Картотека дидактических игр на развитие силы голоса. Развитие голоса Упражнения на развитие высоты голоса у дошкольников

Алфимова Анжелика Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ "Нововасюганская СОШ"
Населённый пункт: Село Новый Васюган Томская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека упражнений для постановки голоса у детей школьного возраста"
Дата публикации: 24.08.2017
Раздел: дополнительное образование

возраста"

Эти методические указания в помощь педагогам дополнительного образования,

музыкальным руководителям вокальных коллективов

Введение

Перед тем, как давать концерт, музыканты всегда настраивают свои музыкальные

упражнений. Но, как мы знаем, детям важно быть заинтересованными в любом деле, а для

этого удобнее всего использовать игровую форму проведения занятий, поэтому выборка

На занятиях я пользуюсь несколькими приёмами в игровой форме, которые позволяют

заинтересовать детей и добиться поставленных целей.

Это и игры – распевания, и музыкально – речевые игры, и упражнения на дыхание, и игры

с микрофоном.

Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию;

развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в

игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие

полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве. Но

главная цель - развитие художественных способностей.

Следует отметить, что для правильного функционирования голосового аппарата важное

значение имеет активная работа артикуляционных органов. Это раздел, с которого нужно

начинать работу по обучению детей пению, т. к. подвижность артикуляционного аппарата

одно из главных составляющих.

Благодаря активности артикуляции активизируется и дыхательная мускулатура, а значит,

нельзя обойти вниманием и певческое дыхание.

В первую очередь необходимо познакомить ребенка с реберно-диафрагмальным

дыханием.

Простые игры с микрофоном помогут детям привыкнуть к своему голосу, звучащему в

микрофоном, позволяет проследить громкость звука, помогает фиксировать руку на

нужном расстоянии у рта.

Музыкальный ответ

Учитель делит класс на 2 группы. Ведущий задаёт вопрос, ответом на который может быть

только один из 2х вариантов: "да" или "нет". Если ответ утвердительный (Скрипка, это

струнный инструмент?, фа, это нота? и т.д.), то отвечающая команда поёт "да" в верхнем

регистре, а если - отрицательный, то слово "нет" группа пропевает в нижнем регистре, на

октаву ниже. Упражнение вырабатывает технику использования резонаторов. Дети

нужный резонатор.

Это упражнение известно всем, так как используется как повтор каких-либо музыкальных

фраз. Это можно применять во всевозможных вариантах разучивания как интервалов, как

мелизмов, так и разделённые на мотивы строчки новых песен. Ещё интересно

использовать это упражнение как повтор короткой мелодии в зеркальном отображении.

Например, пропевается мотив на ноты " до, ре, ми, си", а надо ответить пением наоборот:

"Си, ми, ре, до". Это помогает развить внимание, память, чистое интонирование,

звуковысотное представление.

Крашу карниз

Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ,

от и выкрашен карниз. ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ, «Вверх» произносить глиссандо

вверх, «Вниз» - глиссандо вниз. Это упражнение способствует выработке гибкости

Взбиралочка

Я по лестнице взберусь, выше, выше поднимусь, а потом по ней спущусь, снова в путь я

соберусь.

Распевка поётся на две октавы вверх и вниз. Можно петь разными штрихами, на легато,

стаккато, с мягкой аттакой и т. д..

В глубину спустился папа, он достать хотел там краба (Спускаемся секвенцией по 4 ноты

крабик раз и крабик два, сетка папина полна (поётся на самых нижних двух нотах)

Эти упражнения открывают разные резонаторы, отрабатываются быстро переходы от

одного к другому.

Качаем малыша

слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и

четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Желательно переходить на

гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе.

Можно помочь рукой – при подъёме звука плавно поднять руку в сторону - вверх.

Кукла Катя спать пошла. Я спою ей: "А-а-ааааа".

Кукла Катя, засыпай: "Баю-ба-ай, баю-бай

Зевок

была расслаблена. Для этого есть специальное упражнение. Очень простое и

эффективное. Нужно просто ЗЕВНУТЬ!

Зевание - самый лучший способ для расслабления гортани!

Это упражнение снимает все блоки и зажимы и голос ребенка становится лучше.

Всего 5 минут в день!

Кривляка

Цель этого упражнения - проработка пространства челюсти и гортани,

освобождение лицевых мышц.

Выполнение упражнения:

Напрягите все мышцы лица, какие сможете, изображая изюм, а затем расслабьте

их, изображая идиота

Кривляйтесь и гримасничайте (дети корчатся друг напротив друга).

