Девочке 9 месяцев. Развитие ребёнка в девять месяцев

Итак, вашему малышу исполнилось девять месяцев. Дети в этом возрасте чрезвычайно активны, любознательны и готовы с утра до вечера исследовать окружающий мир. Родителям важно знать, как происходит физическое и психическое развитие крохи, что он умеет и какой должен быть его распорядок дня. Чтобы ребёнок легче осваивал новые возможности своего тела и ума, необходимо развивать его навыки.

Физическое развитие на десятом месяце жизни

Развитие малыша в 9 месяцев направлено на подготовку детского организма к самостоятельному хождению. Календарь развития ребёнка поможет следить за тем, как кроха растёт и достаточно ли он прибавляет в весе и росте?

За девятый месяц масса тела ребёнка увеличивается на 450–500 г

За девятый месяц масса тела ребёнка увеличивается на 450–500 г, а рост - на 1,5–2 см.

Рост и вес 9 месячных мальчиков и девочек - таблица

Психологическое и речевое развитие

Девятимесячный ребёнок всё ярче проявляет эмоции, используя мимику и осознанные жесты: весело смеётся, издаёт возгласы ликования, хлопает в ладоши, капризничает. А также малыш может отворачиваться от предложенной еды, которая пришлась не по вкусу. Или отодвигать ложку с кашей и закрывать рукой рот, когда наелся. Может проявлять недовольство, если отбирают игрушку. В девятимесячном возрасте можно также научить кроху махать рукой на прощанье или гладить кошку.

Тактильный контакт всё ещё очень важен. Малыш сильно привязан к маме и ждёт от неё общения, утешения и защиты. Иногда капризы и плач без видимых причин могут означать недостаток внимания. Поэтому во время общения с ребёнком внимание родителей должно полностью принадлежать младенцу.

К 9 месяцам осознанный словарный запас ребёнка увеличивается. Лепет становится более отчётливым. В нём появляются отдельные слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «га-га-га». Малыш понимает значение многих слов: названия знакомых предметов, игрушек, животных, имена близких людей. Он также реагирует на своё имя и начинает подражать незнакомым звукам.

Родители могут помочь ребёнку развивать речь такими способами:

  • показывать и называть знакомые предметы, а затем просить малыша, чтобы он сам их показал;
  • произносить различные стишки и потешки, побуждая ребёнка повторять отдельные слова;
  • выполнять с малышом гимнастику для мышц речевого аппарата (надуть щёки, открыть и закрыть рот, высунуть и спрятать язык).

Что должен уметь делать 9-месячный ребёнок

Большинство детей девятимесячного возраста умеют быстро ползать, опираясь на ладошки и колени. Некоторые малыши перемещаются на четвереньках с выпрямленными коленями. Бывает, что карапуз активно ползает на животе, «по-пластунски». А некоторые передвигаются на «пятой точке», отталкиваясь одной ножкой. Каждый такой вид передвижения является нормой. Ребёнок владеет своим телом всё более уверенно и уже легко меняет позу во время движения .

Малыш уже обладает следующими навыками:

  • хлопает в ладоши;
  • умеет разворачиваться назад, когда ползёт;
  • хорошо сидит;
  • уверенно держит различные предметы;
  • подражает жестам взрослых.

Следует помнить, что каждый малыш развивается индивидуально. Кто-то делает первый шаг в семь месяцев, а кто-то в начале второго года жизни. Один ребёнок в этом возрасте уже произносит несколько слов, а другой скажет первое слово лишь в полтора года. И это не обязательно отклонения, связанные с серьёзными нарушениями. Дети, с которыми постоянно разговаривают, начинают говорить раньше тех, кому не хватало общения. А те, кто активно развивался физически, начнут ходить раньше детей, родители которых не уделяли внимания данному аспекту.

Поводом для беспокойства может стать отсутствие у малыша сразу нескольких ключевых умений. Внимательно наблюдая за поведением ребёнка, можно вовремя выявить и исправить проблему.

Видео: навыки и умения детей в возрасте девяти месяцев

Уход за малышом

Для активного развития крохи необходимо правильно организовать уход за ним.

Гигиена

Гигиена ребёнка основывается на тех же процедурах, что проводились в предыдущие месяцы: утреннее умывание, подмывание после смены подгузника, ежедневное вечернее купание. А также малыша следует умывать после еды и мыть ему руки после прогулки.

Чистка зубов

Малыши к этому времени часто уже обладают четырьмя зубками. Обычно, если пища ребёнка здорова, чистить их нет необходимости. Но некоторые родители желают заботиться о ротовой полости своего крохи чуть ли не с рождения. Для этого существуют специальные щёточки и пасты. Если на молочных зубах ребёнка есть выраженный налёт, нужно обратиться к детскому стоматологу или педиатру.

Стрижка ногтей

Ногти у малышей нужно стричь по мере их отрастания. Педиатры советуют проводить эту процедуру раз в 5–7 дней. Нельзя использовать взрослые маникюрные ножницы, так как ими можно поранить ребёнка. Лучше приобрести детский маникюрный набор.

Если малыш не любит стричь ногти, нужно отвлечь его от этой процедуры: рассказать сказку, спеть песню. Постричь ребёнку ногти можно и тогда, когда он уснёт.

Стрижка волос

Большинство деток к девяти месяцам ещё не нуждаются в стрижке волос. Но бывает, что уже к этому возрасту у крохи пышная шевелюра, которая мешает ему. В этом случае можно аккуратно подстричь концы волос ножницами, пока малыш будет чем-то увлечён. Не рекомендуется стричь ребёнка машинкой «под ноль», так как это может повредить структуру пушковых волос. В итоге такая процедура может повлиять на высоту линии роста волос.

Питание

Грудное молоко всё так же необходимо для нормального развития крохи, поэтому оснований для прекращения грудного вскармливания нет. К этому возрасту основные продукты прикорма уже введены и остаётся лишь расширять рацион малыша новыми блюдами.

На десятом месяце жизни также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твёрдого яблока, моркови, сушки. А также в 9 месяцев можно начинать учить ребёнка пользоваться ложкой. Но если кроха будет пытаться брать еду пальчиками - не нужно отказывать ему в удовольствии.

Режим дня 9-месячного ребёнка

Режим дня ребёнка в 9 месяцев практически не отличается от режима восьмимесячного малыша. Некоторые изменения возможны лишь в рационе, содержании развивающих игр и обновлении массажного комплекса. Периодичность сна неизменна. Нормой считается сон общей продолжительностью до 14 часов в сутки.

Примерный распорядок дня:

  • 7.00 - подъём, умывание, кормление;
  • 8.30 - 10.00 - сон;
  • 10.00 - 12.00 - кормление, прогулка;
  • 12.00 - 14.00 - сон;
  • 14.00 - 16.00 - кормление, игры;
  • 16.00 - 18.00 - сон;
  • 18.00 - 21.00 - кормление, прогулка, купание;
  • 21.00 - 7.00 - сон;
  • 23.00 - последнее кормление.

Массаж и гимнастика для младенца

Задача гимнастики и массажа в 9 месяцев - укрепить тело малыша, подготовить его к самостоятельной ходьбе, разнообразить движения крохи . Массаж выполняется методом поглаживаний, похлопываний, разминаний и растираний. Последовательно разминаются руки (от кисти к плечам), живот, спина и ноги (снизу вверх).

Для разминки подойдут такие упражнения:

  • сгибание и разгибание рук;
  • скользящие шаги;
  • вращения руками;
  • приседания с поддержкой;
  • ходьба с поддержкой.

