Приучение ребенка к горшку - одна из самых нелегких задач для любого родителя. Когда нужно начинать «обучение»? Какой горшок нужно выбрать? В какое время нужно сажать малыша? На эти и многие, многие другие вопросы сегодня редакция Мама.ру с удовольствием вам ответит.
Для начала хочется отметить несколько важных моментов:
1. Не нервничайте и не паникуйте. Каждый ребенок развивается по-своему, и поэтому не стоит винить себя и тем более его в «горшочных» неудачах. Лучше запаситесь пеленками, салфетками и ромашковым чаем.
2. Не переживайте на счет сроков. В среднем дети учатся чувствовать наполнение прямой кишки к первому году жизни, а мочевого пузыря и вовсе к двум годам.
3. Проще всего «учиться»:
4. Читайте малышу книжки-сказки про приучению к горшку.
5. Подарите ребенку трусики с любимыми героями, которые ему жалко будет испортить.
1. Выберите правильный горшок - со спинкой, нескользящий, удобный для малыша и без лишних принтов. Нужно, чтобы ребенку было комфортно и он не воспринимал горшок как игрушку. Постарайтесь выбрать одно место для горшка, например, в ванной комнате или детской, главное - чтобы он был в пределах досягаемости ребенка.
2. Приучите малыша к жестам. Если он еще не в полной мере может высказать свои желания, постарайтесь выработать систему знаков, которая подскажет вам, что ребенок хочет в туалет.
3. Объясните малышу, что такое горшок и зачем он нужен. Вот тут пригодятся книжки про поход в туалет.
4. Поиграйте в дочки-матери. Если есть такая возможность, покажите ребенку куклу, которая может писать. Не обязательно покупать дорогостоящего пупса, достаточно просто игрушки с дырочкой.
5. Приучайте малыша сидеть на горшке. Если вы серьезно намерены перейти от подгузников к горшку, для начала запаситесь трусиками-подгузниками, чтобы их было удобнее и проще снимать и надевать. Помогайте малышу правильно садиться на горшок.
6. Обзаведитесь системой. Как мы уже писали выше. у многих малышей есть свои временные промежутки, в которые они ходят в туалет. Постарайтесь сажать ребенка на горшок именно в это время. Затем добавляйте в туалетное расписание поход на горшок до и после прогулок, через полчаса после приема пищи и перед сном.
7. Постепенно откажитесь от подгузников. Для начала - дома. Желательно в первое время следить за малышом и подлавливать его в нужный момент. На ночь и во время дневного сна можно оставить подгузники. Чуть позже, когда малыш привыкнет, уже отказаться от них во время прогулки. Когда он будет чувствовать себя комфортно без «страховки», можно попробовать дневной сон без подгузников.
8. Если вы прошли все вышеуказанные этапы, смело пробуйте оставлять малыша на ночь в одних трусиках.
Олеся Маевская
Содержание статьи:О посещении туалета ребенком некоторые мамы начинают мечтать, как только малыш самостоятельно садится и очень расстраиваются, когда им не удается обучить свое чадо данной «науке». Некоторые даже относят нежелание крохи расстаться с подгузниками к признакам отставания в развитии. На самом же деле, всему свое время! Кроме того, необходимо обладать знаниями, как приучить ребенка к горшку, чтобы данная процедура не пугала малыша.
О возрастных рамках отказа от подгузников многие специалисты ведут споры по сей день. Александр Михайлович Казьмин - профессор кафедры нейро- и патопсихологии развития факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета выделил следующие этапы появления подсознательной реакции у ребенка, связанные с горшком:
1. Первые признаки не безразличия на мокрые трусики - 1 год и 2 месяцев.
2. Первые демонстрации необходимости посещения туалета выраженным беспокойством или плачем - 1 год и 6 месяцев.
3. Все возможными способами начинает извещать взрослого о том, что ему нужно посетить туалет - 1 год и 10 месяцев.
4. Остается сухим на протяжении дня - 2 года.
5. Самостоятельно снимает трусики, перед тем как усесться на горшок - 2 года.
6. Выражает свое желание посетить туалет словами - 2 года и 3 месяца.
7. Самостоятельно может снять трусики, сесть на горшок и одеться по завершению процесса - 3 года.
Подводя итог вышеприведенных заключений, можно утверждать, что только с полутора лет стоит начинать приучать ребенка к горшку. Лишь к 3-м годам он может отточить данный навык до совершенства. Однако не стоит забывать и об индивидуальных особенностях развития детей. Расставание с подгузниками может настать как раньше, так и позже указанных возрастных рамок. Поэтому прежде, чем начинать путь малыша к горшку, следует проанализировать его развитие.
Среди признаков готовности ребенка к горшку можно выделить следующие:
Малыш самостоятельно может присесть на корточки и подняться в вертикальное положение;
- кроха умеет поднимать игрушки с пола и раскладывать их по местам;
- ребенок начинает понимать предназначение горшка – самостоятельно садится на него (без снятия штанишек) или усаживает любимого мишку (куклу);
- малыш различает, когда родители его хвалят, а когда – ругают;
- может выразить свои желания жестами или звуками;
- ребенок просыпается сухим после дневного сна и не опорожняется в течение 1,5-2 часов во время бодрствования;
- испытывает дискомфорт от мокрых трусиков.
Сегодня разнообразие горшков на рынке гораздо превышает спрос потребителя. Производители изготавливают предметы детской ванной комнаты на любой вкус и цвет. Однако для того, чтобы горшок не просто стал элементом интерьера, а полезной вещью, следует знать на какие критерии отбора ориентироваться. Среди них можно выделить:
1. Материал.
Он должен быть теплым. Детям сложно приспособиться к холодным железным или керамическим ночным вазам. Поэтому предпочтение следует отдать пластику, который выпускается в богатой цветовой гамме и не создает сложностей при уходе.
2. Комфорт.
Хорош, чтобы горшок обладал спинкой и имел соответствующее анатомическим особенностям строения малыша отверстие.
3. Устойчивость.
Он не должен переворачиваться вместе с ребенком, если малыш внезапно потянулся в сторону за игрушкой.
4. Мобильность.
Небольшие параметры горшка и наличие крышки позволяют брать его с собой в поездку.
5. Эффективность.
Музыкальные и светящиеся горшки, не смотря на свою привлекательность, создают у детей неправильное чувство восприятия и предназначение данного предмета в их жизни. Лишние функции превращают туалет в игрушку.
6. Качество.
Горшок должен быть выполнен из прочного, гладкого материала и не обладать острыми выступами.
Состоящий из нескольких элементов горшок должен легко разбираться и не иметь областей сложных для мытья.
Приняв решение, что ваше чадо готово забыть о подгузниках и мокрых трусиках, необходимо изучить некоторые правила курса обучения пользования горшком и обратить внимание на проверенные опытом хитрости.
В целом, следует пройти 5 основных этапов :
1. При первом знакомстве ребенка с горшком продемонстрируйте ребенку его предназначение. Отлично использовать для этого куклу, в функциональность которой включено опорожнение.
2. Связывайте сначала высаживания малыша на горшок с определенными процессами режима дня: до и после пробуждения, прогулки, перед и после окончания приема пищи.
3. Откажитесь от применения памперсов в дневное время. Благодаря этому ребенок сможет изучить собственную физиологию и постепенно прийти к осознанию роли горшка в его жизни.
4. Каждый раз, когда малыш опорожниться на горшок, хвалите его. Однако выражайте свое довольствие лишь в виде слов, нет необходимости давать ребенку сладости или новые игрушки за старания.
5. Завершающим этапом обучения должно стать самостоятельное высаживание крохи на горшок в независимости от времени дня. При этом важно наблюдать за реакцией малыша, которую он выражает прежде, чем опорожниться.
Существует так же несколько проверенных хитростей , помогающих родителям ускорить процесс обучения. В их число входят:
1) демонстрация старшего ребенка процесса пользования горшком;
2) соблюдение разумных временных рамок высаживания. Не следует удерживать малыша на горшке более 5-ти минут. В противном случае, он начнет избегать встречи с данным предметом быта;
3) отсутствие скованности и дискомфорта в одежде. Специалисты рекомендуют начинать знакомство с горшком в летний период, когда, чтобы опорожниться, малышу достаточно снять только трусики, а не еще ряд вещей с различными пуговицами, завязками и подтяжками;
4) правильное расположение горшка. Следует ставить его на видном для ребенка месте;
5) применение во время обучения обучающей литературы или видео. Чтение таких книг ребенку как: «Макс и горшок», «Медвежонок и горшок» и других, а так же демонстрация познавательного видео дополнительно стимулирует кроху к самостоятельности.