Подвигайте бровями… крыльями носа… подмигивайте… улыбайтесь… поцелуйте

пространство… подвигайте верхней губой… нижней губой… челюстью)

Вытянув губы трубочкой, произносите слог «кью» и затем сразу - «икс»

произносите с растянутыми в улыбке губами.

Считалка

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация наиболее важна для

Выполнение упражнения:

Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11,

12, 13, 14,15-выдох.

Сделайте короткий вдох, немного задержите дыхание, при выдохе начните считать: 1,

2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

У стоматолого

Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнесите данный ниже текст, не

закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!

Я не завтракал напрасно.

Есть хочу как никогда!..

Два часа ждать? Ерунда!

Есть характер, воля есть,

Раз нельзя - не стану есть!

Игры-соревнования:

а) “Кто дольше?”:

Прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);

Прозвенит комаром (з-з-з-з-з);

б) “Кто больше?”:

Выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с-с);

Задует свечей на именинном торте(ф-ф-ф-ф)

Ехали-приехали

Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень

быстрого с последующим замедлением:

«Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».

Прочитайте стихотворение в заданном темпе.

Еле-еле, еле-еле - - -(медленный темп)

Завертелись карусели. - - -(медленный темп)

А потом, потом, потом - - -(средний темп)

Все бегом, бегом, бегом! - - -(быстрый темп)

Все быстрей, быстрей, бегом, - - -(очень быстрый темп)

Карусель кругом, кругом! - - -(очень быстрый темп)

Тише, тише, не спешите - - -(средний темп)

Карусель остановите. - - -(средний темп)

Раз, два, раз, два - - -(медленный темп)

Вот и кончилась игра. - - -(медленный темп)

Разговор на эмоциях

Выполняется в паре.

Выполнение упражнения:

У вас и у ваших «экзаменаторов» есть список из 10–15 эмоциональных состояний.

Например, следующих:

удивленный;

восхищенный;

сердитый;

стеснительный;

уверенный;

скучающий;

шутливый;

грустный;

кокетливый.

Вы загадываете какую-то эмоцию и произносите нейтральную фразу с этой эмоцией.

Экзаменаторы стараются не смотреть на вас в момент произнесения вами фразы,

чтобы угадать выбранную вами эмоцию только по голосу, а не по вашей мимике.

Если мнения экзаменаторов совпадают и они называют загаданную вами эмоцию -

замечательно, значит, вы справились с заданием и можете приступать к работе над

другой эмоцией. Если же не совпадают, то пробуйте еще и еще, пока не получится.

Тарабарщина

Представьте, что вы на вершине горы. Горит костер. Вы и еще десяток-другой ваших

собратьев-шаманов танцуете около костра и поете какую-то песню на тарабарском

Тарабарский - это несуществующий язык, когда с ваших губ слетают случайные

комбинации звуков, типа «абала така дара батаготолали муста дереко пироло

винахатогоста чито…»

хотим что-то сказать, а какой-то внутренний контролер еще и еще раз перепроверяет, а

все ли правильно. И в результате звук получается слегка сдавленный. Если начать

практиковать тарабарский, то у внутреннего контролера слегка сносит крышу, и он

поневоле ослабляет тотальный контроль издаваемых звуков.

тарабарском без эмоций!

Во время такого пения на тарабарском важно поймать ощущение, когда голос не

долго-долго. Необходимо поймать и запомнить это ощущение. Потом, воспроизведя его

в реальном выступлении, легко можно говорить час, два, три - и голос не будет

уставать

Театральный смех

Оно начинается, как природный тон, а потом переходит в смех.

Получается примерно так: Ааааа-А-ХА-ХА-Хаааа!

Это делается на одном выдохе, не прерывая его.

Это упражнение делается стоя! И помним, что спина прямая, красивая, плечи

расправлены, живот расслаблен, дыхание свободное! Тогда создаются оптимальные

Это упражнение быстро включает и прочищает трахею, которая является источником

притягательность!

Смех - безвредный наркотик, вызывающий эйфорию надолго. Чем его доза выше,

тем больше польза смеха, тем лучше для здоровья. Иногда позитивного заряда хватает

на целый день. Конечный результат после смеха схож с дыхательной гимнастикой йоги:

усиливается кровоснабжение тканей и органов, артериальное давление приходит в

норму, самочувствие и настроение улучшаются!

Ольга Батаева
Картотека речевых игр -В «Развитие силы голоса и речевого дыхания»

Описание игры. Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит : а, другая тихо отзывается : а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. д.

