Унижают ребенка в школе одноклассники. Почему ребёнок может быть подвергнут унижению? Как помочь ребенку

Читатель задал вопрос:

Что делать, если ученик периодически обижает одноклассников и дерется, а общение с родителями ситуацию не улучшает?

Как показывает практика прокурорского надзора в сфере образования, такие случаи периодически случаются.

Описанная ситуация должна быть рассмотрена с двух позиций:

1) поведение ребенка в школе,
2) поведение ребенка за пределами школы.

Согласно действующему законодательству, ответственность за охрану здоровья детей в период образовательного процесса несет учреждение образования(ст. 32 Закона РФ «Об образовании»). На него же возлагается обязанность обеспечить безопасность всех учащихся. Соответственно, в случае систематического причинения вреда жизни и(или) здоровью учащихся одним и тем же ребенком внимание работников учреждение должно быть направлено на постоянный контроль за его поведением, на недопущение конфликтных ситуаций, и тем более, драк. Кроме того, учреждение образования является одним из учреждений профилактики правонарушений несовершеннолетних и в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обязано проводить профилактическую работу в отношении таких учащихся, как описано в вопросе. Таким образом, в первую очередь необходимо обратиться к классному руководителю и директору школы с целью рассмотрения поведения ребенка на Совете профилактики(который действует(должен действовать) в каждой школе), возможно, с привлечением родителей подростка. Как правило, учреждение образование принимает такие меры, ставит ребенка на внутришкольный учет. Если принятые меры не дают результатов, то администрация учреждения привлекает инспекторов по делам несовершеннолетних путем направления им сообщений о том, что несовершеннолетний выходит из-под контроля и необходимы меры с их стороны.

В правоохранительные органы необходимо обращаться в каждом случае совершения преступления(или общественно-опасного деяния), в школе — это, в основном, причинение боли, телесных повреждений, кражи. Кроме того, в инспекцию по делам несовершеннолетних районных отделов полиции можно обратиться с заявлением о проведении в отношении трудного подростка, возможно, и его семьи, профилактической работы.

В части противоправного поведения несовершеннолетнего за пределами школы каждый случай нужно рассматривать индивидуально и действовать в зависимости от обстоятельств. Если вашего ребенка побили, что-то у него отобрали и т.д., обращайтесь в орган внутренних дел, которым должна быть проведена проверка и приняты меры не только по случившемуся конкретному факту, но и решен вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, в том числе родителей несовершеннолетнего.

В настоящем ответе сделана попытка отразить возможные варианты поведения по описанной ситуации, но при этом, нельзя забывать о том, что поведение подростка — это результат его воспитания и поведения окружающих. Поэтому, определенные действия должны быть проведены и в отношении родителей, вплоть до привлечения их к ответственности за ненадлежащее воспитание ребенка(протокол может быть составлен инспектором по делам несовершеннолетних ОВД, органом прокуратуры) при наличии оснований. Если неадекватное поведение ребенка связано с состоянием его здоровья, школой совместно с родителям должен быть рассмотрен вопрос о возможном лечении.

Кроме того, нельзя забывать и о поведении обиженных, которые зачастую провоцируют так называемых трудных подростков. Нам нужно учить своих детей избегать конфликтных ситуаций.

В каждой следующей колонке будут отражены наиболее встречающиеся факты нарушения законодательства о несовершеннолетних в различных сферах нашей жизни.

Если у вас есть вопросы, задавайте в комментариях или по электронному адресу .

Ребенка обижают в школе? Ему трудно постоять за себя? Станьте для него Другом и помогите решить эту проблему — она преодолима!

Почему дети становятся объектами насмешек?

Казалось бы, откуда берется детская жестокость? Ведь малыши рождаются такими невинными, беззащитными… Откуда в них столько зла, что они с удовольствием травят своих одноклассников и смеются над беспомощными?

На самом деле – это реалии нашего времени. Обычный ребенок каждый день по телевизору видит тысячи сцен насилия и насмешки над слабыми. Он за одну только минуту компьютерной «стрелялки» может «убить» несколько противников. И он воспринимает это как норму. Плюс агрессивное поведение главы семьи, какое сегодня – не редкость. И уж поверьте, если такой ребенок в школе сам не станет объектом насмешек, то уж с удовольствием присоединится к другим и с ними будет обижать другого ученика. За редким исключением.

Но что делать, если в классе невзлюбили именно вашего ребенка? Игнорировать? Не стоит. Порой последствия такой проблемы могут быть непредсказуемы. Так, например, известного серийного убийцу Чикатило травили в детстве его одноклассники. И его мать не только не вмешивалась, но еще и способствовала неким образом. В итоге, когда Чикатило одноклассники в очередной раз сильно избили и поиздевались, у него в прямом смысле «поехала крыша»…

В этой истории есть одно «но» – у мальчика не было поддержки со стороны взрослых. А это очень важно. Возьмем другой пример – детство известнейшего писателя Стивена Кинга. Над ним тоже издевались в школе, причем жестоко. Но каждый день после уроков он приходил домой, открывал дверь и окунался, по его словам, «в море любви». Его мама просто обожала сына и всячески поддерживала его. Поэтому Кинг не только не сломался морально, но еще и смог стать настоящей звездой и одним из самых богатых людей мира.

Если вы уже читаете эту статью – значит, поддержка у вашего ребенка уже есть. Проблема школьного насилия вполне решаема, важно только знать, как и что нужно делать.

Над какими детьми обычно смеются?

Удивительно, но как только в класс приходит новичок, любой учитель уже с первых минут знакомства может однозначно сказать – будет ли новенький лидером, душой компании, тихоней или же над ним будут смеяться. И дело здесь даже не в профессиональном чутье. На самом деле можно выделить определенную категорию детей, которые чаще всего становятся объектом для насмешек сверстников:

  • дети, обладающие яркой нетипичной внешностью, отличающиеся от других. Это рыжие, слишком высокие или низкие по росту мальчики, угловатые нескладные девочки-подростки, прыщавые, толстые или просто имеющие какой-то заметный дефект внешности;
  • дети, которые «забиты», у которых, простым языком говоря, на лбу написано «меня можно обижать». У них неуверенная походка, запуганный взгляд, крайне вялая реакция на тычки и оскорбления от одноклассников. Такие дети часто становятся «мальчиками для битья»;
  • дети, которые отличаются довольно агрессивным поведением и сами нередко начинают конфликты. Особенно ярко они реагируют на любой недружелюбный взгляд и становятся вскоре «местными клоунами», которых другим детям даже интересно лишний раз раззадорить;
  • дети, которые отличаются природной медлительностью, невнимательностью и отсутствием быстрой реакции. Таких детей любят разыгрывать и подшучивать над ними;
  • дети, которые отличаются неаккуратностью, опаздывают на уроки, плохо учатся и бедно одеты. Часто эти детки – из неблагополучных семей.

Конечно, даже самый хороший ребенок, который умеет дружить и уверен в себе, может стать объектом издевательств со стороны своих одноклассников. Поводов может быть множество – глупая ошибка, рассказанный подруге секрет, который тут же «облетел» весь класс, и даже признание в любви. Конечно, такая «война» может быть недолгой, но что тогда говорить о детках, у которых рыжие волосы, или слишком худое телосложение, или неблагозвучная фамилия, например?

Дети по своей натуре жестоки, и за счет унижения других пытаются возвыситься в собственных глазах. Впрочем, как и взрослые.

Стоит ли вмешиваться?

Вмешиваться в такую ситуацию однозначно нужно. Ведь детская жестокость иногда не имеет границ. Одно дело, если ребенка просто периодически подкалывают или обзывают, но нередки сегодня случаи, когда разошедшиеся подростки заставляют пить своих жертв бензин или даже прыгать с крыши. Виновен в таких случаях больше стадный инстинкт – лидер выдумывает опасную затею, а другие участники ему поддакивают. В это же время лидер, почувствовав поддержку, идет еще дальше, и круг замыкается.

Поэтому, чтобы избежать трагедии и не пустить дело на самотек, помочь ребенку нужно обязательно. Но все зависит от возраста. Так, если обижают младшего школьника, в этом случае достаточно поговорить с учителем или припугнуть сорванцов. Взрослый для обидчиков в этом возрасте – еще авторитет. А вот прибежать в класс к сыну-подростку и начать кричать на его одноклассников будет не только бесполезно, но еще и может спровоцировать еще большие насмешки над «маменьким сынком».

В этом случае очень важно поговорить с самим ребенком и задать ему вопрос: «Хочешь ли ты, чтобы я вмешалась в эту ситуацию? Нужна ли тебе помощь такого рода, или ты уверен в своих силах и справишься сам?». Обычно дети отвечают на этот вопрос искренне. Если ребенок решил, что справится сам, поддержите его верой в его силы.

Одним из неплохих вариантом может стать разговор с главным заводилой (а в каждой ватаге обидчиков всегда есть лидер). Лучше, если с ним побеседует старший брат ребенка или по просьбе соседский более старший мальчик из той же школы. Нужно, чтобы он словесно припугнул забияку и дал понять, что нападки на других ему с рук не сойдут. Но – только словесно. Когда лидер обидчиков поймет, что за свои действия можно в будущем получить от кого-то более старшего, он предпочтет успокоиться и больше не оскорблять своего одноклассника. Ведь главная причина детской жестокости – безнаказанность.

Стоит ли переводить своего ребенка в другой класс или школу?

Многие родители, как только их ребенок сталкивается с насилием в школьных стенах, стараются сразу перевести свое чадо в параллельный класс или даже школу. Конечно, в какой-то мере это решает проблему, на время. Но стоит в таком случае подумать над такими моментами:

  • легко ли будет ребенку адаптироваться к новому коллективу, если в прошлом он «потерпел поражение»?
  • как он объяснит своим новым одноклассникам, почему пришлось сменить место учебы?
  • что будет делать ребенок, если его новые друзья узнают, что в прошлой школе его били или унижали (а мир тесен)? Куда тогда нужно будет бежать?

Поэтому, если ситуация еще не критична, лучше заранее предпринять меры и попробовать решить проблему на месте.

Как помочь своему ребенку если его обижают в школе?

Обратите внимание на многих лидеров классных коллективов. Нередко они сами имеют изъяны внешности – полные, слишком высокие, с оттопыренными ушами… Ведь огромное значение имеет внутренняя сила духа, смелость, умение противостоять проблемам. Так, дети, которые открыты для насмешек и не умеют психологически защищаться, относятся к категории виктимных. А виктимность – неумение дать отпор или, напротив, привычка провоцировать конфликт – нужно преодолевать. Ведь ребенку еще жить среди людей, а этому нужно учиться.

1. Игры

Ребенка, которого обижают в школе, крайне желательно занять профессионально какой-нибудь спортивной игрой. Пусть это будет футбол, который научит социальным законам взаимодействия среди людей, баскетбол, который разовьет мускулатуру и поможет выглядеть солиднее, и даже шахматы, которые научат стратегическому мышлению, да и отвлекут от грустных мыслей.

2. Книги и фильмы

Специально для своего обижаемого чада желательно подобрать специальные фильмы (таких много американского производства) и книги, где главный герой терпел насмешки в школе и смог это преодолеть. Ребенок посмотрит и прочитает подобные истории с удовольствием, воодушевится и возьмет для себя интересные идеи.

3. Занятия с психологом

Если ребенок согласен пообщаться с психологом, то лучше такого специалиста найти. Он однозначно поможет побороть неуверенность в себе, возможно, найдет причины непопулярности ребенка в классе и даст дельные советы.

4. Круг друзей

Очень важно, чтобы у ребенка был свой круг друзей, пусть даже вне школы. Их он может найти в кружке или спортивной секции, и даже во время общения по скайпу с другими игроками какой-нибудь виртуальной игры. Очень важно, чтобы ребенок приобретал положительный опыт общения с другими сверстниками, и постепенно переносил его на общение с невзлюбившими его одноклассниками. А на все выпады старался отвечать юмором и спокойствием.

Что делать, если насмешки продолжаются?

Конечно, не все в этой жизни – в наших руках. Возможно, в крайних случаях ребенка все-таки придется перевести в другую школу или на обучение на дому. В любом случае оставлять ситуацию как есть не нужно. Не получился один способ – ищите другой. Но знайте, что многие из современных звезд шоу-бизнеса с содроганием вспоминают свои школьные годы, но все же смогли добиться невероятной популярности и найти счастье. А вот их обидчики в большинстве своем живут серой жизнью, борются с безденежьем и пьянством своих половинок и страдают от насилия и насмешек других (таков непреложный жизненный закон бумеранга – все наши поступки и действия по отношению к другим людям обязательно однажды вернутся к нам самим).

Школьные годы – это еще не вся жизнь, и даже не самая значимая ее часть. Если ребенка обижают одноклассники – не превращайте это в трагедию. Объедините с сыном или дочерью усилия, пробуйте предложенные методы, научите ребенка психологической стойкости и уважению к самому себе, помогите ему быть не чьей-то жертвой, а Личностью. У вас обязательно получится решить эту проблему! И это будет победа, которую ваш ребенок запомнит на всю жизнь.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Казалось бы, школа – замечательное место, где дети получают знания и весело общаются друг с другом. Но не всё так просто. На тему отчуждения и даже травли школьника в детском и подростковом коллективе снято множество фильмов, да и сама ситуация знакома многим теперешним родителям. Возможно, в ваши школьные годы вы были свидетелями того, как задирают и обижают кого-то из одноклассников, а теперь на месте этого несчастного оказался ваш ребенок. Почему так случилось и что делать в такой ситуации? Вы абсолютно правильно тревожитесь, оставлять без внимания эту проблему нельзя.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Часто так бывает, что ваш вчерашний доверчивый малыш становится замкнутым и не хочет идти на откровенный разговор о своих проблемах. Это может быть оборотной стороной взросления, но вполне вероятна и другая причина. В каких случаях родители должны заподозрить, что в жизни школьника серьезные проблемы в общении со сверстниками, его обижают и, возможно, даже травят?

  1. Поведение резко меняется : ребенок постоянно в плохом настроении, нервничает, угрюм, тревожен, капризен. К этому могут прибавиться плохой сон и аппетит, ослабление иммунитета.
  2. Ребенок придумывает всяческие отговорки, чтобы не ходить в школу , старается притвориться больным, опаздывает на уроки или петляет и идет странными маршрутами вместо стандартной дороги в школу. Вполне вероятно, что он боится кого-то встретить. «Не хочу учиться» – это обычная фраза, свойственная почти всем детям. Но спокойные и уверенные в себе просто донимают родителей нытьем и капризами на эту тему, в случае травли же ребенок всячески маскирует истинную причину.
  3. Неопрятный, взъерошенный вид после школы (оторванные пуговицы, грязная и мятая одежда); потерянные, порванные или сломанные вещи могут свидетельствовать о физическом насилии над вашим ребенком – избиении или издевательствах. Внимательные родители сразу заметят разницу в поведении сына или дочери. Если дракой мальчик мог даже похвастаться, а девочка искренне огорчаться потере мобильного телефона, то в данном случае ребенок начнет «путаться в показаниях».

Почему ребенка обижают?

Школа – это искусственно созданный коллектив, где приходится уживаться абсолютно разным детям. И если взрослые люди вольны выбирать круг общения, место работы и обычно имеют почву под ногами в виде собственной семьи и друзей, школьник в этом плане крайне уязвим. Добавим к этому несформированную психику, общую тенденцию жестокости в современном мире, безразличие и попустительство учителей – и получим довольно-таки безрадостную картину условий, в которых оказывается школьник.

Именно на 6-7-летний возраст приходится так называемый «кризис социализации», когда ребенок учится взаимодействовать с социумом, испытывая в нем настоящую потребность. И если дома или в детском саду общение с другими детьми чаще всего происходило под контролем взрослых, то школа становится первым местом, где ребенок оказывается «в свободном плавании». Сложится или не сложится его жизнь в коллективе – это в любом случае окажет влияние на самооценку ребенка и его дальнейшую социализацию.

Все дети очень разные, и особенностью, из-за которой сверстники могут начать обижать ребенка, может стать абсолютно любая его черта: внешность, успеваемость, черта характера. Однако это теоретически. А на практике большинство учителей благодаря своему опыту могут сразу сказать, каких детей обижают в школе. Чаще всего это:

  • Дети с ярко выраженными особенностями внешности (маленький или очень высокий рост, полнота, какой-либо дефект или черта, выделяющие ребенка среди других);
  • Дети из неблагополучных семей . Часто они одеты хуже других детей в классе, плохо учатся, опаздывают;
  • Медлительные, рассеянные и невнимательные по природе дети;
  • Дети, которые выглядят «забитыми» . Это может быть школьник, который уже перенес какие-то унижения и обиды от сверстников, а может быть и первоклашка опять же из неблагополучной семьи, который забит в прямом смысле этого слова.
  • Агрессоры . Вспыльчивые, драчливые, они готовы броситься на каждого, чей взгляд показался им недостаточно дружелюбным. Такое поведение может вызвать не страх, а напротив, насмешки одноклассников, которые будут дразнить задиру специально.

С другой стороны, попасть под прицел насмешек может и самый уверенный, спокойный и «благополучный» ребенок. Небольшой промах или раскрытый напрасно секрет о первой любви могут вызвать серьезный и отрицательный для ребенка отклик в детском коллективе.

Как помочь ребенку?

Если твоего ребенка обижают сверстники, естественная реакция – нужно срочно что-то делать, кому-то жаловаться и наказать обидчика. Встречается и другая позиция: все через это проходят, пусть разбираются сами, все-таки уже не дошкольники, пора учиться «ставить себя». Наверняка, раз вы читаете эту статью, то понимаете: помощь ребенку необходима, другой вопрос, какой она должна быть.

Как реагировать, если ребенка обижают одноклассники?

В первую очередь, вы должны понимать, что любое насилие, физическое или психологическое, – это ненормально! И именно это необходимо донести до ребенка. В такие моменты ему, как никогда, нужна поддержка родителей и понимание, что его вины в том, что происходит, нет.

Не давите, но постарайтесь вызвать доверие со стороны ребенка. Если он будет знать, что мама и папа всегда на его стороне, то по крайней мере не будет держать свои обиду и страх в себе. А атмосфера любви внутри семьи в какой-то мере сгладит последствия агрессии сверстников, сделает его более уверенным в своих силах благодаря наличию «надежного тыла».

Ребенка обязательно нужно выслушать и вникнуть в суть его проблемы. Ни в коем случае не говорите: «Да это же ерунда, не стоит переживать о таких мелочах», «не обращай внимания», «не реагируй, они и отстанут». Это с позиции вашего жизненного опыта детские проблемы несерьезны, а для ребенка самоощущение в школе – важная часть жизни. А «непротивление злу» может вообще иметь плачевные последствия. Обидчики, увидев собственную безнаказанность, будут издеваться над ребенком еще больше.

Стоит ли вмешиваться?

Некоторые родители сгоряча хотят разобраться с обидчиком самостоятельно, пригрозив или даже применив физическую силу. Не поддавайтесь эмоциям! Помимо того, что вы вступаете в нечестный «бой», ребенку такая помощь сделает только хуже, ведь он станет в глазах сверстников треплом и ябедой.

Кто-то советует ребенку научиться давать сдачи – это тоже не лучший путь. Так вы дадите сыну или дочери понять: кто сильнее, тот и прав. Искаженная реальность, жестокость и агрессия – разве так вы хотите решить проблему вашего ребенка?

Разговор с родителями зачинщика конфликта может быть хорошим вариантом, но следует учитывать то, какие это люди (если, к примеру, родители асоциальные, пьющие, беседа вряд ли сложится). В любом случае разговаривать надо спокойно, без нападок, стараясь понять и вторую сторону. Ведь никто не хочет признать, что это его отпрыск в чем-то виноват.

Кому жаловаться, если ребенка обижают в школе?

Беседа с классным руководителем может быть результативной, если он заинтересован в детях, действительно старается помочь своим подопечным и решить их проблемы. Воспитательная беседа учителя принесет эффект особенно в младших классах, когда авторитет педагогов еще высок.

К сожалению, иногда помочь может только обращение в вышестоящие инстанции. Напишите заявлению инспектору по делам несовершеннолетних, поговорите с завучем или директором школы. Вы можете отправить письмо с жалобой в Министерство образования, а также в местный департамент образования. В случае если речь идет о серьезных нарушениях прав вашего ребенка, ничто не будет лишним. Ведь школьник проводит в стенах учебного заведения большую часть своего времени, а страдания, приносимые обидчиками, наносят ему глубокую психологическую травму. Если не вы, то кто ему поможет?

Стоит ли перевести ребенка в другую школу?

Перевод в другую школу остается крайним вариантом в случае, если больше ничего не помогает. Учитывайте, что адаптация к новому коллективу – это дополнительный стресс. При этом никто не может гарантировать, что в другой школе ситуация не повторится просто из-за страха ребенка и его настроя на волну неудач.

Как сделать ребенка более уверенным в себе?

Хороший вариант – спортивная секция. Но цель в таком случае должна быть не научить ребенка драться, а именно придать ему уверенности в себе. Такой же эффект может принести и любое другое серьезное занятие, к которому можно привлечь ребенка – рисование, музыка, уход за животными. Вдобавок новый, внешкольный коллектив позволит почувствовать свободу от школьных отрицательных установок. А успешный, морально сильный человек, даже если он выглядит не так, как все, своим самоощущением постепенно вызовет уважение даже у самых отпетых хулиганов.

Дайте ребенку понять, что он – Личность, достойная уважительного к себе отношения. Поддержите его и помогите реализовать себя вне школьных стен. Надеемся, что в скором времени насмешки и издевательства одноклассников над вашим ребенком останутся в прошлом!

Фото из фотобанка Лори

Что еще почитать