Новый год - история праздника. Как и когда появился Новый год

Михайлов Андрей 23.12.2014 в 18:30

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летоисчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. С тех пор мы и отмечаем главный праздник года именно в этот день. Вообще, история Нового года на Руси довольно любопытна. В разные времена его у нас, кроме вышеперечисленных дат, отмечали и 1 марта, и 22 марта, и 14 сентября.

Но для начала вернемся к молодому российскому царю. Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе, в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и, естественно, с новым столетием.

Как гласят исторические хроники, на Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Словом, повелевалось веселиться во всю мощь русской души, правда, на европейский манер! Боярам и служилым людям было велено облачиться в чужие костюмы - венгерские кафтаны. И женщины должны были быть также одеты в иноземное платье.

В петровском указе писалось: "…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых… а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…". В указе речь вообще-то шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже разными овощами, а наряжать конкретную красавицу елку стали намного позднее, с середины прошлого века.

6 января могучие празднества окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Вообще, празднование нового года на Руси имеет такую же сложную судьбу, как и сама ее история. Старая народная традиция даже после официально вводимых изменений в календаре еще долго сохраняла древние обычаи. Вот что рассказал "Правде.Ру" о новогодней истории доктор исторических наук, профессор Николай Капризов:

"На Руси в былые, еще языческие времена существовало долгое время пролетье, то есть первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь него праздновали авсень, овсень или тусень, который впоследствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Ну, а вместе с христианством, то есть после Крещения Руси на Руси (988 год) появилось, естественно, и новое летоисчисление - от Сотворения мира. Появился и новый европейский календарь, Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце XV века, а по другой в 1348 году православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.

В общем-то, реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления какой-то особой связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову священного писания. В ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, как бы в ознаменование покоя от всех житейских забот.

Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона, первого столпника, празднуемый и сейчас нашей церковью. Праздник этот известен был в простонародье под именем Семена Летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год. Он был и торжественным днем празднования, и предметом разборов срочных условий, собирания оброков, податей и личных судов.

Ну, а в 1699 году Петр I издал указ, согласно которому, началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком, сразу перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I, в общем-то, не мог, несмотря на всю свою решимость - все-таки церковь жила по юлианскому.

В древности жизнь любого народа была строго подчинена циклам. Имели значение не столько конкретные даты, сколько смены сезонов и ежегодно повторяющиеся события, которые знаменовали окончание определенного периода и начало следующего. Поэтому, говоря о том, когда и как Новый Год праздновали на Руси, не имеет особого смысла упоминать конкретные даты. Исследователям доподлинно не известно, каким образом было принято отмечать это событие в дохристианские времена (отдельные упоминания об этом встречаются только в источниках иностранных авторов), но, так как с воцарением власти церкви языческие традиции не исчезли, отдельные обычаи были зафиксированы в летописях и других документах.

Как Новый Год праздновали на Руси до христианства

Существует мнение, что славяне отмечали приход Нового года 22 марта, то есть в день Этот праздник был посвящен окончанию зимы и пробуждению природы. В этот день пекли блины (они символизировали солнце) и сжигали чучело Масленицы, устраивали народные гуляния и различные ритуальные игры, ходили друг к другу в гости.

Позже такие праздники, как Масленица и Новый Год, были разделены. Это произошло из-за принятия христианства.

Коляда: традиции

Но у всех народов Европы (в том числе и у восточных славян) существовал еще один праздник, от которого и произошли современные новогодние каникулы. Он начинался в двадцатых числах декабря (на солнцеворот) и продолжался 12 дней. В Скандинавии его называли Йоль, а на Руси - Коляда. Этот праздник знаменовал собой не смену сезонов, а рождение нового Солнца (поскольку как раз с этого момента световой день начинал удлиняться). Символом бога Коляды была звезда, которую носили с собой ряженые.

В честь Коляды водили хороводы (что символизировало движение солнца по небу), жгли костры (считалось, что в эти дни умершие предки приходят к ним погреться). Традиции Нового Года на Руси тесно связаны с традициями Коляды. Впоследствии к ним добавились и рождественские обычаи, причем все они вполне мирно уживались.

