Современный New Look. Кристиан Диор: модное наследие великого кутюрье

Сто десять лет назад, 21 декабря 1905 года, на свет появился Кристиан Диор - человек, навсегда изменивший мировую моду. Коко Шанель критиковала его, считая, что он не одевает, а упаковывает женщин. Британское правительство призывало женщин бойкотировать продукцию кутюрье. А женщины, которые за время войны устали от бедности и убогости нарядов, полюбили его стиль с первого взгляда. Так родилась великая модная империя.

Кристиан Диор родился в Нормандии в богатой семье, которая затем переехала в Париж. Родители хотели, чтобы Кристиан стал дипломатом, но юношу гораздо больше привлекала жизнь парижской богемы - он учился музыке и живописи, а вскоре открыл арт-галерею. В начале тридцатых отец будущего кутюрье обанкротился и галерею, которая не приносила денег, пришлось закрыть. Тогда Кристиан, пытаясь заработать, стал рисовать эскизы платьев и шляпок, которые продавал в модные журналы.

Рождение new look. Платье, как цветок

С началом Второй Мировой Кристиана призвали на фронт, где он прослужил год, пока не был демобилизован по состоянию здоровья. Вернувшись, Диор получил место дизайнера в одном из модных домов Парижа. Тогда же начал формироваться его собственный стиль - назло войне, лишениям, силуэтам в стиле милитари и одежде унисекс, Диор создавал невероятно женственные и роскошные платья - с подчеркнутой талией, пышным юбками, самых нежных цветов.

Внезапно у идей Диора нашелся спонсор. Ничего личного, просто бизнес: текстильный магнат Марсель Буссак понимал, что на производство таких платьев понадобится очень много ткани, а значит, его бизнес пойдет в гору в случае, если Диора ждет успех.

В 1946 году создается дом Кристиана Диора. В феврале 1947 года состоялся показ первой коллекции «Венчик цветка». Символ коллекции - костюм Bar: приталенный пиджак с достаточно пышной юбкой.

Публике были представлены пышные и прямые платья с корсетами и поясами, подчеркивающими талию. Казалось, они пришли из прошлых веков, лишь слегка изменившись в соответствии с требованиями времени. Как будто кутюрье взял ножницы и отрезал длинные юбки и шлейфы у старинных нарядов.

Появился совершенно новый силуэт, похожий на колокольчик. «Венчик цветка» - не случайное название, именно цветы Диор считал воплощением красоты, именно цветами вдохновлялся, создавая свои наряды.

Силуэт платьев в стиле, которому редактор Harper’s Bazaar подарил имя New look , напоминал бутон цветка.

Любимые цвета самого кутюрье - серый и розовый. Считая их наиболее элегантными и женственными, кутюрье различал мельчайшие оттенки этих цветов и давал каждому собственное название.

В коллекциях были и другие цвета, преимущественно такие, какие можно встретить в природе. Пастельная гамма в первой коллекции представлена шире всего. Кстати, в коллекциях Dior присутствовала и такая спорная в наше время леопардовая расцветка.

Еще одна важная черта фирменного стиля Dior - банты , встроенные в крой платья, Диор превращал их из декоративного аксессуара в полноправную деталь наряда.

Диор придавал большое значение аксессуарам - на показе первой коллекции модели поразили зрителей не только новаторскими платьями, но и идеально подобранными туфлями с заостренными носами, которые казались пришедшим на показ женщинам непривычными - тогда носили, в основном, обувь с квардратным носом. Впоследствии этот подход приведет к созданию империи Dior, выпускающей одежду, аксессуары, парфюм.

Первый показ Диора имел ошеломительный успех. За неделю неделю Диор получил заказов столько, что был обеспечен работой на несколько месяцев вперед. Стиль полюбился.

Диор ввел в моду широкие пояса, которые так хорошо подчеркивали талию, а также узкие рукава длиной в три четверти . Особенно часто эта длина применялась в пальто. К таким рукавам хорошо шли удлиненные изящные перчатки . Маленькие, оргинально украшенные шляпки , тоже являлись частью стиля Диор.

Именно Диор дал новую жизнь бижутерии из бисера - они, в отличие от драгоценных металлов, были доступны каждой. Классика от кутюрье - колье из дымчато-серого бисера.

