Комплекс занятий на развитие креативности "Творцы реальности"
Зверуго Полина Николаевна, методист ГУО "Слуцкий Центр детского творчества"Занятие № 1
Цель занятия: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы, развитие внимания, воображения, оригинальности и расширение общего кругозора участников о творческих способностях людей.Занятие № 2
Цель занятия: формирование сплоченности группы, снятие мышечного напряжения и зажимов, создание в группе атмосферы доброжелательности, осознание барьеров креативности, развитие спонтанности, творческих способностей, умения свободно оперировать словесным мышлением.Занятие № 3
Цель занятия: развитие артистических способностей участников группы, воображения, речи, формирование навыков и умений управления креативным процессом, развитие гибкости, оригинальности и нестандартности мышления.Занятие № 4
Цель занятия: развитие креативности и умения логически мыслить и излагать свое мнение, осознание барьеров проявления креативности и выделение этапов креативного процесса, развитие чувства юмора.Занятие № 5
Цель занятия: развитие внимания, воображения, быстроты мышления; осознание участниками применения собственной креативности, умения принимать нестандартные решения в определенных ситуациях.Янв 29 2016
Нестандартное мышление во многом востребовано в сфере информации. Развитие креативного мышления у взрослых пригодится в таких профессиях, как:
Людям временами кажется, что те, кто преуспел в творческих профессиях, пришли из другого мира. Откуда берутся их гениальные идеи? Ничего необычного в этом нет, они видят ту же реальность, что и все остальные, но при этом они её видят совершенно по-другому.
Они не подстраиваются под реальность, а стараются подстроить саму реальность под свои идеи. Для взрослого человека сложно увидеть в обычной вещи что-то необычное, когда маленький ребенок в тени от ветки может увидеть силуэт птицы. Это происходит потому, что в детстве каждый видит мир без ограничений, ему дан весь творческий потенциал, чтобы познать мир. Но с взрослением он теряет эту способность. В школе нас учат принципам общей логики.
Так как же развить наше утраченное с годами творческое мышление?
Прежде всего напомним, что творческое мышление связано с правым полушарием мозга. Там, где берут начало наши эмоции, интуиция. В детстве у ребенка сначала более развито правое полушарие, а у большинства взрослых людей – левое, логически-абстрактное. Как же развить креативное мышление у взрослых?
Первое, что требуется для выработки гениальных мыслей – это психологический настрой.
Привычная серая обстановка притупляет восприятие и вызывает унылое настроение. Чтобы оно было всегда хорошим, начните видеть мир так, словно вы видите все в первый раз. Подумайте о том, что вы – инопланетянин и никогда прежде не бывали в этом городе, на этой планете. Повесьте красочную картину в том месте, где вы работаете над идеями. Она поможет вам сосредоточиться и стимулировать свое восприятие и мыслить более позитивно.
Организуйте процесс тренировок развития креативного мышления на Викиум по индивидуальной программе
Один мудрец сказал: «Счастливый нищий спит на пороге несчастного богача». При этом многие пытаются понять, в чем смысл жизни? Можно сказать, что любое творческое занятие, которое дает вам ощущение самоудовлетворения, может стать вашим смыслом. Физиологически ощущение счастья связано с химической реакцией мозга и выделением эндорфинов. Этот нейрогормон участвует в формировании позитивного восприятия и подкреплении успеха. Любое занятие, даже домашняя уборка, к примеру, может принести удовольствие, если при этом вы испытываете позитивные эмоции.
Взрослый человек склонен ставить себе различные мысленные ограничения. Мысль о том, что вы не сможете решить сложную задачу, за которую вы взялись впервые, ведет к негативной установке и заведомо обрекает вас на неудачу.
Необходимо помнить, что в мире все возможно и он неограничен, а ограниченным может быть только ваше восприятие. В какой-то мере гениальная идея потребует от вас отречения от всего известного, от интеллектуальных запретов. Если всё же задачу решить не удалось, не следует использовать неудачный опыт в качестве генерализации мысли «я никогда не смогу этого сделать».
Постарайтесь работать над своими идеями в одном и том же месте. Происходит связывание ощущений, эмоций с определенной обстановкой, которая настраивает на продуктивную умственную работу. В дальнейшим данная обстановка и даже определенное время суток будет стимулировать ваш творческий процесс без всяких усилий.