Оборудование. Сюжетная картинка «Вьюга» .

Описание игры. Педагог показывает картинку , на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят : у-у-у…; по сигналу «Сильная вьюга» громко говорят : у-у-у…; по сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием : плавное движение руки вверх – дети говорят громче, плавное движение руки вниз – дети говорят тише.

Описание игры. Дети становятся в ряд лицом к педагогу и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают.

Вначале педагог сам показывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения руками. Потом играет вся группа.

Описание игры. Педагог вызывает двух детей ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо затем громко гласные звуки а, о, у, и, э. кто дольше тянет звук, тот выигрывает. Сначала победителя определяет педагог. Затем можно поручить детям определять, кто победил. Педагог должен следить только за тем, чтобы дети не понижали силу голоса до конца заучивания и не перенапрягали мышцы шеи.

Дует ветер

Описание игры. Дети и педагог стоят по кругу. Педагог говорит : «Пошли мы летом на прогулку в лес» . Все берутся за руки и ведут хоровод, а педагог продолжает : «Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки». Педагог и дети останавливаются. «Ветерок дует тихо, вот так : в-в-в» (тихо и длительно произносит звук в) . Дети повторяют за ним. Затем движение хоровода продолжается под неторопливую речь педагога : «Пришли в лес. Набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер : в-в-в…» - педагог громко и длительно произносит этот звук. Дети останавливаются и повторяют звук за педагогом.

Методическое указание. Педагог следит, чтобы все дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса .

Узнай по интонации

Цель. Воспитание выразительности речи и мимики.

Описание игры. Каждый ребёнок по очереди или больного, или сердитого, или удивленного, или веселого человека. При этом нужно произносить с определенной интонацией коротенькие слова :

Ах! ах! ах!

Ох! ох! ох!

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего : отчего он грустный или чему он удивляется и т. д. За выразительностью речи и за подробный рассказ дети поощряются.

Медведь и елка

Цель. Воспитание выразительности речи и умения изменять тембр голоса .

Оборудование. Маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.) .

Описание игры. Педагог выбирает двух детей : один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог :

Волк. Ты куда идешь, медведь?

Медведь. В город, елку приглядеть.

Волк. Да на что тебе она?

Медведь. Новый год встречать пора.

Волк. Где поставишь ты её?

Медведь. В лес возьму, в своё жильё.

Волк. Что ж не вырубил в лесу?

Медведь. Жалко. Лучше принесу.

Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей , т. е. изменять тембр голоса . Кто наиболее удачно это сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Волк и семеро козлят

Оборудование. Маски животных.

Описание игры. Дети предварительно должны быть знакомы со сказкой, хорошо знать слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми педагог распределяет роли и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Педагог обращает внимание детей на характер голосов . Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами , а волк – сначала грубым, низким голосом , а потом более высоким.

Игра по сказке «Три медведя»

Оборудование. Маски медведей, стол с тремя чашками и тремя ложками, три стула.

Описание игры. Педагог рассказывает сказку «Три медведя» . Затем предлагает детям инсценировать её. Выбирают трёх медведей : Михаила Ивановича, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляют мебель и посуду. Педагог предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили .

Поощряют тех детей, которые удачно подражали голосам медведей .

Аналогичные игры драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям темами : «Колобок» , «Терем-теремок» и др.

Публикации по теме:

Картотека речевых игр «Речевые игры» В игре мы не спешили Ведь нас говорить учили Говорим теперь красиво, Смело и неторопливо Игра как ведущий вид деятельности.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса. «Игрушки сели на качели» Дети лежат на спине – на животе у них игрушки.

Игры и игровые упражнения на развитие интонационной выразительности и силы голоса слайд текст 2 Дети овладевают интонационной выразительностью речи к 5 годам. Это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста подготовительной группы Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста подготовительной группы. Упражнения на дыхание.

Картотека игр для развития речевого дыхания Развитие дыхания входит в систему коррекционной работы на подготовительном этапе к постановке правильного произношения. Ведь дети имеющие.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте .

Чтобы открыть голос

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина - в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Звукорежиссёр

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником - прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном - держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит , и сможете его улучшить.

Кью-икс

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» - растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Зевок

Самый простой способ расслабить мышцы гортани - хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Выдох-стон

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий - если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Чтобы сделать голос приятным

Три улыбки

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день - и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Упражнение йогов

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем - и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Протяжные слоги

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Длинный язык

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Чтобы сделать голос сильнее

Звуки «и», «э», «а», «о», «у»

Сделайте выдох, затем - глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» - самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» - самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Упражнение Тарзана

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Мычание

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем - на средней громкости и в конце - очень громко.

