Японская национальная одежда. Этнические традиции японской культуры отражает японский стиль в одежде


Ничто не меняется так быстро, как мода. И обращение за идеями к прошлому часто даёт прекрасные результаты, а иногда и новые открытия. Вдохновением для дизайнеров может служить целая эпоха, национальная одежда, принт или даже архитектура.


В начале 10-х годов прошлого века Европу захлестнуло . Особенно заметна любовь к экзотике в платьях-кимоно Поля Пуаре. И сейчас популярность японского стиля переходит из сезона в сезон, находя новых и новых почитателей восточной экзотики.


Основа японского гардероба – туникообразная запашная одежда, типа халата.


Clover Canyon


Кимоно – традиционная японская распашная одежда с широкими, цельнокроеными рукавами, которые изначально были длинные. Сейчас длина рукава часто меняется – от самой короткой, чуть ниже плеч, до запястья и может быть ниже. Кимоно подпоясано традиционным , размеры которого в длину обычно достигались до 6 метров.


Японцы стремятся соблюдать традиции национального костюма, поэтому при раскрое кимоно в среднем используется около 10 метров ткани в длину и 35см в ширину. Такие размеры ткани обусловлены были издавна размерами старинного ткацкого станка. Те, кто бережно относится к своим национальным традициям, при раскрое кимоно соблюдают именно эти размеры ткани.


Цветовое решение японского костюма весьма разнообразно. Цветы, розовые фламинго, попугаи, разноцветные колибри и прочая экзотика в качестве принта и сейчас украсят наряд современных модниц.



Clover Canyon и Leonard


В европейской одежде покрой кимоно, или как иногда называют, «японка», интерпретируется. В большинстве случаев используется принцип зап?ха, пояс оби, форма цельнокроеного рукава или даже рукава с удлинённой линией плеча.



Фото сверху - Clover Canyon
Фото снизу - Andrew Gn


Построение модели на основе кимоно рассматривается не только в платьях, это может быть комбинезон с кюлотами или блуза с рукавами с углублённой проймой и мини-юбкой с подчёркнутой поясом оби талией.



Clover Canyon, Andrew Gn


Полностью создать японский стиль помогает обувь – сандалии на высокой платформе – гэта, которые в первоначальном варианте были деревянными башмачками на высокой скамеечке в 10см.


Японские одежды часто многослойные, широкие в пройме из лёгкой ткани, лучше всего из струящегося и ниспадающего шёлка.


Особый интерес в коллекциях 2015 года вызывают модели Marni, Clover Canyon, в которых вы обязательно найдёте элементы японского стиля.



Marni
Clover Canyon

Время чтения: 3 минуты

Японская молодёжь выделяется своими особенными музыкальными предпочтениями, философией, ну и конечно же, одеждой, которая в свою очередь тесно связана с определением “уличная мода”. Зачастую японский стиль одежды ассоциируется с кимоно и этническими элементами в одежде, однако, это совсем не так. С середины 19 века Япония подражает Западной моде, но, несмотря на это в японском стиле одежды всё же присутствуют нотки чего-то необыкновенного и индивидуального. Современная молодёжь Японии отдаёт своё предпочтение именно уличному стилю, который отличается своим эпатажем и яркостью.

Стоит отметить немаловажную вещь, каждый это не просто стиль одежды или способ самовыражения, а целые субкультуры.

Harajuku (Харадзюку)

Основные черты стиля харадзюку – это яркость и многослойность одежды. Данный стиль одежды как никакой другой подчёркивает индивидуальность и незаурядность личности. Приветствуются вещи, сделанные или переделанные своими руками, и поэтому практически невозможно заметить на молодых девушках и парнях повторяющихся элементов в одежде.

Чем больше красочных и контрастных одёжек, одетых одну на другую – тем лучше. Изобилие аксессуаров никак не испортит стиль харадзюку. Чем больше колец, цепочек, браслетов и всего остального тем лучше! И конечно же, не обойтись без яркого макияжа и необыкновенной причёски с цветастыми прядями.

Ganguro (Гангуро)

Гламурный и необыкновенный стиль, который акцентирует своё внимание не на одежде, а на внешности в целом. Характерной особенностью стиля является загорелое лицо. И это вполне очевидно, ведь “гангуро” означает “чёрное лицо”.

