6 месяцев – это первый серьезный юбилей вашего крохи. Он из беспомощного младенца начинает превращаться в смышленого малыша, активно изучающего все, что находится вокруг него.
Всем родителям интересно знать, что должен уметь делать их ребенок в полугодовалом возрасте. Нет одинаковых детей, и каждый развивается по-разному: одни быстрее, другие медленнее. Но всегда существует ориентир, на который нужно равняться. О развитии малыша поговорим в этой статье.
За последний месяц малыш наберет еще примерно 600 грамм и теперь его вес достигнет 7400-7900 гр. Также кроха вырастет на 1,5-2 сантиметра, приблизившись ростом к 70 см.
К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков.
Слух . Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся двери, журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.
Зрение. В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса. Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.
Речевые навыки. Малыш еще активнее и дольше, чем раньше гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки а-ма, ба-бя, па и т.д. В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка. То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.
Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один. Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.
Сон. Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении.
В полгода многие детки активно начинают менять положение своего тела в пространстве. Они переворачиваются, присаживаются, пытаются ползти. Такому проявлению активности способствует окрепший мышечный корсет и тяга к новым достижениям, таким как:
Лежа на животе, малыш может держать свое тело, опираясь только на одну руку, другая ведь нужна, чтобы брать игрушки. Теперь ребенок понимает, что у него есть две ручки, и он может взять сразу две игрушки. Вскоре он начнет осознавать, что ему нужно что-то выпустить из рук для того, чтобы взять другую вещь.
К 6 месяцам большинство из рефлексов, имеющихся у новорождённых, угасают или в норме не наблюдаются вовсе. Зато малыш становится более самостоятельным, активно и настойчиво приобретает новые навыки и умения:
Включает в себя смесь или грудное молока и прикорм. Причем ведущая роль отводится именно молоку и продуктам, его заменяющим. 6 месяцев – это подходящий срок для введения прикорма. Дети, получающие смесь, начинают прикорм с 5 месяцев. Для грудничка же оптимальный возраст – 6 месяцев.
Наилучшее время для введения в рацион овощей и фруктов – это лето. Блюда, приготовленные из свежих, а не размороженных продуктов, намного вкуснее и ценнее для детского организма. Первыми в меню малыша на ГВ и ИВ войдет пюре таких овощей: кабачок; цветная капуста; брокколи; картофель; цукини; морковка.
Конечно, развитие каждого крохи индивидуально. Но есть определённый перечень, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев в обязательном порядке. И малыш, не умеющий в 6 месяцев, например, держать голову, заслуживает пристального внимания докторов. Необходимо обратиться к доктору, если:
В 6 месяцев малыша, как и в предыдущие месяцы, осматривает педиатр , который замеряет вес, рост, температуру, объем головы и груди. Оценивает нервно-психическое и физическое развитие крохи, отвечает на вопросы.
После осмотра врач принимает решение о плановой вакцинации против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и вирусного гепатита В , гемофильной инфекции (группа риска).
Новый порядок осмотра несовершеннолетних в 2018 году регулирующийся Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» вычеркивает из осмотра таких врачей, как: невролог, хирург и ортопед. Также в 6 месяцев не нужно сдавать общий анализ крови и мочи .
Но, при необходимости, врач может выписать направления на внеплановое посещение других узких специалистов, сдачу анализов и проведение различных обследований.
Утром малыша купать не нужно, его достаточно просто умыть. Следите за чистотой и сухостью его ягодичек, вовремя меняйте подгузник, избегайте появления в этой зоне воспалительных процессов.
Отличительной особенностью при вечернем купании ребенка в 6 месяцев является активная вовлеченность родителей в процесс купания. Теперь вы можете придумывать различные игры в воде, сделав при этом процесс купания очень интересным и занимательным.
Если до 6 месяцев при купании необходимо было постепенно уменьшать температуру воды, для того чтобы увеличить двигательную активность малыша и закалить его, то начиная с этого месяца температура должна быть неизменной.
Ребенку должно быть комфортно, он не должен мерзнуть. Помните, что в ванне ребенок в большей степени сидит, при этом его движения становятся менее активными, именно потому сейчас нужно обеспечить ребенку ту температуру, на которой вы закончили снижение, а именно +32-36 градусов.
В магазине в настоящее время можно приобрести специальные детские развивающие центры, сенсорные коврики, интересные картинки, которые здорово повеселят малыша и будут ему полезны. Но для игры с мамой порой достаточно и подручных средств, типа предметов обихода, ложечек, разных формочек и т.д.
В этом возрасте для крохи очень важна эмоциональная составляющая игры, а также удовлетворение познавательного интереса. Неудивительно, что он пытается все потрогать, пощупать, отведать на вкус. Таким образом, он получает нужные ему сенсорные стимулы, которые помогают правильно расти и развиваться мозгу.
Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:
6 месяцев - одна из первых значимых дат в жизни малыша и его родителей. Кроха начинает знакомиться с новой пищей, совершенствует свои навыки. Каким должно быть развитие ребенка в этот период? Что он уже умеет делать и чему стоит обучать?
