Авторы здоровьесберегающих технологий в доу по фгос. Здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Применение педагогических технологий

Организация: МАДОУ № 45

Населенный пункт: г. Томск

Забота о здоровье воспитанников – очень важное направление в работе ДОУ.

Здоровье ребёнка является основной ценностью и показателем работы педагогического коллектива.

Основная работа педагогов по здоровьесбережению детей основывается на обеспечении непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: (детей, педагогов, родителей).

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии»

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников - одно из основных задач детского сада.

Наиболее эффективными формами оздоровления являются:

  • строгое соблюдение режима дня;
  • утренняя гимнастика:
  • динамические паузы (физкультминутки);
  • обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;
  • физкультурные занятия;
  • прогулки;
  • спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;
  • сбалансированное питание;

Данная презентация предназначена для детей и родителей.

Ее цель: познакомить детей и родителей.

с доступными закаливающими мероприятиями, проводимыми ежедневно в группе и на улице. Направленность: формировать у родителей и детей устойчивую мотивацию к сохранению укрепления здоровья своих детей.

Среди задач общеобразовательных дошкольных учреждений на первый план выходит использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Решаются задачи:

Взаимодействовие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Учитывание пожелания родителей, их предложений.

Выявление знания родителей о значении режимных моментов (сон, прогулка, питание, двигательная активность).

Знакомство родителей с различными видами закаливания детей.

Результатом решения задач станет

овладение знаниями, необходимыми укрепления здоровья детей;

Снижение заболевания детей;

Формирование у детей самостоятельности и ответственности за свое здоровье;

Повышение иммунитета;

Эффективное взаимодействие с родителями в работе по профилактике заболеваний у детей, усиление роли семьи в воспитании детей.

В использовании здоровьесберегающих технологий

включены все пять областей развития: дети обладают самостоятельностью и саморегуляцией собственных действий; сформировались позитивные установки к различным видам деятельности, дети способны договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других детей (социально – коммуникативное); у детей развивается воображение и творческая активность, которая реализуется в этом виде деятельности, сформировались первичные представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале) (познавательное развитие).

Дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания (речевое развитие). Ребёнок самостоятелен в творческой деятельности. Сформировались предпосылки к становлению эстетического отношения к окружающему миру (художественно-эстетическое развитие).

У детей достаточно развивается мелкая и крупная моторика обеих рук.

Работа по использованию здоровьесберегающих технологий ведется как по направлению с детьми, так и по направлению с родителями. Именно родители являются главным звеном в воспитании у детей любви к здоровому образу жизни.

Ведется совместная работа воспитателей, детей и родителей (поделки, рисунки, стенгазета). Работа с родителями представлена в виде памяток для родителей, консультаций, открытых занятий. Дети учатся играть совместно, выполнять тренировочные упражнения.

Занимаются продуктивной деятельностью.

Одним из важных компонентов сохранения здоровья детей является закаливание. Закаливание-это система закаливающих мероприятий в режиме дня ребенка, а не использование отдельных закаливающих процедур

Принципы закаливания

Системность применения закаливающих процедур;

Постепенное увеличение силы раздражителя;

Индивидуальный подход с учётом состояния здоровья;

Оптимальное тепловое состояние детей;

Положительная эмоциональная настроенность;

Введение закаливания в режим дня.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка. В детском саду мы каждое утро обязательно проводим комплексы утренней гимнастики.

Не надо забывать про гимнастику и дома. Она способствует развитию у детей правильной осанки, тренирует и усиливает деятельность всех органов и систем (сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной и т.д.).

Сделать утром весёлую разминку вместе с мамой и папой – прекрасная идея!

«Чистота –залог здоровья»

Учим умываться

Завернуть рукава одежды ребенка.

Проверить температуру воды.

Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.

Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

Вымыть лицо, называя каждую его часть.

Еще раз обмыть водой руки ребенка.

Закрыть воду.

Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!«

Вода является эффективным фактором оздоровления и закаливания.

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! И уже неважно то, что у вас вокруг лужи. Начальная температура воды-37-36 С. Постепенно температуру воды снижают на 1 С каждые 2-3 дня, доводя ее до 22 – 20 С. Детей после болезни начинают закалять с начальной температуры.

Здоровое питание.