Видео: гимнастика и массаж малышам 9–12 месяцев

Динамическая гимнастика - комплекс упражнений, направленных на развитие вестибулярного аппарата ребёнка.

Видео: динамическая гимнастика - мастер-класс

Как заниматься с ребёнком и чему его учить дальше

Для маленького человека игры - это основной способ познать мир. Поэтому яркие, красивые и увлекательные игрушки для ребёнка просто необходимы. В 9 месяцев малыш может сам выбрать игрушку, которую он хочет. Её же кроха потом положит, когда она станет ему неинтересна.

Для девятимесячного малыша подойдут развивающие игрушки: пирамидки, конструкторы, кубики

Занимаясь и играя с малышом, можно усилить эмоциональный контакт и помочь ребёнку развить интеллект и способности. Большое внимание следует уделять развитию мелкой моторики пальцев. Для этой цели подойдёт перебирание фасоли, орехов, макарон, пуговиц, бусин. Можно также лепить различные фигурки из солёного теста, мять и рвать бумагу. Во время таких занятий нужно внимательно следить за малышом и не оставлять его одного.

Видео: игры и упражнения с ребёнком 9–10 месяцев

Для игры 9 месячному ребёнку не обязательно предлагать только игрушки. Различные бытовые предметы могут стать частью увлекательной игры. Яркие книги также очень интересны малышам, которые с увлечением могут самостоятельно переворачивать страницы, чтобы просмотреть картинки. Но стоит учитывать тот факт, что бумажные издания малыши попросту рвут, поэтому лучше выбирать книги из плотного картона.

Видео: игры без игрушек

С помощью развивающих игр можно стимулировать работу мозга, развитие логического мышления, воображения, фантазии и памяти ребёнка.

Фотогалерея: с чем может играть малыш, кроме игрушек

Игры с едой получаются естественно и спонтанно, хотя и не всегда по душе родителям Предметы взрослого мира очень интересны ребёнку Детям нравится листать книги, но бумажные страницы они могут легко порвать С мелкими сыпучими предметами малыши должны играть только под присмотром родителей Вода и лёд могут стать увлекательной забавой для крохи

Видео: доктор Комаровский о том, в возрасте скольких месяцев и как развивать детей

Завершился этап беспомощности в развитии ребёнка. Теперь он способен самостоятельно действовать, выражать своё отношение к происходящим событиям, делать выбор, становясь всё более независимым в своих решениях. Но кроха всё ещё остаётся крайне уязвимым и требует повышенного внимания родителей.

Девятимесячный малыш уже активно и самостоятельно передвигается по комнате, общается со взрослыми и даже выражает отношение к происходящему. Тело крохи готовится к первым шагам. В этом возрасте укрепляются мышцы бедер и плеч, развивается координация. Дети уже не спят и не лежат в кроватке большую часть времени, как это было раньше. В данной статье мы узнаем, что должен уметь ребенок в 9 месяцев.

Физиологическое развитие, вес и рост

Как мы уже сказали, у ребенка укрепляется мускулатура, мышцы и связки, развивается вестибулярный аппарат, координация и умение ориентироваться в пространстве. Кроме прочего, у малыша улучшается слуховое восприятие. Теперь услышанные звуки он может сопоставить с знаниями. Кроха активно показывает эмоции, в том числе радость, огорчение, печаль, обиду, злость и так далее.

У многих деток начинают прорезываться вторые резцы, сначала сверху, а затем внизу. Но не переживайте, если они еще не проявились, так как зубки могут начать расти только к годику. Одновременно с этим развивается челюсть, и ребенок постепенно учится жевать.

В процессе девятого месяца масса тела малыша увеличивается примерно на 0,5 кг, а рост – на полтора сантиметра. При этом можно заменить снижение темпа повышения веса, так как малыш более активно двигается. В среднем рост младенца составляет 70-72 сантиметра. При этом ребенок должен весить примерно 8-9 кг.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

Развитие ребенка в 9 месяцев отличается тем, что он понимает большинство фраз обращенных к нему, Он может выполнить легкие действия и просьбы. Малыш ищет и находит спрятанные предметы, указывает на называемые вещи и так далее.

Ребенок понимает и выполняет просьбы “возьми”, “дай”. Он узнает и реагирует на знакомые звуки или мелодии, любит танцевать и может пританцовывать или кивать в такт музыки.

Детки в данном возрасте уверенно ползают на четвереньках, могут легко встать на ножки без опоры, а при помощи поддержки может самостоятельно стоять, даже пробует делать первые шаги и переступать ножками.

Малыш садится из положения лежа и ложиться из положения сидя, слезать с дивана, кресла или кровати и забираться обратно. Он может вставать и ходить внутри кроватки или манежа, держась за бортики. А непоседы пытаются даже приседать.

Развиваются чувства и эмоции. Малыш расстраивается, когда не получается что-либо сделать самостоятельно. Он понимает похвалу и запреты, злится и реагирует на слова “нет” и “нельзя”. Кроха активно лепечет, говорит несложные слоги и короткие слова, при этом детская речь эмоционально окрашена.

Хорошо развита моторика. Кроха может брать и удерживать вещи в обеих руках, хватать предметы щипками двумя-тремя пальцами. Одной рукой он уже умеет держать ложку, а двумя – кружку, пытается самостоятельно пить из чашки. Он способен открыть и закрыть дверцы шкафа, выдвинуть и задвинуть ящик в столе.

Детки в этом возрасте играют с игрушками по назначению. Катают машинки, строят пирамидку, бросают мяч и так далее. Малыш может самостоятельно играть без взрослых и занять сам себя минут на двадцать. Учитывайте, что кто-то развивается быстрее, у кого-то способности и умения появляются позже. Для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие.

Но каждый девятимесячный малыш обязательно должен уметь сидеть и удерживать равновесие в сидячем положении, переворачиваться и ползать в разные стороны на четвереньках. Он должен повторять слоги за взрослым и пытаться пить из детской кружки. Если малыш этого не умеет, не проявляет никаких эмоций, следует обратиться к специалисту.

Игры, занятия и упражнения

Ребенку девяти месяцев нужно позволить развивать самостоятельность. Давайте крохе ложку или кружку, пусть он выбирает игрушку, с которой хочет играть. Пусть попытается снять одежду, умыться. Предоставьте ребенку место для ползания. При этом следите за чистотой и безопасностью помещения.

  • Для развития детской моторики используйте фасоль или горох, небольшие камушки, пуговицы. Насыпьте предметы в емкость или на поднос, пусть кроха трогает их. Очень полезно пересыпать подобные изделия ложкой или совочком, а также переливать воду из стаканчика в стаканчик;
  • Для лепки используйте соленое тесто или пластилин. Достаточно одного кусочка. Слепите шарик или колбаску. Также можно начинать использовать пальчиковые краски. Здесь тоже достаточно одной баночки. В процессе игр не давайте больше двух-трех игрушек или предметов для творчества и развития за раз. Иначе ребенок не сможет сосредоточиться;
  • Играйте в ладушки , катайте мячик, устраивайте ползание с препятствиями, прячьте игрушки и просите найти. Кстати, можно перевернуть предметы и подождать, пока малыш не поймет, что здесь не так;
  • Называйте малышу по имени, а не используйте местоимения, так как они не понятны крохе. Не говорите “ты”, “он” или “я”, а говорите “Таня (имя ребенка), принеси кубик”, “Мама готовит кушать”, “Папа пришел с работы”, “Таня с бабушкой пойдет гулять” и так далее;
  • Ежедневно уделяйте время чтению. Рассматривайте картинки, читайте короткие истории, рассказы и сказки;
  • Разговаривайте с малышом постоянно, пойте песенки и разучивайте потешки. Отвечайте на лепет крохи и поддерживайте разговор, используйте простые слова и выражения, говорите понятно и четко, не быстро.

