Лицевая вязка спицами как вязать. Способы вязания лицевых и изнаночных петель. «Бабушкин» способ набора. Мастер класс

Когда смотришь на восхитительные вязаные вещи, их затейливые узоры, будь-то объемные свитера из толстой шерсти в скандинавском стиле или легкие ажурные кофточки и юбочки, кажется, что создать такие изделия – труд непосильный, сложный и кропотливый.

А ведь на самом деле, все эти хитросплетения состоят из комбинаций простых элементов. Наработав некоторый опыт и скорость, можно спокойно браться за большие вещи с узорами. Результат окупит все тревоги и вложенные усилия.

Итак, если вы только впервые взялись за спицы, сразу следует научиться вязать лицевую и изнаночную петли.

Как выполнять простые классические петли?

Основой плетения спицами практически любых вещей являются лицевые петли.

Они выполняются легко и быстро. В начале работы на левой спице должны быть набранные петли . Далее нужно правую спицу завести в первую из петелек, находящихся на левой.

Делать это необходимо в направлении слева направо. Введя инструмент, надо захватить им свободную нить и вытянуть ее в направлении на себя. Новая получившаяся петелька и будет той, что нам нужна. Такие же действия проделываем со всеми остальными петлями до конца ряда.

По описанию вам может показаться, что это сложная и долгая техника, но на самом деле это совсем не так. Со временем ваши руки будут сами собой автоматически плести эти простые элементы один за другим, а вы при этом будете успевать смотреть телевизор или даже читать что-нибудь. Полотно, изготовленное из одних лишь таких элементов, называется платочной вязкой.

Для того чтобы получить изнаночные, нужно правую спицу завести в петельку на левой по направлению на себя за переднюю стенку петли и вытащить через нее рабочую нить. Используя одни только эти простые элементы вязания уже можно выполнять резинку и чулочную вязку, а также массу простейших узоров.

Как надо вязать скрещенную лицевую петлю?

Очень часто у новичков возникают затруднения, когда в схемах для вязки встречается обозначение лицевой скрещенной петли (далее – ЛСП). Она выполняется так: правую спицу введите за заднюю стенку первой из петель, находящихся на левой. Подхватите ею рабочую нить и вытяните через петельку. То же проделайте до конца ряда. Как видите, здесь тоже нет ничего сложного. Полотно, состоящее только из скрещенных петелек (далее – СП), получается более плотным и эластичным.

Почему столбики выходят неровными?

Рукодельницы часто предпочитают СП для плетения резинок потому, что в этом случае они получаются более рельефными и упругими. Кажется, что нет ничего трудного в выполнении таких элементов. Но в результате не всегда выходит так, как хотелось бы. Попробуем понять, почему порой столбик из СП оказывается ровным, а порою нет.

Если присмотреться внимательно, можно заметить, что петли в таких случаях провязывались по-разному. А конкретнее, это касается изнаночных петель.

Они всегда располагаются передней долькой вперед на инструменте, независимо от того, каким способом провязывалась лицевая петля. И вяжутся они всегда за переднюю стенку, если, мы не имеем целью получение скрещенной изнаночной петли. Если же нам нужна последняя, то цеплять петельку следует за заднюю дольку. При этом она поворачивается, и ее стенки скрещиваются (изнаночная петля поворачивается всегда по часовой стрелке).


Но разные способы провязывания изнаночной СП повлияют на то, как придется вязать лицевую в следующем ряду. При провязывании ее за переднюю дольку, поворачивая по часовой стрелке, в следующем ряду лицевая СП провязывается за переднюю дольку, а поворот - против часовой стрелки. Вот такая, казалось бы, незаметная деталь, куда повернется петелька, даст нам полосу из «танцующих» СП.

Выполняя же изнаночную петлю за заднюю дольку (поворот также по часовой стрелке), в следующем ряду лицевая СП провяжется за заднюю дольку (поворот по часовой стрелке). Полоски из СП выходят ровными (все петельки развернуты в одну сторону).