Нельзя точно сказать, сколько продлится курс обучения. Как уже говорилось, каждый ребенок – индивидуален. Одни осваивают горшок за пару недель, другим для этого требуются месяца.
Однако существуют несколько методик, которые, по мнению специалистов, дают возможность ускорить процесс обучения.
Известная акушерка – Джина Форд, являющаяся автором множества книг по уходу за детьми, уделила особое внимание вопросу обучения ребенка азам использования горшка. Англичанка считает, что освоить данное умение малыш может всего за неделю. Согласно отзывам мам, методика отлично работает для деток, которые уже полностью понимают, что им говорят взрослые и могут самостоятельно снять штаны и трусики.
Сразу после пробуждения с ребенка необходимо снять памперс и посадить его на горшок не более чем на 10 минут. Если процесс так и не увенчался успехом, повторите процедуру через 15 минут. Данный интервал времени между очередными попытками «поймать малыша на горячем» рекомендуется выдерживать до тех пор, пока ребенок не выполнит ожидаемое вами действие. В тот период пока кроха сидит на горшке, постарайтесь чем-то отвлечь его. Процесс не должен быть ему в тягость. После удачного завершения высаживания выдержите интервал в 1,5-2 часа до очередной серии попыток добиться от ребенка опорожнения на горшок.
Ненавязчиво предлагайте ребенку пописать на горшок, интересуйтесь, не хочет ли он опорожниться. Если он хотя бы 2 раза за день самостоятельно выполнит то, что от него требуется, считайте, что это успех. Постарайтесь, чтобы день прошел максимально спокойно, без каких-либо эмоциональных всплесков.
Создайте для ребенка режим посещения туалета. Высаживайте его на горшок после пробуждения, приема пищи, а так же перед сном и прогулкой. В последнем случае, по мнению Джин, важно не просто достичь успеха, а объяснить малышу, зачем необходимо пописать незадолго до выхода на улицу.
Именно с четвертого дня, согласно методике, ребенок начинает самостоятельно садиться на горшок. Однако если он заигрался, родители должны предлагать ему посетить туалет через каждые 2 часа. В последние дни, поставьте горшок ближе к туалету, чтобы малыш не воспринимал его как игрушку и четко понимал предназначение данного предмета. Не забывайте хвалить ребенка за каждое его стремление к самостоятельности.
Для удачного применения ускоренной методики вам потребуется максимальное количество свободного времени. Так как эти дни следует полностью прожить досугом ребенка. Работающие родители могут взять отгул в пятницу и провести все выходные непрерывно с малышом.
Прежде, чем приступать к обучению, отправьтесь вместе с ребенком в детский магазин одежды и вместе выберите для него нижнее белье. Расскажите ему, что он уже взрослый, и может, как мама и папа, обходится без памперсов.
Так же подготовьте на совместный уикенд какую-нибудь развлекательную программу. Приобретите новые игрушки, книжки, подберите познавательные мультфильмы, увлекательные игры. При проявлении чрезмерного внимания, дети лучше понимают то, чего хотят от них взрослые и стараются их не огорчать.
Важно, чтобы к процессу обучения подключились все члены семьи. В ином случае, малыш может справлять нужду лишь только при маме или папе. Так же необходимо заранее проинформировать ребенка о своих намерениях. За неделю до воплощения методики в реальность ежедневно рассказывайте крохе, что вскоре он будет обходиться без подгузников.
Сразу после пробуждения снимите с ребенка памперс. Отлично, если этот день он проведет голышом, изучая свое тело и естественные физиологические процессы. Без трусиков и подгузника ему будет проще самостоятельно сесть на горшок, который следует поставить в комнате, в которой малыш будет проводить больше всего времени. Однако если вы желаете сразу приучить ребенка справлять нужду в туалете, установить данный «аксессуар» там.
Усильте в этот день питьевой режим. Как можно чаще предлагайте малышу сок, компот, воду и т. д. Максимальное количество опорожнений позволит вам уловить манеру поведения вашего чада, перед тем, как он собирается справить нужду.
После того, как связь реакции его организма и желания пописать будет установлена, высаживайте кроху на горшок. После повторяйте попытки каждые 20 минут. Хорошо, если после каждой процедуры опорожнения вы будете мыть с ребенком руки, это позволит параллельно с умением пользоваться туалетом привить ему правильные манеры.
В случае если малыш наотрез отказывается садиться на горшок, не принуждайте его и не усаживайте силой. Скажите, что повторите действие еще раз после чтения книги или просмотра мультфильма. Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок пописал после сна, прогулки и основного приема пищи, а так же перед тем, как отправиться спать, гулять.
Как можно эмоциональней комментируйте ваши действия и хвалите малыша за его старания. К примеру: «Какой ты молодец, что пописал на горшок. Ты уже совсем большой, как мама или папа» или «Ты не успел в туалет. Ничего страшного, мы сейчас с тобой уберем, а в следующий раз ты сядешь на горшок». Однако стоит отметить, что не всем детям нравится гиперопека, поэтому внимательно следите, как именно ваше чадо реагирует на ваше чрезмерное внимание.
Оставшееся для обучения время можно провести дома либо разнообразить досуг прогулкой на свежем воздухе. Поведение родителей не должно ничем отличаться от поведения в первый день. Однако если вы собираетесь на улицу, постарайтесь не отходить далеко от дома и прихватите с собой небольшой горшок. Ведь не каждый малыш изъявит желание пописать на травку. В общем, создайте для него максимально комфортные условия.
За все эти дни будьте готовы к тому, что ребенок может еще хоть и не часто, но забывать о своих обязанностях. Ни в коем случае не ругайте за его оплошности. Лучше сделайте вид, что вам просто неприятна ситуация и вы расстроены. Смените малышу белье и попросите отнести мокрые трусики в предназначенную для этого корзину.
Известный педиатр – доктор Комаровский считает, что раньше, чем в 1,5 года пытаться заставить ребенка повзрослеть, нет смысла. Так как он будет справлять нужду на уровне рефлекса, а не осознания всего процесса.
Знаменитый доктор считает:
1) оптимальный возрастной период для сознательного использования горшка – 22-30 месяцев. Комаровский утверждает, что даже, если вы начнете обучать ребенка пользоваться туалетом еще в 1 годик, то все равно полностью завершите этот процесс, не ранее, чем к 2,5 годам. Лишь с этого возраста малыш начинает полностью осознавать все тонкости процессов мочеиспускания и дефекации. Согласно же статистике, полное отсутствие промашек, в среднем припадает на возрастной период – 32-36 месяцев;
2) не стоит смотреть на детей знакомых и родственников. Каждый ребенок – индивидуальность, нет смысла принуждать его писать на горшок чуть ли не с пеленок, если соседка по подъезду, рассказала, что у нее это получилось;
3) следует начинать процесс приучения к горшку сразу после того, как вы поймете, что ваше чадо понимает значение слов: «пописать» и «покакать»;
4) оптимальное время для обучения – лето;
5) необходимо создать ребенку определенный режим посещения туалета, о котором уже не раз говорилось выше, постепенно увеличивая количество высаживаний;
6) удачные попытки нуждаются в похвале, промахи – в сдерживании негативных эмоций;
7) можно сразу знакомить малыша с взрослым унитазом, предварительно оборудовав его специальным сидением.
Педиатр утверждает, что если нет определенных проблем со здоровьем, все дети полностью самостоятельно посещают туалет или пользуются горшком к 4-ем годам. Однако большинству родителям не терпится достигнуть успеха в данном деле гораздо раньше.
Услышать подробную речь Комаровского можно в следующем сюжете:
Весь путь малыша к освоению горшка можно поделить на определенные возрастные периоды, в каждый из которых родителям стоит потихоньку прививать ребенку навыки пользования туалетом.
Первые попытки высаживать кроху на горшок можно предпринимать, как только он научится самостоятельно сидеть, но при условии, что у грудничка наблюдается регулярный стул. В этот период родители добьются лишь выработку привычки не вставать некоторое время с «аксессуара» туалета. Понимание того, что хотят от ребенка взрослые – в этот период является недостижимой целью.
Как правило, регулярный стул наблюдается лишь в первой половине дня. Поймать малыша «на горячем» после дневного сна – бесполезное дело. Не старайтесь силой усаживать малыша на горшок, ваше упорство может надолго отбить желание у ребенка даже лицезреть предмет туалета.