При психологическом развитии крайне важен эмоциональный и телесный контакт с родителями. Ласково разговаривайте с малышом, целуйте и обнимайте, хвалите и уделяйте достаточное количество времени. Носите кроху на руках даже, если он уже ползает или пытается ходить. Это оказывает положительное влияние на малыша.

Детки растут более спокойными и уверенными в себе, эмоционально и психически устойчивыми. Они меньше стесняются и меньше капризничают, легче привыкают к новому окружению и находят друзей, проще переносят разлуку с мамой и стресс.

Для физического развития выполняйте массаж и приседания, легкую зарядку. Тренируйте ходьбу с поддержкой, разгибайте и сгибайте ножки, ручки, пальчики грудничка. Каждое упражнение выполняют не дольше 15 минут, иначе кроха потеряет интерес.

Каждый малыш уникален, но специалистами все же выявлены некоторые нормы развития здорового ребенка в 9 месяцев. На их основе составлены рекомендации и предложены некоторые игры, которые помогут и родителям, и детям весело и с пользой провести время. Это очень важный возраст, поскольку в режиме дня малыша появляются новые пункты, он становится более самостоятельным, но все еще нуждается в родительском внимании.

Важнейшие навыки

Достигший возраста 9 месяцев ребенок уже умеет хорошо сидеть и не нуждается в опоре. Специалисты отмечают, что он должен обладать такими ключевыми навыками:

  • ползать, причем довольно быстро;
  • использовать жесты в качестве средства общения;
  • повторять мимику и движения за другими малышами;
  • воспринимать собственное имя, отзываться на него;
  • знать просьбу «дай» и уметь ее выполнять;
  • при помощи мамы совершать прыжки и приседания;
  • листать картонные страницы книг.

Для младенца в этом возрасте считается нормой умение показать на картинке различных животных, которых называют родители, разрывать листы бумаги на несколько частей, пальцами разминать глину. Дети должны знать, где у них находятся основные части тела (руки, ноги, голова), а среди речевых навыков особое значение имеет способность к выговариванию слогов (ди, да, ма, па).

Специфика возраста

Возраст 9 месяцев – оптимальное время для введения нового режима питания, а также более активного общения крохи с его ровесниками. С этого месяца следует готовить ребенка к тому, что скоро ему предстоит посещение ясельной группы и разлука с мамой на длительное время. Для полноценного отдыха крохе требуется около 14 часов сна, поэтому 10 часов в сутки он бодрствует, заставляя родителей придумывать игры и развлечения.

В 9-10 месяцев ребенок начинает постепенно отдаляться от матери, живо интересоваться другими людьми, и это совершенно нормально. Сейчас самое время начать его знакомство с социумом, давая возможность общаться с другими детьми или хотя бы наблюдать за ними. Если не уделять должного внимания этому процессу, есть риск, что в будущем ребенок станет нелюдимым и необщительным.

Данный этап очень важен и с точки зрения физического развития малыша. Именно в 9-месячном возрасте может наблюдаться проблема лишнего веса, которая в дальнейшем приведет к серьезным проблемам со здоровьем. Чаще всего килограммы набирают дети, находящиеся на искусственном вскармливании, а не груднички. Поэтому мамам следует очень тщательно контролировать детский рацион.

Ребенок приступает к знакомству с миром, сейчас ему все интересно, поэтому родителям необходимо отказаться от соблазна посадить его в безопасное место – манеж. Лучше дать малышу возможность поползать по комнате и пополнить багаж знаний.

9-месячный ребенок уже должен понимать, что такое «нет», но слишком часто использовать запреты не стоит: это может навсегда убить стремление совершать открытия. Гораздо проще подготовить квартиру к тому, что кроха приступит к ее исследованию: спрятать лекарства и прочие опасные для него предметы, как следует вымыть пол.

Малыши стремятся попробовать все на вкус, вот почему игрушки должны быть безупречно чистыми, их следует мыть не реже пары раз в неделю, а после этого окатывать кипятком.

Лучшие игры

Исходя из уровня развития ребенка 9 месяцев следует подобрать для него наиболее подходящие игры – прежде всего, активные. Малыши очень любят повторять за взрослыми, поэтому с удовольствием сыграют со своими мамами в «Ладушки» или «Сороку-ворону».

Любое развлечение должно быть построено на общении. Нельзя просто дать ребенку кубики и заняться своими делами – мамам необходимо активно включаться в игровой процесс.

Для развития внимательности можно сыграть в прятки. Делается это так:

  1. Родитель берет в руки знакомую малышу игрушку, говорит: «Это мишка!».
  2. После привлечения внимания прячет игрушку за спиной.
  3. Далее спрашивает ребенка – «Где мишка?».
  4. Малыш должен пальчиком показать, куда именно взрослый пометил игрушку.

Такие прятки повеселят ребенка, если мама и папа будут эмоционально изображать, как они удивлены тому, что мишка действительно за спиной. А скучный монотонный голос малыша не заинтересует.

Игры с мячиком

Для развития координации можно смело использовать развлечения с ярким красочным мячиком – они не только полезны ребенку, но и интересны ему.

  • Малыш и мама садятся на пол друг напротив друга. Мама толкает мяч ребенку, его задача – поймать ладошками, а после – оттолкнуть от себя к матери.
  • Взрослый показывает пример – берет мяч обеими руками и бросает его. Ребенок повторяет действие.

Помимо этого, можно играть в кубики, не требуя от крохи каких-то невероятных действий. Мама может сама построить башенку из разноцветных кубиков, беседуя в это время с ребенком, рассказывая, что она делает. Малыш, как правило, начинает проявлять живой интерес, помогать, подавать кубики.

Игры на прогулке

Развитие малыша, совершенствование его базовых навыков должно в ненавязчивой форме присутствовать даже во время прогулки. К тому же, занятия на свежем воздухе вдвойне полезны.

Можно помочь крохе выполнить такие упражнения:

  • залезть на невысокий пенек и, держа маму за обе руки, осторожно с него спрыгнуть;
  • сидя в коляске, находить то, что просит мама (например, «покажи, где собака») и указывать на искомое пальчиком.

Эти несложные, но увлекательные задания помогут малышу более активно познавать мир и развиваться физически.

Лучшие игрушки

Кроха в 9 месяцев играть самостоятельно пока не может, ему необходима помощь мамы, однако если подобрать подходящие возрасту развлечения, то можно сделать игровой процесс гораздо более увлекательным и веселым.

С чем же любят играть такие крохи?

  • С крупными кубиками.
  • С мячами.
  • С неваляшками, которые приводятся в движение совсем просто.
  • С машинками – их можно толкнуть, а дальше они сами покатятся.
  • Куклы – для девочек. Можно показать, как укладывать куклу спать в специально оборудованную для этого коробку («кровать»), покормить с ложечки. Постепенно малыш научится совершать простейшие действия и подражать своей маме.

Родителям необходимо подобрать яркие развлечения без мелких деталей. Соорудить игрушки можно даже своими руками, например, оклеив цветной бумагой несколько коробок разного размера и предложить крохе попробовать сложить их. Мама может показать ребенку и заводную игрушку, которая ловко скачет по полу и издает какие-либо звуки, но подобные развлечения должны проходить только под присмотром взрослых, ведь малыш сам пока не в состоянии разобраться с механизмом.

