Что делать, если ребенок боится темноты и монстров. Как помочь ребенку преодолеть страхи

В предыдущей главе книги известного психолога Людмилы Петрановской «Что делать, если...» мы объяснили детям, что делать, если ты встретил педофила в интернете . А что делать, если ребенок боится темноты и монстров?

Психолог Людмила Петрановская о том, как вырастить из трусишки Тома Сойера .

Напоминаем: в своей книге известный психолог обращается прямо к детям.

Глава 9

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БОИТСЯ ТЕМНОТЫ И МОНСТРОВ

Как только родители выключают свет и выходят из комнаты, все сразу становится не так, как обычно. Где-то в углу что-то шуршит. Или КТО-ТО? Странная тень замерла у стены. Кажется, у нее есть голова и руки. Вот сейчас как повернется...

Прибегают родители. Спрашивают: «Ты чего?», говорят: «Тут никого нет!», стыдят: «Такой большой, и боишься!», требуют: «Спи немедленно!».

Иногда соглашаются посидеть, пока не уснешь – это здорово. Рядом с мамой и папой совсем не страшно. А некоторым детям везет – они спят в одной комнате с родителями, или с бабушкой, или с братом либо сестрой.

Еще помогает, если ночник включить или дверь оставить открытой – тогда оттуда свет и слышно, как взрослые разговаривают.

Но стоит дверь закрыть – и снова все становится ДРУГИМ. И тени, и звуки. И под кроватью сразу как будто кто-то есть. И заснуть невозможно, лежишь и трясешься, плачешь уже тихонько, чтобы не услышали и не ругали...

С тобой так бывает?

Или вот еще: на даче, в деревне вечером идешь в туалет. Вроде и фонарик в руке, а все-таки СТРАШНО! Так и кажется, что кто-то смотрит на тебя ОТТУДА, из темноты. И сейчас прыгнет...


Страх перед темнотой и ночными шорохами заложен в нас от природы. Ведь наши древние предки жили в лесах, в пещерах, и именно по ночам выходили на охоту волки и леопарды, которые как раз ПОДКРАДЫВАЮТСЯ, а потом внезапно НАБРАСЫВАЮТСЯ. А еще были ядовитые змеи, которые ШУРШАТ, и пауки, и прочие малоприятные соседи. Надо было все время быть начеку. Прислушиваться к каждому шороху, замечать каждую тень. И главное – НЕ СПАТЬ, особенно если ты один. Если рядом есть другие люди и они не спят, то можно забыть про страх и расслабиться. А если нет – засыпать опасно! Особенно ночью, в темноте.

Это был очень полезный страх. Если бы не он, всех наших прапрадедушек скушали бы саблезубые тигры, и нас с тобой на свете не было. А мы есть! Только темноты боимся...

Конечно, сегодня зверей опасаться нечего, они сами людей боятся. А многие дети все равно не могут справиться со страхом. Они что, глупые?

Нет! Наоборот, очень способные и одаренные.


Этот дар называется ФАНТАЗИЕЙ, ВООБРАЖЕНИЕМ. Именно фантазия позволяет придумывать волшебные сказки, интересные фильмы. Ею рождены драконы, кентавры, единороги, Терминатор, Человек-паук... Образы красивые и ужасные, злые и добрые.

Вот и ребенок с богатой фантазией легко придумывает разные вещи. Днем это веселые игры, и это никого не расстраивает, а ночью фантазия рождает чудовищ.


Что же делать?

Справиться со страхом с помощью ума не получается. Ум ЗНАЕТ, что это просто халат висит, а фантазия ВИДИТ, что это монстр: вон лапа и морда, и он, кажется, только что пошевелился. Фантазия сильнее, поэтому бороться со страхом надо тоже с помощью фантазии.

Начинать лучше днем. Возьми лист бумаги и нарисуй того, кто пугал тебя ночью.

Ведьму, или монстра, или гроб на колесиках.


А теперь немного рисунок измени. Добавь что-нибудь забавное, глупое, смешное.

Ведьме – бантики на волосах и ролики: она учится кататься. Потому и нос кривоват – не рассчитала.


А гробу на колесиках - мигалку!

Совсем не страшно, наоборот, смешно!

Если ты не очень любишь рисовать, можно придумывать истории. Например, про привидение, которое каждую ночь проникает в дома людей потому что...

Оно очень любит смотреть сериалы!

Ему нравится проходить через стены, это очень щекотно!

Ему... очень страшно одному, ведь оно еще маленькое!

Когда начинаешь бояться, зови на помощь фантазию, переделывай страшный образ в смешной. Ведь это ты его придумал, ты и можешь изменить.

Возраст: 6-10 лет,

Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».

Публикуется в сокращении.

ОТ РЕДАКЦИИ: Точно по этому принципу создан замечательный мультфильм студии «Pixar» «Корпорация монстров». Посмотрев историю про добрых и нелепых чудовищ, которые пугают детей по долгу службы, малыши начинают спать спокойнее.

И второе: не мешает оставлять ребенку свет в детской или коридоре, раз уж это успокаивает маленького фантазера. Психологи учат: родители не могут просто «запретить» ребенку бояться – они должны прийти ему на помощь.

