Выкройка кимоно: делаем для себя и для детей. Учимся делать выкройку и шить женское кимоно

Основу японского костюма, как мужского, так и женского, составляет кимоно. Что это такое, объяснять вряд ли надо. По-японски "кимоно" означает также одежду вообще. Крой кимоно вполне линейно-прямоугольный. Традиционное кимоно шилось из примерно 9 м ткани шириной 30 см. Главные особенности кроя видны на рисунке.

Крой

На схеме показан "экономичный" раскрой кимоно без треугольных клиньев в боках из ткани шириной около 110 см. Ткань разрезается по всем сплошным линиям. Внимание: к желаемой длине кимоно прибавьте припуск на подгибку низа, в остальном размеры деталей даны с припусками на швы. Горловину не надо вырезать, пока спинка не будет сшита по среднему шву.

Приведенная выкройка исторична в том смысле, что спинка и полочки состоят из двух частей. Конечно, их можно сделать и цельнокроеными.

Длины рукава 54 см обычно хватает с избытком (укоротить всегда можно), для очень высокого и длиннорукого человека придется кроить их иначе. Ширина рукава около 75 см нормальна для косодэ, у некоторых разновидностей кимоно рукава могут быть значительно шире.

Пошив

Если ткань "сыпучая", обработайте зигзагом все края перед тем, как шить.

  1. Сшейте две части спинки. На получившейся детали разметьте и вырежьте горловину (вот здесь не забудьте оставить припуск на шов).
  2. Пришейте передние полочки к задним по плечевым швам (от края плеча до горловины) и надставки полочек к полочкам.
  3. Сложите рукава пополам (линия сгиба нарисована пунктиром) и сшейте от плеча до запястья, чтобы получились две "трубы".
  4. Сшейте рукава с кимоно, совмещая середину рукава с плечевым швом. Это можно сделать тремя способами: пришить рукав по всей ширине (так иногда шились косодэ), пришить только верхнюю часть и зашить оставшуюся или пришить верхнюю часть и оставить остальное открытым (так делается чаще всего, особенно на многослойных кимоно).
  5. Сшейте бока от шва втачивания рукава до низа.
  6. Примерьте кимоно, выровняйте плечи и середину спинки и запахните. Загните на полочках треугольники от точки горловины до того уровня, куда должен заходить воротник. Заколите булавками и (конечно, сняв кимоно) отрежьте лишнюю ткань.
  7. Сшейте три части воротника в одну длинную полосу, сложите ее вдоль пополам, сшейте, выверните и прогладьте (получится лента шириной около 5 см).
  8. Пришейте воротник к кимоно, совместив середину воротника с серединой спинки (лучше шить от середины в обе стороны), - либо до низа кимоно, либо до тупых углов края запаха (как на рис. выше). Лишнюю длину воротника отрежьте.
  9. Наконец, подшейте все края.

Кимоно - одежда "безразмерная". Его ширина по спинке - около 60 см, на полочках может делаться припуск для запаха (в современном кимоно он есть, исторически - когда как). Длина зависит не столько от роста владельца, сколько от того, как его собираются носить, потому что кимоно всегда можно укоротить за счет складки под поясом. Мужское кимоно лучше шить примерно той длины, которой нужно, женское может быть сантиметров на 20 длиннее. Треугольные клинья для увеличения ширины - необязательная деталь. Если они есть, то вшиваются примерно от талии.

Воротник делается из прямоугольного куска ткани и обычно доходит до пояса (под который и прячутся его края), но может доходить и до подола. То, что выглядит как фигурный вырез юбки в верхних слоях исторического многослойного кимоно - это края достаточно широкого воротника.

Хакама

Хакама - предмет японской национальной одежды, широкие штаны с разрезами по бокам в верхней части. Это определение, пожалуй, подходит для любой их разновидности. Это широкие, обычно складчатые, штаны (или - что менее известно - юбка) с разрезами от пояса до бедра. Благодаря этому хакама, как и кимоно, можно надеть и на толстого, и на худого человека. У женских хакама пояс выше - он завязывается под грудью.

До начала эпохи Мэйдзи хакама могли носить только самураи и придворная знать. Пишут, что в эпоху Момояма появиться на улице без хакама было верхом неряшливости, но в эпоху Эдо к этому относились уже более терпимо.
Теперь мужчины надевают хакама на праздники и официальные церемонии (свадьба, похороны, университетские торжества), для занятий традиционными японскими искусствами, как боевыми, так и мирными и просто, как удобную одежду.

