Мифы о семейной жизни. Мифы супружеской жизни

Феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому её члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, - это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли.

Синонимы понятия:

  • неадекватный «образ семьи» или «образ „Мы“»;
  • «наивно-психологические теории»;
  • «семейная культурная концепция»
  • неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия внутри семьи;

Формула семейного мифа: «Мы - это …». Он, как правило, звучит привлекательно:

«Мы дружная семья», «Мы все равны», «Мы герои»

Однако за таким «правильным» звучанием чаще всего скрывается конкретная проблема. Проблемная сторона идеализируется и становится центром данного мифа. Члены семьи находятся внутри него, живут по его правилам и видят реальность в категориях мифа.

Иногда это бывает необходимым и тогда миф выполняет конкретные функции. Например, семейный миф «Мы - дружная семья» функционален в трудных или опасных условиях жизни; людям кажется, что они могут выжить только вместе, а в единстве - их сила. Миф становится дисфункциональным, когда уже не требуется такого объединения.

В таком случае и семейные отношения, основанные на нем, считаются дисфункциональными.

Изучение феномена

Мысль о том, что человеческая жизнь следует образцам, известным по мифам, легендам и сказкам, была высказана Джозефом Кэмпбеллом. Он основывает свои психологические размышления на трудах Юнга и Фрейда . В целом, именно Юнг побудил думать о мифах и сказках, его самая известная мысль - связь между архетипами и личностью.

Термин же первоначально был предложен Антонио Феррейрой для обозначения определенных защитных механизмов, поддерживающих единства в дисфункциональных семьях. Он считал, что семейный миф - это определенный набор ролей, которые распределяются между всеми членами семьи. Позже его исследования были продолжены работами Джона Бинг-Холла. Оба психиатра сводили семейную терапию к разрушению того мифа, который уже дал трещину, и построению нового.

Рональд Лэйнг использовал понятие «замаскированной коммуникации» или мистификации для описания тех же явлений, что и Феррейра. В своих работах он говорил об особых способах коммуникации, при которых внутрисемейные конфликты сводятся к маскировке и затушевыванию для сохранения видимости нормальных взаимоотношений в семье.

Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» косвенно рассматривал те же явления, называя семейные мифы иллюзиями, сравнивая их с неформальными, скрытыми кодексами, специфичными для каждой семьи. В своем исследовании он описал примеры использования коммуникационного процесса (злоупотребления им) разными членами семьи для своих целей (зачастую скрываемых даже от себя).

В рамках системного подхода к семье семейной миф рассматривался в неразрывном единстве с семейными правилами, семейными ролями, семейными секретами, семейными ритуалами. Среди первых приверженцев такого подхода его описала «Миланская группа» - итальянские системные семейные психотерапевты Мара Сельвини Палаццоли, Джулиана Пратта, Джанфранко Чеккин и Луиджи Босколо. В своей книге «Парадокс и контрпарадокс» они рассказали о происхождение и развитие мифа: «Один за всех и все за одного», используя пример из своей практики.

В России в частности вопросом семейных мифов занималась Т. М. Мишина. Для описания проблемы она впервые ввела и использовала понятие «образ семьи», или «образ „Мы“», имея в виду целостное семейное самосознание. Адекватный образ «Мы» отвечал за стиль жизни здоровой семьи, а неадекватный - символизировал взаимоотношения в дисфункциональных семьях, создавая семейный миф.

Возникновение семейных мифов

Семейный миф, как правило, формируется не в первом поколении, а приблизительно в течение трех. Серьезную роль в этом играют: среда (та, в которой жил и воспитывался каждый член семьи, то есть в которой жили еще дедушки и бабушки, и та, в которой они находятся сейчас); кем были их родители; какие ценности они прививали каждому из них; какой образ семьи получился в результате.

Пример: Любой народ, переживший геноцид или очень серьезный кризис, считает, что выжить можно только вместе - миф о дружной семье (именно поэтому кстати он очень популярен, в частности в России). В странах же, где 200 лет не было никакой войны, этот миф сходит на нет, там не наблюдается сильной связи поколений.

Главные источники формирования образа семьи - совместная деятельность и внутрисемейное общение. В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы» и создание семейных мифов не требуется. В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации между её членами формируется неадекватный образ «Мы». Тогда для поддержания иллюзии существующего в семье мира и согласия формируются семейные мифы.. Они необходимы тогда, когда границы семьи находятся под угрозой.

Выделяется несколько защитных механизмов , используемых семьей при создании семейных мифов:

  • проекция - проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе;

Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию, так называемых, «семей-крепостей».

расщепление - культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе;Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает её на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.

Примеры семейных мифов

Миф «Один за всех и все за одного» или «Мы - дружная семья»

В такой семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях, они маскируются. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются. В дружной семье принято чувствовать только любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства - обида, гнев, разочарование и т. д. - игнорируются или вытесняются, как неприемлемые. Поскольку брак основан на взаимной договоренности не замечать несоответствий, супруги возмущаются, если им указывают на них. Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным игнорировать свои нормальные и неизбежные отрицательные чувства к родственникам. Он начинает чувствовать угрызения совести за то, что не выполняет «правил семейного мифа», начинает считать себя ненормальным, неадекватным и становится, так называемым, «идентифицированным пациентом». Выражается это типичными проблемами: тревожно-депрессивными расстройствами, агрессивным поведением, анорексией.

