Один раз отрежь: Парикмахеры о том, как носить культовые чёлки. Стиль Одри Хепберн – естественная красота всегда в моде

← Расскажи друзьям

Она - олицетворение красоты, женственности и элегантности - и имя её Одри Хепберн. Обворожительная британка, которая была не только одной из самых высокооплачиваемых актрис своего времени, но и самым сильным магнитом для глаз миллионов мужчин, отличалась гламурным, но в то же время естественным внешним видом, который навсегда вошёл в историю. Лук а-ля Одри Хепберн прочно стоит в ряду лучших и вот почему...

1. Совершенные ресницы

Одри лихо использовала булавку, чтобы разделить реснички после нанесения туши в надежде получить великолепный взгляд из под пышных ресниц. Хотите добиться такого же эффекта, не рискуя? Возьмите расческу для ресниц и используйте только качественную тушь. Нежной любовью у бьюти-блоггеров в последнее время пользуется MAYBELLINE Lash Sensational Веерный Объем.

2. Роскошный хвостик

Простой конский хвостик - это для ленивых. Одри была не из таких и делала данную прическу с идеально ровным пробором на боковой стороне и чудесно уложенной чёлкой.

3. Лучшая продукция для волос

После встречи с Одри в 1974 году известный стилист Филипп Кингсли изобрел свою легендарную маску для волос Philip Kingsley Elasticizer, которая поддерживает волосы здоровыми и свежими на протяжении долгого времени. Говорят, что Одри бесповоротно влюбилась в продукцию стилиста и регулярно её использовала. Профессиональное средство до сих пор находится в продаже.

4. Возраст не ограничивает стиль

Видели ли вы когда-нибудь эту фотографию Одри в потрясающем дизайнерском творении Givenchy? Снимок был сделан в 1988 году, когда актрисе было 59 лет. Примите к сведению эту страничку из её жизни и не бойтесь рисковать только потому, что вы немного старше других.

5. Лук Купидона

Драматический "лук Купидона" (буква М, образующаяся из женских губ) добавляет дополнительную долю женственности любому бьюти-образу. Перед нанесением помады используйте заостренный карандаш для губ, чтобы сформировать столь желанную линию.

6. Простые прически

Смелые принты в одежде - это большое заявление, поэтому Одри старалась делать максимально простые прически и классический макияж.

7. Большие шляпы

Мало того что летом они защищают нежную кожу лица, они также позволяют выглядеть элегантно и игриво, как старлетка старого Голливуда.

8. Рельефные брови

Четкие и достаточно густые брови в стиле Одри Хепберн остаются вне времени. Одри увеличивала естественную ширину бровей с помощью коричневого карандаша.

9. Паровые процедуры по уходу за лицом

Одной из самых привлекательных особенностей Одри был великолепный цвет лица. Согласно многим источникам, она использовала пар два раза в неделю. Для того чтобы повторить это в домашних условиях, достаточно налить кипящую воду в стеклянную или керамическую миску, наклониться над ней, накрыть голову полотенцем и позволить пару очистить поры в течение несколько минут.

10. Завитая чёлка

Распространенное заблуждение, что женщины с вьющимися или волнистыми волосами не могут иметь чёлку, развенчано. В 1953 году Хепберн продемонстрировала как хороша эта самая завитая чёлка.

11. Идеальная осанка

Хотите выглядеть стройнее, выше и увереннее? Воспользуйтесь подсказкой от Одри, которая всегда сидела и стояла прямо.

12. Меньше значит лучше

В почти 60 лет Одри была обворожительна, как всегда, потому что знала, что чем легче макияж, тем лучше. Она не отягощала глаза большим количеством теней, а губы - яркой помадой. Она всё ещё имела сияющий цвет лица и пользовалась этим очень умело.

Здесь в сообществе часто появляются вопросы: пойдет ли мне короткая стрижка или оставить длинные волосы или вообще каре? Чаще всего мы отвечаем по принципу нравится- не нравится, "ой, вы такая интересная на фото со стрижкой! Наверное и покороче будет хорошо. А может, это просто цвет волос такой удачный". Но ведь на самом деле в вопросе "стричь или не стричь?" тоже есть свои правила и закономерности.