Ритуальные блюда

Понятие нового солнца ассоциировалось с новой жизнью и плодородием. У восточных плодородия (а значит, и домашнего скота) был Велес. Именно в его честь на Коляду было принято готовить каравай (изначально - коровай, ритуальный хлеб, заменяющий жертвенного теленка) и козули - коз, овец и домашней птицы.

В праздновали с размахом: главным блюдом на столе был поросенок. На его внутренностях гадали на то, какой будет зима и чего ждать от нового года. Не обходилось и без кутьи - сборной каши, главным компонентом которой было пшеничное зерно, - и узвара (взвара) - компота из высушенных ягод. Само собой, не каждая семья могла позволить себе поросенка, но кутья считалась непременным атрибутом трапезы (славяне были в первую очередь земледельцами). Накануне Коляды также варили пиво, пекли пироги с различными начинками. Обильная совместная трапеза считалась залогом плодородия и достатка в будущем году.

Обряды

История праздника Новый Год всегда была тесно связана с чудесами - как радостными, так и страшными. После Коляду сменили Святки. Появилось понятие Рождества и Васильева Дня (1 января), но сами традиции остались те же.

Первые шесть считались святыми, а следующие шесть - страшными. Люди верили, что после Васильева дня из нижнего мира приходит всякая нечисть и невозбранно бродит по земле. Ее нужно либо задабривать, либо отгонять. Задабривали злых духов кашей, горшки с которой выставляли под дверь, а изгоняли - кострами и шумными гуляньями с обрядовыми песнями - колядками. Дети и взрослые надевали берестяные маски и шубы мехом наружу и ходили от дома к дому, желая хозяевам счастья и богатства и рассыпая зерно. Хозяева должны были угостить ряженых пирогами или печеньем - козулями.

Гадания

«Зимний» Новый Год в Древней Руси был праздником возрождения солнца, поэтому встречать его нужно было во всем новом и чистом. Люди надевали еще неношенное платье, подметали избы, проводили очистительные ритуалы, заговаривали скот. Обязательной составляющей праздника были гадания. Они сохранились до наших дней, хотя церковь всеми силами боролась с ними. Женщины гадали на воске, зеркалах, нитках, внутренностях животных, снах, тенях, картах, луковицах и кольцах. Во все времена их интересовали одни и те же вещи: богатство, счастье, урожай, перспективы замужества в будущем году. Как правило, гадания устраивались в бане, которая со времен язычества считалась сакральным местом.

Как Новый Год праздновали на Руси в период раннего христианства

Таким образом, к моменту принятия новой веры в 988 году отмечали два масштабных торжества - Масленицу и Коляду, каждое из которых можно было отождествить с Новым Годом. Но в первом случае Новый Год связывался с концом зимы и началом сельскохозяйственных работ, а во втором - с возвращением солнца на землю и победой над злыми силами. Какой праздник был главнее, сказать сложно.

С 10 века история праздника Новый Год постоянно испытывала влияние церкви. С приходом христианства его стали отмечать 1 марта, как было принято в Римской Империи. Оттуда же были заимствованы названия месяцев и летоисчисление (от сотворения мира). Смещение дат оказалось не таким уж сильным, и нововведение было воспринято без сопротивления. Масленичные традиции, такие как хождение в гости на блины, потешные бои и различные состязания, сжигание чучела Зимы, сохранялись.

Церковный Новый Год: 1 сентября

Шли годы, распалась Киевская Русь. Новый Год по-прежнему отмечался 1 марта. Но все изменил Никейский Собор: в 14 веке празднование Нового Года (новолетия) было перенесено на 1 сентября. В 15 веке Иоанн III повелел считать этот день началом и гражданского, и церковного года. Изменение даты было связано с укреплением позиции русского государства и повышением престижа местной православной церкви. Согласно библейской легенде, Бог сотворил мир в сентябре. В странах с более мягким климатом в этом месяце заканчивались сельскохозяйственные работы, и наступал период «отдохновения от житейских забот», но на Руси дело обстояло по-другому. Впрочем, церковных иерархов это мало заботило. 1 сентября, в день Симеона Столпника, собирались налоги и выплачивались оброки. Можно было подавать челобитные царю. В церквях проводились праздничные службы, в столице царь обращался к народу. Вечером семьи собирались за трапезой, угощались медовухой и пивом. Осенний Новый Год в допетровской Руси праздновали столь же охотно, как и Святки, и Масленицу.

Петровские преобразования

Между прочим, церковный Новый Год до сих пор отмечается 1 сентября, хотя не все верующие об этом знают. А вот дата гражданского опять поменялась благодаря Петру, который в своих реформах ориентировался не только на Западную Европу, но и на балканских славян. Все они праздновали Новый Год зимой.

Петр также ввел «прогрессивное» летоисчисление - от Рождества Христова, а не от сотворения мира. Наступление 1 января 1700 года в городах отмечали уже по-европейски - с установкой праздничного хвойного дерева, украшением домов, фейерверками и пальбой из пушек, подарками и парадами. Праздник стал светским.

Примерно так же,как Новый Год праздновали на Руси, отмечают его и сейчас. Конечно, позабылись многие обряды и значение тех или иных действий, но в целом традиции оказались очень живучи, и неудивительно, ведь во время темной и долгой зимы люди испытывают повышенную потребность в веселом и шумном празднике.

Праздник Нового года
(историко-географический экскурс)

Новый год - праздник, отмечаемый многими народами в соответствии с принятым календарём, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года. Обычай праздновать Новый год существовал уже в Древней Месопотамии, предположительно в третьем тысячелетии до нашей эры. Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до нашей эры. В Древнем Риме этот день был посвящён Янусу - богу выбора, дверей и всех начал. Месяц январь получил своё название в честь бога Януса, которого изображали с двумя лицами: одно смотрело вперёд, а другое - назад.


Статуя Януса в Ватикане

Большинство стран отмечает Новый год 1 января, в первый день года по григорианскому календарю. Новогодние празднования с учётом поясного времени всегда начинаются в Тихом океане на островах Кирибати . Последними провожают старый год жители островов Мидуэй в Тихом океане. Некоторые страны, как, например, Китай, отмечают Новый год по лунному календарю.


Как уже говорилось, не у всех народов праздник нового года приходится на 1 января. Так еврейский праздник Рош Ха-Шана (глава года) отмечается спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Последующие 10 дней до судного дня (Йом-Киппур ) называют «днями тшува» («возвращения» - имеется в виду возвращение к Богу). Их называют также «дни раскаяния» или «дни трепета». Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперёд. В последующий после праздника судный день евреи приветствуют друг друга пожеланием: «Да будете вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни! ». Верующие облачаются в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мёд.


Праздничный стол, сервированный традиционными блюдами, на Рош Ха-Шана

Традиционный Китайский Новый год приурочен к зимнему новолунию по завершении полного лунного цикла, состоявшемуся после зимнего солнцестояния (то есть на второе новолуние после 21 декабря). В григорианском календаре это соответствует одному из дней между 21 января и 21 февраля. Китайский новый год, который после 1911 года в дословном переводе называется “Праздник весны” с давних времен является главным и самым продолжительным праздником в Китае и других странах Восточной Азии. На севере страны под Новый год (Тет ) в доме устанавливают цветущую ветку персика, или украшают дом мандариновыми деревцами, увешанными оранжевыми плодами, символизирующими процветание. В этот период распускаются персиковые и абрикосовые деревья, мандарины и миндаль. Молодыми цветущими ветвями и просто букетами цветов украшают улицы. На юге страны на Тет предпочитают украшать свой дом цветущей веткой абрикоса, причём цветы абрикоса должны иметь пять лепестков. Кроме того, южане ставят на алтарь арбузы, красная сладкая мякоть которых символизирует удачу в наступающем году.


Вечером, в канун Нового года, происходят массовые танцы дракона, в которых принимают участие все люди, независимо от достатка. Самые пышные шествия и яркие мероприятия проводятся ночью. С наступлением сумерек разводят костры в парках, садах или на улицах. У каждого костра собираются несколько семей.


