Можно ли играть в сквош одному. Правила игры в сквош кратко. Клуб City Squash и его профессиональные корты

Подсчёт очков

Существуют две системы подсчёта очков - традиционный (британский) подсчет и более современный PAR (Point-A-Rally). На сегодняшний день традиционный подсчет уступает позиции PAR, все наиболее значимые мировые турниры проводятся по системе PAR.

Традиционный (британский)

В традиционной системе подсчета очков очки получает только подающий игрок, а выигравший розыгрыш принимающий игрок получает право на следующую подачу. Такая система появилась в 1926 году. В большинстве случаев розыгрыши ведутся до 9 очков, на соревнованиях - до 5.

PAR (Point-A-Rally Scoring)

Американская система подсчета очков засчитывает очки выигравшему розыгрыш, вне зависимости от того, делал ли он подачу или принимал. При такой системе подсчета игра ведётся до 11 очков (до 2004 года велась до 15).

История

Как многие другие игровые виды спорта, сквош родился в Англии. Назвать точную дату его рождения трудно. По-видимому, наиболее старым свидетельством существования такой игры является книга, датированная 1807-м годом и описывающая быт и нравы жителей Лондона. На одном из рисунков, помещенных в этой книге, изображен внутренний двор тюрьмы на Флит стрит, где несколько заключенных, не утративших присущего британцам спортивного духа, с увлечением бьют ракетками мяч о высокую тюремную стену. Еще один рисунок из той же книги свидетельствовал о том, что такой же спортивной забаве предавались невольники и другой лондонской тюрьмы - на Кинг бенч.

Родившаяся за тюремными стенами игра долгое время называлась просто "рэкетс" (ракетки). Чтобы рэкетс обрел черты сквоша, ему предстояло пройти путь длиной в несколько десятилетий. За это время к высокой лицевой стене сначала добавились боковые загородки, затем появился корт, имеющий переднюю, заднюю и две боковые стенки.

Название "сквош" ("squash") впервые встречается в одной из английских книг издания 1890 года, где говорится, что корт для такой игры сооружен в учебном заведении Хэроу-скул. Подтверждая эти сведения, Британская энциклопедия уточняет, что в Хэроу-скул играли в сквош уже в 1820-х годах.

В конце XIX века сквош начал свое движение к другим странам и континентам. Помимо европейцев с новой игрой познакомились североамериканцы, индийцы, австралийцы. А перебравшись через океан, в Америку, сквош приобрел черты, не свойственные английскому прародителю. Так, размеры корта и его конфигурация существенно отличались от европейских.

"Сепаратизм" в развитии сквоша продолжался более полувека. Хотя игра в коробке находила новых поклонников, по популярности она не могла сравниться с теннисом или бадминтоном. По данным Международной федерации сквоша, к 1967 году сквош культивировался только в семи странах, а количество кортов в мире составляло около 5000.

В 1970-х годах началось то, что позже было названо "бумом сквоша". Динамичная, увлекательная игра нашла массу почитателей в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока, Южной Америки. Через двадцать лет, к началу 1990-х годов, в сквош уже играли в 100 странах. Причем в таких государствах, как Англия, Германия, Австралия, количество кортов исчислялось тысячами, а их общее число в мире превысило 36 тысяч. В 2000 году в Международную федерацию сквоша входили уже 143 государства, а количество сквошных "коробок" в мире достигло 48 тысяч.

Ныне чемпионаты по сквошу проходят в большинстве стран и на всех континентах. С 1967 года проводится первенство мира по сквошу в индивидуальном и командном зачетах. Причем первый же чемпионат мира показал, что представители родины сквоша - Англии, где с этой игрой знаком каждый школьник, отнюдь не могут претендовать на безусловное первенство в мире. В течение нескольких лет (до 1973 года) командное первенство мира выигрывали австралийцы. Затем первая строчка в мировом рейтинге перешла к представителям Пакистана, которым удавалось становиться мировыми чемпионами на протяжении полутора десятка лет.

Британцы к поражениям в мировых чемпионатах относились с присущим им спокойствием, считая, что матч Англия - остальной мир «на ста ракетках» они бы выиграли. С этим долгое время можно было согласиться, поскольку сквошные ресурсы туманного Альбиона традиционно велики. Сейчас говорить о превосходстве сквошистов Соединенного Королевства уже не приходится. Впечатляющие успехи спортсменов из Египта и Малайзии, стабильное появление новых сильных игроков в Голландии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, США и других странах свидетельствуют о том, что развитие сквоша приобрело глобальный размах. Сквош давно стучится в двери Международного Олимпийского комитета и можно надеяться, что увлекательные поединки на сквошном корте со временем станут неотъемлемой частью Всемирных Олимпиад.

В России сквош получил развитие с начала 1990-х годов. Энтузиастом культивирования этого вида спорта в России был доктор технических наук В.П. Борисов, получивший игровую и тренерскую практику во время научных командировок в США и Англию. В.П. Борисов стал первым президентом Российской федерации сквоша (1991). В 1992 году состоялся дебют наших спортсменов на международной арене. На юниорских турнирах в Германии и Норвегии студенты Академии физической культуры Александр Рощупкин и Мария Горячева одержали первые победы над сверстниками на Европы. В то же время участие российской команды в чемпионатах Европы показало, что для побед над представителями стран, имеющих многолетние традиции в сквоше, нашей стране необходимо идти по пути развития детского и юношеского спорта, расширения географии российского сквоша.

Вехой в развитии отечественного сквоша стал 1997 год, когда Санкт-Петербургский клуб "Гиперсквош" провел первый в России международный турнир. Традицию проведения открытых чемпионатов Санкт-Петербурга Гиперсквош продолжал на протяжении десятилетия. В этот период международные турниры по сквошу стали проводиться также в Москве в центре Мультиспорт. Вместе с увеличением числа кортов для сквоша в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и других городах росло количество спортсменов, повышался уровень их мастерства.

Неоднократный чемпион России по сквошу Алексей Северинов и еще один из сильнейших спортсменов Павел Сергеев стали первыми специалистами, защитившими дипломные работы в вузе на тему подготовки квалифицированных спортсменов-сквошистов. В общий подъема уровня российского спортивного сквоша внесли вклад Сергей Кострыкин, Тимур Бурганов, Ирина Поддубная, Вячеслав Перфильев, Дмитрий Гришанин, Максим Шокин, Роман Фетисов, Екатерина Глинчикова, Ирина Ассал, Ирина Беляева и другие*.

Проведением международных соревнований по сквошу и другими организационными вопросами в мировом плане занимаются Всемирная федерация сквоша (WSF - World Squash Federation), Ассоциация профессиональных игроков в сквош - мужчин (PSA - Professional Squash Association) и Международная ассоциация игроков в сквош - женщин (WISPA - Women"s International Squash Player Association). В настоящее время игра в сквош широко распространена в Европе , Америке, странах Юго-Восточной Азии, Австралии , Новой Зеландии, Египте и др. По данным Всемирной федерации сквоша корты для игры в сквош имеются не менее чем в 150 странах.

Напишите отзыв о статье "Сквош"

Примечания

Ссылки

  • История сквоша. https://squashinrussia.com/about/history/

Отрывок, характеризующий Сквош

Но «сюрпризам» в этот вечер, видимо, не суждено было кончаться... Через какие-то полчаса, когда «пир» уже был в самом разгаре, воздух в комнате вдруг по привычному (для меня) заколебался и... во всей своей красе появилась Стелла! Я от неожиданности подпрыгнула, чуть не опрокинув свою тарелку, и быстренько начала оглядываться по сторонам – не видит ли её кто-то ещё. Но гости со здоровым аппетитом, увлечённо поглощали «плоды» бабушкиного кулинарного искусства, не обращая никакого внимания на вдруг рядом с ними появившегося чудо-человечка...
– Сюрприз!!! – весело хлопнула в ладошки малышка. – С твоим большим день рождением тебя!.. – и в комнате прямо с потолка посыпались тысячи самых причудливых цветов и бабочек, превращая её в сказочную «пещеру Алладина»...
– Как ты сюда попала?!!!.. Ты же говорила – тебе нельзя сюда приходить?!.. – забыв даже поблагодарить малышку за устроенную ею красоту, ошалело спросила я.
– Так я ведь и не знала!.. – воскликнула Стелла. – Просто думала вчера о тех умерших, которым ты помогала, и спросила бабушку, как же они смогли придти обратно. Оказалось – можно, только надо знать, как это делать! Вот я и пришла. Разве ты не рада?..
– Ой, ну, конечно же, рада! – тут же заверила я, а сама панически пыталась что-то придумать, чтобы возможно было одновременно общаться и с ней, и со всеми остальными моими гостями, ничем не выдавая ни её, ни себя. Но тут неожиданно произошёл ещё больший сюрприз, который полностью вышиб меня из и так уже достаточно усложнившейся колеи....
– Ой, сколько свето-о-ськов!... А класи-и-во как, ба-а-тюски!!!... – в полном восторге, шепелявя пропищал, крутившийся «волчком» на маминых коленях, трёхлетний малыш. – И ба-а-боськи!... А бабоськи какие больсы-ы-е!
Я остолбенело на него уставилась, и какое-то время так и сидела, не в состоянии произнести ни слова. А малыш, как ни в чём не бывало, счастливо продолжал лопотать и вырываться из крепко его державших маминых рук, чтобы «пощупать» все эти вдруг откуда-то неожиданно свалившиеся, да ещё такие яркие и такие разноцветные, «красивости».... Стелла, поняв, что кто-то ещё её увидел, от радости начала показывать ему разные смешные сказочные картинки, чем малыша окончательно очаровала, и тот, со счастливым визгом, прыгал на маминых коленях от лившегося «через край» дикого восторга...
– Девоська, девоська, а кто ты девоська?!. Ой, ба-а-тюски, какой больсой ми-и-ска!!! И совсем лозавенкий! Мама, мама, а мозно я возьму его домой?.. Ой, а пти-и-ськи какие блестя-я-сие!... И клылыски золотые!..
Его широко распахнутые голубые глазёнки с восторгом ловили каждое новое появление «яркого и необычного», а счастливая мордашка радостно сияла – малыш принимал всё происходящее по-детски естественно, как будто именно так оно и должно было быть...
Ситуация полностью уходила из под контроля, но я ничего не замечала вокруг, думая в тот момент только об одном – мальчик видел!!! Видел так же, как видела я!.. Значит, всё-таки это было правдой, что существуют где-то ещё такие люди?.. И значит – я была совершенно нормальной и совсем не одинокой, как думала вначале!. Значит, это и вправду был Дар?.. Видимо, я слишком ошарашено и пристально его разглядывала, так как растерянная мама сильно покраснела и сразу же кинулась «успокаивать» сынишку, чтобы только никто не успел услышать, о чём он говорит... и тут же стала мне доказывать, что «это он просто всё придумывает, и что врач говорит (!!!), что у него очень буйная фантазия... и не надо обращать на него внимания!..». Она очень нервничала, и я видела, что ей очень хотелось бы прямо сейчас отсюда уйти, только бы избежать возможных вопросов...
– Пожалуйста, только не волнуйтесь! – умоляюще, тихо произнесла я. – Ваш сын не придумывает – он видит! Так же, как и я. Вы должны ему помочь! Пожалуйста, не ведите его больше к доктору, мальчик у вас особенный! А врачи всё это убьют! Поговорите с моей бабушкой – она вам многое объяснит... Только не ведите его больше к доктору, пожалуйста!.. – я не могла остановиться, так как моё сердце болело за этого маленького, одарённого мальчонку, и мне дико хотелось, чего бы это ни стоило, его «сохранить»!..
– Вот смотрите, сейчас я ему что-то покажу и он увидит – а вы нет, потому что у него есть дар, а у вас нет, – и я быстренько воссоздала Стеллиного красного дракончика.
– О-о-й, сто-о это?!.. – в восторге захлопал в ладошки мальчик. – Это длаконсик, да? Как в скаске – длаконсик?.. Ой какой он кра-а-сный!.. Мамоська, смотли – длаконсик!
– У меня дар тоже был, Светлана... – тихо прошептала соседка. – Но я не допущу, чтобы мой сын так же из-за этого страдал. Я уже выстрадала за обоих... У него должна быть другая жизнь!..
Я даже подскочила от неожиданности!.. Значит она видела?! И знала?!.. – тут уж меня просто прорвало от возмущения...
– А вы не думали, что он, возможно, имеет право сам выбирать? Это ведь его жизнь! И если вы не смогли с этим справиться, это ещё не значит, что не сможет и он! Вы не имеете права отнимать у него его дар ещё до того, как он поймёт, что он у него есть!.. Это, как убийство – вы хотите убить его часть, о которой он даже ещё не слыхал!.. – возмущённо шипела на неё я, а внутри у меня всё просто «стояло дыбом» от такой страшной несправедливости!
Мне хотелось во что бы то ни стало убедить эту упёртую женщину оставить в покое её чудесного малыша! Но я чётко видела по её грустному, но очень уверенному взгляду, что вряд ли на данный момент мне удастся её убедить в чём-то вообще, и я решила оставить на сегодня свои попытки, а позже поговорить с бабушкой, и возможно, вдвоём придумать, что бы здесь такое можно было бы предпринять... Я только грустно взглянула на женщину и ещё раз попросила:
– Пожалуйста, не ведите его к врачу, вы же знаете, что он не больной!..
Она лишь натянуто улыбнулась в ответ, и быстренько забрав с собой малыша, вышла на крыльцо, видимо, подышать свежим воздухом, которого (я была в этом уверенна) ей в данный момент очень не хватало...
Я очень хорошо знала эту соседку. Она была довольно приятной женщиной, но, что меня поразило когда-то более всего, это то, что она была одной из тех людей, которые пытались полностью «изолировать» от меня своих детей и травили меня после злосчастного случая с «зажиганием огня»!.. (Хотя её старший сын, надо отдать ему должное, никогда меня не предавал и, несмотря ни на какие запреты, до сих пор продолжал со мной дружить). Она, кто, как теперь оказалось, лучше всех остальных знала, что я была полностью нормальной и ничем не опасной девочкой! И что я, точно так же, как когда-то она, просто искала правильный выход из того «непонятного и неизвестного», во что так нежданно-негаданно швырнула меня судьба...
Вне всякого сомнения, страх должен являться очень сильным фактором в нашей жизни, если человек может так легко предать и так просто отвернуться от того, кто так сильно нуждается в помощи, и кому он с лёгкостью мог бы помочь, если б не тот же самый, так глубоко и надёжно в нём поселившийся страх...
Конечно же, можно сказать, что я не знаю, что с ней когда-то происходило, и что заставила её перенести злая и безжалостная судьба... Но, если бы я узнала, что кто-то в самом начале жизни имеет тот же дар, который заставил меня столько страдать, я бы сделала всё, что было бы в моих силах, чтобы хоть как-то помочь или направить на верный путь этого другого одарённого человека, чтобы ему не пришлось так же слепо «блуждать в потёмках» и так же сильно страдать... А она, вместо помощи, наоборот – постаралась меня «наказать», как наказывали другие, но эти другие хотя бы уж не знали, что это было и пытались честно защитить своих детей от того, чего они не могли объяснить или понять.
И вот она, как ни в чём не бывало, пришла сегодня к нам в гости со своим маленьким сынишкой, который оказался точно таким же «одарённым» как я, и которого она дико боялась кому-то показать, чтобы не дай Бог, кто-то не увидел, что её милый малыш является таким же точно «проклятием», каким являлась, по её «показному» понятию, я... Теперь я была уверена, что ей не доставило большого удовольствия к нам приходить, но отказать она тоже не очень-то могла, по той простой причине, что её старший сын – Альгис – был приглашён на мой день рождения, и с её стороны не было ни какой серьёзной причины, чтобы его не пустить, и было бы уже чересчур невоспитанно и «не по-соседски», если бы она на это пошла. А пригласили мы её по той простой причине, что жили они от нас через три улицы, и возвращаться вечером домой её сыну пришлось бы одному, поэтому, естественно поняв, что мать будет волноваться, мы решили, что будет правильнее пригласить её также вместе с её маленьким сынишкой провести вечер за нашим праздничным столом. А она «бедная», как я теперь понимала, здесь всего лишь мучилась, ожидая возможности как можно скорее нас покинуть, и по возможности без каких-либо происшествий, как можно раньше вернуться домой...

В современном виде сквош оформился 150 лет назад в Англии

Мальчики, учившиеся в Harrow school, часто были вынуждены стоять в очереди, чтобы поиграть в теннис. В ожидании они тренировались вне пределов корта, используя индийские каучуковые мячи плохого качества. Оказалось, что с ними можно было проделывать такие вещи, которые совершенно невозможны при игре обычными теннисными мячиками. И однажды два наиболее изобретательных мальчика превратили игру в настоящее соревнование.

Сквош быстро завоевал популярность. К концу 19 века появились первые клубы, а с 20-ых годов ХХ столетия стали проводиться настоящие соревнования.

ПРАВИЛА ИГРЫ В СКВОШ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА. ПОДАЧА.

Начало матча. Право подавать первым решается раскручиванием ракетки, на одной стороне которой написано "Моя подача", на другой - "Твоя подача". Если на ракетке такой пометки нет, подбросьте монетку.

Стороны. Перед тем, как начать матч и в течение игры, подающий решает из какого квадрата подачи (левого или правого) он будет подавать. В дальнейшем, подающий, выигрывая очко, каждый раз меняет квадрат подачи на противоположный.

Правильная подача. Правильной подачей признается такая подача, при которой мяч ударяется о фронтальную стену выше линии подачи и ниже линии аута и после отскока от стены попадает в большой квадрат соперника. При подаче мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к фронтальной стене. В случае ошибки происходит переход подачи. Помните: в сквоше, в отличие от других игр, все линии на стенах корта - линии аута, т.е. если мяч ударился о любую из линий, Вы теряете подачу.

Постановка ног при подаче. Подающий должен стоять по крайней мере одной ногой полностью в квадрате подачи. В ином случае неправильная постановка ног называется Foot Fault. Подача в этом случае теряется. В сквоше не как в теннисе, при такой потере подаче второго шанса подать мяч уже не будет.

ЭТО ВАЖНО ПОМНИТЬ! Постоянная близость двух игроков, бегающих, прыгающих, поворачивающихся, махающих ракетками, создает очевидную опасность. Поэтому всегда помните, что безопасность Вашего соперника в Ваших руках. Учитесь делать замах правильно с самого начала обучения игре, и если Вы чувствуете, что или ракеткой или мячом можете ударить своего партнера, остановитесь и попросите Let.

LET & STROKE. Правила в сквош были бы более простыми, если бы не то обстоятельство, что двум игрокам нужно делить одну и ту же территорию в очень быстрой и конкурентной игре. Поэтому в течение игры могут возникать различные помехи и правила игры в сквош разработаны таким образом, чтобы обеспечить максимально безопасную и честную игру.

В случае возникновения помехи игрок должен остановиться и попросить Let (просьба, апелляция к Судье, обращение переиграть розыгрыш очка). Игрок не вправе просить Let, если он отбил мяч или ударил по мячу и промахнулся.

Судья должен решить, был ли это Let, No let или это был Stroke. В отсутствии Судьи (в дружеском поединке) игроки сами решают подобные ситуации по взаимному согласию.

No let. Судья называет No let в следующих ситуациях:

1. Если игрок не смог отбить мяч.

2. Если игрок не приложил достаточных усилий, чтобы отбить мяч.

3. Если игрок ударил по мячу и промахнулся. Исключением является только тот факт, что при замахе он бы ударил ракеткой соперника и пропустил удар намеренно. В этом случае позволяется Let.

Stroke. Очко засчитывается игроку, ударившему по мячу:

1. Если соперник загородил ему путь или находился на одной линии с мячом.

2. Если соперник помешал сделать хороший замах ракеткой, вовремя не отошел в сторону, создал помеху.

Let. Розыгрыш очка переигрывается, если игрок не смог отбить мяч в случае возникшей помехи или препятствия.

В процессе игры часто возникают ситуации, когда два игрока могут намеренно или случайно мешать друг другу. Правила игры в сквош предназначены для того, чтобы сохранить игру честной и справедливой, а также уберечь игроков от возможных столкновений и травм. Одно из главных правил гласит, что, если Вы ударили по мячу, приложите максимум усилий, чтобы не мешать своему сопернику его отбить.

Но даже тогда, когда игроки стараются не мешать друг другу и играть честно, в процессе игры могут возникать ситуации, когда игрокам приходится решать, был ли результат данного розыгрыша правильным и справедливым, не попросить ли Let или не было ли Stroke для одного из игроков.

Let ВСЕГДА принимается (это означает всегда Let, а не Stroke или No let) и игрокам позволяется переиграть розыгрыш в следующих случаях:

1. Если мяч порвался во время игры.

После замены мяча игроки имеют право разогреть новый мяч до необходимого состояния в течение разумного времени (не более 5 минут), как при разминке.

2. Если в момент подачи соперник не был готов к приему мяча и не сделал ни единой попытки ударить по мячу. Если Вы только взмахнули ракеткой, это уже означает, что Вы были готовы принять подачу, но почему-то передумали. Поэтому если Вы не готовы принять подачу, просите Let до совершения любых действий.

3. Если Судья не уверен в правильном решении ситуации.

Let МОЖЕТ БЫТЬ принят в следующих ситуациях:

1. Если игрок намеренно пропустил удар, заметив, что сопернику не избежать столкновения с мячом.

2. Если игрок намеренно пропустил удар, боясь задеть соперника ракеткой.

3. Если мяч в игре коснулся какого-либо предмета, лежащего на полу.

4. Если игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за кортом.

5. Если изменились игровые условия, которые повлияли на результат розыгрыша.

Let МОЖЕТ БЫТЬ принят ПОСЛЕ удара по мячу, если:

1. Мяч коснулся предмета на полу.

2. Что-то произошло на корте или за кортом и отвлекло игрока.

3. Изменились игровые условия.

4. Мяч порвался.

5. Судья не уверен в правильном решении ситуации.

Let НЕ МОЖЕТ БЫТЬ принят ПОСЛЕ удара по мячу, если:

1. Игрок продолжает игру.

2. Игрок не был готов принять подачу.

Главным условием получения разрешения переиграть розыгрыш (Let принимается), является прекращение игры до удара по мячу и четкое обозначение помехи или препятствия дальнейшей игре.

Подсчет очков

Матч состоит из пяти игр (геймов). Матч считается выигранным, когда один из игроков побеждает в трех играх из пяти. Каждая игра продолжается до 11 очков. Игрок, который первым набрал 11 очков считается победителем в игре, за исключением случаев, когда счет 10-10. В этом случае игра продолжается до тех пор, пока какой-либо из игроков не доведет свое преимущество до двух выигранных очков (разница в счете должна быть 2 очка). Выигрышное очко присуждается тому или иному игроку при каждом розыгрыше подачи (PAR – point-a-rally). В случае, если очко выиграно игроком, осуществляющим подачу, за ним сохраняется право подачи. В случае если подачу выиграл принимающий игрок, ему присуждается очко и к нему переходит право следующей подачи.

Подача

Игра начинается с подачи. Игрок, которому предстоит подавать мяч первым, определяется жребием путем вращения рукоятки ракетки одного из игроков. В дальнейшем, игрок начавший подавать продолжает осуществлять подачи до первого проигранного очка, после чего происходит «переход подачи» (“Hand Out” – “хэнд аут”) и принимающий игрок становится подающим.

Игрок, выигравший предыдущую игру, подает первым в новой игре.
В начале каждой игры и в случаях перехода подачи, подающий игрок имеет право выбрать квадрат подачи по своему усмотрению. После выигранного очка подающий обязан сменить квадрат подачи и осуществить подачу с противоположной стороны корта.

Для осуществления подачи игрок обязан находиться внутри квадрата подачи какой-либо частью ступни одной из ног. Подача считается правильной, если первым касанием мяч ударился фронтальной стены выше уровня подачи и ниже линий аута так, чтобы его отскок от пола (за исключением случаев игры «с лёта») пришелся в противоположный углу подачи квадрат соперника.

Возврат удара

Возврат удара считается правильным, если после однократного отскока от пола корта и удара по мячу отбивающим, мяч коснулся фронтальной стены в области выше уровня «банки» (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) и ниже линий аута до того, как он коснулся пола. Перед тем, как коснуться фронтальной стены в разрешенной области, мяч может коснуться какую-либо из боковых стен или заднюю стену.

Возврат удара считается выполненным неправильно, если:

  • отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с фронтальной стеной было произведено два удара по мячу — “NOT UP” («нот ап»),
  • после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область “банки” (звуковой панели в нижней части фронтальной стены) – “DOWN” (“даун”),
  • после удара по мячу отбивающим мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – “OUT” («аут»).

Розыгрыш

После правильно выполненной подачи, розыгрыш мяча продолжается попеременно каждым игроком до тех пор, пока какой-либо из игроков не совершит ошибку. Розыгрыш состоит из подачи и нескольких, правильно исполненных возвратов.Розыгрыш считается выигранным, если:

  • соперник не смог правильно выполнить подачу,
  • соперник не смог правильно выполнить возврат,
  • игрок, осуществляющий удар, коснулся соперника (частью ракетки или одежды) до того, как соперник приготовился осуществить удар по мячу.

Попадание мячом в игрока

Если после удара по мячу и до его соударения с фронтальной стеной, мяч попадает в соперника, либо в ракетку соперника, либо касается его одежды, игра останавливается.

  • Если у бьющего игрока была возможность ударить по мячу так, чтобы он беспрепятственно коснулся фронтальной стены без предварительного соударения с одной из боковых стен – очко засчитывается бьющему игроку. В данном случае предполагается, что бьющий игрок наносил удар с естественной руки, располагаясь лицом к фронтальной стене, не совершив «разворота» (см.ниже).
  • Если у бьющего игрока была возможность произвести результативный удар таким образом, что от соударения с боковой стеной мяч попал бы во фронтальную стену и соперник мог бы сыграть отскочивший мяч – назначается переигровка “Let” («Лэт»).
  • Если бьющий игрок произвел удар по мячу таким образом, что соперник не смог бы сыграть такой мяч (мяч не коснулся бы фронтальной стены) – бьющий игрок проигрывает розыгрыш.

Разворот

Если при естественном отскоке и полете мяча справа, бьющий игрок решает не бить по мячу справа, пропустить, обежать мяч или добежать/догнать мяч и ударить по нему слева (или наоборот) – считается, что игрок совершил разворот (т. е. потерял соперника из виду).Если после совершения разворота и удара по мячу бьющий игрок попадает мячом в соперника – это считается нарушением правил и очко присваивается сопернику. Если после совершения разворота бьющий игрок воздерживается от дальнейшего розыгрыша с целью предотвратить попадание мячом в соперника – назначается переигровка “Let”. Данное поведение бьющего игрока считается предпочтительным, так как бьющий игрок не может определить положение соперника на корте.

Повторные попытки удара

В том случае, если при отбитии мяча игрок не смог нанести удар после первого замаха, он может попытаться отбить мяч второй раз.

  • если после удачной второй попытки удара по мячу, траектория его полета такова, что удар может считаться правильным, но мяч попадает в соперника – назначается переигровка “Let”,
  • если после удачной второй попытки удара по мячу, мяч попадает в соперника и удар можно считать выполненным неверно – атакующий игрок наказывается штрафным очком

Создание помехи

Нанесение ударов в сквоше должно происходить при отсутствии каких-либо помех со стороны соперника.Для того, чтобы избежать создание помехи нанесению удара, игрок должен обеспечить своему сопернику:

  • беспрепятственный прямой доступ к мячу,
  • свободный обзор перемещающегося мяча,
  • пространство для совершения полного замаха для удара по мячу,
  • свободу нанести прямой удар в какую-либо из частей фронтальной стены. Игрок, столкнувшийся с помехой, может отбить мяч и продолжить розыгрыш или воздержаться от дальнейшего розыгрыша. Игрокам рекомендуется воздержаться от дальнейшего розыгрыша если удар с помехой может привести к нанесению травмы сопернику или столкновению с ним. В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий следует руководствоваться следующими принципами:
  • Если соперник предпринял все необходимые действия для избежания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка “Let”.
  • Если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику “No Let”.
  • Если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу во фронтальную стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку “Stroke” («строук»)

Переигровки “ Lets

Переигровки назначаются в том случае, когда невозможно определить победителя розыгрыша. В случае назначения переигровки счет игры не изменяется и игрок, осуществлявший подачу, должен повторить подачу.За исключением уже описанных случаев, в которых назначается переигровка, судья может решить назначить переигровки и при других обстоятельствах. Например, переигровка может быть назначена если в ходе розыгрыша мяч коснулся какого-либо из предметов, лежащих на полу корта (если их присутствие было разрешено судьей перед началом игры) или если бьющий игрок воздержался от удара по мячу во избежании нанести травму своему сопернику.Переигровка также допустима в тех случаях, когда соперник был не готов к приему подачи или в случае потери мячом своих игровых свойств.

Продолжительность игры

Не допускается совершать перерывы между розыгрышами. Предполагается, что после первой подачи игра продолжается без перерывов до тех пор, пока кто-либо из игроков не наберет победное количество очков.Между играми допускается перерыв продолжительностью 90 сек.Игрокам допускается заменить спортивную одежду или ракетку в ходе игры при необходимости.

Кровотечения, травмы, недомогания

В том случае, если при получении травмы у игрока образовалось кровотечение, игра останавливается и игрок не может продолжать игру до устранения кровотечения. Игроку разрешается использовать дополнительное разумное время для устранения кровотечения.Если кровотечение является исключительно следствием нанесения травмы соперником, то пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.Если после устранения, кровотечение возобновилось в ходе матча, остановка матча не допускается. Пострадавшему игроку разрешается признать поражение в данной игре матча и использовать 90 сек. перерыв между играми для устранения кровотечения. В случае невозможности устранения кровотечения, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение.В случае получения каким-либо из игроков травмы, не сопряженной с кровотечением, судья должен решить по какой причине была получена травма: была ли травма вызвана действиями одного игрока, обоих игроков или вызвана действиями самого пострадавшего.

  • В случае, если травма была нанесена одним из игроков и пострадавший игрок не в состоянии продолжать игру, пострадавшему игроку засчитывается победа в матче.
  • В случае, если полученная травма явилась результатом действий самого пострадавшего игрока, то ему дается 3 минуты на восстановление, после чего он должен продолжить игру. Также, пострадавший игрок может признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для устранения травмы.
  • В случае, если травма явилась результатам действий обоих игроков, то пострадавший игрок имеет право использовать 60 мин. перерыв для восстановления.Игрок, который чувствует недомогание должен продолжать матч или признать поражение в текущей игре и использовать 90 сек. перерыв для отдыха и восстановления. Спазмы мышц, тошнота, затрудненное дыхание (включая симптомы астмы) считаются недомоганиями. Если недомогание игрока вызвало рвоту на корте, игра останавливается и пострадавшему игроку засчитывается поражение

Обязанности игроков

Правило 15 полной версии правил содержит основные рекомендации игрокам. Например, п.15.6 гласит, что игроку не разрешается совершать каких-либо действий, которые могут отвлекать его оппонента от игры.Некоторые из 8 пунктов данного правила касаются взаимодействия игроков и судей/маркеров. Сокращенные правила не описывают порядок взаимодействия игроков с лицами, обслуживающими матч.

Правило поведения на корте

Оскорбительное, агрессивное и запугивающее поведение в сквоше непозволительно. В качестве примеров такого поведения могут служить: речевые и визуальные ругательства, словесные и физические унижения, препирательства, умышленное повреждение ракетки, корта, мяча, преднамеренный физический контакт, чрезмерный замах ракетки, злоупотребление временем разминки, затяжка времени, несвоевременное возвращение на корт после перерывов между играми, умышленная или опасная игра или иные аналогичные действия, а также выкрикивание тренерских советов во время розыгрышей (за исключением перерывов между играми).

Сквош на сегодняшний день чрезвычайно распространен. Быстро развивается, приобретает все большую популярность именно игра в сквош. Что это значит? Такие скорые темпы развития свидетельствуют о том, что у людей есть желание проводить свое свободное время с пользой, заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.

Сквош - что это?

Если воспринимать понятие на ассоциативном уровне, то это большой теннис, но под крышей. Как уже говорилось выше, один из самых зрелищных и быстроразвивающихся индивидуальных игровых видов спорта - это и есть сквош. Игра ведется в закрытом помещении. Двое соперников с помощью ракетки отбивают мяч. При этом пропускать подачи нежелательно. Инвентарем для игры служат стены, ракетки и резиновый мячик.

Как и многие иные виды спорта, сквош пришел из Англии. Точную дату его появления назвать затруднительно. Первым же документальным свидетельством существования этого вида спорта считается книга о быте жителей Лондона, которая датируется 1807 годом.

Одна из фотографий, представленных в книге, не может не заинтересовать тех, кто занимается историей сквоша. Что это за картинка? Двор Флитской тюрьмы, на котором несколько заключенных ракетками бьют мяч о стену. Еще одна фотография свидетельствует о том, что не только заключенные любили эту забаву.

Родившийся за тюремными стенами сквош продолжительное время назывался просто «рэкетс», что в переводе означает «ракетки». Прошло много десятилетий, прежде чем рэкетс приобрел черты современного сквоша.

Сквош: правила игры

Вес мяча составляет 24 грамма при диаметре 4 сантиметра. Существуют также мячи, увеличенные в размере. Они предназначены для тех спортсменов, которые только начали играть в сквош. Правила игры не регламентируют способы удара по мячу.

Матч между одной парой игроков может складываться из трех или пяти геймов. В каждом гейме счет ведется до 11 очков. Победителем считается игрок, который первым набрал это количество баллов с отрывом от соперника более чем в два очка.

Спортсменам между каждыми двумя геймами разрешен перерыв, длительность его - 90 секунд.

Перед началом состязания каждому игроку дается по 2,5 минуты на «разогрев» мяча и разминку на корте. Если мяч заменен в процессе игры или же матч после некоторой задержки решено было продолжить, то спортсменам снова дается время на «разогрев» мяча.

Первого подающего спортсмена выбирают с помощью жребия. Подачу разрешено осуществлять с любого места по желанию игрока. Смена квадрата происходит после выигрыша очка.

Лет - что это?

Так как два спортсмена делят одну площадку, очень часто происходят помехи, препятствующие одному из игроков отбить мяч. В таких случаях можно просить так называемый лет - ничейный розыгрыш. Подача мяча не засчитывается, и спортсмен повторяет ее. Лет не дают в том случае, когда отбить мяч игроку не позволил промах или недостаточность приложенных усилий, а не внешняя помеха. Если игрок не ударит по мячу из страха задеть соперника ракеткой, он может рассчитывать на лет. В ситуации, когда мяч лопается в процессе игры, тоже дается лет.

Какие основные ошибки может совершить спортсмен при игре в сквош?

  1. Игроком допущено касание мяча поле после того, как тот сделал отскок от стены.
  2. После удара ракеткой мяч коснулся пола, так и не долетев до стены.
  3. Мяч ударился об акустическую панель или попал в стену над линией аута.
  4. Ошибкой считается, если мяч попал в спортсмена или просто коснулся его одежды.
  5. Отбитие игроком одного и того же мяча дважды тоже засчитывается за ошибку.

Мячик для игры в сквош - какой он?

На первый взгляд мяч для сквоша может показаться абсолютно посредственным резиновым мячиком. Однако сквош вряд ли мог бы существовать как вид спорта без надежных поставщиков правильного инвентаря.

Наличие точек и их цвет - главные отличительные черты мячей для игры в сквош. Что это значит? Так отмечаются сила отскока и скорость мяча. К примеру, две желтые точки показывают, что мяч довольно медленный и имеет слабый отскок. Таким спортивным инвентарем зачастую пользуются профессионалы, так как отбивают они с достаточной силой, вследствие чего мяч разогревается и становится более прыгучим. Тем, кто пришел в сквош недавно, лучше выбрать для игры снаряд с одной синей или красной точкой. Такие мячи обладают большей скоростью и лучшим отскоком, если сравнивать их с остальными.

Когда следует сменить мяч для сквоша? Приобретая инвентарь, посмотрите на него внимательно. Что вы видите? Четкий логотип производителя. Проведя пальцем по мячу, вы почувствуете, что его поверхность шероховата. В скором времени, после того как полностью сотрется логотип производителя, мяч станет гладким на ощупь. Тогда-то и настанет время приобрести новый инвентарь.

Чем привлекателен сквош?

Эта спортивная игра не требует длительного обучения и приобретения дорогостоящей экипировки. Кроме того, она имеет достаточно простые правила, а значит, поиграть в сквош может любой желающий.

Одна из самых привлекательных форм выполнения физических упражнений - это тоже сквош. Игра полезна для улучшения работы дыхательной и сердечно-сосудистой системы, тренировки координации и скорости реакции, а также развития тактического мышления.

По количеству сжигаемых калорий за определенный промежуток времени сквош превосходит такие виды спорта, как гребля, бокс, плавание, гимнастика, теннис, езда на велосипеде. Интенсивная часовая игра способна сжечь более 1000 ккал. Для сравнения: большой теннис за этот же время сжигает 400 ккал.

Во многих странах политики и бизнесмены выбирают для личных встреч именно клубы, в которых можно сыграть в сквош. Что это дает? Достаточно интенсивную физическую нагрузку за весьма малое количество времени. При этом процесс игры абсолютно не мешает общению. Все это делает сквош идеальным видом спорта для человека, живущего в большом городе.

Существует предположение, что сквош получил своё название в середине XIX века благодаря разбитым окнам в одной из школ Харроу (район Лондона), где мальчики, ожидающие своей очереди играть в реал-теннис, тренировались в школьном дворе и твёрдыми теннисными мячами. Дирекция школы разрешила тренироваться во дворе при условии использования мягких мячей (Squash – в переводе с английского "сжимать"). Мальчикам играть с мягкими мячами понравилось, так как управляться с ними было намного проще. Появились поклонники новой игры, которые стали играть в небольших дворах домов, где были подходящие три стены.

Имеются сведения, что в тот же период, игрой подобной сквошу занимались арестанты лондонской долговой тюрьмы (Флит Призон) и ссыльные в трюмах кораблей, перевозивших их в Австралию.

Корни сквоша, как и реал-тенниса уходят к началу XVI века. Во Франции в эпоху Возрождения дети развлекались, отбивая ракеткой мяч от стен в узких переулках. Следующей стадией развития сквоша было его появление в Англии, в долговой тюрьме Флит Призон. Как и для тенниса, для сквоша необходимы ракетки и мячи, но вместо того, чтобы перебрасывать мяч через сетку, как в теннисе, игроки ударяли по жесткому мячу, который отскакивал от стен.

К началу XX века сквош приобрёл популярность во многих британских и американских школах (играли в школьных дворах) и клубах. Однако правила и рамеры плошадки не были унифицированы.

В 1904г. в США была создана первая ассоциация сквоша «Ассоциация Tennis, Rackets & Fives». Через три года она приняла решение по стандартизации правил игры.

В 1928г. в Великобритании появилась своя Ассоциация сквоша.

Международная федерация сквош-ракетс (ISRF) была основана в 1967г. и переименована во Всемирную федерацию сквоша (WSF) в 1992г. Существуют и ассоциации профессиональных игроков: у мужчин ‒ (PSA) и у женщин ‒ (WSA).

Сквош культивируется более чем в 190 странах. Он включён в программы Панамериканских играх, Азиатских игр, Игр Содружества, Всемирных игр и Всеафриканских Игр.

Игра признана Международным Олимпийским комитетом и войдёт в программу Олимпийских игр 2020 года.

В сквош играют один на один или два на два, используя полый резиновый мяч и ракетки похожи на теннисные.

Сквош-корт состоит из 4 ровных гладких стен (лицевой, 2-х боковых и задней) разной высоты. Игровое пространство ограничивается сверху? линиями аута по всем четырём стенам, снизу – звуковой (акустической) панелью ("жестянка" или "банка") лицевой (передней, фронтальной) стены. Линия на лицевой стене (линия подачи) и квадраты на полу корта (зоны подачи) играют свою роль только при подаче мяча.

СУТЬ ИГРЫ: поочередный обмен ударами ракетками по мячу таким образом, чтобы соперник совершил ошибку или не смог отбить мяч. Мяч нужно ударить таким образом, чтобы он коснулся лицевой (передней) стены выше звуковой панели (на рисунке ограничена нижней линией) и ниже линии аута (верхняя линия). Выполнять удары можно как с лёта, так и после первого отскока мяча от пола. Обычно мяч посылают прямо в лицевую стену, хотя его можно бить по любой стене.

Тактика игры состоит в том, чтобы отбить мяч вдоль боковых стен в один из задних углов корта. Такой удар называют "прямой драйв" (drive). Атака мягким "укороченным ударом" ("Short") в углы лицевой стены заставляет соперника проделать больший путь по корту для ответного удара и может привести к выигрышу. "Кросс" ("Cross") – Опытные игроки пытаются как можно чаще заканчивать розыгрыш, попадая мячом в углы лицевой стены или в область, где боковые стены пересекаются с полом, называемую "Nick" (ник). Если "Nick" выполнен правильно, то мяч покатится по полу и не будет абсолютно никакой возможности его отбить. Однако, если мяч не попадает в "Nick", то он может просто отскочить от боковой стены и дать сопернику легкую возможность атаковать.

Ключевой стратегией в сквоше является доминирование в области «Т » (область пересечения красных линий близко к центру корта, в которой игрок получает наиболее выгодную позицию для приема очередного удара соперника). Продвинутые игроки после своего удара возвращаются на «Т » и готовятся к приёму ответного удара. Из этой позиции игрок имеет возможность быстро достичь любой части корта отбить мяч, выполняя минимум передвижений.

Для вывода соперника из баланса важно умение изменять направление мяча в самый последний момент. Игроки экстра-класса могут предвидеть удар соперника на несколько десятых долей секунды быстрее среднего игрока, что даёт им шанс более быстрой реакции. Это свойство приобретается с большой практикой тренировок и игр.

ПРАВИЛА СКВОША

Победитель матча определяет в трёх сетах (иногда в пяти сетах – в зависимости от регламента отдельных соревнований). Каждый сет играется до 9 (иногда до 11) очков. При счёте 8:8, принимающий подачу должен решить до скольких очков будет вестись сет – до 9 или 10. Кто из игроков первым набирает установленное количество очков, тот выигрывает сет (игда играют на "больше-меньше").

Очки насчитываются только игроку, который подаёт и он подаёт до тех пор, пока не проиграет розыгрыш очка. Тогда право подавать переходит сопернику. Игрок, выигравший предыдущий сет подаёт первым в следующем.

Игра начинается с подачи. Право подавать первым определяется жребием (вращением ракетки). Подающий сам решает, из какой зоны подачи (левой или правой) он будет подавать. В дальнейшем, подающий, выигрывая очко, каждый раз меняет квадрат подачи на противоположный.

Правильной подачей признается такая подача, при которой:

  • подающий должен стоять по крайней мере одной ногой полностью в квадрате подачи (в ином случае неправильная постановка ног называется – "Foot Fault " (фут фоулт). Подача в этом случае переходит сопернику. В сквоше, в отличии от тенниса, вторая попытки при подаче не существует;
  • мяч ударяется о лицевую стену выше линии подачи и ниже красной линии и после отскока от стены попадает в большой квадрат соперника;
  • при подаче мяч не может сначала удариться о какую-либо другую стену на пути к лицевой стене.

В случае ошибки происходит переход подачи.

Ответный удар считается правильным, если мяч, до второго удара об пол, без нарушения правил послан в лицевую стену выше звуковой панели и ниже линии аута, и не коснулся пола. Мяч может касаться боковых и/или задней стен до того, как достигнет лицевой стены.

Ответный удар не засчитывается, если:

  • отбивающий нанес удар по мячу после того, как мяч коснулся пола более одного раза, или удар по мячу производен неверно, или до соприкосновения с лицевой стеной было произведено два удара по мячу – "Not Up" (нот-ап);
  • после удара по мячу отбивающим мяч попал в пол или в область звуковой панели в нижней части лицевой стены – "Down" (даун);
  • после удара отбивающего игрока мяч коснулся какой-либо из линий аута или зоны выше линий аута – "Out" (аут).

В сквоше, в отличие от других игр, все линии (красные) на стенах корта? линии аута, т.е. если мяч ударился о любую из линий, игрок теряете подачу.

Игрок выигрывает розыгрыш мяча, если сопернику не удаётся выполнить: правильную подачу, или ответный удар, или если мяч коснётся соперника (включая ракетку или одежду) до предстоящего удара игрока, который в соответствии с очерёдностью должен его выполнять.

Игрок, в случае промаха по мячу может сделать дальнейшую попытку отбить мяч до его второго приземления.

Так как двум игрокам или парам приходится играть на одной и той же территории, существует возможность помехи друг другу. При возникновении помехи игрок имеет право остановить игру и попросить переигровки – "Let" (лэт). Очко переигрывается, также в случаях:

  • когда в момент подачи соперник не был готов к приёму и не сделал попытки ударить по мячу;
  • когда игрок намеренно не выполнил удар, боясь задеть соперника ракеткой или попасть в него мячом;
  • если игрока отвлекло какое-либо происшествие на корте или за его пределами;
  • если мяч во время розыгрыша коснулся какого-либо стороннего предмета, лежащего на полу;
  • если во время игры порвался мяч.

Чтобы избежать помехи игре, соперник должен попытаться предоставить игроку свободный прямой доступ к мячу, открытую видимость мяча, место, чтобы закончить маховое движение и свободу ударить мяч непосредственно в направлении к любой части лицевой стены.

Если соперник загородил путь игроку, или находился на одной линии с мячом, или помешал сделать необходимый замах ракеткой, то он проигрывает очко - "Stroke " (строук).

В том случае, если в результате создания помехи розыгрыш останавливается, при определении дальнейших действий руководствуются следующими принципами:

  • если соперник предпринял все необходимые действия для избегания создания помехи бьющему игроку и при этом бьющий игрок мог продолжить розыгрыш результативным ударом – назначается переигровка "Let ";
  • если игрок не успевал сыграть мяч, либо нанес нерезультативный удар при наличии минимальной, не влияющей на возможность нанесения правильного удара, помехи – засчитывается очко сопернику "No Let ";
  • если игроку не была предоставлена возможность беспрепятственного доступа к мячу и нанесения результативного удара, т. е. не было предпринято соперником усилий для устранения помехи, или игрок воздержался от нанесения прямого удара по мячу в лицевую стену из-за опасения нанести травму мешающему сопернику – засчитывается выигрышное очко бьющему игроку "Stroke ".

Между всеми геймами разрешается перерыв 90 сек. Игрокам, при необходимости, разрешается смена одежды и оборудования.

ТРЕБОВАНИЯ К КОРТУ

Длина корта между игровыми поверхностями – 9,75 м . Ширина корта между игровыми поверхностями – 6,40 м .

Высота от пола до нижнего края линии аута лицевой стены – 4,57 м . Высота от пола до нижнего края линии аута задней стены – 2,13 м .

Высота от пола до нижнего края линии подачи на лицевой стене – 1,78 м .

Высота от пола до верхнего края линии звуковой панели лицевой стены – 0,48 м .

Расстояние к самому близкому краю поперечной линии от задней стены – 4,26 м .

Внутренние размеры квадратов подачи – 1,60х1,60 м .

Ширина всех линий и линии звуковой панели – 5,0 см .

Минимальная высота свободного пространства от пола корта – 5,64 м

ПАРАМЕТРЫ РАКЕТКИ

Максимальная длина ракетки – 68,6 см

Максимальная ширина головной части, измеряемая под прямым углом к рукоятке – 21,5 см .

Максимальная площадь поверхности струн – 500 кв.см .

Минимальная ширина каждого просвета между струнами – 7 мм .

Максимальная толщина в любом месте обода или другого структурного элемента (измеряемая под прямым углом между струн) - 26 мм .

Минимальный радиус наружного закругления обода в любой точке – 50 мм .

ПАРАМЕТРЫ МЯЧА

Диаметр – 40,0±0,5 мм .

Вес – 24 , 0± 1 , 0 гр .

Внешне все мячи для сквоша одинаковы. Однако, в зависимости от скорости мяча (упругости) они помечаются соответствующей цветной точкой. Сверх медленный – две жёлтые точки. Очень медленный - жёлтая точка. Медленный – зелёная или белая точка. Средний - красная точка. Быстрый – синяя точка. Есть ещё высокогорный мяч с оранжевой точкой, используемый в Мехико, Калгари, Денвере, Йоханнесбурге.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Разминка (Knock-up) Перед матчем игроки обмениваются ударами без счёта

Ниже (Down) Выражение, используемое, чтобы указать, что при подаче или возврате мяч ударился о пол или об звуковую панель или коснулся линии звуковой панели перед тем, как достиг игровой поверхности лицевой стены.

Гейм (Game) Часть матча, начинающаяся с подачи и заканчивающаяся, когда один из игроков выиграл или набрал девять или десять очков (в соответствии с правилами).

Подача (Hand) Период с момента, когда игрок становится подающим до тех пор пока не станет принимающим (потеряет подачу).

Потеря подачи (Hand out)

Переход подачи (Hand-Out) Условие, при котором происходит смена подающего.

Лет (Let) Спорный мяч. Ни один удар обоих игроков не привёл к выигрышу очка или переходу подачи, так как один из игроков считает, что была помеха и обращается к Рефери, чтобы тот признал помеху и назначил повторный розыгрыш.

Нет (Not Up) Выражение, используемое, чтобы указать, что мяч ударился не в соответствии с правилами. " Нет" применяется, когда:

  • мяч ударен неправильно подающим или отбивающим мяч;
  • мяч ударился более чем один раз об пол прежде, чем его ударил отбивающий мяч;
  • мяч касается отбивающего мяч или чего-нибудь надетого на него, отличного от ракетки;
  • подающий делает одну или более попыток ударить по мячу, но не может сделать это.

Аут (Out) Выражение, используемое, чтобы указать что:

  • мяч ударился о или выше линии аута стены, или о потолок, или любой осветительный прибор, присоединенный к потолку;
  • мяч был перепасован через любой осветительный прибор, присоединенный к потолку, и/или стене выше линии аута;
  • на кортах, которые полностью не закрыты, мяч передан над линией аута за корт без касания любой стены или, если нет линии аута, перепасуется над любой стеной за корт.

Четверть корта (Quarter Court) Одна половина той части корта между поперечной линией и задней стеной, которая была разделена на две равных части средней линией корта.

Розыгрыш (Rally) Только подача или подача и любое число возвратов мяча, заканчивающиеся, когда мяч выходит из игры.

Допустимый замах (Reasonable Backswing) Начальное действие, используемое игроком в перемещении ракетки далеко от тела, как подготовка к движению ракетки к Мячу для удара. Замах считается допустимым, если он не чрезмерен. Чрезмерный замах – тот, в котором рука игрока с ракеткой вытянута к прямую линию, и/или ракетка вытянута с рукояткой приблизительно горизонтально. Решение Рефери о том, что является допустимым замахом в отличие от чрезмерного замаха, окончательно.

Допустимое сопровождение (Reasonable Follow Through) Действие, используемое игроком в продолжение движения ракетки после того, как она имеет контакт с Мячом. Завершение приемлемо, если оно не чрезмерно. Чрезмерное завершение – когда рука игрока с ракеткой вытянута в прямую линию, практически горизонтально. Чрезмерное завершение – также то, в котором рука образовывая прямую линию с ракеткой проделала более широкую дугу чем непрерывная линия полета мяча. Решение Рефери о том, что является допустимым сопровождением в отличие из чрезмерного сопровождения, окончательно.

Подача (Strvis) Способ введения мяча в игру подающим, чтобы начать розыгрыш.

Отбивающий (Striker) Игрок, чья очередь ударить по мячу после отскока мяча от лицевой стены, или игрок, находящийся в процессе удара по мячу, или тот, кто только что отбил мяч и мяч ещё не достиг лицевой стены – точки возврата.

Удар (Stroke) Усилие, прилагаемое игроком, который выигрывает розыгрыш, или в ходе игры или по присуждению судьёй (рефери) и, который кончается выигрышем очка или сменой подачи.

Драйв (Drive) Движение мяча, при котором мяч летит параллельно стене.

Свеча (Lob) Движение мяча по высокой траектории, которая позволяет перекинуть мяч через соперника.

Удар с лёта (Volley) Удар по мячу до его косания пола.

Рикошет (Boast) Удар о ближайшую боковую стену с расчётом попадания во фронтальную стену.

Обратный рекошет (Reverse boast) Удар по мячу, направленный в дальнюю боковую стенку с расчётом попадания во фронтальную стену.

Укороченный удар (Drop shot) Укороченный удар о переднюю стенку.

Завершающий удар (Kill shot) Сильный удар с целью завершения розыгрыша.

Смэш (Smash) Удар над головой (например, при неудачном отыгрыше соперника ударом Lob).

Звуковая (акустическая) панель (Tin) Область под нижней линией на лицевой стене корта во всю его ширину, которая должна быть создана из материала, создающего отличительный звук при ударе мячом.

Что еще почитать