Актуальность свадебных причесок. "Оформление свадебных причесок в элегантном стиле". Можно много говорить о новинках в парикмахерском деле, но одно можно сказать с точностью, что причёска была и будет своеобразным паспортом человека. Главное качество, кот

Содержание
Введение………………………………………………………… ……………………………………………..4
1. История Развитие парикмахерского искусства в России…………………………. 5
1.1 Свадебная история…………………………………………………………… …………….………..9
1.2. История появления букета. Бутоньерки………………………………………………… 12
1.2.1 Анализ тенденций свадебной моды…………………………………………………….14
1.3 Определение целевого назначения прически……………………………….......... 15
1.4 Подготовительные работы……………………………………………………………… ……….16

    2. Выбор современных профессиональных и эффективных средств производства.................. .............................. .............................. .............................. ..... 18
    2.1 Технология выполнения прически новобрачной с применением бутоньерок…………………………………………………… ………………………..................... .......20
2.1.1 Заключительные работы……………………………………………………………… ……...21
2.1.2 Дезинфекция инструментов и приспособлений………………………………….22
3. Макияж. ……………………………………………………………………………… ……………..........23
3.1 Модные тенденции в макияже…………………………………………………………… ….25
3.2.1 Техника наложения макияжа ………………………………………………………………26
4. Расчет клиента. Квитанция……………………………………………………… ………………..27
Заключение…………………………………………………… ………………………………...…………..28
Список используемой литературы…………………………………….…………… ……….29
Приложения А……………………………………..………………………………… ………………….30
Приложения Б……………………………………………………………….………… ………………..31

Приложения В.................. .............................. .............................. ..................33


Введение
    Парикмахер - создатель и исполнитель прически. Профессионал должен учесть не только строение и особенности лица клиента, но также его возраст и пол, национальные черты и, что очень важно, модные течения в парикмахерском искусстве. Общаясь с клиентом, мастер в своем воображении рисует всевозможные творческие решения и подбирает варианты, максимально подходящие именно для этого человека. Удачная прическа способна творить с внешним обликом феерические чудеса, создавая прекрасных принцесс и принцев. А при этом мастерство и творческое воображение мастера главное условие для создания яркого и неповторимого образа.
    В прическе или укладке парикмахер не просто создает нечто ранее увиденное, но и делает это по своему, преломляя посредством художественного мировосприятия окружающий его мир. Умение по-своему видеть мир – важная отличительная особенность талантливого парикмахера. Вкладывая в модель свое представление о прекрасном, парикмахер делает ее краше, изящнее, открывает глаза на то, чего не замечали как сама модель в себе, так и окружающие.
    Если исследовать источник творчества и проанализировать модные тенденции, то можно создать совершенно новую и вполне актуальную прическу для невесты, которая будет востребованную в сфере парикмахерского искусства.


1. История развития парикмахерского искусства в России
    Парикмахерское искусство- одно из старейших ремесел, которые только знает человечество. Многие рецепты и способы ухода за волосами, которые используются и сегодня, имеют много вековую историю. Несмотря на использование достижений наук и технике в работе современного парикмахера, парикмахерское дело все равно остается искусством - так же, как живопись и скульптура.
    Изучая прически, манеру ношения усов и бороды по дошедшим до нас изображениям великих князей, царей и императоров России, можно составить картину смены стилей одежд и причесок в разные времена.
    Начиная с великого князя Рюрика, имевшего власть в Новгороде с 826 года, до князя Владимира Святого, который в 988 году крестил Русь, князья носили окладистые бороды и волосы на римский манер до плеч.
    Во время царствования Ярослава Мудрого (XI век) волосы князей были длиной до середины уха с пробором, окладистая борода была аккуратно подстрижена. Во время царствования Владимира Мономаха (XII век) волосы, усы и борода имели максимально возможную длину. В дальнейшем прически князей приобретали уменьшенные объемы, усы и борода тщательно подстригались - внешность великого князя Александра Невского (XIII век) дает представление о моде того времени. Во времена последующих правителей, в том числе Ивана Калиты (XIV век), Дмитрия Донского (конец XIV века), Ивана Грозного (XVI век), Бориса Годунова (конец XVI-начало XVII века), мода в ношении усов и бороды изменений не претерпевала: усы и бороду не брили. Волосы стригли «под горшок».
    С воцарением Михаила Федоровича - первого царя из дома Романовых (XVII век) - во внешнем облике царствующих князей сохранялся стиль одежды предыдущего правителя - Василия Шуйского: богато украшенные одежды и шапки с околышем; бородки небольшие, аккуратно подстриженные волосы средней длины. Русские женщины, особенно жены и дочери бояр XVI и XVII веков, жили затворницами. Они знали только терем да церковь.
    Девушки должны были заплетать волосы в косы, замужние женщины - убирать волосы, не показывать их: волосы покрывали платками, любыми головными уборами в зависимости от сословия. Показаться с непокрытой головой для женщины считалось позором. («Опростоволоситься» - значит сделать грубый промах, оплошать.) Женщин, заключенных в темницы, с целью опозорить подвергали острижению.
    Правительница Софья (конец XVII века) изображена на портрете с короной. Длинные волнистые волосы распущены по плечам. С приходом к власти Петра Великого (1682) изменились уклады, жизнь стала другой. Мужчины сбрили бороды, одежды и прически стали носить на европейский манер. Женщины, жившие до этого затвор ницами в теремах, были раскрепощены. При дворе затевались балы, гуляния и маскарады, главным увеселением стали танцы. Запад задавал тон в веяниях моды. В Россию приглашены были лучшие мастера различных профессий, приглашались и парикмахерских дел мастера.
    Крепостные работали подмастерьями. Их называли «тупейными художниками».Но все же Россия, перенимая общее направление западной моды, определила свой стиль, менее вычурный, свойственный спокойно-величавому характеру русской женщины. Надо отметить, что русские женщины не применяли химических красителей для волос, но широко пользовались растительными. Императрицу Екатерину I украшала маленькая изящная прическа с локонами, унизанными жемчугом.
    Распущенные по плечам, свободно лежащие волосы - прическа Анны Иоанновны. (В Европе в это время были в моде пудреные прически.) Маленькую прическу с распущенными локонами Елизаветы Петровны, украшенную диадемой, сменил скромный стиль причесок императрицы Екатерины Великой. На гравюре 1762 года она изображена с прической из тщательно зачесанных назад волос, убранных в локоны и скромно украшенных цветами. Позднее прически императрицы были несколько пышнее (в Европе в это время царствовало рококо). С приходом на трон Николая I наступил расцвет театрального искусства: зарождалась русская опера, был открыт Александрийский театр. Расцвет русского театрального искусства оживил жизнь, дамы появлялись в обществе, поражая разнообразием туалетов и причесок. Это было время расцвета стиля бидермейер в России. Со времени царствования Александра I мужчины париков не носили, в моде были бакенбарды, усы, со времени правления Александра III в моде вновь усы, борода, впоследствии разделенная книзу надвое. Итак, можно заключить, что парикмахерское искусство в России не выделялось в отдельный вид искусства и, возможно, работа по убранству волос в прическу в допетровские времена считалась ремеслом. В связи с раскрепощением женщины Петром Великим, началось повсеместное увлечение западной модой на одежду и прически, в которые, однако, были внесены элементы самобытности. Но самостоятельного особенного развития искусство создания причесок в России не получило .
    Несколько лет назад Салоны - парикмахерские ориентировались в основном на имиджевые процедуры т. е. парикмахерские услуги, маникюр, педикюр, визаж и имели несколько косметологических программ для лица.
    Сегодня современные тенденции рынка красоты диктуют новые задачи: современный мастер должен знать не только классические приемы владения инструмента, выполнять классические стрижки, но смело внедрять новые оборудование, новые технологии.
    Салоны широко предоставляют дополнительные виды услуг, программы ухода не только за волосами, но и по уходу за кожей лица и телом. Это:
    - SPA – процедуры и релаксация организма; - Массаж с различного рода обертываниями; - Солярий. Поэтому первая задача в развитии парикмахерского искусства в России это кадры. Качество обслуживания в наше высоко конкурентное время становится ключевым фактором успеха деятельности салона красоты. Требования, предъявляемые к современному парикмахеру, многообразны. Прежде всего, это глубокие теоретические знания, знакомство с современными методами и средствами работы, умение применять их на деле. Не менее важным в профессиональной подготовке парикмахеров являются умение устанавливать личный контакт с клиентами, готовность приспосабливаться к различным условиям работы, выдержка, уравновешенность, терпение.
    Парикмахер должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Стремительные перемены в современной моде, быстрое развитие производства приборов и инструментов, химических средств и препаратов вызывают необходимость в периодической профессиональной переподготовке парикмахеров. Широкие возможности для профессионального роста представляют: стажировки в специализированных центрах; участие в показах новых моделей; в конкурсах парикмахеров - как в качестве конкурсантов, так и зрителей; обмен профессиональным опытом; изучение специальной литературы и журналов. Парикмахерское дело - искусство, требующее постоянного совершенствования.
    Второй актуальной задачей в развитие парикмахерского дела является наиболее щадящее отношение к волосам клиентов.
    Все фирмы, производящие парфюмерию, стараются разработать препараты, которые не только окрашивают и завивают волосы, но и ухаживают за ними.
    1.1 Свадебная история
    Чтобы понять значимость свадебной церемонии в ходе выполнения работы были изучены традиции, связанные с бракосочетанием.
    Большинство свадебных традиций пришли из древнего Рима и других культур античности. Уже в древности на свадьбе должны были присутствовать 10 подружек невесты и друзей жениха? Их приглашали для того, чтобы отпугивать ревнивого злого духа, который мог захотеть навредить паре. Подружки невесты традиционно одевались подобно невесте, а шаферы (друзья жениха) - подобно жениху. Считалось, что среди похоже одетых людей злой дух не сможет отличить, где настоящие жених и невеста, и следовательно не сможет причинить им зло.
    Белое платье символизирует не девственность, как думают многие, а радость и процветание. Древние греки и католики носили в праздники белые одежды. Они даже красили в день свадебной церемонии свои тела в белый цвет. В течение столетий белый цвет считался просто одним из праздничных цветов. Только в середине 17-го века, королева Виктория ввела в Англии, да и во всей Европе, моду невесте на свадьбу одевать только белое, т.к. сама королева Виктория была в белом на собственной свадьбе. Согласно другой версии эта мода была введена еще раньше Анной Австрийской. До нее невесты на свадьбу одевали розовое платье, но Анна вышла в белом. Это было так красиво, что все дамы высшего общество Франции, а в последствии и Англии, Испании, Португалии стали брать пример с Анны. К ним присоединился и простой люд. Белый цвет для подвенечного наряда стал традиционным не так уж давно - лет двести назад. Во времена Средневековья белоснежное платье могла надеть лишь "невеста Христова", которая уходила в монастырь, чтобы посвятить себя Богу.
    На Руси же всегда почитали красный цвет ("красивый"), служивший еще и оберегом: нарумяненная невеста непременно надевала красный сарафан.
    В "Китае и Японии для свадебного кимоно выбирали самый дорогой шелк красного цвета, иногда - золотого, "императорского".
    Постепенно в мужских и женских нарядах стали преобладать черный и белый цвета. Для становившегося все более популярным белого были свои исключения - белый наряд считался совершенно кощунственным, если брак для невесты был не первым. Кстати, белый в мусульманских странах до сих пор рассматривают как цвет траура, в Японии он ассоциируется как со свадьбой, так и с трауром. В патриархальной России этот цвет также символизировал смерть - "умирание девичьей жизни" и уход невесты в род жениха.
    Венок - главный свадебный аксессуар невест всего мира - олицетворяет солнце (круг жизни), целомудрие и непрерывность рода. Почему же мы говорим "идти под венец"? Да потому, что встать под свадебный венок означало проститься с девичеством. Плетение венка из живых полевых цветов было настоящим ритуалом, сопровождавшимся грустными песнопениями. Белые свадебные кокошники густо расшивались жемчугом, что гарантировало молодым продолжение рода. Если говорить о более интимных аксессуарах, то, к примеру, английская невеста должна была непременно надеть белые чулки. К тому же считалось, что если она не сложит их в брачную ночь возле кровати крест- накрест, то жизнь у молодых не заладится.
    Мы уже привыкли, что свадебное платье обязательно белое, а фата – олицетворение невесты. Однако так было не всегда и в разные времена в разных культурах были свои свадебные традиции, связанные с нарядом новобрачной.
    Древняя Греция – греческая одежда была необычайно проста: прямоугольные куски ткани соединялись в районе плеч булавками и перехватывались поясом. Такие незамысловатые наряд, «пеплосы», носили и мужчины, и женщины, и в будни, и в праздники.
    В особый день, каковым являлась свадьба, девушки выбирали «пеплос» из более тонкой и чуть прозрачной материи, драпировки которой подчеркивали все изящество женской фигуры. Иногда свадебный наряд украшали орнаментальным узором, а на голову невесты обязательно надевали венок из живых цветов. Греческие аристократки первые придумали выходить замуж в белом: позволить себе платье из дорогого белоснежного полотна могла только невеста из очень обеспеченной семьи. А римляне, позаимствовавшие у греков силуэт свадебного платья, считали, что логичнее всего наряжать невесту в ярко-желтое. Ведь этот цвет – символ солнца, тепла и света.
    Рококо – главная модная примета эпохи Рококо – очень широкие юбки, верхняя часть которых была практически параллельна полу. Обеспечивала такой эффект специальная конструкция – панье, на которую надевалось платье, женственно покачивающиеся при ходьбе юбки, тугой лиф, демонстрирующий грудь в самом выгодном свете, – невесты выглядели очень соблазнительно. На украшение свадебного платья шли метры кружев. Кокетливые рюши, множество маленьких бантиков и крупных бантов, оборки ленты, бутоньерки, гирлянды из искусственных цветов – обилие декоративных деталей делало образ невесты ярким, насыщенным, игривым.
    Ампир – в конце XVIII века, после Великой Французской Революции, напыщенность начала отходить на второй план, уступая место простоте. Особую актуальность приобретает несложный греческий силуэт платья: максимально завышенная талия, маленькие рукава-фонарики, мягко ниспадающие юбки из струящихся полупрозрачных тканей. Именно тогда белый стал основным «свадебным цветом». Канонической становится и длинная фата.
1.2 . История появления букета. Бутоньерки.
    Какие ассоциации возникают у нас со словом «свадьба»? Белое платье невесты, звон бокалов, поднятых за здоровье молодых и, конечно, море цветов: пышных роз, изысканных лилий и нежных ландышей - фантазии современных флористов безграничны, а значит, тех, кому еще только предстоит свадебное торжество, ждут приятные сюрпризы. Свадебная флористика имеет интереснейшую историю, восходящую к временам Адама и его Евы, украшавшей, согласно одной из легенд, свои длинные шелковистые локоны цветами из райского сада.
    Тогда как древние греки, как известно, обожавшие праздники, широко использовали цветочные украшения в ходе свадебных церемоний и в практических целях. Собравшиеся на свадебный пир гости увенчивали свои головы венками, сплетенными из шафрана и плюща - такое сочетание не только весьма эффектно выглядело, но якобы позволяло сохранять «свежую» голову даже после обильных возлияний.
    Популярны были аранжировки цветами и у жителей Свободного Рима. Во время свадебного пира римляне украшали свои наполненные вином кубки бутонами ирисов. А в ходе свадебной церемонии изящные ручки невесты сжимали не привычный нам букет, а венок, сплетенный из колосьев пшеницы, розмарина и чеснока. Эта композиция выполняла сразу несколько функций: обеспечивало молодой семье здоровое потомство, отпугивала злых духов и гарантировала достаток.
    Существует, древнеславянская легенда о незабудке, звучит так: "Много лет тому назад пошли жених с невестой гулять по берегу Дуная. Вдруг девушка увидела на краю крутого берега прелестный голубой цветок и попросила достать его. Молодой человек сейчас же нагнулся и сорвал его, но в то время как он поднимался, нога парня соскользнула с обрыва, и он, сорвавшись, упал в реку.
    Напрасно несчастная девушка выбивалась из сил, призывая на помощь, а юноша боролся с течением, стараясь держаться на воде, - никто не откликался.
    Вынырнув еще раз из воды, он успел только крикнуть своей возлюбленной: "Не забудь меня!", - и пошел ко дну. Когда же несколько дней спустя нашли его тело, в судорожно сжатых пальцах юноши был злополучный цветок.
    Горько оплакав, невеста похоронила жениха и на могиле его посадила это растение, которое с тех пор и получило название, составленное из последних слов ее любимого".Цветы прекрасны, и любые их сочетания всегда выглядят свежо и естественно. Розу смело можно назвать самым популярным цветком, используемым в свадебных букетах.
    Еще в те Темные времена все, что связано с невестой, будь то одежда или украшающие ее цветы, считалось своего рода талисманом. В конце свадебного пира гости устраивали своего рода вакханалию – они, пытаясь и себе добыть маленький кусочек счастья, начинали бесцеремонно срывать с невесты все, что только было можно. Увы, история не довела до нас имя первой невесты, которой пришла в голову блестящая мысль бросить в гостей свой букет и подвязку с ноги, чтобы они уж совсем не оборвали ее когда-то нарядное платье. Может, это было сделано от отчаяния, а может быть, ради шутки, но эта традиция прижилась, и верны ей и по сей день молодожены многих стран мира!
    Бутоньерка - это необходимый аксессуар для парадного костюма, без неё не обходится ни одна свадьба, да и на других торжествах можно не редко встретить мужчин, чьи костюмы украшены маленьким букетом цветов. Бутоньерка в переводе с французского означает - «цветок в петлице». Для украшения парадного мужского костюма может быть использован один большой цветок или букет из нескольких мелких. Сейчас праздничные бутоньерки могут быть дополнительно украшены стразами, бусинками, даже драгоценными камнями. История бутоньерки начинается в Древнем Риме, где существовала традиция, когда невеста прикалывала к костюму жениха букет из свежих цветов.
1.2.1 Анализ тенденций свадебной моды
    Долгое время свадебное платье было призвано подчеркивать исключительно юность, невинность и чистоту невесту. Однако сегодня в день своей свадьбы многие девушки хотят, напротив, продемонстрировать смелость, соблазнительность, оригинальность.
    Специалисты считают, что сегодня платье подбирают, в первую очередь, под характер невесты. Другое дело, для того чтобы его проявить необязательно выходить замуж в вызывающем или откровенно шокирующем наряде. Хороший крой и отличное качество тканей ни в коей мере не скроют индивидуальность невесты, а напротив, подчеркнут её. Обычно салоны ориентированы на европейскую свадебную моду, приветствующие такие качества, как женственность, романтичность, элегантность наряда. Но во многих коллекциях можно обнаружить и игривые, и соблазняющие, и даже несколько ироничные модели. Достигается это за счет оригинальных деталей, обработки тканей, вышивки, аппликаций и прочей разнообразной отделки. А силуэт, независимо от того, платье ли это с кринолином или брючный костюм, все равно призван максимально выгодно подчеркивать фигуру.
    Хорошее свадебное платье – это великолепный шанс для девушек, которые по каким-то причинам не считают себя красавицами, наконец, поверить в свои чары и увидеть, насколько прелестным и соблазнительными они могут быть. Сочетание длинной и объемной юбки и открытого корсета беспроигрышный вариант, идущий практически всем. Юбка скроет несовершенства нижней части, а корсет сформирует великолепные формы.
    Прическа может быть самой разной: распущенные волосы – волнистые или прямые, строгий пучок, высокие прически с использованием различных вариантов кос, вплетение цветных прядей, использование аксессуаров и дополнений, таких как постижерное изделие, живые цветы, фигурные шпильки.
1.3 Определение целевого назначения прически
    Назначение причесок: нарядные, свадебные, вечерние прически, помимо свадебного торжества их можно использовать на праздничный прием, выпускной бал, посещение театра и другие торжественные мероприятия.
    Форма любой прически должна отвечать непосредственному ее назначению, быть целесообразно построенной, т.е. прическа должна быть функциональной. Например, прическа работницы у станка должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму - это позволит избежать опасности попадания длинных волос в движущиеся или вращающиеся части станка. Прически спортсменок чаще всего характеризуются короткими стрижками: во-первых, правилами соревнований (особенно в игровых видах спорта) запрещена использование металлических заколок, шпилек и т. д. - они могут оказаться причиной травмы; во-вторых, спортсменам часто приходится пользоваться душем, и прически из длинных волос доставляют много хлопот. При создании прически парикмахер-модельер должен предусмотреть удобство ухода за прической, ее сохранность и т. п. Надо сказать, что удобство, функциональность прически, а значить подчинение "компонентов ее назначению, особенно в повседневных моделях последних лет, становится одним из главных композиционных свойств прически.
    Потребители – это особы, которые молоды душой, для которых вся жизнь – это праздник. Для легких, романтичных натур, которые хотят быть яркими, запоминающимися, модными, которые не боятся экспериментировать. Прически могут выполнять мастера, работающие в салонах красоты как конкурсные на мероприятиях связанных с профессиональным мастерством в номинации «свадебная прическа». Также различные модернизации причесок можно использовать в бытовой сфере, а именно прически для свадебных мероприятий, выпускных балов и в качестве вечерней прически.
1.4 Подготовительные работы
    Перед началом обслуживания посетителей необходимо провести подготовительные работы . Прежде чем пригласить клиента в кресло, рабочее место нужно привести в порядок: протереть туалетный столик и кресло, убрать грязное белье в подсобное помещение, подмести волосы и вымыть раковину. Затем пригласить клиента в кресло. Для этого мастер встает справа от кресла и разворачивает его к клиенту. После того как клиент сядет, кресло необходимо развернуть к зеркалу. Затем мастер беседует с клиентом и выясняет, какие виды работ желает заказать клиент. По необходимости мастер может предложить клиенту какие-либо свои дополнительные услуги, например лечение волос или стрижку. В конце беседы всегда обсуждается стоимость работ. Если клиент соглашается со стоимостью работ, мастер в присутствии клиента моет руки и дезинфицирует инструменты. В работе у мастера должны быть 3 комплекта инструментов: один для работы, второй для дезинфекции, третий – для заточки или в запасе.
    Для работы над стрижкой или укладкой волос для проведения диагностики волос и проверки наличия заболеваний кожи и волос мастер тщательно расчесывает волосы клиента. В процессе расчесывания мастер определяет тип и качество волос, их состояние, направление роста. Если мастер обнаруживает, какое либо заразное заболевание кожи или волос, он очень корректно отказывает клиенту в обслуживании.
    Если клиент здоров, мастер укрывает его парикмахерским бельем в зависимости от вида работы. Чаще всего подготовительные работы заканчиваются выполнением гигиенического мытья волос.
    В зависимости от основной работы подготовительные могут еще включать в себя: проведение теста на чувствительность кожи к химическим препаратам, разведение красителей, приготовление лечебных препаратов и т.д.
    Подготовительными работами по обслуживанию посетителей парикмахерских называются такие работы, которые производятся основного производственного процесса.
    Подготовительные работы:
    1. подготовка рабочего места;

    2. подготовка инструментов;
    3. подготовка аппаратуры;
    4. подготовка белья;
    5. подготовка принадлежностей и материалов.
      2. Выбор современных профессиональных и эффективных средств производства.
    и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Разработка свадебной прически

Введение

Прическа во все времена занимала значительное место в жизни общества. Прическа - это форма придаваемая волосам стрижкой, завивкой. укладкой и филировки. Прическа может быть их естественных и искусственных волос.

Особого подхода требует моделирование причесок. В этом случае требуется создать очень яркий, индивидуальный образ. Главное при этом - любыми средствами создать неординарный, запоминающийся образ. Прическа должна быть не только красивой, но и удобной, и достаточно надежной.

Тема курсовой работы актуальна, т.к. в настоящее время свадебные прически играют немалую важную роль каждой невесты, ведь в каждом из нас живет неистребимое желание выглядеть неотразимо в такой день. Свадебная прическа, как никакая, предназначена украшать невесту. Поэтому она должна не только отвечать особенностям внешних данных невесты, но и быть индивидуально неповторимой. Поскольку свадебную прическу делают в особенных случаях, то она, как правило, является полноправной частью образа невесты.

Цель курсовой работы: разработка свадебной прически.

Задачи:

1. Проанализировать литературу по теме курсовой работы

2. Изучить теоретический и практический опыт выполнения свадебной прически.

3. Разработать технологию и выполнить свадебную прическу.

Организация рабочего места

Рабочее место парикмахера состоит из туалетного столика, зеркала, кресла и подставки для ног клиента. В зависимости от интерьера салона на рабочем месте может располагаться раковина. Размер и форма зеркала могут быть различными, но размер не должен быть меньше чем 60 х 100 см. Туалетные столики также бывают различной формы. Они могут быть прикреплены стационарно, иметь дополнительные передвижные тележки различной формы, но обязательно они должны быть снабжены выдвижными ящиками для хранения инструментов. Покрытие столиков и тележек должно быть пластиковым или таким, с которого легко удаляется влага и волосы.

Парикмахерское кресло должно иметь спинку, подлокотники и подголовник. Полумягкое кресло должно быть покрыто материалом, не впитывающим влагу и волосы, иметь гидроподъемник и свободно вращаться вокруг своей оси.

Рабочие места располагаются в рабочем зале в любом месте, основное требование к размещению - расстояние между рабочими местами не должно быть меньше 1 м.

Так же рабочее место может быть дополнено специальным передвижным креслом для мастера, так как многие стрижки можно выполнять сидя. Кресло мастера не должно иметь подлокотников, оно должно легко передвигаться и иметь приспособление для регулировки высоты.

В настоящее время раковины чаще всего располагаются в рабочем зале, но отдельно от рабочих мест. Они снабжены специальным креслом, гибким шлангом и специальной выемкой для удобства мытья волос с наклоном головы назад.

Для того чтобы парикмахер мог корректно подбирать цветовую гамму, оценивать цвет волос клиента и результат своей работы, необходимо хорошее освещение салона.

Также необходимо, чтобы клиент видел, что мастер при обслуживании использует только стерилизованные специальным образом инструменты. Поэтому в непосредственной близости от мастера и клиента должен находиться стерилизатор.

Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе

Инструменты - это орудия труда парикмахера, необходимые для выполнения различных операций с волосами, в результате которых они изменяют своё состояние. Под изменением состояния волос понимается их укорачивание в результате стрижки, придание волосам той или иной формы при помощи расчесок, щипцов и ручного фена и т.д.

Расчески :

В моей курсовой работе будут использоваться:

1. Комбинированная расческа на рабочей поверхности имеет редкие и частые зубья; применяется при расчесывании, стрижке, укладке, начёсе и тупировании волос.

2. Расческа с остроконечной ручкой ( хвостиком ).

Электроинструмент .

Профессиональный фен для укладки волос должен иметь мощность не менее 1200 Вт, обычно 1600 - 1800 Вт. Чаще всего выполнен в форме пистолета, имеет ударостойкий пластмассовый корпус, несколько скоростей и обязательно подачу холодного воздуха для фиксации укладки.

Приспособления - это орудия труда парикмахера, которые играют вспомогательную роль в операциях с волосами. Наиболее распространенные приспособления:

1 . пульверизатор для смачивания волос при стрижке и укладке, а также для нанесения различных средств при укладке;

2 . воротничок применяется при окраске

3 . щётка-смётка для удаления остриженных волос с пеньюара.

4 . пластмассовые зажимы для разделения волос на зоны и пряди при стрижке, укладке

Парикмахерское белье

Пеньюар применяется для всех видов работ. Синтетическими пеньюарами пользуются только при стрижке волос. Полиэтиленовые одноразовые пеньюары применяются при окраске волос. Средние размеры пеньюаров 150 x 150 см.

· Полотенце предназначено для удаления влаги с волосяного покрова головы. В настоящее время в основном примеяются махровые полотенца. Также используются одноразовые полотенца. На одного клиета полагается два полотенца.

Фартук применяется для защиты мастера от различных красителей или других составов для обработки волос, а так же от остриженных волос.

Раскрытие основных понятий и терминов по заданной теме .

Укладка - это изменение структуры волоса на непродолжительное время, максимум от мытья до мытья.

По способу выполнения все укладки можно разделить на че6тыре основные группы:

· Укладка волос холодным способом при помощи рук, расчески и состава

· Укладка с применением бигуди и зажимов

· Укладка при помощи фена

· Укладка с применением щипцов

Пробор - прямая линия, разделяющая волосяной покров головы на две равные или неравные части.

Волна - это часть прически, имеющая плавный изгиб и ограниченная с двух сторон кронами

Крон - наивысшая линия волны, где волосы меняют свое направление на обратное.

Локон - прядь волос, завитая в трубочку.

По назначению все прически можно разделить на две группы: бытовые и зрелищные. Бытовые в свою очередь делятся на повседневные и вечерние. Они отличаются от зрелищных причесок более простым исполнением.

К вечерним бытовым относятся свадебные прически.

Свадебные прически всегда останутся особой категорией причесок. Дело в том, что свадьба - это очень важный день в жизни женщины, и него ей хочется выглядеть особенно хорошо.

Инструкционно-технологическая карта .

Порядок выполнения

Инструкции и указания

Инструменты и материалы

Подготовительные работы

Подготовьте инструменты и рабочее место. Пригласите клиента в кресло, оденьте воротничок и пеньюар. Расчесываем волосы на пробор сбоку

Воротничок, пеньюар.

"Французкй водопад"

Плетем "французский водопад" от пробора сбоку направляясь к макушке.

Расческа.

Собираем хвост

Собираем все волосы в хвост на затылочной зоне.

Расческа, резинка

Плетем объемные косы

Плетем несколько обычных кос, вытягивая каждую прядь из косы.

Расческа, резинки для волос

Формируем прическу

Формируем косы в виде розочек

Шпильк, невидимки

Заключительные работы

Фиксируем лаком.

Лак для волос

Описание свадебной прически

Перед началом работы нужно продезинфицировать инструменты и подготовить рабочее место. После этого следует пригласить клиента в

Прическу начинаем с плетения "французского водопада" от пробора сбоку направляясь к макушке.

Далее собираем все волосы в хвост на затылочной зоне.

Из всех волос плетем несколько обычных кос, вытягивая каждую прядь из косы.

Формируем косы в виде розочек и фиксируем лаком.

Безопасность труда при выполнении работы

Техника безопасности при работе с расческой.

После работы с каждым клиентом расческа должна дезинфицироваться в ультрафиолетовом облучателе или в растворе хлорамина (не менее 15 мин). По мере загрязнения расческу необходимо промывать мыльным раствором.

свадебная прическа парикмахер инструмент

Необходимо следить, чтобы зубья расчески были не очень острыми и не имели заусенцев.

Нельзя хранить расческу в кармане рабочей одежды и оставлять в волосах у клиента.

При работе с химическими препаратами запрещается использовать металлические расчески.

Правила техники безопасности при работе с электроаппаратурой.

Перед включением в сеть необходимо проверить исправность проводов и наличие заземления.

Электроаппаратура и электроинструменты должны отвечать следующим требованиям.

Быстро включать и выключать от эл. сети, не допускать самопроизвольного включения и отключения.

Быть безопасным в работе и быть недоступными для случайного прикосновения токоведущей части.

Напряжение электроаппаратуры должно быть не выше 220 Вт. При установлении электроаппаратуры мастер должен проверить, затяжку винтов, крепящих узлов и деталей, состояние проводов, целостность изоляции.

При работе в парикмахерской необходимо проводить инструктаж по безопасности труда не реже одного раза в год.

Запрещается:

Включать аппараты мокрыми руками.

Использовать аппараты, не имеющие предохранительных сеточек.

Самостоятельно разбирать аппарат.

Заключение

Правильно подобранная прическа подчеркивает достоинства и скрывает недостатки лица. Поэтому выбор прически - очень ответственное дело, которое требует определенных знаний и вкуса.

Современные тенденции настолько разнообразны и либеральны, что любая женщина может выбрать то, что ей подойдет и при этом будет стильным и красивым. Длинные волосы или короткие, прямые или завивающиеся - со всем этим богатством сейчас можно жить и быть популярной. Но главное требование к модным причёскам в настоящее время - шик и объем. Волосы должны быть естественны и слегка небрежны, как будто их потрепал тёплый летний ветер - парикмахер, не лишенный, однако, художественного вкуса.

Я разработала и показала один из вариантов свадебной прически, совершенствуя свои навыки, и в дальнейшем буду использовать эту схему стрижки в своей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Большая книга домашнего парикмахера. - М.: Эксмо, 2013

2. Черниченко Т.А., Плотникова И.Ю. - Моделирование причесок и декоративная косметика, М.: "Академия", 2014

3. Панченко О.А. Парикмахерское дело - Ростов на Дону, Издательство "Феникс", 2007

4. Плотникова Т. Домашняя мастерская причесок - Ростов на Дону, Издательство: Феникс, 2010 г

5. Реникова А.А. Парикмахер-стилист. Ростов-на-Дону, "Феникс", 2009

Приложение

Композиционные элементы моделирования причёсок

Моделирование причёски любой сложности представляет собой не только последовательность определённых операций, выполняемых руками мастера, но и завершённую и гармоничную композицию, существующую в его голове.

Поэтому, нарисовав в сознании эскиз будущего шедевра парикмахерского искусства, подобрав необходимые инструменты для моделирования, стилист приступает к поэтапному осуществлению всех элементов композиции. Композиция причёски (как своеобразное расположение частей причёски при моделировании) бывает объёмной и плоской - выбор влияет на силуэт, т.е. восприятие укладки в плоскости. Силуэт причёски подобен геометрическим фигурам: овал, квадрат, треугольник, цилиндр и пр.

Основополагающими чертами причёски являются её линии, которые формируют модель укладки. Парикмахеры, которые выполняют моделирование причёсок, различают ритмичные линии (волны, жгуты), скульптурные линии (геометрические фигуры в причёске: бант, букли, валики т.д., а также "лесенка"), естественные линии (творческий беспорядок, креатив в направлении постмодерна, например - рваная чёлка).

Линии причёски, как элементы её композиции, задают не только форму, но и пропорции отдельных её частей, где допустима симметрия и ассиметрия. Моделирование причёсок должно учитывать и пропорциональность размеров уложенной головы с другими частями тела (идеальное соотношение - 7,5 раз), а также гармоничное сочетание линий причёски со стилем и цветовой гаммой наряда, аксессуаров и макияжа.

Потому что моделирование не забывает о цвете причёски, который кардинально может изменить её визуальное восприятие и настроение клиента с выбором тёплой или холодной палитры. Цвет причёски при её моделировании характеризует и стиль, и фактуру укладки. Например, известно, что блонд, который зрительно увеличивает объём шевелюры, приемлем для развлекательных выходов в свет (вечеринка, свадьба и пр.), поскольку является признаком романтического стиля. А шоколадный цвет волос овеян классикой, которая незаменима при моделировании деловых или вечерних причёсок.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Прически свадебной тематики. Отличительные черты прически с элементами "букли" - аккуратно уложенные локоны в горизонтальном или вертикальном порядке. Моделирование прически, выбор макияжа. Технологическая последовательность выполнения прически и макияжа.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Исследование основных тенденций в парикмахерском искусстве и свадебной моде. Выбор образа свадебной причёски. Изучение индивидуальных особенностей модели. Технология выполнения окраски и стрижки волос, макияжа. Подбор наряда и аксессуаров для свадьбы.

    практическая работа , добавлен 02.05.2015

    История свадебных нарядов и обрядов в разных странах. Анализ современных тенденций свадебной моды. Общие рекомендации по выбору материалов для свадебного платья, аксессуаров, макияжа, прически и белья для свадебного торжества, а также букета для невесты.

    творческая работа , добавлен 06.09.2010

    Современное направление моды в области прически. Обоснование выбора модели прически в зависимости от формы лица. История прически с накладкой-валиком, технологическая последовательность ее выполнения. Характеристика инструментов и приспособлений.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2015

    Спецификация элементов женской прически. Обоснование выбора методов обработки волос при выполнении женской прически. Подбор оборудования, инструментов, приспособлений и парикмахерского белья. Техника безопасности при выполнении парикмахерских услуг.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2015

    Оборудование, обустройство рабочего места парикмахера. Инструменты, приспособления и материалы, которые используются при выполнении стрижки "Каскад". Последовательность выполнения прически. Технология выполнения химической завивки, порядок работ.

    практическая работа , добавлен 27.06.2013

    Типы лиц, их коррекция прической. Модные тенденции и направления 2015 года. Организация рабочего места мастера, инструменты и приспособление. Технологическая карта по выполнению причесок. Разработка и описание образа, последовательность выполнения.

    курсовая работа , добавлен 22.08.2015

    История возникновения причёсок индейцев и анализ модных тенденций осень - зима 2013. Описание технологического оборудования, инструментов, приспособлений, парикмахерского белья, материалов рабочего места парикмахера, необходимых для создания прически.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2012

    Формы лица при выборе прически. Стиль в парикмахерском искусстве. История происхождения авангарда. Моделирование авангардных причесок. Мода в стиле авангард. Постижер в парикмахерском деле. Инструменты для работы. Выполнение авангардной прически.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2015

    Анализ творческого источника, направление моды, выбор модели и эскиз проектируемой прически. Технология, материалы и средства для обработки волос, выбор инструмента и принадлежностей, технологии окрашивания и выполнения прически. Создание единого образа.

Введение

Глава № 1

1.1. История

1.2. Современное направление моды

1.3. Моделирование

Глава № 2 Технологическая часть

2.1. Подготовительные работы

2.3. Технология выполнения стрижки волос

2.3. Технология выполнения причёски

Глава № 3 Графическая часть

3.3. Схема выполнения причёски

Глава № 4 Безопасные условия работы

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Я выбрала тему «свадебная причёска» потому, что мне кажется что это очень актуально в мире современного парикмахерского искусства. Свадьба- это очень важное торжество, во время которого у невесты должно быть все безупречно от платья и аксессуаров до макияжа и прически. Прическа - основной элемент стиля прически, так как она является важным акцентом в образе.

Целью моей дипломной работы стало создание образа молодой девушки невесты со свадебной причёской. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать основные тенденции в парикмахерском искусстве и свадебной моде.

2. Подобрать модель.

3. Выбрать образ свадебной причёски.

4. Выполнить окрашивание в соответствие с индивидуальными особенностями модели.

5. Подстричь модель.

7. Сделать причёску в выбранном стиле.

8. Подобрать наряд и аксессуары для свадьбы.

9. Завершить образ при помощи макияжа и декора.

Глава № 1

  1. История

Испокон веков на Руси ценились естественная красота и здоровье. Недаром, спросом пользовались невесты с длинной и пышной косой «толщиной в руку». Интересно, что такой спрос обусловлен и медицинскими показателями – обладательницы блестящих густых волос обычно не испытывают недостатка кальция и витаминов, и, соответственно, смогут выносить здорового ребенка.

Обычно девушки до замужества носили одну косу, и только после заключения брака в ежедневную жизнь молодой жены входила достаточно сложная прическа из уложенных в крендель либо закрученных узлом двух кос. Причины достаточно просты – удобство и прочность такой прически позволяли заниматься домашними делами либо работать в поле без особого дискомфорта. Поверх укладки надевалась кика – своеобразная шапочка с вытянутыми в форме рогов боковинами.

Для свадьбы традиционную девичью косу украшали цветными шнурами и лентами, вплетали цветы. Под кокошник – непременный головной убор невесты – на голову клали белый шелковый платок. Чем богаче была невеста – тем роскошнее украшался кокошник и расшивались концы «белого плата». Традиция же использования в украшении свадебных причесок фатой и диадемой пришла к нам из Древнего Рима, и стала активно использоваться лишь в начале XVII века.

Свадьба – одно из самых главных событий в жизни каждой девушки. Ему предшествуют такие приятные хлопоты, как покупка платья и украшений, и, конечно, выбор стилиста для создания свадебной прически.
Традиционно невесты выбирают для украшения прически диадемы и фату. Откуда же пришла к нам мода на эти аксессуары?

И фата, и диадема пришли к нам из Древнего Рима. Диадема, кстати, стала прародительницей такого важнейшего для проведения обряда венчания атрибута, как брачный венец. Прототипом же самой диадемы стал обычный венок из полевых цветов – первое украшение невест эпохи неолита.
Фата же всегда носила символ некоей защиты от злых духов, сглаза и порчи. Согласно приметам, вплоть до окончания торжественного пира, посвященного бракосочетанию, невеста должна была оставаться прикрытой, иначе завистливые или злые взгляды могли испортить супружескую жизнь в дальнейшем и отрицательно повлиять на способность к зачатию детей.

В современной свадебной моде фата и диадема постепенно уступают первенство более практичным украшениям. Особой популярностью пользуются шпильки, украшенные кристаллами Сваровски или искусственными цветами, либо ободки с орнаментом из камней или фантазийными цветами из шелка и перьев.

1.2 Современное направление моды

Современная мода в причёсках не диктует никаких строгих правил. Самое важное в любой из современных причёсок – это то, чтобы она подходила конкретной представительнице прекрасного пола.

В наше время вернулась мода на длинные волосы. Аккуратно либо небрежно уложенные пряди – наиболее популярные современные причёски для длинных волос. Обладательницам коротких волос повезло не намного меньше. На сегодняшний день существует масса современных приёмов, позволяющих до неузнаваемости преобразить внешний вид женщины с короткими волосами.

1.3 Моделирование

Структурно-фактурные качества волос модели

Форма: Прямая

Длина: Средняя

Текстура: Средней толщины

Плотность: Нормальные

Состояние: Ранее окрашенные

Информация о модели

Имя, возраст: Алина, 17 лет

Стилевое предпочтение модели: Свадебная причёска

Форма лица: круглая

Рост: Средний

Род занятий: Учащаяся

Глава 2. Технологическая часть.
2.1 Подготовительные виды работ

Подготовительные работы включают в себя подготовку рабочего места, инструментов, аппаратуры, белья, принадлежностей и материалов, необходимых для выполнения предстоящей операции; мытьё рук; дезинфекцию инструментов и др.

Парикмахер должен быть на рабочем месте за 15 мин до начала работы, чтобы подготовиться к приёму клиентов: разложить инструменты и приспособления,проверить исправность аппаратуры, получить чистое бельё и материалы и разместить их на туалетном столе или тележке. ля этого кресло вначале следует развернуть так, чтобы клиент оказался лицом к зеркалу. Беседую с клиентом, мастер выясняет, какие услуги он хочет получить. Предлагая клиенту дополнительные услуги, мастер должен заранее оговорить их стоимость. Приступая к работе, мастер моет руки и дезинфицирует инструменты так, чтобы это видел клиент.

Чтобы провести диагностику волос и проверить, нет ли у клиента заболеваний кожи и волос, мастер тщательно расчёсывает его волосы, определяя тип и качество волос, их состояние, направление роста.

В случае удовлетворительного результата осмотра мастер укладывает клиента бельём в соответствии с видом работы. Чаще всего подготовительные виды работ заканчиваются выполнением гигиенического мытья волос, но в зависимости от основной работы могут включать в себя также проведения теста на чувствительность кожи к химическим препаратам; приготовление лечебных препаратов и т.д.

2.2. Технология выполнения окраски волос

При окраски волос были применены

Препараты Estel Professional серии ESSEX :

Активатор 1,5 % и оксигент 3 %

Красители:

Шампунь стабилизатор цвета Estel

Бальзам стабилизатор цвета Estel

Инструменты :

Расчёска хвостик

Приспособления :

Мисочки

Кисточки

Пластмассовые зажимы

Мерный стаканчик

Резиновые перчатки

Бельё:

Воротничок

Пеньюар

Полотенце

Натуральный цвет волос модели корни - 6/0(русый),

Косметическая база 9 /0 (блондин)

Желаемый результат 8/0 (светло-русый)

Отделяем голову на крестнообразный пробор, с помощью расчёски с металлическим хвостиком.

Корни окрашиваем красителем Estel essex 8/0 +0/11+0/66+ 9 % (1:1)

Затем краситель Estel essex 8/0 + 1.5 % (1:2) наносим на длину волос. Общее время выдержки 35 минут. По истечении времени выдержки волосы моем шампунем «стабилизатор цвета», обрабатываем волосы бальзамом.

2.3. Технология выполнения стрижки волос.

Инструменты:

Комбинированная расчёска

Ножницы прямые

Ножницы филировочные

Приспособления :

Пластмассовые зажимы

Бельё:

Воротничок

Пеньюар

Для выполнения стрижки необходтмо произвезти следующие действия:

1) Разделить голову пробором от уха до уха, выделить П-образный пробор.

2) На нижней затылочной зоне выделить контрольную прядь, определить желаемую длину волос, выполнить срез с нулевой оттяжкой, последующие пряди подтянуть к контрольной пряди, выполняя срез на 1-2 миллиметра длиннее контроля. Так необходимо проработать всю затылочную область.

3) Теменную зону необходимо подстричь ориентируясь на заданную контрольную линию, методом прядь на прядь.

4) Волосы височно-боковых зон отделить вертикальными проборами и подтягивать их к контрольной пряди на затылочной зоне, таким образом получится удлинение к лицу.

5) после выполнение стрижки необходимо текстурировать форму при помощи метода пойнтинг по сухим волосам.

2.4. Технология выполнения причёски

Инструменты:

Расчёска хвостик

Расчёска женская

Приспособления:

Пластмассовые зажимы

Шпильки

Невидимки

Бельё:

Воротничок

Пеньюар

Укладочные средства :

Лак сильной фиксации

Спрей- блеск

Для выполнения прически необходимо провести следующие действия с волосами :

1. Разделить волосы на зоны пробором от уха до уха.

2. До затылочной зоны всю фронтальную часть завиваем на плойку. После этого аккуратно и красиво укладываем кудри назад и фиксируем шпильками. Полученный результат обрабатываем лаком для волос сильной фиксации.

3. Волосы нижней затылочной зоны заплетаем в косы и аккуратно расправляем их пальцами, укладываем, закрепляем шпильками. Полученный результат обрабатываем лаком сильной фиксации.

Глава №3 Графическая часть

3.1. Схема выполнения окраски волос

3.2. Схема выполнения стрижки волос

3.3. Схема выполнения прически

Глава 4. Безопасные условия работы.

После работы с каждым клиентом расчёска должна дезинфицироваться в ультрафиолетовом облучателе или в растворе (не менее 15 минут). По мере загрязнения расчёску необходимо промыть мыльным раствором.

Необходимо следить, чтобы зубья расчёски были не очень острыми и не имели заусенцев.

Нельзя хранить расчёску в кармане рабочей одежды и оставлять в волосах у клиента.

При работе с химическими препаратами запрещается использовать железные расчёски.

После обслуживания каждого клиента ножницы необходимо продезинфицировать в ультрафиолетовом облучателе или денатурате.

Хранить ножницы в чехле.

Передавать ножницы строго по назначению.

При падении ножниц не надо их пытаться поймать во избежание травмирования.

Не ходить по залу с ножницами в открытом виде.

Использовать средства защиты рук при смешивании компонентов красителя, окраске волос клиентов, приготовлении дезинфицирующих растворов,дезинфекции инструментов.

Во время выполнения причёски не допускается держать расчёски,невидимки, шпильки во рту.

Перед включением электрических аппаратов в сеть необходимо проверить исправность их проводов и наличие – заземления.

Запрещается включать все электрические аппараты мокрыми руками в розетку.

Запрещается использовать электрические аппараты,не имеющие предохранительных сеточек.

Не разрешается самостоятельно разбирать электрические аппараты.

После обслуживания клиента,нельзя мести волосы через весь зал.

Нельзя есть на рабочем месте.

Для недопущения возможности передачи инфекции при работе с клиентом, в обязательном порядке после окончания контакта с клиентом вымыть руки с мылом.

Заключение

После того, как была выполнена вся моя работа, мы пришли к выводу, что каждая деталь в свадебной причёске украшает всю свадебную церемонию. Превосходное сочетание цветов, блеск волос, блеск украшений в причёске, каждый завиток, каждая волна подчёркивает великолепное платье невесты. Цели, которые были поставлены достигнуты, задачи выполнены. Созданный мной образ понравился мне и моей модели.


Список используемой литературы

1. О.Н. Кулешкова «Технология и оборудование парикмахерских услуг» 2010.

2. О.Н. Кулешкова, О.Б Читаева, Т.Н. Бутко «Основы дизайна прически» 2008.

3. А.В. Константинов «Парикмахерское дело», «Как стать парикмахером», серия «мастер класс». «Окрашивание и завивка волос: от классики до креатива» 2011.

5.Н. Моисеев «Искусство стрижки» 2007.

Дата бракосочетания является для каждой девушки едва ли не самым важным событием в жизни. Его ожидают, о нем мечтают, иногда с детства. Девушки представляют себя на месте сказочных принцесс или полюбившихся женских персонажей из любимой книги, фильма или мультика в день их свадьбы.

Втайне они представляют, как они танцуют первый танец новобрачных, придумывают убранство банкетного зала, мысленно выбирают идеальное свадебное платье и украшения. И только дождавшись того дня, когда любимый мужчина предложил выйти за него замуж, и назначив дату свадебной церемонии, невеста понимает, что мечты – это прекрасно. Но действительность гораздо сложнее, и, одновременно, прекраснее, чем можно было себе представить.

Нужно учесть множество нюансов, касающихся планирования и организации свадебного дня. И, конечно, не забыть и о создании достойного образа невесты.

Роль свадебной прически в образе невесты

Идеальный образ невесты состоит из множества составляющих. Не существует малозначительных деталей или несущественных нюансов, если девушка действительно хочет в день своей свадьбы выглядеть идеально. Стоит не соблюсти какое-то правило, недосмотреть, пустить на самотек, несвоевременно начать подготовку – и можно забыть о целостном и завершенном образе невесты.

Свадебная прическа – один из ключевых моментов при создании идеального образа невесты. Издавна волосы женщины имели символическое значение. Обязательна была ритуальная свадебная прическа. Собирались представительницы старшего поколения и незамужние девушки – подружки невесты. Заплетались по-особому волосы, украшались лентами и традиционным головным убором. Сопровождалась подготовка невесты во времена наших предков специально предназначенными обрядовыми песнями.

Обычай создания специальной свадебной прически дошел до наших дней. И представительницы старшего поколения, наши бабушки-прабабушки рекомендуют заплетать или укладывать в прическу волосы невесты. Ведь распущенные волосы уже многие столетия являются символом неверности жены.

Покрывало для защиты от злых духов, недоброго глаза, порчи или зависти появилось даже раньше. Еще невесты Древнего Рима покрывали голову в день свадьбы. Традиция дошла до наших дней. Сейчас роль такого покрывала – украшения свадебной прически – выполняет всем известная фата. Хотя фата сейчас и не является неотъемлемым свадебным атрибутом, однако мода на нее возвращается. Тем более что фата прекрасно подходит к любой свадебной прическе.

Когда приступать к выбору свадебной прически?

Если невеста действительно желает в самый счастливый и ожидаемый день своей жизни иметь безупречный внешний вид, стильный и гармоничный, то к выбору свадебной прически следует приступать заранее, сразу после того, как будет выбран стиль свадьбы и соответствующее свадебное платье.

Почему важен стиль свадьбы – понятно. Свадебная прическа идеальна только тогда, когда идеально и гармонично вписывается в тематическую направленность торжества.

А свадебное платье следует выбрать заранее, чтобы при выборе прически или укладки иметь возможность учитывать особенности фасона, модели и материала. А еще лучше, выбирать одновременно. Ведь свадебную прическу, как и праздничный наряд, и аксессуары к нему, необходимо «примерять» загодя.

Образ современной невесты

Невозможно представить в наше время невесту, которая не озаботилась достойной свадебной прической. Неважно, требует ли образ невесты замысловатой укладки, сложных элементов или нарочито небрежных прядей, все равно будут использоваться украшения для волос, шпильки – невидимки, ленты, заколки, ободки и прочее.

Так происходит не только из-за стремления сохранить идеальный внешний вид на протяжении всего праздника, но и из-за того, что современное бракосочетание и последующая, неофициальная его часть обычно фиксируется на фото, а часто и видеокамеру. А какой девушке захочется, чтобы на снимках она выглядела нелепо или смешно?

Так что, при выборе свадебной прически невесте стоит учитывать такие критерии, как отсутствие в свадебной прическе чрезмерного количества разнообразных шпилек, умеренное использование накладных буклей и шиньонов и надежная фиксация укладки. Иначе говоря, изначально при выборе укладки необходимо отталкиваться от имеющихся данных: длина волос, тип фигуры, форма лица и прочее.

Стоит отметить, что довольно много случаев, когда увлекшаяся приготовлениями к свадебному торжеству девушка попросту забывает о том, в какое время года будет проходить сие действо. И выбирает прически, которые просто неспособны сохранить первозданную красоту надолго. Потом расстраивается.

Настроение вместо праздничного – раздраженное и плаксивое. А идеальный образ невесты не терпит опухшего носа, покрасневших глаз и унылого выражения лица. Чтобы избежать расстройства, девушке стоит не торопиться с выбором и тщательно учитывать все нюансы при выборе модели свадебной прически. Да, впрочем, все этапы предсвадебной подготовки требуют максимально серьезного отношения.

Украшения для свадебной прически.

  • Фата. Традиционным дополнением свадебной прически и в целом образа невесты является фата. Многие годы она являлась неотъемлемой частью образа невесты. В современной моде нет определенных критериев для длины, степени пышности и формы этого атрибута. Кроме того, нет и четких рамок применения или отказа от фаты. Все зависит от предпочтений невесты и креативности дизайнера-модельера.

Каждый, кому довелось любоваться образом невесты в фате, вынужден согласиться с тем, что этот изысканный классический атрибут делает невесту более заметной, одновременно подчеркивая торжественность события, особенную чистоту и скромность новобрачной. При этом делая девушку более загадочной и таинственной.

  • Диадема. Идеал изысканности, реальная возможность для невесты ощутить себя настоящей сказочной принцессой или древней античной богиней любви и красоты. И это вполне естественно. Разве в день своей свадьбы невеста не чувствует себя как минимум, особой королевской крови.

Наиболее актуальной является диадема для девушек – обладательниц длинных роскошных локонов. Но и прически из коротких волос вполне годятся, если свадебную прическу подберет профессиональный стилист. Все же диадема не является будничным украшением на каждый день. Да и свадьба бывает нечасто, в идеале – единственный раз в жизни.

  • Цветы . Живые или искусственные, цветы идеально подойдут для создания романтического или соблазнительного образа невесты. Стоит лишь подобрать правильные оттенки, чтобы дополнить образ, делая его гармоничным и совершенным. Цветы не обязаны быть только белоснежными. Вполне допускаются кремовые тона, розовые или нежно-голубые. И даже более радикальные расцветки, например, яркие оранжевые или оттенки красного. Зависит от предпочтений невесты и тематической направленности свадебного торжества.

Можно бесконечно долго описывать разнообразие свадебных причесок для длинных, средних и коротких волос. Ведь на данный момент существуют сотни, если не тысячи разнообразных свадебных причесок и укладок, классических традиционных и удовлетворяющих модным тенденциям. Однако свадебная прическа должна, на самом деле, обладать единственным качеством – делать невесту счастливой.

Свадебная мода столь же изменчива, как и мода обычна. Прически для невест меняются с огромной скоростью.

Современная мода стремится к естественности, так что ничего удивительного в том, что на смену сложным многоярусным прическа приходят естественные распущенные волосы. Длинные волосы можно украсить ободком, диадемой, цветами, фатой. Чаще невесты накручивают волосы волной или локонами – это создает более трогательный и женственный вид. Вариантов также масса: крупные локоны, мелкие кудри или мягкие волны. Поэкспериментируйте также с прямыми волосами или с сочетанием завитых прядей и вытянутых.

Высокие прически – это классика. Открыть и зрительно удлинить шею, обнажить плечи, создать аккуратный образ – все это можно сделать с помощью стильной свадебной прически. Прически могут быть как аккуратными «зализанными», так и слегка небрежными. Можно украсить прическу красивой заколкой, фатой, а также цветами – живыми и искусственными.

В моду так же вошло плетение. Косы полюбились модницам всего мира, так что их появление и в свадебной моде весьма предсказуемо. Прелесть этих причесок в богатстве фантазии. Плетения универсальны, они подойдут под любое платье и любую атмосферу праздника.От фаты придется, правда, отказаться, но Вы можете легко заменить ее, к примеру, диадемой. Так же можно вплести в косу различные элементы: цветы, бусы. Главное – знать меру.

Ретро-прически. Ретро снова в моде, особенным «писком» является сейчас стиль 60-70-х годов. Такие прически являются отличным решением для невест небольшого роста – ведь в 60-70-х годах был в тренде начес.

Самое главное в прическе – это ее гармония с остальным образом невесты. Современные свадебные прически достаточно просты и удобны. Сложные конструкции, в изобилии дополненные замысловатыми формами и пышными начесами и удерживающиеся за счет обильного слоя лака для волос, уже давно не актуальны. Сегодняшняя невеста может позволить себе не переживать о том, что свадебная прическа испортится в самый ответственный момент, а спокойно наслаждаться своим безупречным внешним видом и получать удовольствие от праздника в этот прекрасный день.

Последние тенденции свадебных причесок диктуют легкий естественный стиль. Непринужденность современным свадебным прическам придают кокетливые пряди и элементы творческого беспорядка, который, тем не менее, должен быть тщательно продуман, чтобы не граничить с банальной неаккуратностью. Особенно актуальны свадебные прически в непринужденном стиле для молодых невест, которые с такой прической будут выглядеть особенно свежо и нежно.

В современных свадебных прическах часто используются и распущенные волосы, подчеркивающие красоту и естественность образа. Выбирая платье, гармонирующее с такой свадебной прической, лучше остановиться на вариантах с эффектным декольте. Такое сочетание удачно подчеркивает женственность невесты и позволяет создать романтичный образ.

Классическая высокая свадебная прическа с подобранными волосами остается в моде всегда, но, в соответствии с последними тенденциями, она должна выглядеть более лаконично, чем раньше, без излишеств и жесткой укладки.

Главные тенденции свадебных причесок - аристократизм, элегантность и романтизм (7). Современные свадебные прически не обязательно предполагают наличие длинных волос. Если вы обладаете стильной короткой стрижкой, то не стоит бросать все силы на то, чтобы отрастить или нарастить волосы перед свадьбой только для того, чтобы соорудить на голове произведение парикмахерского искусства, которое может быть вам просто не к лицу.

Свадебная прическа или укладка на коротких волосах может стать и основным акцентом свадебного образа, к примеру, поклонница стиля «ретро». В нынешнем сезоне в моду вернулись свадебные прически 20х годов прошлого века, которые будут изыскано и оригинально смотреться на ваших коротких волосах.(8) Модные направления свадебных причесок в этом сезоне предполагают всевозможные варианты создания необходимого образа обладательницам коротких волос. Это и актуальные гладкие укладки с использованием ультрамодных украшений, и разнообразные кудряшки, волны и изгибы, а также легкие объемные прически. Оригинальные свадебные прически на коротких волосах можно создать также с помощью цвета - колорированные и мелированные волосы до сих пор не покидают модных трендов свадебных причесок.

Что касается аксессуаров, они могут быть различными. Очень трогательно в прическе невесты смотрятся живые цветы. Один большой бутон – это романтичный аксессуар, который будет к лицу любой девушке. Эффектно и нежно будет выглядеть и цветочный венок, к которому можно прикрепить фату. Можно использовать большие заколки, гребни или ободки, усеянные мелкими бусинками или цветами из шелка. Идеальный аксессуар для прически на короткие волосы – это диадема, прическу нужно слегка начесать на макушке, чтобы придать ей дополнительный объем.

Если длина волос позволяет, можно выложить из коротких локонов фрагмент цветка и украсить волосы жемчужинами или мелкими цветами. С фатой лучше всего сочетаются гладкие прически, а вот затейливые плетения лучше дополнить веночком или заколкой – иначе их красоту фата попросту скроет.

Проще всего сделать эффектные локоны. На макушке нужно накрутить волосы на плойку, дождаться, пока локоны остынут и аккуратно нанести немного воска. Воск создаст текстуру в тех местах прически, где это необходимо.

Прически с челкой выглядят очень мило и кокетливо. Они подходит к любому стилю свадебного наряда и придают образу невесты игривость и женственность. Главное – не переусердствуйте с аксессуарами, чтобы не перегрузить образ. Достаточно нескольких мелких заколок или одного крупного цветка. Короткие прически с челкой прекрасно сочетаются с фатой, но при выборе этого аксессуара обращайте внимание на то, что она не должна быть очень пышной или длинной.

Еще один беспроигрышный вариант короткой свадебной прически – женственные и красивые локоны.

Если у вас на макушке не очень короткие волосы, из них вполне можно создать иллюзию длинных волос. Для этого нужно накрутить пряди на щипцы или бигуди и уложить аккуратными локонами.

Такая прическа сочетается с крупными аксессуарами – диадемой, заколками, большими цветами. Можно дополнить образ кокетливым бантом или небольшой, но красивой шляпкой. Такая прическа подходит к классическим нарядам. При этом нужно учитывать, что украшения, используемые в прическе, должны сочетаться по цвету и стилю с аксессуарами.

Очень органично прически на короткие волосы сочетаются с вуалью на пол-лица. Это могут быть прически с челкой или без, дополненные крупной заколкой или аккуратным ободком. Волосы чаще всего зачесывают назад и гладко укладывают, чтобы основной акцент был сделан именно на вуалетку.

Такой образ отлично дополнит стиль авангард или ретро. Аксессуары старайтесь подбирать не броские, обилие деталей только повредит вашему образу. Прически с вуалью делают женщину более загадочной и таинственной, но при этом обаятельной и нежной.

Длинноволосые невесты с любой структурой волос обладают сегодня поистине неограниченным выбором свадебных причесок. Придерживаться модных тенденций будет не сложно, так как свадебная мода этого сезона предполагает как непринужденные свадебные прически, так и классически поднятые наверх волосы (9). Все большую популярность сегодня приобретают простые свадебные церемонии на природе, для которых наиболее приемлемым вариантом свадебной прически могут стать распущенные прямые волосы, разделенные боковым пробором, или распущенные волосы с легкими локонами или с плавными волнами. Заметным направлением свадебной моды являются свадебные прически с косичками. С помощью этого метода укладки волос вы сможете создать совершенно неповторимую винтажную свадебную прическу. Высоко собранные хвосты 70х годов также довольно активно используются сегодня мастерами для создания свадебных причесок (10).

Особого внимания модных невест заслуживают украшения и аксессуары для свадебных причесок, разнообразие которых дает широкий простор для творчества. Самым модным направлением для украшения свадебных причесок является использование живых цветов. Простые и небольшие по размеру цветы идеально подойдут для оформления свадебной прически. Приемлема любая палитра цветов: от светлых оттенков, подчеркивающих вашу хрупкость и нежность, до насыщенных цветов, придающих вашему образу уверенность.

Среди модных аксессуаров для свадебных причесок почетные места занимают броши со стразами, диадемы, изысканные заколки и обручи для волос, декоративные элементы из натуральных или искусственных волос. Одни из законодателей моды, в том числе и свадебной, стилисты из Италии, рекомендуют декорировать свадебные прически металлическими нитями с нанизанными на них жемчужинами или лепестками.

При всем существующем разнообразии украшений и аксессуаров, также приветствуются укладки и свадебные прически без каких-либо украшений. Свадебная прическа может быть крайне простой, и в то же время очень утонченной деталью вашего образа, особенно если акцент вы решили сделать на платье невесты, а не свадебной прическе.

Прическа волос средней длины позволяет создать совершенно разные образы. Можно стать романтичной и нежной дивой или строгой леди. Серди свадебных причесок на средние волосы модным уже несколько сезонов подряд являются высоко собранный пучок. Его украшают шпильками, жемчужными нитями или цветами. Главное - подобрать украшения так, чтобы они гармонировали с платьем. Фата сегодня не является обязательной, но закрепленная под собранным волосами, она придаст образу романтичности и завершенности (20).

Нередко для придания пышности и объема используют накладные пряди в тон волос. Их накручивают вместе с волосами, и получается шикарная укладка. Именно распущенные локоны принято считать классикой свадебной моды. Их можно украсить цветами или стразами. Свадебные прически на среднюю длину позволяют создать образ леди. На уложенные локоны надевают белую шапочку или украшают веточками из натуральных цветов. Смотрится очень шикарно и женственно.

Так же можно использовать многоуровневые прически. Волосы накручиваем на бигуди и разделяем их на пряди после завивки. Сзади волосы подбирают и украшают цветами, а спереди их выпрямляют и придают естественный вид. При нехватке длины прибегнуть к помощи накладных прядей.

Что еще почитать