Чтобы ум начал работать творчески, нужно его приучить работать в разных направлениях. Вам помогут следующие упражнения на развития креативного мышления.
Упражнение «Найти другое применение предмету». Возьмите, к примеру, обычный предмет табуретку и попытайтесь придумать что ещё с ней сделать. Можно её перевернуть и использовать как подставку для ёлки. Можно использовать её гладкую поверхность в качестве стола. Можно такой метод применить и к словам. Возьмите любое слово и придумайте с ним нестандартную фразу или метафору. Представьте смысл образно, затем сверните и замените символом. Постарайтесь найти этот символ в очертаниях какого-нибудь предмета.
Упражнение «Рассказ из ограниченного количества слов» . Чем больше вы ограничиваете для себя реальное пространство, тем больше стимулируется выработка всевозможных мыслей, как можно применить эти слова (как в критической ситуации, когда подключается ресурсы подсознания). Не бойтесь высказывать мысли с фантастическими идеями, не следует ограничивать себя только реальными смыслами.
Это упражнения, которые вам помогут развить креативность.
Упражнение «Сочетая несочетаемое» . Попробуйте ассоциировать в словосочетания слова с противоположным смыслом. Например, горячий лед, твердая вата, темный день. Такая игра в ассоциации способствует перестройки ума на другой лад.
Упражнение «Слова наоборот» . По пути на работу, на учебу, видя названия магазинов и кафе, попытайтесь прочитать эти и другие названия наоборот. Например, аптека – «акетпа». Затем пытайтесь, таким образом, читать не только названия, но и словосочетания и фразы.
Упражнение «Сначала развязка» . Ещё одно замечательное упражнение способствует перестройке на нестандартный лад. Попробуйте начать читать книжку не сначала, а с середины или конца. Таким образом первой по смыслу будет развязка, а последним предисловие.
Изучение иностранного языка . Лучшей гимнастикой для ума является изучение иностранного языка. Если вы уже знаете какой-то иностранный язык, то возьмите учить второй. Старайтесь, чтобы языки ни имели сходной структуры (например, немецкий, китайский). Изучая чужой язык, вы постепенно станете видеть структуры родного языка. Это позволит вам воспринимать события и предметы более многогранно, с позиции восприятия другого языка. Такая эрудиция в отношении «определений и их связей» достаточно сильно способствует развитию нестандартного мышления.
Упражнение «Перефразируй это» . При обдумывании определенной задачи или идеи старайтесь мысли о ней выразить косвенно, с помощью свободных ассоциаций. Попробуйте перефразировать свои мысли, пересказать другими словами.
Заведите себе блокнот, в который будете записывать все пришедшие в голову неожиданные идеи. Старайтесь сохранить каждую идею , даже если она на первый взгляд кажется совсем глупой.
Расширяйте свой кругозор . Если вы узнали в разговоре или из книги какое-то незнакомое слово, не ленитесь посмотреть значение слова в словаре. Если это слово взято из исторического контекста, узнайте, что оно означало в те времена, и с каким временным периодом связано, какие события способствовали его возникновению. Изучите, например, такие слова и фразы, как «примус», «красный октябрь».
Креативность - это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.
Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.
Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.
В качестве вводных слов к данному упражнению процитируем Стива Джобса: «Креативность – это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют».
Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.
Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.
Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами предмету.
Например, а нашем случае: диктофон…
Получилось? Продолжим. Напишите еще 5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят. Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…
Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.
Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.
Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.
Например, «апельсин» – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, «вода» – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, «томат» – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это могло выглядеть в реальной жизни.
Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка дня.
В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя «да» , «нет» и «не знаю» . Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.
Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:
Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:
Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.
Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:
Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.
Будьте креативны! На ум приходит фраза из фильма «99 франков»: «Креатив - не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм» .
Креативность – это способность личности мыслить нестандартно. Принимать решения, создавать что-то новое и генерировать массу идей.
Интересно, что наличие или отсутствие высоких интеллектуальных способностей не говорит о том, что человек креативен. Развитие творческого мышления эффективнее всего происходит в детском и подростковом возрасте.
Креативность – это способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления. Такая личность способна решить проблему совершенно по-новому: добавив всего одну оригинальную деталь или же полностью изменив концепцию принятия решений.
