Особенности работы с левшой. Леворукие дети: особенности развития, характеристика, психология. Стоит ли переучивать левшу? Как леворукий ребенок справляется с учебой

" Левши используют левую руку практически для всех потребностей: начиная от приготовления еды и заканчивая любой тонкой работой. В данном случае рука, которой пишут, не есть показателем. Это я вам как левша заявляю. И специально для левшей и их родителей эта статья.

Чтобы объяснить все о левшах, было написано много книг, раскрывающие некоторые секреты (одна из них - книга французского исследователя Пьера-Мишель Бертран "Зеркальные люди. История левшей"), но многие люди так и не поняли, что значит быть левшой, нужно ли им это понимание и почему люди, использующие левую руку как ведущую, остаются практически беспомощными в праворуком мире.

Почему ребенок левша? Или какие причины появления леворуких детей

Такими причинами могут выступать:

    Компенсация. В случае повреждения левого полушария мозга, правое берет на себя его функции. Вы наверняка знаете, что полушария нашего мозга выполняют разные задачи и функционируют они наперекрест. То есть, правое отвечает за левую сторону, левое – за правую.

    Длительная травма правой руки (более 6 месяцев).

    Теория Гешвинда, согласно которой мозг плода в утробе матери подвергается воздействию высоких доз тестостерона и замедляет рост левого полушария.

    Ультразвук и его воздействие на мозг плода. Это только теория и ее продолжают изучать, чтобы найти закономерность.

    Эволюционная теория асимметрии В.А. Геодакяна, которая гласит, что леворукость и праворукость – не патология, но феномен адаптации в ответ на создание экстремальных условий для эмбриона.

    «Ген левшей», который был обнаружен в 2008 году британскими учеными. Согласно этой теории ген праворукости передается по наследству, а ген сдвига влево выпадает случайно.

    А в 2012 году исследователь из Канады установила, что левши рождаются в поздних браках (после 30 лет).

Как точно определить, что ребенок левша или правша?

Существует множество тестов для определения родителями ведущей руки у ребенка. Психологи поговаривают, что ведущую руку можно определить даже у новорожденных. В трактовке помогает «поза фехтовальщика» - это то положение тела, которое занимает ребенок в первый месяц жизни, лежа на спине (у леворукого ребенка это выглядит так: правая рука прижата к телу, а левая вытянута вперед).

Также психологи замечали, что ведущую руку можно определить по тому, в какую сторону поворачивает головку ребенок в первые дни жизни.

Для более взрослых малышей существуют другие методы диагностики. Но при этом вы должны сидеть напротив ребенка и все вещи, которые будете ему предлагать для тестирования, класть строго по центру. И не торопите ребенка.

Предложите ему расчесаться и положите перед ним расческу. Обратите внимание на то, какой рукой он потянется за предметом. Наблюдайте за тем, в какой руке ребенок держит пишущие принадлежности, какой рукой выполняет задачи, направленные на задействование мелкой моторики (делает цепочку из скрепок, вырезает ножницами, откручивает и закручивает крышечки и т.д.). Если и здесь все будет достаточно неопределенно, тогда задачу можно усложнить с помощью маленькой подсказки – в стакан насыпьте бусинки или горошинки и предложите ему достать их по одной с помощью ложки. В этом случае ребенок обязательно задействует доминирующую руку.

Как левша с большим стажем скажу вам, что лично я, когда беру вилку в правую руку, скорее заколю сидящего справа, чем смогу наколоть то, что у меня в тарелке.

Существует множество тестов на определения «лево-/праворучия» и их можно отыскать в интернете со всеми объяснениями.

Чтобы вы понимали в чем дело, нужно знать психологические особенности леворуких детей и понимать особенности их развития, а не бить в набат, объявлять тревогу и говорить ребенку, что он – неправильный.

Как уже указывалось ранее в статье: правое полушарие нашего мозга отвечает за левую сторону, левое – за правую. А, собственно, само правое полушарие отвечает за образное мышление и зрительное восприятие, тогда как левое – за речь, письмо, аналитическое и логическое мышление. Движение тела также координируется наперекрест.

