История ароматов и запахов. История возникновения французской парфюмерии. Как делятся духи по семействам ароматов

Издревле использовали для стимуляции умственной активности, а мяты и ландыша - для концентрации внимания.



Гиппократ и Авиценна, древнегреческие врачи, широко применяли ароматерапию в медицинских целях. А в средневековье травами лечили чуму. В настоящее время польза эфирных масел для организма доказана глубокими научными исследованиями.

Наряду с аромотерапией с древних веков развивалась и ещё одна отрасль - парфюмерия. Её первейшими продуктами являлись древнеегипетские благовония, мази и масла, состоящие из 3-4 компонентов. Современные парфюмеры при создании своих неповторимых композиций оперируют более чем 6 тысячами ингредиентов . Среди них почётное место занимают эфирные масла, получаемые из растительного сырья.

Наиболее ценным и широко применяемым в парфюмерии является жасмин. Родиной этого растения считается Персия и Кашмир. Вытяжка из жасмина обычно входит в духи только высшего класса. Не менее дорогим цветочным маслом является розовое, особенно если оно произведено во Франции или Болгарии. Неповторимый аромат свежести духам придаёт запах лаванды, а вот восточные нотки ориентальных ароматов часто обусловлены присутствием в их составе пачули . Практически ни одна сладковатая насыщенная композиция не обходится без флердоранжа, получаемого из цветов апельсинового дерева. Зелёную, древесную ноту духам чаще всего придаёт кедровое масло, которое также широко используется для фиксации аромата. Это же относится и к сандаловому дереву с его экзотическим запахом, включаемым во многие композиции. Многим гвоздика известна как специя , однако её масло является важным ингредиентом для получения духов восточного направления . Также часто применяются тмин, мята, анис и другие.

Не менее важную роль в создании аромата играют масла животного происхождения. Основной их функцией, кроме того, является установление гармонии между запахом духов и запахом кожи человека. Примерами служат мускус , приготовленный из желез мускусного оленя - кабарги, амбра - специальное восковидное вещество, раньше получаемое только при разделке китов-кашалотов, и цибет - выделения желез цибетовой кошки, обитающей в Северной Африке.



Известно, что любое масло с большим трудом растворяется в воде, зато отлично - в спирте. Благодаря этому свойству спирты, альдегиды и сложные эфиры в больших количествах используются в парфюмерии. Как говорят многие парфюмеры , дальнейшее развитие промышленности ароматов невозможно без тесного сотрудничества с химической отраслью. Без внедрения её продуктов многие прекрасные духи, как, например, «Bourjois Soir de Paris» и «Chanel 5 », даже не увидели бы свет. Современная наука дошла до такого уровня развития, что может воссоздавать самые различные запахи природы. Стоимость парфюмерной продукции снижается, а необходимость в сложном процессе получения масел из натурального сырья отпадает.

● В современной парфюмерии используется более 6000 наименований сырья. Получить эти компоненты непросто. Например, чтобы добыть один килограмм розового масла, нужно собрать тонны лепестков, а чтобы выжать масло ириса, необходимо дубить его корни в течение двух лет.

● Альдегиды - соединения, пахнущие прогорклым жиром. Сам по себе этот запах ужасен, но в сочетании с другими компонентами получаются изумительные композиции. Классическим примером здесь были, есть и будут духи «»Chanel 5».

● Аромат «Patou Joy» родился в 1930 году, после краха нью-йоркской биржи и начала великой депрессии. «Joy» стали подарком-утешением от Жана Пату , который решил создать аромат высочайшего качества, невзирая на стоимость сырья. Парфюмер Анри Альмерас сочинил духи, для производства унции которых требуется 28 дюжин болгарских роз и 10400 цветков жасмина, что обеспечило им славу самых дорогих духов в мире.

● В качестве закрепителей духов используют экстракты веществ животного происхождения - амбры, кастореума и мускуса. Сами по себе мускус, амбра и кастореум имеют чрезвычайно резкий, неприятный, но при этом очень стойкий запах. Природные закрепители экзотичны и дороги - чтобы их получить, приходится отлавливать кашалотов, бобров и косуль. Например, 1 килограмм мускуса кабарги стоит 60000 долларов. Соответственно, такие компоненты вводят только в очень дорогую парфюмерию.