Кристиану Диору приходили тысячи писем со всего мира. Женщины, в основном, благодарили модельера, мужчины иногда ругались - все-таки на платья new look уходили немалые деньги, в первую очередь, потому, что они требовали большого количества ткани. Платье могло весить до 4–5 килограммов!

Британское правительство призывало англичанок объявить бойкот платьям от Диора. Но кутюрье оказался хитрее: он устроил отдельный для королевы-матери, принцессы Маргарет и их приближенных. И сорвал овации.

О материальной составляющей стиля Диор говорил, что главное - простота, хороший вкус и ухоженность , а на это много денег не нужно. Кутюрье ненавидел экстравагантные наряды, считая их проявлением дурного вкуса. При этом, именно он изобрел цветные колготки , впервые представив их на одном из своих показов.

Еще одно изобретение Диора, которое затем пошлом по миру моду - лицензии. Мастера покупали у модного дома лицензии на то, чтобы помечать изготовленное ими фирменным знаком CD, но должны были либо копировать созданные модельером наряды, либо соблюдать его стиль в собственных идеях. Империя Dior расширяется и начинает производить парфюм.

Поиски нового

Когда стиль New look уверенно шагал по миру, появляясь на многочисленных подиумах в виде копий, Кристиан Диор решил, что пора создавать принципиально новый стиль. Так в модном доме появились трапеции и прямоугольники , пришедшие на смену песочным часам . Прямые платья, костюмы с широкими плечами и зауженным низом станут царствовать на подиумах в 50-е и даже 60-е, уже после смерти модельера.

В 1957 году Диор умирает, его преемником становится Ив Сен-Лоран. Молодой, амбициозный, он продолжает линии, начатые великим кутюрье: выпускает коллекцию платьев, по форме напоминающих перевернутую трапецию , а также юбки A-силуэта , которые быстро становятся невероятно популярными - ткани на такие наряды уходит меньше, чем на затратный нью-лук, который, к тому же уже немного приелся. В повседневной жизни наряды невероятно удобные.

Развернуть на полный экран Назад 1 / 3 Вперед

После Диора

Правда, Ив Сен-Лоран недолго пробыл главным дизайнером модного дома - его призвали в армию. Вместо Сен-Лорана главным дизайнером становится Марк Боэн, который пробудет на этом посту вплоть до 1989 года. Боэн не создавал чего-то принципиально нового, но адаптировал роскошные наряды к повседневной носке, стараясь соблюдать принципы, заложенные основателем - элегантность прежде всего.

Именно Боэн запустил линию мужской одежды Dior.

В 1989 году модный дом покупает концерн Louis Vuitton, Боэна увольняют и на его место назначают Джанфранко Ферре. Критики моды встретили нового главного дизайнера с восторгом. «Диор вернулся» - говорили они. Действительно, некоторые считают его едва ли не лучшим продолжателем дела Кристиана Диора. Но через восемь лет Ферре уходит, чтобы развивать свой бренд.

Начинается эпоха Джона Гальяно - пожалуй, самого неординарного главного дизайнера в истории модного дома. Гальяно ломал стереотипы, Гальяно выпускал манекенщиц на подиум, окатив их ледяной водой. В 1993 году он создал коллекцию «Побег юной принцессы Лукреции из большевистской России». Кринолины, меха, кружева - все то, что идеально вписывалось в стиль Dior. В 1996 году он становится главным дизайнером Dior. Каждое Дефиле превращалось в шоу: вокзал Ватерлоо модельер превратил в пустыню, а Оранжерею Версальского дворца - в 150-метровый подиум, залитый водой. Гальяно в несколько раз повысил прибыль модного дома.

Но в 2011 Гальяно оказался в центре скандала: находясь в состоянии алкогольного опьянения он допустил антисемитские высказывания и сообщил, что любит Гитлера. Дизайнеру пришлось уйти из империи Dior.