Доктор наук, Виген Геодакян, отметил, что левое полушарие, которое служит для смыслового восприятия и логического/абстрактного мышления, самосознания и положительных эмоций, выключаясь, приводит к депрессии. В то время, как правое, отвечающее за интуицию, ситуационное мышление, пространственно-зрительные функции и отрицательные эмоции, в той же ситуации приводило к эйфории. Проводя опыты, выключая попеременно то одно, то другое полушария, отмечали, что одинаковые объекты воспринимались по-разному. А когда проводили групповые исследования, то правши в них вели себя как бОльшие оптимисты, по сравнению с леворукими.

Так вот из всего вышесказанного и выходит, что правополушарные леворукие дети – очень эмоциональные и творческие люди.

Практическая психология дает нам характеристику левши-ребенка:

    Длительное время упрямы.

    Часто имеют абсолютный слух, хорошие музыкальные способности, но при этом могут «задерживаться» с и воспроизведением отдельных звуков.

    Нередко «буксуют» обучаясь письму, математике и чтению.

    Бывают капризными, плаксивыми, подвержены гневу и раздражительности. Но ведь и правши частенько ведут себя не лучше!

    Еще маленькие люди-левши могут жаловаться на боль в правой руке, нарушение сна, потерю аппетита и усталость.

Леворукий ребенок в школе и дома

И все же, определенная особенность у левшей есть. И это проявляется, когда такой ребенок приходит в или школу (для понимания: около 17% населения планеты – левши) и берет в руки ручку. Все преподаватели в один голос трубят о том, что ребенок неправильно держит ручку. А еще хуже, когда левша приходит в школу и уже умеет писать. Тогда ему показывают «как правильно держать ручку», совершенно не заботясь о том, что его мозг не в состоянии переварить это (лично я – "бракованная левша": мои родители переучили меня писать правой рукой, несмотря на то, что моя мать также левша… переученная в свое время своим отцом).

Часто леворукие дети в школе становятся объектом насмешек со стороны сверстников и осуждения со стороны педагогов. Их леворукость стараются усердно игнорировать, предоставляя им праворукие условия во время занятий. Это хорошо или плохо? С одной стороны хорошо. Ребенок не отрывается от коллектива. С другой – это несомненно проблема (в обучении, в частности). Потому что левше нужны определенные условия для решения сложностей с организацией учебы: посадочное место (свет справа, доска справа), отсутствие ограничения пространства слева. Можно расположить тетрадь так, чтобы верхний левый угол располагался напротив груди, а правый лежал с наклоном вправо.

Что нельзя делать?

Прошли времена темного Средневековья, когда праворукие инквизиторы считали леворуких женщин ведьмами и сжигали их на кострах, прошло время консерваторского Советского Союза, когда утверждали, что люди левши – позор нации, веяние Запада и т.д.

Не пытайтесь переучить ребенка в правшу.

Не противопоставляйте его другим детям и не повышайте ребенку планку, мотивируя это его «особенностью».

Помните, насколько хрупкая психология леворуких детей (во всяком случае, до окончания формирования психики). К тому же, многие известные и талантливые люди были левшами.

Современные родители часто, приходя на консультацию к психологам, просят советов и рекомендаций, как лучше поступить и стоит ли переучивать ребенка или нет? Ведь в этом явлении есть свои плюсы и минусы.

Если ваш мальчик или девочка родились леворукими, то ваша основная задача – разумно воспитать, учитывая особенности обучения, вашего ребенка, а не отучать его пользоваться тем, с чем он пришел в этот мир. Зная характеристику такого человека и его основные черты, можно выяснить и специфику обучения, и какие условия нужно обеспечить.

Такие дети должны заниматься занятиями, которые способствуют развитию моторики обеих рук (, лепка, вышивание, вязание, плетение макраме и т.д.) и занятиями, которые способствуют тренировке и правого, и левого полушарий.

Великие люди левши

В музыке : Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Фредерик Шопен и др.

Писатели/философы : Фридрих Ницше, Льюис Кэрролл, Лев Толстой, Герберт Уэллс и др.

Художники : Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Альбрехт Дюрер и т.д.

Ученые : Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Никола Тесла, Иван Павлов.

Политики/военные : Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Махатма Ганди и другие.

