Бусы из праха усопшего, невеста для покойника и другие жуткие похоронные обряды мира. — рассказывает режиссер ленты. Индонезия: посмертная вечеринка

Мне много раз приходилось отвечать на вопрос, почему невеста надевает белое платье, и почему на Руси белые свадебные одежды считались цветом траура. Почему невесты плакали, прощаясь с отчим домом, и что означало покрывало на волосах, оно же венчальная фата. А тут в этой статье даже сам термин "невеста" хорошо объясняется - как "неведающая". Состояние перехода из одного облика в другой - статья нынешнего времени Перехода - Самайнского времени...
Ну и здорово объяснялось, почему предсвадебный девичник имел место в истории, а мальчишник (пьянка с дружками и голой негритянкой - от авт) - образование последнего времени.
Спасибо, сохраню этот текст на память.

Оригинал взят у tigra_olga в Зачем умирают невесты

От Ольга_Тигра: как-то сразу переосмысливаешь все русские сказки!)))

Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу как многодневное безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до упаду пляшут, до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в действительности эти гулянья — лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся «красным столом». Первая его часть — «черный стол» — почти полностью забыта. В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна была ехать на обряд освещения семейного союза не в праздничном платье, как это часто показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны. Да это и были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих обрученная была никем иным, как живым мертвецом. Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё в начале XX века. Да и сейчас их тени иногда проступают среди беспечного свадебного веселья.

Договориться с покойными

Представления о невесте как о лиминальном (от латинского limen, liminis — порог, врата) существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов. Речь идет о рудиментах так называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью которых человек менял свой экзистенциальный статус: рождение — совершеннолетие — брак и смерть (число стадий у разных народов варьировалось). Все эти обряды объединяло одно: они были нужны для удачного контакта с миром мертвых. Так, родившийся младенец в архаическую эпоху воспринимался как существо, пришедшее из мира духов, и нужен был обряд, который разорвал бы его связь с мертвым царством. В противном случае, мертвецы могли причинить через него значительный вред живым. Во время похорон, напротив, было важно, чтобы мертвец навсегда ушел к предкам и не мучил родных своими страшными визитами.

Но рождение и смерть — это ситуации на границах жизненного цикла, требующие однозначного разделения двух миров. С превращением подростков во взрослых членов племени (совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) — ситуация была более сложная. Дело в том, что представление о духах в ранних обществах всегда амбивалентно: мертвые могут быть одновременно и добры, и злы к живым. Поэтому покойников не только боялись, но и почитали как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта. В частности, считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть.

Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных первобытных народов до сих пор считается, что человек во время инициации покидает этот свет по-настоящему. Ситуация была довольно непростой: сначала надо было успешно умереть, чтобы предки приняли тебя за своего, а потом благополучно вернуться в этот мир, не потеряв человеческую природу и не став оборотнем. Именно это должны были гарантировать обереги и особые ритуалы.

Зачем умирают невесты

В реальности инициируемый уходил в установленные места, где, как считалось, был возможен контакт с иной реальностью. Там он проводил некоторое время, от нескольких дней до трех месяцев, пока жрецы и шаманы совершали над ним соответствующие обряды и передавали знания, доступные только взрослым членам племени. Ощущение реальности контакта с другим миром, надо полагать, было полным: участники ритуала принимали галлюциногены, входили в транс и забывались в священных танцах. Все это время инициируемый считался живым мертвецом и реальным источником опасности для своих живых соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием христианства — обычно до венчания).

Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой происходит что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности, которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

Живые мертвецы

По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. По крайней мере, так расшифровывает эту формулу Владимир Пропп (1895-1970) в своей знаменитой книге «Исторические корни волшебной сказки». Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы,
им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки (мальчишников, кстати, тогда не было).

Зачем умирают невесты

Алексей Корзухин (1835-1894). «Девичник» (1889).

Баня всегда считалась самым «нечистым» местом в деревне или во дворе, кому надо пообщаться с бесами — пожалуйте сюда. Связь с миром мертвых здесь вполне очевидна

Замуж за медведя

Жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены племени, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка. А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом.