Миф «Мы - герои»

Он задает определенный стандарт чувствования и миропонимания. Настоящие «герои» существуют только в высоком жанре трагедии, и им подобает испытывать очень сильные чувства: не любовь, а роковая страсть, не печаль, а невыносимое горе. Семья, которая живет по правилам такого мифа, зачастую хранит рассказы о героических поступках предков: там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях - иначе говоря, люди, преодолевшие серьезные препятствия и добившиеся результатов. Для членов этой семьи необходимы трудности и их преодоление, они за все должны биться. Переживание такого преодоления - их специальное чувство. В таких семьях часто говорят, что им в жизни никогда ничего не достается легко. Они могут годами быть в ссоре, не разговаривать, не прощать и гордится этим как проявлением принципиальности и стойкости. Ребенка в семье «героев» воспитывают строго, в качестве наказания лишают удовольствий, нередко бьют.

Миф о «выживальщиках»

Это частный случай героического мифа. Пока жизнь является по-настоящему трудной, навыки выживания не составляют основы мифа, а становятся необходимостью. Когда же эта необходимость исчезает, а люди, не зная, что делать в новых условиях, хотят жить по-старому, возникает миф о «выживальщиках». Главный его признак - это развитие депрессии у кого-нибудь из членов семьи на пике успеха, так как его мечта, как «выживальщика», - «вот бы все потерять и начать сначала». Но из-за страха неудачи, нехватки сил на успешную вторую попытку заставляет его вопреки мечте сохранять бизнес, не рисковать, но самому жить мучительной жизнью героя. Этого он достигает с помощью семьи. Постоянные семейные конфликты, ссоры, придирки добавляют необходимые для существования «выживальщика» трудности и мучения.

Миф о спасателях

«Что бы мы делали без него» - в семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семь. «Спасатель» может быть в моральной ипостаси, в физической или в той и другой вместе. Но чтобы всем помогать, необходимо, чтобы были те, кого спасать, иначе как «спасатель» почувствует себя «спасателем». Так, моральный «спасатель» нуждается в грешниках, соответственно его семья должна состоять из людей, которые часто делают что-то плохое: пьют, воруют, гуляют, попадают в скверные истории. «Спасатель» выручает, грешники благодарят, обещают исправиться и… снова грешат. Физический «спасатель» выхаживает, лечит, кормит, приносит продукты и т. п. Поэтому его семья состоит из больных, беспомощных, калек. Яркий пример такого мифа - семья алкоголиков.

Русские мифы

Основные представления как о мире, так и о семье заложены в сознании человека в виде архетипов и отражены национальном фольклоре. В дальнейшем они преобразовываются в семейные мифы. Так, на основе русского фольклора исследователями было выделено шесть типов семейных мифов:

  • миф «о вечной любви»;
  • миф «о волшебной силе любви»;
  • миф «абсолютизации семейных ситуаций»;
  • миф «о злых силах, атакующих семью»;
  • миф «о необходимости жертвы ради семьи»;
  • миф «о постоянстве семейного благополучия».

Психологи, работающие с семейными проблемами, отмечали выделенные типы семейных мифов в своей клинической практике.

Литература

  • Пегги Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, Независимая фирма «Класс», 1998
  • Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999
  • Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992

Семейный миф представляет собой особое семейное самосознание, поддерживаемое всеми членами семьи или же их большинством. Функцией семейного мифа является стабилизация семьи и своеобразное регулирование поведения ее членов. Семейный миф как «образ семьи» может быть адекватным и неадекватным. Если позиции родственников согласованы и это выражается в адекватном понятии «мы», то это способствует регуляции жизни семьи как на уровне целостной системы, так и на уровне ее отдельных элементов: супружеских и детско-родительских отношений, характера и правил индивидуального и группового поведения.

Неадекватный образ «мы» также имеет форму семейного мифа . Его функция заключается в том, чтобы скрыть от сознания отвергаемую или скрываемую информацию о семье или же о конкретном ее члене. Таким образом, в данном контексте семейные мифы нужно рассматривать как своеобразные защитные механизмы для поддержания семейного единства. В рамках неадекватного образа «мы» семейный миф включает в себя согласованные избирательные идеализированные представления о характере взаимоотношений в семье, которые призваны скрыть и завуалировать имеющиеся у ее членов конфликты и неудовлетворенные потребности и тем самым создать наблюдаемый положительный (или, по крайней мере, приемлемый) публичный образ семьи.