Рычание

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Упражнение Шаляпина для настройки голоса

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

Важно помнить

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную . Живот должен быть расслаблен, а грудь - выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Солнце или дождик?»

Цель . Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Краткое описание:

Взрослый говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

Методические указания . Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза.

Игра «Идите с нами играть»

Цель . Учить детей говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание :

Дети сидят полукругом. Взрослый на расстоянии 2-3 м от детей расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с воспитателем зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания . Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель . Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа . Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание :

Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.

Методические указания . Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.


РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель . Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха. Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Краткое описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания . Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Бабочка, лети!»

Цель . Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа . Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание :

Дети сидят на стульях. Взрослый говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотрите, полетели. Попробуйте и вы подуть. У кого дальше полетит?» Взрослый предлагает детям встать по одному возле каждой бабочки. Дети дуют на бабочек.

Методические указания . Игру повторяют несколько раз, каждый раз - с новой группой детей. Нужно следить, чтобы дети стояли прямо, при вдохе не поднимали плечи. Дуть следует только на одном выдохе, не добирая воздуха. Щеки не надувать, губы слегка выдвинуть вперед. Каждый ребенок может дуть не более десяти секунд с паузами, в противном случае у него может закружиться голова.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Где позвонили?»

Цель . Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

Подготовительная работа . Взрослый готовит звоночек.

Краткое описание :

Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

Методические указания . Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра « Не разбуди Катю»

Цель . Учить детей говорить тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа . Взрослый приготавливает куклу с закрывающимися глазами, кроватку с постельными принадлежностями; мелкие игрушки, например кубик, машинку, башенку и др., а также коробку для игрушек.

Краткое описание :

Педагог ставит к себе на стол кроватку со спящей куклой и говорит: «Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку». Так педагог вызывает всех детей по двое, и они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания . Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Цель . Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.

Подготовительная работа . Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.

Краткое описание :

На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.

Методические указания . Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, на чем играю»

Цель . Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа . Педагог подбирает музыкальные игрушки: барабан, гармошку, бубен, органчик и др.

Краткое описание :

Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем.

Методические указания . Следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

Игра «Громко - тихо»

Цель . Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

Подготовительная работа . Педагог подбирает парные игрушки разных размеров: большую и маленькую машины, большой и маленький барабаны, большую и маленькую дудочки.

Краткое описание :

Взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

Методические указания . В зависимости от количества детей в группе на занятии можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот .

РАЗВИТИЕ

ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Стихотворение А. Барто «Кто как кричит?»

Цель . Добиваться правильного воспроизведения детьми различных звукоподражаний. Развитие способности к звукоподражанию, а также речевого слуха.

Подготовительная работа . Приготовить игрушки: петуха, курицу, кошку, собаку, утку, корову. Продумать вопросы к тексту стихотворения, чтобы в ответах дети активно использовали звукоподражания.

Ку-ка-ре-ку!

Кур стерегу.

Кудах-тах-тах!

Снеслась в кустах.

Мур-муррр!

Пугаю кур.

Ам-ам!

Кто там?

Кря-кря-кря!

Завтра дождь с утра!

Му-му-у!

Молока кому?

Методические указания . Читать стихотворение надо выразительно, во время чтения показывать детям соответствующие игрушки.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, что делают»

Цель . Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа . Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание :

Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания . Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Пускание корабликов»

Цель . Добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук ф на одном выдохе или многократно произносить звук п (п-п-п) на одном выдохе. Воспитание умения сочетать произнесение звука с началом выдоха.

Подготовительная работа . Взрослый готовит таз с водой и бумажные кораблики.

Краткое описание :

Дети сидят большим полукругом. В центре на маленьком столе стоит таз с водой. Вызванные дети, сидя на стульчиках, дуют на кораблики, произнося звук ф или п .

Педагог предлагает детям покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. Чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него не торопясь, сложив губы, как для произнесения звука ф . Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щек. Кораблик при этом двигается плавно. Но вот налетает порывистый ветер. «П-п-п...» - дует ребенок. (При повторении игры нужно пригнать кораблик к определенному месту.)

Методические указания . Следить, чтобы при произнесении звука ф дети не надували щеки; чтобы дети произносили звук п на одном выдохе 2-3 раза и не надували при этом щеки.

Рассказ «Кто как кричит?»