Цвет волос должен подчёркивать загар лица, поэтому волосы довольно светлые, а нередко розового или зелёного цвета. Одежда не менее яркая, предпочтительно мини. Обувь должна быть непременно на платформе, это могут быть как сапоги, так и туфли. Макияж необычайно выразительный за счёт светлой перламутровой помады на губах, тёмной подводке и белым теням. Аксессуары должны быть не менее яркими и гламурными, предпочтение отдаётся цветам и стразам.

Lolita (Лолита)

Нечто детское, нечто сказочное и нежное. Быть подобной фарфоровой куколке – главная особенность уличного стиля Лолита. Белые чулочки, туфельки на небольшом каблучке и платьице в японском стиле, предпочтительно из материала спокойных оттенков. Важным атрибутом стиля является пудра или тональный крем, с помощью которых, японки тщательно пытаются сделать лицо более светлым.

Макияж выразительный и в тоже время сдержанный, аккуратные локоны волос обычно закалываются бантами. Выбор аксессуаров также более сдержан – это совсем немного бижутерии, предпочтение отдаётся сумочкам, шляпкам, перчаткам и бантам.

Лолита спокойный и одновременно загадочный образ, за которым может скрываться как весьма состоявшаяся женщина, так и безобидный маленький ребёнок.

Косплей

Стиль, которому уделяется не менее внимания, чем всем вышеперечисленным. От английского “costume play” означает “костюмированная игра”.

В основе лежит подражание любимым героям аниме, компьютерных игр и манги, путём подбора наиболее подходящих элементов костюма и аксессуаров. Среди представителей стиля косплей не только молодые парни и девушки, но и более старшее поколение.

Kawaii (кавай)

Стиль кавай в какой-то мере подобен косплей. Основой стиля является подражание не только героям аниме, а и всем остальным мультяшным персонажам, зверушкам и даже мягким игрушкам. Кавай несёт в себе что-то по-особенному детское и наивное. Предпочтение отдаётся материалу светлых пастельных оттенков, трогательным детским аксессуарам и сумочкам напоминающих мягкие игрушки, да и сами игрушки являются важным атрибутом.

Для создания современного японского образа нужно всего лишь фантазия и немного смелости. Сочетайте несочетаемые между собой вещи, к примеру, кружевное платье и старая кожаная куртка, старые винтажные вещи сочетайте с новыми.

Гетры и ботинки на платформе или яркие кеды тоже будут весьма актуальны для японского образа. Не забывайте о мягких толстовках с принтами зверушек и причудливых сумочек в виде игрушек, а также о ярких и красочных аксессуарах. Яркий макияж, угловатые формы стрижки, а ещё лучше волосы вовсе спрятать под вязаную шапочку. За основу образа можно взять японского мультяшного героя.

Многим японская мода представляется в виде классических японских кимоно, но на самом деле японские девушки и юноши любят одеваться ярко и необычно.

Я расскажу о 6-ти стилях одежды японской молодежи.

  • Харадзюку;
  • Лолита;
  • Косплей;
  • Декора;
  • Кавай;
  • Гангуро;
  • Визуал кей;

Harajuku (Харадзюку) стиль.

Это стиль зародился в одном из районов Токио, чьим названием и назван. В этом районе много бутиков, в которых любят одеваться японские подростки.

Отличительной особенностью этого стиля является множество аксессуаров, яркость и броскость цветов и многослойность в одежде. Для облика в этом стиле свойственно комбинирование вещей контрастных цветов.

Особенным украшением этого стиля считается множество винтажных украшений и Hand made.

Lolita (Лолита) стиль.

Этот стиль японской уличной моды распространяется на девушек. Само название стиля говорит о том, что он предполагает желание выглядеть юной и кукольной.

Этому стилю свойственны разнообразные платья нежных цветов, отсутствие агрессивных и кричащих акцентов. Украшения не в большом количестве из аксессуаров, банты, перчатки, шляпки. Стиль разделяют на более чем 20 видов Лолит.

Косплей («ролевой японский костюм»).

Очень нравится молодым людям желающим походить на любимого героя, мультфильма или компьютерной игры. Косплей стал не просто еще один стилем одежды, но и вырос в целую субкультуру, в которой встречаются представители вполне зрелого возраста.