Я тут наткнулась на чудесный разбор, который, как мне кажется, многое проясняет и подсказывает, кому и при каких исходных данных стоит резать, не дожидаясь перитонита экспериментировать с короткими волосами, а кому лучше отпускать кудри и не дергаться)

Итак,
Оригинал взят у angry_sunflower в Одри и Энн (стричь или не стричь)

Недавна в газете опять попалось фото Энн Хатауэй (Anne Hathaway) с короткой стрижкой. Так как была не одна, завязался разговор с приятелем на тему украшает ли ее данная прическа или нет. Честно говоря, давно над этим размышляю, переодически встречая ее фотографии...

Так как мне ее новый образ с короткой стрижкой очень напоминает попытку обыграть известный стиль Одри Хэпберн (слишком много "похожестей" для спонтанного выбора), я решила построить свой анализ именно на этом сравнении.

Бесспорно, что обе женщины очень красивы, но, на мой взгляд, совсем разной красотой! А значит, и стилевые пространства у них, скорее всего разные!

Начнем с того, что у Одри - квадратное лицо, четкие, очерченные скулы. Поэтому наиболее удачные ее образы, это всегда те, где волосы убраны с висков и создан некоторый объем сверху (очень часто так же с помощью аксессуаров). Схема независима от длины волос!

Посмотрите, как удачна фотография слева: прическа сглаживает угловатости лица и привлекает внимание к ее выразительным глазам - очень аристократичный, "дорогой" образ! Вот она - удачная стилизация! Совсем по-иному воспринимается ее лицо на фото справа. Правильный выбор ракурса, но квадратность ее лица все равно более чем очевидна. Несмотря на яркую подводку, ацент на глаза получается стертым (особенно в сравнении с фото справа). Так же простоватость прически убивает дух аристократизма.

Еще одна иллюстрация: и опять с распущенными волосами что то уходит. На фото справа - просто хорошенькая девушка, а на фото слева - Икона Стиля, сама элегантность!

То есть, в принципе, независимо от длины волос визитная карточка Одри - это гладкие (или приглаженные) у висков волосы и объем сверху. Выходит, что стрижка получилась в результате правильно найденной формы, то есть, по сути, стрижку никто не придумывал, она уже там была ! От этого - такая органичность образа!

Короткая стрижка - это мужское пространство, т.е. короткие волосы в женском облике часто призваны подчеркнуть некоторое "мальчишество" или озорство. В английском языке даже термин такой есть - tomboy (баловница, пацанка, сорванец). Что безмерно идет хрупкой, тоненькой, живой и энергичной Одри Хепберн.

Еще одна особенность короткой стрижки: визуально все черты лица становятся более явными. У актрисы достаточно аккуратный нос и небольшой ротик. Самое выделяющееся в ее лице - это большие карие глаза, на которые всегда сделан акцент с помощью подводки и накладных ресниц.

Получается, что такой вариант стрижки - практически беспроигрышный вариант в данном случае. Гармонично сочетается с формой и чертами лица. Прекрасно подходит эмоционально и образно, подчеркивая природную живость и естесственную (ненарочитую) элегантность Одри.

Вернемся к Энн Хатауэй.

Честно говоря, мое первое ощущение при сравнивании этих двух портретов, что на фото справа - её ограбили! Ничего не могу с этим поделать!

Еще иллюстрации...и то же ощущение

У Энн совершенно другая энергетика! Она гораздо тяжелее и чувственнее Одри Хпберн!

Мягкий овал лица, большой и чувственный рот, "взлетающие" брови, волнистые, густые волосы на фото слева - это органично! Природная, земная красота!
И именно отсутствие волос на фото справа создает ощущение разобранного пазла - как будто то кто-то подошел и украл фигурки из уже сложенной картинки.