В период 12-18 месяцев мочеиспускательная система ребенка еще работает в автоматическом режиме, и он испражняется, не контролируя процесс. По мере взросления мускулатура всех органов укрепляется и малышу не требуется столь частого посещения туалета.
Начиная с года, ребенок уже может сам обнаружить последствия мочеиспускания и дефекации и выразить свое чувство дискомфорта от ходьбы в мокром белье.
На данном этапе родители могут продолжить процесс высаживания крохи на горшок, при условии регулярного стула. Однако длительность времяпровождения на нем не должна превышать 10-ти минут. Обязательно, следует хвалить чадо после каждого раза, как он покакал или пописал на горшок.
Не ожидайте, что малыш начнет самостоятельно проситься в туалет. В этом возрасте вы можете лишь ловить его процессы автоматического мочеиспускания и дефекации.
Как уже не раз говорилось выше, 18 месяцев – идеальный возраст ребенка, чтобы начать обучать его просится на горшок. Ведь именно в этот период большинство детей начинают ощущать наполненность мочевого пузыря или прямой кишки.
Следует просто несколько раз показать и рассказать ребенку, как и для чего, следует пользоваться горшком, а далее дело за поощрением и терпением. Необходимо хвалить кроху каждый раз, как он попроситься в туалет и быть готовым к нерегулярным промахам.
Если вы знаете, уже примерный режим испражнений малыша и замечаете, что уже подходит время, а малыш увлечен игрой, напомните ему о необходимости воспользоваться горшком.
Не плохо, даже если ребенок начнет проситься в туалет уже с мокрыми штанишками. Это означает, что чувство дискомфорта пока сильнее чувства наполненности мочевого пузыря. Со временем, указанная последовательность поменяется. Ни в коем случае, не ругайте его за мокрое белье.
Если же ребенка просто мучают неприятные ощущения от грязных штанишек, объясните ему, что этого можно избежать, если вовремя садиться на горшок.
К 24 месяцам жизни строение мочевого пузыря малыша укрепляется на столько, что он может оставаться сухим на протяжении 2-х часов. Большинство деток перестают испражняться во время дневного и ночного сна. Поэтому, если вы только начинаете учить ребенка пользоваться горшком, необходимо высаживать его сразу после сна, соблюдая на протяжении дня 2-х часовой промежуток, опять-таки, не забывая о похвале.
С 2-х лет, многие дети уже могут словесно проситься в туалет, а так же выполнять просьбу родителей, выраженную в мягкой форме, посетить туалет.
В практике родителей бывают случаи, когда ребенок резко отказывается от пользования горшком, хотя до этого уже регулярно посещал туалет. В чем же причина столь неприятного конфуза? Чаще всего источником проблемы могут быть:
1) конфликты в семье. Желая обратить на себя внимание, ребенок начинает капризничать и протестовать. Отказ от горшка – одна из возможных реакций на сложившуюся ситуацию;
2) резкая смена обстановки. Появление нового члена семьи, переезд или развод так же неоднозначно отражаются на развитии малыша;
3) кризис трехлетнего возраста. В этот период дети начинают резко взрослеть и предпринимают попытки делать то, что хочется им, а не окружающим;
4) заболевания или ухудшение самочувствия в период прорезывания зубов.
Для того чтобы устранить создавшуюся проблему, следует искоренить причину протеста или нежелания ребенка посещать туалет и только после этого необходимо аккуратно, «без кнута» напоминать ребенку о его обязанностях.
Буквально 3-4 десятка лет тому назад новоиспеченных мам вообще не интересовал вопрос о том, когда же ребенок приучиться к горшку. Тем не менее, все мы обладаем навыком посещения туалета. Современные женщины, наоборот, стараются ускорить все жизненно важные процессы развития ребенка, что порой оставляет негативные последствия в виде психологической травмы. Поэтому стоит задуматься: а стоит ли торопить события?
* Как приучить ребенка пользоваться горшком *
348. Готовность к этому зависит от возраста и от индивидуальных качеств ребенка.
Наслушавшись разных людей, вы, возможно, будете считать, что приучить ребенка пользоваться горшком - тяжелый труд. На самом деле все обстоит гораздо проще. С возрастом дети приобретают способность управлять своим кишечником и мочевым пузырем. Мать должна лишь внимательно следить за своим ребенком, ожидая признаков его готовности, и дружески поощрять его пользоваться горшком.
Прежде всего вам следует помнить, что в различном возрасте у разных детей кишечник и мочевой пузырь функционируют по-разному. Кроме того, и отношение детей к этому виду обучения также неодинаково.
349. У одних детей стул бывает регулярно, у других - нет.
В течение первого года жизни большинство детей почти не чувствуют функционирования своего кишечника. Как только прямая кишка оказывается заполненной, кал выталкивается так быстро, что мать не успевает этого заметить.
У одних детей первый (или единственный) стул в день бывает регулярно через несколько минут после завтрака. Полный желудок заставляет действовать кишечник, особенно после долгого ночного отдыха. Довольно легко "поймать" этот момент. Но сказанное еще не означает, что вы приучили ребенка к горшку. На первом году он еще почти не понимает, что происходит. Пока что вы приучили не ребенка, а себя. Ребенок лишь привыкает к горшку.
У других детей стул бывает один или несколько раз в разное время дня.
Если ребенок испражняется нерегулярно, бесполезно пытаться приучать его к горшку в первый год жизни. Вам придется сажать его на горшок так часто и надолго, что скорее всего он только рассердится и будет нарочно сопротивляться обучению.
350. Второй год.
На втором году жизни у ребенка появляются новые черты, которые очень помогут матери приучить его пользоваться горшком. В этом возрасте ребенок осознает, как сильно он любит свою мать, и ему нравится доставлять ей удовольствие. Если мать по-дружески объяснит ребенку, что ей очень хочется, чтобы он пользовался горшком, и будет хвалить его, когда это ему удастся, то у ребенка появится сильное желание научиться пользоваться горшком в угоду матери. Однако есть факторы, препятствующие этому.
351. Двухлетнего ребенка отличают чувство собственности и упрямство.
В начале второго года жизни ребенок ощущает наполненность прямой кишки. Он может намеренно сдерживать и выталкивать кал. Когда он видит свой кал в горшке или на полу (если на нем не было штанишек), у него появляется собственническое отношение к нему. Он даже немного гордится им. Он может даже привести свою мать, чтобы она полюбовалась его "произведением". Он пока не чувствует к нему никакого отвращения. Он может поиграть со своим калом или даже попробовать его на вкус, как он пробует все вообще.
Многие дети, охотно пользовавшиеся горшком в течение нескольких месяцев, вдруг резко меняют свое отношение к нему, что бывает между 12 и 18 месяцами. Такой ребенок послушно садится на горшок, но ничего не делает. Как только он встает с горшка, он пачкает штанишки либо делает прямо на пол, как будто он никогда не был приучен к горшку. Обычно это происходит с упрямыми детьми, чаще с мальчиками. Многое зависит здесь от поведения матери: ребенка надо поощрять, а не заставлять.
352. Во второй половине второго года жизни дети начинают проситься на горшок.
Обычно они сообщают об этом при помощи определенного слова или звука, который понимает только мать. Некоторые дети начинают проситься и раньше полутора лет, а другие - только после 2 лет.
Разные факторы определяют возраст, в котором ребенок начинает сообщать матери, что он хочет на горшок, но у каждого ребенка это начинается по-разному. Если мать регулярно ловит момент, когда ребенка надо посадить на горшок, он постепенно перенимает ее беспокойство по этому поводу. Если мать тактично поощряет ребенка сообщать ей, когда он хочет на горшок, он, желая ей угодить, старается вовремя заметить, что ему пора. Но есть дети, которых никогда не приучали к горшку, и тем не менее они начинают сообщать матери, когда им нужно на горшок. Некоторым детям в конце второго года жизни неприятно, когда штанишки грязные или мокрые, либо они начинают чувствовать отвращение к виду и запаху кала. Если мать постоянно внушала ребенку, что делать в штанишки нехорошо и неприятно, то ребенок тоже начинает так думать. Но в других случаях, когда мать никогда не показывала отвращения к калу, у ребенка все равно это чувство возникало.
353. В 2 года ребенок стремится подражать.