● В состав одних духов может входить до 300 веществ. Цена парфюмерной композиции традиционно связывается с количеством ингредиентов: чем их больше, тем духи дороже. Например, «Chanel 5» состоит из 80 ароматических компонентов.

● Ведущим у мяты кудрявой и кориандра является запах ландыша, а у герани - розы.



● Для того, чтобы сохранить запах, используются фиксаторы: кедровое масло, гвоздика, мята и дубовый мох , главным экспортером которого является Россия. Самым лучшим фиксатором признана сперма канадского бобра .

● Душистым веткам омелы в древности приписывали необычайную колдовскую силу. Считалось, что с помощью омелы можно отыскать самый тайный клад. Двойные листья и плоды этого растения использовали для повышения мужской потенции.

● Есть цветы, вообще не имеющие никакого запаха, например, маки. Не имеет собственного запаха белая акация, её главный аромат - аромат цветов апельсинового дерева с прибавлением аккорда из ароматов миндаля, розы, сирени, ландыша и жасмина.

● Знаменитый аромат сена зависит от одной простой травинки, травинка эта - душистый колосок, душица, содержащая пахучее вещество - кумарин.

● Ирис - один из самых дорогих компонентов духов. Его стоимость на рынке достигает 40000 евро за 1 килограмм.

● Пары семян руты на Востоке и в Средней Азии считались верным средством от дурного глаза. Зёрна клали на раскалённую сковороду и окуривали пахучим дымом человека, которого хотели уберечь от зла.

● По свидетельству Геротода, благовонным можжевельником окуривали дом и постройки, чтобы предохранить их от удара молнии.

● Самым чистым, и, следовательно, самым дорогим считается розовое масло, произведенное в Болгарии: его стоимость - свыше 5000 долларов за килограмм. А для того, чтобы получить 1 килограмм эфирного масла, требуется около 5000 килограммов лепестков. Благоухающий урожай собирают вручную в течение всего 30 дней в году. Наилучшее время для этого - предрассветные часы: с первыми лучами солнца цветы теряют ценное масло. Между прочим, химики, с таким успехом имитирующие другие запахи, так и не научились адекватно воспроизводить одурманивающий аромат розы.

● Цветущей веткой персика шаманы изгоняли из человека духов болезни и зла.

● Чтобы получить 500 миллилитров эфирного масла жасмина, необходимо по определенной технологии переработать 2 тонны лепестков этого цветка.

История появления французских духов берет начало в XI веке. Тогда крестоносцы привезли из Иерусалима на юг Франции жасмин и розы. И только в XII веке с развитием торговых отношений парфюмерия полноценно пришла в Европу. Короли и придворные открывают для себя гигиенические и обольстительные свойства парфюмерии. Очень быстро Венеция становится столицей парфюмерии, центром переработки пряностей с Востока, которые затем попадали во Францию.

К XV веку Грасc и Париж стали всемирно известными парфюмерными центрами. В это время этикет французского королевского двора предписывал всем придворным пользоваться косметикой, ароматическими маслами и духами. В XVI веке объединились две профессии - перчаточника и парфюмера, так как в моду вошли парфюмированные перчатки. Позже потребление ароматов удвоилось для маскировки неприятных запахов.

В XVI веке итальянец Маурицио Франжипани додумался растворять душистые вещества в чистом винном спирте. Этот момент и можно считать рждением парфюмерии, т.к. стало возможным творить бесконечное количество комбинаций. Люди научились хранить в хрустальных флаконах ароматы живых цветов, трав, деревьев, смол и эссенций животного происхождения.

Переворот в истории французской парфюмерии

Первый переворот в истории парфюмерии произошёл, когда после Великой Французской революции гильдия перчаточников и парфюмеров распалась на две самостоятельные группы. В 1608 году во Флоренции, в монастыре Санта Мария Новелла возникает первая в истории парфюмерная фабрика в мире.

