Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами природы Занятия приобщение к здоровому образу жизни

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики»

Сержант Н.В., Иванова Т.В.

ГДОУ № 30 детский сад комбинированного

вида Курортного района Санкт-Петербурга

На фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровьесбережения детей стоит достаточно остро. Это связано с тем, что состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, такие дети составляют лишь около 10% среди детей, поступающих в школу. Результаты исследований свидетельствуют о том, что в стране появилась тенденция снижения показателей здоровья дошкольников. Не случайно задача здоровьесбережения подрастающего поколения является приоритетной в нашем государстве.

Дошкольное образовательное учреждение как уникальная образовательная система позволяет отчасти нивелировать неблагоприятный комплекс факторов, определяющих сегодня низкие показатели здоровья детей дошкольного возраста.

В теории и практике дошкольного образования данной проблеме уделяется значительное внимание, работы Алямовской В.Г., Деркунской В.А., Овчинниковой Т.С. Но общепринятая система приобщения дошкольников к здоровому образу жизни и многие авторские программы не могут учесть конкретных условий дошкольных учреждений и предложить дифференцированный подход к детям в зависимости от их индивидуальных особенностей и состояния их здоровья. Эти программы в большей степени ориентированы на заботу взрослых о здоровье детей.

В дошкольном возрасте закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром. И именно детский сад может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование представлений об основах здорового образа жизни. Вопрос о содержании указанного взаимодействия взрослого и ребенка в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разных групп в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.

Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в детском саду является формирование у них представлений о здоровом образе жизни.

Оптимально для решении этой задачи было бы найти такие технологии, которые не требуют больших материальных затрат, могут использоваться в любом учреждении, с разным количеством детей и помогут сохранить здоровье детей.

Такими, на наш взгляд, могут стать технологии, построенные на лучших традициях оздоровительной педагогики нашего народа, многие из которых были утрачены.

Наши далекие предки не выделяли воспитание как специальную деятельность, но они просто все вместе жили, трудились в ладу со своей семьей и родной природой. Люди носили одежду из натуральных материалов, ели простую полезную пищу, большую часть времени в труде и отдыхе проводили на свежем воздухе. Особое место в воспитании занимал совместный труд и игры старших и младших детей. Большое влияние на воспитание оказывали бабушки и дедушки, которые часто жили в одной семье. И опыт труда, отношений друг к другу передавался из поколения в поколение.

Поэтому в нашей опытно-экспериментальной работе в дошкольном образовательном учреждении № 30 Курортного района Санкт-Петербурга одним из ее направлений стало приобщение дошкольников к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики.

Для определения готовности педагогов к приобщению детей к здоровому образу жизни средствами народной оздоровительной педагогики, мы провели анкетирование.

Результаты показали, что большинство из них знает и использует средства народного оздоровления в быту, но не применяют их в своей работе.

Многие педагоги затрудняются в подборе материала для ознакомления детей с оздоровительными традициями нашего народа. Многие воспитатели не проводят народные подвижные, а особенно хороводные игры с детьми, редко используется устное народное творчество. В группах дошкольного учреждения почти не проводятся народные методы закаливания.

Но при этом 90% педагогов считает, что народная оздоровительная педагогика имеет важное значение для оздоровления детей, т.к. «она проверенна временем, она не навредит, а окажет положительное воздействие».

Решая вопросы повышения педагогической компетенции педагогов, мы использовали разнообразные формы: консультации, семинары, педсоветы, круглые столы. Например, на методическом объединении обсуждали темы: «Роль народной подвижной игры в развитии и оздоровлении ребенка», «Значение прогулки в оздоровлении детей», провели семинар по теме «Роль педагогов в формировании культуры здоровья», консультацию «Здоровье от народных истоков. Важной задачей этих форм работы было показать значение народной педагогики для оздоровления, заинтересовать педагогов в приобщении родителей к оздоровлению детей.

