Беседы на тему нравственного воспитания. Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников. Свои беседы я провожу по таким направлениям, как

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Предметом беседы чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочнение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Будь всегда вежливым»

Программное содержание:

  1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения.
  2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости.
  3. Воспитывать уважение к окружающим взрослым и сверстникам.

Оборудование:

Предварительное чтение художественных произведений В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово».

Подобрать картинки с положительными и отрицательными поступками детей.

Ход беседы:

Воспитатель, обращаясь к детям говорит:

Ребята, случалось ли у вас такое, чтобы вы не знали, как нужно поступить? Например: встретились у входа в детский сад с чьей-то мамой и не знаете, войти ли в дверь первым или подождать, пока она пройдет? (дети вспоминают правила)

Ребята, я сегодня предлагаю поиграть с вами в игру «Оцени поступок». Я буду о чем-то рассказывать, а вы должны обыграть ее и сказать, как нужно поступить правильно.

1 поступок: Дети играют в футбол. Один из них падает, он сильно ушибся:

Дети помогают ему встать;

Дети забинтовывают мальчику ногу;

Дети продолжают игру, не обращая внимания на упавшего;

Дети смеются над плачущим от боли мальчиком.

2 поступок: Девочка идет по улице. Навстречу ей старушка с тяжелой сумкой:

Девочка поднимет упавшую у старушки тросточку;

Девочка помогает бабушке донести до дома тяжелую сумку;

Девочка проходит мимо;

Бабушка сама поднимает упавшую трость.

3 поступок: Мальчик встречает на улице заблудившуюся маленькую девочку. Она плачет:

Мальчик успокаивает девочку, угощает конфетой;

Мальчик берет девочку за руку, узнает, где она живет и отводит домой;

Мальчик смеется над плачущей девочкой, дразнит ее.

Воспитатель хвалит детей:

Молодцы, ребята, справились с ситуациями. Скажите, а как можно объяснить следующие пословицы:

Не рой другому яму- сам в нее попадешь.

Кто свой гнев одолевает- тот крепче бывает.

Добро творить- себя веселить.

Друга ищи- а найдешь береги.

Игра «Придумай сказку»

Ребята, сейчас, я вам раздам серию картинок, а вы должны придумать сказку по этим картинкам про вежливых детей.

После прослушивания сказок, спрашиваю у детей:

Ребята, какие правила вы усвоили сегодня? Как нужно поступить, чтобы быть вежливым, воспитанным человеком?

Тема: «Правила поведения в игре»

Программное содержание:

  1. закрепить и обобщать знания детей о правилах поведения в играх.
  2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения детей в игре.

Подготовка к беседе:

Изготовление костюма феи

Изготовление волшебных очков

Ход беседы:

Вхожу в группу в костюме Феи. Здороваюсь с детьми. Представляюсь.

Ой, ребята, куда я попала? (в старшую группу «Пчелка»)

Значит, я прилетела по правильному адресу. А к вам меня отправила волшебница, которая хочет узнать, какие сейчас дети ходят в детский сад: плохие или хорошие, вежливые или грубые, умеют ли играть друг с другом. Готовы поиграть со мной?

Дети: Да!

Игра «Волшебные очки»

Цель: Снятие негатива в общении со сверстниками

Описание игры: Фея показывает детям очки и говорит:

Ребята, я хочу показать вам волшебные очки, которые передала мне волшебница для вас. Тот, кто надевает эти очки, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет в себе. Вот я сейчас их одену: «Ой, какие вы все веселые и красивые! Давайте, сейчас каждый из вас попробует одеть из и сказать дуг другу, что же он увидел.

(Дети по очереди надевают очки и говорят друг другу приятные слова)

Молодцы ребята. В этой игре я увидела, что вы умеете дружить друг с другом. А сейчас я расскажу вам случай, который произошел в другом детском саду. Послушайте.

«Дети играли в теплоход. Ребята проплыли уже весь мир и стали возвращаться из дальнего плаванья, и у всей команды было много работы. Капитан то и дело отдавал команды членам экипажа. Вдруг матрос Андрей стал разбрасывать Кубики, из которых был построен теплоход.

Андрей, нельзя ломать наш корабль, мы находимся в море и все можем утонуть, - говорили дети.

А мне какое дело. Хочу и ломаю, - услышали они в ответ и увидели, что теперь их товарищ отнял рацию у радиста и смеясь отбежал в сторону.

Матрос, займите свое место! Подходи к берегу. Приготовьтесь набросить канат, - сказал капитан.

Сам набрасывай, - послышалось в ответ.

Ребята, что можно сказать о поведении Андрея в игре?

Какие некрасивые поступки он совершил?

А у вас есть такие дети, как Андрей?

Если бы вы играли с таким мальчиком, что бы вы ему сказали, как поступали?

Ребята, давайте сейчас встанем в круг и кидая друг другу мяч, назовем правила, которые нужно соблюдать в игре. Я начинаю. Кидаю мяч ребенку и говорю:

В игре надо соблюдать все правила

Быть вежливым, доброжелательным к участникам игры

Нарушителям правил поведения спокойно сделать замечание и сказать, какие нарушения допущены.

Всегда относятся к окружающим так, как хочется, чтобы они относились к тебе.

В заключении беседы говорю детям:

Ребята, мне пора возвращаться к волшебнице и рассказать, что дети в группе «Пчелка» вежливые, хорошие, умеете играть друг с другом, знаете много правил в игре и будет очень хорошо, если вы будете всегда о них помнить и соблюдать их. А на память о своей встречи с вами я подарю вам волшебные очки, которые помогут вам быть друг с другом вежливыми, дружными и общительными. До свидания!

Тема: « Правила поведения детей в труде»

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщать детей о правилах поведения в труде: убирать за собой игрушки, уважительно относиться к чужому труду, помогать друг другу советами в труде.
  2. развивать внимание, наблюдательность, умение замечать ошибки у сверстников.
  3. воспитывать положительное отношение к труду.

Подготовка к беседе:

Подготовка куклы Незнайки к занятию.

Ход беседы:

Прихожу к детям вместе с Незнайкой.

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о труде детей, о том, как вести себя в труде. Незнайка будет помогать вам. Согласны? Читаю стихотворение:

Портниха. Переплетчица.

Целый день сегодня шью. Заболела

Я одела всю семью. Эта книжка: изорвал ее братишка.

Погоди немного, кошка. Я больную пожалею.

Будет и тебе одежка. Я возьму ее и склею.

Ребята, что можно сказать про детей, о которых рассказано в этих стихотворениях, какие они?

Можно я скажу: они ленивые, не внимательные, злые.

Ребята, правильно ли сказал Незнайка?

Нет. Дети трудолюбивые, заботливые, добрые, ласковые, внимательные.

А какие рассказы или стихотворения вы знаете о трудолюбивых и заботливых детях?

(Ребята называют рассказы)

Незнайка, а ты что молчишь? Расскажи, что ты знаешь о трудолюбивых детях?

Незнайка: Я вам расскажу, как мы помогали с Буратино Мальвине.

Мальвина наводила дома порядок, а мы разбрасывали игрушки. Нам было очень весело. (радостно смеется)

Ребята, скажите, а Мальвине тоже было смешно? (нет)

Это рассказ о трудолюбивых и заботливых детях? (нет)

Ребята, объясните Незнайке, как нужно было себя вести:

Помочь Мальвине убирать игрушки.

Спросить, нужно ли Мальвине еще помощь

Уважительно относиться к чужому труду

Действовать в труде совместно, коллективно.

Совместно обсуждать предстоящую деятльность

Помогать друг другу советами в труде

Незнайка, тебе помогли дети?

Очень. Спасибо вам. Теперь мне хочется исправиться и помочь Мальвине убирать игрушки. Пойду прямо сейчас к ней, и Буратино расскажу о правилах поведения. До свидания, ребята!