Что же касается женщин, то хакама (нагабакама) были обязательной частью официального костюма придворной дамы эпохи Хэйан. Жёны и дочери самураев обычно их использовали во время путешествий, хозяйственных работ и занятий боевыми искусствами. Впрочем, боевыми искусствами (и, тем более, всем остальным) они могли заниматься и в своей обычной одежде. Во время эпохи Мэйдзи хакама, как в форме штанов, так и в форме юбки, стали рабочей одеждой женщин-учительниц и студенток, "до сих пор у многих японок хакама ассоциируется с о студенческими годами".

Отступление, краткие сведения о хакама-юбках. Основные отличия хакама-юбки, от хакама-штанов.

Хакама-юбка, по моим сведениям, - изобретение эпохи Мэйдзи и носят её, разумеется, только женщины.

Носят они её, не только с туфлями, но и с традиционной обувью и с ботинками. В последнем случае длина юбки должна быть короче примерно на 5 см.Обычно поверх кимоно и узкого пояса ханхаба-оби, но, я думаю, что существуют и менее сложные варианты с более коротким, чем кимоно верхом и без пояса.

Самое главное отличие любой юбки от штанов в том, что юбку можно надеть не только через ноги, но и через голову. С некоторыми видами хакама последнюю операцию, конечно, если постараться, тоже можно проделать, но оно вам надо?

Теперь - детали.

1) Косиита. У подавляющего большинства современных хакама-штанов имеется косиита. (Кто ещё не знает, что это такое, см. одноимённый раздел статьи. На хакама-юбке её нет.
2) Пояс. Завязки пояса хакама-брюк одинаковы по ширине спереди и сзади. У юбки - пояс сзади шире на 2 см.
3) Задние складки. Современные хакама-брюки сзади имеют одну видимую складку. На юбке - 3 задних складки.
4) При обработке боковых вырезов ткань хакама-брюк спереди заворачивается наружу, а сзади - внутрь. На юбке и спереди и сзади ткань вырезов заворачивается наружу.
5) Что касается ширины штанов в талии, то у современных хакама-брюк передняя часть штанов в талии шие чем задняя. В большинстве виденных мною хакама-юбок обе части равные.

Ну и последнее о хакама-юбках, как же их надевать:



ДАЛЕЕ РЕЧЬ ПОЙДЁТ ТОЛЬКО О ХАКАМА-ШТАНАХ!!!

Разновидности хакама.
1) Нагабакама. (Длинные хакама.) Хакама со штанинами длиной в 2 - 2,5 метра, которые при ходьбе волочились за их владельцем. Вначале их носила только придворная знать. Но когда реальная власть перешла в руки самураев, высокопоставленные сановники бакуфу и даймё, находясь при дворе сёгуна, также стали обязаны их надевать. В таких штанах было сложно быстро передвигаться, при ходьбе необходимо было придерживать руками штанины, чтобы не запнуться. Существует распространённое мнение, что нагабакама были придуманы специально, для того чтобы предотвратить вооружённые поединки и убийства во дворцах. Но, скорей всего, нагабакама - это просто один из символов праздности. Только люди, далёкие от реального физического труда и активной деятельности, могут позволить себе иметь волочащиеся штанины и шлейфы, и рукава, достающие до пола, отращивать волосы двухметровой длины, и носить даже в жару по 12 платьев зараз.
Впрочем, иногда, когда надо было выйти далеко за пределы татами, нагабакама всё же подвязывали.
Вот так: (Вверху ситабакама, внизу - сасинуки, разновидности придворных штанов)

На самых ранних хэйанских вариантах нагабакама складки на штанах только закладывались у пояса, но не заглаживались. В эпоху Эдо складки были обязательны.
Женские хибакама эпохи Хэйан.

Ритуальный танец в нагабакама.

Это для тех, кто думает, что в нагабакама было невозможно драться. Кажется, это господин Асано. С мечом.

Фото эпохи Бакумацу. Боковой разрез опускается даже ниже колена.

А вот так нагабакама придерживали при ходьбе.

2) Кобакама. (Короткие или маленькие хакама.) Короткие, относительно узкие хакама, длиной на 4-5 сун (12 -15 см ниже колена) для боевых действий, походов и хозяйственных работ. Носились обычно с кяхан (гетрами).
Иногда кобакама называли длинные, но узкие, обычно двухпанельные (см. ниже) хакама. Или широкие, но короткие. В противоположность нагабакама, кобакама чаще всего носили низшие слои самурайства.
Кобакама эпохи Сэнгоку. Пока ещё без косииты.

Ещё двухпанельные (см. ниже) кобакама эпохи Сэнгоку. Без кяхан. (Анимэ "Меч чужака")

Эпоха Бакумацу. Свирепые айдзуские дамы с нагинатами и в кобакама. (Фильм "Бяккотай")

Ну как же без этого? Кобакама с гайдзинскими сапогами и с кяхан (если за рыбой увидите. )

3) Собственно хакама. Штаны с 4 - 8-ю складками. Обязательная часть гражданского и присутственного костюма самурая.
На первой фотографии видно, что штаны сшиты на живую нитку.

Крой

Ткань шириной около 110 см кроится по указанным линиям. Как и для кимоно, к длине хакама надо прибавить несколько сантиметров на подгибку. В остальном припуски на швы включены в выкройку.


Пошив

Если ткань "сыпучая", прежде всего обработайте все края зигзагом.

  1. Сшейте попарно детали передних и задних половин каждой штанины (должны получиться 4 одинаковых детали).
  2. Две передних детали сшейте вместе по среднему шву от верха на 30 см (для женских хакама эта длина может быть больше, скажем, 40 см, - из-за того, что они надеваются выше), точно так же сшейте задние.
  3. С внешних верхних краев каждой из получившихся деталей отогните на изнаночную сторону треугольник размером ок. 12 см сверху и 22 см сбоку, отрежьте лишнюю ткань, оставив припуск на подгибку, и подшейте.
  4. Возьмите ластовицу, сложите углом к месту окончания среднего 30-сантиметрового шва передней половины хакама и пришейте двумя сторонами к левой и правой штанине. То же самое сделайте с задней половиной и оставшимися краями ластовицы.
  5. Сшейте переднюю половину с задней от ластовицы до низа.
  6. Теперь пора закладывать складки. Спереди их обычно от 3 до 6 с каждой стороны, направлены они к центру. При правильно заложенных складках ширина хакама получается втрое меньше исходной ширины материала, то есть в результате расстояние от среднего шва до края должно быть около 20 см. Важно: на хакама настоящего самурая складки жестко заглажены (никаких мягких драпировок).
    Сзади закладывается по одной большой складке с каждой стороны, с заходом на 2-3 см на средний шов, из-за чего задняя сторона хакама чуть уже передней.
    Зашейте складки вдоль внешнего края.
  7. Сшейте бока от разрезов до низа.
  8. Подшейте штанины.
  9. Ну и, наконец, осталось сшить и пришить пояса. Для каждого из поясов части сшиваются в одну длинную полосу, полоса складывается вдоль пополам, сшивается, выворачивается и проглаживается. Получаются две ленты шириной около 5 см, передняя должна быть более длинной. Они пришиваются к верху хакама, так чтобы середина каждого пояса совпадала со средним швом.

Как это носят

Раньше под верхнее кимоно обязательно надевали нижнее (оно называется дзюбан). Сейчас вместо него обычно надевают белый шарфик и, возможно, нижнюю юбку. Шарфик (или воротник нижнего кимоно) должен быть виден. И мужчины, и женщины запахивают кимоно так, чтобы правая пола была снизу, а левая сверху (по европейским понятиям это называется "по-мужски"), а не иначе. Наоборот - только у главного действующего лица похоронного обряда.

Далее приходит черед поясов. На любой картинке видно два (многие знают, что широкий пояс называется "оби"). В действительности же их четыре. Перво-наперво кимоно поднимается до нужной длины, и на талии завязывается узкий пояс "коси-химо" (он перекрещивается сзади и завязывается спереди). Затем кимоно окончательно выравнивается, разглаживаются складки и т.п., и вся конструкция фиксируется несколько более широким поясом "датэ-дзимэ". Складка, образовавшаяся при подгонке длины, может быть видна из-под оби, тогда создается иллюзия, что костюм состоит из двух частей.

Собственно оби - это полоса ткани (современный официальный оби имеет длину 4 м и ширину 60 см, в сложенном виде - 30), которая дважды оборачивается вокруг талии и завязывается сзади сложным бантом или узлом. Способы завязывания есть отдельное искусство. Один из относительно простых способов - двойной бант-бабочка. Если нужна не реконструкция, а стилизация костюма, можно завязать или даже сшить бант заранее и сделать на поясе потайную застежку - ведь даже хорошая ткань мнется на месте узлов, и бант, завязанный на второй-третий раз, может утратить декоративность - готовый бант сохранить красивым проще.