Теперь при выполнении СП учитывайте этот эффект.

Прибавление из протяжки

Часто для того, чтобы в середине полотна сделать незаметное прибавление и не получить нежелательное отверстие, необходимо выполнить лицевую скрещенную петлю из протяжки.

Техника этого приема такова:

  • вводим правую спицу в нужном месте под протяжку (нить, которая находится между соседними петлями) по направлению на себя (справа налево);
  • захватываем нитку и вытаскиваем дополнительную петлю;
  • выполняйте такие прибавления 2-х и более лицевых скрещенных петель столько раз (в разных местах из протяжки), сколько того требуется по схеме.

Где используются?

Если, используя СП, выполнить все полотно, оно будет похоже на связанное простыми классическими петлями, только немного плотнее и эластичнее. Чтобы варежки и носочки как можно дольше сохраняли форму и носились, еще наши бабушки вязали их таким способом.

Скрещенные петли могут выступать элементом узора, в таком случае нужно строго придерживаться схемы.


Обычно СП используются для выделения определенного места в узоре. Довольно часто они применяются в японских схемах вязания шалей, а также других случаях, когда необходимо выделить участок рисунка.

Если вы всмотритесь в образцы японских схем, то увидите, что, например, при плетении боковых листочков или при выделении рисунка на гладком фоне, по бокам от него провязывается ЛСП.

Также этот элемент используется в окаймлении самого листка — как боковых листочков, так и среднего листика.

На узоре это эффектно бросается в глаза, и даже лицевая гладь (ряд обычных петель) сразу же отличается, и становятся заметны контуры того узора, который хотели выделить, а еще заметно, что это разными способами связанные петельки. Таким образом, рельеф узора выглядит объемно (красиво).

В свитерах, шалях, юбках и других изделиях СП, как правило, выполняют для выделения стебельков, цветков, жилок на листочках, в различных геометрических контурах. Наиболее эффектно выглядят ЛСП на гладком полотнище.

Также СП используются при вязании платьев, кофт, шапочек, и еще разных других изделий. Именно когда все полотно выполнено гладью, а на его фоне вяжется объемный узор, который нельзя потерять среди полотна. Объемно выделенный контур каждой детали дает лучшую возможность разглядеть узор, а не силиться его угадать.

А бывают и случаи, когда нужно запрятать дырочку или сделать накид. Тогда выполняют СП, благодаря чему вязание получается более плотное.


  • Чтобы не получить печальный результат по окончании работы, выбирайте пряжу и инструменты такие же, какие указаны в описании;
  • Держите под рукой крючок, чтобы подхватывать потерянную петелечку;
  • При использовании в вязании СП к пряже особых требований нет - возьмите такую же, из которой бы вы связали полотно обычными петлями. Наличие в рисунке этих элементов на расход пряжи влияет тоже незначительно
  • В разных схемах обозначения СП отличаются. В описаниях их порой именуют «изнаночными за заднюю стенку» и «лицевыми за заднюю стенку» . Поэтому перед началом вязания внимательно изучите схему и описание, убедитесь, что вы все правильно поняли в них, связав небольшой образец (размером примерно 15х15 см);
  • Не беритесь сразу за плетение сложных вещей: вашим первым изделием должно быть что-то очень простое, вроде шарфика.

Ну вот, теперь вы знаете, как выполнять скрещенные изнаночные и лицевые петли, и сумеете с легкостью применить свои знания на практике. Если же вам было трудно понять описание, попробуйте поучиться с помощью видео-уроков в интернете.

Для того чтобы научится вязать, достаточно выучить несколько элементов, составляющих основу всему вязанию. Их не много, но они, как буквы в азбуке, для начинающих читать.

Основные элементы, включают:

  1. Как правильно держать спицы;
  2. Как набирать петли;
  3. Как вязать лицевые петли спицами;
  4. Как вязать изнаночные петли спицами;
  5. Как закрывать петли, при окончании вязания.