В апреле 2012-го в модный дом пришел Раф Симонс - невероятный минималист, он был полною противоположностью Гальяно. К тому моменту дизайнер ни разу не занимался созданием кутюрных коллекций. Тем не менее, уже летом он представляет первую кутюрную коллекцию Dior. В ней не было блеска, буйства красок и невероятных образов, которые так любил Гальяно. Зато были женственные и элегантные силуэты, юбки и платья в форме трапеции, шляпки с вуалью, остроносые туфли, изящная вышивка - все то, что отличало стиль Dior еще тогда, когда был жив его создатель.

Симонс остается главным дизайнером дома и по сей день.

В материале использованы фото dior.com, glorialana.files.wordpress.com, shoptips.ru

Имя великого кутюрье Кристиана Диора наверняка известно каждому. Для него главным источником вдохновения была и есть женщина — особенная, элегантная, хрупкая, утонченная, не от мира сего. Именно так выглядели его главные музы, которых он выбирал сам, в соответствии со своим вкусом. После его смерти, новые модели Диор продолжали соответствовать всем требованиям этой легендарной марки. В этой статье мы раскроем имена девушек, которые служили музами как самому Кристиану, так и его последователям, о женщинах которые дарят вдохновение. Однако прежде хочется немного рассказать о самом бренде.

История дома "Диор"

Итак, Christian Dior является французским домом моды, который был основан в 1946 г. двумя мужчинами - опытным модельером Кристианом Диором и фабрикантом по текстилю Марселем Буссаком. Именно тогда в Париже на Авеню Монтень было открыто Ателье высокой моды, а уже через год Диор представил на суд зрителей свою первую коллекцию женской одежды, которая была прозвана журналистами из США New Look. Именно этот показ произвел модный переворот. После этого было налажено массовое производство одежды прет-а-порте от Christian Dior, которую в основном скупали универмаги крупных городов Америки. Кутюрье умер в 1957 году, и после него во главе модного дома в тот или иной период времени стояли несколько талантливых модельеров: Ив Сен-Лоран, который около 5 лет работал под руководством Кристиана, затем его на этом посту сменил Марк Боан, и продержался в этой роли около 30 лет. В 1989 году его сменил а в 1996 г. на эту ответственную должность был утвержден знаменитый который руководил домом вплоть до 2011 года. Следующим главным модельером Диора был назначен Раф Симонс. Через 5 лет он решил уйти в самостоятельное плаванье, и тогда марку возглавила Мария Грация - первый креативный директор модного дома женского пола.

Парфюмерия

У ароматов этой марки всегда найдутся поклонники, ведь они всегда очень оригинальные и изысканные. Однако не только это привлекает покупателей, а известные модели - лица Диора. Каждая из них выделяется красотой и необычной харизмой. Кстати, для каждого аромата выбирается отдельная девушка, внешность которой соответствует его концепции. Для многих манекенщиц быть моделью Диора - большая честь, а для начинающих - настоящий трамплин для взлета. Многие ароматы были придуманы годы назад, однако они и сегодня не теряют своей актуальности. Прекрасны также флаконы и упаковки, в них есть что-то от эпохи Людовика Шестнадцатого. С 2006 г. главным парфюмером “Кристиан Диор” является François Demachy.

Самые известные звездные лица и модели Диор (фото)

За семь десятков лет существования этого знаменитого бренда его музами становились самые топовые актрисы, поп-дивы, знаменитые певицы, наиболее высокооплачиваемые манекенщицы мира. Многие из них после подобного сотрудничества становились еще больше популярными, так как рекламные постеры “Кристиан Диор” часто украшали фасады центральных зданий лучших городов мира. Далее в ход пошла телевизионная реклама, и слава моделей Диор разлетелась по всему миру!

Митца Брикар

Она поистине является душой дома Dior. Элегантная, изысканная, любительница мехов, диких принтов, особенно леопардового, она была не только музой, но и близким другом Кристиана Диора. Именно она была для него той самой «идеальной женщиной» - утонченной, изящной, аристократичной, настоящей парижанкой. Она была главным стилистом по аксессуарам в Доме Christian Dior. Женщина с удовольствием носила наряды кутюрье. Она первая из парижских женщин стала носить леопардовый принт сразу в нескольких деталях одежды, и это вдохновило Кристиана создать полную коллекцию с этим хищным принтом.