Decora (Декора) стиль.

Декора стилем увлекаются люди, любящие «украшательство». Этому стилю свойственно огромное количество различных цепочек, колечек и прочих ярких и блестящих вещей.

Любителя, а чаще всего любительницу Decora стиля, можно увидеть, а еще раньше услышать по неимоверному множеству различной бижутерии. Иногда поклонницы этого стиля специально «обвешиваются» украшениями, издающими звенящие звук.

Kawaii (Кавай) стиль.

Это стиль отличающийся трогательностью и инфантильностью. Те кто предпочитают этот стиль могут одеваться героями мультфильмов, разными зверушками и даже игрушками.

Цвета спокойные, пастельные, нежные - обычно считающиеся детскими, нежно голубой, розовый, салатно-зеленый и т.д. Создается образ беззащитного милого создания, чем больше в нём детскости, тем лучше.

Ganguro (Гангуро) стиль.

Самый гламурный стиль японской молодежи. Тут ставка не на одежду, а на внешность представительницы этого стиля. Как правило, очень загорелая кожа, иногда даже не естественно темная и антагонистично по отношению к цвету кожи выглядящие волосы, которые могут быть не только блонд, но и розового и даже светло зелёного цвета.

Цвет в одежде преимущественно розовый, так ка кон хорошо подчеркивает загорелую кожу. Юбки в преобладающем большинстве мини. Сапоги на очень высоком каблуке или туфли. Из аксессуаров это искусственные камни и цветы.

Visual kei (визуал кей) стиль.

В прямом смысле означает «Визуальный стиль». Этот стиль используют представитель одноименной субкультуры, которая возникла на базе японского глэма и рока.

Характеризуется этот стиль необычными прическами, ярким гримом и макияжем. Предпочитающие этот стиль используют в своем образе рок атрибутику, что бы как можно больше соответствовать своему любимому рок исполнителю или любимой рок группе.

Японский стиль это необычность, броскость и сильная проявленность какого-то определенного образа. Часто это детскость и игрушечность. Одеваться в японском стиле предпочитают люди с ярко выраженной индивидуальностью, чаще это максималисты - подростки.

Русские девушки предпочитают более традиционные стили в одежде - например морской стиль - смотрится очень стильно и ярко!

Когда у тебя есть стиль это здорово, о том как оставаться привлекательной в домашней одежде .

Природа, окружающая среда и мироздание в целом оказывало на человечество огромное влияние во все времена. Но до активного развития технического прогресса это было особенно явно. Японская культура — одна из ярких представительниц такого влияния. Она представляет собой многоликий, удивительный и необычный мир образов и предметов. Каждая вещь живет своей собственной жизнью в гармоничном сочетании с окружающим пространством. складывался веками и является прекрасным примером сохранения неизменной формы в сочетании с круговоротом узоров и цветовых оттенков.

Природа для японцев всегда была ориентиром и высшим образцом красоты, в соответствии с которым они создавали свои представления об элегантности и изяществе. В Древней Японии к природе относились как к живому существу, одухотворенному и чувствующему. Камни, деревья, ручейки — все было воплощением духа и божества — ками. Именно поэтому каждый природный материал представлял особую заботу художника, который над ним работал, будь то деревья, глина или . В каждом мастер старался открыть собственную красоту.

Япония — маленькая страна, окруженная водой, со сложным рельефом и землетрясениями. Ограниченность территории наложило отпечаток на организацию пространства и представления в развитии японского искусства, характерной особенностью которого явилась миниатюрность: в малом видеть большое.

Национальный японский костюм развивался на протяжении полутора тысяч лет. Ему присуща сложная, многогранная связь рисунка, формы и материала, а также орнаментация тканей. Создание собственных уникальных композиций происходило через заимствования чужеземных (корейских и китайских) образцов.

Самая первая одежда японцев напоминала пончо, перехваченное поясом. В холодное время года их носили по несколько штук, одевая друг на друга. В будущем это послужит основой для создания японского многослойного костюма, который мог состоять из 12 слоев одежды.

В Древней Японии мужчины и женщины носили поясную одежду: мужчины — хакаму , а женщины — мо . Хакама представляла собой юбку из двух отдельных кусков ткани (передняя половина и задняя), пришитых к длинным поясам. Она была довольно длинная, доходила до щиколоток. При завязывании поясов по бокам она создавала разрезы. По центру задней половины, как правило, делалась встречная склада, а на переднем полотнище симметрично по бокам закладывались три односторонние складки, расширяющиеся книзу.

Японский костюм никогда не подчеркивал формы тела, а служил своего рода декорацией. Традиционной одеждой народа была распашная куртка хаори , полы которой свободно спадали вниз. Повседневная, как правило темных цветов либо в полоску, а празднично — церемониальные — из черного шелка с белыми гербами.

Традиционному кимоно предшествовало косодэ — одежду, которое носили как мужчины, так и женщины. Он представлял собой широкий халат, прямого покроя с небольшим воротником и длинными рукавами. Сначала его использовали как нательную одежду, а начиная с 16-го века как верхнюю.

Национальной одеждой японцев является «кимоно» . Это слово получило широкое распространение в 17 — 19 веках и происходит от выражения «киру моно» — «надеваемая вещь». Оно относилось ко всем видам одежды: к будничным и праздничным. И к концу 19-го века стало ассоциироваться с верхней наплечной одеждой. Кимоно отличается простотой кроя и имеет несущественные различия в женском и мужском вариантах. А в принципе существовало всего два размера кимоно — взрослый и детский. В восточной философии придается большое значение левой и правой сторонам. В Японии левая ассоциируется с жизнью, а правая-со смертью, поэтому живые запахивают одежду на правую сторону, а покойникам правую полу накладывают поверх левой.

Не смотря на то, что все кимоно были практически одинаковы по форме и конструкции, они имели огромное разнообразие в орнаментации. Рисунки говорили о ранге человека, его возрасте, о сезоне года и даже настроении хозяина. Природные мотивы стали одними из любимейших в японской традиции: цветущая сакура, побеги бамбука, ветки сосны… Хотя мужские кимоно более одноцветны и строги, чем женские. Так как модель кимоно представляла собой прямые полотнища, то поле для вышивки и росписи было достаточное. В древности существовало 200 законов(!), в соответствии с которыми создавались костюма. А со временем кимоно темного цвета с пятью гербами стало обычной одеждой творческой интеллигенции.

Вспомните японские прически. Всегда удивлялась их причудливости и замысловатости. Но оказывается до 15 века японки носили распущенные волосы, и только потом стали укладывать их в прически. Традиции сложных причесок с использованием шиньонов, масла и воска заложили аксобимэ — первые законодательницы женских мод. Ими были музыкантши, танцовщицы, рассказчицы, которых приглашали на праздники в веселые компании. До этого времени пользоваться маслом и воском для волос могли только мужчины.

К декорациям своих сооружений на голове они конечно тоже подошли творчески. В ход шли декоративные гребешки, бамбуковые палочки, шпильки из дерева, металла, кораллов и панциря черепах, традиционные цветы . На создание таких причесок уходило немало времени, поэтому каждый день их не делали, а для сохранности спали на специальных валиках. Головные уборы носили крайне редко, их заменяли зонтики для жаркой или дождливой погоды. Во время работы либо прогулок японки могли надеть плоские широкополые соломенные шляпы, а в прохладное время года — накидки типа капюшона. Японская женщина в национальном костюме похожа на загадочную картинку, которую можно долго и с интересом рассматривать.

С аксессуарами в виде сумок у японцев тоже не все так просто. Кошельки и сумочки появились в древние времена именно потому, что в одежде не было карманов. А куда же складывать то, что нужно иметь при себе всегда? В европейской одежде карманы появились уже давно, а вот в японских кимоно их нет до сих пор. С давних пор все необходимые предметы, такие как трубка, кисет или коробочки, прикрепляли к поясу при помощи небольшого брелка — всем нам известного как нэцкэ . Прообразом нэцкэ были палочки и , а в 17 веке они превратились в маленькие скульптурки.

А что же японцы одевали на ноги? Чулок у них не было, а вместо оных они носили короткие шелковые или хлопковые носки с подошвой из плотной шерстяной ткани. В них они ходили повсеместно: дома, на улице, в храмы, в театры.

