Как быстро запомнить алфавит русский. Изучаем буквы с удовольствием. Что делать, если алфавит дается тяжело

Как научить ребенка алфавиту, как можно раньше? Как заинтересовать ребенка обучением? Какие методические пособия лучше: буквари, азбука, карточки с буквами, игры? Что делать если ребенок не хочет учить буквы? И многие другие вопросы по обучению ребенка буквам русского алфавита рассказал преподаватель детского развивающего центра.

Родители ищут новомодные методики, пытаясь понять, как научить ребенка буквам успешно и быстро, однако, далеко не всегда это приводит к ожидаемому эффекту. Для того чтобы процесс обучения детей алфавиту прошел гладко, нужно учитывать следующие моменты связанные с их психологией и физиологией – возраст, в котором лучше начинать обучение и особенности детского мышления.

Когда лучше приступать к изучению алфавита

Особенности физиологии маленьких детей таковы, что им трудно сосредоточиться на одном занятии более чем на 10-15 минут. Поэтому в возрасте 1-2 лет нет смысла заниматься целенаправленным изучением алфавита, в том виде, в котором это необходимо для дальнейшего обучения чтению. Более того, пытаясь заставить малыша запомнить буквы насильно, вы рискуете вызвать его негативную реакцию на процесс обучения алфавиту, тем самым отвращая от дальнейших занятий.

Помните, что невозможно заставить детей выучить алфавит, желательно именно заинтересовать их этим, тогда они отнесутся к занятиям благожелательно.

Важно также понимать, что нет четких возрастных границ, в рамках которых ребенок должен начать изучение азбуки. У одних детей это пройдет «на ура» уже в возрасте 2 лет, другим и в 3 года запоминание алфавита будет даваться с трудом.

Можно начинать учить буквы если ребенок:

  • легко концентрируется во время развивающих занятий;
  • обладает хорошей зрительной памятью;
  • любит, когда ему читают книги, любит их рассматривать самостоятельно.

Начинайте учить буквы с ребенком, для начала – исключительно в игровой форме.

Пособия в изучении алфавита

Безусловно, главными помощникам в этом нелёгком, но интересном деле будут букварь и азбука. Изучаем, чем отличаются эти пособия.

  • Букварь – это учебное пособие, в котором не только изображены буквы, но и изложены методики обучения чтению, но также содержатся рекомендации для родителей, как лучше выучить алфавит и проводить занятия.
  • Азбука – это ряд пособий, представляющий буквы алфавита в любом варианте. Это могут быть кубики с изображениями букв, карточки, лото, наклейки, различного рода пазлы, наборы букв на магнитах.
  • Особняком в этом ряду стоят стихотворные азбуки – когда буква, ее звучание либо изображение обыгрывается в стихотворной форме. Наиболее приятными для восприятия маленьких детей считаются стихотворные сборники С.Я. Маршака и А. А. Усачева.

Методики

Есть несколько популярный методик, как правильно учить буквы русского алфавита, в каждой из них есть свои достоинства и недостатки. Давайте рассмотрим их подробней.

Методика запоминания букв по образам

Суть методики: Одной из популярных методик, которую предпочитают многие родители, является обучение алфавиту следующим образом: ребенку предлагается выучить и запомнить букву, закрепив ее восприятие изображением предмета, который на эту букву начинается.

Пример: «А» в большинстве случае предполагает нарисованный рядом арбуз, «Д» - дом, «Р» - рыбу и так далее. Это не совсем правильно, и вот почему.

Минусы: Часто родители жалуются, что в итоге ребёнок запоминает не произношение отдельно взятой буквы, а всю зрительную цепочку целиком – то есть «А» у него – это арбуз. И в дальнейшем на просьбу показать «А» ребенок показывает на арбуз, а когда спрашиваешь его, какая это буква, он отвечает – «арбуз».

Совет: Поэтому профессиональные педагоги рекомендуют использовать такие азбуки или карточки, только на начальном этапе – в возрасте 2-3 лет, для того чтобы заинтересовать детей самим изучением алфавита.

В последнее время большую популярность в обучении детей алфавиту и чтению приобрела методика Е. Бахтиной – педагога и автора одноимённого букваря.