Психологи выделяют примеры таких семейных мифов , как «Мы - дружная семья», «Мы - семья героев», «Мы - спасатели». Показано, что семейный миф формируется примерно в течение трех поколений жизни семьи и бывает необходим первому из них в силу своей функциональности. Скажем, образ «Мы - дружная семья» важен в трудных и опасных условиях. Людям кажется, что они могут выжить только вместе, что в их единстве - сила. Однако этот миф становится помехой, если объединения уже не требуется. Так, любой народ, переживший геноцид, считает, что выжить можно только вместе, поэтому миф про дружную семью очень популярен. Но в странах, где войны долго не было, его важность постепенно сходит на нет. И в других поколениях этот миф может мешать развитию молодой семьи, провоцируя трудности отделения детей от родителей и мешая формированию их индивидуальности.

Семейные мифы сохраняют свою актуальность далеко не на всем протяжении жизни семьи. Они обычно востребованы в определенных (чаще всего кризисных) ситуациях. Например, когда в семью входит посторонний человек, либо в моменты каких-либо серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейных трудностей. Семейные мифы сглаживают ситуацию повышенной тревоги и дискомфорта, объединяют ее членов, распределяют роли и семейные обязанности, служат связующей идеей.

Рано выходят замуж, в другой — рано умирают мужчины, а члены третьей семьи сталкиваются с бесконечными жизненными невзгодами? Родовое проклятие? Нет, говорят психотерапевты, семейный миф — прочно закрепившийся сценарий, который диктует правила жизни поколению за поколением.

Довольно молодое и набирающее сейчас популярность направление психологии — системная семейная психотерапия. Это совершенно особая теория, которая рассматривает отдельно взятую семью не просто как собрание людей, объединенных родственными и супружескими связями, а как целостный организм, функционирующий по своим законам и правилам.

В каждой семье эти законы уникальны. С самого рождения (а порой — еще в утробе матери) ребенок "впитывает" и усваивает правила своей семьи. Нередко это происходит в столь раннем возрасте, что, подрастая, человек не осознает приобретенности этих установок и считает их единственно возможным взглядом на мир.

Представим такую картину. Утро, в доме тихо, родители ушли на работу, оставив ребенка с бабушкой. Вдруг раздается звонок в дверь. Ребенок видит, какой напряженной тут же стала бабушка, слышит, как в ее голосе появились тревожные нотки: бабушка боится нежданных визитов в квартиру, она не доверяет незнакомцам и миру в целом. Ребенок может не понимать смысла происходящего, но наверняка усвоит негласное правило: другие люди (то есть не принадлежащие к его семье) несут опасность. Посмотрев в глазок, бабушка открывает дверь — оказывается, это на минутку вернулась мама, которая что-то забыла. Интонации бабушки становятся спокойными, даже властными, она распекает маму: "Вечно ты собираешься на работу в последнюю минуту!". — Мама оправдывается… Опять же, ребенку совершенно необязательно понимать смысл разговора, чтобы почувствовать, "кто в семье главный", кто является старшим по положению, а кто — младшим. И неудивительно, если через несколько лет бабушкино мнение по каким-то вопросам окажется для него куда более авторитетным, чем мамино…

В этом разделе:
Новости партнеров

Нередко система отношений в семье, ее уникальный набор правил и ценностей образуется не случайно, а представляет из себя некий кодекс, целостную систему, объединенную общим лозунгом. Психотерапевты называют этот лозунг "семейным мифом". Семейный миф — путеводное знамя, под которым шествуют все члены семьи поколение за поколением.

Если прислушаться к тому, что, а главное — как, с какими интонациями и в каких ситуациях — любят повторять ваши родственники, вы наверняка обнаружите, что такой миф существует и в вашей семье. Семейный миф нередко проскальзывает в присказках и поговорках старших родственников. "Подальше от царей — голова будет целей", — приговаривает дедушка, выросший в эпоху репрессий. Скорее всего, эту же фразу повторял ему еще прадедушка, заставший свержение царской власти и крушение привычных устоев жизни. А в сознании их потомков эта фраза может принять уже иной смысл, трансформироваться в идею: "Мы не претендуем на бо льшее, просить слишком много — опасно".

Мифы могут быть негласными, не проговариваться вслух. Но и в этом случае общая семейная идея прослеживается в поступках, в стиле жизни всех членов семьи. Перечислим некоторые из наиболее распространенных семейных мифов.

"Мы — дружная семья"

Казалось бы, очень полезный и приятный семейный лозунг. "Мы — члены одной большой семьи, все мы любим и поддерживаем друг друга", — говорят носители этой "семейной легенды. Но есть здесь и подводные камни: члены "дружной" семьи не имеют права обижаться на родственников. Любая зависть между сестрами, ссоры между супругами, несогласие детей и родителей словно не имеют права на существование. "Как ты можешь говорить о ней плохо, ведь она твоя сестра?!", — ужасается мама или бабушка. И обиженная девочка уже не может рассказать, что "любимая сестричка" наговорила ей гадостей или отняла игрушку.

Так дети с юного возраста учатся подавлять негативные эмоции, что впоследствии может привести к серьезным психологическим проблемам. За совершенно нормальные чувства: гнев, обиду, несогласие с мнением кого-то из родственников — человек будет чувствовать себя виноватым. "Дружная семья" не признает таких прав.