Полоса препятствий

Малышу в 9 месяцев свойственно стремление ползать, поэтому заботливая мама может подготовить для него «полосу препятствий» – эдакий тоннель, каждое путешествие по которому может стать настоящим приключением.

Есть несколько способов приобретения такой забавы.

  • Купить в магазине готовый «тоннель».
  • Сделать его из большой коробки или нескольких соединенных вместе коробок, прорезав в них необходимые отверстия.
  • Создать полосу препятствий из подручных средств: расставить стулья, между ними разложить диванные подушки. Подобная конструкция может занять даже всю комнату. Но как интересно малышу будет ее преодолевать!

Чаще всего дети с удовольствием оправляются в ползанье по туннелю, но иногда родителям приходится показывать им пример.

Полезные занятия

В 9 месяцев кроха должен уметь хорошо и быстро ползать, во время этого процесса он одновременно изучает окружающий его мир, поэтому не стоит препятствовать стремлению малыша все потрогать и осмотреть. Однако родителям следует заранее подготовиться: убрать все мелкие предметы из зоны его досягаемости, продумать, как замаскировать острые углы.

Если ребенок еще недостаточно уверенно ползает, то сейчас самое время это исправить. Маме следует помочь ребенку: при попытке поползти сделать упор то на одну стопу, то на другую попеременно – это поможет малышу разобраться в движении.

Также очень важно обучать малыша ходьбе. Сейчас он не может еще уверенно держаться на ножках, поэтому нуждается в опоре. Задача родителей – так расставить мебель, чтобы кроха мог опираться, но не мог причинить себе вреда. Дети этого возраста с удовольствием танцуют, совершая ритмичные движения под веселую музыку. Взрослым не стоит препятствовать этому занятию, ведь оно во многом способствует полноценному физическому развитию.

Приучать ребенка к выполнению домашних дел также можно начинать уже сейчас: малыши с удовольствием «помогают» маме по кухне: стучат ложками по кастрюлям, изучают необычную для них кухонную утварь. Такие занятия помогают познакомиться с бытовыми предметами и способствуют развитию мелкой моторики.э

Полезны будут и такие упражнения:

  • рассыпать на полу несколько предметов различного размера и собрать их вместе с ребенком;
  • предложить ребенку взять обеими руками игрушку и бросить ее;
  • помочь малышу поводить пальчиками по рассыпанной на столе манке или муке;
  • разматывать рулон туалетной бумаги – это занятие очень повеселит малыша и поможет улучшить работу его кисти и пальцев;
  • пересыпание круп из одного стакана в другой (берется два пластиковых стакана, в один из них насыпается любая крупа, например геркулес; задача ребенка – с помощью мамы пересыпать крупу из одной емкости в другую).

Чтобы малышу было интересно, крупы следует регулярно менять. Задача родителя – помогать ребенку, держать его за ладони, искренне радоваться его успеху.

Полезны будут и игры на свежем воздухе. Например, в песочнице мама может помочь малышу наполнить ведерко песком при помощи лопаточки.

Развитие речи

Да, в 9 месяцев уже можно начать работу над развитием речи малыша, хотя он может не произнести пока своего первого слова. Кроха обожает подражать, поэтому можно предложить ему повторять те звуки, которые издают животные: «му», «ме», «ку-ку». Ребенок должен слышать пример нормальной речи, поэтому родителям важно сейчас говорить правильно, четко выговаривая каждый слог, стать для крохи эталоном. Сюсюканье и повторение ошибок малыша сослужат дурную службу, поскольку в памяти ребенка отложится именно неправильный вариант.

Используя умение и желание крохи во всем подражать взрослому, можно начать учить его произносить слоги. Например, мама начинает говорить: «Ма, ма, ма», – делая между слогами небольшие паузы и призывая ребенка жестами, мимикой повторять за ней. Чаще всего дети понимают, чего от них ждут, и начинают активно подражать.

Если ребенок не разобрался с заданием, не стоит давить на него – знакомство со слогами лучше всего перенести на пару недель.

Развивающим играм следует уделять особое внимание, поскольку именно они помогают формированию у малыша необходимых ему умений и навыков. Не стоит недооценивать важность игры, поскольку именно так ребенок учится.

  • дети становятся активнее в общении с другими детьми. Увидев друг друга, стараются подползти поближе, познакомиться, подражают действиями.

    Именно из-за этого чувства солидарности, услышав плач другого малыша, ваш ребёнок может тоже подхватить эту минорную ноту и поддержать надрывным криком;

  • в 9 месяцев ребёнок с удовольствием копирует простые действия взрослых. Так, малыш с радостью научится играть в «Ладушки», «Ку-ку» и будет старательно показывать ручками, какой он большой.

Речь активная и понимаемая

  • продолжает развиваться активная и понимаемая речь. Малышу уже знакомо собственное имя. Услышав его, ребёнок быстро оборачивается на звук или крутит головой в его поисках, демонстрирует оживление – улыбается и начинает махать ручками;
  • при вопросе «Где?» пытается найти глазами названый предмет;
  • услышав речь, ребёнок внимательно прислушивается, реагируя на интонации. Если тон угрожающий, громкий, это может серьёзно расстроить малыша;
  • некоторые дети в этом возрасте уже вполне осознанно произносят свои первые «ма-ма» и «па-па», чем безгранично радуют своих родителей.

Физическое развитие

Темпы набора массы тела месяц от месяца продолжают своё закономерное снижение. Это связано с увеличением активности и двигательных возможностей ребёнка. Так, за девятый месяц жизни малыш в среднем набирает 450 — 500 граммов.

По сравнению с массой тела при рождении, 9 месячный малыш должен прибавить 6 килограмм. Этот критерий в 9 месяцев также зависит от конституции, характера питания, частоты заболеваний и пола. Мальчик по массе тела может значительно опережать девочку.

Прибавки роста тоже несколько уменьшаются. К 10 месяцам ребёнок подрастёт ещё на сантиметр — полтора.

Все эти цифры – лишь усреднённое цифровое выражение физического развития. Каждый ребёнок индивидуален и оценивается врачом не только на основании конкретных таблиц.

Ребёнок в девять месяцев весь свой сон делит на 2 дневных и один ночной. Общая продолжительность сна составляет примерно 13 часов. Некоторые дети любят поспать чуть больше, другие уже пытаются переходить на один дневной сон. Правда, последнее случается очень редко.

Многие младенцы спят всю ночь. В основном, это дети, которые вскармливаются смесью. Она более сытная и дольше находится в желудке. Грудничку же приходится просыпаться, чтобы удовлетворить своё чувство голода и потребность в акте сосания.

Питание ребёнка по большей части – практически взрослая пища. Если прикорм начат в 5 месяцев, к 10 месяцам младенец уже должен получать основные блюда прикорма – овощи, каши и мясо.

Каши

При нормальной переносимости глютена можно включать в рацион овсяную, пшенную каши. Ребёнку также должны понравиться мультизлаковые каши с кусочками фруктов. Их можно как приготовить самостоятельно, так и воспользоваться магазинными.

С традиционной манной кашей желательно подождать до года. Её переваривание будет тяжеловато для маленького желудка.

Если малыш хорошо переносит коровье молоко, питание молочными кашами только разнообразит привычное меню.

Овощи

Диапазон употребляемых в пищу овощей тоже расширяется. Можно практически всё – кабачки, брокколи, капуста, морковь, лук и свёкла. Очень вкусно получается при сочетании нескольких овощей с мясным пюре. Это блюдо – идеальное решение для обеда. Кто уже успел обзавестись зубами, может пробовать это сочетание продуктов в виде супов. Соль и пряности при приготовлении обеда класть не надо.