Чего только не приходится придумывать поварам ради того, чтобы малыши всё съели. В саду часто включают в рацион детей творог, гречневую и овсяную каши, продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью), а также белком. Все блюда для детей готовятся из натуральных продуктов, нерафинированных, без добавок и специй и консервантов, От правильно организованного питания зависит здоровье и развитие ребенка.

Прогулки на свежем воздухе

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Дыхательная гимнастика.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно - оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом:

Восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

Улучшает дренажную функцию лёгких;

Налаживает нарушение функции сердечно - сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения;

Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно-психическое состояние.

«Игра на музыкальных инструментах»

Маленькие дети с радостью играют на музыкальных духовых инструментах – дудочках, губных гармошках и пр. Необходимо предварительно убедиться, что ребенку по силам дуть в музыкальный инструмент.

Физические упражнения и подвижные игры.

У ребёнка есть сильная потребность в движении. Однако, чтобы они не были бесцельными и случайными, необходимо помочь ребенку, предложить правильный способ.

Помимо ежедневной утренней гимнастики и определенного количества физкультурных занятий предоставляем детям возможность упражняться самостоятельно. Для этого используем подвижные игры.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций обладающих великой, воспитательной силой. Особенно любимы детьми подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Лохматый пес», «Серый зайка умывается», «У медведя во бору», «Жмурки» и т.д.

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это в первую очередь технология воспитания культуры здоровья малышей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Список литературы:

1. Анохина И.А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.

2. Аверина И.Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.

3. Анохина И.А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.

4 . Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

6. Никишина И. В. Мастер – класс для педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. М.: «Планета», 2013


В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Он считает, что как прилагательное понятие «здоровьесберегающая» относится к качественной характеристике любой педагогической технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса – детей и их родителей, педагогов. Здоровьесберегающие технологии можно расссматривать как сертификат безопасности для здоровья и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные педагогические технологии задачами здоровьясбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

· медико-профилактические;

· физкультурно-оздоровительные;

· технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

· здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

· валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Технологии профилактики заболеваний,

Углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,

Коррекция возникающих функциональных отклонений,

Отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),

Реабилитация соматического состояния здоровья,

Противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,

Витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),

Санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:

  • закаливание КГН;
  • беседы по вылеологии;
  • спортивны праздники;
  • спортивные развлечения и досуги;
  • недели здоровья;
  • соревнования;
  • прогулки-походы.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:

  • Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
  • Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и др.;
  • Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
  • Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.

Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
  • Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и др.);
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

· приобщение детей к физической культуре

· использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”, считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется применение в условиях детского сада здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Современные здоровьесберегающие педагогические технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ

Динамические паузы

(физкультминутки)

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей во всех возрастных группах

Педагоги ДОУ

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой и со средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Для всех возрастных групп.

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ, психолог

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др

Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пальчиковая

Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Все педагоги ДОУ, логопед

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Все педагоги ДОУ

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги ДОУ

Гимнастика пробуждения

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. во всех возрастных группах.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ.

Педагоги ДОУ

Оздоровительный бег

Со старшего возраста в теплый период в утренний прием на улице или на прогулке.

Необходимость проведения бега в физкультурной форме и спортивной обуви.

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале, 1 раз – на улице. Все возрастные группы. Ранний возраст - в групповой комнате или физ.зале - 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом со старшего возраста

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Психолог, педагоги ДОУ

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Психолог, педагоги ДОУ

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Педагоги ДОУ

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с младшего возраста

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Инструктор по ФИЗО, педагоги ДОУ

Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей во всех возрастных группах

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Педагоги ДОУ, музыкальный руководитель

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач со среднего возраста

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Педагоги ДОУ, психолог

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Педагоги ДОУ, психолог

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Педагоги ДОУ, психолог

Этапы внедрения здоровьесберегающих технологий

  • Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ.
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
  • Установление контактов с социальными партнёрами ДОУ по вопросам здоровьесбережения.
  • Освоение педагогами ДОУ методик и приёмов здоровьесбережения детей и взрослых ДОУ.
  • Внедрение разнообразных форм работы по сохранению и укреплению здоровья для разных категорий детей и взрослых.
  • Работа валеологической направленности в родителями ДОУ.