Судя по такому внушительному списку, все не так уж и плачевно у левшей... Надо ли что-то менять? "

ребенок левша,

Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки. Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.

Особенности левши

У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.

Во всем мире 90% людей — правши, 9% - левши, остальные являются амбидекстрами (обе руки ведущие). С 1976 года 13 августа повсеместно отмечается международный день левшей. Цель его привлечь к дискриминации их в мире.

Леворукость - не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша - творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции. Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью. Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество - их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении. Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.

Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.

Причины леворукости

Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:

  • Хронические заболевания матери во время беременности (почки, сердечно-сосудистая система, аутоиммунный синдром).
  • Злоупотребление спиртными напитками, курение во время беременности.
  • Осложнения во время беременности (гипоксия плода, конфликт по резус-фактору, фетоплацентарная недостаточность).
  • Родовые травмы.
  • Поражение левого полушария, ДЦП, механические травмы конечностей.
  • Наследственность. Вероятность рождения в семье леворукого малыша составляет 17%, если один из родителей имеет данную особенность, 46% - если оба.

Признаки

Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости - выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).

Диагностика

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование . Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки . Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч . Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание . Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы . Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Возможные проблемы в школе, жизни

Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.

Типичные проблемы:

  • Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
  • Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево. Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
  • Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина - особенности зрительного восприятия.
  • Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма. Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
  • Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.

Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.

Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.

Нужно ли переучивать

Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.

Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как заикание , нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз.

  • завязывать, развязывать узелки на веревке;
  • собирать палы, мозаику;
  • собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
  • крутить, вертеть карандаш в руке.

Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.

Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость - это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.

Просмотров: 2814 .

Наш ребенок - левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже - как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:
- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;
- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

  1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

    У ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

    Настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

    Неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

  2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.

Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Из этой статьи вы узнаете

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно ! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие . Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения : генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
  • При рождении : травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения : фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно ! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки ! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями , каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального , но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности : геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
  • Хороший слух, близкий к абсолютному . Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве , ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх – низ».
  • Художественный вкус , чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все , у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Важно ! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно – на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно . Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально . Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов , работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму . Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения . Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно ! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону .
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон , прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело . В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он – художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру – необходимо.

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом : что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики , развивать личные , а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять , не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда , проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши – упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах , а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн .

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский ), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов ), художников (Микеланджело, Пикассо ).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

С какими трудностями сталкивается ребенок-левша? Что делать, если ваш ребенок левша? Как у него протекает адаптация в школе? Почему возникают конфликты с окружающими? Как сделать так, чтобы ребенку левше было легче учиться? На эти и другие вопросы я постараюсь наиболее полно ответить в данной статье.

Феномен левшества считается необычным и именно из-за него возникает наиболее большое количество проблем. Важно только понять какие трудности у вашего ребенка. С чем они связаны и как с ними работать, именно левши обладают неординарными свойствами, которые в работе с ними нужно учитывать.

Для начала присмотритесь к вашему ребенку. Сегодня он ходит в садик, что-то делает хорошо, а что-то не получается, как ни старается. Может быть ваш ребенок легко напевает мелодию Чайковского, а может не может сложить слово из слогов. Соседская девочка считает в пределах сотни, а ваш не может из трех вычесть единицу, сколько бы вы не бились с ним. Начинает в доме пахнуть валерианой.

Как определить левша или правша ваш ребенок

Ответить на этот вопрос можно только тогда когда ребенку исполнится 7 лет, так как до этого возраста ребенок еще формируется и вторгаться в его природу не следует. До этого только наблюдайте какой рукой он предпочитает совершать те или иные действия.

Итак, если вашему ребенку исполнилось 7 лет, предложите ему совершить следующие действия и отметьте, какой рукой он это делает. Важным условием при проведении исследования является хорошее самочувствие ребенка, когда у него нет загруженности, стрессов и переутомляемости.

  1. чистит зубы;
  2. причесывает волосы;
  3. складывает пирамидку из кубиков;
  4. режет ножницами;
  5. пользуется молотком;
  6. размешивает сахар в чае;
  7. держит ложку;
  8. рисует;
  9. раздает карты;
  10. держит ракетку при игре в бадминтон;
  11. пользуется ластиком;
  12. кидает мяч;
  13. строит башенку из кубиков.