Мясо

Основные виды мяса, которые кушают дети до года, – это кролик, индейка, нежирная свинина. Если малыш не аллергичен, хорошо переносит белок коровьего молока, можно добавить телятину.

С куриным мясом стоит быть осторожнее. Велика вероятность, что оно насыщенно антибиотиками и гормонами роста. В крайнем случае, готовьте именно грудку. Там вредных веществ будет меньше.

Мясо лучше покупать парное, проверенное лабораторией – в магазине или у надежных поставщиков.

Покупать можно и пюре промышленного приготовления. Только там кроме мяса ещё пяток наименований, включая крахмал, соль, растительное масло. Выбор всегда за родителями.

Фрукты, ягоды и соки из них

Это будет прекрасным дополнением к основному рациону. Главное – обращать внимание на реакцию ребёнка при введении нового продукта. Предпочтение лучше отдавать сезонным фруктам и ягодам – яблокам, грушам, сливам, вишне, черешне и смородине. Заморскими вкусностями лучше лакомиться деткам уже после года.

Соками лучше не злоупотреблять. Избыток сахара в нём часто вызывает проблемы с пищеварением и кариес.

Варите компоты без сахара или давайте свежевыжатый разбавленный сок.

Молочные продукты

Детям с аллергией к белкам коровьего молока перед введением в рацион этих продуктов необходима консультация аллерголога.

Как развивать ребёнка в 9 месяцев?

Развитие ребёнка на 9 месяце во многом зависит от родителей. Впрочем, не только на девятом месяце. Самое главное правило – не ограничивать ребёнка в познании окружения, и это самое окружение обезопасить.

Хоть малыш уже подросший, носите его на руках столько, сколько можете себе позволить (или сколько может позволить ваша спина). Максимальный близкий контакт с младенцем до года и даже больше – залог прекрасных с ним отношений в будущем.

В развитии двигательных навыков основная задача – подготовить ребёнка к прямохождению. Укрепление мышц ног, спины – вот наши цели.

Занятия на фитболе, гимнастика, плаванье в ванной, стимуляция ползания – все эти занятия направлены на усиление мышечного корсета и развитие координации у малыша.

Учиться ползать – тоже немаловажное занятие. Это расширяет зону окружающего пространства, доступного для исследования. Ползая и перемещаясь, младенец учится определять положение своего тела, знакомится с более доскональным его управлением.

Впоследствии дети, которые много ползали в младенчестве, лучше ориентируются в незнакомых местах, им легче находить короткий путь и осваивать новые маршруты.

Чтобы побудить малыша ползать, чаще выкладывайте его на пол, кладите перед ребёнком любимые игрушки. Так, пытаясь их достать, младенец будет пытаться подползти поближе. С каждым разом отодвигайте игрушки всё дальше. С каждым днём ребёнок будет ползать лучше и лучше.

В развитии мелкой моторики поможет сенсорная коробка. Она представляет собой ёмкость, заполненную разными предметами.

Всё, что лежит в такой коробке, должно быть безопасным для ребёнка.

Большую часть пространства можно заполнить, например, сухой фасолью или крупными макаронами. Дополнить содержимое помогут небольшие игрушки. Малышу будет интересно копаться, перебирать всё это разнообразие и находить приятные сюрпризы.

Покажите ребёнку, как играть в «Ладушки», «Сороку-ворону» и «Ку-ку». Эти простые игры ещё из советского детства внесут ещё большее разнообразие в ваш совместный досуг.

Обязательно разговаривайте с малышом, читайте ему стишки, проговаривайте потешки, пойте перед сном. Сейчас ребёнок не сможет, конечно, повторить все эти слова за вами. Но позже, годам к двум, вы удивитесь его словарному запасу.

Приобретите небольшие книжки из плотного картона или ткани и дайте младенцу самому полистать страницами.

Когда стоит беспокоиться?

Есть определённый перечень того, что должен уметь ребёнок в 9 месяцев в обязательном порядке:

  • сидит без поддержки до 10 минут;
  • ползает или пытается ползать;
  • встаёт на ножки у опоры или делает первые попытки это сделать;
  • держит кружку двумя руками;
  • отличает своих близких от чужих людей;
  • реагирует на своё имя.

Если этих навыков и действий нет, обратитесь к врачу.

Развитие ребёнка в 9 месяцев также оценивает невролог. При наличии каких-либо проблем он обязательно подскажет вам пути их решения.

Первый год жизни ребенка принято делить на четыре триместра. Хотя это и не лишено некоторой условности, но отражает характерные этапы роста и развития малыша. Третий триместр - время подготовки организма к кардинальному событию: вставанию ребенка на ноги. И девятый, последний месяц триместра можно назвать в этом плане решающим.

Если на восьмом месяце ребенок не сидит самостоятельно, то, при прочих благополучных показателях, это еще допустимо относить за счет его индивидуальных особенностей или каких-то случайных обстоятельств, например, перенесенного недавно заболевания. Но если он не сядет сам и к концу девятого месяца, ждать больше нельзя. Обратитесь к врачу!

Самая частая причина такого отставания - неврологические расстройства.

Когда они появились? Как правило, еще во внутриутробном периоде, возможно, в момент родов. Выраженные несильно, они до сих пор могли остаться незамеченными, а может быть, и проявились впервые только сейчас, потому что интенсивное развитие в последние месяцы создало повышенную нагрузку для нервной системы и она дала срыв.

Тест с пуговицей

Здоровый ребенок на девятом месяце очень активен. Он ползает в разных направлениях, иной раз очень забавно вращается вокруг своей оси, встает, ухватившись за бортик манежа, и даже пытается переступать вдоль него. Но бывает и так: встал, оперся о бортик, смотрит с торжеством, довольный собой и вообще всем миром. И вдруг - горько заплакал. Что случилось? Устал стоять, а сесть сам из положения стоя еще не умеет.

Одна из особенностей девятого месяца - интенсивное развитие мелких движений кисти. Еще совсем недавно, чтобы ухватить, допустим, кубик, ребенку требовалась вся ладонь, которой он действовал как черпаком: загребал кубик, придерживая кончиками всех пяти пальцев. И вот в один прекрасный лень он осторожно взял этот кубик двумя пальцами, большим и указательным. Событие, рубеж перейден! Умению действовать двумя пальцами придается важное значение. Некоторые специалисты в числе прочих показателей нормального психомоторного развития предлагают и такой: умеет ли ребенок в 8-9 месяцев удерживать между большим и указательным пальцами крупную пуговицу. (Естественно, это только тест, пуговицей играть ребенку не давайте!)

Происходит и «специализация» указательного пальца, малыш трогает им заинтересовавший его предмет, осваивает указующий жест: «там», «туда».

Если на этот немалый успех родители, может быть, и не обратили особого внимания, то одна новая привычка уж точно не прошла незамеченной: ребенок полюбил сдергивать с головы свою шапочку или платочек. Не считайте это озорством, не сердитесь, а восхищайтесь, потому что это тоже показатель нормального развития.

Что он любит еще? Как и прежде, выбрасывать свои игрушки из манежа, стучать кубиком по столу или кубиком о кубик - словом, действовать руками. Теперь и игрушки ему нужны соответствующие: легкие мисочки, которые можно вкладывать одну в другую, пирамидка из нескольких колечек, коробка, куда так интересно бросать кубики, шарики, колечки, потом вытряхивать их и снова бросать.