Чтобы рука не уставала при вязании, и было удобно, нужно уметь правильно держать спицы.




И в правой и в левой руке спица держится одинаково.

Размер спиц зависит от толщины нити в пряже. Две толщины нитки (нить слегка натянуть), равна толщине одной спицы. Прежде чем вязать петли, надо, научится набирать их на спицы При наборе петель на спицы свободный конец нитки находится слева.

Размер свободного конца нитки равен тройной величине ширины изделия (например, для носка свободный конец ровняется 3 обхвата щиколотки). Если располагать свободный конец нити справа, то он должен быть увеличен в 2 раза измеренной величины. Нить одеваем на два пальца(большой и указательный), в виде «рогатки» и второй спицей поддеваем нить, как будто натягиваем резинку в рогатке, придерживая ее указательным пальцем правой руки.


Затем захватываем нить с большого пальца спицей, после чего с указательного, и затягиваем 2 петли на правой спице





Следующие петли набираем по предыдущему образцу.





Набирать петли надо на 2-4 спицы сразу. Оставляя одну спицу, вынимаем остальные, чтобы изделие, не стягивалось в самом начале вязания.



Первую петлю, всегда снимаем с левой спицы, не провязывая.



При вязании лицевой петли

Ведущая нить находится за спицами.











А правая спица проходит через переднюю половину петли, захватывая ведущую нить.



Вязание изнаночной петли отличает лишь то, что ведущая нить находится перед спицами















Изнаночными они называются, наверно, потому, что они те же лицевые, только с изнаночной стороны. Когда вы вяжете лицевые петли и загляните на обратную сторону изделия, то и увидите изнаночные петли. Если вяжите изнаночные, то с обратной стороны они будут лицевыми. А чередуя, одновременно, изнаночные и лицевые можно сформировать определенный рисунок. Если вязать только лицевыми петлями (впрочем, как и изнаночными), то изделие получится с объемными полосками вдоль.

Любое вязание рано или поздно надо закончить, если изделие закончено, то первую петлю снимаем, вторую провязываем и протягиваем через первую.







Когда останется последняя петля, в нее продеваем свободный конец нитки и затягиваем ее. Теперь вы можете самостоятельно потренироваться и изучить основные элементы в вязании, в которые входит вязание лицевых и изнаночных петель спицами. А если у вас все получилось, тогда перед вами перспектива искусства вязания открыта! И вы смело можете приступать к самым интересным идеям в вязании! Однако, чтобы не отбить у себя желание вязать и творить, то начинайте вязать не самые сложные вещи, которые можно быстро связать и увидеть результат своей работы.

Спицами - один из самых старых видов рукоделия, благодаря которому стало возможным изготавливать теплые вещи самых разных размеров и форм. Изначально скрученные вручную нити переплетали пальцами, а затем стали применять тонкие прочные палочки из твердых пород дерева. Но речь сегодня пойдет вовсе не о спицах, а о том, что можно ими сотворить, - о петлях.

Самые важные петли для вязания на спицах

Существует два основных вида петель, освоить которые нужно на этапе освоения вязки спицами - лицевые и изнаночные. Они являются базовыми элементами для составления любых видов полотна: платочного - состоит из рядов, связанных только лицевыми петлями; гладкого - состоит из чередующихся рядов изнаночных и лицевых петель; эластичного (резинка) - состоит из последовательно чередующихся лицевых и изнаночных петель в одном ряду; ажурного - вязки, один ряд которой выполнен из сочетания лицевых сдвоенных петель и накидов, а другой вяжется только изнаночными петлями; рельефного (с косами)- состоит из чередующихся полос лицевой и изнаночной глади, при этом в одном ряду лицевые элементы периодически перекрещиваются или переплетаются; плоского фантазийного - представляет собой узор, состоящий из систематизированных участков изнаночной и лицевой глади. Наконец, без умения вязать лицевые и изнаночные петли начинающие мастерицы не смогут освоить создание разноцветных вывязанных узоров, которые известны как норвежские или нордические мотивы в виде звездочек, оленей, снежинок и цветов.
Одним словом, умея вязать только лицевые и изнаночные петли, можно творить настоящие рукодельные шедевры, которые помимо эстетического наслаждения подарят обладателю вязаной вещи тепло в привычном его понимании, и ощущение уюта.