Цель . Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Подготовительная работа . Педагог заготавливает для работы на фланелеграфе картинки с изображениями дерева, забора, птички, птенчика, кошки, котенка, а также игрушечных кошку, котенка, птицу, птенчика.

Краткое описание :

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания . Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить детей соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа . Приготовить по 2 флажка на каждого ребенка.

Краткое описание :

Дети сидят полукругом. У каждого в руках по 2 флажка. Если педагог громко звенит бубном, дети поднимают флажки вверх и машут ими, если тихо - держат руки на коленях.

Методические указания . Взрослому необходимо следить за правильной осанкой детей и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы дети могли легко выполнять движения .


РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Рассказ «Песня-песенка»

Цель . Развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа . Подобрать следующие игрушки: большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Продумать вопросы по рассказу так, чтобы в ответах детей были звукоподражания, которые в нем даны.

Запела девочка песенку. Пела-пела и допела.

Теперь ты, петушок, пой!

Ку-ка-ре-ку! - пропел петушок.

Ты спой, Мурка!

Мяу, мяу, - спела кошка.

Твоя очередь, уточка!

Кря-кря-кря, - затянула утка.

И ты. Мишка!

Ряв-ряв-р-я-яв! - зарычал медведь.

Ты, лягушка, спой!

Ква-ква-квак-к-к! - проквакала квакушка.

А ты, кукла, что споешь?

Ма-а-ма-а-ма! Ма-ма! Складная песенка!

Методические указания . Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить детей на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа . Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание :

Взрослый показывает детям игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирают. Педагог говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Дети: «ко-ко-ко».

Методические указания . Сначала говорят все участники игры, потом можно спросить трех-четырех детей по одному. Следить, чтобы звукоподражания (ко-ко-ко, га-га-га, пи-пи-пи, ку-ка-ре-ку, кря-кря-кря) дети произносили на одном выдохе. Одни дети могут произносить 2-3 звукоподражания, другие – 3 - 4.


РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель . Учить детей выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа . Педагог готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Краткое описание :

Педагог показывает детям картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен. Педагог медленно стучит в бубен, а дети ходят как цапли.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а дети скачут как воробушки. Затем педагог меняет темп звучания бубна, а дети соответственно то ходят как цапли, то прыгают как воробьи.

Методические указания . Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить детей в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа . Педагог подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание :

Дети сидят полукругом на стульях. Педагог говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: « у-у-у » (тихо и длительно произносит звук у ). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: « у-у-у ...» (громко и длительно произносит этот звук). Дети повторяют за педагогом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

Затем педагог показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания . Педагог следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Кто внимательный?»

Цель . Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

Подготовительная работа . Подобрать игрушки, с которыми легко производить различные действия.

Краткое описание :

Дети сидят в 3 ряда напротив стола педагога. (Первый ряд на расстоянии 2-3 м). На столе лежат различные игрушки. Взрослый говорит: «Дети, сейчас я буду давать задания тем, кто сидит в первом ряду. Говорить я буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы всем было слышно. Я вызову каждого по имени и дам задание, а вы проверяйте, правильно ли оно выполняется. Будьте внимательны. Вова, возьми мишку и посади в машину».

Задания по очереди выполняют все дети, сидящие в первом ряду. Затем они меняются местами: второй ряд занимает место первого, третий - второго, первый - третьего.

Методические указания . Педагогу надо следить, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания нужно давать короткие и простые.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Чей пароход лучше гудит?»

Цель . Добиваться умения направлять воздушную струю посередине языка. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

Подготовительная работа . Педагог заготавливает стеклянные пузырьки (по количеству детей) высотой примерно 7 см, диаметром горлышка 1-1,5 см, делает на них наклейки с именами детей.

Краткое описание :

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. (Гудит.) Загудел как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди обращается к каждому ребенку, а затем предлагает погудеть всем вместе.

Методические указания . Чтобы погудеть в пузырек, надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка. Пузырек касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра «Кот и мыши»

Цель . Учить детей говорить стихотворный текст тихо. Воспитание умения пользоваться тихим голосом.

Подготовительная работа . Приготовить шапочки с изображением кота. Разучить с детьми текст стихотворения.

Краткое описание :

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети тихим голосом говорят:

«Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!»

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные становятся котами.

Методические указания . Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом.

Упражнение «Гудок»

Цель . Учить детей менять силу голоса от громкого к тихому. Выработка умения регулировать силу голоса.