Система здоровьесбережения в ДОУ:

  • различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);
  • комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, “топтание” в тазах, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);
  • физкультурные занятия всех типов;
  • оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);
  • организация рационального питания;
  • медико-профилактическая работа с детьми и родителями;
  • соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;
  • комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ

  • Интеграция задач физкультурно-оздоровительной работы в различные виды совместной деятельности;
  • Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • Разнообразие форм физкультурно - досуговой деятельности с дошкольниками;
  • Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей;
  • Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
  • Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы;
  • Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Результаты внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ

1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.

3. Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

  • Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Список литературы

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.

Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”

Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.

Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

«Здоровьесбережение в детском саду»

Выполнила воспитатель

МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»

Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.

Здоровьесбережение в детском саду

Актуальность.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Цель:

– сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Задачи:

– формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни;

– прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию;

– повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.

– формирование навыков общения дети – родители – воспитатели.

Интеграция областей: здоровье, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте рекомендуются следующие группы средств:

1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. С детьми необходимо как можно больше находиться на свежем воздухе.

2. Физкультминутки и динамические паузы.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

3. Пальчиковая гимнастика.

Гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

4. Дыхательная гимнастика.

- «Найди и покажи носик»;

- «Помоги носику собраться на прогулку» (очищение носа салфеткой или носовым платком).

- «Носик гуляет» - вдох и выдох через нос.

- «Носик балуется» - вдох через нос с сопротивлением.

- «Носик нюхает приятный запах» - 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю поочередно.

- «Носик поет песенку» - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и произносить «ба – бо – бу».

- «Погреем носик» - массаж носа указательными пальцами.

5. Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза. Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуйтесь на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении. Тренировочные упражнения для глаз проводите несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение. Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

«Солнышко»

«В небе солнце катится –

Словно жёлтый мячик.

То за тучку спрячется,

То по ёлкам скачет.

Погуляло, покружилось

И за тучку закатилось».

6. Закаливание.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления и обязательного соблюдения следующих принципов:

 закаливающие мероприятия гармонично вписываются во все режимные моменты;

 проводятся систематически на фоне оптимального теплового состояния детей, на фоне их положительного эмоционального настроя;

 проводятся с учетом индивидуальных, возрастных особенностей детей, состояния здоровья, уровня закаленности;

 сила воздействия и длительность закаливающих процедур увеличивается постепенно.

7. Гимнастика после сна.

В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма.
Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять.

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.
Процессы возбуждения в нервной системе стимулируют:

  • звуковые сигналы (например, музыка)
  • зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный)
  • импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом).

8. Самомассаж.

Наряду с традиционными формами работы проводите с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. Массаж делайте 1-2 раза в день.

9. Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.

10.Релаксация.

Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Чаще используйте минутки покоя:

Посидим молча с закрытыми глазами; посидим и полюбуемся на горящую свечу; - ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы; - помечтаем под эту прекрасную музыку.

11. Аромотерапия.

Большой оздоровительный эффект имеет "Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус. Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы. Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт. Запах крапивы уничтожает бациллы. Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Опыт работы

Мурыгиной Светланы Геннадьевны

Старшего воспитателя МДОУ «Детский сад №24 «Золотая рыбка»

город Кимры,Тверская область

Тема: «Организация работы по здоровьесбережению в ДОУ»

Подобрать оздоровительные развивающие технологии под конкретные группы детей;

Сформировать у дошкольников основы валеологического сознания, потребности заботиться о своем здоровье;

Совершенствовать систему физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода к детям;

Добиться снижения уровня заболеваемости, количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний;

Снизить степень тяжести течения адаптации при поступлении детей в ДОУ;

Повысить эффективность оздоровительных мероприятий у детей, имеющих хронические заболевания (сокращение количества рецидивов, отсутствие обострений, снятия с учета);

Повысить заинтересованность сотрудников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.

При разработке единой комплексной программы мы руководствовались следующими принципами в работе с детьми:

Научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

Доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

Активности (участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления детей);

Сознательности (осознанно отношение детей к своему здоровью);

Систематичности (реализации лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, а не от случая к случаю);

Целенаправленности (подчинение комплекса медико-педагогических воздействий четко определенной цели);

Демократизации и гуманизации (отказ от насилия, подавления личности, сотрудничество педагогов с детьми).

Для определения эффективности проводимой работы по здоровьесбережению мы использовали следующие критерии оценки :


  • Уровень общей заболеваемости.