Проведите данное наблюдение 5-6 раз в течении дня. Только после этого посчитайте результат по формуле:

(П — Л) х 100
(П + Л)

Где П – сумма действий выполняемые правой рукой;
Л — сумма действий выполняемые левой рукой

Если результат получился меньше -10, то он левша, если больше +10, то правша, а если от -10 до +10 то ребенок амбилатерален.

Существуют также и другие способы:

  • аплодирование – какая рука сверху, та и ведущая;
  • поза Наполеона — какая рука сверху, та и ведущая;
  • кисти в замочек – большой палец ведущей руки находится сверху;
  • измерение силы кисти каждой руки при помощи силомера – ведущая рука сильнее;
  • скорость исполнения одинаковых заданий – ведущая рука быстрее.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу?

Переучивать не стоит. Главное правило – не заставляйте ребенка делать, то что ему не нравится. Главное понять, что сдерживает ребенка и как ему помочь. Все люди разные и осваивание навыков, чтения, письма и т.д., идет у каждого по-своему. Конечно, прекрасно, что сейчас пристальное внимание отводится одаренным детям, но что делать остальным, особенно тем у кого что-то не получается?

Зачастую ребенок остается один со своими недетскими проблемами, т.к. родители, а иногда и специалисты, тоже не знают как ему помочь. Отсюда пререкания к ребенку «Тупица!», «Да ты ничего не можешь», либо просто родители стараются не замечать данных признаков, опуская руки. Отсюда начинаются у ребенка проблемы и в отношениях, поведении, учебе.

Так например, бабушка привела ребенка с жалобами на поведение и неуспеваемость в школе, со словами «Все время отвлекается», «Ничего не слышит». У ребенка наблюдалось дважды заикание, в 2 и 4 года. Когда он начал рисовать правой рукой, то бумага порвалась от сильного нажима карандаша, а в речи проявилось небольшое заикание. Когда ребенок взял карандаш в левую руку речь стала намного спокойнее, линии плавные. Бабушка, тут видя ситуацию, призналась, что ребенка с раннего детства, еще с ложки, стали переучивать.

Вмешательство в природные данные не заставило себя ждать. Это не прихоть ребенка выбирать ту или иную руку, это его данность, это отражение мозговой организации психической деятельности человека. В данном примере правая рука не сумела развиться, а левая была заторможена, что отразилось на речи.

Вывод. Дети с левшеством требуют постоянного контроля со стороны специалистов – психологов, нейропсихологов, дефектологов и участия родителей. Вопросы левшества и праворукости решаются у детей к более позднему возрасту, примерно к 7 годам. А в более раннем возрасте, лучше ребенку давать карандаши и в правую и в левую руку.

При соответствующих формирующих занятиях для левшей, они не только догоняют сверстников, но и благодаря своим особенностям они могут преуспеть в решении поставленных задач, предлагая наиболее интересные выходы. Ведь среди левшей множество гениальных личностей: математиков, художников, спортсменов и других.

Главной отличительной чертой у левшей является интуиция и изобретательность. К сожалению, без помощи родителей и специалистов, развитие выдающейся личности не всегда удается, а мы видим картину школьной дезадаптации.

Данными примерами я сделала попытку показать, что пристальное внимание к детям с левшеством должно быть оказано, но это требует направленного обучения. В последующей информации вы сможете извлечь практическую пользу для оказания поддержки и сопровождения ребенка-левши.

Особенности обучения ребенка левши

1. Итак, ребенок левша, каждый раз, чтобы пользоваться миром правшей, ему приходиться изобретать свой уникальный способ. Чтобы разгрузить нервную систему ребенка, доводим навыки до автоматизма .

Из этого следует: воспитывая, левшу освойте с ним как можно больше навыков , которые ему требуются в повседневной жизни и доведите их до автоматизма. Не ждите когда ребенок сам научиться пользоваться ложкой, ножницами, карандашом, а вместе с ним повторите нужные движения для овладения тем или иным инструментом. А для начала попробуйте сами, чтобы ваши действия были синхронны.