Фабрикантами становятся сами монахи-доминиканцы. Покровительствовали им и делали богатые вклады в монастырь герцоги и князья, сам папа римский. В 1709 году в Кёльне француз Жан-Мари Фарина, торговавший специями, впервые выпустил в продажу душистую воду, названную в честь города "Кёльнской водой". В 1709 году он поселился в Кельне и завел парфюмерную лавочку, где впервые и появилась душистая вода. Когда в 1766 году он умер, сыновья развернули целую парфюмерную фабрику. Они готовили свою воду на виноградном спирте высшего качества, который завозили из Италии.

Душистые масла тоже были естественными. За долгие годы выдерживания в кедровых бочках частицы спирта пропитывались эфирными маслами, что давало неповторимый букет типа винного. Однако вода из Кельна (eau de Cologne) так бы и осталась неизвестной миру, если бы Наполеон не прельстился этой водой и не повелел доставлять ее из Германии. Во Францию она была завезена во второй половине XVIII века и с тех пор стала распространяться под французским названием о-де-колон.

Именно Наполеон создал в 1804 году первую парфюмерно-косметическую фирму. Император был очень чувствителен к запахам, одеколоном ополаскивался каждый день с головы до ног и везде, где бы ни был, приказывал жечь таблетки с любимым запахом черной смородины. В ссылке на острове Святой Елены, когда закончился одеколон, император придумал собственный рецепт аромата с добавлением бергамота и назвал его туалетной водой. С тех пор этот термин стал официальным.

В 1828 году Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает свою первую парфюмерную лавку на улице Риволи в Париже. Династия Герленов (парфюмеров в пяти поколениях) создает знаменитые ароматы, в том числе Jicky (1889г.), Mitsouko (1919г.), Shalimar (1925г.)

Затем в XIX веке Жан Герлен (Guerlain), Франсуа Коти (Coty) и Эрнест Дальтроф (Caron) - "отцы" современной парфюмерии - выдвинули несколько основополагающих теорий в науке создания запахов. В середине прошлого века производство духов перестало быть кустарным. Стали создаваться крупные парфюмерные компании.

Следующий поворотный момент в истории парфюмерии приходится на первую декаду XX столетия, когда кутюрье решили соединить модельный бизнес и парфюмерию. В 1911 году Поль Пуаре стал первым, кому пришла в голову идея ароматами дополнить линии одежды.

Французская парфюмерия локомотив моды

Коммерческую логику идеи довела до конца великая Габриэль Шанель, выпустившая в 1921 году «синтетические» альдегидные духи с собственным товарным знаком Chanel №5. "И до Шанель другие кутюрье... стали пробовать себя в качестве создателей духов, - пишет биограф Шанель Эдмонд Шарль Ру. - Но никто до нее не рискнул посягнуть на царство цветочных запахов".

Духи продолжают эволюционировать. Еще до Шанель, Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственно. В 1917 году он выпустил " Сhуprе " (Шипр), ставший впоследствии прародителем для целого семейства запахов. Развивались так называемые восточные и амбровые запахи, передающие мягкие, пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы.

В 1929 году огромным успехом пользовались духи "Лиу", названные по имени персонажа оперы Пуччини "Турандот". Лиу - служанка принцессы, предпочитающая смерть предательству. Таким образом, духи "Лиу" становились как бы символом неразгаданной женской души. Тремя годами позже столь же популярными стали духи "Ночной полет", название которых было навеяно одноименным романом Сент-Экзюпери (1931 год).

30-е годы - расцвет "мужских" запахов: свежих, спортивных, с нотами кожи и табака.
Протестом против войны стали духи, созданные Марселем Роша в 1944 году в освобожденной Франции. Он назвал их Femme.

Три года спустя Кристиан Диор, создав женственную коллекцию "нью лук" со струящимися тканями и разлетающимися юбками, дополняет ее ароматом Miss Dior. Позже последовали "Диориссима", "Диорелла", "Диориссант" (1956, 1972, 1979 годы).

Еще три открытия состоялись в 40-е годы: появились Bandit Пигэ - духи с запахом кожи и меха, Vent vert с запахом травы и листьев, породивший новое направление "зеленых" духов, и цветочный аромат L"air du temps Нины Риччи.