Подготовительная работа . Подготовить картинку с изображением паровоза.

Краткое описание :

Дети становятся в один ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук у сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Методические указания . Сначала упражнение показывает сам педагог, затем он вызывает двух детей, которые изображают гудок вместе с ним. Остальные дети делают только движения руками. Потом в игре принимает участие вся группа .


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Игра «Подбери по цвету»

Цель . Учить детей слитно произносить фразу из двух-трех слов. Выработка плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа . Подобрать предметные картинки основных цветов и делает из картона кубики тех же цветов без одной грани.

Краткое описание :

Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая кубик, педагог говорит: «У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда». Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывают в этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

Методические указания . Следить, чтобы дети говорили слова слитно, на одном выдохе.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игра «Угадай, близко или далеко поезд»

Цель . Учить детей правильно определять силу голоса. Развитие умения различать на слух силу звука.

Подготовительная работа . Подобрать 3 картинки, на которых нарисован поезд. На первой картинке поезд стоит у станции. На второй - удаляется от нее, провожающие машут вслед. На третьей изображена станция, вдали, за лесом, виден последний вагон поезда.

Краткое описание :

Педагог ставит на доску 3 картинки с изображением поезда. Он говорит: «Поезд перед отходом со станции гудит - ууу . Поезд стоит близко, и мы слышим громкий гудок. (Произносит звук у громким голосом.) Когда поезд отошел от станции и загудел, мы услышали не такой громкий гудок. (Произносит звукоподражание обычным голосом средней громкости.) А когда поезд ушел далеко и загудел, его уже еле слышно». (Произносит звукоподражание тихим голосом.)

Методические указания . Если дети будут отвечать правильно, то они сами поочередно могут быть ведущими (подавать сигнал голосом разной силы).


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Когда это бывает?»

Цель . Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из четырех слов. Развитие плавного речевого выдоха.

Подготовительная работа . Подобрать сюжетные картинки (по числу детей) с изображением различных признаков времен года. (Раздаточный материал можно взять из лото «Времена года» или подобрать самим из различных книг и журналов.)

Краткое описание :

Педагог вешает на доску картины, изображающие четыре времени года. Снизу к каждой картине прикреплен бумажный карман, в который можно класть маленькие картинки, отражающие различные приметы того или другого времени года («Дети лепят снежную бабу», «Мальчики вешают скворечники», «Девочки собирают букеты цветов», «С деревьев опадают желтые листья» и т. д.).

Педагог по очереди вызывает детей, дает им по одной картинке. Ребенок подходит к столу, показывает всем свою картинку и отвечает на вопрос, поставленный воспитателем, например: «Когда купаются дети в реке?» («Дети купаются в реке летом».) Дав полный ответ, он кладет картинку в карман большой картины, на которой изображено соответствующее время года.

Методические указания . До начала игры воспитатель объясняет детям, что не следует говорить отрывисто, делая остановки после каждого слова. Если ребенок не может дать полного ответа на вопрос воспитателя или речь его отрывиста, педагог предлагает образец правильной речи, а затем повторяет ответ вместе с ребенком.

Цель . Воспитывать у детей умение менять высоту голоса. Изменение тона голоса по высоте.

Краткое описание :

Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Потом задает детям вопросы, например: «Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что его стул сдвинут?» Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Методические указания . Взрослый следит, чтобы, подражая Мишутке, Анастасии Петровне и Михаилу Ивановичу, дети не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т. е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, кто сказал »

Цель . Учить детей на слух различать низкий, средний и высокий голос. Развитие умения различать высоту голоса.

Подготовительная работа . Подобрать картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя» (Михаила Ивановича, Анастасии Петровны и Мишутки). На каждый персонаж - по 8-9 картинок.

Краткое описание :

Каждый ребенок получает по картинке с изображением одного из медведей. Воспитатель произносит фразы из текста сказки, меняя высоту голоса, а дети поднимают соответствующие картинки.

Методические указания . Для того чтобы активизировать внимание детей, педагог нарушает последовательность высказываний персонажей, принятую в сказке.

Игра «Эхо»

Цель . Воспитание умения пользоваться тихим и громким голосом. Учить детей говорить громко и тихо.

Подготовительная работа . Педагог подбирает картинку «Дети заблудились в лесу».

Краткое описание :

Дети делятся на 2 группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая - эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой подгруппы; «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические указания . Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторить их слова.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Определи место игрушки»

Цель . Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Подготовительная работа . Взрослый подбирает различные игрушки, хорошо знакомые детям.