Дети на то и дети, чтобы быть впечатлительными. Мало кого из малышей минул страх темноты: наверняка многие из сегодняшних отцов тоже в детстве бежали по ночам к родителям, испугавшись шорохов и теней. То, что маленькие дети боятся темноты и скрывающихся там приведений, монстров и прочих бабаек – это совершенно естественно, но это не значит что с этим ничего не нужно делать. Вы, как отец, можете помочь ребенку преодолеть его детские страхи, чтобы период боязни «монстров под кроватью» прошел как можно быстрее и не оставил никаких последствий в более взрослом возрасте. Для этого нужно следовать следующим советам:

  1. Отнеситесь серьезно. У многих родителей первая реакция на испуг ребенка – это улыбка. Ну в самом деле, как можно бояться приведений? Всем же известно (да и Вашему ребенку тоже), что их не бывает. Однако, эта «естественная» реакция является одновременно и самой травмирующей для малыша. Вместо того, чтобы посмеяться вместе с Вами над абсурдностью своих страхов, ребенок, скорее всего, почувствует досаду и отверженность. Ведь даже если никаких приведений не бывает от этого его страх – вполне себе настоящий, – никуда не девается. Высмеивая страхи детей, Вы таким образом сообщаете им, что помощи в этом деле от Вас ждать не придется и Вы оставляете его с «бабайкой» один на один. Поэтому перед тем, как в очередной раз напомнить ребенку, что приведений не бывает, не забудьте его обнять и успокоить, заверив, что Вы никаким монстрам не дадите его в обиду.
  2. Не увиливать от ответа. Наверняка ребенок начнет спрашивать у Вас о природе своего страха (обычно в форме «где живут приведения?» ли «откуда берутся зомби?»). Приготовьтесь ответить на все каверзные вопросы ребенка: ведь один из основных компонентов детских страхов – это страх неизвестности. Причем, очевидный ответ вроде «монстров не бывает, это все сказки» – явно недостаточен. Используйте этот разговор как отличную возможность поговорить с ребенком о природе страха вообще: что люди боятся неизвестности, что мозг «додумывает» знакомые силуэты в темноте, превращая их в «монстров», и так далее. Этот разговор может затронуть такую чувствительную тему, как смерть и её неизбежность. Как говорить об этой непростой теме с ребенком Вы можете прочитать в нашей статье
  3. Помочь ребенку проработать свои страхи. Большой ошибкой будет бороться с детскими страхами, стараясь избегать всякого упоминания о них, надеясь, что они просто «забудутся». Увы, страхи не «забываются» раз и навсегда – они просто уходят глубже, как бы на второй план, и в будущем могут напомнить о себе в самый неожиданный момент. Правильной стратегией будет страх проработать – то есть помочь ребенку разобрать свой страх, выразить его целиком и полностью, пока он просто не перестанет быть пугающим. Для этого предложите ребенку нарисовать всех монстров и приведений, которые его пугают, и подробно рассказать о них. Можете вместе с ним придумать историю про них с веселым и позитивным концом.
  4. Не пугать. Конечно, главная профилактика против ночных страхов – это отсутствие стрессов и пугающих впечатлений. Естественно, если ребенок 4-5 лет случайно посмотрит какой-нибудь «ужастик», то, скорее всего, долго не сможет спать спокойно. Для этого постарайтесь оберегать ребенка от страшных фильмов и мультиков по карйней мере до 7 лет (да и после этого следует соблюдать осторожность). Это, конечно, не исключает просмотра «тематических» мультиков, вроде «Корпорации монстров» или «Каспера» – это, напротив, поможет ребенку избавится от страха перед монстрами и приведениями, ведь там они представлены милыми и смешными существами, которых просто глупо бояться.
Удачи!

анонимно

Здравствуйте. Моему ребенку 7 лет и буквально как неделю я не узнаю своего ребенка. Мой ребенок боится остаться в комнате один, он боится сходить в туалет, принять душ, пройти в другую комнату... сам. Раньше такого никогда не было, он у меня мальчик абсолютно самостоятельный. Я один раз попыталась оставить его одного, после чего он вцепился в меня мертвой хваткой, начал кричать, глаза округлились, я чувствовала его учащенное серцебиение. После разговора с сыном выяснилось, что мальчик в садике на протяжении прошлой недели, каждый день рассказывал ему о монстрах, полнолуниях, привидениях, утверждал, что он ходил в школу монстров и убедил моего ребенка в их существование. Подскажите, пожалуйста, как вести себя с ребенком в такой ситуации? Что делать чтобы это не зашло далеко? Как присечь это на корню, ведь ни так много времени прошло?

Здравствуйте. Вам понадобится терпение для того, чтобы помочь ребенку преодолеть этот страх. Во-первых, пока ребенок не справится с этим страхом, старайтесь не оставлять его одного, чтобы не было повторной травматизации мальчика. Во-вторых, можно рисовать или лепить из пластилина тех монстров, которых ребенок успел себе нафантазировать. После того, как мальчик нарисует их и расскажет о том, что нарисовал, предложите ему поиграть в монстров. Ваша задача в том, чтобы мальчик сам побыл этим монстром, порычал, побегал, попрыгал, как монстр из его фантазии. И получил от этого удовольствие. Вы будете ему подыгрывать. Если ребенок не сразу захочет побыть приведением или монстром, то сначала найдите героя или сказочного защитника, который будет приведения ловить и сажать их в какой-нибудь сказочный короб (например). Пусть ребенок сначала побудет этим героем или защитником, а Вы будете изображать приведение. Или Вы будете изображать помощника этого героя. Попробуйте разные варианты для того, чтобы добиться конечной цели: ребенок сам должен побыть и поиграть в образе того, кто вызывал его страх. И постепенно начать получать от этой игры удовольствие. Только таким образом можно искоренить страх всяких вымышленных, фантазийных персонажей. Также, можно использовать купленные или сделанные игрушки, которые походят на монстра или приведение. Играя с ними, ребенок постепенно преодолевает свой страх. В-третьих, можно развенчивать веру в реальность этих монстров и приведений с помощью мультфильмов, где эти монстры выдуманные, добрые и смешные. Например, можно посмотреть вместе с ребенком мультфильм «Корпорация монстров» (будьте осторожны, там есть несколько моментов, когда пугливого ребенка надо держать за руку или на коленях). В мультфильме «Малыш и Карлсон» есть сцена с приведениями – тоже немного пугающая и смешная. Во всех этих попытках преодоления страха не настаивайте на своем, если Вы видите, что ребенок не готов к тому, что Вы предлагаете, если его страх слишком велик. Лучше меньше, да лучше. Приглядывайтесь к тому, что хочет в этих играх сам мальчик – часто дети через свою игру помогают взрослому понять, что чувствует малыш.

Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. А это возможно только в том случае, если родители понимают причины происходящих в детях возрастных перемен и в соответствии с ними меняют свое отношение к детским проблемам.

Профилактику детских страхов следует начинать с того момента, когда вы узнаете о беременности. К сожалению, ребенок переживает все стрессы матери вместе с ней. Поэтому очень важно, чтобы будущая мать находилась в гармоничной атмосфере, чтобы ничто ее не пугало и не тревожило. Дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых они не были желанными, или у очень занятых родителей. Если у вас ответственная работа, сдача экзаменов, защита диссертации, а то и просто началось выяснение отношений, что требует не меньше нервных затрат, чем все вышеперечисленное, то этим можно заниматься чуть ли не до самых родов. Самый хороший совет, как ни странно, дал будущей матери один западный комик. Он рекомендовал на все девять месяцев беременности вставить в глаза линзы с розовым фильтром и специальные ушные фильтры, чтобы слышать и видеть только приятное, смотреть в будущее со спокойной уверенностью и радостно ожидать появления самого дорогого существа, растущего внутри нее благодаря волшебству любви.

Для спокойствия ребенка очень важно, чтобы родители и другие лица, имеющие отношение к воспитанию ребенка, выработали единые правила. В противном случае ребенок никак не может понять, что можно, а что нельзя, поскольку, например, с папой можно есть мороженое на улице зимой, а с мамой почему-то нет. С бабушкой нельзя носиться по дому и перепрыгивать через стулья, зато с дедом можно прыгать на диван даже со шкафа. В общем, никак не понять этих взрослых. Соответственно, и другие запрещенные вещи ребенок постарается попробовать сделать, как только окажется вне поля зрения взрослого, который говорит, что этого делать нельзя.

Выросший в подобной обстановке Илья в 6 лет научился зажигать спички. Мама с бабушкой хором сказали, что со спичками играть нельзя. Отец сказал, что зажигать спички можно только в его присутствии. Пока родители смотрели телевизор в комнате, Илья с увлечением зажигал спички на кухне. Потом он вспомнил, что у него есть счастливый автобусный билетик и что билетик надо непременно сжечь, а иначе загаданное желание не исполнится. Он взял билетик и поджег его. Но билетик стал жечь пальцы, и Илья бросил его. Билетик упал на стол, скатерть загорелась. Илья очень испугался. Он хотел бежать к родителям, но испугался, что его станут ругать. А еще он испугался огня. Мальчик стоял в оцепенении, как кролик перед удавом, и с ужасом смотрел на разгорающийся пожар. К счастью, отец почувствовал запах гари, вышел на кухню и сумел потушить пламя.

Идеальный вариант профилактики страхов - участие отца в детских играх, его присутствие в то время, когда дети учатся ходитъ. Отцы, как правило, более спокойно относятся к неизбежным падениям. Хорошо, если оба родителя одинаково ведут себя в этой ситуации достаточно хладнокровно.

На одной и той же детской площадке играли дети лет трех-четырех. Они бегали, прыгали и лазали. Один мальчик запнулся и упал. Мама кинулась к нему с криком ужаса: "Ой, Сашенька, тебе больно? Как же ты упал? Не надо здесь бегать!" Ребенок немедленно заплакал, и плакал довольно долго. Во-первых, он испугался испуга матери. Во-вторых, кто же откажется пожалеть себя на публике? Тем более если не особенно и больно. Если бы ему было больно, он бы заплакал сразу, ему бы было не до зрителей. Нет сомнений в том, что этот Саша будет бояться не только бегать на площадке, но и всего, что может вызвать падение. Буквально через десять минут в такой же ситуации упала девочка. Ее мама отреагировала так: "Ну что, Алинка, полетела? Давай поднимайся и покажи мне ногу. Смотри-ка, как удачно: ни синяка, ни царапинки. Давай отряхнемся от песка, и можно играть дальше". Девчушка, не пискнув, помчалась дальше. Какие уж тут страхи! Падать - это так же естественно, как бегать!

Ребенка до 5 лет нежелательно оставлять на ночь одного в комнате. По крайней мере, мать должна быть с ребенком рядом в момент засыпания, почитать ему книгу, рассказать сказку, спеть колыбельную. Тогда у него безболезненно пройдет период, когда он особенно склонен бояться темноты, одиночества и закрытых пространств. Укладывать ребенка спать лучше всего в 9 вечера, ни в коем случае не позднее 10-ти.

За час перед сном надо перейти от энергичных активных игр к спокойному времяпрепровождению, иначе перевозбужденный ребенок просто не в состоянии будет уснуть. Точно также ребенок не сможет уснуть, если уложить его слишком поздно. Он будет одновременно испытывать и перевозбуждение, и усталость, а в результате ему может присниться какой-нибудь кошмар.

Лучшая профилактика страха засыпания и кошмарных снов - дать ребенку нагуляться и наиграться днем в активные игры, набегаться и напрыгаться. Тогда вечером он уснет, как только его голова коснется подушки. И если в комнате, где он спит, не будут выяснять отношения или смотреть фильмы ужасов, пусть даже и на минимальной громкости, то ребенок прекрасно выспится, встанет утром бодрым и в прекрасном настроении.