Марлен Дитрих

Другой Диора была самая известная актриса за всю историю Германии. Марлен Дитрих - не только актриса, но и певица. Она долгое время предпочитала одежду в мужском стиле, следуя заданной Коко Шанель моде. Однако познакомившись с творчеством Диора, она решила сменить стиль. Впервые в одежде от Кристиана она появилась на съемках картины «Страх сцены». Режиссер же картины был против того, чтобы главная героиня появлялась в кадре в одежде Диора, но Марлен была непреклонна. В благодарность Кристиан подарил ей целый гардероб.

Мужчины - модели Диора

Лицом данной марки в свое время был знаменитый французский актер Ален Делон. Правда, сам он не снимался для этого бренда, однако именно его имя стало ассоциироваться с ароматом Eau Sauvage. В 1966 год его фото было выбрано для рекламы этого парфюма. После того как Делон стал лицом марки, он начал продвигать данный аромат по всему миру, естественно, небескорыстно. Роберт Паттисон - звезда “Сумерек” - также является лицом Christian Dior и представляет один из новых ароматов. Актер пошутил, что когда его пригласили на съемки для Диора, он думал, что будет сниматься с красивыми моделями, а вместо этого его одиноко посадили на край крыши. Другим знаменитым актером, который стал лицом “Кристиан Диор”, был британец Джуд Лоу. Он представляет аромат Dior Homme. В отличие от Паттисона, согласно концепции рекламы, он разыскивает девушку своей мечты по всем уголкам Франции.

Самые красивые женщины планеты - модели дома Диор

Она была признана самой красивой женщиной планеты. И именно она - звезда итальянского кино Моника Белуччи - прежде чем стать лицом бренда Dolce&Gabbana, долго время служила музой для дома Christian Dior. Она представляла и линию сумок, и средства для макияжа, в частности, помады, ну и, конечно же, парфюм - аромат Hypnotic Poison. Шэрон Стоун также была признан одной из самых красивых, а также самой сексуальной женщиной планеты. Естественно, что Christian Dior пригласил ее стать лицом для его рекламной кампании линии антивозрастной косметики. А потрясающая Шарлиз Терон вот уже несколько лет является лицом аромата J"adore Dior. Она также представляет линию часов от “Диор”. После роли и "Оскара" за “Черного лебедя” Натали Портман стала одной из наиболее обсуждаемых актрис Голливуда. Ее грация и красота не смогли оставить никого равнодушным. Модный дом Christian Dior поспешил ее пригласить для участия в рекламной кампании линии декоративной косметики и аромата Miss Dior.

Единственная французская муза Christian Dior

На самом деле у этой французской марки за всю историю была одна-единственная посланница, принадлежащая народу Франции, - Марион Котийяр. Она рекламировала линию культовых сумок Lady Dior. При ее участии было снято множество рекламных роликов в различных уголках планеты - Шанхае, Лос-Анджелесе, Париже и даже в столице РФ г. Москве. В итоге получился целый модный сериал.

Модели-славянки “Диора”

В 2012 году музой Dior была украинка Мила Кунис - актриса и фотомодель. Она, так же как и Котийяр, рекламировала линию сумок Miss Dior. Какой-то период ее фото украшали все глянцевые журналы. Однако вскоре в прессе стали появляться различные компрометирующие девушку материалы, и тогда дом “Диор” во избежание каких-либо скандалов решил разорвать с ней уже подписанные контракты. Русские женщины всегда считались самыми красивыми в европейском понимании, поэтому среди посланниц модного дома “Диор” русские модели - не редкость. Первой российской моделью, которая стала принимать участие в показах Кристиан Диора на неделях высокой моды в Париже, была Людмила Исаева (родилась в 1969 г.). Кстати, она также была первой русской, снявшейся для обложек таких журналов, как Vogue, ELLE и Marie Claire. В 1997 году юная российская красавица-модель получила предложение стать лицом бренда Christian Dior, чтобы представить парфюмерную линию. Данное приглашение было для девушки фактом признания и вершиной пьедестала модели. Она рекламировала аромат Dune Жана-Луи Сьезака. Другая россиянка, уроженка Магадана, которую в мире моды считают протеже Карла Лагерфельда, в какой-то период своей карьеры также подписала контракт с “Диор” и стал лицом марки Dior Addict. Невероятно красивая, с золотисто-русыми волосами, она рекламирует помаду, блеск для губ и одноименный парфюм. Опыт работы с россиянками был для модного дома положительным, и следующей в списке оказалась модель Дарья Строкоус, которая стала лицом новогодней коллекции декоративной косметики Golden Winter Holiday Dior. Съемки проводились в Версале и были, пожалуй, самыми красивыми за всю историю бренда. Всемирно известная модель Наталья Водянова также какое-то время числилась не только среди посланниц бренда "Диор", но и его большой поклонницей. Ее часто можно увидеть в зрительном зале во время сезонных показов этого модного дома.

Трагическая судьба модели-россиянки “Диора”

9 сентября 2017 г. в украинской столице на примыкающей к Бессарабскому рынку улице прогремел взрыв. Как потом сообщали СМИ, в машине на тот момент было трое - мужчина, женщина и ребенок. Молодой человек сразу же умер, ребенок отделался легкими ушиба и испугом, а женщину сильно покалечило. Вскоре в прессе появилась информация, что она - небезызвестная русская красавица Татьяна Самойлова, модель "Диора" в прошлом. Однако к вечеру того же дня известная манекенщица связалась с представителями СМИ и сообщила, что она цела и невредима и к происшествию не имеет никакого отношения. Кто же пострадал в результате взрыва?

Вечером позвонила подруга пострадавшей и сказала, что девушка также является известной моделью “Диора” - В результате чудовищного происшествия девушке разорвало ногу, поврежден глаз, внутренние органы. В прессе появилась еще одна информация, что раненую во время взрыва девушку зовут Наталья Кошель - модель "Диора". Так кто же пострадал на самом деле? На этот вопрос позже могут дать ответ только правоохранительные органы.

21 января — день рождения одного из самых известных модных дизайнеров мира, выдающегося кутюрье Кристиана Диора. Он пришел в мир моды довольно поздно, ведь по настоянию родителей готовился к карьере дипломата. Но все же страсть к творчеству взяла свое, и модный мир приобрел талантливого модельера.

Итак, правила стиля от Кристиана Диора.

Подчеркните талию

Силуэт «песочные часы» подходит абсолютно каждому типу фигуры и актуален до сих пор.

Главное изобретение французского кутюрье — силуэт new look. Узкая талию и пышная юбка, похожая на перевернутый цветок, — вот что составляло основу этого силуэта. После аскетичности военных лет Диор призывал всех вспомнить о женственности и сексуальности. И именно женственность никогда не выйдет из . Силуэт «песочные часы» подходит абсолютно каждому типу фигуры и актуален до сих пор.

Выбирайте лучшее

Пока Коко Шанель продвигала искусственную бижутерию и простые ткани, Диор проповедовал иные принципы. Он считал, что женщина должна любить себя и позволять себе пусть простое по крою платье, но из лучшей ткани. А уж если выбирать украшения, то только из настоящих драгоценных камней. И пусть их в вашей шкатулке будет немного. Соответствовать этому правилу сегодня несложно. Сделайте акцент на качественные вещи, особенно если это верхняя одежда и аксессуары . Они добавят образу шика и придадут простым вещам более дорогой вид.

Аксессуары — наше все

Сумочки и туфли, по его мнению, подбирать стоило не менее тщательно, чем сам наряд.

Кристиан Диор очень любил аксессуары. Он считал, что без них образ не может считаться завершенным. Он говорил, что женщина без шляпы и вовсе не одета полностью. Ну, а сумочки и туфли, по его мнению, подбирать стоило не менее тщательно, чем сам наряд. Поэтому выпускал сразу все — и платья, и аксессуары, и все они идеально подходили друг к другу. Адаптировать это правило сегодня очень просто. Многие марки (и дорогие, и демократичные) также выпускают аксессуары, подходящие по стилю к одежде. Так что проще взять сразу весь образ, чем подбирать его в разных магазинах.