Стремление двухлетнего ребенка всему подражать иногда играет большую роль в приучении к горшку. Бывает, что ребенок, которого никогда не сажали на горшок, вдруг обращает внимание, что его брат, сестра или товарищ пользуются горшком, и требует, чтобы его тоже посадили на горшок. Часто ребенок, поняв, в чем дело, полон энтузиазма и через 2 дня он уже мочится и испражняется только в горшок. Он может так гордиться своим достижением, что даже надоедает, просясь на горшок каждые несколько минут.
354. Конечный этап - умение самостоятельно осуществлять эту процедуру от начала до конца.
Даже, когда ребенок постоянно просится на горшок, он все-таки ждет, чтобы мать сняла ему штанишки и посадила его. Можно считать, что он действительно пользуется горшком только тогда, когда он научится делать все сам от начала до конца (обычно между 2 и 2,5 годами). Многое зависит от поощрения матери и от того, насколько легко снимаются штанишки. Но почти до 3 лет время от времени возможны непредвиденные случаи: на прогулке, вне дома или во время желудочного расстройства.
355. Отношение родителей к проблеме приучения к горшку.
Оно так же важно и так же разнообразно, как и отношение детей. На одном полюсе - родители, не придающие большого значения приучению к горшку. Они предпочитают начать это по возможности позже. Им не противно менять грязные пеленки до 2 лет, а иногда и дольше. На другом полюсе родители, которые считают, что для развития ребенка и формирования его характера очень важна чистота. Они стараются приучить ребенка ходить на горшок как можно раньше. Им крайне неприятно убирать за ребенком, и они не могут подавить раздражения, если их ребенок пачкает штанишки после года или полутора лет. Все мы, родители, в большей или меньшей степени принадлежим к одному из этих типов. Часто истоки нашего отношения к этой проблеме нужно искать в нашем детстве. Большинство людей стремится воспитать своих детей так же, как воспитали их.
356. Если родители боятся помочь ребенку.
Проблема приучения ребенка к горшку стала представляться особенно сложной в свете последних работ психиатров, психологов и педиатров.
Изучая причины повышенной нервности взрослых и детей, врачи пришли к выводу, что слишком раннее и строгое приучение к горшку, которое раньше было очень популярно, приводило к тому, что ребенок становился крайне упрямым или излишне заботящимся об опрятности "чистюлей". Педиатры рассказывают, что некоторым матерям, долго и безуспешно приучавшим своего первого ребенка проситься на горшок, было страшно заново начать эту борьбу со вторым. Но каково же было их изумление, когда около 2 лет второй ребенок сам начинал проситься на горшок. Это дало надежду некоторым психиатрам, включая и меня, полагать, что если бы удалось убедить родителей не прилагать слишком активных усилий в этом направлении, то, возможно, дети сами бы приучались проситься на горшок. Но, к сожалению, этот метод не приносил желаемых результатов тем родителям, которые в душе были против него и пытались его осуществить, только следуя рекомендациями педиатра, а также тем, которые боясь "переборщить", вообще никак не поощряли ребенка пользоваться горшком.
357. Методы приучения.
Я думаю, не может быть единственно правильного метода приучить ребенка проситься на горшок. То, что получается у одних родителей, может не получиться у других, и уж, конечно, то что подходит для одного ребенка, может быть вредно для другого. При любом методе могут быть неудачи. Главное - определить ваше собственное отношение к проблеме, знать, как по-разному дети реагируют на тот или иной метод, подождать признаков готовности ребенка к этому виду обучения и затем пользоваться методом поощрения, а не порицания.
Раньше родители пользовались преимущественно одним методом: с первых же месяцев подставляли горшок, когда ребенок испражнялся. Но этим много достичь не удавалось. Проходит много месяцев, прежде чем ребенок понимает, в чем собственно дело, и начинает добровольно участвовать в этой процедуре.
Основной недостаток таких ранних попыток - то, что мать, как правило, начинает придавать слишком большое значение этой проблеме и становится все более требовательной, забывая, что главное - это заручиться сотрудничеством самого ребенка. Я думаю, разумнее предоставить ребенку право решать самому. Не сердитесь на него, лучше подождите, пока он подрастет и поймет, что от него требуется, или, по крайней мере, пока он хотя бы начнет самостоятельно сидеть.
358. Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни.
Если у ребенка регулярный стул, родители обычно начинают сажать его на горшок между 7-м и 12-м месяцем. Это разумный метод для тех родителей, которые стремятся научить ребенка проситься на горшок как можно раньше. В этом возрасте ребенок умеет хорошо сидеть и в состоянии частично управлять нижней частью своего туловища. Если стул у ребенка бывает каждый день через 10 минут после завтрака, то успех достигается быстро и без особых усилий. В этом случае ребенку не приходится сидеть на горшке слишком долго, на что у детей редко хватает терпения. Конечно, это только самая первая стадия обучения, так как до года ребенок еще плохо понимает, что от него требуется. Он просто привыкает сидеть на горшке и ассоциирует с ним ощущения, вызываемые испражнениями. Вы скажете, что это подготовит его к дальнейшему обучению. Но следующий стул во второй половине дня вряд ли бывает в одно и то же время, следовательно, его "ловить" не стоит.
Если же и первый стул ребенка нерегулярный, то неразумно пытаться его "поймать" в этом возрасте. Вам пришлось бы сажать ребенка на горшок слишком часто и на слишком продолжительное время, что сделает ребенка нетерпеливым и упрямым.
359. Метод приучения к горшку в первой половине второго года.
Значительная часть родителей начинает приучать ребенка к горшку в первой половине второго года. Ребенок взрослеет и начинает замечать различные части своего тела и их функционирование. Если ему представляется случай, он замечает свое мочеиспускание и испражнение. Если стул у ребенка бывает регулярно в одно и то же время, его можно сажать на горшок на 5-10 минут. Когда он сделает на горшке то, что от него ждут, это производит на него некоторое впечатление. Мать может похвалами увеличить его удовлетворение. Спустя несколько недель ребенок будет еще больше гордиться своим достижением. Это уже почти успех. Ребенок понимает, что он делает то, что нужно, и что испражняться надо в горшок.
360. Метод терпения.
Многие родители предпочитают ждать до второй половины года и поощрять ребенка проситься на горшок, произнося либо слово, либо звук, понятный матери. Мне кажется, что это самый подходящий возраст для приучения ребенка к горшку. От родителей не потребуется слишком много усилий; ребенок берет инициативу на себя и сам проявляет интерес к горшку. Некоторые дети в этом возрасте настолько явственно чувствуют полноту прямой кишки и мочевого пузыря, что начинают проситься на горшок без всяких напоминаний и уговоров.
Если стул у ребенка регулярный, например, сразу после завтрака, его можно начать сажать на горшок на непродолжительное время, начиная с полутора лет. Мать должна проявить свое удовольствие и похвалить ребенка, когда ему удастся сделать на горшке, и попросить его сказать ей на следующий день, когда он захочет на горшок. Дело в том, что в этом возрасте ребенок скорее поймет, что от него хотят.
Если ребенку неприятны или даже отвратительны грязные штанишки, мать может объяснить ему, что если он попросится на горшок, то его штанишки останутся сухими и чистыми так же, как и у взрослых.
В случае, если ребенок не высказывает ни интереса, ни отвращения к грязным штанишкам в конце второго года, мать может оставить его без штанишек (но в комнате, где нет ковра), чтобы он понял, что, собственно, происходит. Тогда мать может предложить ему в следующий раз попроситься на горшок.
Поощрять ребенка проситься на горшок следует постепенно и ласково (не делайте этого слишком энергично). Обычно проходит несколько недель, прежде чем ребенок поймет, что от него хотят. Сначала он сможет сообщать матери после того, как испачкает штанишки. Это уже значительный прогресс, хотя родители этого не считают. Надо ребенка похвалить и попросить его в следующий раз опять сказать, чтобы вовремя посадить его на горшок и чтобы не нужно было менять штанишки.
Мать должна во что бы то ни стало сохранять спокойствие и оптимизм по отношению к "завтра". Она может рассказать ребенку, что и она, и папа, и братья, и сестры, и друзья, и знакомые пользуются туалетом, что он взрослеет с каждым днем, что приятно ходить в сухих и чистых штанишках. Я не хочу сказать, что нужно каждый день повторять эту проповедь от начала до конца, нужно лишь время от времени напоминать об этом. Все это требует огромного терпения. В некоторые дни мать охватит раздражение из-за отсутствия видимого прогресса. Если вы убедитесь, что ваши усилия тщетны, оставьте их на несколько дней или недель. Избегайте раздражения и отчаяния. Старайтесь не стыдить и не наказывать ребенка за грязные штанишки. Помните, что если метод поощрения не помогает, то наказание только ухудшит дело.