Самая большая ошибка, которую допускают взрослые, - попытка скрыть свои переживания от детей. Мы живем в неидеальном мире, и наша семья может быть далека от идеала. В день свадьбы мы думаем, что соединились навсегда, а через несколько лет одни пары по-прежнему души друг в друге не чают, а другие видеть друг друга не могут и подают заявление на развод. Предстоит ли вам развод или один из супругов страдает алкогольной зависимостью - ребенок не слеп и не глух, он может не понимать ситуацию до конца, но от этого страдает не меньше и нуждается в нашей помощи и поддержке. Те родители, которые находят в себе мужество и силы поговорить с ребенком, объяснить, что они собираются расстаться, но он, ребенок, в этом никак не виноват и с ним никто не разводится, избавляют ребенка от многих страхов. Особенно хорошо, если родители не обвиняют друг друга, а говорят, что папа хороший и мама хорошая, но с течением лет их интересы и взгляды на жизнь настолько разошлись, что они просто не могут жить вместе без конфликтов, а потому сочли за благо разойтись. Но при этом они оба продолжают любить своего ребенка, никогда не перестанут быть его родителями, не перестанут общаться с ним и заботиться о нем. Конечно, ребенку потребуется время, чтобы принять ситуацию, ему придется пережить не лучшие дни в своей жизни, но в результате он успокоится, и у него не будет причин для тревоги и страха.

Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах. Таких детей, конечно, могут критиковать и наказывать, но не забывают и хвалить. Родители с удовольствием подчеркивают их достижения, будь то первые пять шагов подряд без опоры и без падения, красиво нарисованная картинка или решенная задача. Дети постоянно слышат в свой адрес: "Молодец! Как у тебя хорошо получается!" Им доверяют такие "взрослые" дела, как ответ на телефонный звонок, передача денег водителю за проезд, мытье посуды или покупка упаковки сока. А потом благодарят за выполненное задание и радуются, что в доме есть такой помощник или помощница. На неудачах внимания не заостряют. Купил вместо апельсинового сока яблочный? Ничего, этот тоже вкусный, только в следующий раз будь, пожалуйста, внимательнее. Разбилась тарелка? К счастью! Ребенок ощущает себя сильным, умелым и полезным членом семьи. На такой почве страхи не растут, а если и появляются какие-то случайные, ветром занесенные, то чахнут на корню.

Меньше подвержены страхам дети, которым родители дают свободу, в том числе и свободу принятия решений, с которыми проводят достаточно много времени, играют, ходят на прогулки, в театры, парки аттракционов, которых принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами.

Работа со страхами

Самое важное - не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и пониманием.

Ребенок не перестанет бояться темноты, даже если вы сто раз повторите ему, что в квартире нет ничего опасного и страшного. Ему страшно, и точка. Никакая логика тут не поможет, страх иррационален по своей природе. Если ребенок боится привидений и поэтому не может заснуть, приобретите на рынке пару симпатичных веников (в хозяйстве пригодятся - не дома, так на даче) и вечером уточните у малыша, где именно прячется привидение. Скорее всего, оно прячется в большом шкафу. Откройте шкаф, старательно "поработайте" там веником, приговаривая: "А ну-ка, противное привидение, выходи из шкафа и улетай из нашего дома, не то мы тебя вениками отшлепаем! И не вздумай возвращаться!" Попросите ребенка помочь, а когда он подключится, не забывайте повторять: "Не смей пугать моего сыночка (доченьку), живи себе в лесу, а тут наш дом, тут тебе не место!" Выметите вениками подоконник, откуда "улетело" привидение, закройте окно и уверенно скажите: "Видишь, малыш, как оно нас напугалось? Это потому что у нас волшебные березовые веники. Теперь ты можешь засыпать спокойно: привидение к нам ни за что не вернется: мы подоконник вымели, и оно дорогу забыло".

Если ребенка мучают ночные кошмары и он просыпается с криком ужаса, конечно, мы подойдем к нему, успокоим, скажем, что это всего лишь сон. Но будить ребенка, пока он не проснулся сам, НЕЛЬЗЯ. Глубокий сон подобен гипнотическому трансу, резкий выход из него может сильно напугать, нарушить нервное равновесие. Если ребенок мечется на постели, кричит, плачет, но при этом не просыпается, не будите его и ни в коем случае не пытайтесь обнять и прижать к себе. Вы ведь не видите его сон. А что, если во сне ребенка преследует монстр и вот - вот его схватит? И тут очень "кстати" ваши объятья... Для него-то это все происходит во сне! Попробуйте поговорить с ребенком. Назовите его по имени, скажите: "Ниночка, папа рядом, все хорошо". Если ребенок вступит с вами в диалог, постарайтесь вести диалог "параллельно сну".

Семилетнему Сергею постоянно снились роботы - убийцы. Наконец однажды дед, который спал с ним в одной комнате, включился в сон, как в игру. Сергей кричал: "Робот! Робот!" Дед спросил его: "Где робот-то? Далеко или близко?" Мальчик ответил: "Сейчас схватит!" Дед вдохновенно продолжал: "Да ты смотри, Серега, он шатается... Так и есть, у него батарейки кончились!" Внук в ответ расхохотался: "Смотри, смотри, он в помойку завалился!" Сережа еще немного посмеялся - и дальше спал спокойно.

Если ваш сын кричит во сне: "У него автомат! Бежим!", можно попробовать вставить такую реплику: "Сынок, смотри, автоматчика гранатой накрыло, это наши на помощь пришли! Ура! Бой закончился, все спасены!" Вы можете не получить ответ, но достаточно будет того, что характер сновидения изменится, кошмар прекратится, и вы услышите спокойное сонное сопение. Тогда можете уснуть и вы.

Кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственностъ за происходящее и вину за неудачи.