В основе понятия лежит глагол английской речи create, в переводе обозначающий «создавать». А креативный (creative) – создающий, творческий.
Человек, обладающий творческими нестандартными способностями, умеет создавать, вычленять что-то новое из привычных и устоявшихся вещей.
Определение в психологии:
Было установлено, что креативность напрямую зависит от способности человека по-разному применять информацию, изначально данную для решения возникшей проблемы, причем в довольно быстром темпе.
Первое изучение данного понятия было начато отдельно от интеллектуальных способностей индивида, и больше связано с творческим потенциалом.
На сегодняшний момент оценка и изучение креативности ведется в двух независимых направлениях:
Первым свою оценку дал Дж.Гилфорд, выделив 16 интеллектуальных особенностей, характеризующих способность мыслить нестандартно по следующим критериям:
Но исследуя способности интеллекта, с помощью классических тестов, и понятие креативности, оценка которой также проводилась в виде тестирования – ученые пришли к противоречивым выводам. Однозначного ответа на вопрос – связаны ли между собой уровень интеллекта и способность к творчеству – получить так и не удалось.
Диагностика, проводимая учеными и психологами в разное время, дает повод утверждать, что на формирование креативных способностей оказывают влияние еще и такие факторы:
На данный момент оценка таких способностей проводится с помощью тестов Е.П.Торренса, но психологи сходятся во мнении, что измерить их с помощью одних только тестов невозможно.
Некоторые специалисты уверены, что измерение способностей следует проводить с помощью анализа актов творчества каждой отдельной личности, а не только психологии.
Его следует разделить на 2 фазы:
Заканчивается вторая фаза либо отрицанием подражания и переходом к собственному оригинальному творчеству, либо задержкой подражания на всю оставшуюся жизнь.
Развитие креативности, наряду с интеллектом, в большей степени зависит от факторов окружающей среды, которые являются определяющими.
Интеллектуалами и творцами не рождаются. Изначально у ребенка могут присутствовать лишь способности или задатки к тому или иному виду творчества.
И если окружение (родители, педагоги) даст таланту раскрыться, то ребенок может впоследствии стать незаурядной личностью.
Однако общение с людьми низкоинтеллектуальными приводит к прямо противоположному результату. Точно также, как и нахождение в среде, не способствующей развитию творческих способностей.
Как развить креативность у детей? Творчество, как и остальные навыки, лучше всего развивается во время игр. Ребенку должен быть интересен сам процесс, а не конечный результат.
Что следует учитывать при организации тренинга в детских группах:
Существуют такие виды упражнений на развитие творческих и интеллектуальных способностей:
Упражнений и тренингов для развития творческих способностей существует еще огромное множество. Какие бы техники вы ни выбрали главное, чтобы они заставляли ваше мышление работать в разрез со стереотипами и общепринятым мнением.
Когда мы слышим слово «креатив», на ум сразу приходят такие сферы деятельности человека, как маркетинг и реклама. Это объясняется тем, что работа специалистов из данных областей напрямую связана с генерацией новых идей. Однако если задуматься о том, что такое креатив, то, скорее всего, процесс, поэтому он очень
Важен для любой сферы деятельности.
На данный момент креативность стала важным качеством, которым должен обладать кандидат, принявший участие в борьбе за высокооплачиваемую должность. Кто-то говорит, что она сродни гениальности, и развить ее невозможно. Кто-то, напротив, предлагает развить это качество и гарантирует успех для любого человека. Сейчас повсюду можно наткнуться на сотни тренингов, направленных на развитие но так ли они необходимы? Поэтому прежде чем подписывать на очередной курс, стоит разобраться, что же все-таки такое креатив.
Если представить креативность на бытовом уровне, то ее можно назвать смекалкой, то есть способностью достигать поставленных целей и находить выход из сложившейся непростой ситуации, используя при этом предметы и обстановку нестандартным способом. Со стороны это может показаться чем-то гениальным, но в то же время простым. Возникает мысль: "Почему я до этого не додумался?" Подобный нетривиальный подход к решению проблем и есть креатив.
В переводе с английского это слово скорее звучит как "творить" или "создавать", но относится это не только к материальным вещам. Как видите, это крайне полезная вещь. Но откуда она берется? Согласно Абрахаму
Маслоу, американскому психологу, эта способность индивида врожденно свойственна абсолютно каждому, но в ходе воспитания и внешнего воздействия она может быть утрачена. Для оценки уровня творческих используются различные тесты, личностные опросники, а также проводится моделирование всевозможных ситуаций.
Теперь вы знаете, что такое креатив. Давайте же рассмотрим подробнее сам процесс создания идей. Может показаться, что гениальные мысли берутся из ниоткуда и просто появляются в голове, но все совсем не так. Английский психолог Грэхем Уоллес выделяет 4 фазы творческого решения поставленной задачи.
Первая из них - подготовка. На этом этапе происходит формулирование задачи или проблемы, а также производятся первые попытки решить ее. Далее идет фаза инкубации. Тут человек, как правило, отвлекается на другой предмет или действие и не возвращается к задаче до момента просветления (третья фаза), до интуитивного проникновения в саму суть проблемы. И заключительный этап - это проверка, то есть реализация решения.
На самом деле, для того чтобы проявилась креативность мышления, необходимо отключить сознание и полностью довериться подсознанию. Поэтому так важна вторая фаза. Чаще всего мы мешаем себе сами, пытаясь осознано найти решение в уже нам известных ситуациях, но ведь это не поможет придумать что-то новое. Проблемой креативности могут также стать наши комплексы или страх показаться глупым. Все это мешает мыслить творчески.
Многие тесты направлены именно на оценку критериев творческого начала в человеке. Самый известный на данный момент тест создал психолог Пол Торренс. Он позволяет определить уровень этого самого начала. Вот некоторые из критериев:
Методики творчества - это методы и техники, разработанные для того, чтобы способствовать процессу генерации новых оригинальных идей и решений поставленных
задач. Они призваны помочь четко и ясно формулировать проблемы, ускорить сам процесс поиска решений, увеличить количество идей, а также расширить отрасль проблемы. Однако стоит заметить, что это не алгоритм, следуя которому непременно получишь решение. Методы лишь увеличивают вероятность появления хороших и правильных идей, они организуют сам процесс поиска, делая его более эффективным.
Что такое креатив? Это прежде всего инструмент для получения чего-то нового и оригинального. Методики стимулирования используются во всех сферах жизни, например, инженеры и изобретатели успешно применяют такие из них, как и ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Техника широко используется в сфере рекламы и маркетинга, а методика SCAMPER применяется для создания абсолютно новых продуктов. Есть и универсальные. К ним относятся мозговой штурм и метод Уолта Диснея. Они нашли применение практически в любой отрасли. Иногда в ход идут и графические изображения, например прием построения карты мыслей, такие еще направлены и на дополнительное развитие креативности.
Наиболее известными на данный момент являются следующие:
Узнав, что такое креатив, вам непременно захочется попробовать найти нестандартное решение. Возможно, вы относитесь к тем людям, которые не утратили эту способность, тогда у вас не возникнет проблем. Однако практика показывает, что без тренировок, направленных на развитие, добиться креативности не так просто. Как же развить свое творческое начало?
Прежде всего, нужно избавиться от стереотипов в мышлении и
приобрести способность мыслить вне рамок. Этому могут поспособствовать упражнения, которые должны стать для вас привычкой.
Возьмем, к примеру, ваш путь домой или на работу. Обычно он проходит по одной и той же дороге. Попробуйте изменить маршрут до остановки или пройти пешком ту часть расстояния, которую вы проезжаете на автобусе. Каждый день старайтесь менять дорогу и находить новые варианты.
Полезно все новое и неиспробованное: места, меню, действия, одежда и даже мысли. Креатив, значение которого напрямую связано с творчеством, помогут развить занятия искусством или рукоделием. Такие упражнения, как чтение наоборот (снизу вверх или справа налево), тоже весьма полезны и к тому же поднимают настроение.
Постарайтесь придумать 10 экзотических имен, например Диосфена, Гематина или Эйергестиор. Нарисуйте животное, которого не существует, дайте ему название, придумайте, где оно живет и чем питается. Возьмите любое слово и представьте, что это аббревиатура, расшифруйте ее. Все эти упражнения просты и забавны, но именно они помогут вам развить креативность.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам