Конспект занятия «Как научиться дружить. Или … Секреты дружбы. Конспект НОД в старшей группе «Что такое дружба

Конспект интегрированного занятия по формированию нравственных понятий «О дружбе и друзьях» в старшей группе №2 “Непоседы”

Конспект интегрированного занятия «О дружбе и друзьях».

(Старший дошкольный возраст.)

Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии - дружба.

Задачи:

1. Воспитывать дружеские чувства к окружающим, умение быть настоящим другом, готовым в любое время прийти на помощь.

2. Продолжать воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказать свою точку зрения.

3. Углублять представление детей о дружбе и умении быть настоящим другом.

4. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции.

Материал к занятию: аудиозаписи песен Б. Савельева «Настоящий друг»; В. Шаинского «Улыбка», Д. Львова «Шире круг»; рассказ З. Ежиковой «Крот и его друзья».

Предварительная работа: Ознакомление с пословицами о дружбе; чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Отец приказывал сыновьям… »; С. Михалков «Дядя Стёпа»; Братья Гримм «Бременские музыканты»; З. Ежикова «Крот и его друзья»; индивидуальные беседы с детьми по теме занятия.

Ход занятия.

Воспитатель предлагает детям дружески улыбнуться друг другу, взяться за руки в хороводе и по цепочке пожатием руки передать друг другу хорошее настроение. Дети садятся на стульчики.

Воспитатель предлагает детям послушать отрывок песни «Настоящий друг» и назвать тему занятия.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг».

Воспитатель: Какие чувства у вас вызвала эта песня? Кто такие друзья? Кого можно назвать настоящим другом? Для чего нужны друзья? Расскажите, как вы дружите.

Воспитатель: Дети, как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем, помогаем кому-то…

Воспитатель: Дружба- это когда люди хотят быть вместе; когда вместе играют, не ссорятся, защищают слабых. Дружба - это улыбка друзей. Значит, друзья - это люди, с которыми нам приятно и интересно быть вместе. Про друзей пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. А вы знаете пословицы о друзьях, о дружбе? Давайте их вспомним.

Дети: Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Один за всех и все за одного

Друг за друга держаться - ничего не бояться.

Дружно за мир стоять - войне не бывать.

Задание «Вместе с другом»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам разделиться на пары. Узнаем какая пара самая дружная. Каждая пара получает схему-рисунок и набор фигур. Ваше задание: вместе сложить по схеме фигуру, а чтобы выполнить правильно задание мы с вами должны размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять,

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).

Раз, два, три, четыре, пять.

(Руки вниз, встряхнуть кистями).

(Дети выполняют задание)

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием. Давайте придумаем с вами «Остров дружбы»… Как вы думаете, какой он, «Остров дружбы»?

Дети: Светлый, красивый, большой.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: Чтобы всем хватило места для игр, чтобы было интересно, радостно, весело

ТИХО Звучит аудиозапись песни «Дружба начинается с улыбки».

Воспитатель : А вы знаете, что на этом острове живут разные животные, насекомые, птицы и конечно люди, т. к. этот остров обитаемый. Все они дружат между собой. «Там дружат пчёлка и цветок, дружат лист и мотылёк, там дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине».

Воспитатель: Ребята, так с чего же начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам рассказ З. Ежиковой который называется «Крот и его друзья».

Крот и его друзья

Вода в норку все прибывала и прибывала, и Кротику ничего не оставалось, как вылезти на поверхность.

Ох! Кругом вода! Наверное, дождь лил всю ночь, и река вышла из берегов. К счастью, совсем рядом с домом Кротика росла раскидистая ива. Она-то и помогла ему спастись. Кротик подпрыгнул, схватился за ее ветку…

Кротик сидел на ветке и мечтал о том, чтобы вода поскорей вернулась в реку, когда прямо под ним проплыло гнездо, в котором кто-то жалобно попискивал. Недолго думая, Кротик прыгнул вниз.

Птенец, а пищал конечно же, он,- обрадовавшись, что он уже не один, сразу же рассказал Кротику свою историю. Только его родители- орлы- улетели в гости, как начался дождь. Сверкали молнии, гремел гром, но птенчик старался не бояться. Когда же ветер сорвал гнездо с дерева и оно поплыло по реке, птенчик испугался…

Не плачь, - утешил малыша Кротик.

Я тебя не брошу.

Никогда еще Кротик не был нянькой. Что ж, все когда-нибудь делаешь в первый раз.

Ну-ка, открывай рот! - командовал он.-Ам! Прожевал? А теперь глотай! Вкусна? Тот, кто хочет вырасти, должен хорошо кушать!

По дороге они освободили он цепи собаку, которая сидела на крыше своей будки. Радости собаки не было границ!

Собака сплавала в дом и принесла лакомства: пирожки, торт, мороженое.

Угощайтесь, - говорила собака, довольная, что все это очень понравилось Кротику и птенчику.

После чтения отрывка из рассказа проводится беседа с детьми по содержанию рассказа.

Воспитатель: Долго ли думал Кротик прежде, чем сразу помочь птенчику?

Дети: Нет, он услышал, что кому-то плохо и сразу поспешил на помощь.

Воспитатель: Какие ещё добрые поступки совершили герои этой истории? (кротик с птенчиком).

Дети: Кротик заботился о птенце, учил его есть. Потом они освободили собаку.

Воспитатель: Как собака поблагодарила друзей?

Вы радовались вместе с героями их добрым делам?

А давайте все вместе попробуем придумать продолжение этой истории.

Дети: Кротик, птенчик и собака стали добрыми друзьями. Они заботились друг о друге, помогали и защищали других животных. Кротик очень любил своих друзей, а друзья очень любили Кротика за его доброе сердце.

Воспитатель: А теперь проверим, сможете ли вы узнать своего друга. Дети встают парами . Звучит аудиозапись песни «Шире круг». Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему?

Дети называют разные цвета.

Воспитатель: А может быть дружба чёрного цвета?

Дети отвечают отрицательно и пытаются пояснить почему.

Воспитатель: Да, дети, я с вами согласна (показываю рисунок «Цветика - семицветика») Дружба похожа на цветок с разноцветными лепестками. Это необычный цветок. Как он называется?

Дети: это прекрасный Цветик- семицветик.

Воспитатель : Верно, этот цветок обладает волшебной силой, давайте оставим его в нашей группе.

Ребята, вам понравилось на нашем «Острове Дружбы»? А что вам особенно запомнилось в нашем путешествии?

Дети: Как Кротик помогал друзьям, как мы вместе преодолевали препятствия, заботились,

помогали друг другу.

Звучит аудиозапись песни «Настоящий друг», дети подпевают .

Воспитатель: Лучшими друзьями в вашей жизни могут стать и наши близкие: родители, братья, сёстры, бабушки и дедушки. Они любят вас. Вы дороги им. Относитесь к ним с любовью, добротой и вы приобретёте настоящих друзей.

(Под песню “Хорошее настроение” дети выходят из зала)

Цель: Опираясь на ранее усвоенные детьми нормы морального поведения, дать представление о понятии «дружба» и нравственных её ценностях.

Задачи:

Продолжать учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям.

Знакомить детей с элементами выразительных мимических движений, разным эмоциональным состояниям.

Учить изображать разные модели эмоций соотносительно литературному тексту.

Формировать у детей понятия о моральных представлениях на примере художественных образов.

Продолжать учить обосновать свое отношение к происходящему, к определенной моральной оценке.

Учить детей усваивать позитивные нормы поведения, регулировать собственные поступки в разных жизненных ситуациях.

Развивать личностно-нравственные достоинства каждого ребенка.

Развивать связную речь, речевое творчество.

Воспитывать уважительное отношение к сверстникам и окружающим людям.

Используемый материал:

Пиктограммы эмоций, иллюстрации художественных произведений, собственносочиненные книги сказок, материалы детского проекта «Приходи к нам в гости сказка» .

Ход занятия:

Подготовительный этап.

1. Игра с пальчиками.

Этот пальчик мой танцует,

Этот вот кружок рисует,

Этот пальчик ловко скачет,

Будто легкий-легкий мячик,

А мизинчик мой малышка

Ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячек

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку.

Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

«Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Вместе в горстку собирайтесь,

Разбегайтесь, распрямляйтесь,

В кулачок теперь сжимайтесь.

Кулачок на кулачок,

И ладошки на бочок.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко

На бочок, опять на стол,

И конец игре пришел.

Ну а теперь пора заниматься. Вы готовы? Но прежде чем я скажу что нового вы сегодня узнаете, мне очень хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь. Замечательно, я вижу, что у вас хорошее настроение.

Ребята, а всегда ли бывает у вас хорошее настроение? (Нет.) А какое ещё бывает оно?

Тогда скажите, когда у вас бывает хорошее настроение? (Хорошие новости, вкусный был завтрак, папа обещал в цирк сводить, новую игрушку купить…)

А когда бывает плохое настроение? (Кто-то обидел, поругался…)

А как вы думаете, что от нас зависит, чтобы у каждого было хорошее настроение? (Не драться, не обижать друг друга, делиться игрушками…)

Да, ребята, мы должны стараться не обижать друг друга, тогда у всех будет хорошее настроение.

А какое настроение у капелек нашей «Радуги»? Посмотрим.

(Подходим к «Радуге».)

Здравствуйте, капельки. Какие вы сегодня разные. Мы с ребятами попробуем определить какое у вас настроение.

Ребята, что выражает желтая капелька, какое настроение у красной капельки?

Найдите капельку, которая показывает печаль/тоску. А какое состояние у оранжевой капельки?

Вот какие разные капельки: и радостные и грустные.

А вот капельки-детки, их много и они разные. Ребята, выберите себе ту капельку, на занятие с которой вам бы хотелось отправиться.

(Выбирают.)

2. - Сегодня мы поговорим с вами о чем-то важном, без чего ни один человек не может прожить. О чем? (звучит песня о дружбе «Дружба крепкая не сломается…Вот что значит настоящий верный друг»).

О чем же эта песня?

А что такое дружба? (Рассуждение.)

А вы знаете, что у дружбы есть свои секреты? Хотите их узнать?

Узнать о секретах дружбы мы сможем в нашем уголке сказок.

Тогда в путь. (Звучит музыка.)

Подходят к уголку сказок.

Ну где же нам искать секреты дружбы, как вы думаете? (Предполагают.)

А чей это домик? Интересно. (Нахожу картинку подсказку, читаю.)

Это домик секретов дружбы, они спрятаны в закрытых окошках. Окошки откроются после того, как вы отгадаете секреты дружбы. В домике найдете первую подсказку.

(Достаю подсказку сказок Чуковского «Мойдодыр» «Муха-Цокотуха».)

Из каких сказок эти герои? А кто написал? Кто-то помнит строчки этих сказок? (произносят хором)

Я вам предлагаю поиграть в забавную игру. Я прочту отрывки из этих сказок, а вы попробуйте изобразить эмоции которые вызовут эти строки.
(Читаю, дети изображают мимикой, жестами.)

Рано утром на рассвете

Умываются мышата,

И котята, и утята,

И жучки и паучки.

(Удовольствие.)

Ты один не умывался,

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки, и башмаки.

Маху криком кричит

Надрывается

А злодей молчит, ухмыляется…

Вдруг откуда- то летит,

Маленький комарик,

А в руке его горит

Маленький фонарик…

(Удивление.)

То-то стало весело,

То-то хорошо!...