Первое, что делает педиатр при плановом осмотре малыша в шесть месяцев - измеряет его вес и рост, который сопоставляет с данными, указанными в центильных таблицах. С их помощью специалист ориентируется о темпах развития крохи. В таблицах указаны средние показатели веса, роста, окружности головы, грудной клетки, а также - допустимые отклонения выше или ниже нормы. Например, для мальчиков в возрасте 6 месяцев средним показателем нормального веса считается 7.9 кг. Но это не означает, что все детки будут весить в норме именно так. В пределах допустимой нормы вес от 6.6 кг до 9 кг. Но если ваш сынок в полугодовалом возрасте весит меньше 6.6 кг, или его масса превышает 9 кг, педиатр более пристально будет наблюдать за его физическим развитием.
Существует также специальная формула, по которой врач может рассчитать нормы веса: масса тела крохи при рождении +800хN (количество месяцев). Следует учитывать, что разница в прибавке веса может отличаться у детей, пребывающих на грудном вскармливании и тех, кто питается адаптированной смесью.
Не меньшее значение уделяется росту и окружности головы. На шестом месяце жизни кроха вырастает на 2–3 см. Средние показатели: 64–67 см. Допускаются отклонения в 3 см в ту или иную сторону. Окружность головы в норме составляет 42.1–44.6 см для мальчиков и 40.9–43.5 см для девочек.
В 6 месяцев малыш может изменить свой режим сна. Теперь он больше времени проводит в активном состоянии, изучая внешний мир. Перерыв между дневными снами может составлять до 3 часов. Как правило, в этом возрасте ещё сохраняется 3-разовый сон. Ночью кроха спит 10 часов с перерывами на кормления.
Все вышеуказанные данные являются среднестатистическими, так как каждый малыш индивидуальный. Ориентиром нормы должны служить его хорошее самочувствие, бодрость и активность.
Ещё одним нюансом шестимесячного возраста является период активного прорезывания зубов. У некоторых малышей этот процесс начинается немногим раньше, у других - задерживается на 2–3 месяца. Есть «уникумы», которые сохраняют беззубое состояние до года. Но среднестатистический малыш свой первый зуб «получает» именно к полугодовалому возрасту.
Полугодовалый ребёнок - это личность, которой под силу уже многие вещи. Он умеет:
Психоэмоциональное развитие ребёнка в шесть месяцев также имеет свои особенности. Кроха совершенствует свою речь, имитируя разные звуки. Он осваивает «пассивный словарь», демонстрируя понимание того, что говорит ему взрослый. Узнаёт по голосу родителей и умеет держать дистанцию с посторонними. Понимает причинно-наследственную связь: например, он знает, что если нажать на кнопочку на игрушке - начнёт играть музыка. В шесть месяцев кроха активно интересуется всеми предметами, поэтому родители должны создать максимально безопасные условия в доме.
Какие нюансы должны насторожить взрослых?
Полугодовалому малышу очень важен тесный психоэмоциональный контакт с родителями, что позитивным образом влияет на его дальнейшее развитие.
В шесть месяцев настаёт период знакомства ребёнка со взрослой пищей. С чего начинать прикорм может посоветовать педиатр. Согласно рекомендациям ВОЗ сначала в рацион ребёнка включаются овощные пюре. Но маловесным деткам специалист может порекомендовать начинать прикорм с каш.
Энергозатраты полугодовалого малыша уже не покрываются одним грудным молоком. Но важно, чтобы ребёнок был готов к введению в рацион взрослой пищи. Ведь принцип употребления пюре другой, чем молока. Тут не действует сосательный рефлекс. Поэтому, если малыш не может справиться с другой пищей, давится и выплёвывает пюре или кашу - с прикормом можно немного повременить. Индивидуальный режим знакомства со взрослой пищей разрабатывается для малышей с аллергией или проблемами желудочно-кишечного тракта.
В шесть месяцев детки любят купаться. Банные процедуры им можно устраивать каждый день, набирая воду во взрослую ванну. Купаться лучше спустя час после еды. Оптимальная температура воды +37 С.
После каждой смены подгузника попку малыша очищают при помощи влажных салфеток или подмывая её под краном. Желательно не забывать о воздушных ваннах: при возможности оставлять кроху без памперса.
Важное значение в этом возрасте имеют прогулки на свежем воздухе. Выбирать время для них можно как в период дневного сна, так и бодрствования крохи. В летний период ребёнок может весь световой день проводить на свежем воздухе. Зимой гулять нужно дважды в день по 1.5–2 часа. Причинами для отмены прогулки может быть только сильный ветер, дождь и мороз -10–15 градусов.
Полугодовалые малыши любят играть со взрослыми. В поле их интересов попадают коробочки, мячики, матрёшки, мягкие кубики, музыкальные игрушки. Вызывают интерес книги с яркими большими картинками.
Какие игры можно придумать для крохи?
Актуальными в этом возрасте будут все игрушки и игры, направленные на стимуляцию развития мелкой моторики рук.
Не стоит забывать и о массажах и лечебной физкультуре. Массажи лучше проводить перед купанием. А для выполнения упражнений и развития координации хорошо подходит специальный мяч.
Известный доктор, мнение которого является авторитетным для многих мам и бабушек, считает, что темпы развития крохи в 6 месяцев - индивидуальны. Поэтому ребёнок не должен, например, самостоятельно сидеть в полгода. Он сядет тогда, когда полностью окрепнет его позвоночник. А это может случиться и в 7 и в 8 месяцев. Если кроха при попытке его посадить ещё заваливается, то это показатель его неготовности. Стимулировать развитие можно при помощи лечебной гимнастики, массажей, ползанья.