Серый — это не скучно

У Диора было два любимых цвета — серый и розовый. Но если розовый — более праздничный и нарядный, то серый абсолютно универсален. Сам кутюрье выделял множество оттенков этого цвета и умело комбинировал их. Сегодня составить образ из оттенков одного цвета очень легко. Если вы хотите скрыть какие-то части фигуры, выбирайте более темные оттенки , если же, наоборот, подчеркнуть, надевайте более светлые.

Не забудьте о красивом нижнем белье

Белье — залог уверенности в себе, а без нее нельзя быть элегантной.

Еще одним важным элементом гардероба, по мнению Диора, было нижнее белье. Оно должно было быть роскошным и сидеть идеально. И неважно, что его никто не увидит, важен психологический фактор . Белье — залог уверенности в себе, а без нее нельзя быть элегантной. С этим невозможно не согласиться. Поэтому долой заношенные скучные бюстгальтеры и трусики — поселите в вашем шкафу красивое нижнее белье и не забывайте его регулярно обновлять.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Диор творил в далекие 50-е, но его советы актуальны и сегодня. Мастер совершил маленькую революцию: он вернул женщинам элегантность после тяжелых военных лет и задал миру стиль, по которому тот продолжает существовать и сегодня.

сайт представляет уроки Кристиана Диора, которые легли в основу классических правил стиля.

  • «Элегантность - это всегда простота».

«Я против чрезмерно фантазийных моделей, которые создаются сугубо ради привлечения внимания публики. Может, они и занятны, но элегантностью тут не пахнет. Красота бывает немного дерзкой, но если смелость переходит в крикливость - это уже дурной вкус».

  • «Качество - это основа стиля».

«Покупаете вы готовую одежду или шьете, выбирайте самый качественный материал, насколько позволяет бюджет. Лучше иметь одно хорошее, добротное платье, чем два плохих».

  • «Умение одеваться держится на трех китах: простоте, хорошем вкусе и привычке следить за собой, - и это совсем не дорого».
  • Элегантная женщина - не та, которая слепо следует моде. Если новые веяния вам не подходят, не обращайте на них внимания.
  • «Аксессуары - наше все».

В облике хорошо одетой женщины чрезвычайно важную роль играют аксессуары. Чем меньше вы позволяете себе тратить на платья, тем более вдумчиво отнеситесь к выбору аксессуаров. Дополняя одно и то же платье разными аксессуарами, вы можете легко менять образ.

  • «Розовый - это нежно. А серый - это не скучно».

У Диора было два любимых цвета - серый и розовый. Что-нибудь розовое в гардеробе полезно иметь всем. Это цвет счастья и женственности. Но если розовый более нарядный, то серый абсолютно универсален. Если вы хотите скрыть какие-то части фигуры, выбирайте более темные оттенки, если же, наоборот, подчеркнуть, надевайте более светлые.

  • «Белье - залог уверенности в себе, а без нее нельзя быть элегантной».

«Элегантным должно быть все, тем более то, что не выставляется напоказ. Вашему белью необходимо превосходное качество. В данном случае крайне важен психологический фактор. Вы не сможете чувствовать себя уверенно в самом роскошном платье, сознавая, что под ним далеко не такое роскошное белье. Красивое белье - основа высокого стиля».

  • «Цветы - это самый прекрасный дар Господа миру после женщины».

«Цветок на поясе, в петлице или в вырезе - и вот у всех вокруг уже праздник. Я уж не говорю про цветочные узоры, без которых я просто не мыслю ни одной своей коллекции».

  • «Слишком много внимания обуви не бывает!»

«Многие думают, что туфли не так уж и важны, но настоящее доказательство элегантности девушки - это то, что надето на ее ноги».

  • «Если у вас кривые ноги - носите глубокое декольте».

Всегда стоит выделить свои лучшие черты. Изучите себя. Постарайтесь понять, что вам идет, а что нет. Разберитесь в своих потребностях. Найдите оттенки и модели, которые выгодно подчеркивают вашу красоту. И главное: «Красота без своеобразия не радует глаз».

  • «Моя мечта - спасти женщин от природы».

«Женщины наиболее привлекательны в возрасте от 35 до 40. А так как лишь немногие женщины выходят из 40-летнего возраста, пик привлекательности может длиться вечно».

  • «Духи могут рассказать о женщине больше, чем ее почерк».

«Духи - это непревзойденный оттенок женской индивидуальности, это последний штрих образа».

  • «Вы грезите о бальном платье, а мужчины грезят о женщине в бальном платье...»

Нарядный туалет поднимает настроение лучше любого шампанского. В нем вы становитесь женственной, чувственной и нежной, грациозной.

  • «Индивидуальность и эксцентричность - понятия разные».

Избегайте нелепостей. Нелепость с точки зрения стиля - это огромная соломенная шляпа в сочетании с плащом. Плащ на вечернем платье. Спортивная обувь с платьем для коктейля. Высокие каблуки и спортивные брюки. Бархат поздней весной. Кружево с твидом. Слишком часто женщины забывают о том, что самый экстравагантный образ должен быть продуман. Фантазийные модели, может, и занятны, но элегантностью тут не пахнет.

  • «Каждый съеденный кусок остается во рту две минуты, два часа в животе и два месяца на бедрах».
  • «Мои наряды - это моя жизнь, какой я живу каждый день: с ее чувствами, всплесками, нежностью и радостью».

Диор говорил о неразрывной связи того, как ты живешь, и того, как ты выглядишь. В его времена женщинам приходилось выполнять много мужской работы. Очень сложно было при этом оставаться хрупкой и безмятежной. Кристиан верил в удачу и всегда советовал полагаться на счастливую звезду, ведь она есть у каждого.

Современная женщина давно устала от постоянной необходимости быть сильной, независимой и неприступной. Ведь природой ей назначено быть нежной, чувственной, слабой, и занимать место подле сильного плеча. Стиль Нью лук в одежде сегодня служит ярким подтверждением того, что природное женское естество долго подавлять и скрывать нельзя. В моду уверенно возвращаются роскошные платья с пышными удлиненными юбками, изящной талией и узкими укороченными рукавами.

Возврат к прошлому ради будущего

В наш век безумных скоростей и регулярных стрессов женская одежда в своей лаконичности и функциональности во многом утратила гендерную принадлежность. Удобные и практичные вещи усредненного вида унисекс стали обычным выбором среднестатистической женщины.

Поэтому возродившийся интерес к модным проявлениям, характерным для 50-х годов прошлого века, стал настоящим открытием для поклонников подиума. Роскошная утонченность, мягкая грациозность и нежный романтизм – это именно те черты, которых давно недоставало женскому полу.

Хроники стиля

Рождением направления New look женская мода обязана талантливому французскому модельеру Кристиану Диору. Его давней мечтой было желание возродить роскошные и романтичные наряды XIX века и украсить ими красивое женское тело. Кутюрье был абсолютно уверен, что упрощенная и функциональная мода довоенных лет должна измениться самым кардинальным образом. Новый силуэт, который предлагал маэстро, стал мощным прорывом на мировом подиуме.

Новаторская коллекция из девяноста моделей была впервые продемонстрирована Парижу в 1947 году. Диор назвал ее Corolla – цветочный венчик. Все манекенщицы, вышедшие на подиум, были одеты в платья и костюмы, туго затянутые в поясе. Удлиненные расклешенные юбки с жесткими каркасами внешне напоминали собой перевернутые чашечки цветов. Их Диор считал символом абсолютной гармонии и красоты.

Высоко поднятый бюст, покатые плечи, эффектные шляпы и туфли на шпильке – все это стало настоящим потрясением для публики, уставшей от лишений и нищеты. Шикарный стиль принес неслыханный успех французскому дизайнеру. В американском журнале «Harper’s Bazaar» впервые прозвучало название New look – Новый взгляд, которое прочно закрепилось за стилем, созданным Кристианом Диором.

Издержки тренда

Наряду с ошеломляющим успехом на талантливого модельера обрушился шквал критики со стороны коллег по цеху. Пышные длинные платья требовали обязательного корсета, придающего изделиям заданную форму. Во многих моделях встраивали прокладки в области бедер и груди с тем, чтобы создать необходимые объемы. Пышные многослойные юбки на жестком каркасе затрудняли свободу движений и добавляли изделию лишний вес.