Этот семейный миф нередко формируется под неблагоприятных исторических событий: войн, репрессий, авторитарных режимов. Миф о "дружной семье" распространен и в семьях эмигрантов. Ведь когда окружающие люди настроены враждебно или просто равнодушно, страна — чужая, а язык — непонятный, невероятно возрастает ценность родственных связей и поддержки. Да и дружить больше особо не с кем…

Психолог Анна Варга рассказывает о работе итальянских семейных психотерапевтов, которые одними из первых описали данный миф. К ним обратились выходцы из клана итальянских фермеров, переселившегося в город. 14-летняя девушка из их семьи заболела нервной анорексией, отказывалась от еды. Девочка была очень красивой, родственники даже прозвали ее "наша красавица". В ходе работы терапевты выяснили, что в этой семье были очень крепки установки на "всеобщую любовь и дружбу". Постепенно психологи "докопались" до сути проблемы: у заболевшей девочки была кузина, общение с которой родственники всячески поощряли. "Вы же сестры, пойдите поиграйте вместе, сходите погулять", — говорили девочкам старшие. Между тем, кузина (возможно, завидуя красоте героини или просто невзлюбив ее) наедине высмеивала и обижала девочку. Из-за главенствующего в их клане принципа "Мы — очень дружная семья" та не имела никакой возможности пожаловаться старшим родственникам или отказаться проводить время с сестрой. Более того, поскольку с детства героиню этой истории приучили, что в семье "все желают ей добра", а поступки родственников могут быть продиктованы исключительно любовью , девочка стала ощущать себя виноватой за свою неприязнь к сестре. Ее отказ от пищи стал как бы самонаказанием, а такие "неправильные, злые чувства" и невозможность полюбить кузину.

"Мы — люди образованные"

Бесспорно, не самый плохой миф, который нацеливает всех членов семьи на получение престижного высшего образования, а еще лучше — ученой степени. Выходцы из таких семей непременно стремятся защитить докторскую или хотя бы кандидатскую диссертацию, вне зависимости от того, собираются ли они в будущем заниматься наукой и нужна ли им ученая степень.

Понятное дело, что всяческие "несерьезные" увлечения вроде спорта, танцев или популярной музыки в такой семье скорее всего поощряться не будут, а неуспехи в учебе вообще могут приводить старших членов семьи в шок: ведь получается, что их собственный ребенок не соответствует их же представлениям о достойном человеке! В свою очередь, ребенок, который вдруг "не тянет" какой-то школьный предмет, (а то и вовсе имеет склонность к ручному труду или спорту) под гнетом такой семейной легенды может почувствовать себя глупым и неспособным, и даже "не заслуживающим право" называться членом данной семьи (а следовательно — отвергнутым, нелюбимым…).

Семья героев

"Мы — герои" — этот семейный миф, кстати, очень распространен в наше стране, пережившей нелегкие времена репрессий и войн, да и вообще отличающейся нестабильной социально-политической обстановкой.

Семья героев ведет нешуточную борьбу — или с внешними врагами, или с непреодолимыми препятствиями на жизненном пути (а препятствия у героев именно такие — непреодолимые, ведь иначе бороться с ними "не почетно"), а то и со всем этим враждебным миром в целом.

Обычно герои — люди упорные и стойкие, но их проблемы почему-то не заканчиваются. Герой склонен находить трудности даже в самых стабильных ситуациях, обладая, казалось бы, всем возможностями, необходимыми для достижения комфорта и благополучия. Но комфорт — это неприемлемый для героя стиль жизни, он привык существовать в обстановке крайнего напряжения, буквально на пределе.

Если дела идут хорошо и спокойно, на его пути непременно появится негодяй-начальник, непреодолимые финансовые трудности, непонимание близких или любая другая трагедия. Причем в отличие от остальных людей герой будет воспринимать это именно как трагедию, а ни в коем случае не как проблему или временную трудность, — и станет все глубже погружаться в отчаяние. Вывести его из этого состояния способен только подвиг. Герой спасет всех и всем поможет, в последнюю очередь подумав о своих интересах (ведь герои благородны!).Когда все наладится, он ощутит кратковременное удовлетворение, а затем снова ринется в бой…

Именно в "героических" кланах рассказываются семейные легенду о "безумной" любви, "невыносимой" ревности и "обидах на всю жизнь" — ведь у героя все чувства с размахом. Поссорившись, члены такой семьи могут не разговаривать годами.

Подвид данного мифа — "Спасатель". Все "героические" функции принимает на себя один член семьи. Он — ангел, благодетель и спасатель, "вытаскивающий" остальных из пучины. Этот стереотип распространен в семьях алкоголиков, наркоманов или игроманов, где "спасателем" чаще всего становится жена или кто-то из детей. Зависимый пьет или принимает наркотики — а "спасатель" раз за разом терпит, страдает, вытаскивает того из неприятностей и водит по врачам…

Это явно деструктивное распределение ролей, тем не менее, очень устойчиво. Почему? Да потому, что все участники сценария получают свою скрытую выгоду. "Спасаемые", в очередной раз приняв наркотик или напившись, таким нездоровым путем гарантировано получают заботу и внимание. А то колоссальное чувство вины, в которое загоняет их "безгрешный" спасатель, позволяет им раз за разом повторять свои срывы, ничего не делая длясобственного выздоровления — что избавляет их от реальных трудностей. Ведь пожелай они вылечиться, им пришлось бы столкнуться с клиниками, малоприятными медицинскими процедурами, похмельем и ломкой!…