Наконец, поверх оби надевается декоративный пояс-шнур "оби-дзимэ", его узел или застежка находятся спереди. С мужским кимоно несколько проще: его пояс более узкий (не больше 10 см) и проходит по талии или ниже живота. Складка на талии и декоративный шнур отсутствуют.

Хакама надевается поверх короткого (до середины бедра) кимоно. Оба пояса обязательно обматываются вокруг талии и завязываются спереди. Поверх может надеваться накидка хаори или длинное верхнее платье (у женщин). То и другое обычно также имеет линейный крой.

Покрой всей японской одежды очень похож. Кимоно, особенно богатое кимоно, шьется, конечно, из натурального шелка, причем специально декорированного. Сегодня прекрасно себя зарекомендовал искусственный шелк. Главное, выбирая ткань, следить, чтобы она не слишком мялась. По этой причине категорически не рекомендуется использовать подкладочную ткань - почти любая подкладочная ткань сильно мнется. К слову сказать, юката (почему-то с этим названием иногда возникает путаница) - это всего лишь хлопчатобумажное кимоно, летнее или домашнее, которое носится без нижнего кимоно. Отличие от "настоящего" кимоно только в материале.

Многовековая история

Страна восходящего солнца… Сколько таинственности и величия кроется в этих словах! Историей и традициями Японии можно восхищаться бесконечно, с каждым разом открывая для себя все больше интересных фактов. Но особое внимание стоит уделить национальному японскому костюму, ведь эта необычайно прекрасная одежда вплоть до наших дней восхищает и мужчин, и женщин во всем мире.

Японские мотивы можно назвать настоящим чудом света. Впервые национальные костюмы Японии упомянули в своих нетленных рукописях мудрецы из Поднебесной. Именно Китай повлиял на формирование многих японских традиций. Это влияние, навеянное культурой буддизма, не обошло стороной и дизайн одежды.

Шестой век нашей эры ознаменовался окончательным формированием традиционного японского костюма, который могут наблюдать люди двадцать первого столетия. Образовалась этакая «визитная карточка» Японии - традиционное кимоно.


Этапы развития японского костюма

Истинными законодателями японской моды являлись актеры знаменитого театра Кабуки. Им было необходимо постоянно совершенствовать свою одежду, подбирая наиболее подходящие и красивые варианты для сценических образов, танцевальных и театральных номеров. Жители города, приходившие на выступления, замечали новые детали традиционного наряда и с удовольствием их эксплуатировали.

Прогресс в развитии национальной японской одежды изначально пришлось взять на себя крестьянам, так как знатные аристократы отдавали предпочтения костюмам, стиль которых был перенят из Кореи и Китая. Через несколько столетий японцы всех сословий не могли представить себя без традиционного кимоно, поэтому и бедные, и богатые носили именно традиционные модели.

Время шло, и японская одежда разделилась на две очевидные ветви - мужская и женская, ведь сначала все наряды были универсальны. Были изобретены мо и хакама - юбки и штаны. Японки и японцы негативно отнеслись к такому нововведению, однако, приказ императора вынудил их смириться с изменениями в сфере моды.

Уникальные особенности традиционной японской одежды

Женщины занимали в культуре Японии особое место. Их главной обязанностью было вызывать безграничное восхищение у мужчин, всячески ублажать их, а на самой первой ступени стояло эстетическое наслаждение. Женское кимоно помогало гейшам демонстрировать свое изящество и беззащитность, подчеркивать достоинства облика.

Дизайн мужского традиционного наряда преследовал другие цели. Костюм должен быть строгим, практичным и немарким, вследствие чего одежда для японских мужчин оформлялась в сдержанных, темных цветах. Узоры в кимоно все же присутствовали - это были геометрические принты. Менее редко встречались растительные орнаменты и изображения животных, рыб и птиц.

Праздничные женские и мужские наряды выглядели поистине шикарно. Для их оформления использовались самые яркие оттенки, идеально гармонирующие между собой.


Всегда имели место сезонные веяния. Осенью девушки надевали кимоно с рисунками клиновых листов, весной на ткани расцветали розовые цветки сакуры, а с наступлением зимы одежда украшалась изящными иголочками сосны мацу.

Многообразие и разновидности

Национальные японские костюмы обладают некоторыми различиями, зависящими от социального статуса человека, пола и положения в обществе.

