Нетрадиционные способы рисования в детском саду для старших дошкольников. Нетрадиционные способы рисования

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».


(Ответы)
Нетрадиционно -

  • Не основываясь на традиции.
  • Не придерживаясь традиций.


(Словарь синонимов).
(Ответы)
Нетрадиционное рисование



  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • тампование.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.
  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Техника «Тампование»

Поролоновые рисунки .

Восковые мелки + акварель.

Рисование свечой.

Техника «Монопития»

Техника «Диапития»

Учимся делать фон.

Техника «Кляксография»

Техника «Ниткопись»

Метод ниткографии.

Рисуем с помощью открыток .

Техника «набрызг» -

Можно так рисовать снег.

Техника рисования опилками.

Техника фроттаж

Рисование ластиком

«Рисуем кулечками».

Техника отпечатков

Оттиск отпечатками листьев.

Техника «Граттаж»

Технику «граттаж » еще называют «цап-царапки»!

тушью gratter техника царапанья .
воск свечой туши . Можно, конечно, и гуашь акриловыми красками чёрного цвета

Граттаж – техника гравюры на картоне

гравюру на картоне

Вариант 1.

Полезные советы:


Вариант 2.

Вариант 3.

Рисование кусочком текстиля

.

Рисуем пластилином!

.

Особенности техники:

Рисование солью.

Рисование крашеной солью.

.

Окраска соли:

Рисование зубной щеткой.

Коллаж.

Оттиск смятой бумагой.

Пример витража:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно?
(Ответы)
Нетрадиционно -

  • Не основываясь на традиции.
  • Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
  • Не придерживаясь традиций.

(Толковый словарь Ефремовой.ТФ.Ефремова.2000.)
Синонимы: индивидуально, на новый лад, неординарно, неповторимо, нестандартно, нетривиально, оригинально, по-новому, по-своему, самобытно, самостоятельно, своеобразно, своеобычно.
(Словарь синонимов).
Что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»?
(Ответы)
Нетрадиционное рисование
Искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. . Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и.т.д). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Нетрадиционное рисование используется в раннем возрасте, чтобы ребёнок нарисовал быстро, потому что ему ещё трудно проявить усидчивость. А для детей старшего возраста нетрадиционное рисование – это способ проявления творчества. Так как малышу постарше уже важен результат, чтобы рисунок был яркий, красивый и отражал все события. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук;
  • Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
  • Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками;
  • тампование.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Пальцевая живопись – хэппинг.

Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому детям легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. На каждый пальчик-кисточку свою краску. Можно рисовать точками, пятнышками, разводами - и на улице пойдет снег, а из труб потянет дымок, а какая гроздь винограда, просто загляденье.

Детям очень нравится рисовать ладошками. Обмакиваем ладонь ребенка в краску, и малыш ставит ею отпечаток на бумаге, затем дополняем рисунок пятнашками от пальчиков, и получился жираф, к столбику прижали ладошку и нарисовали пальчиками точки – получился осенний лес. А если разукрасить ладонь в разные цвета, то могут получиться забавные осьминоги, или веселое солнышко и красивая бабочка.

Оттиск печатками из картофеля.

Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разнообразные композиции. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Можно использовать половинку яблока.

Техника «Тампование»

Эту технику используем с раннего возраста. Далем тампон из поролона и, обмакнув его в краску, дети создают образы. Получаются легкие, воздушные облака, пушистые одуванчики.

Рисование по трафарету тампоном .

Ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Поролоновые рисунки .

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, на помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Рисование свечой.

Детям очень нравиться рисовать свечкой. Рисуя невидимые штрихи или ставя точки, а затем нанести на лист краску, то можно увидеть на листе дождь или волны, узоры на окне.

Техника «Монопития»

Эта техника наиболее распространена. Согнув лист бумаги пополам, нанесите несколько капель жидкой краски на одну часть листа, накройте второй половиной листа, развернув, вы увидите необычные узоры. В них можно увидеть цветы, облака, лисичку. Если нарисовать на одной стороне бабочку со сложенными крыльями, накрыть изображение второй половиной, то можно увидеть, что бабочка расправила крылья и полетела. При помощи этих приемов легко объяснить детям закон симметрии.

Техника «Диапития»

Тампоном или краской нанесите легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положите лист бумаги и предложите ребенку что–нибудь нарисовать карандашом, стараясь не давить сильно на бумагу. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск – зеркальное отображение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.

Техника рисования по мокрому листу

Как правильно смочить лист для рисования

Это самое главное в технике рисования по мокрому листу. Нужно найти золотую середину: слишком сухой лист не позволит краске красиво растекаться. Если же воды слишком много, краска растечется по всему листу и так же рисунок не получиться.

Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисточкой. При прикосновении кисточкой с краской к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг кисточки.

Если краска не растекается, значит вы не достаточно смочили лист. Если краска бесформенно растекается очень сильно, значит воды слишком много. Лишнюю воду можно убрать сухой кисточкой или губкой.

Очень правдоподобными получаются рисунки, тема которых так или иначе связана с водой: рыбки в водоеме или аквариуме, море, облака с дождем. Очень живыми получаются цветы.

Можно по мокрому листу рисовать только фон для будущего рисунка. А можно с помощью трафарета нарисовать какую-то фигуру (например животное) и мокрым сделать фон только вокруг этой фигуры.

Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Можно сделать фон в конце работы восковыми мелками.

Техника «Кляксография»

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «На что же это похоже? ».

Техника «Ниткопись»

Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Рисуем с помощью открыток .

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

Техника «набрызг» -

Техника «набрызг» - разбрызгивание капель с которым в детском саду справляется зубная щетка и линейка, расческа. Зубной щеткой набираем краску и линейкой проводим по поверхности щетки по направлению к себе. Темы для рисования могут быть совершенно любые. Например, на листе бумаги располагаем композицию из сухих растений. Прикладываем трафарет вазы и трафарет бабочки. Отверните зубную щетку от себя (щетиной вверх) и начните ее «причесывать» линейкой, проводя снизу вверх. Не бойтесь забрызгаться, если вы правильно выполняете все действия, то брызги краски и воды полетят на работу. Забрызгайте созданную композицию по контуру, выбирайте для этого более темные и насыщенные цвета (бордовый, красный, темно зелёный) .

Можно так рисовать снег.

Пальчиковое рисование с использованием песка

Очень интересная работа, которую дети выполняют с удовольствием! Занятие проходит в два этапа:- на первом этапе мы подготавливаем лист бумаги (желательно большого формата) к дальнейшему рисованию -наносим на всю поверхность клей и посыпаем равномерно песком (заранее подготовленным и хорошо просеянным) После этого даем клею подсохнуть! После высыхания клея необходимо удалить лишний песок -просто аккуратно его сдуваем) .После выполнения первого этапа приступаем ко второму- непосредственно к рисованию! Предложите детям при помощи своих пальчиков на песчаной поверхности листа нарисовать осеннее дерево, используя разнообразные цвета.

Техника рисования манной крупой.

На лист бумаги карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски). Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются манной крупой. Даём подсохнуть, лишнюю крупу стряхиваем. Когда рисунок высохнет – раскрашиваем гуашью.

Техника рисования опилками.

Этот метод несложен, доступен практически каждому ребёнку. . На поверхность изделия карандашом наносится рисунок (или берутся готовые раскраски).

Затем поочерёдно элементы рисунка промазываются клеем и засыпаются цветными опилками. Лучшая древесина – это берёза и осина, опилки должны быть белыми. Если нет возможности заготовить берёзовые или осиновые опилки, то сгодятся опилки хвойных пород. Заготовленные опилки просушиваются и просеиваются через мелкое сито. Сырые опилки просеиваются очень плохо. После этого подготовленный материал прокрашивается красками. Мы пользуемся гуашевыми красками. Краски разводятся водой в нужной концентрации. Количество воды определяется опытным путём. Чем больше воды, тем бледнее будет красящий материал, следовательно, и будет меняться насыщенность цвета самих опилок. Подготовленные опилки засыпают в марличку, завязывают (не плотно) и заливаются красящими растворами (тщательно помешать). Для лучшей пропитки опилки оставляем в растворе на сутки (периодически перемешивая, после чего развязываем марлю, выкладываем их на плёнку и просушиваем возле батареи. Прокрашенные и просушенные опилки храним в пластиковых контейнерах.

Техника фроттаж

Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французского frotter - «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж.

Техника фротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своими руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.

Техника рисования - рисование веревочкой

Вот уже второй год я в своей работе использую нетрадиционную технику - рисования веревочкой. Дети учатся рисовать не только карандашами и красками, но и цветными веревочками. Сначала веревочкой выкладываются простые узоры, петельки, а затем переходят к более сложным предметам. Каждое занятие сопровождается какой-либо сказкой, соответствующей теме. На этих занятиях используются:стихи, загадки, пальчиковая гимнастика, физкультурная минутка. Детям очень нравятся такие занятия, они испытывают радость и гордятся своими работами. У них развивается мелкая моторика рук, подготавливается рука к письму, развивается воображение, закрепляются навыки рисования.

Рисование ластиком

Простым карандашом заштриховать весь лист. Затем берем ластик, намечаем серединку цветка и стираем лепестки ластиком и так рисуем целый букет, когда закончили "рисовать" ластиком можно красками дорисовать желтую серединку и зеленые листочки ромашке.

«Рисуем кулечками».

Для работы надо приготовить альбомные листы, акварельные краски МЕДОВЫЕ, кисть № 5-6, воду и целлофановые кульки, предварительно разрезанные вдоль и поперек.

Единственное, о чем надо не уставать просить детей, это работать кистью быстро, не давать краскам высыхать на бумаге. Если все-таки краски, наложенные первыми, успели просохнуть - помочь смочить их водой.

Быстро наносим акварель на лист. Накладываем целлофан на центр рисунка, смачиваем кончики пальцев водой и НЕЖНЫМИ вращающими движениями создаем морщинки кулька на бумаге. Направляем вращение пальцев в любую сторону. Кулек прилипает к бумаге с краской, а в морщинках собирается вода и акварель. В этих местах бумага посветлеет. Дайте бумаге просохнуть, не торопитесь снимать кулечек. через время снимаем кулек и смотрим, что получилось. У вас набор листов с причудливыми узорами. Это великолепный фон для рисунков, эксклюзивный материал для аппликации, для снежинок, осенних листиков, букв и т. д.

Техника отпечатков

Оттиск отпечатками листьев.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Листья покрываем гуашью, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения.

Техника «Граттаж»

Технику «граттаж » еще называют «цап-царапки»!

Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель). Слово произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья .
Обычно берём плотную бумагу, заштриховывая толстым слоем из цветных воск овых мелков. Можно взять цветастый картон с готовым пёстрым рисунком,тогда можно ограничиться обычной восковой свечой (не цветной). Затем широкой кистью или губкой наносим на поверхность слой туши . Можно, конечно, и гуашь использовать, но она пачкается после высыхания. Можно и акриловыми красками чёрного цвета воспользоваться. Когда она высохнет, острым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей, пластиковой вилкой, зубочисткой - процарапываем рисунок. Образуется на черном фоне рисунок из тонких белых или цветных штрихов.

Очень нравится обычно такое рисование детям. Граттаж – техника занимательная и необычная, ребенка захватывает процесс «проявления» гравюры на картоне . Рисунки в начале обучения могут быть совсем простыми: контуры предметов, паутинка, воздушный шарик и т.д. Постепенно задания можно усложнять.

Простор для фантазии тут просто огромен: например, можно рисовать гравюру на картоне пластиковой вилкой: целой – волны на море, отломав «лишние» зубцы – дорогу, рельсы и т.д. Можно придумать применение и черенку вилки, и одноразовому пластиковому ножу, и даже ложке!

Вариант 1.

1) Плотный картон, зарисовать цветными восковыми мелками – можно одним цветом, можно разноцветными пятнами-полосками (толстым слоем). Не оставляя белых пятен.

2) Сверху с помощью широкой кисти или даже небольшой губки - покрыть слоем густой (консистенции сметаны) черной гуаши (либо черная тушь + капля шампуня – не красит руки при работе, либо акриловая краска), дать подсохнуть.

3) Возьмите не пишущую шариковую ручку, (либо подточенную деревянную палочку для суши, либо зубочистку, и даже пластиковую вилку, либо другой удобный заостренный предмет, либо все предметы сразу) – и при процарапывании проступают четкие контрастные разноцветные линии. Рисовать можно линиями, штрихами – что угодно: подводный мир, яркий осенний лес, космос…

Полезные советы:

Если гуашь (тушь) скатывается со слоя, обработанного восковыми карандашами(мелками) – то можно обезжирить основу тальком (посыпаем сверху и растираем ваткой).
Чтобы гуашь не красила руки при процарапывании рисунка – нужно до ее нанесения добавить в нее немного клея ПВА, и хорошо размешать. Либо при рисовании подкладывать под руку, которая опирается на лист, кусочек чистой бумаги.

Вариант 2.

1) Для основы можно взять цветной или белый картон, либо картон с готовым ярким рисунком (подойдет даже та же картонная обложка от цветного картона). Натираем основу простой восковой свечой.

2) Второй и третий шаг – смотрите в варианте 1.

Вариант 3.

1) Для основы можно взять белый картон и нарисовать фон любыми красками, и как угодно. Высушить. Далее второй и третий шаг варианта 1.

Рисование кусочком текстиля

Берем кусочек ткани размером 10 х5 см, сминаем, делаем что то вроде тампона. Обмакиваем тампон из ткани в гуашевую краску. Можно рисовать чёрной гуашью на белом картоне. Также можно рисовать на цветном фоне, например на синем, белой краской, тогда мы получим «Зимний пейзаж».

Разрисовка маленьких камешков .
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Рисуем пластилином!

Роспись пластилином по стеклу .

Из пластилина можно лепить не только объемные фигурки, но и создавать красивейшие творения на плоскости. Эта техника имеет свое название - рисование пластилином. Это очень занимательное занятие, как для малышей, так и детей постарше.

Итак, что же нам понадобилось для создания пластилинового рисунка?

1. Качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.

2. Основа картины: стекло, картон, рамка из дерева. (фоторамка)

3. Доска для лепки, стакан с водой, салфетки для рук, стеки, различные подручные приспособления для создания нужной фактуры.

Используем в качестве основы стекло для создания картины в технике обратной аппликации и обязательно защищаем край стекла изолентой, чтобы дети не поранились. Но следует учесть, что данная работа делается под пристальным присмотром взрослых.

Особенности техники:

Рисунок (можно –раскраску кладем в фоторамку вместо фотографии. И начинаем творить) Прежде, чем приступить к лепке, необходимо продумать сочетание цвета и подобрать нужные оттенки путем смешивания. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которую смотрит рисунок из рамки). Равномерно распределяем пальцем пластилин, не выходя за линии эскиза. Толщина слоя не более 2-3 мм.

В конце работы аккуратно протираем стекло от жирных отпечатков, снимаем вторую защитную пленку. Выбираем подходящий лист картона для фона. Вставляем рисунок оборотной стороной обратно в рамку.

Техника рисования "Пуантилизм»

Название течения в живописи пуантилизм произошло от французского слова pointiller, что означает «писать точками». Пуантилизм - рисование с помощью точек разного цвета (точечными мазками). И, следовательно, эта техника вполне по силам детям дошкольного возраста.

Рисуем в технике пуантилизм, используя разные изобразительные материалы: просто свои пальчики, тампончики, ватные палочки, кисти, фломастеры, маркеры.

Рисование солью.

Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца. Использование соли дает необычный эффект. Попробуйте – увидите.

Рисование крашеной солью.

Соль можно покрасить в разные цвета.

Окраска соли:

Для начала разведем гуашь в емкости с небольшим количеством воды (чем больше воды, тем светлее цвет. Чем меньше воды, тем цвет интенсивней). Затем насыпаем соль в тарелочку и выливаем цветную воду. Аккуратно перемешиваем соль вилкой, чтобы вся соль была окрашена.Можно её сушить в духовке, нагреем духовку до температуры 100 градусов и на час поставим туда наши формочки с солью. можно использовать микроволновую печь, туда формочки ставятся на 5-10 минут при максимальной температуре. После того, как достали соль, вы увидите что получились сухие комки. Берем целофановый пакет и высыпаем в него соль. Затем на разделочной доске раскатываем соль до тех пор, пока она не станет рассыпчатой. Для каждого цвета берем отдельную банку.

Рисуем рисунок простым карандашом, затем клеем ПВА, на клей посыпаем солью.

Рисование зубной щеткой.

Сразу оговорюсь, что данная техника нравится не всем. Но при рисовании некоторых предметов, она просто не заменима. Поэтому о ней тоже скажем. Рисуя зубной щеткой, обмакнув ее, так же как и кисточку, в краску, получается действительно пушистая елка, волны на море, лохматое животное. Кисточкой такого эффекта будет добиться ой как сложно.

Техника рисования масляной пастелью по бархатной бумаге.

Карандаш по бумаге движется легко и растушевывается пальцем, создавая более мягкие оттенки, а дети от этой техники просто в восторге! Рисунки получаются яркие и веселые.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Техника выполнения витражей – клеевые картинки

Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

Пример витража:

  • Простым карандашом без нажима разделить лист пересекающимися линиями в разных направлениях, обязательно от края до края (конструкция снежинки).
  • Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стеклышек».
  • Обвести контур клеем ПВА и дать высохнуть.
  • Раскрасить пространство между клеевыми границами яркими красками.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяет маленькому художнику, отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеянно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы только с кистью и красками.

Ирина Тюрина

Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста.

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;

Научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;

Повысить уровень мастерства педагогов.

Методы и приёмы: репродуктивный, практический.

Оборудование: листы бумаги, простые карандаши, ластики, цветная бумага, клей ПВА, соль, гуашь, кисти, силикатный клей, жидкое мыло, вода, трубочки для коктейля, сетки для цветов.

Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».

Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психических процессов, способствует развитию речи. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира.

Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.

Многие хотят жизни творческой, делать что-то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: быть творцом в детском саду? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно. Все это относится к профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детей я учу воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения цвета нетрадиционными способами рисования. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.

Я предлагаю познакомиться Вам с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги, на столе перед Вами лежат карточки, поделенные на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков.

Итак, сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования, объединёнными одной темой - «Времена года». Говоря о каком-либо времени года, мы подсознательно «окрашиваем» его в определённый цвет:

Осень: золотая, багряная, серая….

Зима: белая, серебряная….

Весна: светло-зелёная, голубая….

Лето: зелёное, красное, многоцветное….

1. Наш учебный год начинается с осени, поэтому первый способ, с которым я хочу вас познакомить, это «рисование ластиком» . Таким способом очень хорошо рисовать позднюю пасмурную осень, осенние вечера, когда кругом слякотно и уныло. Способ очень интересен, но в то же время прост. Заштрихуем лист бумаги простым карандашом и нарисуем ластиком то, что хочется: осеннее дерево на ветру, луну, проглядывающую из-за туч, тропинку в парке…

2. Но вот уходит осень, и к нам спешит Волшебница-зима, укутывает землю белоснежным покрывалом, переодевает зайчиков в новые шубки, одевает деревья и кусты в наряды из сверкающего инея. Как всё это передать в рисунке? А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? «Рисование солью по клею» непременно понравится детям. Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Таким способом интересно рисовать снеговиков, зайчиков в зимнем лесу, ёлочку, припорошённую снегом.



3. На смену зиме к нам несмело, неохотно приходит Юная Весна. Она только проснулась, не хочется ей вылезать из тёплой мягкой постельки. Долго мы её ждём, зовём… И вот Весна вступает в свои владения, причём сразу стремительно: зазвенела капель, побежали ручейки, просыпается природа. И вот мы уже видим первые листочки на деревьях, на кустах, появляется молодая травка на полях. Всё это можно изобразить при помощи «рисования мятой бумагой» : помять бумагу, окунуть в краску и сделать отпечаток на бумаге, потом кисточкой можно дорисовать детали рисунка. Просто, интересно и доступно.


4. Травка зеленеет, солнышко блестит… И вот наш глаз уже радуют первые цветочки. Способ, который я хочу вам предложить, меня саму заинтересовал, заколдовал, заворожил. Увлекательно и просто рисовать «краской по силикатному клею» . Как это делается? Покрываем лист бумаги силикатным клеем, льём, не жалеем, чтобы он быстро не высох. Берем тонкую кисточку (можно двоечку, смачиваем водой, обмакиваем в краску и рисуем… Не забываем про воду! Волшебные цветы распускаются один за другим. Такие рисунки необходимо обязательно просушить. Таким способом можно и райских птиц нарисовать, попробуйте на досуге. Уверена, результат получится ошеломляющим.


5. Следом за весной к нам в гости заглянуло Лето Красное. Тепло, светло, радостно. Хочешь, иди купайся, хочешь, загорай, хочешь, ешь мороженое…

А предложите нарисовать детям мороженое… мыльными пузырями . Восторга будет «выше крыши». Это один из интересных, но сложных по технике выполнения способ рисования с помощью лёгких. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию, дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно- сказочное изображение.


6. Какое же мороженое без стаканчика? Нарисовать его поможет нам один старый забытый способ – «тиснение» . Накладываем бумагу на поверхность предмета (сетка от цветов, соломенная салфетка, рельефные обои и др.) и натираем ее восковым мелком. Текстура проступает и отпечатывается на бумаге. Разные поверхности бытовых предметов - дают разные эффекты тиснения на бумаге. Главное, чтобы поверхность не была полностью гладкой, чтобы на ней были выпуклые детали. Вот и готово мороженое в вафельном стаканчике! Можете наслаждаться… рисунком!


Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему? Какие вопросы возникли в ходе этого мастер-класса?

Уважаемые женщины, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер-классе, за чудесные картины. Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Итог обыденной работы -

Восторг волшебного полёта!

Всё это дивное явленье -

Занятие, рождённое вдохновеньем.

Карточки для рефлексии.

Какие способы рисования я знаю? Какие способы рисования я использую в работе? Какие новые способы рисования я узнала?

Публикации по теме:

2 часть 3 частьI. Информационно-справочные сведения об опыте: 1. Тема опыта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть II.Технологический раздел Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» 1 часть 2.2. Задачи, решаемые в опыте: Цель моей работы: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных.

Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Монотипия – Данную технику мы с ребятами использовали для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки.

Цели:
- Познакомить с техникой рисования фотокопией.
- Формирование навыков работы в технике рисования свечой.
Задачи:
развитие внимания посредством наблюдения за морозными узорами в зимнее время;
воспитание интереса к зимним явлениям природы;
воспитание аккуратности при выполнении.
Оборудование : образцы узоров, альбомный лист; дополнительный лист, кусочек свечки; акварельные краски; кисть с широким ворсом; стаканчик с водой, салфетки, письмо.
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Лучик»
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали.
Сообщение темы занятия.
Ребята сегодня тема учебно организационной деятельности «Морозные узоры», и не просто занятие, а рисование свечой
Сюрпризный момент.
Ребята какое сейчас время года. Дети отвечают зима
Сейчас зима. Зима - замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса! Вот и я получила небольшую посылку. Кто же её нам прислал?
Давайте посмотрим, что же в ней лежит, может мы узнаем от кого она.
Чтение прикреплённой бумажке к посылке
Ребята, а здесь лежит снежинка со стихотворением-загадкой. Слушайте внимательно, чтобы её отгадать. Кто отгадает- поднимет руку:
С неба звёзды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется чёрная земля.
Много-много звёздочек, тонких, как стекло;
Звёздочки холодные, а земле тепло.
Какой это мастер на стекла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз. Дети отвечают это снежинки, потому что они покрывают землю снегом и похожи на звёздочки
Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны, поэтому правильно отгадали загадки.
Введение в тему.
А кто зиме верный и незаменимый помощник? Дети отвечают мороз
Правильно. С наступлением зимы приходят и холода. Стучится Мороз в каждый дом. Оставляет людям свои послания: то дверь подморозит - плохо к зиме подготовились, то на окнах свои художества оставит - подарок от Мороза. Давайте посмотрим, что за послания он нам послал
Достаю из посылки картинки - с изображением морозных узоров
Что изображено на картинках? Дети отвечают Веточки, снежинки, цветы ледяные, завитушки и крючочки студёные
Верно, ребятки есть здесь и веточки еловые, инеем разукрашены.
Вот как Мороз без кисточек и красок нам окна разрисовал.
Ребята, а как вы думаете, как Мороз эти узоры рисует? Дети выдвигают свои предположения Дует на стекла холодом, по волшебству, бросает на окна снежинки, и они приклеиваются к окошку.
На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки - иголочки. За ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные узоры, которые мы сейчас с вами наблюдали.
Ребята, а как вы думаете, мы с вами смогли бы нарисовать узоры таким образом, чтобы вначале они были не видны, а потом вдруг проявились, как у Мороза? Нет.
А оказывается можно. И я вас сейчас познакомлю с таким способом рисования - называется он «фотокопия».
2. Практическая часть.
Возьмите в руки кусочки свечки и попробуйте провести ими по листу бумаги.
Оставляет ли свеча видимые следы? Дети отвечают Нет
А сейчас покройте сверху любой акварельной краской. Что у вас получилось? Под краской появились линии, которые мы рисовали свечой.
Ребята, а как вы думаете, почему линии, сделанные свечой, не окрасились? Дети высказывают свои мнения
Свечка состоит воска, который отталкивает воду, поэтому рисунок, выполненный водоотталкивающим материалом, проявляется после нанесения на него акварельной краски, разведённой водой. Сегодня мы с вами попробуем сотворить чудо - нарисуем морозные узоры с помощью свечи.
С чего начинаем рисовать? Дети отвечают рисовать с верхней части, спускаясь вниз.
Верно, для того, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга лучше всего узор рисовать сверху вниз. Готовый рисунок покройте акварельной краской. Я бы посоветовала выбрать голубой или фиолетовый цвет. А чтобы лист не размок, краску наносите равномерно на весь лист, но не проводите по одному и тому же месту несколько раз.
3. Самостоятельная работа детей.
Оказываю индивидуальную дозированную помощь

4. Подведение итогов
Как, ребята, называется техника рисования, которую мы использовали, чтобы создать такие прекрасные работы? Дети отвечают фотокопия
Как вы думаете, что можно ещё нарисовать в технике фотокопии? Дети отвечают цветы, узоры, солнце.
Наше занятие подошло к концу, я вами очень довольна и мне очень хочется узнать, что вас сегодня удивило? А что вам сегодня особенно понравилось.

Материал на странице будет постоянно обновляться!

Все мы знаем, что малыши познают мир через ощущения. Вот такое цветное панно увлечет ребенка и вызовет восторг от превращений, которые происходят от прикосновений собственными руками!
Материалы:
- краски
- белый картон или холст на картоне
- пленка

Рисование нетрадиционными способами очень увлекает детей. Это необычно, интересно и открывает целое поле для экспериментов. Кроме того, занятия с использованием нетрадиционных приемов рисования способствует снятию детских страхов, развивает мелкую моторику рук, укрепляет уверенность в собственных возможностях, развивает пространственное и образное мышление, что побуждает детей свободно выражать свой замысел, искать творческие пути его решения. Дети учатся работать с разнообразным по фактуре и объему материалом, имеют возможность фантазировать и проявлять самостоятельность.
Ниже приведены несложные техники, доступные и интересные детям дошкольного и младшего школьного возраста.

Игра "Фоторобот" или "рисуем" почти как Пабло Пикассо.








Техника "Пуантилизм"
(фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка) – это направление в изобразительном искусстве, родоначальником которого считается французский художник-неоимпрессионист Жорж Сёра. Сёра писал картины, используя вместо обычных мазков и сплошных закрашенных участков крошечные разноцветные точки. Он добивался различных оттенков, размещая точки чистых цветов близко друг к другу. Самая известная картина Сёра называется "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт".
Обычно, когда детям предлагают нарисовать картину в технике пуантилизма, вместо кисточки используют ватную палочку. Мы же хотим предложить вам попробовать рисовать расплавленными восковыми карандашами.




Техника "Граттаж"


На лист бумаги наносится цветной фон. Когда краска высохнет, лист нужно натереть воском или свечой. В шампунь или жидкое мыло влить тушь. Этой смесью покрыть весь лист. После того, как лист высохнет, заостренной палочкой нужно процарапать рисунок. Это может быть космос, деревья, ваза с цветами, в общем все, что подскажет воображение.

Техника "Пенный орон"


Добавить в воду шампунь или мыло, отжать в ней губку для образования густой пены, собрать губкой пену на стекло, добавить краску, сверху положить лист бумаги. Разгладить его и поднять. Фон готов. Примерная тематика: "В гостях у Русалочки", "Волшебство природы", "Там, где холодно или жарко".

Техника "Фотокопия"


(Рисование восковыми карандашами, жировой пастелью, свечкой.)
На бумагу свечкой и восковыми мелками наносится рисунок. Затем весь лист заливается акварелью.

Техника "Рисуем ладошкой и пальчиками"


Вместо кисточек - ладошки и пальчики. Обмакнуть кисть руки в краску, дать ей стечь, и приложить ладошку к листу бумаги. Пальцем нарисовать на получившемся отпечатке точки, полоски - на каждый пальчик - рисунок другого цвета. Для миниатюрного оформления рисунка удобно пользоваться тонкой кистью. Поле для фантазии безграничное!

Техника "Диатипия и монотипия"


Диатипия - тампоном из ткани нанести легкий слой краски на гладкую поверхность картона. Сверху положить лист бумаги и нарисовать что-нибудь карандашом или просто палочкой. На той стороне, которая была прижата к картону, получается оттиск.


Монотипия - на одну сторону листа накапать краски разных цветов. Согнуть лист пополам, разгладить рукой, развернуть. Примерная тематика: "Лягушка", "Цветок", "Как в зеркало смотрят березки", "В краю чудесных бабочек".

Техника " Мозаичная живопись"


Нанести на бумагу простым карандашом изображение какого-нибудь предмета. Разделить рисунок на части. Заполнить цветными карандашами, фломастерами или красками отдельные части рисунка, подбирать сочетающиеся и красиво гармонирующие цвета; продумать цвет фона.

Техника "Пластилиновая живопись"


На плотном картоне сделать карандашный набросок будущей картины. Предметы "закрашиваются" пластилином - размазываются небольшими кусочками.

Техника "Набрызг"


На конец зубной щетки или кисти, набрать немного краски, наклонить щетку над листом и
провести палочкой по ворсу. Брызги разлетятся по листу. Набрызг можно использовать как дополнительный эффект уже созданного изображения, либо накладывая вырезанный из бумаги определенный силуэт. Поступенчатый набрызг, как показано ниже, дает интересный эффект объема.



Техника "Печать осенними листьями"



Опавший кленовый лист, например, мягкими движениями кисти покрыть гуашевыми красками, наложить на подготовленный лист бумаги окрашенной стороной вниз. Сверху приложить бумагу и прижать рукой.

Техника "Рисование мятой бумагой"



Тонкий лист бумаги смять и опустить в краску, а затем комок примакивать к плотному бумажному листу в определенном месте - там, где вы хотите изобразить кружева облаков, пышную крону осеннего дерева или салют, все зависит исключительно от вашего замысла.

Техника "Кристаллическая текстура"

Нитки длиной 25 см. окрасить в разные цвета. Разложить любым образом на листе бумаги. Концы ниток вывести наружу. Сверху наложить еще один лист бумаги и пригладить ладонью. Выдернуть все нити одну за другой, снять верхний лист.

Техника "Рисование через мокрую марлю"


На лист бумаги накладывается смоченная марля и на нее гуашью наносится рисунок. Когда краска чуть подсохнет, марлю снимают. Детали дорисовываются тонкой кистью (образы пушистых животных, живописные пейзажи и т.д.)

Татьяна Петровна Белоусова
Нетрадиционные методы рисования. Мастер-класс для воспитателей

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 г. Бирюсинска

Нетрадиционные методы рисования .

(мастер –класс для воспитателей )

Подготовила :

Белоусова Татьяна Петровна,

Воспитатель старшей группы

Актуальность мастер – класса :

На занятиях по рисованию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо для успешного обучения в школе.

В процессе работы у детей формируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др., навыки работы в коллективе, умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Цель :

Формирование у детей дошкольного возраста художественно – творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала.

Задачи изобразительной деятельности с применением нетрадиционных материалов и техник :

Развивать чувство композиции и колорита;

Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционной техники рисования ;

Развивать цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию;

Воспитывать чувство прекрасного

Рисунок в художественном и детском творчестве

Слово «рисунок» пришло на смену старославянским словам «знамя» ,«знамение» , означавшим «создание образа» , и «чертеж» , «начертание» , указывающим на технику изображения. С 18 века слово «рисунок» стало термином, обозначающим изображение как создание образа с помощью линий, черт, важных для указания признаков предмета : формы, размера, строения, движения, которые передаются во всех видах искусств.

Простота приемов рисования линий и универсальность принципов построения формы сделали рисунок основой графики и других видов искусств. Рисунок имеет отличительные особенности :

1) Выполняется от руки, увеличивает скорость изображения и дает возможность быстро откликаться на события жизни;

2) Делается на глаз;

3) Нагляден, передает внешние признаки предмета;

4) Выражает внутреннее содержание изображенного предмета, вызывает у зрителя определенные мысли и чувства.

В системе дошкольного образования большое место отводится рисованию , имеющему важное значение для всестороннего развития ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие , эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать прекрасное.

Рисунок ребенка отображает его взгляд на мир. В рисунке он может выразить свои впечатления от увиденного, передавать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета. Создавая рисунок, ребенок контролирует свои действия представлением изображенного предмета и оценивает их.

Для создания рисунка у ребенка должны быть

Отчетливые представления о том, сто он хочет нарисовать , и определенные умения.

Наблюдения процесса рисования у детей показывают , что дети испытывают большие затруднения в создании рисунка, если не обладают графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, они вообще отказываются рисовать .

Техника любого вида изобразительного искусства не существует сама по себе, она подчинена задаче изображения. Выбор того или иного материала для создания рисунка определяется его выразительными возможностями. овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках свои впечатления от окружающей жизни. В искусстве эстетический образ человечества передается в виде образов. Они не мыслимы без эмоций, однако переживание образа всегда предполагает его осмысление. В отношении детей дошкольного возраста правильнее было бы говорить о художественно-выразительном образе, который передает в рисунке в единстве переживания, осмысления окружающего мира, искусства, своего внутреннего мира и отображения своих впечатлений.

Художественные техники – одно из ярких и разнообразных средств выразительности. С их помощью можно моделировать образ, придавая ему индивидуальные черты, особенно если речь идет о неклассических техниках, в основе которых – эксперимент с материалами. Дошкольники в этот эксперимент включаются легко. Почему? Суть в том, что у них еще не сформированы изобразительные стереотипы, которые мешают творческому развитию.

Мы прекрасно все знаем традиционные средства рисования :

Карандаш. Существует несколько видов карандашей :

Простой грифельный карандаш, цветные карандаши, художественный карандаш «Ретушь» , восковые карандаши, акварельные карандаши, автоматические цанговые карандаши, сангина, пастель, восковые мелки, фломастер .

Кисточки. Краски.

Это первая краска, с которой знакомят малышей. Гуашь – материал с примесью белил для рисования , красочный слой плотный, непрозрачный, очень густая краска.

Акварель.

Красочный материал, предназначенный для акварельной живописи. Основное свойство – прозрачность красочного слоя, цвет зависит от количества воды, добавленной в краску. Основной прием рисования красками - мазки .

Масляные краски

Раньше этими красками не рисовали в дошкольных учреждениях, но они всегда привлекали детей своей яркостью, необычностью техники работы, запахом и оригинальностью оформления картин. Из-за специфического запаха красками можно работать не больше 10-15 минут.

Также существуют нетрадиционные техники рисования .

Например, если в гуашь добавить мучной или крахмальный клейстер, то рисунки, выполненные такой гуашью, будут казаться объемными. При рисовании используются палочки от мороженного или жесткие кисти, краска наносится крупными мазками. Если в гуашь добавить соль, манную крупу или опилки, то полученный рисунок будет зернистым.

Пуантизм.

Изображение составляют из множества мелких точек, выполненных тычком концом кисти или пальчиком руки.

Штампы или печати.

Используют покупные штампы или печати или делают их на глазах у ребенка из картофеля, моркови и др. в качестве штампов можно использовать пуговицы, кубики, листочки.

Рисование веточками растений .

Этот прием можно использовать для рисования шерсти животных .

Использование поролона.

Для раскрашивания предметов вместо кисти можно использовать поролон. Это придает раскрашиваемому предмету бархатистую поверхность.

Пятнография.

Лист бумаги складывается пополам и на одну сторону наносятся яркие пятна. Потом лист складывается и разглаживается, получается симметричное изображение, которое потом можно дорисовать .

Процарапывание по сырой краске.

На изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы.

Высветление тона.

Кистью или влажной салфеткой снимают часть краски, добиваясь ее высветления.

Монотипия.

На гладкой поверхности (стеке, пластмассовой доске, пленке) делается рисунок масляной или гуашевой краской. Материал, на которой наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги, который придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении и только один, отсюда и название «монотипия» . Количество красок в монотипии может быть любым.

Диатипия.

Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия. Специальным роликом (для разглаживания обоев) или тампоном наносят легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картона, сверху лист бумаги и начинают рисовать . Рисуют карандашом или заостренной палочкой, стараясь сильно не давить. Потом лист убирается. На той стороне, которая была прижата к стеклу, получается оттиск – зеркальное повторение рисунка.

Акватушь или акватипия.

На плотном листе бумаги рисуют гриб, дерево или фрукт. Когда гуашь подсохнет, весь рисунок покрывают черной тушью. Когда тушь подсохнет, рисунок опускают в ванночку с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь – лишь частично. На черном фоне остается белый рисунок со слегка размытыми контурами.

Способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью, другое название техники – техника царапанья.

Кляксография

На белый или тонированный лист бумаги пипеткой наносят несколько капель краски и при помощи трубочек или пустых ручек раздувают края кляксы, которые приобретают причудливые формы.

Печать – клише

На деревянный и гладкий брусок наклеивают картон, а на него – узоры, которые могут быть не только из бумаги, но и из веревки. На узоры наносится краска, и они штампуются на бумаге или ткани.

Печать из флоры

Собранные на прогулке цветы, веточки растений засушивают между страницами книг. Потом эти элементы намазывают гуашь и кладут на чистый лист бумаги. Сверху накрывают другим листом и плотно прижимают.

Рисование в паре

Это плавный переход к коллективному рисованию . Лист бумаги делится пополам, каждый рисует на своей части. Рисовать можно разное или один сюжет. Если это сюжет, то надо учиться договариваться друг с другом.

Рисование ниткой

Взять кусок картона 25х25см и сложить пополам, шерстяную нить обмакнуть в густую краску. Нить хаотично складывается в разогнутый картон, который потом сгибают пополам и придавливают одной рукой, второй потихоньку вытягивают нить. Получается хаотичное изображение, которое потом можно дорисовать .

Волшебный рисунок

Заточенной восковой свечой на бумаге делается рисунок. Потом поролоном или ватой краска наносится на все изображение. Краска ложится на воск, поэтому рисунок проявляется неожиданно перед глазами ребенка. Вместо свечи можно использовать хозяйственное мыло.

Ниткография

Требуются лист бархатной бумаги и шерстяные разноцветные нитки, из которых можно составлять разноцветные узоры.

Рисование по мокрой бумаге

Определенные сюжеты лучше рисовать не на сухой бумаге , а на мокрой, если это будут темы, связанные с дождем или туманом, а может, чей – то сон. Нечеткость изображения «по мокрому» даст нужный эффект.

Рисование на камушках

Детям нравится играть с плоскими округлыми камешками. А если рассмотреть брошь – камею, а потом нарисовать на камушке что-то подобное.

Рисование пальцем .

Кто сказал, что рисовать можно кисточкой или карандашом? А если к краскам тянется пальчик? Пальцем хорошо ставить точки, заполняя прорисованный контур .

При проведении занятий с использованием нетрадиционных техник рисования , следует не забывать, что ребенок – это субъект творчества.

И закончить хочется словами Пабло Пикассо «Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»

Проведение мастер- класса . Разделение на три группы :

1. Рисование нитью

2. Волшебный рисунок

3. Кляксография

А в заключении - рисование парами .

Используемая литература :

1. Комарова Т. С. «Обучение детей технике рисования »

2. Косминская В. Б., Васильева Е. И., Казакова Р. Г. и др. «Теория и методика изобразительной деятельности»

3. Костерин Н. П. «Учебное рисование »

4. Ежова Н. В. «Формы работы в дошкольном образовательном учреждении»

5. Журнал «Дошкольное воспитание » № 4/2010 год

6. Мастер – класс по теме «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»

Что еще почитать