Количество новых духов резко возросло. В 50-х годах французская парфюмерия достигла наивысшего своего подъёма . Во Франции работали самые талантливые составители духов - парфюмеры. Переживают взлёт ароматы для мужчин. В то же время обостряется международная конкуренция с приходом пафрюмов из-за Атлантики. На начало 60-х приходится большой "бум" ароматов для мужчин, также в это время появляются "бисексуальные" запахи, успех которых был связан с культурой хиппи.

Конец 60-х. Войска США вторгаются во Вьетнам. Пряная восточная тема проникает и в духи. В моде амбровый запах Chamade Герлена и Fijiu Ги Ляроша.

В 70-е годы пришла мода на коллекции pret-a-porter. Так возникла новая парфюмерия pret-a-porter de lux, не потерявшая высокого качества и изысканности haute couture, но ставшая более доступной.

80-е годы запомнились экспериментами в области флаконов, появилась также мода на густые, тяжелые, "амбровые" ароматы. На исходе этого десятилетия в парфюмерных лабораториях создаются совершенно новые букеты. Это так называемые свежие озоновые и морские мотивы, напоминающие об океанах и водорослях.

В 80-е, когда вещи стали знаком высокого статуса их владельца, духи становятся таким же показателем престижа, как одежда, машина, дом. В 1985 году появились Poison Диора, американские Obsession Кельвина Кляйна и Beautiful Эсте Лаудер. В 1987 году духи "Пуазон" были удостоены сразу двух престижных премий - итальянского приза Екатерины Медичи и американского - как духи с наиболее тонким ароматом. Именно этим духам принадлежит абсолютный рекорд по объемам продаж.

В 90-е годы "эгоистичные" запахи прошедшего десятилетия сменились естественно-природными, более легкими ароматами. Морские ноты конца 80-х трансформируются в так называемые водяные мотивы, вызывающие ассоциации с лотосом и кувшинками. Новая технология "Живые цветы" (Living-Flower Technology) позволяет теперь "собирать" запах несорванных цветов и растений. Для этого их помешают под стеклянный колпак и через специальное ответвление "вытягивают" аромат.

Два последних десятилетия в мире духов происходят удивительные изменения. Запахи рождаются в определенный отрезок времени под условным девизом. 1981 -1985-е годы - чувственность и сексуальность. 1986-1988-е годы - женственность и классицизм. 1988-1990-е - загадка, духовность и символизм. 1990-е годы - аутентичность природе, свежесть, естественность и экологичность.

В 1990 году появляются знаменитые Tresor Ланкома. В 1995 году фирма Кристиан Диор выпускает Dolce vita («Сладкая жизнь»).

Огромной популярностью на протяжении последних лет пользуются фруктовые запахи.
По мнению специалистов, духи конца этого века вобрали в себя ароматы лимона, апельсина, смородины, ананаса, манго, и на начало нового тысячелетия они не изменились.

Французский банк данных в области парфюмерии насчитывает в своем каталоге за 1880-1985-е годы в общей сложности 8 тысяч названий духов, из которых 6 тысяч созданы во Франции, а 2 тысячи - в других странах. Однако французы утверждают, что примерно еще 2 тысячи составов остались без внимания.

Информация о французской парфюмерии составлена по материалам www.mary.kay.com.ua

И всё-таки каждая женщина должна обладать чутьём и знаниями, позволяющие ей угадывать, какой семье принадлежит тот или иной аромат. И на это есть свои причины.

Зачем нужно в этом разбираться?

Зачем людям знать, какие бывают ароматы и как их можно сгруппировать в семейства? Ведь по статистике 80% женщин выбирают для себя аромат с ходу, потому что уже имеют любимый бренд и меняют его достаточно редко. И ни о каких классификациях они точно не задумываются.

А ведь совершенно напрасно. Существует ряд причин, по которым всё-таки стоит упорядочить в своей голове ароматы, разбив их по семьям, как принято в современной парфюмерии.

  • Во-первых, это позволит вам менять различные ароматы в рамках одной семьи и при этом быть уверенной, что запах подойдёт ничуть не хуже, чем прежний.
  • Во-вторых, вооружившись этими знаниями вы сможете контролировать запахи вокруг себя . Вы никогда не задумывались, почему беспричинно болит голова или вдруг начало подташнивать? Возможно, был приобретен парфюм из той категории ароматов, который вам совершенно не подходит или вступает в конфликт с типом вашего запаха.
  • В-третьих, вы сможете показать себя знатоком в любом парфюмерном магазине , определив необходимый тип духов. Консультанты в бутиках не посмеют предложить низкосортный товар той, кто так хорошо разбирается в классификация запахов.
  • В-четвёртых, это поможет вам ориентироваться в парфюмерных новинках .