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра…

(Радость.)
- Молодцы, вы как настоящие артисты изобразили разное настроение, разные эмоции.
- А какие эмоции вам больше всего нравятся? (радость, удовольствие)
- Как вы думаете какое настроение должно быть, чтобы кто-то захотел с вами подружиться? (Радостное, веселое.)
- Вот это и есть первый секрет дружбы. Проверим. Откройте первое окошко. Верно, в окошке эмоция радости.
Значит, дружба должна начинаться с улыбки, доброго взгляда, хорошего настроения.
- Давайте искать следующий секрет дружбы. Посмотрим ещё одну подсказку. (Достаю с окошка №2.)
Следующий секрет дружбы ищите в знакомых сказках. В этих сказках живут герои с добрыми поступками.
- Я думаю, что мы найдем этих героев в сказках, которые мы создавали.
Какие сказки мы создавали? (Дюймовочка, Иван царевич….., сочинили сказку про Буратино.)
- Давайте посмотрим на сказку Дюймовочка. Вспомните хорошие поступки героев этой сказки.
(Дюймовочка помогла ласточке, спасла её от холода и голода, ласточка помогла ей)
- Что можете сказать о героях сказки Царевна-лягушка? (Ответы детей.)
- Молодцы, верно вы определяете добрые поступки.
- Давайте еще заглянем в сочиненную нами сказку «О новых приключениях Буратино».
- Молодцы, во всех сказках вы правильно определили хорошие поступки, добрые дела героев.

Так может кто догадался какой следующий секрет дружбы? (Предположения детей, открываю второе окошко с изображением двух друзей.)

Верно, только с добрыми поступками скажут про тебя «настоящий друг».

Ребята, а чем вы больше всего любите заниматься со своими друзьями? (Играть.)

Играть?! Но бывают игры, где нужно выбрать ведущего, а им много кто хочет быть, как поступить, чтоб никого не обидеть? (Использовать считалочку.)

Верно, считалочка определит ведущего и никому обидно не будет.

Сыграем с вами в нашу любимую игру? Какую? («Гусеничку».)

Но сперва считалочкой определим ведущего. (Считалочка+ игра «Гусеничка» с воздушными шариками.)

Какая забавная игра. А могли бы вы сыграть в эту игру в одиночку. Нет. В такую веселую игру можно играть только вместе.

Вот это и следующий секрет дружбы.

(Открываю третье окошко с изображением хоровода.)

Осталось последнее окошко и ещё один секрет. Посмотрим подсказку. (Достаю подсказкую)

Ребята, а кто знает пословицы о дружбе, вспомните, мы их учили. (Дети называютю)

Молодцы, замечательные пословицы о дружбе.

А как вы понимаете пословицу: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»

(Есть хорошие друзья, а есть такие, что не помогут когда человек в беде.)

А как это бывает? Давайте посмотрим в инсценировке басни С.В, Михалкова «Друзья в походе». Усаживайтесь поудобней. (Инсценировка.)

Какая поучительная сказка.

Вопросы: Как вы думаете, почему Бобер не захотел идти с Кабаном и Лисой дальше?

Вы бы хотели взять себе таких героев в друзья? Почему?

Вот в этом и есть ещё один секрет дружбы. (Высказывание детей.)

Друг должен оставаться другом не только в радость, но и в горе. (Открываю окошко №4, где ребенок утешает другого.)

Ну вот мы и раскрыли секреты дружбы, которые живут в этом домике. Молодцы, ребята.

Если вы будете помнить эти секреты, то у вас всегда будет много друзей.

Ребята, дружба имеет ещё много других секретов. Я вам предлагаю дома рассказать маме или папе, дедушке или бабушке о секретах дружбы, которые мы сегодня узнали и спросите у своих родных, а какие ещё могут быть в дружбе секреты. И мы обязательно о них поговорим.