В Нижегородской губернии «охранницы» прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т.?п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых. Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость. Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (крестный жениха).
Это те, кого Пропп называет «волшебными помощниками», вроде Конька-Горбунка. Без них живой в мире мертвых очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более коварными обитателями потустороннего мира, чем подруги невесты. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник.

Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.
После благословения родителей невесты свадебный поезд. Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых.

В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли в дом к жениху.

Здесь все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах. В доме мужа невеста надевала белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка — головной убор замужних женщин.

После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

Совсем не страшно

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет ничего общего с трауром. Жених из опасливо крадущегося по миру мертвых чужака стал безусловным хозяином положения. Он сам выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг, вошедшие в моду в 1950-е годы.

Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них все делает тамада или ресторанный распорядитель. Об их прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую трансформировалось погребальное полотенце. Ритуальный веник давно превратился в невестин букет. Фата не обязательна: взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут изменять. Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть можно разве что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища новобрачные теперь заезжают к вечному огню или памятникам. Сохранились подношение каравая, осыпание зерном и монетами — это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все времена. По этой же причине остались и многочисленные обереги. Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной служит обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь произошло явное смешение с кавказской традицией. И ищут её теперь не родственники, а молодой муж — так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об истинном значении традиции уже никто не помнит.

Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу как многодневное безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до упаду пляшут, до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в действительности эти гулянья — лишь вторая часть народного свадебного ритуала, когда-то называвшаяся «красным столом». Первая его часть — «черный стол» — почти полностью забыта. В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна была ехать в церковь не в праздничном платье, как это часто показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны. Да это и были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих обрученная была никем иным, как живым мертвецом. Рудименты этих представлений можно было встретить в русских деревнях ещё в начале XX века. Да и сейчас их тени иногда проступают среди беспечного свадебного веселья.

Договориться с покойными

Представления о невесте как о лиминальном (от латинского limen, liminis — порог, врата) существе, находящимся между миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху доклассовых обществ и встречаются у многих народов. Речь идет о рудиментах так называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью которых человек менял свой экзистенциальный статус: рождение — совершеннолетие — брак и смерть (число стадий у разных народов варьировалось). Все эти обряды объединяло одно: они были нужны для удачного контакта с миром мертвых. Так, родившийся младенец в архаическую эпоху воспринимался как существо, пришедшее из мира духов, и нужен был обряд, который разорвал бы его связь с мертвым царством. В противном случае, мертвецы могли причинить через него значительный вред живым. Во время похорон, напротив, было важно, чтобы мертвец навсегда ушел к предкам и не мучил родных своими страшными визитами.

Но рождение и смерть — это ситуации на границах жизненного цикла, требующие однозначного разделения двух миров. С превращением подростков во взрослых членов племени (совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) — ситуация была более сложная. Дело в том, что представление о духах в ранних обществах всегда амбивалентно: мертвые могут быть одновременно и добры, и злы к живым. Поэтому покойников не только боялись, но и почитали как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта. В частности, считалось, что знания, необходимые для того, чтобы человек стал взрослым, могут дать только умершие предки. И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то есть временно умереть. Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных первобытных народов до сих пор считается, что человек во время инициации покидает этот свет по-настоящему. Ситуация была довольно непростой: сначала надо было успешно умереть, чтобы предки приняли тебя за своего, а потом благополучно вернуться в этот мир, не потеряв человеческую природу и не став оборотнем . Именно это должны были гарантировать обереги и особые ритуалы.

В реальности инициируемый уходил в установленные места, где, как считалось, был возможен контакт с иной реальностью. Там он проводил некоторое время, от нескольких дней до трех месяцев, пока жрецы и шаманы совершали над ним соответствующие обряды и передавали знания, доступные только взрослым членам племени. Ощущение реальности контакта с другим миром, надо полагать, было полным: участники ритуала принимали галлюциногены, входили в транс и забывались в священных танцах. Все это время инициируемый считался живым мертвецом и реальным источником опасности для своих живых соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием христианства — обычно до венчания).

Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой происходит что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности, которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

Живые мертвецы

По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур: в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет — цвет снега и смерти у славян), в других — черные (влияние христианского представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голову невесты покрывал куколь , в котором обычно хоронили. После этого для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания своей судьбы. Мы уже привыкли за многие века считать, что так невеста прощалась с родительским домом. Но на самом деле из текста прощальных песен ясно, что речь идет о смерти: «за три леса, три горы и три реки», то есть в обитель нежити. По крайней мере, так расшифровывает эту формулу Владимир Пропп (1895-1970) в своей знаменитой книге « Исторические корни волшебной сказки ». Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине, например, до сих пор поется о саване, который она хочет получить в подарок. Нередко девушка в плачах обращалась к кукушке с просьбой передать весточку родителям. Это тоже не случайно: кукушка считалась птицей, беспрепятственно летавшей между двумя мирами.

Во многих странах невестам было запрещено говорить, смеяться, выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол. Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого, и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в потустороннем мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит «неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная, как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми. Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане. В XIX веке этот обычай ещё практиковался, конечно чисто символически, в селах Рязанской и Псковской губерний. Для невест также шили специальные рубахи с рукавами ниже кистей, чтобы они не дотрагивались до людей и вещей — прикосновение мертвеца могло быть губительным. Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин. В Рязани невест до сих пор называют «русалками». Сейчас это метафора, а раньше — нет: в русской демонологии русалками были заложные покойники, то есть те, кто умер раньше отмеренного ему срока: убитые не на войне, утонувшие или наложившие на себя руки. Они превращались в живых мертвецов, скитающихся между двумя мирами и приносящих зло живым, пока не выживут свой век и не уберутся к покойникам навсегда. Такими же были и невесты.

В этом контексте становится понятен изначальный смысл обычая устраивать для невесты накануне свадьбы баню. Это не что иное, как омовение перед похоронами. В карельских деревнях новобрачную после этого даже клали, как покойника, в красном углу под образами. За нашу долгую историю этот обычай был многократно переосмыслен. В большинстве случаев его воспринимали как ритуальное бракосочетание с духом воды — чтобы было больше детей. С XV века баню стали использовать ещё и для проведения последней девичьей вечеринки (мальчишников, кстати, тогда не было).

Замуж за медведя

Жених к свадьбе был уже инициирован и принят во взрослые члены племени, иначе он не имел права заводить семью. Отголоском этого обычая звучат особые фольклорные имена новобрачного, сохранившиеся в некоторых областях Центральной России. Так, в Смоленской губернии в XIX веке жениха все ещё называли «волком», а во Владимирской — «медведем». Уподобление зверю было забытым свидетельством того, что жених прошел обряд вступления в мужской союз, во время которого юношам необходимо было «превратиться» в своего тотемного предка . А волк и медведь считались мифологическими предками у большинства восточнославянских племен.

Итак, жених принадлежал к миру живых. Соответственно, в его задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной. Само прощание жениха с родителями и родственниками перед отъездом за невестой воспроизводит речь человека, лежащего на смертном одре.

Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы» прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный способ попасть туда — заплатить выкуп за ворота, двери, лестницу и т. п. В архаичных представлениях это типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов и выходов, дабы они открылись. Нечто подобное описывалось ещё в Египетской книге мертвых . Позже ритуал называния трансформировался в требование денежного выкупа.

Подруги, не желающие отпускать невесту, выступают здесь в роли её загробных спутниц. Одинаково одетые, они требовали у жениха, чтобы тот угадал среди них свою суженую, иными словами, снял с нее мертвенную безликость. Угадывать надо было до трех раз. Если все попытки были неудачны, это считалось дурной приметой — брак не будет крепким.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были дружка (главный распорядитель из женатых родственников жениха) и тысяцкий (крестный жениха). Это те, кого Пропп называет «волшебными помощниками», вроде Конька-Горбунка. Без них живой в мире мертвых очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более коварными обитателями потустороннего мира, чем подруги невесты. Отсюда огромное количество свадебных оберегов — более четырехсот. Тысяцкий являлся держателем свадебной казны и выкупал все, что положено по обряду. А дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест, отпугивая бесов. Он же мог помогать жениху искать невесту. Через плечо у него было повязано особое полотенце — вышитый красным рушник. Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного.

После благословения родителей невесты свадебный поезд отправлялся в церковь. Невеста ехала со своей свахой и в некоторых случаях ложилась ей на колени, изображая умершую. В её руках был веник — оберег от нечистой силы, чтобы та не удерживала её от возвращения в мир живых. В Костромской и Ростовской губерниях свадебный поезд по дороге заезжал на кладбище, дабы духи предков не были в обиде, что у них забирают некогда им принадлежавшее.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена, отвезена в церковь, обвенчана и привезена в дом к жениху. Здесь все участники свадьбы кропились колодезной водой, а телеги проезжали сквозь разложенный костер: полагалось очиститься после общения с миром мертвых. Тот же самый обряд, кстати, соблюдался на родинах, и на похоронах. В доме мужа невеста надевала белую рубаху с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку) красного цвета. Девичья коса отрезалась, а на голову надевалась кичка — головной убор замужних женщин. После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями появлялся заново рожденный человек, причем в древности это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только фамилию (родовое имя), но и личное имя. Эта метаморфоза «официально» закреплялась на следующий день через обряд поиска родственниками жениха невесты в доме её родителей: был человек — и нет. С той же целью проводились и поиски покойного. Так ставилась ритуальная точка.

Совсем не страшно

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного свадебного обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального акта пробуждения женского начала свадьба превратилась в большую вечеринку по случаю получения двумя молодыми людьми штампа в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет ничего общего с трауром. Жених из опасливо крадущегося по миру мертвых чужака стал безусловным хозяином положения. Он сам выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг, вошедшие в моду в 1950-е годы.

Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них все делает тамада или ресторанный распорядитель. Об их прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую трансформировалось погребальное полотенце. Ритуальный веник давно превратился в невестин букет. Фата не обязательна: взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут изменять. Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть можно разве что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища новобрачные теперь заезжают к вечному огню или памятникам. Сохранились подношение каравая, осыпание зерном и монетами — это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все времена. По этой же причине остались и многочисленные обереги. Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной служит обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь произошло явное смешение с кавказской традицией. И ищут её теперь не родственники, а молодой муж — так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об истинном значении традиции уже никто не помнит.

Новости партнёров

Свадьба мертвых November 22nd, 2016

Китайцы с древности верят, что человек только в браке может быть счастлив, а холостые люди - обездоленные и неполноценные. В земной жизни (такой короткой) все стремятся найти себе пару, а что же говорить о вечной жизни после смерти! Ведь, согласно китайской религии, человек после смерти в загробном мире встречается со своими умершими ранее родственниками и друзьями. Жизнь там хорошая для тех, кто был праведником на Земле, разводов там нет, и если супруги при жизни жили в счастливом браке, то после смерти им вечно суждено быть вместе.

А вот холостякам на том свете придется несладко, поскольку они никогда не смогут там найти себе пару. Как же быть, если человек умер, не успев вступить в законный брак? Китайцы очень трепетно относятся к покойным, поэтому они никак не могли позволить своим безвременно почившим близким, не успевшим обзавестись семьей, быть несчастными в загробной вечной жизни. Живые родственники в таких ситуациях подыскивают покойникам пару, тоже ушедшую в мир иной. Затем "молодоженов" хоронят вместе.

И этот брак считается законным!

История минхунь уходит в древность, а в те годы детская смертность была очень высока, да и взрослые люди жили недолго, поэтому многие не успевали жениться. Отсюда и традиция загробных свадеб. Археологи неоднократно находили древние могилы с похороненными в них разнополыми детьми. Надписи, найденные в захоронениях, говорили о том, что это загробный брак.

Даже древнекитайские правители прибегали к этой традиции. Так, у Вэй Цао, бывшего у власти вначале нашей эры, умер сын. Безутешный отец решил женить его на дочери своего подданного, также недавно скончавшейся. Но не успел, поскольку девушку уже выдали замуж за другого покойника.

Шли века, традиция минхунь становилась более редкой и практически совсем исчезла в коммунистическом Китае. Коммунисты сочли загробные свадьбы диким пережитком древности и всеми способами старались искоренить их. Им это удалось сделать в крупных населенных пунктах, но в глубинке минхунь осталась. Особенно часто посмертные браки заключались (и заключаются сейчас) в провинции Шаньси.

В наши дни минхунь снова распространяется по Китаю. Одного желания заключить брак мало, ведь нужно еще найти подходящую пару, а это непросто. Но, как известно, спрос определяет предложение, в Китае в последние годы появились специальные дилеры, которые зарабатывают тем, что подбирают пары для покойников. Их агентурная сеть раскинулась по всей стране, работают они тихо, без огласки, ведь торговля покойниками в Китае запрещена.

Как только в семье умирает молодой человек или девушка, им сразу начинают подыскивать пару среди умерших в округе. Из-за налога на второго ребенка в Китае сложилась непростая ситуация с невестами: на одну китаянку приходится пять женихов. Такая же проблема преследует мужчин и после смерти: найти мертвую невесту умершему китайцу порой сложнее, чем живому. За такой дефицитный "товар" родственники умершей девушки заявляют выкуп от 800 до 7000 долларов, самые дорогие - незамужние девушки, но в условиях дефицита молодых незамужних китаянок сойдет и старая вдова.

Если умерший был совсем беден, и родственники не могут купить ему невесту для загробной ячейки общества, в гроб кладется кукла из муки, одетая в праздничные наряды китайской брачной церемонии. Но мертвых провести еще тяжелее, чем живых, потому родственники "жениха" иногда всей семьей собирают выкуп для настоящей мертвой невесты. Очень редко случается и так, что умершей девушке не удается подыскать жениха. В таком случае ее посмертно отдают в монастырь, в котором помещается табличка с именем усопшей: теперь после смерти о ней позаботится монашеская община.

Учитывая, что для китайских деревень это немалые деньги, многие девушки в провинциях, где до сих пор проводят минхунь, подвержены смертельной опасности. Если в их округе умер богатый парень, не каждая семья упустит возможность заработать на "несчастном случае" со своей дочерью. Большие деньги зарабатывают и ворошители свежих женских могил, которые получают деньги в прямом смысле за то, что могут достать невесту хоть из-под земли.

Когда пара наконец найдена, проводится обряд, пышность которого зависит от благосостояния семьи. Бедные семьи просто хоронят молодоженов вместе, а богатые наряжают их в свадебные шелковые костюмы, жарят свинью или овцу, кладут на пороге красный праздничный саван и запускают петарды. Вместо брачной ночи молодых провожают в последний путь на клабище: для этого гости специально переодеваются из праздничных одежд в траурные.


Невеста стоит около 1500 долларов, это доход небогатой китайской семьи за несколько лет. Немало, но ведь за живую девушку семья жениха платит выкуп, почему же не нужно платить за мертвую? Такая высокая сумма появилась благодаря китайскому правительству, которое запретило иметь более одного ребенка. А поскольку мальчик - это защитник и опора для родителей в старости, то от девочек старались избавляться, а рожали преимущественно мальчиков. Это привело к перекосу, когда в Китае очень много мужчин и мало представительниц слабого пола. Соответственно, и женских трупов меньше, нежели мужских.

Иной раз дело доходит до абсурда. Недавно в Шаньси были пойманы гробокопатели, которые пытались выкопать тело недавно умершей девушки, чтобы перепродать его. А в Янцюане женщина пыталась выкупить в местном морге тело девочки-подростка, чтобы выдать ее замуж за своего умершего брата. Она объяснила свои действия тем, что призрак брата настойчиво приходит в ее сны и требует найти ему молодую жену. Но самым громким стал случай, когда группа лиц убивала девиц легкого поведения и продавала их в качестве мертвых невест.
Покойная невеста - товар редкий, поэтому иной раз свадьбы ждать приходится долго, за это время жених успевает разложиться, поэтому часто на свадьбе невеста свеженькая, а жених - глаза бы не глядели!

Чтобы не доводить до этого, родственники умершего мужчины соглашаются на любую невесту: старую, хромую, уродливую или с какими-нибудь физическими недостатками. Конечно, цена будет значительно ниже. Наблюдались случаи, когда ушлые китайские бабули предлагали свои тела в качестве мертвых невест, правда, оплату требовали провести при жизни (часто от семьи покойного жениха старушки просят ежемесячное пособие). Одна такая бабуля слишком долго зажилась на белом свете, родственникам жениха надоело платить, и они устроили бабке несчастный случай с летальным исходом.

Загробные свадьбы проходят по-разному, все зависит от благосостояния семей. Бедняки просто проводят церемонию бракосочетания и хоронят молодых в одной могиле, а богатые семьи закатывают пиршество с застольем и музыкантами. В первой половине дня поются свадебные песни, а к вечеру - похоронные.

источники


Мы привыкли представлять себе русскую народную свадьбу
как многодневное
безудержное веселье: гости лихо пьют, хорошо закусывают, до
упаду пляшут,
до хрипоты поют, а потом с упоением дерутся. Но в
действительности эти гулянья
- лишь вторая часть народного свадебного ритуала,
когда-то называвшаяся
«красным столом». Первая его часть - «черный стол» -
почти полностью забыта.

В древности, согласно правилам «черного стола», невеста должна
была ехать
на обряд освящения семейного союза не в праздничном платье,
как это часто
показывают в фильмах, а в траурном одеянии, словно на похороны.
Да это и
были её ритуальные похороны, а в глазах сопровождающих
обрученная была
никем иным, как живым мертвецом.

Представления о невесте как о лиминальном
(от латинского limen, liminis - порог, врата) существе,
находящимся между
миром живых и миром мертвых, своими корнями уходят в эпоху
доклассовых
обществ и встречаются у многих народов. Речь идет
о рудиментах так
называемых обрядов перехода (инициациях), с помощью
которых человек
менял свой экзистенциальный статус: рождение -
совершеннолетие - брак
и смерть (число стадий у разных народов варьировалось).
Все эти обряды
объединяло одно: они были нужны для удачного контакта
с миром мертвых.

С превращением подростков во взрослых членов племени
(совершеннолетием у мальчиков и браком у девочек) - ситуация
была более сложная. Покойников не только боялись, но и почитали
как источник разного рода знаний: предсказаний, советов и опыта.
И дабы эти знания добыть, необходимо уйти в царство мертвых, то
есть временно умереть.

Путешествие в загробный мир не было аллегорией: у современных
первобытных народов до сих пор считается, что человек во время
инициации покидает этот свет по-настоящему. В иной реальности
он проводил некоторое время. Все это время инициируемый
считался
живым мертвецом и реальным источником опасности для
своих живых
соплеменников. Именно в таком положении находилась и невеста
после обручения и до дефлорации в брачную ночь (с принятием
христианства - обычно до венчания).

Конечно, у славян, как и у других европейских народов, изначальный
смысл происходящего был забыт много сотен лет назад. Уже никто
не шел к мертвецам, но смутное ощущение того, что с невестой
происходит
что-то неладное, можно было уловить в крестьянской обрядности,
которую помнили ещё наши прадедушки и прабабушки.

По традиции после домашней помолвки невесты сразу надевали траур:
в одних областях белые рубахи и сарафаны (белый цвет - цвет снега
и смерти у славян), в других - черные (влияние христианского
представления о скорби). В Архангельской губернии вообще голов
у невесты покрывал куколь, в котором обычно хоронили. После этого
для девушки наступала пора исполнять обряд оплакивания
своей судьбы.
Невеста оплакивала себя как покойника: на Новгородчине,
например,
до сих пор поется о саване, который она хочет получить
в подарок.

Во многих странах невестам было запрещено говорить,
смеяться,
выходить на улицу, иногда даже садиться за общий стол.
Они мертвы, им нельзя заниматься ничем, кроме приданого,
и то лишь потому, что по поверьям, женским душам в
потустороннем
мире разрешено прясть и шить. Само слово «невеста» значит
«неизвестная» (от «не ведать»), то есть обезличенная,
как все покойники.

Некоторые обычаи хранят память о страхе, который когда-то
испытывали родители перед своими «умершими» дочерьми.
Именно он лежал в основе традиции запирать невест в чулане.
Наконец, и традиционное покрывало, трансформировавшееся
позднее в фату, изначально было средством скрыть невестин
взгляд, который некогда воспринимался всё равно что ведьмин.

Жених же принадлежал к миру живых. Соответственно, в его
задачу входило отправиться в мир мертвых, найти там свою
невесту и вернуть её к жизни, сделав женщиной.
Само прощание
жениха с родителями и родственниками перед отъездом за
невестой воспроизводит речь человека,
лежащего на смертном одре.
Приехав к невесте, юноша обнаруживал, что её подруги не
пускают его в дом. В Нижегородской губернии «охранницы»
прямо завляли, что в доме лежит мертвец. Единственный
способ попасть туда - заплатить выкуп за ворота, двери,
лестницу и т. п. В архаичных представлениях это
типичная ситуация для живого, попавшего в потусторонний мир
. Изначально надо было правильно назвать имена всех входов
и выходов, дабы они открылись. Позже ритуал называния
рансформировался в требование денежного выкупа.

Но жених являлся к невесте тоже не в одиночку, с ним были
дружка (главный распорядитель из женатых
родственников жениха)
и тысяцкий (крестный жениха). Без них живой в мире мертвых
очень уязвим, поскольку рискует встретиться с куда более
коварными обитателями потустороннего мира,
чем подруги невесты.
Дружка орудовал кнутом, хлеща им крест-накрест,
отпугивая бесов.
Он же мог помогать жениху искать невесту.
Через плечо у него
было повязано особое полотенце - вышитый
красным рушник.
Это был символ пути в иной мир: на рушниках опускали
гроб в могилу, а иногда даже клали на покойного. После
благословения родителей невесты свадебный поезд.
В её руках был веник - оберег от нечистой силы, чтобы
та не удерживала её от возвращения в мир живых.

Но вот все предосторожности соблюдены, невеста выкуплена,
совершен обряд освещение семейного союза и ее привезли
в дом к жениху. В доме мужа невеста надевала белую рубаху
с пестрой вышивкой и праздничную поневу (юбку)
красного цвета
. Девичья коса расплеталась, а на голову надевалась кичка -
головной убор замужних женщин.

После молодых провожали в спальню. Наутро перед гостями
появлялся заново рожденный человек, причем в древности
это понималось буквально: та, что стала женой, меняла не только
фамилию (родовое имя), но и личное имя.

За ХХ столетие содержание и порядок традиционного
свадебного
обряда забылся окончательно. Из некоего сакрального
акта
пробуждения женского начала свадьба
превратилась в большую
вечеринку по случаю получения двумя молодыми
людьми штампа
в паспорте. Белоснежное платье невесты не имеет
ничего общего
с трауром. Жених из опасливо крадущегося по
миру мертвых
чужака стал безусловным хозяином положения.
Он сам
выкупает невесту и сам отгадывает загадки её подруг,
вошедшие в моду в 1950-е годы.

Свидетели, пришедшие на смену дружке, нужны только
для того, чтобы поставить свою подпись в ЗАГСе. За них
все делает тамада или ресторанный распорядитель
. Об их
прежней роли напоминает лишь лента через плечо, в которую
трансформировалось погребальное полотенце.
Ритуальный
веник давно превратился в невестин букет.
Фата не обязательна:
взор новобрачной теперь никого не пугает. От прежнего
обычая остался лишь запрет молодоженам смотреть друг
другу в глаза во время обмена кольцами, а то будут
изменять.

Плакать невесте теперь тоже незачем. Всплакнуть
можно разве
что с утра перед приездом жениха. Вместо кладбища
новобрачные
теперь заезжают к вечному огню или памятникам.
Сохранились
подношение каравая, осыпание зерном и монетами -
это понятно: семейного согласия и достатка хочется во все
времена. По этой же причине остались и
многочисленные обереги.
Смутным напоминанием о воскрешении новобрачной
служит
обряд её кражи в конце свадебного банкета, но здесь
произошло явное смешение с кавказской традицией.
И ищут её теперь не родственники, а молодой муж -
так логичнее с точки зрения здравого смысла, ведь об
истинном значении традиции уже никто не помнит.


Что для вас русская свадьба? Безудержное веселье, песни и пляски, счастливые молодые, а может ломящийся от всевозможных яств стол?

В настоящее время именно так нам и видится торжество.

В древности и средние века русский обряд заключения брака был печален (не вся свадьба от сватовства до пира, а только этот обряд). На Руси день свадьбы - это ритуальные похороны невесты, но которые она облачалась в траурное платье. В некоторых губерниях это были белые рубахи, символизирующие снег и смерть, в других – черные одеяния. Эти наряды имели длинные рукава, закрывающие кисть, чтобы девушка не могла дотронуться до чего либо (прикосновение мертвеца считалось опасным для людей и вещей). Также, например, в Архангельской губернии голову невесты покрывал куколь, в нем обычно хоронили умерших женщин (куколь представляет собой подобие капюшона, с которого ниспускаются на грудь и спину две широкие полосы материи). Но наиболее распространено было покрывало, накинутое на голову девушки. Это делалось, чтобы скрыть от людей взгляд невесты (он тоже считался недобрым).

Наши предки считали, что невеста «умирает» в роду своего отца и «рождается» в роду мужа. Подтверждением этого является и неделя причитаний и вытия незадолго до свадьбы ─ невеста прощалась со своими родителями, подругами и девичьей жизнью (кстати, девушек не выданье специально обучали умению причитать и петь со слезами). Кроме того, заново родившаяся брала не только фамилию жениха, но и меняла имя.

А накануне свадьбы невесту отправляли мыться в бане. И смысл этого действия не гигиенический. Это, по сути, омовение тела перед похоронами. У наших предков баня считалась сакральным местом, где всякий желающий может пообщаться с миром мертвых.

Жених принадлежит к миру живых. Он должен отправиться в мир мертвых, чтобы найти там свою невесту и вернуть ее к жизни (в процессе дефлорации). В Нижегородской губернии подруги невесты открытым текстом заявляли жениху, что в доме лежит покойница. Чтобы забрать ее, необходимо заплатить выкуп.

Жениху найти невесту помогали его друзья. У самого главного и почетного дружка через плечо был перекинут красный рушник – это символ пропуска в загробным мир (в древности на рушниках опускали гроб в могилу).

Итак, невеста найдена, выкуплена, родители благословили молодых. В этот момент невесте вручался в руки веник (веник считался оберегом от нечистой силы, которая может помешать девушке попасть в мир живых).

Далее жених с друзьями и невеста с подругами садились в повозки (это называлось свадебным поездом) и ехали … на кладбище. На кладбище надлежало почтить умерших родственников, дабы они разрешили забрать невесту из царства мертвых.
А потом был свадебный пир и первая брачная ночь. Они были столь интересны, что заслуживают более пристального внимания, чем пару абзацев в этом тексте (ждите следующий пост).

Прошло много времени, свадебные обряды забыты, а многие символы трансформировались. Что мы видим? Красный рушник на плечах у свидетелей стал красной лентой и служит лишь для обозначения этих почетных ролей на свадьбе. Теперь у невесты в руках не веник-оберег, а красивый букет, дополняющий образ новобрачной. Покрывало на голове заменила фата и цель ее лишь эстетическая. На кладбище теперь не заезжают, некоторые пары возлагают цветы к вечному огню. Остался выкуп, но и он теперь представляет собой веселое мероприятие, проводимое лишь по желанию молодых.

Современная свадьба в России стремится быть похожей на западные торжества (индивидуальность, тяга к свободе, отрицание традиций и всего старого). Но хорошо ли это?

Русская культура самодостаточная и богата. Нельзя отрицать тот факт, что она формировалась под влиянием не только Запада, но и Востока. Особенно много восточных традиций пришло в нашу жизнь в период Золотой Орды (коллективизм, ориентир на семью и семейные ценности).

А как считаете вы, Россия должна развивать свою культуру по западному сценарию, стремясь догнать Европу и Америку, или же надо создавать и вспоминать свои традиции?

Что еще почитать