Также своё мнение у него есть по поводу прикорма: Если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условийдо достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.
Е.Комаровский
http://www.komarovskiy.net/knigi/dokorm-i-prikorm.html
Любой новый продукт вводится с микродозы: на кончике ложечки. Если ребёнок не хочет - не нужно настаивать . Порядок ввода продуктов в рацион также определяется индивидуально.
Малыш в полугодовалом возрасте активно познаёт мир. Задача родителей - помочь ему это сделать безопасно и с пользой.
Шестимесячный ребенок: что умеет малыш, развивающие игры, особенности
Шестимесячный ребенок: особенности развития, что умеет ребенок в 6 месяцев, игры и упражнения, игрушки.
Каждый месяц первого года жизни – это особый этап развития, в котором ребенок делает новый шаг. А шесть месяцев – это еще и переход на новый этап жизни – начинается второе полугодие первого года жизни младенца. В этом возрасте малышу уже недостаточно только ласки и внимания взрослого. Для его развития очень важным становится «деловое» общение с мамой в ситуациях игры с игрушками и предметами. Это новый уровень общения и социального развития малыша, в котором появляются новые качества и умения ребенка, развивается его интеллект. Если малыш остается на уровне предыдущем (только эмоционального общения и ласки, улыбок, прикосновений), то это неблагоприятно влияет на особенности и социального развития, и развития сенсомоторного интеллекта ребенка. Тогда ребенок начинает отставать в развитии.
В статье Вы найдете базовые, основные упражнения для шестимесячных детей, которые помогут предупредить многие возможные отклонения в развитии малыша и позволят сформировать у него те умения, которые развиваются именно в данный период жизни ребенка . Именно эти упражнения десятилетиями делали с малышами их мамы и бабушки, им обучали родителей в маминых школах при детских поликлиниках. А сейчас о них мало кто знает. Сейчас стало модным среди некоторых родителей считать эти упражнения излишними («и так заговорит, да и ползать научится без упражнений») и основное внимание направлять на «изучение букв и цифр» уже с пеленок, развивая «гениальность». И при этом подходе, набирающем всё большую популярность, катастрофически растет количество детей, отстающих от нормального развития и детей с неврозами и эмоциональными проблемами, с серьезными речевыми проблемами! А нормы развития детей стали перестраиваются под эти модные тенденции. Так, сейчас чуть ли не гениальными считаются дети, говорящие 12 слов в год и свободно владеющие к этому сроку ходьбой. Хотя раньше это была норма, а если ребенок этого не достигал к году — то это считалось уже отставанием в развитии. Стоит над этим задуматься!
Если же не гнаться за «гениальностью» (которая, кстати, к школьному возрасту оказывается вовсе не гениальностью и не оправдывает вложенных усилий родителей), а давать ребенку плодотворную почву для гармоничного своевременного развития, то можно вырастить прекрасного, здорового, счастливого, активного, самостоятельного, любознательного малыша и избежать многих проблем с его здоровьем физическим и психическим. Чего Вам всем желаю и чем могу помогаю Вам этой статьей:)! Ведь все упражнения, подходы, которые даны в ней основаны на многолетних исследованиях развития детей отечественными врачами, психологами и педагогами, а их эффективность доказана десятилетиями практики развития малышей.
Что умеет ребенок к началу периода — к 6 месяцам — мы уже с Вами знаем. Об этом мы говорили в статье
Шестимесячный ребенок интересуется звуками человеческого голоса, наблюдает внимательно за губами и мимикой лица говорящей мамы. Он очень любит повторять разные звуки в своем лепете, имитирует звуки, услышанные от взрослых, в играх – перекличках. Постепенно усиливается сходство произносимых малышом звуков со звуками родной речи. Чаще начинают встречаться в лепете ребенка звуки и, у, о.
В возрасте шести месяцев малыш уже четко слышит произносимый им слог и повторяет его многократно.
Это нужно знать каждой маме: У глухих детей гуление (протягивание гласных звуков) и гуканье появляются в то же время, что и у слышащих детей. А вот лепет (лепетом называется повторение не отдельных звуков, а слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма, тя-тя-тя и т.п.) не возникает из-за отсутствия слуха. Поэтому очень важно следить за развитием своего ребенка и запомнить, вовремя ли у него появился лепет! И вовремя сообщить об этом наблюдающему Вашего малыша врачу. Иногда глухие дети не получают своевременную помощь, т.к. мамы не знают, что активное гуление в первые месяцы жизни не означает хороший слух младенца!
Как развивать у ребенка в 6 месяцев подражание речи?
Развить у шестимесячного малыша умение подражать речи взрослого невозможно без близкого эмоционального контакта. Чужим взрослым людям или диктору из так называемого «развивающего видео по развитию речи для младенцев» ребенок подражать не будет! И не может! Ему нужен именно мамин голос! Поэтому очень не советую тратить время на такие псевдоразвивающие видео, после которых у многих малышей речь отстает в своем развитии, а заняться действительно полезными упражнениями, развивающими речь, умение подражать звукам родного языка и предупреждающими нарушения речи.