  • Группы здоровья.

  • Физическое развитие детей (норма, недостаточная и избыточная масса тела, нарушение осанки).

  • % часто болеющих детей.

  • % посещаемости.

  • Наличие хронических заболеваний.

  • Физическая подготовленность детей.

  • Успешность усвоения образовательных программ.

  • Спортивные достижения.
Реализация основных направлений программы.

Направления (задачи)

Мероприятия

Сроки

Ответственный

начало

Окон-

чание


1

2

3

4

5

I. Оздоровительное:

Организация здоровьесберегающей среды ДОУ;


Изучение передового опыта по оздоравливанию детей;


1

Приобретение необходимого оборудования (медицинского, спортивного).


Отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
2

2011

3


2012

4

Заведующий, заместитель заведующего по АХЧ.


Ст. воспитатель, педагоги, медицинский

персонал.

5


- пропаганда здорового образа жизни;

Сохранение уровня позитивного здоровья за счет профилактических мероприятий.



Выпуск газеты, проведение цикла лекций, семинаров по вопросам оздоровления детей.

Реализация плана лечебно-оздоровительных мероприятий.



2013

2014

Заведующий, ст.воспитатель, медицинский персонал, педагоги.
Заведующий, ст.медсестра, ст.воспитатель, инструктор ЛФК.

II. Валеологическое:

Воспитание валеологической культуры дошкольника.


Формирование у детей основ ЗОЖ.

Классификация здоровьесберегающих технологий.

Апробация здоровьесберегающих технологий.

Отслеживание результативности испытания здоровьесберегающих технологий.

Составление перспективного планирования по валеологическому образованию дошкольников:

Младшая возрастная группа;

Старшая возрастная группа.




Педагоги,

Заведующий, ст.воспитатель.
Педагоги, специалисты.
Заведующий, ст.воспитатель.

Ст.воспитатель, педагоги.

Ст.воспитатель, педагоги.


III. Физическое развитие:

Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;


Использование нетрадиционных форм при проведении физкультурных занятий, досуговой деятельности и др.






Инструктор по физической культуре, педагоги.


1

2

3

4

5

Повышение резистентности организма при использовании комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов;

Создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей.


Внедрение в физкультурную работу инновационных образовательных программ для ДОУ. «Зеленый огонек здоровья»

М.Ю.Картушина.

Организация в осенний, весенний периоды двух физкультурных занятий на воздухе. Проведение занятий при открытых фрамугах в зимний период.

Пополнение физкультурных уголков в группах.

Использование тренажеров в самостоятельной деятельности детей.


2013

2011

2014

2014

Ст.воспитатель, инструктор по физической культуре, педагоги.

Ст.воспитатель, инструктор по физической культуре, педагоги.

Педагоги, специалисты.
Педагоги, специалисты.


IV. Психоэмоциональное благополучие:

Формирование положительного отношения при общении со сверстниками, взрослыми;


Осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в детское учреждение.

Пополнение развивающего и дидактического материала для коррекционной развивающей работы с детьми.


2011

2014

Ст.воспитатель, педагоги.


Ст.воспитатель, педагоги.


V. Коррекционное:

Создание условий для полноценного психофизического и эмоционального развития ребенка;

1

Разработка психокоррекционных мероприятий, средств, приемов: двигательно-расслабляющая релаксация, сенсомоторная релаксация.


2

3

4

Ст.воспитатель.

5


- обучение детей адекватным формам поведения в проблемных ситуациях.

Коррекция опорно-двигательного аппарата (ОДА):

Формирование навыка правильной осанки, развития мышечно-суставного чувства правильной осанки;

Профилактика плоскостопия.


Наработка материалов по коррекционным мероприятиям психического развития детей с отклонениями в поведении.

Проведение занятий ЛФК и наработка практического материала.


Использование нестандартного оборудования.

2012


2013

Ст.воспитатель, педагоги.


Инструктор ЛФК.


Педагоги, инструктор ЛФК.



VI. Комплексная диагностика:

Наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья детей с целью дальнейшей организации педагогического процесса.


Выявление основных направлений и системы мониторинга:

Медицинского;

Педагогического;

Психологического.

Заведующий ДОУ, ст.воспитатель.


Что еще почитать