Развивающее занятие для детей раннего возраста "ежик". Домашнее задание для родителей - январь Пальчиковая гимнастика ёжик

Физкультурное сюжетное занятие «Заяц и еж»

Оборудование: фонограммы песни «Ёжик резиновый» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Мориц) и музыка на фоне звуков леса, бубен, маска ежика, зайца).

Дети маршируя, входят в зал и встают в круг

Ведущий: Ребята, сегодня я вам расскажу историю, в которой два героя. Кто они? Отгадайте. (Загадывает загадки)

В густом лесу под елкой,

Осыпанный листвой,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой. (Ёж)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

Вылез из своей норки Ёж и отправился на огород посмотреть, не пора ли собирать брюкву. Идет по лесу и песенку любимую насвистывает.

Комплекс ОРУ «Осенний ветер»

1. «Ветер играет листьями»

И.п.: стоя ноги вместе, руки подняты вверх. Мелко трясти кистями рук. Произнося «ш-ш-ш…»

2. «Ветер качает деревья»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Наклоны корпуса вправо и влево.

3. «Падают листики»

И.п.: стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты вперед.

1 – отвести вправо правую руку и повернуться вправо;

3 – отвести влево левую руку и повернуться влево;

5 – присесть, руки вперед;

7 – присесть, руки вниз, коснуться ими пола

4. «Прыгают зайчики»

И.п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на 2 ногах с продвижением вперед по кругу.

5. «Зайцы отдыхают»

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, ладони на животе. Делать равномерные дохи и выдохи. При вдохе выпячивать мышцы живота.

Пальчиковая игра «Заинька»

Дети садятся на пол по-турецки.

На тропинке, на пригорке дети показывают зайчика, поддерживая большим пальцем

Скачет заинька у елки. мизинец и безымянный и подняв вверх указательный и средний

Он ушами шевелит шевелят указательным и средним пальцами

И по сторонам глядит. поворачивают кисть вправо и влево

Может быть, идет лисица – «проходятся» пальцами правой руки по правому бедру

Рыжехвостая сестрица?

Или бродит серый волк, также «пройтись» пальцами левой руки по левому бедру

Серый волк – зубами щелк? прижимают ладони к щекам

Ах, опять скрепит сучок! показывают «зайчика» и прячут его за спину.

А наш зайка – наутек.

Не догонит волк с лисой – чередуют хлопок в ладони с шлепками по коленям.

Чемпион у нас косой!

Баю-баю, спать пора.

Спите, зайцы, до утра.

Ведущий: Заяц тоже торопился на огород посмотреть, не пора ли убирать капусту. Всем известно, что Заяц – отличный бегун и прыгун.

Дети двигаются по кругу сначала подскоками, потом прыжками на правой ноге, затем на левой, завершают

прыжки обычной ходьбой, поднимая руки по команде ведущего в стороны, вверх, вперед перед собой.

Заяц очень гордился тем, что он такой хороший спортсмен.

Ведущий: Узнав, что Еж идет на огород, Заяц посмеялся над ним:

Когда ты еще доберешься до грядок! Твои маленькие ножки едва бредут по дороге!

Еж оскорбился и вызвал Зайца на соревнование, пообещав его обогнать. Еж оскорбился и вызвал Зайца на соревнование, пообещав его обогнать. Еж пошел домой подкрепиться, а Заяц стал разминать ноги.

Дети упражняются в прыжках в длину с разбега.

Еж привел ежиху на другой конец поля –велел ей, увидев Зайца, кричать:

А я уже здесь!

И сам отправился на начало дистанции. Заяц и Еж приготовились к бегу и на счет «три» помчались каждый по своей меже. Точнее говоря, мчался только Заяц. Еж свернулся в клубок и притаился.

Дети бегут на носках легким бегом.

Добежав до конца межи Заяц услышал:

А я уже здесь!

Заяц сказал:

Тут какой-то фокус! Давай соревноваться еще раз!

Заяц помчался как ветер.

Дети быстро бегут широкими шагами.

Прибежав к корцу дистанции, Заяц услышал:

А я уже здесь!

Заяц не поверил своим глазам. Соревнование продолжили еще 34 раза.

Дети бегут по кругу друг за другом. По сигналу (удар в бубен) поворачиваются на 180º и продолжают бег в противоположном направлении. Смена направлений происходит 4-5 раз.

На 35–й раз Заяц упал.

Дыхательное упражнение для увеличения продолжительности задержки дыхания и выдоха.

Дети садятся на пол по – турецки, держа спину прямо, руки на коленях. Ведущий поднимает руки вверх и считает до трех –дети задерживают дыхание. При медленном опускании рук ведущегодети выдыхают воздух (считая до 6). Проводим 2-3 раза.

Ведущий : С той поры Заяц больше не дразнит Ежа.

Подвижная игра « Ежик» .

Дети встают вокруг водящего – ежа и говорят, выполняя движения.

Ежик – еж,дети подходят к «ежу», сужая круг.

На колючку ты похож.расширяют круг,двигаясь назад спиной.

У тебя иголки очень – очень колки указательные пальцы выдвигают вперед.

Будем мы убегать, бегут на месте

Ты попробуй нас поймай. грозят пальцем.

Вас сейчас я уколю и иголкой уколю.Дети делают « пружинку».

Дети разбегаются, «Еж» старается их поймать. Пойманного «колет» указательным пальцем. Пойманный ребенок приседает, «сворачиваясь в клубок», как еж.

Ведущий: Но долго поиграть ежу не удается. Нужно готовить норку к зиме.

Занятие завершается релаксацией. Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и слушают звуки леса на фоне музыки.

«Ёжик топал по дорожке»

(методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста)

Щедрина С.И. – воспитатель

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 2

«Ромашка»

Занятие физической культурой – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценного формирования человека.

Известно, что в младшем дошкольном возрасте нужно научить детей ориентировке в пространстве, правильному использованию оборудования, стимулировать интерес к упражнениям.

Как повысить эффективность занятия, сформировать у детей соответствующие навыки? Нам поможет ведущий вид деятельности – игра. В данной разработке использованы игровые приемы, художественное слово.

Используемые на данном занятии приемы развивают способность к импровизации, слух, внимание, творческую фантазию и память. А кроме того, силу, ловкость, координацию. Дети учатся ориентироваться в пространстве, приобретают навыки двигаться в заданных темпе и ритме.

Оздоровительные задачи:

Ø Укреплять двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;

Ø Обеспечить физическую и эмоциональную нагрузку.

Образовательные задачи:

Ø Обучать построению в круг; устойчивому равновесию, умению подлезать под препятствие;

Ø Упражнять в прыжках на двух ногах;

Ø Создавать игровое настроение для творческой свободы;

Ø Развивать творческую фантазию, образное мышление.

Воспитательная задача:

Ø Воспитывать личностные качества (самостоятельность, инициативу, доброжелательность).

Место проведения: физкультурный зал.

Оборудование: доска, 5 – 6 шнуров, переносная лестница.

1 – я часть

Меж еловых, мягких лап

Ходьба на носках, руки вверх и перед собой.

Дождик кап-кап-кап.

Где сучок давно засох,

Ходьба с подъемом коленей, руки на поясе.

Вырос мох-мох-мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб-гриб-гриб.

Ходьба на пятках с наклоном в перед, руки в стороны.

Кто нашел его друзья?

Это ежик и я-я-я.

Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Нужно весело шагать.

Ходьба с поочередным притопыванием правой, левой ногой с остановкой.

Раз грибок, два грибок,

Все кладу я в кузовок.

Ходьба с наклонами вперед.

Ручеек до донышка

Осветило солнышко.

Бег на носках по кругу.

И бежит он, и журчит,

Ежу тихо говорит:

«Ой ты, дедушка – ежок,

Не ходи на бережок,

Ходьба мелким, семенящим шагом.

Там промочишь ножки,

Теплые сапожки.

А иди ты на лужок

И с друзьями встань в кружок».

Ходьба, построение в круг.

2 – я часть

Общеразвивающие упражнения. Выполняется в кругу.

Как – то мы в лесу гуляли

И ежа там повстречали,

Взмах руками вперед – назад поочередно, можно с поворотом туловища.

На полянке на лесной,

Под пушистою сосной

Ноги врозь, наклоны в перед.

Он сидел с ежатами,

Малыми ребятами.

Ноги вместе, руки на поясе, приседание.

На его спине иголки,

Как хвоиночки у елки.

Ежик, ежик колкий,

Покажи иголки.

Ты не бойся, ежик, нас,

Мы подружимся сейчас.

Ноги врозь, руки на поясе, наклоны вперед.

Будем вместе мы играть,

Будем прыгать и скакать.

Прыжки на двух ногах на месте.

Основные виды движений

Ежик топал по тропинке

И грибочек нес на спинке,

Ходьба по наклонной доске вверх.

Ежик топал не спеша,

Тихо листьями шурша.

А на встречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка,

Прыжки через шнуры на двух ногах.

В огороде чьем – то ловко

Раздобыл косой морковку.

Мишка мимо вперевалочку идет

По малину и по мед –

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Подлезание под рейку лестницы, стоящей боком на полу.

Где он спит

И видит сны.

Пособия для основных видов движений выставляют поочередно, каждое движение выполняется 2-3 раза.

Подвижная игра «Ежик в лесу».

«Ежик» выбирается считалкой, становится в середину круга. Остальные дети – «грибы». Взявшись за руки они идут по кругу.

Дети:

Грибничок колючий

Живет в лесу дремучем.

Раз грибок, два грибок –

Вот и целый кузовок.

Дети поворачиваются и идут в другую сторону.

Ежик:

А я по лесу иду,

В кузовок грибы беру,

Раз 0 две, не зевайте,

От меня вы убегайте.

Все бегают в рассыпную, а «Ежик» их ловит.

3 – я часть

Раз – два, шли ежата,

Обычная ходьба.

Три – четыре, шли домой,

Вслед за ними катился пятый,

Ходьба на пятках.

Впереди бежал шестой.

Легкий бег.

А седьмой от всех отстал.

Он спокойно идет,

На иголках гриб несет.

Идут согнувшись, с упором кистями о колени.

Он проходит за кустами

И шуршит за лопухами.

Идут, шаркая ногами, «выбрасывая» их вперед.

Раз, два, три –

Вот и снова детки мы.

Ходьба в обход по залу.

Раз – два, раз – два –

Зашагала детвора,

Раз – два, раз – два –

Вот и кончилась игра.

Нелля Сердюк
Игры с детьми

Подвижная игра «Ёж с Ежатами»

Движения выполняются в соответствии с текстом.

«Под высокою сосной, на полянке на лесной. Куча листьев где лежит. Еж с ежатами бежит. Фыр-фыр-фыр-фыр-фыр!» На пенёчках посидим и вокруг всё оглядим. А потом все дружно спляшем и колючки всем покажем. Показали, покружились и домой заторопились.

Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Дети ходят по кругу и приговаривают :

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает

свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Пальчиковая игра “Ежик”.

Предложить детям сделать из

пальчиков ежика (сложить

ладони, пальцы выпрямлены).

Ежик маленький замерз

(прижать пальцы – ежик

убрал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнце ежика согрело

(выпрямить пальцы –

ежик показал колючки)

Ежик развернулся.

Самомассаж «Ёжик»

Ёжик в бане вымыл ушки

Лоб потёр и нос помыл

Шею, кожицу на брюшке

И сказал еноту ёж :

Ты мне спинку не потрёшь?

Чистоговорка

ГИ-ГИ-ГИ – ножку ёж побереги.

ДИ-ДИ-ДИ – очень много не ходи.

РЕ-РЕ-РЕ – посиди пока в норе.

ГЕ-ГЕ-ГЕ – дай зажить больной ноге.

ЯТЬ-ЯТЬ-ЯТЬ – заживет –

пойдешь гулять.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик колкий»

Ежик, ежик колкий,

(Пальцы двух рук сплетены в замок.)

Покажи иголки.

(Движения кистями вправо-влево.)

Вот они. Вот они. Вот они.

(Пальцы выпрямляются, кисти

сложены в замок.)

Ежик, ежик колкий,

(Движения кистями вправо-влево

с выпрямленными пальцами.)

Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок

. (Пальцы складываются в замок.)

Ёжик-Ёжик колкий, покажи иголки.

Руки складываем в замочек, качаем

«ёжика» вверх-вниз в такт.

Вот они, вот они, вот они!

Растопыриваем пальцы, опять прячем, так 3 раза.

Ёжик-Ёжик колкий, убери иголки. Качаем

раскрывшегося «ёжика» вверх-вниз в такт. АП!

Обратно пальцы в замочек, прижимая ежика к груди.

(у малыша в руках резиновый колючий ёжик)

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(малыш катает ёжика ладошками)

Надо бельчонку сшить распашонку

(малыш катает ёжика по животику)

Шалуну зайчишке починить

штанишки (катаем по ножкам)

Фыркнул ёжик - отойдите и не

плачьте, не просите (катаем по полу)

Если дам иголки - съедят меня

волки! (ёжик убегает в домик,

на место в коробку или на полку)

По сухой лесной дорожке -

Топ - топ - топ - топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорржек

Весь в иголках серый ежик.

(Руки согнуты перед грудью, кисти

рук опущены вниз. Ноги слегка

согнуты в коленях, делает мелкие,

частые шажки)

Ищет ягодки, грибочк

Для сыночка или дочки.

Динамическая пауза «По лесу ёжика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу

(везут тележку) . В углах групповой комнаты висят картинки с

изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники) .

На тележке ежика к доктору везем,

Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.

Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!

Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.

Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.

Наберем ее в лукошко – много витаминов в ней.

Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.

«Здравствуйте» , – нам говорит.

И обрадовался ёжик :

«Добрый доктор мне поможет» .

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Динамическая пауза

Ежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так…

Головой своей крутили

И. п. ноги на ширине стопы, руки на поясе

1-4 повороты головы в стороныпо 3 в каждую сторону

Головой своей крутили

Гриб искали

Дружно ветки раздвигали

Вот так, вот так…

Дружно ветки раздвигали

И. п. ноги на ширине стопы, руки внизу, 1-2 – поднять руки вверх, помахать ими. 5-6 раз

Ну-ка ёжик повернись,

Ну-ка ёжик покажись,

Вот так, вот так …

Ну-ка, ёжик покажись

И. п. стоя на коленях, руки на поясе

1- поворот туловища в правую сторону, руки в стороны

3- поворот туловища в левую сторону, руки в стороны 4- и. п. по 3 в каждую сторону

саяна иргит
Лесное путешествие. Интегрированное занятие для детей средней группы

Цель :

Повысить интерес детей к физической культуре в игровой форме развивать основные физические качества;

Воспитывать устойчивый интерес к процессу выполнения нетрадиционных упражнений;

Формировать умения и навыки здорового образа жизни;

Развивать выразительность речи, жестов и мимики;

Воспитывать интерес к природе , ко всему живому, что нас окружает, понимание поведения и повадок животных.

Ход занятия

Дети проходят в группу по музыкальное сопровождение и садятся на стульчики.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в лес , где мы повстречаем много лесных животных , с которыми сможем поиграть в разные игры, и многому у них научится.

Но в лесу, ребята, нужно быть очень внимательным и осторожным, так как там существует много трудностей, опасностей, которые нам с вами нужно будет преодолеть.

Проводиться подвижная игра «Клеевой дождик» .

Воспитатель : Чтобы во время нашего пути никто не отстал и не потерялся, мы встанем, друг за другом и очень крепко будем держаться за плечи впереди идущего товарища.

Все готовы? Тогда, вперёд!

Смотрите! Перед нами узкая дорожка, по которой идти нам надо очень-очень аккуратно, так как вокруг глубокий овраг (ходьба по ограниченной поверхности) . Ой, осторожно, тут ров, который нужно перепрыгнуть! (дети прыгают вперёд с места) . Смотрите, как наша дорожка петляет между деревьев (ходьба зигзагом) . А тут деревья очень густые, их ветви очень низко свисают над землёй, и что бы мы о них не поцарапались, нам придётся наклониться, (дети идут слегка приседая) .

Ну, вот ребята и пришли мы в лес. Какой мягкий мох, давайте пойдём по нему осторожно, тихо-тихо, как пушинки, что бы ни примять его (дети идут на носочках) .

Но что это? Здесь после сильного ветра упало дерево и нам придётся через него перелезть, (дети выполняют шаг с высоким подниманием колена) . Но вот ребята мы и пришли на прекрасную лесную полянку . Давайте присядем отдохнуть, (дети садятся на ковре в кружок) . Ох, ребята как хорошо в лесу, какой чистый свежий воздух.

Дыхательное упражнение «В лесу»

Представьте, что вы заблудились в лесу. Давайте сделаем глубокий вдох через нос, а на выдохе прокричим «АУ-у-у-у» (повторить 3 – 4 раза) .

Воспитатель : Вот молодцы ребята, слышите, где-то там долбит кору дерева дятел, разыскивая жучков. Тук – тук- тук. Давайте представим, что мы с вами стали дятлами.

Речевое упражнение «Дятел»

Дятел дерево долбит

Клювом д-д-д-д стучит

В дубе ищет он жучков

Самых вредных червячков.

(дети указательным пальцем правой руки, стучат по левой ладони, отбивая чёткий ритм текста, повторяя упражнения 2 раза меняя руки)

Воспитатель : Молодцы ребята у вас очень хорошо получилось. Как красиво кругом, какие красивые цветы (воспитатель проводит рукой по ковру, имитируя укол об ёжика)

Воспитатель : Ой, я обо что-то укололась. Вы поможете меня узнать :

Загадка :

Лежала под ёлками

Подушечка с иголками.

Лежала – лежала

Да побежала.

Дети : Ёжик.

Воспитатель : Правильно ребята. Ёжик. (Воспитатель показывает детям игрушку ёжика) Посмотрите какой он чистый, опрятный, аккуратный. Наш ёжик, очень аккуратный, он даже ходит в баню. Давайте нашему гостю ёжику покажем, что мы тоже любим мыться. А что бы ему было приятно, мы с вами станем маленькими ёжиками.

Самомассаж «Ёжик»

Ёжик в бани вымыл ушки

Лоб потёр и нос помыл

Шею, кожицу на брюшке

И сказал еноту ёж :

Ты мне спинку не потрёшь?

Воспитатель : Ребята, какие из нас вами получились хорошие ёжики, давайте с вами поиграем.

Подвижная игра «Ёжик» (считалкой выбирают ежа)

Ёжик, ёжик чудачек

Сшил колючий пиджачок

Хочет с нами поиграть

Дети ходят по кругу и приговаривают :

Ежик, ежик, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Покажи, покажи

Нам свои иголки,

Говорят, что вы, ежи

Очень-очень колки.

Ежик внутри круга приговаривает свои слова, после чего ловит ребят.

Я клубочком свернусь,

По дорожке покачусь,

Кто дорожку перейдет,

На иголки попадет.

Воспитатель : Я смотрю, вы все запыхались, давайте, восстановим дыхание.

Дыхательная упражнение «Сердитый ёж» .

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, делаем глубокий вдох носом; выдох производим через рот, при этом наклоняемся вперёд, обхватывая себя руками, голову опускаем, произнося звук рассерженного ежа (пффф, затем ффр) 3 – 4 раза.

Воспитатель : Ой, ребята, смотрите, кто-то к нам бежит, угадайте, кто?

Летом – серенький,

Зимой – беленький (зайчик)

Воспитатель : Правильно, зайка. Вот он у нас какой маленький, слабенький и у него много врагов. Для того, чтобы ему от врагов успеть убежать, ему нужно зоркое зрение, а помогает ему в этом гимнастика для глаз.

Чтобы и наши глаза хорошо видели и не уставали, давайте станем маленькими зайками и потренируем свои глазки.

Гимнастика для глаз «Заинька» .

Вверх морковку подними,

На неё ты посмотри.

Вниз морковку опусти,

Только глазками смотри.

Вверх и вниз и вправо, влево.

Ай да, заинька, умелый,

Глазки закрывает,

Глазки открывает.

Зайчики морковки взяли,

С ними весело плясали.

Дети следят за движениями воспитателя взглядом.

Воспитатель : Молодцы, очень хорошо у вас получилось.

Ой, заинька, что с тобой, почему ты весь дрожишь, ты кого-то испугался? Зайка, да куда же ты бежишь, даже с нами не попрощался.

Смотрите, ребята, кто-то между деревьев бежит.

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадет.

Воспитатель : Правильно, лиса. Вот кого наш заинька испугался. Давайте и мы с вами станем лисичками.

Физкультминутка «Лисичка» .

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала,

Ручки, ножки и бока,

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки,

И бока совсем немножко.

Ну, красавица, лиса,

До чего же хороша!

Воспитатель : Вот какая хитрая лиса, а давайте ребята с лисой ещё и поиграем!

Проводиться подвижная игра «Хитрая лиса»

Дети становятся в круг и закрывают глаза. Воспитатель ходит сзади них по кругу, тот кого воспитатель погладит по голов становится хитрой лисой. Дети открывают глаза и все вместе сначала тихо, а затем всё громче спрашивают «Хитрая лиса, ты где?» 3 раза. После третьего раза «лиса» выпрыгивает в центр круга и говорит : «Я здесь» , после чего дети разбегаются, а лиса их ловит.

Воспитатель : А теперь, давайте снова, восстановим наше дыхание.

Дыхательная упражнение «Обнималочка»

И. П. стоя. Дети разводят руки в стороны, делают глубокий вдох через нос, затем обнимают себя руками и делают выдох через рот. Повторить 2 – 3 раза.

Вот ребята мы с вами и погуляли в лесу, встретили много зверей и многому у них научились. Но пришло время нам с вами возвращаться обратно. А поможет нам в этом весёлый паровозик.

Подвижная игра с элементами самомассажа «Паровозик»

Паровоз кричит «ду-ду-ду» дети стоят друг за другом поколачивая кулачка

Я иду, иду, иду спину впереди идущего

А вагончики стучат : дети похлопывают ребром ладони по спине

Так – так – так впереди идущего

А вагоны говорят : дети поглаживают ладонью по спине

Так – так – так впереди идущего.

Дети играя, уходят в группу .

Степень развития речи у ребенка, активность мозговой деятельности крохи находятся в некоторой зависимости от того, насколько развиты детские пальчики. Поэтому такое важное место в развитии ребенка дошкольного возраста отводится пальчиковым играм. Пальчиковая гимнастика поможет привести в тонус мелкие мышцы на ручках ребенка, и улучшить кровообращение.

Пальчиковая игра «ежик» подходит для самых маленьких. Малышам нравится повторять движения за взрослыми, особенно когда они сопровождаются стихами. Веселые стихи превращают важные для развития малыша занятия в игру.

Сначала нужно научить ребенка движениям. Ненавязчиво, во время рассказа стихотворения, изобразите все движения сами и покажите их ребенку. Малышу наверняка захочется повторить жесты за вами.

Упражнение пальчиковой гимнастики Ежик. Сложите ладони вместе, пальцы выпрямите – покажите ребенку: «Это ежик. Похож? Хочешь сам показать ежика?». Теперь прижмите пальцы:

Ежик маленький замерз (объясните ребенку – ежику холодно, и он спрятал иголки)

И в клубок свернулся.

Солнышко пригрело –

Ежик развернулся (выпрямите пальцы, как будто еж выставил свои колючки).

Такой веселый стих про ежика можно рассказать детям 3 лет, для детей постарше движения должны быть посложнее.

«Колючий клубок»

Упражнение пальчиковой гимнастики про ежика «Колючий клубок»

В три-четыре года ребенку можно предложить такую игру:

Ходит-бродит вдоль дорожек (пальчиками «ходим» по столу)

Весь в иголках серый ежик (ладошки вместе, пальчики выпрямили – показываем ежика).

Чтобы волк не уволок,

Превратился еж в клубок (делаем закрытый «замок»).

Упражнение «замок» первый вариант

Научите малышей складывать ручки в «замок». Это не всегда просто сделать ребенку, помогите ему. «Замок» может быть трех видов:

  • закрытый – все пальчики плотно прижаты;
  • открытый – пальцы в «замке» оттопыриваются в разные стороны;
  • подвижный – пальчики все одновременно двигаются (будто гусеница бежит).

Веселая пальчиковая гимнастика со стихами про ежика сопровождается движениями:

Ежик, ежик колкий (закрытый «замок»),

Покажи иголки (ручки двигаются в стороны).

Вот они. (открытый «замок»).

Ежик, ежик колкий (ручки двигаются вправо-влево),

Спрячь свои иголки.

Ап! (закрытый «замок» — ежик свернулся в клубок).

Упражнение «замок» второй вариант

Упражнение «замок» делается и в другой игре:

Лежала под елками (делаем открытый «замок» — если детки маленькие, можно заменить «замок» ежиком – сложить ладошки вместе)

Подушка с иголками (ладошки вместе, чуть оттопырить, изобразить подушечку).

Лежала-лежала (пальчики в «замок»)

И вдруг побежала (открытый «замок», пошевелить всеми пальчиками – как будто ежик убежал).

Иголки и булавки

Такие упражнения сделают детские пальчики подвижными, гибкими. Следующая игра будет интересна и несложна для малышей 4-5 лет:

Тут иголки и булавки (открытый «замок»)

Выползают из-под лавки (пальчики «шагают» по столу).

На меня они глядят (из пальчиков сделать «колечки» у глаз),

Молочка они хотят (ладошки лодочкой – предлагаем ежику молоко).

Пальчиковая гимнастика полезна для малышей младшего возраста и для дошкольников. Наряду с другими упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры благотворно влияют на мозговую деятельность ребенка, а в процессе выполнения упражнений пальчики становятся гибкими, подвижными.

Если заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой «ежик», будет развиваться моторика рук, при развитой координации пальцев детям будет проще будет держать в руках карандаш или ручку. Не предлагайте малышу сразу сложные задачи: для трехлетки достаточно одного-двух несложных упражнений. Когда малыш научится складывать ладошки, собирать ручку в кулачок, «топать» пальчиками по столу, переходите к новым играм и новым упражнениям – осваивайте «замок».

Что еще почитать