До XV века на Руси новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с 1 марта (как в республиканском Древнем Риме) (в некоторых разновидностях календаря около этого числа, возможно в ближайшее полнолуние), или с 1 сентября как в Византии, по юлианскому календарю. С XV века преобладающей датой для Нового года становится 1 сентября. Сведения о праздновании Нового года появляются с конца XV века. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году . С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января (по юлианскому календарю). С 1897 года в России 1 января стало нерабочим днём. Начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарём. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР было обычным рабочим днём, а с 1947 года вновь стало праздничным и выходным днём.


Советская почтовая марка

Встреча Нового года является во многих странах очень значимым праздником. И сопровождается разнообразными эстрадными мероприятиями, застольем, народными гуляньями. Согласно традиции в доме устанавливается новогодняя ёлка. Во многих странах её ставят на Рождество и именуют рождественской ёлкой. Ёлку наряжают и украшают разнообразными игрушками.

Конечно же, праздник Нового года не обходиться и без сказочного (фольклорного) персонажа. В христианском мире таковым признан Санта-Клаус (англ. Santa Claus) - рождественский дед, который дарит подарки детям на Рождество Христово. И, хотя, он имеет прямое отношение лишь к рождественским праздникам, его присутствие на Новый год тоже стало традицией. Имя Санта-Клауса представляет собою искажение голландской транскрипции имени Святого Николая , день памяти которого отмечается 6 декабря.


Санта-Клаус

В России сказочным персонажем восточнославянского фольклора является Дед Мороз . В славянской мифологии - олицетворение зимних морозов, кузнец, сковывающий воду. Собирательный образ Деда Мороза построен по мотивам агиографии Святого Николая, а также описаний древнеславянских божеств Позвизда, Зимника и Корочуна . В Новый год Дед Мороз дарит детям подарки, которые приносит в мешке за спиной. Часто изображается в синей, серебристой или красной шубе, расшитой узорами, в шапке, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей, на лыжах или передвигается пешком.

Новый год в России отмечается в ночь с 31 декабря на 1 января уже более 300 лет. До 15 века на Руси Новый год праздновали 1 марта, а с 15 по 17 век праздник отмечали 1 сентября по юлианскому календарю. Только в 1700 году, Царь Петр I, который во многом старался подражать западному образу жизни, издал указ о переносе новогодних торжеств на первое января. Указ получился очень забавным, на наш современный взгляд:

«Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселья поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает.»

Так как Русь, в отличие от других западноевропейских стран, на григорианский календарь в 17 веке еще не перешла, вышла неувязка: на Руси еще долго Новый год отмечали по Старому Стилю, то есть, на 13 дней позже, чем вся Европа. Первый «зимний» Новый год в 1701 году торжественно провели в старой столице, Москве, на Красной площади, с военным парадом и фейерверками. С 1704 года официальные празднества были перенесены в новую столицу, Санкт-Петербург. Как и полагалось, с забавами, развлечениями для детей, пиршествами и парадами. Что касается «пьянства и мордобоя», то тут даже Великий Петр был бессилен что-то изменить. Скрывать нечего, на Руси гуляли всегда бурно!

Хотя, справедливости ради надо сказать, что «зимний» Новый Год на Руси с трудом пробивал себе дорогу. Если бы не жесткий характер Петра, который буквально силой заставлял своих подданных ВЕСЕЛО отмечать новый праздник, если бы не смекалка Елизаветы I, которая начала устраивать пышные бал-маскарады при дворе и бесплатные праздники для народа, вряд ли бы эта традиция прижилась. Жители Всея Руси еще долгие годы желали встречать Новый год «по старинке», 1 сентября. Сменились поколения, пока этот всеми сейчас любимый праздник не занял своего достойного места в календаре самых торжественных дат.