Лепет – это своеобразная речевая зарядка для ребенка, которая укрепляет речевой аппарат и содействует его правильному развитию. Обязательно используйте в общении с шестимесячным ребенком много потешек! Потешки имеют уникальное значение в развитии речи шестимесячных малышей, т.к. в них часто повторяются слова и слоги из детского лепета – тили-тили, ту-ту-ту, гу-гу-гу и другие. Причем повторяются эти слоги в сильной позиции, в которой ребенку проще и легче их услышать и выделить из речевого потока. Это тоже будет способствовать развитию лепета у малыша.
Разговаривая с шестимесячным малышом тяните медленно протяжно гласные звуки: «Вот и соооооолнышко мое проснуууулось. Проснууууулось да потянуууууулось! Вот какие потягууууушечки!», говорите не спеша, делая паузы между своими фразами. Называя разные игрушки и предметы, тоже тяните гласные звуки, помогая ребенку научиться вслушиваться в Вашу речь: «Вот какой колокооооооольчик! Колокооооольчик звениииит: дииинь-диииинь-диииинь»
Упражнение «Перекличка»
Это базовое упражнение для шестимесячных детей – веселая игра со слогами и звуками родного языка с помощью мамы. Без перекличек практически невозможно сформировать у ребенка подражание звукам.
Перекличка – это своеобразный диалог мамы с ребенком, в котором мама повторяет за малышом звуки и слоги его лепета, а затем делает паузу для ответа ребенка. После этого мама говорит ребенку другие слоги, а малыш повторяет за ней.
Умение подражать слогам мамы достигается не сразу. Сначала малыш просто смотрит внимательно на рот говорящего взрослого и ничего не повторяет. Это нормально, ведь он еще не может понять, что за новую игру предлагает мама. Малыш может в ответ маме начать двигать губами беззвучно, делать разные движения ртом. Это тоже нормально. Начните протягивать гласные, утрируя их артикуляцию – ааа, ооо, ууу, делайте паузы, говорите с разной силой голоса, с разной высотой голоса и с разной интонацией. Обязательно делайте паузы, чтобы наблюдающий за Вами малыш смог Вам ответить если не звуком или слогом, то хотя бы движением рта.
Правила проведения перекличек для развития подражания речи у шестимесячного ребенка:
Наилучшее время для развития умения подражать речи взрослых у шестимесячных детей — время бодрствования после сна, примерно через полчаса после пробуждения.
В 6 месяцев ребенок начинает понимать речь близкого взрослого. Он вслушивается в слова, проявляет внимание к тому, что говорит мама. Для развития этого умения мы будем регулярно проводить с малышом игру «Где…».
Игра «Где…?»
Для развития понимания речи проводите с шестимесячным малышом упражнения, побуждая его поворачивать голову и отыскивать взглядом называемый предмет – «Где часики тик-так? Где собачка ав-ав? Где киска мяу-мяу?»
Очень важно: предметы для этой игры ВСЕГДА должны находиться в одном и том же определенном месте в комнате.
Когда малыш начнет легко ориентироваться в словах и предметах, проведите игру с новыми предметами в комнате ребенка и словами, их обозначающими. Спросите: «Где мама? Где папа? Где баба? Где деда?», знакомьте с другими словами.
Игра «Где огонек?»
Когда в комнате зажигается свет (люстры или настольной лампы), ребенок всегда поворачивает голову в сторону источника света. Этот момент можно использовать для игры. Спросите: «Аленушка! Где огонеееек? Воооот огонек!». Можно повторно погасить и зажечь лампу, задавая вопрос» «Где огонееек?» И радостно восклицая «Воооот огонек» при появлении света.
С 6 месяцев можно начать учить малыша показывать по Вашей просьбе простые движения в играх – «ладушки», «до свидания», «какой большой»! И предлагать их повторить.
Ползание – это важнейший вид движений для шестимесячных малышей.
С шестимесячным ребенком очень важно проводить игры и упражнения, побуждающие его ползать. Для стимулирования ползания привлекают ребенка показом игрушки, называют ее, подзывают ребенка по имени, стимулируют подползти к игрушке. Как только малыш дополз до игрушки, дают ему возможность поиграть с ней.
Можно поиграть в прятки , то пряча игрушку, то показывая ее и побуждая подползти к ней. С шестимесячными детьми уже можно поиграть и в «догоню-догоню» , чтобы малыш, смеясь, полз от вас, а вы его «догоняли». Причем темп ползания в «догонялках» должен расти – Вы догоняете всё быстрее и быстрее, а малыш меняет скорость ползания.
Некоторые родители говорят, что их ребенок вообще не ползал, но пошел, как и положено, в год. По зарубежным данным, такая ситуация встречается сейчас в 15 % современных семей (Д. Хопкин – журнал «Итоги», 1998) Да, так бывает, если малышу просто не дают возможности ползать по разным причинам (нет пространства в комнате в связи с плохим жилищными условиями семьи; страх родителей, что ушибется, поранится; ограничение движений ребенка для собственного удобства – так жить безопаснее и не будет излишних проблем). Но отсутствие ползания — это неблагоприятный вариант развития для ребенка.
Ползание важно не само по себе, а как необходимый этап в развитии шестимесячного ребенка. Ползание развивает и укрепляет мышцы ног, рук, спины, брюшного пресса, шеи, помогает сформировать правильную осанку, укрепляет вестибулярный аппарат, активизирует обмен веществ и позволяет ребенку хорошо расти и развиваться. Ползание существенно влияет на поведение ребенка – он становится более самостоятельным и подвижным, более активным, что важно для познавательного развития малыша.
