Общение с пожилыми людьми. Проблемы общения людей пожилого возраста

Вы должны знать о проблемах со здоровьем пожилого человека. Пожилые люди могут иметь болезни, из-за которых разговоры и понимание становятся сложнее. Убедитесь, что вы в курсе состояния здоровья человека, прежде чем перейдете к общению с ним. Например, у него могут быть проблемы со слухом, речью, и потеря памяти. Эти факторы усложняют общение. Помните, что возрастной критерий не всегда является правдивым индикатором состояния здоровья человека (см. Предупреждения).

Будьте внимательны к окружающей среде, в которой общаетесь. Оцените обстановку, в которой происходит процесс коммуникации, так как она может повлиять на проблемы со слухом и речью. Есть какой-то раздражающий шум вокруг? В этой комнате разговаривает много людей? Там играет навязчивая музыка? Присутствуют ли отвлекающие факторы, которые могут повлиять на общение? Спросите пожилого человека, комфортно ли ему в данном месте. Если вам что-то мешает, то постарайтесь пойти в более мирное и тихое место.

Говорите четко и членораздельно, смотря в глаза. Пожилые люди могут иметь проблемы со слухом. Очень важно говорить четко и членораздельно. Говорите глядя в лицо, а не в другую сторону. Не глотайте слова: шевелите губами, произнося каждое слово тщательно и точно. Если ваш язык «танцует» во рту, когда вы говорите, то артикуляция получается более четкой. Если же ваш язык пассивен, то артикуляция выходит не такой четкой.

Отрегулируйте громкость голоса должным образом. Существует разница между тем, чтобы говорить громко и провозглашать. Научитесь приспосабливать свой голос к потребностям пожилого человека. Оцените обстановку окружающей среды и слуховые способности человека. Не стоит кричать только потому, что человек пожилой. Относитесь к нему с уважением, произнося речь в комфортном уровне громкости, который подходит вам обоим.

Используйте четкие и точные вопросы и предложения. Не стесняйтесь повторить или перефразировать свои предложения и вопросы, если чувствуете, что вас не понимают. Сложные вопросы и предложения могут запутать пожилого человека, у которого кратковременная память или проблемы со слухом. Более четкие и точные конструкции понять легче.

  • Используйте прямые вопросы: «Вы ели суп на обед?», «Вы ели салат на обед?», вместо «Что вы ели на обед?». Чем более точны вы в своих высказываниях, тем легче пожилому человеку вас понять.
  • Сделайте свои вопросы и предложения более легкими. Ограничьте свои предложения и вопросы до 20 слов или меньше. Не используйте жаргонные слова или фразы, а также междометия (например, «как», «ну» и «вы знаете»). Ваши предложения должны быть короткими и по делу.
  • Избегайте путаницы смешанных идей и вопросов. Пытайтесь выражать свои идеи и строить вопросы логически. Если вы спутаете идеи, то можете запутать пожилого человека. Выражайте по идее за раз. Например: «Хорошо было бы позвонить Ивану, вашему брату, а потом Свете, вашей сестре». Более сложной конструкцией является: «Я думаю, что сначала, нам следует позвонить вашему брату Ивану, а потом позвонить вашей сестре Свете».
  • Применяйте визуальные средства, если это возможно. Если у пожилого человека проблемы со слухом или памятью, важно подойти к этому творчески. Наглядные пособия отлично помогают. Покажите человеку, о чем или о ком вы говорите. Например, возможно, лучше сказать: «У вас болит спина (указывая на спину)? Есть ли боль в животе (указывая на свой живот)?», а не просто спрашивать: «У вас что-то болит?».

    Рассмотрим об особенностях общения с окружающими в пожилом возрасте.

    Все виды взаимоотношений между людьми можно разделить на две большие группы. Первую группу составляют контакты личности и общества, вторую - семейно-родственные отношения и сердечные привязанности.

    Сердцевиной всех человеческих контактов служит внимательность и отзывчивость по отношению к другому человеку, понимание его дум, чаяний и нужд. Все с этим согласятся, но не все до конца это понимают, и, прежде всего, - сами люди. Внимательность к другому требует от них особых усилий и сосредоточенности, но этому мешает затуманенность их поля внимания и постоянная озабоченность. И особенно внимательность пожилых людей к другому человеку важна в обычном разговоре, где обмен мнениями должен быть ясным и понятным с первых слов.

    Часто речь пожилого человека невнятна и слова неразборчивы, поэтому старым людям обязательно надо прислушиваться, не часто ли их переспрашивают, не напрягает ли собеседник слух, чтобы лучше слышать. Если это имеет место, пожилому человеку необходимо выяснить причину, почему его плохо понимают, и устранить ее. Особенно важно следить за четкостью произношения слов и правильной артикуляцией. Для любой беседы важно, чтобы она протекала свободно в обоих направлениях. Ведь если один из собеседников неважно слышит или невнятно говорит, дельного разговора не получится.

    Но, пожалуй, самая большая их беда в разговоре - это многословие. Поскольку с возрастом становится все труднее четко формулировать мысль, человек вынужден часто повторяться, упоминать разные мелочи, ходить вокруг да около, говорить долго и путано. Чтобы избежать этого, нужно не упускать из внимания главную мысль и ограничиваться теми словами, которые полнее и точнее передают ее смысл.

    В своих разговорах пожилые люди часто не замечают, что повторяют уже сказанное или давно известное. Нет в разговорах ничего более скучного, чем выслушивать то, что сам хорошо знаешь. Другой путь наскучить своему собеседнику – говорить много, однако пожилые люди часто говорят без умолку, не замечая, что заинтересованный вначале слушатель начинает ерзать и больше не хочет слушать.

    Иногда говорливость пожилых людей мотивирована их одиночеством и они рады любому слушателю. В других случаях она вызвана неуверенностью человека в себе и опасением оказаться неправым, поэтому он желает утвердить свое мнение и всеми силами отстоять свою правоту. А чаще всего это объясняется тем, что пожилому человеку трудно уследить, когда его увлеченность своими рассуждениями начнет отпугивать слушателей, а его самого начнет уводить в сторону от темы.

    Чтобы сделать разговор интересным и содержательным, пожилому человеку следует придерживаться той темы, которая интересна собеседнику. Для этого, конечно, надо хоть немного знать как своего собеседника, так и его интересы. Поэтому, собираясь в гости или на встречу, необходимо освежить в памяти основную тему предполагаемого разговора. Но главное - надо иметь что сказать. У пожилых людей с годами запас интересных идей истощается. Старики замкнуто и их жизнь бедна событиями. Мышление их не стимулируется потребностями активного труда или свежими взглядами. Особенно если жизнь ограничена стенами дома и узким кругом друзей. Хорошими собеседниками бывают только те пожилые люди, которые активны, кто живет в ногу со временем, много читает и размышляет над прочитанным.

    Кроме того, с возрастом у многих людей появляется эгоцентризм (самоконцентрация). Например, пожилые люди, чья жизнь ограничена стенами дома, могут надоедать разговорами вокруг своих домашних забот или своих болезней и в разговоре постоянно соскальзывают на свои любимые темы. А это всегда надоедливо для слушателя.

    Важным компонентом содержательного разговора является умение пожилого человека слушать, т. е. долго и внимательно следить за тем, что говорит собеседник. В жизни же, как правило, происходит обратное: человек вполуха прислушивается к тому, что кто-то говорит, а сам бессознательно пытается вставить в разговор свои мысли или суждения.

    Ничто так не украшает и не обогащает разговор, как вовремя заданный вопрос, свидетельствующий об интересе к речи собеседника. Если пожилой человек обнаруживает, что беседы стали для него неинтересными, ему следует просто больше слушать другого или деликатно отойти в сторону. И всегда надо помнить - добрая беседа заключается в разговоре с людьми, а не в обращении к ним.

    Наконец, еще один чрезвычайно важный элемент разговора, который обеспечивает живость беседы, - это умение расходиться во мнениях и при этом не раздражаться. Однако пожилым людям с годами становится все труднее следовать этому принципу, они начинают нервничать и выходить из себя, что очень вредно для .

    Старый человек должен критически относиться к себе во всех отношениях. Но очень важно видеть свои стороны и не боятся их проявления.

    В пожилом возрасте выглядеть блестяще в разговорах одинаково важно и трудно, по этой причине особенно полезно понимать, какие особенности накладывает возраст на речь человека и его умение общаться с другими. Заметить на себе это непросто, но если учитывать, что происходит с мозгом стареющего человека и как это влияет на общение с другими, то известная осмотрительность и самоконтроль позволяет в самом начале уловить неблагоприятные тенденции и избежать их.


    Найти ещё что-нибудь интересное:

    Ситуации бывают разными, кто-то живет вместе со свекровью или тещей, другие вынуждены каждый день навещать больного родственника, иногда понять друг друга мешает дальность расстояния. Если Вы хотите, но не можете гармонично общаться со своими пожилыми родителями, следует понять причину, почему так происходит и тогда решение станет простым и ясным.

    Почему родители в возрасте раздражаются

    У любого поведения есть причины. Привычный стиль общения закладывается еще в детстве или юности. Но вот, наши родители стареют, и их поведение меняется не в лучшую сторону. Они становятся ворчливыми, раздражительными, нервными, иногда даже злыми. У такого поведения есть обоснованные причины. Пожилые люди переживают гормональные изменения (замедляется острота восприятия, физиологические и эмоциональные процессы), обостряются хронические заболевания, многие тяжело переживают процесс старения, проживание пожилых в квартирах часто связано с трудностями прогулок - все вместе дает печальный эффект - мы не узнаем наших родителей и не знаем, как с ними общаться. Кто-то старается реже звонить, кто-то уходит от разговора под предлогом занятости, но это не решает проблему - родителей не выбирают и ощущение, что что-то не так, не покидает.

    Используйте 10 правил общения с пожилыми родителями, и Вы сможете наслаждаться гармонией в отношениях.

    1. Контроль речи

    Мы часто замечаем «не такое» поведение у других, совершенно не анализируя то, что говорим. Слова ранят сильнее поступков. Слова, которые Мы говорим родителям, и друг другу часто выскакивают автоматически.

    Сосредоточьтесь на собственной речи. Родители в возрасте часто бывают невыносимыми, если их воспринимать как раньше. Теперь Вы поменялись ролями, родители нуждаются в Вас, как дети. Но ни в коем случае не показывайте, что не воспринимаете их всерьез, подчеркивайте их значимость и важность. Если Вас что-то раздражает, постарайтесь не вовлекаться эмоционально в разговор, воспринимайте нотации и ворчание спокойно, как если бы это был младенец, который пытается своим плачем высказать как ему трудно и плохо. Вы же не будете раздражаться на младенца?

    Пожилые люди острее воспринимают тон речи. Некоторые фразы можно сказать иначе - от добавления буквально одной фразы, меняется весь смысл, настроение, и уровень общения! Например, когда Вам звонит мама, а вы не можете разговаривать, можно сказать так: «Я сейчас не могу разговаривать, я перезвоню» . Или так: «Мамочка, я сейчас занят/а, я обязательно тебе перезвоню, когда освобожусь» . Можно подобную фразу поставить на автоответчик звонка от родного человека вашим голосом.

    Приучите себя заканчивать любой разговор, независимо от его содержания и эмоций, словами «Я тебя люблю, целую крепко, пока, мне пора! » Или подобные вариации. Все эти, незначительные на первый взгляд, фразы и слова незаметно, но верно работают на будущее. Как натянутая улыбка, которая со временем превращается, если улыбаться чаще, даже искусственно, в настоящую.

    2. Воспринимайте иначе поведение пожилых родителей

    «Ребенок рождает родителей» Станислав Ежи Лец

    Важно понять - любое негативное поведение, плохое настроение, ворчание это немая просьба о помощи. Как если бы младенец, который не умеет говорить, сигнализирует плачем, а в данном случае поведением, что ему плохо и нужна помощь. Возможно, вашим родителям нужно общение с новыми людьми, тогда помогите им определиться с Отелем для пожилых людей.

    3. Поменяйте ракурс

    Мы привыкаем быть детьми, но время идет, и угол взгляда приходится менять. Теперь не родители должны беспокоиться, сделали ли Вы уроки, или как Вы себя чувствуете, а наоборот. Задавайте себе вопрос - что чувствует сейчас мой близкий человек, по ответу Вы сможете понять, как помочь. Отстраняйтесь, но будьте рядом.

    Примерьте роль психолога. Если Вам тяжело общаться с Вашими родителями, попробуйте посмотреть на ситуацию как бы со стороны. Не вовлекайтесь эмоционально, ни в коем случае не спорьте, поддакивайте, улыбайтесь, кивайте - при этом анализируя речь родителей, как будто Вас пригласили побыть психологом. Ощущайте внутри себя любовь в этот момент и Вам будет легче понять и сделать наконец то, что необходимо для родителей. Может им нужно совсем немного - капелька внимания, милые подарки и внимательное выслушивание их советов. Если ваш близкий человек находится в Доме Пансионате для пожилых людей, а значит не с Вами рядом - можно проконсультироваться со штатным психологом.

    4. Хвалить и делать комплименты просто так

    Любой человек такой, каким мы его видим - похвала и одобрение творят чудеса. Этот простой прием помогает в общении не только с пожилыми людьми, но с любыми взрослыми и детьми. Хвалите постоянно и со временем человек и сам уверится, что он действительно лучший, или правда отзывчивый, внимательный, чуткий, даже если он таковым никогда не был! Это правда работает.
    Согласитесь, есть большая разница между этими двумя просьбами:

    • «Ты конечно же не поможешь мне как всегда, накрыть на стол»
    • «У тебя так хорошо получается накрывать на стол, еще с прошлого раза все вспоминаю, как было красиво, буду очень рада, если ты присоединишься»

    5. Баланс свободы и внимания

    Включенное внимание без излишней опеки. Внимание родителям необходимо, но не следует беспокоиться излишне, контролируя родителей во всем. Взрослые дети, боясь за своих пожилых родителей, слишком часто звонят, беспокоятся о здоровье по пустякам. Внушайте мысль своим близким, что они еще очень бодры и активны, даже когда это не так. Помогите им найти для себя новое интересное занятие, даже если они прикованы к постели, не могут ходить или гулять.

    6. Внимание вниманию рознь: 5 языков любви

    Поймите, в чем именно заключается внимание, как правильно проявлять любовь. Понять это не сложно, изучив книгу «5 языков любви ». Люди очень часто делают то, что хотели бы получить сами. Для одного человека, чтобы ощутить себя значимым и важным, необходимо включенное общение, когда в разговоре с ним не отвлекаются ни на секунду и внимательно его слушают, Другому нужно, чтобы во время разговора (не важно даже о чем он) собеседник поглаживал его по руке и прикасался. Третьему важно получать милые подарки и сувениры, он ощущает любовь на языке подарков. Понять язык любви вашего близкого особенно важно, когда вы не рядом, например, ваши родители отдыхают в Отеле для пожилых «Дом у Парка ».

    7. Спасибо - волшебное слово

    «Начинать надо с благодарения за все » Амвросий Оптинский

    Чаще благодарите Ваших родителей за все на свете. За данный вовремя и даже не вовремя совет, за звонок (даже если некстати) попробуйте хотя бы день продержаться и благодарить за все, что только можно и Вы почувствуете, как ваши отношения меняются.

    8. Чувство значимости

    Быть важным и нужным - смысл нашей жизни. Если вы полностью окружили ваших родителей заботой до такой степени, что родителям нечем заняться - нет ничего удивительного в том, что они вдруг стали ворчливее и беспокойнее. Не спешите освобождать своих родителей от всех обязанностей, некоторые хлопоты им вовсе не в тягость, а в радость. Быть может, Вам очень нужно нечто, что для родителей будет не сложно сделать (например, помочь ребенку с домашним заданием по телефону), и есть какое-то дело, которое поможет ощутить собственную значимость для семьи. Советуйтесь со своими близкими - так Вы даете понять, что их мнение важно.

    9. Зона комфорта для пожилых людей - создайте уют

    Забота о доме родителей равна заботе о них самих. Пожилые люди не любят менять местожительство, привычки и интерьер. По мере возможности создайте оазис удобства и красоты - в квартире, где все под рукой и красиво и настроение будет только повышаться.
    Иногда полезно сменить обстановку. Можно предложить своим родителям отдохнуть в специализированном Отеле для пожилых, где учтена каждая мелочь. Если родители боятся далеко ехать, выберите пансионат для пожилых в Москве.

    10. Принять, понять и простить

    Критика убивает. Принимайте родителей такими, какие они есть, не пытаясь перевоспитать. Все не любит критику, договоритесь с родителями, что будете говорить только о приятных вещах и установите соглашение не критиковать друг друга. Иногда это невозможно, в силу характера, тогда просто принимайте своих родителей как есть, со всеми недостатками, помня о том, что родителей не выбирают и других у Вас никогда не будет.

    Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

    Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

    Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

    1. предварительной информации о медработнике

    2. репутации медицинского учреждения

    3. «дороги» в мед. учреждение

    Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

    - акцептация (безусловное принятие больного)

    Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

    Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

    Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо-собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме-вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо-циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере-живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци-ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес-сионально работать и ему требуется психологическая помощь.


    Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

    Модели взаимодействия медработника и пациента

    Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

    Контрактная - сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

    В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения :

    1. ориентация - больной и медсестра знакомятся друг с другом.

    2. развернутый этап - может иметь место сотрудничество друг с другом.

    3. завершающий этап - этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

    Общие правила общения с пациентом.

    1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

    2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

    3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

    4. Доброжелательность, приветливость.

    5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

    6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

    7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

    8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

    9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

    10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

    11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

    12. Использовать оптимальные невербальные методы общения - спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

    Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

    Основными условиями эффективности профессионального об-щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима-ния, интереса, профессиональной компетентности.

    Необходимо знать особенности психологическо-го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

    Для детей дошкольного возраста характерно:

    • отсутствие осознания болезни в целом;
    • неумение формулировать жалобы;
    • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо-лезни;
    • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра-шающих мероприятий;
    • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
    • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

    Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше-ние, от-влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе-ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род-ственниками больного ребенка.

    Для подростков характерно:

    • преобладание психологической доминанты возраста - «при-тязание на взрослость»;
    • бравада как форма само-защиты при внутренней психологической ранимости;
    • пренебрежи-тельное отношение к болезни, факторам риска.

    Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

    При работе с пациентами работоспособного возраста .

    Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

    Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель-ных пациентов.

    Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

    Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

    Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

    Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже-ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз-можности самообслуживания;

    Интерпретация болезни только че-рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

    Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

    Особенности общения с пациентом в стационаре

    Заболевание, госпита-лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста-вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото-рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго-го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

    Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди-цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока-зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от-ношения, которые складываются у него со средними медицински-ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

    Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про-фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле-дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове-ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци-ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно-стью и зависимостью.

    Средний медработник должен знать , какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

    Необходимо помнить, что при многих заболева-ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче-ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду-шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз-дражительность, язвительность, озлобленность.

    При острых инфек-ционных заболеваниях , подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут-реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп-ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче-ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси-кации, отравлений.

    Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще-ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите-лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото-рый частично адаптировался к больничным усло-виям.

    В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи-мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ-ленного в стационаре режима.

    Подлинная культура общения необходима и в самом коллек-тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле-гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини-рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

    Общение в сложных конфликтных ситуациях

    Считается , что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове-ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно-шения людей, зависит от их психологической грамотности.

    Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

    В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

    Вероятность наступления конфликтов повышается при:

    Несовместимости характеров и психологических типов;

    Наличии темперамента холерика;

    Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

    Нередко причиной конфликта является неправильное поведе-ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

    Критически оценивать партнера;

    Приписывать ему плохие намерения;

    Демонстрировать знаки превосходства;

    Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

    Игнорировать его интересы;

    Видеть все только со своей позиции;

    Преувеличивать свои заслуги;

    Раздражать, кричать, нападать;

    Задевать «болевые» точки партнера;

    Обрушивать на партнера множество претензий.

    Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

    Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

    Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

    Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

    Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол-кновения и кризисы.

    Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде-ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

    Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле-ние сомнений в правильности своего представления об этих от-ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре-агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

    Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль-нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа-сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо-ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи-зического насилия.

    Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

    Барьеры общения это те многочисленные факторы, кото-рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред-рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

    Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

    Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

    Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют - отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

    Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один - «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

    С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив-ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша-ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

    Медработник в основном кон-тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать-ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус-ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под-держке и заботливом к себе отношении.

    Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива-нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо-ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак-тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер-жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес-са общения с пациентом и использование ободряющих междоме-тий.

  • Что еще почитать