Философский камень - что это такое в алхимии и где его найти

Считается, что первым человеком, поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Гермес Трисмегист - полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом (чуть ли ни с «Топосом»).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах,
а также на так называемой "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам.
К сожалению, все наставления утеряны. Также большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. Место зарытия книг не найдено до сих пор. До нас дошли лишь сильно искаженные переводы.

Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Собственно, философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания. Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков. Главное, что делало этот камень таким желанным – это его легендарная способность превращать любой металл в золото. Вот как выглядит
этот камень. Если вы видите на этом месте пустоту,
значит это не ваш камень. Ищите свой!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.

Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но, в это время Англии, в принципе, негде было достать
так много золота, причём такого великолепного качества. А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота, скорее всего, было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был намного
меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Что еще можно сказать о камне? В принципе, это порошок, принимающий различные оттенки во время приготовления в соответствии со степенью своего совершенства, но в сущности этот порошок имеющий два основных цвета: белый и красный.

Настоящий философский камень или порошок его обладает тремя достоинствами:
1)Он превращает в золото расплавленную ртуть или свинец, на который его сыплют.
2)Принимаемый внутрь, он служит превосходным кровоочистительным средством, излечивая быстро разные болезни.
3)Он действует и на растения: в течение нескольких часов они вырастают и приносят спелые плоды.
Все эти три пункта, покажутся многим басней, но с которыми согласны все алхимики. В сущности, стоит только вдуматься в эти свойства, чтобы понять,
что во всех трех случаях действует усиление жизненной деятельности.

Следовательно, Философский камень есть просто сильное сгущение жизненной энергии в малом количестве вещества. Вот почему алхимики называют свой
камень лекарством трех царств.

Рецепт получения философского камня представленный ниже принадлежит
(по преданию) испанскому мыслителю Раймонду Луллию (ок.1235 – 1315гг.)
и повторен английским алхимиком XV столетия Дж.Рипли в
«Книге двенадцати врат».

АЛХИМИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА
«Возьми философской ртути и накаливай, пока она не превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и не спеша дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится и, приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови».

НАУЧНОЕ ОПИСАНИЕ (РАСШИФРОВКА) АЛХИМИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Французский химик XIX века Жан-Батист Андре Дюма толкует алхимические термины так. Философская ртуть - это свинец. Прокаливая его, получаем желтую окись свинца. Этот зеленый лев при дальнейшем прокаливании превращается в красного льва-красный сурик. Затем алхимик нагревает сурик с кислым виноградным спиртом - винным уксусом, который растворяет окись свинца. После выпаривания остается свинцовый сахар - нечистый ацетат свинца. При его постепенном нагревании в растворе сперва перегоняется кристаллизационная вода (флегма),
затем горючая вода - пригорелоуксусный спирт (ацетон) и, наконец, красно-бурая маслянистая жидкость. В реторте остается черная масса, или черный дракон. Это мелко раздробленный свинец. При соприкосновении с раскаленным углем он начинает таять и превращается в желтую окись свинца: черный дракон пожрал свой хвост и обратился в зеленого льва. Его можно опять перевести в свинцовый сахар и повторить все вновь.

Попробуйте сами повторить процесс. Если у Вас уникальная аура,
тогда все получится.

Философский камень Это некое твердое или жидкое вещество, способное осуществить трансмутацию превращение простого металла в серебро или золото.

Его искали на протяжении многих веков, но по легенде первооткрывателем этого вещества был египтянин Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший).

По легенде Гермес Трисмегист полумифическая, полулегендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом и античным богом Гермесом (Меркурием).

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления, которого был записан в его книгах, а также на стенах его гробницы среди тридцати наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.



Вторым кто якобы обладал философским камнем, был царь Мидас, правивший в Фригии с 738 по 696 гг. до н.э. По легенде ему он достался от самого Диониса. К чему бы только не прикасался Мидас, как это тут же превращалось в золото. Красивая легенда, но к сожалению далекая от истины.

На самом деле Мидас действительно был сказочно богат, но не потому, что обладал камнем: он владел всеми золотыми месторождениями Фригии. И все его состояние росло без всякого волшебства и мистики.

Алхимики в поисках философского камня

Откуда же появилась такая заманчивая легенда о камне, способном превращать любой метал в золото? Дело в том, что увлеченные люди, которые искали секрет мифического философского камня и называющие себя алхимиками верили, что природа живая и одушевленная, а потому и металлы по подобию растений растут и созревают в недрах Земли от смешения серы с серебром. Золото рассматривалось ими как вполне созревший металл, а железо - как недозрелый.

По их мнению, различие между золотом и серебром - лишь в том, что сера в золоте здоровая - красная, а в серебре - белая. Когда испорченная красная сера в недрах Земли входит в соприкосновение с серебром, зачинается медь. Когда же сера черная, порченая смешивается с серебром, зачинается свинец: по словам Аристотеля, свинец - прокаженное золото.

Алхимики полагали, что с помощью философского камня можно ускорить процесс «созревания» незрелых и «исцеления» больных металлов, которые в природе протекают довольно медленно. Мифический «философский камень» можно считать прообразом будущих ферментов и катализаторов.



Поскольку считалось, что главная составная часть любого из металлов - ртуть, а вторая составная часть - сера, у алхимиков возникло твердое убеждение, что меняя содержание ртути и серы в смеси, можно произвольно превращать одни металлы в другие. Современные химики не отрицают возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считают, что средневековые алхимики не могли получить золото из меди.

Алхимики конспектировали все свои наблюдения и описывали проведенные опыты весьма туманным языком, что в будущем стало настоящей проблемой для изучения их материалов.

Вот пример описания одного из опытов: «Возьми меркурий философов, обжигай его, пока не превратится в зеленого льва. Продолжай обжигание - он превратится в зеленого льва. На песчаной бане нагрей зеленого льва с кислым спиртом винограда и выпаривай; меркурий обратится в род камеди. Положи камедь в перегонный снаряд и перегоняй; получишь безвкусную жидкость, спирт и красные капли. Стенки перегонного куба покроются, как тенью, легким налетом, в приборе останется истинный дракон, ибо он съедает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри его на камне и прикоснись раскаленным углем; он воспламенится; так воспроизведешь зеленого льва...».

Не смотря на то, что это один из самых простых опытов по получению всего на всего окиси свинца понять его достаточно трудно.



Однако даже это не помешало алхимикам по всему миру изучать труды друг друга и проводить эксперименты. Благодаря их рьяному желанию получить философский камень , попутно было открыто много полезных веще таких как: аппараты для дистилляции (перегонки) жидкостей, сублимации (возгонки) твердых веществ, перекристаллизации солей и их термического разложения. Они даже научились с помощью ртути извлекать золото из бедных золотоносных песков.

Золото- это (химически инертный металл) в природе находится в основном в самородном состоянии. При обработке золотоносных песков ртутью она растворяет крупинки золота, образуя тяжелую и жидкую амальгаму. Амальгаму отделяли от песка и нагревали в печах, ртуть испарялась, и оставалось чистое золото.

Легенды о философском камне

Как ни фантастично звучит теория о философском камне, все же в истории есть события, которые косвенно могут доказывать, что некоторым счастливчикам все же удалось его получить.

Тем не менее, история сохранила для нас не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Так, например, Раймунд Луллий), испанский поэт, философ и знаменитый алхимик, получил от английского короля Эдуарда II в XIV веке, заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены: ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей.



Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим…

Однако есть другой не менее интересный случай. Император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 тонн первого метала и 6 тонн второго. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.



Казалось бы в современном мире когда наука уже давно шагнула за пределы своих возможностей верить в существования какого-то мифического артефакта кажется полным бредом, тем не менее даже сегодня есть отдельные личности которые ведут исследования и верят в то, что им все же удастся получить заветный философский камень который сделает их богатыми.

Философский камень правда или миф?

Наверняка, каждый из нас, хотя бы раз в своей жизни слышал термин «Философский камень », однако не многие люди знают, что означает данное словосочетание. Философский ещё называют пятым элементом или пятой сущностью. Многие его усиленно ищут долгие годы, и неспроста, ведь только он способен превращать «несовершенное» железо в «совершенное» золото.

Считалось, что он мог вылечить абсолютно любое заболевание, именно из-за этой его способности его называли «Панацеей». Из-за способности дарить бессмертие и вечную жизнь философский камень называли Великим эликсиром.

Ещё не найдя его, не увидев даже вдалеке, к философскому камню относились как к самому авторитетному веществу из всех известных. Великие алхимики, произнося свои лекции, обращались к философскому камню почтительно – «Великий Магистерий», также называли его «Медикаментом» и «Красной Тинктурой».

Все названия камня писались с заглавной буквы, и каждое из них имело своё обоснование. К примеру, название медикамент, почему так называли, и что означает доподлинно не известно. Считалось, что такие металлы как железо, , свинец и другие металлы – всё это золото, только больное. Тот, кто был способен исцелить металл, считался обладателем золота в том количестве, которое он излечил. А провести благополучную манипуляцию было возможным только при помощи философского камня .

Что же на самом деле представляет собой этот чудо камень, эта пятая сущность, которую люди искали долго и усиленно, даже короли и алхимики гонялись за ним. Например, Генрих VIII Карл VII французский.

Отыскать это чудо вещество удалось бывшему солдату, а впоследствии врачу Геннингу Бранду. Он был прост и гениален, и рассуждал соответственно. По его мнению, камень приносящий вечную молодость следует искать в новорождённых детях, ведь они моложе всех остальных людей. В процессе жизни старел из-за постепенной потери волшебного эликсира, а когда его совсем не остаётся, то он умирает.



Весь вопрос в том, куда же и как из организма выходит философский камень ? Бранд считал, что это происходит с мочой человека. Соответственно он принялся собирать её. Через два месяца наполнилась полная бочка с отходами . Затем Бранд стал выпаривать жидкость до состояния густого сиропа. Полученный остаток он смешал с песком и поместил в реторту. Следующим этапом реторту накаляли добела. Когда же вся жидкость была отодвинута в сторону, Бранд понял, что белый остаток в реторте ни как не похож на философский камень или на Великий Эликсир.

Алхимик очень опечалился, ведь столько времени, труда и сил были потрачены впустую и Бранд решил покинуть лабораторию, однако перед тем как затушить свечу и закрыть дверь, он в последний раз взглянул на остывшую реторту и воскликнул от радости и удивления! Во мраке лаборатории, в тёмном углу, голубоватым светом в реторте светился камень. Философский камень!

Правда, данный опыт ещё до Бранда был проделан арабским алхимиком Алхидом Бехилем, а полученный камень был простым карбункулом, другими словами простым угольком. Таким образом было получено новое вещество, которое назвали за его чудо свечение в темноте фосфором.

Понятно, что Бранд был безутешен, но всё же он решил свечение полученного камня использовать для заработка денег и стал показывать его всем желающим за определённую плату. Конечно, это опыт принёс Бранду богатство, но на этом поиски философского камня не закончились. Некоторые пытались объявить поиски камня намеренной мистификацией, однако такого рода скептики не сумели довольно чётко аргументировать свою точку зрения, в то же время приводя веские доводы в пользу своих суждений.

Нет ничего более загадочного для западного оккультизма и алхимии, чем тайна философского камня. Что он такое – вожделенная цель искателей истины или награда для авантюристов, жаждущих бесконечного богатства? Глубокий метафизический символ или реальный предмет? Почему так много людей мечтало найти философский камень?

Философский камень, как источник бессмертия

В первую очередь, многие стремились найти философский камень потому, что верили, что он способен даровать им вечную молодость и бессмертие. При этом под самим философским камнем понималось то некое вещество, которое нужно было употреблять вовнутрь, подобно пилюле, то некое подобие «магнита», притягивающего омолаживающие энергии для своего обладателя. Легенд и вариантов существовало множество, но все они сводились к одному – тот, кто будет владеть философским камнем, познает вечность.

Божественная суть философского камня

Не менее распространенное представление о философском камне включало в себя веру в то, что в нем «сокрыто все, что содержат и могут сотворить Бог и Вечность, а также небеса, и звезды, и элементы. Никогда в вечности не было ничего лучшего и более драгоценного, чем он». Подобные комментарии указывали на «универсальность» этого предмета, наделяющего своего обладателя всеми божественными качествами - от мудрости до сверхспособностей, но главное – магическое умение преобразовывать вокруг себя мир.

Природа философского камня

Согласно некоторым источникам, это вещество имеет животную, растительную и минеральную природу, другие утверждают, что даже сам философский камень обладает телом, душой и духом и «вырастает» из плоти и крови, из огня и воды. Некоторые адепты были склонны считать, что это все символические описания. Например, во внутренней даосской алхимии очень часто употребляются символы «огня» и «воды» для описание тонких энергетических процессов внутри человеческого организма, приводящих к полной трансмутации его тела и духа. И, конечно же, были и те, кто утверждал, что данные описания хоть и аллегории, но указывают на вполне конкретные физические явления.

Философский камень и алхимия

Каким бы глубоким смыслом не наделялся феномен философского камня, но он всегда рассматривался в концепции алхимии – науки о трансмутации минералов. И тут мы отмечаем две распространенные идеи. Приверженцы первой утверждали, что философский камень – это некий природный элемент, позволяющий видоизменять все остальные элементы природы, то есть нечто вроде «волшебного катализатора». Адепты второго взгляда на философский камень верили, что его нужно получить с помощью слияния и преображения различных химических материалов.

Интересно отметить, что к первой идее больше склонялись люди авантюрного характера, а ко второй - те, кто обладал более научным и системным взглядом на мир. Поэтому не удивительно, что со временем победила именно вторая идея, собрав большее количество приверженцев, многие из которых внесли немалый вклад в формирование химии.

Философский камень и духовное совершенство

Существовало еще одно представление о философском камне, воспринимавшее его как символ духовного совершенства, как нечто, что получает человек благодаря тому, что трансформирует свою грубую природу (ртуть) в духовную (золото). Приверженцы этого направления называли свой путь обретения философского камня «внутренней алхимией». Она была распространена не только на западе, но и востоке, например в даосских психофизических практиках.

Философский камень и мировое равновесие

Рядом с концепцией философского камня как символа духовной трансформации, стоит также идея о том, что философский камень есть олицетворение идеального и абсолютного равновесия между различными силами природы, в частности между мужскими и женскими энергиями. Иными словами философский камень является союзом философских серы и ртути, олицетворяющих собой женский (пассивный) и мужской (активный) принцип, которые адепт должен был привести к равновесию как на уровне своей личности, так и во внешнем мире. Это также рассматривалось как некий алхимический процесс слияния «огня» и «воды» для получения «пара» - божественного духа.

Тайны тайн о философском камне

Те, кому действительно удалось найти философский камень, понимали, что передать сведения о нем всем людям было бы опрометчивым шагом, поэтому они старались держать свои секреты в тайне, тщательно зашифровывая рецепты нахождения Философского камня сложной символикой, понятной только избранным. Так, в одном из трактатов известного алхимика Арнольда из Виллановы мы читаем: «Дважды свяжи раба и трижды заточи его в темницу. Затем оберни его слоем белейшего льна. А в том случае, если он будет непокорен, брось его обратно в темницу. На третью ночь заточения дай ему белую жену, что бы он оплодотворил ее и тогда она породит на свет тридцать сыновей, которые превзойдут своего родителя».

Встречаются и более лаконичные описания - «Из мужчины и женщины создай круг, потом квадрат, затем треугольник и, наконец, снова круг. В результате ты получишь Философский Камень, таким, каков он есть».

Известные люди и философский камень

Многие уважаемые люди своего времени утверждали, что видели философский камень. Так, например, Ян Баптист ван Гельмонт, чей авторитет не вызывает сомнения, в одном из своих трудов писал: «Я несколько раз видел и держал в руках философский камень. Цветом он подобен порошку шафрана, но тяжелый и блестящий, точь-в-точь как истолченное в порошок стекло».

С философским камнем имел дело и Гельвеций, который, кстати сказать, поначалу скептически относился к алхимии, но потом изменил свое мнение. Легенды утверждают, что однажды ему была передана часть философского камня, с помощью которого он сумел превратить свинец в чистое золото.

© Алексей Корнеев

термин алхимии. По мнению составителя словаря, поиск философского камня, один из важнейших смыслов мудрости для человека, как поиск Пути его духовного возрождения, гармонии его материального и духовного богатства. В алхимии, ее представители считали, что можно и нужно найти способы получения чистой ртути и затем через ряд превращений превратить неблагородные металлы в золото. В этом смысле философский камень – способ достижения материального богатства. Но философский камень это не только знания технологии превращения металла в золото. Эзотерический смысл философского камня в алхимии в том, что это особого рода эликсир, который может дать человеку духовную и телесную молодость, наполнить человеческое тело светом, обеспечив человеку, вставшему на этот Путь, всесилие, всезнание и радость Божественной любви, счастье бытия. Поэтому, надо иметь в виду, что алхимия это не только (и не столько) великое учение о поисках путей превращения веществ в золото, но и знание путей изменения, духовного преобразования самого человека. Великий мистик и алхимик Яков Беме так говорил о философском камне: «В этом камне сокрыто все, что только могут произвести Бог и Вечность, небо, звезды и стихия. Никогда не было ничего более прекрасного и ценного чем он. Это дар людям от Бога. Всякий может иметь его… Его форма проста и в ней вся божественная сила». Философский камень, как белоснежное чудо Космической мудрости, является глубинным основанием человеческой души, человеческого духа. Дух это дом, жилище, «эйкос» мудрости или то, что можно назвать экософией человека. Экософия это место обитания духа, а также глубинное основание человеческой духовности. Экософия индивидуальный ценностный, нравственный кодекс человека, место пребывания его совести. Экософия может раскрыть человеку его Путь для духовного возвышения, для постижения мудрости и укоренения ее в твоей жизни. Тем самым как философский камень она становится эликсиром жизненной силы, которая дает человеку великую Любовь, молодость и радость человеческой жизни, удивительную способность наилучшим и наиболее эффективным образом достигать поставленных целей.

Что еще почитать