Поэтому приготовьтесь заранее и обеспечьте шестимесячному ребенку безопасное пространство, в котором он сможет ползать с удовольствием, а Вы будете за него спокойны.
Игры с шестимесячным ребенком для стимулирования ползания
Игра «Догоню»
Говорите ребенку «догоню» и имитируйте погоню, побуждая его быстро ползти от Вас. Догнав ребенка, возьмите его на руки, обнимите, поиграйте в веселую игру. И вновь повторите игру в догонялки с ползанием. Меняйте темп движений.
Этими несложными упражнениями Вы будете развивать умение малыша легко и свободно ползать в разных направлениях и в разном темпе.
Игра «Каталка»
Возьмите яркую игрушку на колесиках (каталку размером 20-25 см) и поставьте ее на расстоянии 1 метр от малыша. Толкните каталку ближе к ребенку, чтобы он мог к ней подползти и достать игрушку. Когда малыш достанет игрушку, дайте ему немного поиграть с ней, и снова откатите игрушку на полметра, стимулируя малыша подползти к ней.
В 6 месяцев малыш может сидеть, держа спинку и сохраняя равновесие. Но сам садиться он еще не умеет, в этом ему помогают взрослые. При сидении многие шестимесячные дети поддерживают себя, опираясь руками о пол. Только к 8 месяцам ребенок сможет сидеть самостоятельно без поддержки в течение 10 минут и играть в это время с игрушками. Не следует усаживать ребенка в подушки раньше времени, это вредит позвоночнику!
Есть мнение среди исследователей — педиатров, что дети, которых начали раньше времени усаживать в дальнейшем предпочитают сидеть, а не двигаться, меньше своих сверстников занимаются с игрушками. К этому мнению стоит прислушаться. Шесть месяцев – время не для удобного для взрослых сидения малыша, а для неудобного для взрослых его активного ползания и самостоятельного освоения пространства.
Очень важно: желательно, чтобы малыш сначала научился ползать, а только потом научился садиться, так как ползание готовит организм ребенка к сидению и ходьбе.
Более подробно о том, как малыш учится сидеть, а также гимнастика для развития умения присаживаться и чувства равновесия — в статье
С шести месяцев можно и нужно делать с малышом специальные упражнения, развивающие его ножки и готовящие ребенка к стоянию и ходьбе. Эти упражнения развивают не только мышцы, но и чувство равновесия. Все упражнения делаются в сопровождении ритмичных песенок, пестушек, потешек, стихов. Можете выбирать любые потешки, которые Вам нравятся и доставляют удовольствие Вашему ребенку.
Примерный перечень упражнений для шестимесячных детей:
Шестимесячный ребенок может манипулировать игрушкой, не глядя на нее, а смотря в это время на какой-то другой предмет.
У ребенка 6 месяцев совершенствуются действия с предметами Нужно побуждать его рассматривать игрушки, размахивать ими, стучать, вкладывать и вынимать детали игрушек, прислушиваться к издаваемому игрушкой звуку, катать, постукивать, притягивать, отбрасывать, постукивать и делать другие действия с игрушками. Именно в практической деятельности с игрушками и обследовании предметов развивается не только моторика, но и интеллект малыша.
В шесть месяцев уже можно учить ребенка подражать самым простым действиям взрослого (покатить мячик, достать кубик из коробки, перевернуть ведерко с игрушками, положить в ящичек платочек, потянуть за веревочку и т.д.). Для этого:
Всегда называйте в играх с предметами их название, действие, признаки предмета (большой, пушистый, красный, красивый и др.). Это помогает развивать предпосылки речи у ребенка, в дальнейшем поможет ему очень быстро и хорошо заговорить.
Упражнение «Игрушка на ленточке»
Возьмите любую звучащую яркую игрушку. Можете сшить ее сами, вложив внутрь бубенчик, или взять готовую. Обвяжите ее прочно яркой атласной ленточкой. На другой конец ленточки привяжите пластмассовое колечко (можно купить такое колечко в отделе «Все для шитья» или в «Галантерее»). Расстояние от колечка до игрушки примерно 1 метр.
Положите колечко на расстоянии вытянутой ручки ребенка. Покажите, действовать колечком. Малыш подползает к колечку, тянет за него, начинает им двигать в разных направлениях. При этом раздается звук игрушки. Не нужно вмешиваться – пусть малыш сам догадается, откуда доносится звук и как его получить. Если у него это не получается, то покажите еще раз, откуда берется звук, вложите в ручку малыша колечко и потяните за колечко («рука в руке»).
Для этой игры каждый раз надо привязывать ленточку к новой игрушке – гремящей, шуршащей, звенящей и т.д. Можно привязать ленточку к колокольчику и показать, как по-разному можно дергать за ленточку, чтобы колокольчик зазвонил (вперед-назад, вправо – влево, по кругу, вверх – вниз).
Для шестимесячных детей и детей чуть старше есть замечательная серия материнских игр с мячиком, подвешенным на веревочке (автор — Ф. Фребель). Эти игры с мячиком для малышей в картинках и схемах Вы сможете найти в статье
Шестимесячный ребенок может сам заниматься с игрушкой примерно 1- 2 минуты и более (до 5 минут).