Лицевые петли - как их вязать

Первые петельки, с которыми нужно близко познакомиться начинающей мастерице - лицевые. Сделать их очень просто - для этого нужно обладать более или менее развитой усидчивостью и внимательностью. Итак, перед нами спицы с набранными петлями, рабочая нить размещена позади будущего полотна. Для вывязывания лицевой петельки выполняем следующие манипуляции:
1. Рабочую спицу вводим в петлю с переднего края (того, который находится ближе к вязальщице).
2. Цепляем острием спицы рабочую нить в направлении сверху вниз.
3. Протягиваем петлю рабочей нити через петлю на спице.
И вот первая лицевая петелька готова - она расположена на правой спице (рабочей) и обозначена красной стрелкой, а на левой осталась петелька, которая вот-вот станет элементом предыдущего ряда (обозначена синей стрелкой). Ее нужно сбросить с левой спицы, чтобы работа продвигалась дальше.


Далее описанные действия производятся с каждой петелькой в ряду. Если и второй, и третий, и все последующие ряды вязать только лицевыми петельками, получится классическое платочное полотно.


Конечно, чтобы создавать настоящие шедевры спицами, только лицевых петель вязальщице будет недостаточно, поэтому после их освоения можно смело переходить к изучению изнаночных петель.

Изнаночные петли - технология их создания

Изнаночные петли являются зеркальным отображением лицевых петелек, и потому освоившая предыдущий вид вязки мастерица не будет испытывать трудностей. Исходное положение для вывязывания таких петель фактически такое же, как при вязке платочного полотна, но рабочая нить перекидывается на переднюю сторону работы, ближе к мастерице.


Рабочая спица вводится в петлю предыдущего ряда с заднего края (см. фото). Далее рабочей спицей захватывается нить, и протягивается через петлю предыдущего ряда.


На фото красной стрелкой обозначена связанная изнаночная петелька. Ее нужно оставить на правой спице. Синяя стрелка указывает на петлю, которую после протягивания рабочей нити нужно снять с левой спицы.
Если провязывать все рядки только изнаночными петлями, полотно будет выглядеть так же, как при вязке лицевыми - получится классическая платочная вязка.

Сочетания лицевых и изнаночных петель

После того, как лицевые и изнаночные петли будут освоены достаточно хорошо, можно приступать к их комбинированию. Это позволит получать разные по структуре и характеристикам вязаные полотна.

Лицевая и изнаночная гладь

Самая распространенное сочетание лицевых и изнаночных петель можно увидеть в гладком полотне. Связать это полотно можно, если чередовать ряды лицевых петель с рядами изнаночных.
Его лицевая часть выглядит как прижатые друг к другу косички. Именно лицевую гладь используют при вывязывании разноцветных узоров.


Изнаночная же сторона таких полотен сплошь покрыта "барашками" петель. Такой вид полотна нередко можно увидеть только на изнаночной стороне вязаных вещей. Однако в некоторых случаях его используют в качестве лицевой основы при вывязывании кос.


Гладкое полотно считается самым плотным среди других видов вязаных полотен. Однако есть у него и минусы - края изделий, связанных гладью, скручиваются.

Резинка или эластичное полотно

Этот вид вязки используется для оформления края вязаной вещи, так как оно обладает повышенной эластичностью и отлично задает форму всему изделию. Рисунок эластичного полотна представляет собой чередующиеся полоски лицевой и изнаночной глади. Они могут быть различной ширины. Наиболее популярны у вязальщиц резинки 1:1, 2:2, 2:3, 3:3, где первое число соответствует количеству лицевых петель, а второе - изнаночных в раппорте.
Вот так выглядит самая простая и самая "тягучая" резинка, связанная по схеме 1:1.


Ее используют для оформления низа изделия, выреза горловины, манжет. Из нее также получаются отличные пояса, которые не скручиваются даже после стирки.
Немного иначе выглядит резинка, связанная по схеме 2:2 - ее полоски более широкие. Такое полотно обладает меньшей по сравнению с предыдущим вариантом эластичностью, но ее очень часто используют для оформления горловин, манжет, а также для выделения линии талии на удлиненных изделиях.

Фактурная вязка - плоские и рельефные узоры

Получение фактурного, то есть художественно оформленного вязаного полотна - то ради чего чаще всего затевают знакомство с этим видом рукоделия. Оно может быть плоским или рельефным, сложным или относительно простым, но в любом случае для его создания потребуется почти в совершенстве овладеть техникой вывязывания лицевых и изнаночных петелек.
Самая простая для воспроизведения фактурная вязка - плоская. При этом определенные участки полотна представляют собой изнаночную, а другие - лицевую гладь. Самый распространенный пример плоской фактурной вязки - узор "Шахматы" (см. следующее фото), связанный по схеме 3:3 со сменой очередности через 3 ряда.


Главное достоинство таких узоров - простота создания и возможность создать эксклюзивные узоры.
Еще одним вариантом плоской фактурной вязки является узор "Рис". Его вяжут по схеме 1:1 (лицевые петли чередуются с изнаночными в каждом ряду). По сути, этот рисунок вяжется так же, как резинка 1:1, но в каждом ряду изнаночные петли нужно вязать над изнаночными, а лицевые - над лицевыми.


Чуть сложнее в плане трудозатрат дается вывязывание рельефных узоров - кос, переплетающихся полос. Основным "полем" в этой вязке выступает изнаночная гладь, а выступающие (выпуклые) элементы вяжутся лицевой гладью. Чтобы получить действительно рельефный узор, мастерице потребуются дополнительные спицы. С их помощью можно будет изменить направление элемента.


Чтобы получить такие же косы, как на фото выше, вязание начинают по схеме для резинки 2:4. Изнаночная гладь будет более узкой, а лицевая, соответственно, широкой. Провязав несколько рядов, проводят перекрещивание "столба" из лицевых петель. Для этого при работе на лицевой стороне 2 из 4 петель снимают на вспомогательную спицу и оставляют спереди полотна, а две оставшиеся петли элемента провязывают лицевыми петлями.


Затем провязывают снятые на вспомогательную спицу петельки (тоже лицевыми). Так поступают с каждой косой.


Затем цикл повторяется несколько раз, пока мастерица не выполнит свои творческие задумки.
Еще одна сфера применения лицевых и изнаночных петель - создание ажурных узоров. Их по праву считают самой сложной вехой вязания на спицах, так как схемы их состоят из сочетания связанных вместе лицевых петель в нечетных рядах, и изнаночных петель в четных. По сути, ажурная вязка - это отличный способ придать вещам легкость и особое очарование, так как на ней появляются отверстия.
Для создания классической "сетки" чередуется накид и связанные вместе две петли. Чтобы создать более сложные узоры, в схему включают лицевую гладь. Если же разделить накид и сдваивание петель несколькими петлями гляди, можно получить красивый эффект косой или наклонной вязки. Более подробно об этой технике мы расскажем в другой статье.
Приятного творчества, любительницы спиц и вязаных шедевров!

/ 02.09.2017 в 17:47

Дело в том, что я представительница старой школы вязания, и училась этому виду рукоделия в детстве от знакомых тёть, которые в своё время учились либо на курсах, либо тоже от кого-то. Некоторые приёмы осваивала позже самостоятельно из старых книжек по вязанию. А далее было просто много практики, так как я очень сильно любила вязать и старалась заниматься этим в любое свободно выпавшее время.