Традиции Нового года на Руси

Любопытно, что в Петровскую эпоху главным символом Нового года была не пышно наряженная елка, а еловые или березовые ветви. Традиционных новогодних игрушек вплоть до 19 века тоже не было. Ветви украшали фруктами (чаще всего, красными яблоками), орехами, сладостями, яйцами. Собственно говоря, любыми съедобными вещами, которые имели округлую форму. Традиции пить шампанское тоже не существовало вплоть до середины 18 века: она появилась только после разгрома наполеоновской армии, в 1813 году. Французское шампанское «Мадам Клико» с тех пор стало неизменным атрибутом новогодних гуляний. И сейчас его с удовольствием пьют те, кто может себе такую роскошь позволить.

В 19 веке, Новый год становится одним из самых любимых и долгожданных праздников. По всей стране устраиваются пышные массовые гуляния, балы, застолья (обязательно с зажаренными поросятами и редькой), публичные елки. Появляется и еще один неизменный символ Нового года - Дед Мороз. Правда, пока его популярность не так велика, да и неизменная спутница, внучка Снегурочка, его тоже еще не сопровождает.

Как праздновали Новый год в 20 веке

С 1918 года Россия переходит на григорианский календарь. Это означает, что жители страны начинают отмечать Новый год на 13 дней раньше. Правда, после революции для этого замечательного праздника наступают непростые времена. Уже в 1919 году новое правительство отменяет проведение торжеств и на Новый год, и на Рождество. Вплоть до 1935 года 1 января официально считалось обычным рабочим днем. Хотя очень многие втайне и продолжали отмечать свой любимый праздник.

Начиная с 1935 года, Новый год в России получает вторую жизнь. Постепенно возвращаются те традиции, которые мы все так ценим и любим: обязательно наряжать елку, пить шампанское, накрывать пышный стол, дарить друг другу подарки. Возникает и новый вкусный обычай: готовить на Новый год салат оливье, правда, не с рябчиками, как это было принято у французов, а с обычной вареной колбасой. Именно в эти годы Советский Новый год приобретает еще два главных символа, Деда Мороза и Снегурочку.

Новый год - праздник навсегда

В наши дни новогодние торжества занимают центральное место в календаре. Это главный праздник миллионов людей. Это праздник, который пережил многое, имеет богатейшую историю и традиции, видал и хорошее, и плохое, запрещался и вновь возрождался из пепла. Праздник, который несмотря на все испытания, на протяжении веков сумел сохранить свое очарование и притягательность. Праздник, который будет жить, пока будем существовать мы и наша Земля.

История Нового года в России

Начало года с 1 января было установлено римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э. Римляне посвятили этот день Янусу — богу входов и выходов, дверей и всех начал. На Руси же, после принятия христианства (10 век), новый год встречали 1 марта. Началом летоисчисления служил “день сотворения Адама” (пятница 1 марта 1 года от “Сотворения мира”). Новый год для жителей Древней Руси был праздником весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая.

Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси три столетия назад. Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. И вот 20 декабря лета 7208 от сотворения мира Петр I издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января и следующее «новолетие» считать 1700 от Рождества Христова. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным же на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния.

По царскому указанию Петра I москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели. В петровском указе писалось: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке". В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще. Вначале деревья украшали конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки — символом плодородия, орехи — непостижимости божественного промысла, яйца — символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Наряжать елку стали немного позднее — в середине XIX века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге.

Обычай наряжать именно ель родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый дух лесов, защитник правды. Зеленеющая в любое время года ель олицетворяла собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. До XVI века елки было принято украшать на Рождество, но не рубить. На самую большую елку в лесу, ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее, чтобы получить богатый урожай. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу Именно из Германии этот обычай проник и в другие страны. Первый письменный источник, упоминающий украшение елки, датируется 1561 годом. В Эльзасе лимитировалось количество елок, и указывалось, что "каждый гражданин может иметь на Рождество не более одной елки, которая должна быть не более восьми футов в высоту", а украшениями для нее должны быть "цветная бумага, яблоки, вафли, позолота и сахар".