  • Женский японский костюм оформлен весьма соблазнительно и с долей хитрости. Наряд содержит в себе несколько слоев одежды, в совокупности дающих конструкцию, якобы случайно приоткрывающую нижние изделия в некоторых местах. Это необходимо для дополнительной сексуальности.
  • Нижняя одежда - это юбки футано и косимаки, а также нательная рубашка под названием хададзюбан. Необходимо, чтобы данные изделия сочетались по цвету с кимоно.
  • Ни один традиционный женский наряд не мог обойтись без пояса оби. Оби отличается поразительной длиной - стандартная модель не менее пяти метров. Такая длина нужна для того, чтобы завязывать сложные, но восхитительные банты. Пояс мог быть выполнен в разных цветах и украшен многочисленными орнаментами, которые необходимы не только для красоты. Оби сообщал о семейном положении и социальном статусе.



Обувь японки

Для европейских женщин обувь в японском стиле не покажется удобной. Изделия для ножек японок действительно специфичны. Самые востребованные модели национальной японской обуви - дзори и гэта.

  • Дзори носили крестьянские девушки, потому как эта обувь максимально проста в исполнении и не отличается привлекательностью. Это плетеные сандалии с плоской подошвой, не имеющие размера.
  • Гэта могли себе позволить состоятельные японки и профессиональные гейши. Гэта делится на две вариации. Первая модель снабжена деревянной колодкой большого размера с выемкой в нижней части. Вторая являет собой деревянную скамеечку. Самая высокая платформа гэта достигает целых десяти сантиметров. Шнурки обуви закрепляются между указательным и большим пальцем, надежно удерживая ногу.





Созданием гэта занимались самые талантливые художники, так как их было необходимо украсить праздничной росписью. Многие пары обуви покоятся в музеях - настолько великолепно они выглядят. Люди, сведущие в мире искусства, называют гэта достойным соперником известных картин.


Аксессуары

Украшения японкам были не особо нужны благодаря восхитительным национальным костюмам. Но некоторые аксессуары в гардеробе японских красавиц все же присутствовали.

  • Брелоки «нэцке», крепящиеся на пояса;
  • Гребни, палочки и шикарные заколки для прически;
  • веера

Форма самурая

Костюм самурая был главным показателем мужественности и отваги японского воина. Самураи облачались в специальные платья, что были доступны исключительно для их сословия. Простолюдины, осмелившиеся надеть традиционную одежду воина, подвергались жестокому наказанию. Но в случаях больших праздников император мог позволить ремесленникам появиться на торжестве в хакама - плиссированных штанах, напоминающих юбку.

Форма самурая состоит из двух кимоно. Нижнее было белоснежного цвета. На верхнее кимоно нашивали фамильные гербы, демонстрирующие окружающим, из какой феодальной семьи вышел самурай.


Детские кимоно

Национальный японский костюм для девочки отличается от взрослого кимоно вычурностью и увеличенной в несколько раз нарядностью. Расцветки детских нарядов намного живописнее. Принты изделий специфические - каждый рисунок наделен особым смыслом. Считается, что узоры приносят девочкам удачу.

Одним из самых популярных рисунков на кимоно для девочки являются карпы - кои. С кои связано множество легенд, поэтому дизайнеры нарядов избрали их в качестве главенствующего символа.


Школьная форма

Впервые появившись на пороге младшей школы, японские первоклассницы могут не бояться, что их заставят носить определенную школьную форму, но традиционные штрихи в официальной одежде для школьников существуют.

  • Форма для девочек в младшей школе представляет собой блузку светлого цвета и длинную кофточку до колена. Мальчики носят черные и синие шорты с белыми рубашками.
  • Старшие классы предполагают кардинальные изменения в форме. Парни вынуждены одеваться в одежду, выполненную в армейском стиле. Девушки облачаются в обворожительные матроски, которые носят даже европейские школьницы. Эта форма называется «гакуран». Если переводить дословно, получится «ученик из Европы».
  • Матроска состоит из кофты и плиссированной юбки. Кофточка декорирована воротником в морском стиле. На блузке располагается петля для красной ленточки, которую школьницы при желании заменяют галстуками, бабочками и бантами.


Японские традиции в современном мире

Традиционные японские костюмы слишком сложны по части эксплуатации, из-за чего современные активные девушки не могут позволить себе постоянно их носить. Национальные кимоно тяжелые, а некоторые разновидности невозможно надеть без посторонней помощи. Стирать наряды вручную или в машинке нельзя, а услуги химчистки наносят удар по кошельку. Японцы нашли выход из ситуации!

Модельерам удалось значительно упростить традиционную одежду, при этом оставив в целости и сохранности то, что наиболее ценно для японцев - отголоски прошлого, проникающего в современность.

Модифицированная модель кимоно получила наименование «юката». Раньше это изделие считалось чем-то вроде домашнего халата, но теперь юката стала полноценной уличной одеждой.

Также юката приобрела бешеную популярность среди поклонниц аниме. Девушки, увлекающиеся косплеем, облачаются не только в юкату, но и в те самые тяжелые настоящие кимоно, если им предстоит посещение грандиозного фестиваля, тематической вечеринки и фотосессии.

Кимоно - это классическая вещь в Японии, которую носят мужчины, женщины и маленькие детки.

Его крой совсем прост, так что, если нужно будет сделать образ в японском стиле, можно изготовить такой наряд своими руками с малейшими финансовыми вложениями.

Говоря проще, кимоно — это халат с запахом. Он бывает прямым или расклешенным, большинство вещей зависит от размера изделия и созданного образа.

Эти прекрасные халатики могут стать обычной удобной одеждой для дома.

Помимо этого, на основе этой выкройки можно сделать много разных блуз, нарядов и жакетов. Часто кимоно изготавливают для детей, которые ходят на дзюдо или карате. Именно поэтому нужно почитать про построение такой выкройки.

Считается, что кимоно — это просто большой мужской халат, который подойдет к любой фигуре. Классическая ширина спинки этого изделия 60 см, которая с помощью пояса драпируется именно по фигуре и вещь становится визуально меньше.

Но если объемы очень большие, тогда к главной выкройке в швы нужно добавить клинья. Еще одна уникальная особенность этого изделия в том, что кимоно не имеет застежки , кроме пояса, который находится на талии.

Классическое мужское кимоно создают из ткани шириной где-то 30 см. Это требует изготавливать стачную часть спинки, но если есть материал более широкий, то делать его не нужно, если, конечно, вы не хотите создать образ древнего одеяния.

В крое этой вещи применяются только геометрические фигуры . Спинка — это простой прямоугольник с нужной по росту длиной и шириной 60 см.

Полочки переда снизу равны 45 см, а в части талии край отрезают под углом 15 градусов к горловине. Для обработки среза горла берут полосу ткани шириной 10 см, которая в готовом виде создает пятисантиметровую планочку.

Классическая женская модель выделяется своей длиной, которую обычно создают на 20 см больше, нежели надо по росту.

Выкройка рукавов

Рукава тоже выкраиваем в форме прямоугольников, но в классическом одеянии это не привычные всем узкие рукава строго по рукам, а наоборот, довольно широкие и зашитые на угол детали с дырочкой для запястья в верхнем углу. Вход в рукав тоже в верхнем углу с противоположной стороны нашего прямоугольника.

Втачивается рукав в главную часть кимоно не по полному срезу, а только по половинке, а большая сторона рукава, сложенного вдвое падает не на сторону ручки, а к свисающему краю.

Остальные простые края зашивают углом. Благодаря этому создается необычный вид , которым и отличается это японское одеяние от других, схожих по крою изделий.

Еще один крой рукава для этого одеяния можно создать, основываясь на трапеции, верх которой создает узкий рукав, а низ полностью расширен.

Ткань для кимоно

Человек, изучающий японскую историю, с легкостью поведает, что существует несколько видов кимоно . Есть модели именно для замужних и незамужних женщин, мужчин и деток, и для различных праздников. Но если вам не нужно познавать такие тонкости, то можно взять для пошива халата любую качественную материю.

Женские кимоно обычно шьют с цветочными мотивами. Довольно часто яркая ткань совмещается с однотонной или можно подобрать материалы с изысканным и милым узором, плавным переходом частей фонового оттенка от темного и яркого до полупрозрачного, который еле видно. Именно эти изделия можно взять за основной исходник в создании великолепного кимоно.

Японский женский халатик обязательно должен быть с широким поясом, а для него нужно брать именно однотонный материал. Ткань может быть в тон основного полотна, или же, наоборот, выделяться.

Женский халат кимоно

Перед созданием домашнего халата для девочек, нужно снять мерки и сделать выкройку.

Для работы потребуется:

  1. Три метра кальки.
  2. Простой карандаш.
  3. Линейка для измерений.

Для того, чтобы создать чертеж халатик, нужно узнать окружность вашей грудной клетки.