Суть методики: Е. Бахтина предлагает выучить алфавит следующим образом: закрепить за каждой буквой ее определённый образ, ассоциацию, которая возникнет у малыша, когда он будет видеть ее. Так, например, «А» может ассоциироваться у ребенка со звуком, который издают маленькие дети, когда еще ничего не умеют говорить.

Е. Бахтина предлагает воспользоваться тем, что начертания многих букв можно подкрепить аналогией с изображениями предметов, уже знакомых малышу.

Пример: Бегемот с большим животиком, очень похож на изображение «Б», «У» хорошо напоминает улитку, несущую на спине домик, а «Е» и «Ё» отличаются друг от друга тем, что у «Е» «глазки» закрыты и их не видно, а у «Ё» - открыты.

Недостатки: Нужно сказать, что изучение букв по этой методике требует достаточно развитого ассоциативного мышления, а это не обязательно свойственно каждому ребенку.

Плюсы: Е. Бахтиной пользуется популярностью, так как процесс изучения алфавита изложен в ней четко и последовательно, что позволяет пользоваться ею не только профессиональным педагогам, но и родителями самостоятельно.

Для того чтобы лучше понимать, как научить ребенка буквам, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Сделайте карточки с изображением всех букв алфавита, желательно чтобы на карточках не было изображено ничего более, кроме самой буквы, при этом она должна быть яркой и красочной, на светлом фоне. Прикрепляйте карточки по мере изучения над рабочим столиком ребенка, либо на стене его игровой комнаты, тренируя, таким образом, его зрительную память.
  • Выучить простейшие гласные «А», «О», «У», «И» на начальном этапе будет проще, поэтому начинайте обучение с них. Произносите их правильно, как бы, «пропевая». В дальнейшем это сильно поможет, когда вы будете учить ребёнка составлять слоги.
  • Нужно обучить ребенка произносить не название буквы — «ЭМ», «ЭС», «ЖЭ», а ее произношение, звук «ММММ», «СС», «ЖЖ».
  • Изучение согласных начинайте с «Б», «П», «М», «Н», «Т», «Г», «К». Щипящие согласные «Ч», «Щ», «Щ» лучше выучить в последнюю очередь, особенно если их произношение вызывает у малыша затруднения.
  • Не спешите! Если ребенку трудно запоминать какие-то буквы, сделайте перерыв. Через время вернитесь к ним снова.
  • Изучаем буквы не только, когда вы занимаетесь дома, но и на улице, во время прогулок. Предлагайте юному ученику узнавать уже знакомые буквы на вывесках, в названиях магазинов.

Изучаем буквы с удовольствием

Занятия по обучению маленьких детей чему-либо должны проходить с удовольствием, в обстановке дружелюбной и спокойной. Старайтесь разнообразить изучение алфавита чтением стихотворных азбук, отгадыванием загадок, заучиванием стишков и скороговорок.

Не спешите с обучением малыша письму, для начала необходимо, чтобы он успешно запомнил все буквы, мог называть их быстро и без затруднений, и лишь после это можно начинать учить ребенка писать буквы. Для полноценного и эффективного обучения письму понадобятся специальные пособия – прописи с буквами.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Развивающий мультфильм — «Лунтик учит буквы»:

От букв к алфавиту

Нельзя не согласиться с тем, что каждый ребенок индивидуален. Один малыш все схватывает на лету, а к другому нужно найти особый подход, чтобы научить даже самому простому. Начинать можно уже с двух лет – в этом возрасте малыши любознательны и быстро запоминают все новое. Но учеба должна быть организована в игровой форме.

Ребенок полюбит чтение в будущем, если регулярно соблюдать простые правила:

  • Каждый день с малышом читать на выбор стишки, сказки, книги. Хорошо, если он сам пожелает выбирать литературу на сегодня;
  • Во время чтения внимание к буквам будет больше привлечено, если водить по строчкам пальцем;
  • Позже можно обсудить с ребенком прочитанное, спросить его мнение, пересказать содержание самим или попросить пересказать его.

Так малыш будет заинтересован в возможности читать самостоятельно и будет расспрашивать, где какая буква. А чтобы процесс изучения был интересен, на помощь придут различные вспомогательные инструменты:

  • магнитная азбука;
  • цветной букварь;
  • интерактивный плакат;
  • кубики с литерами.

Уделяя ежедневно определенное время изучению букв, очень скоро малыш сможет рассказать весь алфавит.

Но в школе недостаточно знать, как звучит та или иная буква. Дети должны знать весь алфавит наизусть в правильном порядке. Часто ребенку, которому хорошо известны все буквы, бывает сложно выучить последовательность их размещения и то, как буква правильно называется. Да и родителям, обучивших малыша всем литерам, кажется, что выучить их в правильной последовательности занятие не из простых.

Это не совсем так. Если дошколенок уже знает все буквы и понимает, что это не просто знаки, а нужны они для чтения и письма, то при правильном подходе алфавит ему будет выучить совсем несложно.

Методы запоминания букв в алфавитном порядке

Для того, чтобы быстро выучить алфавит с ребенком, существует множество способов. К примеру, можно взять те же карточки, магнитную доску или кубики, которые были использованы на этапе изучения букв. Несколько раз в день нужно проговаривать вместе с ребенком всю последовательность. Если он быстро устает или ему надоедает занятие, можно разделить алфавит на две части.

Очень простой, но действенный метод – алфавит нужно петь. Записать готовую, наиболее понравившуюся крохе песенку и петь ее вместе с ним. Можно также скачать любимую песенку без слов и вместо куплетов напевать буквы в правильном порядке.

Занятие может стать любимым, если азбуку изготовить с малышом своими руками. Ребенок с удовольствием примет участие в таком серьезном деле. Для этого нужно вместе с мамой вырезать из картона все буквы и приклеить их в алфавитной последовательности. По желанию работу можно декорировать картинками и рисунками. Малыш будет с гордостью показывать родным и друзьям свое произведение и ему захочется быстрее выучить и рассказывать, какая буква идет за какой.

Успех в этом деле придет быстро, если занятия проходят с соблюдением следующих условий:

  • ребенок не голоден;
  • он в хорошем настроении;
  • он хорошо выспался, не утомлен.

В любом случае, малыш должен заниматься с удовольствием. Нельзя ругать его, если не сразу удается запомнить материал, этим можно надолго отбить желание учиться. Если у крохи все получается, если есть первый результат, нужно обязательно его хвалить. Тогда он с радостью продолжит обучение и вскоре, быстро и без ошибок, будет рассказывать весь алфавит от «А» до «Я».

Что делать, если алфавит дается тяжело?

Все дети совершенно разные, к каждому нужно найти свой подход. Если ребенок категорически отказывается учить алфавит, то с занятиями стоит повременить и вернуться к ним позже, когда он будет готов. За этот период стоит испробовать несколько методов обучения. Хорошо, когда родители с детьми вместе ходят по развивающим магазинам, ведь новая азбука с объемными буквами и красочными картинками или коврик-паззл может очень понравиться крохе и станет хорошим помощником для занятий.

Создайте в детской комнате соответствующую среду для обучения. Яркий плакат-алфавит или декоративные подушки с буквами всегда будут на глазах малыша, и ему будет легче освоить последовательность литер. А еще психологи считают, что материал усваивается эффективнее, если он выделен красным цветом.

К сожалению, часто случается так, что у родителей нет возможности или не получается выучить алфавит с ребенком самостоятельно. В таких случаях стоит присмотреться к хорошим пособиям для обучения. На помощь придут серии развивающих мультфильмов на дисках. При этом не стоит забывать, что время перед компьютером или телевизором для детей должно быть строго дозированным. Формат обучения в виде мультика задержит внимание юного ученика надолго. А это значит, что материал будет усвоен хорошо.

Выбор таких уроков сейчас огромен, к примеру, развивающий курс «Учимся читать», автор Роберт Саакянц. На протяжении урока ребенок с интересом следит за тем, как мудрая сова обучает последовательности букв алфавита и учит читать маленького зайчика. Как показывает практика, такой вид обучения очень интересен и эффективен для ребенка.

Разновидностью онлайн-занятий являются всевозможные алфавитные тренажеры.

Нередко запомнить буквы в алфавитной последовательности ребенку помогает их написание под диктовку. Конечно, при условии, что ребенок буквы знает и писать их может вообще. Приятнее будет писать их цветными карандашами, фломастерами или красками. Во время прогулки также можно заниматься: для этого вполне сгодится палочка, песок или цветные мелки. Подходы и методы обучения лучше чередовать, так малыша не будут утомлять занятия.

В желании помочь ребенку как можно раньше освоить все буквы и выучить алфавит, не стоит забывать, что обучение можно начинать тогда, когда:

  • ребенок хорошо выговаривает звуки;
  • его словарный запас позволяет в достаточной мере выражать мысли и потребности;
  • в разговорной речи использует полные распространенные предложения;
  • любит слушать, когда ему читают взрослые и самостоятельно пытается «читать».

Если ребенок любит музыку, то для хорошего запоминания алфавитного ряда ему поможет песенка:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ —
Прикатили на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О —
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха —
Оседлали петуха.
Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я —
Все теперь мои друзья.
Пять сестренок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Познакомьтесь с ними, дети:
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними незнаком.

Запоминать алфавит лучше, играя. Для этого можно испробовать разные уроки-игры:

  • Детям, которые любят играть в пантомиму, понравится обучение в виде любимой игры. Для этого они должны интересно и смешно изобразить каждую букву по порядку.
  • Пользуясь азбукой, ребенок должен отыскать предмет из окружения, название которого начинается на каждую последующую букву.
  • Любителю порисовать понравится игра в «живые буквы». Ребенок с помощью родителей создает свою азбуку, где нарисована каждая буква по порядку. При этом буквы разные: у каждой свой «характер».
  • Можно подарить маленькому ученику интерактивную игру «Буквы русского алфавита». Когда ребенок в правильном порядке соединяет буквы одну за другой, в конце «оживает» картинка. При этом, нажимая на каждую букву, ребенок быстрее запомнит, как правильно она произносится.
  • Помочь выучить алфавитную последовательность может игра «Охота на букву». В нее интересно играть нескольким детям одновременно. Для этого нужны старые газеты или журналы, а также ножницы и альбом. Побеждает тот ребенок, который первый нашел, вырезал и приклеил все буквы в правильном порядке. Если дети знают алфавит еще не очень уверенно, то можно позволить им подсматривать.

Алфавит – фундамент грамотности. Поэтому детям нужно помочь освоить буквы, звуки, а также называть их в последовательности алфавитного порядка. И для этого совсем необязательно покупать недешевые учебные пособия или специальные программы. Выучить алфавит с ребенком, а заодно освежить его в памяти самим — вполне по силам каждому родителю.

Знание букв поможет вашему малышу составлять слоги и предложения, научиться читать и писать. Как заинтересовать ребенка и с какого возраста начать? Поговорим об этом в нашей статье.

Как научить ребенка буквам – игровые методики с малышами от двух до 4 лет

Знакомиться с буквами можно начинать с двух-трех лет. Но непоседливые ученики не могут надолго сосредоточить свое внимание, они быстро устают и начинают отвлекаться. Чтобы малыш с интересом познавал неизвестную для него страну грамоты, его нужно завлечь играя. От родителей потребуется проявить немного фантазии, терпения и позитивных эмоций.

Дом для букв

Интересная идея пришла к нам с Запада. Дом для алфавита можно сшить из фетра, нарисовать на ватмане либо склеить из картона. Цель игры – создать у ребенка ассоциацию с каждой буквой, путем распределения зверушек по их первой букве, например: аист под А, бегемот под Б и т.д. Детки с удовольствием поддержат идею одарить каждого животного своим кармашком!

  • При первом знакомстве с буквой не акцентируйте внимание ребенка на запоминании ее правильного названия, это понадобится ему позднее, при изучении последовательности букв в алфавите.
  • Не учите малыша, что это буква “Эм” или тем более “Мэ”. Скажите, что это буква умеет разговаривать и может произносить только звук “М” или например “С”.

Окружите малыша буквами везде – рассказывайте про них сказки, учите легкие стишки, смотрите обучающие мультики.

Говорящая азбука

Познакомит ваше чадо с алфавитом простая занимательная игра. Повесьте говорящий плакат на стену или на дверь так, чтобы ребенок мог с легкостью до него дотягиваться и нажимать на кнопки.


Кубики

В юном возрасте из таких кубиков можно строить башни, дома, гаражи и ненавязчиво проговаривать малышу название букв, изображенных на каждой стороне. С ребенком постарше из них можно составлять слова и слоги.

  • Если приобрести кубики с изображением букв, фруктов и разных животных, получится настоящий урок. Для этого рядом ставят 2 разных кубика, например с коровой и буквой К, и часто-часто повторяют их название. Со временем, ребенок сам будет расставлять животных, рядом с их буквами.

Занятия желательно проводить в одно и то же время, уделяя не более 10-15 минут.


Чтение

Подберите для вашего малыша интересную, красочную, увлекательную книгу для изучения букв. Чтобы ребенок не потерял к ней интерес, уделяйте чтению не более 15-20 минут в день.


Как научить ребенка буквам с 4 лет

Ребенок в 4 года становится более усидчивым, внимательным и быстрее запоминает информацию. Занятия в этом возрасте проводятся так же в игровой форме, но несут в себе более смысловую нагрузку.

Пишем буквы

Одновременно с изучением произношения, развивайте письменные навыки различными вариантами:

  • На листике бумаги при помощи фломастера, ручки, карандаша, цветных восковых мелков.
  • Прорисовывайте контуры букв пальчиковыми красками или густой гуашью.
  • На прогулке выкладывайте символы из камешков или веточек.
  • Когда малыш будет купаться, дайте ему в руки зубную пасту или пену для бритья.

Малыш оценит такие методы по достоинству – ведь это так забавно и интересно! Закрепить результат вам помогут магнитные буквы, крепящиеся на холодильник или магнитную доску.


Лепим

Лепка способствует развитию речи, логического мышления и памяти малыша. Создавайте буквы из цветного пластилина, съедобного соленого теста или обычной глины. Готовые фигуры можно украсить цветочками или кружочками. Можно создать с юным мастером свой алфавит и по нему продолжить изучение азбуки, так будет даже интереснее.


Вырезаем

Если у вас дома имеется стопка ненужных глянцевых журналов – отдайте их своему чаду для изучения грамоты! Вместе с малышом полистайте страницы и отыщите самые большие и красивые буквы, после чего аккуратно вырежьте. Из них даже можно попробовать составить первые короткие слова – баба, кот, дед, мама, папа. Радости и счастья вы увидите море – ведь малыш сам собрал целое слово!


Когда ребенку исполнится 5-6 лет можно переходить к более серьезному чтению и написанию. Купите ребенку интересные прописи, настоящий букварь и занимайтесь как можно дольше. Результат не заставит вас долго ждать, при грамотном спокойном подходе, ваш ученик уже совсем скоро расскажет вам весь алфавит!

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте знакомить ребенка с алфавитом. Родственники, знакомые и педагоги рекомендуют разные сроки начала изучения букв. Кто-то считает, что начинать раньше 2-х лет не имеет смысла, другие предупреждают, что после 3-х будет уже поздно. Начинать изучать с ребенком алфавит целесообразно в промежутке от 2 до 4-х лет. Ориентироваться при этом нужно в первую очередь на самого ребенка.

Подготовка к изучению с ребенком алфавита

Не волнуйтесь, если ребенок не проявляет интереса к алфавиту в 2 года. В этом возрасте важнее привить ему любовь к чтению, показать, что книга это источник знаний, а также увлекательных и поучительных историй. При чтении соблюдайте несколько простых правил:

  • читайте ребенку каждый день. Позволяйте ему самому выбирать книгу, сказки или стихи для чтения;
  • во время чтения водите пальцем от строки к строке и разрешайте переворачивать вам страницы. Обращайте внимание ребенка на иллюстрации к тексту, выражение лица героев и другие важные детали;
  • не прячьте книги. Если малыш имеет склонность оценивать литературную ценность произведения на зуб, купите ему книгу с плотными картонными, резиновыми или ламинированными листами, и пусть он развивает свой литературный вкус;
  • обсуждайте прочитанное на доступном для понимания ребенка уровне. Учите его воспроизводить последовательность событий и кратко пересказывать прочитанное.

Когда придет время, ребенок сам заявит о своей готовности познакомиться с алфавитом поближе. Услышав вопрос, какая буква изображена, что написано на вывеске магазина, приготовьте все необходимые «инструменты», с помощью которых вы можете ввести ребенка в мир букв и символов: магнитную азбуку, букварь, плакат с алфавитом, кубики с буквами.

Существует множество методик и дидактических пособий, предназначенных для обучения алфавиту, однако универсального метода нет. Помните, что каждый ребенок уникален, и по-своему реагирует на те или иные приемы обучения и в индивидуальном темпе усваивает информацию.

В каком возрасте учить алфавит с ребенком

Принцип учета возрастных особенностей. Дети 2 - 4-х лет не умеют концентрироваться на одном объекте или деятельности в течение длительного времени. Поэтому при обучении целесообразно использовать игровые методы, занятия должны быть интересными и носить творческий характер. Несколько кратковременных (5 - 10 мин.) занятий в течение дня более эффективны, чем пара продолжительных «уроков», во время которых ребенок устает и начинает отвлекаться.

Необходимо отметить также ограниченные возможности ребенка распределять внимание на несколько объектов сразу, поэтому оптимально учить и показывать в день не более 2 - 3-х букв. Желательно подбирать их не в алфавитном порядке, а таким образом, чтобы ребенок мог с первых занятий составить свои первые слова (ау, ах, мяу). Рекомендуется называть не саму букву, а звук, который она обозначает. Не переходите к изучению новых букв, пока не убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущие.

Мотивация - неотъемлемая часть процесса обучения. Объясните, что буквы составляют важную часть человеческой жизни. Покажите ребенку в качестве подтверждения клавиатуру компьютера, сотового телефона, название улицы на указателе. Совет: для маленького ребенка сочините сказку о зайчике, который хотел пойти в магазин, но не умел читать, не смог найти нужное ему место и поэтому попал в ряд смешных ситуаций, а потом решил пойти в школу, чтобы научиться читать.

Игровые методы: как учить с ребенком алфавит

Многие дети не отличаются постоянством интересов и периодически отказываются учить буквы, поэтому используйте преимущественно игровые формы обучения. Таким образом, обучение превратится в увлекательное занятие.

Флеш-карточки. Нарисуйте на листе формата А4 букву и приклейте рядом 1 - 3 картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Следите за тем, чтобы картинки не привлекали к себе много внимания и не были больше буквы по размеру.

Показывая букву ребенку, назовите ее и попросите его повторить за вами.
1. Разложите 3 - 4 карточки с буквами на полу и предложите малышу прыгать на букву, которую вы назовете. Занятия, организованные в игровой форме, где нужно проявить физическую активность, всегда вызывают живой интерес у детей.
2. Поиграйте с буквами в прятки. Возьмите 3 - 4 карточки с изображениями букв, которые вы изучаете на данном этапе, и спрячьте их (можно приклеить их скотчем на внутреннюю поверхность дверцы шкафа, с обратной стороны балконного стекла и т.д.), а после - отправляйтесь с ребенком на поиски «беглянок».
3. Развесьте на 2 - 3 дня карточки с изучаемыми буквами в тех местах дома, где ребенок бывает чаще всего. Постоянно наталкиваясь на них взглядом, он будет запоминать их визуально.

Магнитная азбука. Купите набор букв на магнитах и прикрепите их к металлической поверхности, например, к дверце холодильника. Позвольте ребенку передвигать их по своему усмотрению. Магнитная азбука полезна тем, что ощупывая букву, ребенок запоминает ее физический образ.
1. Расположите 4 - 5 изученных букв в алфавитном порядке, назовите их, попросите ребенка повторить, а потом уберите одну букву и снова назовите все, делая особое ударение на пропавшей букве. Затем предложите ребенку самостоятельно перечислить буквы вместе с той, что пропала.
2. Смешайте несколько букв и попросите у ребенка найти нужную вам или, к примеру, похожую на дом, на стул и т.д.
3. Возьмите одну из магнитных букв как образец, откройте детский букварь и попросите ребенка найти как можно больше таких же букв.

Подручные материалы. Устройте день, посвященный изучаемой букве. Лепите ее из пластилина или теста для лепки, устройте конкурс лучшего рисунка буквы, испеките печенье в форме буквы. Сложите ее из деталей конструктора, счетных палочек и других материалов.

Азбука, сделанная своими руками. Создайте с малышом авторский букварь. Вам понадобятся старые журналы, цветная бумага, клей и альбом для рисования. Нарисуйте и вырежьте по контурам изучаемую букву и картинки с изображением предметов, которые на нее начинаются. Вклейте все это на одну из страничек обычного альбома для рисования. Ребенок придет в восторг от сделанной своими руками книги, и с нетерпением будет ждать следующих занятий, чтобы заполнить свой альбом. А впоследствии можно будет с гордостью продемонстрировать его бабушке и дедушке.
Следуя таким нехитрым советам вы легко научите своего малыша алфавиту.

Наверное, не найдется таких родителей, у которых не появлялось бы желание выучить с ребенком азбуку. Другой вопрос, что одни из них начинают заниматься с детьми, другие все-таки оставляют это специалистам — школе или столь популярным развивающим занятия по подготовке.

Итак, что когда начинать, и что делать, если вы все же решили обучить малыша азбуке самостоятельно?

Когда лучше начинать учить детей буквам и чтению?

Педагогами и психологами выработано мнение, что готовность к обучению чтению вырабатывается приблизительно в 5 лет. Как раз перед поступлением в 1 класс обычно детей и начинают учить читать.

А вот учить буквы можно значительно раньше. Уже в 3-4 года дети проявляют интерес к буквам и обучающим занятиям. Именно это время идеально подходит для начала освоения азбуки.

При этом с 5-6 лет можно как раз и приступать к обучению чтению. Буквы выучены крепко-накрепко, всеми возможными способами. Как раз к этому времени подоспело и нужное развитие мозга и способностей к более серьезному обучению.

Важно только не перегружать ребенка. В раннем возрасте информация должна давать дозировано и обязательно в игровой форме.

Стоит ли обучать малышей азбуке до трех лет?

Методика Глена Домана

В принципе существуют методики по обучению детей с самого раннего возраста. К примеру, система Глена Домана. В ней предлагается начинать заниматься еще до того, как малышу исполнится год.

Система подразумевает автоматическое запоминание ребенком написанного слова целиком. Родители должны с определенной периодичностью просто показывать карточки со словами.

Кубики Зайцева

Еще большую популярность приобрела методика с использованием кубиков Зайцева. Она основана на запоминании так называемых складов — одного согласного звука в сочетании с гласным или мягким, твердым знаком.

Кубики имеют разный цвет и даже звучание, соответственно у ребенка задействованы одновременно различные центры восприятия. Занимаясь с такими кубиками, дети довольно быстро осваивают чтение.

Да или нет?

Оправданно ли такое раннее обучение? Это решать только родителям. Взвесьте все плюсы и минусы. И не забудьте, что без регулярного применения, знания будут забыты. Кроме того, в школе обучение будет идти по другой системе и ребенок может запутаться.

Традиционное обучение предлагает начинать с последовательного изучения букв, которые потом будут складываться в слоги. Именно так учат детей в наших школах.

Учим буквы в 3 года: игра и только игра

Научить ребенка буквам в раннем возрасте можно только через игру. Ребенок еще не способен да и просто не хочет учиться «как в школе». Для этого он пока слишком мал.

Разучиваем звуки и буквы

Специалисты по дошкольному обучению рекомендуют учить таких маленьких детей только звукам. Пока малышу еще трудно разделять понятия звука и буквы. Показывая ему букву «М» сообщите, что эта буква «говорит» «ммм». Малыш уже учил как говорит кошечка и собачка, и с другими звуками вполне готов справиться по аналогии.

Яркие карточки с нарисованными буквами и картинками можно показывать каждый день. Только не нужно слишком много информации. Большой путь начинается с первых шагов.

Выучив несколько букв, можно будет переходить к следующим.

Используем нестандартные подходы

Чтобы ребенку было интересно, старайтесь придумывать разные подходы.

Песня про буквы

Например, буквы можно петь. Выучите с ребенком песенку про алфавит.

Игра «Ассоциации»

Придумайте вместе, на что похожа каждая буква. На листе бумаги нарисуйте букву и превратите ее во что-то. Например, из буквы Ж получится отличный жук.

Играем в пазлы

Карточки в буквами можно разрезать на две или больше частей и предложить ребенку собрать все заново. Пазлы могут быть только с буквами, а могут — с буками и картинками.

«Сделай сам»

Буквы в прописях писать еще рано, но из можно сделать. Из подручного материала. Выложить из веревочек, спичек, слепить. Убиваем сразу двух зайцев: учим буквы и развиваем мелкую моторику.

Занимаемся с детьми постарше: азбука в 4-5 лет

Лет с 4-5 можно расширить и усложнить ваши занятия. В этом возрасте дети могут сами писать буквы, смотреть развивающие мультики про буквы и заниматься по различным пособиям. Но все равно основным способом познания остается игровой.

Магнитная азбука

Ее не оставляет без внимания ни один ребенок. Детям нравится прицеплять магниты на любые поверхности, так можно и развлекаться и играть. Называйте буквы, переклеивая их с одного бока холодильника на другой.

Так ребенок будет знать, что уже освоено, а что еще нет. А можно высыпать буковки в непрозрачный мешок и угадывать их на ощупь. Опять же развивается мелкая моторика.

Компьютер во благо

Если быть откровенными, то в этом возрасте дети уже получают доступ к компьютеру. Так пусть хотя бы с пользой — дайте ребенку возможность печатать буквы. Самый крупный шрифт в ворде — и вперед. Десятипальцевый метод печати будет освоен раньше, чем у вас.

Кубики с буквами

Научить ребенка алфавиту можно и с помощью кубиков с буквами. Это первый шаг с построению слогов и обучению чтению. Предложите построить башню только из известных букв. И рядом вторую — из тех букв, которые пока не выучены. Какая выше?

Выкладываем буквы из предметов и пишем на снегу

Еще немного о мелкой моторике — можно писать пальцем на рассыпанной на подносе крупе, можно выкладывать их из бусин или фасоли, можно рисовать палочкой на снегу. Очень много чего можно.

Играем в прятки

Выбираем какую-нибудь букву, например Т. А теперь надо найти в доме — куда могла спрятаться эта буква? Кто найдет больше? В Тапочках, Тумбочке, Телефоне, карТошке (но в середине слова детям искать труднее)…

Разучиваем алфавит в 6 лет

В 6 лет выучить буквы намного проще. Для этого возраста существует масса пособий и азбук для того, чтобы заниматься с детьми. Основные принципы здесь в регулярности занятий и создании положительного настроя.

Не ругайте ребенка, если что-то удается не очень хорошо. Просто предложите сыграть в игру — и настроение повысится, и заучивание произойдет быстрее.

Съедобные буквы

Оказывается, буквы тоже можно есть. Это очень весело и совсем не похоже на уроки. Про вермишель-буквы знают все, но она мелковата для детей. А можно испечь блины в виде букв. Или печенье.

А можно печь вместе с ребенком — пусть он «заказывает» букву и говорит, для какого она подойдет. М — для мамы, Б — для бабушки, О — для сестры Оли.

Учим буквы и играем в куклы

Дети часто просят с ними поиграть. Вот вам и повод! У кукол праздник. Какие подарки им принести? Кукле Кате — Кофточку и Конфеты, а кукле Тане — Туфельки и Торт. А можно отвозить машинки в гаражи с соответствующими буквами.

Семейная трапеза

И снова про еду. Устройте семейный обед или ужин. Пусть ребенок поможет накрывать на стол. Как украсить блюда для каждого? Выложить едой первые буквы их имени. Или может быть поставить карточки с буквами у каждой тарелки?

В домашних условиях можно найти массу способов выучить алфавит, не прибегая к нужному заучиванию. Если у родителей есть немного свободного времени и желание, он может сотворить настоящие чудеса.

Какой способ обучения вы выберете — решение только ваше. Главное не забывайте хвалить своего ребенка за каждое достижение. Детям очень важно, чтобы родители ценили их успехи. И тогда очень быстро перед вами встанет новый вопрос: как научить ребенка читать?

Что еще почитать