Краткое описание :

Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.). Вызывая ребенка, он спрашивает: «Между какими игрушками стоит пирамида?» Ребенок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов взрослый меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры можно по одной заменять игрушки другими.

Методические указания . Проводя игру, педагог следит, чтобы дети говорили неторопливо, не отделяя большими паузами одно слово от другого. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой».

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Упражнение «Ныряльщики»

Цель . Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа . Педагог подбирает картинки, на которых изображены ныряющие и прыгающие с вышки дети.

Краткое описание :

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания . Каждый ребенок повторяет упражнение не больше двух-трех раз.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «Угадай, как надо делать»

Цель . Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.

Подготовительная работа . Подобрать фразы, обозначающие действия, которые могут быть выполнены в разном темпе.

Краткое описание :

Педагог несколько раз произносит в разном темпе фразу: «Мелет мельница зерно». Дети, подражая работе мельницы, делают круговые движения руками в том же темпе, в котором говорит педагог. Так же обыгрываются следующие фразы: «Наши ноги ходили по дороге», «Дети плавали в реке» и т. п.

Методические указания . Взрослый должен произносить фразу плавно, слитно, повторяя ее 2-3 раза подряд в любом темпе, чтобы детям легче было выполнить движения.

Игра «Вьюга».

Цель Учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа . Подобрать картинку, на которой изображена вьюга.

Краткое описание :

Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в зимний вечер. По сигналу педагога «вьюга начинается» дети тихо говорят: « ууу ...»; по сигналу «сильная вьюга» громко говорят: « ууу ...»; по сигналу «вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «вьюга кончилась» замолкают.

Методические указания . Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук у тихо, затем громко и снова тихо, поэтому взрослый быстро сменяет один сигнал другим.


РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель . Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Подготовительная работа . Взрослый заготавливает для каждого ребенка надувные детские игрушки маленьких размеров, такие, чтобы их можно было надуть за 3-4 выдоха.

Краткое описание :

Педагог показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания . Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА

Игра «К кому пришел, от кого ушел волк?»

Цель . Учить детей по изменению тона голоса определять персонаж. Развитие умения определять на слух изменение тона голоса.

Подготовительная работа . Подобрать сюжетные картинки: волк пришел в избушку к козлятам; волк пришел к своим волчатам; волк пришел к охотнику; волк уходит от избушки поросят; волк уходит от волчат; волк убегает от охотника.

Краткое описание :

Педагог ставит на доску 3 картинки, на которых изображен волк, пришедший к козлятам, к волчатам, к охотнику. Произносит фразу Волк пришел с различной интонацией: с испугом, с радостью, с удивлением. Дети должны определить, кто это сказал - козлята, волчата или охотник. Аналогичная работа проводится по трем другим картинкам (фраза Волк ушел говорится с радостью, с сожалением, с досадой).

Методические указания . Дети должны внимательно слушать педагога, надо активизировать их вопросами типа «А почему ты догадался, что это сказали козлята?»

1. Ауканье

Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: "Ау-ау". Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче.

2. Эхо

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одни громко произносят: "А!" Другие тихо отзываются: "А-а-а".

3. Вьюга

Изобразим зимнюю вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу "Вьюга начинается" вы тихо произносите: "У-у-у". По сигналу "Сильная вьюга" говорите громко: "У-у-у". По сигналу "Вьюга кончается" произносите тише и смолкаете по сигналу "Вьюга кончилась".

4. Гудок паровоза

Изобразим гудок паровоза: "У-у-у-у". Сначала воспроизводим звук приближающегося паровоза, а потом удаляющегося.

5. Маленькое привидение из Вазастана

Вспомним повесть А.Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше". В одной из глав рассказывается, как Карлсон переоделся в привидение, чтобы напугать воров, залезших к Малышу в дом. Он летал в белом балахоне и завывал ужасным голосом: "У-у-у".

6. Пожарная машина

Начался пожар, вызвали пожарную машину. Она едет по улицам города и издает пронзительные звуки сирены: "У-у-у-у-у".

7. Пионерский горн

Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будит звук пионерского горна. Горнист трубит: "Ту-ту-ту-ту". ("Вставай - вставай, кровати заправляй!") А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.

13.Упражнения на выбор адекватной громкости

1. Выразительно прочитайте стихотворения, выбирая нужную степень громкости. Какие слова в тексте подсказывают вам, как нужно прочитать стихи - громко или тихо?

Ночь. Уснули улицы. Тише, туча, тише, Гулкие дождинки Не роняй на крыши. Сны приходят к детям. Фонари зажглись.