Игра с бочонками
(бочата – это русская народная игрушка с вкладышами). Разработка игры Л.Н. Павловой, канд. психологических наук, автора многих замечательных книг по развитию детей раннего возраста.
В этом видео Вы найдете очень хороший материал о развитии движений во втором полугодии жизни ребенка (от шести месяцев и старше).
В 6 месяцев ребенок может есть с ложки.
В 6-7 месяцев можно начать приучать ребенка пить из чашки , придерживая ее руками. Посадите ребенка на колени, поднесите к его губам чашку и предложите попить. Малыш уже может выпить порцию (в чашке должно быть небольшое количество жидкости или жидкой пищи)
С 6 месяцев можно начать попытки попробовать решить проблему приучения ребенка к горшку . Зачем так «рано»?
Первое. В этом возрасте малыша легче приучить, чем в более позднем возрасте. Хотя полный контроль над естественными отправлениями формируется у ребенка в 2,5 – 3 года. Поэтому Вам решать, когда начинать. Но надо понимать, что чем позже – тем сложнее, тем больше у протеста у малыша, который не может понять, откуда взялся этот горшок и как научиться управлять своим телом? И никакие «звучащие» горшки не помогают!
Второе. Зачем в этом возрасте? Конечно, есть памперсы. Но Вы пробовали их сами? Нет? Тогда попробуйте — походите летом в самых лучших и дорогих «дышащих» памперсах для взрослых, или поспите в них ночью в теплом помещении, и Вы поймете самочувствие ребенка в них. Вы скажете — а Вы, автор статьи, что – пробовали? К сожалению, да, пришлось испытать, когда была в больнице. И больше ни за что не поверю, что они «дышащие». А врач в больнице сказала такие слова: «Я хотела бы, чтобы каждая мама прежде чем надевать на малыша памперс, надела бы его на себя и походила в них недельку. Тогда бы она всё поняла». По собственным ощущениям — это ужас! Как в них находятся бедные детишки, которые еще не умеют говорить и потому даже ни о чем даже попросить нас не могут!
Привожу мнение известного специалиста, который не зарабатывает на рекламе и потому пишет свое истинное мнение – С. Теплюк (книга «Ребенок от рождения до года» — 2013 год издания):
Наши бабушки начинали приучать малышей к горшку с 2,5-3 месяцев. Для этого они держали малюток над горшком, вырабатывая условный рефлекс. А с 6 месяцев, когда ребенок мог уже недолго сидеть – начинали приучать к опрятности и высаживали на горшок очень ненадолго. Считается достаточным предупредить «конфузы», высаживая на горшок в следующее время:
Секреты успеха:
В любом случае приучение к опрятности происходит не сразу, надо запастись большим терпением и знать, что результаты будут волнообразным – то всё хорошо, то снова возвращаемся к тому, с чего начали.
Используемые для шестимесячного ребенка игрушки должны быть разной фактуры и из разного материала (для развития тактильной чувствительности), а также всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Предпочтительные материалы – ткань, пластмасса, дерево, резина.
Малышу с шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Он порадуется и игрушке – забаве, такой как, клюющие курочки или богородские резные деревянные мишки или зайчонку на качелях.
Подберите игрушки так, чтобы у малыша были одинаковые наименования игрушек, но разные по цвету или по размеру (Например, большой мяч и маленький мяч, красная большая машинка и зеленая большая машинка)
С шести месяцев очень нужны ребенку сюжетные игрушки – зайчик, мишка, кукла, петрушка, киска и другие.
Любая игрушка должна давать возможность шестимесячному малышу ее обследовать и находить в ней что-то забавное, интересное, захватывающее, пробуждать его активные действия с ней.
Примерный перечень игрушек для шестимесячного ребенка:
Пойте ребенку музыкальные мелодии разного характера – веселые, грустные, спокойные и бодрые. Давайте ему послушать звучание музыкальных инструментов, музыку в записи. Делайте вместе с малышом движения в соответствии с характером музыки.
Учите искать источник звука. Для этого играйте на музыкальном инструменте в разных местах комнаты, побуждая малыша повернуться к источнику звука.
Обязательно ставьте для прослушивания музыку классическую и народную. Например, можно поиграть в лошадки (Р. Шуман «Смелый наездник»), потанцевать под аудиозаписи русских народных мелодий.
Можно давать серьезную классическую музыку для прослушивания – это и музыка И.С. Баха, и В.А. Моцарта и А. Вивальди и других известных композиторов. Слушайте музыку вместе с ребенком, пока сохраняется внимание малыша к ней. Первые музыкальные впечатления оставляют в ребенке след на всю жизнь!
К окончанию месяца ребенок:
Из статьи Вы узнали об особенностях развития шестимесячного ребенка и его воспитания. О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из статьи
Еще о домашних играх и занятиях с шестимесячным ребенком Вы можете почитать статьи:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Ребенок 6 месяцев – это новые открытия и новые этапы развития в жизни подрастающего малыша. В этот период карапуз не просто эмоционален и приветлив, он учится играть как самостоятельно, так и с помощью родителей, у него может появиться первый «взрослый» признак – первый зуб. Малыш становится все более требовательным, ему нужно больше внимания и ласки со стороны мамы и папы, более того, ребенок пытается наблюдать за действиями родителей и даже повторять их. Ребенок 6 месяцев – это рубеж между новорожденным этапом и временем приобретения полезных умений и навыков.