В течение XVII века обычай распространился на окружающие Германию страны, в основном протестантские, и Скандинавию. Повсеместное распространение в Европе Рождественская елка получила лишь в XIX веке. Например, точно известно, что первую рождественскую елку в Англии установили королева Виктория и принц Альберт в Виндзорском Замке в 1844 г. как сюрприз для Принца Уэльского (позднее Эдуарда VII) и старшей принцессы. Во Франции Рождественские ели распространились после 1871 года французами, бежавшими из Эльзаса и Лотарингии, отошедших в то время к Германии. В Америке елки стали распространяться с середины XIX века. В России этот обычай ввёл Петр Великий, правда, устанавливать елки предписывалось не на Рождество, а на Новогый Год. В 20-х годах XIX века Рождественские елки появились в домах петербургских немцев, а уже в 40-х годах елки стали уже очень популярны в городской среде, в основном в столицах.

Со временем люди привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне Нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке. В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. В каждом доме было принято запасаться продуктами из свинины, которые употребляли вплоть до Великого поста. Пользовались популярностью и блюда из рыбы. На десерт обычно бывали сваренные в меду ягоды и овощи, орехи. Водка, которую в то время называли вином, различалась по своей крепости: «боярская», «простая». Отдельно была водка для женщин — ее настаивали на патоке. Также водку настаивали на травах: мяте, горчице, можжевельнике, и даже на лимонных корках. Привозные вина — греческие, французские, венгерские, итальянские («фряжские») появлялись в то время только в домах знати, поскольку были дороги.

Считалось, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и новой обуви, ведь тогда и весь следующий год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в ссоре, обязаны были помириться. Перед Новым годом выбрасывали из дома всю битую посуду, мыли окна и зеркала.

В начале XIX века в России стало популярно шампанское — напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине. В разоренной войнами Франции шампанское покупали плохо, зато в богатой России его приняли с восторгом, и оно мгновенно стало едва ли не национальным напитком. К концу XIX века Россия стала крупнейшим потребителем этого игристого вина. В 1825 году, к примеру, «Вдова Клико» продала в России 252 452 бутылки шампанского. Это составляло почти 90% всего производства фирмы. Проспер Мериме писал: «Вдова Клико напоила Россию. Ее вино называют здесь "кликовское" и не пьют ничего другого».

Если прежде россияне украшали свои дома лишь хвойными ветками, то в середине XIX века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях. Более разнообразным в это время становится новогоднее меню. В новогоднем меню второй половины ХIХ века уже присутствуют семга, икра, корюшка и ряпушка, сыры — вместе все с теми же редькой и солеными огурцами. С поросенком, жаренным с гречневой кашей, соперничала дичь. Видимо, к тому времени примета об «улетающем счастье» была уже забыта. В середине XIX века на новогодний стол «переехал» рождественский гусь с яблоками. Пришло время прохладительных напитков, мороженого и коньяков.

На рубеже ХIХ и ХХ веков вина пили французские, испанские крепленые, итальянские и немецкие. Конечно, пили водку, настойки и наливки, пиво русское домашнее и немецкое. В торжественном застолье тех времен не менее чем качество приготовленной еды ценилась красота оформления стола. Причем красивыми должны были быть не только сервировка и поданные блюда. К началу ХХ века на новогоднем столе стали появляться анчоусы, омары, сардины. Без пресловутых поросенка и гуся с яблоками не обходилось, но с ними уже соперничали рябчики и индейки. Ежегодно «Петербургская газета» информировала своих читателей о том, сколько тысяч поросят, индеек, гусей, уток и кур было и съедено в Петербурге в новогодние и рождественские дни.

В Петербурге начала ХХ века с Рождества начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях.

Увеселительные заведения в столице России того времени были самые разные. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Таможенный квас как называли шампанское вино, истреблялись здесь десятками ящиков. Им поили не только слуг, но и лошадей дожидавшихся гостей. Кутежи доходили до того, что как-то некий посетитель приказал расспытаь депозитки по грязи и, ступая, по ним сел в карету. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения. Традиционным напитком здесь была жженка. Столичный бомонд — люди искусства и литературы — устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера — лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади. Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера.

Но, наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики, существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На "Вилле Родэ" был большой летний театр и летняя веранда-ресторан со сценой, где выступали лучшие певцы и драматические артисты. Во время обедов и ужинов играл венгерский концертный оркестр, выступал хор цыган. Ресторан «Вилла Родэ» очень быстро завоевал невероятную популярность, особенно среди петербургской богемной публики. Однако, этот ресторан имел и несколько скандальную славу. По свидетельству современников, здесь обосновался и притон. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Одним из фирменных «кушаний» этого ресторана, не включенное в обыденное меню, было праздничное блюдо «Венера». Группа официантов во главе с распорядителем вносили в залу огромный поднос, на котором среди цветов, укропа, петрушки и прочего гарнира возлежала обнаженная девица. «Венера» вызывала у посетителей неистовый восторг: в ее честь пили шампанское, поливая им девицу и обильно посыпая ее денежными купюрами. Закусывали, естественно, поданным гарниром. Вакханалия эта стоила посетителям огромных по тем временам денег. Кроме того, значились в праздничном меню «купания русалок в шампанском», «танцы одалисок на столах среди посуды», «живые римские качели» (раскачивания обнаженной девицы на руках).

После революции 1917 года буржуазным предрассудкам был объявлен бой. Рождество — долой! Ну а где Рождество — там, естественно, и елка. В прессе велась активная антиелочная кампания. 24 января 1918 г. Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». В результате «русское» Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14. В 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Это было тяжелое время и для всей России. Еда распределялась по карточкам, вместо хлеба давали немолотый овес. Несмотря на голод, в Петрограде были устроены елки для детей. Впрочем, эти елки оказались последними на долгие годы. В 1919 году новые власти отменили и Рождество, и Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни, а елка была признана «поповским» обычаем.

В 1935 году «высочайшая директива» изменилась. Выяснилось, что Новый Год — это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов. Правда звезда на ее верхушке, из Вифлеемской превратилась в «символ нового мира» — красную пятиконечную звезду. В октябре 1935 года была окончательно отменена карточная система. В стране наступило время относительного благополучия. Новый год стали отмечать пышно и вкусно. Впрочем, советский новогодний стол не стал изысканным — его могла украсить даже колбаса, нарезанная кружочками. Впрочем, в бывших магазинах Елисеева по-прежнему продавали рябчиков и икру. Мечтой каждого ребенка было попасть на главную елку страны — сначала в Колонный зал Дома Союзов, а с 1954 г. — на Кремлевскую елку.

С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим. В голодные сороковые годы Новый год встречали водкой, вареной картошкой и селедкой, украшенной колечками лука. В пятидесятые жить стало веселее. Праздновать Новый год уже не считалось предосудительным. И собираться стало можно не только узким кругом, но и большой компанией. На столах появились: студень, селедка под шубой, прибалтийские шпроты. Наступило «второе пришествие салата Оливье». Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны, и, в 1904 году, рецептура приготовления салата была воспроизведена. Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую. Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкого) масла. По оригинальной дореволюционной рецептуре в салат полагалось класть рябчиков, языки, анчоусы, паюсную икру, раков и прочие деликатесы, о которых неизбалованные советские граждане и слыхом не слыхивали. От прежнего салата сохранилось только название: рябчики были заменены докторской колбасой и прочими доступными всем продуктами. Готовили салат «Оливье» в «большом тазу» и щедро заправляли майонезом.

Новогодний стол был однотипен у большинства советских людей, это объяснялось наличием в магазинах небольшого разнообразия продуктов. В Ленинграде появились «хрущевские батоны», цвет которых приближался к синему. Из-за нехватки муки «фирменным» блюдом новогоднего стола 63 - 64 года стал «хрущевский пирог» — из батона вынималась мякоть, внутрь закладывалась начинка, и все это запекалось в духовке. Жареный поросенок, гусь или утка на новогоднем столе были все также желательны, но не обязательны. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы, так как в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. А с появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: Особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки».