Помимо этого, как я уже отмечала выше, короткая стрижка визуально делает все черты лица более явными. Объем волос на фото слева перетягивает акцент на себя и гармонизирует облик, поэтому ее крупные черты (рот, глаза, яркие брови) - это чувственность и сила!
Стрижка перераспределяет акценты: на фото справа нижняя часть лица становится "мясистой" и грубоватой.

Не включается стрижка в образ Энн! Сохраняется ощущение, что эту "мальчишескость" за уши притянули, и не хочет здесь жить эта эмоция ни в прическе, ни в чертах лица, ни в одежде, ни в манере держаться!

Икона стиля - это когда пазл сложился, когда прическа, стиль одежды, манера двигаться и говорить - все играет в унисон (стиль - это жест!). Потому Одри Хэпберн и перевернула представления о женской красоте в 60е и продолжает вдохновлять дизайнеров и стилистов сегодня! Она не перекраивала себя, она была собой! (правильно расставив акценты...)

Как сделать прическу Одри Хепберн в домашних условиях? Стоп. А о какой именно прическе идет речь? Наверняка многие вспоминают высокий пучок из фильма «Завтрак у Тиффани». Такая укладка удивительно подходила очаровательной Одри, подчеркивая ее элегантность. Второе место по популярности занимает прическа Одри Хепберн, которую носила ее героиня в фильме «Римские каникулы». Обе эти укладки мы попытаемся научиться делать своими руками.

Высокий пучок

Начнем с классической прически, которую наверняка пытались копировать все поклонники фильма «Завтрак у Тиффани». Одни называют ее « », другие – « ». Поэтапная схема выполнения прически как у Одри Хепберн:

  1. Всю шевелюру собираем в с помощью расчески;
  2. Завязываем его на макушке, не вытягивая полностью из резинки;
  3. Оставшийся конец, который не зашел под резинку, перемещаем вперед. Он будет играть роль челки;
  4. Причесываем кончики волос, распределяя их сбоку на лбу. Закалываем крабиком;
  5. Валик, который образовался на макушке, закалываем невидимками так, чтобы он пышно смотрелся;
  6. Сбрызгиваем все волосы лаком.

Прическа в стиле Одри Хепберн готова! Мы сделали самостоятельно ее буквально за 15 минут. В первые разы что-то может не получиться, но со временем вы научитесь делать ее быстро и легко.

Второй способ

Если волосы пострижены , то валика не получится: пряди то и дело будут выскальзывать из хвоста. В таком случае предоставляем вам другой вариант укладки. Смотреться она будет так же, как и прическа Одри Хепберн, но делаться немного по-другому.

Пошаговая инструкция:

  1. Делим шевелюру на две части: переднюю и заднюю. Переднюю закалываем спереди (она должна быть чуть поменьше), а заднюю завязываем резинкой, образуя хвост на макушке;
  2. Начесываем этот хвост, беря по маленькой прядке;
  3. Начесанные пряди скручиваем в завитки и закрепляем невидимками на голове по кругу, чтобы они образовали пучок. Он будет напоминать цветочек с резинкой посередине и скрученными прядями, расположившимися по диаметру. Сбрызгиваем все лаком;
  4. У нас осталась еще одна по-прежнему заколотая часть шевелюры. Из нее мы сделаем красивый пробор спереди;
  5. Делим эти волосы на косой пробор и начесываем обе части;
  6. Закалываем их сзади, оставляя небольшой объем спереди. Фиксируем все лаком.

Осталось только украсить укладку заколками в виде цветов. Прическа Одри Хепберн готова!

Нюансы

  • Если у вас очень тонкие волосы, то прическа может не получиться. Просто пучок будет недостаточно пышным. В таком случае можно использовать , обмотав их вокруг своей шевелюры.
  • На коротких волосах (до плеч) тоже можно попробовать такой вариант прически, но только в том случае, если у вас есть своя челка.

А-ля пикси

Именно так называлась стрижка, с которой Одри Хепберн снималась в фильме «Римские каникулы». Основным ее признаком являлась коротенькая челка, которая придавала актрисе немного мальчишеского озорства в образе. Длинные волосы девушки были симметрично уложены сзади. Такая прическа в стиле Одри Хепберн легко делается в домашних условиях. Вариантов укладки длинных волос сзади несколько:

  • Если волосы очень длинные, то по периметру головы заплетаются две наружные косички, которые соединяются сзади шпильками. Для пышности можно вытянуть пряди из косы.
  • Если волосы средней длины, то можно завернуть их жгутиками, точно также симметрично друг другу.
  • Для очень коротких волос достаточно просто нанести на них мусс и немного взбить руками. Зафиксировать лаком.

Блондинки могут не переживать, что, сделав прическу как у Одри Хепберн, они не будут на нее похожими. Но к этому и не нужно стремиться! И высокий валик и озорная короткая челка украсит любую девушку, будь ее локоны темными, светлыми или рыжими.

Видео: создание прически Одри Хепберн в фильме “Завтрак у Тиффани”

Одри Хепберн(Audrey Hepburn) в Париже, Франция. 1957 год

История знала нескольких женщин, рожденных с чувством стиля: одна из них британская и американская актриса, фотомодель и гуманитарный деятель Одри Хепберн(Audrey Hepburn) . Основной совет, который важно усвоить: акцентируй на лучшем, скрывай худшее. Остальное — это лишь детали. Мы выделили 10 из них, разложив от, А до Я стиль Одри Хепберн.

Открытые плечи

Романтическая комедия Билли Уайлдера« Сабрина»(Sabrina), снятая 1954 году, принесла Оскар художнику по костюмам Эдит Хэд(Edith Head) и подчеркнула красной линией« фирменный» образ Одри Хепберн. Для дизайна своих платьев актриса выбрала знаменитого испанского кутюрье Кристобаля Баленсиагу(Cristóbal Balenciaga), но тот от сотрудничества отказался. Четырехугольный глубокий вырез, а также знаменитое черное платье с открытыми плечами для« Сабрины» было придумано не менее легендарным французским модельером Юбером де Живанши(Hubert Givenchy), с которым даже после работы над фильмом Одри поддерживала дружеские связи, одеваясь в Givenchy и в кадре, и в жизни. Юбер же создал свой первый аромат в честь Хепберн, назвав его« L"Interdit»(с франц. «Запрет»).

А-силуэт

Еще один знаковый фильм на счету Одри — «Забавная мордашка»(Funny Face) 1957 года, который наверняка каждая из вас смотрела, лежа под одеялом вечером в субботу. На экране актриса появляется с актером Фредом Астером(Fred Astaire). По сюжету он играет модного фотографа из Нью-Йорка, который ищет« новые лица» для журнала Quality. Вскоре он находит девушку из книжного магазина и открывает перед ней мир индустрии моды.

Популярное

В кадре Одри Хепберн щеголяет в нескольких кутюрных платьях домов Dior и Givenchy без рукавов A-силуэта, но непременно с перчатками до локтя, подтверждая свой статус« иконы стиля». Особенно актуальный в 50-е годы new look Кристиана Диора, идеально подчеркивающий женскую фигуру, стал одной из главных деталей стиля Одри Хепберн, заставляя каждую девушку вспоминать кадры из «Забавной мордашки» и «Сабрины», отправляясь на праздничный ужин.


Слева направо: портрет Одри Хепберн на съемочной площадке фильма« Забавная мордашка»; Одри Хепберн в одном из платьев Юбера де Живанши(Hubert Givenchy)

Tiffany & Co

После экранизации романа Трумена Капоте« Завтрак у Тиффани» продажи ювелирных украшений Tiffany & Co били все рекорды. Нити жемчуга в три ряда, диадемы и крупные серьги даже вкупе с простым платьем-рубашкой стали почерком роскоши и непосредственности. Хепберн умело добавляла Tiffany и в свои повседневные образы, научив девушек выглядеть естественно даже в украшениях за миллион долларов.

Благодаря фильму« Завтрак у Тиффани» героиня Хепберн превратилась в один из культовых образов американского кино. Сама Одри называет свою роль« джазовой» благодаря общей игривой атмосфере и музыке Генри Манчини(Henry Mancini).

Темные очки

Завершающей деталью классического женственного образа становятся темные очки в пластиковой оправе, как у героинь Одри Хепберн в фильмах« Как украсть миллион» и «Завтрак у Тиффани». Игривая форма с черепашьим орнаментом была воссоздана дизайнером Оливером Голдсмитом(Oliver Goldsmith) в 2011 году, повторно подняв волну ажиотажа на детали костюмов из фильмов с Хепберн.

Вне сцены Одри носила очки не только с широкополыми шляпами, но с расслабленным стилем casual, а также добавляла в образы к комбинезонам для лыжного спорта.

Шляпы

Шляпа-котелок(от англ. bowler hat) и широкополая шляпа с закругленными полями — часть стиля актрисы. По задумке стилиста Одри Хепберн, Эдит Хед(Edith Head), модели шляп не закрывали лицо, акцентируя внимание на глазах и скулах.


Японский постер к фильму« Завтрак у Тиффани» и кадр из фильма, 1961 год

Белая рубашка

Самая простая и элегантная деталь гардероба открывает широкое поле для фантазии, оставаясь в рамках высокого стиля. Еще до появления иссиня-белых рубашек Maison Martin Margiela, Одри Хепберн демонстрировала умение носить, первоначально мужской элемент гардероба, как настоящая леди. В фильме« Римские каникулы»(1953) Хепберн была одета в белую рубашку, заправленную в широкую юбку на ремне.


« Римские каникулы», 1953 год

Основа образа Одри — легкая небрежность, ощущение, будто образ создан не задумываясь, но точно и грамотно. Ее умение носить белую рубашку, чуть приподнимая рукава, — особый стиль, деталь, которую стоит подметить. Советуя приобрести белую рубашку как ключевой элемент гардероба, стилисты нередко приводят в пример манеру Хепберн преподносить даже самые простые вещи остро и грациозно.

Приталенные жакеты

Идеальный блейзер или жакет должен быть у каждой женщины: от классического трикотажного пиджака до блейзера в стиле Yves Saint Laurent — выбор не ограничен. В фильмах« Как украсть миллион» и «Сабрина» Одри Хепберн появляется в строгих женственных образах, будто сошедших с витрин знаменитого универмага Bergdorf Goodman. Выбирая жакет своей мечты, обратите внимание на кадры кинолент.


Справа: арт-постер к фильму« Забавная мордашка», 1957 год

Балетки и обувь без каблука

Как ни странно, даже в самых сложных сочетаниях и капризных деталях, Одри удается гармонично избегать каблуков. При росте 1,70 м ее излюбленной моделью обуви становятся балетки и лоферы, в которых актриса выглядит еще миниатюрнее. Хепберн сочетает обувь на плоской подошве с укороченными брюками, классическим тренчем и объемным шерстяным пальто.


Слева: Одри Хепберн и ее питомец олень Пиппин(Pippin)

Укороченные брюки

В фильме« Любовь после полудня» Одри Хепберн играет юную виолончелистку, ученицу консерватории. Как и героиню фильма, вне сцены актрису можно увидеть в брюках длиной до щиколотки. Невероятно популярная модель сочетается с объемными свитерами и легкими шелковыми блузами. Опасность заключается лишь в том, что подобрать идеальные брюки короткой длины не так просто — модель визуально добавляет лишние килограммы. Выбирайте слегка зауженные модели и акцентируйте внимание на верхней части образа.

маргарита вирова

Чёлка может кардинально поменять образ при минимуме усилий - в отличие от сложных окрашиваний, завивок или выпрямлений. Но, что греха таить, многие побаиваются отрезать волосы: кто-то до сих пор вспоминает о чёлке как об атрибуте школьного стиля, кто-то памятует мучения с укладкой. Мы попросили стилистов и парикмахеров московских студий рассказать нам, как носить культовые чёлки и получать от них только удовольствие.

Бетти Пейдж


КОРОТКАЯ ЧЁЛКА, которую заново полюбили в 90-х, - визитная карточка знаменитой модели

Если волосы не вьются, уложить такую чёлку будет просто - достаточно выпрямить её любимым способом; круглая щётка добавит ей пышности. Я считаю, что она подходит любому однотонному цвету волос и органично смотрится с овальными и треугольными лицами. Квадратное и круглое лицо такая чёлка сделает ещё округлее, к тому же она может визуально утяжелить подбородок. Лучше всего вариант Бетти Пейдж будет смотреться на неградуированных лаконичных стрижках, когда волосы подстрижены под одну длину.

Впрочем, если волосы вьются, а чёлку очень хочется, хороший стайлинг решит все проблемы. Я рекомендую искать средство у брендов Redken, Label.M, JBH. Стайлинг сделает волосы гладкими, эластичными и послушными. Если хочется постоянного эффекта, в салоне можно сделать специальный уход, который будет поддерживать волосы гладкими до шести месяцев. Причём процедуру можно выполнить только на чёлке, не затрагивая остальной длины - так она останется прямой даже во время дождя и ненастной погоды.

Пегги Моффитт


густая геометричная чёлка, к которой нужен особый подход, - но выглядит она действительно
по-королевски

Такая чёлка подойдёт в первую очередь обладателям прямых и плотных волос: чем она гуще, тем эффектнее выглядит. Если текстура соответствующая, то никаких проблем с укладкой не будет - просто выпрямите её. На мой взгляд, выбирая чёлку, ориентироваться стоит именно на текстуру. Сейчас актуально, как мне кажется, комбинировать такой вариант с короткой стрижкой, как у Пегги Моффитт. Чтобы немного адаптировать его под современность, добавьте концам текстуры с помощью стрижки и стайлинга. Можно попробовать не вытягивать чёлку идеально ровно, а позволить волосам лежать естественно.

Такая форма подойдёт не только прямым, но и кудрявым волосам. Вытягивать её каждое утро не обязательно: можно уложить чёлку так же, как и остальную причёску. Нанесите средство для вьющихся волос, формирующее локоны, совсем слегка просушите корни и дайте длине высохнуть самостоятельно. На мой взгляд, это самый актуальный сегодня вариант с прямой чёлкой. Идеальный пример - стрижка модели Мики Арганараз, намекающая на популярные сейчас 80-е.

Брижит Бардо


длинная чёлка, уложенная на обе стороны лица, - знаковая причёска французской актрисы, вернувшаяся в моду

Чёлка один в один как у Брижит Бардо требует густых волос - на тонких результат будет отличаться от желаемого. Мне кажется, что такая чёлка хорошо сочетается с высоким лбом и крупными чертами лица, а также подчёркивает глаза. Плюс этого варианта - укладывать будет очень просто. Высушите феном, слегка вытягивая пряди от лица на крупный брашинг, а затем зафиксируйте лёгким лаком, чтобы сохранить объём в течение дня. К слову, на длинных волосах эта чёлка прекрасно продолжает «стрижку слоями».

Лично мне такие чёлки не очень нравятся - мне кажется, что их времена давно ушли. Я советую другие: например, боб и все его вариации я бы дополнила асимметричной удлинённой чёлкой. Такой вариант уже стал современной классикой и позволяет экспериментировать с линиями и с цветовыми нюансами.

Одри Хепбёрн


стрижка пикси нередко предполагает аккуратную чёлку, и Одри Хепбёрн, пожалуй, эталон

Такая чёлка, как на фото с Одри, получится на слегка вьющихся или прямых волосах - их толщина не имеет значения. Если вы хотите изменить форму лица при помощи стрижки, то чёлка может помочь - ровно поэтому её зачастую рекомендуют людям с круглыми или овальными лицами и тем, кто хочет скорректировать форму лба. Эта чёлка идёт именно в комплекте со стрижкой пикси или с чуть удлинённой стрижкой боб, а специально укладывать её не нужно.

Чтобы носить такую чёлку было комфортно как короткой, так и удлинённой, важно, чтобы мастер её как следует проработал. Всё зависит от того, где мастер учился и владеет ли она или он разными техниками и видами срезов. Стоит расспросить обо всём заранее - как правило, профессионал может предложить несколько вариантов одной стрижки.