К примеру, вы узнали, что какой-то производитель выпустил новую серию духов или туалетной воды. А в примечании будет оговорено, что в композиции присутствуют нотки кардамона, мандарина, жасмина, мускуса и амбры. Если вы знаете, к какой группе ароматов они относятся, то сможете отреагировать соответствующим образом: заинтересоваться или остаться равнодушной.

Обзор общепризнанных классов

Что это за классификация такая, и как она создаётся?

На самом деле разновидностей очень много: каждый парфюмер пытается усовершенствовать старые модели или изобрести что-то своё. Некоторые категории в каждой из существующих классификаций совпадают, а что-то существенно разнится.

На сегодняшний день самыми популярными считаются только два способа систематизации запахов.

По Майклу Эдвардсу

Майкл Эдвардс - специалист и знаток в области парфюмерии, которого в кулуарах называют лучшим «носом» мира. Он предложил свою классификацию ароматов ещё в 1983 году в виде цветного колеса.

У Эдвардса четыре основных семейства: Свежий , Древесный , Цветочный , Восточный .

Каждая семья имеет свои категории. 13 категорий располагаются с внешней стороны колеса таким образом, что схожие нотки соприкасаются друг с другом. Так он решает проблему схожести многих ароматов, когда один запах незаметно перетекает в другой.

  • цветочные;
  • цветочные мягкие;
  • цветочные восточные;
  • восточные мягкие;
  • восточные;
  • древесно-восточные;
  • древесные;
  • мшисто-древесные;
  • древесные сухие;
  • цитрусовые;
  • морские;
  • зелёные;
  • фруктовые.

Внутри своего цветного колеса парфюмер разместил особую, четырнадцатую категорию - фужеры , которые отличаются пряно-горьким вкусом. Кроме того, внутри каждой из групп Эдвард выделил ещё подгруппы: сухие, свежие, классические, глубокие.

Изучая колесо, можно заметить, что такие популярные запахи, как шипры и кожаные, в нём отсутствуют. Они у него просто включены в другие семьи: шипры оказываются в мшисто-древесном семействе, кожаные - в категории сухих древесных ароматов.

Будучи знатоком парфюмерного искусства, Макйл Эдвардс ежегодно публикует целую энциклопедию современных запахов, которая называется «Ароматы мира».

В 1983 году она насчитывала всего 323 аромата, а последнее издание этой своеобразной «Библии парфюмера» содержит уже около 8 000 наименований самых разных запахов.

Кроме того, в 2005 году он представил миру электронную базу ароматов из 10 000 наименований , в которой по каждому запаху имеется исчерпывающая информация: характеристика семейства, пирамида запаха, ноты аккорда, парфюмер-создатель, дизайнер и изображения флакона, компания-производитель, страна происхождения, год выпуска аромата.

Это уникальная база данных, аналогов которой никогда не создавалось, и вряд ли кому-то удастся перещеголять великого парфюмера. К сожалению, доступ к ней предоставляется на платной основе по этому адресу www.fragrancesoftheworld.com

По французскому сообществу парфюмеров

Вторая классификация не уступает по популярности классификации М. Эдвардса.
В 1990 году во Франции собирался целый Парфюмерный комитет (Comite Francais De Parfum) . Итогом их собрания стала классификация, которая получила большую популярность и используется сейчас многими парфюмерными домами и знатоками запахов.

Французы распределили группы ароматов следующим образом.

Цитрусовые: основу составляют эфирные масла, извлечённые из цитрусовых - лимона, апельсина, мандарина, бергамота, помело, грейпфрута, танжерина, юзу и цитрона (L’Eau par Kenzo, Be, One, Dune pour homme, Drakkar Noir, Cerruti 1881).

Цветочные: ароматы цветов - жасмин, нарцисс, сирень, роза, ландыш, фиалка, тубероза (Cool Water Woman, Kenzo, Dune, Eternity for Men, Laura, Gio, Amarige).

Древесные: ароматы тёплых оттенков - пачули, кедр, сандал, ветивер (Salvadoro Dali, Paloma Pikasso).

Восточные: амбре, а также ароматы с ладаника-лабданума, пудровыми, ванильными и животными акцентами (Samsara, Obsession, Loulou, Venezia, Ysatis, Opium).

Кожа: ароматов этой семьи мало, они отличаются сухостью и своеобразными кожными запахами с примесью цветочных (English Leather от Dana, Pour Lui и Royal Copenhagen от Oscar de la Renta).

Шипры: духи, созданные в 1917 году Франсуа Коти, объединяют под своим началом целое семейство; здесь можно уловить ноты ладаника-лабданума, дубового мха, бергамота, пачули (Moments, Paloma Picasso, Ysatis, Beautiful).

Фужерные: ноты дубового и древесного мха, лаванды, бергамота, кумарина (Drakkar Noir).

Принцип разделения ароматов на семьи понятен: их объединяют тождественные нотки, которые смешаны в разных пропорциях. Но кто определяет типы ароматов? Тот, кто обладает тонким обонянием и разбирается в запахах.
Несколько субъективно? Да, многие обвиняют в этом колесо Эдвардса, но нам ничего не остаётся, как довериться экспертам и специалистам в этом тонком деле.

Как же научиться распознавать запахи?

Конечно, знать наизусть все виды ароматов - это ещё не значит стать знатоком парфюма. Однако вы можете попытаться хотя бы навести порядок в собственных понятиях относительно запахов. Как это сделать?

  1. Не хватайтесь за несколько классификаций сразу. Выберите для себя одну (лучше одну из тех общепризнанных, которая указан нами чуть выше), тщательно разберитесь в ней, выясните непонятные для себя моменты, запомните основные семьи, категории и подгруппы.
  2. От теории постепенно переходите к практике. Выучили, какие ноты отличают семью цитрусовых, - пройдитесь по парфюмерным магазинам, изучите эти ароматы. Конечно, придётся потратить на это не один день, но зато в последующем вы станете настоящим ценителями парфюма. Изучив одну семью, переходите к изучению другой.
  3. Консультируйтесь со специалистами, чтобы ошибочное суждение не отпечаталось в вашем сознании как истина. Обращайтесь к консультантам в магазинах, найдите сайты, где могут дать советы, читайте наши рекомендации в разделе F.A.Q.

Отдельное слово о шипровых нотах (Chypre)

Ни одна группа ароматов не вызывает такого беспокойства и недоумения, как шипровые. Давайте разберемся, что значит шипровый аромат и как с ним обстоят дела в данный момент.

Классический аромат шипра был создан в 1917 году знаменитым французским парфюмером Франсуа Коти. Изначально он состоял из ароматов бергамота, мха дуба, пачули, ладана и сандала. Своё название получил от острова Кипра, где произрастал дубовый мох, ставший основой семьи.

Долгие годы в парфюмерии использовали именно этот набор для создания различных шипров:

  • традиционные (Chypre от Coty);
  • фруктовые (Christian Dior Diorella или Guerlain Mitsouko);
  • цветочные (Chance и Coco Mademoiselle от Chanel, Ricci Ricci от Nina Ricci, Gucci By Gucci, Laura Rose от Laura Biagiotti);
  • кожаные (Christian Dior Diorling или Piguet Bandit);
  • ароматические (Карон Ятаган);
  • цветочно-альдегидные (Hermès Caleche или Жан Кутюрье Coriandre);
  • зелёные (Christian Dior Miss Dior).

Ещё несколько лет назад можно было назвать определённые бренды этого семейства ароматов, но сегодня ситуация существенно изменилась. Дело в том, что на тот самый дубовый мох, произрастающий на Кипре и составляющий основу шипра, не так давно были введены ограничения.

Соответственно, изменились и сами ароматы этого семейства . В них либо совсем отсутствует эта нота, либо её так ничтожно мало, что даже самое тонкое обоняние её не почувствует.

Однако название осталось прежним, и парфюмерные дома по неизвестным причинам не отказываются от этого брендового, но уже практически не существующего аромата .