Настоящая эпоха дефицита началась в середине 70-х. В 1972 году была сильная засуха. В конце лета стали исчезать продукты в магазинах и появились очереди за картошкой.
В магазинах стояли банки с соком, маринованными огурцами, помидорами, вареньем, повидлом, джемом. Мандарины и апельсины появлялись на прилавках только перед Новым годом. В 70-е годы дефицит продуктов в магазинах приятно контрастировал с обильными столами, которые накрывались в домах на праздники. Несмотря на то, что полки в магазинах были пусты, на праздничных столах было изобилие. Запасливые хозяйки берегли к празднику дефицитные товары: банки с рыбными консервами, тушенку, консервированные болгарские овощи, вина, шампанское. К празднику на предприятиях обычно «выкидывали» продуктовые наборы: колбасу, сыр, майонез. Шпроты, сардины, печень трески заготавливали заранее. Конфеты шоколадные заранее привозили из Москвы и берегли до Нового года. А перед самым Новым годом, специально ездили за продуктами в Москву, где обеспечение было лучше, чем в других городах и привозили оттуда продукты и невиданные лакомства: например, ананас или шоколадные конфеты «Мишка на Севере».

Салат «Оливье», стал непременным атрибутом советского новогоднего стола. «Главный» советский салат с незначительными вариациями включал в себя вареную колбасу, зеленый горошек, отварной картофель, соленый огурец, яйцо, лук и майонез — более или менее доступные в те времена продукты. На праздничных столах также присутствовали непременные «селедка под шубой», винегреты, холодец и как вершина кулинарных изысков советских домохозяек — фаршированная рыба. В конце 70-х женщины многомиллионной советской страны советской страны равнялись на тогдашнюю икону стиля и моды, Барбару Брыльску, явившую довольно несоответствующий советскому мышлению образ в фильме “Ирония судьбы или с легким паром”.

В 80-х годах, большинство людей на Новый год делали подарки для родных самостоятельно, так как выбор был очень маленький. Можно было купить книгу, флакончик духов, электробритву и т. д. закупались хлопушки и бенгальские огни — это в то время была единственная «пиротехника» с помощью которой поддерживали веселье. Разнообразие в такое веселье могли внести лишь ракетницы, которые были далеко не у каждого. В каждом доме Новый год дети с нетерпением ждали подарков, а взрослые надеялись на перемены к лучшему.

Ситуация с продуктами в эпоху Горбачева практически не изменилась. В Москву за продуктами отправлялись жители всех близлежащих городов. В это время на головы советских граждан свалилась новая напасть: антиалкогольная кампания. По всей стране исчез с прилавков магазинов, из ресторанов и кафе любой алкоголь. Приунывшим советским гражданам пришлось отказаться от традиционного Советского шампанского, поскольку достать его нельзя было никакими силами. Народ перешел на самогон, одеколон, медицинский спирт и прочую самопальную выпивку.

В новогоднюю ночь всё традиционно собирались за празднично накрытым столом, провожали старый год и встречали Новый. Смотрели телевизор, слушали музыку, ходили на дискотеки. В середине 80- х годов популярными были гр. «Земляне», «Аквариум», «Воскресенье», «Машина времени». Алла Пугачева пыталась выделяться из общей массы своими воздушными необъятными балахонами, а Валерий Леонтьев пугал пожилых бабушек своими жутко узкими брюками. На дискотеках звучат: «Мираж», «КарМэн», «Ласковый Май», «На-На» и исполнитель пародирующий западных музыкальных исполнителей Сергей Минаев. Всё чаще слышны хиты известных музыкальных зарубежных групп и исполнителей: “Modern Talking”, Мадонна, Майкл Джексон,“Scorpions” и другие.

В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник. Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием.

В современной России с тех пор мало что изменилось. Например, живую или искусственную новогоднюю ёлку, устанавливает у себя дома практически каждая семья. Все так же люди стремятся накрыть богатый стол. И гостей все ждут с нетерпением. Готовят подарки, стремясь порадовать родных и близких. На праздничный стол ставят традиционные новогодние блюда — салат Оливье, селедку под шубой, холодец, заливную рыбу, шампанское. За несколько минут до наступления Нового года танслируют телевизионное обращение Президента России, а затем, в каждом доме раздаётся звон бокалов под бой кремлевских курантов!

Сегодня никто не представляет себе Новый Год без нарядной пушистой елки, которая радует всех не только своей красотой, но и подарками, которые Дед Мороз традиционно складывает под ней. А Новый год, уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.

Что еще почитать