Роль семьи в формировании девиантного поведения ребенка. Готовая курсовая работа. Социализация подростков: норма и отклонение от нормы

Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.

Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи . Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:

ь дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям ребенка, гиперопеку, а с другой - провоцирование ребенка на конфликтные ситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;

ь нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раз дельного проживания детей и родителей;

ь асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родите лей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия .

Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением называют широкий спектр действий, наносящих вред ребенку со стороны людей, которые его опекают или заботятся о нем. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка.

Жестокому обращению дети подвергаются в семье, на улице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которые подверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Это приводит к осознанию ребенком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый. Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их объединяет одно - ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни и социальной адаптации .

Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушения поведения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характерно также и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страх перед любыми видами проявления сексуальности и др. . Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие - вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.

Кроме этого не маловажным фактором является и тип детско-родительских отношений.

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Леус Э. В.

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и

Администрации Архангельской области по проекту №06-06-48604 а/С

Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях знаний. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело со сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов, а девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов - юридических, моральных или социальных; девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям, которые могут быть спорными (Змановская Е.В.). Тем более важным является выявление причин подобного поведения и составление социально-психологической характеристики несовершеннолетних, исходя из их семейного анамнеза. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, формируется его отношение к окружающему миру и модели поведения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи (Фролов С.С.).

Для изучения семейного и криминального анамнеза несовершеннолетних, поступающих в закрытое исправительное учреждение, авторами была разработана «Социальная анкета», по аналогии с разнообразными методиками, например Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой (1995), Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Кляйберг Ю.Б., 2003), Вводное неструктурированное интервью с подростком (Д-ОЭРШ) (Корнилова Т.В. и др., 2005) и др.

С помощью анкеты, учитывающей факторы социального риска, нами были исследованы 65 несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в спецшколе. По существующему законодательству пребыванию в закрытом учреждении исправительного типа подвергают несовершеннолетних, совершивших уголовно или административно наказуемое преступление. В подобных учреждениях содержатся подростки 10-16 лет. В процессе работы были установлены и подтверждены факторы социального риска по формированию отклоняющегося поведения несовершеннолетних, определяющие специфику их социальной ситуации развития

Давно отмечено, что преступники часто происходят из распавшихся семей, в которых отсутствуют один или оба фактических родителя. В нашем исследовании выявлено, что 81,5% несовершеннолетних проживает в семьях, 9,2% - в семьях с опекунами (в основном это бабушки), и всего 7,7% - в детских домах. Но есть уточняющие факты, которые подтверждают данное положение. Так, 26% пережили смерть родителей. Считается, что отсутствие по крайней мере одного биологического родителя связано только с некоторыми формами делинквентности, особенно со статусны­ми правонарушениями несовершеннолетних, такими как прогулы или побеги, а мальчики из семей без от­ца более агрессивны и имеют более низкий уровень морального развития. По поводу влияния распада семью или наличия родителей существует несколько точек зрения: 1) связь между неполной семьей и делинквентностью наибо­лее очевидна, когда семья распадается в результате развода, оставления семьи одним из родителей или раздельного проживания супругов, и менее очевидна в случае смерти одного из родителей, а мальчики, выросшие без отца, чаще имеют судимости, чем мальчики из целых семей, однако не отличаются от мальчиков из целых, но конфликтных семей; 2) ребенок чаще всего начинает прогуливать школу и сбегать из дома, когда мать не заботится о нем, игнорирует его в результате развода или ухода отца из семьи; 3) дополнительные заботы и обя­занности матери-одиночки сокращают возможности надзора за ребенком, недостатком надзора можно также объяснить вывод о том, что так называемые «дети с ключом на шее», которые возвраща­ются из школы в пустой дом, поскольку мать еще работает, более чувствительны к давлению сверстников в отношении совершения антисоциальных поступков, однако это варьируется в зависимости от материнского стиля воспитания; 4) отсутствие отца само по себе является критическим фактором, так как у детей нет модели мужского поведения (Беличева С.А.). В подтверждение данных гипотез можно привести следующие данные: анализируя семейную ситуацию выяснилось, что у 18,5% отца не было, а 28% правонарушителей проживает в неполных семьях с одним из родителей, чаще матерью. Лишь 13% подростков происходят из полных семей с родными родителями, 14% - из полных семей с отчимом или мачехой, т.е. отношения официально оформлены, 28% - из условно полных семей с сожителем, часто без постоянных отношений. Если рассматривать семейную ситуацию глубже, то выясняется, что у 13,8% подростков умерла мать, у 18,5% - отец. Лишены родительских прав 3% матерей и 1,5% отцов. В полных семьях с мачехой воспитываются 2% подростков, с отчимом - 12,3%, тогда как неоформленных браков гораздо больше: 7,7% - с сожительницей отца и 24,6% - с сожителем матери. Кроме того, у 1,5% отец находится на излечении (проживает) в психиатрической больнице, у 4,6% - в местах лишения свободы.

Также отмечено, что несмотря на рецидивы преступного поведения у детей, неоднократные нарушения общественного порядка, лишь 10% матерей лишены родительских прав, а в одной семье – оба родителя, зато административной ответственности и штрафу за уклонение от воспитания ребенка подвергались 54% родителей.

Преступники все же чаще, чем непреступники, имеют криминальных родителей или родственников. В исследуемой выборке 30,8% подростков имеет судимых родителей, в основном это старший брат или отец/отчим, но встречаются и мать, и старшая сестра. Считается, что эта связь обусловлена генетическими факторами, общими у родителя и ребенка, либо же родители служат моделями антисоциального поведения.

Большой размер семьи - это еще один установленный коррелят делинквентности. Наши данные показали, что 44,6% происходит из многодетных семей с тремя и более детьми, а в 61% случает это младший или единственный ребенок в семье. Связь делинквентности с большой семьей может, таким образом, отражать тенденцию растущих в ней детей больше полагаться на своих сиблингов, выступающих для них в качестве моделей и источников социального обучения.

Предположительно, трудные семьи – криминальные, неполные, с хроническим алкоголизмом в анамнезе – пронизаны негативной энергией и отношения в них складываются сложно, так как семья не выполняет свою основную функцию – поддержки ее членов, обеспечения защиты и спокойствия, создания необходимых для развития условий. В данном исследовании установлено, что всего в 14% семей имеются хорошие взаимоотношения, безразличные отношения, сожительство характерны для 42%, плохие же отношения с частыми скандалами, упреками, дебошами – у 46% семей. Тем не менее, официально применение физического и психического насилия зафиксировано лишь в 9% семей.

Хотя в настоящее время принято считать, что делинквентность слабо связана с принадлежностью к социальному классу, факт остается фактом: делинквенты в общем и целом чаще происходят из «обездоленных» семей, которые вследствие материальных затруднений живут в нищете, в убогих и тесных лачугах, и зависят от социальных пособий. По имеющимся сведениям, 50% матерей и 35% отцов не работают, источником доходов являются пенсии по утрате кормильца в случае смерти одного из родителей, детские пособия, пенсии родителей или скудные заработки на неквалифицированной низкооплачиваемой работе. 80% детей – из малообеспеченных семей или с доходом ниже прожиточного минимума и лишь 20% из семей со средним достатком. Семьи всех детей обеспечены жильем, причем 69% проживают в отдельной квартире, 13% - в коммунальной квартире, 3% в частном доме, 8% в общежитии или бараке, 3% в детском доме. Санитарное состояние жилья удовлетворительно в 60% случаев, неудовлетворительно (ветхое, требует серьезного ремонта) – в 28%, хорошее – в 12%. Свое место для сна и уроков, хотя чаще лишь для сна, имеет 87% контингента.

Еще одним провоцирующим фактором является алкоголизация родителей, так по 36% матерей и часто употребляют алкоголь, а 41% матерей и 45% отцов страдают хроническим алкоголизмом. Разрушение личности родителей, отсутствие заботы и агрессия по отношению к детям провоцируют последних на необходимость защищаться и адаптироваться к существующим обстоятельствам. Так 100% исследуемых делинквентов уклонялись от учебы, 51% были в разном возрасте оставлены на повторное обучение, а 14% обучались в классах коррекции, выравнивания или на дому. 65% уходили из дома и бродяжничали, 5% попрошайничали, 5% крали деньги из дома, 9% являлись членами преступной группировки. Кроме того, проявлялись такие виды асоциального поведения, как хулиганство, поджоги, вандализм, использование ненормативной лексики, ложь. Агрессивное поведение было отмечено у 38% подростков и проявлялось в применении насилия к несовершеннолетним, в основном с целью вымогательства или завладения чужим имуществом.

Таким образом, современный подросток, совершивший уголовно или административно наказуемое преступление, проживает в городе, происходит из неполной или многодетной семьи. Родители его либо не работают и ведут аморальный образ жизни, либо выполняют низкооплачиваемую работу в силу своего образования. Имеют отягощенную наследственность в виде алкоголизма родителей. С детства испытали нужду, так как семья находится за чертой бедности. Все это проявляется и в определенных личностных характеристиках ребенка. У несовершеннолетних отмечены одновременно избыточно выраженные тенденции и антитенденции, т.е. компенсирующие полярные свойства, являющиеся причиной значительной эмоциональной напряженности и внутреннего конфликта, так у 29,7% испытуемых отмечено одновременное обострение таких полярных свойств, как ригидность и лабильность, у 27% - экстра- и интровертированность, у 21,6% - агрессивность и тревожность, у 13,5% - спонтанность и сензитивность. Данные антагонизмы могут свидетельствовать о силе противоречий, характерных для подростков.

Тем не менее, по показателям ригидности и интроверсии в выборке отсутствуют максимальные значения, для 13,5% подростков свойством, затрудняющим приспособление и создающим проблемы для него самого или для окружающих, является высокая экстравертированность, которая проявляется в неразборчивости и назойливости в межличностных контактах. 5,4% испытуемых показывают максимально выраженную стеничность в виде склонности к агрессивным высказываниям или действиям. Столько же подростков обнаруживают высокую сензитивность, которая свидетельствуют о невротической структуре переживаний. По 2,7% контингента демонстрируют ярко выраженную спонтанность и высокую им­пульсивность, лабильность с избыточной эмотивностью, чертами выраженной демонстративности, с истероидными проявлениями и тревожность со склонностью к навязчивым страхам и па­ническим реакциям, как признак дезадаптивного состояния.