Ну, а "герой-спасатель" в свою очередь получает иллюзию всемогущества, вечной любви и одобрения близких — ведь куда они, пропащие, без него! На самом деле, подсознательно спасатель не так уж хочет их выздоровления. Ведь кого он тогда будет спасать?… Те же механизмы действуют в семьях, где кто-то страдает игроманией (регулярно проигрывает большие суммы в казино, на игровых автоматах, в карты и т. п.) или, к примеру, просто любит неконтролируемо транжирить деньги.

"Мы — люди маленькие, нам много не надо"

Истоки этого мифа могут корениться в историческом прошлом страны с авторитарным режимом, где любая "инакость" означала политическую неблагонадежность — а значит, угрозу для жизнии, или из личного прошлого семьи, где человек, который мечталдобиться большего, претендовал на большую должность и т. п. потерпел неудачу, а возможно, и встретил смерть. Скажем, прадедушка решил основать фабрику, но прогорел и оставил семью без средств к существованию. Или кто-то из предков в такой семье хотел занять высокий политический пост, но вступил в конфликт с "сильными мира сего" и был казнен или сослан.

Супруги и дети этих семейных "персонажей" могут невольно передать потомкам идею о том, что хотеть большего, далеко стремиться — опасно. Так что, если ваша бабушка часто повторяла "Мы — люди простые", а вы, к примеру, обнаруживаете в себе страх перед продвижением по службе или боитесь просить повышения зарплаты, и вообще привыкли вести себя более чем скромно — возможно, это ваш случай. Впору задуматься: а насколько актуален этот принцип сейчас, и действительно ли у вас так много шансов повторить трагичную судьбу прадедушки?

Индивидуальные семейные легенды

Из уст наших мамы или бабушки вдруг вырывается: "Что поделаешь, все женщины в нашей семье разводились хотя бы раз", или "У нас в роду все мужики пьют — и ничего, живем как-то". Могут быть и более экзотичные варианты "предсказаний": "У нас всегда первыми рождаются мальчики", или даже пугающие: "Большинство мужчин в нашей семье кончают жизнь самоубийством".

Если легенда о мальчиках-первенцах вряд ли принесет какие-то несчастья, то вот "родовые проклятия", связанные с разводам, алкоголизмом или суицидами, требуют немедленного переосмысления, а возможно, и работы с психотерапевтом. Поверьте, такие "проклятия" — не мистика, а рукотворный миф, деструктивный, но не непобедимый.

Первый шаг к "избавлению от такого "креста" — узнать и переосмыслить семейную историю. Представьте, к примеру, что ваша бабушка по материнской линии когда-то узнала о дедушкиной измене. Это стало для нее травмой, обидой, которую она так и не смогла простить, преисполнившись недоверия не только к дедушке, но и ко всем мужчинам в целом. В таком же убеждении — "мужчины приносят боль, им нельзя доверять, с ними нельзя сближаться", — она воспитала и свою дочь. А та — своими фразами, а более того — настроениями и поведением — передала его вам. Неудивительно, что ваши романы с мужчинами не складываются. Но можно ли назвать это проклятием или венцом безбрачия?… Нет, это всего лишь мощная, глубоко укоренившаяся в вашем роду психологическая установка, которую можно и нужно изменить. Хотя бы для того, чтобы не "наградить" ею уже собственных детей.

ФОТО Getty Images

Есть известные мифы про семьи, то есть сценарии, по которым живут семьи. Это также образующие идеи семьи, как если бы спросить пионеров: вы кто, они и ответят: мы такие-то, должны делать так-то и так-то. Например, пионер никогда не предает товарища, помогает слабым, ну и еще много чего… Вот так и с семьями. Если вы спросите у человека про семью, он ответит вам, что он такой то и такой-то и живет он так-то и так-то, услышите, что «у нас так не принято», «мы так не делаем». В семье человек получает набор правил, как ему жить и как обходиться, например, со своими эмоциями, а как с чужими, как обходиться с теми или иными трудностями.

Спасатели и герои

Известные мифы: «мы герои», «мы – дружная семья», «мы – интеллигенты», «мы из рабочих», детоцентристы: «смысл жизни в детях», «мы – выживальщики» и еще много разных индивидуальных самоидентификаций семей. Поведение человека из каждого мифа определяется той идеей, в которой его воспитали и взрастили, и теми навыками, которые он получил от своих родителей. А идеи и навыки складываются под влиянием обстоятельств, в которых эти семьи формировались и жили.

Например, семьи спасателей могут именно в кризисное время почувствовать себя очень востребованными и стать таковыми на самом деле: в таких семьях много врачей, психологов, пожарных, сотрудников МЧС, людей помогающих профессий. Важное слагаемое этого мифа – идея о том, что надо думать больше о других, чем о себе. Такие люди преодолевают свои трудности через помощь другим, их не пугают сильные эмоции и нестабильность, они знают, как жить в таких обстоятельствах и оставаться эффективными.

Другой миф – «семья героев». Это те семьи, где есть примеры выживания за счет героических поступков и где рассказы о героических родственниках передаются из уст в уста. Здесь принято все делать по максимуму: любить до беспамятства, обижаться и не прощать… Много сильных эмоций, которые следует преодолевать через страдания, которыми положено гордиться. В жизни людей из «семьи героев» много трудностей, ведь легкая жизнь не для них, в спокойное время им становится скучно. Кризис – это то, что заставит их встрепенуться и с воодушевлением приступить к преодолению трудностей.

Встреча двух мифов

Иногда, когда люди заключают брак, мифы разных семей перемешиваются, дополняя друг друга или, наоборот, сильно противореча друг другу. Например, модели поведения «спасателей» и «героев» хорошо сочетаются, а вот поведенческие паттерны носителей мифов «мы – голубая кровь» и «мы – простые люди» сильно различаются. Они создадут в семье напряжение, поскольку у них нет общего ответа на вопрос «Что делать, если возникли трудности?».

Для кого-то кризис – время закупать, для кого-то – собирать вещи и искать места потише, а для кого-то – идти на баррикады, вступать в борьбу за свои идеалы или, наоборот, прятать свои ценности и жить двойной жизнью.

Наша история развития оставила много травм в жизни наших семей. Многим из нас знакомы посттравматические реакции на голод и дефицит: страх за близких, страх за свою жизнь, отсутствие безопасного пространства… И это очень влияет на формирование наших поведенческих реакций.

Тайные ресурсы

Я вижу, что появилось новое поколение, не знакомое с дефицитом, которому не слишком интересны рассказы очевидцев и фильмы о войне, голоде, страхе. Для них жизнь выглядит немного по-другому – и жизнь вообще, и сегодняшняя жизнь в частности. Текущие события по-разному воспринимает поколение 1970-х, которое помнит СССР, и поколение 1990-х, родившееся уже в другой стране. Я вижу, как в каждом из нас перемешиваются влияние семьи и влияние времени, в которое мы выросли, в котором складывалась наша личность, система ценностей и убеждений.

Кризисное время пробуждает все тайные ресурсы выживания человека и его семьи: для одного кризис – трагедия, а для другого – возможность. В кризис общая тревога повышается: все вокруг становится непредсказуемым и неизвестно, куда нас приведет и как обернется для нас и нашей семьи. Непредсказуемость переносится тяжело, первичной становится задача самосохранения. В это время мы опираемся на то привычное, что впитали с молоком матери. Включаются привычные схемы, то есть миф начинает работать, не спрашивая нас: мы бежим закупать продукты, технику, забираем свои сбережения из банка, перестаем высказывать свое мнение или, наоборот, начинаем его отстаивать с удвоенной энергией… Психологи называют дисфункциональным такое поведение, когда мы действуем необдуманно, не учитывая новые обстоятельства и произошедшие к настоящему времени изменения, а идем по привычному сценарию, переданному нам родителями.

Термин, предложенный Феррейрой (Ferreira A. J., 1966), означает определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях.
Синонимами С. м. являются понятия «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «образ семьи, или образ "Мы"», «наивная семейная психология» и др. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).
С. м. исследуются клиническим и экспериментально-психологическим методами в рамках психоаналитического понимания защитных механизмов, теории ролевого взаимодействия, когнитивной психологии и когнитивно-поведенческой психотерапии. Т. М. Мишина (1983) первой ввела понятие «образ семьи, или образ "Мы"», под которым имела в виду целостное, интегрированное образование - семейное самосознание. Одной из наиболее важных функций семейного самосознания является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов. Адекватный образ «Мы» определяет стиль жизни семьи, в частности супружеские отношения, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «Мы» - это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для каждого члена семьи и семьи в целом наблюдаемый публичный образ - С. м. Цель такого мифа - закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге. Для гармоничных семей характерен согласованный образ «Мы», для дисфункциональных - С. м.
Под С. м. многие авторы понимают определенное неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы препятствовать осознанию отвергаемых образов (представлений) о семье в целом и о каждом ее члене. Выделяются такие мифы, как «проекция», «отказ», «расщепление», некоторые когнитивные селективные сценарии, описанные в «наивной семейной психологии», определенного содержания С. м., которые особенно часто встречаются в дисфункциональных семьях современной России (Мишина Т. М., 1983; Эйдемиллер Э. Г., 1994). Механизм психологической защиты - «расщепление» выступает в 2 формах. Первая встречается, когда супруги имеют сходные личностные проблемы. При этом «отвергаемые стороны» представлений о себе каждого из супругов проецируются ими за пределы семьи и солидарно не принимаются обоими супругами. Например, супруги с вытесняемыми сексуальными импульсами, испытывающие неосознаваемое беспокойство в связи со своими сексуальными потребностями, склонны создавать миф «мы чистые, идеальные люди», а других людей считать грязными, распущенными и распространять эту оценку на моральные устои всего общества. При второй форме расщепления речь идет о ситуации, когда один из супругов ищет в другом те качества индивида, которые бессознательно воспринимаются им как символ подавленных аспектов собственной личности. Суть взаимного запретного соглашения состоит в том, что каждый из партнеров неосознанно поддерживает в своем супруге проявление тех качеств, которые он как бы не признает в себе. Из-за этого вместо гармоничного согласия, в частности по вопросам сексуальной приемлемости, у одного из партнеров возникает стремление поощрять другого партнера на те формы поведения, которые он сам боится реализовать. В этой ситуации поиск путей к удовлетворению своих сексуальных потребностей сопровождается переживанием неуверенности, тревоги и вины.
Когнитивные аспекты восприятия членами семьи, создание согласованных представлений о семейном функционировании, базирующихся на когнитивных семейных сценариях, с помощью которых поддерживается семейное единство, рассматриваются в рамках когнитивной психологии и когнитивно-поведенческой психотерапии (Ellis A., 1977, 1981, и др.). Когнитивные семейные ситуации - довольно долго существующий, динамичный и резистентный к интерференции образец деятельности или реагирования у лиц в определенном семейном контексте. Он развивается сам благодаря дифференциации и интеграции уже имеющихся элементов (установок, предписаний и убеждений, эмоционально-поведенческих реакций и др.) и может быть актуализирован по потребности при меняющемся характере взаимодействий двух индивидов, личности и требований, семьи и среды.
По Э. Г. Эйдемиллеру (1995), наиболее частыми в дисфункциональных семьях являются следующие С. м.: «Мы такая отличная семья, но другим не дано этого понять», «Он такой поганец (о своем ребенке), что не стоит нашей заботы», «Он очень чувствительный (ребенок, больной член семьи) и требует особого отношения; мы живем для него». Подобные С. м., предъявляемые окружающим (учителям, знакомым, психотерапевту), предполагают и определенную структуру семейных ролей: «семья с кумиром», «семья с больным членом», «козел отпущения» и др. В основе этих мифов лежат неосознаваемые эмоции, определенным образом соединяющие членов семьи: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли. Адекватный образ «Мы» способствует целостной регуляции поведения членов (элементов) в динамичной системе семейного контекста, а неадекватный принимает форму С. м., способствующую поддержанию дисфункциональных отношений в семье, в результате чего потребности ее членов в росте и изменении, в самоактуализации и кооперации оказываются неудовлетворенными, а семья в целом ригидно воспроизводит свой прошлый опыт, мало учитывая изменения в большой системе - обществе.

  • - единовременные или ежемесячные денежные выплаты для оказания материальной помощи семьям в содержании и воспитании детей...

    Демографический энциклопедический словарь

  • - ми́фы, древнейший жанр народного творчества...

    Литературная энциклопедия

  • - Группа "Мифы" была образована в 1966 году в Ленинграде. Хотя название "Мифы" у группы появилось в конце 1997 года. У основания группы стояли Сергей Данилов и Геннадий Барихновский, в ту пору еще школьники...

    Малая энциклопедия русского рока

  • - банковские карточки, позволяющие открыть на один общий карточный счет для ближайших родственников. Владелец основной карточки может устанавливать ежемесячные лимиты по дополнительным картам.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - по законодательству РФ - семейные архивы, фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты членов семьи и их предков и т.п.См. также: Культурные ценности Российской Федерации  ...

    Финансовый словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "..."" означают близкое родство, такое, как между ребенком и ее или его дедушкой и бабушкой или единокровными братьями и сестрами, основанное на законе или фактических семейных родственных отношениях.....

    Официальная терминология

  • - см. Кератоз бородавчатый семейный наследственный...

    Большой медицинский словарь

  • - лицо, работающее без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник...

    Большой экономический словарь

  • - "...Семейные захоронения - участки земли на общественных кладбищах, предоставленные в соответствии с законодательствами Российской Федерации или субъектов Российской Федерации для семейных захоронений.....

    Официальная терминология

  • - "...Семейные кафе - предприятия по организации питания и отдыха детей с родителями с предоставлением ассортимента блюд с включением детского меню и имеющие перечень услуг по организации совместного семейного отдыха.....

    Официальная терминология

  • - детский журнал с картинками. Основан в СПб. в 1864 г. М. Ф. Ростовской и В. Н. Майковым; с 1865 г. издательницей-редактором была одна М. Ф. Ростовская, с 1870 г., в течение с лишком 21 г. - С. С. Кашпирева...
  • - см. Разделы семейные...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - в литературе, создания коллективной общенародной фантазии, обобщённо отражающие действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых существ, которые мыслятся первобытным...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Жарг. мол. Шутл. Мастурбировать. Декамерон 2001, № 1...

    Большой словарь русских поговорок

  • - семе́йные мн. разг. Члены чьей-либо семьи...

    Толковый словарь Ефремовой

"СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ" в книгах

7.5. Семейные сходства

автора Шелдрейк Руперт

7.5. Семейные сходства

Из книги Новая наука о жизни автора Шелдрейк Руперт

7.5. Семейные сходства В пределах данного вида организмы отличаются друг от друга всевозможными мелкими деталями. В скрещенной популяции каждая особь более или менее уникальна генетически и потому стремится следовать собственному пути развития под различными

Дела семейные

Из книги Моя жизнь среди евреев [Записки бывшего подпольщика] автора Сатановский Евгений Янович

Дела семейные Прадедушка автора, Илья Маркович Фрейдин, был человеком почтенным. Как сказали бы сейчас, верхний слой среднего класса. Купец. Свой дом. Доходные дома. Виноторговля. Меценатство. Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон в 1990-м в Нью-Йорке на еженедельной

Мифы о происхождении мира и мифы космогонические

Из книги Аспекты мифа автора Элиаде Мирча

Мифы о происхождении мира и мифы космогонические Любой миф, повествующий о происхождении чего-либо, предполагает и развивает космогонические представления. С точки зрения структуры миф о происхождении сопоставим с мифом космогоническим. Так как сотворение мира есть

Семейные узы

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма автора Моссе Джордж

Семейные узы Ханс Андерлан Национал-социализм возрождает семью «Семья…» – начал говорить Вернике, не зная, что сказать дальше. «Если присутствующие сейчас начнут смеяться, – думал он, – тогда я отойду от этой темы.Ведь мне же нечего сказать по этому вопросу». Все

Семейные узы

Из книги Богатый инвестор – быстрый инвестор автора Кийосаки Роберт Тору

Семейные узы Семья – вот основной источник финансовой дезинформации, борьбы за власть и лжи. Ниже я привожу некоторые наиболее общие негативные утверждения, связанные с родственными отношениями. «Я хотел начать заниматься инвестированием, но моя жена (муж)

Семейные узы

Из книги Интегральная йога. Шри Ауробиндо. Учение и методы практики автора Ауробиндо Шри

Семейные узы Когда человек обращается к духовной жизни, семейные узы, принадлежащие обычной природе, перестают связывать его – он становится безразличным к тому, что было в его прежней жизни. Это безразличие является своего рода освобождением. Но совсем не обязательно

Глава 5. Мифы… или не только мифы?

Из книги автора

Глава 5. Мифы… или не только мифы? Потемнело небо, гром загремел: летит Змей Горыныч, в когтях мертвое тело держит. Из пасти огонь сечет, из ушей дым валит, медные когти как жар горят… Былина про Добрыню Никитича Несколько мифов Не существует неопровержимых доказательств

Введение Мифы Прибалтики и мифы о Прибалтике

Из книги автора

Введение Мифы Прибалтики и мифы о Прибалтике Самая прогрессивная, самая утонченная, изысканная, лощеная, европейская - такой была Прибалтика в сознании нескольких поколений советских людей. Советская Скандинавия, «наш маленький Запад» - сколько жителей огромной

Семейные узы

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Семейные узы «Жили мы так: 24 человека, 4 поколения, одна крыша» НепалДев Радж ПауделЗа последнее время число семей, состоящих из нескольких поколений, увеличилось. В тени Гималаев Дев Радж Паудел живет под одной крышей с двадцатью четырьмя людьми четырех поколений. Уроки

1.4. Семейные

Из книги Тысяча и одна отговорка на все случаи жизни [Как выйти сухим из воды] автора Снежкин Владимир

1.4. Семейные Банальные семейные обстоятельства, мешающие вам выполнить, взятые на себя, обязательства. Начиная от заезженных шаблонов, типа «Меня мама не отпускала. Именно по этой причине я не был на работе всю прошедшую неделю. Вот записка от мамы, заверенная подписью

Семейные узы

Из книги Тайное значение денег автора Маданес Клаудио

Семейные узы - Вы поддерживаете связь с братьями и сестрами? - спросила я.- В общем, нет. Из нас ничего хорошего не вышло, из всех до единого, кроме самого старшего брата, а с ним я давно не вижусь.Очевидно, преступные наклонности Брюса являлись общей чертой семьи, где

1.2. Дела семейные и «семейные»

Из книги Петля Путина. Разбор полетов за 10 лет автора Костин Александр Львович

1.2. Дела семейные и «семейные» Как и всякая советская семья, чета Путиных мечтала, прежде всего, о благоустроенной квартире, однако не мешало бы иметь и загородную дачу. Окончательно укрепившись в новой должности в «семье» Собчака, Путин предпринял решительные меры, чтобы

2:1-3 Семейные узы

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

2:1-3 Семейные узы В этот момент рассказчик сообщает, что в Вифлееме жил родственник Елимелеха. Ноеминь знала о нем, но решила не просить его о помощи, хотя он был человек весьма знатный и явно мог бы помочь ей. Самой насущной потребностью двух женщин была пища. Оказаться в

Семейные мифы

Из книги Откройте форточку! Как впустить новые возможности в свою жизнь. Книга-тренинг автора Хазин Эв

Семейные мифы У каждого семейного сценария есть свой заданный жанр. Этот жанр определяет некое романтическое представление семьи о себе, которого она придерживается и которое лелеет. Обычно эта объединяющая формула начинается со слов «Мы – это те, кто…».Например: «Мы –

Что еще почитать