С малышом нужно проводить как можно больше времени, ведь на этом этапе начинается закрепление основных психических функций маленького организма. Интерес к исследованию незнакомых предметов и игрушек необходимо всячески поощрять, также можно вводить некоторые ограничения, произносить слов «нет», «нельзя», чтобы ребенок постепенно учился понимать определенные рамки. Изучение форм, цвета и запаха, знакомство с новыми вкусами (водится прикорм), обучение движениям, звукам и слогам – вот далеко не полный перечень того, что входит в жизнь шестимесячного ребенка. Ребенок может начинать обучаться игре в кубики, складывать из них фигурки и картинки, катать мячик, нанизывать колечки на стержень пирамиды. Ничего страшного, если в процессе активной деятельности маленький исследователь согнет или поломает игрушку, главное – его интерес и желание познавать окружающий мир. От родителей в этот период требуется терпение, участие и сотрудничество, а запреты должны касаться лишь возможных опасностей, таких как падения с высоты кровати, острые углы мебели и так далее. Шестимесячный карапуз начинает произносить вполне осмысленные слоги, возможно впервые счастливая мать услышит нечто похожее на слово «мама» или «дай». Глухие согласные плохо даются малышу. У него еще не развит речевой аппарат, поэтому папе не стоит обижаться, что ребенок 6 месяцев не произнесет в числе первых слов желаемое «папа». Безусловно, в шесть месяцев ожидать от ребенка связной речи было бы нелепо, малыш все еще лепечет, гулит, но все чаще в его звуках можно отследить связные слоги и подобие вполне взрослых восклицаний. Родителям нужно помнить, что ребенок, как только появляется на свет, начинает «зеркалить» все, что видит, слышит и чувствует. Это касается всего длительного периода воспитания, поэтому абсолютно недопустимы грубые выражения, громкая брань и прочие негативные семейные проявления в присутствии малыша.
На протяжение шестого месяца жизни маленький человечек вырастает на 1,5-2 сантиметра и прибавляет массу тела на 550-600 граммов. Показатели эти не универсальны, каждый ребенок индивидуален и его прирост может отличаться от предоставленных данных. Однако существуют общепринятые рамки, по которым можно ориентироваться насколько быстро развивается ребенок, и нет ли отклонений в его питании, воспитании и состоянии здоровья. Принято считать, что шестимесячный ребенок должен весить около 7-7,5 килограммов и достигать роста в 65-70 сантиметров. В педиатрии существует понятие центильного коридора, обозначающего статистические средние показатели массы тела и роста малыша соответственно его возрасту. Если показатели измерений шестимесячного ребенка не укладываются в центильный коридор, это может свидетельствовать о скрытых проблемах в состоянии организма младенца, которые нужно выявить и устранить.
Шестимесячный ребенок спит много и подолгу, в целом его сон должен длиться около 15 часов. Днем его нужно укладывать два-три раза, чтобы малыш спал по 1,5-2 часа, а ночью ребенок нуждается в 11-12 часовом сне. Режим питания может варьироваться, однако детские диетологи советуют оставить пятиразовое кормление через каждые четыре часа. В рацион малыша постепенно вводится новая пища, прикорм. Материнское молоко, разумеется, остается самым ценным питательным блюдом, однако следует позаботиться о новых микроэлементах, которых в нем нет. Вариант блюда, которое будет прикормом можно подобрать совместно с лечащим педиатром, соре всего это будет пюре из фруктов и сок. Малыша знакомят с новым блюдом буквально по каплям, так и следует вводить сок. Пюре можно давать по четверти чайной ложки, так ребенок будет знакомиться с новым способом приема пищи – из ложки, а также познакомится с новым вкусом. Прикорм лучше вводить в днем, со временем он будет заменять грудное молоко или смесь. Если ребенок нормально отреагировал на новый рацион, можно добавлять сок или пюре до описанной ниже нормы. К концу шестого месяца малыш может получать добавку не только в виде фруктов, но и овощное пюре. Так составляется полноценный обед, масса которого может быть от 150 до 200 граммов. Каждое новое блюдо или продукт следует вводить один раз в неделю, так вы дадите возможность малышу привыкнуть к прикорму, кроме того, привыкает к незнакомой еде и пищеварительный тракт. В качестве овощной добавки прекрасно подходит отварная морковка, постепенно можно вводить крупы – рис или гречку. Обязательным является добавления желтка отварного яйца, который растирают в небольшом количестве грудного молока или смеси. Если малыш не страдает аллергией, желток ему просто необходим, так как содержит витамины D, А, фосфор, кальций и железо. Чуть позже желток можно растирать вместе с овощным пюре, обогащая его состав.
Примерное меню и режим питания для шестимесячного малыша:
Утро, 6.00 | Материнское молоко или молочная смесь | 200 мл |
Утро, 10.00 | Пюре из отварных овощей | 200 г |
Яичный желток | одна шестая, довести до половинки | |
День, 14.00 | Грудное молоко или молочная смесь | 200 мл |
Пюре из отварных, сырых фруктов | 30 г | |
Вечер, 18.00 | Молочная каша – рис или гречка | 200 мл |
Сок | 30 мл | |
Вечер, 22.00 | Материнское молоко, молочная смесь | 200 мл |
Если ребенокначинает чрезмерно быстро прибавлять в весе, стоит пересмотреть рацион и уменьшить калорийность продуктов, например молочную кашу заменить на фруктовое или овощное пюре. Если же ребенок 6 месяцев медленно набирает вес, можно добавить в меню капельку растительного рафинированного масла, например в овощи или зерновые каши, давать более калорийные соки с мякотью. Организм каждого ребенка индивидуален, так же, как и аппетит, вполне возможно что недостаточный набор массы тела не является отклонением от нормы для конкретного малыша. Все зависит от антропометрический показателей, которые фиксируются в специальном дневнике или медицинской карточке, если их динамика неуклонно растет, то малыш развивается нормально. Главное, что малыш готов физиологически к принятию более твердой и насыщенной пище, чем материнское молоко. Об этом свидетельствует и повышенный интерес к еде взрослых, когда ребенок пытается оттянуться до «взрослой» тарелки, и прорезывание первых двух зубиков.
Ребенок 6 месяцев – это карапуз, который начинает проявлять активность и любознательность. Возможно, это последний относительно спокойный месяц, когда малыши спят подолгу, укрытые теплыми одеяльцами, предоставляя возможность отдохнуть и маме. Готовность исследовать окружающий мир, интерес ко всему, до чего можно дотянуться ручками, попытки самостоятельно переползать с места на место – это всего лишь начало активной жизни ребенка. Полугодовалый период – это замечательное время, когда явственно видны позитивные изменения в развитии малыша, что доставляет немалую радость счастливым родителям.
Проверить, насколько ребенок 6 месяцев развит, можно с помощью следующих действий:
Привыкшие к относительно долгому и спокойному сну родители, могут вспомнить бессонные ночи после роддома. Кроху начинают активно беспокоить зубки, вернее, нижний резец, который появляется к 6-8 месяцам. Свидетельством тому будут слюни, которых вдруг станет невероятно много. Кроха капризничает, все тянет в ротик, а его нижняя десна может выглядеть припухшей, с белыми вздутиями на поверхности.
Младенец в шесть месяцев, развитие которого отвечает нормам, легко осваивает новые навыки движения. Он уже свободно сидит, опираясь на спинку, поэтому становятся возможными прогулки в коляске сидя. Не стоит утомлять кроху слишком ровной посадкой, так как его спинка еще не готова к столь существенному воздействию на позвоночник. Пройдет совсем немного времени, и кроха сядет сам (уверенно он сделает это к ). Вот тогда вы сможете практиковать долгие пешие прогулки, и освоить новые игры.
Обязательным пунктом, характеризующим здоровое развитие 6 месячного ребенка, становится введение прикорма. Даже если до этого ваш малыш кушал только грудное молочко из сиси, а вам хочется продолжать кормить его грудью, знакомиться с новой пищей нужно обязательно. Грудное вскармливание при этом можно сохранять и до годика, и даже дольше.
Общее время сна ребенка в 6 месяцев составляет около 16 часов. Из них 8-10 он спит ночью, а дневной отдых делит на 2-3 приема. Если периодичность сна составляет 2 раза в день, длительность каждого периода должна достигать двух часов. При троекратном «подходе», утренний и вечерний отдых будут меньше, а дневной - самый продолжительный.
Вес ребенка в 6 месяцев уверенно возрастает, несмотря на то, что кроха все время находится в движении. Это говорит о том, что грудного молока или смеси все еще вполне хватает, но так будет еще месяц, не больше. Нормы веса, окружности головы и роста ребенка в 6 месяцев мы приводим в табличке ниже.
Итак, что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Как мы сказали выше, уверенно сидеть и активно двигаться: крутиться, кувыркаться, переворачиваться. Поэтому если ребенок 6 месяцев не переворачивается, вам стоит обратиться за консультацией невролога, что вам обязательно порекомендует участковый педиатр. Хотя если малыш весел и здоров, освоил навыки сидения и активно демонстрирует желание ползти, возможно, стоит согласиться, что такова индивидуальная особенность вашего крохи. Но эти слова должны прозвучать не от вашей бабушки или подруги, а от специалиста - педиатра или невролога.
К другим навыкам, что может ребенок в 6 месяцев, относят следующие.
Новые игры с ребенком 6 месяцев могут включать водные процедуры. Так как кроха уверенно сидит, запустите в его ванночку плавающие фигурки, резиновые игрушки, пластиковые чашечки. Для повседневного обихода подойдут и обычные бытовые предметы, которыми ребенок интересуется даже больше, чем своими игрушками. Предложите ему чайную ложечку, крышку от кастрюли, сито, деревянную поварешку. Еще одним вариантом, чем занять ребенка 6 месяцев, станет пластиковое зеркало, в котором кроха сможет изучать свое отражение. Или небольшая корзинка с игрушками без мелких деталей, в которой он будет с удовольствием копаться.
Каждый день вы будете придумывать новые занятия с малышом 6 месяцев, а он обязательно поможет вам. Маленький исследователь подрос для активного изучения всего, что его окружает!
В этом видео эксперт по музыкальному развитию проводит урок для детей возрастом 6 месяцев.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам