Пенсионная реформа из 6 пунктов. По какой схеме пойдет повышение пенсионного возраста. Что со льготами

Министерство финансов подготовило план реформирования пенсионной системы, который предусматривает повышение пенсионного возраста и отмену выплат работающим пенсионерам

Министерство финансов направило в Минтруд план пенсионной реформы, составленный после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщает газета «Ведомости» .

Документ состоит из шести пунктов, и н екоторые из них звучат не впервые. В частности, Минфин предлагает уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет, повышая его с шагом 6-12 месяцев в год. Проект также предусматривает отказ от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам.

Помимо этого, Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Эта категория составляет более 50% всех « досрочников», отмечает ведомство.​ Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, по году в год до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение - установить единый тариф социального страхования и взимать взнос в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а со всей зарплаты. Фактически Минфин «предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства», пишут «Ведомости» со ссылкой на слова источника в аппарате правительства. Проект пенсионной реформы также предусматривает сокращение индексации пенсий на 2017 г., но наско лько - в нем не уточняется.

В проект также вошло предложение отменить обязательности накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, одновременно внедрив стимулы для добровольности накоплений. Подробности Минфин вместе с ЦБ изложил в презентации, которая была направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации Кремля. Как 27 апреля «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Согласно этой задумке, граждане будут платить н акопительные взносы с зарплат в размере от 0 до 6%. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, пишут «Ведомости».

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 года. Сроки внедрения других инициатив в документе не уточняются.


Видео: Телеканал РБК

Как сообщила газете пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, пока предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства не обсуждались. Но федеральный чиновник рассказал, что они обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у Дмитрия Медведева. По его словам, предложения Минфина по тарифу страховых взносов и индексации пенсий вызвали резкое сопротивление у социального блока правительства, хотя на реформу досрочных пенсий он согласен. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста осенних выборов в Госдуму, но принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 года, отметил федеральный чиновник.

Власти повышение пенсионного возраста россиян на фоне разработки первого антикризисного плана в 2015 году. реформе после завершения выборов в Госдуму, то есть в конце 2016 года. Базовое предложение, говорил он, установить равный пенсионный возраст в 63 года для женщин и мужчин. «Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально», — говорил Улюкаев.

Минфин еще в начале 2015 года также постепенно повышать пенсионный возраст таким образом, чтобы в конце концов он достиг 63 лет и для мужчин, и для женщин. Но позднее ведомство позицию и заявило о необходимости увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.

В правительстве впервые официально признали наличие планов по повышению пенсионного возраста. Ситуация действительно уникальная: Россия – почти единственная страна бывшего СССР, которая до сих пор не приняла такое решение. Главный вопрос – как именно будет реализовываться эта реформа.

Правительство готово разработать законопроект о повышении пенсионного возраста, заявил премьер Дмитрий Медведев в интервью Сергею Брилеву на канале «Россия 1 ».

По его словам, обсуждение этой темы на экспертном уровне идет уже не первый год. «Экспертиза уже достаточно серьезная проведена всех этих вопросов. Так что мы, в общем, на пороге того, чтобы начать это обсуждать уже на законодательном уровне», – сказал премьер. Такое категоричное заявление по поводу повышения пенсионного возраста премьер делает впервые. До сих пор в правительстве уверяли, что время для реальных шагов в этом направлении еще не пришло.

Председатель правительства напомнил, что нынешний возраст выхода на пенсию в России устанавливался в 1930-х годах, когда средняя продолжительность жизни составляла лишь около 40 лет. С тех пор ситуация изменилась, и «это дает необходимые основания для того, чтобы к этому вопросу вернуться и принять те или иные решения». Пенсионный возраст, когда женщины выходят на пенсию в 55 лет, а мужчины в 60 лет, действительно был установлен еще в 1932 году в СССР. При этом продолжительность жизни россиян в 2017 году выросла до 72,6 года. Это рекордный показатель за всю историю измерений, сообщал Минздрав.

В других странах мира пенсионный возраст, как правило, выше. Даже в бывших советских республиках его давно увеличили. Кроме России исключением является еще Узбекистан. Белоруссия начала этот процесс буквально в прошлом году.

«Это решение надо было принимать давно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. Страхи перед социальным недовольством она считает преувеличенными. «За исключением Франции явных протестов против повышения пенсионного возраста не было нигде. Понятно, что люди этому не рады, но нельзя думать, что это вызовет какие-то массовые протесты», – говорит эксперт.

Российские экономисты давно предлагают властям свои программы, как лучше всего повысить пенсионный возраст. Глава ЦСР Алексей Кудрин в последние годы постоянно выступал за этот шаг. Осенью он даже с апокалиптическим заявлением, что у российского правительства уже якобы нет денег, чтобы индексировать пенсии всем пенсионерам. В феврале доклад о необходимости повышения пенсионного возраста опубликовали эксперты РАНХиГС. Если этого не сделать, то придется снижать размер пенсий, повышать налоговую нагрузку на работающих граждан и увеличивать размер трансферов федерального бюджета для ПФР, пугают они.

Проблема дефицита ПФР возникла не сегодня. Поступления в него от работающих граждан уже давно меньше расходов на пенсионеров. Дефицит покрывается трансферами из федерального бюджета. Проблема в том, что разрыв с каждым годом растет, нагрузка на бюджет тоже. Ожидается, что к 2036 году пенсионеров в России будет столько же, сколько работающих граждан, платящих пенсионные взносы. Что же предлагают эксперты и какой из предлагаемых вариантов, вероятно, будет принят?

Сроки начала повышения пенсионного возраста предлагаются разные. Аналитики Внешэкономбанка, например, прогнозировали старт с 2020 года. «2020 год – более реалистичный. В 2019 году правительство физически не успеет подготовить и принять изменения на уровне законодательства. Откладывать на более долгий срок рискованно», – считает замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская.

Предлагаются также разные варианты того, до какого возраста повышать и какими темпами это делать. «С точки зрения демографии существуют основания повышать пенсионный возраст прежде всего у женщин. У них намного выше продолжительность жизни. Наши женщины живут чуть меньше, чем европейские женщины, а на пенсию выходят намного раньше. А российские мужчины живут намного меньше, чем в развитых странах», – говорит Синявская. Так, по данным на 2016 год, в России мужчины проводят на пенсии в среднем 16 лет, а женщины – целых 26 лет. При этом более 30% мужчин до пенсионного возраста не доживают, тогда как доля таких женщин невелика – не более 7%.

«Женщины меньше заняты на физически тяжелых работах. Занятость у них такая, что производительность труда с возрастом не так сильно снижается, как у мужчин», – отмечает Синявская. Поэтому наиболее сбалансированным решением было бы выровнятьпенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 60 лет.

Однако вряд ли правительство России выберет этот вариант. С одной стороны, против установления пенсионного возраста на уровне 60 лет для обоих полов возражает финансово-экономический блок правительства. Это решение не дает большую экономию с точки зрения снижения трансферта из госбюджета в ПФР. Если уж придется идти на такое политически непопулярное решение, то выгоды бюджета должны быть более ощутимыми, считают в Минфине.

С другой стороны, политики и само общество, что подтверждают опросы, не готовы к тому, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в одном возрасте.

«У нас сохраняются стереотипы, что женщин надо вознаградить за то двойное бремя, которое они несут на рынке труда и в семье, и дать им возможность выйти на пенсию раньше. Звучит еще один аргумент: не надо лишать внуков бабушек», – объясняет замдиректора Института социальной политики НИУ ВШЭ.

Поэтому самый жесткий вариант, который предлагал Минфин (повысить возраст до 65 лет у женщин и до 65 лет у мужчин (65/65)), скорее всего, отбракуют. А выбирать будут между предложением РАНХиГС повышать пенсионный возраст до 60 лет у женщин и до 63 лет у мужчин (60/63) и предложением ЦСР во главе с Кудриным – 63 года у женщин и 65 лет у мужчин (63/65).

«С социально-демографической точки зрения было бы лучше повысить пенсионный возраст до 60 у женщин и до 63 у мужчин. А потом при продолжении роста продолжительности жизни повышать пенсионный возраст дальше. Так, например, делали в Эстонии и Латвии. На мой взгляд, это было бы наиболее сбалансированно», – говорит Оксана Синявская. «Но если фискальные интересы государства окажутся сильнее, то тогда будет 63/65, благо что такая граница уже опробована на госслужащих», – добавляет эксперт.

Впрочем, намного важнее вопрос о том, с какой скоростью будет повышаться пенсионный возраст. В ходе дискуссии, которая велась в предыдущие несколько лет, звучали разные варианты. Самый радикальный – повышать пенсионный возраст по году в год.

«На мой взгляд, такой жесткий вариант недопустим. Максимальная скорость – прибавлять полгода в год. Чтобы рынок труда, работодатели и население более мягко привыкали к изменениям, более разумным было бы начинать с нескольких месяцев. Например, повышать на три месяца пенсионный возраст каждый год в течение первых хотя бы двух-четырех лет и только потом переходить к более высокой скорости», – считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.

В любом случае пенсионная реформа не должна ограничиваться только повышением пенсионного возраста. Решения требует также вопрос с высокой долей тех, кто выходит на пенсию досрочно, например из-за работы на Крайнем Севере или из-за службы в силовых ведомствах. Только гражданских пенсионеров в трудоспособном возрасте примерно 2,8 млн человек, еще 2,5 млн досрочников – это военные, плюс 8,6 млн человек уже пенсионного возраста (но ранее вышедших на пенсию досрочно).

Кроме того, миллионы россиян формально вообще нигде не работают, но являются самозанятыми. По некоторым оценкам,

неофициально почти всю жизнь работают порядка 30% россиян, при этом пенсию хотят получать от государства все.

Если бы удалось вывести все доходы из тени, то изменения внутри пенсионной системы можно было сделать более мягкими, либо при жестком варианте реформы наши родители смогли бы получать более высокую пенсию. Однако справиться полностью с теневой экономикой не могут даже развитые страны.

Пенсионная реформа 2016 года предполагает огромное количество нововведений, внедрение которых началось уже достаточно давно. С текущего года расчет пенсий по всей стране будет проводиться по совершенно новой системе. Суть пенсионной реформы заключается в том, что расчет будет вестись не в рублях за трудовые годы, а в специальных «пенсионных баллах», которые потом по средствам конвертации по определенному курсу будут переводиться в денежный эквивалент.

Каждый балл будет начисляться исходя из таких показателей, как:

  • уровень заработной платы;
  • трудовой стаж;
  • возраст выхода на пенсию;
  • отчисление средств на накопительную часть пенсии.

Пенсия с 2016 года разделиться на два вида: накопительная и страховая. Накопительная часть будет рассчитываться из той суммы, которая получилась в итоге за все трудовые годы пенсионных отчислений. Общую сумму затем поделят на определенный промежуток времени, когда граждане работали.

Страховая часть пенсии будет рассчитываться из фиксированных выплат граждан, которые перечислялись в пенсионные фонды, как государственные, так и частные. При этом страховой стаж должен составлять не менее пятнадцати лет.

Факторы, влияющие на начисление «пенсионных баллов»

Прежде всего, на начисление баллов влияет период, когда сам гражданин совершал отчисления в пенсионный фонд, то есть формировал свою страховую часть пенсии. Чем больше страховой стаж, тем больше в итоге будет размер пенсий в 2016 году.

Следующий важный фактор – размер реальной заработной платы. Как известно, работодатель производит небольшие отчисления в пенсионный фонд с каждой заработной платы своего работника. Из этих средств в последующем будет сформирована накопительная часть пенсий граждан. Поэтому зарплаты «в конвертах» или скрытие своих доходов будут абсолютно невыгодными для населения.

По условиям пенсионной реформы 2016 года, чем позже трудящийся гражданин выйдет на пенсию, тем больше будет ее размер. В этом случае коэффициент сотрудника будет увеличиваться, и начислятся дополнительные пенсионные баллы, из которых, как уже говорилось выше, и будет формироваться размер пенсии.

При этом, безусловно, будут учитываться такие периоды в жизни каждого человека, как отпуск, декрет, прохождение службы. По пенсионной реформе 2016 года за перечисленные периоды также будут начисляться определенные баллы.

Категории людей, попадающие под новый расчет пенсии 2016 года

Все граждане Российской Федерации, устраивающиеся на работу, начиная с 1 января 2015 года, автоматически попадают под категорию людей, для которых пенсия будет рассчитываться по новой формуле. Для тех граждан, кто уже работает или получает пенсию, будут произведены специальные перерасчеты.

Новая формула расчета будет распространяться и на льготные пенсии, то есть пенсии по инвалидности, пенсии при потере кормильца, пенсии сирот и т.д. По новым правилам для получения данных пенсий будет вводиться одно единственное правило – это стаж, который должен составлять не менее одного рабочего дня.

Новая пенсионная реформа 2016 года не коснется тех категорий граждан, которые полностью находятся на обеспечении государства, а именно:

  • жители регионов Крайнего севера;
  • инвалиды первой группы;
  • граждане, чей возраст превысил восемьдесят лет.

По последним новостям для граждан России, чей трудовой стаж на момент 2015-2016 годов превысит сорок лет, при перерасчете пенсий по новой формуле должны получить прибавку в размере 600-700 рублей.

Работа или пенсия?

Важным нововведением пенсионной реформы 2016 года является тот факт, что та категория граждан, которая одновременно работает и выходит на пенсию вынуждена будет выбрать что-то одно. Если человек достиг пенсионного возраста, но не собирается увольняться и выходить на пенсию, то ему будут дополнительно начисляться пенсионные баллы. При этом будет увеличиваться и размер накопительной части.

Таким образом, государство хочет повысить стимул к работе пенсионеров и избежать вынужденных мер по повышению пенсионного возраста. То есть на сегодняшний момент не стоит опасаться завышения планки пенсионного возраста.

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

Номинальное правительство Дмитрия Медведева, потрепанное кризисом как парус в океане, инициирует изменение правил игры.

Очередная пенсионная реформа 2016 начинается. Пока с оживленной переписки между Минфином, Министерством труда и правительством.

Но уже из первых сообщений становится абсолютно ясна аллигаторская сущность этой реформы .

Пенсионная реформа 2016, ужесточение поборов

Самое первое и главное — как собрать деньги с предприятий и частных лиц. На этот раз функцию изъятия части средств, идущих на оплату труда россиян, предполагается передать налоговой службе. Считается, что у этого ведомства — более широкий инструментарий по обработке плательщиков и воздействию на них.

При этом отменяются верхние пределы, то есть та максимальная сумма, с которой уплачиваются взносы в пенсионную систему. Существующие сегодня максимальные значения имели самый что ни на есть простой и логичный смысл: так как размер выплачиваемых пенсий все равно ограничен, то это справедливо — не брать с людей больше определенного процента от того, что они в дальнейшем получат.

Во всем мире именно так и устроены пенсионные системы. И даже более того: во многих странах считается, что государство должно задумываться о пенсиях для людей с доходом до определенного предела. А далее люди уже достаточно богаты и значит, опытны, чтобы подумать о своем будущем самостоятельно.

Обсуждаемая пенсионная реформа 2016 подразумевает, что взносы в российский Пенсионный фонд будут выплачиваться со всей суммы, а не до определенного предела. То есть что-то — в счет будущей пенсии. А все, что сверху — в подарок действующим властям.

Пенсионный возраст после реформы

По плану, пенсионный возраст должен быть увеличен до 65 лет и для мужчин, и для женщин. Чтобы никому обидно не было, все должны работать до самой средней статистической смерти.

Повышение пенсионного возраста должно пройти поэтапно, с последовательным добавлением каждые 6-12 месяцев. Изменения коснутся и госслужащих.

При этом пенсионная реформа 2016 совершенно не учитывает реальное экономическое положение в стране. Это только кажется, что изменения коснутся тех, кто должен был бы завершить свою трудовую карьеру. В действительности пострадают все.

Ни для кого не секрет, что чем старше становится человек, тем ему сложнее найти достойную работу. На очень и очень многие позиции предприниматели предпочитают нанимать сотрудников до 30-35 лет. А к 45-50 годам найти подходящую вакансию для многих становится проблематичным. Скорее всего, люди в возрасте от 55 до 65 лет заранее окажутся обречены на то, чтобы пополнить ряды безработных.

Сегодня процент безработицы, и без всякой пенсионной реформы, официально достиг 6%. Однако это лишь вершина айсберга. На самом деле, система учета трудовых ресурсов устроена таким образом, что регистрация в качестве безработного — последнее, что делают граждане, лишившись возможности трудиться. Центры занятости — это своего рода классические бюрократические структуры. А размеры пособия такие, что их хватает на одну вторую среднего похода в магазин за продуктами один раз в месяц.

Как только ряды формально трудоспособных граждан в возрасте до 65 лет пополнят рынок, это неминуемо приведет к снижению всех зарплат — просто исходя из простейшего и всем известного закона экономики о спросе и предложении.

Кроме того, руководителям предприятий станет еще проще задерживать зарплаты: какой смысл платить вовремя, если на место уволенного сотрудника претендует бесчисленное множество вынужденно менее требовательных людей постарше?..

Индексация пенсий после реформы

В этом году до сегодняшнего дня индексация пенсий была произведена на 4% при 15% инфляции. Таким образом, фактически выплаты самой незащищенной части населения сократились на 11%.

Данные о том, что доходы в стране в среднем за год сократились меньше этой цифры, говорят лишь об обобщенном показателе, в который включаются не только те, кто работает от зари до заката или получает пособия, но и менеджмент госкорпораций, депутаты и прочие более важные, с их собственной точки зрения, для страны люди.

Но и эти жалкие четыре процента действующей власти кажутся слишком щедрым подарком. С 2017 года пенсионная реформа предполагает изменить порядок индексации пенсий. Наверное, не очень сложно догадаться, в какую сторону и в чью пользу это будет сделано.

Пенсионная реформа 2016 и работающие пенсионеры

Как в эпоху позднего социализма, если кто-то помнит, в результате пенсионной реформы 2016 предполагается отказаться от выплат работающим пенсионерам. По крайней мере — в размере обязательной части пенсий.

Действительно, зачем людям давать то, что они заработали, если у них и так есть, на что не умереть с голоду?

В особенности пенсионная реформа 2016 должна коснуться тех, кто завершает свой трудовой путь раньше других — потому что занят на вредном производстве. Если такой гражданин работает на том же месте сверх отведенного минимального срока, то денег до достижения общепринятого пенсионного возраста он не получит.

Как правило, за вредность льготы просто так не предоставляются никому. В России немало химических производств, отраслей промышленности и даже целых моногородов, живущих и работающих в условиях, которые во всем цивилизованном мире вообще запрещены.

Так, например, приходит на память один многих в нашей стране районных центров, производящих невостребованный в развитых странах асбест. Смертность от рака легких среди местного населения достигает в итоге примерно ста процентов, причем как раз задолго до официальной пенсии. Именно на этих людях предполагается сэкономить пенсионные деньги. Все равно они никуда не денутся — ехать из своего моногорода им попросту некуда, их копеечной зарплаты за всю жизнь все равно никогда не хватит на то, чтобы перебраться в другой регион.

Параллельно планируется отменить льготы для тех, кто работает в государственных структурах: учителей, врачей, и так далее. В действительности, для них ранний выход на пенсию был частью предлагаемого контракта. Но в условиях кризиса и безработицы — к чему нужны дополнительные стимулы?

Пенсионная реформа 2016 года: накопительная часть

Правительство предлагает отказаться от накопительной части пенсии вообще. Причем это не значит, что не надо будет платить взносы, а то, что уже внесено в систему, должно вернуться людям. Пенсионная реформа 2016 предполагает, что весь сегодняшний общий процент от фонда заработка будет направлен в солидарную часть, в общий фонд.

Стоит отметить, что на самом деле, в последние три года эти деньги так и так были уже изъяты действующей властью на свои цели. Они уже упали бомбами в Сирии, улетели в космос с нового космодрома, не достроились мостом в Крыму, и прочее. Так зачем утверждать непопулярное решение каждый раз, когда можно присвоить все одним новым законом сразу?

Неужели без накопительной части? Хочет ли правительство убить окончательно относительно молодое направление инвестиционного бизнеса — негосударственную пенсионную систему и фонды? Ничуть не бывало. Но взносы в нее будут делать — сверх, подчеркиваем, сверх тех затрат, которые и без того несут работодатели, а значит, и сотрудники, при каждом начислении заработка.

Сделать это предполагается, как говорят СМИ, в «квазидобровольном» порядке. А плательщиками, судя по всему, на этот раз станут сами работники. За это планируется посулить некие льготы — вывести такие взносы из под налога на доходы с физических лиц и предложить прочие мелкие поблажки.

Выводы о пенсионной реформе 2016 года

Пенсионная реформа 2016 года не соответствует главному принципу: справедливости. Пенсия должна зависеть от того, сколько каждый гражданин внес в систему, какой сделал личный вклад в экономическое развитие нашего общества.

Предлагаемые изменения не отвечают этой задаче полностью. В действительности, пенсионная реформа 2016 нацелена на решение всего двух задач: во-первых, снизить расходы государства на выплаты тем гражданам, деньги которых оно уже присвоило. А во-вторых, продолжать обирать страну и распоряжаться средствами россиян, направляя выручку на свои собственные сомнительные затеи.

Однако в том виде, в каком власть затеяла реформу, есть и один единственный положительный момент. Нет сомнения, что преобразования не будут популярными. А значит, действующая политическая система еще на один шаг приближает свой бесславный конец. По крайней мере, пенсионная реформа 2016 лишит их поддержки еще одной части избирателей: всего старшего поколения.

Не удивительно, что сегодняшняя государственная элита не в состоянии оценить реальные последствия предстоящей пенсионной реформы. Они думают, что наблюдать за результатами предстоит — из своих дворцов. Но большой вопрос, удастся ли им сохранить власть, а то и свободу — после такой реформы.

Что еще почитать