Тише, тише, ветер, В окна не стучись.

Л.Яхнин

Ветры, бури, ураганы, Дуйте, что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею!

С.Маршак

Левой, правой! Левой, правой! На парад Идет отряд. Барабанщик очень рад: Барабанит, Барабанит Полтора часа подряд. Но назад идет отряд. Левой, правой! Левой, правой! Барабан уже дырявый.

А.Барто

14.Диапазон и окрас голоса

Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть -- в музыке -- через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.

1. Металлическое звучание - говорит об энергичности и твердости. Нет лучшего образца для иллюстрации, чем Жуков в исполнении Михаила Ульянова.

3. Певучая речь (сильное подчеркивание гласных) - темпераментность, чувственность, типична для людей, которых называют "добряками". Таким добряком был Евгений Леонов в роли заведующего детским садом в фильме "Джентльмены удачи" (но только не в роли Доцента: изменилась сущность персонажа - изменился и голос; это актерский талант).

4. Жёсткая речь – это речь, в которой гласные отступают на второй план перед остро подчеркиваемыми согласными - преобладание разума и воли, точно анализирующий рассудок.

Это мастерски сыграл Владимир Высоцкий: капитан Жеглов в фильме "Место встречи изменить нельзя".

5. Монотонный голос - скрытность, зажатость, робость. Так, наверное, мог бы говорить Беликов из повести Чехова "Человек в футляре", - вот уж эталон скрытности, "футлярности", - или, например, Осип - слуга Хлестакова из гоголевского "Ревизора".

7. Падение тона к концу фразы - вероятно, слабая воля, мягкость. Иногда это может быть результатом физической слабости, например, у глубоких стариков.

8. Ритмические колебания высоты тона - оживление при внутренней уравновешенности, способности к творчеству. Именно так сыграл актер Юрский в "Золотом теленке" Остапа Бендера. (И вновь сравним: два актера - это все-таки два разных Бендера, и не последнюю роль в создании этих образов сыграло различие актерских голосов).

9. Неритмичные колебания: есть неравномерное повышение и падение тона - неуравновешенность, отсутствие стабильности.

10. Округло-текучая манера говорить с мягкими переходами отдельных звуков и слов - глубокая, полная эмоциональная жизнь. Так говорил Пьер Безухов из романа "Война и мир". Не случайно Наташа Ростова считала, что в нем есть что-то "круглое".

11. Угловато-отрывистая речь с внезапными изменениями громкости - трезвое, целенаправленное, прагматичное мышление, иногда нервозность. Можно встретить у определенного типа офицеров, учителей и политиков с явной или скрываемой авторитарностью, склонностью к диктату.

Человеческий голос имеет разную тональность в зависимости от индивидуальных особенностей организма и обстановки: во время беседы у мужчины эта величина от "до" первой октавы до "до" второй октавы, а у женщины - от "соль" второй октавы до "соль" третьей октавы; при чтении вслух у мужчины - от "соль" первой октавы до "соль" второй октавы, а у женщины - от "ля" второй октавы до "ля" третьей; при крике, возгласе у мужчины - от "до" третьей октавы до "ми" третьей октавы, у женщины - от "ми" четвертой октавы до "фа" четвертой октавы.

Для сопоставления заметим, что сверхзвуковой пассажирский самолет "Конкорд" при отрыве от взлетной полосы производит шум в 130 дБ.

Продолжительность звука издаваемого человеком

Если средняя продолжительность одного звука (например, ноты "ля") без изменения тона и на одном дыхании для большинства людей 20-25 с, то рекорд составляет 55 с.

Различные манеры говорить

Шепот

Проделайте небольшой эксперимент, в результате которого вы окажетесь без голоса. Положите пальцы на шею по обе стороны трахеи на уровне адамова яблока и сначала говорите обычным голосом. Вследствие трения воздуха о голосовые связки вы почувствуете вибрацию. Затем прошепчите что-нибудь. Голосовые связки перестают колебаться, хотя вы продолжаете говорить. Почему? Потому что в этом случае слова произносятся исключительно за счет выдыхаемого воздуха и движений рта.

Речь на вдохе

Мы всегда говорим на выдохе. Только в редких случаях мы это делаем на вдохе, произнося короткие слова, например "да" или "нет". Попробуйте поэкспериментировать и сделать свой голос очень звонким. Позвоните кому-нибудь из друзей и говорите с ним на вдохе. Ваш голос настолько изменится, что даже близкий знакомый вас не узнает.

Что еще почитать