В связи с тем, что дети и подростки более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их созвездие, составляющее определенные типы. Чаще всего в виде таких черт в нашем исследовании являются интроверсия, которая отражает застенчивость и недостаточную общительность, и лабильность, как показатель изменчи­вости настроения, мотивационной неустойчивости – по 59,5% подростков. Сензитивность повышена у личностей впечатлительных и весьма чувствительных к давлению окружающей среды - 51,4% выборки. Ригидность же в 43,2% случаев выявляет устойчивость к стрес­су и педантизм. По 37,8% подростков имеют акцентуированную экстравертированность, которая в данном случае свидетельствует об избыточной общительности, и спонтанность, проявляющуюся раскованностью поведения и стремлением к лидированию. У 35,1% испытуемых тревожность, как акцентуация, проявляется в виде повышенной мнительности и боязливости. 32,4% контингента проявляют эгоцен­тризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих.

Как видно из материалов исследования, семья зачастую выступает провоцирующим фактором риска по формированию асоциального и противоправного поведения несовершеннолетних, что вызывает необходимость постоянной работы с семьей. Кроме того, было выявлено, что интровертированность и лабильность, как черты характера, являются наиболее предпочтительными у несовершеннолетних правонарушителей. Умение быть в тени, менять свои планы и настроения, уподобляясь хамелеону и чувствуя направленность окружающих и лидеров, позволяет быть «как все», не выделяясь, или на время затаиваться, уходить от общения, что позволяет подросткам, не обладающим лидерскими качествами и сильным характером, либо не зарекомендовавшим себя в группе, эффективно адаптироваться к условиям.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Материал для проведения родительского собрания
Тема: «Роль семьи в формировании девиантного поведения»
Составила: Скобкарева С.А., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Ижевск 2015
План
Введение
Норма и патология девиантного поведения.
Основные формы девиаций.
Семья, как социальный фактор, способствующей происхождению девиатного поведения.
Ошибки воспитания.
Семейные условия.
Причины нарушений поведения детей.
Условия предотвращения девиантного поведения.
Заключение.

Развитие ребенка, его психики и личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и его ближайшим взрослым окружением.
Ученые установили, что ребенок, растущий в благоприятной обстановке, быстрее становится общительным, быстрее начинает ходить, разговаривать, он бодрее и жизнерадостнее, тогда как у детей, растущих в атмосфере неприязни и раздражительности, заметно замедляется психическое и физическое развитие, что неизменно отражается в поведении.
Девиатное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (И.С. Кон). В справочнике практического психолога указано, что девиантное поведение - это поведение с отклонением от принятых в обществе правовых и нравственных норм.
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории: это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья (наличие явной или скрытой психопатологии); и это антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Поэтому в каждом конкретном случае, такого поведения, всегда встает вопрос, являются ли отклонения в поведении признаком психического заболевания или это особенность переходного возраста, дефект воспитания?
Среди мотивов девиантных поступков чаще всего наблюдается: тяга к подражанию, отрицательным шаблонам старших товарищей; боязнь наказания; стремление к материальному приобретению; желание выделиться среди сверстников; «произвести эффект».
Причинами запущенности, как правило, являются различные ошибки воспитания в семье и обучения. Взаимное безразличие и агрессия взрослого порождают глубокую социально-педагогическую запущенность.
М.И. Рыбалко выделяет несколько признаков такой запущенности. Во-первых, это избирательность контактов с оппозиционным отношением к взрослым при сравнительно хорошем общении со сверстниками. Во-вторых, психологическая понятность неправильного поведения и сравнительно легкая обратимость его при изменении факторов среды. В-третьих, отсутствие нарушений со стороны вегетативной нервной системы (расстройств сна, аппетита и др.), тоскливо - раздражительного настроения, повышенной готовности к развитию глубоких или бурных психических реакций. В-четвертых, осознание «трудных» неправильности своего поведения с критической оценкой собственных характерологических особенностей. Асоциальное поведение педагогически запущенного ребенка обусловлено отсутствием потребности в труде, незрелым и искаженным пониманием нравственных обязанностей, недостаточной сформированностью познавательной сферы.
Основные формы девиаций.
Основными формами девиации являются: алкоголизация и ранний алкоголизм, наркотизм и токсикомания, агрессивное поведение, суицидальное поведение.
Особенность воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, он в больших дозах, подавляет психическую активность, а в малых дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Таким образом, выпивая, ребенок стремится погасить состояние тревожности и одновременно избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости.
Также наркотизм и токсикомания, связаны с психическим экспериментированием, поиском новых ощущений и переживаний. Вместе с тем это групповое явление, связанное с подражанием старшим и влиянием группы.
Агрессивное поведение –это одна из наиболее распространенных форм девиаций. А.И. Стаценко выделяет ситуационно и микросоциально обусловленное агрессивное поведение. Такое поведение возникает эпизодически, носит характер реакций протеста и не нарушает в целом взаимоотношений подростка с окружающими, является своего рода инструментом для достижения целей: материальных или личностных (стремление к самоутверждению, признанию сверстниками). Такое поведение возникает вследствие искажений в системе ценностных ориентаций, неверных установок в отношении агрессии. Агрессия может сопровождаться чрезвычайно бурными внешними проявлениями или может протекать на эмоционально-холодном фоне.
Суицидальное поведение, по мнению И.С. Кона, вызвано «эффектом Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-то примера. В психологических экспериментах было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Каждая скверная ситуация пробуждает желание избавиться от них с помощью смерти, и в большинстве случаев смерть - это не сведение счетов, а крик о помощи.
Противоправное поведение наблюдается чаще у несовершеннолетних. На становление асоциальных форм поведения существенное значение имеют семейные условия. Социологи различают семьи с разным воспитательным потенциалом. Г.М. Миньковский выделяет 10 типов семей:
Воспитательно-сильные.
Воспитательно-устойчивые.
Воспитательно-неустойчивые.
Воспитательно-слабые с утратой контакта с детьми и контроля над ними;
Воспитательно-слабые с постоянно конфликтной атмосферой.
Воспитательно-слабые с агрессивно-негативной атмосферой.
Маргинальные- с алкогольной, сексуальной деморализацией, правонарушительские, преступные, психически отягощенные.
Немалой опасностью становится судимость одного из членов семьи, которая увеличивает вероятность преступлений, прежде всего несовершеннолетними.
Многие родители стараются навязать свое мнение, по принципу «делай, как я». В этом отношении к детям присутствует приказной, повелевающий тон, стремление к строгой дисциплине, ограничение самостоятельности, использование физического наказания, постоянный контроль за действиями ребенка. Нередко, когда такие дети бывают «козлами отпущения».
Также, на формирование девиантного отклонения влияет модель «невмешательства» в жизнь ребенка. Цель общения взрослого с детьми: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»; при этой модели взгляд на ребенка как на обузу. В таких семьях дети озлоблены, противоречивы во всем, у них наблюдается повышенная внушаемость. Они легко попадают под влияние сильной личности, становятся на антисоциальный путь.
Всем известно, что предпосылкой хорошего воспитания является «дом», «семейный очаг». Очень существенны взаимодействия между родителями. Если отношения хорошие, то трудности будут преодолены. Если же в семье родители постоянно ссорятся, скандалят, это отпечатывается на психике ребенка. В результате ребенок «прорабатывает» имеющимися у него психологическими средствами семейные стрессы.
Макаренко А.С. писал, обращаясь к родителям: «Ваше собственное поведение - самая главная вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, поучаете его или приказываете ему. Вы воспитываете его каждый момент его жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение... А если вы дома грубы или вы пьянствуете..., ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия».
Моральный и материальный ущерб, наносимый пьющими родителями непоправим. Из-за ссор, скандалов дети недосыпают, возникают невротические состояния. В таких семьях дети часто вырастают злобными, мстительными, лживыми, лицемерными. Стараясь защитить себя в семейных драках, они со временем действуют теми же методами.
Между тем процент «трудных» детей в так называемых благополучных семьях тоже не малый. «Оранжерейное» воспитание не менее опасно для ребенка. Гиперопека - изнеживающее воспитание с подавлением самостоятельности ребенка, приводит к таким нарушениям, как неуверенность в себе, нерешительность. Такие дети легко попадают в категорию «трудных». Оказываются втянутыми в дурные компании.
Воспитание типа «кумира семьи», когда исполняются все его желания и капризы, оправдываются все его поступки, благоприятствующие развитию личности с эгоцентризмом, жаждой признания, конфликтностью. Это дети, не желающие ничему и никому подчиняться.
В число «трудных» обычно попадают не «худшие», а особенно чувствительные и ранимые. Они «сходят с рельсов» под влиянием жизненных нагрузок, трудностей.
Причины девиантного поведения следует искать в глубине психики ребенка.
Психологи выделяли 4 основных причины серьезных нарушений поведения детей.
Первая - борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия.
Вторая причина - борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки и власти.
Третья - нежелание отомстить. Поводов для обид множество, это частые ссоры, развод и др.
Четвертая причина - потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт обид и неудач, ребенок вообще теряет уверенность в себе. Внешне он показывает равнодушие: «И пусть плохой», «И буду плохой». Возникает реакция протеста или реакция имитации. Находясь длительное время в неблагоприятной обстановке семьи, скандалов, ссор подросток усваивает манеру поведения родителей. Также возможна и пассивная форма реакций протеста: уходы из дома, отказ от еды, отказ от занятий в школе.
Чтобы изменить поведение «трудного ребенка» необходимо изменить отношение к нему, устранить причину обиды ребенка. Организовать с ним совместную деятельность, помочь ему выбраться из тупика, главные усилия надо направить на то, чтобы «переключать свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. И, конечно же, придется менять себя».
Подводя итог, хочется сказать, что огромное влияние на данное поведение оказывает семья. В семьях, где царит конфликтная атмосфера, где к детям относятся враждебно, ощущается отвержение ребенка и явный недостаток любви, у ребенка возникают трудности в поведении. Склонность к совершению асоциальных поступков возникает в результате недостатка контроля со стороны родителей, их безразличного отношения к детям. Часто в беду попадают дети из семей, где от них требуется беспрекословное повиновение воле старших. Беспрекословность воспитывает в детях некритичность к своим и чужим действиям, избыточную доверчивость. Подростки, у которых деспотией старших подавляется самостоятельность, инициатива, воля, легко попадают под влияние других лиц и вместе с ними совершают преступления, или становятся их жертвами.
Избыток «воспитательных мер», психологическое давление и гиперопека истощают запас нервно-психической прочности ребенка, и он занимается как может. Нерациональные способы самозащиты включают в себя неизбежный негативизм, стремление к эмансипации, эгоцентризм, развивают конфликтность и блокируют развитие самопонимания. Грубость, цинизм «трудного» ребенка зачастую является лишь маскировкой чувства собственной неполноценности, маскировкой чувства ущемленности и обиженности. Как ни странно, но именно такие дети (трудные) особенно чувствительны к проявлениям добрых чувств со стороны других людей. Они, как никто, ценят человеческую ласку, истинное внимание и заботу.
Родители - это учителя в самой важной школе на свете - школе формирования личности. Воспитание - самая сложная и тяжелая работа. Чтобы достичь успеха, требуется максимум терпения, здравого смысла, мудрости, сознательности, всевозможных знаний, постоянного самообразования. Чтобы понять и помочь своему ребенку родителям необходимо понять глубинную причину непослушания.
Понять разобраться, встать на один уровень с ребенком, увидеть его проблемы его глазами. И с этих позиций понятия доводить до сознания ошибочность его поведения, поступков. Доброжелательное отношение, заинтересованность в судьбе ребенка может предотвратить девиантное поведение, а также изменение или частичное ухудшение условий его жизни, устранение нездоровых отношений, вовлечение в различные виды деятельности, позволяющие проявить себя с положительной стороны, накапливать опыт правильного поведения и в итоге вытеснять отрицательные тенденции.
Необходимо установить душевный контакт с подростком, пробудить уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, поднять его авторитет в глазах окружающих, удовлетворив тем самым его ущемленное самолюбие.
При работе с «трудными» можно сделать определенные выводы: во- первых, с ними нельзя общаться с позиции «психолог - взрослый - подросток - клиент», а необходимо открыто, доверительно, искренне и честно обсуждать их личные проблемы, вместе искать выходы из сложных проблемных ситуаций. С ними надо просто, пo-дружески, по-человечески общаться на равных, уважать их интересы, обсуждать их проблемы, спорить, если это необходимо. Но главное в том, чтобы не «воспитывать» подростка (отчитывая за нарушения в учебе и поведении), а проживать с ними вместе те проблемные периоды жизни, которые у них возникают. Необходимо, чтобы родители были терпеливы и стали добрей, мягче к своему ребенку, принимали его таким, какой есть, верили в него, считались с ним и психологически поддерживали.
В подростке есть своя жизненная правда. Он «врывается» в мир взрослых, и его скачок во взрослое общество - всегда на равных. И несет нечто очень ценное - свой собственный взгляд на жизнь, свои цели, новые, часто для нас непривычные жизненные формы поведения. Если «заблокировать» общение, значит спровоцировать подростка на борьбу с нами, борьбу жесткую, жестокую.

Литература:
Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога в образовании», М., 1995
.Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком». Как?», М., 1997
Кон И.С. «Психология ранней юности», М., 1989
Лишин О.В. «Педагогическая психология воспитания», М., 1997
Раттер М. «Помощь трудным детям», М., 1987
«Ребенок и микросреда», ред. Шкляевой С.А., Виноградовой Г.А., Ижевск, 1996
«Лишенные родительского попечительства», /Мухина B.C./, М.,1991

1.7 Роль родителей в возникновении и формировании девиантного поведения подростков

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое обеспечивают ребенку родители, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное. Оно начинается с младенческого возраста, когда ребенка еще не воспитывают серьезно, когда он еще не может осознавать ни свое социальное положение, ни материальный уровень своей семьи, но когда он уже может воспринимать ласку, нежность, заботу своих родителей. Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, в частности на формирование его поведения.

На возникновение адекватных или неадекватных паттернов поведения ребенка влияют стили родительского воспитания, а также особенности взаимодействия между матерью и отцом.

Рассмотрим стили родительского воспитания, влияющие на формирование личности и определяющие те или иные психологические характеристики ребенка.

Гипопротекция. Этому типу воспитания характерно отсутствие внимания к ребенку, приводящее к безнадзорности. Мир ребенка не интересует родителей, или интерес есть, но чисто формальный (скрытая гипопротекция). Родители не обращают внимания на нарушения, допускаемые ребенком (потворствующая гипопротекция). Приводит к неадекватному формированию и слабому функционированию суперэго, дети лишены опыта ответственности, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить тенденции к девиантному поведению.

Гиперпротекция. Родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков. Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Такой тип семейных отношений чреват развитием инфантильного эго у ребенка.

Эмоциональное отвержение (крайний вариант – материнская депривация). Такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями. Ребенок чувствует, что им тяготятся, что он – обуза, без него было бы лучше. При латентном варианте такого стиля родители выполняют обязанности, но для них это лишь обязанности, а не ценности. Может сформироваться реакция аутизма, ребенок замыкается. Также может способствовать развитию «ложного я».

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Характерно для родителей, которые переживают проблему, связанную с нереализованными аспектами собственной жизни. Ребенок связывает выражение любви, внимания, необходимое присутствие и участие родителей с теми достоинствами и качествами, которые они хотят в нем видеть. Ребенок переживает конфликт, основанный на противоречии собственных желаний и потребностей интроецированным родительским ожиданиям. Такое воспитание в конечном итоге искажает естественный процесс индивидуации, обостряя переживание ребенком сепарационной тревоги, что в каждом индивидуальном случае принимает индивидуальную форму и выражение . Не исключены и отклонения поведения, особенно в подростковом возрасте.

Условия жестких взаимоотношений («спартанское воспитание»). Родители, как правило, отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, они закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, в результате такого взаимодействия, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Такое воспитание может привести к формированию ослабленного, уязвимого эго; суперэго представляет собой интернализированный образ жестко регламентирующего, подавляющего и наказывающего родителя. Чувства подавленности, вины и стыда оказываются наиболее готовой, сформированной реакцией на жизненные события .

Далее, исследуя проблему отклоняющегося поведения в рамках психоаналитической теории, целесообразно анализировать не столько процессы реального межличностного взаимодействия, сколько их интрапсихическую динамику, «диалог» структур эго и суперэго. Нормальное развитие эго зависит от того, сумеет ли оно сбалансировать требования суперэго и процессы сепарации-индивидуации Я, и какими чувствами будет сопровождаться этот процесс. Инфантильное эго реагирует суженным спектром поведенческих и аффективных реакций субдоминантного типа независимо от интра- или экстрапунитивной направленности. Это реакции тревоги, вины, страхи наказания, мазохистические реакции нанесения себе телесного или морального ущерба (самонаказания), искупления вины, угодливой уступчивости. Согласием с родительской инстанцией эго удается обеспечить себе позитивную самооценку, но дорогой ценой, расплачиваясь потерей самоуважения, зависимостью и поворотом агрессии против себя. Возможные девиации, в этом случае – инфантилизм, конформизм в асоциальных группах, алкоголизм, наркотизация, суицидальные тенденции.

Более активная позиция эго включает прямые реакции вызова, неповиновения, обесценивания авторитетов, требования поддержки, одобрения. В более сложных формах эго предпринимает специальные маневры с целью смягчения внутреннего напряжения: провокации наказания, рационализации, замещения, перемещение ответственности за содеянное на других; вымещение и проекция на реальных других, похожих на родительские фигуры, чувств, адресованных им.

Родительская неприязнь или условное приятие способствует развитию «ложного я», когда под маской демонстрируемого нереалистически идеализированного и грандиозного Я находится истинное – ослабленное и беспомощное, но реальное, аутентичное Я. Активно используются такие защиты, как отрицание, проекция, замещение. Возможные девиации – агрессивность, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, самоповреждения и суициды.

Для родителей, переживающих конфликт, связанный с дезорганизацией отношений в сфере супружеского взаимодействия характерен иной бессознательный сценарий взаимоотношений с ребенком. В соответствии с ним ребенок рассматривается одним из родителей как объект, отношения с которым иллюзорно (на символическом уровне) компенсируют фрустрированные в этой области потребности. Определяет специфику отношения родителей к ребенку конфликт влечений либидо и влечений эго (бессознательного желания и цензуры способов его удовлетворения). В результате проблема отношений с ребенком (проблема ложных, мистифицированных связей, искажающих подлинную близость в отношениях детей и родителей) является эпифеноменом переживаемого на субъективном уровне конфликта.

Определенные спецификой описанного выше родительского конфликта особенности внутрисемейного взаимодействия, а именно отношения между отцом и матерью, оказывают определяющее влияние на развитие и качество установки ребенка, определяющей его полоролевую идентичность. При этом характер переживаемого одним из родителей конфликта, определяющего специфическое восприятие и отношение к ребенку, является причиной формирования и развития компенсаторной (защитной) фемининности/маскулинности. Последняя в большей степени является результатом отсутствия или ограничения поддерживающей и развивающей идентификации с сильной и ценимой личностью одного из родителей и зачастую искусственно созданной оппозиционной установки по отношению к нему .


Список использованной литературы

1. «Психология личности в трудах отечественных психологов», хрестоматия, сост. Куликов Л. В., «Питер», 2000г.

2. Выготский Л. С. «Психология», Москва, «Эксмо-пресс», 2000г.

3. Выготский Л. С. «Орудие и знак в развитии ребенка». Собр. соч.: в 6 т. Москва, 1984 г.

4. «Психология развития», хрестоматия, «Питер», 2001г.

5. «Психология конфликта», хрестоматия, сост. Гришина Н. В., «Питер», 2001г.

6. «Возрастная психология», хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А., Москва, «Академия», 2001 г.

7. Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге общения», Москва, 1997 г.

8. Кон И. С. «Психология ранней юности», Москва, «Просвещение», 1989 г.

9. Фейдимен Д., Фрейджер Р. «Личность: теории, эксперименты, упражнения»,

10. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984 г.

11. Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.

12. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 1968 г.

13. Петровский А. В. «Психология развивающейся личности», Москва, Педагогика, 1987 г.

14. Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» Москва, «Академия», 2000 г.

15. Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации у детей и подростков», Л., Медицина, 1983 г.

16. Ганнушкин П.Б. «Клиника психопатий, их статика, динамика, сис­тематика», Н. Новгород, Изд-во НГМА., 2000 г.

17. З. Фрейд, «Психоанализ», Донецк, «Сталкер», 1999 г.

18. А. Фрейд «Детский психоанализ», «Питер», 2003 г.

19. А. Фрейд, «Лекции по детскому психоанализу», Москва, «Эксмо», 2002 г.

20. Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис», Москва, «Прогресс», 1996 г.

21. Э. Эриксон, «Детство и общество», Санкт-Петербург, «Речь», 2002 г.

22. А. Адлер, «Практика и теория индивидуальной психологии», «Питер», 2003г.

23. М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн «Развитие в психоанализе», Москва, Академический проект, 2001 г.

24. М. Кляйн, «Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников», Санкт-Петербург, Б.С.К., 1997 г.

25. Дж. Браун, «Психология Фрейда и постфрейдисты», Москва, «Рефл-бук», 1997 г.

26. Дж. Боулби, «Привязанность», Москва, «Гардарики», 2003 г.

27. Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности», «Питер», 3-е международное издание, 2001 г.




Классов. Численный состав группы (20 человек) связан с количеством учащихся в экспериментальной группе. Представленные этапы являются психолого-педагогическими условиями предупреждения девиантного поведения подростков. После профилактической работы подростки еще раз диагностировались по тем же методикам. Затем полученные результаты обрабатывались, обобщались и анализировались. Проводилась...

Патологическим стремлением к самоутверждению или гедонистическими тенденциями, § нарушение психологических адаптивных механизмов. § ориентация на референтную группу более старших и стеничных сверстников с девиантным поведением. Почти у 2/3 зависимых лиц в доаддиктивном периоде констатируются личностные девиации, чаще встречающиеся в форме психопатий и реже – в форме акцентуаций характера...



Которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Именно таким образом можно кратко охарактеризовать современные технологии социальной работы с детьми с девиантным поведением. Далее мы исследовали такую технологию социальной работы, как социальное проектирование и получили следующую картину этого процесса: собственно социальное проектирование можно условно подразделить на 4 этапа, это...

Девиантное поведение относится к тем проблемам, которые проще предупредить, чем в дальнейшем изменить. Поэтому родителям важно знать, что это такое, по каким основаниям можно сделать вывод о том, что у ребенка существуют отклонение, какие факторы семейной жизни влияют на формирование отклонений.

Что такое девиантное поведение?

Нормативное поведение – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих, приводит к нормальной адаптации.

«Девиантное поведение» (отклоняющееся) – поступок, действия человека, не соответствующие существующим в данном обществе социальным нормам (правовым, моральным).

Важно понимать, что поведение ребенка, его отдельные проявления могут быть связаны:

– с возрастными особенностями ребенка (несформированной структурой самосознания, что не позволяет ребенку всегда осознавать своё поведение и прогнозировать последствия своих поступков и несформированной системой саморегуляции, вследствие чего ребенку сложно противостоять своим желаниям, импульсам и он делает то, что хочет, а ни то, что надо);

– с особенностями его реагирования в конкретной ситуации;

– в целом поведение ребенка неустойчиво.

Поэтому отдельные проявления еще не свидетельствуют о наличии у ребенка серьезных проблем. Родителям было бы полезно проанализировать имеющиеся у ребенка проблемы по критериям, выделенным английским специалистом М. Раттером (на русском языке опубликована его книга «Помощь трудным детям», которая может представлять для вас интерес).

На основании критериев оценки отклонений в поведении детей М. Раттера, необходимо ответить на следующие аспекты:

Несоответствие поведения ребенка возрастным нормативам и половой принадлежности индивида. Например, если ребенок-дошкольник примеряет одежду противоположного пола, то это проявление интереса, экспериментирование и это нормально. Если тоже самое делает подросток, то это рассматривается как нарушение половой идентификации.

Длительность сохранения симптома: чем длительнее период с момента возникновения проблемы, тем она серьезнее.

Жизненные обстоятельства ребенка. Необходимо обратить внимание на изменения в жизни ребенка. Возможно, они явились причиной изменения поведения, появления проблемы. Например, после рождения младшего брата или сестры, ребенок может начать вести себя несоответственно своему возрасту, он регрессирует, начинает вести себя как совсем маленький. Причиной является недостаток внимания родителей и желание ребенка его получить.

Социокультурное окружение: в какой среде находится ребенок, какой пример он видит для подражания. Если семья неблагополучна, то очень часто ребенок повторяет опыт своих родителей.

Тип симптома: проявления касаются какой-то одной сферы, либо носят множественный характер. Например, ребенок лжет, ворует, проявляет агрессию.

Тяжесть и частота симптома: каковы проявления и как часто они повторяются. Например, если у ребенка сильные повторяющиеся приступы ярости, с которой ему трудно справиться.

Изменение поведения ребенка: как ребенок ведёт себя в течение жизни.

Ситуационная специфичность симптома: ведет ли себя ребенок таким образом только в определенных ситуациях с определенным человеком либо вне зависимости от ситуации. Например, если ребенок крадет что-то у одного из родителей – это может быть связано с недостатком внимания, которое ребенок пытается привлечь. И проблема гораздо более серьезная, если ребенок это делает и за пределами семьи.

Вывод: если по многим критериям фиксируется проблема, то, вероятно, ситуация требует к себе пристального внимания.

Существуют отклонения, которые связаны с состоянием здоровья ребенка и требуют медицинского вмешательства. Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни. В международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют следующие поведенческие расстройства для детей и подростков: гиперкинетические, поведения и эмоций, социального функционирования, тикозные, неорганический энурез и энкопрез, питания (булимия – переедание и анорексия – отказ от пищи), поедание несъедобного, стереотипные двигательные, заикание, речь взахлеб.

Факторы семьи, влияющие на формирование девиантного поведения ребенка

Необходимо понимать, что отклоняющееся поведение – сложное явление, на которое оказывает влияние множество самых различных факторов: социальных, психофизиологических особенностей ребенка, его личностных особенностей и т.д. Безусловно, семья не является единственным фактором, влияющим на ребенка. На современного ребенка серьезное влияние оказывают средства массовой информации, интернет и т.д. Мы понимаем, что иногда в неблагополучной семье вырастает вполне социализированный, успешный человек. И наоборот, иногда в нормальной семье, где ребенок, казалось бы, получает все необходимое, у него возникают серьезные проблемы. Но тем ни менее семья первична по степени влияния и близка ребенку, поэтому степень ее влияния сложно переоценить.

Типы семей, влияющих на формирование отклоняющегося поведения

Можно выделить несколько классификаций типов семей, оказывающих влияние на формирование девиаций.

Семьи с прямым (аморально-криминальные и асоциальные семьи) и с косвенным десоциализирующим влиянием (конфликтные, педагогически несостоятельные семьи с нарушенными отношениями; семьи с серьезными личностными нарушениями родителей).

Б.Н. Алмазов выделяет типы неблагополучных семей: семьи с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.

Л.С. Алексеева и Г.П. Бочкарева выделяют семьи с неблагополучной эмоциональной и нездоровой нравственной атмосферой.

Семейные факторы формирования девиантного поведения

Существует множество факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на формирование девинтного поведения. В качестве основных различные исследователи выделяют следующие психологические и физические травмы:

Особенности перинатального развития ребенка: стрессы и страхи матери во время беременности; отрицательное отношение матери к беременности (особенно опасно сочетание нежелательности вообще и нежелательности по полу).

Нарушение эмоциональных связей, привязанности родителей к ребенку (особенно матери).

Отрицательная модель поведения родителей.

Применение дисциплинарных воздействий по отношению к ребенку (постоянные, чрезмерно жесткие наказания, непоследовательные наказания, противоречивые требования).

Проблемные отношения между родителями.

Негативная психологическая атмосфера в семье, конфликты.

Разлука с семьей, развод родителей или утрата близких.

Неполная семья.

Психические отклонения от нормы у родителей.

Детско-родительские отношения как ведущий фактор формирования девиаций

А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера и поведения с нарушениями во взаимоотношениях с родителями:

Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки.

Гиперпротекция: доминирующая (чрезмерная опека и контроль) и потворствующая (удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление оградить его от всех трудностей).

Эмоциональное отвержение.

Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить).

Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению).

Л.П. Кибардина и Е.П. Алексеева рассматривают следующие стили семейного воспитания: по типу Золушки; постоянная опека; по типу «кумир семьи»; воспитание равнодушием; воспитание подарками; воспитание доверием.

В. Сатир выделяет несколько стилей семейного воспитания, которые она называет родительскими плащами и которые позволяют скрывать свои истинные чувства за защитной маской.

Плащ босса. Боссы бывают трех типов: тиран (силой управляет ребенком, в семье жесткая дисциплина и контроль); мученик (ничего не требует для себя, формируя у ребенка чувство вины и перекладывая на него чрезмерную ответственность за собственную жизнь, несостоятельность); железные маски (все говорят правильно, но лишены эмоций, с ними ребенок испытывает тоску и одиночество).

Родитель-приятель. Взаимодействует с ребенком как ребенок, не несет ответственности, а удовлетворяет собственные потребности. Ребенку рядом с ним не хватает заботы, чувства безопасности и защищенности.

Руководитель-ведущий. Является наиболее оптимальным, способным сочетать любовь, понимание с требовательностью и дисциплиной.

Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие паталогизирующие роли ребенка в семье, влияющие на формирование отклонений: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка.

А.С. Спиваковская считает, что для неблагоприятной родительской позиции характерны: неадекватность (искаженное восприятие ребенка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей); ригидность (способы воздействия и взаимодействия не изменяются ни в зависимости от ситуации, ни от возраста ребенка); непрогностичность (воздействия ориентированы не на будущее, а на решение сиюминутных проблем).

Уважаемые родители, чтобы вы и ваши дети были счастливы и благополучны, и ваши семьи никогда ни сталкивались с проблемами серьезных нарушений в развитии и поведении детей, учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка. В воспитании детей используйте свои знания, жизненный опыт и собственную интуицию, это поможет вам воспитать гармоничную личность, живущую в мире с собой и окружающим миром!

Материалы подготовлены сотрудниками ОмГПУ

Что еще почитать