А сейчас вспомните о своих капельках, с которыми вы отправлялись на занятие. Достаньте их, ещё раз посмотрите, вспомните своё настроение вначале занятия и вложите их вот в это сердечко. – Какое веселое, замечательное сердечко у нас получилось.

А сейчас представьте свое настроение, изменилось ли оно после нашего занятия. Закройте глазки. А теперь подберите первой капельке капельку-подружку. Выложите капельки в другое сердечко. (Выкладывают.)

Какое сердечко вам больше всего нравится?

Да, я согласна с вами, сердечки яркие, веселые и такие замечательные. Почему они такие красивые? Да потому что мы дружно с вами занимались и у нас все получилось. Я очень горжусь вами, молодцы все мальчики и умницы все девочки.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Сила дружбы».

Описание материала : Занятие посвящённое теме дружбе является очень актуальным в старшем дошкольном возрасте. Данный материал будет полезен психологам-педагогам и воспитателям ДОУ. Это занятие направлено как на развитие творческих способностей детей, так и на приобретение нравственного опыта и усвоения моральных норм.
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, мышления и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: - создание благоприятных условий для развития детей;
- сформировать коммуникативных навыков ребенка с помощью коллективной деятельности;
- развить точность выполнения движений пальцев рук;
- помочь детям освоить и развить художественные навыки и технику рисования на песке;
- развивать интерес ребенка к экспериментальной деятельности, его любознательность;
- сформировать умения самостоятельно выполнять поставленные задачи.
Демонстрационный материал: световой стол для рисования песком (но за неимением такого, возможно использование листа формата не меньше А3 и пишущих принадлежностей) , фигурка мышонка, белки, ежа и двух лесных животных, повязка на глаза, картинки с графическим изображением цветка, солнца, дома, ёлки, гриба.
Методы: беседа, рассказ, пальчиковая гимнастика, выполнение упражнения в парах с поддержкой партнёром, работа над рисунком в команде, анализ, рефлексия.

Ход НОД

Воспитатель. Добрая фея прилетела к нам из далёкой страны, чтобы рассказать интересную историю. Ребята, вы хотите её услышать? Но сначала надо угадать название этой истории. Фея спрятала его в загадке.
«Радость делит он со мной,

За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный…» (Друг)
Воспитатель. Правильно ребята, это история будет о друге, о настоящем друг.
«На полянке в лесу есть небольшая норка и в этой норке живёт маленький Мышонок. А около норке стоит дерево, в дупле которого живёт пушистый Бельчонок. У Бельчонка есть орехи, которые нужны только ему и друзей по какой-то причине нет. А у Мышонка очень много друзей, все они к нему приходят в гости, кушают его запасы зерна и называют настоящим другом.
К Мышонку так много друзей приходило, что, не дождавшись конца зимы, зерно в его кладовке закончилось. Но он не стал печалиться, ведь у него так много друзей и они ему обязательно помогут.
Но когда друзья пришли в гости и увидели, что зерна нет, они сразу поторопились к себе домой.
-Куда же вы друзья? – спросил Мышонок.
- Какие мы тебе друзья, раз больше в гости незачем ходить – ответил важный ёж.
Все ушли, а Мышонок остался один.
В одну ночь была очень сильная метель. Утром вся нора Мышонка была в снегу. Бельчонок увидел, как сложно Мышонку освобождать свою нору от снега. Он решил ему помочь и вдвоём они быстро справились с этой проблемой.
- Спасибо, Бельчонок, за помощь! Давай я тебе тоже помогу снег убрать.
- Спасибо, Мышонок! Ты настоящий друг!
- Ты ошибаешься Бельчонок, никакой я не друг. У меня зерно закончилось, мне нечем тебя угостить.
- Дружба не зёрнами измеряется, а поступками!
Мышонок был очень рад, что у него теперь есть настоящий друг. Они и сейчас не только ходят в гости, но и всегда готовы прийти на помощь друг другу». (авторская сказка)
Воспитатель. Ребята, вам понравилась история феечки? Настоящие ли друзья были у Мышонка? Почему Бельчонок был один? Когда Мышонок понял что, среди гостей нет его друзей? Что сделал Бельчонок когда Мышонок оказался в беде? Почему Бельчонок и Мышонок настоящие друзья?
Воспитатель. Молодцы, ребята! А вы хорошие друзья? Вы не обижаете своих друзей и всегда им помогаете? Давайте подойдём к волшебному песку и произнесём волшебные слова.
(Пальчиковая гимнастика "Дружба")
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
(соединять пальцы в «замок»)
С вами мы подружим маленькие пальчики.
(касание кончиков пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.
(парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.
(руки вниз, встряхнуть кистями)
Воспитатель. Нам Фея придумала сложное задание, но для выполнения его нужно надеть повязку. (На глаза одного из детей надевается плотная повязка и предъявляется картинка).
- Петя, нарисуй пожалуйста то, что я тебе показываю. Ты не видишь картинку, но это не беда. Рядом с тобой стоит Соня. Попроси её помочь тебе. (Петя просит Соню помочь. Соня направляет палец Пети, помогая нарисовать картинку на песке). - Снимай повязку. Помогла тебе Соня? Ты бы смог без неё справится? Друг всегда тебе поможет. Скажи Соне спасибо. (Задание проводится и с остальными детьми).
Воспитатель. Сила дружбы помогла нам справиться с этим сложным заданием. Вы все молодцы! А хорошо было, если бы все люди на планете дружили? Давайте эту мечту нарисуем на нашем волшебном песочке.(Рисуется полусфера, изображающую Землю. Дети рисуют человечков, держащихся за руки).
Воспитатель. Ребята, а кто такой друг? Тот у кого много конфет или игрушек? Помните, что быть другом и иметь друга это огромное счастье!Мне понравилось наше волшебное занятие, поэтому я нарисую весёлое личико на песочке. А какое личико нарисуете вы?

Конспект занятия на тему: «Дружба начинается с улыбки»

Цель:
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи
1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.
2. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.
3. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.
Программное содержание.
· Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.
· Способствовать сплочению детского коллектива.
· Формировать благоприятный психологический климат группы.
· Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
· Учить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов.
· Воспитывать желание помочь, поддержать другого человека. Воспитание гуманного отношения к родным и близким.
· Формировать осознание моральной стороны поступков.
· Развитие чувства эмпатии, релаксация.
Виды деятельности: продуктивная, игровая.
Форма проведения : игровая
Материалы и оборудование.
· Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и с фотоаппаратом внутри;
· Листы бумаги с изображением персонажей, фломастеры;
· Клей, персонажи для создания книжки.
Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия

1.Ритуал приветствия.
Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.
Воспитатель и дети (вместе):
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, крепенький дубок!
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую!
2.Основная часть.
Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? Конечно нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.
3.Игра «Слушайте внимательно!»
В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.
Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.
Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.
Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.
Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.
Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.
Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!
4.Сюрпризный момент.
Раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку-посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон.
-Ребята, что это? Откуда? Помогайте мне читать.
(на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки)
А вы знаете кто такая Белоснежка?(да)
Из какой она сказки?(Белоснежка и семь гномов)
Интересно, а что там внутри? (дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с фотоаппаратом).
Что это такое? (письмо, фотоаппарат)
Садитесь на стульчики, сейчас мы его прочитаем
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Белоснежка, я живу в сказочном лесу. Все мои друзья-гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста!»
Белоснежке нужна помощь. Поможем ей ребята?(да)
Ребята, не пойму для чего нужна фотоаппарат? (чтобы записать что-то.)
А как вы думаете, что мы будем записывать? (Как мы дружно играем и не ссоримся)
Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и сфотографировать нас. (Педагог отдаёт фотоаппарат).
5. Беседа на тему «Что такое дружба?»
А вы - дружные ребята? (да)
А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)
А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)
Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)
С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.)
А вы знаете, есть даже поговорки о дружбе, интересно какие?
Один за всех, и все за одного
Человек без друзей, что дерево без корней
Дружба – как стекло, разобьешь – не сложишь
Дружба – самое, дорогое сокровище
Не одежда красит человека, а его добрые дела
Худо тому, кто добра не делает никому
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью
Друга ищи, а нашел -береги
Помогай другу везде, не оставляй его в беде
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Молодцы, ребята! Интересная беседа о дружбе и о друзьях у нас получилась.
Вы очень много знаете о дружбе. Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор слышали Гномы. Вспомните ребята, кто может помочь лесным гномам?(ответы детей).
Да, только дружные ребята смогут помочь лесным гномам. Помните об этом!
Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)
6.Упражнение «Друг к дружке».
В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.
Как только я скажу фразу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить «друг к дружке», вы должны будете найти себе нового партнёра.
Ухо к уху;
нос к носу;
лоб ко лбу;
колено к колену;
локоть к локтю;
спина к спине;
плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).
Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?
Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать здороваться каждое утро, не только с детьми но и со взрослыми. Мне бы очень хотелось, чтобы нашу игру увидели лесные гномы.
7.Физминутка
Встаньте, дети, встаньте в круг,
Я твой друг и ты мой друг
Пусть будет шире Дружбы круг.
В кругу стоят друзья твои
Ты им улыбку подари.
Слева друг и справа друг
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку пожми,
Передай ему тепло твоей руки.
Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья за работу нам пора.
8.Работа в центрах активности (центр искусства, центр книги и грамоты, центр театрализованной деятельности).
Центр театрализованной деятельности
В центре перепутались все сказки, помогите им найти свои домики.
Центр искусства
На столе есть картинки с изображением персонажей, вам нужно будет нарисовать друга выбранного вами картинки, вы их докрасите и затем мы отправим их гномикам, чтобы они увидели наши картинки о дружбе.
Центр книги и грамоты
В центе книги и грамоты есть книга о дружбе, но в ней не хватает иллюстраций, давайте мы её закончим и отправим гномикам.
Дети расходятся по центрам
9. Рефлексия.
Под звон бубна дети со своими работами становятся в круг.
Ребята, покажите друг другу свои работы, которые вы сделали в центрах активности, а теперь мы их положим в посылку..
Вы не забыли еще, что то положить? Конечно фотоаппарат.
Фотоаппарат положим в посылку и отправим гномам, пусть они посмотрят какие мы дружные ребята, и тоже научатся дружить и померятся.
Стихотворение от детей
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята
Никого не обижаем
Как заботится мы знаем,
Никого в беде не бросим
Не отнимем а попросим
Пусть будет всем хорошо
Будет радостно, светло!

Цели занятия:

Дать детям возможность глубже осознать, что такое надёжные друзья; вызвать желание иметь друзей, делать для них приятное; объяснить, что надёжным может называться только тот, кто ни разу не обманул, не нарушил обещания, не совершил предательства; закреплять умение разрешать проблемные ситуации, развивать ассоциативное мышление. Расширять знания детей о дружбе; развивать умения аргументировать свою точку зрения; формировать нравственные качества, обучающие: умению дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе; воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу; содействовать формированию дружного коллектива.
Методические приёмы: проблемные ситуации.
Оборудование: мяч, плакаты с неоконченными предложениями, музыкальное сопровождение, элементы инсценировки сказки. Выставка рисунков «В стране Дружбы»; книжная выставка по теме.

ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети слушают песню «О дружбе» И.Шаинского.

Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать? (ответы детей)

Да, мне хотелось бы поговорить с вами о дружбе и друзьях. Взрослые часто говорят нам: «Нужно быть дружными, дружно жить»

А что значит дружба, друг? (ответы детей)

Почему мы называем другом только некоторых людей?

Кто хочет рассказать о своем друге или подруге?

Расскажите, как его зовут. Где вы с ним познакомились. Почему вы считаете его (ее) своим другом (подругой). Когда он вел себя как настоящий друг (чем поделился, помог, защитил себя)?

Рассказы детей.

Воспитатель: Многие из вас рассказали правильно о своих друзьях и как нужно дружить.

Кто умеет дружить, тот заботится о товарищах и старается сделать им что-нибудь хорошее. Сейчас мы поиграем.

Игра «Клубок»

На что похож клубок? (солнце, колобок. Дети сидят в кругу, первый ребенок разматывает клубок, а конец нити зажимает и передает его рядом сидящему, при этом говорит о хороших качествах товарища (Мне очень нравится с тобой играть, ты такая добрая, мы с тобой хорошие подруги и т.д.) И так разматывают клубок.
Воспитатель: – Что помогает, а что мешает дружбе? Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
«Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека загадал ведущий: «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (
Миролюбивый ). «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный ). «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый ). «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный ). «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый ) Для того чтобы дети точнее поняли значение этих слов, можно их попросить составить предложение с этими словами или по «отгадке» составить описание качества.
Упражнение «Темные и светлые мешочки». На листе нарисованы два больших мешка, достаем заранее заготовленные таблички, на которых написаны качества людей, и предлагаем детям коллективно рассортировать эти качества на «темные» и «светлые». Выбирается помощник, который с помощью магнитов будет прикреплять таблицы к доске («складывать в мешки»). При этом под темными «качествами» будут пониматься те, которые мешают жить мирно и счастливо как самому человеку, так и его окружению. Соответственно, под «светлыми» те, которые помогают.
Упражнение «Светофорики». Ребятам раздаются зелено-красные «светофорики» - кружочки из ватмана, зеленые с одной стороны, красные с другой, диаметром примерно 4-5 сантиметров. Ведущий указкой показывает качества, помещенные в мешочки в предыдущем упражнении. Детям необходимо подумать, присутствует ли у них это качество, и ответить при помощи «светофорика». «Да» - зеленый цвет, «нет» - красный. (Ведущий тоже играет) Затем ведущий спрашивает, были ли ребята, у которых есть качества только из одного мешочка. Вместе с детьми делаем вывод о том, что в каждом человеке, как правило, присутствуют и «темные» и «светлые» качества.

Воспитатель: О дружбе есть много пословиц. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
1. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
3. Один за всех и все за одного.
4. Дружба – самое дорогое сокровище.
5. Дружба-дороже денег.
6. Без друга в жизни туго.
Воспитатель: – А как много книг о дружбе!
Воспитатель проводит викторину.
1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
3. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье.)
5. Какие два друга лежали на песке и пели песенку о солнышке?Назовите их.(Львёнок и черепаха.)
6. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Книг о дружбе и друзьях очень много. Читая их, вы приобретаете друзей в лице литературных героев. Какое надежное и емкое слово – дружба! А как вы думаете, есть ли друзья среди животных? Какие? Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками? Что самое хорошее в дружбе с животным? Дети отвечают.

Вывод: преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце.
Воспитатель: Значит, друзьями могут быть не только сверстники, любимые игрушки, но и взрослые люди, животные, герои книг, мультфильмов. Мне приятно заметить, что путешествовали вы с радостью.
Воспитатель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы и придумать правила.
Воспитатель: Что же у нас получилось? (Правила записываются: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.)
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать друг другу
Быть честным
Итог. Сюрпризный момент.
– Я еще раз убедилась, что у нас в группе живет дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которой еще нет друзей. - А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания о дружбе в эту волшебную копилочку. Для этого каждый из вас возьмет сердечко, скажет пожелание (какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в копилочку. - Теперь я спокойна за вас, Копилочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе.
Релаксационная музыкальная пауза . - Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Что еще почитать