В результате проведенной работы организовали ярмарки идей «Как сделать родителей соучастниками и партнерами детей», педагоги разработали проекты: « Мы вместе», «Здорово быть здоровому», «Здоровье души и тела», в которые включили мероприятия по вопросам использования народной оздоровительной педагогики, сближения педагогов, детей и родителей.

Начиная работу с семьей, мы с помощью диагностики, постарались изучить информированность наших родителей о здоровом образе жизни и использовании народных средств оздоровления в семейном воспитании.

Большинство родителей проявило заинтересованность и осведомленность в вопросах оздоровления дошкольников - 35% родителей считает, что с помощью народных средств вырос не один десяток поколений, Однако, 28% родителей считает эти средства малоэффективными, 7% - отмечают, что народные средства не всегда помогают детям, 30 % родителей не ответили на вопрос. При этом, из средств, используемых для лечения от простуды ребёнка, во время болезни, родители назвали только такие средства как травы, прогревания картошкой, мед

Нас встревожил такой факт, что родители очень плохо знают народные игры и только 35% из них отметили, что играют с детьми в народные игры.

Таким образом, оказалось, что в среднем 64% родителей ориентированы на оздоровление детей с помощью народных средств. Остальные родители достаточно равнодушно относятся к оздоровлению народными средствами.

Результаты диагностики позволили увидеть, что современные родители хотят видеть своих детей здоровыми, но не всегда понимают зависимость состояния их здоровья от образа жизни, испытывают затруднения в применении конкретных средств народной оздоровительной педагогики.

После изучения представлений детей старшего возраста было выявлено, что дети имеют некоторые знания о народных средствах оздоровления. Но 90% детей не имеют опыта использования народных средств дома. Также обнаружено, что дети знают мало подвижных народных игр, не играют в хороводные игры.

На основе полученных результатов диагностики нами была разработана образовательная технология по приобщению детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики.

Технология образовательной работы с детьми по формированию навыков здорового образа жизни средствами народной оздоровительной педагогики предполагает:

Диагностику освоения народной оздоровительной культуры у дошкольников и членов их семей и учет этих результатов в педагогическом процессе ДОУ.

Изменение традиционной позиции воспитателей и родителей на позицию партнера, участника, помощника в процессе приобщения детей к народной оздоровительной педагогике;

Реализацию процесса приобщения дошкольников к народной оздоровительной педагогике, характеризующегося непрерывностью и взаимодополняемостью форм, методов и приемов при взаимодействии педагогов и родителей;

Создание здоровьесберегающей и развивающей среды в ДОУ;

Реализацию идей народной оздоровительной педагогики в семьях воспитанников при организации жизни семей дошкольников.

В развивающую среду групп, участка детского сада мы внесли разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр, элементы национальной одежды, шапочки, маски) для развития интереса к народным подвижным играм, хороводам, расширения спектра возможностей их использования в самостоятельной деятельности детей.

Для того, чтобы ближе познакомить с народной музыкой и вызвать желание играть в хороводные игры мы внесли разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр, элементы национальной одежды, шапочки, маски), подобрали музыкальное сопровождение движений на основе лучших образцов народного музыкального творчества.

Для решения поставленных задач в нашем дошкольном учреждении была разработано содержание, направленное на формирование у детей представлений о здоровом образе жизни на основе народного земледельческого календаря:

Зависимость здоровья от духовного состояния себя и окружающих (общение друг с другом, роль слов и добрых дел, «отношение к ближнему как к самому себе», положительные эмоции).

Особенности нашего организма: что для него полезно, а что вредно

Использование естественных условий и даров природы для здоровья -Здоровое питание, традиции русской кухни и народов других национальностей

«Зелень на столе – здоровье на сто лет»

Влияние труда на здоровье человека (кто трудится-приносит пользу, получает радость, хорошее настроение-залог здоровья).

Зависимость семейных отношений и здоровья «Вся семья вместе и душа на месте»

-«Здоровые» традициях русского народа, людей других национальностей (жизнь по вере, труд по народному земледельческому календарю, отдых, народные праздники).

Для погружения к истокам нашего народа, разработали систему разных форм работы по физическому воспитанию с использованием фольклора.

Так, например, мып роводили фольклорные физкультурные занятия по темам: «Свою удаль покажи», сюжетное «У бабуси были гуси», театрализованное по сказке «Жихарка», музыкально-ритмические «Вот наш хоровод», игровое- на основе русских подвижных игр, физическое с элементами фольклора «Малыши-крепыши» и другие.

На прогулках и в группе использовали народные считалки, поговорки в подвижных играх. Дети с большим желанием участвовали как в подвижных, так и в хороводных играх, развлечениях по темам народных праздников.

Для повышения заинтересованности родителей в приобщении к здоровому образу жизни детей народными средствами, мы включили в систему взаимодействия с семьей разные формы работы: родительские собрания «Делу время, потехе час», индивидуальные консультации «Полезная пища нашего народа», «Роль народных игрушек в эмоциональном благополучии ребенка»Для решения поставленных задач активно использовали семинары-практикумы, педагогические тренинги, совместные занятия детей, взрослых и родителей. В ходе бесед, консультаций мы знакомили родителей с традициями русского народа по организации питания, сна, отдыха, труда детей и взрослых, обсуждали актуальность этих традиций для оздоровления детей сегодня.

Группа педагогов детей и родителей и выпустили газеты под рубрикой «Если хочешь быть здоров», создали плакаты «Слово лечит», «Родники», оформили альбомы «Поделись рецептом», «Полезные травы нашего края». Во время проведения круглого стола родители поделились опытом здорового образа жизни.

В рамках разработанных проектов были проведены совместные мероприятия детей, взрослых и родителей: «Час подвижных русских игр», «Вербное воскресение», праздники «Масленица», «Русская березка», «Сороки», в которых родители приняли активное участие.

Подобранная нами система работы по оздоровлению детей методами народной оздоровительной педагогики оказалась эффективной. Мы выявили следующие результаты:

Повысился профессиональный уровень педагогов;

У детей появились знания о средствах закаливания, правильного питания, интерес к подвижным народным играм, хороводам. Дети старшего возраста стали организовывать народные игры дома, в детском саду с малышами, активно участвовать в праздниках, соревнованиях;

Во многих семьях изменилось отношение родителей к здоровью своего ребенка. Многие родители заинтересовались народной педагогикой и стали применять народные оздоровительные средства в своей семье, делиться опытом.


Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья. Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.

С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.

Микстуры, порошки -
к здоровью ложный путь.
Природою лечись -
в саду и в чистом поле.

Авиценна

Что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда детям впервые задают такой вопрос, они отвечают: «деньги», «золото», «машины» и т. п. Порой только после наводящих вопросов называ­ют «здоровье», «жизнь», а бывает и не упоминают их в числе основ­ных ценностей.

Ребята, вы болеете?

А чем вас лечат?

Таблетками!

А можно без таблеток быть здоровыми?
- Нет!

Такие ответы детей убеждают, что нужно учить их быть здоровыми без лекарств. Ценности, называемые детьми, определены нами, взрослыми. Дети видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, накапливаем. Выработали еще одну привычку: заботу о своем здоровье переносить на плечи другого человека - врача, целителя. И даже если знаем о возможности самому раскрывать резер­вы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются спе­циалисты. А ведь зачастую никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них часто кроется причина всех бед.

Мы радуемся, что дети 4-5 лет способны быстро усваивать новый материал, всячески стараемся ввести различные предметы в самом большом объеме, забывая, что физически ребенок не готов к таким нагрузкам. Да и нервная система не выдерживает. А нарушения осанки стали привычным явлением и не вызывают беспокойства у родителей. Им важнее, чтобы ребенок приобрел навыки в ино­странных языках, музыке, живописи и т. п.

Нужно ли человеку быть здоровым?

Жизнь человека – единственного разумного живого существа на Земле – не вечна. Каждый человек неизбежно умрет: один – раньше, другой – позже. Сроки жизни для человека неопределенны. Но всякая ранняя смерть – трагедия. Чтобы продлить долгую и счастливую жизнь, нужно научиться ценить и беречь природу, как ничем незаменимую среду жизни и колыбель человечества.

Кроме природной среды здоровье и долголетие человека определяют условия его труда и жизни, поэтому с раннего детства важно осваивать научную и духовную культуру своего народа. И, конечно, только здоровый образ жизни способствует реализации всех возможностей, предоставляемых природой человеку.

Человек, однако, легкомысленно относится к своему здоровью. Человеку кажется, что плохое может случиться с кем угодно, но только не с ним. Мало ли, что кто-то умер от сахарного диабета или ожирения, разбился. Он просто был неудачником, неумехой, несчастливым. А я везучий, со мной ничего плохого не случится. Я сумею «выкрутиться»… А вот выкрутиться-то часто и не удается. Другой причиной является ясное представление перспективы. Многие рассуждают, буду я беречь здоровье или не буду, но раз средняя продолжительность жизни в стране 72 – 76 лет, то и я доживу как минимум, до 80 лет. Конечно, это лишь немногие причины, но следить за своим здоровьем – главная задача человека. Может сложиться впечатление, что сохранение и приумножение здоровья – дело не только трудоемкое, но и безрадостное. Но ведь это – глубочайшее заблуждение. Ведь никто не требует отказываться от радостей полноценной жизни. Есть такой афоризм: «Жить хорошо. А хорошо жить ещё лучше». Суть этого афоризма сводиться к тому, что любая жизнь лучше смерти, но хорошая жизнь – лучше просто жизни. А вот для того, чтобы жизнь стала хорошей, нужно здоровье. А чтобы быть здоровым нужно этого хотеть, нужно научиться этого хотеть.

Известно, что дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка.

Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. В дошкольном детстве изменяется формула белой крови (кровь становится похожей на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции. У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка. Кроме того, данный возрастной период – это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.

Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольном образовательном учреждении.

Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена необходимостью создания эффективной здоровьесберегающей педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения в состоянии здоровья и развитии ребенка.

Планируя оздоровительную работу в ДОУ, воспитатели и медицинский персонал ставит перед собой цель:

· сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья;

· осуществлять комплексную систему физического воспитания детей.

Задачи и ожидаемые результаты:

1. Охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физической и умственной работоспособности.

2. Повышение сопротивляемости и защитных сил детского организма, снижение уровня заболеваемости.

3. Развитие и совершенствование физических качеств, достижение определенного уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья детей.

4. Создание условий для реализации потребностей в двигательной активности в повседневной жизни детей.

5. Воспитание в детях личной физической культуры, формирование потребности в физическом совершенствовании.

6. Вовлечение семьи в дело охраны и укрепления здоровья детей, осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

7. Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.

8. Овладение навыками самооздоровления.

Но положительный результат нашей работы, будет зависить от взаимодействия с Вами, уважаемые родители.

Здоровье нас и наших близких в наших собственных руках. Мы должны понять, что выжить в современном мире по силам только здоровым людям, поэтому надо беречь самое ценное, что у нас есть.

Быватова М.О., заведующий;
Викторова В.В. , старший воспитатель;

Лубнева И.А., учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад №39 компенсирующего вида
Санкт-Петербурга

1. В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок.

Что же такое здоровье? В словаре С.И. Ожегова дается следующее толкование: «Правильная, нормальная деятельность организма».

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете - отношение государства к проблемам материнства и детства.

Исходя из принципа «здоровый ребенок + умный + желающий + умеющий = успешный ребенок», мы должны совместными усилиями всех специалистов ДОУ и родителей осуществлять комплекс воспитательных и профилактических мер, направленных на укрепление здоровья растущего организма. К традиционным формам педагогического труда добавляется новый аспект - формирование здорового образа жизни.

Выдающийся педагог Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они выпали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, выбили бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболевали бы воспалением мозга и воспалением легких - и уж сам не знаю, какими еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Следовательно, педагоги и родители, опираясь на основные законы и принципы здорового существования, должны дать детям нужные знания и создать необходимые условия.