Ирина Витальевна - успешный менеджер, человек, уверенный в себе. Но каждый раз перед поездкой, даже если надо всего лишь проехать несколько станций на электричке, чтобы добраться до дачи, она испытывает ужасную тревогу и места себе не находит. В детстве ей снились кошмары, в которых она опаздывала на поезд, или же толпа людей вливалась в поезд, а она не успевала и оставалась на станции. Оказывается, в детстве на маленькой станции, где они жили, билеты на поезд продавали без указания мест, и, следовательно, надо было успеть ворваться в вагон и занять места для всей семьи. Роль "добытчика мест" всегда доставалась Ирине, как старшей дочери. И не всегда все получалось так, как хотелось бы.

Этот страх - не успеть и опоздать - Ирина "передала по наследству" своей пятилетней дочери. После беседы с психологом Ирина собрала все семейство, и они сыграли в игру "поезд на юг". Из диванов и стульев сделали "поезд", в который вся семья по "свистку паровоза" постаралась "ворваться". В "поезд" поместились не все, да и те, кто поместился, сидели в буквальном смысле друг на друге. Ирина с дочерью были в числе тех, кто не успел. "Поезд" отъехал. И вдруг "дежурный по вокзалу" объявил, что сейчас подадут дополнительный состав, поскольку машинист лредыдущего поезда очень боялся опоздать и забыл прицепить несколько вагонов. Тут же и подошел "дополнительный" состав, в который вошли все, да еще и разместились с комфортом, без давки и спешки. Благодаря этой игре от страха опоздания излечилась не только дочь, но и мать.

Лучше всего приниматься работать над детскими страхами, пока ребенок еще дошкольник. Младший школьный возраст также благоприятен для этой работы. У старшего возраста страхи закрепляются, наслаиваются один на другой, становятся перекрестными. В итоге мы зачастую с трудом разбираемся в том, где причина, а где следствие, что значительно усложняет работу по излечению детей от страхов.

Прежде чем пытаться снять страх, необходимо уточнить, нет ли подобного страха у родителей. Если страх передан ребенку родителями или другими людьми, то есть является в некотором роде внушенным, с ним можно работать с помощью рисования или своеобразного " драматического кружка ". В описанном нами случае с патологическим страхом грозы у матери и дочери (см. статью "Откуда приходят детские страхи?") работа со страхами происходила так. В том самом домике в деревне, где когда-то мать испугалась во время грозы, всей семьей разыграли представление под названием "Гроза". Гром изображали дед и племянник, а молнией был дальний свет фар, направленный на окна, который периодически включал и отключал отец. Помогла и погода: хлынул ливень. По сценарию мужчины поехали работать на отдаленное поле, а женщины ждали их к ужину. Гроза свирепствовала, но бабушка, чей авторитет в семье был сравним разве что с авторитетом президента страны, велела накрывать на стол, причем придирчиво проверяла, чтобы все было идеально, не оказались бы забытыми столовые приборы и салфетки.

Наконец, "изобразив" последнюю молнию, на крыльце появился отец, а к нему присоединились дед с племянником. Под жуткий раскат грома мужчины спокойно вошли в дом и с удовольствием сели за стол. В это время вместо инсценированной грозы началась самая что ни на есть настоящая. И что же? Вся семья сидела вместе и мирно ужинала, радуясь тому, что они дома, в тепле и уюте. При этом дед невзначай заметил, что рядом нет ни одного одинокого большого дерева, так что единственное, что может притянуть молнию, - надежно заземленный "громоотвод", и, следовательно, нет никакой опасности. А отец добавил, что в городе и вовсе не страшно, так как все дома снабжены соответствующими "громоотводами", нет больших открытых пространств, и бедной грозе разгуляться негде. Если она кому и может угрожать, так это одинокому психу, который вздумает прогуляться, надев на голову железную кастрюлю, а уж никак не тем, кто сидит у себя дома, в школе или в другом надежно защищенном помещении. Так и покинул мать с дочерью страх перед грозой. Теперь, когда начинается гроза, они вспоминают тихий семейный ужин, а отнюдь не возможные ужасы, связанные со стихией. А как только одна из них начинает беспокоиться, то вторая непременно напоминает ей про психа с кастрюлей, и они дружно начинают хохотать. А там, где смешно, уже не до страха.

Детские страхи, в которых виновато чрезмерно развитое и богатое, порой "необузданное", воображение, можно снять с помощью того же самого воображения, которое этот страх и породило, как в примере с изгнанием привидения.

Шестилетний Александр (именно так его называют в семье, всегда полным именем) - единственный ребенок в семье, к тому же поздний. На момент его рождения матери исполнилось 42 года, отцу - 49 лет. Родители стараются воспитывать ребенка "по последнему слову педагогической науки". Никаких бездумных игр, только развивающие. Никаких чрезмерных эмоций и проявлений чувств. Объятья и поцелуи относятся к категории "сюсюканья" и потому неприемлемы. Да и зачем все это, если растет мужчина? Мальчика постоянно критикуют как родители, так и бабушки с дедушками. Он всегда все делает не так и ничего не умеет. Всё это отражается в его рисунках.

Плывет Саша-Александр по морю на корабле. Корабль маленький, а под ним - огромные спруты, которые в любой момент могут напасть и потопить его. Таким образом, ребенок живет в постоянном страхе перед нотациями и наказаниями, причем далеко не всегда понимает, за что его ругают или наказывают. Он боится собственных родных, боится опять сделать что-то не так, боится вообще что-то делать. И боится всего окружающего мира, поскольку не ходит в детский сад и испытывает проблемы в общении со сверстниками и другими взрослыми.

Над избавлением от страхов Саши пришлось поработать всем его родным. К счастью, после беседы с психологом они пересмотрели свое поведение по отношению к ребенку и по-иному расставили акценты. Теперь они стараются, чтобы на каждое критическое замечание приходилось по три похвалы. Мальчика теперь называют и Сашей, и Сашенькой, и Шуриком, обнимают его и целуют, говорят, как любят его и дорожат им. Окунувшись в атмосферу любви и тепла, Саша стал постепенно оттаивать, но все еще не избавился от кошмаров, время от времени приходящих в его сны. Тогда дед, который, пока не вышел на пенсию, делал рисунки к книгам, стал рисовать вместе с внуком. Первое, что он нарисовал, - большой батискаф для отлова гигантских спрутов, мешавших плавать людям и кораблям. Изловленных спрутов нарезали на кусочки и приготовили из них вкуснейшие шашлыки. Людям эти шашлыки очень понравились, и они стали их заказывать во всех ресторанах и кафе. Спруты испугались, что их всех переловят на шашлыки, и уплыли в необитаемые морские глубины, подальше от людей. Теперь Саша рисует большие корабли, а под водой на его рисунках плавают симпатичные улыбающиеся рыбы. А когда семья отдыхала в Греции, он попробовал шашлык из осьминога и лично убедился в том, что все рассказанное и нарисованное дедом - чистая правда, а значит, можно ни о чем не беспокоиться.

Сложнее обстоит с исцелением от страхов, причиной которых стал испуг.

Автору рисунка "Зубастики", напоминающего кадр из известного фильма Спилберга, 6 лет. Знакомство с
"зубастиками" Даня начал в полтора года, когда протянул руку для приветствия псу, сидящему на цепи. Собака восприняла этот жест по-своему. В результате - значительная кровопотеря, отделение реанимации в больнице и пять жутких шрамов на руке. К счастью, руку удалось спасти благодаря ювелирному мастерству врачей.

В 3 года и 8 месяцев активный Даня решил помочь деду на даче - ведь так приятно, когда тебя хвалят и называют помощником. Как-то раз дед, оставив бревно не распиленным до конца, решил немного отдохнуть. Даня взял пилу, чтобы "помочь" деду. На сей раз пострадала левая рука.

Когда Дане было чуть больше 4-х лет, родители взяли его с собой искупаться на залив. Никто не предполагал, что в песке лежит консервная банка - "зубастой" крышкой вверх. Не предполагали до тех пор, пока "везучий" Даня не наступил на нее, основательно порезав стопу.

Теперь Даня панически боится даже ножей, при виде собаки убегает куда глаза глядят, а в залив, реку или пруд его не затащишь никакой силой. Страхи от пережитого переросли в невроз, и Дане снятся кошмары, в которых злобные инопланетяне нападают на Землю, протыкая ее всякими острыми штуками и уничтожая на ней всякую жизнь. Это как раз один из неблагоприятных случаев, когда ребенок "оброс" комплексом страхов и нуждается в длительном лечении. Лечение в таких случаях не подразумевает прием фармацевтических препаратов. "Лекарства" от страха совершенно другие...

Дане потребовалось 3 года, чтобы освободиться от страхов. Сначала родители перестроили свое отношение к страхам сына. Они перестали говорить ему, чтобы он не боялся, и называть его трусом. Вместо этого они показали, что понимают его страхи и сочувствуют. А потом подарили ему... крошечного щенка. Даня панически боялся собак, но щенок еще не собака, а маленькое и совершенно беспомощное существо, хотя и будущая немецкая овчарка. Даня вместе с родителями кормил щенка из соски, ходил с ним делать прививки, обучал правилам поведения в доме. Заодно и сам Даня избавился от страха перед прививками.

Потом стали водить щенка, которому Даня дал кличку "Друг", в школу для собак. Собаку вел Даня, а отец их сопровождал. Уже через год Друг вымахал в солидную собаку и стал самым лучшим другом Дани. Мальчик вообще перестал бояться собак. Во-первых, он стал лучше понимать тонкости "жизни собачьей ". А во - вторых, стоило только какому - нибудь псу плохо посмотреть на Даню, Друг так на него рявкал, что бояться начинал уже этот пес.

Мама научила Даню аккуратно резать хлеб, так что обращение с ножом перестало быть для него проблемой, а ножницами он теперь с увлечением вырезает разные фигурки, соревнуясь с дедом. И пилы Даня также не боится, ему и кошмары больше не снятся "с ее участием". "Зубастики" мало-помалу ушли из Даниных рисунков, уступив место дружелюбно настроенным персонажам. А в воду мальчик входит след в след за отцом, чтобы быть уверенным, что ни на что острое не наступит.

Снимать страхи помогает игра. Когда ребенок встречается в игре с травмирующей его ситуацией, он относится к ней менее драматично, чем в реальной жизни. К тому же в игре у него есть возможность "примерить" на себя разные роли, в том числе и роль пугающего его персонажа. Ребенок приучается брать инициативу в свои руки, берет на себя ответственность за происходящее и самостоятельно принимает решения. В процессе игры он учится овладевать своими эмоциями. Смоделированная ситуация помогает ребенку найти решение проблемы вопреки страху, преодолеть страх, в нем пробуждаются азарт и воля к победе. Немалую роль играет и поддержка, предоставляемая другими участниками игры.

Необходимые условия для того, чтобы игра была успешной:

Не расписывать заранее роли, не давать разъяснений, как себя вести и что делать;
- всем участникам игры вести себя естественно и непосредственно;
- участвующие в игре взрослые ни в коем случае не должны вмешиваться в нее со своими советами и назиданиями;
- когда заканчивать игру и сколько нужно играть, диктует ребенок, ведь игра рассчитана именно на него.

Дети обожают фантазировать, и в работе над страхами этим стоит воспользоваться. Рассказанный и нарисованный страх выходит наружу, и получается "эффект Стивена Кинга", который писал свои жуткие рассказы с единственной целью - освободиться от кошмаров. Ребенок сам придумывает рассказ, и в его власти заставить персонажи действовать так, как ему хочется.

Придуманный рассказ помог Свете избавиться от ночных кошмаров с Бабой Ягой и Кощеем Бессмертным. Рассказ был о девочке, которая каждый раз во сне попадала в заколдованное царство ночью, когда злые волшебники бодрствуют и готовы ее съесть. Однажды девочка так боялась заснуть, что пролежала всю ночь с открытыми глазами и заснула только под утро. И попала она прямо в поросшую мхом избушку на курьих ножках, где жили - поживали дед Кощей и Баба Яга, под утро улегшиеся спать. Учуяли они человеческий запах и проснулись. Баба Яга кричит: "Кощей, хватай девочку! "

А Кощей на ночь все свои кости разложил, как мы складываем одежду перед тем, как лечь спать, и спросонья да в спешке никак не может собрать себя правильно: то у него череп на ноге оказывается, то рука на спине. Видит, что ничего не получается, и кричит Бабе Яге: "Яга, мне ее не схватить, съешь ее!" Баба Яга бросилась было к девочке, открыла рот... А зубов - то там и нет. Увидела девочка, что зубы Бабы Яги лежат на столе, схватила их и выбросила в окошко. Упали зубы, ударились о камень да все и рассыпались. Села Баба Яга, голову руками обхватила, плачет: "Ой, я несчастная, как же я теперь есть буду!" А Кощей так расстроился, что совсем рассыпался - просто в пыль. Девочка пожалела Бабу Ягу, договорилась с говорящей Коровой, чтобы та приносила Яге молочка и творожка. Баба Яга обрадовалась и стала доброй. А когда стала доброй, стала и красивой. Теперь она детей не пугает, а любит их и играет с ними в разные игры, а они угощают ее киселем и кашей.

Маленький Лева избавился от страха с помощью мамы. Леве было ужасно жаль известного нам всем с детства зайчика, которого убивает злой охотник. Так жаль, что он стал охотника бояться: вдруг он выскочит и начнет стрелять во всех подряд? И убьет его, Леву, или маму, что еще хуже и страшнее. Тогда мама предложила сыну "пересочинить" считалочку. Вот что у них вышло:

Раз-два-три-четыре-пять, вышел слоник погулять.
Тут охотник выбегает: МИМО СЛОНИКА стреляет.
Ха-ха-ха, совсем косой! Жив-здоров слоненок мой!

Теперь Лева был уверен в том, что охотник, если и выскочит с ружьем, все равно обязательно промахнется. И охотник перестал быть пугалом.

Вместо заключения

Когда мы имеем дело с детскими страхами, необходимо иметь в виду, что ребенок живет настоящим моментом. Его эмоции сменяются достаточно быстро, но при этом они далеки от того, чтобы быть поверхностными. Ребенок ощущает и переживает всем своим существом, оттого его эмоции столь интенсивны и глубоки. Поэтому потеря любимой игрушки для маленького ребенка равносильна потере близкого человека, как бы кощунственно это ни звучало, и он переживает это как настоящую трагедию. Для него это событие и есть настоящая трагедия.

У ребенка нет нашего опыта жизни, ничто не подсказывает ему, что ситуация может измениться в лучшую сторону, что все в жизни преходяще. Для него каждое горе безысходно, пока он его переживает. А пережив его, может о нем совершенно забыть.

Ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. И если такая возможность у него есть, страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же ее нет, ребенок "обрастает" страхами, как днище корабля ракушками, и в какой-то момент тяжесть "ракушек" начинает со страшной силой тянуть ко дну, не дает ему выплыть. И здесь нужна наша "скорая помощь". Если ее не окажется рядом, личность ребенка может "искривиться", даже приостановиться в развитии.

Чтобы помочь ребенку, нужно видеть мучающие его страхи его глазами, а не глазами взрослого человека. Нельзя запрещать ему бояться, тем более бранить и подвергать наказаниям. Он и так уже напуган. Страх - это вовсе не проявление слабости, не вредность и не упрямство. Страх нельзя игнорировать, он вряд ли исчезнет сам по себе. Как говорил Сталин, "своих врагов надо знать в лицо". Так что лучше всего взглянуть страху в лицо, хорошенько его рассмотреть, понять причины его возникновения, проработать их и распрощаться со страхом.

Бессмысленно оберегать ребенка от грозящих ему опасностей и страхов, которые мерещатся тревожным родителям на каждом шагу. Ему предстоит жить в сложном мире, и чем раньше он начнет постигать его, тем лучше. Дети, которых чрезмерно опекают, чью самостоятельность ограничивают, исходя из принципа "как бы чего не вышло", живут в иллюзорном мире и испытывают шок при первом же столкновении с реальной действительностью.

Ваня до 4 лет ничего особенно не боялся, но в 4 года попал в больницу. Мама не могла быть с ним, так как некому было присматривать за младшей сестрой, которой не исполнилось еще и 2-х лет. Так что мама навещала мальчика днем, а все остальное время, включая ночь, он был один в компании 3-х соседей по палате. После возвращения из больницы Ваня стал бояться темноты и категорически отказывался ложиться спать, если мама не сидела рядом в спальне. Первое время мама включала ночник и сидела с Ваней, пока он не засыпал. Потом стала укладывать его, оставлять ночник и приоткрывать дверь спальни, чтобы он слышал, как она в соседней комнате работает на компьютере. Месяца через два мама уже не включала ночник, но по-прежнему оставляла дверь приоткрытой, чтобы в спальню проникал свет и было слышно, как она работает или ходит по квартире. А через полгода все вошло в свою колею, страхи исчезли, потому что мама с самого начала отнеслась к чувствам сына с уважением, пониманием и сочувствием.

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи.

Почти все дети очень боятся темноты. Им кажется, что в ней скрывается кто-то страшный и ужасный, готовый в любой момент утащить их к себе в логово. Контуры привычных предметов в темноте напоминают ужасных монстров и чудовищ, а каждый шорох таит в себе их шаги. Хрупкое детское сознание очень чутко воспринимает ночные страхи, не может с ними справиться и замирает в ожидании беды. Для малыша это настоящее мучение, поэтому никогда не пренебрегайте этими страхами, полагая, что все дети боятся темноты. Откуда берутся эти страхи и как помочь ребенку с ними справится?

Что скрывается за страхом?

Почему же многие дети боятся темноты? Для этого могут быть разные причины, но все они скрываются во внешних факторах.

  • Многие фильмы и даже мультики не предназначены для нежной детской психики. Поэтому внимательно посмотрите их сами, прежде чем включать своему малышу. Старайтесь не смотреть фильмов ужасов в присутствии ребенка, даже, если он занят своим делом и вроде бы не обращает внимания на телевизор. До него доносятся слова и звуки, да и взгляд иногда ненароком падает на экран. Все это откладывается у него в голове и перерастает затем в ночные страхи.
  • Иногда в этом бывают виноваты сами родители, пугая непослушное чадо «баба-ёжками», «бабайками» и прочими вымышленными персонажами. А потом удивляются, почему их ребенок боится темноты.
  • Нередко к появлению различных страхов приводит напряженный эмоциональный фон внутри семьи. Даже, если вы не ругаетесь при ребенке, он все равно чувствует, что что-то не так, поскольку дети очень восприимчивы к любым изменениям отношений между родителями.
  • Ребенок может выделить и запомнить страшный момент из любой недоброй детской сказки. Будьте осторожны с выбором литературы для своего малыша, особенно, если у вас есть привычка читать ему перед сном.

Как нельзя себя вести?

Огромная ошибка многих родителей в неправильной реакции на страхи ребенка. Не стоит относиться к ним, как капризу, блажи, выдумкам, так как малыш сам бы рад ничего не бояться, но как только в комнате гаснет свет, из темноты снова возникают пугающие образы. Неправильное поведение может привести к усугублению проблемы.

  • Не пытайтесь объяснить ребенку, что в темноте не может быть ничего страшного. Он все равно не поймет и не поверит, решив, что вы просто не хотите его понять. У небольших детей еще очень плохо развита логика, рациональность им незнакома. К тому же, страхи иррациональны. Даже взрослый человек, когда боится чего-то, понимая всю абсурдность ситуации, не может избавиться от страха, просто объяснив его. Что уж говорить о детях.
  • Но подыгрывать ребенку тоже не нужно, так как это только усугубит проблему. Не стоит говорить ему, что вы верите в существование призраков и чудовищ, и показывать ему, что вы полностью верите, что они его окружают по ночам.
  • Не ругайте ребенка за страхи – это совершенно бессмысленное занятие. Он меньше остальных виноват в том, что они преследуют его. Конечно, вам может показаться, что строгость возымела свое действие, и ребенок стал реже звать вас по ночам. Но это только потому, что вас он теперь опасается больше, не желает снова выслушивать ваши упреки, и обижен на вас.
  • Никогда не высмеивайте его. От жгучего чувства стыда страх не пройдет, а вот по самооценке это ударит основательно. Ребенок может вырасти замкнутым, стеснительным, неуверенным в себе человеком.

Как помочь ребенку?

Если вы действительно хотите помочь своему малышу, то вести себя нужно совершенно по другому.

  • Для начала усвойте позицию, которой вы должны строго придерживаться в этой ситуации. Донесите до ребенка, что вы полностью верите ребенку в том, что ему очень и очень страшно, но в то же время не верите в существование чудовищ и призраков. Всегда будьте спокойны и твердо придерживайтесь своего мнения.
  • Пофантазируйте вместе со своим ребенком. Попробуйте нарисовать его страх, то есть то, чего он боится больше всего. Пусть это будет ужасный монстр, ведьма или кто-то еще. Пусть он получится очень страшным. А теперь немного поиграйте – попытайтесь сделать его добрым и смешным. Пририсуйте улыбку, цветочки в волосах или на голове, реснички и прочее. Придумайте целую забавную историю – кто это может быть и почему он так выглядит.
  • Продолжайте фантазировать. Допустим, ваш ребенок боится призрака, который приходит по ночам в его комнату. Подумайте вместе с ребенком, а для чего он это делает? У вас может найтись уйма вариантов. Возможно, это очень маленький призрак и он сам боится оставаться один по ночам. Или он проникает в дом, чтобы посмотреть телевизор. Продолжайте находить интересные варианты.
  • Подберите подходящие мультики и фильмы в соответствии со страхами малыша. Если он боится приведений – покажите ему мультфильм про Каспера. Пусть он убедится в том, что приведения бывают добрыми и с ними можно дружить. Показывайте ему добрых монстров или истории про то, как дети победили их.
  • Папа может помочь своему сыну решить проблему по-мужски. Для начала отец должен объяснить сыну, что страшно иногда бывает всем, и в этом нет ничего ужасного и ненормального, но они мужчины и поэтому должны побеждать свои страхи, перебарывать их. Пусть папа проводит с сыном небольшое время в темной комнате, постепенно увеличивая время тренировки воли. Обязательно нужно гордиться своим сыном, что он справился с очередной тренировкой.
При помощи этих способов вы сможете помочь ребенку побороть свои страхи и вернуть ему спокойный сон по ночам. Но если страх слишком велик, то лучше все же обратиться к детскому психологу и послушать, какие советы он даст именно в вашей ситуации.

Что еще почитать