Додуматься до такой обуви, которую носили японцы наверное могли только они. Деревянные скамеечки — гэта , ставшие национальной японской обувью, выглядели, на мой взгляд, совершенно не изящно и грубо, а передвигаться в них наверняка было неудобно. Правда еще были дзори — обувь на мягкой подошве, закреплявшаяся на ноге кожаными ремешками. Так что выбор все таки был).

И конечно неотъемлемым аксессуаром японцев являются веера, каждый из которых — это чудесное произведение искусства, завораживающее взгляд. С ними связана своеобразная пантомима веера — «язык веера, произносимый движением рук». Япония — это родина складных вееров. Их изготавливали из хиноки — японского кипариса. Каждый турист, посещающий Японию считает обязательным приобрести веер на память о стране. А в древнем восточном учении фен — шуй вееру придается очень большое значение. Японские танцовщицы часто использовали веера во время танцев.

Большое влияние на преображение костюма сыграли японские актеры, которые не находились в строгих рамках законов, а могли позволить себе то, что среди остальных граждан считалось неприличным. Блеск и великолепие их нарядов завораживало публику и самые смелые стали заказывать себе такие же наряды, обильно украшенные картинами, разрисованные красками и стихами. Сначала это стало прерогативой богатых японцев, а позже к ним присоединились и обычные горожанки. Актеры театра Кабуки были образцами для подражания и мужчинам, и женщинам.

Со временем японский костюм претерпевал небольшие изменения, связанные с длиной рукавов и соответственно с длиной платья. Пояс удлинялся до 3,6 метра в длину и около 26,8 в ширину, превратившись в пояс «оби» .

В 1720 году был принят закон «об ограничении роскоши», который послужил причиной для возникновения нового критерия вкуса и лег в основу понятия «ики» — «чувство стиля». Суть ики заключалась в отсутствии прямолинейности, то есть умении сочетать строгие рамки запрета с долей вызова. Этим искусством прекрасно овладели городские повесы, завсегдатаи театров и веселых кварталов и гейши. Например, высшим шиком считалось заказать роспись подкладки для простого хаори у самого известного художника Эдо (современный Токио).

Все это относится к традиционному японскому стилю. Но изменения на политической арене за последние 120 лет отразились на нем кардинальным образом. Первый модный журнал появился в Японии в 1890 году, а в начале прошлого века японские модники и модницы позволяли себе одеваться по последней моде, связанной с джазовым бумом. На рубеже 19 — 20 веков, когда Япония открыла границы, местное население познакомилось с европейскими костюмами и мужчины первыми стали использовать их в своих гардеробах. Но большая часть людей перенимала новые традиции с осторожностью и порой сочетала в своем образе традиционные японские элементы с европейскими очень смешным образом.

Японские дизайнеры всегда удивляли публику своим новаторством и креативом, хотя понятия «японская мода» не существовало достаточно долго. Во второй половине 20 века все изменилось. Такие дизайнеры как Ханаэ Мори, Кэндзо Такада, Йоджи Ямамото, Иссей Миякэ, Рэй Кавакубо — стали мэтрами мировой моды. Для японских модельеров увлеченность европейской модой, которая стала «хорошим тоном», послужила поводом для создания новой, креативной моды, отрицающей все старое.

В Париже и Нью — Йорке Кэндзо и Миякэ, а в 80-е годы — Ямамото и Кавакубо, представили зрителям одежду, которая рушила все представления о французской и мировой моде. Своими странными прямыми, геометрическими силуэтами или совершенно бесформенными они шокировали публику. А в конце десятилетия японские дизайнеры считались уже самыми передовыми не только в области технологий, но и в моде.

Такада создавал коллекции в стиле театра Кабуки с яркими насыщенными цветами. Первую коллекцию Кавакубо французские критики назвали «Хиросима — шик», говоря о том, что ее модели совершенно не приспособлены к жизни. Они действительно настолько странные, что представить человека на улице либо в присутственном месте в таком наряде достаточно сложно. Но неожиданно это направление нашло своих поклонников и значительно повлияло на моду 80-х годов.

Ямамото, так же как и Ханаэ Мори взял за основу европейский костюм, наполнив его восточными элементами. Аскетичная палитра цветов, состоящая из двух основных — черного и белого, асимметричный крой, создали Ямамото славу философа и романтика. Японцы были не первыми, кто ввел в моду черный цвет (вспомните МЧП Коко Шанель или смокинг Ив Сен — Лорана ), но именно они возвели его в культ. Поэтому наряду с невероятным креативом японская мода может быть достаточно аскетичной.

Принципиальное отличие японских дизайнеров от европейских в том, что они воспринимают одежду в динамике, поэтому первыми придумали модели — трансформеры. А то внимание, которое уделялось в Японии тканям, их цвету, узору, фактуре и комфортности, является отправной точкой для японских мастеров по сей день. У японской одежды есть своя философия и понимание духовной, внутренней красоты. В японский стиль относится к фольклорному направлению.

В наши дни встретить японца или японку в национальном костюме достаточно сложно. Японская моды сделала громадный прыжок от традиционного костюма к современной одежде. Япония очень развитая страна в технологическом отношении и это сказывается на развитии модной индустрии. Испытание современных материалов, создание необычной одежды — во многом это заслуга японцев. А сочетание кимоно и современных технологий выглядит очень оригинально.

Большое влияние на современных японских дизайнеров оказывает уличная мода. Тенденции, которые появились в Европе еще в 60- х годах добрались и до Японии. В наши дни уличная мода перекочевывает на мировые подиумы, а дизайнеры порой вынуждены вносить изменения в свои коллекции под влиянием улицы. Самым известным городом, где сосредоточено большое количество модных молодежных направлений стал Токио, а его район Харадзюку — местом паломничества туристов в ожидании увидеть необычно одетых людей. Хотя, необычно — это еще слабо сказано. Если Вы не знакомы с , которая состоит из многих направлений, советую познакомиться. Вы будете удивлены, а возможно и шокированы. Европейским модникам до японских очень далеко.

В 2007 году Джон Гальяно представил публике коллекцию на японскую тему в стиле оригами. Это традиционное народное японское искусство складывания бумаги определенным образом. Для лучшего изучения которого Гальяно вместе со своей командой отправился в Японию. Их труды были не напрасны и коллекция получилась просто фантастическая!

В Японии открыто самое большое количество бутиков с необычной одеждой европейских, американских и японских дизайнеров. Поэтому сказать, что такое современный японский стиль очень сложно. Скорее это сочетание традиционной одежды с современными тенденциями. Европейские дизайнеры тоже довольно часто обращаются к японскому стилю.

Япония - страна особенная; страна, историческое полотно которой соткано из древнейших культурных ценностей, традиций и самых передовых инновационных тенденций; страна, призванная удивлять, впечатлять и вдохновлять. Объектов изумления в Японии огромное множество. И если к самым невероятным - к HiTech технологиям - современное общество начинает привыкать, то к нестандартным для Европейского континента японским молодёжным субкультурам, тенденциям уличного стрит-стайла возникает ряд вопросов. О японском стиле одежды и японских молодёжных субкультурах читайте в нашей статье.

Уличная мода в Японии, в отличие от большинства других стран, не подчиняется целиком и полностью подиумным течениям. В основе японского стрит-стайла лежит набор необыкновенных, загадочных субкультур некоего фантазийного мира. Несмотря на всю серьёзность и некую правильную чопорность Японии, уличный стиль страны восходящего солнца отличается яркой палитрой красок и необузданностью гардеробных ансамблей. Остановимся подробнее на японских стилях и субкультурах.

Японские стили и субкультуры

«Декора»

«Я надену всё лучшее сразу» в трансляции японской молодёжи называется «Декора». Максимально возможное, даже невозможное количество ДЕКОРАций в области аксессуаров и гардероба - отличительный признак субкультуры «Декора». Значки, бусы, разнообразные шпильки, булавки, приколки, заколки, игрушки... Главное, чтобы всё одновременно и неоново-ярко!

Японский стиль одежды. «Декора»

«Видзюару кэй» («Вижуал кэй»)

Андрогинные парни, причисляющие себя к субкультуре «Вижуал кэй», искренне уверены, что их «ухоженный» вид (выкрашенные волосы, замысловато выстриженные челки, длинные волосы, макияж, накрашенные ногти) и специфические предметы гардероба, больше походящего на женский, являются залогом успеха у противоположного пола. Глэм-рок и глэм-металл - Боги, которым покланяются «Вижуал кэй».

Японский стиль одежды. «Видзюару кэй» («Вижуал кэй»)

«Косплей»

Каким может быть хобби у молодых людей в стране роботов и автоматизации? Конечно, виртуальным. Увлечение молодых японцев компьютерными играми настолько страстно, что заставляет своих почитателей следовать и походить на персонажей любимых компьютерных игр или мультипликационных героев. Адепты стиля «Косплей» подражают виртуальным героям во всём: в одежде, позитуре, макияже и манере поведения.

Японский стиль одежды. «Косплей»

«Кигуруми»

Костюм веселого животного или сказочного героя, облачающий тело парня или девушки, не причисляет своего владельца к профессии аниматора. Забавная пижамка является признаком принадлежности к субкультуре «Кигуруми». Основоположники «Кигуруми», в своё время, нуждались в комфортной одежде и очень демократичной цене на неё. Решением стали наряды из маскарадных магазинов.

Японский стиль одежды. «Кигуруми»

«Кавай»

Японский стиль «Кавай» поддерживает цепочку «хобби-интерес-гардероб». Потенциальный интерес для субкультуры «Кавай» это всевозможные «ми-ми-мишные» герои: зверюшки и игрушки.

Японский стиль одежды. «Кавай»

Важно отметить, что японские субкультуры подпитываются не только неодушевлёнными компьютерно-телевизионными или «ми-ми-мишными» картинками. Многим японским субкультурам присуща трепетная нежность и женственность, пусть даже и несколько в гипертрофированном изложении.

«Лесная Нимфа» («Mori Girl»)

Само название японской субкультуры «Лесная Нимфа» скрывает в себе что-то трепетное и манящее. Девушки «Лесные Нимфы» отдают предпочтение винтажной одежде, щедро задекорированной рюшами, кружевами и флорально запринтованной. В отличие от других японских субкультур, «Лесные Нимфы» придерживаются максимально естественных тенденций в макияже.

Японский стиль одежды. «Лесная Нимфа» («Mori Girl»)

«Лолита»

Образ «Лолита» самый узнаваемый и самый распространенный среди японский девушек. Инфантильный и очень девичий стиль «лолита», конечно, в своём самом преувеличенном значении щедро наряжает своих последовательниц в оборки, «кружавчики»; декорирует сердечками, бантиками, бусиками и всевозможными украшениями; снабжает сильным аксессуарным рядом: зонтиками, шляпками, гольфиками, знаковой обувью на высокой платформе. Важно учесть, что «лолиты» бывают разные. Среди этой японской субкультуры есть и очень милые «сладкие лолиты» (любят кремовые, мягкие оттенки и тона), и строгие «готические лолиты» (фаворитки чёрного и тёмного), и даже «wa лолиты» с «патриотической подноготной» (носят кимоно, расшитые иероглифами).

Японский стиль одежды. «Лолита»

«Ко Гал»

«Ко Гал» - один и самых распространенных японских стилей одежды, который сегодня можно встретить и на улицах наших широт. Ничего слишком криминального. Девушки, выбирающие стиль «Ко Гал», делают ставку не на виртуальный мир или «лолитины» грёзы, а на вечную молодость и выбирают роль юной школьницы. Укороченные юбки в складку, удлинённые гольфы, пара хвостиков из зачастую выкрашенных в светлые оттенки волос - отличительные черты японского стиля «Ко Гал».

Японский стиль одежды. «Ко Гал»

«Hime Gal»

«Hime Gal» производная от «Ко Гал» субкультура, адепты которой тоже вечно молоды, но при этом в их распоряжении есть некое финансовое состояние. «Hime Gal» предпочитают гардеробные решения розового цвета торговых марок класса люкс. И, не мудрено, «Hime» означает принцесса.

Японский стиль одежды. «Hime Gal»

«Гангуро»

«Пережаренные» в солярии молодые японцы, с плотным макияжем, скорее походящим на театральным грим (тёмная, коричневая база, белая губная помада, чёрная подводка и прочие «изыски») облачённые в яркие, розовые одежды - это последователи японской субкультуры «Гангуро».

Японский стиль одежды. «Гангуро».

Классификация японских субкультур достаточно разветвлённая. Некоторые японские субкультуры имеют от 15 до 20 подкатегорий.

Что еще почитать