Так вот, меня учили вязать именно «бабушкиными» петлями. И если с лицевыми дело обстоит как-то проще, провязываешь их то за переднюю стенку (это классический способ вязания лицевой петли), то за заднюю стенку (бабушкин способ) и особой сложности с этим нет, то изнаночные петли я вязала в основном бабушкиным способом (потому что просто привыкла к нему за столько лет!) и каких-то особых проблем с этим не видела. Хотя о существования классической изнаночной знала и тоже изредка ею пользовалась.

К слову сказать, термин «классические и бабушкины петли» возник сравнительно недавно. А раньше в литературе встречалось просто: «изнаночная первым и вторым способом», «лицевая за заднюю или переднюю стенку (нижние или верхние дольки)». Вязальщицы старой школы наверняка это помнят...

А теперь на всякий случай напомню, как можно по-разному вязать изнаночные петли. Вот так вяжется любимая «бабушкина» петля. Ею вязать, как мне кажется, намного проще и быстрее (рабочая спица идёт сразу на себя):

А так вяжется классическая изнаночная петля (спица двигается от себя, а нить идёт не сразу под спицу, а как бы обвивает её):

В чём между ними разница? По сути только в том, что в зависимости от способа вывязывания петли ложатся на спицу по-разному. Смотрите, после «бабушкиной» она лежит на спице ближе к правой стороне задней стенкой:

«Бабушкина» изнаночная петля

А после классической – ближе к правой стороне передней стенкой:

Классическая изнаночная петля

И вот вначале, пока формируется росток, вязание идёт обычным прямым способом — по лицевой и изнаночной стороне, а после того, как росток уже сформирован, и количество петель для переда совпадает с количеством петель для спинки, я соединяю вязание в круг и продолжаю вязать уже .

В качестве основного узора у меня была «путанка», или как её ещё называют «жемчужная вязка», «мелкий рис». И каково же было моё удивление, когда я заметила, что один и тот же узор при вязании прямым и круговым способом выглядит совершенно по-разному! Смотрите сами, видите разницу?

Тогда я решила провести небольшое исследование этого «явления» и провела такой эксперимент. На небольшом образце сначала вязала узор «бабушкиными» петлями, а затем перешла на классические. И вот вам результат:

Нижняя часть образца вязалась «бабушкиными» петлями, а верхняя — классическими. Разница налицо.

Ну что же, выводы очевидны? Вязание классическими петлями в определённых случаях создаёт более ровную и качественную вязку. Почему именно так происходит — не берусь объяснить точно. Мне кажется, это из-за того, что при классическом способе все вывязанные петли, и лицевые и изнаночные, «ложатся» на спицу одинаковой стороной, как при вязании поворотными рядами, так и при круговом вязании. А бабушкины «ложатся» по-разному — то передней, то задней стенкой, — что и вызывает определённое кручение, неровности. Плюс ещё сказываются параметры кручения нити.

Одним словом, какие-то физические закономерности здесь есть. Но даже без ясного понимания причины, почему это так происходит, сделала вывод, что в дальнейшем буду стараться использовать классические петли, несмотря на многолетнюю привычку (ну хотя бы в тех случаях, когда это необходимо — например, при вязании жемчужного узора).

А вы, мои дорогие, каким способом вяжете изнаночную? Поделитесь своими соображениями, будет интересно узнать. Если вы, как и я, привыкли к «бабушкиным» петлям, то может попробуем переучиваться вместе?

До новых встреч, друзья. С любовью и наилучшими пожеланиями автор блога Ариника.

  • P.S. Мамам и бабушкам, у кого есть школьники, хочу пожелать мудрости, терпения, сил и вдохновения в связи с началом нового учебного года. Ведь они, ой как понадобятся! Согласны?

Здравствуйте! Сегодня закрепим знания, полученные на предыдущих уроках.

Для тех, кто не присутствовал на предыдущих занятиях — вам нужно пройти уроки:

Освоив эти главные приёмы вязания, начнём приобретать опыт. Опыт приходит через практику. Вот мы и потренируемся, провязывая рядами лицевые и изнаночные петли классические.

Важно понимать, где находится лицевая сторона вашего вязания, т.е. наружная сторона, которую все будут видеть.

Всегда определяйте это по хвостику нити, который остался, когда мы набирали петли начального ряда. Когда вы смотрите прямо перед собой на лицевую сторону вязаного полотна, хвостик находится внизу с правой стороны .

Итак, продолжим вязание лицевыми и изнаночными петлями. Берём наше начатое вязание и смотрим: мы уже провязали первый ряд лицевыми петлями и второй ряд изнаночными петлями.

Проверим исходную позицию:

  • перед нами лицевая сторона работы;
  • хвостик внизу справа;
  • нить от клубка – за вязанием.

Первая петля на левой спице – кромочная , выполняет служебную роль, отвечает за ровный край, в узоре не участвует. Первая кромочная петля просто снимается с левой спицы, никак не провязывается.

Как снимать кромочную петлю – спицу вводить в петлю с правой стороны или с левой?


Так как мы сейчас начинаем вязать ряд лицевыми классическими петлями, т.е. спицу будем вводить во все петли ряда слева , то и при снятии кромочной петли поступим также, чтобы не запутаться.

Сейчас, возможно, поступят возражения, что, мол, неудобно так снимать, когда спица вводится в кромочную петлю с левой стороны.

Согласна.

Но на данном этапе самого начального обучения рекомендуется одинаковый подход ко всем петлям, находящимся на левой спице. Чтобы не было путаницы.

Итак, сняли кромочную петлю.

Вторая петля ряда – это первая петля узора. Наш узор – лицевые петли. Или, можно сказать – лицевая гладь. Напомню, как провязывается лицевая петля:

  1. Вводим спицу с левой стороны петли.
  2. Продвигаем правую спицу внутрь петли.
  3. Располагаем конец правой спицы сверху нити от клубка и справа от неё.
  4. Захватываем нить снизу движением к себе.
  5. Протягиваем обратно через петлю.
  6. Как только петля провязана, снимаем её с левой спицы.

Повторяем шаги 1 – 6 до конца ряда. Последняя петля в ряду – кромочная, — провязывается, как и все петли ряда, лицевой классической петлёй.

Далее разворачиваем вязание обратной стороной. Здесь у нас другой узор – изнаночная гладь. Вспомним, что при вязании изнаночной классической петли спица вводится в петлю с правой стороны . При этом нить от клубка должна быть спереди – перед вязанием.

В предыдущем уроке вы можете посмотреть подробное описание того, как вязать изнаночную петлю классическим способом.

Видеоролик сегодняшнего урока ещё раз дополнительно разъясняет все непонятные моменты в технике выполнения лицевых и изнаночных петель.

Вам остаётся только аккуратно и точно повторить все приёмы, обращая особое внимание на вязание изнаночных петель.
Когда освобождается правая спица, начинаем вязать следующий ряд. Так постепенно тренируемся до тех пор, пока не почувствуем в руках лёгкость и естественность. Доводим движения до автоматизма, чтобы перед провязыванием очередной петли не думать долго, с какой стороны нужно ввести спицу.

Мы вяжем рядами, справа налево:

  • 1-ый ряд – лицевые петли;
  • 2-ой ряд – изнаночные петли;
  • 3-ий ряд – повторяем с 1-го ряда.

Постарайтесь провязать для начала, не прерываясь, хотя бы 20 рядов.

Что же касается кромочных петель, то в одном из последующих уроков рассмотрим связанные с ними все секреты и хитрости.

Желаю терпения и удачи в освоении данного урока!

А на следующем занятии будем учиться, .

Вопросы к уроку:
1. Достаточно ли ровно у вас выглядит лицевая сторона вязания?
2. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении сегодняшнего урока?

Что еще почитать