Ребята, вот вы и помогли Незнайке. Скажите, а вы поможете своим мамам.

Сейчас я вам расскажу о девочках: Оле и Люде.

Так или не так?

Оля и Люда гуляли во дворе. Увидела Оля, как Петя помогает своей маме развешивать белье на веревке, и говорить подруге:

И я сегодня маме помогала.

И я тоже, - ответила Люда, - А что ты делала?

Тарелки вытирала, и ложки, и вилки.

А я ботинки чистила

Мамины? – спросила Оля

Нет, свои

Разве это помощь маме? – засмеялась Оля. – ты же их себе чистила?

Ну и что же? Зато у мамы будет меньше работы, - сказала Люда.

Так или не так?

Ребята, кто же из детей помогал маме?

Можно ли Люде сказать такую пословицу?

Судят не по словам, а по делам.

Ребята, а как вы понимаете пословицы:

Маленькое дело лучше большого безделья.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

По окончанию беседы хвалю детей:

Ребята, вы сегодня сделали доброе дело: помогли Незнайке освоить правила поведения в труде, а заодно и сами вспомнили. Молодцы!

Тема: «Правила поведения на занятии»

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять и закреплять полученные раннее знания о правилах поведения на занятии: не кричать с места, не разговаривать, не отвлекать соседа и т.д.
  2. Развивать наблюдательность, уметь замечать и справлять недостатки.
  3. Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование:

Заранее подготовленная исценировка сказки «Урок музыки» с участием детей, разучивание слов, реплик.

Подготовка костюмов Буратино, кота, собаки.

Ход беседы:

Собираю детей и говорю:

Ребята, сегодня к вам приехали артисты, которые показывают детям театральные представления. Они нам сегодня покажут сказку « Урок музыки», где многие правила поведения нарушены. Смотрите внимательно, потом мы будем обсуждать, какие правила нарушили ребята.

Урок музыки.

(По мотивам сказки А. Островского)

Действующие лица (исполняют дети): - Алеша Почемучкин,

Собака Чижик,

Буратино,

Учитель Кот.

(Алеша и Чижик готовятся к уроку)

Чижик: (бормочет)до, ре, ми, фа…

Алеша: Чижик, ты же выучил урок дома, чего шепчешь?

Чижик: Волнуюсь, повторяю.Ав- ав!

Алеша: А я волнуюсь за Буратино. Опять его нет, опять опаздывает и урок не выучил, наверное.

Чижик: Учитель идет!

(Входит кот)

Кот: Здравствуйте!

Алеша и Чижик: Здравствуйте!

Кот: Начнем урок.

Чижик: (тихо)Ой, боюсь, сейчас меня спросят.Ав!

(В класс вбегает Буратино и падает)

Буратино: Ой- ой!

Кот: Буратино! Во-первых, ты опоздал на урок, во-вторых, не поздоровался. Выйди и войди снова так, как нужно.

Буратино: (Выходит, входит, спотыкается и падает) Здравствуйте!

Кот: Буратино, ты опять сделал все не так, выйди и вновь войди в класс, а не падай у порога.

Буратино: Ну вот, опять не повезло, попробую снова(уходит, стучится, спокойно открывает дверь) Здравствуйте!

Кот: Садись, Буратино! Урок ответит Алеша Почемучкин.

Алеша: (Поет любую попевку с названием нот) до, ре, ми, фа…

Кот: Хорошо, Алеша, я вижу, ты выучил урок. Ну что ж, Буратино, покажи свои знания.

Буратино: Ой, я кажется что-то забыл! (шепчет друзьям) подсказывайте, я не выучил.

Кот: Ты урок забыл?

Буратино: Да! То есть нет, я выучил.

Кот: Назови ноты по порядку.

Буратино: По чему:

Кот: По порядку! Если ты не готов, садись на место.

Буратино: Нет, нет, Я готов. Сейчас вспомню. До…

Буратино: (ждет подсказки) ну!

Буратино: (слышит подсказку) не «ну», а «ре».

Буратино: Ну! Ре.

Чижик и Алеша: (шепотом) ми, ми…

Буратино: Ми- ми.

Кот: Какая нота?

Буратино: (поет) ми-ми-ми…(слышит подсказку) фасоль.

Кот: Буратино, какая фасоль?

Алеша и Чижик: (шепотом) раздельно фа соль, фа соль.

Буратино: Раздельно фасоль и еще соль.

Кот: Достаточно, Буратино. Как не стыдно не учить урок! Сядь, Буратино, получаешь «плохо».

Буратино: Опять не повезло!(вздыхает)

Кот: Послушаем, что приготовил Чижик.

Чижик: (боится ответить) я пою ноты (поет ноты, робко, тихо).

Кот: Неплохо, Чижик. Ты выучил урок, но излишняя робость тебе помешала, ты пел тихо и неуверенно. Садись, «хорошо».

Алеша: Молодец, Чижик, выучил урок.

Кот: Чтоб изучить науку пения.

Чтоб урок не зря для вас прошел,

Должны набраться вы терпения

И слушать очень хорошо,

Мяу-мяу, и слушать очень хорошо!

Урок закончен, до свидания!

Благодарим ребят за исценировку сказки. Спрашиваю у детей:

Ребята, какие правила поведения были нарушены на занятии?

Вместе с детьми формулируем правила этикета, которые должны соблюдать будущие ученики:

Приходить до начала урока!

Готовиться к уроку до звонка!

Если не готов к уроку, нужно заранее предупредить учителя до начала урока и выучить его к следующему разу.

Не опаздывать на урок, а если опоздал- извиниться и попросить разрешение присутствовать на уроке.

Не подсказывать на уроке, лучше помочь другу выучить урок.

Помните! Подсказка унижает человека.

Смело отвечай выученный урок.

В конце беседы хвалю детей за исценированную сказку и за правильно найденные ошибки.

Тема: «Правила поведения по улице»

Программное содержание:

  1. Обобщать и закреплять знания детей о правилах поведения на улице, на дороге.
  2. развивать внимательность.
  3. воспитывать самостоятельность, умение правильно переходить дорогу.

Подготовка к беседе:

Подготовка тротуара (вырезанные из плотной бумаги), пешеходный переход, светофор.

Подготовка игрушек-машин, резиновых кукол.

Заранее распределение долей между детьми (черепах, собака, ребенок с машинкой, ребенок с мячом)

Ход занятий:

Беседу провожу за большим столом.

Воспитатель: где начало занятия? У пешеходного перехода собрались люди. Все ждут сначала светофора, чтобы перейти улицу. Они стоит на тротуаре.

Светофор.

С площадей и перекрестков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьезный

Очень важный светофор.

У него глаза цветные,

Не глаза- а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня

Поглядите – кА сейчас

Загорелся желтый глаз.

Ребята, можно идти, ехать? Правильно, нет, это сигнал – внимание?

Стоят машины, пешеходы.

Светофор мигнул и раз-

Вдруг открыл зеленый глаз.

Пешеходом путь открыт!

(Игрушки-пешеходы переходят улицу. Игрушками управляют дети)

Ребята, переходя дорогу, как бы вы ни спешили, ни торопитесь, не следует бежать, расталкивая прохожих, как будто за нами кто-то гонится.

В этом случае можно сказать, тем кто идет не спеша: «Разрешите пройти?

Постарайтесь не задевать прохожих зонтиком, игрушкой, сумкой.

Ребята, давайте вспомним основные правила для пешеходов?

Идти только по правой стороне тротуара

Не гулять по мостовой и не переходить проезжую часть улицы на искосок

Не расталкивайте прохожих, спеша к автобусу.

Если встретили знакомую, то для того, чтобы поговорить, отойдите с ним в сторону.

(девочка переводит черепаху через дорогу без соблюдения правил)

Воспитатель: - Мне, - сказала черепаха,-

Неизвестно чувство страха,

На сигналы не гляжу:

Где хочу- перехожу!

Ребята, объясните черепахе, почему она не права. (Ребята объясняют)

А пока переходила,

Под машину угодила.

(мальчик ведет машину и наезжает на черепаху)

Искры брызнули из глаз…

Хорошо, что панцырь спас!

(ребенок выкатывает маленький мяч на проезжую часть, за мячом «бежит» собачка)

Шарик мчится за мячом:

Мне машина не по чем!

(машина объезжает Шарика)

Отскочить он не успел

И остался чудом цел.

Ребята, объясните Шарику, какое правило он нарушил?

Дети: Нельзя играть рядом с проезжей частью или на ней!

Ребята, назовите сигналы светофора. Что они означают? Назовите правила поведения для пешеходов и покажите их действие на игрушках.

Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины улицы, направо.

Переходить улицу можно в местах, где есть переходная дорожка.

Не переходить улицу, если по ней движется специальный транспорт.

Молодцы ребята, справились с заданием. А сейчас давайте поиграем с вами в игру: «Правильно – неправильно»

Цель: Развитие внимания, умение находить нарушения правил поведения на улице, на картинках.

Оборудование: Картинки с изображением различных ситуаций на улице.

Описание: Ребята, внимательно рассмотрите картинки, что правильно, что- неправильно.

В заключении спрашиваю у детей:

Ребята, скажите, станет ли культурный человек громко разговаривать на улице, привлекая внимание, ссорить, бросать шелуху от спичек, бумажки?

Если вам нужно о чем-то спросить на улице, как вы поступите?

Ребята, а какие вы знаете правила поведения на тротуаре?

(не толкать прохожих, не мусорить, пропускать прохожих).

А какие вы знаете правила поведения на проезжей части?

(переходить дорогу только на зеленый цвет, не бегать переходя дорогу, не играть на проезжей части)

В конце беседы хвалю детей.

Тема: « Правила поведения в работе с книгой»

Программное содержание:

  1. Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения в работе с книгой.
  2. Развивать внимание
  3. Воспитывать бережное обращение с книгами.

Подготовка куклы Незнайки

Подготовка книги с оторванной страничкой

Ход беседы:

Приношу к детям порванную книжку и говорю:

Ребята, посмотрите, что Незнайка с книгой сделал. Хорошо он поступил?

Дети: Нет!

А вот и сам Незнайка идет.

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как я с книгой интересно играл.

Ребята, объясните Незнайке, что так с книгами не обращаются.

(ребята объяснили Незнайке, а воспитатель читает стихотворение):

Знать обязаны детишки,

Что не надо портить книжки:

В них не стоит рисовать

И листочки вырывать!

Все странички в них важны,

Книжки вы беречь должны

Книжку надо в шкаф убрать.

Книжек много есть вокруг

Каждая – прекрасный друг.

Ребята, скажите, а почему с книгой надо обращаться аккуратно и беречь их?

(потому, что мы многое узнаем с книг)

Давайте с вами почитаем рассказ из книги, которую порвал Незнайка.

(читаю рассказ, но на самом интересном месте останавливаюсь)

Дети: Почему?

Незнайка вырвал здесь страничку.

А что теперь будет делать?

Давайте скажем Незнайке, как нужно обращаться с книгами:

Беречь книги!

Не рвать книги!

Не рисовать в книгах!

Ухаживать за книгой!

При работе с книгой, аккуратно перелистывать страницы, не мять их.

Хранить книги в шкафу или на книжной полке!

Незнайка, теперь тебе понятно, почему нужно хорошо обращаться с книжками?

Да! Спасибо, вам ребята за добрые советы. Мне очень стыдно, что я так поступил с книгой. Давайте сейчас я приклею листочек на место и мы дочитаем рассказ.

(Ребята вместе с Незнайкой приклеивают оторванную страничку на место. Воспитатель дочитывает рассказ)

По окончанию беседы, воспитатель говорит:

Ребята, берегите книги, наших дорогих и верных друзей.

Тема « о культуре поведения»

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать у детей доброжелательное, вежливое, уважительное отношение к окружающим людям.
  2. Формировать умение оценивать позитивные и негативные поступки сверстников.
  3. Развивать связную речь, интонационно-выразительную речь.

Оборудование: игрушки, медведь.

Ход беседы:

Воспитатель говорит детям:

Ребята, вы уже столько раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, к взрослым. И у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Приглашаю вас на урок в школу игрушек.

Воспитатель подходит к игрушкам, берет (по очереди) их в руки и от их имени приветствует детей:

Здравствуйте, доброе утро и т.д.

Утро в школе игрушек начинается с необычной зарядки, которая называется «Познакомимся». Вы должны подойти к понравившейся игрушке, сказать ей добрые слова, взять на руки и нежно прижать к себе или погладить.

(Дети знакомятся с игрушками)

Вот вы и познакомились с игрушками. Игрушки по секрету мне сказали, что они очень вежливые, добрые и внимательные. Много знают нужных волшебных слов. И они хотят проверить знают ли ребята вежливые слова. Давайте докажем, что мы тоже много знаем и умеем.

Воспитатель берет игрушки (по очереди) подходит к какому-либо ребенку и спрашивает: зайчонок (лисенок) хочет узнать…

Что нужно сказать после обеда? (спасибо)

К кому обращаются на «Вы»? (ко взрослым)

Как надо попросить? (пожалуйста)

Как надо поблагодарить за помощь? (спасибо)

Что надо сделать, если нечаянно обидел кого-то? (попросить прощение)

Какие слова говорят утром? (доброе утро)

Как пригласить к себе в гости? (я буду очень рада увидеть вас..)

Ребята, сейчас я вас познакомлю с медведем, которому учения в школе даются нелегко.

Медведь: Я все могу- могу плясать,

И рисовать, и петь,

Могу стоять на голове,

До Марса долететь,

Могу допрыгнуть до луны,

Могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз…

Могу я целый день не врать.

Могу! Могу! Могу!

…но не хочу!

Вам понравился медведь?

Что можно сказать о нем? Хотите с ним дружить?

Если бы в нашей группе был такой хвастливый ребенок, говорил: «Я все могу! Я сделаю лучше всех!», то что бы вы ему посоветовали? Но мишка не только хвастун. Послушайте стихотворение:

Мишка злым сегодня был,

Оттолкнул братишку.

И сестренке нагрубил,

И уткнулся в книжку.

(Мишка отворачивается, закрывает морду лапой)

Как можно назвать такого мишку?

Мишка: Я не хочу быть грубияном. Подскажите, что нужно сделать?

Давайте поможем медведю исправиться. Расскажем, что должен делать каждый ребенок и медвежонок, чтобы быть вежливым?

Совершенно верно. Вежливые дети первыми приветствуют взрослых, не забывают прощаться, извиняться за беспокойство, благодарят за помощь. Вежливые дети не разговаривают громко, не дразнят товарищей, умеют договариваться друг с другом. Вежливый ребенок, если обидел ненароком, обязательно попросит прощения.

Мишка: Я понял, что очень плохо быть хвастливым, крикливым, грубым. И вы, ребята, помните об этом всегда. Спасибо вам!

Тема: «Как одеваться в прохладную погоду»

Программное содержание:

  1. Обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания.
  2. Развивать внимание, наблюдательность.
  3. Воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.

Оборудование:

Картины с изображением разных времен года; плоскостные куклы, картонные, с комплектом одежды по сезонам; куклу Таню с комплектом различной одежды (платье, брюки, фартук и т.д)

Подготовка костюмов Мальвины, Буратины, Незнайки.

Заготовка карточек зеленого цвета.

Ход беседы:

В группу к детям приходит в гости Мальвина, Буратино и Незнайка. Дети здороваются с гостями. Мальвина говорит:

Дети, вчера я заходила в среднюю группу и видела как Таня помогала одеваться новому мальчику Алеше. А в группе больше никого не было. Я спросила Алешу, где все ребята. Алеша сказал, что они на музыкальном занятии, а он опаздывает, т.к не умеет переодеваться – дома его всегда одевала бабушка. А вы ребята?

Сами ли вы одеваетесь дома? Умеете ли быстро и аккуратно одеться, если мамы нет дома, а бабушка приболела или занята и не может вам помочь?

(дети отвечают)

Ребята, давайте проверим себя (показывает картинку). Представьте себе: лето, тепло, ласковое солнышко. Как надо одеть кукол в такую погоду? Поставим песочные часы и проверим, сколько времени у вас займет одевание кукол на прогулку. Помогать нам в этом будут наши верные друзья: Мальвина и Буратино, которые за правильность ваших действий будут давать вам карточки зеленого цвета.

Дети обращаются к картонным куклам с комплектом одежды (у мальчиков – куклы мальчики, а у девочек – девочки). Буратино и Мальвина помогают воспитателю оценивать действия детей, кладут карточки зеленого цвета на стол тому, кто правильно и быстрее других оденет куклу.

В это время Незнайка подсказывает детям но опять- таки не верно, что делает задание запутанным. После подсчета зеленых карточек победителя, Буратино и Мальвина награждают цветочком.

Молодцы, ребята. А сейчас представьте холодную, дождливую осень. А как надо одеть кукол в такую погоду?

Воспитатель ставит песочные часы и проверяет длительность одевания кукол. Поочередно обыгрываются все времена года. После чего воспитатель предлагает детям одеть кукол не на прогулку, а в детский сад, в гости.

После, Незнайка обращается к детям:

Ребята, я тоже хочу поиграть с вами: я все хорошо знаю и умею.

Сейчас проверим Незнайкины знания, да ребята? (Да!)

Скажи, Незнайка, какой из этих щеток нужно чистить обувь? (Незнайка показывает на одежную). Вот и не верно. Эта щетка для одежды, и если раз почистишь ею обувь, то потом она будет пачкать одежду. А теперь попробуй одеть куклу Таню для катания на лыжах.

Незнайка надевает на куклу фартук. Ребята подсказывают Незнайке.

Воспитатель поручает помочь Незнайке одеть правильно куклу, и объяснить в чем его ошибка и почему он одевает куклу по другому.

После чего Незнайка говорит детям:

Ребята, теперь я знаю как нужно одеваться в разное время года. Спасибо вам.

Мальвина и Буратино спрашивают у детей:

Ребята, что вы запомнили сегодня? Что нового помогли узнать Незнайке? Молодцы, теперь мы уверены, что вы сможете одеться без помощи бабушки.

Тема: «Подружись с зубной щеткой»

Программное содержание:

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. Формировать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести пониманию их назначения и функции; Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскания рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней)

Оборудование:

Несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.

Ход беседы:

В гости приходят Мальвина и Буратино.

М: Здравствуйте ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи по смелее, пусть ребята на посмотрят.

Б: Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.

М: А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь элементарного, не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Б: Ладно, помою руки (Плюёт на руки и растирает их).

М: Затем умыться (не смотрит на Буратино).

Б: Вот смотри, как умываюсь (руками без воды трет лицо)

М: Причесаться.

Б: Это запросто! (Прилизывает руками волосы)

М: И почистить зубы зубной щеткой (Буратино растеряно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пол, для волос, для одежды, для посуды, для зубов. Не поймет какая щетка для зубов!)

М: Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку. (дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке)

Б: А чистить зубы совсем не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязные. А на зубах откуда может быть грязь?

М: Ребята, правильно ли думает Буратино? (нет, нужно чистить 2 раза)

Б: А зачем?

М: Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, по удобнее и посадите рядом Буратино.

Ребята, сколько зубов у человека?

Для чего нужны человеку зубы? (чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек не красивый)

А зубы только у человека есть?

Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы – самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Давайте постучим зубами. А теперь посмотрите на свои зубы в зеркало: все ли зубы одинаковы? Да, у всех зубы разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними коренные, которые пережевывают пищу.

Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.

Б: Ой, спасибо, я пошел. Всё про зубы рассказали, я всё знаю.

М: Нет, постой. Ты ведь не знаешь, что зубы надо беречь. А почему разрушаются зубы? (игра с мячом. Полезная для зубов морковь, яблоко, молоко, творог, сметана, масло, кефир. Не полезно – шоколад, конфеты, печенья, леденцы, зефир)

А как можно помочь зубам? (чистить, полоскать рот, грызть фрукты и овощи)

Как часто нужно чистить зубы, почему?

Значит, лучшие друзья для наших зубов – это зубная щетка зубная паста.

А у взрослых и детей щетки одинаковы?

А как вы ухаживаете за зубной щеткой?

М: Буратино, ты запомнил? (Да!) А что, если разболятся зубы? (К стоматологу). Но не жди, пока зубы заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровы.

Б: Ой, еще и врачи есть, которые зубы лечат?

М: Если зубы лечить вовремя, они никогда не будут болеть. Давайте с вами назовем правила бережного отношения к своим зубам:

Чистить зубы 2 раза в день.

Полоскать зубы после еды

Не есть много сладкого, не грызть твердые предметы

Пользоваться своей зубной щеткой

Посещать стоматолога

М: Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про вас, про ребят. Стоматолог передал вам привет и пожелал вам здоровье.

Тема: «Мы едем в транспорте»

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с правилами поведения в транспорте: уступать место, быть вежливым, не толкаться и т.д.
  2. Развивать внимательность, наблюдательность.
  3. Воспитывать доброжелательное отношение к людям, едущих в транспорте.

Оборудование:

Подготовка сиденьев- стульчиков, билетов.

Вывеска «касса с билетами»

Ход беседы:

Предлагаю детям поиграть в «поездку в автобусе»:

Вместе с детьми устанавливаю сиденья, прикрепляю «кассу с билетами», говорю детям:

Ребята, с нами в автобусе еще хотят покататься Незнайка и Буратино. Покатаем их? Но, прежде чем пригласить Буратино и Незнайку, вспомним главные правила поведения в автобусе. Ведь они будут брать с нас пример:

Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

Подними и вежливо подай обраненый кем-то предмет.

Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

Не разговаривай громко в транспорте.

Не сори в транспорте.

Не пачкай сиденье.

После перечисления правил, предлагаю детям занять места.

А кто из нас будет водителем?(вызываю ребенка). Теперь в путь. Ваня, подвези нас, пожалуйста, к Незнайке и Буратино.

Водитель объявляет маршрут, дети едут. На одной из остановок воспитатель садится с Незнайкой. Один из детей уступают место воспитателю. Педагог благодарит ребенка.

Во время поездки, Незнайка громко разговаривает, требует место у окна; пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки.

Воспитатель говорит детям:

Ребята, напомните Незнайке, как надо вести себя в автобусе(дети указывают на его ошибки).

Спасибо, ребята, теперь я знаю, как себя нужно вести.

На очередной остановке в автобус садится Буратино, который поднимает обраненную воспитателем ручку и говорит:

Извините, вы уронили. Возьмите пожалуйста.

Воспитатель предлагает сесть Буратино рядом с Незнайкой, чтобы он учился у Буратино вежливости.

После нескольких кругов, водитель объявляет остановку «детский сад».

Воспитатель говорит детям:

Ребята, давайте поиграем с вами в игру, а Незнайка и Буратино посмотрят, какие вы умные.

Игра «Продолжи предложение»

Цель: закрепить знания детей о том, как надо вести себя правильно всем.

Оборудование: мяч

Описание: Воспитатель говорит детям:

Сейчас я вам буду кидать мяч и буду про что-то рассказывать, а внимательно слушайте и продолжайте:

  1. Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то (это будет мешать другим людям).
  2. Если ты лезешь на сиденье с ногами, будешь сорить, то (в автобусе будет грязно, и другим пассажирам, детям и взрослым, будет не удобно).
  3. Если ты будешь громко разговаривать и отвлекать водителя от дороги, то (это может плохо закончиться).
  4. Если в автобус зашла бабушка или больной человек, то (нужно уступить место).

Молодцы, ребята. Теперь я знаю, что в транспорте будете вести себя хорошо и будете другим детям показывать пример для подражания.

(Незнайка и Буратино благодарят детей и прощаются с ними).

Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми на морально-этические темы

Введение

Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Hо лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или же их загубили сорняки зла. Процесс воспитания ребенка настолько сложен и полон риска, что большинство родителей сейчас испытывают серьезные затруднения, и, к счастью, многие из них приходят к выводу, что этот процесс требует серьезной подготовки со стороны родителей.

Проблема духовности и нравственности активно разрабатывается в философской и психологической литературе. Исследования духовности у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны с исследованиями в области нравственного воспитания личности (Л. И. Божович, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. А. Рояк, а также с изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста (Л. В. Артемова, В. С. Мухина, Е. О. Смирнова) . Однако анализ исследований по данной проблематике показывает, что научных трудов по воспитанию духовности личности дошкольника практически не существует. Оно приравнивается к нравственному и эстетическому воспитанию. Нет четких концептуальных основ духовного развития личности, отсутствуют ориентиры и принципы его построения, не создано целостной педагогической теории воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, назрела необходимость в реальном возвращении категории «духовность» в педагогическую науку и практику, в теоретической и практической разработке проблем духовности, а также в разработке содержания, методов, форм, условий духовного развития детей дошкольного возраста.

Для каждого человека важно научиться жить рядом и вместе с другими людьми. Любое общество строится на совместной работе, сотрудничестве. В большом обществе, где возможна большая избирательность, и тем более в маленьком нужно уметь работать в коллективе, в команде.

Поэтому очень важно, чтобы дети с дошкольного возраста учились устанавливать контакты с другими людьми : и детьми и взрослыми , учились считаться друг с другом, помогать распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнуют общественность во всем мире и в нашей стране в частности.

Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к духовным ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.

Дошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению детей с нравственными нормами в процессе различной деятельности.

Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным.

Поэтому в настоящее время наиболее актуально воспитание духовно – нравственной стороны личности уже с дошкольного возраста.

I. Воспитание морально – этических качеств .

В душе и сердце Ребенка должны быть

поселены светлые образы,

мысли и мечтания – чувство прекрасного,

стремление к самопознанию и саморазвитию ;

ответственность за свои мысли;

устремленность к благу; мужество и бесстрашие,

чувство заботы и сострадания, радости и восхищения,

сознание жизни, смерти и бессмертия…

Ш. А. Амонашвили

Интерес к проблеме воспитания морально – этических качеств , ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции : книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо выполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.

А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание патриотических чувств.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

В нравственном воспитании дошкольников весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми . Воспитывая нравственные качества личности, должно проводиться немало различных мероприятий : беседы на этические темы , чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт. В группе детского сада существует три обязательных правила :

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи;

При составлении тематического планирования по воспитанию духовно-нравственных качеств личности детей, следует учесть, что для ребенка дошкольного возраста с нарушениями речи характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия» (по Петухово, в прошлое города и т. д.) . Таким образом, каждая тема подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование) . Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Главной целью этой работы является создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно–нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

Важно поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Воспитывать интерес, уважение и доброжелательное отношение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представление о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма, толерантное отношение к жителям Земли.

Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность – задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.

II. Морально – этическое воспитание детей дошкольного возраста.

Конечная цель разумного воспитания детей заключается

в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение

добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н. И. Пирогов

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы , а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи : через т. н. «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.

«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром. само содержание жизни в обществе. Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы». (Игумен Евмений. Духовность как ответственность) .

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром : на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей дошкольного возраста. Разрабатывая программу по духовно – нравственному воспитанию важно не перегружать ребенка и строго следовать возрастным особенностям.

Основные задачи работы педагогов

по духовно–нравственному воспитанию детей :

1. Воспитывать уважение к нравственным нормам морали . Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условия для воспитания целостной картины мира.

3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке.

6. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли и выносливости.

7. Прививать трудовые навыки, учить выполнять простые бытовые поручения, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентировать семью на духовно–нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада)

1. Занятия по познавательному развитию на тему духовно–нравственного воспитания детей.

2. Экскурсии, целевые прогулки по городу.

3. Тематические вечера досуга эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия) .

4. Беседы с детьми о правилах поведения.

5. Слушание духовной музыки, колокольных звонов, колыбельных песен, знакомство с творчеством и биографией русских композиторов.

6. Этические беседы .

7. Встречи с семьями (рассказы о семейных традициях, реликвиях, оформление наглядно–иллюстративного материала «Моя семья» . Совместные творческие работы детей и родителей).

8. Чтение художественной литературы по духовно–нравственной тематике.

9. Посещение музея, библиотеки с целью знакомства с духовными ценностями и историей Отечества.

10. Выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, совместных творческих работ детей и родителей.

11. Проведение совместных с родителями праздников.

Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства.

В формировании этических представлений и гуманных чувств у старших дошкольников особое место принадлежит беседам. Они побуждают детей к осознанию поступков, явлений, ситуаций морального характера. Благодаря этим беседам взрослый имеет возможность на конкретных примерах показать, что содержат в себе такие понятия, как «доброта», «честность», «правдивость», «смелость», «справедливость», «дружба» и т. д. С помощью таких бесед воспитатель может ставить детей перед выбором поступка. В этой связи он формулирует вопросы с нравственной направленностью, так, чтобы они пробуждали у детей активность, самостоятельность в решении поставленной задачи. Старшим дошкольникам можно задать вопросы типа «Что бы ты сделал и что бы сказал?» и предложить различные ситуации, например: Если ты увидел, что взрослый что-то уронил? Если ты сидишь в вагоне, а на ближайшей остановке вошел пассажир, и мест свободных больше не оказалось? Если к тебе в дом пришел товарищ, а ты ешь апельсин? Если мама послала тебя к соседям одолжить что-нибудь? Если ты вошел в вестибюль детского сада, а там родители твоих товарищей по группе? и т. д.

Беседовать можно с группой детей или индивидуально на прогулке, дома. Дети высказывают свои суждения и выслушивают мнения других, отстаивают свою точку зрения, а также, если необходимо, могут отказываться от первоначального мнения.

От того, как проводится беседа, во многом зависит осмысление детьми обсуждаемой ситуации. Она не должна быть назидательной, поэтому воспитатель не навязывает своего мнения, а побуждает ребят к размышлению, к высказыванию собственного мнения. И здесь имеет немаловажное значение эмоциональное отношение самого педагога к обсуждаемой ситуации. Его голос, мимика, жест подчеркивают отношение к той нравственной проблеме, которая обсуждается.

Особенно активны дети тогда, когда темы близки для них, например, затрагивающие случаи из жизни группы: «как мы вместе трудились на участке», «как помогали малышам», «наши добрые дела» и т. д. Воспитатель так направляет суждения детей с помощью наводящих вопросов, чтобы в них содержались высказывания, свидетельствующие о понимании ребенка:

— что значит дружить (не ссориться, помогать друг другу, делиться игрушками и т. д.);

— что значит проявить доброжелательность (относиться внимательно, сочувственно, оказывать помощь);

— что значит проявить справедливость (уметь поровну разделить игрушки, дождаться своей очереди в игре, правильно распределить роли и т. д.);

Для наиболее полноценного осмысления нравственной сути ситуации важно четко и правильно сформулировать вопросы, логически последовательно их поставить, чтобы они были направлены на решение нравственно-этической проблемы.

Целесообразно, чтобы содержание бесед опиралось на личный опыт детей, их жизненные впечатления и переживания.

Муниципальное ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24

х.Северокавказского Новокубанский район

беседы по нравственному воспитанию

пОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ

люст наталья владимировна

2014 ГОД

БЕСЕДА№1-«Что значит «воспитанный человек»?»

Воспитанность есть усвоение хороших привычек.

Платон

– Как вы ответите на этот вопрос?

В толковом словаре сказано, что «воспитанный – это умеющий хорошо вести себя».

– Кого мы считаем воспитанным? Может быть, того, кто получил высшее образование?

Жизнь показывает, что нельзя каждого образованного человека считать воспитанным. Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанный человек обладает достаточным тактом, он умеет вести себя в обществе, обладает хорошими манерами. Воспитанного человека нетрудно распознать с первого взгляда. Облик его говорит сам за себя: он не теряется в незнакомом обществе, умеет сидеть за столом, красиво и аккуратно есть. Но воспитанность – это не только хорошие манеры. Это нечто глубокое и существенное в человеке. Этим «нечто» является внутренняя культура и интеллигентность, основой которой являются радушие и уважение к другому человеку.

Пример (воспоминание народной артистки СССР):

«Мне представляется эталоном таких качеств актер Художественного театра Василий Иванович Качалов. По улице шел он – и то залюбуешься. И скромно, и празднично... Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он органически уважал людей и всегда интересовался ими. При нем каждая женщина чувствовала себя привлекательной, существом нежным, достойным заботы. Мужчина чувствовал себя умным и очень ему (Качалову) нужным в данный момент. Василий Иванович как бы «впитывал» в себя чужие жизни, лица, характеры и был он среди людей как праздник, как человеческая красота и благородство».

В связи с этим хочется вспомнить о таком качестве личности, как обаяние. Обаятельный человек обладает притягательной силой, он всегда приветлив, предусмотрителен, его улыбка светла и естественна, встреча и разговор с ним доставляют удовольствие. А быть воспитанным – это значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, не мелочным.

Пример.

В письме к своему брату Николаю Антон Павлович Чехов пишет, каким условиям, по его мнению, должны удовлетворять воспитанные люди. Думается, нам полезно прислушаться к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: «С вами жить нельзя!» Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужой души, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!», – потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями... Делая дело на грош, они не носятся со своей палкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили...»

В ы в о д: подлинная воспитанность и культура не могут сочетаться с барским высокомерием.

Совершенно несовместим с понятием воспитанного человека цинизм – наглое, бесстыдное поведение, проникнутое презрением к людям. Цинизм – это глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

«Цинизм опасен, прежде всего, потому, что он возводит злобу в добродетель» (Андре Моруа, фр. писатель).

Люди с циничным поведением способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей; а главное – они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

– Какое главное качество отличает воспитанного человека от невоспитанного?

Отношение к людям, внимание к ним, уважение их индивидуальности.

Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него свои особенности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения, большая или меньшая сила эмоциональных переживаний, сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба. Какое это богатство – внутренний мир человека!

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет:

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Е Евтушенко

Как важно понимать и постоянно помнить, что такой сложный внутренний мир имею не только я, но и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который находится рядом со мной, отличается от меня, то это не значит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особенностями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно исходить из того, что другой человек – самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т. п. несовместимы с понятием «воспитанный человек».

Воспитанный человек не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать их интересы, желания, вкусы, привычки, настроения, искренне отзываться на их чувства и переживания.

Пример.

«Бывает и так, – пишет писатель С. Шуртаков, – в дороге ли, в дальнем селе повстречаешь нового человека, незнакомого; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощание руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания – не очень-то огорчишься, не загрустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце – нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разговоров в нем не отозвалось».

Действительно, как хочется каждому из нас встретить в собеседнике созвучие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем людям, которые участливо выслушивают нас, пытаются понять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого в себе ощущаем. А обратная связь?

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности человека не так уж просто. Мы часто объясняем поступки, настроения и отношения других, исходя из своих собственных представлений об их причинах. Надо сказать, что хороший человек в поступках и отношениях людей обычно видит хорошие побуждения. А плохой – плохие.

Хороший человек обычно доверчив. В своих отношениях с людьми он исходит из представления о том, что каждый добр, честен, порядочен, и очень удивляется и огорчается, когда в ком-то этих качеств не обнаруживает. Плохой человек подозрителен, он в каждом видит жулика, карьериста, любую удачу другого человека он объясняет хитростью того, лестью, обманом; и его очень трудно убедить в порядочности данного человека.

Вообще умение понять наиболее существенные особенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей, свидетельствует о достаточно высоком культурном развитии человека.

Культурный, воспитанный человек, прежде всего, заботится о том, чтобы не унизить достоинство другого человека.

Хочется обратить внимание еще на одно качество, о котором мы стесняемся говорить вслух, которое многие, к сожалению, считают старомодным. Это благородство.

Истинное благородство – приходить на помощь к человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность человека сострадать, сопереживать, сочувствовать, содействовать – признак духовной зрелости личности.

Благородство – высокая нравственность человека, соединенная с самоотверженностью и честностью.

Нам иногда выпадают счастливые моменты встречи с благородным человеком, но эти моменты бывают очень редки. Почему? Наверное, потому, что действительно очень мало в жизни благородных и истинно культурных людей.

Ну, а мы-то сами? Почему-то смеем требовать благородства и великодушия, сочувствия и понимания, прощения и помощи от других людей по отношению к нам. А сами? Давайте зададим себе несколько вопросов и попытаемся ответить на них.

Что для нас главное – «быть» или «казаться»? Интересны ли нам люди сами по себе, вне их должности, места работы и материальных возможностей? Уважаем ли мы окружающих или только делаем вид? Любим ли кого-нибудь, кроме себя? Иными словами, каковы наши внутренние, самые сокровенные потребности, желания и ценности?

Как бы мы ни ответили на эти вопросы, наши слова, действия, поступки и отношения выдают нас.

Великий И. Гете писал, что «поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой истинный облик».

БЕСЕДА№2-«Поведение человека как образ жизни»

Освобождать себя от соблюдения правил приличия –

значит искать средства для свободных проявлений

своих недостатков.

Ш. Монтескье

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский

Никакая причина не извиняет невежливости.

Т. Шевченко

Мы и другие люди. Как много об этом уже написано, однако жизнь показывает, что отношения между людьми продолжают волновать очень многих, так как являются главными в человеческом бытии, ведь «человек немыслим без общества».

Мы постоянно находимся среди людей: очень близких, родных, в кругу друзей, хороших знакомых или малознакомых – на работе, во время учебы, в гостях, клубах, кружках, театре, кино, музее, магазине, в столовой, ресторане, поезде, самолете, на пляже – везде и всегда.

Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза. Марк Аврелий: «Если бы ты даже хотел этого, ты не мог бы отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него».

Но готовы ли мы, хотим ли и умеем ли вести себя со всеми окружающими нас такими разными людьми так, чтобы и мы, и они чувствовали взаимное удовлетворение общением, как продолжительным, длящимся иногда почти всю жизнь, так и мимолетным, случайным?

Поведение человека... Мы как будто знаем о нем все или, во всяком случае, очень многое. Вместе со всеми мы негодуем и повторяем, что в нашем обществе – дефицит милосердия, доброжелательности, бескорыстия в отношениях между людьми, очень низкая культура поведения. Люди невнимательны и равнодушны друг к другу, часто грубы, нетактичны, невежливы; многие крикливо и безвкусно одеты, не умеют правильно и красиво говорить...

А мы сами? Задумываемся ли о том, как ведем себя с разными людьми, в разных ситуациях? Умеем ли уважать, сочувствовать или сострадать, тактично помогать? Правильно ли понимают и истолковывают наше поведение окружающие?

А. Моруа весьма тонко заметил: что каждый убежден, что другие ошибаются, когда судят о нем, и сам не ошибается, когда судит о других.

А так ли уж это важно – думать о своем поведении, когда в современном мире существует столько интересных и сложных проблем? Ведем себя, как все – и ладно. А ладно ли?

Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера, темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения. Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах. А определяется поведение всей системой отношений человека к действительности, прежде всего, его отношением к окружающим людям.

Общая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, служебных, семейных, личных.

Любые нарушения правил культуры поведения или отсутствие этой культуры как таковой очевидны и ведут к нарушениям отношений между людьми. Каждый знает из своего опыта, как бывает обидно и как портится настроение, когда кто-то толкнет, пусть даже нечаянно, и не извинится, или скажет грубое слово, или не поймет вашего состояния и будет шутить, когда вам совсем не до шуток (или, еще хуже, ответить грубостью, нахамить – вставать на одну ступень). Этот кто-то – малокультурный и невоспитанный человек. Про таких людей Д. Локк писал: «В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости (хамства); ученость становится в нем педантизмом; остроумие – шутовством; простота – неотесанностью; добродушие – лестью.

Именно человеколюбие – главная ценность в поведении каждого из нас. Обычно бывает так, что в тот или иной период времени одному человеку живется легче, другому – труднее; одному выпадет больше радости, другому меньше; у одного на душе спокойно, у другого тревожно. Важно уметь видеть и понимать, кому ты должен сочувствовать, сострадать, помогать, а от кого и когда сам вправе ожидать поддержки и помощи. Это – основа тончайших человеческих взаимоотношений, которая определяет суть наших поступков от самых незначительных в повседневной жизни (уступил дорогу, пропустил в лифт, не заметил раздраженный тон расстроенного человека, похвалил покупку друга, поздравил с удачей) до весьма ответственных за жизнь, судьбу, будущее другого человека – того, кто находится рядом с тобой.

Жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя. Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.

БЕСЕДА №3-«ДУХОВНОСТЬ – НОРМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ»

Триединство человека:

Все, что для человека является дорогим, жизненно важным, что определяет его отношение к действительности, принято называть ценностями. Они формировались вместе с развитием человечества, его культуры.

– Какие бывают ценности?

1. Материальные (способствуют жизни):

Простейшие (пища, одежда, жилье, предметы быта и общественного потребления);

Более высокого порядка (орудия труда и материальные средства производства).

2. Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения.

И материальные, и духовные ценности – результат человеческой деятельности. Духовные ценности особые.

– Что это и какое воздействие они оказывают?

Книги, картины, скульптуры – не просто вещи. Они призваны вызывать у человека высокие чувства. Но обладают также и значимостью практической – они воздействуют своим содержанием на жизнь отдельного человека и общества в целом.

Наука, искусство, общечеловеческие нравственные и моральные нормы – без овладения ими не может быть человека духовного. А отсюда, без этого не может быть материального, технического, интеллектуального прорыва в будущее, не может быть должного человеческого общения в высоком смысле этого слова.

Итак, важнейшим условием формирования личности, полноценной, нравственной, является усвоение духовных ценностей. Но нравственный человек – это не просто усвоение духовных ценностей, а, скорее всего, это качество наших достижений, отношений, что и является в итоге показателем нашей внутренней зрелости. И, безусловно, каждый человек самостоятельно отбирает, формирует свои ценности, он берет их от общества не автоматически, а осознанно, как бы аккумулирует то, что лично ему кажется наиболее необходимым.

– Вот и подумай: а каковы твои жизненные ценности? Что для тебя имеет непреходящее значение?

И тогда ты поймешь, в какой мере твои ценности соответствуют общественным, что станет, в свою очередь, сильным импульсом для твоего самовоспитания. Потому что не может быть уважаемым ни окружающими, ни самим собой человек, живущий на обочине жизни, в собственном закуточке, «человек в футляре».

И, наверно, досадно и обидно прожить жизнь, не изведав счастья людской признательности. Но окружающие не будут нас уважать, признавать, считаться с нами, если мы сами себя не уважаем и не уверены в своих силах и взаимоотношениях.

– Какого человека мы называем нравственным?

Такого, кто требования общества к человеку сделал требованиями к самому себе и живет, учится, общается с окружающими согласно этим внутренним законам нравственности.

Его сознание и поведение едины, и основываются они (на чем?) на общечеловеческих ценностях и нормах. В полной мере сформировать свою нравственность, стать нравственно зрелой личностью человек может лишь в результате самовоспитания. Кто, как не сам человек, может развить у себя сознание того, что свое поведение надо согласовывать с интересами других людей, общества?

Нравственное самовоспитание – это воспитание всех вышеперечисленных чувств и качеств, и они могут быть сформированы у каждого человека при условии (каком?), что человек сам заинтересован в этом и к этому стремится.

Нравственное самовоспитание открывает единственно верный путь в жизни – утверждения добра, искренности, взаимной заботы и ответственности, настоящего (гражданского) отношения к своему делу; дает человеку волю и способность никогда не сворачивать с этого пути.

«Вся нравственность человека заключается в его намерениях» (Ж.-Ж. Руссо).

«Хорошо и нравственно – это одно и то же» (Л. Фейербах).

«Нравственность – наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом. Подлинная цель этой науки – счастье наибольшего числа людей» (К. Гельвеций).

Следовательно, ничто ни в мыслях, ни в поступках, ни в деяниях человека не должно быть во вред другому. Так?

«Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другому – в этом суть нравственности» (Шамфер).

– Что определяет норму человеческой жизни?

Те ценности, на которые ориентируется и которым служит человек.

– Что должно быть определяющим в человеческой жизни – материальное или духовное? Почему?

Если главенствует материальное, оно в первую очередь питает и радует тело. Душа здесь вторична. Отсюда возникает опасность, что во имя материальной ценности можно попрать человеческие интересы и самого человека, его свободу, волю, достоинство, даже жизнь. В возникшем соперничестве и борьбе за материальные блага возникает действие принципа «все дозволено!». Ни преград, ни запретов – беспредел.

Если главенствуют духовные ценности, богатеет душа чувством сопричастности с другими, чувством радости жизни. Тогда все совершаемое человеком не может нанести вред другому человеку. Здесь срабатывает нравственный закон. Он охраняет каждого и делает жизнь людей безопасной. Потому и возникли заповеди в жизни человека, охраняющие его душу от зла. Отсюда и духовные ценности, оберегающие жизнь, охраняющие ее и человека как высшую ценность.

Ж.-Ж. Руссо о собственной противоречивости: «Я всегда считал и теперь считаю, что я, в общем, лучший из людей, и вместе с тем уверен, что как бы ни была чиста человеческая душа, в ней непременно таится какой-нибудь отвратительный изъян».

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Гармония человека в отношениях с окружающими – гармония с самим собой. Старайтесь стремиться к этой гармонии.

БЕСЕДА №4 - «О ЗАКОНАХ НРАВСТВЕННОСТИ»

Хорошими людьми становятся больше

от упражнений, чем от природы.

Демокрит

Ежедневное общение дома, в школе, в транспорте, на улице, со своими, с чужими – это та реальность, о которой мы редко задумываемся. Это наша жизнь, в которой порой нет времени «остановить мгновение». Хотим мы этого или не хотим, но все мы подчас испытываем одни и те же чувства, все мы ранимы и уязвимы, все мы одинаково мучаемся от зла, обиды, боли, равнодушия.

– Безразлично ли любому человеку, как к нему относятся окружающие? (Нет.)

– Волнует ли вас отношение окружающих людей?

Да, нам не безразлично, как к нам относятся, и чаще всего мы хотим, чтобы нас любили, чтобы окружающим было хорошо с нами.

Кто-то дорожит любовью и уважением лишь своих друзей и знакомых, кому-то дороже всего добрые отношения в семье, и реже всего мы дорожим отношениями всех окружающих – и знакомых, и незнакомых.

– Почему? Может быть, этого и не надо?

Причин много, но одна из них, пожалуй, главная (Какая? Привести пример. ) – это эгоизм, желание, а вернее, нежелание в чем-то ущемить и ограничить себя, любимого, неумение поставить себя на место другого человека и постараться сделать все, чтобы ему (другому) было хорошо и спокойно. А еще? (Пример.) Трусость. Да-да, элементарная трусость, ведь хамство по отношению к совсем не знакомым чаще всего остается безнаказанным.

– Существуют ли некие общечеловеческие правила, используемые людьми различных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов?

Таких единых, общечеловеческих правил, наверное, нет, хотя есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип – так называемое «золотое правило нравственности», которое в той или иной степени является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов. Существует это правило на протяжении всей истории человечества. Менялись народы и цивилизации, но «золотое правило» оставалось.

Примеры:

1. В древнеиндийском эпосе V в. до н. э. есть такие строки: «Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому не приятны, пусть не делает другим людям».

2. Известны библейские изречения: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому»; «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

3. Строки из XV века: «Какая жизнь самая лучшая? Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

– Обобщите все сказанное. Какая единая мысль сохраняется во всех этих высказываниях?

Что людям желаешь, то и сам получишь.

Не делай другому того, чего сам себе не желаешь.

– Какие же поступки можно назвать нравственными?

Нравственные поступки имеют хорошие последствия как для нас самих, так и для окружающих нас людей. Как важно всегда помнить, что любой поступок имеет последствия и результат!

– Чем человек оправдывает свое безнравственное поведение?

Обстоятельствами. Дескать, они (обстоятельства) вынудили его сделать так. Но это неверно. В одних и тех же обстоятельствах люди ведут себя по-разному.

– От чего это зависит?

От нравственной позиции. Так, например, австрийский психолог Виктор Франклин, прошедший в годы Второй мировой войны через все ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: « В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя, как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек имеет в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет реализована, зависит от его решения, а не от условий».

– Итак, давайте более подробно представим, что же включает в себя понятие «нравственность». Какими качествами должен обладать нравственный человек?

Вернемся к началу нашего разговора. Для каждого человека, и мы это уже выяснили, всегда очень важно, как относятся к нему окружающие, что о нем думают, как оценивают его поступки и всю его деятельность.

– Как называется присущая каждому из нас потребность в общественном одобрении? (Честь.)

На доске нарисован «скелет» пирамиды, куда записываются постепенно, по мере обсуждения, все нравственные качества.

В итоге н а д о с к е

Честь – это добрая слава о человеке, о его делах. И «не уронить» эту славу – высший нравственный долг человека. И от того, что несут людям поступки человека – добро или зло, – зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Да, это честь.

– А что значит для вас честь? Какие понятия вы вкладываете в это слово?

В народной мудрости есть такое наставление: «Не променять честь на чечевичную похлебку». Как его понять?

Человек с честью не променяет ее ни на какой соблазн, материальные блага, заманчивое предложение.

Издавна в общественном сознании закрепилась русская пословица: «Береги честь смолоду». Почему? Зачем?

Чтобы это стремление стало сознательным, неотъемлемой частью жизни. От чего зависит наличие этого стремления? От окружающей среды, от людей, с которыми общаемся, от воспитания. А главное (от чего?) – да, от самого человека, от того, как он стремится воплотить в себе и в своем образе жизни принципы чести.

– По каким поступкам определяют честь человека?

Честь определяется отношением к обязанностям, к труду, к другим людям, к женщине, к детям.

Следующая составляющая нравственности неразрывно связана с честью человека.

Подумайте, что, как и честь, важно сберечь? Достоинство.

Иными словами, достоинство – это значимость человека. Свое достоинство каждый из нас проявляет ежедневно и ежечасно – на работе, в учебе, дома. Это чувство обнаруживается в сопротивлении каждого уважающего себя человека (чему?) всяким попыткам унизить, оскорбить, оклеветать его, ввести других в заблуждение относительно своей личности. Это чувство возвышает человека, придает его деятельности, всем его стремлениям определенное благородство.

Могут найтись люди, способные оскорбить, унизить вас, но право на самоуважение отнять невозможно.

Вот таинственный инструмент,

Созидается он столетиями,

А утрачивается в момент.

Под бомбежку ли, под гармошку,

Под красивую ль болтовню

Иссушается, разрушается,

Сокрушается на корню.

Чувство собственного Достоинства –

Вот таинственная стезя,

На которой разбиться – запросто,

Но с которой свернуть нельзя.

Потому что без промедления,

Вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится

Человеческий образ твой.

Б. Окуджава

– Что является свидетелем наших поступков, какое чувство определяет, что мы совершаем – добро или зло?

Это наша совесть.

– Что такое совесть и зачем она нужна?

Совесть – это наш внутренний судья. Совесть часто проявляется как неосознанный инстинкт, импульс, не оставляющий времени на размышления о личной выгоде.

Совесть помогает нам осуществлять самоконтроль, проводить самооценку совершаемых поступков. Она проявляется в непримиримости к собственным недостаткам, в самокритике, в желании соответствовать нравственным требованиям.

– Какое чувство является главным проявлением совести? Чувство стыда.

В народе издавна, как вы знаете, совесть разделяют на... (какую?) чистую и нечистую .

– С какой совестью человеку жить легче, свободнее? Почему?

Чистая совесть возвышает, нечистая заставляет страдать, прятаться, скрывать свои мысли и поступки.

«Жалок тот человек, в ком совесть нечиста» (А. Пушкин) .

– Почему?

П р о д о л ж и т е ф р а з у:

Если большинство людей в обществе

бессовестны е – это общество... (обывательское, беспокойное, нетерпимое, опасное, криминальное, бандитское, конфликтное);

совестливые – это общество... (спокойное, мирное, гражданское, безопасное, терпимое).

Слова «ты должен», «ты обязан» каждый слышит с раннего детства. Иные молодые люди склонны думать, что они никому ничего не должны, а наоборот, все должны им преподнести все блага на «блюдечке с голубой каемочкой», обязаны обеспечить «нормальную жизнь».

– О каком чувстве идет речь?

Это чувство появляется, когда у человека сформировано сознание. Это долг . Да, так уж устроена наша жизнь, что живет свободно и счастливо тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Долг – нравственное требование к личности, которое выступает как общественная необходимость жизни в обществе.

– В чем же вы видите на данном этапе исполнение своего долга? А в будущем?

Итак, чувство долга является критерием гражданской зрелости человека.

Продолжите и объясните смысл следующего высказывания:

«Исполни свой долг, и ты узнаешь, чего ты... (стоишь).

– От чего же зависят действия человека?

От желания и, конечно же, решения действовать.

– А воплощение в действие решения человека зависит от чего?

От прилагаемых усилий, то есть от человеческой силы воли.

– Как вы определяете для себя понятие силы воли?

Это сознательное усилие человека, направленное на достижение цели, на решение поставленной задачи. Иными словами, это мое убеждение, воплощенное в решение и действие.

– Какого человека можно назвать волевым?

Который занимается самовоспитанием, самостроительством, самосовершенствованием, ежедневно вырабатывая в себе столь необходимое качество. Волевой человек стремится стать лучше, накапливая в себе положительные качества.

Все сказанное – основа прекрасной, нравственной души человека.

– В чем, по-вашему, выражается способность и умение человека находить, видеть и воспринимать прекрасное в окружающем его мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах. В духовности.

– Что вы вкладываете в понятие «духовность»?

– Зачем она человеку?

По тому, как человек судит о прекрасном (если вообще эта способность присутствует в нем), можно судить и о его отношении к людям. Прокомментируйте следующее стихотворение:

«...Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нем?» –

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

Р. Гамзатов

– Позицию какого человека можно назвать нравственной? Почему? Какая позиция из этих двух близка вам? Как развивать в себе стремление к прекрасному?

Духовность развивается в стремлении человека к доброму, правдивому, прекрасному и красивому, что является опорой для человеческой души. Без такой опоры человек превращается в обывателя, для которого самое главное – быть сытым.

Каждый решает и определяет для себя (возврат к эпиграфу): насколько важно упражняться в самовоспитании, чтобы стать хорошим человеком?

Что еще почитать