Работа рук - это и пища для ума, для познания свойств предметов, это толчок для первых догадок и, наконец, это очень сильный стимул развития речи.

Девятый месяц - преддверие первого слова. Ребенок охотно повторяет за взрослым различные звукосочетания - подсчитано, что в его возможностях их около восьми; подолгу лепечет сам - то громко, то тихо, то даже переходя на шепот.

Очень заметны успехи малыша в понимании речи, если, конечно, вы постоянно разговариваете с ним, называете разные предметы, комментируете свои действия: «Сейчас будем одеваться, трусики надели... Теперь кофточку... Вот она, кофточка, ах, какая красивая...»

Неважно, что пока это только ваши монологи, они готовят диалог, откладываются в сознании ребенка. Впрочем, он уже способен и отвечать вам, если не словом, то мимикой, действием. По вашей просьбе подаст ручку, помашет ею уходящему на работу папе. Уже знает свое имя, оборачивается, когда позовут, и, будучи в хорошем расположении духа, одаривает вас при этом очаровательной улыбкой.

В конце месяца можно устроить маленькую проверку достижений малыша.

Попей водички (или сока), - говорите вы, протягивая ребенку чашку.

Он с готовностью берет ее двумя руками и пьет. Конечно, если вы нальете полную, обязательно расплескает, обольется - наливать надо меньше половины.

Дай мне лялю, - просите вы. И он протягивает вам лежащую поблизости хорошо знакомую ему куклу.

Попробуйте усложнить задание, поставив в ряд несколько игрушек, и спросите: «Где ляля (киска, шарик)?» Ребенок находит названную игрушку сначала взглядом, потом указывает на нее. Поменяйте игрушки местами и задайте тот же вопрос. Если и теперь ребенок найдет игрушку правильно, да еще протянет к ней указательный палец - можете смело ставить пять с плюсом и ему, и себе. Значит, вы отлично с ним занимаетесь! А если он с заданием не справился, не огорчайтесь, повторите тест недели через две-три; ребенок имеет полное право сдать такой экзамен и в 10 месяцев.

В правой ложка, в левой хлеб!

На девятом месяце питание становится более сложным. Второе, третье и четвертое кормления состоят из нескольких блюд. В связи с этим возникает необходимость в сервировке стола, за которым сидит ребенок. Пища должна быть не только вкусно приготовлена, но и иметь привлекательный вид.

Жидкое блюдо нужно наливать в тарелочку, пюре или кашу класть на блюдечко, а соки, морс, кисели давать из стакана или чашки. Стол должен выглядеть красиво. Перед малышом нужно положить чистую салфетку. Нельзя ставить на стол сразу весь обед.

Перед кормлением необходимо вымыть малышу руки. Это имеет не только гигиеническое значение. Вода - один из сильнейших раздражителей нервных окончаний кожи. Мытье рук перед едой скоро превратится в условный рефлекс, стимулирующий выделение наиболее активных пищеварительных соков, усиливающих аппетит.

Развитие кисти, идущее параллельно с совершенствованием -соординации движений, открывает перед ребенком совершенно новые возможности: пришла пора взять в руку ложку и учиться есть самостоятельно.

Удобнее делать это уже не на коленях у мамы, а за столом, сидя на высоком детском стульчике. Поставьте перед ребенком его тарелочку с кашей или пюре (начинать надо с густой пищи!), дайте ему в правую руку ложку, а в левую -кусочек хлеба или сухарик. И наберитесь терпения! Первое, что сделает ребенок, -- начнет стучать ложкой по столу, попробует и по тарелке. Направьте спокойно его руку, покажите, как надо набрать немного еды на ложку, донести ее до рта да еще обязательно попасть на язык, а не под него.

Конечно, ребенок далеко не сразу одолеет эти премудрости. И пока он будет размазывать пищу по щекам, а также ронять ее на стол, вы потихоньку покормите его своей ложкой, оставив немного для самостоятельных упражнений. Закончив кормить малыша, вытрите ему щечки и рот мягкой салфеткой, а еще лучше - умойте и не забудьте похвалить: какой молодец, сам ест!

Ранее пользование ложкой не только прививает навыки самостоятельности, но делает для ребенка более привлекательным сам процесс еды, улучшая тем самым аппетит. Оно имеет также еще одно, несколько неожиданное преимущество: как и все другие варианты тренировки кисти, стимулирует развитие речи.

Рыба? Мясо? Бульон? Что можно, а что нельзя кушать.

Рацион ребенка, его ежедневное меню остается прежним, желательно только один-два раза в неделю вместо мяса давать рыбу. Чем она хороша? В рыбе содержатся все незаменимые аминокислоты, необходимые растущему организму, в том числе метионин, которого нет в мясе. Она богата минеральными веществами, витаминами группы В, ее белки усваиваются полнее, чем белки мяса. Детям рыбу дают нежирную - треску, хек. Основная трудность - выбрать все до единой косточки. Сделать это легче, если в течение 5-7 минут поварить кусок в подсоленной воде, не доводя до кипения, потом, очищенный от шкурки и косточек, пропустить через мясорубку, дать прокипеть - и рыбное пюре готово. Его можно смешивать с овощным пюре, а можно положить на тарелку то и другое отдельно.

Первые пробные порции, как всегда, должны быть совсем маленькими - неполная чайная ложка. Но если у вашего малыша бывают проявления диатеза и выяснилось, например, что он плохо переносит морковь или яичный желток, тогда лучше не давайте ему и рыбу, поскольку она, скорее всего, вызовет у него аллергическую реакцию.

Бульон - некогда классическое блюдо диетической кухни - сейчас приходится потеснить из рациона, во всяком случае, детского. Даже здоровым детям следует мясные супы давать не чаще двух раз в неделю. Дело в том, что экстрактивные вещества, те самые, которые и придают бульону неповторимый вкус и аромат, - сильные аллергены. Особенно это относится к экстрактам куриного бульона.

Саму курицу, как правило, давать ребенку можно. У куриного мяса есть некоторые преимущества перед говядиной - оно содержит более полноценные и легче усваиваемые белки, мягче, вкуснее, и дети обычно его любят. Использовать лучше верхнюю, нежирную часть тушки, сняв с нее кожицу. А что касается столь популярных сейчас импортных куриных окорочков, то они для детей совершенно неприемлемы.

Почти не имеет противопоказаний мясо кролика. Детям оно особенно полезно из-за высокого содержания железа. У кролика предпочтительно "использовать, наоборот, заднюю часть, содержащую меньше соединительных волокон.

Количественно ежедневный рацион ребенка остается таким же, как и раньше, то есть не более литра, что составляет примерно 1/8~1/9 массы его собственного тела.

К девяти месяцам заметнее становятся индивидуальные особенности! Они сказываются и в характере, и в отношении к еде, и в физическом развитии. Масса тела, например, может к концу месяца составлять у одних детей 8,5 килограмма, у других - 9,5 и даже 10 килограммов. И все это - норма.

Прогулки вообще и прогулка сегодня

Ребенок должен бывать на свежем воздухе каждый день и как можно больше. Это, как говорится, аксиома, не требующая доказательств. Хотя доказательств - сколько угодно. Специальными наблюдениями, научными экспериментами, да и практикой жизни, установлено, что максимальное пребывание на свежем воздухе закаляет ребенка, повышает его сопротивляемость респираторным инфекциям, благотворно действует на нервную систему - словом, становится универсальным профилактическим, а часто и лечебным средством.

У «комнатных», «оранжерейных» детей, оберегаемых от малейшего ветерка, выше риск анемии, отставания в физическом развития, расстройств сна и аппетита. У них и щечки бледные, и глазки грустные.