Обычное платье имело массу около четырех килограмм, а шикарные вечерние наряды могли достигать 20 и даже 30 кг. Надевать их можно было только с посторонней помощью, а танцевать удавалось с большим трудом. К тому же на пошив туалетов уходило порой до 20 метров дефицитных тканей. Все это считалось непомерной роскошью и расточительством. Коко Шанель осуждала Диора жестче всех, считая, что его модели совершенно непригодны для современной жизни.

Тенденции стиля Нью лук

Несмотря ни на что женщины были в восторге от новой моды, а имя Диора навсегда стало синонимом красоты и элегантности. Стиль Нью лук в одежде женщины 50-х заметно отличался от уличной моды. Эффектные ансамбли требовали тщательного подбора моделей, соответствующих аксессуаров и обуви. Но женщины соглашались с предложенными трудностями, задумываясь о тонкостях этикета и правилах хорошего вкуса.

Характерные черты стиля, обеспечивающие эффектный образ:

  • Длина изделия – нижний край юбки располагается на ладонь ниже колена. Это создает ощущение вытянутости и тонкости силуэта. Амплитудное покачивание подола при ходьбе усиливает женственность силуэта.

  • Линия талии – смещается на 30-50 мм выше естественной границы. Благодаря этому переносится акцент от проблемных бедер, а ноги кажутся гораздо длиннее.

  • Лиф платья – облегающий с округлыми плечами. Узкие рукава длиной 3/4 или 7/8 создавали визуальное впечатление изящества и утонченности. Короткие приталенные жакеты и кофточки подчеркивали хрупкость дамской фигуры.

  • Нижняя юбка – крой изделия позволял манипулировать объемом бедер, умело используя пышные складки и сборки по бокам. Независимо от полноты фигуры, по краю нижней юбки пришивались воланы, поддерживающие расклешенную форму модели.

В туфлях на высоком каблуке женщины передвигались мелкими плавными шагами, что добавляло им грациозности и шарма.

Современный взгляд на new look (фото)

Новые виды тканей, совершенные технологии кроя позволяют сегодня создавать гораздо больше модных фасонов. Правильно подобранная длина юбки и материал для ее пошива способны выгодно подчеркнуть достоинства и умело скрыть вероятные недостатки любой фигуры.

Чтобы образ в стиле ретро был полным, следует добавить приталенную блузку или тонкую рубашку из хлопка. В летнюю жару хорошо подойдет открытый топ, открывающий красивую линию плеч. В холода удобно утеплиться с помощью приталенного жакета или длинного тонкого кардигана. Надетое сверху пальто должно быть длиннее платья, полностью прикрывая его.

Легкие балетки или туфли на устойчивом каблучке и маленькая сумочка в руке помогут завершить повседневный образ. В зимнюю пору подойдут высокие сапоги, в межсезонье пригодятся ботильоны на шнуровке.

Современный вариант вечернего туалета в ретро стиле очень выигрышно представляет женскую фигуру. В таком наряде плечи и руки лучше полностью открыть. Такая откровенность не была свойственна праздничной одежде 50-х. Тонкую талию выгодно подчеркивает тонкий ремешок, мягкий пояс или шовное соединение, выполненное контрастной нитью.

У Диора было два любимых цвета, всегда находящихся в фаворитах серый он называл символом элегантности, подходящим к любой ткани. Кутюрье различал множество разнообразных оттенков, которые удачно сочетались с белым, черным и розовым. Последний цвет у кутюрье символизировал хорошее настроение, радость и женственность. Несмотря на явное предпочтения, Диор создавал модели на основе разных оттенков.

Для вечерних нарядов лучше выбирать светлые пастельные краски. Удачным дополнением является пышный бант – любимый элемент украшения модельера. С помощью этой детали удачно акцентировать внимание на стройной талии или изящной шее.

Оригинальный вид костюма можно создать из контрастных по фактуре предметов гардероба. Например, к пышной юбке из тонкой ткани добавить короткую меховую куртку или жесткую джинсовую рубашку, завязанную узлом. Образ девушки цветка станет более эффектным и вызывающим.

Параметры красоты и модные идеалы со временем становятся другими, но перемены никогда не касаются женственности и элегантности. Эти черты всегда содержатся в основе стиля нью лук, радуя окружающих и доставляя удовольствие прекрасному полу.

Что еще почитать