Алекса Чанг


многие до сих пор приходят в парикмахерскую с фотографиями телеведущей, хотя сама героиня уже давно сменила причёску

Чёлка из моды 70-х, стиль хиппи, вспоминается Джейн Биркин. Эта чёлка - округлой формы, с мягким краем - даёт акцент на чертах лица: на бровях, на глазах, на носу. Это мой любимый вариант по нескольким причинам: мне кажется, что он подходит разным формам лица, великолепно отрастает, не требует постоянного подравнивания и нравится обладательницам волнистых и даже кудрявых волос.

Укладывать её можно несколькими способами: например, по обе стороны лица, слегка открыв лоб; если волосы достаточно плотные, то чёлка вполне может небрежно и естественно лечь без дополнительного стайлинга. Если думаете о переменах, но не хотите уделять укладке слишком много времени, эта форма придётся как нельзя кстати. Подробности лучше обговорить со специалистом: длина, густота и срез имеют большое значение, при правильном подходе эта чёлка будет лежать идеально. Считаю, что она хорошо смотрится на волосах разной длины, начиная со средней.

Анна Карина


причёску звезды французской новой волны повторяли многие - по сей день она остаётся актуальной и заметной

Такая чёлка сейчас не очень популярна: на пике моды длинные волосы без геометричных форм. Мне нравится интерпретация хиппи, хороший пример - Аманда Уолл, креативный директор бренда R+Co. У этой чёлки полукруглая форма, ближе к переносице она короче, а по краям становится длиннее и «разрывается». Кто-то скажет, что это не модно, но соглашаться с этим не обязательно. Главное, что нужно знать о чёлке: она визуально меняет форму лица и это стоит учитывать, выбирая свой вариант. Натуральная чёлка хороша для тех, у кого волосы средней густоты, а обладателям очень тонких волос я бы порекомендовал накладную чёлку. Крепежи у них сегодня гуманнее, чем когда-либо.

Подобрать чёлку можно к любым волосам - даже кудрявым. Удлинённые чёлки, стрижки полукруглой формы потребуют тщательной укладки - их обладатели обычно ищут золотую середину между прямыми и слегка вьющимися волосами. Сегодня принято делать так, чтобы у чёлки не было прикорневого объёма и она плотно прилегала к лицу. Мне очень нравятся геометричные стрижки с чёлкой - считаю, что это гармоничное сочетание.

Джейн Биркин


культовая небрежная чёлка знаменитой модели и актрисы, которая перешла по наследству её дочерям

Сегодня чёлка стала практически аксессуаром. Лично я обожаю их делать: они раскрывают образ иначе, добавляют ему загадочности. В этом смысле чёлки очень разнообразны, они могут выглядеть бунтарскими, романтичными, дерзкими или быть составляющей классического образа. В общем, к выбору чёлки я бы подходила как к выбору других ярких элементов стиля.

Стилист для начала должен посмотреть на форму лица, костную структуру, цельный образ и выслушать рассказ клиента, зачем ему нужна чёлка, что она или он хочет подчеркнуть. Мы стрижём чёлки, как и остальную массу волос, в технике T&G , в которой осечек не бывает. Чёлка получается чёткой: она может лежать прямо или быть асимметричной, быть овальной формы, укладываться на две стороны - и останется ещё много вариантов. Укладка ей требуется в итоге минимальная.

Если чёлка пострижена ровно и аккуратно, то и укладывать её не нужно, лишь изредка менять стиль брашингом или другим удобным способом. Если волосы тяжёлые, плотные, точно придётся укладывать чёлку чаще. У Джейн Биркин чёлка лёгкая - у неё тонкие волосы, но при этом их много; будет легко отрастать и не попадать в глаза. Мне кажется, что такая чёлка тоже корректирует черты: обратите внимание, как хорошо она уравновешивает пропорции вытянутого лица.

Фотографии: Wikipedia, Getty Images (3), HBO Films, Mirisch Corporation, La piscine, Les Films de la Pléiade, Films du Quadrangle

Что еще почитать