В тех духах, что они предлагают, от прежнего шипра почти ничего не осталось.

Вот такая ситуация складывается в современной парфюмерной индустрии. Всё течёт, всё меняется, а вот непревзойдённые, тонкие, чувствительные, завораживающие ароматы остаются покорять наше воображение. Почувствовать оттенки разных семей ароматов - это такое невыразимое наслаждение, доступное только избранным. Почему бы и вам не оказаться в их числе?

Еще в 2012 году в Нью-Йорке проходила выставка The Art of Scent, на которой был представлен для общественности список лучших ароматов всех времен.

Рейтинг составил Чендлер Берр, первый парфюмерный критик New York Times и автор книг о парфюмерии. Не зря такая важная миссия была доверена именно мистеру Берру. Он разбирается в своем деле, и как никто другой знает все об ароматах: от биографии изобретателя до последней нотки запаха парфюма.

1. №5, Chanel
Самый знаменитый и продаваемый аромат в мировых масштабах еще с конца 20-х годов. Основные нотки – майская роза и жасмин с полей Грасса. С конца 50-х годов аромат становится частью экспозиции Музея современного искусства в Нью-Йорке, а художники посвящают ему свои полотна.

2. Light Blue, Dolce & Gabbana
Очень свежий аромат, давно полюбившийся публике. Кстати, не так давно отметивший 15-летие. Для одних – это запах лимончелло и моря, для других - сочное зеленого яблоко и ароматное лимонное мороженое. В любом случае, у всех Light Blue вызывает ассоциации с летом и отдыхом. Наверное, поэтому его так полюбили во многих странах мира.

3. Jicky, Guerlain
Аромат запущен еще в далеком 1889 году. Основным элементом в композиции выступает лаванда. Помимо натуральных веществ, впервые начали использовать синтетические составляющие: кумарин и ванилин.



4. Osmanthe Yunnan, Hermès

Жан-Клод Эллена автор этого легкого аромата, создал шедевр в 2005 году. Фруктовые нотки абрикоса и апельсина выветриваются через несколько часов, а на коже остается вербена и осман.

5. Angel, Thierry Mugler
Звезда, «взошедшая» в 1992 году, содержит в себе концентрированный экстракт пачули. Именно он вызывает зависимость и столь хорошо запоминается своим почитателям. Вместе с пачули фигурируют нотки карамели, ягод и шоколада.

6. Aromatics Elixir, Clinique
Аромат с 1971 года, очень стойкий, остающийся на одежде до самой стирки. Это запах осеннего леса, мха и сырых листьев, с нотками жасмина и розы.


7. L’Eau d’Issey, Issey Miyake
С 1992 года цветочный запах появился в парфюмерных магазинах. Раскрывается по-разному, этим и уникален. Все зависит от климата: на морском побережье будет присутствовать горькая нотка цветочной пыльцы, без намека на водяные ноты, а на городских улицах раскрывается чистая прохлада свежего аромата без удушающих нот.

8. L`Interdit, Givenchy
L`Interdit переводится с французского языка как “запрет”. Специально был создан для музы Юбера де Живанши – Одри Хепберн, которая в течение 7 лет была единственной владелицей флакона. Запрет Одри на выпуск аромата и дал наименование парфюму в 1964 году.

9. Untitled, Maison Martin Margiela
Аромат был выпущен 6 лет назад и считается унисексом. Сначала идут травяные ноты, а затем сплетение гальбанума и горького апельсина, оттеняет это все стойкий запах отсыревшего табака.

10. Drakkar Noir, Guy Laroche
Мужской фужерный аромат выпускается с 1982 года. Имел множество вариантов и подделок, остался символом эпохи из-за своей популярности. Изначально четко чувствуются хвойные ноты, затем раскрывается кожа и амбра.

11. Pleasures, Estée Lauder
Аромат вот уже 20 лет весьма популярен. Это вовсе неудивительно, кто же не любит свежий запах дождя, мокрых листьев и влажных цветов? После раскрываются нотки ландышей, пионов и сирени.



12. Prada, Prada

Первый флакон брендового парфюма появился в 2005 году для массовой продажи. Пачули, амбра, сандал и бензоин смешаны в ароматном древесном коктейле.

Что еще почитать