Информатика в экологии программа кружка. Экология Кемеровской области

Введение.............................................................................................................................................................

Пояснительная записка......................................................................................................................................

Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников.............................................................

Новизна данной программы..............................................................................................................................

Программно – методическое обеспечение........................................................................................................

Краткая характеристика группы.......................................................................................................................

Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребёнка..........................................................

Формы, методы ознакомления детей с природой............................................................................................

Тематический план кружка на год....................................................................................................................

Требования к уровню подготовки детей...........................................................................................................

Заключение.........................................................................................................................................................

Библиография.....................................................................................................................................................

Приложение........................................................................................................................................................

Введение

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.

Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями делаем кормушки, организовываем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развешиваем скворечники на территории детского сада.

Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы , дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе .

Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.

Программно-методическое обеспечение .

Ø Комплексная программа «Радуга»

Ø Парциальная программа «Юный эколог»

Основой к структуре разработки рабочей программы являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 000 от 01.01.01 года).

Материально-технические условия .

Материально-техническая база МДОУ №8 соответствует санитарным нормам , педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе создан, оснащен и пополняется «Центр познавательного развития и труда», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, гербарии и др. Место, организация, оснащение и санитарное состояние нашего центра отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.

Создание условий для реализации программы:

Психологические и социально-педагогические условия организации работы

Ø учитывать социальный опыт ребенка

Ø учитывать его возможности, способности, интересы

Ø строить педагогический процесс как диалоговый

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю – четверг, во вторую половину дня.

В средней группе у нас 30 детей, из них – 17 человек в возрасте от 4-5 лет.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх - летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.

Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «В гостях у дедушки Ау» призвана решать следующие задачи:

1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;

2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;

3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;

4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;

5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;

6. Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

Методы , используемые для реализации работы кружка:

· Наглядные методы:

Ø экскурсии, целевые прогулки;

Ø наблюдения;

Ø показа сказок (педагогом, детьми);

Ø рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Ø проведение дидактических игр;

· Словесные методы:

Ø чтение литературных произведений;

Ø беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

· Игровые методы :

Ø проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

Ø загадывание загадок;

Ø проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

· Практические методы

Ø организация продуктивной деятельности детей;

Ø оформление гербария растений, плодов;

Ø постановка сказок, отрывков литературных произведений;

Ø изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления .:

· Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

· Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).

· Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов)

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :

Ø Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

Ø Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

Ø Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера…

Перспективный план работы кружка «В гостях у дедушки Ау»

2012 – 2013 учебный год

Дата

тема

задачи

«Цветы на участке осенью»

Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь детей словами, означающими названия садовых цветов.

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить»

«Что нам осень подарила»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. Активизировать словарь детей словами, обозначающими овощи и трудовые действия.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е. Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?»

«Осень в белые туманы»

Уточнить знания детей о таком природном явлении, как туман. Развить познавательную активность. Активизировать словарь детей: туман, сыро, влажно , густой покров.

Беседа «Что это – туман?», чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение.

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. Активизировать словарь детей: вода, тепло, свет, земля

Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Маханева. Экспериментирование: «Ладошки».

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок). Воспитывать интерес к исследовательской деятельности . Поощрять желание ухаживать за растениями, относиться к ним с любовью и нежностью.

Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография - экспериментирование

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

Беседа, использование художественного слова, пальчиковая игра «Облака», игра «Вспомни и назови»

«Сколько знаю я дождей»

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. Активизировать словарь детей: моросит, мелкий, холодный.

Коммуникативная игра-танец «Вальс друзей»;

Пение «Туча», «Кап, кап…» , «Солнечные зайчики и тучка», пальчиковая игра «Облака»

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.
Активизировать словарь детей: зимующие, перелетные.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Пальчиковая гимнастика «Грачи»;

Речевая игра «Кто же это?»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. Активизировать словарь детей: первый снег.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

«Защитите ель и сосну»

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. Активизировать словарь детей: ель, сосна.

Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака.
Развитие наблюдательности.
Активизировать словарь детей: перистые, слоистые, кучевые.

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.
Активизировать словарь детей: холодный, белый, сверкающий, сказочный и т. д.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», продуктивная, опытная (снежки) деятельность.

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, признаки, отличающие ее от других деревьев, формированию умения видеть отличие игрушечной ели от настоящей; воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, беседа «Должен ли человек беречь красоту природы?». Творческая работа.

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова.

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают».

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование: «Как вода поступает в растение на примере лука», зарисовка.

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе. Выполнение творческого задания; игра «Мы маленькие зайчики», игра «Закончи предложения».

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Беседы о природных явлениях, катаклизмах (землетрясения, вулканы, смерчи, ураганы, наводнения); опыты с водой, воздухом; чтение познавательной литературы; беседы о добре и зле.

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;

учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?».

«К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,« Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры

«Дружные пары», «Разойдись - не упади».

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; развивать у детей умения заботиться о своем здоровье; воспитывать чувства заботы о больном товарище.

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, экспериментирование: «Вслед за солнцем».

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки».

«Русская березка»

Формировать представления у детей о русской березе. Расширить знания об охране природы . Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, хоровод, продуктивная деятельность

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.).

«Весенний пейзаж»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Воспитывать у детей любовь к родному краю. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, экспериментирование «Тепло – холодно».

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,

рассматривание иллюстраций,

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: познакомить с современным направлением в изоискусстве. Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Чтение загадок, пальчиковая гимнастика «На морском песке сижу», экспериментирование: «почему песок сыплется».

Требования к уровню подготовки детей

Воспитанник должен

Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Пересаживать комнатные растения.

Обеспечивать уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

Заключение:

Проделанная работа не могла не отразиться на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Список литературы :

1. Николаева эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель - М.: «Издательство АСТ» - 1998.

3. Николаева экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / .- М.: Просвещение – 1999

4. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2009

5. Организация деятельности детей на прогулке, средняя группа/авт.-сост. , .– Волгоград: Учитель, 2011«Энциклопедия обучения и развития дошкольника», СПб,: Издательский дом «Нева»; М.: Олма-пресс, 2000.

6. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992

7. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995

8. «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 ,

9. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». -2004

10. Комплексная программа «Радуга»

Пояснительная записка

В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.

Актуальность программы

Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы и охраны Москвы и Московской области. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края, о влиянии экологии на здоровье человека, на его питание. Также предполагается организация внеклассных мероприятий для пропаганды экологических знаний кружковцами среди учащихся школы. Это и театрализованное представление, и конференция, и презентация проектов, и выпуск листовок. С целью познания родного района предусмотрено большое количество экскурсий в ООПТ Москвы и Московской области, в музеи Москвы. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране в родном городе, в школе, в семье.

  1. Углубление экологических знаний учащихся.
  2. Формирование экологической культуры учащихся.
  3. Улучшение охраны окружающей среды.
  4. Развитие природоохранной деятельности учащихся.
  5. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.

Задачи:

Образовательные.

  • Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
  • Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.

Воспитательные.

  • Развивать навыки коммуникативного общения.
  • Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
  • Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
  • Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.

Развивающие.

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии.
  • Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию.

Формы и основные методы работы.

1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).

2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой, диспут, написание эссе).

3. Частично-поисковые методы (систематизация материала при составлении гербариев).

4. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций и театрализованных представлений).

Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, собирают гербарии, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводиться экскурсиям в природу, в музеи, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия города Москвы и Подмосковья. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. Задания выполняются как индивидуально, так и группами. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией. физикой, географией и другими науками.

Ожидаемый результат

1. Расширение кругозора.

2. Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.

3. Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.

4. Ведение здорового образа жизни.

5. Понимание своей значимости в решении экологических проблем.

6. Ответственное отношение к природе.

7. Возрастание творческой активности школьников.

8.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.

9. Овладение навыками научного мышления.

10. Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.

11. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.

12. Умение добывать самостоятельно информацию.

13. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.

14. Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Условия реализации программы.

Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7-9 классы.

Продолжительность образовательного процесса 2 года.

Количество часов – 140 часов (70 часов год, 2 часа в неделю).

ПРОГРАММА

(всего 140 часов, 70 часов в год, 2 часа в неделю)

Первый год обучения (70 часов).

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

РАЗДЕЛ 1. “Основные вопросы экологии” (12 часов).

Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Концепция устойчивого развития. Экологическая обстановка в Москве и Московской области. Влияние энергетики и промышленности на экологию Москвы и Подмосковья. Воздействие различных видов транспорта на экологию Москвы и Подмосковья. Проблема твёрдых и бытовых отходов в Москве и Подмосковье.

Экскурсия в Дарвиновский музей “Экология Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Природа Москвы” (73 часа).

Тема 1. “Общие представления о природных ресурсах Москвы” (1 час).

Особенности географического положения Москвы, её природные условия и природные ресурсы.

Тема 2. “Водные ресурсы Москвы” (19 часов).

Вода - самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение. Водные ресурсы Московского региона. Охрана водных ресурсов. Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Нормы физических показателей воды. Зависимость вкуса воды от её химического состава. Очистка воды. Очистные сооружения.

Лабораторные работы (8 часов).

1. Исследование физических и органолептических показателей воды из пруда (прозрачность, температура, запах, цвет воды). Нормы физических показателей воды.

2. Определение рН воды взятой пробы с помощью универсального бумажного индикатора и с помощью прибора рН-метра.

3. Определение минерального состава природных вод (сухого остатка в воде).

4. Исследование химических показателей воды из пруда (наличие в воде ионов железа, меди, хлоридов, сульфатов).

5. Живой мир в капле воды. Исследование с помощью микроскопа микроорганизмов, находящихся в воде, взятой из близлежащего пруда. Выявление индикаторов состояния водоёма.

6. Жёсткость воды. Способы определения и устранения жёсткости воды.

7. Способы очистки воды от загрязнений. Очистка воды от твёрдых веществ фильтрованием.

8. Нейтрализация кислотных остатков содой. Очистка воды от ионов меди (2+) железными опилками. Очистка окрашенных стоков активированным углем.

Деловая игра “Моделируем экологическую ситуацию” (1 час).

Описание возможной чрезвычайной экологической ситуации и прогноз её развития на основе информации о загрязнении пруда и прилегающих к нему территорий.

Экскурсии (2 часа).

1. Экскурсия к водоёму (пруду, расположенному рядом со школой). План описания водоёма. Условия необходимые для жизнедеятельности обитателей водоёма. Взятие проб воды из пруда для исследования в школьной лаборатории.

2. Экскурсия (зимняя) к пруду. Исследование территории, близко прилегающей к пруду, на использование солей против обледенения.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа)

“Мы за чистый город!”

Тема 3. “Воздушные ресурсы Москвы” (15 часов).

Воздух: его состав и значение. Основные источники загрязнения воздуха в Москве и Московской области. Влияние климата и погоды на состояние атмосферы Москвы и Московской области. Охрана воздушных ресурсов. Методика изучения загрязнённости воздуха по состоянию снежного покрова на улицах Москвы.

Практикум (1 час).

Взятие проб снега из разных мест (с территории школьного двора, с территории, прилегающей к школе, с территории, расположенной вдоль автомагистралей города).

Лабораторные работы (5 часов).

9. Определение физических свойств талого снега (прозрачность талой воды, интенсивности запаха, цветности).

10. Определение взвешенных частиц в талой воде.

11. Определение кислотности талого снега универсальным индикатором. Обнаружение органических веществ в талой воде.

12. Определение катионов (ионов железа Fe(3+), ионов свинца Pb(2+), ионов меди Cu(2+)) в талой воде.

13. Определение анионов (сульфатов, хлоридов и др.) в талой воде.

Презентация проекта экологического кружка (3 часа).

“Состояние воздуха над территорией родного микрорайона”.

Театрализованное представление на экологическую тему (1 час).

Сказка “КАРЛСОН НА КРЫШЕ ШКОЛЫ”.

Тема 4. “Почвы Москвы и Московской области” (11 часов).

Экология почв – как раздел почвоведения. Понятие “экология почв”. Работы В.В.Докучаева, В.И.Вернадского, В.Р.Волобуева, И.А.Соколова. Взаимоотношения почвы с окружающей средой. Факторы почвообразования: растения, животные, микроорганизмы, климат, водный режим, рельеф, время. Состав почв. Лёгкие и тяжёлые почвы. Структурность почвы. Кислотность почвы. Типы почв. Особенности почв Москвы и Московской области. Городские почвы. Эрозия почвы, её виды и борьба с ней. Деградация земель – острейшая экологическая проблема в России. Самоочищение почвы. Охрана и использование почв и земельных ресурсов. Почва и здоровье человека. Патогенные бактерии почвы, вызывающие инфекционные заболевания (сибирская язва, газовая гангрена, столбняк, ботулизм и др.). Гельминты.

Практикум (1 час).

Оценка засолённости почв города Москвы по состоянию липы.

Лабораторные работы (3 часа).

14. Взятие почвенных образцов и их обработка (подготовка).

15. Определение общих физических свойств почвы (механических свойств, состава, окраски), общей гигроскопической влажности. Приготовление почвенных вытяжек и их анализ (определение кислотности почвы).

16. Химический анализ почвы. Качественное определение химических элементов в почве (карбонатов, сульфатов, ионов железа (2+, 3+) и ионов алюминия).

Экскурсия (1 час).

Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана.

Тема 5. “Флора и фауна Москвы” (10 часов).

Растительный мир Москвы и Московской области. Растения Московской области, занесённые в Красную книгу. Животный мир Москвы и Московской области. Животные Московской области, занесённые в Красную книгу.

Практикум (2 часа).

1. Исследование видового многообразия растений, произрастающих на территории школьного двора.

2. Методика составления гербариев.

Экскурсии (4 часа).

1. Ботанический сад МГУ им. М.В.Ломоносова (Аптекарский огород).

2. Музей Землеведения МГУ им. М.В.Ломоносова.

3. Биологический музей им. К.А.Тимирязева.

4. Сезонные явления в природе города.

Второй год обучения (70 часов).

Тема 6. “Особо охраняемые природные территории Москвы и Московской области” (17 часов).

Статус ООПТ (Особо охраняемые природные территории). Значение ООПТ в сохранении мирового многообразия биологических видов растений и животных. Государственные заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Приокско-Террасный биосферный заповедник. Центральный зубровый питомник Российской Федерации. Национальный парк “Лосиный остров” - первый национальный парк в России. Природно-исторический парк “Битцевский лес”. Природный заказник “Воробьёвы горы”. “Серебряный бор” - памятник природы регионального значения.

Экскурсии (7 часов).

1. Музей – заповедник “Коломенское” с посещением усадьбы и парка.

2. Зона отдыха “Узкое”. Посещение усадьбы Трубецких и памятника природы (родника в усадьбе “Узкое”).

3. Ландшафтный заказник “Тёплый Стан”.

Практикум (2 часа).

Практический мониторинг состояния окружающей среды в парковой зоне по имеющимся индикаторным видам.

Конференция (2 часа).

“Уникальные природные достопримечательности Москвы и Московской области”.

РАЗДЕЛ 2. “Экология и человек” (51 час).

Тема 1. “Экология и здоровье человека” (25 часов).

Что такое здоровье? Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека. Заболевания, связанные с экологической обстановкой сложившейся в Москве и Московской области. Воспитание культуры здоровья. Влияние никотина, алкоголя, наркотиков на организм человека. Гиподинамия – серьёзная опасность 21 века. Заболевания, связанные с гиподинамией. Иммунитет и экология. Простудные заболевания и их предупреждение. Учитесь быть здоровыми! Закаливание организма и его роль в укреплении здоровья. Лекарственные растения. Растения лечат и калечат. Как сделать так, чтобы растения стали твоими друзьями. Общие понятия о шуме и вибрации. Уровни шума. Нормативы. Методы борьбы с шумом и вибрациями. Стресс. Что это такое? Как его избежать и как с ним бороться? Знай свои гены! Болезни наследственные и врождённые. Болезни поведения. Болезни, передающиеся половым путём (сифилис, гонорея и др.). СПИД. Погода и здоровье человека. Биологические ритмы. Режим дня. Работоспособность. Сон.

Практикум (13 часов).

1. Исследование состояния здоровья учащихся школы на основе анализа медицинских карт.

2. Санитарно-гигиеническая оценка рабочего места школьников и классной комнаты. Работа с люксметром. Измерение освещённости в кабинетах школы у окна, у классной доски и на рабочих местах учащихся в условиях естественного и искусственного освещения.

3. Исследование электромагнитного излучения в школе. Определение переменного магнитного поля в школе с помощью магнитометра. Влияние его на здоровье школьников.

4. Выявление среди школьников нарушений осанки и развития плоскостопия.

5. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

6. Комнатные растения в нашей жизни. Уход за комнатными растениями.

7. Лекарства в жизни человека: проблема соотношения пользы и вреда. Правила хранения лекарств и обращения с ними.

8. Оценка шума в классе во время урока, на перемене, на территории школьного двора, на территории, прилежащей к автомагистралям.

9. Первая помощь при кровотечениях.

10. Первая помощь при ушибах, растяжениях, переломах.

11. Первая помощь при ожогах (термических и химических), обморожениях. Солнечные и тепловые удары.

12 Первая помощь при поражении электрическим током, утоплении, удушении. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

13. Первая помощь при укусах ядовитых змей, насекомых, бешенных и бродячих собак и других животных, а также при нападении клещей.

Тема 2. “ Экология питания” (15 часов).

Гигиена питания. Режим питания. Значение пищи для человека. Нормы питания. Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Ожирение и анорексия. Продукты питания. Влияние удобрений, гербицидов, пестицидов, биологических кормовых добавок на качество сельскохозяйственной продукции. Нитраты. Пищевые отравления и первая помощь при отравлениях продуктами питания. Витамины в жизни человека. Авитаминозы: гиповитаминозы и гипервитаминозы. Вегетарианство: все за и против. Генномодифицированные продукты: в чём их опасность? Особенности питания в подростковом возрасте.

Лабораторные работы (2 часа).

1. Что мы едим? Анализ картофеля фри, купленного в “Макдональсе”.

2. Анализ соков, напитков и минеральной воды, купленной в магазине.

Практикум (4 часа).

1. Расчёт норм питания.

2. Антропометрия. Измерение роста ростомером в положении сидя и стоя. Измерение массы тела на школьных весах. Идеальный вес. Определение индекса массы тела.

3. Определение содержания нитратов в продуктах питания с помощью визуально-колориметрических тестов.

4. Пищевые красители, пищевые добавки. Пищевые аллергии. Исследование этикеток продуктов питания на наличие пищевых добавок Е.

Экскурсия (2 часа).

Экскурсия на одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, поставляющих продукты питания для жителей Москвы и Подмосковья.

Тема 3. “Экология души” (11 часов).

Экология души. Основные нравственные, духовные и общечеловеческие ценности. Этика и мораль. Единство тела, души и духа. Наши мысли и поступки. Внутренний мир человека. Охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Диспут (1 час).

“Как жить в гармонии с собой?”

Посещение театра (3 часа).

Посещение Третьяковской галереи (2 часа).

Посещение Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (2 часа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (2 часа).

Семинар (1 час).

“Моя роль в решении экологических проблем и охране окружающей среды”.

Практикум (1 час).

Выпуск листовок, плакатов, посвящённых охране природы и направленных на воспитание экологической культуры среди населения и на пропаганду экологических знаний.

Литература

1. Вернадский В.И. Биосфера-М: Наука,1967.

2. Вернадский В.И. Живое вещество планеты-М: Наука,1988.

3. Агаджанян Н.А., Трошин В.И. Экология человека. М: КРУК, 1994

4. Атлас. Окружающая среда и здоровье населения России. М., 1995.

5. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. М., 1992.

6. Гирусов Э.В., Широкова Н.Ю. Экология и культура. М.,1989.

7. Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.32-36.

8. Родзевич Н.Н. Экологическая глобализация. География в школе: теоретический научно-методический журнал.-2005. -№4 с.8-15.

9. Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2006. -№7 с.3-7.

10. Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал.-2005. -№7 с.25-27.

11. Большаков В.Б. Будущее экологии – разработки системы сохранения и управления жизнью на Земле. Наука и жизнь.-2005. -№12, с.28-29.

12. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города 9-11 класс, школьный практикум. М., ВЛАДОС, 2001.

13. СанПин 2.16.1032-01 “Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений”

СанПин 4630-88. “Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения”.

14. ГОСТ 17.2.2.03-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями.

15. ГОСТ 27593-88(2005).Почвы. Термины и определения. УДК 001.4:502.3631.602:ОО4.

16. ГН2.2.5.1313-03. Предельно-допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. М: Российский регистр опасных химических и биологических веществ Минздрава России 2003 (Гигиенические нормативы).

17. Экологический мониторинг в школе под ред. Коробейниковой Л.А, Вологда: Русь, 1998, 212 с.

18. Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. М.,1982.

19. Школьный экологический мониторинг. Ашихмина Т.Я., М., “Агар”, 2000.

20. Александрова М.А. Очистка воды от загрязнителей. Библиотечка “Первого сентября”, серия “ Химия”. - №4/2005.

21. Дружинин С.В. Исследование воды и водоёмов в условиях школы. Библиотечка “Первого сентября”, серия “Биология”. -№20.

22. Карпачевский Л.О. Экологическое почвоведение. М.: ГЕОС, 2005.

23. Аринушкина Е.В. Руководство по химическому анализу почв. М.: МГУ. 1961 г. 46.

24. Классификация почв России. М. Почвенный институт. В.В.Докучаева. 1997, с.236.

25. Красная книга города Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Экологический фонд развития городской среды “Экогород”. 2011, с.928.

26.Полякова Г.А., Гутников В.А. Парки Москвы. Экология и флористическая характеристика. М.: ГЕОС, 2000, с.430.

27.Авиакайнен И.В. Архитектурно-парковые ансамбли усадеб Москвы. Издательство: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, 2004, с.248.

28.Савиткин Н.И. Химия и экология. Департамент образования и науки Калужской области. Калужский областной институт усовершенствования учителей, Калуга, 1998.

29.Голубкина Н.А., Шамина М.А. Лабораторный практикум по экологии. Форум Профессиональное образование. 2008, с.64.

30.Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии: пособие для учителей.- М.: Устойчивый мир, 2000, с.272. (Библиотека журнала “Экология и жизнь”).

31.Ягодин Г.А., Аргунова М.В., Плюснина Т.А. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. Издательство: МИОО. Московские учебники и картолитография. 2008, с.352.

32.Чижевский А.У. Экология: Энциклопедия “Я познаю мир”. Издательство: АСТ, 2004, с. 416.

33.Державина Т.Б. Экскурсии в природу: пособие для учителя.- М.: Мнемозина, 2010. – 190 с.

34.Конторщиков В.В., Гвоздева О.А. Природа Москвы и Подмосковья от А до Я. – М.: Издательство Государственного Дарвиновского музея, 2007. – 96 с.

Интернет-ресурсы

1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib

2. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt:// ecoportal.ru

3. Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.

4. Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru

5. Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”. hht://www.ecoinform.ru

6. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm

7. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru

8. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru

9. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru

10. Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco

11. “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru

«Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский

Кружок «Экологический» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка «Экологический» призвана решать следующие задачи:

  • Конкретизировать имеющиеся у детей представления о природе, показывать многообразие признаков, свойств объектов и явлений природы, систематизировать и обобщать их.
  • Систематизировать представления о временах года и частях суток.
  • Помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
  • Расширять и уточнять представления о растениях, животных и человеке — многообразие внешнего строения, основные жизненные функции, строение органов и их функции.
  • Обогащать представления детей о потребностях конкретных растений, животных и людей в условиях среды, о различных средах обитания и их основных факторах (климатические зоны).
  • Дать представление о росте и развитии живых существ.
  • Дать представление о стадиях роста и развития знакомых растений.
  • Расширять знания детей о природе с учетом их интересов, в доступной форме знакомить с космосом, звездами, луной, солнцем.
  • Воспитывать элементы экологического сознания — о роли человека в природе — о сохранении и охране природы, о правилах поведения в ней.
  • Поощрять стремления детей отражать свои впечатления в рисовании, лепке и аппликации.
  • Поощрять стремления детей делиться впечатлениями об окружающем мире (телепередачи, экскурсии, путешествия).

Методы, используемые для реализации работы кружка:

  1. Наглядные методы:

Целевые прогулки;
- наблюдения;
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;

  1. Словесные методы:

Чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

  1. Игровые методы:

Проведение разнообразных игр;
- загадывание загадок;

  1. Практические методы

Организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
  2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
  1. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Елена Григорьева
Кружок по экологии «Юный эколог» (старшая группа)

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это , прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,

вечный источник детского разума.

В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог » имеет экологическую направленность , которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы , возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы.

Занимаясь в кружке , дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком , развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания , способность понимать и любить окружающий мир и природу .

Работа кружка «Юный эколог » призвана решать следующие задачи :

1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением , представлений и элементарных понятий об окружающем мире , взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности .

2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению .

3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением , а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно, один раз в неделю, во вторую половину дня. План кружка рассчитан на 1 учебный год. Количество детей посещающих кружок «Юный эколог » - 28 человек.

Возраст детей : от 5 до 6 лет.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми :

1. Должны знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества

Сентябрь 1. Беседа о лете.

Экологическая игра «Где что зреет» Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представление о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты - на дереве. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов.

2. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа»

Опыт. Гром и молния Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы) . Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление - гром и молнию.

«Тралик и Валик»

(Живое – неживое)

Игра «Живая и неживая природа» Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. Развивать познавательный интерес детей к живой и неживой природе, воспитывать желание активно изучать окружающий мир , формировать у детей активность, любознательность.

4. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Ягоды и грибы) Беседа об осени.

Обобщить и систематизировать знания детей об осени. (Постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, на огородах, в садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.) Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

1. Экскурсия по территории детского сада

«Как растения готовятся к зиме»

Экологическая игра «Кто больше запомнит» Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.

Учить находить предмет по описанию.

2. Беседа о лесе.

Дуб и сосна (строение и отличие) .

Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(деревья) Уточнить и расширить представления детей о лесе.

Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т. д.) . Учить отличать дуб от сосны. Развивать любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного. Воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе.

3. Беседа «Дуб и сосна»

Опыт. Летающие семена

Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других - с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы : растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери, грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

4. Беседа «Кто главный в лесу?»

Игра «Как вести себя в лесу» Дать детям представление о леснике - человеке, который заботится о лесе.

Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных, птиц.

Ноябрь 1. Сравнение диких и домашних животных.

Тризовская игра «Что было бы, если бы. (кошка лаяла?» Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей. Развивать воображение, творчество детей. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

2. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Экологическая игра «Кто где живет?» Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни : крупные сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой.

Закрепить знания детей о среде обитания животных. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.

3. Просмотр детского развивающего мультфильма «Тралик и Валик»

(Детёныши животных)

Дидактическая игра «Узнай, какой зверь» Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде ; учить классифицировать животных. Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

4. Наблюдение за кошкой и котятами.

Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку. Выявить признаки кошки с котенком как домашних животных, как зверей. Воспитать у детей удовольствие от общения с ними.

Выяснить, как моется кошка.

Декабрь 1. Обобщающая беседа «Как узнать зиму?» Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой. Формировать эстетическое отношение к зимним явлениям.

2. Просмотр мультфильма «Фиксики – советы»

(Осторожно мороз)

Дидактическая игра «Снежинки» Фиксики предостерегают : зимние холода, снег и лед – это здорово, но они таят в себе разные опасности! Чтобы не замерзнуть нужно тепло одеваться и быть осторожным с железом на морозе.

Познакомить детей с защитными свойствами снега. Рассказать о строении снежинок, разнообразии узоров и форм. Закрепить умение вырезать различные формы снежинок.

3. Знакомство со свойствами воздуха.

Опыт. Как увидеть воздух. Как услышать воздух. Познакомить детей с понятием «воздух» , его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух - условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни , любознательность.

Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.

4. «Носы нужны не только для красы»

Дидактическая игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки» .

Опыт. Выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа. Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.

Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.

Показать приспособление органов дыхания к окружающей среде .

Игровое занятие экологического кружка

Тема: Экологические задачи

Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.

Оборудование: конверты с заданиями, маршрутные листы, фонограмма музыки, презентация.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит
Большой, как дом, на волнах спит.

2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Экологический марафон». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».

1-й конкурс. «Название команд»

1.Какой зверь самый чистоплотный?

35 Заяц

50 Барсук

63: 9 + 24: 6 х 7 + 15 = ?

2.Врачи утверждают, что если съесть 600 г этой свежей ягоды, то человек запасается витаминами на всю зиму. О какой лечебной ягоде идёт речь?

75 Черника

142 Земляника

95 Клюква

54: 9 х 8 + 20: 5 + 90 = ?


3.Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?

260 Жираф

247 Верблюд

314 Носорог

56: 8 +12: 4 х 8 Х 10 = ?

2-й конкурс. «Лесные правила»

Вы должны хором отвечать «да», если услышите правило поведения в лесу.


Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!(да)

Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

3 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы.


1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

1. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
2. У кого на сучке кладовая? (У белки).
3. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
4. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

1. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).

2. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).

3. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).

4 Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

1 команда
1. Клён, осина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

2 команда

4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

3команда
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
9. Ель, сосна, кедр, береза. Так как …

5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).

2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).

4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).

5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).

6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).

    -й конкурс. «Экологические задачи».

Вопросы для 1 команды
1. Новорождённые лосята весят 100 кг, а через полгода их вес достигает 250 кг. На сколько больше вес лосят через полгода, чем ко дню рождения?

    Пара филинов за несколько вечеров съела 85 полёвок, 25 водных крыс, 6 белок, 3 мелких птиц, 1 землеройку и 1 большого жука. Сколько всего животных попало в лапы филинам?

    Суслик зимой просыпается через каждые 10 дней. Сколько раз за всю зиму просыпается суслик, если в году 90 зимних дней?

    Рост взрослого коалы 60 см, а новорождённого – 2 см. Во сколько раз больше рост взрослого коалы, чем рост новорождённого?

    Суслик просыпается зимой через каждые 10 дней, а хомяк – через каждые 2 дня. Во сколько раз больше просыпается суслик, чем хомяк?

    Длина тела самой крупной лягушки голиафа достигает 32 см, а длина самой маленькой лягушки чесночницы в 16 раз меньше. Какова длина самой маленькой лягушки?

    Длина американского жука-геркулеса достигает 16 см, а длина жука дровосека-байтоцера из Индонезии –32 см. Во сколько раз меньше длина жука геркулеса, чем длина жука дровосека-байтоцера?

    Чтобы выжить без питания во время зимней спячки лесной сурок замедляет своё сердцебиение с 80 ударов в минуту до 4 ударов. Во сколько раз меньше становится сердцебиение сурка во время спячки, чем в активном состоянии?

    Скворец делает 200 вылетов за один день. Сколько вылетов сделает скворец за 3 дня?

    На Земле известно 130 видов кукушек, но только 50 из них подбрасывают яйца в чужие гнёзда. Сколько видов кукушек строят гнёзда и честно высиживают птенцов?

Вопросы для 2 команды

    Птица гагара ныряет на глубину 80 метров. Королевский пингвин – на глубину 220 метров. На сколько больше метров ныряет королевский пингвин, чем гагара?

    Самый высокий мужчина в мире имел рост 2 м 72 см. Самая высокая женщина – 2 м 30 см. На сколько больше рост мужчины, чем женщины?

    Скворец прилетает с кормом к гнезду 200 раз в день, большая синица – 330 раз. На сколько больше раз прилетает к гнезду большая синица, чем скворец?

    Бамбук вырастает за сутки на 60 см. Какой длины будет бамбук через 5 суток?

    Вес нашей рыси 30 кг, а североамериканской малютки-бобкэт –6 кг. Во сколько раз вес нашей рыси больше, чем вес малютки-бобкэт?

    Длина тела ежа 30 см, а длина его хвоста – 2 см. Во сколько раз больше длина тела ежа, чем длина его хвоста?

    На 1 кв. м земли под перекопку нужно внести 4 кг навоза. Сколько кг навоза нужно внести на 25 кв. м?

    В Европе – 350 зоопарков, в Азии – 175, а Африке – 50, в Австралии – 25, в Америке – 270. Сколько всего зоопарков существует в мире?

    В Древнем Риме в зверинцах императора Августа было 420 тигров, 260 львов, 36 крокодилов. Сколько всего животных было у императора?

    Черепаха живёт 200 лет, а орёл – 80 лет. На сколько лет дольше живёт черепаха, чем орёл?

Вопросы для 2 команды

    Белый медведь весит 300 кг, а морж – 1000 кг. На сколько кг меньше масса белого медведя, чем моржа?

    Продолжительность жизни лебедя 100 лет, а крокодила – 50 лет. Во сколько раз меньше возраст крокодила, чем лебедя?

    Берёза живёт 120 лет, а лиственница – на 380 лет больше. Сколько лет живёт лиственница?

    Продолжительность жизни клёна – 600 лет, а яблони – на 400 лет меньше. Какова продолжительность жизни яблони?

    За год лишайники вырастают на 5 мм. Какой длины будут лишайники через 14 лет?

    Дятел за день обрабатывает 70 сосновых шишек. Сколько шишек обработает дятел за 3 суток?

    Лев живёт 25 лет, а слон – в 4 раза дольше. Сколько лет живёт слон?

    Всего на Земле 65 видов берёз, а дубов – на 385 видов больше. Сколько всего видов дубов на Земле?

    Продолжительность жизни грушевого дерева – 200 лет, а сливового – в 10 раз меньше. Какова продолжительность жизни сливового дерева?

    Вес страуса – 155 кг, а вес леопарда – 60 кг. На сколько больше весит страус, чем леопард?

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Рефлексия
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Что еще почитать