, и на ощущение ценности и осмысленности жизни, и на самореализацию и т. д. и т. п., но не это их главная задача. Каждый ребенок приходит в этот мир, чтобы стать собой во всей полноте потенциала, заложенного в него Богом. А уж взрослые просто обязаны позаботиться о создании самых лучших (исходя из своих возможностей) условий для развития личности, которую Господь на время вверил их попечению.

Психологическая готовность к родительству может включать в себя следующее:

Признание величайшего значения рождения нового человека в мир (вместо обесценивающего личность отношения к ребенку как к объекту);

Осознание своей адекватной ответственности за жизнь, здоровье и развитие ребенка (вместо неадекватных гипер- или гипоответственности - «все» или «ничего»);

Способность родителей к проявлению безусловной любви и верности (вместо ожидания получить это от ребенка);

Ощущение и признание безусловной ценности жизни и личности ребенка (вместо желания самоутверждаться за его счет);

Уважение личности и собственного смысла жизни ребенка (вместо того чтобы сделать его смыслом своей жизни или навязать ему свои смыслы);

Способность оказать поддержку ребенку в его самореализации (вместо самореализации за его счет);

Признание права ребенка на самобытность, индивидуальность (вместо игнорирования или отрицания особенностей ребенка и втягивания его в зависимые отношения);

Готовность создавать безопасные и защищенные условия для развития ребенка, заботиться о его нуждах и удовлетворять как физические, так и психологические потребности (вместо того чтобы сделать из ребенка родителя для себя - ожидать от него заботы, внимания, понимания и т. п., как от взрослого).

Непростые требования, но, согласитесь, и задача архисложная и ответственная.

Из новой книги протоиерея Андрея Лоргуса и психолога Ольги Красниковой «Жизнь после свадьбы», вышедшей в издательстве «Никея».

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Что еще почитать