Поэтому, важнейшей задачей дошкольного образовательного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Среда, окружающая детей в детских садах, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Современные философы трактуют понятие «среда» как систему, включающую взаимосвязи предметного и личностного характера. Через среду воспитание адаптирует личность к обстоятельствам, а образование выступает при этом моделью социума.

Непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми. Цель данной модели - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности - доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка, т.е. содействие развитию личности; знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности. Способы общения - понимание, признание и принятие личности ребенка, основанные на способности взрослого стать на позицию ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Позиция взрослого - исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества. Взрослые создают условия для эстетического и нравственного развития личности, ее гуманизации, для проявления и развития творческих, художественных способностей ребенка. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.

3. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

7. Принцип открытости - закрытости.

8. Принцип учета половых и возрастных различий детей.

При создании предметно-развивающей среды для формирования здорового образа жизни можно придерживаться следующих направлений:

· Привитие стойких культурно-гигиенических навыков: в комнатах для умывания размещены алгоритмы умывания, красивые кармашки для хранения расчесок.

· Развитие представлений о строении своего тела: в специально оборудованных уголках находится: иллюстративный материал, дидактические игры, художественная литература, энциклопедии, плакаты. Обучение навыкам безопасного поведения: иллюстративный материал, дидактические игры.

· Формирование представлений об окружающей среде: в уголке природы находятся: настольно-печатные игры, дидактические игры природоведческого содержания: природный материал, оборудование по уходу за растениями, календари погоды, энциклопедии, оборудование для детского экспериментирования и исследовательской деятельности,растения подобраны в соответствии с возрастом детей, и индивидуальной переносимостью; у каждого растения табличка с пиктограммой об условиях содержания, аквариумы с рыбками (служат не только для наблюдений, но и как средство релаксации).

· Формирование представлений о том, что вредно, что полезно для организма: иллюстративный материал по данной теме, дидактические игры, альбомы с рисунками и фотографиями любимых и полезных продуктов питания.

· Формирование привычки в ежедневных физических упражнениях: передвижные уголки с мелким физкультурным оборудованием и атрибутами (в зависимости от возрастной группы).

Спортивно-оздоровительная предметная среда помогает содействовать решению как специфических задач развития двигательной активности, моторики детей, так и задач гармоничного развития.

Процесс формирования физической культуры особенно важен для детей старшего дошкольного возраста, так как этот период характеризуется активной познавательной деятельностью, интенсивным развитием интеллектуальной, эмоциональной сферы, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей.

Физическая культура является частью общечеловеческой культуры и рассматривается как основа формирования здорового образа жизни ребенка. В результате происходит созревание и совершенствование жизненно важных физиологических систем организма дошкольника, повышаются его адаптивные возможности и устойчивость к внешним воздействиям, приобретаются необходимые двигательные умения и навыки, физические качества, формируется личность в целом.

Итак, вариативность предметно-развивающей среды заключается в создании новых условий: за счет смены материала и оборудования, рационального чередования.

Психология дошкольника такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности. Построение предметной среды - это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Итак, среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В.А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Щербакова Татьяна Вячеславовна, воспитатель, МДОУ – детский сад №47 «Радуга», г. Серпухов;

Гончарова Наталья Николаевна, МДОУ – детский сад №47 «Радуга», г.Серпухов

Одно из наиболее значимых направлений деятельности ДОУ является сохранение и укрепление здоровья воспитанников путем формирования у них осознанного отношения к собственному здоровью. Как известно развитие и воспитание ребенка во многом зависит от окружающих взрослых и от того, какой пример положительный или отрицательный они подают своим поведением.

В нашем дошкольном учреждении одной из приоритетных становится задача установления тесного взаимодействия с семьей по вопросам оздоровления дошкольников и подъема уровня валеологической культуры, как детей, так и родителей. О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Новые формы взаимодействия воспитателя с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи», учет их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность родителей.

Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка и приобщению его к здорового образу жизни – строится на следующих основных подходах:

  • Соблюдение единства, которое достигается, если цели и задачи воспитания здорового ребенка и приобщение его к здоровому образу жизни хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Систематичность и последовательность работы в течение всего пребывания ребенка в образовательном учреждении.
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Укрепление авторитета педагога в семье и родителей в детском саду.

В соответствии с этими подходами система работы с семьей включает:

  • ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
  • ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • целенаправленную просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания;
  • обучение конкретным приема и методам оздоровления (закаливанию, дыхательной гимнастике);
  • ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в детском саду.

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей.

На начальном этапе работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни мы знакомим родителей с режимом дня в детском саду, предлагаем возможные варианты режима дня дома, в выходные дни, проводим анкетирование по выявлению отношения к здоровому образу жизни. Рассказываем, о формах оздоровления детей в детском саду:

Физкультурные занятия

Утренняя гимнастика

Физкультминутки (детям предоставляется возможность отдохнуть, расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой)

Гимнастика для пальчиков и элементы точечного самомассажа.

Гимнастика для глаз

Физкультурное развлечение

Закаливание после дневного сна

Дыхательная гимнастика после сна.

Фито и аромо – терапия.

Полоскание носо – глотки.

При использовании всего многообразия средств физкультуры в общем режиме дня постоянное место и время отводим каждодневной утренней гимнастике, в которой приглашаем участвовать и родителей.

Конечно же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Например, организуем различные спортивные досуги («В здоровом теле – здоровый дух!», «Спорт – это наше здоровье, красота, смех»)

Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты»). Эти мероприятия помогают взрослым (детям и родителям) раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания. Регулярно проводим «Дни открытых дверей», когда родители приглашаются в ДОУ в удобное для них время для просмотра физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в детском саду с детьми: физкультурных занятий, занятий здоровья, корригирующих, бодрящих гимнастик, дыхательных упражнений, гимнастики для глаз и т. п.

Мы убеждаем родителей, в необходимости найти возможность для занятий физической культурой, повышения двигательной активности, создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими.

В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы (используются) следующие информационно-наглядные мероприятия:

материалы на стенде: «ОРВИ и его профилактика», «Здоровый образ жизни в семье – залог здоровья детей»;

папки-передвижки на тему «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»;

  • рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний;
  • фотовыставки по итогам спортивных праздников.

Индивидуальные формы работы предусматривает такие мероприятия, как беседа с родителями часто болеющих детей, консультации по вопросам закаливания. В работе с родителями были использованы коллективные мероприятия: родительские собрания на тему «Поговорим о здоровье» и «Закаляй малыша», тематические консультации: «Активность ребенка – залог его здоровья», «Профилактика простудных заболеваний через закаливание», «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» и т.д.

Даются рекомендации и мастер – классы, для родителей как самим изготовить нетрадиционное оборудование для занятий с детьми дома. Также вниманию родителей в каждой группе предлагается картотека подвижных игр составленная с учетом возрастных особенностей детей, картотека физ. минуток, картотека дыхательных упражнений, картотека гимнастки для глаз, пальчиковых игр. Картотеки хранятся в физкультурном уголке группы, и родители могут на некоторое время взять любую из них домой, чтобы подробно ознакомится с предлагаемым материалом.

В работе с семьей центральным звеном, объединяющим педагогов и родителей воспитанников, является родительский клуб «Мы вместе». Клуб является объединением людей по интересам. Центральная проблема объединения – воспитание здорового ребенка.

Работа в клубе проводится 1 раз в месяц. Темы встреч планируются с учетом запросов и пожеланий родителей, а также с учетом вопросов, связанных с возрастными особенностями детей. На встречах родители делятся опытом, решают проблемные ситуации, получают квалифицированные консультации специалистов (врачей, психолога, инструктора по физической культуре и др.).
Формы работы в клубе разнообразны: лекции, семинары, занятия с активным участием родителей и т. п.

Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные формы оздоровления детей. В нашем ДОУ мы используем разнообразные методы, с которыми знакомим родителей в рамках приобщения их к здоровому образу жизни.

В целях профилактики инфекционных заболеваний в меню нашего детского сада были включены продукты, содержащие фитонциды (чеснок, свежий лук) и родителям было рекомендовано дома включать эти продукты в рацион питания своих детей. Эти же средства можно использовать, в момент эпидемии респираторных заболеваний, в виде аромо –терапии.

Во время эпидемии простудных заболеваний проводится точечный массаж «Самомассаж от простуды» (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. В группе есть картотека самомассажа, которая используется воспитателями и предлагаются родителям для применения в домашних условиях всем членам семьи.

Закаливания, к которым относится: хождение по массажным дорожкам, гимнастика пробуждения В. Алямовской, использование шипованных мячей, щеток, массажных рукавичек, повышает не только устойчивость организма к инфекциям, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Важным показателем здоровья и физического развития ребёнка является его осанка. Осанка – это привычная правильная поза человека при сидении и стоянии. Она способствует нормальной деятельности внутренних органов. В дошкольном возрасте, когда формируется осанка, педагогам совместно с родителями чрезвычайно важно следить за этим процессом и при первых признаках нарушения обращаться к специалистам. Кроме того, педагог должен давать рекомендации родителям о необходимости укреплять мышцы и связки путём систематических занятий физической культурой. А также соответственно возрасту и росту ребёнка подбирать мебель и тщательно следить за тем, какую позу принимает ребёнок во время сидения и сна.

Силами родителей и коллектива детского сада был создан оздоровительный терренкур “Здоровые медвежата”. Он позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми оздоравливая их на воздухе.

Большой оздоровительный эффект имеет аромо – терапия – процесс вдыхания ароматов. Это благоприятно воздействует на нервную систему. Перед приходом детей в детский сад в группе распыляют масла ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе. Предлагаем во время игр детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло, что приводит к стимуляции. Все рекомендации по использованию ароматов предлагаются родителям в виде буклетов, памяток.

Во время прогулки дети вдыхают запахи хвойных деревьев и растений, «зеленой зоны» парка детского сада которые очищают органы дыхания, повышают тонус, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обладают бактерицидным действием.

Наличие плескательного бассейна увлажняют воздух, предусматривает проведение закаливающих водных процедур.

Наши спортивные площадки имеют специальное покрытие и используются для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр.

На экологической тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды. У бассейна расположена «фито поляна», своеобразный «зеленый островок» с различными растениями и кустарниками, позволяющий использовать метод – эстето – терапии – любование красотой природы.

Среди факторов, влияющих на здоровье детей, важную роль играет грамотность родителей, в повышение которой мы принимаем активное участие.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, преподавателей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Зверева, О. Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О. Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – № 4. – С. 74 – 83.
  2. Сильвестрова, Е. В. Пути взаимодействия врача и педагогов ДОУ в системе оздоровительной работы / Е. В. Сильвестрова // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 6. – С. 4 – 5.

Чупаха, И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе / И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова. М. : Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 400 c.

Здоровый образ жизни это:
1. Рациональное правильное питание.
2. Рациональный режим дня.
3. Рациональная физическая нагрузка.
4. Закаливание.
5. Личная гигиена.
6. Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.

Рациональное правильное питание.
Важное значение в организации питания детей имеет строгое соблюдение режима питания, что обеспечивает эффективность работы пищеварительной системы, нормальное усвоение пищи и течение обмена веществ, хорошее самочувствие.
Правильная организация питания детей предусматривает необходимый объем пищи, определяющийся возрастом ребенка, анатомо-физиологическими особенностями пищеварительной системы.
Соблюдение указанных объемов порций очень важно, так как при увеличении количества предлагаемой пищи может снизится аппетит, нарушиться функция пищеварения, в ряде случаев может выработаться вредная привычка есть больше, чем надо, что способствует ожирению. При недостаточном объеме порций ребенок не испытывает чувства насыщения, и это неблагоприятно отражается на его самочувствии.

Рациональный режим дня.
Физиологические и педагогические основы режима дня.
Оздоровительное и воспитательное значение режима.
Условия его эффективной реализации.
Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большее значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.
Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психологического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест. Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обуславливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течении суток, целесообразнее чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:
1) Определенную продолжительность знаний, труда и рациональное сочетание их с отдыхом;
2) Регулярное питание;
3) Полноценный сон;
4) Достаточное пребывание на воздухе.

Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для современного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Дети, которые привыкли к установленному распорядку дня, соответствующему их возрасту, как правило, отличаются дисциплинированностью, умением трудится, общительностью, уравновешенным поведением, они активны, редко страдают отсутствием аппетита. Все это и является показателем здоровья и правильного развития ребенка.

Известно, какое значение придавал режиму дня выдающийся советский педагог А.С. Макаренко. Он считал, что режим- средство воспитания; правильный режим должен отличаться: определенностью, точностью и не допускать исключений.


Задачи воспитания и обучения:
1) Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности
2) Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
3) Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности выполнения движений.
4) Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью около 10-12 минут.
5) Во время занятий, требующих большой умственный нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультурные минутки продолжительностью от 1 до 3 мин.
6) Обеспечить достаточную, соответствующую возрастным способностям двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
7) Проводить физкультурные досуги один раз в месяц длительностью до 40 минут.
8) Проводить физкультурные праздники два раза в год (зимний и летний) длительностью до 60 минут.
9) Закреплять умение соблюдать в ходьбе и беге заданный темп.
10) Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и в высоту с разбега.
11) Добиваться активного движения киста руки при броске.
12) Учить перелезанию с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
13) Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу, выполнять движения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
14) Развивать психофизические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость).
15) Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движения и ориентировку в пространстве.
16) Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
17) Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
18) Обеспечить разностороннее развитее личности ребенка.
19) Воспитывать выдержку, настойчивость решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
20) Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, уметь придумывать варианты игр, свои собственные игры, комбинировать движения.
21) Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным в области спорта.

Закаливание.
Эффективным средством укреплений здоровья, снижения заболеваемости и повышения уровня работоспособности детей является закаливание организма. Солнце, воздух и вода- факторы, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к меняющимся погодным условиям (холод, жара, дождь и др.)
Закаливание- это не только обтирание или обертывание, но и повседневные обычные процедуры, не требующие специальной организации, дополнительного времени: нахождение в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, умывание прохладной водой, сон при открытой форточке, окне, активные занятия физкультурой на площадке.
Хорошее средство укрепления здоровья- закаливание водой. Дети любят играть с ней; такие занятия улучшают настроение, вызывает у детей радостные эмоции. Это надо использовать для оздоровления организма. Начинать водные процедуры лучше в теплое время года. Умывать ребят прохладной водой. Вначале мыть руки до локтей, затем шею, лицо.
Одним из эффективных способов закаливания является контрастное обливание ног: сначала холодной водой -24-25С, затем теплой - 36С и вновь холодной.

Наиболее сильным оздоровливающим и закаливающим средством является купание в водоеме. Для здорового ребенка оно допустимо в возрасте от 2 лет при температуре воздуха 25-28С и воды не менее 22С.

Положительный психологический климат в семье и образовательном учреждении.
Повышенная агрессивность детей - одна из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и общества в целом. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:
-кризисом семейного воспитания;
-невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей;
- увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка;
-пропагандой культа насилия в средствах массовой информации.

Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко-ответную агрессию. Между тем особенно важна помощь дошкольникам, агрессивности которых находится только в стадии становления.

Агрессивное поведение - нормальное явление в развитие ребенка, есть разные стадии его формирования и проявления. Оно может то затухнуть, то проявляться новой силой. Родителям необходимо относится к этому без излишней паники, контролировать свои реакции, поскольку именно от них зависит, пройдет ли этот период агрессивности или задержится и станет личностной чертой ребенка.

Что еще почитать