Если говорить о написании цифр, букв и рисовании, то начинайте с обведения по контурам или рисованию через копировальную бумагу , срисовывание для левшей по образцу, слишком сложно.
Главная задача состоит в том, чтобы тело ребенка запоминало ту или иную операцию, соответственно оно не должно перегружаться дополнительными движениями или позами. К примеру, если ребенок рисует, то спинка и плечи расслаблены.

Чтобы ребенок умел хорошо умножать, для начала лучше освоить таблицу сложения , это позволит сохранить время и усилия, как ваши, так и его.

Если вы ребенку объясняете названия трав, фруктов, овощей, деревьев, то лучше дайте ему попробовать это на вкус, если это съедобное, или ощутить руками , чтобы у ребенка возникли чувственные ощущения и разница между предметами.

Мыслительная деятельность у левшей в восприятии мира, в отличие от правшей, поражает своей нетривиальностью и далека от общепринятой. Так, например, показывая ребенку картинки с изображением канцелярских товаров и растений, ребенок классифицируя их говорит, что линейка подходит к травинке, так как они обе прямые. Когда ему задают, дополняющий вопрос «А ты внимательно посмотри». Ребенок-левша отвечает: «я понимаю, что линейка подходит к пеналу и ручке, но так же интереснее».

Подумайте, как много мы-правши делаем автоматически. Если у ребенка нет этой данности, то именно вы родители можете ему помочь в этом. Любая операция, не доведенная до автоматизма, требует большого количества затрат энергии. Поэтому в окончании следует еще раз подчеркнуть необходимость тщательного наблюдения за ребенком-левшой, появления у него соматических признаков, таких как тики, энурез, аллергии и т.п. Если ребенок правша требует к себе внимания, то левша втрое больше.

2. Если действие ребенка-левши связано с некой динамикой и процессом, то детям крайне сложно выполнить такую работу из-за быстрого переключения с одного процесса на другой . Внешне это проявляется в «застреваниях» при начале осуществления какой-либо деятельности. Это легко наблюдать при речевых высказываниях ребенка-левши, она может быть медлительна, небогата, неправильно выстроенные предложения (в этом случае, ребенок понимает, что делает ошибки и говорит неправильно). Может создаться впечатление, что внутренняя речь ребенка намного богаче высказанной.

У детей левшей высокий уровень понятийного мышления. Это существенно заметно на уровне сверстников, когда ребенок, в отличии от остальных, справляется с решением сложных задач. Главное: не торопить ребенка!

Так же дети-левши плохо владеют своим телом, часто они жалуются, что им мешают руки или ноги, особенно если задействованы обе руки или ноги и движения несинхронны. Такие дети с возрастом учатся копировать движения других людей и заучивать их наизусть. Главное: не торопить!

Если он не может делать сразу несколько дел одновременно, к примеру слушать вас и писать.

Старайтесь таким детям во время утренней зарядки давать упражнения, где задействованы обе руки и обе ноги . Это могут быть плавательные движения, рисование двумя руками елочки и т.п. Отработайте с ним каждое движение отдельно, а лишь потом наращивайте скорость.

Также детям полезно включить дыхательные упражнения . К примеру: вдох-выдох-вдох-выдох, с постепенным увеличением задержки дыхания от 2 до 7 секунд. Не забывайте и о дыхании животом.

Включите в упражнения глазодвигательную гимнастику .

Одним из упражнений может быть перевернутая восьмерка. Восьмерку можно нарисовать на большом листе бумаги, либо представить. Глаза начинают двигаться от средины направляясь вверх и влево, это обязательно условие для его выполнения, далее вверх и вправо, после завершения правого круга продолжайте двигать глазами сначала. Итак, 3 раза.

Когда упражнения закреплены, добавьте язык. Должно получиться следующее глаза и язык двигаются в одном направлении и одновременно, наблюдая за кончиком ручки.
Полезно рисование симметричных предметов сначала одной рукой, затем другой, а после обеими.

Упражнение «Найди предмет» . Ребенку с закрытыми глазами дается в руки предмет. Он его ощупывает, после этот предмет прячется среди других. Задача ребенка найти этот предмет. Так же можно использовать цифры и буквы.

Игры в классики, с мячом, бассеин, катание на коньках, лыжи, макраме, лепка, пазлы и многие другие интересные занятия помогут вашему ребенку легче познавать пространство.

Проговаривание скороговорок и заучивание их, чтение стихов перед зеркалом, слушание ребенком своей речи – все это способствует его успешному развитию.

Говорите ребенку как можно развернуто, что вы делаете. К примеру: для того, чтобы приготовить щи, я беру 5 штук картофеля из мешка, луковицу из коробки…, далее мою и т.д.
И еще немного о пространстве.

Детям-левшам, как уже говорилось выше сложно ориентироваться в пространстве . Где право и лево, это постоянная путаница. А что тут говорить о буквах. Возьмем букву «Ч», «Да какая разница» — говорит ребенок. В своей работе, чтобы не возникало у детей путаницы я использую гномика с именем ЧУЗЯ. Ведь именно эти буквы пишутся в левую сторону. Дети легко запоминают, как зовут гномика и запоминают эти буквы.

Одним словом, ставьте маркеры . Дети начинают познавать мир, в первую очередь, от собственного тела. На левую руку наденьте часики, браслет или завяжите веревочку и при работе пользуйтесь ею. Читаем начиная с края, где у тебя часики, с этого же края начинаем писать и т.п.
Но кроме лева и права еще есть верх и низ. Верх, где голова, а внизу пяточки. Цифра «9» стоит на хвостике, а цифра «6» на голове.

Не пытайтесь объяснять левше с помощью пространства, предметов в комнате и т.п. Им надо все пощупать, попробовать. Начиная изучать цифры, буквы, вылепите их из пластилина, создайте их из песка, проволоки, веревочки.

Представления объема: больше-меньше, шире-уже также дайте ощутить ребенку с помощью предметов (сравните огурец с кабачком).

А вот понятия: «зад -перед», «над -под», «в -на» обсудите с ребенком на предметах мебели. К примеру, что будет если передвинуть стул за диван, где нужно находиться, чтобы попасть в центр комнаты. И каждый раз проговаривайте все вслух. Расширяйте представления начиная с комнаты, заканчивая городами, странами, планетами. Тут все зависит от вашего творчества. Экспериментируйте!

В этом же направлении двигайтесь, объясняя ребенку ближе-дальше, встретились-разошлись и т.д.

Рисуя, задавайте алгоритм деятельности , как будет проще. Сначала контур дома, крыша, затем окно, труба, а после дополнительные предметы.

На этом рисунке я постаралась изобразить алгоритм схематичного рисования, который может помочь детям-левшам при присутствии на рисунке множества фрагментов.

В заключении практической работы, приведу замечание, которое стоит написать отдельно. У левшей идет четкое псевдоигнорирование пространства слева. Поэтому при играх с мячом, теннис, старайтесь максимально задействовать левую область . А вот в школьная доска должна находиться как можно правее от ребенка .

Левши – это вечные дети, которые отличаются изобретательностью и творчеством, несмотря на все трудности. Среди них есть множество известных и великих людей , таких как: Лев Толстой, Петр I, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Жанна д’Арк, И. П. Павлов, многие чемпионы мира по теннису, бывший президент США Б.Клинтон. Существует миф, что и Владимир Путин является левшой, так как носит часы на левой руке, но его близкие утверждают, что ему просто так удобнее.

Как научить писать ребенка левшу

Для того, чтобы ребенку левше писать правильно и красиво существует несколько правил в организации рабочего пространства:

  1. лампа находится справа от него;
  2. листок повернут примерно на 20° вправо и сдвинут от центра тело в левую сторону;
  3. правая рука придерживает листок и при необходимости его поворачивает;
  4. левая рука ребенка держит ручку примерно на 4 см выше ее кончика;
  5. ручка, как бы является продолжение руки, то есть составляет одну линию;
  6. рука находится под линией письма (на это следует обратить особое внимание, т.к. если не научить, левша как бы заглядывает под руку при написании);
  7. буквы и соединения вначале лучше обводить по точкам;
  8. каждый раз подробно разбираете с ребенком алгоритм прописывания буквы или ее соединения.

Что еще почитать