Рисуем прямоугольник А-Б-В-Г, его длина должна равняться двойной нужной длине халата, по ширине выкройка должна равняться 1/4 окружности груди с прибавкой четырнадцать см. Разберем, к примеру, сорок восьмой размер (объём груди = 96 сантиметров) и длину вещи 120 сантиметров.

Ширина нашей выкройки = 96/4 + 14 см = 38 сантиметров.

Создание переда — спинки халатика . Из а и б отмеряем вниз 120 сантиметров, созданные точки обозначаем буквами д и ж, присоединяем их при помощи пунктира, это и есть линия сгиба спинки — переда.

Для того чтобы создать горловину , из точки Д убираем вправо отрезок равный десяти см, точку обозначим буковкой Е, из т. Д убираем вниз отрезок, равный пятидесяти см, отметим точкой три, из Д убираем вверх отрезок три см — точка И; потом ее соединяем c точкой Е кривой, а точки Е и 3 - прямой. Из точки Ж вверх и вниз убираем по тридцать сантиметров и обозначаем метки (х) - места где, будем притачивать рукава.

Японское слово «кимоно» в дословном переводе означает «одежда». Под кимоно традиционно подразумевают полный комплект одежды, включающий белье, носки и обувь. На Западе кимоно означает традиционный японский костюм без застежки с широкими рукавами.

Длина кимоно достигает щиколоток, и его запахивают слева направо. При надевании обращают внимание на то, чтобы воротник отстоял от шеи. Решающими при конструировании кимоно являются ширина и длина рулонов японских тканей. Рулон японской ткани имеет ширину 36,5-39 см и длину ок. 12 м. Одного рулона ткани хватает на повседневное кимоно.

При выкраивании кимоно не срезают кромки, чтобы не обметывать срезы. В зависимости от Роста и Обхвата бедер детали кимоно стачиваются с припусками большей или меньшей ширины, чтобы таким образом осуществить подгонку по фигуре.

Выбор материала зависит от назначения и типа кимоно. Для праздничных кимоно используют шелк. Существуют различные виды шелка, например, цумуги (шелк-сырец, выработанный из окрашенных волокон шелка), ринцу (однотонная ткань с набивным рисунком или расписанная), хабутаэ (черная, очень плотная шелковая ткань для официальных случаев), ша (ткань рыхлого переплетения). В будни осенью и зимой носят кимоно из шерстяных тканей. В теплое время года используют кимоно из хлопчатобумажных и льняных тканей. Для неформальных кимоно все чаще используются ткани из химических волокон, поскольку они просты в уходе и недороги.

Построение выкройки кимоно

Основой базисной сетки является вертикаль, на которой нужно отложить вниз значение длины изделия. Из полученной точки провести перпендикуляр к основной вертикали.

Из исходной точки отложить вниз значение 1/8 Обхвата шеи (ОШ) и из полученной точки провести горизонталь влево. По этой горизонтали отложить значение 1/4 Ош плюс 2 см и из полученной точки провести вертикаль вверх. Начертить горловину спинки в соответствии с чертежом (рис. 1).

Из исходной точки отложить влево длину линии плеча изделия = 1/4 Обхвата бедер (ОБ) плюс 4-8 см. Прибавка определяется в зависимости от измеренного размерного признака Обхвата бедер. Длина линии плеча изделия с прибавкой не должна превышать ширину ткани. Для очень полных фигур или клиенток высокого роста рекомендуется изготавливать кимоно из более широкой ткани.

Линию плеча продлить до 1/2 Размаха рук. Размах рук можно измерить от запястья до запястья при расставленных в стороны руках или рассчитать. Рукав кимоно заканчивается чуть выше запястья. Длина рукава не должна превышать ширину ткани.

Из точки, определяющей Длину рукава, провести вертикаль вниз. Ширину рукава определить по желанию. Отметить длину открытого участка рукава у линии низа в области запястья. Также отметить Длину талии переда (ДТП) и Высоту проймы изделия равную 1/2 ДТП, от полученных точек начертить горизонтали вправо.

Ниже линии талии начертить поперечную складку, которая закладывается при запахивании и завязывании кимоно.

Для определения глубины горловины переда отложить по средней линии изделия 14-16 см вниз от точки основания горловины спинки и начертить воротник в соответствии с чертежом. Ширина готового воротника варьируется от 5 до 9 см.

Начертить линию вертикального шва на переде и линию края борта в соответствии с чертежом.