361. Если ребенок сопротивляется.
В разделе 351 уже упоминалось о легкой форме нежелания пользоваться горшком: ребенок вдруг отказывается делать в горшок и пачкает штанишки, как только встанет с него.
Если ребенок отказывается пользоваться горшком в течение нескольких недель и если сопротивление его растет, он может сдерживаться, не только сидя на горшке, но и в течение всего дня, если это ему удастся. Это тип запора называется психологическим. Он редко приносит вред организму ребенка, но показывает состояние его нервной системы.
Иногда такое сопротивление можно смягчить, если мать находится рядом с ребенком, ласково с ним разговаривая и изредка напоминая ему, что он должен сделать на горошке. Другими словами, шутками и лаской вы скорее сможете сломить его упорство. Если через 10 минут ребенок все-таки ничего не сделает, отпустите его, не усугубляйте положения. Если через несколько минут он испачкает штанишки или пол, вы, конечно, рассердитесь. Но если вы напомните себе, что таким образом ребенок демонстрирует свою независимость, вы, вероятно, сможете отнестись к этому с юмором. Лучший подход к ребенку в такой ситуации - говорить ему: "Завтра ты, может быть, сделаешь это в горшок, как большой мальчик". Не удивляйтесь, если сопротивление ребенка длится несколько недель. Разумеется, нет смысла произносить одну и ту же речь каждый день. Лучше всего в течение некоторого времени вообще оставить всякие попытки, а затем попробовать снова в один прекрасный день, когда вам покажется, что он стал взрослее и покладистее.
При более сильной форме сопротивления ребенок может вообще отказываться садиться на горшок. Если он не очень упрямится, можно шутками и дружелюбными разговорами отвлечь его внимание и все-таки посадить на горшок. Но, если он категорически отказывается сесть на горшок, значит он действительно боится испражняться, и было бы ошибкой заставлять его. Оставьте его в покое на некоторое время, но недели через две напомните ему дружелюбным тоном, что когда-нибудь он тоже будет пользоваться горшком, как все другие дети. Наблюдайте за ним, и в один прекрасный день он будет готов к этому. С другой стороны, если мать не решается вообще говорить с ребенком на эту тему, это может укрепить его мнение, что то, чего она от него хочет, нехорошо или опасно. Напоминания матери, сделанные уверенным, ласковым тоном, помогут ребенку восстановить свое отношение к пользованию горшком как к обыденному делу, одному из достижений на пути становления взрослого человека.
В некоторых случаях ребенка удается "подкупить": например, предложить девочке красивые трусики с кружевами в награду за то, что она не будет их пачкать и мочить, или костюм мальчику, который ему очень нравится. Многим детям полезно понаблюдать, как другие дети с гордостью пользуются горшком.
362. Боязнь твердого болезненного стула.
Иногда у ребенка постепенно или сразу начинает формироваться необычно твердый кал, который выходит, причиняя боль. Не любой твердый стул болезнен. Например, при спастическом запоре, когда кал выходит маленькими твердыми шариками, болей обычно не бывает. Болезненно выходит твердый стул большим куском с широким диаметром. Проходя через сильно растянутый задний проход, твердый кусок кала может разорвать его край так, что образуется крошечная трещина, которая может увеличиваться при каждом испражнении. Это очень болезненно, и, если стул остается твердым, трещина долго не заживает. Нетрудно понять, почему ребенок, однажды испытавший боль при испражнении, старается избежать его всеми силами. Если ребенку удается удерживать стул в течение нескольких дней, то от этого он становится еще крепче и, следовательно, выходит еще болезненнее. Получается заколдованный круг.
Очень важно немедленно посоветоваться с врачом, если стул ребенка стал твердым, особенно на втором году жизни, когда ребенок особенно чувствителен. Врач может рекомендовать либо лекарство, либо изменение в питании. Хорошо помогает чернослив или сок из него. Если ребенок любит чернослив, давайте его каждый день. Помогают также хлеб и крупы из грубого помола, особенно овсяная.
Некоторое время вам придется успокаивать ребенка, говоря, что его стул больше не будет причинять ему боль, как раньше, потому что помогло лекарство. Если ребенок продолжает бояться и сопротивляться и вам кажется, что боли продолжаются, необходимо показать ребенка врачу. Возможно, образовалась трещина, которая никак не заживает. Иногда бывает необходимо растянуть задний проход под наркозом.
363. Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком.
Хотя матери трудно сохранять терпение и не сердиться на ребенка, который никак не поддается уговорам ходить на горшок, она должна знать, как себя вести, чтобы не усугубить положения. Если мать будет заставлять ребенка сидеть на горшке все чаще и дольше, несмотря на его категорический отказ что-либо сделать в горшок, это только усилит его упорство. Гнев родителей, если он не помогает сразу же, только заставляет ребенка чувствовать себя виноватым, но не исправляет его. Если вы будете постоянно стыдить ребенка за его поступки или прививать ему чувство отвращения, то вы все равно почти ничего не добьетесь. Но таким путем вы в конце концов сделаете из него излишне суетливого человека, который боится наслаждаться жизнью или начинать что-либо новое, который сразу падает духом, если что-то не ладится.
* Как приучить ребенка быть сухим *
364. Готовность к обучению.
С одной стороны, приучение ребенка мочиться на горшок - гораздо более трудное или по крайней мере долгое дело. В любом возрасте человеку легче удержать стул, чем мочу. В то время как большинство детей к 2 годам уже испражняется в горшок, очень многие дети в 2,5 года еще довольно часто мочатся в штаны и днем, и ночью. С другой стороны, дети редко сопротивляются, когда их приучают мочиться в горшок днем. Когда они физически в состоянии управлять мочевым пузырем, они охотно это делают, т.е. не отказываются сесть на горшок и не сдерживают мочу, сидя на нем.
365. Мочевой пузырь в состоянии удержать большое количество мочи между 12-м и 18-м месяцем.
У большинства детей в первые полтора года мочевой пузырь опорожняется автоматически и довольно часто. Затем он начинает задерживать все большее количество мочи. Часто в 15-16 месяцев мать впервые с удивлением и удовольствием замечает, что штанишки сухие в течение 2 часов, обычно во время дневного сна. Попытки приучить ребенка к горшку тут не при чем. Просто его мочевой пузырь окреп. Иногда ребенок уже в 12 месяцев остается сухим всю ночь, прежде чем мать начала приучать его к горшку. Как правило, девочки скорее привыкают мочиться в горшок и раньше начинают оставаться сухими всю ночь, чем мальчики. Некоторые дети даже в 2 года вынуждены часто опорожнять мочевой пузырь, иногда каждые полчаса или час. Хотя очень многие дети в 15-18 месяцев в состоянии удержать мочу в течение 2 часов, это еще не означает, что они приучены мочиться в горшок. Если мать помнит время, когда ребенок помочился последний раз, она может вовремя посадить его на горшок, но делать это нужно тактично. Вряд ли дети в этом возрасте в состоянии помнить, что нужно помочиться в горшок и вовремя попроситься, так как пока они почти не чувствуют, как функционирует мочевой пузырь.
366. Часто дети начинают проситься между 18-м и 24-м месяцем.
Некоторые дети в этом возрасте начинают чувствовать полный мочевой пузырь и сообщать об этом словом или звуком, понятным одной матери. Проситься раньше начинают те дети, которых до этого довольно регулярно сажали на горшок, чем в конце концов привлекли их внимание. В первые несколько недель ребенок часто просится, когда штанишки уже мокрые. Одним матерям это кажется бессмысленным, а другие думают, что ребенок над ними издевается. Не будьте так пессимистичны. Просто вначале ощущение мокрых штанишек сильнее ощущения полного мочевого пузыря. У ребенка самые лучшие намерения. Он делает все, что пока в его силах, и скоро он будет вовремя проситься, если вы оцените его усилия.
Но даже после того, как ребенок начал проситься, он еще частенько будет мочить штанишки. Временами он будет слишком занят, чтобы заметить, что у него полный мочевой пузырь. Мать может заметить, в какие часы ребенок мочится, и напоминать ему. Ребенку еще предстоит перейти к последней стадии, когда он будет вовремя замечать, что ему пора помочиться, и у него хватит умения и чувства ответственности, чтобы самому пойти к своему горшку, самому снять штанишки и т. д., т. е. самому проделать все от начала до конца. Наблюдения над детьми показывают, что даже в 2,5 года они часто мочат штанишки. Очень многие дети не в состоянии нести полную ответственность даже к 3 годам.
367. Метод, при котором с начала второго года жизни мать замечает время мочеиспускания.
Существует два основных принципа обучения ребенка мочиться в горшок. Если мать предпочитает начать обучение как можно раньше (как она, вероятно, начала в конце первого или в начале второго года приучать ребенка испражняться в горшок, если стул его регулярен), она может начать сажать ребенка на горшок тогда, когда ребенок остается сухим в течение 2 часов. Когда это происходит, вы можете быть почти уверены, что: 1) мочевой пузырь достаточно окреп. Следовательно, вам не придется тренировать нечто, совершенно не готовое к обучению; 2) спустя 2 часа после последнего мочеиспускания мочевой пузырь должен быть полным. Следовательно, он должен скоро опорожниться и вам не придется держать ребенка на горшке слишком долго; 3) ваши попытки не будут неожиданными, и обучение будет постепенным, так как вначале ребенок довольно редко будет оставаться сухим в течение 2 часов. Но по прошествии нескольких недель это будет происходить все чаще.
Большинство детей впервые остаются сухими в течение 2 часов дневного сна, некоторые - в другое время дня, а другие дети удивляют свою мать, проснувшись сухими утром.
368. Метод, когда мать ждет, чтобы ребенок сам начал проситься.
Родители, вообще предпочитающие не торопиться с приучением к горшку (они также ждут, пока ребенок сам начнет проситься на горшок для стула обычно в конце второго года), не торопятся приучать его и мочиться в горшок. Ребенок, который между 18-м и 24-м месяцем научился давать знать матери о приближающемся стуле, приблизительно месяц спустя начинает чувствовать и полный мочевой пузырь и сообщать об этом матери, если она поощряет его.
Если мать ждет, чтобы ребенок сам проявил инициативу, то он, вероятно, к концу второго года начнет почти одновременно и мочиться, и испражняться в горшок. Как я уже упоминал, он может надоесть вам в первые несколько дней, просясь на горшок каждые 10 минут в надежде, что ему удастся снова помочиться, чтобы доставить вам удовольствие, и гордясь своим новым достижением.
Я еще раз хочу подчеркнуть следующее: родители, предпочитающие подождать, пока ребенок сам проявит интерес к горшку, не должны думать, что любое напоминание с их стороны испортит весь метод. Большинство детей в конце второго года с удовольствием выполняют пожелания матери, если она высказывает их в дружелюбной форме и учитывает возраст ребенка, не требуя от него невозможного.
369. Некоторые дети не могут мочиться вне дома.
Бывает, что ребенок настолько сильно привыкает к своему горшку, что не может мочиться в любом другом месте. Не сердитесь и не заставляйте его. Если мочевой пузырь ребенка так полон, что ему больно, и все-таки он не может помочиться, посадите его на полчаса в горячую ванну. Может быть, это поможет. Если вы собираетесь путешествовать с ребенком, обязательно захватите с собой его горшок, чтобы не попасть в такой "переплет". Но лучше приучить ребенка мочиться в разных местах и на прогулке тоже.
370. Мальчик начнет мочиться стоя позже.
Родители часто беспокоятся, что их сын не может мочиться стоя. Нет необходимости делать из этого проблему. Он скоро поймет, что стоя ему будет удобнее, особенно, если он увидит несколько раз, как это делают другие мальчики или его отец (см. также раздел 511).
371. Когда ребенок остается сухим всю ночь.
Многие опытные и неопытные родители считают, что необходимо поднимать ребенка ночью с постели, чтобы он остался сухим до утра. Они спрашивают врача: "Теперь, когда он относительно редко мочит штанишки днем, когда его нужно будить и сажать на горшок ночью?" Это ошибочное представление. На самом деле не потребуется никаких усилий с вашей стороны, чтобы ребенок оставался сухим всю ночь. Это происходит, как только мочевой пузырь становится достаточно крепким, если ребенок не нервничает и не сопротивляется приучению к горшку. Один ребенок из ста начинает просыпаться утром сухим с 12 месяцев, хотя мать никогда не приучала его к этому и хотя днем он мочился в штаны. Также многие дети в конце второго года жизни или начале третьего остаются сухими всю ночь, прежде чем научатся хорошо управлять своим мочевым пузырем днем. Во время сна почки автоматически производят меньше мочи (но она более концентрирована), поэтому мочевой пузырь может удержать мочу в течение ночного сна дольше, чем днем.
Большинство детей начинает просыпаться сухими между 2 и 3 годами, небольшое число детей - между 1 и 2 годами, а некоторые - только после 3 лет. Мальчики обычно дольше мочатся в постель ночью, чем девочки, а нервные дети - дольше, чем спокойные. Иногда это оказывается наследственной чертой.
Приучение ребенка к горшку - один из самых непростых периодов в жизни каждой мамы. Да и малышу в это время тоже не всегда бывает просто.
Многие родители изначально сомневаются, когда же можно приступать к такому ответственному делу, ведь у одних дети знакомы с горшком и до годовалого возраста, а другие не спешат пробовать даже после года.
А есть ведь еще разные методики приучения, а также много правил и нюансов - одним словом, чтобы малыш как можно быстрее и наиболее безболезненно освоил навык пользования горшком, родителям и самим предстоит серьезная подготовка и работа.
Итак, запасайтесь терпением, ведь впереди у вашего ребенка долгая дорога - от подгузников к самостоятельному пользованию горшком.
Нередко родители жалуются на неудачи, ругают и отчитывают малыша за то, что у него ничего не получается, винят себя за неспособность хорошо научить. Масла в огонь обычно подливают истории о гениальных детях, которые прекрасно овладели горшком еще до того, как умели ходить.
В любом дворе или компании обязательно найдется такой рассказчик, который не преминет похвастаться, если не собственным ребенком с чудо-способностями, то детьми друзей или дальних знакомых.
Первоочередная задача родителей - понять, что начинать приучение к горшку нельзя с принуждения или просто потому, что, по вашему мнению, уже пришла пора. Активно заставляя ребенка, наказывая его за промахи и ругая, вы добьётесь только отторжения и антипатии к самому горшку и даже к вам, к тому же, можете спровоцировать у малыша нервный срыв и массу прочих проблем.
Все обычно так и происходит, когда родители слишком рано пытаются пробовать знакомить кроху с горшком или же хотят, чтобы ребенок вдруг совершил невозможное, не имея необходимых навыков и не будучи даже готовым к этому.
Процесс обучения пройдет гораздо легче и быстрее, если начинать его, когда ребенок будет уметь следующее:
Как видите, прежде чем приучать ребенка к горшку, необходимо помочь ему овладеть хотя бы такими навыками. Обратите внимание, что речь идет не только об определенном уровне физического развития малыша, но и его психоэмоциональных достижениях.
Исходя из уже сказанного, можно сделать вывод и о примерном возрасте ребенка, ведь малыш сначала должен дорасти до всех требуемых умений.
Как правило, большинство педиатров и психологов сходятся в мнении, что оптимальный возраст для начала знакомства с горшком - полтора-два года. Именно к восемнадцати месяцам у ребенка может сформироваться полноценный и, что немаловажно, сознательный контроль над собственным телом, то есть, он уже начинает контролировать физиологические позывы своей выделительной функции.
У многих деток такая способность вырабатывается в двухлетнем возрасте, а некоторые могут похвастаться полностью осознанным рефлексом ходить на горшок / туалет намного позже - лишь к трем-четырем годам, ведь развивается каждый ребенок по-своему, в собственном индивидуальном ритме и темпе.
Тем не менее, вы можете встретить мнение, что ребенка стоит приучать к горшку, как только он научится сидеть - тогда уж к полутора годам он точно освоит этот навык. А есть и более кардинальные суждения, согласно которым малышу нужно знакомиться с горшком чуть ли ни с первых недель жизни, а родители просто должны помочь ему выработать рефлекс постоянными командами к мочеиспусканию и дефекации.
Надрессировать ребенка вполне возможно, поэтому не удивляйтесь историям, рассказывающим о малышах, которые задолго до года научились писать и какать при высаживании на горшок и произнесении команды.
Это, конечно, можно назвать достижением, однако врачи предупреждают, что подобные эксперименты чреваты некоторыми неприятными последствиями. К примеру, в дальнейшем уже вполне сознательный малыш, все понимающий и контролирующий свои потребности, вдруг наотрез отказывается от пользования горшком и т. д. Единственная польза от этого для родителей - экономия подгузников.
Но все же для приучения ребенка к горшку лучше подождать действительно подходящего возраста.
Доктор Комаровский дает советы родителям, как сделать процесс приучения к горшку простым и результативным.
Определившись с возрастом и готовностью малыша, можно заняться поисками и приобретением того самого нужного для процесса обучения предмета - горшка.
Сегодня купить горшок не составит проблем. Однако помимо эстетической стороны вопроса или предпочтений по цвету существует много других критериев, о которых следует знать при выборе горшка.
Подобрав для ребенка горшок, можно приступать к делу.
С готовностью малыша к делу мы уже разобрались, но родители должны понимать, что помимо этого, они и сами должны быть готовы. Выражается готовность взрослых и в моральном плане, когда вы отдаете себе отчет, что процесс обучения не может зависеть от вашего плохого самочувствия или настроения.
Также вам следует осознавать, что пока ребенок поймет, чего вы от него хотите и полностью привыкнет к горшку, понадобится немало времени, поэтому придется запастись терпением и выдержкой.
Идеальным временем для приучения считается лето, так как в жаркое время требуется намного меньше одежды. Запаситесь большим количеством простых трусиков и штанишек без лямок или застежек, чтобы ребенок мог самостоятельно и без труда их снимать и надевать.
Маечки для времени обучения выбирайте короткие - так их не нужно будет поднимать вверх или бояться замочить.
Если вы пользуетесь одноразовыми подгузниками, то малыш может тяжело привыкать к горшку. Однако памперсы придется снять, ведь иначе ребенок ничему так и не научится.
Это не значит, что вы должны отказаться от них в один день. Можно оставить подгузники на сон и пока прогулки или поездки, а потом постепенно учиться обходиться без страховки. Также следует быть готовым к более частой уборке, ведь в процессе обучения без случайных луж никак не обойтись.
Вэтом видео эксперт рассказывает о том, когда можно приступать к приучению к горшку, и как лучше это сделать.
Иногда ребенку бывает сложно привыкнуть - он боится этих новшеств и перемен, не хочет отказываться от подгузника и даже может в штыки воспринимать горшок.
Такой исход событий вероятен при слишком ранних попытках приучения, при недоброжелательном или даже насильственном отношении к малышу, то есть, когда он соотносит процесс взаимодействия с горшком только с негативными впечатлениями.
Это часто случается, если родители сильно ругают или стыдят ребенка за каждый промах, применяют физическое наказание и т. д.
Чтобы добиться положительных ассоциаций и показать малышу, что горшок - это совсем не страшно, а очень даже хорошо и весело, используйте в процессе обучения небольшие хитрости в виде игры:
Для того чтобы возникало меньше неудач, стоит избегать некоторых распространенных ошибок:
Эта экспресс-методика называется «Добровольный малыш». Ее разработала Джина Форд, однако подойдет она только тем деткам, которые достигли определенного психологического возраста, то есть, ребенок уже может выполнить различные простые действия, он понимает слова родителей, выражает свои желания и т. д.
Утром первого дня, как только ребенок проснется, вам необходимо переодеть его с памперса в чистые трусики, рассказывая, что теперь ему не понадобится подгузник, ведь он уже большой, а все взрослые ходят без памперсов.
Затем отправляйтесь с малышом в туалет. Будьте наглядным примером, показывающим, что и как нужно делать. Постарайтесь объяснить все так, чтобы кроха все-таки хоть отчасти сходил на горшок. Если не получилось сразу, повторите высаживание через какой-то промежуток времени или когда заметите, что малышу действительно нужно в туалет.
Не держите его на горшке больше десяти минут - лучше чаще садите. Можно высаживать практически каждые пятнадцать-двадцать минут, пока наконец хоть что-то получится. Не давайте ему вставать раньше времени, посидите рядом, расскажите ему что-то интересное.
Если все же вы не успели добежать вовремя, не расстраивайтесь и не ругайте малыша. Будьте готовы к постоянному контролю и наблюдению за ним на протяжение всего дня.
На следующий день действуем точно так же, стараясь закрепить вчерашние навыки. Время от времени напоминайте малышу о горшке и о том, что ему нужно сходить в туалет, так как часто неприятности и промашки случаются, когда кроха просто заигрывается или увлекается чем-то интересным, забывая о том, что он без подгузника.
Дополнительно можно усаживать вместе на горшочек куклу или другую любимую игрушку, чтобы малыш лучше усвоил, что и зачем надо делать.
Параллельно покажите, как убирать за собой после похода в туалет - разрешите ему самостоятельно вылить содержимое горшка в унитаз, спустить воду, вместе помойте горшок.
Далее необходимо не отступать от намеченной линии обучения, то есть, если вы решили днем обходиться без памперсов, то не нужно их надевать даже для прогулки. Иначе малыш просто запутается, когда проситься, а когда нет.
Перед прогулкой обязательно усадите кроху на горшок и дождитесь, чтобы он на него сходил. Затем на самой прогулке тоже постоянно спрашивайте малыша, не хочет ли он в туалет.
Некоторые родители берут с собой на улицу специальный горшок, так как их чадо может наотрез отказаться делать необходимые дела в кустики. Тогда такой вариант будет оптимальным, хотя и не слишком удобным. Также стоит взять на прогулку запасной комплект одежды и влажные салфетки, если вдруг неприятных неожиданностей избежать не удастся.
До конца недели повторяйте те же действия. Чем старше ребенок, тем легче и быстрее пойдет процесс.
Постарайтесь запомнить биоритмы малыша и высаживать его примерно в то время, когда это необходимо. Почаще напоминайте крохе о надобности, хвалите его в случае успеха. Очень скоро ребенок совсем освоит этот новый навык, и вы сможете вовсе отказаться от подгузников.
Для сна со временем можно будет пробовать использовать непромокаемую пеленку или подстилать клеенку под простынь. На ночь лучше ограничивать потребление жидкости и высаживать ребенка перед сном.
Если видите, что малыш забеспокоился во сне, предложите ему пойти в туалет, но специально лучше не будить и не поднимать, ведь ему нужно научиться самому контролировать свои позывы даже во сне.
Существует и другая методика, действуя по которой, вы приучите малыша к горшку в два раза быстрее. Она подойдет в экстренных случаях, когда необходимо познакомить ребенка с новым навыком в очень короткие сроки, к примеру, перед предстоящей поездкой, путешествием или походом в детский сад.
Обратите внимание, что с помощью такой экспресс-методики вы сможете просто более быстро освоить малышу «туалетный» навык, однако это совсем не значит, что за три дня он научится ходить на горшок и не будет допускать промашек в дальнейшем.
Для успешного обучения нужно определить, готов ли малыш к нему в принципе. Вот что должно быть для вас отправной точкой:
Перед тем, как приступать, подготовьте малыша. Начинать можно приблизительно за две недели до начала обучения:
После пробуждения снимаем с крохи подгузник и сообщаем, что теперь днем он не будет его больше надевать.
Если это жаркое время года, пусть малыш ходит максимально раздетым или даже голеньким. Попробуйте усадить кроху на горшок сразу после сна, чтобы он сделал в него все, что нужно. Не получилось - не страшно, значит, ходим за ним по пятам. Как только видите, что ребенок хочет в туалет, сразу усаживайте. Даже если часть дела уже сделана на пол, малыш все равно начнет постепенно улавливать связь между своими действиями и горшком.
Чтобы эта связь окончательно закрепилась в сознании ребенка, необходимо ловить его постоянно, не пропуская ни одной попытки мочеиспускания или дефекации. День будет напряженным, однако несколько раз у вас все же должно получиться полное попадание в горшок. Не забудьте похвалить малыша, сообщив ему, за что именно вы его хвалите. На прогулку в первый день лучше не отправляться.
Перед тем, как укладывать кроху спать, садите на горшок. Но на сон продолжайте использовать подгузник.
Продолжаем действовать по той же схеме, но добавляем прогулку.
Чтобы избежать неприятных случайностей, не уходите гулять далеко от дома. Также стоит взять с собой сменные комплекты одежды, а если у вас есть специальный надувной походный горшок, то обязательно возьмите и его.
На третий день можно идти гулять уже дважды по своему графику, не забывая усаживать малыша на горшок перед прогулкой.
Активное приучение непременно даст свой результат: ребенок начнет нормально воспринимать горшок, поймет, для чего он предназначен и даже, возможно, будет на него проситься при надобности.
Иногда малыши забывают о правильной последовательности действий и садятся на горшок прямо в одежде, особенно, если она плохо расстегивается или тяжело снимается. Не стоит ругать кроху за такую промашку - со временем он обязательно научится, а вот гардероб на период обучения лучше максимально упростить, чтобы ребенок мог самостоятельно раздеться и одеться.
Нередко можно столкнуться с такой ситуацией, что малыш, до какого-то момента нормально просившийся на горшок, вдруг наотрез отказывается им пользоваться и начинает писаться не только во время сна, но и днем.
Такое может произойти и в полтора-два года, когда ребенка слишком рано пытались приучить к горшку. Как говорилось выше, если у малыша не выработается сознательный рефлекс, то он никак не сможет себя контролировать, тем более, во сне. Иногда протест против горшка возникает и позже - к трем-четырем годам.
Причин для этого состояния есть несколько:
Нельзя просто ругать ребенка, ведь он не на пустом месте перестал ходить на горшок. Обязательно выясните причину его поведения и попытайтесь ее устранить. Ваша задача - действовать максимально спокойно и терпеливо, заново проходя при надобности с малышом путь обучения.
Однако случается и так, что кроха попросту боится горшка или реагирует на одно его появление в поле зрения бурной истерикой. Естественно, что в этом случае ни о какой результативности не может быть и речи. Прежде всего вам нужно обнаружить, в чем может быть дело.
Подобная реакция возможна в следующих случаях:
Обратите внимание и на то, нет ли у вашего ребенка урологических или других заболеваний, которые могут служить причиной недержания мочи и ночного энуреза.
Среди патологий у детей встречаются:
Также возможны задержки в развитии нервной системы или неврологические заболевания. При подозрении на подобные проблемы лучше пройти обследование у специалистов и сдать необходимые анализы.
Каждый малыш рано или поздно осваивает навык пользования туалетом. Если ваш ребенок физически и психически здоров и нормально развивается, то не торопите его в угоду придуманных временных рамок. Ваше спокойствие и терпение - залог успеха в процессе обучения. Чем увереннее и благоразумнее вы будете поступать, тем быстрее и легче малыш всему научится и в скором времени начнет с удовольствием пользоваться горшком по назначению.
Родители, серьезно обеспокоенные проблемой приучения малыша к горшку, всегда очень удивляют и забавляют педиатров. Ведь по большому счету итог всем и всегда известен: не бывает здоровых детей в возрасте после 4-5 лет, которые не умеют самостоятельно справлять нужду в горшок. И тем не менее почти каждая мама, ребенок которой миновал возраст 9-10 месяцев, активно поднимает этот вопрос: как отучить малыша от и приучить его к горшку?
Современные ученые доказали, что мозг ребенка созревает до такого уровня, при котором он способен устойчиво контролировать процессы мочеиспускания и дефекации, лишь к 22-30 месяцам. Поэтому стремиться приучить малыша к горшку раньше этого возраста вообще не имеет никакого смысла. Таким образом на первые два года у вас есть два варианта: пользоваться подгузниками или постоянно стирать детские штанишки.
Эпизодически попадать в горшок может и новорожденный малыш, если вы его точно и вовремя прицелили. Но это еще не повод хвастаться перед подружками и медиками, что ваш гениальный карапуз уже научился пользоваться горшком. Нет никакого резона добиваться от ребенка регулярных и сознательных «походов» на горшок прежде, чем ему исполнится 2-2,5 года и он будет в состоянии сознательно контролировать процесс справления нужды.
Таким образом вопрос «Когда начинать приучать малыша к горшку» сводится к вопросу о вашем родительском здравомыслии: вы можете начать высаживать ребенка на горшок в 2 месяца и старательно приучать его справлять туда нужду «на регулярной основе» ближайшие пару лет.
При этом вы почти гарантированно столкнетесь с ситуациями, при которых ваш карапуз будет то впадать в истерику при виде горшка, то наоборот - играть с ним, как со стульчиком, или же упрямо сидеть на нем часами без результата, а потом мгновенно «делать» в штаны, едва только вы его с этого горшка снимите...
Все эти ситуации, которые так сильно всегда тревожат родителей, возникают лишь потому, что малыш еще не готов осознанно воспринять назначение горшка, а также контролировать сами процессы писания и какания.
С другой стороны, вы можете начать приучать в 20 месяцев, когда ребенок уже отчетливо понимает, что от него требуется, и за пару месяцев, без нервов и истерик, полностью «подружить» между собой ребенка и горшок. Итак, сколько времени тратить на приучение к горшку - это ваше личное дело и ваш собственный выбор. Но не ждите от малыша реальных успехов, если ему еще не исполнилось 1,5-2 лет.
Самое удобное время, когда можно начинать приучать ребенка к горшку, это - лето после того, как малышу исполнилось 18-20 месяцев.
Опрометчиво ориентироваться только на возраст, понимая тот факт, что все детки развиваются индивидуально. Существует несколько признаков, которые подскажут любой маме, что ее малыш уже готов обучаться «горшочной» науке:
По большому счету, это тема чрезвычайно усложнена и «раздута» самими родителями. В прежние годы, возможно, и была такая надобность - как можно быстрее приучить малыша справлять нужду в горшок, пока он не испортил всю одежду и не запачкал всю квартиру. Но в наши дни, благодаря существованию подгузников и стиральных машин, этой проблемы не существует вовсе.
Тот факт, что ношение подгузников ни коим образом не влияет на то, как быстро ребенок приучается в будущем пользоваться горшком, давно уже доказан и очевиден. Поэтому подавляющее число педиатров единодушно во мнении, что родителям не стоит морочить себе голову, стремясь подружить ребенка с горшком раньше времени. Не мучайте себя, не мучайте дитё - одевайте подгузники и проводите время с радостью.
Когда ваш ребенок созреет по возрасту до «туалетной науки» (не раньше возраста 18 месяцев), вы можете начать сажать его время от времени на горшок - особенно с утра или после прогулок. И пока он сидит, спокойно и весело объясняйте ему, что вообще должно произойти, зачем его усадили и чего от него ждут.
Коли получится - обязательно похвалите, не получится спустя 5-7 минут, оденьте в подгузник, поцелуйте и отпустите играть.
Ни в коем случае вы не должны выказывать недовольства, раздражения, злости или гнева по отношению к малышу, который не хочет, или не может пока еще сходить на горшок. Иначе ваша семейная «туалетная эпопея» рискует сильно затянуться...
Представьте себе, что перед вами стоит задача научить ребенка собирать пирамидку из колечек. Что вы интуитивно сделаете? Скорее всего - первые раз 10-15 вы сами соберете пирамидку на глазах у своего карапуза, терпеливо проговаривая для него, пока он наблюдает за вами: «Это синее колечко, его кладем первым - потому что оно самое большое... затем желтое колечко..., а на самый верх - самое маленькое колечко...». Когда чему-то учишь ребенка (да и человека вообще), нет способа лучше - чем наглядный личный пример.
Но в случае с приучением к горшку наглядные примеры с вашей стороны, мягко говоря, не слишком-то уместны. Ведь в современном обществе справедливо не принято, чтобы родители справляли нужду на глазах у детей. В этой ситуации вас выручат - другие дети! Когда ребенок видит, как его чуть старшие брат или сестра пользуется горшком, или в яслях наблюдает, как все детки дружно совершают этот «ритуал» - он перенимает этот навык совершенно естественным образом и практически мгновенно.
Он просто повторяет то, что делают другие ребятишки - для ребенка это самый простой и понятный способ коммуникации с окружающим миром. Именно поэтому, например, в многодетных семьях никогда не стоит вопрос, как научить младшего ребенка пользоваться горшком - он учится сам, глядя на остальных.
Доктор Е.О. Комаровский: «Даже если ребенка вообще никак специально не приучать ходить на горшок, он практически самостоятельно адаптируется к нему в возрасте максимум 4-5 лет. Достаточно, чтобы этот горшок просто был у вас в доме. И чтобы малыш хотя бы пару недель посещал детский сад, где его сверстники будут для него постоянным наглядным примером.»
В том, когда именно малыш адаптируется к горшку, нет ровным счетом никакой проблемы. Он научится обязательно - это факт. И чем морочить себе голову нелепыми вопросами - Как приучить к горшку? Когда начать приучать? Что делать, если он «ненавидит» свой горшок? - просто «отложите» эту проблему в сторону и займитесь с малышом более приятными и полезными занятиями: , отправляйтесь на прогулку и т.п. Все придет в свое время, и умение пользоваться горшком - в том числе.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам