Занятие с дошкольником по ориентировке в пространстве. Кто за кем? Подбор игр направленных на обучение детей ориентировке в пространстве

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области _______________________________

для воспитанников ___________группы

Тема: Ориентировка в пространстве

Цель: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве .

Задачи: Образовательные : совершенствовать понимание пространственных отношений(вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.

Развивающие : развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

Воспитательные : поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: Клубок с ниткой шерстяной; письмо; ткань для речки, резиновые дорожки; набор карточек для игры «Оживи картину»: корзина с лекарством.

Предварительная работа: (писать если была):

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Ну что, можно начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, меня зовут Даша, помогите мне пожалуйста, я немного приболела и мне необходимо лекарство. Путь к моему дому лежит через лес, в котором живет Баба – Яга, будьте осторожны. Чтобы найти ко мне дорогу вам надо выполнить несколько заданий. Жду в вас к себе гости.

Ну что, ребята поможем Даше, отнесем ей лекарство?

Встают в круг, держась за руки

Основная часть:

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам ОД

Игровое упр. «Связующая нить

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто собирается выручать Дашу. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игра «Разложи цветочки по порядку»

Посмотрите ребята на полянке много цветочков их надо разложить по порядку от 1 до 10.

Молодцы ребята справились с этим заданием.

Вот вам и подсказка: 3 шага прямо.

В: Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

В: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

В: Но подождите, здесь лежат какие-то плитки, что мы можем из них сделать?

В: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

Дети посмотрите на какую полянку мы с вами попали?

Игра «Разложи правильно»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество грибов соответствует цифре (дети поясняют) и скажите где грибов больше всего?

В. Ребята, вот вам еще один знак Алена сделай 5 шагов прямо вперёд.

Костя встань за Аленой, … перед… , …рядом…, …за…, …справа…, … перед.., …слева… и т.д.

Ой ребята посмотрите корзинка стоит давайте посмотрим, что в ней? Да это же лекарство для Даши. Как вы думаете кто это для Даши оставил? Конечно же лесные жители (забираем лекарство).

Налево пойдём – домой попадём

Прямо пойдём – к гостям попадём

Направо пойдём – к Бабе Яге попадём. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Ответы детей.

Дети предлагают решение проблемы

Физминутка

В лесу темном, есть избушка.

Стоит задом – наперёд,

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Повторяют движения за воспитателем

Продуктивная деятельность

(если есть)

А теперь немного отдохнём, и сделаем для Даши сюрприз.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами рисуют картину.

Игра «Оживи картину»

Вы превратитесь в настоящих «художников» по моему указанию будете рисовать картину, будьте внимательны: по середине рисуем домик, внизу в левом углу - дерево, в верхнем правом углу – солнце, нарисуйте в левом верхнем углу – облако, в нижнем правом углу – грибок.

В: -какие замечательные получились картины.

Рисуют картину

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

А вот мы и пришли к домику Даши.

Давайте поздороваемся с Дашей и расскажем, о том как мы до неё добирались.

В: Что вам больше всего запомнилось на пути. Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Ответы детей

Этап ОД, время

Структурные компоненты деятельности

Ход ОД

Утро

Ф.Р.

Комплекс упражнений №1 «В гостях у солнышка» (приложение 1)

Папка

индивидуальной

работы.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Природа родного края»

Самостоятельная деятельность по интересам.

Информация об

образовательных

и воспитательных целях недели.

Дата 07

Режим

Образовательная

область

Совместная деятельность воспитателя и ребенка

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая Подгрупповая

Индивидуальная

деятельность

Деятельность в

режимных моментах

День недели: среда

Н.О.Д.

Речевое развитие

Х.Э.Р.(музыка)

Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г.Виеру «Мамин день». Цель: продолжать формировать интерес к художественной литературе

По плану музыкального руководителя

Прогулка

Ф.Ц.К.М.

С.К.Р.

Ф.Р.

Наблюдение за погодой

Формировать умение видеть красоту неба. Дидактические игры «Моё облако», «Похож-не похож». Русская народная игра «Мячик к верху»

Работа перед сном

Развитие речи. С.К.Р.

Ф.Р.

Ситуативная беседа о правильном питании.

Приучать добросовестно, выполнять обязанности дежурного.

Подвижная игра «Филин»

Вечер

Ф.Р.

Х.Э.Р. (лепка)

С.К.Р.

Развитие речи.

Гимнастика после сна. Комплекс упражнений №1 (приложение 2)

Тема: Ваза с цветами.

Подвижные игры с правилами.

Чтение и обсуждение стихотворения В.Шуграевой «Маме»

Совершенствовать счетные навыки детей; учить соотносить цифру с количеством предметов; развивать мыслительные операции, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: слева, рядом, между, за кем, перед кем, справа, прямо, впереди, сзади; умение ориентироваться на листе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике в старшей группе

«Ориентировка в пространстве»

Задачи образовательных областей:

Познание:

  • Совершенствовать счетные навыки детей.
  • Учить соотносить цифру с количеством предметов.
  • Развивать мыслительные операции, внимание, фантазию, пространственные представления, уточнить отношения: слева, рядом, между, за кем, перед кем, справа, прямо, впереди, сзади.
  • Умение ориентироваться на листе.

Физическая культура:

Здоровье:

  • Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.
  • Развивать навыки артикуляционного уклада.

Безопасность:

Социализация:

  • Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию, умение работать в парах, индивидуально, коллективно для достижения общей цели.
  • Развивать положительную самооценку у каждого ребенка, чувство близости и позитивного принятия сверстника («Связующая нить»)
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

Коммуникация:

  • Осваивать элементарные навыки речевого этикета;
  • Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
  • Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.
  • Учить сопереживать чужому горю.

Труд:

  • Поощрять желание участвовать в совместном труде

Музыка:

  • Развитие образных движений посредством игры (внимания, воображения, коммуникативных навыков)

Художественное творчество:

  • Обогащать творческий потенциал ребенка

Материал : Демонстрационный:

Клубок с ниткой шерстяной; письмо; ткань для речки, резиновые дорожки; набор карточек для игры «Оживи картину»: корзина с лекарством.

Ход игровой ситуации

Дети заходят, здороваются с гостями.

В : Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Ну что, можно начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В : Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, меня зовут Даша, помогите мне пожалуйста, я немного приболела и мне необходимо лекарство. Путь к моему дому лежит через лес, в котором живет Баба – Яга, будьте осторожны. Чтобы найти ко мне дорогу вам надо выполнить несколько заданий. Жду в вас к себе гости.

Ну что, ребята поможем Даше, отнесем ей лекарство?

Д : Да!

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто собирается выручать Дашу. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить .

Игровое упр. «Связующая нить »

В : Ребята! Давайте натянем нить и представим, что мы единое целое, каждый из нас значим и важен. Мы самая хорошая и дружная группа «Почемучки», мы все любим друг друга и никогда не будем друг друга обижать. А когда мы вместе нам и трудности не страшны. Ты катись клубочек вперед к Даше и скажи ей, что мы обязательно придем к ней на помощь. Правда, ведь, ребята? (бросаю клубочек вперед)

В .: Тогда нам нужно отправляться в путь. И так первое задание.

Игра «Разложи цветочки по порядку»

Посмотрите ребята на полянке много цветочков их надо разложить по порядку от 1 до 10.

Молодцы ребята справились с этим заданием.

Вот вам и подсказка: 3 шага прямо.

В: Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

Д : Нет. Река широкая.

В : Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

Дети предлагают варианты решения проблемы.

В : Но подождите, здесь лежат какие-то плитки, что мы можем из них сделать?

Д: Мостик.

В: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

Дети посмотрите на какую полянку мы с вами попали?

Д: Грибную.

Игра «Разложи правильно»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество грибов соответствует цифре (дети поясняют) и скажите где грибов больше всего?

В . Ребята, вот вам еще один знак Алена сделай 5 шагов прямо вперёд.

Костя встань за Аленой, … перед… , …рядом…, …за…, …справа…, … перед.., …слева… и т.д.

Ой ребята посмотрите корзинка стоит давайте посмотрим, что в ней? Да это же лекарство для Даши. Как вы думаете кто это для Даши оставил? Конечно же лесные жители (забираем лекарство).

Налево пойдём – домой попадём

Прямо пойдём – к гостям попадём

Направо пойдём – к Бабе Яге попадём. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Физкультминутка :

В лесу темном, есть избушка.

Стоит задом – наперёд,

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

А теперь немного отдохнём, и сделаем для Даши сюрприз.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами рисуют картину.

Игра «Оживи картину»

- Вы превратитесь в настоящих « художников » по моему указанию будете рисовать картину, будьте внимательны: по середине рисуем домик, внизу в левом углу - дерево, в верхнем правом углу – солнце, нарисуйте в левом верхнем углу – облако, в нижнем правом углу – грибок.

В: -какие замечательные получились картины.

- А вот мы и пришли к домику Даши.

Давайте поздороваемся с Дашей и расскажем, о том как мы до неё добирались.

В: Что вам больше всего запомнилось на пути. Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Потому что вы очень дружные, умеете считать, ориентироваться в пространстве, помогаете друг другу. Я вас всех благодарю за активное участие.


Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида

Методическое пособие

– зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук;

– учитель-дефектолог по пространственной ориентировке Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. . – М., 2006.

Работа содержит материал по планированию обучения незрячих и слабовидящих школьников ориентировке в пространстве и мобильности, а также методические рекомендации к проведению соответствующих коррекционных занятий.

Специальное внимание в пособии уделяется системам ориентировки в пространстве инвалидов по зрению; формированию у выпускников школ для слепых и слабовидящих детей образа пространства; приемам обучения учащихся с форменным остаточным зрением использованию оптических средств при ориентировке в пространстве.

Пособие адресовано педагогам, обучающим на специальных занятиях детей с глубокой патологией зрения (тотально слепых, слепых с форменным остаточным зрением и слабовидящих) ориентировке в пространстве. Книга также будет весьма полезна всем специалистам, работающим в школах III-IV видов, родителям детей с нарушением зрения, студентам дефектологических и психологических факультетов .

Введение……………………………………………………………..

1.1. Основные подходы к построению программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащихся школ III-IV видов……………………………………………….

1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке
в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов……………………………………………..

2.1. Системы ориентировки и мобильности инвалидов
по зрению……………………………………………………………..

2.2. Использование сохранных анализаторов при
ориентировке в пространстве ……………………………….…...

2.3. Оценка уровня ориентировки учащихся в пространстве…...……………………………………...…………….

2.5. Формирование у учащихся образа пространства

2.6. пространствапространства……….

2.6. Психологическая подготовка учащихся
к освоению приемов ориентировки в пространстве….……….

2.7. Обучение учащихся с форменным (предметным)
остаточным зрением использованию оптических
средств при ориентировке в пространстве……………………..

Заключение…………………………………………………………..


Приложения …………………………………………….…………..

Приложение 1. Инструкция по охране труда и технике безопасности для учителя по ориентировке в пространстве

Приложение 2. Примерная схема диагностики способов и уровня пространственной ориентировки учащихся средних и старших классов….………………………………..….

Приложение 3. Ориентировочная трость……………………….

Приложение 4. Психологическая подготовка к
самостоятельной ориентировке в пространстве…...……….…

Приложение 5 . Алгоритм изучения улиц………………………..

Приложение 6. Алгоритм изучения площадей…………………

Приложение 7. Алгоритм изучения подъездных дорог……….

Приложение 8. Адаптированные для незрячих правила
перехода через дорогу………………………...…………………...

Приложение 9. Адаптированные для слепых с остаточным форменным зрением и слабовидящих правила перехода через дорогу……………………….

Приложение 10. Адаптированные для инвалидов по зрению правила посадки в транспортные средства…………………….

Приложение 11 . Обследование окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению ………………...

Приложение 12. Перечень рельефно-графических пособий для занятий по ориентировке в пространстве………………….

Приложение 13. Схема обследования исходного уровня готовности незрячих и слабовидящих учащихся начальных классов к обучению пространственной ориентировке


«Чем лучше слепой ориентируется,

тем меньше он слеп».

Л. Виллей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с форменным (предметным) остаточным зрением и слабовидящих обусловлена тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь инвалида по зрению. Именно через потерю самостоятельности при передвижении люди с глубокой патологией зрения начинают чувствовать свой дефект.

Поэтому обучение ориентировке в пространстве учащихся школ III-IV видов (особенно тотально слепых) является одной из наиболее актуальных проблем их подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности . Без навыков ориентировки в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между инвалидами по зрению и окружающей средой. Недостаточные навыки самостоятельной ориентировки в пространстве ставят выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в постоянную зависимость от зрячих при общении с внешним миром, при получении профессионального образования , а в дальнейшем при поиске рабочего места и трудоустройстве. Неудовлетворенная потребность в познании окружающего мира и взаимодействия с ним отрицательно влияет на психическое и физическое состояние учащихся и выпускников школ для детей с нарушением зрения.

Многочисленные работы ученых и методистов (, и др.) показали, что люди с глубоким нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками пространственного ориентирования. Они нуждаются в целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых, как сохранными (слух, осязание, обоняние), так и нарушенными (остаточное зрение) анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве.

Курс обучения пространственной ориентировке нацелен на выработку практических навыков безопасного перемещения учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, выработке и совершенствованию у них навыков пользования объектами соцкультбыта (магазинов, почтовых отделений, медицинских учреждений , вокзалов и аэропортов) и государственных учреждений.

Из сказанного следует, что успешное обучения ориентировке в пространстве является залогом и подтверждением овладения выпускниками школ для слепых и слабовидящих детей приемами ориентировки в пространстве и их мобильности. Эти навыки после окончания школы будут им необходимо для самостоятельного функционирования в условиях учреждения или предприятия, при проживании в собственном или в съемном жилье, при связанном с самостоятельной трудовой и бытовой деятельностью передвижении в пространстве.

Внедрение предлагаемой программы проводилось на базе Нижегородской специальной (коррекционной) школы III-IV видов. Результаты практической и исследовательской работы авторов пособия, использованные ими методические рекомендации из тифлопедагогической литературы легли в основу предлагаемой книги.

Работа включает материал по содержанию и планированию обучения учащихся ориентировке в пространстве, а также методические рекомендации к проведению соответствующих занятий.

Пособие адресовано, прежде всего, преподавателям, проводящим с учащимися школ для детей с нарушением зрения специальные занятия по ориентировке в пространстве. Однако с содержанием пособия необходимо познакомить (например, через систему тифлосеминаров) всех специалистов, работающих в названных школах. Книга также будет весьма полезна и родителям детей с нарушением зрения.

1.1. Основные подходы к построению программы
обучения ориентировке в пространстве и мобильности
учащихся школ
III - IV видов

Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одним из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.

От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на рабочем месте, на улицах и в учреждениях своего микрорайона, города, в общественных местах, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в современное общество.

Отечественный и зарубежный опыт работы с инвалидами по зрению убедительно показал, что люди, не имеющие зрения с детства, только лишь в исключительных случаях самостоятельно преодолевают страх пространства и овладевают обобщенными способами ориентировки и передвижения в незнакомом пространстве. В основном же они нуждаются в специальном обучении, имеющем целью формирование навыков самостоятельного передвижения инвалида по зрению, как в знакомом (замкнутом и свободном), так и в незнакомом (также замкнутом и свободном) пространстве. Овладение инвалидами с глубокой патологией зрения обобщенными способами ориентировки в пространстве является залогом преодоления их изолированности в обществе, необходимым условием реализации их возможностей.

Основные задачи обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения:

· формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;

· развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;

· развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;

· развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;

· овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;

· овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, сельской местности, в парках, в лесу, на водоемах , в быту и т. д.);

· обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;

· обучение слабовидящих и слепых детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировке в пространстве.

Всех учащихся необходимо знакомить со всеми имеющимися в тифлологии системами ориентировки инвалидов в пространстве. А также с приемами и правилами ориентировки, специально адаптированными для инвалидов по зрению с учетом дифференцированного подхода к тотально незрячим, незрячим, имеющим различные формы остаточного зрения, и слабовидящим.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения должно планироваться и проводиться с учетом таких индивидуальных особенностей, как психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, наличие и характер остаточного зрения, положение ребенка (ученика) в семье и его социальное окружение, готовность сохранных анализаторов ученика воспринимать предметный мир и окружающее пространство, имеющиеся у ребенка навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и спальне; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т. п.) и др. Кроме того, занятия следует проводить с учетом состояния слуха учащихся, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Необходимо также учитывать причины нарушения зрения и прогноз. Например, при глаукоме в солнечные дни учащиеся должны надевать очки с темно-зелеными линзами и выполнять сниженную физическую нагрузку в случае повышения внутриглазного давления.

Учитывая огромное значение остаточного зрения и светоощущения в пространственной ориентировке слепых, следует обратить особое внимание на его активное и целенаправленное использование на уроках по пространственной ориентировке. Особое внимание надо уделять детям со светоощущением при ориентировке на улице, а внимание учащихся с форменным зрением обращать не только на тени, но и на цвет, форму, величину самого объекта.

Учащиеся, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только на хорошо освещенной местности или использовать боковое зрение, должны обучаться по методике абсолютно слепых детей, но при этом овладевать и приемами использования даже минимальных остатков зрения.

В процессе обучения ориентировке кроме зрительных ориентиров (формы, цвета, величины и др.) целесообразно использовать описание осязательных, слуховых и обонятельных ориентиров. Описание окружающего пространства расширяет ориентировочные возможности незрячих и слабовидящих. Благодаря этому они могут корректировать свой маршрут, находить необходимые объекты в незнакомой местности, опираясь на информацию прохожих.

Структура занятия по пространственной ориентировке, как и урок, может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по ориентированию. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и оценивается работа учащегося и предлагается домашнее задание.

Для контроля эффективности формирования пространственной ориентировки у слепых школьников необходимо изучать степень сформированности пространственных представлений, понятий и практических навыков ориентирования в начале и на различных этапах обучения.

В процессе обучения пространственной ориентировке используются наглядные и технические средства, среди которых большое место занимают рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц. Необходимо также учить детей словесному описанию маршрутов перед выполнением заданий, мысленному проговариванию маршрута во время его выполнения и словесному отчету после его выполнения.

Применяя наглядность, необходимо учитывать скорость восприятия (увеличить время демонстрации), состояние световой и цветовой чувствительности детей с нарушением зрения, поле и характер зрения.

Нужно помнить, что у многих детей со зрительной патологией имеется цветоаномалия. А среди слабовидящих есть группа учащихся с совместным поражением сетчатки и зрительного нерва. Их световая чувствительность ниже по сравнению с нормой. Такие дети нуждаются в усиленном освещении при работе с рельефно-графическими картами (не менее 800 люкс на рабочем месте), а используемые при этом цвета должны быть яркими и контрастными.

Оценивая выполненное учащимся задание, преподаватель разъясняет причины неудач и указывает учащемуся пути устранения ошибок при повторном выполнении. Это способствует повышению интереса к процессу ориентировки, более точному и ясному восприятию маршрута движения, четкому и устойчивому его представлению и осуществлению саморегуляции.

На уроках по пространственной ориентировке особое внимание уделяется правильной осанке учащихся, свободе и раскованности движений, мимике и пантомимике.

Длительность и трудоемкость обучения ориентировке в пространстве слепых, последовательность и приемлемость заданий позволяет учителю развить у детей двигательную активность, память, формировать и закреплять положительное отношение к самостоятельному передвижению, воспитывать волевые качества, такие как целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении цели, умение общаться с окружающими людьми, выдержку и самообладание, инициативность и др.

Составной частью занятия по пространственной ориентировке является домашнее задание. Это может быть отработка движений на маршруте (повороты, прямолинейное хождение и др.), упражнения по развитию сенсорной сферы, различные физические упражнения, повышающие физические возможности ребенка. Проверка выполнения домашнего задания осуществляется на занятиях.

Как отмечалось выше, учащиеся отличаются не только зрительной патологии, но и уровнем их психического, физического и интеллектуального развития. В связи с этим обучение пространственной ориентировке отдельных детей должно вестись только индивидуально, как по теоретическому, так и практическому материалу.

В целом уроки по пространственной ориентировке должны проходить при наличии индивидуального подхода к каждому ученику, при учете характера его дефекта, особенностей личности и уровня подготовленности. В связи с этим педагог должен планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы детей.

В конце каждой четверти целесообразно проводить контрольные занятия, где учащиеся показывают свои умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается учащийся и определяет перспективы работы на следующую четверть или учебный год.

Педагогу надо понимать, что овладение учащимися навыками самостоятельного передвижения в знакомом и тем более в незнакомом пространстве процесс сложный и длительный, требующий строго индивидуального подхода. От самого ученика тоже требуется большое терпение и упорство в изучении конкретных маршрутов. Без этого даже при очень хорошем образовании и высоком уровне интеллекта конкурентоспособность выпускника школы для слепых и слабовидящих детей и его действительная интеграция в открытое общество становятся не возможными.

Содержание занятий по ориентировке в пространстве отражено в представленной ниже базовой программе обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащихся 5-12 классов в условиях мегаполиса. Программа в помощь педагогам специально представлена в виде тематического плана. Распределение часов по темам в базовой программе является примерным, так как овладение приемами самостоятельного и мобильного передвижения в пространстве инвалида по зрению – процесс весьма индивидуальный и не может быть заключен в строго определенные рамки. В каждом конкретном случае этот вопрос должен решаться преподавателем строго индивидуально с учетом совокупности всех индивидуальных особенностей конкретного ученика.

Порядок изучения тем также можно варьировать (изменять). При этом отдельные темы (например, такие как «Приемы перемещения с помощью трости в различных помещениях», «Приемы работы тростью при передвижении по городу» и др.) должны изучаться с незрячими учениками практически на протяжении всего срока обучения. Это вызвано тем, что при ориентировке незрячего трость необходима для решения всех задач, стоящих перед преподавателем по ориентировке в пространстве.

При организации занятий с незрячими учащимися целесообразно теоретический материал изучать в форме фронтальных занятий с малыми группами (по 2 человека), а практические занятия, в основном, проводить индивидуально.

Теоретические занятия с детьми, имеющими форменное (предметное) остаточное зрение и слабовидящими целесообразно проводить в группах по 3-4 человека, а практические – по 2 человека. Вопрос о соотношении занятий подгруппами, парами или индивидуально решается педагогом, исходя из возможностей и потребностей учащихся, их психологического состояния и других показателей.

Заметим, что базовая программа может быть скорректирована учителем с учетом потребностей конкретного ученика или группы. Коррекция плана предполагает увеличение учебного времени на темы, в изучении которых конкретный ученик испытывает трудности или особенно нуждается. Целесообразно сокращать время на изучение тем, материал которых усваивается относительно легко. Более тщательно (дольше) следует работать над реабилитационно значимыми темами. Например, ученик хорошо ориентируется в микрорайоне школы. Однако у него нет навыков изучения новых маршрутов, поэтому без специального обучения добраться до незнакомого места ему будет весьма трудно.

Таким образом, в каждом конкретном случае педагогу следует скорректировать программу (тематический план) занятий с учетом имеющихся у ученика навыков ориентировки в пространстве, состояния его зрительных функций (наличия и форм остаточного зрения, особенностей поля зрения, состояния световой чувствительности), уровня физического развития, времени потери зрения, уровня интеллектуального развития и других данных. Это позволит наиболее рациональным путем абилитировать или реабилитировать ученика в плане его самостоятельности при ориентировке в пространстве и мобильности в передвижении.

Для всех детей с форменным (предметным) остаточным зрением необходимо предусмотреть специальные занятия по обучению пользованию для ориентировки в пространстве такими оптическим средствами как лупы, бинокли и монокли. В данной работе этой теме посвящен отдельный параграф. Владение приемами использования оптических средств значительно расширяет возможности инвалида по зрению в ориентировке и снижает зависимость от зрячих людей.

Для эффективного самостоятельного передвижения слепых и слабовидящих в пространстве важное значение имеет психологическая подготовка учащихся. Педагог по ориентировке в пространстве должен этому уделять специальное внимание на занятиях, а, кроме того, осуществлять эту работу совместно с школьным психологом. Особое внимание следует уделять выработке у учащихся поведения в стрессовых для них ситуациях: навязывание помощи нетрезвым человеком, потеря ориентира, неожиданное появление препятствия и т. п.

С целью повышения качества обучения школьников ориентировке в пространстве педагогу следует продумывать организацию закрепления изученного материала с привлечением к этой работе, как всех членов педагогического коллектива , так и родителей учащихся. Например, попросить педагогов-предметников строить уроки таким образом, чтобы учащимся, скованно передвигающимся даже по классу, на уроках приходилось выходить к столу учителя. Каждодневные передвижения по классной комнате, в конце концов, приведут к тому, что ученик будет в пространстве класса ориентироваться достаточно уверенно. Другой пример. Спланировать с воспитателем прогулки с учащимися по тем улицам, с которыми они познакомились с помощью схем на коррекционных занятиях по ориентировке в пространстве.

1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов

Основные темы для изучения на занятиях по
пространственной ориентировке

ПЯТЫЙ КЛАСС (95 ч)

Введение (3 ч)

Темы

Теория (час)

Практика (час)

1. Значение навыков ориентировки в пространстве для самостоятельной жизни слепых и слабовидящих. Выявление имеющихся у учащихся навыков ориентировки в пространстве. Изучение исходного уровня готовности сохранных анализаторов к их использованию для ориентировки в пространстве.

2. Системы мобильности лиц с нарушением зрения: передвижение без трости, с ориентировочной тростью, с сопровождающим, с собакой–проводником.

Итого:

Ориентировка в помещениях (26 ч)

Темы

Теория (час)

Практика (час)

1. Передвижение в зданиях и помещениях.

Повторение: приемы передвижения в помещениях и зданиях без трости, с тростью, с использованием имеющегося зрения. Приемы защиты тела от столкновений с предметами. Приемы использования трости при изучении помещения. Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки, площадки и т. п.

Повторение. Передвижение в изученном (знакомом) помещении. Анализ ошибок.

Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении.

3. Основные представления о зданиях и помещениях, виды зданий и помещений, выделение главных ориентиров в помещениях и зданиях с учетом состояния зрительных функций учащихся.

Практические занятия в новых помещениях.

4. Ориентировка в помещениях и зданиях: магазины, отделения связи.

5. Пространственная ориентировка в быту.

В школе: в тумбочке, в парте, в шкафу. Дома – в шкафу, в мебельной стенке и т. д.

6. Свободная ориентировка в знакомых помещениях. Контрольное занятие.

7. Закрепление пройденного материала.

Итого:

Ориентировка в городе (59 ч)

Юлия Горбикова
Конспект НОД «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе

Конспект НОД «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе «Вовочка в Тридевятом царстве»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вам конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Данный конспект можно использовать для проведения открытого показа для родителей.

ЦЕЛЬ: Создание условий для развития ориентировки в пространстве и на плоскости.

ТЕМА: «Пространственная ориентировка в пространстве и на плоскости».

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Закреплять умение ориентироваться в расположении частей своего тела;

Уточнять и закреплять пространственные представления детей («на», «над», «под»);

Уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине»;

Закреплять умение определять свое место среди окружающих людей;

Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска);

Способствовать повышению компетентности родителей в вопросе развития пространственных представлений у детей при обучении ориентировке на плоскости.

Воспитательные:

Воспитывать умение выполнять коллективные действия;

Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь, организованность.

Развивающие:

Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, связную речь;

Тренировать мыслительные операции сравнение, аналогия и обобщение.

ХОД

Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадываете ее и рисуете фигуру,

правильно располагая ее на листе. Будьте внимательны.

Загадка№1

С детства я знакомый твой,

Каждый угол здесь прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины,

Вам представится я рад,

А зовут меня. (квадрат)

Положите эту фигуру в правый верхний угол листа.

Слушайте следующую загадку

Загадка №2

Нет углов у меня И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо,

на колесо (круг).

Положите эту фигуру в левый нижний угол.

Загадка № 3

Моя загадка коротка Три стороны и три угла Скажите, кто же я (треугольник)

Положите эту фигуру в правый нижний угол.

Загадка №4

У меня есть пять углов, У меня есть пять сторон, Назови

меня. (пятиугольник).

Положите эту фигуру в центр листа.

Загадка №5

Растяни круг по бокам И получишь ты.. (овал).

Какой угол остался свободным? (левый верхний) -Положите туда овал.

Проверьте друг у друга правильность выполнения задания.

ВКЛЮЧЕНИЕ В ИГРОВУЮ СИТУАЦИЮ.

Ребята, я сегодня утром, перед дверью в нашу группу, нашла вот это письмо от Вовочки из Тридевятого царства. Но на нем написано, что это письмо из сказочной страны и просто так не откроется. Чтобы его открыть, нужно выполнить задание. Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на вопросы. Хорошо?

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево – понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал,

И мячик кидал, и страницы листал,

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» - раздался ликующий крик.

Где право, где лево узнал ученик.

Какой рукой ученик выполнял действия? (Правой)

Что делал ученик правой рукой? (Писал, мяч кидал, страницы листал, ложку держал, полы подметал)

Покажите свою правую руку. Покажите другую свою руку. Какая это рука? (Левая)

Молодцы, справились с заданием. Попробуем открыть письмо и посмотрим, что же Вовочка нам написал.

«Здравствуйте, ребята. Подготовительной группы детского сада № 22 д. Извара. Я Вовочка из Тридевятого царства. Я собрался в школу, в первый класс, но для этого мне необходимо выполнить сложные задания. Без вашей помощи, ребята, мне ни как не обойтись».

Ну что, ребята, надо выручать Вовочку. Поможем? Давайте посмотрим, какие же задания нам надо выполнить, чтобы помочь ему во всем разобраться.

ЗАДАНИЕ 1. «СМОТРИ, НЕ ОШИБИСЬ» (проверка усвоения схемы тела)

Левой рукой возьмитесь за правое ухо. Правую руку положите на левое плечо. Левую ногу выставьте немного вперед. Левой рукой закройте левый глаз. Правой рукой достаньте до правого колена. Выпрямились, опустили руки.

Молодцы, с первым заданием вы справились.

ЗАДАНИЕ 2. «ЧТО И ГДЕ» (работа по картине)

Подойдите к картине. Внимательно рассмотрите, что и где изображено на ней.

Правильно, вы очень внимательные.

Физкультмину тка

Встаем около своих стульчиков, мы с вами сейчас поиграем.

Топнем правой ногой,

Правой рукой дотронься до носа,

Подними левую руку,

Попрыгай на левой ноге.

А теперь подняли вверх обе руки, сделали глубокий вдох - выдох и тихо

садимся на свои места

ЗАДАНИЕ 3. «НА, НАД, ПОД» (работа с раздаточным материалом)

Сейчас пройдите на свои места и посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки (ваза, галстук, сердечко из бумаги, кленовый листочек.)

Возьмите галстук и положите перед собой. Слева от галстука расположите лист, а справа вазу.

На сердечко положите вазу. Под вазу положите галстук.

Над вазой расположите лист. Под вазой сердечко.

Очень хорошо, и с этим заданием вы справились.

ЗАДАНИЕ 4 . «Все наоборот»

Я называю вам пространственные ориентиры, а вы - ориентир,

противоположный по значению

Верх - низ

Лево - право

Ниже - выше

Угол - центр

ЗАДАНИЕ 6. «Обведи животное». (работа на листе бумаги)

ОЦЕНКА РАБОТЫ ДЕТЕЙ.

Ребята, подойдите ко мне. Сегодня вы меня очень порадовали. Я прямо сейчас напишу Вовочке письмо и расскажу, как вы справились с его заданиями. Пусть тоже научится и может смело идти в школу.

Вы сегодня на занятии очень хорошо поработали, все старались, и за это вас ждет сюрприз. Закройте глаза, вытяните вперед левую руку. (Каждому ребенку в руку кладется конфетка).

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений по теме "Ориентировка в пространстве". Цели: Учить находить предмет в пространстве,определяя.

Тема: «Ориентировка в пространстве» Образовательная область: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное.

Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Конспект НОД в младшей группе «Ориентировка в пространстве» Воспитатель ГБОУ Школы № 1394 Герасимова Оксана Владимировна. Цель: упражнять.

Конспект занятия: «Ориентировка в пространстве» Цель: Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, закреплять знания о геометрических фигурах: Помочь освоить умение считать посредством.

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Ориентировка в пространстве» Тема: Ориентировка в пространстве. Задачи: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи :

    Формировать представление детей о семье, о родственных отношениях в ней;

    Развитие навыков конструирования (по представлению) из цветных счетных палочек Кюизенера;

Коррекционно-развивающие задачи:

    Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

    Развивать пространственные представления.

    Развивать прослеживающую глазодвигательную функции глаз.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Развивать внимание, воображение, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Создать у детей положительный эмоциональный настрой.

    Воспитание доброжелательности, вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.

    Воспитывать познавательные интересы, умение анализировать собственную деятельность.

Речевые задачи:

    Упражнять детей в словесном обозначении различных пространственных отношений и направлений.

    Совершенствовать коммуникативные способности, воображение.

    Упражнять детей в употреблении в речи притяжательных местоимений.

    Развивать умение координировать движение с речью.

Оборудование:

Интерактивная доска, цветные счетные палочки Кюизенера, цветные коврики, альбомные листы с контурным изображение ладошки, фломастеры, лазерная указка, метка-резинки.

Ход занятия

Дефектолог:

Отгадайте-ка, ребятки, вот такую вы загадку:

Все живем мы вместе дружно, каждый делает, что нужно:

Мама – вкусные обеды,

Ремонтируют папа с дедом,

Вяжет бабушка носочки из больших цветных клубочков,

Убираю игры я,
все мы счастливы друзья,

Так живет моя … (семья).

Дефектолог:

Ребята как вы думаете, что такое семья (ответы детей). Это самые близкие люди, которые живут вместе. Это мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка. Это люди, которые заботятся друг о друге, любят друг друга.

Игра «У окошка» (с использованием интерактивной доски)

Посмотрите на картинку. В доме много окон. В них смотрят почти все члены большой дружной семьи (дети перечисляют кого они видят).

Вопросы:

Кто смотрит верхнее левое окошко?

А кто в нижнее правое?

Кто в верхнее правое?

Кто у нижнего левого?

Назовите кого мы видим между папой и дедушкой, мамой и бабушкой?

Игра-Лабиринт «Чьи это вещи?»

Кого вы видите на картинке, как можно назвать всех одним словом?

Сколько взрослых, детей. Кого больше? (дети называют чьи это вещи, наблюдая за лазерной указкой).

Игра «Пальчики»

Дефектолог – поиграем в игру «пальчики».

Сожмите пальчики правой руки в кулачок. Затем поочередно разгибаем пальчики, начиная с большого:

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Работа с цветными палочками Кюизенера (дети по представлению под музыку выкладывают из палочек свою семью, затем рассказывают о ней).

Физкультминутка

«Руки вверх, кулачок», «Мы во двор выходим дружною семьей».

Рисование «Ладошка»

Положите правую ладошку на лист бумаги, обведите ее карандашом (дети самостоятельно изображают членов своей семьи).

Вопросы по окончании работы:

Кого изобразили на рисунке?

Весело им или грустно?

Кого нет на рисунке?

Кого хотели дорисовать? Почему?

Зрительная гимнастика

Мы играли, мы играли,

Глазки наши так устали,

Свет погас, глаза закрылись,

Музыка приятная звучит.

Итог

Что понравилось вам на занятии?

Какая игра запомнилась, понравилась больше всего?

Что еще почитать