Детали кроя японского кимоно

Ширина рукава кимоно определяется семейным положением и поводом, для которого предназначено кимоно. Замужние женщины носят кимоно с относительно узкими рукавами - 40-50 см (томэсодэ). Кимоно фурисодэ (фури = развевающийся, содэ = рукав) - это кимоно с широкими рукавами для молодых незамужних девушек. Ширина рукава фурисодэ варьируется от 75 до 105 см (илл. 3).

Вариации ширины рукава у кимоно фурисодэ:

Кофурисодэ: фурисодэ с более узкими рукавами (75 см)

Тюфурисодэ: фурисодэ с более широкими рукавами (90 см)

Офурисодэ: фурисодэ с очень широкими рукавами (105 см)

Чтобы перенести соотношение ширины рукава с Ростом на европейские размеры, можно рассчитать ширину рукава с помощью следующих формул:

томэсодэ = Рост/3 + (от -2 см до +5 см)

фурисодэ = Рост/3 + 20-50 см

Помимо ширины рукава кимоно различаются сочетаниями цветов и рисунков, а также материалом.

Куротомэсодэ (куро = черный) - это формальное кимоно для замужней женщины. Оно иссиня-черного цвета, его носят с белым оби.

Иротомэсодэ (иро = цвет) - однотонное кимоно с узором ниже оби.

Комон (мелкий узор) - это повседневное кимоно с мелким повторяющимся рисунком. Оно подходит для замужних и незамужних женщин.

Достаточно интересным и увлекательным можно назвать мастер-класс, в котором рассказывается как сшить кимоно своими руками. Интересно будет не только попробовать собственные силы, но и узнать историю этого традиционного японского наряда. С одной стороны необходимо знать как сшить халат кимоно, выкройка которого будет дана для наглядности, с другой - необходимо правильно подобрать материал для этой работы.

В целом платье кимоно, выкройка это подтверждает, представляет собой т-образный халат, длина которого может быть совершенно разной.

Фиксация этой японской одежды осуществляется при помощи пояса, расположенного на талии и получивший название «оби».
Кроме того, японцы не используют в своих традиционных одеждах классические пуговицы как у европейцев, а застежки у них состоят из ремешков и бечевки.

Особое внимание следует обратить на интересную форму рукавов, которая является отличительной чертой данного одеяния. Содэ, а именно так называется данная форма рукавов, намного шире традиционных и имеют форму, напоминающую обычный мешок. Японское кимоно выкройка показывает насколько рукавное отверстие меньше высоты самого рукава. Кимоно, напоминающее форму традиционного европейского халата, не сковывает движения и удобно в ношении. Также стоит отметить, что японское кимоно все же напоминает европейский халат и не содержит открытый воротник, который является обязательным атрибутом костюма каждого европейца.

Для этого вида одежды используют как правило неэластичные ткани, а для пояса только суконный материал. Выкройка кимоно достаточно проста и не содержит каких-либо лекальных и закругленных форм. С одной стороны это своего рода экономия материала при пошиве, а с другой остатки прямоугольной формы вполне могут пригодиться для пошива иного типа одежды. Следует напомнить, что в Японии материя была дифицитом.

Нитки должны быть обязательно мягкими, чтобы снизить риск перетягивания ткани. В том случае, если конструкция одежды была во время носки нарушена, ее можно перешить из того же материала.

Основной принцип кроя и шитья японского кимоно уже сложился к седьмому веку нашей эры, а в последующие столетия лишился свободных линий. В целом кимоно должно скрыть женские линии, а не выявить их. Следует отметить, что пояс для кимоно достаточно широк и должен носиться намного выше естественной талии, чтобы японка спереди выглядела плоской, а сзади была имитация сгорбленности.

Для того, чтобы более понятным был процесс шитья кимоно, следует знать полную его структуру. http://www.aikikan.ru/sites/default/files/k10.png

Итак, японское кимоно состоит из:

— накладного воротника (1);

— основного воротника (2);

— правой нательной части спереди (3);

— левой нательной части спереди (4);

— левой нательной части сзади (5);

— правой нательной части сзади (6);

— достаточно широких рукавов (7);

— отдельной части низа рукавов (8);

— левой вставки спереди (9);

— нижней вставки спереди (10);

— детали под названием «острие меча» (11).

Вот так выглядит кимоно невесты в Кунсткамере.

Правильно подобранная ткань и рисунки на ней позволяют создать поистине произведение японского искусства.

А вот вариант кимоно с фазанами, которые удачно сочетаются с пионами.

Интересное сочетание цветов в кимоно с соснами и туманом.

Что еще почитать