"культура питания в доу". Конспект деловой игры для воспитателей в детском саду на тему: Этикет

Ольга Галкина
Перспективное планирование «Культура питания старших дошкольников»

Методы и формы Область Направления

Сентябрь

Беседы : «Самые полезные продукты» . Познавательное питании .

Чтение произведений художественной литературы : С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» , Ю. Тувим «Овощи» , З. Александрова «Картошка» . Речевое развитие

питании .

Нарисуй полезные продукты питании .

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» Формирование представлений о правильном питании .

Игра – соревнование «Разложи посуду по назначению» . Познавательное

развитие, физическое развитие Формирование представлений о правильном питании .

Аппликация «Овощная корзина» . питании .

Беседа «Фея чистоты» . Познавательное развитие Гигиенические требования.

Беседа «Как нужно вести себя за столом?» . Познавательное

развитие Культура

Разговор - обсуждение «Для чего нужны столовые приборы» . Социально-коммуникативное развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Дидактическая игра «Что лишнее» питании .

Сюжетно – ролевая игра «Ждем гостей» (сервировка стола) . Социально-коммуникативное развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Лепка «Чайная посуда» . Художественно-эстетическое

развитие Закрепление знания чайной посуды

Аппликация на тему : «Натюрморт из любимых фруктов» . Художественно-эстетическое

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Подвижная игра «Овощи, в корзинку!» . Физическое развитие Формирование представлений о правильном питании .

«Каша – пища наша» Познавательное развитие питании .

Чтение сказок «Горшок каши» , «Каша из топора» . Речевое развитие (чтение художественной литературы) . Формирование представлений о правильном питании .

Экспериментирование «Удивительное превращения молока» . Познавательное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Проблемная ситуация «Кто из гостей ведет себя неправильно?» Познавательное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Рисование на тему «Украшение сервиза элементами гжельской росписи» Художественно-эстетическое

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Игра «Кто похвалит лучше всех» Социально-коммуникативное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Ситуативные разговоры «Зачем нужны салфетки на столе?» Социально- коммуникативное развитие, физическое

развитие. Культура поведения и правила этикета за столом. Гигиенические требования.

Закончи фразу (правила поведения за столом) Социально-коммуникативное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Беседа «Плох обед, если хлеба нет» . Социально-коммуникативное

развитие, физическое развитие

(здоровье) Формирование представлений о правильном питании .

Исследование «Как растет лук» . Познавательное развитие

(исследование) Формирование представлений о правильном питании .

Лепка из соленого теста «Хлебобулочные изделия» . Художественно-эстетическое

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Игра «Зачем это нужно?» . Социально-коммуникативное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Ситуативный разговор «Вода - для хвори беда» . Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Экспериментирование «Какая ложка лучше?» . Познавательное развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Зарисуй свой любимый напиток. Формирование представлений о правильном питании .

Игра – соревнования «Из чего готовят соки» . Познавательное развитие, физическое развитие Формирование представлений о правильном питании .

Чтение, обсуждение сказки С. Маршака «Кошкин дом» Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы) Культура поведения и правила этикета за столом.

Дидактическая игра «Полезно - вредно» Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Дидактическая игра «Угадай по вкусу» . Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Проблемная ситуация «Микробы. Кто это такие?» . Познавательное развитие,

физическое развитие (здоровье) Гигиенические требования.

Сюжетно – ролевая игра «Чаепитие друзей» (сервировка стола для чаепития) . Социально-коммуникативное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Экспериментирование «Режут ли кашу ножом?» . Познавательное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Беседа «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…» . Познавательное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Кроссворд «Молоко и молочные продукты» . Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Заучивание песни «Кто пасется на лугу» Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы) Формирование представлений о правильном питании .

Разговор «Пять дел перед сном» . Социально-коммуникативное

развитие,

физическое развитие (здоровье) Гигиенические требования.

Дидактическая игра «Молочное дерево» . Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Беседа «Самые витаминные продукты» (овощи, фрукты, ягоды, «Всякому овощу свое время» . Познавательное развитие,

физическое

развитие

(здоровье) . Формирование представлений о правильном питании .

Проращивание лука в уголке природы. Познавательное развитие Формирование представлений о правильном питании .

Занятие «Где найти витамины весной?» . Познавательное развитие,

физическое

развитие

(здоровье) . Формирование представлений о правильном питании .

Мастер – класс для мамы «Готовим маме калачи» Формирование представлений о правильном питании .

Культура поведения и правила этикета за столом.

Гигиенические требования.

Игра «Чудесный мешочек» Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Сюжетно – ролевая игра «Угости друга» Социально-коммуникативное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Экспериментирование «Можно ли есть суп вилкой?» . Познавательное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Игра «Доскажи пословицу» Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Экскурсия на кухню детского сада. Познавательное

развитие Формирование представлений о правильном питании . Культура поведения и правила этикета за столом.

Гигиенические требования.

Игра – обсуждение «Законы питания » Социально-коммуникативное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Игра «Составь свое меню» Познавательное

развитие, социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном режиме питания .

«Полезные продукты» . Познавательное

Развитие

Художественно-эстетическое развитие Формирование представлений о правильном питании .

Чтение сказки «Винни – Пух в гостях у Пяточка» . Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы) Культура поведения и правила этикета за столом.

Эксперимент «На вкус и цвет товарищей нет» Познавательное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Чтение стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла…» . Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы) Формирование представлений о правильном питании , закрепление знаний об овощах

Ситуативный разговор «Чем микробов напугать?» Социально-коммуникативное

развитие Гигиенические требования.

Беседа «Традиции русской кухни» Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Сюжетно – ролевая игра «В гости к бабушке» . Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Культура поведения и правила этикета за столом.

Гигиенические требования.

Сюжетно – ролевая игра «Накормлю себя сам» . Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Культура поведения и правила этикета за столом.

Гигиенические требования.

Дидактическая игра «Готовим супы» Социально-коммуникативное

развитие Формирование представлений о правильном питании .

Выставка рисунков «Мои любимые продуты» Художественно-эстетическое развитие Формирование представлений о правильном питании .

Сюжетно – ролевая игра «Я помогаю бабушке» Социально-коммуникативное

развитие Культура поведения и правила этикета за столом.

Открытое занятие «Культура питания » Социально-коммуникативное

развитие,

познавательное

развитие,

физическое

развитие.

Формирование представлений о правильном питании .

Сроки

Тема

Цель

Предполагаемый результат

Сентябрь

Занятие - беседа «Здоровая пища».

Развить представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;

Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

Экскурсия на кухонный блок с целью показа места приготовления пищи.

Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное».

Уметь отличать съедобные продукты от несъедобных.

Беседа «Где найти витамины»

Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека. Закрепить понятие о пользе фруктов и овощей. Воспитывать культуру еды.

Уметь различать фрукты и овощи. Знать, что такое минеральные вещества.

Чтение сказки Н. Ю. Чуприной «Маша и фруктовый сад»

На примере сказки показать пользу фруктов, ягод, о необходимости пить различные фруктовые напитки.

Знать о пользе фруктовых напитков

Октябрь

Занятие: «Лепка из соленого теста «Корзина с фруктами и овощами»

Знать полезные фрукты и овощи, уметь их отличать по форме и цвету;

Знать, какие фрукты и овощи являются полезными, уметь давать им названия;

Самостоятельно научиться лепить корзину, фрукты и овощи, используя пластилин или слоеное тесто.

Беседа «Кто живет в Молочной стране?»

Формирование основ здорового образа жизни у детей, стремления активно применять на практике полученные знания и умения. Закрепить понятие о пользе молока и молочных продуктов. Воспитывать культуру еды.

Знать, что все молочные продукт ы нужно употреблять, так как они полезны.

Чтение Н.Ю. Чуприной «Молоко, Йогурт, Кефир».

Показать на примере сказки, что все молочные продукты полезны для здоровья.

Знать, что все молочные продукт ы нужно употреблять, так как они полезны

Занятие «Самые полезные продукты».

Дать детям представления о полезных продуктах и их жизненно важное значение. Закрепить обобщающие понятия овощи, фрукты, продукты.

Знать, что входит в обобщающие понятия «овощи», «фрукты», «продукты».

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Расширять знания детей об овощах, у которых в пищу употребляют плоды, растущие в земле и на кусте.

Знать, какую часть овоща употребляют в еду

Ноябрь

Конкурс рисунков «Вкусный маршрут».

Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность.

Уметь отличать полезные продукты от вредных;

Уметь рисовать самостоятельно на заданную тему.

Составление рассказов с использованием опорных схем «Об овощах», «Доскажи пословицу». «Венок из пословиц».

Учить детей при помощи опорных схем составлять рассказ.

Уметь составлять рассказ по предложенной опорной схеме.

Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин»

Формировать у детей умения выбирать из предложенного ассортимента нужные и полезные продукты.

Уметь выбирать полезные продукты.

Беседа «Здоровое питание»

Рассказать детям о продуктах питания и их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание».

Развивать любознательность, умение выделять правила здорового питания.

Иметь желание вести здоровый образ жизни.

Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Интересный разговор».

Показать на примере рассказа, о вредности сырой воды, о необходимости пить очищенную воду

Знать о вреде сырой воды

Декабрь

Занятие – игра «Даёт силы нам всегда витаминная еда»

Закрепить знания детей о рациональном питании; закрепить соблюдение детьми правил питания; помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда должна быть не только вкусной, но и полезной; познакомить детей с понятием «витамины», их обозначением и пользе для организма человека.

Знать, что такое витамины, и в каких продуктах они содержатся;

Иметь представление об их обозначении

Лепка «хлебобулочных изделий» из соленого теста.

Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность.

Самостоятельно научиться лепить хлебобулочные изделия, используя пластилин или слоеное тесто.

Составление рассказов с использованием опорных схем «О хлебе», «Колосок».

Учить детей при помощи опорных схем составлять рассказ. Рассказать о пользе хлеба, какой хлеб полезней.

Уметь пользовать опорной схемой, иметь представление о пользе хлеба.

Дидактические игры с использованием алгоритмов «Учимся готовить бутерброд», «Что можно есть на ужин».

Закрепить знания детей о правильном питании, объяснить, что не всё можно есть на ужин – еда должна быть легкой и полезной.

Уметь ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.

Занятие «Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Как правильно составить свой рацион питания».

Научить детей выбирать самые полезные продукты. Познакомить детей с рационом питания.

Знать, что такое рацион питания, для чего нужно его соблюдать

Январь

Занятие – практикум «Как правильно накрыть стол»

Рассказать детям об эстетических подходах и требованиях этикета в сферах питания; развивать умения использовать полученные знания на практике.

Знать, как правильно накрывать на стол;

Иметь представление об эстетических подходах и требованиях этикета в сфере питания.

Беседа на тему «Можно ли вырасти из конфет».

Объяснить детям, для чего необходимы конфеты, есть ли польза от них

Осознать ценность здорового образа жизни, в частности правильного питания.

Дидактическая игра «Приготовим суп, кашу, салат»

Учить детей правильно подбирать продукты для приготовления различных блюд, раскладывать картинки в том порядке, как продукты закладывают для приготовления тех или иных блюд.

Понимать пользу приготовляемых блюд, знать из каких ингредиентов состоит блюдо

Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «День рождения»

На примере рассказа показать, что не всегда вкусная еда является полезной

Знать какая еда является полезной

Игра «Да»-«нет».

При помощи игры закрепить правила питания

Знать правила питания

Февраль

Конкурс стихов о еде, о витаминах

Развивать у детей чувство ответственности за свое здоровья через творческую и познавательную деятельность.

Получить дополнительные знания в области литературы, различных сферах искусства, что будет способствовать расширению их общего кругозора.

Игра-инсценировка стихотворения «Хозяйка однажды с базара пришла…»

Беседа «Где и как готовят пищу».

Познакомить детей с местом, где готовят еду; рассказать о профессии повара. Познакомить детей с работой на кухне, с правилами техники безопасности.

Знать правила поведения в столовой.

Занятие «Как правильно вести себя за столом».

Добиться уяснения детьми правил поведения за столом или в столовой; проработать правила хорошего тона за столом.

Знать правила поведения за столом или в столовой.

Игра «Кто быстрее наполнит корзинку»

Учить различать:

Продукты полезные,

Вредные продукты.

Уметь различать:

Продукты полезные,

Полезные продукты, которые едят не каждый день;

Вредные продукты.

Март

Сюжетно – ролевая игра «Накормлю себя сам»

Отработать и закрепить навыки в составлении полезного рациона.

Осознать ценность здорового образа жизни, в частности правильного питания;

Иметь представление о составлении полезного рациона.

Проращивание лука в баночках, посев семян укропа, лука, петрушки

Понаблюдать за результатами посева, рассказать о пользе зелени для здоровья

Иметь представление о пользе зелени

Художественно-творческая деятельность «Живая витаминка» (пластилинография)

Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность.

Знать, что такое витамины, и в каких продуктах они содержатся

Занятие «Дары леса»

Познакомить детей с дарами леса, что растёт в лесу съедобного. Какую пользу несут человеку «дары леса».

Уметь различать «съедобные» и «несъедобные» дары леса. Знать пользу от богатств леса.

Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Поросёнок Пончик»

На примере сказки показать: перед сном нельзя наедаться, а можно есть только «легкую» пищу.

Понимать понятие «легкий» ужин.

Апрель

Беседа – игра «Здоровое питание – здоровые зубы»

Сформировать у воспитанников представление о правильном питании и его важности в сохранении здоровья зубов и всего организма.

Уметь различать продукты полезные и вредные для зубов.

Посев семян на рассаду – томаты, огурцы, перец (зарисовка наблюдений за посевами)

Уточнить у детей, почему именно семена этих растений мы посадили, чем полезны данные овощи;

Развивать у детей творческие способности.

Знать о пользе овощей;

Как из семечка появляется растение.

Как правильно есть. Режим питания.

Закрепить с детьми обработку продуктов. Соблюдение культурно-гигиенических правил.

Понимать значимость правильного и регулярного питания для здоровья человека

Игра «Собери изображение».

Учить собирать из частей изображение, называть, что получилось и рассказывать, о пользе или вредности изображенного предмета

Различать вредную и полезную еду

Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Спорщицы».

На примере сказки показать, что все каши полезны

Знать о пользе каши

Май

Просмотр и обсуждение презентации «Кулинарное путешествие по России»

Рассказать воспитанникам о национальных традициях и социокультурных аспектах здорового питания; провести фотоэкскурсию в мир кулинарии нашей страны

Иметь представление об истории кулинарии нашей Родины.

Аппликация на тему «Корзинка с любимыми фруктами».

Развивать у детей творческие способности, их интересы, познавательную деятельность.

Вспомнить с детьми, чем полезны фрукты.

Знать, какие фрукты являются полезными, уметь давать им названия.

Выставка детских работ, посвященных правильному питанию

Выявить у детей уровень понимания понятия «правильное питание»

Правильно понимать понятие «правильное питание»

Трудовая деятельность: работа в огороде

На собственном опыте убедиться, сколько труда требуется для того, чтобы на столе появились полезные фрукты и овощи

Уметь достигать поставленной цели

Чтение рассказа Н. Ю. Чуприной «Весной на даче».

Показать на примере сказки, что на огороде растут только полезные продукты.

Знать, какие растения произрастают на огороде.

РАССКАЗЫ И СКАЗКИ О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ

для детей дошкольного возраста (Н. Ю. Чуприна)

Весной на даче.

В начале мая, когда теплое весеннее солнышко уже немного пригрело землю, дедушка Вася со своим внуком Санькой отправился на дачу. Дом на даче хотя и старый, но очень теплый и уютный. В нем есть печка и камин. Саньке всегда нравилось вечерами сидеть у камина, и смотреть на огонь и слушать, как потрескивают поленья. А еще в доме есть чердак. Там хранятся разные вещи: старые игрушки, швейная машина, старинная масляная лампа. На дачном участке есть фруктовый сад, где растут яблони, сливы, груши и разные кустарники. А есть еще и огород. На нем дедушка вместе с бабушкой выращивают разные овощи. Дед Вася, как раз и взял Саньку с собой, чтобы вместе перекопать грядки и посеять разные семена.

С раннего утра принимались они за работу. Дедушка перекапывал и удобрял почву. Санька делал на грядках бороздки и проливал их водой. «Земля должна быть мягкой, как пух. Семена это любят,» - любил говорить дед.

Они посеяли семена моркови, свеклы, редиса, петрушки и укропа. Посадили томаты, огурцы, перцы, капусту, лук. «То-то будет урожай!» - радовался дед Вася.

Дедуля, а урожай мы соберем только осенью? – поинтересовался Санька, когда они с дедом седели во дворе на лавочке.

Нет. Зелень, огурцы, томаты, перец, лук мы будем собирать все лето. Будем из них делать витаминные салаты.

Витаминные? Почему они так называются?

Эти овощи летом мы едим свежими, а в них много витаминов А,В,С,Д, а если делаем из них салат, то, добавляем растительное масло с витамином Е. Вот и получается – витаминный салат.

Здорово! Дедуля, а морковка, а капуста? – не успокаивался внук.

Капуста созревает в разное время: ранняя – летом, поздняя – осенью. Капусту нужно обязательно кушать, так как в ней много полезных витаминов, а особенно много аскорбиновой кислоты. Морковь собирают в конце лета, но некоторые сорта созревают раньше и их едят в начале лета.

Я люблю грызть морковку. Мама говорит, что это очень полезно для зубов. А еще, если будешь есть морковку или пить морковный сок, то вырастишь большим и сильным, - со знанием дела произнес Санька.

Твоя мама совершенно права, - подтвердил дед. – А сейчас пойдем, н6ас ждет бабушка, она уже накрыла на стол.

Они пошли в дом. Там на столе уже дымилась вареная картошка, на тарелках лежали малосольные огурчики и хрустящая квашеная капуста, краснели томаты в собственном соку. Бабушка положила Саньке вареной картошки и посыпала ее свежей зеленью – петрушкой и укропом.

Бабуля, а откуда ты взяла укроп и петрушку, ведь на огороде они еще не выросли? – удивился Санька.

Я вырастила их на подоконнике, - ответила бабуля.

Если честно, я не очень люблю укроп с петрушкой, - тихо произнес внук.

Что ты, их надо обязательно кушать, потому что они возбуждают аппетит и улучшают пищеварение, - объяснил дед Вася.

Санька, бабушка и дедушка сидели за столом, кушали все, что приготовила бабуля и радовались, что все овощи с огорода.

И пускай они консервированные, пройдет совсем немного времени и на столе появиться свежие томаты, молодые огурчики, лук, морковка и зеленый горошек.

День рождения

Совсем скоро придут гости. Пора ставить на стол угощения, - сказала мама.

Санька побежал на кухню и стал помогать ставить на стол салаты, закуски, различные соки и хлеб. Но вот раздался долгожданный звонок.

Ура! Это мои гости пришли! – закричал Санька и побежал открывать дверь.

На пороге стояли нарядно одетые друзья Саньки. Ребята прошли в квартиру и поздравили своего товарища с Днем рождения. Санька был счастлив! Еще бы, ведь Петя подарил ему гоночную машину с пультом управления, Игорек со своим братиком Юрой – видеокассету, о которой он мечтал, и конструктор, а соседская девочка Леночка подарила энциклопедию про самолеты. Санька поблагодарил всех за подарки и пригласил гостей за стол.

Ребята ели сначала салаты, потом суп, затем мясо с овощным гарниром. После этого в комнате погасили свет, и мама внесла очень красивый торт с шестью свечками. Санька загадал самое заветное желание и погасил свечки. Ребята кушали торт, пили чай и разговаривали.

Вот было бы здорово кушать только торт вместо салатов и мяча! – мечтательно произнес Санька.

Нет, Саша, - возразила мама. – Обед должен стоять из четырех блюд. Закуска и салаты подготавливают наш организм к процессу пищеварения. Суп и второе блюдо обеспечивают нас необходимым количеством питательных веществ. Соки, компоты или чай поддерживают нужное количество жидкости в нашем организме. А торт – это десерт. В нем очень много сахара, а сахар в таких количествах не всегда полезен для нас. Поэтому торты можно кушать, но понемногу и изредка.

После застолья ребята играли в разные интересные игры, а те, кто выиграл – получили разные призы. Все были довольны. День рождения удался на славу!

Интересный разговор

В один из жарких июльских дней Санька со своими друзьями Петей, Игорьком и Юрой играли во дворе в футбол. Игра была очень интересной! Если бы в воротах стоял Санька, то, конечно же, он не пропустил бы ни одного мяча. Но в ворота поставили Юру, младшего брата Игорька, который, иногда зазевавшись, пропускал мячи. Но все равно, матч получился замечательный!

Ребята набегались, устали и пошли к Саньке домой, чтобы попить воды. У всех пересохло во рту, мучила жажда.

Сейчас откроем кран с холодной водой и напьемся! - мечтал Санька.

Что ты, - возразил ему Петя. - разве ты не знаешь, что можно пить только кипяченую воду?

А почему? - поинтересовался маленький Юра.

В сырой воде очень много микробов. Если они попадут к тебе в организм, то ты заболеешь, - объяснил Юре старший брат Игорек.

Придя к Саше домой, ребята попили кипяченой воды и присели отдохнуть. В это время с работы пришла Сашина мама.

Ребята, не хотите попить сок? - предложила мама.

Нет, мы уже выпили по целому стакану воды, - дружно ответили друзья.

А вы знаете, сколько жидкости надо человеку выпивать в день? - спросила мама.

Нет.

Целых два литра! Но это не только вода или соки. Во всех продуктах и блюдах есть жидкость. Но особенно много жидкости в овощах и фруктах, - разъяснила мама.

Интересно, а без воды человек может жить? - задал вопрос Юра.

Без воды человек может прожить всего несколько дней, а без пищи - несколько недель, - разъяснила Санькина мама.

А я очень люблю клюквенный морс. Он утоляет жажду. А если у тебя температура, то морс снижает ее, - рассказал Петя.

А я люблю пить соки, особенно яблочный и апельсиновый, - сказал Игорек.

А я, например, очень-очень люблю молоко. Я могу пить его и утром, и днем, и вечером.

За разговором друзья отдохнули и снова пошли на улицу играть в волейбол. Все-таки замечательное это время года - лето!

Волшебный шоколад

День был ясный- ясный, а котенок Персик хмурый-хмурый. Он еще вчера потерялся и никак не мог найти дорогу домой. Персик ничего не ел со вчерашнего дня. В животе у него что-то урчало, переливалось и булькало. В это время к Персику подлетела Мудрая Сова. Еще высоко в небе она заметила, что маленький котенок как- то странно себя ведет.

Что случилось с тобой, - спросила Сова, приземлившись на ветку старого сухого дерева.

Тетушка Мудрая Сова, я потерялся, - жалобно промяукал котенок, - Вчера я заигрался с сухим листочком, который летел низко над землей и шуршал. Я убежал слишком далеко от моей мамы Кошки. Весь вечер и всю ночь я пытался найти дорогу домой, но ничего у меня не вышло.

Не печалься, Котенок, - пожалела его Мудрая Сова. Я помогу тебе, Я буду лететь по небу, а ты будешь бежать по земле.

Спасибо тебе, Сова! Но от голода у меня совсем нет сил. Как же я побегу за тобой? - захныкал Котенок.

Да, незадача! - согласилась Сова, покачав головой. Еды то поблизости нет.

Но тут она вспомнила, что у нее между перьями спрятан маленький кусочек темного шоколада. Сова протянула уставшему Котенку лакомства:

На, съешь этот кусочек шоколада! Он поможет тебе утолить чувство голода и придаст тебе силы, что бы смог добраться до дома.

Котенок с большим удовольствием съел лакомство. Через некоторое время у него перестало урчать в животе, и котенок ощутил в себе силы бежать домой по дороге, которая укажет Мудрая Сова.

Совсем скоро Персик оказался в объятиях мамы. Он долго благодарил Сову за то, что та выручила его из беды.

Знаешь, мама, Мудрая Сова угостила меня волшебным шоколадом. Благодаря ему я смог добраться до дома.

Ух, ух, ух! Рассмеялась Сова. – Вовсе это не волшебный шоколад, а самый обыкновенный. Просто шоколад очень быстро усваивается организмом, утоляет чувство голода и придает силы. Если бы у меня с собой были орехи, мед или мороженое, то они помогли бы тебе так же, как шоколад.

Еще долго кружила в небе Мудрая Сова, еще долго слушала она счастливое мурлыканье Мамы Кошки и Персика.

Поросеночек Пончик.

Шел как-то утром поросенок Пончик через лесную опушку. Увидел он пенек, сел на него и начал зевать. Недалеко стояло раскидистое дерево с большим дуплом. В этом дупле жила Мудрая Сова. Увидела она зевающего поросенка и говорит:

Пончик, что это ты зеваешь? Ты что, ночью не спал?

Как не спать, спал. Да вот только плохо: всю ночь крутился, вертелся, сны плохие видел.

Так, все ясно, - ответила сова.

Что тебе ясно, - не понял Персик.

А то, что наверняка вчера перед сном ты очень и даже очень плотно поужинал. Верно?

Верно, - сознался Пончик. – Я съел много, много овощей, желудей, конфет. А еще я съел тортик, но он был совсем маленький.

А знаешь ли ты, дорогой мой поросенок, что ужин – это последняя еда перед сном. Он должен быть легким. Организм должен ночью отдыхать. А твой желудок вместо этого переваривает пищу. Запомни, Пончик, на ужин надо есть только легкую пищу.

А легкая – это какая? – поинтересовался поросенок.

Это запеканки, творог, простокваша, омлет, кефир, фрукты.

Теперь мне все понятно. Спасибо тебе, Мудрая Сова! Поросенок собрался идти дальше, но сова остановила его.

Чуть не забыла, Пончик! Запомни еще одно правило: ужинать надо за два часа до сна. Ты запомнил?

Да! Еще раз спасибо тебе и до свидания!

Молоко, Йогурт и Кефир.

В молочном магазине на соседних полках стояли разные продукты: молоко, кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди с большим удовольствием покупали эти молочные продукты, складывали их в пакеты, приносили домой и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что они страсть как не любили тепло и жару. Им от тёплого воздуха плохо становилось, и они скисали. А в холоде им было хорошо, даже очень хорошо.

Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе в холодильнике, охлаждаются.

Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило:

Ну - ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, Королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен.

Что это ты молоко загордилось? Объясни - ка нам! - попросил Кефир.

А что объяснять - то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ, необходимых каждому человеку, так я еще легко усваиваюсь организмом.

Подумаешь, легко усваивается! - возразил Йогурт. - Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато во мне живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот!

Ты что, Йогурт, думаешь один такой борец с возбудителями? Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! - не успокаивался Кефир.

А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! - гордо произнес Йогурт. долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось

Молоко:

Как бы там ни было, все равно, я, молоко, являюсь основой и для тебя, йогурт, и для тебя, кефир, и для ряженки, и для творога. Даже масло сливочное получается при сбивании сметаны, а сметана получается из молока.

Да, тут уж не поспоришь! действительно ты, молоко - Король всех молочных продуктов, - сказали Йогурт и Кефир.

Выслушав все это, Молоко подобрело и сказало:

Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, а вы мне теперь действительно, как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!

Так и стояли они рядом: Молоко, Йогурт и Кефир, пока не пришла хозяйка и не вынула их из холодильника.

Две мышки

Случилось это в полдень, когда все лесные звери спрятались от жары: кто в холодную норку забрался, кто в кустарнике густом схоронился. А двух мышек-подружек жара застала как раз в то время, когда они бежали через деревенский огород. Спрятались они под огуречным листом, отдышались и стали оглядываться: пить хочется, есть хочется. Смотрят, висит молодой огурчик, зеленый с пупырышками. Стали мышки его грызть. Огурчик хрустит, а мышки радуются.

Какой замечательный огурчик! – сказала первая Мышь.

Да, - подтвердила вторая, - наелись и жажду утолили. В огурце много жидкости.

А я вообще все овощи люблю: и капусту, и картошку, а особенно морковку, потому что она сладкая, вкусная и полезная. Мне мама рассказывала, что если будешь есть морковь и пить морковный сок, то быстрее вырастишь и будешь сильным и здоровым.

Я тоже люблю все овощи, - согласилась вторая Мышь. – Вот только не нравятся мне лук и чеснок. Посмотри вон на те грядки. Мой нос даже отсюда чувствует, что они там растут.

Да, эти овощи имеют необычный запах. Но зато они очень полезные. В них содержится так много полезных, я даже сказала бы лечебных веществ. Если ты будешь каждый день по чуть-чуть есть чеснок или лук, то никогда не будешь болеть.

А если это случится, то тебе снова помогут эти овощи. Их надо мелко порезать и подышать испарениями, которые идут от них. Через нос к тебе в организм попадут вещества, которые помогут излечиться от насморка. А если ты поешь чеснок или лук, то вредные микробы погибнут и болезнь отступит, - объяснила первая Мышка второй.

Здорово! Теперь я буду кушать лук и чеснок, чтобы на болеть, - сказала вторая Мышка.

Солнце уже перестало так припекать и наши подружки, отдохнувшие и довольные, отправились дальше в путь.

Спорщицы

Однажды стоящая на столе сахарница услышала странные звуки, доносившиеся с плиты, на которой стояли кастрюли:

Пьих-пых! - говорила одна кастрюля.

Пых-пых-пых, - отвечала ей другая.

Сахарница прислушалась. И вот что она услышала:

Я самая вкусная и полезная каша, - пропыхтела гречневая каша.

Нет, нет! Самая вкусная и полезная я, - возражала ей овсяная каша.

Меня можно варить на воде и на молоке. А если добавить сахар, то я стану еще вкуснее, - не успокаивалась гречневая.

Подумаешь, - отвечала овсяная каша. - Зато если в меня добавить не только сахар, но и варенье или изюм, то я стану еще более полезной и вкусной!

Зато я наиболее полезная каша, - не успокаивалась гречка. - Во мне больше всего полезных веществ, нужных для здоровья каждого человека.

Во мне тоже есть полезные вещества и много витаминов, которые помогают детям расти здоровыми и сильными, - отвечала овсяная каша.

А если в меня добавить сливочное масло, то я становлюсь во много раз вкуснее!

Ну и что! Я тоже становлюсь от масла вкуснее. Зато у меня два имени: Овсяная и Геркулесовая, - хвасталась Овсянка.

Этот спор продолжался бы еще долго, если бы не вмешался Чайник - всей посуды начальник.

Я так скажу, - произнес Чайник, - любая каша - это полезная еда, которая поможет стать человеку здоровым и сильным. В кашах много витаминов и разных веществ, которые необходимы всем людям, а особенно детям. Если в кашу добавить ягоды, варенье, изюм или орешки, то она станет еще вкуснее и полезнее. На свете существует много разных каш: рисовая, перловая...

Манная и кукурузная, - подхватила Сахарница.

Верно, верно! Все они являются полезными продуктами, - сказал Чайник.

Каши успокоились и перестали спорить. Вскоре пришла хозяйка и выключила под кастрюлями огонь.

Кошка в гостях у Свиньи

Однажды пригласила Свинья свою соседку Кошку на обед. Накрыла она стол, красивую скатерть постелила, еды всякой поставила: тут и мороженое, тут и пирожное, и конфеты всякие: «Марсы» со «Сникерсами», чипсы и газировка «Кока-кола». Сидит Свинья за столом, Кошку поджидает.

Пришла Кошка, поздоровалась, посмотрела на стол и говорит:

Дорогая Свинья! Ты собираешься все это кушать?

Да, хрю-хрю. А что? – не поняла Свинья.

Как что? – удивилась Кошка. – Ведь это вредные для организма продукты. Если ты будешь их кушать, то у тебя будет болеть живот. Мало того, у тебя разболятся зубы и тебе их придется лечить. Может быть даже их придется вырывать. А еще твое тело может покрыться прыщами. Такое очень часто случается у тех, кто много и часто ест конфеты.

А что же делать? – спросила испуганная Свинья. – Мы останемся голодными, а эти продукты испортятся. Я не хочу их выбрасывать.

Не переживай, Свинья! Эти продукты убери в холодильник. Там они могут долго храниться. Ты будешь их кушать лишь иногда и по чуть-чуть. А сейчас я принесу тебе то, что можно и нужно кушать.

Кошка побежала к себе домой и через некоторое время вернулась с корзиной. Из нее выложила для Свиньи морковь, капусту, свеклу, яблоки, груши, а для себя молоко, сметану и творог.

Вот, Свинья, угощайся!

Свинья съела овощи с большим удовольствием.

Спасибо тебе, Кошка! Очень вкусно, а самое главное полезно! Я теперь всегда буду выбирать для себя самые полезные продукты. А конфеты, мороженое и пирожное буду кушать лишь иногда.

А вы, дети, какие еще полезные продукты знаете?

Лимончик

За горами, за лесами, далеко-далеко от наших мест есть фруктовый город. В нем живут только фрукты: сочные яблоки и груши, нежные бархатистые персики и абрикосы, ярко-желтые бананы и лимоны, круглые апельсины, грейпфрукты, мандарины. Все фрукты дружат между собой, помогают друг другу. Но иногда случаются неприятности.

Однажды маленький Лимончик шел по улице и напевал веселую песенку.

У него было прекрасное настроение. Было раннее летнее утро, щебетали птички, на небе сияло яркое теплое солнышко. Вдруг навстречу Лимончику выкатились два приятеля – Мандарин и Апельсин.

Ха-ха-ха! – засмеялись они. – Посмотри, кто идет! Кислый Лимончик, бр-р-р! Невкусный! Некрасивый!

Услышав это, Лимончик очень расстроился. Он расплакался и побежал к маме.

Не обижайся на них, сынок, - сказала мама. – Они не правы. Ты у меня очень красивый. Желтенький, похож на солнышко. Сочный, очень полезный. В тебе много витаминов. А то, что ты кислый – не беда! Если лимонную дольку посыпать сахаром, она становится кисло-сладкой.

Лимончик немного успокоился. Настроение у него улучшилось.

Ты должен простить Апельсинчика и Мандаринчика, - посоветовала мама, - ведь они твои родственники. Все мы относимся к одной семье – семье цитрусовых. Все мы сочные, вкусные и очень полезные. В нас много витаминов и других веществ, необходимых для здоровья. Нам нельзя ссориться!

Лимончик, выслушав свою маму, побежал на улицу. Он встретил Апельсинчика и Мандаринчика и объяснил им, почему им нельзя ссориться. После этого друзья побежали играть в футбол и больше никогда не ссорились.

Маша и фруктовый сад

Жила-была девочка Маша. Каждое утро она приходила в свой фруктовый сад. В нем росли разные деревья и кустарники. Яблоки, вишни, сливы, черноплодная рябина, облепиха, шиповник, крыжовник, красная и черная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев. Маша ухаживала за садом, поливала и удобряла деревья и кустарники. Ей нравилось гулять в саду. В жаркие летние дни в нем было светло и прохладно.

Однажды Маша заболела. У нее поднялась температура, горло покраснело и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, наклонили к земле свои ветви, задумались, как помочь Машеньке. Подул тут ветерок и нашептал им, что спасти Машу может напиток из шиповника. Он поможет снизить температуру. Плоды черной и красной смородины тоже уменьшат температуру тела и обогатят организм витаминами. А еще ветерок прошептал о пользе малинового варенья, вкусного и душистого. Если выпить чай с малиновым, то уменьшатся боли в горле. И, конечно же, необходимо сварить разные компоты: яблочно-вишневый, яблочно-грушевый, сливовый. Они утолят жажду, которая часто мучает больных и улучшат аппетит. Обрадовались деревья, что смогут помочь Маше. Распрямили они свои ветви, зашелестели листочками. Поняла Машина мама, что хотят сказать ей деревья и кустарники. Напоила она дочку чаем с малиновым вареньем, настоем шиповника. Покушала девочка ягоды красной и черной смородины, выпила полезного компота.

На следующий день Маша почувствовала себя намного лучше. Она вышла в свой любимый фруктовый сад и поблагодарила деревья и кустарники за помощь. Долго шелестел зеленой листвой сад, радуясь быстрому выздоровлению девочки.

Государство Пряностей

В некотором царстве под названием Государство Пряностей жил- был царь. Звали его Лавр. Его жена, царевна Гвоздика, ласково называла царя «Лавровый листочек».

Я царь, я главный среди пряностей, - говорил перед своими подчиненными Лавр. - Из моих листьев делают венки и водружают их на головы победителей спортивных состязаний, поэтам и героям.

Конечно, конечно, дорогой Лавровый листочек, - соглашалась с мужем Гвоздика, - но я ценю тебя не только за это, но еще и за то, что если твои листочки добавляют в разные блюда, то они обретают необычный запах и вкус.

После этих слов Лавр с гордостью вскидывал голову и обводил взглядом своих преданных слуг: Мяту, Тмин, Хрен и Ваниль.

Ах, если бы ты знала, как мне нравится твой запах, дорогая Гвоздика! мечтательно произносил Лавр. Выделяемые тобой эфирные масла имеют не только приятный запах, но и специальные

свойства.

А что это за свойства? поинтересовался старик Тмин.

О’ Еще моя бабушка рассказывала, - продолжила Гвоздика, - что в стародавние времена люди носили на шее бусы из гвоздики, клали ее в рот и жевали при посещении больных. Считалось, что выполняя все это, человек не заразиться.

Все подданные после этих слов преклонили головы, в знак уважения, перед своей королевой.

Однажды в Государство Пряностей приехала в гости Соль. Лавр позвал во дворец всех жителей, чтобы познакомить Соль с разными пряностями.

Дорогие подданные! Прошу любить и жаловать -. Соль!

Наиважнейшая вкусовая добавка! Без соли человек не может жить. В год для нормального питания одному взрослому человеку необходимо семь килограммов соли.

Не может быть! не сдержался Хрен. Это просто потрясающе!

А сейчас, многоуважаемая Соль, разрешите Вас познакомить с жителями моего государства: Тмин дикорастущее растение. Его плоды используют при засолке овощей, их добавляют в супы, соусы

и хлеб, - с гордостью произнес Лавр.

А еще, я возбуждаю аппетит и улучшаю пищеварение, - скромно добавил старик Тмин.

Он поклонился и отошел в сторону.

Прошу любить и жаловать - Хрен, во всей своей красе. Хрен никогда не отличался особой скромностью и принялся сам себя расхваливать:

Посмотрите на меня: у меня есть и вершки и корешки. Мои листья незаменимы при засолке огурцов и томатов. А блюда из моего корня - самая острая приправа к мясным, рыбным и овощным блюдам. Я - самый-самый полезный, так как во мне много витаминов С и В.

Вовсе и не самый-самый, - возразил старик Тмин. - Не стыдно тебе. Хрен, самого себя расхваливать? Стоишь тут весь белый и не краснеешь!

От чего же, если в меня добавляют свеклу, то я становлюсь даже очень красным.

Ну, с Хреном мне все понятно, - сказала Соль. А что это за нежная красавица стоит в сторон

О-о! Это неотразимая Ваниль, - с нескрываемой гордостью заявил Лавр. Ваниль подошла к гостье.

Какой замечательный запах! -- произнесла Соль, втягивая аромат.

Вы еще не пробовали ее на вкус, - отозвалась Гвоздика.

Нашу Ваниль используют для ароматизации печенья, бисквитов, зефира и многих других кондитерских изделий.

Если разрешите, я добавлю, - скромно произнесла красавица Ваниль.

Конечно, конечно! - разрешил Лавр.

Меня применяют еще и в процессе приготовления лекарств, для придания им приятного вкуса и запаха. Ваниль раскланялась и ушла на прежнее место.

Что-то я не вижу нашу Мяту - спросил царь.

Я здесь! Извините, что опоздала. Я заваривала свои листья для получения мятного чая, чтобы те, кто сильно беспокоятся, выпив моего чая, успокоились, а те, кто страдает бессонницей, отведав этого напитка, заснули крепким сном.

Это очень хорошее качество! - согласилась Соль.

А еще Мята придает пище освежающий вкус и приятный аромат, - добавила Гвоздика.

Какие полезные жители живут в вашем Государстве! с восторгом произнесла Соль. -. Я обязательно расскажу всем своим друзьям о пряностях, которые придают продуктам и блюдам своеобразный вкус и полезные свойства. После этого был пир на весь пряный мир.

В ожидании гостей

Санька с нетерпением ждал этот день. Сегодня у него День рождения. Ему исполняется шесть лет и к нему придут друзья: Петя, Игорек с младшим братом Юрой и соседская девочка Леночка. Ребята принесут разные подарки. «Интересно, что подарят друзья? Может быть машину или самолет, а может быть интересную книгу?» - мечтал Санька. Его раздумья прервала мама:

Сынок, помогай мне накрывать на стол!

Мама достала белоснежную скатерть, фарфоровые тарелки с золотой каемкой, хрустальные стаканы и другую красивую посуду.

Мама, а зачем ты взяла эту посуду? Может быть поставим посуду, которой мы пользуемся каждый день? – спросил Санька.

Нет, сынок. Когда ты ждешь гостей к праздничному обеду, стол надо накрыть красивой скатертью и поставить по числу гостей приборы: тарелки, вилки, ложки, ножи, бокалы для напитков. Посуда, конечно, должна быть красивой. Гостям будет приятно сидеть за таким столом, - пояснила мама.

Санька стал с удовольствием помогать маме накрывать на стол.

А ты знаешь, сынок, - сказала мама, - раньше во дворцах московских государей тарелки, вилки и ложки подавали только почетным гостям, сами же хозяева брали руками заранее нарезанное кушанье. Но великий русский царь Петр решил навести порядок – обучить русских дворян хорошим манерам. Он повелел изучать книгу, в которой рассказывалось о том, как надо вести себя в обществе и как правильно вести себя за столом. С того времени еду перестали брать руками, а стали использовать вилки, ножи и ложки.

Как интересно! – воскликнул Санька. – Я обязательно об этом расскажу ребятам.

Мама и сын расставили всю посуду. В довершении, мама умело скрутила из салфеток конусы и поставила их на пустые тарелки.

Стол получился замечательным!

Нет у Юли аппетита?

Только вижу, что она,

Безусловно, не больна.

А тебе скажу, девица,

Все едят и зверь, и птица,

От зайчат и до котят.

Все на свете есть хотят.

С хрустом конь жует овес,

Кость грызет дворовый пес.

Воробьи зерно клюют

Там, где только достают.

Утром завтракает слон –

Обожает фрукты он.

Бурый мишка лижет мед.

В норке завтракает крот.

Обезьяна есть банан.

Ищет желуди кабан.

Ловит мошку ловкий стриж.

Сыр и масло любит мышь.

Попрощался с Юлей врач –

Глеб Сергеевич Пугач,

И сказала громко Юля:

Накорми меня, мамуля!


Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Фаст-фуд, который выглядит привлекательно в условиях вечной нехватки времени, так и норовит вытеснить здоровую пищу из нашего рациона. Это совсем не полезно для растущего детского организма. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.

Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой. Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная с младшей группы, а ножи — со старшей группы.

В каждой группе желательно иметь свою посуду, расцветка которой может соответствовать названию группы («Ромашки», «Малыши»). При переходе в более старшую группу набор посуды меняется.

В старшей группе на столах может появиться дополнительный предмет — солонка с маленькой ложечкой. Зачастую дети, не желая есть малосоленое блюдо, отказываются от еды. Но достаточно им разрешить немного подсолить блюдо, как аппетит сразу же появляется. Безусловно, детям нужно рассказывать, про то, что излишки соли крайне вредны, что необходимо соблюдать меру.

В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.

К завтраку на середину стола ставят вазочку с цветами, хлебницу, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Вилки раскладываются с левой стороны, ножи — с правой, ложки — параллельно краю стола. Основное блюдо, чтобы не остыло, подается только тогда, когда ребенок садится за стол. Посуду убирают слева от сидящего ребенка.

К обеду стол сервируют похожим образом, однако сок и компот в чашки на столе разливают заранее, на край стола ставят горкой тарелки. При этом, в младших группах ставятся только глубокие тарелки, а в средней и старшей — глубокие и мелкие тарелки в тех случаях, когда второе раскладывается в группе, а не приносится из кухни. Использованная посуда тут же убирается.

В некоторых садах поощряют привычки детей, которые не всегда можно назвать полезными. Например, многие ребята, которые не любят вареный лук, морковь или капусту, выкладывают их на тарелку, заранее заготовленную нянечкой. Однако воспитатели должны проводить работу с воспитанниками, стараясь научить есть всю гущу вместе с жидкостью. В крайнем случае, кусочек лука можно положить на край своей тарелки.

К полднику стол сервируется, как и на завтрак — с единственным отличием: не подается масло.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются. Зайти в группу ясельную и старшую, и вы не только увидите, но и услышите разницу. Малыши сидят абы как в силу своего возраста и неусидчивости, крошки раскиданы, пытаются болтать — не везде, конечно, но это типичная картина. И взять старшую группу: дети сидят и спокойно едят, никто не болтает, не смеется. После еды вытираются салфеткой, благодарят нянечку и помогают дежурному убрать за собой посуду.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы, в конце учебного года. Дежурный помогает нянечке накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет стаканы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол нянечка, вложить в стаканы салфетки, убрать после еды хлебницы и стаканы с салфетками.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия, реализуются парциальные программы. Одна из них — «Азбука здорового питания « , разработанная специалистами Центра «Доверие». На занятия к детям приходят «Умник» и «Весельчак», которые делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят представления, посвященные питанию в детском саду.

В дошкольных учреждениях организуются праздники. Особенно популярен День культуры еды . В рамках его проводятся различные мастер-классы по приготовлению салатов, декорированию блюд, ведутся беседы о кулинарных пристрастиях и традициях, пришедших к нам из других стран.

Как известно, аппетит во многом зависит от того, насколько «вкусно» выглядит еда, красиво сервирован стол. В связи с этим, в детских садах зачастую объявляются конкурсы-смотры на лучшую сервировку .

Смотр-конкурс на лучшую сервировку стола в МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 7» Елочка, г. Ханты-Мансийск, сайт — sad7elochka.ru .

Вилка слева, ложка справа или ещё раз о приеме пищи

Культура питания в детском саду — наука, необходимая в современной жизни. Поскольку дети проводят большую часть дня в детском саду, то именно на воспитателей и младших воспитателей ложится обязанность научить ребенка полезно, вкусно, красиво и, самое главное, аккуратно питаться.
Уроки этикета начинаются уже в раннем возрасте. Ребенок учится не только правильно вести себя за столом, но и уверенно пользоваться столовыми приборами, быть опрятным и вежливым.

Правила сервировки стола

В нашем детском саду детей учат питаться на классический, европейский манер — вилка в левой руке, нож — в правой.Исходя из этого сервируют столы. Вилки дают детям начиная со средней группы (с 4-х лет), а ножи — со старшей группы (с 5 лет).
В зависимости от времени приема пищи столы сервируются по-разному.
К ЗАВТРАКУ стол сервируется следующим образом: на середину ставят вазочку с цветами, хлебницу с хлебом, тарелку с порционным маслом, салфетницу, блюдца. Затем раскладывают вилки, ножи и ложки. Вилка-с левой стороны, нож- справа, ложка параллельно краю стола. Питье наливает взрослый, когда съедено основное блюдо и убрана тарелка. Чай или кофе обслуживающий персонал разливает на отдельном столике и по мере надобности подносит детям. Это необходимо, чтобы питье не остывало раньше времени.
Основное блюдо подают ребенку только тогда, когда он сядет за стол. Заранее блюда не раскладывают, за исключением тех, которые едят холодными. Подают и убирают посуду слева от сидящего ребенка.
К ОБЕДУ стол сервируют сходным образом, но компот разливают заранее, рядом с ножом кладут столовую ложку. Разливает суп младший воспитатель. Категорически запрещается оставлять использованную посуду. Стол должен быть всегда опрятным.
К УПЛОТНЕННОМУ ПОЛДНИКУ стол сервируют так же, как и к завтраку. Не подается только масло. Другое важное требование, предъявляемое к персоналу и педагогам, — не создавать своими действиями и словами напряженную обстановку, когда едят дети. Взрослые должны помнить постоянно о том, что дети только вступили в этот мир и многого еще не умеют. Приучая их к хорошим манерам, следует снисходительно относиться к промахам, не порицать и не торопить. Манерам нужно обучать непринужденно, спокойно и лучше всего собственным примером, приходя на помощь всякий раз, когда ребенок испытывает затруднения.
Хлеб ставим на середину стола в хлебницах, нарезав его на небольшие куски (20—25 г). Кусков в хлебнице всегда больше, чем детей за столом. Каждый может есть сколько хочет. Дети 5—6 лет принимают участие в накладывании хлеба в хлебницы. Учим делать это двумя вилками: одну подкладывать под кусочек хлеба, другой поддерживать его сверху. Дети прекрасно с этим справляются и очень любят эту работу. Если они не успевают положить весь хлеб в хлебницу, им помогает няня. Брать хлеб из общей хлебницы учим детей указательным и большим пальцами, так же держать его и во время еды, а не в кулаке. Руку с хлебом всегда держать над столом, а не опускать вниз. Вообще приучаем детей во время еды держать обе руки на столе.

Прием пищи

Такие блюда, как мясные и рыбные котлеты, творожные запеканки, разные запеканки, даем детям в неразрезанном виде (это возбуждает аппетит, влияет на выделение желудочного сока), учим их отделять ребром вилки по кусочку и съедать его, взяв на вилку, а не разрезать сразу всю полученную порцию. Полностью разрезать порцию приходится только малышам, которые сами с этим на справляются. Учим детей есть котлету, мясо, рыбу одновременно с гарниром: кусочек котлеты, мяса или рыбы и много гарнира. Если детей не учить есть мясные, рыбные и другие блюда с гарниром, они большей частью съедают раньше гарнир, а затем котлету или рыбу.Сосиски, сардельки в младшей группе подаем в разрезанном виде, пяти-шестилетние дети разрезают их сами. Также подаем в разрезанном виде огурцы и помидоры. Если не разрезать, дети берут их руками. Постепенно воспитанники начинают привыкать есть культурно, и уже сами просят разрезать им то или другое кушанье.
Пирожки, ватрушки, печенье, пряники мы ставим на середину каждого стола в общих тарелках или хлебницах. Учим детей брать, не выбирая, тот пирожок, печенье, что лежит ближе к ним.

Учим детей пить молоко, чай, кофейный напиток или другие напитки небольшими глотками, чтобы они одновременно заканчивали пить и есть. Если их не учить этому, то они сначала выпивают жидкость, а потом едят всухомятку то, что дано к ней, и, конечно, едят с трудом.

Очень аппетитно выглядит суп, посыпанный зеленым луком. Аппетитнее пища, когда она посыпана укропом, петрушкой.

Одним из условий, необходимых для создания благоприятной обстановки во время еды, является правильное поведение взрослых и детей во время питания.

Взрослые (младший воспитатель и воспитательница) разговаривают друг с другом спокойным, тихим голосом только о делах, связанных с питанием детей. Никаких бесед друг с другом не должно быть. Не следует делать замечания всем детям сразу. Не следует торопить детей словами: «ешь скорее», «доедай скорее», лучше своевременно подать пищу и тем самым добиваться, чтобы дети не задерживались за столом. Постепенно воспитанники привыкают есть культурно.

Как вести себя за столом

· Не сиди, развалившись.

· Не клади ногу на ногу.

· Не шаркай ногами, не разговаривай.

· Не вертись, не толкай товарища.

· Ешь аккуратно, не проливай на скатерть.

· Кусай хлеб над тарелкой.

· Не откусывай сразу большие куски хлеба. Ешь тихо. Не чавкай.

· Правильно держи вилку, ложку и нож.

· После еды положи ложку и вилку в тарелку.

· Выходя из-за стола, убери стул и поблагодари.

· После еды полощи рот.

При проведении завтрака, обеда дети спокойно могут обратиться с просьбой к воспитателю, младшему воспитателю помочь разрезать, дать добавку; посоветовать товарищу взять корочку — «помогалочку», а не трогать пищу пальцами, самому напомнить товарищу, если неправильно держит ложку, а не кричать: «Вова неправильно держит ложку!» Других разговоров во время еды мы не должно быть.

«Красивая сервировка стола не только способствует возбуждению аппетита, но и создает у детей доброжелательный настрой по отношению друг к другу». Поэтому надо не просто стремится эстетично оформить столик, но и время от времени разнообразить это оформление, чтобы детям интересно было его рассматривать. Так для каждого времени года изготовляются специальные салфетницы.

Зимой стол сервируется в бело-голубых тонах, и салфетницы украшаются снежинкой. Летом снежинку сменяют кувшинки из салфеток, а осенью салфетницы превращаются в грибы.

Можно обучать детей искусству сервировки стола, используя дидактические игры, если подходить к проблеме с умом, можно решить сразу несколько педагогических задач.

Вот пример, для того чтобы дети усвоили последовательность и порядок расстановки столовых предметов, необязательно сразу пускать в ход настоящую и даже игрушечную посуду. Можно использовать значки-символы. В ходе игры эти значки играют роль предметов-заменителей, которые, в свою очередь, стимулируют развитие детского воображения.

Можно не спешить сообщать детям, что те или иные круги будут играть роль определенных тарелок, и превратить это в задачу: «Представим себе, что нам нужно продумать расстановку посуды на столе. Но посуды у нас еще нет. Зато есть вот такие фигуры. Как вы думаете, что может обозначать эта фигура? А эта? Почему вы так решили?» Иными словами, закрепление значения за каждым знаком надо предоставить детям.

В обучении этикету могут сыграть свою роль карты и альбомы, в которых изображен порядок расположения посуды и приборов на столе.

Еще более значимым будет рисование таких карт и оформление альбомов силами самих детей. Во-первых, они могут изображать план сервировки стола с помощью тех же символов, предварительно продумав их систему. Во-вторых — рисовать красивые столики, отдельные салфетки и салфетницы, чашки, блюдца и т.п.

В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и складывание салфеток. Это занятие не только развивает представления детей об эстетике быта, но и способствует развитию мелкой моторики руки. Ведь складывание, как и завязывание тесемочек, — серьезная работа для пальчиков.

Перед едой детей приветствует кукла Аппетитик. Во время приема пищи он занимает достойное место за тем столом, где едят культурно и с аппетитом.

Если сразу несколько детских «команд» претендуют на победу, Аппетитик перемещается с одного столика на другой в порядке установленной очереди.

Формирование культурно-гигиенических навыков за столом

По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются.

Перед каждым приемом пищи дети умываются, приводят в порядок нос, волосы, одежду. Ребенок должен правильно сидеть за столом: нижняя часть спины должна быть прижата к спинке стула, ступни ног полностью касаться пола, между подачей блюд правую руку следует держать на коленях, а запястье левой руки на столе. Нельзя сидеть с перекрещенными ногами, качаться на стуле, сидеть развалясь, перегибаться через спину рядом сидящего, отодвигать стул всем весом своего тела, барабанить по столу пальцами, ставить на стол локти.

ЗАСТОЛЬНАЯ БЕСЕДА ОБЯЗАТЕЛЬНА.

При застольном разговоре дети должны усвоить всего два правила:

Не вступать в разговор, пока не закончил говорящий,

Не говорить пока во рту пища.

Темы бесед могут быть самыми различными, уместно поговорить о пище, которую едят дети: из каких продуктов она состоит, откуда эти продукты появились. Но если двое детей заняты разговором между собой, не реагируют на остальных, то следует сделать им замечание.Каждый ребенок, подходя к столу, должен пожелать сидящим приятного аппетита, а те в ответ поблагодарить. Выходя из-за стола, ребенок желает оставшимся приятного аппетита еще раз или всего доброго!

«Спасибо» он говорит всякий раз, когда ему подают еду, убирают посуду и т.п.После еды пользуются салфеткой

Посуду дети за собой не убирают. Это делают взрослые. Тарелки после супа, второго следует убирать немедленно, так как стол всегда должен выглядеть опрятно.

Детей раннего возраста (1-2 года) учат:

  • мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем (с помощью взрослого);
  • садиться за стул;
  • пользоваться чашкой: держать ее таким образом, чтобы жидкость не пролилась, пить не торопясь;
  • пользоваться ложкой;
  • самостоятельно есть ложкой густую пищу, есть с хлебом;
  • после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул.

Детей первой младшей группы (2-3 года) учат:

  • самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
  • опрятно есть, держа ложку в правой руке;
  • вытираться салфеткой после еды;
  • благодарить после еды.

Детей второй младшей группы (3-4 года) учат:

  • самостоятельно и аккуратно мыть руки с помощью мыла, насухо вытираться полотенцем, вешать полотенце на свое место;
  • правильно пользоваться столовыми приборами;
  • кушать аккуратно: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Детей средней и старшей групп (4-5 лет, 5-6 лет) учат:

  • брать пищу небольшими порциями;
  • есть тихо;
  • правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой, ножом);
  • сидеть с прямой спиной;
  • аккуратно составлять посуду после еды;
  • относить за собой часть посуды.

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет) закрепляют полученные навыки культуры поведения за столом: не кладут локти, сидят прямо, тщательно пережевывают пищу, правильно пользуются столовыми приборами.

Формы привития культуры питания

Формы привития культуры питания в детском саду разнообразны. Одной из них является дежурство . Чтобы дети воспринимали дежурство не как досадную нагрузку, а как увлекательное и престижное дело, нужно насытить эту деятельность игровыми моментами, снабдить ее привлекательными элементами.

Дежурным по столам выдают нарядную форму, состоящую из цветных или белых колпачков и фартучков. Все эта одежда хранится в «Уголке дежурного».

Дежурить дети начинают со второй младшей группы. Дежурный помогает младшему воспитателю накрыть стол, за которым сам кушает. Дошкольник расставляет бокалы, кладет салфетки, ложки, ставит хлебницы.

В средней группе дети закрепляют навыки сервировки стола. Во втором полугодии обязанностей прибавляется: расставить блюдца, которые предварительно поставила на стол младший воспитатель, вложить в салфетницы салфетки, убрать после еды хлебницы и салфетницы.

В старшей и подготовительной группах дежурные могут самостоятельно сервировать стол и прибираться после приема пищи. В обязанности дежурных входит не только расстановка посуды, но и, например, складывание тканевых салфеток. Это занятие очень способствует развитию мелкой моторики руки.

Серьезно дежурные относятся к объявлению меню, своего рода актерской мини-сценке. Ведь меню можно зачитать с выражением так, что дети, до сих пор не испытывавшие голод, захотят попробовать все блюда.

Кроме дежурств, в дошкольном учреждении проводятся тематические занятия. Педагоги делятся интересными фактами про овощи и фрукты, разучивают с дошкольниками стихи про еду, проводят мероприятия, посвященные питанию в детском саду.

Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении за столом физиологических потребностей. Она имеет этический смысл - ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.

Красиво и правильно сервированный стол, красивая еда возбуждают аппетит у ребёнка.

Овладение культурой еды - нелёгкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо.

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Продукты питания»

Цели:

Расширить знания детей о продуктах питания.
Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Учить внимательно слушать и понимать стихотворный текст.
Формировать представления о цвете, положении в пространстве (на, за, перед, рядом, верх-низ, право-лево), геометрических фигурах (прямоугольник, квадрат, треугольник, круг, овал), величине (большой-маленький).
Учить детей находить точно такой же предмет, а также предмет, отличающийся от остальных.
Совершенствовать навыки наклеивания, лепки, рисования карандашом прямых вертикальных линий.
Учить детей находить середину предмета.
Учить детей резать бумагу ножницами.
Развивать мышление, мелкую моторику, координацию движений.
Упражнять в умении согласовывать свои действия со словами песни.
Воспитывать желание быть аккуратным при приеме пищи, пользоваться салфеткой.

Оборудование:

Упаковки из-под различных пищевых продуктов (по два экземпляра).
Картинки «Найди лишний предмет» (продукты питания).
Вырезанные из картона тарелочки, клей ПВА, гречневая крупа.
Соленое тесто, игрушечные ножи, фантики из-под конфет.
Картинки с изображением колосьев, зерен, муки, теста, хлебобулочных изделий.
Лист-фон с изображением дороги. Маленькие машинки.
Лист-фон с изображением тарелок разной формы; вырезанные цветные изображения хлеба, печенья, пирожка, батона, бублика; клей.
Фасоль белая крупная и коричневая мелкая. Большие и маленькие тарелочки.
Ножницы. Вырезанные из бумаги изображения хлеба и колбасы.
Прищепки. Разноцветные силуэтные изображения «чупа-чупсов».
Раздаточный материал «помидоры», «огурцы», «груши», «сливы»; круги-тарелочки красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Бельевая веревка. Силуэтные изображения грибов.
Сушки. Веревочки.
Картинка с изображением аккуратного и неряшливого ребенка, принимающего пищу. Бумажные салфетки.
Круглые картонные «пиццы» с липучками, мелкие кусочки колбасы, помидоров, грибов, сыра на липучках.
Картинки-фоны с изображением конфет в виде геометрических фигур с пустой серединой, соответствующие геометрические фигуры.
Карандаши. Листы с нарисованными вверху продуктами питания и тарелками внизу, которые нужно соединить вертикальной линией.
Аудиозаписи: «Танец с мамой», «Я пеку, пеку, пеку деткам всем по пирожку».

Ход занятия:

Когда нам говорят «Приятного аппетита?» Так говорят перед едой. Сегодня поиграем и поговорим о том, что мы едим.

Когда тебе предложат угощенье -
Фруктовый торт, конфеты и печенье, -
Ешь спокойно, аккуратно.
Будет всем вокруг приятно.

Что нужно сказать перед едой? Что нужно сказать после еды?

Дидактическая игра «Купи в магазине точно такой же продукт»

Детям раздаются пустые упаковки из-под различных пищевых продуктов. Дети должны пройти к «магазину» (где расставлены такие же упаковки) и выбрать-«купить» точно такой же продукт.

Дидактическое упражнение «Что несъедобное?»

Посмотрите на картинку внимательно и покажите, что несъедобное, что нельзя съесть.

Дети карандашами проводят вертикальные прямые линии от продукта до тарелки.

Упражнение «Пицца»

Приготовьте настоящую пиццу - положите сверху кусочки колбасы, сыра, грибов, помидоров.

Рассматривание картинок

Вы любите кушать печенье, булочки, хлеб. Посмотрите и послушайте как и из чего они получились. (Показ картинок сопровождается рассказом взрослого).

Картинка «Колосья».
Картинка «Зерно».
Картинка «Мука».
Картинка «Тесто».
Картинка «Хлебобулочные изделия».

Дидактическая игра «Машина-хлебовоз»

Положите перед собой листы бумаги с нарисованным городом и возьмите в руки машину-хлебовоз. Вы будете водителями и поведете машину в нужном направлении.

Поставьте машину в левый верхний угол. Здесь находится хлебозавод и в машину погрузят свежий хлеб, булки и другие вкусные продукты.
Проведите машину в центр, в самую середину.
Теперь машина поехала вправо.
Теперь вниз по улице.
Машина остановилась перед высоким домом.
Дальше машина поехала влево.
Остановилась за низким домом.
Машина поехала вверх по улице.
Машина вернулась на хлебозавод.

Аппликация «Подбери блюдо нужной формы»

Купили мы разные продукты в хлебном магазине. Теперь нужно разложить их на праздничном столе. У вас на есть скатерть с расставленными на ней блюдами. Рассмотрите внимательно хлебобулочные продукты и блюда для них.
Нужно подобрать к каждому продукту блюдо подходящей формы.
На какую геометрическую фигуру похож бублик? На круг. На блюдо какой формы нужно положить круглый бублик? На круглое блюдо.
На какую геометрическую фигуру похож хлеб? На прямоугольник. На блюдо какой формы нужно положить прямоугольный хлеб? На прямоугольное блюдо.
На какую геометрическую фигуру похож батон? На овал. На блюдо какой формы нужно положить овальный батон? На овальное блюдо.
На какую геометрическую фигуру похож пирожок? На треугольник. На блюдо какой формы нужно положить треугольный пирожок? На треугольное блюдо.
На какую геометрическую фигуру похоже печенье? На квадрат. На блюдо какой формы нужно положить квадратное печенье? На квадратное блюдо.

Чтение стихотворения «Хлеб»

Муку в тесто замесили.
А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи.
Очень вкусно!

Лепка «Колобок, батон, бублик»

Возьмите в руки кусочки соленого теста и скатайте колобок (круговое раскатывание), батон (прямое раскатывание, придавливание, надрезание), бублик (прямое раскатывание, загибание, соединение).

Динамическая пауза «Я пеку, я пеку, пеку»

Дети выполняют движения по показу взрослого под песню «Я пеку, пеку, пеку».

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Вот перед вами овощи и фрукты. Назовите их: огурцы, помидоры, сливы, груши. Назовите, какого они цвета? Зеленые огурцы, красные помидоры, желтые груши, синие сливы. Разложите их по тарелочкам подходящего цвета.

Дидактическое упражнение «Сортируем фасоль»

Вот на тарелочке смешалась фасоль. Есть фасоль белая, большая, а есть фасоль коричневая, маленькая. Разложите фасоль: большую - на большие тарелки, а маленькую фасоль - на маленькую тарелку.

Дидактическая игра «Разложи конфеты»

Подбирайте конфеты подходящей формы и раскладывайте их на картинке.

Игра с прищепками «Конфетки на палочках»

Вот перед вами конфетки. Покажите конфету красного цвета, желтого, синего, зеленого. А теперь подберите к каждой конфете палочку такого же самого цвета.

Ручной труд «Конфетки»

От соленого теста отщипывайте большие кусочки, раскатывайте в толстую колбаску и заворачивайте в фантики.

Чтение стихотворения «Вкусная каша» З. Александровой

Каша из гречки,
Где варилась? В печке.
Спарилась, упрела.
Чтоб Оленька съела.
Кашу варили,
На всех разделили...
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке.
И Оля доела
Последние крошки!

Ручной труд «Каша на тарелке»

Середину тарелки намажьте клеем (обильно), сверху посыпьте крупой. Остатки крупы стряхните или сдуйте.

Дидактическое упражнение «Раздели пополам»

Возьмите ножницы и разрежьте пополам колбасу, хлеб.

Покажите гриб, который не похож на все остальные грибы.

Дидактическое упражнение «Сушим грибы»

Белки сушат грибы на сучках деревьев. А люди развешивают грибы сушиться на веревочке. Вот и мы сейчас развесим грибы сушиться на веревочке с помощью прищепок.

Танцевальное упражнение «Танец с мамой»

Дети выполняют движения под музыку соответственно тексту.

Дидактическое упражнение «Хорошо и плохо»

Дети рассматривают картинку и объясняют, какой ребенок ведет себя за столом хорошо, а какой плохо.

А как вы ведете себя за столом? Старайтесь кушать аккуратно. Чтобы не испачкаться. Пользуйтесь салфеткой. Чтобы вытереть ротик после еды. Покажите, как вы вытираете ротик салфеткой.

Ручной труд «Связка сушек»

На веревочку дети нанизывают сушки, взрослые помогают завязать узелок на веревочке. Связку сушек дети забирают с собой.

Что еще почитать