Так что тысячу раз прав был русский педиатр профессор А. А. Кисель, сформулировавший девиз: «День без прогулки - потерянный день!», и даже: «Комната - тюрьма для ребенка!»,

Итак, на свежий воздух! На свежий, слышите? Но где он - вот вопрос...

К великому несчастью, нам сегодня порой легче обеспечить малыша заморскими фруктами и игрушками, памперсами, ходунками и прочим, чем обыкновенным глотком чистого воздуха.

Если вы живете в сельской местности, или просто в экологически благополучном районе, вашему ребенку несказанно повезло: можете гулять с ним сколько угодно. Золотое правило «ни дня без прогулки» написано именно для вас!

Но если вы жители большого города, с загрязненной промышленными выбросами атмосферой, каждую прогулку приходится обдумать и еще раз обдумать.

Ни дождь, ни ветер, ни туман сами по себе не помеха для гулянья. Но если направление ветра выдалось такое, что именно на ваш район он погнал все вредные выбросы заводских труб, если метеорологические условия сложились так, что над городом повис насыщенный этими выбросами смог? Даже самые горячие ревнители ежедневных прогулок простят вас, если в такой день вы оставите ребенка дома или отложите променад на вечер, когда воздух станет почище.

Сон у открытого окна в какой-то мере, пусть и далеко не полностью, компенсирует пропущенную прогулку. Но опять-таки, учитывайте, на каком этаже вы живете, куда выходят ваши окна. Если квартира расположена высоко и окна выходят во двор, в иной день открытое окно в комнате может оказаться полезнее похаживания вдоль загазованной автомагистрали. А если у вас первый этаж, да еще и окна на улицу, спешите с ребенком из дома в хотя бы относительно чистый зеленый уголок! Наверняка в вашем районе есть все-таки парк или сквер. Трудно туда добираться несколько раз в день (а ребенку нужны три прогулки по полтора-два часа)? Попытайтесь организовать свой режим так, чтобы погулять в парке хотя бы один раз, но подольше.

Многолюдным городским транспортом пользоваться нежелательно. Что же делать?

В самом невыгодном положении оказывается малыш, которого везут по городской улице в низкой прогулочной коляске. Концентрация вредных примесей, и просто пыли, велика именно внизу, и здесь ребенок дышит гораздо более грязным воздухом, чем, к примеру, его мама.

Получше тому, кого несут на руках, но это тяжело для взрослого. Выручить может сумка-рюкзачок. При строгом соблюдении условий, на которых настаивают ортопеды, это неплохой вид транспортировки до ближайшего зеленого оазиса.

Лучше, если в вашем арсенале есть обычная высокая коляска. Она несколько громоздка, но зато ребенок может и поспать в ней, не согнувшись, как в коляске прогулочной, и посидеть, бодрствуя. Только будьте настороже! Он ведь теперь садится сам, по собственной инициативе, и, разглядывая все в"округ, может заинтересоваться чем-то, лежащим на земле, и, неожиданно перегнувшись, выпасть из коляски. Такие травмы после 7-8 месяцев не редкость.

Прогулка нужна ребенку не только ради свежего воздуха, но и для новых впечатлений, познания окружающего мира. Погуляйте с ним по парку. Покажите (если есть) пруд с уточками, фонтан, клумбы с яркими цветами. Дайте потрогать ствол дерева, обратите его внимание на играющих старших детей. Пусть светом, красками, теплом входит в него окружающий мир!

Что умеет ребенок в 8 месяцев

В восьмимесячном возрасте ребенок уже умеет многое. Он активен, постоянно пребывает в приподнятом настроении, много двигается, произносит много звуков, в числе которых отдельные слоги. Для него уже не представляет трудности перевернуться со спинки на живот и обратно, он вовсю ползает. Ребенок в этом возрасте достаточно умело пользуется руками и берет разные предметы. И может похвалиться двумя нижними резцами.

На основании вышеизложенного вы имеете возможность самостоятельно оценить психофизическое развитие своего ребенка. Если вы подозреваете, что в чем-то его развитие задерживается, обращайтесь за консультацией к своему педиатру.

Мы уже говорили о том, что ребенку опасно давать мелкие предметы, потому что он может засунуть их себе в ухо или нос, а также может возникнуть опасность обтурации (закупорки) дыхательных путей. Но это не значит, что ребенку нельзя давать мелких предметов вовсе. Когда-то ведь ему надо же научиться обращаться с ними!.. Взять, например, пуговицы. Нанижите их на крепкую нить, и пусть ваш малыш (но обязательно под контролем взрослого) поиграет с ними. Вы увидите, как стали ловки его пальчики.

Девятимесячный ребенок уже может хорошо сидеть - уверенно и долго, без чьей-либо помощи. Он должен приучаться к горшку. Желание сходить на горшок получает со временем звуковое обозначение - в виде очень серьезного «а-а». Это самое «а-а» очень облегчает жизнь и маме, и ребенку - поскольку бывает очень важно не пропустить сеанс. Постепенно приучайте малыша произносить милое «а-а» в случае надобности.

Не позволяйте ребенку сидеть на горшке больше 7-8 минут. Это вредно.

Не отвлекайте ребенка, когда он сидит на горшке. Он должен сосредоточенно заниматься «своим делом». В противном случае ребенок будет сидеть долго. Не давайте ему игрушек во время сидения на горшке.

К вам пришли гости, которых вы уважаете и даже любите, а ваш малыш объявил свое «а-а». Не вздумайте ругаться на малыша, он поступил правильно.

Если ваш ребенок просидел минут восемь на горшке и это ничем не кончилось, не исключено, что через некоторое время он испачкает пеленки. В этом случае вы имеете полное право выразить ребенку свое неудовольствие. Замечание вы должны сделать строгим, но не злым голосом. Быть может, не сразу, но однажды ребенок поймет, за что ему делают выговор.

Вашему ребенку исполнилось девять месяцев. Вы должны быть готовы к тому, что однажды увидите его стоящим. Конечно, он еще не в силах стоять без поддержки. Но, схватившись за стенку кроватки или манежика, он уже вполне способен подняться сам. И даже может сделать несколько шагов... Но потом опять опустится на четвереньки. Бегать на четвереньках ему пока гораздо удобнее.
В этом возрасте ребенок свободно, минут по пятнадцать, сидит.

Жизненного опыта ребенок набирается, наблюдая за вами или играя. Поэтому не умаляйте значения игр. Занимайтесь с вашим малышом. Самым удобным временем для игр является предобеденное время и время перед вечерним купанием. Нельзя беспокоить ребенка играми после еды - это мешает усваиванию пищи; нельзя возбуждать ребенка играми перед сном - сон будет беспокойный.

Приучайте ребенка к самостоятельным играм. Самостоятельность в игре развивает фантазию. Но сначала вы должны показать малышу, как обращаться с игрушкой. Если игрушка разборная (например, пирамидка), разберите и соберите ее - чтобы ребенок видел. А потом пусть играет сам.

Во время игры ребенка желательно исключить посторонние отвлекающие внимание моменты. Ребенок должен сосредоточиться на игре - и играть спокойно. Не вмешивайтесь в игру. Ребенок, привыкший играть самостоятельно, и растет самостоятельным.

Не давайте ребенку одновременно больше двух игрушек. Обилие игрушек рассеивает его внимание. Если ребенок во время игры захотел вас видеть и кричит, не торопитесь на зов. Возможно, ребенок выбросил игрушку из манежика и теперь хочет, чтобы вы вернули игрушку. Зачем же выбрасывал?.. С этого маленького «недоразумения» начинается воспитание чувства ответственности за свои поступки.

В виде игры приучайте ребенка пользоваться ложкой - руки у него уже достаточно ловкие для этого. Также приучайте пользоваться чашкой и подносить ее краешком ко рту. Эти практические навыки скоро освободят вам немало времени.

На десятом месяце можете взвешивать ребенка не чаще чем один раз в две недели. Вы уже привыкли к этой процедуре; более того, начали от нее уставать (помните то время, когда взвешивали малыша по нескольку раз в день?). Продолжайте фиксировать вес в вашей таблице. А когда в очередной раз отправитесь на прием к детскому врачу, прихватите таблицу с собой. Врач с интересом проследит динамику веса вашего ребенка. Данные из этой таблицы красноречиво свидетельствуют о состоянии здоровья малыша во все месяцы жизни.

Вы уже, наверное, заметили, что с течением времени ваш ребенок стал набирать в весе медленнее, и кривая веса приняла более пологий вид. Не волнуйтесь, это нормально.

За две недели ребенок набирает в весе от 140 до 200 граммов.

Как вы уже поняли, зубки у детей появляются не в какой-то совершенно определенный срок. У кого-то чуть раньше, у кого-то несколько позже. На десятом месяце у вашего ребенка может быть четыре, а то и все шесть зубов (два снизу и два или четыре сверху). Если у вашего ребенка еще нет в этом возрасте четырех зубов, подождите недельку-другую - возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Но если они и по истечении этого срока не показались, посоветуйтесь с педиатром: возможно, понадобится консультация стоматолога. А может, в силу каких-то причин вашему ребенку не хватает солей кальция и фосфора, а также витамина D.

Бывает, что родители, обеспокоенные задержкой в прорезывании у ребенка зубов, ежечасно проверяют, не появились ли они - и пальцем ощупывают десны малыша. Не надо этого делать часто. Во-первых, это не совсем приятная процедура; а во-вторых, можете занести ребенку в полость рта инфекцию. Пощупали разок и - достаточно.

Одна из причин позднего прорезывания зубов -заболевание под названием рахит. Вследствие недостатка витамина D в организме кальций и фосфор плохо откладываются в костях; нарушается рост костной ткани. Этот важный витамин образуется в коже человека под действием солнечных лучей. Если вас насторожило, что зубки у ребенка еще не появились в нужном количестве, задумайтесь над тем, достаточно ли солнечных ванн принимает ваш малыш.

Проявления рахита (если не принять неотложных и грамотных мер, не выполнять предписаний врача) могут остаться на всю жизнь. Поэтому знайте, что лучше предупредить рахит - даже в самых незначительных его проявлениях. С первых дней жизни держите на контроле
«общение» вашего ребенка с солнцем, а также позаботьтесь о постоянном поступлении ребенку витамина D с пищей. Помните, что всякую болезнь проще предупредить, нежели потом лечить.

Ваш ребенок уже не только самостоятельно сидит, активно ползает и даже с поддержкой стоит, он уже преодолевает препятствия, делает упорные попытки взобраться на скамеечку, табуретку, стул. И это у него все чаще получается. Такое поведение - возрастная норма. Не следует видеть в этом каприз или проявление упрямства. Наоборот, надо помочь. Следует создать условия для акробатических упражнений ребенка - чтобы было, на что взбираться (на невысокую скамеечку), и чтобы было не больно падать. Ребенку надоедает однообразие, и он стремится покорять свои вершины. Организм ребенка растет в движении.

Что умеет ребенок в 9 месяцев

превращает лепет в звуковые серенады;
показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место;
сует пальчики во все дырочки;
умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину;
может листать толстые страницы картонной книжки;
самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает;
встает без опоры;
ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.

Техника безопасности на девятом месяце жизни ребенка

Еще недавно, кажется, младенцу было достаточно созерцания игрушек, а сейчас он уже действует ими очень энергично - резиновую куклу сжимает, мячик умеет катать, матрешек вкладывает одну в другую. Правда, нередко с усердием пытается затолкать большую в меньшую или стащенную с куклы туфельку натянуть на кубик. Но и это - путь познания!

Малышу теперь уже не хватает расстеленного на полу одеяла - вы и оглянуться не успеете, как он уползет с этой игровой площадки и окажется в дальнем углу комнаты. Значит, пришло время обеспечить безопасность доступного ребенку пространства.

Дети обожают исследовать всякие щели, отверстия, углубления. Вы, может быть, уже заметили, как настойчиво ваш ребенок старается просунуть палец в ухо резиновому зайцу или в петлю своей кофточки. Представьте же себе, каким соблазном окажется для него электрическая розетка! И первое, что вы должны сделать - приобрести предохранители-заглушки. Если на полу лежат провода электрических приборов, скажем, торшера, проверьте их исправность. Заодно посмотрите, не сможет ли ребенок, занявшись торшером, опрокинуть его на себя? Свисающую со стола скатерть ему тоже захочется потянуть. А вдруг на ней стоит чашка с горячим чаем?

Проверки требует и высокий детский стульчик, даже если он новый, а тем более если достался вам, как говорится, по наследству от друзей. Нет ли там каких-то мелких деталей, винтиков, которые уже расшатал прежний владелец? Иначе вашему малышу останется только завершить дело, вытащив их и отправив в рот. Надежно ли устройство, не позволяющее выпасть, потянувшись вперед? Устойчив ли сам стульчик, и не может ли ребенок, резко откинувшись назад, упасть вместе с ним?

Усадив малыша на высокий стул для очередного кормления, не ставьте рядом тарелку с чем-нибудь горячим. Немало младенцев получили ожоги, радостно шлепнув ладонью по горячей манной каше...

Не забывайте просматривать игрушки. Ребенку уже вполне по силам довести погремушку до такого состояния, что из нее вот-вот вывалятся какие-то мелкие части, или добраться до «начинки» мягкого медвежонка. Обычно это кусочки пенопласта, и можете не сомневаться, что они будут опробованы на вкус, а, возможно, проглочены.

Вообще мягкие игрушки уже становятся самыми любимыми, причем привязанность к какому-нибудь облезлому, измусоленному мишке нередко сохраняется до школьных лет. Видимо, такая игрушка не только развлекает, но и как-то успокаивает, согревает, воспринимается почти как живая, дружественная.

Выбирая мягкие игрушки, мех предпочтите синтетический, а не натуральный. Зверюшек из синтетики легче время от времени мыть, они вызывают меньше риска аллергических реакций. Новую игрушку тоже лучше сначала вымыть в теплой воде, потом высушить и расчесать; может быть, она и потеряет чуть-чуть красоты, зато вы будете уверены, что смыли остатки формальдегида, которым обычно обрабатываются такие изделия. И хотя он допускается только в безвредных количествах, пусть лучше его не будет совсем.

Покупая любую игрушку, вы вправе поинтересоваться сертификатом на нее, узнать, безопасны ли для ребенка материалы, из которых она изготовлена, особенно - каковы красители. С отечественными и импортными игрушками, купленными в крупных магазинах, такой риск невелик, так как они должны пройти через проверку. На рынке игрушки для младенца не покупайте совсем!

В поле зрения ребенка должно быть немного игрушек: пять-шесть. В их число допустимо включить и какой-нибудь легкий бидончик с крышкой. Остается загадкой, почему обыкновенной кухонной посудой дети играют охотнее, чем дорогой игрушкой, разработанной и изготовленной специалистами. Впрочем, это не единственная загадка, которую задают малыши...

Что еще почитать